За что Аргентина и Британия воевали на Фолклендской войне. Англо-аргентинская (фолклендская) война (1982 год) Англо аргентинская война

100 великих войн Соколов Борис Вадимович

АНГЛО-АРГЕНТИНСКАЯ (ФОЛКЛЕНДСКАЯ) ВОЙНА (1982 год)

АНГЛО-АРГЕНТИНСКАЯ (ФОЛКЛЕНДСКАЯ) ВОЙНА

Война Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, лежащими в Южной Атлантике в 400 км от аргентинского побережья.

Эти острова находятся во владении Англии, но ее права оспариваются Аргентиной, утверждающей, что впервые архипелаг был открыт испанскими мореплавателями еще в середине XVI века, прежде, чем его посетили англичане. В 1820 году, после провозглашения независимости от Испании, Объединенные провинции Ла-Платы (будущая Аргентина) заявили о своих правах на Фолкленды, которые испанцы называли Мальвинскими островами. В 1829 году там был высажен аргентинский военный губернатор с небольшим отрядом солдат. В 1833 году сюда прибыли английские суда, объявили архипелаг британским владением, а находящихся на нем аргентинцев вывезли на родину. Аргентина никогда не признавала Фолкленды английской территорией.

В 1982 году военное правительство Аргентины во главе с президентом генералом Л. Галтьери находилось в состоянии кризиса, испытывая все большее недовольство населения из-за ухудшения экономического положения страны. Чтобы отвлечь народ от тягот жизни и на патриотическом подъеме удержаться у власти, Галтьери решил силой захватить Фолклендские острова. Он надеялся, что Англия не станет воевать из-за нескольких скалистых островков, находящихся за 13 тысяч км от Британских островов. Тем более что их население не превышало 2 тысяч человек (в подавляющем большинстве - потомков британских поселенцев).

19 марта 1982 года на о. Южная Георгия - необитаемом острове, управляющемся из столицы Фолклендов Порт-Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Вместо этого они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить их с Южной Георгии, но на помощь рабочим пришли аргентинские войска. 2 апреля они высадились также на Фолклендских островах.

Находящаяся в Порт-Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по приказу губернатора Р. Ханта капитулировала без сопротивления. Новым губернатором Галтьери назначил командующего аргентинским экспедиционным корпусом генерала М.Б. Менендоса. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические отношения.

3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502, призывающую стороны решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Англия требовала вывода аргентинских войск как условие начала переговоров. Буэнос-Айрес на переговоры соглашался, но войска выводить отказывался.

5 апреля из Портсмута отплыла в Южную Атлантику британская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвисибл» с 10-тысячным экспедиционным корпусом на борту. 7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что начиная с 12 апреля английский флот будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов. Аргентина в ответ начала призыв резервистов и перебросила на острова дополнительные войска. Аэродром в Порт-Стэнли стали переоборудовать для приема военных самолетов.

25 апреля британская эскадра высадила десант на Южной Георгии, который без боя захватил в плен аргентинский гарнизон. 30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов. Английская авиация с авианосцев нанесла удары по позиция аргентинцев на островах, вывела из строя оба аэродрома и повредила несколько неприятельских боевых самолетов и вертолетов. 2 мая подводной лодкой был потоплен аргентинский крейсер «Хенераль Бельграно», находившийся вне пределов 200-мильной запретной зоны, объявленной англичанами. Погибло 386 членов экипажа. Аргентинские самолеты в тот же день потопили британский эсминец «Шеффилд», на котором погибло 30 человек.

Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер. В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом.

21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки, 40 истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета «Харриер» и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт-Дарвин и Гуз-Грин на острове Восточный Фолкленд.

26 мая правительство Аргентины предложило в течение 30 дней отвести войска обеих сторон на свои базы и передать острова на период переговоров под управление ООН. Однако англичане не сомневались в своей победе и не отреагировали на аргентинские предложения.

30 мая аргентинским самолетам удалось повредить авианосец «Инвинсибл» но это не оказало никакого влияния на ход английской операции по освобождению Фолклендских островов. 12 июня британские морские пехотинцы и парашютисты окружили Порт-Стэнли. 14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10-тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал. Потери аргентинцев убитыми составили около 700 человек, потери англичан - около 250 погибших. Вскоре после капитуляции президент Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству. Генерал Галтьери за развязывание войны с Англией был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел 7.

В результате войны над Фолклендами был восстановлен суверенитет Великобритании. В феврале 1990 года были восстановлены англо-аргентинские дипломатические отношения.

Поражение Аргентины в Фолклендской войне было обусловлено как превосходством противника на море, так и более высоким уровнем подготовки британских десантников.

Из книги Секретные войны Советского Союза автора Окороков Александр Васильевич

СИНАЙСКАЯ КАМПАНИЯ (АНГЛО-ФРАНКО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА С ЕГИПТОМ). 1956 Г. 29 октября 1956 года Израиль развернул боевые действия по плану операции "Кадеш" .На исходе дня 16 транспортных самолетов марки "Дакота" (у нас он назывался ЛИ-2) высадили в районе перевала Митла на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

Из книги 100 великих битв автора Мячин Александр Николаевич

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА (1812–1815 годы) Война между Англией и Соединенными Штатами Америки. Воспользовавшись отвлечением главных сил Британской империи на борьбу против Наполеона, американское правительство рассчитывало захватить территории в Канаде и к западу от США.

Из книги автора

АНГЛО-БУРСКАЯ ВОЙНА (1899–1902 годы) Война Британской империи против бурских республик Трансвааль и Оранжевая в Южной Африке с целью их завоевания.Бурские республики поддерживались Германией, поставлявшей им вооружение, в частности, магазинные винтовки «маузер», впервые

Из книги автора

Англо-Аргентинский конфликт (1982 год) Фолклендские (Мальвинские) острова включают в себя 2 крупных и около 200 мелких островов, расположенных в юго-западной части Атлантического океана; они находятся на расстоянии 13 тысяч км от Англии и 400 км от Аргентины.История конфликта

Из книги автора

1899–1902 Англо-бурская война* После захвата британцами междуречья Замбези – Лимпопо в Южной Африке оставались лишь три страны, неподвластные Англии: две бурские республики (Оранжевое Свободное государство и Трансвааль) и Германская Юго-Западная Африка. Одна из этих трех

В ооруженный конфликт между Аргентиной и Англией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, продолжавшийся с апреля по июнь 1982 г.

Чтобы сразу же заявить о своих притязаниях на острова, английское правительство с согласия и при поддержке США направило в Южную Атлантику крупнейшее со времен второй мировой войны оперативное объединение, включавшее две трети боевого состава ВМС. Корабли были оснащены совершенным оружием и новейшими техническими средствами. Экипажи прошли оперативную и боевую подготовку в полном объеме с использованием опыта учений и маневров в составе ОВМС НАТО. Исключительное значение придавалось авиационным силам.

Английские противолодочные авианосцы "Гермес" и "Инвинсибл" прибыли в район конфликта с 20 палубными самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) "Си Харриер" FRS1 и 20 вертолетами "Си Кипг" и "Линкс" на борту. Состав авиагруппы постоянно увеличивался. На контейнеровозе "Атлантик конвейер" и по воздуху в Южную Атлантику было дополнительно переброшено 8 палубных самолетов "Си Хар-риер", 15 самолетов ВВС "Харриер" GR3, а также 11 эскадрилий вертолетов "Линкс", "Уосп", "Си Кинг" и "Уэссекс" разных видов и модификаций. В общей сложности на кораблях авианосной группировки во время конфликта базировалось 166 летательных аппаратов, в том числе 43 СВВП.

Располагая промежуточной американской военной базой на о. Вознесения в 6300 км от Фолклендских (Мальвинских) о-вов, англичане перебросили туда 10 бомбардировщиков "Вулкан", 18 самолетов базовой патрульной авиации "Нимрод", 15 самолетов- заправщиков "Виктор". Для увеличения продолжительности патрулирования в целях обеспечения ПВО и ПЛО 13 самолетов "Нимрод" были в срочном порядке оборудованы системами дозаправки топливом в воздухе. Такими же системами были оснащены семь транспортных самолетов С-130 и все бомбардировщики "Вулкан".

