Письмо разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным ь

На этом уроке мы узнаем, почему мягкий знак называют разделительным и как пишутся слова с разделительным мягким знаком . Выполним множество интересных заданий .

Слитное и раздельное произношение согласного и гласного

Нам уже известно, что мягкий знак - это показатель мягкости согласного звука. Кроме того, мягкий знак может быть разделительным .

Рис. 1. Мягкий знак ()

Чтобы понять лучше, рассмотрим пример. Прочитаем слова. Коля - колья .

Как звучит последний согласный звук в первом слове?

Коля - звук [л"] звучит мягко. Его мягкость обозначена буквой Я. Как произносится согласный и следующий за ним гласный?

ЛЯ - слитно. Коля .

Коля несёт колья. Колья - это заострённые палки.

Слитно или раздельно произносится согласный со следующим гласным?

Колья - [кол"йа] - раздельно. Раздельное произношение согласного и гласного на письме показано с помощью мягкого знака.

Где пишется разделительный мягкий знак

Прочитаем слова и понаблюдаем, слитно или раздельно произносятся согласный и гласный?

Семя - семья

перо - Пьеро

солю - солью

суди - судьи

полёт - польёт

Вывод: разделительный Ь знак показывает, что согласный и гласный нужно произносить раздельно.

Рис. 2. Разделительный мягкий знак ()

Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Рис. 3. Разделительный мягкий знак ()

Итак, мы узнали, что разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Пишется он после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Транскрипция слов с разделительным мягким знаком

Вспомним, что происходит с буквами Е, Ё, Ю, Я, И, когда они стоят после Ь знака.

Рис. 4. Разделительный мягкий знак ()

Выполним транскрипцию слов. Посчитаем количество букв и звуков.

Муравьи, пью.

В слове муравьи показываем мягкость согласного звука [в"], мягкий знак в транскрипции не пишется, буква И - при произношении дала звук [и]. [мурав"и] - 7 букв, 6 звуков. В слове пью показываем мягкость согласного [п"], буква Ю в транскрипции обознается как [й"у]. [п"й"у] - 3 буквы, 3 звука.

Делаем вывод: Е, Ё, Ю, Я, И после разделительного мягкого знака дают 2 звука.

Рис. 5. Разделительный мягкий знак ()

Задания для закрепления

Закрепим полученные знания.

Распределим слова в два столбика: в первый, где Ь - показатель мягкости согласного, во второй - разделительный.

Словарь, питьё, деньки, лось, пень, шью, Ольга, вьюга, братья, семья.

Проверим, что получилось.

В первый столбик попали слова: словарь, деньки, лось, пень, Ольга.

Во второй столбик попали слова: питьё, шью, вьюга, братья, семья.

Допишем предложения, используя слова с разделительным мягким знаком.

Сова охотится ……

Орёл взмахнул ……

Художник рисует ……

Тело птицы покрыто ……

Охотник зарядил ……

Проверим, что получилось.

Сова охотится ночью.

Орёл взмахнул крыльями.

Художник рисует кистью.

Тело птицы покрыто перьями.

Охотник зарядил ружьё.

Изменим сочетания слов по образцу:

Шубка зайца - заячья шубка

Пасть волка -

Гнездо вороны -

Берлога медведя -

Рога коровы -

Шерсть овцы -

Проверим.

Волчья пасть, воронье гнездо, медвежья берлога, коровьи рога, овечья шерсть.

Образуем от имён фамилии с разделительным мягким знаком.

Григорий, Юрий, Василий, Игнат, Афанасий.

Проверим.

Григорьев, Юрьев, Васильев, Игнатьев, Афанасьев.

Вставим, где необходимо Ь знак. Определим, какую роль он играет.

Дар...я, земл...я, счаст...е, вороб...и, плат…е, друз…..я, реб...та, стул...я, руч….и, шить...е, песн…я, раздол...е, семь...я, нян...я, весел...е.

Проверим.

В словах земля, ребята, песня, няня мягкий знак не нужен, потому что согласный и гласный произносятся слитно.

В словах Дарья, счастье, воробьи, платье, друзья, стулья, ручьи, шитьё, раздолье, семья, веселье вставили разделительный мягкий знак, потому что согласный и гласный произносятся раздельно.

