Новые рабочие места спасут экономику от кризиса. Создание новых рабочих мест - стратегическая задача округа и региона Формирование новых рабочих мест

В минувшем году Владимир Путин озвучил одно из главных своих предвыборных обещаний: «Мы поставили задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест… Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара». Над тем, что понимать под модернизированными рабочими местами, и каково будет их соотношение с вновь созданными, экономисты ломают голову до сих пор. Равно как и над тем, чего удалось добиться за полтора года «большого скачка»?

— Начнем с того, что в России нет даже статистики по поводу того, где и сколько убавилось или прибавилось рабочих мест. Не говоря уже о делении этих мест по каким-то категориям, — рассказывает старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Высшей школы экономики Сергей Солнцев . — Даже формально мы не можем сказать, растёт ли число высокопроизводительных рабочих мест. Со стороны экспертного сообщества были обращения к Росстату, что надо ввести учёт, но пока они остаются безответными. Нет даже чётких критериев, что считать высокопроизводительным рабочим местом.

Что касается обещания Путина — это сверхамбициозная задача. Все последние годы у нас наблюдалась обратная тенденция — рабочие места уходили из так называемого формального сектора (крупные и средние предприятия) в сектор неформальный или полуформальный (малые предприятия, индивидуальное предпринимательство). Рабочие места в малом бизнесе в основном не очень высокопроизводительные. То есть тенденция обратная — качество рабочих мест в стране падает. И за последние полтора года никаких признаков «коренного перелома» не наметилось.

«СП»: — Даже не специалисту понятно, что в стране с сырьевой экономикой число высокопроизводительных рабочих мест крайне ограничено. Значит ли постановка столь амбициозной, как вы сказали, задачи, что государство всерьёз рассчитывает за 8 лет сделать свою экономику передовой и инновационной? Или декларируемая цель — чистой воды популизм?

— Число рабочих мест в сырьевом секторе экономике в подсаженной на нефтяную иглу России невелико. Что-то около 20 процентов. Со смежными отраслями — на несколько процентов больше. При этом добавочная стоимость (прибыль) создаётся именно в сырьевом секторе, а потом уже по цепочке распределяется по другим секторам. Создание новых рабочих мест, естественно, немыслимо без создания и укрепления не сырьевых отраслей — высокотехнологичных производств или создания современных видов услуг. Такие планы и задачи ставились государством ещё с 90-х годов. Но значимых результатов мы не видим. Даже наиболее яркие проекты остаются под вопросом. Например, в Сколково, которое должно было стать неким знаковым проектом, мы до сих пор не осязаем тех тысяч рабочих мест, которые были обещаны.

Или, к примеру, была заявлена задача создания Мирового финансового центра в Москве. Да, рабочие места в финансовом секторе характеризуются высокой производительностью. Но в этом направлении тоже нет серьёзных подвижек. Всё остаётся на словах.

Единственное, что можно вспомнить из последних достижений в этой сфере — развитие сборочных автомобильных производств. Было образовано некоторое количество рабочих мест. Но я бы назвал их в лучшем случае среднепроизводительными.

«СП»: — За оставшиеся 7,5 лет можно создать хотя бы половину того, что обещал Путин?

— Смотря как считать. У нас, например, в какой-то момент решили считать, что если в автомобиле есть лампочка, созданная с использованием нано-технологии, то и сами автомобили — инновационный продукт. Так и здесь. Обычные рабочие места можно под надуманным предлогом объявить высокопроизводительными. Если же обойтись без, скажем так, упражнений со статистикой, то реальное увеличение числа рабочих мест будет сродни экономическому чуду, наблюдавшемуся в отдельных странах Юго-Восточной Азии. Это возможно, но требует сочетания эффективной внутренней экономической политики с удачной мировой конъюнктурой.

Предыдущий опыт всяческих модернизаций говорит о том, что вряд ли такая задача по плечу нынешней российской власти. Правда, не всегда проекция прошлого на будущее даёт оправданный прогноз. Если будет вестись грамотная экономическая политика, то несколько миллионов высококвалифицированных рабочих мест создать будет возможно. А это уже немалый результат.

Между тем, экономист, пожелавший остаться неназванным, рассказал «СП» , как примерно будут осуществляться манипуляции с рабочими местами.

— Производительность в России считается так: количество произведённой продукции делится на число работающих в данной сфере. Например, крестьянин вырастил несколько свиней и продал их за 100 тысяч рублей. Во столько и оценивается производительность его труда.

У нас есть много секторов, где посчитать производительность труда таким образом нельзя. Для врачей, учителей, полицейских обычно критерием производительности труда являются расходы государства. Скажем, чем больше, израсходовано на структуру МВД денег, тем эффективнее она работала. Такая вот прямая зависимость. И увеличение зарплат полицейским делает их рабочие места высокопроизводительными.

— Создание такого огромного числа рабочих мест — это было предвыборное обещание, которое ОНФ позаимствовал у «Деловой России», — говорит директор по связям с общественностью финансовой группы «Калита-Финанс» Алексей Вязовский . — Вместе с тем, в программе «Деловой России» резкий рост количества рабочих мест увязывался с новой индустриализацией, независимой денежно-кредитной политикой и тому подобными вещами. Ничего этого не наблюдается. Мы не видим, чтобы Центробанк создавал национальный капитал в России или появлялись передовые промышленные производства. Например, на днях РЖД был обещан триллион рублей на постройку высокоскоростных путей от Москвы до Казани. Но и там, при наличии столь серьёзных денег, российских производителей поддерживать не хотят. Решено, что по этим путям будут ездить поезда немецкой компании «Сименс». У нас есть Тверской вагоностроительный завод, но ему почему-то не заказывают ни скоростных поездов, ни двухэтажных вагонов. Даже олимпийские объекты в Сочи почему-то строили в основном турки. Если начинаешь анализировать, приходишь к выводу, что национальная экономика таковой по сути уже не является.

— Предложение Путина - только слова. Выполнить эту инициативу сейчас невозможно, — считает профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — У нас всего в крупном и среднем бизнесе работает 37 миллионов человек. 10−11 миллионов задействованы в малом предпринимательстве. Ещё 5−6 миллионов — предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). А про остальные 15−19 миллионов россиян трудоспособного возраста мы просто не знаем, чем они занимаются. Видимо, живут на какие-то подработки, заняты в серой экономике

Не понимаю, как мы почти на 70 процентов увеличим число работников на крупных и средних предприятиях, если у нас просто не создаются новые рабочие места. При этом в стране инвестиционный голод — мы вышли на докризисный объём инвестиций в экономику только в конце прошлого года. Я не знаю ни одного региона, где инициатива Путина привела хоть к какому-то увеличению числа высокопроизводительных рабочих мест. А приписки сделать для наших чиновников — милое дело. Поставили рядом с охранником новый компьютер — получили новое качественное рабочее место. Так вот все «достижения» и будут нарисованы.

Реально удастся создать не больше 2 миллионов рабочих мест, связанных с высокими профессиональными навыками.

Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Замир Усманов

АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВ
доктор экономических наук,
заведующий сектором Института макроэкономических исследований
при Министерстве экономического развития и торговли РФ

Численность экономически активного населения в России в ближайшие годы возрастет, а количество рабочих мест сократится
Одним из инструментов регулирующего воздействия государства
на решение проблем воспроизводства основных фондов и занятости могут стать федеральные и региональные программы развития системы рабочих мест
Подготовка таких программ требует разработки механизмов согласования социальных и экономических критериев

Одним из острых вопросов, который России придется решать в ближайшие годы, является воспроизводство основных фондов и создание рабочих мест нового поколения. Хотя официально зарегистрированная безработица снижается, а занятость растет, это явление носит во многом временный характер и связано с оживлением внутреннего производства, вызванного дефолтом 1998 г., и нынешней конъюнктурой цен на нефть. Данный источник экономического роста и стабилизации занятости может скоро иссякнуть.