Английские самолеты имели современное вооружение, в том числе новейшие американские ракеты класса "воздух-воздух" "Сайдуиндер" АIМ-9L с высокочувствительной всеракурсной инфракрасной ГСН и активным неконтактным лазерным взрывателем. К моменту переброски в Южную Атлантику на самолеты ВВС "Харриер" GR3 были установлены аппаратура РТР, опознавания, а также подкрыльные пилоны для ракет "Сайдуиндер", что позволило использовать их в воздушных боях совместно с самолетами ВМС "Си Харриер" FRS1.

Для борьбы с надводными кораблями и разведывательными самолетами англичане вооружили самолеты "Нимрод" ракетами "Гарпун", "Мартел", "Сайдуиндер" и торпедами "Стингрей". Кроме того, все СВВП были оборудованы бортовыми приемниками предупреждения о радиолокационном облучении со стороны передней полусферы, автоматами сбрасывания дипольных отражателен и ИК ловушек. Аппаратура РЭБ была также установлена на бомбардировщиках "Вулкан". Английские самолеты могли применять бомбы с лазерными системами наведения, противорадиолокационные ракеты "Шрайк" и другое современное оружие.

Главная задача ВМС и ВВС Англии - Состояла в том, чтобы подавить всякую деятельность аргентинских вооруженных сил, обеспечить высадку десанта и закрепить за Англией важные в стратегическом отношении Фолклендские (Мальвинские) острова.

Аргентинская авиация играла в конфликте особую роль. Потопление в начале мая английской подводной лодкой крейсера "Хенераль Бельграно" показало, что ВМС Аргентины не имеют достаточно эффективной системы ПЛО, и тем самым предопределило боевую пассивность аргентинских надводных кораблей, в частности авианосца "Бентисинко де Майо". Главная тяжесть борьбы с английскими ВМС и поддержки сухопутных войск, переброшенных на острова, пришлась на аргентинскую авиацию берегового базирования.

К началу конфликта в боевом составе аргентинских ВВС находилось около 200 самолетов. Из них против кораблей могли действовать около 80 реактивных истребителей и штурмовиков типа "Скайхок", "Мираж" и "Даггер". Функции разведчиков выполняли устаревшие американские самолеты "Нептун" и "Геркулес" (10 единиц). Последние, кроме того, действовали в качестве транспортных и заправщиков. Самолеты, базировавшиеся на авианосцах, взлетали с сухопутных аэродромов: после потопления крейсера всем кораблям ВМС Аргентины, кроме двух подводных лодок, было приказано возвратиться в базы. Наиболее боеспособными и современными были самолеты французского производства "Супер Этандар" (пять машин), однако в результате эмбарго со стороны Франции на поставку вооружения эти самолеты располагали боекомплектом ракетного противокорабельного оружия, исчисляемого всего шестью ракетами "Экзосет" АМ39.

Главная задача ВМС Аргентины - Обеспечить снабжение блокированной англичанами группировки войск на островах и не допустить высадки десанта. Морская авиация ударами по кораблям должна была содействовать решению этой задачи.

Основные силы авиации были переброшены к началу боев на южные континентальные авиабазы, находившиеся в 700-960 км от административного центра Мальвинских о-вов Порт-Стэнли. Разведывательные самолеты действовали с авиабазы Комодоро- Ривадавьа, штурмовики ВВС "Мираж", "Даггер" и А-4Р "Скайхок" - с авиабазы Рио-Гальегос, самолеты ВМС "Супер Этандар" и А-4Q "Скайхок" - с авиабазы Рио-Гранде.

Несмотря на численное превосходство в начальный период, ВВС Аргентины не смогли в ходе боевых действий добиться перелома в свою пользу. Это было обусловлено, по мнению зарубежных экспертов, следующими обстоятельствами. Не предусматривалась переброска на острова оборудования, необходимого для базирования боевой авиации. На нескольких островных аэродромах, основной из которых (в Порт-Стэнли) имел взлетно-посадочную полосу (ВПП) с асфальтовым покрытием длиной 1250 м и шириной 14 м, базировалось около 75 легких поршневых самолетов и несколько десятков вертолетов, не имевших достаточного количества запасных частей.

Для самолетов "Мираж", "Даггер" и "Скайхок" Фолклендские (Мальвинские) о-ва находились на пределе боевого радиуса действия даже при полете по наивыгоднейшему профилю. Например, боевой радиус самолетов "Мираж" и "Скайхок" с полезной нагрузкой 1000 кг составлял около 900 км при полете по профилю средняя высота (протяженность маршрута 800 км) - сверхмалая высота (100 м), а радиус действия самолетов "Супер Этандар" и того меньше - 650 км, в связи с чем требовалась их дозаправка топливом в полете. Все самолеты "Мираж" и "Даггер" оснащались двумя сбрасываемыми топливными баками емкостью по 1700 л. Необходимость увеличения запаса топлива ограничивала их полезную нагрузку до 500 кг.

Для ведения боевых действий против кораблей аргентинские летчики располагали арсеналом оружия времен второй мировой войны: бомбы Мк82 и Мк84, неуправляемые реактивные снаряды (НУРС). В воздушных боях они имели возможность применять ракеты класса "воздух - воздух" R-530 и "Сайдуиндер" АIМ-9В, давно снятые с вооружения в НАТО.

Большинство самолетов имело устаревшую бортовую радиоэлектронную аппаратуру, что сильно ограничивало выполнение полетов и нанесение ударов в сложных метеоусловиях и ночью. Никакими возможностями для восполнения боевого состава Аргентина не располагала. Эмбарго на поставку в Аргентину различных систем оружия и других средств, введенное странами НАТО, значительно снижало готовность самолетов к вылетам.

Существенная разница в техническом оснащении авиации обеих сторон и значительное удаление аргентинских береговых авиабаз от района боевых действий сыграли решающую роль в дальнейших событиях. Английской авиации, которая была лучше подготовлена и вооружена, удалось завоевать господство в воздухе над районами боев за острова. Тем более что аргентинские самолеты могли находиться там считанные минуты.

Однако даже в таких сложных боевых условиях аргентинские летчики сумели применить противокорабельные ракеты с достаточно высокой эффективностью.

Первая атака 4 мая 1982 г. проводилась по следующей тактической схеме. Пара самолетов "Супер Этандар", взлетевшая с авиабазы Рио-Гранде, получила предварительное целеуказание от самолета-разведчика "Нептун", барражировавшего к юго- западу от островов. На каждом самолете под правой консолью крыла находилась ПКР "Экзосет", а под левой - сбрасываемый топливный бак. Пару сопровождали еще три самолета "Супер Этандар". Один из них также нес ПКР "Экзосет" и мог быть использован в качестве резервного. Два других самолета были оснащены подфюзеляжными баками и могли обеспечить заправку топливом в воздухе. Ударные самолеты использовали такую возможность.

Выход в зону ракетного пуска осуществлялся с менее угрожаемого для англичан южного направления на высоте 40-50 м со скоростью около 900 км/ч. Видимость в районе была 400 м, с высоты 150 м начиналась нижняя кромка облачности, океан штормило. В 46 км от кораблей летчики увеличили высоту до 150 м, произвели кратковременное, на 30 с, включение бортовых РЛС. На экранах индикаторов высветились отметки двух целей: эсминца УРО "Шеффилд" и фрегата "Плимут". Угол между направлениями на них составлял 40°.

После ввода данных целеуказания по каждой цели с дистанции 37 км был выполнен пуск двух ракет "Экзосет". В момент пуска бортовые системы предупреждения информировали летчиков о подсвете самолетов радиолокационной станцией фрегата "Плимут" (поисковая РЛС "Шеффилда" была выключена для устранения помех спутниковой системе связи "Скайнет", через которую велись переговоры с Лондоном). Самолеты тотчас же выполнили резкий разворот со снижением до 30 м и вышли из зоны действия ЗРК GWS30, которым вооружены все английские эсминцы УРО типа "Шеффилд".

