Святой григорий просветитель армении. Кто такой Григор Лусаворич? Роль в истории

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 14 сентября 2017 года .

Житие св. Григория описано Агафангелом , автором V века , описавшем историю обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

В книге рассказывается, что отец Григория, парфянин Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую . Там мальчик был крещён именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III), желая усердною службою загладить вину своего отца.

Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата (Артаксата) , где тот был в заточении 13 лет, поддерживаемый благочестивой женщиной.

Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. Таким образом, Армения стала самой первой страной, принявшей христианство на государственной основе. Повсеместно в стране началась кампания по искоренению многовекового наследия армянской дохристианской культуры.

В 302 году Григорий был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Кесарийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате - столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин , что в переводе означает «сошёл Единородный» (то есть Иисус Христос) - который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма.

В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее , но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса , который, вместе с ещё одним посланником по имени Акритис, привёз в Армению Никейские постановления.

В 325 году Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 году) и был похоронен в Эчмиадзине . Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория.

Почти тысячу лет могила св. Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе , а 11 ноября 2000 года были переданы Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в

Григор = Гри + Гор = Бог Гри Лусаворич – арм., Грегориос Фостер или Фотистес – гречески., Григорий Парфянин, Григор Партев. Родился около 252 года - умер около 326 года – Святой Армянской Апостольской церкви, а также русской православной церкви (где известен как Григорий Армянский), и других православных церквей, Римско-Католической и Армянской Католической церквей, первый, после гонения царя Трдата, епископ и просветитель Армении. Был членом парфянского знатного рода Сурен-Пахлавов, который, свою очередь, был ветвью царского дома Аршикидов, имевшего парфянское происхождение. Таким образом, он был родственником армянских монархов, имевших также парфянское происхождение. Григорий при крещении получает имя Аристакес, и являлся апостолом Христа.

В 256 году до н.э. образовали, под предводительством Аршакидов самостоятельное государство, со временем превратившееся в крупную империю, включавшую территории между Ефратом и Индом, Каспийским и Индийскими морями. Просуществовало до 226 года н.э., когда сменилось новой персидской империей Сасанидов.

Парфяне были воинственным народом, ловкими наездниками и отличными стрелками из лука.

По мнению некоторых, волхвы (или один из них), приходившие с дарами на поклонение новорожденному Богомладенцу (Георгию, Иоанну), были из Парфии. В моих исследованиях это подтвердилось, волхвами с дарами был Аристакес, жена и сын. Известно, что при сошествии святого Духа на апостолов (апостолом был Аристакес и его сын и Магдалина), в числе народов, находившихся при этом событии в Иерусалиме, первыми упоминаются парфяне, а за ними мидяне, еламитяне и др.

После падения Аршакидов парфяне, тем не менее, сохранили свой привилегированный статус в государстве Сасанидов. Об этом свидетельствует частое упоминание имени парфян в наскальных надписях Сасанидской эпохи.

В книге рассказывается о том, что отец Григория, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова (Андроника-Христа) и за это сам поплатился жизнью.

Приписка позднего редактора, как это обычно бывает: враг становится героем, а герой врагом, то же самое было и с Иудой (Аристакесом), якобы предателем Иисуса, хотя в действительности верным слугой своего царя до последнего родственником и единственным апостолом взрослым.

Все семейство Григория (Аристакеса) было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую . Там мальчик был крещён (крещение было в более зрелом возрасте) именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим (Русь, Тартарию) и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III , - гг.), желая усердною службою загладить вину своего отца. Вся это история выдумана в томчесле и растование с женой. Под царем Хосровом понимается Андроник-Христос, а его сын, Георгий (Иоанн) Калита (Тридат). Его правление 1187 – 1227 годы, до 1206 года правит со своей матерью Марией Магдалиной, а после ее успения единоличный правитель Тартарии (Руси).

Рис. 86.Статуя св. Григория в стене собора св. Петра в Риме . Надпись на

армянском и латинском языках

В центре рисунка можно увидеть молодого человека, главного среди всех, сын Андроника-Христа Георгий (Иоанн) Калита (Константин Великий) с царской короной и с крестом.

Григорий (Аристакес – «святой защитник») был правителем Армении, и первым митрополитом московским, рыцарем духовно-рыцарского ордена тамплиеров, подчинялся великому магистру правителю Руси (Тартарии) Георгию (Иоанну) Калите. Нет ничего удивительного, что первые правители страны являлись одновременно и первосвященниками. Все представители династии Комнинов по национальности были армянами, согласно официальной и общепринятой версии, поэтому нет ничего удивительного в том, что под армянским царем Трдатом имеется в виду сын Иисуса Андроника-Христа, Георгий (Иоанн) Калита. Трдат – первый христианский царь в мировой истории. Григорий Просветитель (Аристакес) принимал участие в крестовом походе вместе с Георгием (Иоанном) Калитой, который и показал место будущего Эчмиадзин а в начале XIII века. Затем армия Армении примкнула к общей армии Георгия и воевала до победы 23 апреля 1204 года, за преданность и доблесть в бою, вероятно и получил новое имя Аристакес при крещении и посвящении в рыцари. Аристакес переводится как «Святой защитник» . В октябре 1205 года состоялся Первый Никейский (Московский) Собор, на котором и был Аристакес I со своей делегацией от великой Армении одним из почетных приглашенных на Собор. Аристакес I (Григорий Просветитель) жил в Москве был в Московском Кремле, армянский народ так же, как и многие народы мира, строил Кремль. Один из храмов Москвы на Красной площади храм Василия Блаженного (опричненский Ярусалим Ивана Грозного) построен в честь победы над Казанским ханством в 1555 году. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители храма, творчески истолковали задание, создав оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными церквами расположены меньшие по высоте; те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й столпообразной церкви, завершенной шатром с маленькой главкой; все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви - 4 раза в год) - первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).
Основной источник сведений о жизни святителя Григория - «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.
Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду - ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину - в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.
Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова - Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап - др.арм. «глубокая яма»).
Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.
Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении - 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем - после Миланского эдикта 313 г.).
Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате - столице царя Трдата III (по преданию, место строительства кафедрального храма указал сошедший с небес Господь).
Еще при жизни святитель назначил себе преемником своего сына Аристакеса (долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория). В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.
В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.
Главная святыня Армянской Апостольской Церкви - десница св. Григория Просветителя - хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.
Часть мощей св. Григория, хранившаяся 500 лет в храме его имени в Неаполе, была передана Католикосу Гарегину II в ходе его визита в Италию в ноябре 2000 г. 11 ноября 2000 г. мощи были доставлены в кафедральный собор св. Григория Просветителя в Ереване, где и пребывают по сей день.
Почитание св. Григория Просветителя на Руси
Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.
Случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя св. Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре.
В 1561 г. св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения (как и для других престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 г.: «...священы церкви приделы... которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы». Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма.

