Чем западные немцы отличаются от восточных. Жители бывшей гдр: ссср нас бросил, а западные немцы ограбили и превратили в колонию

Берлинская стена

Берлинская стена пала более двадцати лет назад. Этого времени было достаточно для того, чтобы выросло целое поколение, не знавшее, что такое жизнь в разделенной Германии. Но вот достаточно ли было этого времени, чтобы исчезла видимая разница между Восточной и Западной Германией? Достаточно ли было его, чтобы перестали различаться восточные и западные немцы?

Чтобы дать ответы на эти вопросы, в сущности, не обязательно проделывать путешествие из, скажем, например, в (хотя, такое путешествие абсолютно точно дало бы ответы на эти вопросы), достаточно переместиться с запада Берлина в его восточную часть.

При подобном перемещении можно заметить, что буржуазно-сонная умиротворенная консьюмеристская скучноватая обстановка западного сменилась вдруг фриковатым креативом, декадансом и кипучей бодростью восточного. Изменились улицы. Они стали грязнее, но интереснее, появились злачные закоулки, большое количество увеселительных заведений типа баров и клубов. Народ в Восточном Берлине выглядит иначе. Здесь полно богемы, панков и просто городских фриков. Подобные изменения вполне могут вызвать негатив у некоторых особо ханжески настроенных людей, но факт остается фактом — практически вся туристическая жизнь (кроме, пожалуй, шоппинга, за которым народ отправляется в окрестности Kurfürstendamm) сосредоточена именно в Восточном Берлине. Более того, именно из бывшей столицы ГДР происходят все главные символы современного Берлина, ассоциирующиеся с этим городом. А именно, телевизионная башня, Alexanderplatz, Weltzeituhr и Unter den Linden, с ее местами весьма социалистическим обликом. В сущности, можно сказать, что Западный Берлин времен разделенной Германии не дал современному облику столицы практически ничего.

Впрочем, по одному Берлину не стоит делать заключение, что разница между двумя частями объединенной Германии все еще остается весьма ощутимой. Есть и другие города. И сколько бы лет ни прошло, разница между западом и востоком чувствуется как и прежде. На востоке все еще много иногда радующей, но чаще гнетущей социалистической архитектуры, дома и улицы часто неухожены, да и машины на улицах попроще. Здесь часто возникает какое-то пыльное серое железобетонное ощущение, какое можно пережить на окраинах больших российских городов.Но одно можно сказать определенно: восточные города разнообразнее, контрастнее, ииндивидуальнее, если хотите. Я не хочу сказать, что города западные лишены индивидуальности, но в плане атмосферы и духа города бывшего ГДР дадут им большую фору.

Отличаются в двух частях единой Германии не только города, но и люди. Восточные и западные немцы относятся, конечно, к одному этносу и живут уже более двадцати лет в одной стране, но социокультурные различия между ними все еще велики.

В своей массе бывшие граждане ГДР производят, пожалуй, более гнетущее впечатление. У них часто напряженно-недовольное выражение лица и настороженный взгляд, будто они все время ожидают от окружающих подвоха. В них нет того лоска и ненавязчивого самодовольства, которое можно увидеть в их западных собратьях. Часто они хуже образованы и в большей степени склонны к вредным привычкам. Но при личном общении вдруг оказывается, что восточные немцы более затейливые, у них больше интересов и необычных увлечений.

Это, конечно, личное наблюдение автора, сделанное, возможно, на нерепрезентативной выборке. Тогда интерсно узнать, что обо всем этом думают сами немцы. Практически все осси (восточные немцы), с которыми мне довелось на эту тему беседовать, сказали, что общаться им всегда комфортнее с другими осси, чем с весси (соответственно, западными немцами). По их словам, жители, населяющие бывшую ГДР, проще и душевнее, чем сориентрированные, главным образом, на потребление жители Западной Германии. Весси, в свою очередь, тоже признают наличие недопонимания и обвиняют своих восточных собратьев в предвзятом отношении и навешивании ярлыков. Мол, западный – значит, бездуховный консьюмерист.