На этом уроке мы узнали, что мягких знак выполняет ещё одну роль - он показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Именно поэтому, буква получила своё название разделительный мягкий знак .

На следующем уроке мы узнаем, что такое части речи, что изучает наука морфология. Научимся правильно ставить вопросы к словам для определения частей речи.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ( .
  2. Открытый класс ().
  3. Nsportal.ru ().
  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 198, 199 С. 131.
  2. Запиши слова, обозначающие предметы во множественном числе: стул, кол, друг, дерево, колос, перо, крыло.
  3. * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о разделительном мягком знаке.

Класс: 2

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Уточнить представление второклассников о разных ролях мягкого знака в русском языке.
  • Учить детей различать мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме и разделительный мягкий знак.
  • Развивать фонематический слух учащихся, упражнять их в выполнении фонетического разбора слов.
  • Развивать орфографическую зоркость, вырабатывать навык грамотного письма.
  • Расширять активный словарный запас учащихся.
  • Развивать связную речь учащихся, память, логическое мышление.
  • Вырабатывать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
  • Учить детей самостоятельности, умению формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, языковое чутьё.

Оборудование:

  • (У учеников ) Учебник (Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2006.), тетрадь, 2 рабочих листа (индивидуальный и для работы в парах).
  • (У учителя ) Учебник (Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2006.), доска, экран, проектор и компьютер (для демонстрации презентации).

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок ).

Внимание, проверь, дружок, готов ли ты начать урок,

Всё ли у тебя в порядке, книжки, ручки и тетрадки?

Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.

Какие правила мы будем выполнять во время работы на уроке? (Не выкрикиваем, не перебиваем друг друга, мы слышим друг друга, учимся работать сообща. )

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (повторение изученного материал, формулирование темы урока ).

1) Орфографическая минутка (с элементами какографии). У детей на столах листки бумаги с "записями из тетрадки Кузи". <Приложение>.

Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?
Он в тетради написал: "Корондаш, портфел, пинал,
Ручьки и тетратки у меня в порядке".
Быстро Кузе помогайте да ошибки исправляйте!
В чём причина их, скажите, правила нам назовите!

(Дети объясняют правописание слов, в которых допущены ошибки. )

В каком из этих слов букв больше, чем звуков? Почему? Что вы знаете о букве мягкий знак? (Дети рассказывают. )

2) Постановка темы и задач урока.

Буква эта - актриса, которая играет разные роли. Она станет сегодня героиней нашего урока.

Мягкий знак - хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.

Демонстрация слайдов на экране. <ПРЕЗЕНТАЦИЯ>.

СЛАЙД 1. (Переключается по щелчку мыши ).

На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы в ходе урока? Какова тема нашего урока? Чему будем учиться? (Сегодня на уроке поговорим о разных ролях этой буквы в русском языке, научимся различать их в словах и правильно употреблять в письменной речи.)

3. ПОВТОРЕНИЕ. Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ.

Добавьте к данным словам (ЕЛ, МЕЛ, УГОЛКИ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши

)

Сделаем вывод, где в слове пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме. (На конце или в середине слова между согласными буквами ).

СЛАЙД 4. (схема)

Он очень вежлив, мягкий знак, не любит споров он и драк.

Чтоб никого не огорчить, он всё старается смягчить.

Всё ли правильно в этом стихотворении с точки зрения грамматики? (Ь ничего не смягчает, он обозначает мягкость согласного звука на письме. )

4. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Ь - РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ.

Добавьте к данным словам (ПОЛЮ, СОЛЮ, КОЛЯ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши ), объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?

Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи. )

Сделаем вывод, где в слове пишется разделительный мягкий знак. (В середине слова между согласной и гласной (е, ё, ю, и, я), не даёт образоваться слиянию, в этом случае между согласным и гласным звуком слышится мягкий звонкий звук [й"] ).

СЛАЙД 7. (схема)

Физк.ультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки, мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок, получается снежок.
Мы деревья побелили, крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.

5. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

1) Лексическая работа.

Кто внимательно слушал текст физкультминутки и сможет назвать нам слово, в котором надо писать мягкий знак - показатель мягкости согласных и слово с разделительным мягким знаком? Почему в этих словах надо писать мягкий знак?

