Чьи мощи находятся в николо угрешском монастыре. Николо-угрешскому монастырю переданы частицы мощей николая чудотворца

В город Дзержинск Московской области приезжают разными путями, но чаще всего с одной целью - посетить древний Николо-Угрешский монастырь. Обитель основана в сентябре 1380 года князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве.

Из истории

В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак - сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.

Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.

Описание

Николо-Угрешский монастырь - православный мужской ставропигиальный монастырь (ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху). Архитектурный комплекс, в основном, был создан во второй половине XIX века. Обитель насчитывает более 20-ти строений, в том числе девять храмов, колокольню и две часовни.

Колокольня

Колокольня, нареченная угрешской свечой, - одна из самых древних построек, сохранившихся до наших дней. Она была возведена во времена Елизаветы Петровны, в 1761 году. На втором ее ярусе в 1840 году был устроен храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. До наших дней сохранилось только подножие постройки того времени. Во время Великой Отечественной войны колокола с колокольни были сняты, а верхние ярусы снесены, чтобы Угрешскую свечу не могли видеть с воздуха немецкие летчики. Колокольня заново выстроена в XX веке.

Часовня Явления образа Николая Чудотворца

В память о явлении иконы святого Николая Чудотворца в XIX веке была построена часовня, которая ознаменовала место чудесного события. В часовне долгое время хранился сруб того дерева, над которым был явлен образ святителя. К сожалению, в советское время эта реликвия была утрачена. Сегодня все паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

Государевы и Патриаршие палаты

Государевы и Патриаршие палаты являются самым древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке для приезжавших на праздничную службу царей и патриархов, рядом с колокольней были сооружены Царские и Патриаршие палаты.

Успенская церковь

В XVIII веке, когда столица была перенесена в Петербург и приезды высоких гостей прекратились, на месте упраздненных Царских палат была возведена (вместо совсем ветхой) Успенская церковь. В храме, основанном в 1763 году, находится одна из главных святынь обители. Это икона Божьей матери Тихвинская, написанная в XIX веке и подаренная Святейшим Патриархом всея Руси Алексеем II (это была келейная икона Патриарха, является списком с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке).

В храме имеется комната, где находятся мощи святых, привезенных из разных уголков мира. В ковчегах хранятся частицы мощей крестителя Господня Иоана и мученицы Варвары, Киево-Печорских святых и многих других.

Не у всех верующих есть возможность побывать в святых местах. Приехав в Николо-Угрешский монастырь, паломники могут приложиться к святыням, привезенным из различных уголков мира, и как бы молитвенно побывать в святых местах, откуда эти святыни были доставлены.

В XIX веке к храму был пристроен придел в честь Марии Египетской. Изображение на его западной стене представляет сцены из жития Преподобной. Некоторые росписи сохранились до наших дней. Это удивительно, поскольку в советское время в приделе располагалось отделение милиции и стены комнаты были закрашены масляной краской. Во время реставрации храма в постсоветский период художникам удалось обнаружить почти неповрежденные изображения.

Наступившая пора секуляризации XVIII века (секуляризации - изъятие церковного имущества) , привела обитель к оскудению. Также ее положение осложнилось во время эпидемии чумы 1770 года, поскольку сюда свозили больных чумой.

Во время Отечественной войны 1812 года в Николо-Угрешском монастыре разместился конный полк Наполеона. К счастью, ризница была своевременно вывезена в Вологду и многие ценности удалось спасти. После освобождения Москвы ризницу вернули и обитель восстановили так, как могли в то время.

Истинный расцвет монастыря происходит при игумене Мясникове, позже ставшем преподобным Пименом Угрешским. При нем расширяется территория обители, возводятся церкви, перестраивается Никольский собор, строится больница, выполняется ремонт жилых помещений. Николо-Угрешский монастырь становится общежитейским, то есть для братии общими становятся служба, трапеза и правила. При игумене Пимене количество братии возросло от 10 человек до 150, увеличилось и число паломников.