Иногда непонимание выходит и на бытовой уровень. Так, одну мою знакомую весси, которая приехала учиться в университет Дрездена, другие студенты (из местных осси) спросили, зачем она учится, ведь в Западной Германии женщины все равно не работают.

Это странное предубеждение, существующее и в наши дни, происходит из времен ГДР, где декретный отпуск составлял полгода, после чего ребенок могбыть устроен в ясли. В ФРГ же места в детском саду давались детям только с трехлетнего возраста, потому женщина после рождения ребенка, как правило, долгое время не работала.

Кстати сказать, представления о том, что все восточные немцы проклинают свое гэдээровское прошлое и в восторге от единой Германии, не соответствует действительности. Многие представители старшего поколениясчитают, что в ГДР было больше порядка и справедливости. Некоторые молодые, для которых актуальны вопросы трудоустройства, убеждены, что ГДР давала в этом отношении гораздо больше гарантий. Падение стены стало для немцев не только моментом долгожданного объединения нации и восстановления целостности территории, но и определенным водоразделом. Так, описывая свою жизнь до и после падения стены, немцы среднего и старшего поколений говорят vor der Wende и nach der Wende (т.е. до и после поворота). Что же касается восточных немцев, то в их речи можно встретить выражение zu den Ostzeiten (в восточные времена). Кроме того, среди осси распространено такое понятное лишь им самим чувство как Ostalgie (Ost+Nostalgie) — тоска по гэдээровским временам и всему, что с ними связано: от дизайна интерьеров и футболок с олимпийским мишкой до фильмов про индейцев студии DEFA.

У весси, в свою очередь, имеются к бывшей ГДР претензии экономического характера. Богатые западные земли вынуждены финансовоподдерживать бедные восточные, включая, кстати, arm-aber-sexy Берлин, считающийся городом-банкротом.

Интересно, что в менее свободной и раскрепощенной ГДР в людях развилась некая креативность и затейливость, которая передалась следующему поколению и даже увеличилась в нем. Возможно, здесь сыграло роль отсутствие пресыщенности материальными благами в сочетании с протестом против режима ГДР. Может быть, произошедшее в 1989 году потрясение, которое переживают жители любой страны при смене режима, стало стимулом для скрытого творческого потенциала осси. Ну, а вероятнее всего и то, и то. Западные немцы не знали всего этого, и их творческий потенциал остался, в значительной степени, интактным.

В общем, различия между западом и востоком в Германии все еще сохраняются, как и взаимные претензии. По всей вероятности, в следующие двадцать лет различия уйдут, а вместе с ними и все разногласия. Наверно, это будет хорошо для процветания страны. А все-таки жалко, ведь вместе с этим Германия потряет часть своей самобытности.

Нерушимая дружба с Советским Союзом была догмой официальной государственной идеологии в ГДР. Но многие восточные немцы дружили без принуждения и сохранили симпатии к России до сих пор

Нерушимая дружба с Советским Союзом была одной из догм официальной государственной идеологии в ГДР. Многие восточные немцы, однако, дружили безо всякого принуждения и сохранили симпатии к России до сих пор.

До начала горбачевской перестройки ГДР была, пожалуй, самым верным вассалом Советского Союза. «Курица не птица, ГДР - не заграница», - шутили тогда. Дружба с «большим братом» была возведена в восточной Германии в ранг официальной государственной идеологии. В школах в обязательном порядке учили русский язык, историю КПСС и СССР, едва ли не у каждого немецкого города был советский побратим, отмечались в ГДР и советские праздники.

Дружба не по принуждению

Тесными были экономические связи двух стран. Около трети внешнеторгового оборота ГДР приходилось на Советский Союз. По словам председателя правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэля Хармса (Michael Harms), почти у каждого завода были производственные или научные связи с советскими организациями и предприятиями, что предполагало и личные контакты.

