Гербарт факторы развития личности. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф

Иоганн Фридрих Гербарт

Психология

Виталий Куренной

Философско-педагогическая концепция Гербарта в историческом и проблемном контексте

Канон и фактическая история философии

Судьба философского наследия Иоганна Фридриха Гербарта (1776–1841) в истории философии является образцовым примером превратностей и странностей историко-философского канона. Гербарт, современник Шеллинга (1775–1854) и Гегеля (1770–1831), ученик Фихте (1762–1814), является в нынешней истории философии малозаметной фигурой второго, а то и третьего плана, затерявшейся где-то за спинами своих именитых коллег.

Но если не в философии, то, по меньшей мере, в педагогике Гербарт является неизменно актуальной фигурой: его труды современные отечественные историки педагогики называют «первым опытом научного построения педагогической теории». Если сравнить влияние Гербарта и трех названных представителей немецкого абсолютного идеализма, то можно сказать, что на рубеже XIX–XX вв. научная значимость Гербарта в немецкоязычной педагогической культуре была все еще неоспорима, тогда как наследие названных мыслителей только отливалось в форму философской «классики». Но «гербартианцы» – это не только последователи педагогических идей Гербарта, это еще и мощнейшее направление в немецкой философской психологии XIX в., стремившееся реализовать программу психологии как «строгой» – объясняющей и математизированной – науки. Таким образом, мы имеем здесь замечательный пример несовпадения фактической влиятельности мыслителя, интенсивности его «истории воздействия» и его положения в препарированном историко-философском каноне.

Наследие Гербарта формирует, однако, не только стоящую особняком школу, но и актуализируется в других контекстах. В частности, Матиас Хеш замечает, что «мышление Брентано представляет своеобразную смесь из идеализма и реализма, сквозным образом осмысляемого в категориях Гербарта». Познакомившись с базовыми выкладками и схемами психологии Гербарта, нетрудно обнаружить также преемственность модели психики Гербарта и Фрейда: «вытеснение» представлений, «порог сознания», «бессознательное» – вся эта динамическая модель психики, в которой разворачивается борьба представлений, разработана именно Гербартом.

Символичным образом обращение к философии Гербарта в Германии 1850-х оформило один из базовых внутренних конфликтов современной философии как таковой. Именно в этот период обнаружилось драматическое расхождение между профессиональной университетской философией и философией «популярной», которое было определено современниками в форме «антитезы Шопенгауэр – Гербарт»: «Эстетическим, жизненно-мировоззренческим интересам публики (Öffentlichkeit) противопоставляется программа строго «научной» университетской философии, которая, прежде всего, должна внимательно следить за четким разделением чистой теории и общественно-политических интересов, не смешивая тем самым научное и популярное мышление».

Что касается интереса к Гербарту в России, то его актуализацию можно наблюдать в конце XIX – начале XX вв. А. В. Адольф в своем кратком очерке жизни и деятельности Гербарта замечает: «В русской педагогической литературе интерес к Гербарту выразился в нескольких журнальных статьях популярного характера; едва ли также может быть речь о заметном и сознательно проведенном влиянии его на педагогическую практику нашей школы». В настоящем томе воспроизводится издание, подготовленное Александром Нечаевым (не только переводчиком, но и автором работ по педагогической психологии) и изданное с предисловием А. Введенского в 1895 г. Цель издания состояла в том, чтобы представить на русском языке «полный курс психологии Гербарта». Таким образом, на русском языке благодаря усилиям дореволюционных переводчиков были представлены (в сокращенном виде) основные педагогические и психологические работы Гербарта. В воспроизводимом здесь издании переводов Нечаева представлена программная статья «О возможности и необходимости применять в психологии математику», извлечения из наиболее объемной и сложной работы Гербарта «Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике», а также «Учебник психологии». Психологические работы, подобранные Нечаевым, дают также некоторое представление о метафизике Гербарта. Из основных разделов философии Гербарта на русском языка оказалась обделена вниманием его практическая философия.

Задачу нижеследующего предисловия составляет краткая характеристика основных особенностей философско-педагогической концепции Гербарта, для понимания генезиса которой будут изложены основные события его биографии. Прояснение этих узловых моментов, надеемся, поможет снизить герменевтический барьер между наследием Гербарта и современным читателем, показав, каким образом даже столь странная затея, как нагромождение никому так и не пригодившихся математических формул, является весьма продуманным проектом в контексте той проблематики, которая сложилась в немецкой философии первой трети XIX в.

Биография

Гербарт родился 4 мая 1776 г. в городе Ольденбург. Он был единственным сыном в семье юриста Томаса Герхарда Гербарта. Образованием сына занималась главным образом его мать Луция Маргарита Гербарт. Первоначально оно было домашним, причем особое внимание уделялось обучению танцам и музыке. Гербарт стал не только очень хорошим пианистом, он также играл на других инструментах и немного сочинял (некоторые из его музыкальных сочинений даже были изданы).

В 1778 г. Гербарт поступает в местную гимназию, где приобретает прекрасное знание древних языков и широкое историческое образование, а также знакомится с философией своего времени, находясь, как и все философы его поколения, под влиянием Канта. Критическая полемика с Кантом, на интерпретацию которого у Гербарта сильно повлияло его последующее обучение у Фихте, продолжалась затем на всем протяжении его жизни.