Палестинская стена

С северной стороны обители в 1866 году при игумене Пимене строится Палестинская стена. Ее очертания напоминают храмы и строения града Иерусалимского. Преподобный Пимен хотел, чтобы у паломников, издалека заприметивших стены монастыря, возникало ощущение, что они вот-вот окажутся на святой земле.

Палестинская или Иеруслимская стена является частью монастырской ограды. Это визитная карточка и загадка монастыря, образ небесного царствования и образ гордого Иерусалима.

Монастырский скит

С расширением территории обители в пределах монастыря был основан скит во имя святых апостолов Петра и Павла, устав в котором был очень строгим. Так, женщины могли ступать на эту территорию только несколько раз в году, в дни больших праздников. В наши дни скит действует, а церковь во имя Петра и Павла - единственный деревянный храм обители.

Спасо-Преображенский собор

В 1880 году, в год 500-летия обители, было положено начало грандиозного Спасо-Преображенского собора. Его строительство продолжалось 14 лет и в 1894 году он распахнул свои двери для прихожан. По некоторым данным, это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам он уступает только храму Христа Спасителя . Собор вмещает 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.

Здесь хранятся главные святыни обители - частичка мощей Николая Чудотворца и мощи преподобного Пимена Угрешского, а также икона - «Собор всех святых Угреша», написанная в честь всех святых, жизнь которых так или иначе связана с монастырем.

Настоятель обители и главный её вдохновитель игумен Пимен так и не увидел Спасо-Преображенский собор - он умер в год его закладки. Прах его покоился в часовне, а сейчас на этом месте сооружен храм в его честь.

Загадка Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание на алтарную часть двух храмов - Спасо-Преображенского собора, построенного к 500-летию Куликовской битвы, и воссозданного Никольского храма. Мы знаем, что все православные храмы должны быть ориентированы на восток алтарем. Действительно, алтарные выступы этих строений выходят на восток, но восток у них немного разный. По-видимому, это объясняется тем, что в XIX веке направление определялось по компасу, а при строительстве предшественника современного Никольского храма направление определялось «на глазок», по солнышку.

Адрес

Московская область, г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала .

Официальный сайт Николо-Угрешского монастыря

В 1925 году Николо-Угрешский монастырь закрыли, кладбище было осквернено, а собор обезглавили. В нем разместился Центр досуга и отдыха, а обитель преобразовали в трудовую коммуну имени Дзержинского.

В настоящее время от запустения советских времен в обители не осталось и следа. Николо-Угрешский монастырь располагает большой и ухоженной территорией, здесь есть пруд, где плавают черные и белые лебеди, имеются плодоносный сад и даже небольшой зоопарк. Открыт музей, посвященный последнему императору России Николаю II. Но главное - это обитель, которую молитвами и духовными подвигами создавали ныне известные святители.

б присутствии mm

Чтобы поклониться мощам Святителя Николая, можно поехать в итальянский город Бари. А можно - в Николо-Угрешский монастырь.

Помимо икон, в Николо-Угрешском монастыре есть и другие святыни. В Преображенском соборе находится частица ризы Пресвятой Богородицы, а также частица мощей Святителя Николая и мощи прп. Пимена Угрешского. После восстановления родного монастыря отца Пимена его мощи были перенесены в Спасо-Пре-ображенский собор и после прославления святого заняли свое место под украшенной сенью в серебряной раке. Поклониться им - равно как и мощам Святителя Николая - ежедневно приходят верующие. Во вторник, за вечерним богослужением, перед мощами прп. Пимена читается акафист. В четверг читается акафист перед мощами Николая Чудотворца.

В Никольском храме находится часть Животворящего Креста Господня. Но наибольшее количество святынь - главным образом, частицы мощей - хранится в Успенской церкви. Среди них - мощи таких святых, как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Тихон Задонский, великомученик Георгий Победоносец, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Силуан Афонский, святитель Григорий Богослов, великомученица Варвара, апостол Андрей Первозванный, преподобный Сергий Радонежский, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Антоний Римлянин. Кроме того, в особом ковчеге собраны частицы мощей Киево-Печерских святых.

