Урок сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, условия. Презентация - спп с придаточными условия и уступки Спп с прид условия

1.

Придаточные обстоятельственные - придаточные, которые отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства.

В центре обстоятельственных сложноподчиненных предложений находятся предложения, значение которых так или иначе связано с отношениями причины и следствия. Это предложения с придаточными причины, следствия, уступки, условия, цели . В силу известной близости значений их легко перепутать друг с другом. Однако каждая из этих разновидностей характеризуется своими союзами (придаточное следствия - союзом так что ,цели - союзом чтобы и т.д.).

Каждая из этих разновидностей сложноподчиненного предложения имеет и свои отличия в значении.

Так, сложноподчиненное предложение с придаточным причины выражает отношение двух событий, одно из которых (с точки зрения говорящего) закономерно порождает другое.

Например: Машина засветила фары, потому что в лесу уже стемнело (Г. Николаева).

Сложноподчиненные предложения следствия передают те же отношения, но причина в них выражена в главной, а не в придаточной части: В лесу уже стемнело, так что машина засветила фары . То, что было главным предложением в первом случае, здесь стало придаточным.

Уступительные сложноподчиненные предложения также по смыслу связаны с причинными. Но следствие здесь прямо противоположно по смыслу тому, что закономерно вытекает из содержания придаточного.

Например: Хотя в лесу уже стемнело , машина не засветила фары. Говорящий ждет закономерного следствия придаточного (машина засветила фары ), но оно не осуществляется.

Обстоятельственные придаточные цели также близки к причинным, но в качестве причины здесь выступает желание деятеля в главном предложении, чтобы осуществилось действие придаточного.

Например: Он приехал в Ростов, чтобы поступать в институт .

Сравните: Он приехал в Ростов, так как хотел поступить в институт .

Обстоятельственные придаточные условия тоже передают причину, но такую, в осуществлении которой не уверен говорящий.

Например: Если брат поступил в институт

Сравните: Так как брат поступил в институт , он скоро нам об этом напишет.

Кроме того, к обстоятельственным относятся придаточные времени, сравнения, образа действия.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Теоретические сведения

Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию.

Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

Придаточные образа действия и степени обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы: как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так ; полное прилагательное + такой ; полное прилагательное + существительное + такой ; присоединяются союзамичто, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др.

В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.

Например: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: где? куда? откуда? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами: где, куда, откуда . В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Например: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща , белели березы.

Придаточные времени обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова:тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Например: Пока он пел , кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи , почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: при каком условии? в каком случае? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами:если, раз, коли, коль, когда (в значении "если "), как (в значении "если ") и др.

Например: Если жизнь тебя обманет , не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Придаточные причины обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Например: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы: зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами: чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Например: Чтобы музыкантом стать , так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения; отвечают на вопрос: подобно чему? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются сравнительными союзами: как, будто, как будто, точно, чем (тем) и др.

Например: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Придаточные уступки обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? ; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями:что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Например: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно , да не голодно (Пословица). Куда ни кинь , всюду клин (Пословица).

Придаточные следствия обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы: что из этого следует? ; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами: следствия так что, поэтому .

Например: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени.

Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и степени).

2.Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Теоретические сведения

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными .

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например: [Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения.

Например: [Я отвечал ], (что природа хороша ) и (что особенно хороши в наших местах закаты ). (В. Солоухин.)

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением .

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

При неоднородном подчинении придаточные могут относиться к одним и тем же словам главного предложения, но не являются однородными, так как отвечают на разные вопросы.

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением .

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Такая связь называется последовательным подчинением .

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

№3. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Для выражения своего мнения, своего отношения к факту, явлению мы часто используем сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными .

Придаточные изъяснительные относятся к членам предложения, имеющим значение речи, мысли, чувства, сообщения и пр. Глаголы, при которых употребляется придаточная изъяснительная часть, обычно обозначают: речь (сказал, крикнул ), восприятие (увидел, услышал, почувствовал ), мыслительную деятельность (думал, решил, определил ), внутреннее состояние человека (боялся, удивился ).

Например, И.С.Тургенев в своем письме к П.Виардо писал о своих чувствах: Я без волнения не могу видеть , как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчётливо вырисовывается на голубом небе.

В предложении: Софья, характеризуя Чацкого, говорит , что «он в друзьях особенно счастлив» , - используется глагол говорения.

Очень часто мы пользуемся придаточными изъяснительными, когда высказываем свое мнение:

Я убежден, … Я считаю, … Я согласен с тем, … Могу с уверенностью сказать,… Мне кажется, …. Меня привлекает (интересна) мысль, (высказывание) о том… .