Матиас Хеш отмечает, что уже в эти ранние годы отчетливо обнаружилась склонность Гербарта к «этическому и политическому консерватизму». Эти понятия, действительно, отражают не только набор его личных предпочтений, но и общую направленность его философской системы, стремящейся исходить из того, что есть, а не из того, что должно быть. В своей выпускной гимназической речи в 1793 он, опираясь на моральную философию Канта, выступает с осуждением Французской революции, поскольку она привела к масштабному освобождению чувственной природы человека от его разума. Гербарт вообще скептически относится к возможности реализации этических целей политическими способами, делая в своей речи акцент на необходимости для всех граждан сообразовывать свои поступки в соответствии с требованиями долга.

После окончания гимназии Гербарт принимает решение заниматься философией, отклоняясь тем самым от желания родителей, мечтавших о его юридическом образовании. В 1794 г. он начинает обучение в Йенском университете, знаменитом в это время лекциями Фихте и Шиллера (правда, в период обучения Гербарта Шиллер уже фактически не преподавал). За сыном последовала и его мать, которая входит в кружок почитателей Фихте. В 1801 году родители Гербарта разводятся, а Луция Маргарита Гербарт уезжает во Францию, откуда продолжает переписываться с Фихте. Сам Гербарт первоначально настолько увлекается философией Фихте, что вступает в студенческий «Союз свободных людей», объединенный преданностью фихтеанской философии. Однако довольно скоро обнаруживаются серьезные расхождения с Фихте, полемика с которым проходит через все последующее философско-педагогическое творчество Гербарта. Не менее важной фигурой для понимания философии Гербарта является и Шиллер, идеи которого осваивались им, видимо, на основании сочинений, а не лекций.

Гербарт, следуя обычной для своего времени биографической траектории выпускников философского факультета, в 1797 г. становится домашним учителем. Он принимает приглашение швейцарского аристократа Штайгера и переезжает в Берн. Однако в отличие от большинства других известных философов того времени, частное преподавание не является для Гербарта необходимым, но, в общем-то, досадным эпизодом их карьерной биографии. Примечательно, что сын Штайгера – Карл – будет учиться уже у профессора Гербарта в Геттингене, между ними завязывается многолетняя переписка. К важным событиям бернского периода жизни Гербарта относится также его личное знакомство с Песталоцци, работы которого он основательно изучает.

В 1802 г. Гербарт возвращается к академической карьере: он прибывает в Геттинген и защищает в том же году габилитационную работу. В своих габилитационных тезисах он резко критикует Канта и Фихте, утверждая этическую бессодержательность трансцендентально-критической философии (что не было сенсацией в Геттингенском университете, приверженном докантовской просвещенческой традиции). Гербарт в качестве приват-доцента преподает, главным образом, педагогику. В 1805 г. он становится экстраординарным профессором Геттингенского университета по специальности философия и педагогика. В 1806 г. он выпускает свою наиболее известную работу «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», а также работы по метафизике. В этот период в немецкой философской академической среде за Гербартом закрепляется репутация мыслителя, систематические начинания которого представляют альтернативу спекулятивной философии Фихте, Шеллинга и Гегеля. Конкуренцию в этом поле ему составляет, пожалуй, только Шлейермахер, который сыграл некоторую роль в последующей академической карьере Гербарта.

И. Ф. Гербарт является довольно известным немецким преподавателем, ученым в области психологии, философии. Это выдающийся метафизик-консерватор. Он был последователем Песталоцци и являлся его почитателем. Выдвигал теорию, что мир состоит из вечно существующих «реалов».

Несколько слов о его жизни

Иоганн Фридрих Гербарт родился в Германии. В начале своего жизненного пути он получал воспитание на дому, а затем в местной гимназии. Уже в детстве Фридрих отличался неподдельным интересом и способностями к философии.

В более старшем возрасте он получил образование в Йенском университете. Именно здесь Гербарт познакомился с учениями великих философов. В их число входили и Кант, и Фихте, и многие другие известные мыслители, которые являлись представителями немецкой классической философии.

После окончания обучения Иоганн Фридрих стал частным преподавателем и воспитателем. Именно в это время начали формироваться его педагогические взгляды. Посетив Бургдорфский институт, Фридрих смог пронаблюдать за тем, как ведет урок Песталоцци в учебном заведении. После этой встречи он вынес много полезных идей, которые попытался увековечить в своих произведениях, таких как «Как Гертруда учит детей» и многих других.

В дальнейшем он работал профессором в Геттингенском университете. Развернув активную педагогическую деятельность, он смог дослужиться до главы кафедры педагогики и философии в одном из самых известных университетов мира. В своей профессиональной деятельности он часто смотрел на философию через призму математики.

Гербарт – автор большого количества произведений, в которых говорится о связи психологии и педагогики. Пожалуй, самой известной его книгой является «Общая педагогика Гербарта». Несмотря на то что он жил и занимался своей профессиональной деятельностью в начале девятнадцатого века, до сих пор во многих педагогических институтах педагогику преподают по трудам Гербарта.

Он изучал многие вопросы в различных сферах. Его интересовало все. Изучая философию, Фридрих также уделял внимание психологии, педагогике и не упускал из виду царицу наук – математику. После себя он оставил большое количество работ в каждой из этих сфер деятельности.