Великое благо - возможность поклониться мощам стольких святых, собранным в одном месте. Невольный трепет испытывает душа, находясь рядом с останками людей, так сильно возлюбивших Бога. Некоторые же из них возлюбили Его «даже до смерти» - то есть приняли мученический венец. И, конечно, почитание святых мощей не есть «язычество», а есть выражение любви к тем, кого облекала некогда плоть, ставшая мощами. Собственно, говорится об этом уже на протяжении многих веков. Вот что писал своему

Вверху: Патриарх Алексий II перед ковчегом с мощами Святителя Николая.

В центре: Ковчег с мощами сет. Игнатия (Брянчанинова).

Справа: Рака с мощами прп. Пимена Угрешского находится в Преображенском соборе.

оппоненту по этому поводу прп. Исидор Пелоусиот в начале V века: «Если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеять

ся над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому».

Иные святыни, обретающиеся в Успенской церкви, не менее примечательны, чем мощи святых. Это, прежде всего, части Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы. И, конечно, перечень здешних святынь был бы неполон без частицы ризы Святителя Николая.

Николо-Угрешский мужской монастырь является не только жемчужиной среди московских обителей, но и одним из старейших в Подмосковье. Обитель на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами была связана со столицей. Стены монастыря свидетельствуют о прошлом, о тех событиях, которые пришлось им повидать, о личностях, связанных с именем обители. История Русского государства, сложная и многообразная, бурно развивающаяся, богатая людьми и событиями, оставила свой отпечаток на обители святителя Николая на Угреше.Монастырь был основан в 1380 г. великим князем Московским Димитрием Ивановичем Донским. По преданию, во время похода к Куликову полю русское войско остановилось на юго-востоке от столицы, на левом берегу Москвы-реки на отдых, во время которого князю явилась икона свт. Николая Чудотворца, укрепившая его верой и надеждой на победу в предстоящей битве. Воодушевленный этой надеждой, князь воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое» («угреша» – согрела). Впоследствии, при возвращении войск после Куликовской битвы, во время молебна на месте чудотворного явления иконы Димитрий Донской повелел воздвигнуть здесь храм и дал обет создать обитель во имя свт. Николая. С тех пор это место называется Угрешей, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Дальнейшему становлению, возвышению и расцвету монастыря в 15–17 вв., созданию его древнего архитектурного облика способствовала расположенность российских монархов к Угреше (так часто с любовью называли и называют этот монастырь). Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, т.е. основанным и поддерживаемым благодетелями. Ктиторами монастыря в 14–17 вв. были русские государи, а первым – благоверный великий князь Димитрий Иванович Донской. Об этом свидетельствует запись в монастырском Синодике, сделанная, судя по всему, в первой половине 17 в. Устроенный чаянием Димитрия Донского, Николо-Угрешский монастырь изначально находился под доброй и внимательной опекой и самого князя, и его потомков, правителей Московского государства. Хотя никаких великокняжеских жалованных грамот Угрешской обители за 14–15 вв. и не сохранилось, скорее всего, Никольский монастырь, как всякий ктиторский, был сразу же по основании своем пожалован великокняжескими вотчинами для содержания братии. Свидетельство тому – последующие богоугодные заботы великих князей и царей московских о Николо-Угрешской обители.

На протяжении двух столетий Николо-Угрешский монастырь являлся постоянным местом великокняжеских и царских богомолий. Это связано прежде всего с существованием царской резиденции в селе Остров. За частые «государние» посещения и покровительство со стороны русских государей Николо-Угрешский монастырь часто называли «царским монастырем». Здесь побывали Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов.

Неоднократно в Угреше бывали Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы, Петр I.

В 1521 г. монастырь был дотла сожжен войском крымского хана Махмет-Гирея, подступившего к Москве. Не обошли монастырь в смутное время польские и литовские войска, принесшие много разрушений. Но каждый раз после очередной трагедии монастырь быстро возрождался и благоустраивался.