Кроме того, на территории ГДР была дислоцирована мощная группа сначала советских, а позднее российских войск, и жители ГДР имели порой весьма плотные контакты с военнослужащими, прежде всего - с офицерским составом.

Сплошь и рядом заключались смешанные браки. Как подчеркивает Михаэль Хармс, чаще всего - между восточными немцами и россиянками. Сам он, кстати, тоже один из тех восточных немцев, кто «пал жертвой» российского женского обаяния, а накопленные им еще в гедеэровские времена знания русского языка и опыт межкультурного общения послужили хорошей площадкой для карьерного старта уже в объединенной Германии. Да и в Москве сейчас он чувствует себя, как рыба в воде.

«Восточные немцы, особенно те, которые получили среднее образование в ГДР, как правило, знают русский язык, - объясняет собеседник Deutsche Welle. - Они лучше знают историю Советского Союза и России и в целом с большей симпатией относятся к России».

Такую точку зрения разделяет и бывший гедеэровский дипломат Вольфганг Грабовски (Wolfgang Grabowski). «Люди на востоке Германии сохранили доброе отношение к русским и по-прежнему называют их друзьями, - рассказывает Грабовски. - Именно так было принято именовать жителей СССР в Обществе германо-советской дружбы».

Надо отметить, что для граждан ГДР членство в этой организации было «добровольно-принудительным». Но разве можно дружить по указанию сверху?

«Безусловно, не все 6,5 млн членов общества были искренними друзьями Советского Союза, - признает Грабовски. - Вступать в эту организацию было принято, вступали коллективно, всей бригадой. Но не только».

Вольфганг Грабовски рассказал об итогах опроса, который он много лет назад провел среди 13 тысяч молодых членов этого общества, причем, опроса анонимного. 81% респондентов заявили, что дружеские чувства по отношению к Советскому Союзу они испытывают совершенно искренние, что это - их глубокое внутреннее убеждение.

По ту сторону политики

Впрочем, и в Западной Германии всегда было немало людей, искренне симпатизирующих России, прежде всего благодаря знакомству с русской культурой. «В первую очередь людей привлекала и привлекает богатейшая российская культура - Достоевский, Толстой, великие русские художники, в частности, Кандинский, которого здесь считают непревзойденным», - рассказал в интервью Deutsche Welle управляющий делами Германо-российского форума, выходец из западной Германии Мартин Хоффман (Martin Hoffmann).

На востоке Германии большой популярностью пользовался ансамбль песни и пляски имени Александрова. К тому же кое-какие обычаи и традиции, переданные «большими братьями» «младшим», сохранились там по сей день. Например - ходить за грибами, вспоминает Вольфганг Грабовски. А еще гостеприимство.

«На востоке Германии, - говорит Грабовски, - прижилась и пришлась по душе такая форма гостеприимства, с которой восточные немцы познакомились во время поездок в СССР или в ходе общения с советскими военнослужащими". Примечательно, добавил он, что такую традицию хранят не только лично познавшие российское хлебосольство, но и их дети.

В конфликте с системой

Другое дело - те восточные немцы, которые были критично настроены к социализму, находились в оппозиции к системе, существовавшей в ГДР. «Они, разумеется, понимали, что эта система была привнесена в Германию Советским Союзом, - объясняет глава Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. - Поэтому они не любили Советский Союз, и эта нелюбовь влияет и на отношение к сегодняшней России".

Возможно, именно этим объясняется более прохладное отношение к России сегодняшнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel), чем было у ее предшественника Герхарда Шредера (Gerhard Schröder). Она - восточная немка из числа тех, кто был критически настроен к режиму в ГДР.

Почему иммигранты предпочитают западные земли / Особые восточногерманские ценности? / Ритуал знакомства как символ происхождения.