Что он видел в психологии

Если быть честным, то нужно отметить, что в психологии он сделал не так уж и много. Вся его психологическая деятельность сводится к тому, что он осуществил интерпретацию представлений.

К примеру, он трактовал как способность к повторению ряда представлений и описанию их знакомыми словами. И. Ф. Гербарт считал, что представления обусловливаются нашими желаниями и волей. Но все его исследования в области психологии сводились к выводам из области педагогики.

Самый главный вывод, который смог сделать Фридрих, звучал так: «Если чувство, желание и воля являются особенным сочетанием и отношением представлений, следовательно, целенаправленно обучаясь, мы развиваем не только умственные способности, но и внутренний мир человека, – значит, осуществляется направленное влияние на определенный результат воспитания».

Что он сделал для педагогики

Гербарт впитал в себя и переработал большое количество передовых идей того времени. Он опирался на достижения великих ученых различных мировых школ. Именно эти знания помогли Гербарту разработать собственную основу научной теории воспитания и обучения. Его главная педагогическая идея заключалась в том, что педагогика – это сфера научной деятельности. Эта концепция поддерживала интерес великого ученого к работе.

Он считал, что фундаментом, на котором строится вся педагогика, являются философия, этика и психология. Именно с помощью этих наук можно достичь педагогических целей, придумать способы осуществления этих целей.

Всю свою жизнь Гербарт был уверен, что педагогу будет легче работать, если он овладеет педагогической теорией, чем если бы он не владел совокупностью этих знаний. Он считал, что педагогическое искусство приходит с практикой, но также он всю свою жизнь доказывал, что теория очень важна.

Кроме того, он отмечал, что теория не может дать ответы на все возможные и невозможные ситуации, но она может помочь правильно воспринять ситуацию и по возможности начать действовать. Педагогическая теория помогает учителю избежать большого количества ошибок в понимании своих воспитанников, в интерпретации их действий и поступков. Большую роль играет педагогическая теория и в обыкновенной жизни.

Большую роль ученый отводил постановке целей образования. Он считал, что главная цель педагогики – помочь человеку стать доброжелательным по отношению к другим людям и к себе самому. Эта цель является вечной и неизменной по сей день.

Главное – это воспитать человека, который может приспособиться к окружающей реальности, умеет бороться с возникающими проблемами и, самое главное, видеть добро и отличать зло. Цели могут быть различными:

1. Возможная цель. Это цели, которые человек ставит перед собой и может их выполнить в одной сфере деятельности.

2. Необходимая цель. Эти цели, в отличие от возможных целей, будут присущи всем сферам деятельности.

Педагогическая система Гербарта заключается в довольно значимом влиянии на развитие теорий обучения. Теория воспитывающего обучения описана великим педагогом в следующих произведениях:

  • «Очерк лекций по педагогике».
  • «Общая педагогика».
  • «Учебник психологии».
  • «Краткий курс педагогики».
  • И многих других.

Педагогические идеи Гербарта актуальны до сих пор. Очень весомое значение он придавал воспитанию, развивая его через обучение различным наукам. В результате этого развития у человека появляются , которые можно разделить на следующие виды:

  • Эмпирическая составляющая. Интерес ко всему миру.
  • Умозрительная составляющая. Интерес к причинам появления различных вещей или ситуаций.
  • Эстетическая составляющая. Интерес к искусству, музыке, танцам и так далее.
  • Симпатическая составляющая. Интерес к близким людям.
  • Социальная составляющая. Интерес к каждому человеку.
  • Религиозная составляющая.

В своих работах ученый выделяет несколько ступеней обучений. По его мнению, процесс обучения состоит из четырех ступеней. Сначала дается новая информация, затем устанавливаются взаимосвязи новых понятий, далее идет выделение основных характеристик и в конце – выработка навыка.

Он считал, что все эти ступени ведут к более прочному усвоению новой информации. В педагогике Гербарт абсолютно не признавал авторитарного стиля управления. Он всегда говорил, что учитель должен быть на равных со своими учениками. В их отношениях должна быть демократия.

Также Гербарт отмечал важность нравственного воспитания. Он выделил пять основных положений, которые относятся к нравственному воспитанию:

  • Чтобы человек был целостной, правильно ориентированной личностью, он должен быть свободен.
  • Внутренняя гармония ведет к совершенству.
  • Человек должен искать компромиссы в решении проблем с другими людьми.
  • Человек должен быть справедливым по отношению к другим и к себе.
  • Человек должен всегда помнить о своих правах и обязанностях.

С нравственным воспитанием тесно связаны и такие понятия, как надзор, управление и влияние. Все это помогает контролировать поведение ученика. Ученый считал, что нельзя обучать ребенка только чему-то одному – необходимо обучать детей как можно большему количеству предметов.

Нужно понимать, что в начале своего жизненного пути маленький человек не в состоянии определиться, что именно ему будет нужно в будущем. Многостороннее развитие поможет ему в дальнейшем более легко и уверенно сделать выбор будущей профессии.

В своих теориях Гербарт выделял много аспектов педагогической деятельности. Стоит обратить внимание на те методы, которые ученый считал основными. Вот эти методы:

  • Описательные методы.
  • Аналитические методы. Подразумевают под собой особенный анализ имеющихся у человека данных, свойств.
  • Синтетические методы. Способствуют установлению связей между понятиями, помогая усвоению нового материала.

