Михаил плетнев личная жизнь. Михаил Плетнёв

М.В. Плетнев – известный дирижер, пианист-виртуоз, основавший Российский национальный оркестр, с 1990 года (за небольшим перерывом) является его руководителем.

Место рождения М. В. Плетнева — г. Архангельск. Это событие произошло 14 апреля 1957 года. Отец, В.П. Плетнев, концертмейстер консерватории, мать – пианистка, сразу обратили внимание на необычайную одаренность сына.

Детские годы маленького Миши проходили в Саратове, Казани. С 7 лет он учился в музыкальной школе при Казанской консерватории (класс пианино).

Первые успехи

В 13 лет талантливый мальчик принят в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. . В 16 лет Михаил получает гран-при Международного юношеского конкурса в Париже. Следующий этап – учеба в Московской консерватории под руководством профессора Л. Власенко, Я. Флиера. В период студенчества молодой человек принимает участие в конкурсах, пользуется огромным успехом.

1977 год – Всесоюзный конкурс пианистов в Ленинграде, первая премия достается М. Плетневу. 1978 год – Международный конкурс им. Чайковского в Москве, золотая медаль, первая премия достаются М. Плетневу. После окончания консерватории, аспирантуры Михаил становится ассистентом Власенко, затем преподает фортепиано в собственном классе.

С 1981 года Михаил – солист Госконцерта, пианист-виртуоз. Пресса дает высокую оценку его интерпретации произведений Чайковского, Рахманинова, Баха, Бетховена. Музыкант сотрудничает с известными дирижерами – Ашкенази, Ведерниковым, Ростроповичем, Гергиевым, Баршаем, знаменитыми симфоническими оркестрами.

Создание РНО

В 1980 году состоялся его дебют как дирижера, через 10 лет Плетнев за счет иностранных меценатов создает независимый Российский национальный симфонический оркестр. Через некоторое время оркестр переименован в РНО (Российский национальный оркестр). С 1990 года по настоящее время М. Плетнев является руководителем данного коллектива. Стоит отметить, что в этой работе у него был четырехлетний перерыв, когда пианист выезжал на гастроли. Кроме художественного руководства, М. Плетнев активно занимается общественной деятельностью.

Личная жизнь

С 1996 года Плетнев живет в Швейцарии, на несколько месяцев в году выезжая в Таиланд. В Паттайе Михаил приобрел два дома. М. Плетнев – публичный человек, однако об его личной жизни известно крайне мало. Некоторые сведения можно почерпнуть из воспоминаний его друзей, известных музыкантов.

Так, Сергей Корниенко (контрабас), рассказывает, каким был Плетнев во время учебы. Участие в шумных студенческих посиделках не было характерным для молодых музыкантов. Разумеется, иногда праздники все-таки случались, но Михаил при этом выпивал чисто символически, самую малость. Зато он любил играть в футбол и делал это с большим удовольствием.

Закончились беззаботные студенческие годы, после концертов Михаил приезжал к Корниенко, где они ужинали, затем пешком отправлялся к себе, на Старый Арбат. Плетнев очень любил и любит спорт, он еще в юности выбрал для себя четыре вида спорта и до сих пор занимается ими. Это бадминтон, большой теннис, пинг-понг, бильярд. Кроме того, он большой любитель шахмат, главным соперником его всегда был Корниенко.

После того, как Михаил Плетнев приобрел себе недвижимость в Таиланде, он с большим удовольствием занимается подводным плаванием. После пройденного с инструктором курса обучения знаменитый музыкант самостоятельно опускается на глубину в 40 метров. Последнее сильное увлечение музыканта – он научился управлять самолетом и получает большое удовольствие от этого занятия.

Друзья вспоминают, что карьеру дирижера Плетневу предсказывали еще в ранней юности. Они удивляются, как РНО удалось пережить самые кризисные годы и до сих пор успешно конкурировать с самыми лучшими отечественными и зарубежными коллективами. В кризисные времена, а их пришлось пережить немало, Плетнев ведет себя хладнокровно, избирает самый верный путь. В качестве успокоительного средства безотказно действует музыка, мгновенно объединяя коллектив. Плетнев просто встает за пульт, либо садится за рояль и проблемы просто уходят на второй план.