Вы сейчас были лёгкими нежными снежинками. А как называется явление природы, когда ветер поднимает снег, крутит его и несёт в сторону? Назовите слова, близкие по значению (синонимы) слову метель (снежная буря, вьюга.) Объясните значение слов. В каком из них надо писать букву Ь? Какая это буква? Почему?

Подберите родственные слова к слову ВЬЮГА.

Выполните фонетический разбор слова ВЬЮГА.

- "Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится", - говорится в пословице. И действительно, каждое образное выражение имеет свою историю, которая нередко уходит в глубокую древность. Узнавая происхождение таких выражений, мы знакомимся с интересными фактами из жизни нашего народа. Кто из вас знает, что означает выражение (на доске) БИТЬ БАКЛУШИ? (Бездельничать. ) Откуда появилось такое выражение? (Оказывается, первоначально оно обозначало "раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.п., т.е. выполнять очень несложную работу". ) Составьте предложение с этим фразеологическим оборотом. (Выслушать ответы детей, выбрать лучшее.) Запишите его в тетрадях. Какое оно по цели высказывания и по интонации?

Какую роль выполняет мягкий знак в слове БИТЬ? Почему? Измените форму слова так, чтобы мягкий знак стал разделительным. Что для этого надо сделать? (Надо добавить гласную букву е, ё, ю, и или я между согласной и мягким знаком. Получаем слова БЬЮ, БЬЁМ, БЬЁШЬ. )

2) Упражнение в распознавании роли мягкого знака.

Измените форму слов (ПРУТ, СТУЛ, КОМ, КРЫЛО, ЛИСТ). Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши ), объясните, какая роль мягкого знака в этих словах. Почему? Чего больше в этих словах - звуков или букв? Почему?

Работа в парах (на рабочих листах). <Приложение>.

Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши ).

Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши ).

Разгадайте кроссворд. Впишите в клеточки буквы. Все слова пишутся с мягким знаком.

Ь 1. Снежная буря.

2. Домики для пчёл.

3. Мать, отец, дети вместе.

4. Животное, умеющее ловко лазать по деревьям.

5. Ягоды, сваренные в сиропе.

Ь
Ь
Ь
Ь

(Вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье.)

Проверьте (по щелчку мыши ). Объясните, какая роль мягкого знака в этих словах. Почему?

Физк.ультминутка.

Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз, тронет руки, тронет нос,
Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и играть.

3) Самостоятельная работа учащихся.

Упр. 185 стр. 137 учебника. С последующей фронтальной проверкой. (В каких случаях написали букву мягкий знак и почему, какой это мягкий знак?)

Упр. 186 стр. 138. С последующей фронтальной проверкой. (Прочитайте слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных и с разделительным мягким знаком. Как различить в словах эти знаки?)

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Упр. 187 стр. 139, правило стр. 139. По желанию - подготовить загадку, в отгадке которой надо писать разделительный мягкий знак.

7. ИТОГ УРОКА (Рефлексия. )

С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?

Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?

В каких случаях в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме, а когда разделительный мягкий знак?

Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

Какие задания показались трудными?

Что вы получили от этого урока?

За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?

У вас на рабочих листах есть личики-смайлики. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на смайлике ротик (улыбку, если всё на уроке понравилось и получилось, серьёзное личико, если что-то было делать трудно, грустное личико, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно.)

Вы молодцы, я благодарю вас за работу.

    Разделительный мягкий знак: вьюга, бьтся, воробьи и т.д. Разделительный твердый знак: подъезд, въезжать, объект и т.д. В русском языке Ъ - только разделительный, а вот Ь может обозначать еще и повелительное наклонение глагола (поешь), и 2 лицо единственного числа (видишь).

    Разделительный мягкий знак присутствует в таких словах:

    1. Вьюга, деревья, угольки;
    2. Огоньки, коньки, перья;
    3. Приморье, бульон, яблонька;
    4. Большой, больница, возьми;
    5. Седьмой, восьмой, скользит;
    6. Беречься, стекольщик, письмо;
    7. Почтальон, медальон, шампиньон;
    8. Семья, бриться, видишься;
    9. Отрежьте, альбатрос, альтернатива;
    10. Фельдмаршал, пьедестал, бильярд.