Иконография

Традиционно Григорий Просветитель изображается человеком средних или преклонных лет с седыми волосами, иногда коротко стриженными, с короткой или длинной, как правило, клиновидной бородой. Основатель и первый патриарх Армянской Апостольской Церкви, он представлен в святительском омофоре, благословляющим, со свитком или Евангелием в руке. Известны единоличные (в рост или погрудно) изображения святого и вместе с избранными святыми: со святителями в составе святительского чина в росписи алтарной зоны храма; с Римским папой Сильвестром, с которым, по преданию, он состоял в переписке и которого по его приглашению посетил вместе с царем Армении Трдатом III; с ап. Фаддеем, принесшим евангельскую весть в Армению; со св. Иоанном Крестителем; а также в памятниках, созданных в среде армян-халкидонитов: с грузинскими святыми, в частности с равноап. Ниной; с царем Трдатом III, представленным в человеческом облике или свиноголовым (как напоминание о наказании царя за гонения на святителя и св. жен Рипсимию и Гаианию, о раскаянии царя, о крещении и исцелении Григорием Просветителем); в отдельных сценах, самые распространенные из которых - заточение в яме со змеями (с изображением вдовицы, кормившей святого, и 2 львов и змей по аналогии с прор. Даниилом, также заключенным в ров (пещеру) со львами, освобожденным и исцелившим своего мучителя, в безумии получившего звериный облик) и крещение царя Трдата.

Тропарь, глас 4:

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Григорие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Благославнаго и священноначальника вси,/ яко страдальца истины,/ днесь верни в песнех и песнопениих восхвалим,/ бодраго пастыря и учителя Григория,/ всемирнаго светильника и поборника,// Христу бо молится, еже спастися нам.

(www.patriarchia.ru; www.pravenc.ru; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; www.pravenc.ru; www.prokavkaz.com; www.patriarchia.ru).

[Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ] (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?).

Основные сведения о жизни Г. П. собраны в т. н. цикле Жития Г. П. Арм. текст сохранился в составе «Истории Армении», автором к-рой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел (всего известно 17 редакций и фрагментов на 8 языках; подробнее см. в ст. Агафангел). Сравнение текста «Истории...» Агафангела с сообщениями арм. средневек. авторов, в особенности Мовсеса Хоренаци , заставляет предположить, что существовал и др., неизвестный ныне вариант жизнеописания Г. П. (Марр . 1905. С. 142; Тер-Гевондян А . Н . Вопрос о редакциях Агафангела по данным Хоренаци // ИФЖ. 1975. № 4. С. 129-139 (на арм. яз.)).

Арм. средневек. историографы полагали, что Г. П. принадлежал к парфянскому царскому роду (Иованнес Драсханакертци . История Армении / Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 63; потомок Г. П. католикос Саак I Великий († 439) носил прозвание Партев (Պարթև) - Парфянин). Согласно Мовсесу Хоренаци, юность Г. П. прошла в Кесарии Каппадокийской; он был женат на христианке Марии (по др. версии, Иулитте) и имел 2 сыновей. После 3 лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в мон-рь вместе с младшим сыном, к-рый, достигнув совершеннолетия, последовал за отшельником Никомахом; старший сын Г. П. избрал светский образ жизни. В «Истории...» Агафангела историческая хроника органично сочетается с агиографическими и эпическими материалами. В 1-й части излагается история армяно-иран. войн. 2-я часть рассказывает о мученичестве Г. П., о его заключении в Хор-Вирапе и о гонениях на христиан, начатых царем Трдатом. В отдельной главе описывается Житие и мученичество дев Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и их сподвижниц, превращение царя Трдата в вепря (свиноголового), освобождение Г. П., к-рый излечил царя и обратил его ко Христу. При содействии Трдата христианство распространилось по всей стране (традиц. дата Крещения Армении - 301). Далее следует гл. «Учение», прерывающая повествование Агафангела. Она представляет собой самостоятельное сочинение и популярно излагает ВЗ и НЗ. В последней части - «Обращение армян» - рассказывается о низвержении языческих храмов в городах и областях Армении, о распространении христианства, о путешествии царя Трдата и Г. П. в Рим к имп. Константину, о Никейском Соборе. В греч. и араб. версиях Жития Г. П. приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

По Н. Я. Марру, в основе почитания Г. П. лежит неск. лит. произведений: Книга о св. Григории, принадлежащая или приписываемая Месропу Маштоцу (грекофильская редакция VI в.); ее халкидонитская редакция VII в., сохранившаяся фрагментарно в араб. переводе с греч. языка; вероятно, переводилась и на груз. язык; арм. редакция VIII в. «Истории Армении» Агафангела (единственная сохранившаяся на арм. языке, с позднейшими поправками и дополнениями); с нее был сделан перевод на греч. язык (Марр . 1905. С. 182). Новейшими исследованиями установлено, что перевод греч., сир. и араб. версий Жития Г. П. восходит к VI - нач. VII в. (Peeters . 1942; Garitte G . Documents pour l"étude du livre d"Agathange. Vat., 1946. P. 336-353; Esbroeck M ., van . Un nou0veau témoin du livre d"Agathange // REArm. N. S. 1971. T. 8. P. 13-20; idem . Le résumé syriaque d"Agathange // AnBoll. 1977. T. 95. P. 291-358).

В V в. культ Г. П. еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским. Ни историк Егише (50-60-е гг. V в.), описавший события первой религ. войны армян против Ирана, ни автор Жития Месропа Маштоца Корюн не упоминают о Г. П. Его Житие, вошедшее в «Историю Армении» Агафангела, обнаруживает большое (иногда дословное) сходство с «Житием Месропа Маштоца» Корюна не только в тексте, но и в концепции. В частности, в грекофильской редакции Жития Г. П. нашла воплощение идея единства христ. народов Кавказа - армян, грузин (ивиров) и албанцев (агван).

Уже в VI в. Г. П. объявляется общекавк. просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Офиц. концепция трех Церквей - Армянской, Грузинской и Албанской - представлена в греч. и араб. версиях Жития св. Григория. У Мовсеса Хоренаци и у Лазара Парпеци Г. П. именуется не только общеарм. просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего Кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка груз. католикоса Кириона I с арм. духовными и светскими владыками, относящаяся к 604-609 гг. (сохр. в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса), где сообщается, что Г. П. насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях» (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132 (на арм. яз.)); Вртанес Кертог пишет о нем как о Просветителе Армении и Грузии (Там же. С. 136, 138); груз. католикос также подтверждает учреждение христ. веры Г. П. (Там же. С. 169); его оппонент арм. католикос Авраам I Албатанеци указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четв. IX в. груз. католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения Г. П.: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян . 1982. С. 18). В сир. тексте Жития Г. П. представлен продолжателем дела ап. Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

Переработка Жития Г. П. в арм. версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами (Абегян . История. С. 102-103), окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Г. П. в христианство соседних народов и его проповедь ограничивается 15 областями Вел. Армении. В Житии Г. П. предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с Самим Единородным Сыном Божиим - Христом.