Активная радиолокационная ГСН одной из ракет захватила "Шеффилд" на дистанции 12-15 км, высота ее полета снизилась до 2-3 м. Визуально ПКР заметили лишь за 6 с до попадания в корабль. Ракета пробила борт на 1,8 м выше ватерлинии, но внутри корпуса не взорвалась - не сработал контактный взрыватель замедленного действия. От остатков ракетного топлива загорелись электрические кабели, краска. Отсек быстро наполнился ядовитым дымом, создалась реальная угроза взрыва ракет и артиллерийского боезапаса.

После четырехчасовой безуспешной борьбы за корабль командир приказал его покинуть. К тому времени экипаж потерял 20 человек погибшими и 28 ранеными.

В конечном итоге, пожар на "Шеффилде" был потушен подошедшими кораблями. Вскоре эсминец взяли на буксир и повели к Южной Георгии, надеясь провести там ремонт, но из этого ничего не вышло. 10 мая корабль затонул на глубине 200 м. Потеря "Шеффилда" нанесла сильный удар по самолюбию и престижу сынов Альбиона. Аргентинские летчики заставили себя уважать и взяли реванш за потопление 2 мая британской атомной субмариной "Конкерор" крейсера "Хенераль Бельграно".

Вторую ракету с фрегата "Плимут" обнаружили заблаговременно, за 40 с. Завесой из дипольных отражателей были созданы пассивные помехи, которые и увели ПКР в ложном направлении.

Следует заметить, что корабли типа "Шеффилд", вооруженные зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) дальнего действия "Си Дарт" (спаренная носовая ПУ с боекомплектом 24 ракеты), способны вести стрельбу по высотным и средневысотным целям на расстоянии до 80 км. Однако установленные на кораблях РЛС типа 965 способны обнаруживать низколетящие самолеты и ракеты на меньшей дальности - примерно 30 км. К тому же из-за сильных помех от морской поверхности (волнение 7 баллов) РЛС типа 909 не обеспечивала сопровождение и подсветку самолетов противника.

В силу этих факторов (наряду с большим удалением от непосредственного авиационного прикрытия) корабли стали уязвимы от атак с воздуха.

Потеряв "Шеффилд", англичане организовали глубокоэшелонированную оборону главных сил. Аргентинские летчики при подходе к рубежу обнаружения вынуждены были действовать на малых или предельно малых высотах, что существенно повышало удельный расход топлива, ограничивало и без того небольшой боевой радиус самолетов. Поэтому часть боевых самолетов с подвесными топливными баками, но уже без вооружения выделялась для сопровождения ударных самолетов и их дозаправки на маршруте полета. Естественно, при этом парк боевых машин становился меньше. Чтобы увеличить время пребывания тактической авиации в районе боев, командование ВВС Аргентины попыталось обеспечить дежурство в воздухе самолетов-заправщиков С-130 и КС-130, однако, потеряв один из них в бою, отказалось от своего плана.

Ракеты "Экзосет" не могли быть применены в узком Фолклендском проливе, расположенном между островами Западный Фолкленд (Гран-Мальвина) и Восточный Фолкленд (Соледад), так как предназначены только для стрельбы по целям в открытом море. Возможность пуска ПКР за пределами ближней зоны ПВО кораблей противника исключалась вследствие небольшой ширины пролива, но даже в случае их применения активная радиолокационная ГСН не обеспечила бы четкой селекции целей на фоне сильнопересеченной скалистой местности. Кроме того, оставшиеся после уничтожения "Шеффилда" четыре ракеты "Экзосет" аргентинцы все еще надеялись применить по самым крупным целям - авианосцам.

При атаках английских кораблей, находящихся в Фолклендском проливе, аргентинские летчики имели возможность маскироваться в складках местности, подходя к о. Западный Фолкленд с западного или юго-западного направления и пролетая над ним на предельно малых высотах. Это уменьшало дальность обнаружения самолетов до 10-16 км и соответственно время реакции средств ПВО кораблей, которые к тому же были стеснены в маневрировании. Налеты производились, как правило, в конце дня со стороны заходящего солнца, когда его лучи ослепляли боевые расчеты, осуществлявшие наведение ЗУР и зенитной артиллерии с помощью оптических прицелов.

Ввиду невозможности применения ПКР аргентинские летчики вынуждены были вести борьбу с кораблями противника только с использованием устаревшего авиационного вооружения. В конце мая в северо-западной части Фолклендского пролива три аргентинских самолета "Скайхок" с помощью НУРС и бомб потопили однотипный с "Шеффилдом" эсминец УРО "Ковентри". Два атаковавших самолета были сбиты, но бомбометание третьего с выполнением противоракетного маневра оказалось успешным. В те же дни были потоплены фрегаты "Ардент" и "Антелоуп", а также повреждены еще четыре корабля. Сообщалось, что аргентинцы потеряли при этом 26 самолетов.

По мнению военных экспертов НАТО, серьезный просчет аргентинское командование допустило при отражении английского десанта: самолеты, на которых отсутствовали эффективное вооружение и средства РЭБ, были нацелены на хорошо оснащенные боевые корабли охранения, а не на главный объект удара - транспорты с десантом.

В первые дни после высадки десанта аргентинские летчики продолжали наносить бомбовые удары по кораблям. Однако действия их по фрегатам УРО типа "Бродсуорд" оказались неэффективными, поскольку корабельные двухканальные ЗРК GWS25 с ракетами "Сивулф" были способны вести стрельбу по групповым низколетящим целям. Отличительная особенность этого комплекса - малое время реакции на угрозу (5-6 с) и полная автономность действия от момента обнаружения цели до ее перехвата. Импульсно-доплеровская РЛС комплекса захватывает на сопровождение цели с ЭПР до 0,2 м2 в радиусе 10 км и с ЭПР менее 0,2 м2 - на удалении 5-6 км от корабля.

При атаках фрегатов звеньями из четырех штурмовиков типа "Скайхок" в середине мая каждое звено теряло половину самолетов, остальные же, пытаясь поразить корабли с противоракетного маневра, бомбили неточно. В результате еще до окончания конфликта аргентинские летчики стали избегать встреч с кораблями этого типа, выбирая для атак другие цели. В свою очередь английское командование, убедившись в эффективности ЗРК GWS25, стало использовать фрегаты УРО типа "Бродсуорд" для непосредственного прикрытия авианосцев от ПКР.

Но не только большие потери снижали общую эффективность действия авиации против кораблей. Каждый летчик из числа преодолевших ПВО мог атаковать только одну надводную цель и только с первого захода. Атаки кораблей с предельно малых высот (10- 15 м), поскольку маневр по высоте был практически полностью исключен, приводили к тому, что не успевали взводиться дистанционные предохранители контактных взрывателей бомб, не приспособленные к такому применению, и бомбы становились просто металлическими болванками.

Зарубежные военные специалисты высказывали мнение, что аргентинцы даже при сложившихся условиях могли добиться больших результатов, если бы самолеты - носители авиабомб, НУРС и управляемых противокорабельных ракет, а возможно, и торпед действовали по совместному единому плану. ВВС Аргентины остро ощущали отсутствие самолетов-торпедоносцев. Вообще говоря, до англо-аргентинского конфликта на Западе считалось, что в условиях современного морского боя ни один самолет не может довести торпедной атаки надводного корабля с небольшой дальности до успешного завершения, так как при этом должен быть обязательно уничтожен. Однако боевые действия в Южной Атлантике показали, что ударные самолеты, как и торпедоносцы во второй мировой войне, были способны преодолевать ПВО кораблей, выходить на рубежи бомбометания с предельно малых высот (а значит, и на дистанцию сброса торпед) и успешно поражать надводные цели. Даже самолеты "Пукара" с турбовинтовыми двигателями в упор стреляли по кораблям, используя НУРС и пушки. Аргентинские специалисты считают, что англичане понесли бы более тяжелые потери, если бы самолеты "Пукара" использовались в качестве торпедоносцев.