    Разделительный твердый знак присутствует в таких словах:

    1. Объявление, адъютант, разъезд;
    2. Объезд, объем, разъяснение;
    3. Подъезд, объяснить, подъехать;
    4. Съедобный, съежились, съел;
    5. Съемка, необъятный, подъем;
    6. Конъюнктивит, трансъевропейский, субъект;
    7. Дизъюнкция, инъекция, четырхъярусный;
    8. Сверхъестественный, отъезд, предъявить;
    9. Панъевропейский, межъярусный, контръярус;
    10. Отъявленный, разъяснил, разъединить.

    Итого: 60 таких слов.

    Примеры слов с разделительными Ь (мягким знаком): колье, поместье, бульон, медальон, крестьянин, воробьи, соловьи, вьют.

    Примеры слов с разделительными Ъ (твердым знаком): предъявить, объявить, подъезд, съезд, двухъярусный, адъютант, изъявить, предъявить, въезд, съел.

    Примеры слов с разделительными мягким знаком:

    Сосулька, деревья, компьютер, печенье, жилье, здоровье, веселье, батальон, павильон, вьет, шьет, медальон, стекольный, листья, вьюнок, вьющийся

    Примеры слов с разделительными твердым знаком:

    Подъезд, съезд, сверхъестественный, разъяренный, съесть, съябедничать, съемный, разъемный, разъем, съехаться, объявление, объявить, изъян

    При должной практике, можно быстро и безошибочно определять в каких случая необходимо писать Ь или Ъ.

    Разделительный мягкий знак может быть в корне слова: компьютер, вьюнок, подьячий, пьедестал, бурьян, каньон, бульон;

    между корнем и суффиксом слова: соловьиное пение, воробьиный хвост;

    между суффиксом и окончанием слова: лягушачья кожа, волчьего логова;

    Разделительный твердый знак, как правило, пишется после русских приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед корнем с начальными буквами е, ю, я : подъезд, съжился, предъюбилейный, отъявленный.

    Этот знак разделяет корни в сложных словах с начальными двух-, трех- четырех- при условии, что второй корень опять-таки начинается с букв е, ю, я: трехъязычный, двухъярусный, четырехъярдовый.

    В иноязычных словах с элементами аб-, ад-, ин-, интер-, кон-, контр-,суб-, транс- напишем Ъ:

    субъект, инъекция, дизъюнкция, адъюнкт, конъектура.

    Разделительный твердый знак пишется в словах перед гласными е, ю, я в случаях после приставки - съездить, разъярил, съежился, объяснить, объездной, съел. Также в сложных словах, после слоа двух - трех. Например, трехъярусный, двухъэтажный, двухъжелтковое (яйцо) и т. д.

    Написание разделительного мягкого знака отличается тем, что писать его нужно не после приставки, а может даже входить в корень. Например, ожерелье, соловьи, колье, волчьи, печенье, платье, льет, пьет, бьет и т. д.

    Мягкий знак пишется как разделительный в середине слова или как смягчающий в конце (мышь, тишь, дичь, дочь, лось, гвоздь), приведем примеры разделительного:

    веселье, статьи, клочья, сучья, ничья, тряпье.

    Теперь примеры разделительного твердого знака:

    Подъезд, разъезд, въезд, объел, объявление, изъян.

    Разделительный мягкий знак (Ь), например, в словах: пьет, рьяно, Вьетнам, вьюга, Ньютон, Нью-Йорк, пасьянс, Обь;

    разделительный твердый знак в словах (Ъ): объявление, разъединение, съехали, подъезд, конъюктура, конъюктивит, объект.

    Мягкий знак между двумя согласными. Разделяет согласные буквы

    письмо, больница, косьба, резьба.

    мягкий знак разделяет согласную и гласную буквы

    варенье, до свиданья.

    твердый знак разделяет согласную и гласную буквы

    объявление, необъятный.

    Много слов. В любом тексте найдется пара слов с мягким или твердым знаками.

    Разделительный ь мягкий знак: банька, вьюга, бульон, почтальон, бульон, лосьон, вьюга, семья, пьеса.

    Разделительный ъ твердый знак: объем, инъекция, адъютант, изъян, подъезд, межъязыковой, подъем, двухъярусный.

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, ю, и, е, ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

1. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Запишите их.

Пью, лью, шью, семья, кольцо, копьё, пьёт, льёт, платье, альбом, пальто, сошью.