Масштабность проблемы
воспроизводства основных фондов

Важность данной проблемы определяется рядом факторов. Во-первых , в предстоящие пять лет экономически активное население России увеличится, по нашим оценкам, более чем на 4 млн человек за счет прироста лиц трудоспособного возраста. Чтобы не допустить резкого всплеска безработицы среди молодежи, для всех вступающих в трудоспособный возраст необходимо создать дополнительные рабочие места. Во-вторых , в связи с крайне низкой инвестиционной активностью последних 10 лет производственный аппарат подавляющего большинства отраслей изношен на 60 – 70% и в ближайшие пять лет начнет интенсивно выбывать, сокращая тем самым рабочие места. В этой связи в течение пяти – семи лет необходимо, по существу, воссоздать на новой основе систему действующих рабочих мест практически всей индустриальной сферы, что потребует, по нашей оценке, не менее 50 млрд долл. Такие средства можно было бы изыскать, если бы стране не приходилось расплачиваться по внутренним и внешним долгам, составляющим примерно аналогичную величину.

Воссоздание системы действующих рабочих мест актуально прежде всего для крупного и среднего бизнеса в традиционных отраслях и производствах, где сосредоточена подавляющая их часть, требующая реконструкции. В условиях начавшегося в последние два года роста инвестиционной активности существуют предпосылки того, что данную проблему крупный и средний бизнес может решить сам.

Что касается создания дополнительных рабочих мест, то, учитывая длительную тенденцию сокращения занятости на крупных и средних предприятиях, решение этой задачи ложится в основном на малый бизнес, но и тут существуют серьезные проблемы. В течение последних лет он переживает кризис. Занятость здесь (около 900 тыс. человек), а также доля малого предпринимательства в ВВП (менее 10%) стабилизировались на уровне, достигнутом около пяти лет назад, что совершенно не соответствует ни стоящим перед страной задачам, ни мировой практике развития данной сферы. Сложилась и реально не меняется нерациональная отраслевая структура малого предпринимательства. Индустриальная (прежде всего промышленная) и научно-инновационная составляющие занимают в нем незначительное место при преобладании торговли, общественного питания, посредническо-сбытовой деятельности.

В целом уровень и динамика развития малого предпринимательства не дают оснований рассчитывать на его помощь в решении вопросов занятости. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса на базе четко очерченных отраслевых приоритетов с позиций именно этих задач представляется чрезвычайно важной .

Даже если из совокупности проблем занятости выделить только вопрос о создании дополнительных рабочих мест для лиц, вступающих в трудоспособный возраст , то и его решение представляется крайне сложным. Чтобы сохранить к 2005 г. общую безработицу на теперешнем уровне (около 9%), необходимо обеспечить не только темпы прироста ВВП не ниже 4-5% в год, но (что самое важное) и темпы прироста инвестиций на уровне 7-10%. Поскольку рассчитывать на столь оптимистичный сценарий сложно, задача состоит в нахождении такого уровня занятости, который, с одной стороны, был бы социально приемлемым, а с другой – реально достижимым.

Возможные пути решения проблемы создания дополнительных рабочих мест

Прежде чем приступить к изложению предлагаемых нами методов решения поставленной проблемы, хотелось бы подчеркнуть большее относительное значение в этом плане роста инвестиционной активности по сравнению с ростом производства. Наши исследования показали, что эластичность прироста занятости по приросту капиталовложений на 30% выше, чем эластичность прироста занятости по приросту ВВП. Это, в принципе, понятно, так как прирост производства в первую очередь сказывается на повышении производительности труда и сокращении скрытой безработицы, тогда как прирост инвестиций – на увеличении числа рабочих мест и соответственно занятости. В свою очередь прирост занятости отражается на уровне совокупных доходов населения: по нашим данным, прирост занятости на один процентный пункт дает снижение доли населения с доходами ниже прожиточного уровня на три процентных пункта.

Решить острейшие проблемы воспроизводства основного капитала и занятости невозможно без целенаправленного регулирующего воздействия государства, и одним из инструментов такого воздействия являются специальные федеральные и региональные программы, направленные на развитие системы рабочих мест .

n Исходный пункт при разработке таких программ – определение понятия социально приемлемого уровня занятости в стране или регионе и установление его численного значения. От того, как будет решен этот вопрос, зависят как общее число рабочих мест, которое необходимо создать, так и их профессиональная и отраслевая структуры.

Под социально приемлемым мы понимаем уровень занятости (безработицы), при котором степень социальной напряженности составит величину, равную или меньшую порогового значения, установленного для региона на данный период.

Наиболее простым с точки зрения методики расчетов было бы задание предельно допустимой нормы регистрируемой безработицы. Однако недостатки такого подхода очевидны, так как этот показатель, особенно в настоящее время, не отражает ни остроты реальной ситуации на рынке труда, ни тем более уровня жизни населения страны или региона.

Нами предложен интегральный критерий оценки степени социальной напряженности в регионе, который можно применять при разработке региональных программ содействия занятости и создания рабочих мест. Оценка осуществляется путем формирования единого числового показателя на базе ряда индикаторов, дающих представление о состоянии занятости и уровня жизни.

В числе показателей, характеризующих занятость , учитываются норма общей безработицы; средняя продолжительность регистрируемой безработицы; доля лиц, работающих в режиме неполной занятости; уровень скрытой занятости. К показателям, характеризующим уровень жизни , относятся удельный вес граждан с доходами ниже прожиточного минимума; доля прожиточного минимума в среднедушевом доходе; степень дифференциации доходов населения.

Умножая вектор параметров занятости и уровня жизни в регионе на вектор нормирующих коэффициентов, получаем показатель степени социальной напряженности 1 .

При определении социально приемлемого уровня занятости следует учитывать не только необходимость снижения степени социальной напряженности, но и возможность этого в данный период. Для установления такой возможности нужно рассчитать суммарные затраты на создание новых и поддержание действующих рабочих мест в разрезе отраслей экономики в соответствии с выбранной отраслевой структурой. Для этого нами разработана соответствующая методика, учитывающая в том числе специфику малого бизнеса.

Оценка стоимости вновь вводимого рабочего места на средних и крупных предприятиях предполагает проведение расчетов по определению трех ее относительно не зависимых составных частей: 1) активной части, включающей стоимость машин, оборудования, передаточных устройств и т.д., необходимых для осуществления трудовой деятельности; 2) пассивной части, представляющей стоимость зданий и сооружений производственного назначения, отнесенную к одному рабочему месту; 3) оборотных средств, необходимых для нормального функционирования рабочего места.

Оценка стоимости поддержания действующих рабочих мест в общем случае складывается из затрат на их текущий и капитальный ремонт и выплат заработной платы работникам.

Что касается малого бизнеса , то стоимость ввода рабочего места в этой сфере включает стоимость его активной части и оборотных средств, так как здесь, как правило, нет необходимости возводить здания и сооружения. В некоторых случаях она ограничивается только стоимостью оборотных средств и арендной платой или лизинговыми платежами.

n Следующий шаг – разработка методики оценки числа сопряженных рабочих мест , которые необходимо создать по цепочке межотраслевых связей для нормального функционирования вновь введенных прямых рабочих мест (например, при создании 1 тыс. рабочих мест в автомобилестроении потребуется ввести определенное число новых рабочих мест на транспорте, в строительстве и т.д.). В основе такой методики лежит аппарат межотраслевого баланса.