Кроме того, сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь : Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Верочка сказала, что не хочет чаю , и ушла в свою комнату. (Н. Чернышевский)

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Теоретические сведения

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.).

Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) - средство связи - союзчтоб .

Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли , который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также , стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы .

Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой , входящее в состав сказуемого.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда .

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия.

Например: Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришел. Хорошо, что он пришел.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому , что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.

Однако в некоторых сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.

Например: Все началось с того , что вернулся отец.

Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Например: Что он не придет , мне было ясно сразу.

4.Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Теоретические сведения

Определительные придаточные поясняют (характеризуют) тот член главной части предложения, который выражен именем существительным или местоимением, и отвечают на вопросы определения:какой? чей?

Например: (1) Метели (какие?), (2) что ломятся в дверцы, (1) с дороги меня не собьют.

К главной части придаточные определительные присоединяются только с помощью союзных словкоторый, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:

Например: И Таня видит дом пустой (какой?), где жил недавно наш герой. (А. Пушкин) [– = сущ. ], (где = –).

Придаточные определительные имеют строго определённое место в составе сложноподчинённого предложения: они стоят всегда после определяемого слова.

Например: Детство - это путешествие (какое?), которое никому не удалось совершить дважды . (В. Санин) [ сущ. – сущ. ], (которое =).

Союзные слова который, какой, чей с определяемым словом только согласуются в роде, числе , а падежная форма их зависит от того, каким членом предложения являются эти союзные слова в придаточной части:

Например: Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны. (Слово которым употреблено в дательном падеже.)

Сравните: Мне нравятся люди, с которыми легко общаться. (Слово которыми употреблено в творительном падеже.) - Мне нравятся люди, о которых слагают легенды. (Слово которых употреблено в предложном падеже.)

Слово который может стоять не только в начале, но и внутри придаточной части.

Например: 1) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. (М. Лермонтов) 2) Точно закованная в цепи, примолкла, приутихла северная река, шум которой слушали деды и прадеды поморов рыбаков. (И. Соколов-Микитов)

Близки по значению к определительным придаточные местоименно-определительные , которые относятся к местоимениям тот, каждый, такой, весь, всякий и др., находящимся в главной части.

Например: (1) Уйдет далёко в прошлое всё то , (2) чем я живу . (Н. Глазков).[ = то ], (чем – =).

№5. Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Придаточное предложение – это синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно (Короленко).

Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

1. Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы.

2. Придаточные делятся на подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения вида придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).

Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в первом случае, Мы будем придерживаться именно её.

Напомним, что знания о видах придаточных в сложноподчинённом предложении также проверяются в тестах ЕГЭ в части В (задание В6 ) в 11 классе.

Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Теоретические сведения

По значению и строению придаточные части сложноподчинённых предложений делятся на три основные группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями, обстоятельствами.

Определительные придаточные поясняют (характеризуют) тот член главной части предложения, который выражен именем существительным или местоимением, и отвечают на вопросы определения: какой? чей?

Например: (1) Метели (какие?), (2) что ломятся в дверцы , (1) с дороги меня не собьют. (А. Фатьянов) [ – , (что =), =].

Изъяснительные придаточные поясняют член предложения (чаще всего сказуемое) главной части и, как и дополнения, отвечают на вопросы косвенных падежей.

Например: (1) Мы оживлённо беседовали о том (о чём?), (2) как разрешить создавшуюся ситуацию . [ – = ], (как =).

Обстоятельственные придаточные обозначают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чём сообщается в главной части сложноподчинённого предложения. Они отвечают на вопросы обстоятельства.

Например: (1) Чтобы полюбить музыку , (2) надо прежде всего её слушать (с какой целью?). (Д. Шостакович) (Чтобы =), [=].

6.Сложноподчинённое предложение

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия и уступки

Слайд 2

продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными;
поговорим о придаточных условия и уступки;
составим таблицы для запоминания.
Сегодня мы…

Слайд 3

Вспомним…
места
времени
причины
цели
следствия
условия
уступки
образа действия
меры и степени
сравнения
Группы придаточных обстоятельственных

Слайд 4

причины
цели
следствия
условия
уступки
Группа придаточных обстоятельственных
Общее значение обусловленности

Слайд 5

Придаточные условия
При каком условии?

Слайд 6


Придаточные условия указывают на условия, при которых происходят действия в главном предложении.
При каком условии?
При каком условии?
При каком условии?

