Причины названия. Какие славянские племена мы знаем? Волыняне происхождение названия

Древняя Русь! Как же давно происходили события, описываемые Нестором в « Повести временных лет»! Тогда, в далёком 882 году, начало образовываться государство, в будущем превратившееся в сильную державу — Россию.

На территории Древней Руси жило много племён. Каждое имело своё название. Почему племена имели то или иное название? Чем это объясняется? Какова история названий племён древних славян? Разберёмся в этом.

История названий племён древних славян

  • Многие племена получили своё название по местности , в которой проживали.

Бужане - жили по берегам реки Западного Буга

Волыняне – название по местности — Волынь

Древляне - жили в лесной местности(северо-запад Киева)

Дреговичи - жители болот (дрегва- это на древнерусском болото).Жили на левом берегу Припяти

Ильменские племена или словене - жили на берегу озера Ильмень, их центр — Новгород.

Полочане (группа кривичей) – жили на реке Полота — притоке Двины

Поляне - занимали равнинную местность, отсюда начнётся Киев.

Тиверцы – жили на берегу Днепра (раньше его называли Тирас, то есть быстрый)

Уличи - от слова «угол», жили на берегу Чёрного моря в течении Днепра и Буга- составлявших «угол».Жили в Поднестровье.

  • Другая группа племён носила название по основателю рода

Вятичи - по имени родоначальника рода — Вятко(Вята). Жили в районе Оки и Москвы- реки.

Радимичи — основатель рода — Радим или Радимир. Жили между Днепром и Сожем.

Кривичи - по основателя рода – Криве, в будущем на данной территории возникнет Москва. Жили в верховьях Волги, Днепра и Двины.

  • Есть группа славянских племён, названия которых до сих пор вызывает споры.

Северян — одни считают, что название произошло от названия племени гуннов – савиров, с которым слилось данное племя. Другие исследователи предполагают, что название связано в древнерусским словом, обозначающим «родственник» .Но никак это племя не связано с севером, так как жило в центре Руси. Жили на левом берегу Днепра

Белые хорваты - жили на реке Сан, в окрестностях города Перемышля. Слово «хорваты» вызывает наибольшее сомнение у учёных. Но наиболее распространённое объяснение происхождения этого слова — « отделённый», « выделенный», « кусок, часть чего-то ».

Расселение древнеславянских племён

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Материал из энциклопедии "Святая Русь"