В 2010 пианист был втянут в грязный скандал. Его обвиняли в связи с организатором детской проституции. Трайпхоп Бунпхасонг, втягивавший мальчиков в занятие проституцией, утверждал, что одним из его заказчиков был М. Плетнев. Обыск в доме дирижера не дал никаких результатов, однако вскоре ему предъявили обвинение в растление несовершеннолетнего. Плетнев категорически отрицал все обвинения в свой адрес, настаивая, что он связан с Бунпхасонгом только дружескими отношениями.

Надо сказать, что это обвинение в растлении малолетних было не единственным, достаточно вспомнить происшествие в Японии, когда Плетнева обвиняли в сексуальных отношениях со школьником. Дело было закрыто по причине отсутствия доказательств. В деле нашумевшей «Голубой орхидеи» знаменитого дирижера называли одним из приобретателей детского порно. Однако вернемся к последним событиям. Через несколько месяцев таиландское дело о растлении было закрыто, с дирижера сняли все обвинения и ограничения на передвижение.

Плетнев во всех случаях отвергал обвинения в растлении малолетних, утверждая, что все это – не более чем происки завистников. Он говорит, что если человека когда-то обвиняли в подобных деяниях, со временем он становится удобной мишенью для подобных инсинуаций. Однако скандальная история оказала негативное действие на профессиональную деятельность Михаила – Симфонический оркестр итальянской Швейцарии приостановил отношения с музыкантом.

Маэстро – высокообразованный человек, интересный собеседник, отличающийся философским взглядом на все события жизни. Друзья музыканта утверждают, что он никогда не был женат, и у него нет детей. Однако дом маэстро не пустует, здесь живет рыжий кот, уже давно достигший преклонного возраста. Была и московская сторожевая. Собака умерла от старости. Ее место занял молоденький сенбернар. В свободное время маэстро с большим удовольствием занимается дайвингом и пилотированием. Ему необходимо ощущать себя свободным, и именно эти чувства он испытывает в небе и под водой.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

В 7 лет Михаил поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Казанской консерватории по классу фортепиано к преподавателю К.А. Шашкиной. В 13 лет он был переведен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского в класс Е. Тимакина.

В 16-летнем возрасте Плетнев получил Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже (1973). В 1974 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Я. Флиера.

В 1977 году Плетнев получил первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году завоевал золотую медаль и первую премию на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: «У Плетнева сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту».

В том же году Плетнев поступил в класс под руководством Л.Н. Власенко, лауреата премии имени Чайковского.

В 1979 году Плетнев с отличием окончил консерваторию, в 1981 году - аспирантуру у Л.Н. Власенко и стал ассистентом у него в классе. Через некоторое время у Плетнева появился свой класс фортепиано в Московской консерватории.

С 1981 года он являлся солистом Госконцерта. Плетнев постоянно расширял свой репертуар, который включал в себя сочинения различных эпох и стилей. В исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига и Симфонические этюды Шумана, произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена «Пляска смерти» - парафраз на Dies Irac для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Критики особо отмечали плетневские интерпретации, его транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского.

Слава пианиста-виртуоза закрепилась за Плетневым с первых его выступлений. Он много и с неизменным успехом гастролировал в России и за рубежом.

Плетнев-пианист выступал с замечательными дирижерами, такими как Аббадо, Ашкенази, Баршай, Бломстед, Гатти, Гергиев, Джулини, Инуе, Маазель, Нагано, Песек, Слаткин, Телеманн, Федосеев, Хайтинк, Шайли, Ярви и др., с Берлинским, Мюнхенским, Израильским, Лондонским, Чешским, Токийским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, Байрейтским симфоническим оркестром радио, Копенгагенским фестивальным оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Питсбургским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Santa Cecilia, Chamber Orchestra of Europe. В мае 1995 года Плетнев выступил в Берлине с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Зандерлинга в концерте в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Он также регулярно дает сольные концерты по всей Европе, в Японии и США.

Плетнева знают любители музыки в Амстердаме, Лондоне, Париже, Риме, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Бонне, Кельне, Дюссельдорфе, Брюсселе, Милане, Цюрихе, Базеле, Женеве, Люцерне и т. д.

В 1990 году сбылась заветная мечта музыканта - создать независимый симфонический оркестр. В 1991 году, на взлете карьеры пианиста Плетнев дебютировал и как дирижер, после чего выступал в качестве приглашенного дирижера со многими ведущими оркестрами страны.