По мнению ученого, всеми этими методами нужно пользоваться в совокупности. В разнообразных вариациях их использования выдающийся педагог создавал новые схемы ведения урока.

Трудно переоценить вклад Гербарта в педагогику, психологию и философию. Он был великим ученым. На основе его идей до сих пор готовят будущих педагогов, воспитателей и других работников педагогической сферы. Его книги являются достоянием научной мысли. В его честь названы многие учебные заведения: университеты, институты, колледжи. Этот ученый был признанным гением своего времени, он внес уникальный вклад в развитие педагогики. Автор: Ольга Морозова

«Педагогическая теория И.Ф.Гербарта»

Биография

Функция интереса в педагогике Гербарта

Обучение на основе многостороннего интереса

Ступени в процессе обучения

Нравственное воспитание

Религиозное воспитание

Биография

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - родился в семье юриста в Ольденбурге в Германии. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил, поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый интерес и склонность к занятиям философией.

В 1794-1797 учился в Йенском университете, который в те годы был центром кантианства. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии: Канта, Фихте, штудировал труды Шелленга. Окончив университет, Гербарт стал учителем-воспитателем троих мальчиков в семье швейцарского аристократа фон Штейгера (1797-1800). Начало формирования его педагогических взглядов получило отражение в «Отчетах г.фон Штейгеру» и в письмах к одному из трех своих воспитанников Карлу Штейгеру.

В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Наблюдая занятия Песталоцци в школе, вынес глубокое впечатление от его педагогических идей и его личности. Эти впечатления Гербарт отразил в двух своих работах в 1802 году «О новом сочинении Песталоцци «Как Гертруда учит детей» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци».

С 1802 года Гербарт работал в Геттингентском университете в должности профессора. Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности имя И.Ф.Гербарта приобрело широкую известность, и в 1809 году он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 года возглавлял И.Кант. В нем он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику. Именно в ней воплощал свои педагогические воззрения. Намеренно сторонясь от злобы дня, Гербарт весь был погружен в литературную и педагогическую деятельность.

Из опубликованных в эти годы работ И.Ф.Гербарта заслуживают особого внимания две: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания» (1804), где как бы в свернутом виде были представлены идеи, которые были детально рассмотрены в опубликованном в 1806 году фундаментальном сочинении «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Это произведение стало первым опытом научного построения педагогической теории.

В Кенигсбергский период И.Ф.Гербартом были написаны такие важные работы: «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике».

В 1833 году И.Ф.Гербарт вернулся в Геттингенский университет, где начиналась его научно-педагогическая деятельность, где прошли последние годы его жизни и были изданы его «Очерки лекций по педагогике», которые также приобрели широкую популярность. Эта работа, в которой излагались отдельные проблемы педагогической теории, явилась как бы дополнением к его сочинению «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».

Гербарт, как философ, сближался с Г.В.Лейбницем и Х.Вольфом, полагая, что реальная действительность состоит из простых сущностей «реалов». Лишенные конкретных качеств «реалы», находясь между собой в различных отношения, комбинациях, создают иллюзию о меняющемся мире.

Аналогичные подходы характерны и для психологических воззрений И.Ф.Гербарта. Он выдвинул концепцию о «статике и динамике» представлений как первичных элементах «реалах» души, находящихся в постоянном движении, взаимодействии, противоборстве, конфликте друг с другом. Стремясь удержаться в ограниченном объеме сознания в пределах «порога сознания», они пытаются вытеснить друг друга в сферу «бессознательного». Близкие, родственные представления ассоциируются. Усиливают друг друга, а противоположные ослабляют друг друга, и вытесняются за «порог сознания», забываются. Ясность новых представлений, их усвоение возможны лишь при условии их поддержки родственными представлениями прошлого опыта. Его соединение с новыми впечатлениями составляет акт апперцепции, т.е. восприятия нового с учетом предыдущего личного опыта.

По мнению Гербарта, эта внутрипсихическая динамика может быть подвергнута изучению на основе математического метода. Свои подходы к этой области исследований, значительно опережавшие возможности эмпирических психологических исследований того времени, он изложил в работе «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике». Для более точного понимания ее содержания надо иметь в виду, что в отличие от современной трактовки термина «метафизика» на языке эпохи того времени «метафизический метод» означал метод чисто теоретический или философский.

Психологические взгляды Гербарта

Всю психическую деятельность Гербарт интерпретировал как сочетание и взаимодействие представлений. Динамикой представлений объяснялись им все основные проявления психической деятельности. Например, память рассматривалась как способность к воспроизведению рядов представлений и обозначение их известными словами, фантазия как самодеятельность в смене и комбинации представлений, суждение как подведение новых представлений под существующие понятия и обозначение их известными словами и т.д. Представлениями обусловлены также чувствования, желания и воля. Противоборство различных групп представлений порождает желания, доминирующее желание, связанное с представлением о его достижении, есть воля. Так представлена жизнь души, которую Гербарт хотел охватить в механике, статике и динамике представлений. И хотя душа, психическая сфера личности, рассматривалась в его философской системе как некая самостоятельная субстанция, тем не менее, все ее содержание с запасом представлений, всеми их разновидностями и противоречиями развертывается постепенно в конкретном опыте личности.