Определяя дулебов как одно из восточнославянских племенных объединений, современные ученые-слависты заявляют о невозможности точного определения места или мест их расселения из-за большой разбросанности их следов, зафиксированных на карте Центральной и Восточной Европы. Вместе с тем, Н.М.Карамзин в своей «Истории Государства Российского» прямо указывает на реку Буг, впадающем в Вислу, как на место их жительства и вкупе с именем дулебов упоминает бужан (чье наименование, понятно, происходит от гидронима «Буг»). Другой видный русский историк М.Т.Яблочков, рассматривая дулебов, бужан и волынян в одной связке, также указывал Буг местом их расселения, попутно называя их южных соседей - уличей (угличей) и тивирцев (тиверцев). К слову сказать, в настоящее время протяженность Буга (Западного Буга) составляет 772 км, а площадь его бассейна - 49,4 тыс. кв. км. На севере и северо-востоке бужане соседствовали с ятвягами и дреговичами, востоке их соседями были древляне, а на юго-востоке - поляне. Средневековые письменные источники фиксировали дулебов в Чехии, на Волыни и т. д. Данные археологических раскопок новейшего времени (остатки земледельческих поселений) говорят об их присутствии в т. ч. и на территории нынешней Львовской области Украины.
Согласно Начальной летописи, в конце VI - начале VII в. дулебы воевали с вторгшимися в их пределы аварами («обрами»), предводителем которых был Маджак, убитый в 593 г. Известно и об участии дулебов в легендарном походе Вещего Олега на Царьград в 907 г. в качестве его союзников («толковинов»). Во времена арабского историка и географа Абу-ль-Хасана Али ибн аль-Масуди (ок. 896 – 956) у дулебов (в изложении аль-Масуди племя «дулаба») уже были свои князья (один из них упоминается им как «царь»), что говорит о расслоении их общества и наличии предпосылок для создания собственного государства или уже существовавшем в то время раннефеодальном государстве дулебов.
Считается, что к X в. объединение дулебов распалось, а остатки этого объединения вошли в состав Киевской Руси под именем бужан и волынян. Однако под именем бужан, судя по всему, ранее существовало восточнославянское племя, составлявшее могущественный союз антов, распавшийся в 602 г. после аварского погрома, в результате которого обособился целый ряд племен, в т. ч. и бужане. Около 873 г., в то время когда в Киеве княжили Аскольд и Дир, о бужанах, в частности, писал Баварский аноним (также известен как Баварский географ и Восточнофранкская таблица племён), среди прочего сообщивший современникам о волынянах («велынянах») и существовании у них 70 городов.
В русской дореволюционной историографии между именами бужан и волынян ставился знак равенства в виде присоединительного союза «или». В советской историографии конца 70-х - середины 80-х гг. прошлого века «держава волынян» описывалась как союзница Византии в совместной борьбе с кочевниками, проникшими в конце VI и начале VII в. в степи Восточной Европы, на Дунай и в Среднюю Европу. Предполагалось и наличие в это время аналогичного политического образования в Среднем Приднепровье, связываемого с именами Кия, который «княжил в роде своем», Щека и Хорива и их сестры Лыбеди.
В настоящее время разницы между дулебами и волынянами вообще не делается.
В 981 г. великий князь киевский Владимир Святославич подчинил себе Перемышльскую и Червенскую земли волынян, и перенес административный центр из г. Червень во Владимир-Волынский, в котором посадил на княжение своего сына Всеволода. В X в. на землях, прежде принадлежавшим волынянам, возникло Владимиро-Волынское княжество. Как и в случае с именем северян, увековеченным в названии г. Новгород-Северского, имя волынян осталось в русской истории в названии г. Владимир-Волынский.

Волыняне - племенная группировка восточного славянства, имевшая второе название - бужане. Летопись связывает ее с Бугом: «Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: …бужане, зане седоша по Бугу, послеже же велыняне» (ПВЛ, I, с. 13), и далее: «Дулеби живяху по Бугу, где ныне велыняне» (ПВЛ, I, с. 14). Из этих сообщений летописца следует, что та часть дулебов, которая обитала в бассейне Буга, первоначально называлась бужанами, а позднее это племенное название сменилось новым - волыняне. Так называемый Баварский географ, записи которого относятся к 873 г., приводит этноним busani (бужане) - значит, название волыняне появилось уже после IX столетия.

Этимология этнонимов бужане и волыняне прозрачна. Название бужане происходит от гидронима Буг (подобно волжане - от Волги). Имя волыняне исследователи выводят от города Велынь (Волынь), откуда и историческая Волынь (Фасмер М., 1964, с. 347). Подобные топонимы известны и в других славянских землях: польский Wolyn, несколько названий Volyne в Чехословакии. Древний город Волынь на Буге (современное городище Замчиско в Грудке Надбужском) обследован археологами. Его детинец овальной формы (размеры 80X70 м) расположен на мысе, образованном Бугом и его притоком Гучвой. До 20-х годов XX в. были видны валы окольного города. Возникновение поселения на этом месте относится к VIII-IX вв., но существующие ныне валы были сооружены в XI в. (Рорре А., 1958, s. 235 - 269).

Краткость летописных известий о территории волынян вызвала расхождения в определении ее границ. Историки XIX в. отождествляли население Волынской земли XII в. с волынянами и на этом основании обрисовывали их ареал согласно границам Волынского княжества (Андрияшев А. М., 1887; Иванов П. А., 1895). Однако исследователи сознавали, что политико-административные территории могли в ряде мест более или менее значительно расходиться с племенными. Поэтому для реконструкции племенных ареалов еще в конце XIX в. стали привлекать курганные материалы.