Чтобы создать перевес в свою пользу, командование ВВС Аргентины попыталось уничтожить английские авианосцы, располагавшиеся после высадки десанта к северу и северо-востоку от о. Восточный Фолкленд. 25 мая пара самолетов "Супер Этандар" вылетела с авиабазы Рио-Гранде и взяла курс на северо-восток, затем довернула на восток, произвела дозаправку топливом от самолета С-130 и, следуя в южном, а зятем в западном направлении, вышла в район маневрирования АМГ на высоте 30 м со стороны, с которой меньше всего ждали нападения. Наведение на цель производилось с самолета С-130.

На дальности 80 км от предполагаемого местонахождения соединения аргентинские летчики обнаружили авианосец "Гермес" в окружении большого числа других кораблей. Осуществив пуск ПКР на дистанции 48 км от цели, самолеты сразу же ушли в сторону континента на предельно малой высоте. В это время противник с кораблей и поднятых в воздух вертолетов выставил помехи - дипольные отражатели. Дезориентированные помехами ракеты захватили находившийся в 6 км от авианосца контейнеровоз "Атлантик конвейер" и потопили его вместе с находившимися на борту 15 вертолетами "Уэссекс" и "Чинук". В таком плане излагают эпизод английские специалисты, которые выделяют то обстоятельство, что на верхней палубе судна были установлены (в три яруса) контейнеры, в связи с чем его ЭПР резко увеличилась.

Командование ВВС Аргентины заявило, что после получения разведывательной информации о характере груза на контейнеровозе удар по нему был специально спланирован и что ракетная атака 25 мая была одной из наиболее успешных.

30 мая аргентинские летчики предприняли последнюю попытку уничтожить один из двух английских авианосцев - "Инвинсибл", применив две оставшиеся ракеты "Экзосет". Корабли АМГ находились еще дальше от островов, поэтому для выхода в зону пуска ракет с наименее угрожаемого, по мнению англичан, юго-восточного направления потребовалось произвести две дозаправки самолетов ударной группы (в ее составе два истребителя-бомбардировщика "Супер Этандар" и четыре штурмовика "Скайхок").

Все самолеты следовали в режиме радиомолчания, наведение на цель осуществлялось с самолета С-130. При атаке один самолет "Скайхок" из демонстративной группы сразу же был сбит кораблями охранения. Те же корабли совместно с вертолетами, используя средства РЭБ, увели ракеты с боевого курса. Однако одному штурмовику все же удалось прорваться к авианосцу и сбросить 220-кг бомбу, которая попала в палубу сзади надстройки. Выйдя из боя, самолеты в третий раз заправились топливом (от С-130) и вернулись на базу.

Это пример, когда ракетная атака не удалась, но способствовала решению основной задачи.

В течение 44 суток ВВС Аргентины выполнили 445 самолето-вылетов, "но только в 302 случаях самолеты достигли островов и нанесли удары по целям противника. По подсчетам зарубежных экспертов, был потерян каждый пятый самолет из числа участвовавших в боях. На этом фоне особенно выделяется эффективность боевого применения противокорабельного ракетного оружия самолетами ВМС "Супер Этандар", без потерь уничтоживших два крупных корабля противника. Аргентинские летчики продемонстрировали отработанную тактику прорыва ПВО кораблей на сверхмалых высотах, хотя близость водной поверхности и сложные метеоусловия делали этот маневр исключительно трудным.

В общем итоге были потоплены эскадренные миноносцы УРО "Шеффилд" и "Ковентри", фрегаты УРО "Ардент" и "Антелоуп", десантный корабль "Сэр Галахэд", контейнеровоз "Атлантик конвейер"

Фолклендские острова были открыты в конце 17-го века английскими, а затем французскими мореплавателями, но Аргентина всегда считала эти острова частью своей территории, пока в 1833 году Великобритания не завоевала их. С тех пор в умах аргентинцев Британское Королевство выглядит захватчиком по отношению к островам.

В начале 1982 г., президент Леопольдо Галтери, глава правящей в Аргентине военной хунты, санкционировал вторжение на Фолклендские острова. Операция была разработана чтобы отвлечь внимание населения от вопросов прав человека и экономических проблем страны, а так же для укрепления национальной гордости.

Начало войны

2 апреля 1982 года, аргентинские войска произвели высадку на Фолклендских островах, захватив их в течении двух дней, сломив сопротивление небольшого гарнизона Королевской морской пехоты и захватив Порт-Стенли. В ответ на эти действия, было организовано дипломатическое давление против Аргентины, премьер-министр, Маргарет Тэтчер поставила задачу военно-морским силам — вернуть острова. Группа войск под командованием адмирала Джона Филдхауса состояла из нескольких частей, крупнейшая из которых включала в себя авианосцы HMS «Hermes » и HMS «Invisible », под командованием контр-адмирала Вудворда. Эта группа должна была обеспечивать прикрытие с воздуха и моря. В середине апреля, для группировки войск было отправлено обеспечение в виде небольшого флота танкеров и грузовых судов.

25 апреля британские войска отбили остров Южная Джорджия и начали блокаду островов с помощью подводных лодок. Пять дней спустя, начались рейды бомбардировщиков RAF «Vulcan », которые получили временное базирование на американской авиабазе, расположенной на Острове Вознесения. В тот же день истребителями «Harriers » был проведен успешный рейд в ходе которого были сбиты три аргентинских самолета. Аргентинским ВВС приходилось производить взлет с материка, так как взлетно-посадочная полоса возле Порт-Стэнли была очень короткой для реактивных боевых самолетов, что, поставило их в невыгодное положение на протяжении всего конфликта.

1 мая, во время рейда, подводная лодка «Conqueror », выпустив несколько торпед, потопила легкий крейсер «General Bergrano». Несколько дней спустя противокорабельными ракетами выпущенными аргентинскими истребителями «Super Etendard», был серьезно поврежден британский эсминец «Sheffield », возникший на корабле пожар не удалось потушить и корабль был потоплен. Гибель «Belgrano » стоила Аргентине жизней 323 человек, в то время как в результате нападения на «Sheffield » погибло лишь 20 британских военнослужащих.

Активная фаза войны

В ночь на 23 мая, войска британской армии высадились возле города Сан-Карлос, на западном побережье. Общая численность группировки под командованием Джулиана Томпсона составляла 4000 человек. В ее состав вошли преимущественно части Королевской Морской Пехоты (Royal Marines ), Воздушно-десантные части (Parachute Regiment ) и спецназ SAS (Special Air Service).

Силами SAS была произведена атака на аэродром расположенный на острове Пеббл. Томпсон перебрасывал своих людей на юг, планируя обеспечить безопасность там, прежде чем перейти на восток, к Порт-Стенли. 28 мая, силами британских парашютистов был атакован и вскоре капитулировал аргентинский гарнизон, расположенный близ населенных пунктов Дарвин и Гуз-Грин. Спустя несколько дней британский спецназ уничтожил группу аргентинского коммандос на горе Кент.

В начале июня, контингенту Британской армии в Атлантике пришло подкрепление в виде 5000 человек, командование операцией перешло к генерал-майору Джереми Муру. 11 мая, после укрепления своих позиций, Мур начал штурм Порт-Стенли. Британские войска предприняли одновременное наступление с высот вокруг города. К 12 июня после ожесточенных боев все основные цели были захвачены. Спустя два дня, 14 июня 1982 г. командующий войсками Аргентины, генерал Марио Менендес, понял что его положение безнадежно и принял решение о капитуляции. Официальной датой окончания боевых действия принято считать 20 июня 1982 г.

Итоги Фолклендской войны

Во время конфликта со стороны Великобритании погибло 258 человек, 777 ранены, кроме того были потеряны: два эсминца, 2 фрегата и 2 вспомогательных судна. Для Аргентины Фолклендская война стоила жизни для 649 человек, 1068 были ранены и 11313 взяты в плен. Кроме того, аргентинский флот потерял подводную лодку, легкий крейсер и 75 самолетов.

Поражение в этом конфликте привело к падению аргентинской военной хунты. Для Британии, победа обеспечила необходимый импульс, поднявший национальное доверие. Страна утвердила свое международное положение. Однако, несмотря даже на этот факт в истории, Аргентина и сегодня по-прежнему претендует на Фолклендские острова.

Как Великобритания и Аргентина Фолклендские острова не поделили.