С момента основания Российского национального оркестра (РНО) и до 1999 года Плетнев являлся его художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда РНО.

Ровно через год после создания оркестр достойно выступил в Ватикане, в резиденции Иоанна Павла II. В последующие годы коллектив гастролировал в США, Японии, Юго-Восточной Азии, выступал в крупнейших музыкальных центрах Европы, на музыкальных фестивалях в Риме, Белграде, Берлине, Вене, Лондоне, Амстердаме, Женеве, Мадриде, на Сицилии, в концертных залах менее крупных городов. Оркестр дал множество концертов у себя на родине.

Свой оркестр Плетнев вывел в разряд лучших симфонических коллективов мира. В программы оркестра входят шедевры отечественной и зарубежной музыки: произведения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Шостаковича, Гайдна, Брукнера, Бетховена, Мусоргского, Лядова, Равеля, Скрябина, Танеева, Ляпунова, Вебера, Конюса, Делиба, Прокофьева, Моцарта, Россини, Брамса, Штрауса, Шнитке, Щедрина, Губайдулиной, Артемова... Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева за короткий срок получил широкое международное признание и числится в десятке лучших оркестров мира. Это единственный симфонический оркестр в России, который приглашается на записи на известнейшую западноевропейскую фирму «Deutsche Grammophon».

В октябре 1993 года Михаил Плетнев дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, заменив в последнюю минуту заболевшего Мстсилава Ростроповича. Практически сразу был организован второй концерт с этим оркестром, где Плетнев выступил в роли дирижера и исполнителя одновременно.

В мае 1994 года в Берлине на праздновании по поводу вывода войск союзников из Германии Плетнев дирижировал Берлинским симфоническим оркестром.

Плетнева приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры мира. Среди них: Лос-Анджелеский, Лондонский, Роттердамский филармонические оркестры, Национальный симфонический оркестр Турции, Оркестр радио Северной Германии, Национальный Королевский шотландский оркестр и Шотландский камерный оркестр, Бирмингемский симфонический и Будапештский фестивальный оркестры, Стокгольмский симфонический оркестр радио и др.

Плетнев переоркестровал Первый и Второй фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В 1997 году он написал Классическую симфонию в 4 частях, в 1998 году - Альтовый концерт с посвящением Ю. Башмету. Премьера Скрипичного концерта Бетховена в переложении для кларнета, сделанная Плетневым специально для М. Коллинза (Великобритания), состоялась в 1999 году. Традиционное рождественское выступление Российского национального оркестра в зале имени Чайковского в 1995 году вылилось в спектакль-концерт - музыкально-хореографическую феерию «Щелкунчик».

Множество выступлений пианиста в разных странах записано самыми крупными теле- и радиокомпаниями, выпущены его кассеты и диски. Фортепианный альбом с записью произведений Скарлатти (EMI - Virgin Classics, 1996), по мнению Music Magazine «Gramophone», - «это самая прекрасная игра, какая только может быть». Его записи произведений Чайковского, среди которых фортепианные переложения Плетнева сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», вошли в антологию Philips Classics «Великие пианисты XX века».

С 1993 года Плетнев плодотворно сотрудничает с фирмой «Deutsche Grammophon»; компакт-диски с записями пианиста заслужили самую высокую оценку критики. На дисках записаны: фортепианные концерты Моцарта и Гайдна, Концертштюк для фортепиано с оркестром Вебера, Клавирные сонаты К.Ф.Э. Баха, сочинения Грига, в том числе Семь фуг, Рондо-Каприччиозо Мендельсона, «Хоровод гномов» Листа, Рапсодия на тему Паганини и Вариации на тему Корелли Рахманинова, диск с записью сочинений Шопена назван «Лучшей записью 1997 года». В эти же годы на компакт-дисках фирмы «Deutsche Grammophon» Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнева записаны: шесть симфоний, «Итальянское каприччио», «Манфред», увертюры-фантазии «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», фантазии «Буря» и «Франческа да Римини», «Торжественная увертюра 1812 год» Чайковского, три симфонии «Утес», «Симфонические танцы», поэма «Колокола», «Славянские танцы» Дворжака, Третья симфония, «Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева, увертюры из опер «Вольный стрелок» и «Оберон» Вебера, симфонические картины «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» Лядова, Скрипичный концерт Бетховена в переложении для кларнета М. Плетнева (солист М. Коллинз), концерты Глазунова, Мясковского, Прокофьева, Кабалевского и многое другое.