Нелегкой была судьба обители в 18–19 вв., что было связано с начатыми Петром I реформами церковной и монашеской жизни, отчуждением монашеских земель, указами о сокращении монашества. К 30-м годам 19 в. Николо-Угрешский монастырь оказался на грани упразднения – в нем оставалось 6 монахов.

С 1834 г. начинается период укрепления и постепенного расцвета обители, обусловленный общим возрождением церковной жизни в период царствования Николая I, а также деятельностью настоятеля Угреши игумена Илария и, особенно, его преемника Пимена Угрешского. В течение более чем полувека монастырь во многом отстраивался заново. За этим периодом рас-цвета вновь последовали долгие годы постепенной разрухи и запустения. В 1919 г. монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, просуществовавшую до 1925 г. В 1920 г. на его территории была организована детская трудовая колония для беспризорников. В 1925 г. монастырь был полностью закрыт, а в 1940 г. разрушен древнейший собор обители – Никольский храм. И снова годы возрождения: в 1970 г. начались восстановительные работы, в 1990 г. монастырь был вновь открыт. 1990 гг. – это время восстановления и реконструкции обители, которая была возрождена в считанные годы.

Архитектура

Архитектурный ансамбль Николо-Угрешского монастыря, сложившийся в 16–17 вв., был кардинально перестроен в 1850 – 1870 гг. До наших дней он сохранился не полностью. В настоящее время на территории монастыря находятся: собор Спаса Преображения, собор свт. Николая Чудотворца, церковь Пимена Угрешского, храм-часовня Страстей Господних, часовня явления образа Николая Чудотворца – всего 12 храмов и часовен.

Грандиозный Преображенский собор с приделами во имя св. равноапостольного князя Владимира и св. равноапостольной княгини Ольги, по-строенный в 1880–1894 гг., стал центром монастырского ансамбля. Собор является памятником архитектуры конца 19 в. и представляет собой величественное сооружение как по размерам, так и по совершенству форм. В проекте были воплощены лучшие традиции древнерусской архитектуры с ее могучим пятиглавием.

Старейшая церковь на территории обители – древний одноглавый Никольский собор, построенный в 16 в. и перестроенный во 2-й половине 19 столетия. Главной святыней Никольского храма была чудом явленная князю Димитрию Донскому икона свт. Николая. На месте явления иконы была сооружена небольшая часовня. До закрытия монастыря в 1925 г. в часовне хранился остаток сосны, на которой явилась икона.

Колокольня (или «Угрешская свеча») в три яруса была построена в монастыре при Императрице Елизавете Петровне в 18 в. по проекту архитектора Ивана Жеребцова. Ее второй ярус построен на открытой террасе, огражденной каменной балюстрадой. В 1840 г. на втором ярусе колокольни была устроена церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1850 г. колокольня была достроена до шести ярусов и достигла высоты 93–х метров. На ней было 18 колоколов, самый большой, «Благовестник», весил 19,7 т. По его нижнему краю шла надпись: «Благовествуй земле радость велию».

В 20-е годы 20 в. колокольня была разорена, колокола уничтожены. В начале Великой Отечественной войны были разрушены два верхних яруса колокольни.

Ограда и башни монастыря в основном сооружены в 17 в. Наибольший интерес представляет собой северный участок стены, называемый Палестиной, или Иерусалимской стеной. Этот участок построен в 1866 г. и изображает древнерусский город в условных иконописных формах.

Святыни

Одной из главных святынь монастыря являются мощи преподобного Пимена Угрешского.

Прп. Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 г. в городе Вологде. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр окончательно утвердился в мысли отказаться от мира. 26 марта 1838 г. он принял постриг с именем Пимен в Николо-Угрешском монастыре. 16 октября 1853 г. стараниями отца Пимена при поддержке митрополита Московского Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители. 24 августа 1858 г. за выдающиеся заслуги по устроению монастыря митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. Трудами преподобного было выстроено в монастыре пять церквей и устроен скит. В 1869 г. архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Праведная кончина преподобного последовала 17 августа 1880 г.