«Латентный» конфликт

Небольшой архипелаг Фолклендских островов был открыт в Южной Атлантике в XVI веке. Ученые до сих пор гадают, кто же первым из мореплавателей добрался до них: испанец Эстебан Гомес в 1520 году или британец Джон Дейвич в 1592. Более двух столетий на Мальвинских островах (аргентинское название Фолклендов) находился испанский гарнизон и, следовательно, весь архипелаг входил в состав Испанской державы. Когда же в 1810 году Аргентина провозгласила свою независимость, испанские военные покинули острова. Сама Аргентина вспомнила про остров только через десять лет, там высадился аргентинский десант, во главе с капитаном Джюэтом, который провозгласил суверенитет Аргентинской республики над архипелагом. Триумф длился недолго. Через двенадцать лет архипелаг захватила английская морская экспедиция, установив его фактическое подчинение британской короне. Молодая республика оказалась не способна сопротивляться агрессивной политике Великобритании, но отказываться от своих юридических прав на владения Мальвинскими островами тоже не собиралась. Зародился так называемый «латентный конфликт», на какое-то время противоборствующие стороны затихли.

Нефть, криль и выборы в парламент

В 1960-е годы в период крушения колониальной системы Аргентина попробовала вернуть Фолклендские острова дипломатическим путем. Страна всячески укрепляла свое влияние на островах, построила там аэродром, установила телефонную связь. Ей удалось даже заручиться поддержкой большинства членов ООН, но Англия оставалась непреклонна. Правительство Альбиона отказалось предоставить аргентинцам острова равные права с гражданами Великобритании, у Лондона были свои интересы на пустынные острова. Особенно интересовали их крупные залежи нефти и газа, обнаруженные в прибрежных водах и береговом шельфе островов. Другим камнем преткновения стал рачок криль, монопольное право на ловлю которого фактически принадлежало одним британцам.

Некоторые исследователи видят в Фолклендской войне одну из интриг Маргарет Тэтчер, для которой она стала маленькой «победоносной войной». Накануне военных действий, и одновременно накануне новых выборов в парламент, дела у «железной леди» шли не лучшим образом. Экономическую политику Тэтчер поддерживали не все даже внутри ее партии: 9 из 22 министров ее кабинета против ее экономических начинаний. К декабрю 1980 года уровень политического доверия к Тэтчер упал до 23 % (наименьший результат среди британских премьер-министров). Но сходить с намеченного курса экономических реформ она отказывалась. «Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!» - заявила она на партийной конференции в том же году. Для восстановления авторитета консервативной партии Великобритании, Тэтчер нуждалась в маленькой победоносной войне. К тому же, победа вполне соответствовало внешнеполитической доктрине Тэтчер, предусматривавшей возвращение Великобританией статуса великой державы.

Победоносная война Леопольдо

Не только Тэтчер нуждалась в победоносном конфликте. В 1881 году в результате военного переворота в Аргентине к власти пришел Леопольдо Галтьери. Чтобы добиться популярности среди аргентинского населения, ему была необходима маленькая, быстрая, победоносная война. Что может быть лучше, нежели вернуть назад власть над Фолклендскими островами? Изначально операция, получившая в память о корабле капитана Джюэта название «Росарио», планировалась на 25 мая 1982 года – день национального праздника Аргентины. Но английская разведка вскоре узнала о готовившемся вторжении и направила в Южную Атлантику свою подводную лодку «Спартан». Галтьери решил действовать быстро и уже 2 апреля 1982 года на островах высадился аргентинский десант, быстро вынудивший сдаться небольшой английский гарнизон. Для Англии эта была война не только за свои, как они считали, национальные интересы. Война служила очередной проверкой Западного блока в «холодной войне». Куба и многие другие латиноамериканские страны подержали действия Аргентины в её «справедливой» военной операции по возвращению некогда «оккупированных британским империализмом» территорий. Неоднозначную позицию заняло руководство Франции, поставлявшей незадолго до конфликта в Аргентину свои боевые самолеты Mirage и продававшего союзнику Аргентины Перу французские противокорабельные ракеты Exocet.

Защита британских граждан

«Если острова захватят, то я точно знала, что нужно делать - их нужно вернуть. Ведь там, на островах, наши люди. Их верность и преданность королеве и стране никогда не подвергались сомнению. И как часто бывает в политике, вопрос состоял не в том, что делать, а в том, как это можно сделать» - вспоминала позже Маргарет Тэтчер.
Совет Безопасности ООН призывал враждующие стороны решить конфликт путем переговоров. Но ни одна из сторон отступать не собиралась. Правительство Великобритании объявило, что будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов (расстояние от островов до континентального побережья Аргентины составляет всего 287 миль). 5 апреля из американского Портсмута в сторону Фолклендских островов отправилась английская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвисибл". Следом на аргентинском острове Южная Георгия (к югу от Фолклендов) высадился британский десант, быстро подчинивший его территорию. А уже в конце апреля британская авиация с авианосцев начала наносить удары по аргентинским позициям на островах.

«Мэгги придет»

В день когда президент Перу Фернандо Белаунде Терри получил со стороны Аргентины предварительное согласие на условия мирного соглашения с Великобританией, был нанесен первый мощный удар со стороны британского военно-морского флота. В тот же день английская атомная подводная лодка «Конкеррор» на расстоянии 236 миль (что противоречило раннее озвученным официальным предупреждением) атаковала аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Почти 400 членов экипажа погибли в водах Южной Атлантики. Естественно, Аргентина отвергла всякую возможность мирного решения конфликта и началась открытая война. Тэтчер как настоящая «железная леди» была настойчива в своих политических решениях. По её приказу английские войска разбомбили взлетно-посадочные полосы на острове и захватили Фолклендские острова.
«И когда, наконец, ночью 21 мая Королевские ВМС высадили войска десанта на берег в бухте Карлос, фермер-островитянин одной фразой выразил характерную особенность нашей нации. На вопрос офицера-парашютиста, удивлен ли он, увидев оперативное соединение на якорной стоянке в бухте, фермер ответил: “Совсем нет. Мы знали, что Мэгги придет”», - впоследствии гордо и патриотично вспоминала Маргарет Тэтчер. Ей было чем гордиться, консервативная партия вновь получила большинство в парламентских выборах 1983 года.

Позиции СССР и США

По данным британской разведки, СССР «был готов предоставить Аргентине военные корабли, самолеты и ракеты (типа СС) в обмен на поставки зерна и говядины по льготным ценам». Но у СССР была своя нерешенная проблема – война в Афганистане. По этой причине все давление, которое оказывало советское руководство на англо-саксонские державы, происходило только в рамках заседаний ООН. Никаких активных действий по предотвращению военного конфликта или в рамках помощи Аргентине со стороны Советского Союза не было.
Наоборот, СССР отрешился от какого-либо участия в англо-аргентинском конфликте, заявив вызванному 14 мая 1982 г. в советский МИД послу Великобритании в СССР Кертису Киблу, что «британская сторона, видимо, в плане дипломатического прикрытия своих военных акций в Южной Атлантике, несколько раз обращались к советской стороне с так называемыми «предупреждениями», которые полностью неуместны и имеют целью создать вымысел о какой-то «причастности» Советского Союза к англо-аргентинскому конфликту».
Штаты в стороне не остались. Главным союзником Великобритании стал министр обороны США Каспар Уайнбергер, уговоривший Рейгана и Пентагон предоставить «большую поддержку самому верному союзнику Америки». Своим же подчиненным министр приказал «предоставить Британии всевозможную помощь в вопросах технического обеспечения и разведки».
30 апреля Рейган объявляет о поддержке Великобритании и о введении санкций против Аргентины. Администрация США использовала различные рычаги воздействия на Аргентину их латиноамериканских соседей. Они вынудили Аргентину сократить поставки говядины и зерна в СССР. Остальные южноамериканские страны объявили о своем нейтралитете. На попытку принятие Советом Безопасности ООН резолюции по фолкледскому вопросу США и Великобритания наложили вето.
Против возможного включения в конфликт СССР был разработан специальный англо-американский план. Согласно ему США и Великобритания должны были оказывать давление на СССР сразу по нескольким направлениям. При поддержке США и Франции Израиль начал военную операцию на территории Ливана, поддерживаемого СССР. Провокационные действия начали проамериканские южные корейцы в отношении КНДР. США через Израиль стал оказывать материальную помощь Румынии, активно выступавшей против советской политики в Афганистане, расшатывая тем самым «изнутри» организацию стран Варшавского договора. Кроме этого, Великобритании и США удалось сорвать заключения в апреле-мае 1982 года ряда контрактов по проекту «Газ-трубы», планировавшему соединить Западную Европу и СССР обоюдовыгодными условиями газового сотрудничества.
Под нажимом США 14 июня было достигнуто соглашения о прекращении боевых действий, а на следующий день аргентинский генерал Мендоса заявил о своей капитуляции.