В начале сезона 1999/2000 года Плетнев принял решение сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского национального оркестра, решив полностью сосредоточиться на творческой деятельности. Коллектив учредил для него звание - Почетный дирижер Российского национального оркестра. По просьбе оркестра Плетнев вновь возглавил РНО в январе 2003 года и вошел в сформированную коллективом Дирижерскую коллегию.

За заслуги перед российской музыкальной культурой Плетнев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), удостоен высоких званий: народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнев - лауреат премии «Award» (1996) - «Лучший пианист года» (своего рода музыкальный «Оскар») и музыкальной премии «Grammy» (2005).

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный «Deutsche Grammophon», включает сюиту из балета «Золушка» Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля. Ранее этот альбом получил еще две престижные награды - «Diapason d’Or» и «Preis der Deutschen Schallplattenkritik».

В 2006 году Плетнев создал «Фонд поддержки национальной культуры» - организацию, целью которой наряду с обеспечением Российского национального оркестра является организация и поддержка культурных проектов самого высокого уровня, таких как Волжские турне, Мемориальный концерт памяти жертв страшной трагедии в Беслане, музыкально-образовательная программа «Волшебство музыки», разработанная специально для воспитанников детских домов и интернатов для детей с физическими и умственными отклонениями, абонементная программа в Концертном зале «Оркестрион», где совместно с МГАФ проводятся концерты, в том числе и для социально незащищенных граждан, обширная дискографическая деятельность и Большой фестиваль РНО.

В настоящее время Михаил Плетнев продолжает концертную деятельность. Его выступления всегда вызывают большой интерес и проходят с огромным успехом, а гастроли расписаны не на один год вперед.

Михаил Плетнев интересуется философией, театром, читает периодику, увлекается джазом, неравнодушен к футболу и теннису, хорошо разбирается в технике. Владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Стали известны новые подробности в деле российского дирижера и пианиста Михаила Плетнёва, которого власти Таиланда обвиняют в педофилии. В полиции Паттайи рассказали, что вышли на Плетнёва через сеть сутенеров. А в Интернете появились интервью соседей музыканта и 14-летнего тайского подростка, который якобы в связи с Плетнёвым.

НТВ напоминает: сам Михаил Плетнёв все обвинения в свой адрес категорически отвергает. Сейчас он на гастролях в Македонии и заявляет, что готов вернуться в Таиланд и предстать 18 июля перед тайским судом.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг продолжит.

Отпущенный из Таиланда до начала суда под залог в шесть тысяч долларов и уже возобновивший мировые гастроли, расписание которых есть на официальном сайте, Михаил Плетнёв явно хотел взять передышку в скандальной . Но кажется, что даже это ему не удастся.

В Интернете сегодня появились новые видеозаписи, которые, если, конечно, согласиться с их достоверностью, вновь подтверждают: в растлении несовершеннолетних, прозвучавшие в адрес Плетнёва из уст тайских полицейских, не беспочвенны.

14-летний подросток От Бранчанонху, интервью у которого в Паттайе взяли российские журналисты, представляется якобы знакомым Михаила Васильевича Плетнёва.

Журналист: «Ты знаешь этого мужчину».
От Бранчанонху: «Да, знаю. Его зовут Майк».
Журналист: «У тебя был с ним секс?»
От Бранчанонху: «Да, бывало несколько раз, три или четыре месяца назад. Я видел там у него пятерых или шестерых маленьких мальчиков. Еще я помогал ему по дому, в уборке и учился играть на пианино».

Напротив особняка Плетнёва в Паттайе, о нем отнюдь не как о музыканте вспоминают соседи. Со слов Оий Фумацнухбри выходит, будто бы в этом доме детей в школьной форме, а ее в Таиланде носят до семнадцати лет, принимали постоянно.

Журналист: «В этот дом часто гости захаживали? Может, мальчики, девушки?»
Оий Фумацнухбри: « Мальчики! Девочек не видела. Они каждый день менялись, постоянного не было. Теперь тут никого».
Журналист: «А какого они были возраста?»
Оий Фумацнухбри: «Юные. Где-то от 15 лет».