При отсутствии необходимых сопряженных рабочих мест требуются капиталовложения на их формирование. Если же в сопряженной отрасли имеются неиспользуемые рабочие места, то создание прямых рабочих мест обеспечит их функционирование. В любом случае при реализации программы ввода новых рабочих мест сопряженные рабочие места не требуют прямых дополнительных инвестиций, поскольку обеспечены спросом на свою продукцию за счет создания прямых рабочих мест.

n Предлагаемая методика оценки числа сопряженных рабочих мест дает возможность выявлять наиболее эффективные отрасли с точки зрения создания прямых и сопряженных рабочих мест в рамках выделенных инвестиций. Предположим, что для такой программы определен некоторый фиксированный объем капиталовложений. Зная стоимость ввода нового рабочего места и коэффициенты сопряженности, легко рассчитать число прямых рабочих мест, которые возникнут в этой отрасли, и сопряженных рабочих мест, создаваемых или сохраняемых в других отраслях без инвестиционных затрат. Таким образом, можно ранжировать отрасли по числу рабочих мест на единицу инвестиционных затрат.

Методика согласования социальных
и экономических критериев

Изложенная выше методическая база позволила подойти к оценке не только экономической, но и социальной эффективности инвестиционных программ и установить отраслевые направления наиболее рационального вложения ресурсов. Определение отраслевых приоритетов для создания прямых и сопряженных рабочих мест в значительной степени должно базироваться или, по крайней мере, комплексно учитывать приоритеты государственной структурной и промышленной политики. Однако промышленная политика все еще находится в стадии формирования, хотя очевидно, что любая будущая экономическая стратегия будет опираться прежде всего на промышленный потенциал страны.

При сравнении различных вариантов инвестиционных проектов или проектов поддержки развития рабочих мест различных отраслей промышленности в основу может быть положен принцип сочетания социальной значимости и инвестиционной привлекательности отрасли , отражающий, с одной стороны, важность развития здесь рабочих мест с позиций решения социальных проблем в стране или регионе, а с другой, реальную заинтересованность инвесторов с позиций эффективности вложений.

Чтобы совместить эти часто противоречащие друг другу подходы, мы предложили построить единый показатель приоритетности отрасли , в числителе которого находится показатель ее социальной значимости , а в знаменателе – инвестиционной привлекательности .

Чем выше показатель социальной значимости отрасли, тем больше средств следует вложить в нее в рамках инвестиционных программ или программ поддержки малого предпринимательства. Однако если эта отрасль имеет высокий показатель инвестиционной привлекательности, логично предположить, что средства будут вкладываться туда в силу экономической выгоды для инвесторов. В таком случае нет необходимости развивать здесь систему рабочих мест за счет ограниченных фондов государственной поддержки.

Каждый из вышеназванных показателей численно определяется как сумма произведений соответствующего технико-экономического параметра, характеризующего отрасль, на “вес” этого параметра. В качестве важнейшего параметра показателя социальной значимости отрасли выбран показатель относительных затрат на создание одного рабочего места с учетом коэффициента сопряженности . Для краткости назовем его индексом стоимости рабочего места. Для его расчета в конкретной отрасли необходимо определить стоимость ввода рабочего места во всех отраслях, выбрать максимальную величину и разделить ее на стоимость ввода рабочего места в данной отрасли. Полученный таким образом индекс с экономической точки зрения означает, во сколько раз больше рабочих мест можно создать в данной отрасли при фиксированном объеме инвестиций, чем в отрасли с максимальной стоимостью ввода рабочего места.

Однако если дешевые рабочие места не будут заполнены или принесут работнику низкий доход, то их создание нередко нецелесообразно даже с социальной точки зрения. Поэтому вторым по важности показателем, характеризующим рабочее место с социальных позиций, является индекс заработной платы – отношение средней заработной платы в отрасли к прожиточному минимуму по стране (региону). Чем выше этот индекс, тем выше социальная значимость отрасли.

Таблица 1

Расчетные показатели социальной значимости ряда отраслей промышленности*
Показатель Вес показателя Машино- строение Электро- энергетика Легкая промышленность
Индекс стоимости рабочего места 1 11,2 2,4 30
Индекс заработной платы 5 1,04 2,37 0,6
Индекс напряженности на рынке труда 1 0,21 0,01 0,09
Индекс санитарных норм 0,05 0,81 0,69 0,84
Индекс условий труда 0,05 0,67 0,56 0,73
Индекс социальной значимости отрасли 44,8 21,5 50,4

*Использованы данные за 1998 г.

При разработке программ содействия занятости на федеральном и особенно региональном уровнях выбор отраслевых приоритетов должен учитывать ситуацию на рынке труда, в частности профессионально-квалификационный состав незанятого населения. В общем виде показатель, отражающий этот социальный аспект, назван индексом напряженности на отраслевом (профессиональном) рынке труда . Он определяется как отношение незанятых в конкретной профессиональной (отраслевой) группе работников к их общей численности. Чем выше данный индекс (т.е. чем больше напряженность на данном профессиональном рынке труда), тем выше социальная значимость отрасли.

Среди других параметров, отражающих социальные аспекты создания рабочих мест в конкретной отрасли, учитываются уровень соблюдения санитарных норм и показатель условий труда. В табл. 1 приведены расчетные показатели социальной значимости для трех наиболее репрезентативных отраслей промышленности, полученные на основе изложенной методики.

Индекс социальной значимости каждой отрасли определялся как сумма произведений ее социальных параметров на их вес. Вес каждого индекса (по существу, нормирующий коэффициент приведения всех социальных коэффициентов к одной размерности) устанавливался экспертным путем.

Однако как бы ни были важны социальные показатели, характеризующие систему рабочих мест в конкретной отрасли, необходимо учитывать экономическую эффективность создания здесь рабочих мест, индикатором которой может служить показатель инвестиционной привлекательности отрасли .

Наша методика оценки инвестиционной привлекательности отраслей построена применительно к малому предпринимательству, поскольку, как уже отмечалось, дополнительный ввод рабочих мест будет осуществляться именно в этой сфере. Она базируется как на показателях официальной статистики, публикуемых в сборниках Госкомстата РФ “Социально-экономическое положение России”, так и на экспертных оценках.

Таблица 2

Показатели инвестиционной привлекательности отраслей для малого предпринимательства
Показатель Вес показателя Машино- строение Электро- энергетика Легкая промышленность
Индекс предпринимательской уверенности 1,0 0 -5,0 6,0
Индекс инвестиционной привлекательности, рассчитываемый Госкомстатом РФ 0,5 20,9 40,5 6,1
Рентабельность активов 1,0 -1,0 2,5 -1,9
Рентабельность реализации 1,0 10,0 12,0 0,9
Доля инновационной продукции 0,1 22,6 0,6 21,0
Экспортоспособность 0,1 29,1 0,6 25,6
Уровень конкуренции -1,0 0,32 0,001 1,7
Доля продукции малых предприятий в общем объеме производства отрасли 0,1 37,7 0 13,5
Показатель инвестиционной привлекательности по нашей методике - 28,0 29,85 12,4
Показатель приоритетности отрасли - 1,6 0,72 4

К числу официальных показателей, которые мы предлагаем использовать, относятся индекс предпринимательской уверенности в определенной отрасли (бальная оценка по обследованию 1200 промышленных предприятий); рентабельность активов; рентабельность реализованной продукции; удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства; доля продукции малых предприятий в общем объеме производства отрасли; показатель инвестиционной привлекательности отраслей, рассчитываемый Госкомстатом РФ.

Показатели, которые можно получить с помощью экспертных оценок на базе официальной статистики, включают экспортоспособность (доля продукции отрасли, идущая на экспорт, выраженная в процентах) и степень конкуренции со стороны импорта (отношение объема импортной продукции к объему внутреннего производства, выраженное в разах).