60 миллиардов баррелей

Латентный конфликт продолжается и сегодня. Официального соглашения между Англией и Аргентиной до сих пор не заключено. Дипломатические отношения между государствами были восстановлены лишь в 1990 году.
В последние годы спорные острова вновь оказались в фокусе мировой общественности. По оценкам британских экспертов, на шельфе островов находятся запасы нефти в 60 миллиардов баррелей. Если эти цифры соответствуют действительности, то они сравнимы с запасами наиболее богатых нефтью стран. Для сравнения, по оценкам на 2012 год доказанные запасы нефти в России составляют все те же 60 миллиардов баррелей.
В марте 2013 года при полной поддержке со стороны британского правительства на островах прошел референдум. Местному населению предстояло решить: «Желаете ли Вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединённого Королевства? ДА или НЕТ». Из 1517 голосовавших граждан 99,8 % ответили утвердительно, выступив за сохранение нынешнего политического статуса города. Аргентина не признала итоги референдума, сохранив свои территориальные претензии на данный архипелаг. Проблема принадлежности Фолклендских островов остается до сих пор открытой. И вряд ли одна из противоборствующих сторон согласиться отпустить столь лакомый «нефтяной кусочек».

January 3rd, 2013

Читаем новости сегодняшнего дня: Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер направила британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону открытое письмо с призывом начать переговоры о возвращении Аргентине Фолклендских островов, сообщает в четверг газета Guardian.

Письмо приурочено к 180-й годовщине аннексии Фолклендов, расположенных у побережья Аргентины. Киршнер использует испанское наименование островов и утверждает, что "в результате колониальной политики Британии Мальвинские острова были силой отняты у Аргентины", что, по ее мнению, нанесло удар по территориальной целостности страны. Президент опирается на тот факт, что в 1965 году Генеральная Ассамблея ООН "единогласно, без единого голоса против приняла резолюцию, признающую аннексию Мальвинских островов результатом британской политики колониализма и призывающую страны прийти к решению территориального спора путем переговоров".

Аргентинский крейсер Генерал Бельграно терпит крушение после удара торпедой британской атомной подводной лодкой HMS Conqueror, 1 мая 1982 года. Аргентинским и чилийским судам удалось спасти 770 человек, в то время как 323 были убиты. (AP Photo)

В ответ на письмо, копия которого была направлена генсеку ООН Пан Ги Муну, Дэвид Кэмерон заявил, что в данном вопросе "трехтысячное население Фолклендов в большинстве своем поддерживает Британию". На запланированном в марте этого года референдуме будет решено, останутся ли Фолкленды заморской территорией Великобритании. Кэмерон заверил, что Британия будет "уважать и защищать" интересы местного населения. Член Законодательной ассамблеи Фолклендских островов Барри Элсби (Barry Elsby) поддержал премьер-министра, сказав, что принадлежность к Британии — выбор фолклендцев. Аргентина также обвиняет Великобританию в изгнании ее граждан с островов, вторая сторона подобные обвинения отвергает.

Фолклендские (Мальвинские) острова, удаленные от Британии на 14 тысяч километров, являются фактически воротами в Антарктику, дают контроль над чрезвычайно богатыми природными ресурсами районами океана. Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. Боевые действия между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. Британские нефтяные компании в 2010 году в одностороннем порядке начали разведку месторождений нефти вблизи архипелага, что обострило конфликт.

Аргентинские солдаты совершают военные поставки вскоре после вторжения на Фолклендские острова, 13 апреля 1982 года. (Daniel Garcia/AFP/Getty Images)


Из-за чего же на самом деле разгорелся конфликт? Не будет большой ошибкой заявить, что своим происхождением он обязан игре больших политических амбиций. В Аргентине к власти пришел очередной полувоенный режим с предвыборными лозунгами и обещаниями националистического толка, среди которых фигурировало и возвращение Мальвин (спорной территории).

В военном отношении режим ощущал уверенность: недавно приобретенный французский авианосец в составе своего авиакрыла содержал не только «Скайхоки» с бомбами, но и новейшие французские «Супер-Этандары» с ПКР «Экзосет», способные, не входя в зону ПВО отряда боевых кораблей, нанести ему серьезное поражение. Успех авиации готовы были развить эскадренные миноносцы (ЭМ) и фрегаты управляемого ракетного оружия (ФР УРО). Группировка боевой авиации Аргентины насчитывала до 200 единиц. Подготовленность экипажей традиционно имела высокую репутацию. Все это выглядело солидно и не могло не подталкивать аргентинских стратегов «пощекотать» старушку Англию.

В это время военно-политическое руководство Великобритании стремилось усовершенствовать МСЯС на основе ракет «Трайдент» за счет ВМС. Из-за этого флот едва сводит концы с концами, под сокращение в 1982 году попали оба действующих авианосца, несколько кораблей основного класса, важнейшие элементы инфраструктуры, существенная часть персонала. И без того позиции «Владычицы морей» не выглядели убедительно по сравнению с Францией, а по ряду позиций (по качеству и количеству надводных кораблей основного класса) - и с Японией. В связи с этим руководство военного ведомства не находило возможным ни оборонять, ни тем более завоевывать Фолкленды обратно. Не вызывает сомнений, что эти затруднения и настроения в Великобритании были известны аргентинской стороне. Тем не менее в апреле 1982 года на архипелаге высадился солидный контингент британских войск с легкой штурмовой авиацией и вертолетами. Заодно британцы прихватили и Южную Георгию.

Оружейники готовят торпеды на британском авианосце HMS Hermes, вертолеты Sea King тем временем следят за возможным появлением аргентинских подводных лодок, 26 мая 1982 года. (AFP/Getty Images)


Архипелаг располагался от материковой части Аргентины менее чем в 400 милях, в то время как от метрополии был удален на 8000 миль. Надвигалась антарктическая зима, до ее наступления оставалось не более двух месяцев. Одним словом, не лучшее время и место для боевых действий и даже обычного мореплавания. Но, несмотря на неподходящие условия, первый морской лорд Великобритании адмирал Генри Лич запросил разрешение у премьера Маргарет Тэтчер начать формирование оперативного соединения (ОС) для отправки в Южную Атлантику.

Английским кораблям предстояло преодолеть 6000-8000 миль в районы, совершенно лишенные каких-либо признаков берегового базирования. Примерно в середине маршрута развертывания был последний клочок суши, используемый в качестве тылового пункта базирования - остров Вознесения. Здесь произошел сбор основных сил 317-го ОС Королевского флота, после чего контр-адмирал Джон Вудворд доложил командующему ВМС адмиралу Дж. Филдхаусу, возглавлявшему специально созданный штаб, решение на операцию, известную впоследствии, как «Корпорейт». В это же время было проведено планирование, брифинги по всем видам БД, обеспечения, инструктажи, ориентирование, предварительная постановка задач силам, окончательная приемка запасов в условиях стоянки на рейде. Дальше все работы происходили в открытом океане, как правило, на ходу.

Британский солдат проверяет местность при помощи бинокля, рядом с ним расположена противоракетная батарея на случай атаки с воздуха, 25 мая 1982 года. (AFP/Getty Images)


18 апреля флот продолжил развертывание. Адмирал Филдхаус улетит в Лондон, чтобы там, на самом высоком уровне, защищать план операции, принятой вблизи «переднего края», отстаивая каждый его пункт, без чего невозможно управлять войной, происходящей за 8000 миль от Адмиралтейства.