Психологические взгляды Гербарта вели к основному педагогическому выводу: раз чувства, желания и воля представляют собой своеобразное сочетание и соотношение представлений, значит, целенаправленное обучение развивает не только ум, но и внутренний мир личности, т.е. осуществляет целенаправленное воспитание.

Гербарт солидаризировался с гуманистическими идеями тех педагогов 18 века первой половины 19 столетия, которые видели в воспитании инструмент свободного и радостного развития человека. Однако в отличие от них он рассматривал человека как сложный синтез его индивидуальной природной сущности, взаимодействующей с обществом, в котором человек живет.

Гербарт подходил к пониманию природы и общества как связного целого, подчиненного объективным законам.

Учение об антиномиях Канта и Гегеля утверждало, что антиномические построения являются результатом того, что разум переходит границы опыта. Намечая перспективы развития педагогической теории. Гербарт также выходил за границы сложившегося опыта воспитания и накопленных обществом педагогических знаний. Это привело его к новаторским подходам и решениям.

Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)

Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи той эпохи французских мыслителей 18 века, немецкой классической философии, филантропистов, Песталоцци, что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции философ, психолог и педагог, он лучше, чем кто-либо из педагогов своего времени, было подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.

Искусство воспитателя приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее устроена им теория воспитания, считал Гербарт.

Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».

Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.

Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели это те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности.

Необходимые цели это те, которые нужны ему в любой области его деятельности.

Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный, нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Первичные этические идеи по Гербарту:

идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;

идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;

идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;

идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу волеизъявлений;

идея справедливости как воздаяние за каждое действие предпринятое по отношению к воле другого человека: поощрение или наказание.

Если ориентироваться на этические тезисы Гербарта - учитель должен достаточно полно регламентировать и контролировать деятельность учащихся, подходить к ним с одинаковыми требованиями, соответствовать образу руководителя, стимулировать их усилия с помощью поощрений и наказаний, оценивать все моменты их поведения. Ученическая дисциплина является одной из важнейших ценностей данной стратегии.

При всей неоднородности перечисленных выше этических идей, все они могут быть сведены к обязанностям человека, касающимся его самого, и обязанностям по отношению к другим людям. Гербарт выделял первичные этические идеи, исходя из включенности человека в разнообразные социальные связи. Этические идеи на первом этапе, их соотношения и комбинации проявляются в поведении каждого отдельного человека, являющегося членом того или иного общества. Таким образом, когда общество взаимодействует с личностью, совокупность этических идей составляет основу всеобщей морали.

Когда Гербартом было дано этическое обоснование общей цели воспитания, было выделено 2 группы целей воспитания: возможные и необходимые.

Возможные ориентированы на перспективу, имея в виду те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности. Возможные цели не затрагивали объективной, содержательной стороны, которая должна была составить предмет свободного выбора.

Гербарта в развитие педагогической психологии, П.Ф. Кап­терев подчеркивает, что «... дидактика...

  • Педагогические условия гуманизации процесса обучения учащихся

    Реферат >> Педагогика

    Процес-сам и явлениям, педагогические теории и концепции гуманизации непрерывного педагогического образования. Социально-философскую основу... , поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми...

  • Педагогическая психология. Психология педагогического общения

    Конспект >> Педагогика

    Знаний для педагогической теории и практики. Ветви педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии. Основные... развитие - совершенствование - общих познавательных процессов (И. Гербарт ); приобретение знаний, умений и навыков в...

  • Один из выдающихся немецких педагогов XIX в. - И.Ф. Гербарт (1778-1841) - считал педагогику самостоятельной наукой, которая с помощью философии определяет педагогические цели, а при содействии психологии - пути их осуществления.

    В своих работах «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806) и «Первые лекции по педагогике» (1835) он неизменно отстаивал тезис о суверенности педагогики как научной дисциплины: «Было бы лучше, если бы педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук».

    Гербарт внес значительный вклад в развитие дидактики - разработал учение о ступенях обучения; выделил универсальную схему процесса обучения.

    На первой ступени («ясность») осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанное на широком использовании наглядности. На второй ступени («ассоциация») происходит установление вязи новых представлений с уже имеющимися в процессе свободной беседы. На третьей ступени («система») в новом материале выделяются главные положения, формулируются правила и законы. На четвертой ступени («метод») у учащихся в процессе выполнения упражнений вырабатываются навыки. В этой схеме получили отражение стороны учебного процесса. Однако ее абсолютизация последователями Гербарта вела к формализму в организации урока.

    Немецкий педагог был сторонником классического образования, полагая, что изучение классических языков, математики, античной истории лучше всего развивает мышление. По его мнению, ребенок в своем развитии повторяет путь человечества. Поэтому учащимся ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современность. В связи с этим до 14 лет в школах необходимо обучать в основном древним языкам, математике, античной истории и литературе. Эта идея Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в XIX в.