Основные курганные раскопки в земле волынян были произведены во второй половине прошлого столетия. Уже в 50-х годах XIX в. раскопками волынских курганов (Басов Кут, Глинск, Красне, Пересопница) занимались Н. Веселовский и Я. Волошинский (Антонович В.Б.,1901а,с.39, 41,42,75). К 60-70-м годам относятся исследования курганов в Великом и Глинске на территории Ровенской обл. (Антонович В. Б., 1901а, с. 39, 75). В 1876-1882 гг. в районах Волыни, граничащих с Поднестровьем, проводил раскопки А. Киркор (ZWAK, 1878, s. 9, 10; 1879, s. 23-32; 1882, s. 26; Janusz В., 1918, s. 129, 130, 227-237, 248, 249). Менее крупные исследования тех же лет принадлежат И. Коперницкому, В. Пшибиславскому, А. Шнайдеру, В. Деметрикевичу и другим (ZWAK, 1878, s. 19-72; 1879, с. 70, 73; Janusz В., 1918, s. 94, 248, 249).

В 1895-1898 гг. Е. Н. Мельник раскопала около 250 насыпей, расположенных в 23 могильниках, - Ворохов, Вишков, Горка Полонка, Городище, Крупа, Лыща, Луцк, Поддубцы, Ставок, Теремно, Усичи, Басов Кут, Белев, Вычевка, Колоденка, Корнино, Новоселки, Пересопница, Старый Жуков (Мельник Е. Я., 1901, с. 479-510). Работы Е. Н. Мельник охватили значительные пространства Волыни и были выполнены на высоком уровне. Поэтому они остаются важнейшими в изучении волынян. В 1897-1900 гг. волынские курганы исследовал Ф. Р. Штейнгель, раскопавший более 40 насыпей в девяти могильниках (Белев, Великий Стыдынь, Городец, Грабов, Корост, Карпиловка, Рогачев, Стыдынка, Теклевка) в современной Ровенской обл. (Штейнгелъ Ф. Р., 1904, с. 136-182). К 90-м годам относятся также раскопки В. Б. Антоновича, Г. Волянского, М. Ф. Беляшевского и И. Житинского в Велико, Вербени, Красне, Устилуге (Антонович В. Б., 1901а, с. 66, 72; 19016, с. 134-140).

Первая попытка выделить особенности курганов волынян принадлежит В. Б. Антоновичу (Антонович В. Б., 1901а, с. 38). Она оказалась неудачной, хотя применяемые исследователем термины «курганы волынского типа» и «курганы древлянского типа» укоренились в археологической литературе. К курганам волынян В. Б. Антонович отнес все славянские погребальные насыпи, расположенные западнее Горыни. Таким обрааом, в основе его классификации лежит географический признак. По характеристике В. Б. Антоновича, волынянские курганы - небольшие насыпи с трупоположениями или на горизонте или в грунтовых ямах, или выше основания, иногда в прямоугольных срубах. Однако эти признаки не могут быть племенными, так как характерны и для курганов других восточнославянских племен.

К началу XX в. курганы на Волыни в большинстве оказались уже распаханными или раскопанными, поэтому их исследования первой половины XX в. менее значительны. В 1909 и 1912 гг. раскопки кур-

ганов (Зеленый Гай и Палашенка) производил К. Гадачек (Janusz В., 1918,3.100, 101, 272-274). В 20-30-х годах их исследованиями занимались И. Савицкая (Карпиловка), Н. Островский (Листвин), Т. Сулимирский (Зеленый Гай) и другие (Sawicka /., 1928, s. 205, 247, 287; Sulimirski Т., 1937, а. 226). Более значительные раскопки (Берестяно, Городок, Перевалы, Поддубцы, Устье) принадлежат польскому археологу Я. Фицке }

gastroguru © 2017