Основа замысла решения командующего ОС состояла в том, что все действия, включая захват Фолклендских островов, нужно завершить не позже середины июня. Позже гидрометеоусловия были не совместимы не только с ведением БД, но и просто пребыванием в этих водах корабельного состава и авиации, осуществляющих огневую поддержку и обеспечение сил на берегу. Обратным отсчетом, беря минимально необходимое время для действий десанта на берегу, определялась предельная дата начала высадки 20-21 мая.

Таким же образом определялись и сроки прибытия британского ОС на ТВД (во всеобщей исключительной зоне) 1 мая для завоевания господства на море и превосходства в воздухе.
Первые выстрелы этой войны прозвучали, а счет потерям открылся на острове Южная Георгия, где специально выделенной тактической группой кораблей была выведена из строя и захвачена аргентинская субмарина «Санта Фе» и поднят британский флаг.

Завершение развертывания знаменуется серией воздушных ударов по аэродромам Порт-Стэнли и Гус Грин. Сначала стратегический бомбардировщик «Вулкан» с острова Вознесения в ночь на 1 мая с большой высоты нанес бомбовый удар по Порт-Стенли. Успех с рассветом развили палубные «Си Харриеры». Надводные корабли в это время вели артобстрел береговых объектов и контрольный поиск подводных лодок противника. В завязавшихся воздушных боях у аргентинской авиации было почти 10-кратное превосходство, но британские «Си Харриер» по эффективности превосходили «Сайдвиндеры», находящиеся на вооружении ВВС Аргентины. Главной задачей первого дня была скрытная высадка оперативной группы спецназа для разведки позиций противника и выбора места будущего десанта.

Борьба за господство на море разворачивалась по классическим канонам и с большой остротой. Аргентинский флот, заблаговременно завершив боевое развертывание, охватил своим боевым порядком прибывшее ОС англичан с двух сторон - с северо-востока и с юго-запада. В качестве отвлекающих и обеспечивающих ударов предусматривалось массированное применение и авиации берегового базирования.

Английские ПЛА не смогли обнаружить надводные корабли противника. Когда же наконец ПЛА «Конкерор» обнаруживает аргентинский крейсер, начинаются накладки, связанные с несовершенством управления субмариной, а также сложностью слежения за надводными кораблями на мелководье. Все же аргентинский крейсер в результате торпедной атаки был потоплен.

Принято считать, что именно потеря крейсера заставила аргентинское командование вернуть флот в базы. На самом деле аргентинские моряки горели жаждой отмщения, но нанести смертельный удар по английскому ОС помешала погода. Аргентинский флот вернулся в базы и больше территориальных вод не покидал.

Густой дым поднимается над британским фрегатом HMS Antelope в заливе Аякс, 24 мая 1982 года. Четыре аргентинских Скайхока A-4B напали на британский фрегат накануне. В ходе атаки на судно было сброшена бомба, которую безуспешно пытались обезвредить британские техники. Она взорвалась, в результате чего начался пожар и погибли 2 члена экипажа. (AP Photo/Tom Smith)


Формально борьбу за господство на море на этом можно было бы считать законченной, однако ожесточение в противостоянии сил не спадает. На первый план выходит ударная аргентинская авиация, и английский флот начинает нести существенные потери. Эсминец «Шеффилд», можно считать, был потерян по головотяпству его командования. Будучи в ПВО-ПРО дозоре, на нем оказались выключены РЛС, снижена готовность, корабль не нес вахты в сетях обмена информацией и предупреждения ради получения хорошего качества радиосвязи с Лондоном. В результате аргентинцы расстреляли его крылатыми ракетами с низколетящих «Этандеров». Через 10 суток выживший в той атаке и проявивший себя с самой наилучшей стороны однотипный «Глазго» был тяжело поврежден. У командования ОС после этого появились сомнения в эффективности их лучших ЗРК «Си Дарт» и «Си Вулф».

Судя по потерям, наибольшей интенсивности БД достигают с началом высадки, ибо до завоевания превосходства в воздухе было далеко и проблема решалась простым «перемалыванием» аргентинской авиации, рвущейся к району высадки и якорной стоянке десантных кораблей и транспортов.

Аргентинский солдат проходит мимо обломков сбитого британского военного самолета в Дарвине. (Reuters/Eduardo Farre)

Сама высадка 21 мая прошла гладко и без потерь, однако уже к 25 мая общее число потопленных английских кораблей достигает четырех единиц, практически все остальные корабли имеют множественные боевые повреждения. Цена достаточно высокая, хотя удалось сохранить все десантные и транспортные корабли, особенно с десантом, а также авианосцы. Потери оказались обусловлены еще и неэффективностью ЗРК «Рапира». Потери англичан в корабельном составе здесь могли оказаться несравненно более тяжелыми, прояви авиационное аргентинское командование больше умения и предприимчивости в управлении силами.

Вместе с тем это воздушное наступление на противодесантном направлении, равно как и предыдущие БД в воздухе, стоили аргентинским ВВС и ВМС не менее трети всей боеготовой авиации и потери самых опытных летчиков. Именно в этот момент командование ВВС Аргентины признает свои авиационные силы подорванными, а подобную цену за Фолкленды - неприемлемой. Уходя, аргентинская авиация, что называется, громко хлопнула дверью.

Речь идет о поражении переоборудованного в авиатранспорт контейнеровоза «Атлантик Конвейер». В прекрасно спланированном рейде аргентинских «Супер Этандаров», приуроченном к национальному празднику Аргентины, контейнеровоз, имеющий сходную с «Гермесом» радиолокационную заметность, принял на себя удар двух «Экзосетов». Одна ракета сразу навелась на него, вторая, будучи отведенной от «Гермеса», тоже навелась на контейнеровоз и добила его. Судно было до отказа набито ценнейшим для экспедиционных сил грузом: три тяжелых вертолета типа «Чинук», пять «Уэссексов», солидный запас кассетных бомб для «Харриеров», оборудование для быстрого создания взлетной полосы в бухте Карлос, огромное количество запасных частей к вертолетам, запасов и снаряжения. Кроме того, контейнеровоз, будучи специально переоборудованным по мобилизационному плану, служил третьей полетной палубой в ОС.

Однако плацдарм был уже захвачен, войска и снаряжение - на берегу, что же касается потери «Атлантик Конвейер», то это был неприятный, но не определяющий момент. Авианосцы удалось сохранить - и это главное. Несмотря на задержки, действия английских войск на берегу развивались успешно, и к середине июня противник капитулировал.

Аргентинские солдаты занимают позиции в Порт-Горварде. (Reuters/Eduardo Farre)


Фолклендская война занимает уникальное место в военно-политической истории. В течении сравнительного не длительного периода кризиса (74 дня) противостоящие стороны вели ожесточенную борьбу в удаленном районе Атлантического океана с применением самых современных вооружений и большого количества войск и техники. Всего в боевых действиях с обеих сторон приняли участие до 60 тыс. человек личного состава, свыше 180 кораблей и судов, 350 боевых самолетов и вертолетов. Причем, враждующим сторонам пришлось буквально "на ходу" приспосабливаться к условиям войны, т.к. даже Аргентина никогда серьезно не готовилась к возможной войне за Мальвины, не говоря уже о Великобритании. Тем не менее, чуда не произошло: региональная "сверхдержава" не смогла одержать верх над одной из ведущих мировых держав. Хотя аргентинцы и сама война преподнесли британцам ряд неприятных сюрпризов. В итоге, "это отвратительная небольшая война", как назвали ее некоторые в Великобритании, оказалась весьма кровопролитной и нелегкой. Как отмечал адмирал сэр Джон Вудворд: "Кто-то слышал, что в Ольстере, Малайе, Корее, Кении и т.д. было значительно хуже, там потери доходили до восьмисот человек, тогда как в войне за Фолклендские острова в 1982 г. погибли двести пятьдесят британцев. Но разница в том, что эти двести пятьдесят человек мы потеряли в течение шести недель, а не за много лет. За это время я утратил почти половину своих эсминцев и фрегатов. А людские потери были в десять раз больше, чем во всех наших вооруженных силах (видимо имеется ввиду ВМФ) со времен Второй мировой войны."