В табл. 2 приведены расчетные показатели инвестиционной привлекательности для малого предпринимательства отраслей, по которым ранее были определены показатели социальной значимости, при этом вес показателей устанавливался экспертным путем.

Как видно из приведенных таблиц, наибольший индекс социальной значимости среди выбранных отраслей имеет легкая промышленность, у нее же и наименьший индекс инвестиционной привлекательности. Из этого следует, что в программах государственной поддержки малого предпринимательства и программах содействия занятости приоритет нужно отдавать данной отрасли, далее идет машиностроение, а электроэнергетика вообще не попадает в разряд приоритетных.

Предложенные автором методический инструментарий анализа и прогноза движения рабочих мест с учетом стоимости их создания и поддержания и коэффициентов сопряженности, а также механизм согласования социальных и экономических критериев использовались при разработке Программы создания и поддержания рабочих мест в Российской Федерации на 2000-2003 гг., которая утверждена Министерством труда и социального развития.

Каждая страна богата не только своим войском или золотыми запасами, но и людьми. Чтобы государство процветало и двигалось вперед соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения должно преобладать в первую сторону. Но мало иметь молодых и активных людей, им нужно предоставить места работы с достойными условиями. Именно для решения этих задач в России разработана государственная политика занятости. Это направление занимается сбором информации о деятельности граждан, ищет пути решения проблем трудоустройства.

Понятие

После развала СССР миллионы людей оказались за бортом жизни. Разваливались крупные предприятия и даже отрасли, а там, где что-то работало, платили сущие копейки. Вся страна не скоро забудет выдачу зарплаты мягкими игрушками и вантузами, а также многотысячные пикеты безработных на площадях. Еще тогда, в 90-е годы, правительство задумалось о создании государственной политики занятости. Что это такое?

Это комплекс мер по содействию и контролю уровня безработных людей, выяснение причин такого положения. Кроме того, был создан ряд организаций, которые проводили политику стимулирования роста интереса к устройству на работу.

Основные направления политики занятости - это:

  • Увеличение числа рабочих мест.
  • Улучшение условий труда: поднятие зарплаты, расширенный социальный пакет, корпоративные привилегии и т. д.
  • Разработка программ, направленных на обучение и переподготовку рабочей силы.
  • Меры по работе с работодателями, стимулирование их сил и возможностей, содействие найму сотрудников.
  • Финансовая поддержка безработных, а именно выплаты социальных пособий.

По мнению специалистов, государственная политика занятости за последние 15 лет вполне оправдала себя. По последним данным показатель занятого населения приближается к показателю 62% от общего числа жителей. В это число также входят работающие пенсионеры, доля которых составляет около 7%. И по уровню безработицы Россия даже выигрывает по сравнению с Америкой и Европой.

Проблема трудоустройства в России

Но проблема остается и даже принимает новые формы. Так, сегодня много активных и хорошо образованных людей предпочитают работать не официально, в интернете или довольствуюсь временными подработками. Одно из направлений государственной политики содействия занятости населения сегодня как раз и является ведение пропаганды среди молодежи о важности и правильности официального положения. Трудоустройство по закону дает самое главное - социальный пакет, а это отчисления в пенсионный фонд, бесплатная медицина, оплачиваемые отпуска и т. д.

Большой проблемой России в последние годы стали массовые сокращения государственных ведомств, в первую очередь военизированных. Массовые увольнения коснулись армии, МВД, УФСИН, таможни, налоговой службы и т. д. Тысячи сотрудников остались без средств существования.

Чтобы поддержать людей в трудный период поиска работы, государство выделяет средства на выплаты по безработице. Согласно федеральному закону, эта сумма в первые три месяца должна составлять 75% от зарплаты, но в реальности у государства нет таких средства, поэтому сегодня установлена фиксированная оплата - 4990 рублей.

Мировой опыт

Все цивилизованные страны проводят политику, направленную на развитие социальной сферы в общем, и каждого ее члена в частности. Она предусматривает комплекс мер на разных уровнях: общегосударственном, региональном и муниципальном. Различают несколько популярных моделей политики регулирования занятости:

  • Американская - предусматривает создание рабочих мест с небольшой оплатой, фактически люди работают, но за низкую оплату и, таким образом, увеличивается число малоимущего населения.
  • Скандинавская - здесь упор идет на создания мест работы в государственной сфере со средними показателями дохода; модель оправдана, если в стране нет никаких кризисов, в обратном случае велика вероятность массовых сокращений и увольнений.
  • Европейская модель - рассчитана на создание высокооплачиваемых рабочих мест, а значит и привлечение высококвалифицированных специалистов; правда в этом случае для других слоев населения предусматривается большие социальные пособия; но в Европе система работает успешно.

Каждая из моделей имеет свои преимуществ и недостатки, применять одну из них в чистом виде в России невозможно. Необходимо учитывать менталитет наших граждан, а также особую экономическую обстановку. Хотя, если обратить внимание на последние события в стране, можно заметить тенденцию к тому, что многие компании хотят видеть в своих рядах действительно умеющих и могущих работать и платить им соответствующую заработную плату.

Социальная политика занятости населения в России

Выбор того или иного направления напрямую влияет на внешнюю и внутреннюю экономику. Увеличение производительности способствует большому потоку экспорта, однако существует проблема затрат на переподготовку кадров, обучение и практику хороших специалистов.

Так что сегодня цели политики занятости можно сформулировать следующим образом:

  • Развитие людских ресурсов, а здесь и увеличение рождаемости, и улучшение условий по получению образования в школе и институтах, и т. д.
  • Обеспечение соблюдения равных прав людей при устройстве на работу, а именно, исключение «блата» и «панибратства».
  • Создание социально благополучных условий для работы и отдыха граждан.
  • Проведение мер по обеспечению нуждающихся в работе граждан местами трудоустройства; совместно с предприятиями крупного и малого бизнеса создание новых рабочих мест.
  • Проведение мероприятий по предупреждению массовой безработицы в стране.
  • Работа с работодателями, поощрение создания новых рабочих мест, помощь из федерального бюджета.
  • Создание и координация профсоюзов, которые отстаивают права каждого гражданина.

Что касается последнего утверждения, то в России профсоюзы находятся пока на зачаточном уровне. Большинство граждан даже не знают, в чем суть их работы и просто бояться туда вступать. Тогда как на западе подобные организации являются мощных орудием в плане соблюдения прав работников.

Формы государственной политики занятости

Главные цели правительства - обеспечить полную занятость для населения с учетом «естественной» безработицы, то есть домохозяйки, инвалиды и т. д. Кроме того, стремиться к созданию гибкого рынка труда, а именно многофункционального использования работников. То есть люди могут быстро приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке: менять квалификацию, переходить на оптимизированный график и т. д.

Сегодня существует две формы политики государства:

  1. Активная - создание рабочих мест, обучение и переобучение людей.
  2. Пассивная - выплаты по безработице.

Первая форма предусматривает многоуровневую политику в социальной и экономической сфере. Стимулирование рынка, развитие бирж, служб занятости, улучшение социальных гарантий человека. А также содействие в переобучении, переезде в другое место и т. д. Пассивная форма включает выплату небольшого социального пособия для поддержания людей в период поиска работы. Эти выплаты носят временный характер и должны быть подтверждены.

Чтобы стимулировать безработных к официальному трудоустройству, правительство ведет сотрудничество со средствами массовой информации. Для молодежи проводятся регулярные фестивали профессий, где рассказывается о достоинствах тех или иных профессий.