Слайд 7

Вы не застанете нас дома, если опоздаете на полчаса.
Если ты вымоешь посуду, мама будет очень рада.
Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.
При каком условии?
Раз уж вы пришли, помогите нам приготовить ужин.
При каком условии?
При каком условии?

Слайд 8

Средства связи
Союзы
если коли кабы ежели
когда (если) как (если) раз (если)

Слайд 9

Союз коли – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Коли сам плох, так не даст и бог.
Комар лошадь свалит, коли волк подсобит.
Коли тесно - подвинься.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Слайд 10

Союз кабы – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Кабы снова на свет родиться, знал бы, как состариться.
Кабы бабушка не бабушка, так была бы она дедушкой.
Ел бы богач деньги, кабы бедный его хлебом не кормил.
Умный бы ты был человек, кабы не дурак.

Слайд 11

Союз ежели – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Всякая ржавчина очищается, ежели руки приложишь.
Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.
Ежели крыша дырява, то не пеняй на дождь.

Слайд 12


когда как раз
= если
Мы встретились, когда часы на площади пробили два.
придаточное времени
Когда?
Когда вы не согласны с нами, так и ступайте вон!
придаточное условия
При каком условии?

Слайд 13

Внимание! Не путайте значения союзов!
когда как раз
= если
Прохожий спросил, как пройти к железнодорожному вокзалу.
придаточное изъяснительное
О чём?
Как душа черна, так и мылом не отмоешь.
придаточное условия
При каком условии?

Слайд 14

Внимание! Не путайте значения союзов!
когда как раз
= если
Раз как-то мне позвонил друг, которого давно уже не было видно.
придаточное определительное
Какой?
Раз уж взялся помогать кому-то, делай это достойно.
придаточное условия
При каком условии?
наречие

Слайд 15

В CПП с придаточными условия используются составные союзы.
если…, то если…, так раз…, так как…, так
Вторая часть такого союза всегда находится в начале главного предложения. Не путайте части двойных союзов с указательными словами!

Слайд 16

Если ты видишь меня, то помаши мне рукой.
Если ты сомневаешься в моих словах, так я тебе сейчас всё докажу.
Составные союзы обеспечивают более тесную связь частей СПП. Однако они не являются обязательными.
Раз вы сами захотели принять участие в проекте, так нечего жаловаться!

Слайд 17

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть один раз видели его.
Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.
В CПП придаточные условия могут занимать позицию перед главным предложением и после главного предложения.
,
если
.
если
,
.

Слайд 18

Вопросы
Средства связи
К чему относятся
Место в СПП
Придаточные условия
При каком условии?
Союзы если, коли, кабы, ежели, когда (если), как (если), раз (если) и т.д.
К главному предложению в целом.
Перед главным предложением, после него.
Запомните!

Слайд 19

Придаточные уступительные
Несмотря на что?
Вопреки чему?
Уступительный – выражающий уступку, допущение чего-нибудь.
Уступительный (в грамматике) – выражающий несоответствие каким-либо условиям.

Слайд 20

Одна часть в таком CПП должна бы уступать другой. Но не уступает!
Действия в одной части обязательно совершаются «назло» действиям или явлениям в другой части.
главная часть
придаточнаячасть

Слайд 21


Придаточные уступки сообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.
Вопреки чему?
Несмотря на что?
Несмотря на что?

Слайд 22

Маленькая Варя выпрашивала конфеты, несмотря на то что они вредны для зубов.
Пусть на улице весна, учиться все равно приходится.
Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.
Вопреки чему?
Хотя никто этого и не ожидал, Вовочка выучил наизусть пять стихотворений.
Несмотря на что?
Несмотря на что?

Слайд 23

Средства связи
Союзы
хотя пусть пускай
несмотря на то что невзирая на то что даром что

Слайд 24

Союз даром что – устаревший.
Кстати…
Гляди-ко, – я нисколь не боюсь того вон старика, даром что он такой большой.
Даром что в бедности с детства рос, выправился, хоть на выставку.
Еле доволок, даром что чуть не половина камней по дороге через дырки в мешке высыпалась.

Урок 14. Придаточные обстоятельственные.

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени. Во всех трех учебных комплексах выделены эти виды придаточных предложений, но придаточные образа действия и степени объединены в них в одну группу.
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:

С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий (М. Ю. Лермонтов).

Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду (М. Ю. Лермонтов).

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:

Нынче,когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Ю. Лермонтов) – придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.

От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в СПП с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения. Например, предложения Дождь идёт, с тех пор как мы вернулись и Дождь идёт с тех пор, как мы вернулись имеют в своём составе один и тот же союз с тех пор как.