2. Слова для комментирования, орфографического разбора.

Платье, вьюга, здоровье, оладьи, вьёт, осенью, веселье, жильё, житьё, ночью, поверхностью, сыновья, гостья, воробьи, стулья, перья, ручьи, листья, друзья, прутья, деревья, козьи, рыбьи, волчьи, собачьи, ульи, цепью, медвежьи, медалью, сталью, заячьи, рожью, вороньи, беличьи, дичью, клочья, шьёт, ладонью, бьёт, листьями, изгородью, Марья, Татьяна, Наталья, Дарья, Ульяна, попрыгунья, серьёзный, пьеса, крылья, хлопья, раздолье, колья, муравьи, соловьи, бадья, счастье, стулья, шалунья, колосья, варенье, уменье, чириканье, сучья, хохотунья, копья, вьюн, ненастье, братья, ателье.

3. В каких словах пропущен разделительный мягкий знак? Выпиши эти слова.

а) пис…мо, гус…, лист…я, бабоч…ка;

б) кол…цо, друз…я, кон…, дач…ник;

в) прос…ба, степ…, руж…ё, колеч…ко;

г) кон…ки, олен…, булоч…ка, варен…е;

д) апрел…, рел…сы, кис…ти, крыл…я;

е) счаст…е, кисел…, пол…за, зон…тик;

ё) пал…ма, олад…и, медал…, пес…ня;

ж) л…дина, вес…ти, ател…е, мебел…;

з) дрож…, ден…ги, с…ёмка, мурав…и;

и) пен…ки, рож…, пер…я, об…ехал;

й) в…юга, в…ехал, кон…ки, мыш…;

к) пал…цы, молодёж…, бел…ё, об…явил.

4. Запиши слова. Подчеркни гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

Деревья, бьёт, ночью, сыновья, Илья, здоровье, волчьи, стулья, воробьи, платье.

5. Из данных имён выпиши имена с разделительным мягким знаком, расположи их в алфавитном порядке.

Андрей, Ольга, Софья. Игорь, Марья, Борис, Дарья, Оксана, Татьяна, Ульяна, Света.

6. Запиши слова во множественном числе.

перо - … стул - …

дерево - … брат - …

лист - … друг - …

7. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.

Льёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака с радостью встречает Илью. Илья и Дружок – друзья.

8. Запиши слова. Цифрой обозначь количество звуков и букв.

Колосья, пью, жильё, вьюга, платье, шью.

9. Из данных слов выпиши слова с разделительным мягким знаком

один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.

Бульдозер, половодье, хлопья, крыльцо, коренья, льют, школьница, Ольга, счастье, соловьи, Наталья, ельник.

10. Прочитай. Запиши слова. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком, раздели их для переноса.

Радость, крылья, братья, семья, льдина, даль, варенье, январь, здоровье, волчьи, вьётся, тюльпан, обувь, сосулька.

11. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Раздели для переноса.

Раздол…е, чирикан…е, попрыгун…я, медал…ю, коп…ё, обез…яна, бездел…е, рыб…и, руч…и, осен…ю, чут…ё.

12. Допиши подходящие по смыслу слова.

Маленькое дело лучше большого … .

Февраль силён метелью, а март - … .

13. Подчеркни одной чертой мягкий знак разделительный, двумя – мягкий знак – показатель мягкости согласного.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница. Льёт, жильё, коньки, счастье, птичьи следы, крыльцо, Илья, вьют, Кузьма, Дарья, сильный, пальцы, уменье, копьё, хлопья.

14. Измените, данные слова так, чтобы появилась необходимость писать разделительный мягкий знак.

Ручей, друг, ночь, белка, птица, лист, осень, ель, лил, кровать.

15. Прочитай. Измени слова по образцу. Напиши.

Образец: следы волка – волчьи следы.

Молоко коровы, рога быка, чешуя рыбы, нора барсука.

16. Прочитай. Ответь на вопросы, используя слова с разделительным мягким знаком.

Когда загораются звёзды? (ночью)

Чем заставили комнату? (мебелью)

Как заливается соловей? (трелью)

Класс) является сложной для понимания и усваивается далеко не всеми учащимися прочно и надолго. В данной статье доступно и подробно описывается порядок изучения правила по написанию слов с разделительным "ь", а также приведены примеры заданий для закрепления полученных умений и навыков.