Правовые основы

Меры по регулированию занятости в стране носят прямой и косвенный характер. С одной стороны перед правительством стоит задача увеличения ВВП быстрыми темпами, с другой - постепенно наращивание квалифицированного трудового населения. Чтобы найти компромисс государство разработало ряд программ содействия занятости населения. Этот документ был утвержден в 2014 году и все это время вносились изменения. Основные направления программы:

  • Предотвращение роста напряженности на рынке труда.
  • Усовершенствование нормативно-правового регулирования в сфере занятости населения.
  • Повышение эффективности содействия трудоустройству.
  • Оказание социальной поддержки.
  • Контроль и учет за безработными гражданами.
  • Содействие инвалидам в трудоустройстве.
  • Стимулирование региональных властей к воплощению различных экономических проектов и увеличению рабочих мест.

Стоит отметить, что из всего вышесказанного успешно работает только программа помощи в трудоустройстве для инвалидов. Правительство предусмотрело ряд хороших налоговых послаблений для компаний, выделяющих квотные места для людей с ограниченными возможностями.

Структура министерства

Федеральное министерство охватывает широкий круг проблем, в первую очередь, связанных с социальной политикой государства. В компетенцию Минтруда входит работа по регулированию демографического положения, обеспечение пенсий, выплата социальных пособий, обеспечение охраны труда, а также оказание услуг по трудоустройству.

Министерство включает тысячи региональных представительств по всей России, управления, образовательные учреждения и научные центры. Проблемами безработицы занимается Департамент занятости населения. В каждой области он представлен органами государственной службы занятости населения, а именно ЦЗН. Эти учреждения исполняют на местах государственные гарантии, а именно, работают с людьми, помогают в поисках работы.

Деятельность

Такие органы есть в каждой области и регионе. Цель их создания - повсеместный контроль уровня безработицы, возможность быстро принимать решения, касаемые отдельной территории. Центр занятости выполняет следующие задачи:

  • Оказания помощи населению по трудоустройству согласно законодательству.
  • Соблюдение прав и норм человека при поиске работы.
  • Создание условий, при которых бы можно было легко и эффективно вести контроль за работающими и неработающими людьми.
  • Работа с местными предприятиями и компаниями по созданию новых рабочих мест и улучшению условий в уже существующих.
  • Регулирование миграций как внутри региона, так и за его пределами.

Помимо основных функций по помощи в трудоустройстве, на таких центрах лежит ответственность за регистрацию граждан, нуждающихся в работе, за выплату пособий, организацию профессиональной переподготовки, психологической и правовой помощи.

ЦЗН активно занимаются работой с такими слоями населения, как бывшие заключенные. После выхода из тюрьмы те оказываются ненужными никому, им сложно получить документы и устроиться на хорошую работу. В этом плане ЦЗН совместно с местными властями создают специальные места для трудоустройства граждан с погашенной судимостью.

Порядок и объем помощи от государства

Если вы хотите получить статус безработного, а значит и помощь от государства, необходимо отработать на последнем месте не менее 3 месяцев. При обращении в центр занятости специалисты потребуют с вас трудовую книжку, паспорт, сведения о доходах за 3 месяца, а также заявление на получение особого статуса.

В течение 2 недель документы будут проходить проверку, если нарушений не было выявлено, человек признается безработным и имеет право на получение социальной и правовой помощи от государства.

Пособие для России сегодня составляет в первые полгода 4990 руб., последующие - 899 руб. Причем для получения денег человек должен также предоставить сберегательную книжку или карточку для зачисления средств. 2 раза в месяц гражданин обязан отмечаться у своего специалиста. Для сельских местностей предусмотрены передвижные пункты ЦЗН. Если человек пропустил назначенное время, выплаты замораживаются на 3 месяца. При заболевании гражданин вправе предоставить больничный лист.

Но пособие по безработице носит временный характер, все это время сотрудники должны вести работу с человеком. Ему будут предложены варианты по переквалификации, чаще всего в необходимые рабочие профессии. Кроме того, человек должен посещать собеседования, показывать, что находиться в активном поиске. Для безработных регулярно проводятся курсы и тренинги, ярмарки вакансий, где крупные и мелкие предприятия набирают в свой штат сотрудников.

Динамика развития

Борьба с безработицей - одно из основных направлений экономической политике. Ведь уровень зарплат напрямую зависит от количества трудоустроенных людей. Дело в том, что в фонд страхования труда взносы платят как работники, так и работодатели. Из этого же фонда происходит финансирование государственной политики в области занятости населения, а это содержание органов и ведомств, выплата пособий и т. д.

Согласно статистике, уровень безработицы по отношению к 90-00 годам значительно упал. Но это официальные данные, то есть учитываются те, кто пришел в Центр занятости населения и получил соответствующий статус. Сколько на самом деле людей, не платящих налоги, определить сложно. Этим вопросом уже занимается Налоговая служба России.

В советское время за тунеядство предусматривалась статья до 2 лет лишения свободы. Сегодня таких жестких мер уже не применяют, но недавно правительство рассматривало закон о стимулировании безработных к официальному трудоустройству. Суть закона - лишить всех тех, кто не платит налоги, бесплатной медицинской помощи. То есть сделать для них эту услугу платной. Закон пока находиться на рассмотрении.

Кроме того, для тех, кто сегодня работает без трудового договора, правительство предлагает оформить простую версию ИП и выплачивать налоги самостоятельно. Для этих целей усовершенствовали систему подачи заявки, теперь это можно сделать в любом отделение МФЦ, а также на портале Госуслуг.

Планы на будущее

В развитых странах Европы не так давно стартовал необычный социальный эксперимент. Правительство продвигает новую программу по борьбе с безработицей и уменьшению количества людей с низким достатком. Так, среди граждан, находящихся на государственном обеспечении, выделили несколько тысяч и включили их в программу. Эти граждане в течение 3 лет будут получать от государства фиксированную сумму, довольно внушительную для Европы, - 800 евро. Таким образом, социальные аналитики стремятся решить основную проблем малоимущих граждан - расходы на самые необходимые нужды.

То есть человек будет уверен, что сможет заплатить за квартиру, еду и кредиты и сможет свободно заняться совершенствованием и поиском работы. На сегодня эксперимент считается удачным. Люди не кинулись тратить халявные средства, а действительно свалили с себя груз страха за завтрашний день. Нашли хорошую работу и комфортно устроили свою жизнь.

В России подобная программа вряд ли осуществима. Слишком слабы еще моральные устои среднего гражданина нашей страны. Такой подарок от государства у нас расценят, как что-то должное и вообще перестанут что-то делать. В России нужны другие подходы. И, в первую очередь, это создание новых рабочих мест. Пока что страну захватили волны сокращений, что уже порядком всем надоело. Многие производства стоят, и граждане вынуждены уезжать на заработки в столицу или на Север.

А между тем, в каждой области есть ресурсы для создания крупных и мелких предприятий. Проблема в отсутствии заинтересованных лиц и большой доле коррупции. Стоит надеяться, что когда-нибудь российское общество повзрослеет и станет более ответственно относиться к проблемам своей страны.

Рабочее место - это первичное звено производственно-технической структуры любого предприятия, необходимое для осуществления процесса управления, обслуживания и производства. Именно в этой зоне соединяются все эти элементы и достигается конечная цель труда - выпускается готовая продукция, оказываются услуги и т. д. На любом предприятии должна быть осуществлена правильная организация рабочего места. Это позволит максимально эффективно использовать труд, а также орудия и средства производства. Все это в конечном итоге скажется на себестоимости готовой продукции, ее качестве, а также многих других экономических показателях.

Определение

Рабочее место - это зона, которая закреплена за каждой отдельной штатной единицей предприятия. Это может быть и определенная территория производственного помещения, на которой установлено подъемно-транспортное, технологическое или вспомогательное оборудование. Чаще всего такие зоны закрепляют за группой рабочих.