    Гербарт активно разрабатывал теорию воспитывающего обучения. Он не только впервые ввел данный термин в педагогику , но и попытался обосновать его. По мысли педагога, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств». Основную задачу воспитывающего обучения видел в развитии разностороннего интереса, который имеет шесть видов: эмпирический - к окружающему миру; спекулятивный или умозрительный - к причинам вещей и явлений; эстетический - к прекрасному; симпатический - к близким людям (семье, друзьям, знакомым); социальный - ко всему человечеству; религиоз­ный - к Богу. Основой интереса выступает внимание, поэтому важнейшей дидактической задачей является возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного.внимания.



    Гербарт предложил систему нравственного воспитания, цель которой - воспитание нравственного человека. Нравственное воспитание строится на пяти нравственных идеях: идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, дающая внутреннюю гармонию; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководством при наказании или поощрении индивида. Человек, впитавший эти идеи и руководствующийся ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром.

    Важная роль в нравственном воспитании принадлежит религии. Гербарт рекомендовал пробуждать у детей религиозный интерес как можно раньше. Религия необходима человеку, поскольку является сдерживающим началом. Она проповедует смирение и внушает индивиду чувство зависимости от «высших» сил.

    К нравственному воспитанию тесно примыкает управление, задачу которого Гербарт видел в том, чтобы приучать детей к порядку и дисциплине. В качестве основных средств управления он выделил угрозу, надзор, приказ, запрет, наказания (включая и телесные), включение детей в деятельность. Педагогом разработаны рекомендации по нравственному воспитанию, где он указывает необходимость опоры на положительное в ребенке , учета индивидуальных способностей в процессе воспитания. Педагогическая теория Гербарта во многом определила дальнейшее развитие западной школы и педагогики, его идеи интерпретировались и развивались многочисленными учениками и последователями.

    ТЕМА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИОГАННА ФРИДРИХА ГЕРБАРТА

    Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - консервативный немецкий педагог, создавший целое направление в педагогике (гербартианская школа). На педагогику Гербарта опирался, приспособив ее соответствующим образом, ряд реакционных деятелœей в области народного образования в различных странах (XIX и XX вв.).

    Основные этапы жизни и деятельности. Гербарт родился в семье чиновника-юриста͵ получил образование в латинской школе и университете, где изучал философию Канта и Лейбница, произведения Фихте. По окончании университета он стал воспитателœем детей одного швейцарского аристократа. Уже тогда Гербарт придавал особое значение нравственному воспитанию детей на религиозной основе. В Швейцарии он познакомился с Пссталоцци и изучал его педагогические теории. В 1802 ᴦ. Гербарт, защитив диссертацию на степень доктора философии, начал свою пре­подавательскую деятельность. Педагогические положения Гербарта считались особенно пригодными для средней школы, для воспитания детей из привилегированных слоев населœения. В 1806 ᴦ. вышло основное сочинœение Гербарта «Наука педагогики, выведенная из целœей воспитания». Затем последовал ряд книг (Главные положения метафизики, Главные положения логики, Практическая философия и др.). С 1809 ᴦ. Гербарт занимал в течение 24 лет кафедру философии в Кенигсбергском университете. В Кенигсберге он развил большую педагогическую деятельность - основал педаюгичес-кую семинарию и руководил ею. Педагогику Гербарт всœе теснее связывал с психологией (к тому времени вышли его Учебник психологии, Письма о применении психологии к педагогике и др. работы). В 1833 ᴦ. Гербарт вернулся в Геттингенский университет, в 1835 ᴦ. издал Очерк лекций по педагогике. В 1841 ᴦ. он умер.

    Философские взгляды. Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком, т. е. он рассматривал природу в состоянии покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости. По мнению Гербарта͵ мир состоит из бесконечного множества неизменяемых, вечных, абсолютных сущностей, недоступных нашему познанию в своих абсолютных качествах. Представление людей об изменяемости мира, говорил он, иллюзорно, бытие, сущность бытия неизменны. Свое понимание сущности воспитания Гербарт выводил из идеалистической философии, а цель воспитания - из этики. В его этике нет ничего, что имело бы объективное значение. Везде и всюду субъективная оценка отношений, представлений - ничего объективного. Гербарт разработал крайне метафизическую этическую теорию. Общественная и личная нравственность покоятся, по его утверждению, на определœенных нравственных идеях - вечных и неизменных. Эти идеи составляют, по Гербарту, основу некой внеклассовой, всœеобщей морали, которая должна была укреплять господствовавшие в прусской монархии общественные отношения и нравственные нормы.