Совладельцем сети оказался уже арестованный таец Тайпхоп Бунпхасонг. Тот самый старый знакомый Михаила Плетнёва, который, по версии музыканта, лишь присматривал за его домом. Знаменитый дирижер не успевает отбиваться от новых обвинений, а на него еще и сыпятся старые. И все в тех же грехах.

Уже в российских газетах Плетнёву припоминают, как в 2001-м он проходил фигурантом по уголовному делу скандально известной «Голубой Орхидеи» — интернет-портала, снабжавшего российских и зарубежных клиентов детской порнографией.

Из показаний задержанных тогда явствовало, что одним из этих клиентов был сам Плетнёв. Однако дальнейшего развития для музыканта этот скандал тогда не получил. Так развалилось и еще одно уголовное дело, в котором всплывало имя Плетнёва. Москвич Сергей Цуркин утверждает, работая в 90-м году в прокуратуре Ленинского района, он лично расследовал и направил дело в суд.

Сергей Цуркин: «В результате было выяснено, что Плетнёв тоже занимался развратными действиями в отношении мальчиков, эпизода четыре или пять. То есть мальчиков четверо или пятеро показывали на Михаила Плетнёва. Уголовное дело было расследовано. Несмотря на большое давление, которое оказывалось, и было направлено в суд».

Но, несмотря на серьезность статьи: «Развратные действия в отношения несовершеннолетних» оно впоследствии было закрыто.

Михаил Плетнёв, художественный руководитель, главный дирижер Российского национального оркестра: «Что касается дела 89-го года, получилось так, что действительно я каким-то боком там проходил, но поскольку никакого там состава преступления с моей стороны не было, то дело так и прошло. Что касается следующего дела, то я о нем узнал из средств массовой информации, что, оказывается, был суд какой-то. Я об этом суде и не знал, что я должен появиться там. Меня в этот суд не вызывали, я там свидетелем не проходил даже».

Какими бы грозными не были нынешние обвинения в адрес Михаила Плетнёва, сам он в эти дни не устает их категорически отрицать и повторяет: готов сотрудничать со следствием. В подтверждение своих слов уже 18 июля Михаил Плетнёв обещает вновь лично перед тайским правосудием. Суд будет явно непростым.

Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

Плетнёв представлял сольные программы на лучших сценах мира, выступал с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижеров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай.

В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижер. Взлет его дирижерской карьеры пришелся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Помимо плодотворного сотрудничества с РНО, он выступает в качестве приглашенного дирижера с Малеровским камерным оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, Оркестром Итальянской Швейцарии, лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Токийским филармоническим, Симфоническим оркестром корпорации NHK (Япония) и многими другими.

В октябре 2007 года Плетнёв дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России с оперой «Пиковая дама» Чайковского. В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени Чайковского им было осуществлено концертное исполнение опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» под его управлением была исполнена опера «Майская ночь» Римского-Корсакова, в феврале 2009 года в Концертном зале имени Чайковского – опера «Кармен» Бизе.

«Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале в сентябре 2009 года под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы «Волшебная флейта» Моцарта, в 2010 году – «Золушки» Россини, в 2012 – «Евгения Онегина» Чайковского. В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015 – «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского.

Значительное место в творческой деятельности Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена.

В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально значимых

проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Рахманинова. Четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области.

Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году был удостоен Премии Президента РФ, ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2013 году стал обладателем Платоновской премии – «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия».

(род. в 1957 г.) российский пианист и дирижер

Михаил Васильевич Плетнев родился в далекой российской глубинке - в городе Архангельске, в 1970 г. закончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Первый большой успех пришел к нему в шестнадцать лет, когда в 1973 г. он получил Гран-при на конкурсе музыкальной молодежи в Париже. Став студентом консерватории, Плетнев совершенствует свое мастерство у Я. Флиера и Л. Власенко.

В 1978 г. он подтвердил свой ранний успех, получив премию на Международном конкурсе имени Петра Чайковского . Блистательную манеру исполнения молодого пианиста некоторые сочли холодноватой и прагматичной. Действительно, Михаил Плетнев обладает великолепной техникой. Но сам он считает, что нельзя просто читать партитуру, вникая во все нюансы, - исполнитель должен чувствовать «дыхание музыки». Восприятие им музыки во многом определили его родители, видевшие в ней самостоятельный мир переживаний и чувств, наполненный особой духовностью.

Став солистом Московской консерватории, Михаил Плетнев начал стремиться воплотить свою концепцию понимания музыки. Со временем его начали воспринимать как одного из лучших интерпретаторов фортепианного творчества П. Чайковского.