В 2000 г. решением Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Пимен был причислен к лику святых. Торжественное прославление святого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 28 мая 2000 г. в день освящения Спасо-Преображенского собора.

В Преображенском соборе монастыря находится ковчег с частицей мощей святителя и чудотворца Николая. Частица мощей была перенесена в Николо-Угрешский монастырь 22 мая 2000 г. из Греции преосвященнейшим Дамаскиным, епископом Диавлийским (Элладская Православная Церковь) из монастыря Иоанна Предтечи, расположенного на острове Пелопоннес, где с 11 в. пребывает часть руки святителя. Еще одна из святынь, находящаяся в ризнице монастыря, – икона с частицей мощей святого Иоанна Предтечи. В 1999 г. частица мощей была преподнесена в дар Николо-Угрешской обители игуменьей Макриной, настоятельницей женского монастыря Дау в Греции, в котором находится часть руки святого.

Подготовила Ольга Урядова

Часто посещавшегося московскими государями. Эта связь с правящим домом выразилась в том, что уже в веке было открыто подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле . Великий князь Московский Василий Темный пожертвовал в монастырь селения Капотня и Жирошкино в Московском уезде. В году Николо-Угрешский монастырь был сожжен во время набега крымского хана Махмет-Гирея , но вскоре был вновь отстроен. В году царь Иван IV Васильевич даровал монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право владения четырнадцатью селами в четырех уездах, и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки. В году он своей жалованной грамотой подтвердил право обители на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде . Из этой же грамоты ясно, что Угрешская обитель была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода - это положение подтверждалось и последующими царями.

Уже с 1840-х начинается возведение новых и восстановление старых храмов обители. На щедрые пожертвования мецената Петра Матвеевича Александрова разворачиваются строительные работы. Во второй половине XIX веке в монастыре был создан грандиозный архитектурный ансамбль, главным художником и архитектором стал Ф. Г. Солнцев . Значительно расширенная территория была обнесена новой каменной стеной протяженностью 1700 м и высотой 5–6,5 м, с 16 башнями и 8 воротами. В декоративном оформлении северной ("Палестинской" или "Иерусалимской") стены, достроенной в году, было использовано традиционное для русской иконописи изображение Иерусалима , чтобы подходящий к монастырю со стороны Москвы видел перед собой панораму Святого града. К году рядом с монастырем был устроен скит . В монастырь снова делаются вклады - в году дом на Таганке, в году дача в Рузском уезде Московской губернии (136 десятин), в году дача в Александровском уезде Владимирской губернии.

Первые законодательные действия большевистского правительства лишили монастырь недвижимого имущества и церковно-приходской школы. С середины года местные власти начали частичное изъятие церковных ценностей, хозяйственных и жилых строений и инвентаря Николо–Угрешского монастыря для устройства детской колонии и дома отдыха Наркомфина. Начался голод и разъезд братии, о котором свидетельствовал пребывавший тут на покое святитель Макарий (Невский) . Несмотря на протесты крестьян власти грабят и унижают монастырь и проживающих тут митрополита и архимандрита.

Несмотря на проведенную когда-то реставрацию, обитель находилась в тяжелейшем состоянии. Здания храмов, запущенные, обезглавленные, изуродованные многочисленными перестройками; поросшие бурьяном руины и запущенные пруды. Но в городе нашлось немало благодетелей, от градоначальника до множества простых горожан, пожелавших принять участие в восстановлении монастыря. Пошла интенсивная реставрация. Первой вновь освященной церковью стала Успенская, освященная патриархом Алексием II 1 мая года. Патриарх, как священноархимандрит обители, и далее оказывал ей особое внимание, приезжая на освящение возрождаемых храмов. С первых дней открытия монастыря в обители была возрождена традиция колокольного звона. В году стараниями братии в больнице города Дзержинского был открыт храм во имя великомученика Пантелеймона Целителя . Один за другим восстанавливались храмы, появились и новые - такие как Пименовская и Страстная церкви.