    Следуя за Песталоцци, стремившимся найти во всяком сложном явлении его элементы, Гербарт разложил психологическую деятельность человека на составные части и пытался выделить тот элемент, который является самым простым, первичным. Таким простейшим элементом Гербарт считал представление. Психологию Гербарт считал наукой о представлениях, их появлении, сочетаниях, исчезновении. Всю психику Гербарт сводит к представлениям, следам когда-то бывших ощущений. Он полагал, что душа человека не имеет первоначально никаких свойств. Содержание человеческого сознания определяется образованием и дальнейшим движением представлений, которые вступают в определœенные взаимоотношения по законам ассоциации. Введенные Гербартом понятия ассоциация и апперцепция сохранились в современной психологии. Масса представлений как бы теснится в душе человека, стремясь пробиться в поле сознания. Туда проникают те представления, которые родственны имеющимся в поле сознания, те же, которые не подкрепляются ими, ослабевают, делаются незаметными и выталкиваются на порог сознания. Вся умственная жизнь человека зависит, по Гербарту, от первоначальных представлений, усиленных опытом, общением, воспитанием. Так, понимание обусловливается взаимоотношением представлений. Человек понимает, когда предмет или слово вызывает в его сознании известный круг представлений. В случае если же в ответ на них не возникает никаких представлений, они остаются непонятными. Взаимоотношениями представлений объясняются всœе явления эмоциональной сферы психики, а также область волевых проявлений. Чувства, по Гербарту, есть не что иное, как задержанные представления. Когда в душе существует гармония представлений, возникает чувство приятного, а если представления дисгармонизируют друг с другом, то возникает чувство неприятного. Желание, как и чувство, является опять же отражением отношений между представлениями. Воля - это желание, к которому присоединяется представление о достижении поставленной цели. Итак, Гербарт игнорирует своеобразие различных сторон психики человека. Он неправомерно сводит сложный и многообразный процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Воздействуя на представление ребенка, он рассчитывал оказать тем самым соответствующее влияние на формирование его чувств и воли. Из этого у Гербарта следовало, что правильно поставленное обучение носит воспитывающий характер. На основе метафизических положений Гербарт строит свою педагогику и называет ее прикладной психологией, которая в свою очередь является прикладной философией. Основной метод психологии - самонаблюдение. Психология у Гербарта и по существу, и по методу исследования является субъективной.

    Гербарт утверждал, что для главного исследования необходима прежде всœего твердая точка, которая не расплывается, когда ее отыскивают в ощущениях. Такая точка преимущественно есть «я». Так как это понятие в то же время сопровождает всœе наши душевные состояния, насколько мы их себе присваиваем, то оно соединяет в высшей степени свойства удобного принципа, именно общность и точность. Понятие «я» лежит в основе психологии Гербарта͵ он отождествляет его с душой. Познаются только отношения души к внешнему миру, выражающиеся в представлении. Вот почему психология Гербарта - это психология представлений. Представляющий субъект есть простая субстанция, которая по праву носит название души. При этом сами по себе представления не включают ничего из внешнего мира, но производятся они не сами собой, а под воздействием внешних условий и в качестве своем зависят как от внешних условий, так и от природы дущи.

    Психология Гербарта не только субъективна, но и механистична, потому что она строится на математической основе, и на этой основе Гербарт пытается вскрыть универсальную психологическую закономерность. Принимая универсальную психологическую закономерность, Гербарт чисто механически строит педагогический процесс. С его точки зрения, педагогика является наукой о том, как использовать механизм представлений для достижения цели. Требование об осознании логических представлений и отношений между предметами лежит в основе дидактики Гербарта. Его ступени обучения - ясность, ассоциация, система и метод являются формальными не только потому, что они механически применяются ко всякому возрасту, но и потому, что лишь через них, по мнению Гербарта͵ достигается развитие мышления учащихся, т. е. устанавливаются логические связи и отношения в изучаемом материале, о котором в конце концов создаются ясные представления.

    Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа преподавателя проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повсœедневная педагогическая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживал его горизонта. Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками». Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства.

    Педагог, по мнению Гербарта͵ должен поставить перед воспитанником те цели, которые тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти будущие цели бывают подразделœены на: 1) возможные, 2) необходимые. Возможные цели - это те, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определœенной специальности. Необходимые цели - это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности. Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целœей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет всœелить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

    Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Управление, по его мнению, регулирует поведение ребенка в «данный момент», создает предпосылки для дальнейшего его воспитания, поддерживает внешний порядок. Задача управления - «подавление дикой резвости ребенка». Нетрудно заметить, что приемы воспитания Гербарта диаметрально противоположны тем, которые рекомендовал Руссо.

    Первое средство управления - это угроза. Но эффект этого средства, по мнению Гербарта͵ сомнителœен. Бывают дети, которые ставят угрозу ни во что и «дерзают на всœе, чтобы иметь возможность всœе хотеть»; встречаются и слабые натуры, они не проникаются угрозой; у них, по выражению Гербарта͵ «самый страх продырявлен желанием». По этой причине угроза должна быть дополнена надзором. При этом и весьма строгий надзор может не дать нужного результата. С надзором в связи с этим связаны «разнообразные приказания и разрешения». Для детей, нарушающих установленные нормы, должна быть заведена в школе штрафная книга, но и «в домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно». Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Гербарт «теоретически обосновал» штрафной журнал - кондуит, введенный в обиход прусских, а затем и русских гимназий и французских лицеев. Наконец, как средство управления детьми Гербарт признает и наказание, в том числе и телœесное. Система наказаний разработана им весьма обстоятельно. Рекомендует он «стояние в углу», «лишение пищи», «лишение свободы». «Это - самое обычное и основательное наказание, если только оно соответствует поступку». «Оставление без обеда» широко применялось во времена Гербарта. Авторитет и любовь Гербарт признает только вспомогательными средствами управления. «Основа управления состоит в том, чтобы занять детей, еще вовсœе не имея в виду какой-либо пользы для их духовного развития, время их по крайней мере должно быть заполнено с той единственной целью, чтобы они не творили глупостей». Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определœенного круга представлений. На этом основании он неправильно оторвал управление от нравственного воспитания, рассматривая управление, т. е. установление дисциплины, только как условие воспитания, тогда как на самом делœе дисцип­лина не только условие, но также средство и результат воспитания.