Ок. 314 г. Г. П. был рукоположен во епископа на Соборе в Кесарии Каппадокийской еп. Леонтием (Ananian . 1961; Мурадян . 1982. С. 8-10). С тех пор установился порядок, по к-рому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Г. П. позаботился о том, чтобы эта должность сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса . Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки еп. Албиана - Албианиды. В IV в. на Патриарший престол вступают то Григориды, то Албианиды в зависимости от политической ориентации арм. царей (Тер-Минасянц Е . Взаимоотношения Армянской Церкви и сирийских Церквей. Эчмиадзин, 1908. С. 37 и сл. (на арм. яз.)). В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, к-рые отправлялись для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Г. П. сщмч. Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов».

Христ. церкви и мон-ри возникали на месте языческих храмов, земли к-рых Трдат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, к-рый должны были вносить священники в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Арм. духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных гос-вом земель опальных и уничтоженных нахарарских домов (История арм. народа. Ереван, 1984. Т. 2. С. 71-80 (на арм. яз.); см. указанную там лит-ру).

К концу жизни Г. П., передав кафедру сыну, стал отшельником в пещерах Мане. Обнаруженные местными пастухами мощи Г. П. разошлись по христ. миру вплоть до Греции и Италии. Главная святыня, десница Г. П., хранится в Эчмиадзине и является офиц. символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

В Византии история обращения Армении Г. П. стала известна не позднее V в., когда греч. историк Созомен упоминает о чуде крещения арм. царя Трдата, происшедшем в его доме (Sozom . Hist. eccl. II 8). В VIII в. празднование в честь Г. П. было включено в греч. церковный календарь; с IX в. день его памяти отмечен в греч. календаре, высеченном на мраморных досках ц. Сан-Джованни в Неаполе: 28 сент. упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сент., 2 и 3 дек. - «св. Григорий Армянский» (Peeters . 1942).

Активизация почитания Г. П. в Византии и странах визант. культурного ареала связана с именем патриарха К-польского свт. Фотия (858-867, 877-886), стремившегося к консолидации вост. христиан перед лицом Запада, а Г. П., популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов, стал объединяющей фигурой (Марр . 1905. С. 149, 153; Winkler G . Our Present Knowledge of the History of Agat‘angelos and its Oriental Versions // REArm. N. S. 1980. T. 14. P. 125-141). В это время на стенах собора Св. Софии в К-поле появляется изображение свт. Григория Армянского.

Г. П. традиционно считается автором «Многовещательных речей» (Յածախապատռւմ ծա(?)ղ), «Учения Григора» ( , Վարդապեռւթիւճ Գրիգռրի), входящего в состав «Истории Армении» Агафангела, а также канонических правил (в арм. «Книге канонов» и др.).

В. А. Арутюнова-Фиданян

Почитание у славян

Пространное Житие (мученичество) Г. П., Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греч. на слав. язык не позднее XII в. Оно вошло в состав волоколамского комплекта Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Вол. № 591. Л. 236 об.- 258 об.- см.: Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 1. С. 498) и в серб. торжественники XIV-XV вв., связанные с архаической традицией (София. НБКМ. № 1039. Л. 131 об.- 158 об., ок. сер. XIV в.; Загреб. Архив ХАЗУ. III с 24 - «Грачаницкий (Липлянский) пролог». Л. 79 об.- 94, посл. четв. XIV в.; Нац. музей «Рильский монастырь». № 4/5. Л. 488-506, 1483 г.); перевод опубликован в составе Великих Миней Четьих (ВМЧ. Сент., дни 25-30. Стб. 2221-2267). Известен также перевод более краткого Жития Г. П. на «просту мову» (нач.: «Коли часов оных Артасира царь Перский з царем аръменским Курсарем войну вел...»), выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорус. списков XVII в. (напр., Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19, № 81. Л. 5 об.- 10, XVII в.; № 82. Л. 64 об.- 67 об., Кутеинский мон-рь. 1669 г.- см.: Добрянский Ф . Н . Описание рукописей Виленской публ. б-ки. Вильна, 1882. С. 124, 133). Краткое Житие Г. П. переведено не позднее сер. XII в. (в К-поле, в Киеве или на Афоне) в составе Пролога Константина, еп. Мокисийского, и затем дважды или трижды в 1-й пол. XIV в. у юж. славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Г. П. на слав. язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками кон. XI-XII в. (РГАДА. Ф. 381. № 84, ок. 1095-1096 гг.; ГИМ. Син. № 159, XII в.- Ягич . Служебные минеи. С. 237-242). Новый перевод выполнен в 1-й пол. XIV в. болг. книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.

Случаи посвящения Г. П. храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и мон-рями. В 1535 г. во имя Г. П. была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском мон-ре (Макарий . История. Кн. 4. Ч. 2. С. 10; о памятнике см.: Воронин Н . Н . Хутынский столп 1535 г.: (К пробл. шатровой архитектуры) // Сов. Арх. 1946. № 8. С. 300-305; Булкин В . А . Храм-колокольня во имя Григория Армянского в Хутынском мон-ре под Новгородом // Худож.-ист. памятники Можайска и рус. культура XV-XVI вв. Можайск, 1993. С. 32-49). В 1561 г. Г. П. был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) в Москве. Выбор посвящения (как и для др. престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия рус. войсками Казани в 1552 г.: «...священы церкви приделы... которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 320). Вероятно (судя по общему числу престолов), придел во имя Г. П. существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма (Баталов А . Л . Идея многопрестольности в моск. каменном зодчестве сер.- 2-й пол. XVI в. // Рус. искусство позднего средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 108-109).

Соч.: Многовещательные речи св. отца нашего блаженного Григора Лусаворича / Изд.: А. Тер-Микелян. Вагаршапат, 1894.

Лит.: Gutschmid A ., von . Agathangelos // Idem . Kleine Schriften. Lpz., 1892. Bd. 3. S. 339-420; Марр Н . Я . Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. СПб., 1905; Peeters P . St. Grégoire l"Illuminateur dans le calendrier lapidaire de Naples // AnBoll. 1942. T. 60. P. 91-130; Ananian P . La data e le circonstanze della consacrazione di S. Gregorio Illuminatore // Le Muséon. 1961. Vol. 74. P. 43-73; Абегян М . Х . История древнеарм. лит-ры. Ереван, 1975; Мурадян П . М . Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказ и Византия. 1982. Вып. 3. С. 8-10; Айвазян К . В . История отношений Русской и Армянской Церквей в средние века. Ереван, 1989; Апциаури Н . К вопросу о миссионерской деятельности св. Григория Просветителя // ХВ. 1998. Н. с. Т. 1. С. 289-295.