Петропавловский скитский храм

В монастырском скиту имеется храм во имя апостолов Петра и Павла . Он был заложен 18 октября года на средства Петра Ивановича Куманина. 15 сентября года святителем Филаретом было совершено освящение храма. После запустения советских времен был вновь освящен 23 июня года.

Часовня "Взыскание погибших"

Страстная храм-часовня

Скит, подворье

  • Скит в честь Знаменской иконы Божией Матери под Рязанью . При нём скотный двор, на который перевезена большая часть монастырского скота, а также монастырские луговые угодья, поля, засеянные зерновыми и картофелем.
  • Подворье в Астраханской области

Приписные храмы

К монастырю также приписаны ряд окрестных храмов:

  • Александра Невского при Московском общевойсковом командном училище
  • Пантелеимона Целителя при городской больнице г. Дзержинского

Утраченные храмы и часовни

Мариинский храм

Храм Спаса Нерукотоврного

Упоминание о храме в честь образа Спаса Нерукотворного , в котором за ветхостью нет службы, имеется под годом. Службы вновь объявленны прекращенными в году из-за опасности обрушения здания.

Духосошественский храм

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была освящена в монастырском училище в или году. Цер­ковь имела деревянный крашенный иконостас с золочеными обводами и с икона­ми фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзо­вая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов.

Крестознаменская часовня

В году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня в честь Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение

«Сия угреша сердце мое…» — эти слова великого князя Дмитрия Донского сказанные после чудесного явления на воздухе иконы Святителя Николая,. дали название знаменитому монастырю.

Заступник

Сказанные много веков назад великим князем Дмитрием Донским слова «Сия вся угреша сердце мое» (угрело, согрело), когда «явился ему пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами окруженный и ярким светом сияющий, стоящий сам по себе на воздухе…» дали название и месту, и монастырю. А случилось это 22 августа 1380 года недалеко от Москвы, где Дмитрий Иванович остановился со своим войском перед битвой на Куликовом поле. Чудесное явление иконы Николы Заступника явно означало Божию помощь в предстоящей битве с Мамаем. И войско святого князя одержало победу, изменив ход истории.

Явился ему пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами окруженный и ярким светом сияющий, стоящий сам по себе на воздухе…

Нелегкая выпала Николо-Угрешскому монастырю участь – не раз он подвергался разорению и пожарам, был местом ссылки опасных лиц, центром мятежей и бунтов. Но незримо хранил свою обитель Николай Заступник.

Первая большая беда пришла в 1521 году с набегом крымского хана Махмет-Гирея, сжегшего Николо-Угрешскую обитель. Но она вновь возродилась.

В Смутное время именно здесь обрел свое первое пристанище бежавший из Чудова монастыря бывший монах Григорий Отрепьев, позже объявивший себя «чудом выжившим царевичем Димитрием». Поддерживаемый поляками, Лжедмитрий I короновался на русский престол вместе со своей женой Мариной Мнишек в 1605 году.

Вскоре русские дружины стали объединяться на борьбу с поляками. И это первое ополчение«собрал Никола» у стен своего монастыря на Угреше.

В 1771 году, во время эпидемии чумы, обрушившейся на московские земли, в Угрешской обители был устроен лазарет. А в Отечественную войну 1812 года здесь стоял один из отрядов захватчиков: французы не только нанесли ущерб храмам Угреши, но и надругались над святынями.

Расцвет и упадок

Годы наибольшего расцвета обители наступили во второй половине XVII века при игумене Викентии, тогда численность братии достигала ста человек. Красив и богат был монастырь, окруженный белокаменной стеной. В нем находились древний Никольский собор, Государевы и Патриаршие палаты, братские кельи, хозяйственные постройки, фруктовые сады и пруд, в котором монахи разводили рыбу.

Стены древней обители помнят знаменитых царей и самозванцев, Вселенских Патриархов и томившихся в этих стенах ссыльных, периоды упадка и небыва лого расцвета

В первые годы своего царствования обитель часто жаловал посещениями и совсем юный Петр I, который ссылал сюда «бунташный люд»: монастырь стал местом заключения мятежных стрельцов. А церковные реформы Петра положили начало упадку Николо-Угрешской обители после 300-летнего процветания и мировой известности.