    Подробно Гербартом были разработаны и вопросы обучения.

    Гербарт различал три вида обучения: описательное, аналитическое и синтетическое.

    Описательное обучение имеет ограниченное применение, но весьма существенно в пределах своих границ. Оно имеет своей целью выявить опыт ребенка и дополнить его. Путем живого, образного рассказа учитель расширяет знания учащихся. Большую роль играют при этом наглядные средства. Учитель должен выводить мысль за круг непосредственных наблюдений, ближайшего окружения, рассказывая о далеких странах, о прошлом, о таких явлениях природы, которые учащиеся не могли наблюдать. Целям описательного обучения хорошо служит заучивание учебного и литературного материала наизусть.

    Аналитическое обучение имеет своей задачей разлагать «одновременно окружающее» на отдельные вещи, последние - на составные части, а эти в свою очередь - на признаки. Дети приходят в школу с большим количеством представлений, но они беспорядочно нагромождены в их сознании. Задача состоит в том, чтобы эти запасы мысли учеников были расчленены, исправлены и усовершенствованы под руководством учителя. Придавая большое значение аналитическому ходу обучения, Гербарт подробно останавливается на выяснении того, как и что оно дает разным сторонам многостороннего интереса. К эмпирическому интересу имеет отношение такая форма аналитического обучения, как классификация (см. ответ 15). Умозрительный интерес стимулируется путем наблюдений и опытов, нахождения закономерностей в и общественной жизни (в истории). Разлагая «прекрасное» на простейшие его элементы, показывая, как сложное целое составляется из отдельных частей, аналитическое обучение стимулирует эстетический интерес. Когда учитель помогает учащимся анализировать состояние собственной души, то этим он подготавливает их к пониманию чувства других людей и этим служит целям симпатического интереса. Равным образом, показывая учащимся, что их существование обусловлено и зависит от общества, аналитическое обучение воспитывает у них общественный интерес.

    Синтетическое обучение в понимании Гербарта приме­няется главным образом в старших классах. Излагая новый материал, учитель не ограничивается его описанием, а делает обобщения, синтезирует в целое то, что известно учащимся по частям, находится в их сознании обособленно друг от друга. Гербарт придавал большое значение синтетическому обучению. Только синтез может, по его словам, «воздвигнуть ту стройную систему мыслей, которую требует воспитание». Ценно, что им уделялось такое большое внимание созданию у учащихся системы знаний. Описание, анализ и синтез, по Гербарту, не представляют каких-то обособленных методов обучения, последовательно вводимых в учебный процесс и последовательно сменяющих друг друга. Процесс обучения должен обеспечивать единство этих трех способов обучения.

    Гербарт объясняет происхождение знаний чисто субъективно. Οʜᴎ (знания) заключаются в нас самих и наши ощущения есть только наше состояние, всякое объяснение его - наша мысль. В своих зачатках знание, по Гербарту, состоит из ощущений, которые не отражают внешнего мира, а являются самосознанием души. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, не к материи знания, а единственно к его форме нужно обращаться, когда нужно понять его со стороны сходства с внешним миром. Нельзя думать, что ощущения отражают свойства вещей, поскольку они всœегда субъективны. Поскольку ощущения субъективны, в них нельзя искать содержания знаний. Исходя из этих положений, Гербарт строит и систему обучения. В обучении важно не то, чтобы дать знания, а развить у учащихся способность к образованию, развить формы мышления. Нужно отобрать для изучения такие предметы, которые развивают формы мышления безотносительно к содержанию.

    Гербарт считал обучение главнейшим и основным средством воспитания, и в связи с этим он впервые ввел в педагогику термин воспитывающего обучения. Гербарт говорил, что нет воспитания без обучения, что не признает обучения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не воспитывает. При этом, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование. Он неправомерно подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияний социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он неправильно считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всœего лишь модификациями представлений.

    Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие - общественной жизни. Гербарт различает Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов. К интересам первой группы он относит следующие: эмпирический, который как бы отвечает на вопрос «что это такое?» и возбуждает стремление к наблюдению; умозрительный, который отвечает на вопрос «почему это так?» и настраивает на размышление; эстетический - обеспечивает художественную оценку явлений. Ко второй группе интересов относятся: симпатический, направленный на членов семьи и ближайший крут знакомых; социальный - на более широкий круг людей, на общество, свой народ и всœе человечество, к этой же группе Гербарт относит религиозный интерес, направленный на общение с богом. Признавая ценным указание Гербарта о крайне важности сделать образование разносторонним, следует вместе с тем отметить надуманность установленной им классификации интересов.

    Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса, потому что он рассчитывал разрешить ее созданием у воспитанников разнообразных и подвижных групп представлений путем изучения различных учебных предметов. Он предлагал начинать изучение с древнейших периодов истории, считая, что жизнь первобытных людей и античных народов вляется наилучшим материалом для детей. Он пояснял, что человечество проявляло в своей юности те же интересы и занималось теми же видами деятельности, какие свойственны детям и юношам. По этой причине учащимся следует, по его мнению, давать всœе усложняющийся круг гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг истории и литературы древних народов. Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику - главным образом как средство развития мышления, «сильную гимнастику духа».

    gastroguru © 2017