А. А. Турилов

Гимнография

Память Г. П. 30 сент. содержится в Типиконе Великой ц . IX-XI вв., нек-рые списки к-рого (Mateos . Typicon. T. 1. P. 50) отмечают, что в К-поле служба Г. П. совершалась в храме 40 мучеников возле ворот Халки, и приводят тропарь Г. П. 4-го плагального гласа: Πτωχείαν πλουτίσας τῷ πνεύματι̇ (Нищету обогатив духом...). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 82 об.) указывает соединять 30 сент. последование Г. П. с последованием мц. Рипсимии; совершается служба с пением Аллилуия на вечерне (и, вероятно, на утрене); упомянуты пение подобнов, самогласна и канона Г. П., а также чтение его Жития. По Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz . Typicon. P. 34) 30 сент. совершается служба с «Бог Господь» (тем не менее на «Господи, воззвах» на вечерне присутствуют стихиры Божией Матери), кроме указаний на исполнение песнопений Г. П. и чтение его Жития приведены и литургийные прокимен (из Пс 115), Апостол (1 Кор 16. 13-24), аллилуиарий (со стихом из Пс 131), Евангелие (Ин 10. 9-16) и причастен (Пс 32. 1). Сходная служба описана и в Евергетидском Типиконе кон. XI в. (Дмитриевский . Описание. Т. 1. С. 286-287), но здесь уже нет стихир Божией Матери на «Господи, воззвах» (стихиры Г. П. поются по дважды), а литургийные Апостол и Евангелие - иные (Кол 3. 12-16 и Мф 24. 42-47). В Иерусалимском уставе , включая принятый ныне в РПЦ Типикон ([Т. 1.] С. 186-187), память Г. П. совершается по уставу шестеричной службы (см. Знаки праздников месяцеслова); литургийный Апостол - как в Мессинском Типиконе, Евангелие - как в Евергетидском.

Совр. печатные Минеи содержат следующие песнопения Г. П.: тропарь (общий священномученикам); кондак 2-го гласа Τὸν εὐκλεῆ καὶ ἱεράρχην̇ (); канон 4-го гласа с акростихом Τὸν γρήγορον μέλπω σε, μάρτυς, ποιμένα (); ирмос: Τριστάτας κραταιούς̇ (); нач. 1-го тропаря: Τριάδι τῇ σεπτῇ (); цикл из 3 стихир-подобнов и самогласен, седален и светилен.

Диак. Михаил Желтов

Иконография

Традиционно Г. П. изображается человеком средних или преклонных лет с седыми волосами, иногда коротко стриженными, с короткой или длинной, как правило, клиновидной бородой. Основатель и первый патриарх Армянской Апостольской Церкви, он представлен в святительском омофоре, благословляющим, со свитком или Евангелием в руке. Известны единоличные (в рост или погрудно) изображения святого и вместе с избранными святыми: со святителями в составе святительского чина в росписи алтарной зоны храма; с Римским папой Сильвестром, с к-рым, по преданию, он состоял в переписке и к-рого по его приглашению посетил вместе с царем Армении Трдатом III; с ап. Фаддеем, принесшим евангельскую весть в Армению; со св. Иоанном Крестителем; а также в памятниках, созданных в среде армян-халкидонитов: с груз. святыми, в частности с равноап. Ниной; с царем Трдатом III, представленным в человеческом облике или свиноголовым (как напоминание о наказании царя за гонения на святителя и св. жен Рипсимию и Гаианию, о раскаянии царя, о крещении и исцелении Г. П.); в отдельных сценах, самые распространенные из к-рых - заточение в яме со змеями (с изображением вдовицы, кормившей святого, и 2 львов и змей по аналогии с прор. Даниилом, также заключенным в ров (пещеру) со львами, освобожденным и исцелившим своего мучителя, в безумии получившего звериный облик) и крещение царя Трдата.

В армянском искусстве

образ Г. П., самого чтимого святого Армянской Апостольской Церкви, широко распространен. Ранние его изображения (или прор. Даниила во рву львином), единоличные, со свиноголовым Трдатом в царской одежде (или одного свиноголового Трдата), встречаются на арм. 4-гранных рельефных стелах IV-VII вв., вероятнее всего носивших мемориальный характер (Аракелян Б . Н . Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ереван, 1949. С. 50-51 (на арм. яз.); Мнацаканян С . С . Композиции двухъярусных мартириумов в арм. раннесредневек. зодчестве // ИФЖ. 1976. № 4. С. 213-230; Степанян Н . Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989. С. 21).

О существовании в церковной роспис и изображения Г. П. упоминает Вртанес Кертог, местоблюститель престола католикоса в Двине (604-607), в соч. «Против иконоборцев» (Лазарев В . Н . История визант. живописи. М., 1986. С. 201. Примеч. 59; Der-Nersessian S . Une apologie des images du septième siècle // Byz. 1944/1945. Vol. 17. P. 64).

Одно из самых ранних сохранившихся изображений Г. П. в арм. церковном искусстве - рельеф на вост. фасаде ц. Сурб-Хач (Св. Креста) на о-ве Ахтамар на оз. Ван (915-921) - Г. П. с короткими волосами, укороченной бородой, в руках - Евангелие (Der Nersessian S . Aghtamar: Church of the Holy Cross. Camb. (Mass.), 1965).

Ряд изображений Г. П. представлен на арм. реликвариях. На складне из Скеврского мон-ря в Киликии, выполненном в 1293 г. по заказу его настоятеля еп. Константина в память о погибших защитниках крепости Ромкла (ГЭ), на внешней стороне левой створки, помещено чеканное изображение Г. П. в клобуке, в мантии, с омофором; борода средней длины. На правой створке - парное изображение ап. Фаддея (Byzantium: Faith and Power (1261-1557) / Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004. Cat. 71. P. 134-136). На левой створке складня Хотакерац Сурб-Ншан (Св. Крест из обители Хотакерац), заказанного кн. Эачи Прошяном (1300, Вайоц-Дзор; Музей Первопрестольного Св. Эчмиадзина), Г. П. представлен в святительских одеждах (в фелони, с омофором, в епитрахили), с Евангелием в руках; короткой бородой, длинными волосами; на правой створке - парное изображение св. Иоанна Крестителя (Декоративное искусство средневек. Армении. Л., 1971. С. 46-47. Ил. 148, 149).