Многие из тех, кто собирается переселиться в Германию, например, в качестве поздних переселенцев или еврейских иммигрантов, не хотели бы попасть в восточные земли Германии, то есть на территорию бывшей ГДР. Говорят, там к иностранцам отношение хуже, чем на западе страны, да и уровень жизни несколько ниже. А знают ли потенциальные переселенцы и иммигранты о том, что до сих пор между многими восточными и западными немцами существует невидимая стена отчуждения? Их различает не только уровень и образ жизни, но и менталитет. Так что переселенец из Восточной Европы может как раз на западе почувствовать себя не в своей тарелке, оказаться изолированным и одиноким.

Где девушки красивее?

Восточногерманская дача

"Знатокам давно известно, что девушки на востоке красивее, а мужчины лучше целуются. Что здешний народ быстрее соображает, да и вообще здесь все лучше, чем на западе", - пел популярный восточногерманский певец Кай Ниман (Kai Niemann). Разумеется, песня не пользуется популярностью на западе ФРГ, в то время как радиостанции на востоке Германии ее часто крутят. Но является ли этот факт проявлением восточногерманского самосознания? Или, скорее, это попытка убедить самих себя в наличии каких-то особых восточногерманских ценностей?

Если не принимать в расчет чувство собственного превосходства, которое довольно явно читается между строк этой песни, текст ее полон расхожих предрассудков о так называемых "осси" и "весси", на которых по-прежнему делятся жители объединенной Германии. "Осси", то есть жители бывшей ГДР, ленивы, боятся трудностей, они слишком эмоциональны и привыкли жить по команде. Такими видят их "весси", то есть западные немцы. В то же время на востоке Германии считается, что жители запада ФРГ не умеют показывать свои чувства, высокомерны, склонны к преувеличениям, что интересуют их исключительно деньги.

Стоит ли в такой ситуации удивляться тем недоразумениям, которые постоянно возникают между восточными и западными немцами? Вот лишь некоторые примеры:

Консультант из Западной Германии воспринимается надменным, высокомерным, если он не готов обсуждать на работе проблемы личной жизни.

Участница семинара из Восточной Германии удивляется, что ее западные коллеги, критикуя семинар, высказывают одни и те же упреки, вместо того, чтобы ограничиться еще не упомянутыми и важными для всех моментами.

Инженер из Восточной Германии, который хочет получить работу на западной фирме, практически ничего не говорит о своих способностях. И лишь в самом конце разговора с потенциальным работодателем выясняется, что он детально разбирается в важных компьютерных программах.

Сотрудницы с востока Германии часто бывают не уверены, касается ли критика со стороны западного шефа их работы или она направлена против них лично.

Молодая женщина из Западной Германии чувствует себя неуютно, поскольку восточный коллега постоянно касается ее руки при разговоре.

Все вместе друг против друга

Обложка книги

Например, существуют различные ритуалы знакомства. На западе принято сначала указать собеседнику на свой статус, поскольку это важнейший критерий, на основании которого вообще принимается решение, стоит ли продолжать разговор. На востоке знакомство начинается на личном уровне. Исходная информация о себе не содержит данных о социальном статусе. Сначала идет выяснение личной совместимости, после чего собеседники переходят к вопросам статуса. Это означает, что и восточная, и западная культура коммуникации придают большое значение обоим аспектам, но в разной последовательности. Сближение, дистанция, конфликт присутствуют в обоих случаях, но по-разному.

Олаф Георг Кляйн родился в Восточном Берлине в 1955 году, учился на факультетах евангелической теологии, психологии и на философском. Сегодня он - автор многочисленных публикаций и психолог-консультант. После объединения Германии тема взаимоотношений востока и запада играет в его консалтинговой деятельности все более важную роль.

Различия культурных наследий

В свое время Олаф Кляйн провел 6 месяцев в США, где ему бросились в глаза необычные отношения между американцами и англичанами. Различия культурных наследий являются источником недоразумений и взаимной неприязни, несмотря на то, что обе нации говорят на одном языке. Подобный феномен наблюдается сегодня между востоком и западом ФРГ.