Здесь осуществляется какая-либо часть производственного процесса. Определенными особенностями обладает каждое рабочее место. Это связано со спецификой производственного процесса, а также с многообразием форм, которыми обладает конкретный труд. А вот то, в каком состоянии находятся рабочие места на предприятии, говорит об уровне

Основные требования

Рабочее место - это та зона предприятия, на которой один или несколько исполнителей осуществляют трудовую деятельность при помощи установленных тут же технических средств. На таких участках достигается основная цель всего производства. Она состоит в выполнении установленных технологических норм, а также в своевременном, качественном и экономичном изготовлении конечного продукта. Для достижения поставленной цели определенные требования должны быть выполнены уже тогда, когда организуется рабочее место работника. Это позволит наиболее рационально использовать человеческие и материальные ресурсы. Среди существующих требований находятся:

  • организационные;
  • технические;
  • эргономические;
  • экономические.

Что касается организационных требований, то для их выполнения каждое рабочее место необходимо рационально располагать в зоне осуществления технологического процесса. Данный фактор влияет на исполнителя. Кроме того, наниматель должен найти наиболее приемлемый вариант, при котором будет осуществляться рациональное Это позволит бесперебойно снабжать исполнителя материалами и сырьем, деталями и заготовками, а также инструментом. Выполнение организационных требований позволит в максимально сжатые сроки производить ремонт оснастки и оборудования, уборку отходов, а также обеспечит безвредные и безопасные условия для человека.

С технической точки зрения на рабочем месте необходима установка прогрессивного оборудования. Здесь должны находиться все контрольно-измерительные приборы, инструменты и подъемно-транспортные средства, в которых нуждается технологический процесс.

Должны быть выполнены на стадии проектирования оборудования, а также при осуществлении планировки рабочего места. Это позволит снизить утомляемость исполнителя при длительном и монотонном повторении определенного вида движений.

Помимо всего вышеперечисленного, существует необходимость в оптимальной занятости исполнителя. А для этого при организации рабочего места должны учитываться и все экономические требования. Это скажется на уровне производительности труда, а также качестве конечного продукта.

Классификация

Рабочее место человека - это зона разнообразная, нередко специфичная и уникальная. Именно поэтому единых требований по его планировке, оснащению, а также обслуживанию не существует. Все зависит от конкретного производства, а также от отрасли, к которой оно принадлежит. Рабочие места можно лишь примерно классифицировать по основным отличительным признакам. Это позволит применить общие требования и правила, существующие внутри каждой из групп.

Один из самых основных классификационных признаков - уровень автоматизации и механизации выполняемых работ. По нему зоны, где исполнители выполняют возложенные на них обязанности, подразделяются на пять групп. Рассмотрим их подробнее.

Рабочие места с использованием ручного труда

В этих производственных зонах конечный продукт является результатом энергетических затрат работника. Исполнитель выполняет трудовые операции с помощью ручного инструмента. Примером может служить сборка механизмов и узлов без использования приборов, разработка грунта лопатой или кайлом и т. д. Все, что выполняется на таких рабочих местах, имеет высокую трудоемкость и низкую производительность. Разумеется, предприятию это невыгодно. Однако невозможно полностью исключить из технологического процесса ручной труд и, соответственно, такие рабочие места. В них, к примеру, возникает необходимость при ремонте оборудования, установленного на данном участке.

Рабочие места для машинно-ручного труда

На этих производственных участках конечный продукт получается с использованием различных механизмов. Однако здесь, помимо машин, невозможно обойтись без участия человека, отдающего часть своих энергозатрат. Примером такого производства является строгание доски электрическим рубанком или распиловка древесины с использованием циркуляционной пилы.

Рабочие места для механизированного труда

Они создаются в том случае, когда все этапы технологического процесса осуществляются с помощью механизмов и машин. Роль человека при этом заключается в управлении данными средствами труда, контроле над качеством выпускаемой продукции.

Эта группа рабочих мест отличается от двух предыдущих тем, что исполнитель в ходе выполнения трудовых обязанностей затрачивает собственную энергию только на вспомогательные движения. Примером тому может служить управление транспортным средством, швейной машинкой и т. д.

Автоматизированное производство

Если все технологические операции выполняются автоматическими станками или механизмами, то роль человека сводится лишь к их пуску, а также к остановке и контролю над выпуском продукции. В таком случае создается автоматизированное рабочее место. Это может быть довольно обширная зона для обслуживания одним исполнителем нескольких автоматических механизмов.

Аппаратурное рабочее место

Данная зона отличается от тех, которые существуют при механизированных и автоматизированных производствах. Здесь находится особое оборудование (аппараты), которое для получения конечного продукта преобразует тепловую, электрическую или химическую энергию. Человеку при этом, как и при автоматизированном производстве, остается наблюдать за работой техники, контролируя показания приборов.

Прочая классификация

Выделение рабочих мест по группам может осуществляться в зависимости от:

  1. и повторяемости операций технологического процесса. Данные рабочие места создаются в единичном и серийном, массовом и крупносерийном производстве.
  2. Степени специализации.
  3. Постоянства местонахождения. При этом выделяют передвижное и стабильное (стационарное) рабочее место. Это также будет оказывать влияние на их организацию труда. Стабильная зона нужна, например, в машиностроении при обслуживании станков. При использовании какого оборудования создается стационарное рабочее место? Это тяжеловесные, крупногабаритные и сложные агрегаты. При создании передвижных рабочих мест предусматривается использование портативного легкого инструмента, а также средств, предназначенных для его перемещения. При этом можно выделить постоянное рабочее место. Это та зона, где исполнитель находится непрерывно более двух часов своего трудового дня или более 50% этого времени. Рабочее место может быть и непостоянным. Здесь исполнитель находится, соответственно, менее двух часов подряд или менее 50% своего трудового времени.
  4. Числа исполнителей. При этом выделяются коллективные (бригадные) и индивидуальные рабочие места.
  5. Количества обслуживаемых единиц технологического оборудования. К примеру, существуют многостаночные и одностаночные рабочие места.
  6. Функций исполнителя. Так, существуют рабочие места специалистов и служащих, руководителей, охраны и т. д.
  7. Профессии исполнителя. Например, рабочее место врача или бухгалтера, машиниста или столяра.
  8. Места нахождения (в помещении или на открытом воздухе).
  9. Сменности (1-, 2-, 3- и 4-сменные).
  10. Времени использования (временные или постоянные).

Организация рабочих мест

До начала осуществления любого производственного процесса необходимо выполнить систему мероприятий, направленных на оснащение той зоны, где исполнитель выполняет свои трудовые обязанности, предметами и средствами труда. Другими словами, должна быть выполнена подготовка рабочего места. Это обеспечит оптимальное функционирование довольно сложной системы, в которую входят человек, машина и среда. Только в том случае, если будут выполнены условия согласованности данных параметров, трудовой процесс будет иметь надежность и высокую эффективность.

Для создания удобной рабочей позы, а также оптимальных нагрузок на все мышцы человека, потребуется применить знания антропологических характеристик. При этом производится эргономическое обследование рабочих мест, где учитываются физиологические особенности исполнителей и оцениваются их движения.

Кроме того, все объекты, располагаемые в этой зоне, должны иметь такие формы, цвета, размеры, которые отвечали бы слуховым, осязательным, зрительным и иным психическим и физиологическим особенностям человека. Освещенность и влажность, шум и температура, пылевыделение и вибрация - все это также должно быть учтено в то время, когда еще только проектируется передвижное или постоянное рабочее место. Это позволит соблюсти все санитарно-гигиенические требования, которые разработаны действующим законодательством с целью обеспечения безопасных и здоровых условий труда.