Вместе со св. Иоанном Крестителем Г. П. представлен на миниатюре из б-ки Армянского Патриархата в Иерусалиме (Cod. 1918. Fol. 7v, ок. 1700) (Der Nersessian S . Armenian Manuscripts. Wash., 1963. Fig. 371), с папой Римским Сильвестром Г. П. (в мантии) - на миниатюре Min. Par. arm. 315 (Uspenskij Th . L"art byzantin chez les slaves, les Balkans. P., 1930. T. 1. Fig. 287).

Образ Г. П. присутствует в 2 наиболее полно сохранившихся живописных ансамблях, созданных в армяно-халкидонитской среде. В ц. Сурб-Григор (свт. Григория Просветителя) в Ани, построенной в 1215 г. на средства торговца Тиграна Оненца (надписи сделаны на груз. языке, что указывает на то, что храм был армяно-халкидонитским), в алтарной апсиде среди святителей представлены помимо Г. П. 2 его сына, Аристакес и Вртанес, последовательно сменявшие отца на первосвятительском престоле Армении. В зап. части кафоликона - 16 сцен из Жития Г. П., в т. ч. с изображением мучений, к-рые он претерпел по приказанию Трдата, мученичество cв. Рипсимии, крещение Трдата и царей Грузии, Абхазии и Кавказской Албании, сцена «Видение св. Нины» (чудо основания ею храма) дана в пару к «Видению св. Григория Просветителя», основавшему собор Эчмиадзин; включение этих сцен в цикл должно было подчеркнуть роль Г. П. как святителя всего Кавказа и тесные связи между Армянской и Грузинской Церквами (Каковкин А . Живопись церкви св. Григория Тиграна Оненца (1215) в Ани: Иконографическая композиция и основная идея // Вестн. Ереванского ун-та. 1983. № 2. С. 106-114).

В апсиде собора Аствацацин армяно-халкидонитского мон-ря близ Ахталы (между 1205 и 1216; обл. Лори, Сев. Армения) изображение Г. П. помещено в верхнем регистре святительского чина наряду со святыми Григорием Богословом, папой Римским Сильвестром, Кириллом Александрийским, папой Римским Климентом, Амвросием Медиоланским, Иоанном Златоустом и др. (Lidov . 1991. Pl. 11). Образ Г. П. есть также и в др. халкидонитских храмах Армении и Грузии (Бетаниа, Гареджи, Самтависи) (Меликсет-Бек Л . M . Об армяно-грузино-латино-рус. версиях гомилий, связываемых с именем Иоанна Богослова // ВВ. 1960. Т. 17. С. 72).

Вне житийного цикла распространенным сюжетом была сцена крещения царя Трдата, где святитель представлен обычно: в епископском облачении, в митре и с посохом (на миниатюре из «Истории Армении» Агафангела (Матен. 1920, 1569 г.) - Г. П. темноволосый, без митры, с посохом, с омофором; Трдат изображен диким кабаном); в неск. памятниках, созданных в среде армян-католиков в Зап. Европе (на миниатюре из Лекционария (Venez. Mechit. 1306, 1678 г.) - рядом с коленопреклоненным перед Г. П. Трдатом, превращенным в кабана, вдали виден город, очевидно Арташата); на церковном облачении (живопись; XVIII в., Музей мхитаристов, Вена) - вверху помещено изображение Св. Троицы (т. н. новозаветной), в глубине - город, гора Арарат с Ноевым ковчегом, на круглых клеймах представлены сцены из жития, с подробным изображением мучений Г. П. К этой традиции примыкает образ Г. П. на картине «Крещение армянского народа» худож. И. К. Айвазовского (1892, Картинная галерея, Феодосия).

В патриаршем облачении как католикос Г. П. изображен на картине-иконе 2-й пол. XVIII в. (Музей католикосата, Антильяс, Ливан), вверху - благословляющий Христос и Богоматерь с митрой в руках; на клеймах по правому и левому полям иконы - сцены из Жития. Такие иконы Г. П.- в рост, в патриаршем облачении и в высокой митре, с посохом в руке - встречаются в арм. церковном (у армяно-григориан и армян-католиков) искусстве XVIII-XXI вв. как в Армении, так и в регионах распространения арм. диаспоры, в т. ч. в России, где ей оказывали покровительство рус. императоры (строительство по протекции рус. правительства арм. городов Григориополь в Бессарабии, Нор-Нахичеван (ныне часть Ростова-на-Дону), арм. район Астрахани, Кизляр, Моздок, Армавир на Сев. Кавказе и др.), где арм. общины возводили храмы во имя Г. П. В 2005 г. в Ватикане освящена статуя Г. П. (скульптор Х. Казанджян).

В византийском искусстве

изображение Г. П. встречается регулярно, т. к. значительная часть Армении в разные периоды входила в состав Византийской империи. Активизация почитания Г. П. в империи и в странах визант. культурного круга связана с именем патриарха Фотия (50-80-е гг. IX в.), пытавшегося сгладить разногласия между вост. христианами и добивавшегося унии с арм. монофизитской церковью (Марр Н . Я . Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием (араб. версия) // ЗВОРАО. 1905. Т. 16. С. 149, 153).

Г. П. традиционно изображается в святительских одеждах, со свитком или Евангелием в руке. Одно из ранних изображений было представлено на мозаике собора Св. Софии в К-поле, в тимпане над юж. галереей наоса, среди 14 епископов (ок. 878 г.; не сохр., известно по рис. Г. и Дж. Фоссати, 1847-1849). Как правило, образ Г. П. помещался в зоне вимы храма, в ряду святителей: на мозаике на зап. арке жертвенника в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), в юж. люнете диаконника представлен прор. Даниил во рву львином; на фреске в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164, Македония); на фрагментах фрески в сир. ц. Богородицы в Дейр-эс-Суриани (Вади-эн-Натрун, Египет) (ок. 1200, открыты и освобождены от позднейших наслоений 1781/82 в 1998) - имя написано на копт. языке; на фреске в апсиде в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в мон-ре Вронтохион, Греция (1-я четв. XIV в.) - в полиставрии, в епитрахили и с палицей и др.

Образ Г. П. (обычно в рост) встречается в минологиях: на монументальных фресковых (в нартексе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1335-1350)); на иконах (Синайский диптих с лицевым минологием на весь год (К-поль, 2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Синайский гексаптих c лицевым минологием на весь год (К-поль, 2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае)); в иллюминированных манускриптах (Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 74, 926-1025 гг.)); в Служебном Евангелии с Минологием на весь год (Vat. gr. 1156. fol. 255r, 3-я четв. XI в.); в Минологии и Житиях (на сент.) по Симеону Метафрасту (Lond. Add. 11870. fol. 242v, кон. XI в.) - в мучении; в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 79 об., XV в.), и на листе, вклеенном в рукопись XVII в. (предположительно оплечно) (Историко-этнографический музей, Кутаиси. № 155; по пагинации в греко-груз. рукописи - л. 157 об.); в лицевом минологии на весь год с циклом двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия, выполненный для деспота Фессалоники Димитрия (по пояс) (Oxon. Bodl. f. 1. fol. 11v, 1327-1340).