"Как восточный немец я замечаю в общении с западными немцами постоянное присутствие конкурентной борьбы под девизом: "Все вместе друг против друга!" Люди постоянно начеку, постоянно ждут какого-то подвоха", отмечает он.

Переговоры, флирт, дискуссия или частный разговор... Когда "осси" вступают в контакт с "весси", у обоих нередко остается неприятный осадок от этого общения. Ощущение, будто что-то не так. Распространено убеждение, что общий язык подразумевает единые правила коммуникации. Но так ли это?

"Всем известно, восток это - восход, а запад - закат. С востока ветер свежее, чем с запада. Даже Мартин Лютер был "осси"! И вообще, на востоке все лучше, чем на западе", - вот как пел Кай Ниман.

На востоке и на западе время идет по-разному

Кляйн убежден: разница уровней доходов между востоком и западом Германии играет, скорее, второстепенную роль. Причина недоразумений в разной культуре общения. Поэтому для успешной коммуникации необходимо учитывать эти различия. И решающую роль играет не содержание, а формы коммуникации. Кроме того, нельзя забывать о мимике и жестах, сопровождающих слова.

Как долго следует смотреть в глаза собеседнику? Можно ли спонтанно коснуться его руки? В каком темпе следует вести беседу? "Для "весси"типично то, что они сразу берут быка за рога. Я не хочу сказать, что мы, восточные немцы, медленнее соображаем. Мы просто подходим ко всему спокойнее, взвешиваем каждое слово. Это, наверное, осталось еще со старых времен, когда нужно было все время держать ухо востро и думать о том, кто тебя слушает и кому доложит о том, что ты говорил",- отмечает психолог.

Восточные и западные немцы по-разному подходят к таким важным аспектам как дружба или время. Эти различия сложились под влиянием исторических факторов. После окончания Второй мировой войны развитие западной части сегодняшней ФРГ было ориентировано на Америку, в то время как культура общения на востоке Германии складывалась под влиянием восточно-европейских традиций.

Преимущества и недостатки

Но торопиться с выводами здесь не стоит, подчеркивает Олаф Георг Кляйн: "Преимущества и недостатки есть в каждой из этих культур. Поэтому совершенно бессмысленно было бы утверждать, что одна из них лучше, а другая хуже. К примеру, восточноевропейская культура коммуникации высоко ценит компромисс, в то время как западная культура склонна принимать решения, выгодные большинству. Поэтому в случае разногласий на востоке долгое время пытаются найти устраивающий всех компромисс, в то время как на западе дискуссия прекращается, как только становится ясно, что найдено решение, устраивающее большинство".

По мнению писателя, восточная культура общения избегает открытых конфликтов. То есть дискуссия долгое время ограничивается спектром вопросов, по которым у сторон нет серьезных разногласий. Затем осуществляется переход к конфликту, формулируется его суть, после чего дискуссия снова возвращается к достигнутому ранее консенсусу.

Такое обсуждение, при котором постоянно подчеркиваются общие взгляды на проблему, не приводит к эскалации конфликта. Западная культура коммуникации склонна провоцировать конфликт как путь к выяснению различных точек зрения. Подобное различие взглядов часто приводит обе стороны к взаимному раздражению и упрекам в непрофессионализме.

Понимание всех этих различий необходимо для успешного диалога между востоком и западом. Необходимо чутко прислушивается к реакции собеседника, контролировать не только слова, но мимику и жесты.

"Ты - другой, и это превосходно!", - пишет Олаф Георг Кляйн в своей книге и считает, что нужно стремиться не изменять друг друга, а учитывать различия в культурах общения.

Контекст

Где ты, единство?

"Народ - это мы!" С этим лозунгом сотни тысяч немцев осенью 1989 года выходили на демонстрации против коммунистического режима в ГДР. Но довольно быстро лозунг изменился и стал звучать: "Мы - один народ".