В научной литературе представлена также точка зрения, согласно которой при расчленении союза запятой он распадается на две части, первая часть входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза. Тип придаточного при этом может измениться. Например, предложение Это произошло в то время, когда никого не было в этом случае должно интерпретироваться не как СПП с придаточным времени, а как СПП с придаточным определительным.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное.

1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной:

Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох (А. С. Пушкин);

2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда – тогда, лишь только – как, когда – то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной:

Едва я накинул бурку, как повалил снег (М. Ю. Лермонтов).
Сложноподчинённые предложения с придаточными места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней – обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств:

А там, в сознании, где ещё вчера было столько звуков, осталась одна пустота (К. Г. Паустовский).

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например: Он пошёл, куда ему захотелось, где в главной части пропущено слово туда.

Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках:

Где тонко, там и рвётся.
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины

Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? отчего? и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и под.:

Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны (А. П. Чехов).

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека (Л. Т.)

Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двукомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза:

Так как мы все как один и за технику, и за её разоблачение, то попросим господина Воланда! (М. А. Булгаков)
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия

Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого?:

Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

Не относятся к СПП с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной – союз что: За лето он вырос так, что стал выше всех в классе; это СПП с придаточным меры и степени.

Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому: Была хорошая погода, и потому мы отправились на озеро (ССП); Пошёл дождь, поэтому нам пришлось уйти (БСП).
Сложноподчинённые предложения с придаточными условия

Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.:

Лицо его казалось бы совсем молодым, если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щёки и шею (И. Ильф и Е. Петров).

А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят! (К. Паустовский)

Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.

В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если – то, если – так, если – тогда, причём все они могут быть заменены простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной:

Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город (А. П. Чехов).
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели

Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы с какой целью? зачем? и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только:

Подложили цепи под колёса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (М. Ю. Лермонтов).
В этих СПП иногда употребляется указательное слово затем:

Я приехал затем, чтобы объясниться.

Союзы, употребляющиеся в СПП с придаточными цели, часто бывают разделены запятой:

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие (Н. В. Гоголь).
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки

Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение – называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К придаточной части можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему? Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.:

На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошёл ещё вчера вечером (Ф. Сологуб) – средство связи – союз хотя.

Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врождённого благородства (И. Ильф и Е. Петров) – средство связи – союзное слово каковы, входящее в состав сказуемого.

Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) – средство связи – союзное слово сколько, являющееся обстоятельством.

Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов:

Как ни странно,новид бумажек немного успокоил председателя (И. Ильф и Е. Петров).

И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать (А. С. Пушкин).
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения

Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы:

Князь Василий говорил всегда лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой)

Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой)

Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились,точноон хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой).

В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.

Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, т. е. зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена:

«Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) – сравнительный оборот, обстоятельство.

Близки к СПП с придаточными сравнения СПП с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем – тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия:

И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков).

В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем.

Особую группу внутри СПП со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней – к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями – сравнительные или сопоставительные:

Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия

Придаточное образа действия отвечает на вопросы как? каким образом?, относится к одному слову в главной части – указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяется к главной части союзным словом как:

Гастон только стиснул челюсти, но вёл себя так, как было нужно (А. Н. Толстой)

Придаточные образа действия располагаются за главной частью.
Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзамичто, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.

Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия:

Он стоял на такой высоте, что люди снизу должны были смотреть на него, закинув головы (Д. Мережковский).

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза (М. Булгаков).

Отдельную группу среди СПП с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия:

Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.

Придаточные меры и степени могут иметь дополнительный оттенок сравнения; в этом случае они присоединяются сравнительными союзами:

Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вёз не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту (И. Ильф и Е. Петров).

Урок №39. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, условия. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

Задачи:

    показать особенности СПП с придаточными уступительными и условными;

    научить различать придаточные уступки и условия от других видов придаточных;

    совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

    развивать речь обучающихся.

    воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

    Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Работа у доски.

Из упр. 128 выписать 2 предложения с придаточными времени и произвести синтаксический разбор. Выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить.

III. Орфографическая работа. (Взаимопроверка).

Интересная картина – подлинник; репродукция работы; совершенная копия; оригинал красивее копии; оригинальный язык; принять решение; принял участие; приняла гостей; приняло в соответствии с уставом; приняли единогласно.

2. Работа в паре : Расставьте знаки препинания, определить вид придаточных.