Организация квотируемых рабочих мест

Трудоустройство и занятость - это ключевые элементы социальной интеграции и экономической независимости тех людей, возможности которых ограничены. Для тех, кто особо нуждается в социальной защите и испытывает трудности при занятии имеющихся вакансий на предприятиях, законодательством устанавливается определенная квота. Она обозначает то минимальное количество рабочих мест, которое работодатель должен выделить для такой группы граждан. Причем трудоустройство таких людей является обязанностью любого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы.

Квотируемое рабочее место - это дополнительная гарантия занятости граждан. Его создание защищает от безработицы тех, кто имеет низкую конкурентоспособность на трудовом рынке.

В организации, насчитывающей более сотни сотрудников, обязательно должно быть не одно квотируемое рабочее место. Это обязанность нанимателя. Она закреплена в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». Каким должно быть квотируемое количество рабочих мест? Это устанавливается после проведенного расчета (от 2 до 4 процентов от среднесписочного состава работников).

Планировка рабочего места

Та зона, в которой находится исполнитель, должна быть целесообразно размещена в пространстве. При этом важно, чтобы она была функционально взаимоувязана с оборудованием, средствами производства, предметами труда и всем необходимым для проведения трудового процесса. При планировке рабочего места необходимо располагать предметы и орудия труда таким образом, чтобы исполнителю не пришлось делать лишних движений. Это позволит снизить его утомляемость и повысить эффективность труда.

Планировка рабочего места должна производиться с учетом эргономических требований. Они предусматривают рациональное формирование зон труда, а также выбор такого варианта размещения орудий труда и материалов, который бы обеспечивал рабочему нужное оперативное пространство и при этом экономил производственные площади.

Проведение анализа рабочих мест

В управлении персоналом на любом предприятии можно выделить определенные этапы. Самый первый из них включает в себя анализ рабочих мест. Это необходимо сделать для проектирования этих зон и улучшения качества трудовой жизни.

Анализ является дифференцированием рабочего места. В процессе его проведения изучаются те задачи, которые решаются исполнителем, а также основные требования, предъявляемые к образованию, ответственности и опыту, необходимые для осуществления в этом месте трудовой деятельности.

Для сбора нужной информации может быть применен один из четырех методов:

  • интервью (собеседование);
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • составление списка обязанностей работника.

Применяя один из этих методов, прежде всего, следует собрать данные о той зоне, где выполняет свои обязанности исполнитель, а затем уже изучать сам процесс производства.

Проведение аттестации рабочих мест

РФ предусматривает обязанность нанимателя проводить периодическую оценку условий труда в тех зонах, где исполнители выполняют возложенные на них обязанности. мест - это мероприятия, в ходе которых выявляются вредные, а также опасные факторы, несущие угрозу здоровью человека.

Порядок проведения такой оценки и оформления ее результатов закреплен в приказе Минздравсоцразвития России, изданном 26.04.2011 г. Согласно этому документу, аттестации подлежит рабочее место, где:

  • эксплуатируются машины, оборудование, установки, механизмы, аппараты и транспортные средства, а также производится их наладка, ремонт и испытание;
  • существуют источники опасностей, оказывающих вредное воздействие на человека;
  • хранятся, перемещаются и применяются материалы и сырье;
  • используется ручной, механизированный или

Аттестация рабочих мест - это мероприятия, которые могут быть:

  • первичными;
  • повторными;
  • внеплановыми.

5S-система

Существует определенная методика, позволяющая правильно и рационально организовать пространство трудовой зоны. Называется она «5S-система рабочих мест». Этоа методика ставит своей целью создание оптимальных условий, позволяющих поддерживать порядок и чистоту, соблюдать аккуратность, а также экономить энергию и время. 5S - это инструмент бережливого производства, разработанный компанией Toyota в послевоенные годы. Внедрение данной методики на предприятии является важным шагом на пути повышения конкурентоспособности выпускаемых им товаров. Ведь только в упорядоченной и чистой среде возможен выпуск качественных предметов, которые соответствовали бы всем требованиям клиентов. Методика 5S создает для этого реальные предпосылки. Состоит она из пяти последовательных шагов.

На первом из них производится сортировка с последующим удалением всего ненужного, находящегося на рабочем месте. Это, несомненно, скажется на улучшении безопасности и культуры труда. К сортировке и определению ненужных для осуществления технологического процесса предметов должны быть привлечены все сотрудники. Далее лишние вещи утилизируют или переносят в места хранения.

Вторым шагом методики является соблюдение порядка и самоорганизация. При этом каждой вещи должно быть найдено свое место. Все предметы располагают в доступной для каждого пользователя зоне. Для быстрого поиска нужного инструмента или иной вещи следует произвести их маркировку.

Третий шаг методики подразумевает систематическую уборку рабочего места и соблюдение чистоты. Создается определенная система, где больше ничего не загрязняется. В каждой из рабочих зон проводятся частые и регулярные уборки. При этом все инструменты находятся в исправном состоянии и в тех местах, где их можно легко найти. Периодическая уборка оборудования, предусмотренная этой методикой, позволяет предотвратить возможные сбои в работе механизмов.

Четвертым шагом является стандартизация процесса. Она представляет собой письменное закрепление самых эффективных решений, которые найдены в процессе реализации первых трех этапов. В таком случае методика станет наглядной и легко запоминающейся. Также на четвертом этапе разрабатываются стандарты приемов работы по технике безопасности и обслуживанию оборудования. Все они фиксируются в издаваемых на предприятии документах.

Пятым шагом является совершенствование дисциплины. Только тот работник, который выполняет все правила внутреннего распорядка, способен трудиться качественно и производительно.

Методику 5S применяют для стандартизации рабочих зон и конструирования организации. Выполнение всех шагов является важной предпосылкой для улучшения безопасности труда, повышения эффективности работы. Основная мысль методики заключается в том, что предусмотренные ею правила выполняются всеми сотрудниками. Касается это и уборщицы, и директора. Основной плюс данной концепции состоит в том, что все вышеперечисленные действия не нуждаются в разработке каких-либо особых управленческих теорий и технологий.

Обеспечение занятости и создание новых рабочих мест в Республике Узбекистан

Ахмедова М.А. - специально для Демоскопа

Обеспечение занятости населения, являясь главным критерием эффективности проводимой в стране социально-экономической политики, рассматривается как ключевое, определяющее потенциал общества и его перспективы, поскольку именно в сфере занятости удовлетворяются жизненно важные потребности населения и реализуются его возможности. Можно с уверенностью сказать, что занятость является одним из важнейших индикаторов, по которому в целом необходимо судить о направлении развития общества и общественных преобразований.

Узбекистан имеет устойчивый и интенсивный приток трудовых ресурсов, а, следовательно, и широкие возможности для развития различных предприятий и отраслей экономики с высокими показателями трудоемкости. Приоритетной задачей государства является постоянное увеличения занятости населения и совершенствование его отраслевой структуры. Для решения данной проблемы в нашей стране достигнуты важные позитивные сдвиги.

Из-за демографических особенностей в Узбекистане наблюдается быстрый рост населения в трудоспособном возрасте, значительно опережающий рост численности постоянного населения. В частности, в период 2000-2012 гг. среднегодовые темпы прироста населения в трудоспособном возрасте и постоянного населения составили порядка 2,7%, в результате чего возросла доля трудовых ресурсов в общей численности населения на 8,3 п.п. до 58,9% в 2012 г.