МОСКВА, 4 дек — РИА Новости, Анна Михайлова. С падением Берлинской стены и объединением Восточной и Западной Германии казалось, что история ГДР закончилась. Однако даже спустя почти 30 лет жители бывшей Германской Демократической Республики ностальгируют по стране, которой больше нет. Они покупают в интернете товары тех лет, смотрят тематические передачи по телевидению и даже устраивают вечеринки в стиле ГДР. У этого явления есть официальный термин — "остальгия" (от немецкого Ost — восток).

Феномен тоски восточных немцев по прошлому стал предметом исследований. Корреспондент РИА Новости пообщалась с авторами таких книг, а также с восточными немцами и узнала, чего не хватает жителям бывшей ГДР в современной Германии.

Жили — не тужили

Воссоединение Германии после окончания холодной войны принято подавать как историю успеха. В первую очередь потому, что оно было бескровным. Несмотря на то что смена власти в 1989-1990 годах прошла мирно, для восточных немцев это означало глубокие потрясения и потери. С надеждами на лучшую жизнь на них обрушились безработица, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие внятного представительства в политической и общественной жизни страны и общее состояние потерянности, — рассказывает Томас Гроссбёльтинг, составитель-редактор книги "ГДР: миролюбивое государство, читающая страна, спортивная нация?".

"К новой жизни в объединенной Германии восточным жителям пришлось приспосабливаться, переучиваться. Нужно было страховать свою жизнь по-другому, иначе вести себя на рабочем месте, система образования стала другой. Людям не хватало социальной близости, отсутствовал привычный путь, по которому граждане ГДР шли с детства", — говорит эксперт.

Как западный немец, выросший в Вестфалии, Гроссбёльтинг долгое время воспринимал ГДР как совершенно чуждое образование. Для его поколения жизнь восточных немцев была источником домыслов и мифов, опровержение которым он и пытался найти, работая над книгой.

"Меня интересовали такие вопросы, как: было ли больше социальных гарантий у ГДР, была ли эмансипация женщин более прогрессивной, чем в ФРГ, почему спортсмены и спортсменки ГДР были такими успешными? Все эти вещи в 90-е годы были предметом дискуссий и споров, затрагивающих вопрос идентичности. Западногерманский взгляд был таков, что граждане ГДР были "освобождены", поэтому должны быть благодарны за это. Но параллельно возникла вот эта волна остальгии, когда жители той части Германии находили определенные качества и моменты в истории ГДР, которые они хотели бы отстоять и сохранить", — объясняет Гроссбёльтинг.

"Я — не немец, я — восточный немец"

Автор книги "Опыт восточных немцев после объединения Германии" Томас Абэ на книжной ярмарке Non/fiction

"Период трансформации был достаточно жесткий и болезненный. Каждый второй работник (то есть 50% трудоспособного населения) потерял свою работу. При этом восточные немцы не были никак представлены в обществе, ими управляла западногерманская элита. В бизнесе, экономике, политических ассоциациях, профсоюзах, университетах, науке, органах управлениях это были в основном западные немцы. У осси не было своего голоса", — говорит Абэ.

© Фото предоставлено Фондом Фридриха Науманна


© Фото предоставлено Фондом Фридриха Науманна

Спад эйфории от изобилия "западных" товаров и продуктов у восточных немцев начался довольно быстро, уже через два года после объединения страны. И в той или иной степени продолжается до сих пор, считает Абэ.

"В марте 1990-го был проведен опрос общественного мнения. Людей спросили: "Вы ощущаете себя немцами, восточными немцами или гражданами ГДР?" Две трети опрошенных тогда сказали: "Я — немец". Тот же вопрос мы задали восточным немцам в декабре 1992 года, то есть спустя два года после объединения. Результаты получились обратными. Две трети опрошенных ответили: "Я — восточный немец" и только одна треть: "Я — немец", — объясняет Томас Абэ.

"Моя ГДР — великолепная страна!"