Виртуозность стала одним из качеств Плетнева, причем она настолько спрятана внутри, что интерпретации иногда даже кажутся лишенными внешнего эффекта. Пианист стремится создать завершенную, зрелую концепцию, его отчасти можно даже считать философом, решающим важную нравственную задачу. Только прослушав его исполнение до конца, осознаешь, какой сложный образный ряд представляет пианист.

Понимая, что его исполнительская манера не похожа на игру других пианистов, Михаил Васильевич Плетнев постоянно осваивает новых авторов, практически не ограничивая себя в выборе имен, но предпочтение отдает композиторам XIX в.

Сочетание техники, рационализма и внутренней концепции позволило ему блестяще сыграть «Карнавал» Роберта Шумана . Обычно пианисты сосредотачиваются на отдельных деталях, и редко удается услышать равномерное звучание всего произведения. Переходы Михаила Плетнева настолько незаметны, что авторский замысел доходит до слушателя во всем блеске. Нередко его игра отличается и особым драматизмом.

Не стремясь играть на публику, Плетнев в то же время год от года совершенствовал навыки исполнительского мастерства. Он играл Шопена как своеобразный калейдоскоп ярких миниатюр. Бах также представал в его исполнении как цепочка вариаций, виртуозность исполнения «сгладила» традиционную тяжеловесность и создала ощущение музыки.

Михаил Васильевич Плетнев всегда стремился играть то, что близко ему по мироощущению, в противном случае после первого или второго исполнения пианист редко возвращался к данному произведению. Среди постоянно исполняемых им произведений можно назвать сочинения Бетховена , Чайковского .

Независимо от других занятий Плетнев продолжал постоянно выступать с концертами. Он не прекращал сольные выступления даже в период руководства Российским национальным оркестром. Руководительская деятельность исполнителя показалась многим необычным и даже странным занятием для виртуоза-одиночки. Однако в течение десяти лет, с 1990 по 2000 год, Михаил Плетнев создал работоспособный коллектив с очень интересным репертуаром.

Как и при подборе собственного репертуара, он не стал ограничиваться конкретными программами, составив репертуар из произведений мировой и русской классики, современных композиторов. Он учитывал, что оркестру придется много гастролировать, и поэтому сразу же стал отрабатывать произведения, рассчитанные на разного по степени подготовленности слушателя. Любопытно, что часто в концертах доминировали произведения Чайковского. Но музыкант продолжал удивлять публику своим умением находить необычные и редко исполняемые вещи. Например, сезон 1997 г. открылся концертом, в котором прозвучали «Приглашение к танцу» К. М. Вебера и концерт для скрипки Конюса - произведения, редко звучащие в других коллективах.

Организовывая оркестр, Михаил Плетнев столкнулся со множеством трудностей, в частности, ему пришлось взять на себя и продюсерские обязанности. Совмещение сольной и оркестровой работы оказалось трудным для пианиста, он сам признавался, что в течение долгого времени выполнял обязанности сразу двух человек. Поэтому в 2000 г. он принял решение передать оркестр на четыре года Владимиру Спивакову и заняться только исполнительской деятельностью. Оставшись «почетным дирижером», он сохранил за собой возможность отдельных выступлений с оркестром.

Стремление к освоению нового материала привело Михаила Плетнева к исполнению произведений, предназначенных для хора. Впервые в своем творчестве он обратился к кантатам Танеева. Решающими критериями отбора произведений вновь стали смысловое наполнение, серьезная полифония, особый интонационный и ритмический рисунок.

Интересным оказалось и выступление в рамках фестиваля «Новый век» в мае 2000 года, когда в одном концерте прозвучали партитура №6 Иоганна Баха , соната №32 Людвига Бетховена и четыре скерцо Фредерика Шопена . Критика признала, что пианисту удалось создать «объемное звуковое пространство». Контракты на сольные выступления подписаны Плетневым до 2003 г.

Он занимается и благотворительностью. Стремясь поддержать С. Васюкинского, обладателя первой премии на юношеском конкурсе им. Чайковского, Михаил Васильевич Плетнев отдал ему рояль, провел вместе с ним концерт. Одно время исполнитель занимался преподавательской деятельностью в Московской консерватории, но пока не планирует вести свой класс.

gastroguru © 2017