Изучение темы целесообразно разбить на этапы:

  1. Постановка проблемной задачи. На доске записываются слова:обезяна, пют, вороби, хлопя, вюга. Учащимся предлагается прочитать слова, обнаружить несоответствие. Как результат рассуждений, учащимися делается вывод о том, что в предложенных словах не хватает мягкого знака. Далее акцентируется внимание на роли мягкого знака в этих словах, иными словами, для чего он здесь необходим. Следует ответ учащихся о том, что в данных словах мягкий знак разделяет гласный и согласный. В таких случаях "ь" получил название разделительного.
  2. Не менее важно для учащихся - уметь находить в словах разделительный "ь" и понять, какую функцию он выполняет в слове. Практическим путём выявляем разницу в произношении слогов пя - пья, ню - нью, лё - льё, би - бьи. Во втором случае губы наши "улыбаются" немного шире. Делается вывод: слоги, содержащие в себе разделительный мягкий знак, произносятся труднее, с преодолением некой преграды. А что это за преграда? Учащиеся указывают на присутствие между согласным и гласным звуком звука [й’]. Далее необходимо закрепить добытые знания, используя двигательную память. При помощи руки учащиеся пусть покажут дорогу, по которой необходимо проехать какому - нибудь Слоги, в которых присутствует разделительный мягкий знак, будут обозначать кочки. Маршрут может выглядеть примерно так: ти - не- лья - пя - сьё - вя. Далее можно устроить среди учащихся соревнование на определение самого опытного гонщика.
  3. Наблюдение за предложенными словами (ночью, шьёт, сыновья, воскресенье, ручьи), позволит учащимся определить место, где требуется разделительный мягкий знак.

Правило: "Разделительный "ь" следует писать внутри слов после согласных букв перед гласными я,е, ю, ё, и".

Для прочного запоминания правило необходимо оформить в виде опорной таблицы.

Для закрепления изученного используем следующие упражнения:

1.Записываем слоги с разделительным ь и без него под диктовку.
Ню, нье, пя, рье...

2. Тренируемся произносить слова с разделительным мягким знаком. Чистоговорки:

Ткач ткёт ткани на платье Татьяне.

На дороге Дарья Увидала Марью. Дарья Рада Марье. Марья Рада Дарье.

Пословицы:

Уменьем города берут.

Сам с воробья, а сердце с кошку.

[л’ис’тй’а] - листья

[ноч’й’у] - ночью

Я белю стены. - К новому белью пришили пуговицы.

Голодный зверь всегда лют. - Дожди осенью часто льют.

Рады дорогому гостю. - Приглашай сюда нашу гостью.

5. Образовываем прилагательные:

бык - бычья;

собака - собачья;

ворона - воронья;

лиса - лисья.

6. Упражняемся в образовании слов с разделительным мягким знаком по образцу:

друг - друзья;

воробей - воробьи;

стул - стулья.

7. Образовываем отчества от имён собственных по образцу:

Юра - Юрьевич, Юрьевна;

Илья - Ильч, Ильинична;

Валера - Валерьевич, Валерьевна.

8. Находим и подчёркиваем в текстах слова с разделительным мягким знаком.

9. Распределяем в 2 столбика слова с мягким знаком. В первый записываем слова с разделительным мягким знаком, в которых "ь" будет обозначать мягкость согласного, во второй - разделять согласный и гласный.

10. Записываем с комментированием и разгадываем загадки:

Вокруг вода, но с питьём беда. (Море).

Кто осенью а весной встаёт? (Медведь.)

11. Самостоятельное составление учащимися небольших словарных диктантов, которые будут содержать слова на изученное правило.

Пример: сидел у огонька, вьют воробьи, по сучьям деревьев, играют у ручья, осыпается хлопьями, затянуты льдом, пение соловья, птичьи крики, пьют воду.

12. Читаем текст и записываем его по памяти:

Птичья дружная семья носит сучья для жилья. Солнышко пригреет - справит новоселье.

13. Читаем, записываем и объясняем значение словосочетаний:

черепашьим шагом

наши меньшие братья

Выполняя предложенные упражнения дети закрепят полученные знания и навсегда запомнят, как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

gastroguru © 2017