1. Палатку надо натягивать так чтобы она гудела как барабан. 2. Потом ее надо окопать чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. (К.Паустовский) 3. Почти нет той минуты в сутках чтобы в последедовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин) 4. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. (В.Маяковский) 5. Надо всегда выступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. (К.Паустовский) 6. Она любила Ричардсона не потому чтобы прочла не потому чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. (А.Пушкину)

Проверьте себя (на мультимедийной доске): Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. – придаточное образа действия. к а к?

Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочили поле. - придаточное цели с какой целью?

Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последедовских полях не кипела работа. - придаточное определительное к а к о й?

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. – придаточное изъяснительное ч т о?

Надо всегда выступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. - придаточное цели. с какой целью?

Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла. - придаточное причины по какой причине?

III. Сообщение темы и цели урока .

IV. Изучение нового материала.

1. Вопросы и задания.

– Какое значение имеют сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия? (Общее значение обусловленности.)

– Рассмотрите таблицу на с. 84-85 учебника § 19. Назовите виды предложений со значением обусловленности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки и условия. (Постановка цели и задач урока обучающимися)

Работа с таблицей (у каждого на парте)

Средства связи:

Союзы:

Союзные слова:

хотя (хоть)

сколько ни

несмотря на

несмотря на то что

даром что

Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.

В качестве средства связи могут выступать союзы если, коли, кабы, ежели, когда в значении если , как в значении если и раз в значении если .

В сложноподчиненных предложениях придаточные условия могут занимать позицию как перед главным предложением, так и после главного предложения.

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть раз видели его.

Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.

Придаточные уступки с ообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.

Маленькая Варя выпрашивала конфеты (несмотря на что?), несмотря на то, что они вредны для зубов.

Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи придаточных уступки с главной частью предложения могут являться союзы хотя, пусть, пускай . А также несмотря на то что, невзирая на то что и даже даром что .

Придаточное предложение уступки

Назовите придаточное; определите вид придаточного

Когда уже все расселись, в огромном розовом театре потухли сразу все лампочки. Он остановился там, где горел костер. Как только рассвело, мы прибыли на вокзал. Когда мне хорошо, или наоборот, больно, я всегда вспоминаю эту джазовую мелодию. Мы пошли в сторону леса, куда указал нам старик.

Придаточное предложение условия Вопрос Союзы Если Если бы Ежели Раз Когда (= если) Коли Когда бы

СПП с придаточным условия (При каком условии?) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Приходи сено косить, (при каком условии?) только если не будет дождя. Её лицо делалось лучше, (при каком условии?) когда матушка улыбалась.

Физпауза.

Игра«Продолжи предложение»:

СПП с придаточным условия

Мне бы хотелось встретиться с тобой в субботу, если…

Ты выиграл бы конкурс, ежели…

Команда выйдет в финал, если…

Ты не получил бы плохую оценку, когда бы (= если бы)….

СПП с придаточным уступки

Продолжите СПП с придаточным уступки

Мы прекрасно провели время, несмотря на то…

Он пришел на занятие, хотя…

Вы не достигните результата, как ни…

Физпауза для глаз.

V. Закрепление, систематизация, применение.

1.Работа по упр.133(1-3предложение), 134 (1-3)

2. Упр. 135 (1-4предложение).

3. Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания: (работа в парах)

    (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.

    (Не)смотря на меня он угрюмо шел.

    Куй железо, пока не остыло.

    Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.

    Нет таких дел, которые не одолел бы человек.

    Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч.

4 . Конструирование СПП с придаточным условия и уступки (устно):

А) дополните главные предложения придаточными условия:

Приятно отдохнуть за городом…

Машина … может прослужить ещё лет десять.

Б) дополните придаточные условия главными предложениями:

Если идти ночью по незнакомой дороге …

Если завтра музей будет открыт…

В) дополните незаконченные предложения:

Настроение у всех превосходное, несмотря на то что…

В марте обычно снег тает, хотя…

Тестовое задание.

А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.

Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.

Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.

Я присел на скамейку, чтобы не упасть.

Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

У меня было такое чувство, будто я в чём-то ошибся.

Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.

Комплексная работа с текстом. «Готовимся к ОГЭ». Задание. Прочитайте текст, объясните орфографию и пунктуацию, определите тему и основную мысль текста.

VI. Выводы по уроку. Рефлексия.

Используя начало, создайте 2 предложения, применяя знания, полученные на уроке, определите вид придаточных, составьте схемы:

Я понял, что…

Несмотря на то что

Несколько человек зачитывают, объясняют.

VII. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VIII. Домашнее задание.

    Выучит правила на стр. 84-85, § 19, для 1группы: упр. № 134 (5-6), 135 (5-7).

    Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными уступки и условия или составить сказку о придаточных уступки и условия.

gastroguru © 2017