Еще один выходец с "востока" — Михаэль Майен, специалист по теории коммуникации, профессор Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана, добавляет, что осси испытывают ностальгию по временам, "когда никто не подвергал сомнениям их личные жизненные достижения". По его словам, одним из ключевых элементов остальгии стало пренебрежительное отношение западных немцев к тем, кто жил в ГДР, отчего последние ощущают потерю идентичности.

"У людей отняли возможность вспоминать собственное прошлое и позитивно или, по крайней мере, избирательно оценивать часть их жизни, проведенную в ГДР. Потому что "единая" немецкая общественность, СМИ, школа, музеи — все оценивают ГДР только как господство диктатуры. И поэтому практически каждому бывшему гэдээровцу приходится объяснять другим, чем он в те времена занимался — и почему. А западным немцам этого делать не нужно", — уверен Майен.

Это ощущение играет для многих восточных немцев важную роль. Среди прочего, родители не могут помочь своим взрослым детям сделать карьеру, что было возможно в бывшей Восточной Германии, считает Майен. Среди других утраченных ценностей ученый отмечает "социальные гарантии, отношения на работе, социальную справедливость и ощущение, что в центре внимания политиков находятся в первую очередь люди".

"Потеря статуса и необходимость оправдываться за свое прошлое сближает восточных немцев", — подтверждает Томас Абэ.

"Та стилистика, которая превалирует в современной Германии в отношении восточных немцев и ГДР, — несправедливая и односторонняя. Ученые говорят: в ГДР была диктатура. Но обычные восточные немцы мыслят другими категориями. Они говорят: "Я не могу представить, что было так плохо в то время. Моя ГДР была великолепная страна!" То же самое со Штази. Когда в Германии стали много писать о репрессиях этой правоохранительной системы, простые осси не хотели в это верить", — подчеркивает эксперт.

Примечательно, что вопрос идентификации остается актуальным и для молодого поколения восточных немцев, которые не застали ГДР. Согласно опросам последним лет, около 40% детей осси считают, что родина их родителей была более демократичным и справедливым государством, чем нынешняя Германия.

Даже спустя 22 года после объединения Германии между восточной и западной частями единой страны по-прежнему существуют значительные различия. "Осси" (как здесь называют население бывшей ГДР) и "весси" (жители западной части) во многом воспринимают друга друга как чужаков и слагают друг про друга небылицы. Правда, есть тема, которая их объединяет.

К годовщине германского единства, отмечаемого 3 октября, немецкий таблоид Bild привел результаты опроса. Поразительно, но выросшие в Восточной Германии чаще всего более открыты для Запада, нежели западные немцы для Востока, начинают свою статью журналисты из "Бильда". В опросе, который проводился с 28 сентября по 1 октября 2012 года, принимали участие 1005 граждан Восточной и Западной Германии.

Каждый пятый житель Западной Германии (21 процент) никогда не был на территории Восточной Германии. Из жителей Восточной Германии никогда не были на Западе всего 9 процентов. 67 процентов западных немцев могли бы сочетаться браком с выходцами из бывшей ГДР. Против — 17 процентов. Среди опрошенных восточных немцев 78 процентов могли заключить подобные браки, 11 процентов ответили отказом. Три четверти всех немцев (74 процента) видят причину в "различии менталитета" между населением старых и новых (т.е. бывшей ГДР) федеральных земель, выделяя при этом определенные качества, присущие "осси" и "весси".

36 процентов всех опрошенных типично западногерманским качеством считают "ориентированность на деньги", в качестве типичного свойства натуры восточных немцев — 17 процентов. "Бесцеремонность", судя по опросу, более свойственна западным немцам, по крайней мере так полагают 23 процента респондентов и только 17 процентов назвали такое поведение типичным для жителей восточных областей.