Даже через два десятилетия нет полной ясности в вопросе потерь Великобритании и Аргентины. Речь не идет об абсолютной точности - хорошо бы определить хоть порядок потерь.

Фрегат поливает водой поврежденный HMS Sheffield, 28 мая 1982 года. Вертолет Sea King в этом время парит в воздухе, обеспечивая безопасность. Два аргентинских штурмовика Super Etendard напали на судно с ракетами, начался пожар, который продолжался несколько дней, пока HMS Sheffield полностью не затонул, в результате чего погибли 20 человек. (AP Photo/Press Association/Martin Cleaver)

27 мая Министерство обороны Великобритании сообщило, что к этой дате погибло 109 человек. Аргентинцы признали потерю только 92, хотя на одном “Бельграно” погибло в три раза больше. При окончании войны британцы заявили следующие цифры: около 200 англичан были убиты и около 300 ранены. Аргентинские вооруженные силы потеряли убитыми около 1300 человек. В дальнейшем потери британцев "росли", аргентинцев соответственно "снижались".

Была цифра в 230-236 погибших британцев в т.ч. 120 в сухопутных войсках, количество погибших аргентинцев оценивается в 750 человек и это число так и "закрепилось" во всех западных источниках. Затем "окончательным" числом погибших британцев называли цифру в 250 человек, точнее в 255-256 человек в т.ч.: Королевский ВМФ потерял восемьдесят семь человек, Королевская морская пехота — двадцать шесть, торговый флот — девять и Королевский вспомогательный флот — семь.

Через 15-20 лет после войны погибшими со стороны Великобритании объявили 258 человек в т.ч. 3 жителя островов. Максимальная цифра британских потерь, встречная мною, составляла 286 человек.

Аргентинские военнопленные проходят мимо горящего здания в Порт-Стэнли в последние дни аргентинской оккупации южной части островов. (AP Photo/J. Leonard)

Аргентинские потери иногда оценивают и в 712 и в 700 человек убитыми, были цифры в 690 убитыми и 176 ранеными, но официальная аргентинская цифра - 655 погибших.

Полную статистику по потерям в живой силе и технике

Фолклендская война стала буквально подарком для премьер-министра Тетчер. Вернее не сама война, а ее результат. В начале 1980-хх экономику Великобритании лихорадило и победа в войне сильно укрепила популярность Тетчер и позволила продержаться у власти до 1990 года. Не меньшим подарком война стала и для военных: резко увеличились расходы на оборону. Произошел решительный отказ от прежней военной доктрины, благодаря ей, если бы Аргентина напала в 1983 году, Великобритания проиграла бы войну. Авианосцы были бы проданы, массовые сокращения, уже начавшиеся в ноябре 1981 года и достигшие бы пика весной 1982 года, сделали бы королевские ВМС не способными выиграть схватку за Фолкленды. По крайней мере так, как это произошло на самом деле.

Сразу же после войны правительство сняло с себя ответственность за столь своевременно начавшуюся войну. 6 июля 1982 года лорд Фрэнке назначен председателем специального комитета Тайного совета для расследования причин вооруженного вторжения на Фолклендские острова. 18 января 1983 года был опубликован доклад Фрэнкса, снимающий с правительства Маргарет Тэтчер ответственность за решение аргентинской военной хунты осуществить вторжение на Фолклендские острова 2 апреля 1982 года.

Другим отголоском война в Южной Атлантике стал процесс о разглашении документов, проливающих свет на события 2 мая 1982 года. 11 февраля 1985 года Бывший служащий британского Министерства обороны Клайв Понтинг оправдан судом, рассматривавшим дело о разглашении содержания документов, имеющих отношение к потоплению аргентинского крейсера "Генерал Бельграно" во время Фолклендской войны.

Аргентинские военнопленные в Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года. К концу конфликта более 11 тысяч аргентинцев были взяты в плен.


Гораздо более серьезные последствия оказала война на Аргентину. Уже 17/18 июня 1982 года генерал Галтьери подал в отставку. В стране начинается политический кризис. Но 1 июля 1982 года во главе четвертого и последнего военного правительства Аргентины становиться генерал Бенито Ренальдо Бигноне (Bignone, Reynaldo Benito).

Не имея возможности остановить политический и экономический кризис в стране, генерал стал готовить уход военных и уничтожать все доказательства репрессий, а также требовать от демократических сил амнистии за все военные преступления.

Первым, за многие годы, демократическим президентом Аргентины стал Рауль Альфонсин. Он начал судебные процессы над военными, почти все высшие чины получили срок. Но армия не собиралась сдаваться: первое восстание против президента Альфонсина поднял полковник, участник Фолклендской войны, Алдо Рико 15 апреля 1985 года на военной базе в Кампо Майо. Хотя зачинщики бунта были арестованы, военным удалось добиться закона, согласно которому все лица замешанные в репрессиях, чином ниже полковника объявлялись "исполняющими приказ". Уступки спровоцировали военных на новые выступления. Только Алдо Рико оказался под домашним арестом, он тут же поднял новый бунт в середине января 1988 года. 17 января Рико сдался, но отнеслись к нему достаточно мягко: срок с возможностью общаться по телефону и хорошими условиями содержания. Восстание в декабре 1988 года окончилось повышением зарплат военным и никто даже не был арестован.

Наконец, новой президент Аргентины Карлос Менема 5 октября 1989 года подпишет приказ об амнистии и многие генералы окажутся на свободе. Восстание 3 декабря 1990 года было подавлено, но Менема 29 декабря 1990 года подпишет всеобщую амнистию.

11 июля 1982 года Аргентина, а на следующий день Великобритания де-факто объявит об окончании войны. На островах оставили около 5 тыс. британских солдат. 27 июня 1983 года британский министр обороны объявляет о выделении 215 миллионов фунтов стерлингов на строительство аэропорта на Фолклендских островах.

В октябре 1989 года между Великобританией и Аргентиной были восстановлены консульские, а с февраля 1990 года дипломатические отношения в полном объеме.

Братская могила 30-ти аргентинских солдат после битвы за Дарвин. 14 июня 1982 года аргентинские войска покинули остров, потерпев поражение британцам. (AP Photo/Martin Cleaver)

27 сентября 1995 года Великобритания и Аргентина заключают соглашение о разработке нефтяных и газовых месторождений в Южной Атлантике к юго-западу от Фолклендских островов. Надзор за добычей полезных ископаемых поручен совместной комиссии.

Конфликт разгорелся с новой силой, когда в оспариваемом районе были обнаружены огромные сырьевые месторождения. Запасы нефти оцениваются в 60 млрд баррелей нефти, а запасы природного газа - в 9 трлн кубометров. В феврале 2010 британские нефтяные компании приступили к разведке и добыче нефти с плавучей буровой платформы Ocean Guardian, находящейся в 100 км к северу от островов. Это вызвало волну протеста Аргентины и ответных экономических мер с ее стороны.

Аргентинский ветеран Фолклендской войны Хосе Луис Апарасио держит снимок, на котором изображены он (справа) и его товарищ (слева) после того, как их взяли в плен британские войска в битве на горе Лонгдон 12 июня 1982 года. Фотография выше сделано в Ла-Плата, Аргентина, 20 марта 2007 года. (Reuters/Enrique Marcarian)

Среди последних можно назвать декабрьское решение стран Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) запретить вход в свои порты судам под флагом Фолклендских (Мальвинских) островов.

Вскоре после этого 19 января премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обвинил Аргентину в колониальном отношении к Фолклендским островам, на что Буэнос-Айрес возмущенно заявил, что слова о «колониализме» из уст британцев звучат особенно оскорбительно, поскольку «история прекрасно демонстрирует их отношение ко всему миру» (сегодня около 50 из примерно 200 стран мира ежегодно отмечают день независимости от британского господства). Одновременно Кэмерон одобрил срочный план усиления военной группировки страны.


источники
http://nvo.ng.ru
http://historiwars.narod.ru
http://m.ria.ru/world/20130103/917061244.html

---

А вам хочу еще напомнить, как в результате войны .

gastroguru © 2017