В древнерусском искусстве

образ святого встречается в росписях, в частности новгородских церквей. Наиболее раннее изображение Г. П. находилось в апсиде (крайний справа в святительском ряду) ц. Спаса на Нередице (1198): облачен в фелонь, с омофором, правая рука - перед грудью в жесте именословного благословения, в левой - Евангелие. В этом же храме в диаконнике среди образов св. жен были фрески с изображением святых Рипсимии и Нины (Пивоварова Н . В . Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 42, 65, 66, 67, 137). Предполагаемый образ Г. П.- по пояс, в медальоне, с прижатым к груди Евангелием - помещен на сев. столпе в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-90-е гг. XIV в.). В Хутынском мон-ре в ц. во имя Г. П. (1535-1536, погибла в XVIII в.). Здесь же находилась фреска с его образом в киоте. В ц. св. Симеона Богоприимца, в Зверине мон-ре в Новгороде, образ Г. П. помещен в нижнем регистре юж. люнета (минологий на сент.; после 1467 - нач. 70-х гг. XV в.). В ц. свт. Николая Чудотворца, в Гостинопольском мон-ре, полуфигура святителя изображена в простенке над аркой прохода в жертвенник (ок. 1475 (?) - кон. XV в., разрушена во время второй мировой войны). Во имя Г. П. освящен сев.-зап. придел в соборе Покрова на Рву в Москве (1555-1561) в память о взятии Арской башни и крепостной стены Казани во время Казанского похода царя Иоанна Грозного 30 сент.- в день празднования памяти святого.

Известна редкая рус. икона Г. П. 1-й трети XVII в. (СИХМ). Святой (седой, длиннобородый) изображен в пещере, с ним 2 льва и змеи; слева над пещерой склонилась кормившая его вдовица с хлебом в руках; в верхнем левом углу - город, окруженный крепостной стеной. Справа от пещеры - обнаженный царь Трдат, со звериной головой, пасет свиней (в руке кнут); по центру вверху - Нерукотворный образ Спасителя; на верхнем поле - текст Жития Г. П., написанный золотом в 6 строк (Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв. М., 2003. Кат. 54). Прорись с изображением Г. П. помещена в списке Сийского иконописного подлинника 2-й пол. XVII в. (Покровский Н . В . Очерки памятников христ. искусства. СПб., 2002. С. 224-225. Рис. 173): Г. П. представлен заточенным во рву, у края к-рого стоит вдовица, а слева - стреноженный, в виде вепря, но с человеческой головой, царь Трдат ест со свиньями. Согласно «Иконописным подлинникам» новгородской редакции кон. XVI в., Г. П. «...пишется тако: подобием Василий Кесарийский; брада посветлее Васильевы, с проседью; риза святительская богородичь, в омофоре, исподь празелень дымчат, патрахиль вохра блед; власы оброслый; сух и черен» (Ерицов А . Д . Первоначальное знакомство армян с северо-вост. Русью до воцарения дома Романовых в 1613 г. // Кавказский вестн. 1901. № 12. С. 50, 51). В лицевых иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) сказано: «Святаго священномученика Григория великия Армении, рус, аки Василий Кесарийский, брада посветлее Василиевы, с проседью, а на нем амфор, риза святительская багор дичь, испод празелен дымчат, а потрахиль вохра» (Большаков . Подлинник иконописный. С. 34-35), причем в том же подлиннике образ Василия Великого, архиеп. Кесарийского, описан прямо противоположно: «...черн, во образе горбонос…» (Там же. С. 62; то же см.: Филимонов . Иконописный подлинник. С. 162, 231).

Образ Г. П. был достаточно широко распространен в рус. церковном искусстве XVI-XX вв., подтверждением чего может служить существование посвященных ему правосл. храмов, святой традиционно включался в состав минейных икон, на к-рых представлен как святитель (минейная икона из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ), годовая икона-минея (кон. XIX в., УКМ) - везде с подписью: «Сщмч. Григорий»). Изображения Г. П. носили чаще всего патрональный характер как образы тезоименитого святого. Так, на шитом сударе с изображением Св. Троицы, вложенном казанским воеводой кн. Г. А. Булгаковым-Куракиным «по своим родителям» в мон-рь, Г. П. представлен с избранными святыми (1565, Национальный музей Республики Татарстан, Казань). Ряд деятелей Русского гос-ва были соименны этому святому и чтили его память, в частности кн. Г. А. Потёмкин был инициатором строительства неск. арм. и правосл. церквей во имя Г. П. в С.-Петербурге, Ростове-на-Дону, Николаеве и др. городах; арм. общины возводили храмы во имя Г. П., рассчитывая в т. ч. на покровительство Потёмкина. Праздновались исторические события, связанные с днем памяти святого.

В западноевропейском искусстве

образ Г. П. встречается редко, т. к. в Римский Мартиролог имя святого было включено только в 1837 г., при папе Григории XVI (среди festa pro aliquibus locis), хотя текст Жития Г. П. был переведен на лат. язык в X в. При этом Г. П. был хорошо известен в лат. мире благодаря почитанию его мощей, сохранявшихся в Неаполе, а затем в Риме (в 2000 переданы в собор во имя свт. Григория Просветителя в Ереване), существованию разветвленной арм. диаспоры в Европе, а также уний с Римом Армянского Киликийского царства в 1198-1375 гг. и большой группы армян-католиков с Римско-католической Церковью в 1742 г., образованию Армянского католического Патриархата Киликии и деятельности арм. католич. ордена мхитаристов, основанного в 1701 г.

Самый обширный цикл со сценами из Жития Г. П. в западноевроп. искусстве Нового времени находится в ц. Сан-Грегорио Армено в Неаполе (основана в 930, перестроена в 1574-1580, архит. Дж. Б. Каванья; фрески Л. Джордано, 1679) и включает основные сцены из Жития святого: заточение Г. П.; безумие Трдата, обращенного в вепря; прошение Трдатом исцеления у Г. П.; крещение Трдата Г. П.; видение Г. П.; основание церкви Г. П.; поклонение Трдата Г. П.; Г. П.- первосвятитель Армянской Апостольской Церкви; успение Г. П.; перенесение мощей Г. П. 3 греч. монахами в Неаполь. В алтаре храма - 3 картины с образом Г. П. худож. Ф. Фраканцано (1635) («Григорий Просветитель на троне», «Григорий Просветитель с царем Трдатом, обращенным в вепря», «Освобождение св. Григория Просветителя из темницы по повелению и в присутствии царя Трдата»). Живописный цикл Жития Г. П. был создан в 1737 г. Ф. Цуньо для арм. мон-ря мхитаристов на о-ве Сан-Ладзаро в Венеции (картины с основными сценами: Г. П. в заточении; крещение Трдата; исцеление Трдата) (Pilo G . M . F. Zugno // Saggi e memorie di storia dell" arte. Venezia, 1958/1959. N 2. P. 323-356. Il. 3).

Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 430-432; Der Nersessian S . Les portraits de Grégoire l"Illuminateur dans l"art Byzantin // Byz. 1966. T. 36. P. 386-395; Каковкин А . Я . Образ Григория Армянского в нек-рых памятниках древнерус. искусства // ИФЖ. 1967. № 2. С. 167-168; он же . Об изображении Григория Просветителя на реликварии 1293 г. // ВОН. 1971. № 11. С. 84-88; Миjовић . Менолог. С. 180, 188, 194-195, 277-279, 320; он же . Груз. менологи с XI по XV вв. // Zograf. 1977. № 8. С. 17-23 (Библиогр.); Тьерри Н . Роспись церкви св. Григория Тиграна Хоненца в Ани (1215) // 2-й междунар. симпозиум по груз. искусству. Тбилиси, 1977. P. 1-16; Дурново Л . А . Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979. С. 28; Айвазян К . В . Культ Григория Армейского, «армейская вера» и «армейская ересь» в Новгороде (XIII-XVI вв.) // Рус. и арм. средневек. лит-ры. Л., 1982. С. 255-272; он же . История отношений Рус. и Арм. Церквей в ср. века. Ереван, 1989. С. 74-76; Лифшиц Л . И . Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 517-522; Лидов А . М . Искусство армян-халкидонитов // ИФЖ. 1990. № 1. С. 75-87; idem . The Mural Paintings of Akhtala. M., 1991. С. 39, 75-77; Арутюнова-Фиданян В . А .Правосл. армяне в Северо-Вост. Руси // ДГВЕ. 1992/1993 гг. М., 1995. С. 196-208; Евсеева . Афонская книга. С. 194, 238; Тер-Саркисянц А . Е . История и культура арм. народа с древнейших времен до нач. XIX в. М., 2005. С. 471-472.

В. Е. Сусленков

В день памяти святителя Григория, просветителя Армении – небесного покровителя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) – публикуется статья, которая рассказывает о подвиге святого мученика и о почитании его христианами. Автор проводит параллель между двумя служителями Церкви. Л.К. Александрова-Чукова также знакомит читателя с фрагментами дневника Владыки, который он вел в дни Архиерейского Собора РПЦ в сентябре 1943 года.

«По имени и житие твое будет…»
Амвросий Оптинский

30 сентября (13 октября) – день памяти свт. Григория, просветителя Великой Армении. [Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ ] (239-325/6), святитель (память 30 сентября; в Армении – 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?).

Великой Арменией называлась горная страна, находившаяся между Римской империей и Персией, между рекою Курою и верховьями рек Тигра и Евфрата, населенная армянами, названными так по царю Араму. Она управлялась царями из своего племени со II в. до Р.Х. до V в. по Р.Х., когда в 387 г. в результате войн она была разделена между Персией и Римом. Называлась она так в противоположность Малой Армении – области между верховьями рек Евфрата и Галаса, которая входила в состав царства Митридата Понтийского, а с 70 года по Р.Х. – в состав Римской империи. Великая Армения стала второй колыбелью человеческого рода, ибо на горе Арарат (Быт.8:4) остановился Ковчег Ноя.

Согласно преданию, проповедь Евангелия в Армении восходит к апостолам Варфоломею и Фаддею, христианство стало проникать в Армению еще в I веке через сирийские города. С тех пор в Армении существовали христианские общины, поддерживавшие тесные связи с церковью Антиохии, а с конца II столетия также с церковью Эдессы. Армянские христиане подвергались преследованиям со стороны правителей страны из парфянской династии Аршакидов. Перелом в отношениях между Церковью и государством произошел в царствование Тиридата (Трдата) III, который был восстановлен на армянском престоле Диоклетианом в 286 году после победоносной войны римлян с Сасанидским Ираном, смертельным врагом армянских Аршакидов – ветви свергнутой в Иране парфянской династии. По договору Рима с Ираном, заключенному в 298 году, Иран признал римский протекторат над Арменией. Отец Тиридата Хосров, долго и успешно воевавший с основателем Сасанидской династии Ардаширом (Артаксерксом), был убит парфянским князем Анаком, а в отмщение за это он сам и его родственники были казнены. Спасся один лишь младенец – младший сын, которого кормилица-христианка забрала на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Там он был крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание. Вступив в брак, Григорий вскоре после рождения второго сына расстался с женой (которая, так же как и он, дала обет безбрачия) и отправился в Рим, где в то время находился бежавший из Армении после ее захвата персами Тиридат. Он поступил к нему на службу, желая своей преданностью низложенному наследнику царского престола заслужить прощение за грех своего отца. Вернувшись при Диоклетиане вместе с Тиридатом в родную Армению, Григорий стал проповедовать соплеменникам учение Христа. Но когда Григорий признался Тиридату в том, что он сын Анака, царь приказал подвергнуть его мучениям и бросить в ров, своего рода «зиндан», кишевший змеями. В этой темнице Григорий провел 13 (по другим источникам 14 или 15) лет. На месте заточения мученика впоследствии был устроен монастырь Хор Вирап.

Царь Тиридат имел свою резиденцию в тогдашней столице Армении, городе Вагаршапат (в 1945 г. переименован в Эчмиадзин). Он жестоко преследовал христиан. Спасаясь от гонений Диоклетиана, из Рима в Армению бежали 37 девушек-христианок, наставницей которых была Гаяне. Одна из девушек, Рипсимия, отличалась незаурядной красотой и привлекла внимание Тиридата, как ранее Диоклетиана, и он решил сделать ее своей наложницей. Девушка отвергла домогательства Тиридата, и он велел предать ее мучительной казни. Вместе с нею были замучены Гаяне и другие святые девы. Одна из них, Нина, бежала в Грузию, став просветительницей этой страны.

Совершив это страшное злодеяние, нечестивый царь Тиридат впал в безумие: у него началось психическое расстройство, он воображал себя волком-оборотнем. Сестра царя царевна Хосровидукт сказала Тиридату, что ей было видение: человек с сияющим лицом объявил ей, что преследование христиан должно быть прекращено отныне и навеки. Царевна была убеждена, что если вытащить Григория из ямы, он сумеет вылечить царя. Тиридат внял совету сестры, освободил Григория.