Зато вечно брюзжащими и "недовольными" чаще всего (37 процентов всех опрошенных) называют восточных немцев. И только 17 процентов уверены, что эта черта характера присуща их западным соседям. Чего уж тут говорить! "Зависимость от начальства", как считают 29 процентов опрошенных, свойственно скорее жителям бывшей ГДР, нежели немцам западных земель (12 процентов). И далее, в полном соответствии с клише: "зависть" — это непременное качество "осси". В этом уверены 30 процентов опрошенных, и только 13 процентов думают, что им обладают и западные немцы.

Что касается проблем современной политики, то в данном вопросе между восточными и западными немцами, похоже, практически нет разногласий. 64 процента респондентов, как на Востоке, так и на Западе, безразлично относятся к федеральному президенту Иоахиму Гауку (Joachim Gauck) и канцлеру Ангеле Меркель (Angela Merkel). Напомним, что оба, достигших высших государственных постов политиков, являются выходцами из Восточной Германии. Почти треть опрошенных "осси" (36 процентов) и почти столько же "весси" (37 процент) полагают, что служба безопасности экс-ГДР "Штази" (Stasi) "все еще продолжает оказывать влияние на общество". Противоположной точки зрения придерживается тоже почти равное количество опрошенных восточных и западных немцев. Точные данные на этот счет "Бильд" по какой-то причине не привел.

В первом же комментарии один из блоггеров риторически вопрошает: "Как насчет разницы в менталитете между жителями Шлезвиг-Гольштейна и Баварией?" Ирония вполне уместная, поскольку между лежащей на юге Баварией и северными землями Шлезвиг-Гольштейна тоже есть разница. У баварцев даже свой особый диалект немецкого языка — Bairisch, который наиболее далек от литературного немецкого языка (так называемый Standarddeutsch или Hochdeutsch). Есть и другие отличия в образе жизни, нелюбовь к "военизированным" пруссакам (Пруссия исконно поставляла мужчин в офицерский корпус Германии) и т. д. Представляется однако, что разница по принципу "север-юг" — в силу исторических причин — менее разительная, нежели между западом и востоком страны. Это в соседней Италии разительный контраст между промышленным Севером и аграрным Югом, а в Германии разделение произошло по другому географическому параметру.

"Подобной ерунды никогда не слышала, — возмущается анонимная блоггерша. — Каждый "весси" хочет знать все о восточных немцах, однако не имеет о них ни малейшего понятия". Еще один посетитель под ником Siegfried Bauer комментирует: "Большой международный путеводитель настойчиво предостерегает от посещения ГДР. Этим уже все, собственно говоря, и сказано".

Мимо советского гарнизона проходили многолюдные демонстрации и, идущие со свечами в руках люди, скандировали: "Горби! Горби!" Любовь к советскому лидеру, чуть позже за здорово живешь "подарившего" своих проверенных союзников своим новым западным друзьям, сменилась вскоре другим настроением. Осенью 1989 года в Дрездене, Берлине и Лейпциге впервые раздался, навеянный советской "перестройкой" лозунг Wir sind ein Volk ("Мы — народ"), из которого быстро родился Wir sind das Volk ("Мы — один народ"). Обе части Германии устремились к объединению. У каждой стороны находились свои резоны."Ориентированность на деньги", упомянутая в последнем опросе, действительно оказалась действенным стимулом для "весси". На территории бывшей ГДР они быстренько сварганили "Управление по опеке" — Treuhand, моментально превратившееся в крупнейшего в мире предпринимателя, контролирующего более девяти тысяч бывших государственных предприятий, примерно два миллиона гектаров земельных и двух миллионов гектаров лесных угодий.

Национальное или, как тогда говорили "народное", достояние на глазах уходило по бросовым рыночным ценам, превращая "осси" в немцев второго сорта. Восточные немцы не меньше алчных своих собратьев стремились к воссоединению двух половинок Германии. Автор этих строк, проживая в Германской Демократической Республике, с интересом расспрашивал побывавших в Западной Германии восточных немцев: "Скажите одним словом, что вас больше всего поразило за границей?"

gastroguru © 2017