В 2012 г. численность населения в трудоспособном возрасте составила 17736 тыс. человек, что на 5094,9 тыс.человек больше показателя 2000 г. С ростом численности занятого населения на 3,7 млн.чел. в 2012 г. он составил 12223,8 тыс. человек, а уровень занятости населения с сохранением тенденции составил 70%.

Существенно изменилась структура занятости, что во многом обусловлено сокращением занятого населения в государственном секторе. Государственный сектор аккумулирует немногим более 19,8% от общего числа занятых при соответствующем показателе в 2000 г., равном 26%. Позитивные тенденции в отраслевой структуре занятости характеризуется значительным сокращением занятости в сельском хозяйстве (до 27,2% в 2012 г.) и роста занятости в сфере услуг и транспорта (до 50,5%).

Таблица 1. Динамика занятости населения Узбекистана

Показатели

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел.

Доля трудоспособных ресурсов в общей численности населения, %

Прирост населения в трудоспособном возрасте, в % к предыдущему году

Численность занятого в экономике населения, млн. чел.

Прирост численности занятого населения, в % к предыдущему году

Уровень занятости, в % к населению трудоспособного возраста

Источник : Расчеты по данным Госкомстата и Министерства труда и социальной защиты населения

С целью обеспечения роста занятости, доходов и уровня жизни населения, а также эффективного использования имеющегося потенциала территорий республики и отраслей экономики по увеличению спроса на рабочую силу на рынке труда, начиная с 2009 г. реализуются Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения.

В результате реализации ежегодных Программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, а также государственной поддержки и развития предпринимательства за последние 4 года создано около 4 млн. новых рабочих мест, из них более 70% - в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, лишь в 2012 г. в рамках реализации различных отраслевых программ , Инвестиционной программы на 2012 г., территориальных программ социально-экономического и индустриального развития, региональных инвестиционных программ в республике создано 45,6 тыс. рабочих мест.

Реализация целенаправленной политики по обеспечению льготного налогового режима для ускоренного развития малого бизнеса и расширения их кредитной поддержки позволила субъектам предпринимательства направить высвободившиеся средства на развитие производственной деятельности, что обеспечило создание 281 тыс. новых рабочих мест. При этом основная часть вводимых в малом бизнесе рабочих мест приходится на долю сферы услуг и сервиса, в первую очередь, в сельской местности.

Кроме этого, развитие надомного труда, ремесленничества, а также семейного предпринимательства способствовали трудоустройству 183,4 тыс. человек. В частности, в производственные и трудовые отношения с надомниками было вовлечено свыше 8 тыс. предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы услуг, которые на основе кооперации с надомниками по трудовым договорам обеспечили занятость 51,6 тыс. человек. Меры по стимулированию и поддержке развития семейного предпринимательства и ремесленничества обеспечили создание 131,8 тыс. рабочих мест.

Значительное повышение эффективности сельскохозяйственного производства, увеличение объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, углубление социально-экономических реформ на селе, модернизация сельского хозяйства и входящего в него комплекса отраслей и производств, развитие и расширение фермерских и дехканских хозяйств обеспечили создание более 105,5 тыс. рабочих мест.

Существенным вкладом в обеспечение занятости сельского населения послужили меры по развитию животноводства и птицеводства на базе дехканских и личных подсобных хозяйств, в частности - выделение на бесплатной основе крупного рогатого скота малообеспеченным и многодетным семьям, в результате чего сельские жители получили возможность заняться выращиванием крупного рогатого скота в дехканских хозяйствах и право на зачет периодов занятия этими видами деятельности в трудовой стаж для назначения пенсии.

Развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства, расширение работ по благоустройству населенных пунктов также позволили создать 58,8 тыс. рабочих мест. Меры государства по восстановлению производственной деятельности бездействующих предприятий, в том числе предприятий - банкротов способствовали восстановлению 10,7 тыс. новых рабочих мест.

Рисунок 1. Созданные рабочие места в Узбекистане, тысяч

Источник : Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан

Реализация программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения способствовала увеличению рабочих мест в таких регионах с высоким уровнем потребности в трудозанятости, как Самаркандская, Ферганская, Ташкентская, Андижанская, Наманганская, Бухарская, Сурхандарьинская и Хорезмская области. В каждом районе и городе республике созданы и эффективно функционируют специализированные учреждения, обеспечивающие содействие незанятым гражданам в вопросах трудоустройства. Ежегодно на вакантные и новые рабочие места биржи труда трудоустраивают около 42 тыс. граждан, обучают и повышают квалификацию по востребованным рынком труда профессиям более 25,3 тыс. человек.

Указанные меры способствовали сохранению уровня безработицы в стране на допустимом параметре (до 5%) и снижению численности населения, нуждающегося в трудоустройстве. В 2012 году численность обратившихся в органы по труду за содействием в трудоустройстве составила 44,8 тыс. человек, из которых 94% была трудоустроена.

На рынке труда республики наблюдается тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом. Это обусловлено преимущественно ежегодным выходом на рынок труда около 400 тыс. выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и 60 тыс. выпускников вузов. Поэтому особое внимание со стороны государства уделяется трудоустройству выпускников профессиональных колледжей. Возросло число трудоустроенных выпускников ССПО на рынке труда. Так в 2012 году в 85622 предприятиях, прошли стажировку 228 тыс. выпускников, было трудоустроено свыше 450 тысяч выпускников, при этом 43% выпускников трудоустроены на предприятиях, где проходили производственную практику. В целом в 2012 году трудоустроено 85,4% выпускников ССПО (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение выпускников ССПО по видам дальнейшей занятости, в % от общего числа выпускников

Источник : расчеты ИПМИ по данным Госкомстат РУз

Несмотря на предпринимаемые меры по повышению занятости населения и ввода новых рабочих мест проблема занятости в нашей республике все еще остается актуальной. Дальнейшее обеспечение занятости населения может быть достигнута по следующим основным направлениям:

  1. Создание рабочих мест ввиду ввода новых производственных мощностей, как за счет модернизации производства, внедрения современных технологий, так и за счет использования местных природно-сырьевых и материальных ресурсах в трудоёмких отраслях промышленности.
  2. Повышение уровня занятости на существующих рабочих местах за счет повышения квалификации и перепрофилирования согласно требованиям предприятиям-работодалелям.
  3. 3. Рост занятости на основе ускоренного развития сферы малого бизнеса и частного предпринимательства с усилением государственной поддержки, в частности, в получении кредитов, создания налоговых стимулов и т.д.
  4. 4. Рост занятости в фермерских и дехканских хозяйствах, в том числе по выращиванию крупного рогатого скота, производству и реализации продукции животноводства.
  5. 5. Рост занятости в сфере услуг и сервиса ввиду развития транспортных, туристических услуг, гостиничного хозяйства, ремонта сельскохозяйственного оборудования, автомобилей и иной техники и пр.
  6. 6. Повышение занятости за счет экспорта рабочей силы ввиду расширения возможностей легализации вывоза рабочей силы на основе заключения двусторонних договоров о сотрудничестве в трудовой сфере с основными странами – реципиентами.

Для успешной реализации вышеуказанных направлений необходимо повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда. Для этого необходимо осуществлять текущий мониторинг эффективности подготовки кадров системой профессионального образования с точки зрения соответствия структуры спроса экономики на специалистов их выпуску учебными заведениями профессионального образования, по результатам которого вносить соответствующие коррективы в структуру и размещение учебных заведений нового типа.

Ахмедова Мухаббат Абдулхашимовна - Институт прогнозирования и макроэкономических исследований.
Рассчитывается как отношение занятого в экономике населения к трудовым ресурсам
Программы о приоритетах развития промышленности в 2011-2015 годах, программ модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики, программы локализации производства на 2011-2013 годы.

gastroguru © 2017