Подошедшие ко рву громко воззвали, говоря: «Григорий, жив ли ты?» И Григорий ответил: «Благодатию Бога моего – я жив». Святой Григорий возвестил людям, что Господь Бог сохранил его живым во рву, где часто посещал его ангел Божий, чтобы он имел возможность привести их от тьмы идолопоклонства к свету благочестия. Святой стал наставлять их вере во Христа, призывая их к покаянию. Увидев смирение пришедших, святой повелел им устроить большую церковь, что они и исполнили в скором времени. В эту церковь Григорий внес с большим почетом тела блаженных мучениц, поставил в ней святой крест и повелел народу собираться там и молиться. Затем он привел царя Тиридата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом Иисусом Христом. И лишь только царь исполнил это, как ему был возвращен человеческий образ и от бесновавшихся вместе со своим царем воевод и воинов также отошли лукавые духи.

Так Святой Григорий исцелил своего мучителя и крестил его вместе со всем царским домом, приближенными и множеством народа в реке Евфрат. При содействии Тиридата христианство распространялось по всей стране. Во всех городах и областях Армении низвергались языческие храмы, жрецы которых упорно сопротивлялись, однако были побеждены. На месте языческих храмов возникали христианские церкви и монастыри, земли которых Тиридат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, который священники должны были вносить в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Так армянское духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных государством земель опальных и уничтоженных нахарарских домов.

При монастырях святитель Григорий основывал школы для подготовки пастырей и проповедников, в которых была большая потребность. У армян в то время еще не было своей письменности и совершать богослужение и читать Священное Писание возможно было только на греческом или сирийском языках, поэтому нужно было готовить пастырей, которые знали бы эти языки и могли бы живое слово излагать по-армянски.

Святой Григорий много времени проводил в путешествиях. Он крестил желавших принять христианство, строил новые церкви и основывал новые монастыри. Вскоре у него появились ученики и последователи.

В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.

В 301 (по другим данным в 302 или 314) году святой Григорий получил епископскую хиротонию в Кесарии Каппадокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил Армянскую Церковь. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Свою кафедру Григорий основал в Вагаршапате (Эчмиадзине), где в 301–303 гг. Тиридатом Великим и Григорием Просветителем был построен величественный кафедральный собор.

Григорий Просветитель позаботился о том, чтобы должность епископа сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса. Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки епископа Албиана – Албианиды. В IV в. на патриарший престол вступали то Григориды, то Албианиды, в зависимости от политической ориентации армянских царей. В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, отправлявшиеся для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Григория священномученик Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов».

К концу жизни Григорий, передав кафедру сыну, стал отшельником в горной пещере. Обнаруженные местными пастухами мощи святого Григория разошлись по христианскому миру. Главная святыня – десница святого Григория – с 2000 года хранится в Эчмиадзине и является официальным символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.

«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении».

Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе.

Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

«История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци, указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

Переработка Жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами, окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов, и его проповедь ограничивается лишь 15 областями Великой Армении. В Житии Григорий Просветитель предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с самим Единородным Сыном Божиим – Христом.

В Византии история обращения Армении Григорием Просветителем стала известна не позднее V в., когда греческий историк Созомен упоминает о чуде крещения армянского царя Трдата, произошедшем в его доме. В VIII в. празднование в честь святого Григория было включено в греческий церковный календарь, с IX в. день его памяти отмечен в греческом календаре, высеченном на мраморных досках церкви Сан-Джованни в Неаполе.

28 сентября упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сентября, 2 и 3 декабря – «св. Григорий Армянский».

Почитание Григория Просветителя в Византии и странах ее культурного ареала связано с именем патриарха Константинопольского свт. Фотия (858–867, 877–886), стремившегося к консолидации восточных христиан перед лицом Запада. Популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов святой стал объединяющей фигурой, и именно в это время на стенах собора Св. Софии в Константинополе появляется изображение свт. Григория Армянского.

Перевод пространного Жития Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании с греческого на славянский язык был сделан не позднее XII в. Житие вошло в сербские торжественники XIV–XV вв. Известен также перевод более краткого Жития на «просту мову», выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорусских списков XVII в. и в 1-й половине XIV в. у южных славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Григорию Просветителю на славянский был язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками конца XI–XII вв. Новый перевод выполнен в XIV в. болгарскими книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.

Случаи посвящения Григорию Просветителю храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре, в 1561 г. святому был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) в Москве.

В греческой и арабской версиях Жития Григорию Просветителю приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.

До середины V века Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Обособление ее началось после Халкидонского Вселенского Собора (451 г.), в котором ААЦ не участвовала из-за ведущейся в тот период кровопролитной войны христианской Армении с зороастрийской Персией. Другой причиной непринятия решений Халкидонского Собора явилось стремление упрочить свою независимость от Византии. Армянские богословы, не признав Халкидонский Собор Вселенским, считали его поместным, а значит, его определения не общеобязательны для Вселенской Церкви. В 506 г. на I Двинском соборе ААЦ отвергла решение Халкидонского Собора и тем самым обрела самостоятельность. Это решение было подтверждено и на II Двинском соборе в 554 году.

Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церквей и принадлежит к семье так называемых нехалкидонских или Древневосточных Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую (Яковитскую), Эфиопскую (Абиссинскую) и Маланкарскую (Индия).

В России на основании Положения 1836 г. ее называли Армяно-григорианской – по имени первого армянского патриарха Григория Просветителя, однако это название самой Армянской Апостольской Церковью не используется.

«Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви», – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл более 20 лет назад во время встречи с главой Армянской Апостольской Церкви США.

16 марта 2010 года во время Первосвятительского визита в Армению в своем приветствии Гарегину II, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Несмотря на то, что наши Церкви в силу исторических причин не имеют евхаристического общения, мы отчетливо осознаем близость друг ко другу. Причину тому мы находим в приверженности Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей древнему церковному Преданию. На его основе веками формировались традиционные ценности, в равной степени характерные восточнославянской и армянской культурам. Именно верность христианской традиции и ее нравственным идеалам является для нас связующей нитью, залогом нашего соработничества и дружбы. Мы вместе участвуем в работе международных христианских организаций, различных межрелигиозных форумов, ведем плодотворный двусторонний диалог. Мы рады, что в духовных академиях Русской Православной Церкви обучаются армянские студенты, что позволяет им знакомиться с верой, историей, культурой и традициями народов, населяющих пространство исторической Руси.

Сегодня здесь, в кафедральном соборе Святого Первопрестольного Эчмиадзина, основанного святителем Григорием, где хранится его святая десница, я вновь ощущаю необходимость развивать и углублять взаимные связи, дабы наше совместное свидетельство миру было действенным, - миру, страдающему от разделений, вражды и несправедливости. Святой апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, говорит: “Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями” (1 Тим. 6:12). Наш долг также и в том, чтобы совместно свидетельствовать о Предании древней Церкви перед теми христианскими общинами, которые встали на путь либерализации нравственного учения, сопровождающейся пересмотром основных норм».

gastroguru © 2017