Монастырские постройки пришли в крайнюю ветхость. И только когда после сильнейшего урагана 1739 года ветер сорвал крыши и поломал кресты, государыня Елизавета Петровна выделила средства, которые позволили разобрать обветшавшие каменные строения и на их месте возвести деревянные.

Екатерининская эпоха привела обитель к новым напастям. И хотя была достроена колокольная и обновлена Успенская церковь, количество монашествующих сокращено было в соответствии с новыми церковными реформами до 12 человек.

Богатство монаха

К середине ХIХ века «царская» Николо-Угрешская обитель являла собой печальное зрелище: полуразвалившаяся ограда, прохудившиеся крыши, три монаха да два послушника. Монастырь был на грани упразднения. Только не может исчезнуть с лица земли обитель, появившаяся благодаря Божьему чуду: на должность нового настоятеля был назначен игумен Иларий, приехавший с келейником Петром Мясниковым, будущим преподобным Пименом Угрешским. Отец Иларий заботился о возрождении духовной жизни монастыря, а все хозяйство легло на плечи отца Пимена. Его трудами были обновлены старинные постройки и возведены пять церквей: Николаевский собор, храм преподобной Марии Египетской, Успенская, Скорбященская и Петропавловская скитская церкви. «Для монаха первое богатство – не иметь ничего», – говаривал отец Пимен. Имея в руках сотни тысяч, он не сберег для себя ни одного рубля.

Угрешская обитель в эти годы становилась центром просвещения. В 1866 году было открыто духовное народное училище, в котором дети из бедных семей могли получать начальное образование. В монастыре содержалась богадельня для старцев и немощных, а во время Балканской войны здесь устроили лазарет, где братьями милосердия были угрешские монахи.

Вторая Лавра

Слава монастыря необыкновенно возросла, поток богомольцев все увеличивался, и храмы уже не вмещали желающих. В 1880 году во время торжественного празднования 500-летия обители был заложен Спасо-Преображенский собор, закладка которого стала последней земной радостью преподобного Пимена. Через несколько дней он отошел ко Господу. А Николо-Угрешский монастырь стали называть «второй Лаврой», и был он подобен величественному городу среди зелени лесов и полей.

Приход к власти большевиков опустил темную завесу над монастырем. Родная верующему сердцу Угреша стала городом Дзержинским, а красивейший монастырь, являвшийся более 500 лет оплотом Православия, превратился в место запустения, скорби и разрухи.

Но пришли новые времена и новые люди, которые возродили к жизни старинную обитель. Первая Литургия, состоявшаяся 19 декабря 1990 года, в день памяти Николая Чудотворца, собрала множество народа, заполнившего весь Успенский храм и всю площадь перед ним. Казалось, что в этот день молился весь город, и эта соборная молитва, услышанная Господом, стала началом возрождения. Совместными усилиями наместника и братии, благотворителей и горожан руины стали преображаться. И сейчас можно с уверенностью сказать, что монастырь полностью восстановлен. В 1998 году была открыта Николо-Угрешская семинария.

А что сегодня?

Чудотворная икона Святителя Николая, во все времена охранявшая обитель, уцелела и ныне находится в Третьяковской галерее, а список с нее – в Никольском соборе Угрешской обители. Вот уже несколько лет обитель осуществляет духовное окормление детей-сирот из коррекционной школы-интерната № 62, которые являются здесь частыми гостями.

В сентябре прошлого года наместник монастыря игумен Варфоломей совершил освящение сразу двух храмов – недавно восстановленного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи и нового – во имя Собора Угрешских святых, расположенного в подклете Никольского собора.

Невозможно передать словами ощущение благодати, когда, пройдя через врата Угреши, попадаешь в мир тишины и красоты. Где, как прежде, горят купола монастыря – красавца, богатыря, не сломленного и выстоявшего более 600 лет.

gastroguru © 2017