Во второй день бог сотворил твердь. О сотворении мира

«В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.

И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле... и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Так совершены небо и земля и все воинство их.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И благословил Бог седьмой день, и освятил его...

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». (Быт. 1, 1-31; 2, 1-3, 7-9)

Итак, великолепен был Божий мир, данный в жилище человеку. Роскошна была природа, окружавшая его; щедро рассыпала она перед ним дары свои. Жить и блаженствовать - вот что было назначением человека: для этого-то и вызван он был из небытия Всемогущим, Всеблагим, Всеправедным, а потому и Всеблаженным Богом, восхотевшим разделить Свое блаженство со Своим возлюбленным созданием - человеком.

Вот и причина его создания, а вместе с тем и начало его отношений к Творцу своему. Отношения же эти, получив начало от Безначального и Бесконечного Бога Самого, не будут никогда иметь и своего окончания.

Но все дело в том, что, дав жизнь человеку, Бог дал ему вместе с тем и свободную душу, хотя и созданную по образу и подобию Божию, но свободную по собственной воле направлять свои отношения к Богу и в добрую, и в недобрую сторону.

Как же употребили люди эту данную им беспредельно-возвышающую их свободу? В какие отношения к Богу поставили они себя и состоят?

Проследить историю отношений между Творцом и созданием можно в священных книгах, написанных богодухновенными людьми. Имя этим книгам - Библия, или сказания о жизни людей от их сотворения до воплощения Сына Божия на земле (Ветхий Завет) и от Рождества Спасителя мира, Иисуса Христа, до Его крестной смерти ради искупления употребившего во зло свою свободу человечества (Новый Завет, Евангелие).

Из этого-то священного источника - Божественного Откровения и предлагаются «Библейские рассказы», доступные для ознакомления с историей союза или общения Бога с людьми, которая должна составлять начальную и главную науку человека - ради того, чтобы при сознательном изучении отпадения его от Бога или разобщения его с Богом и вместе с тем неустанного привлечения его Богом к Себе научиться направлять себя к возвращению в потерянный рай - вечное Царство своего Небесного Отца.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

История сотворения мира в Библии известна практически каждому человеку даже не особенно верящему в Господа. Глубина подобных познаний заключается исключительно в силе веры и изучении деталей священных писаний. Некоторые из сведений передаются нам от поколений к поколению. Так например, все мы знаем, что на последний день недели необходимо отбросить все дела и отдыхать.

Творение мира Господом

Обозначения точного года сотворения мира по Библии нет, но есть упоминания о том, что первый человек был создан 7509 лет назад. Так как в данной книге указано на то, что в это же время происходило и сотворение планеты, то можно предположить, что даты очень близки. При чтении данного рассказа, мы познаем о том, что все чудеса Господние были разделены на несколько дней:

  • В первый Он создал свет и отделил его от тьмы.
  • Во второй день Он сделал твердь и назвал ее небом. Поместил его между водой которая была на земле и над ней.
  • Третий день ушел у Него на открытие морей, океанов, прочих вод, а также материков. Еще тогда же Он и сделал весь растительный мир, чтобы как-то положить начало органического мира на поверхности.
  • На четвертый — были произведены два светила небесных, которые стали называться солнцем и луной. После них явились и звезды.
  • Пятый день Он потратил на творение птиц, рыб и пресмыкающихся. а вот всех остальных – сделал на следующий день.
  • Шестой день также ознаменовался и появлением на свет первых людей. Мужчина был сделан по подобию Бога из праха земельного, а вот женщина – из ребра мужчины, чтобы во всем слушаться его и подчиняться. Поселил они их в райском саду, откуда со временем за непослушание были изгнаны.
  • Последний же день Всевышний решил просто отдохнуть и созерцал на то, что у Него вышло.

Вот такое краткое описание 7 дней сотворения мира в Библии может найти каждый.

История сотворения мира и эволюция

Описание данного творения описано в Книге Бытия. Изложение данного факта приписывают Моисею. Именно первое повествование и говорит о сотворении мира по Библии по дням. Данный текст занимает первую и вторую главу книги. Повествование идет в виде описания рабочей недели. Большое количество из нас думает, что последний день – это воскресенье. Но тут многие из нас заблуждаются. В тексте выходным указывается суббота.

Ученные отмечают о том, что земля изначально была не устроенна и пуста. Она была покрыта мраком и для того, чтобы на ней появилась жизнь – должно было пройти еще некоторое время.

Даше необходима помощь

Даше, которая в свои 5 лет не разговаривает, не умеет жевать, ходить, сидеть без поддержки, врачи вынуждены отменить все возможные курсы, оставив только лечебную физкультуру.

В 3 месяца Даша попала в реанимацию, тогда у неё диагностировали синдром Штурге-Вебера. Проявляется он в виде пятна на лице, которое называют "поцелуем ангела". За романтичным названием скрываются двигательные и зрительные нарушения, умственная отсталость, дефицит внимания.
Девочка 12 часов в день проводит в коляске, но обычная коляска не обеспечивает должной поддержки, поэтому семья хотела бы приобрести специальную кресло-коляску Кимба Нео за 199 990 руб.

Если вы хотите, чтобы девочке с такой непростой судьбой было комфортнее жить, вы можете:

Оформить перевод на карту Сбербанка 5336 6900 8575 8219 Юлия С. (сотрудник фонда)
-Воспользоваться сервисами Сбербанка:
-- в приложении для Android написать в поиске "БФ ПОМОЩЬ" или ИНН 7810718515
-- в iOS зайти на сайт Сбербанка через браузер
Перевод с пометкой "Даша"

Но не все ученные придерживались мнения о том, что сотворение мира было делом рук Господа. Атеисты, которые достаточно скептически относятся к данному вопросу. Они сопоставляют сотворение мира по Библии и теорию эволюции и находят в них большие различия. Было проведено большое количество исследовании, которые больше склоняют их к точке зрения о том, что жизнь на земле появилась после некоторых изменений, но никак не Божьего вмешательства.

Они не отрицают возможности чего-то высшего, но вряд ли это каким- то образом влияло на развитие жизни на земле. В естественных науках зарождение жизни на планете имело несколько иное развитие. Именно в связи с большими шагами в сфере познания мира, дискуссия этих двух враждующих лагерей несколько обострилась.

Трения по этому поводу длятся уже не одно десятилетие и будут продлеваться еще на протяжении большого количества времени. Ученные будут отстаивать свою точку зрения, а верующие – будут усиленного утверждать о руке Господа, которую он приложил к данному делу.

Как относится к данному факту – это сугубо личное. Но не стоит забывать, что какими бы знаниями мы не обладали и как далеко не зашел бы прогресс, порой стоит преклонится пред величием чуда Творца.

Пусть хранит Вас Господь!

Процесс сотворения Богом мира считается отправной точкой практически во всех религиях мира. В христианстве на нем держатся основные догматы как христианства, так и иудаизма. В нашей статье мы рассмотрим вопрос, как Бог создал землю в христианской традиции, а также опишем все этапы сотворения мира по дням.

Основной библейской книгой, трактующей создание мира, принято считать Первую Книгу Моисея «Бытие». Ее две первые главы подробно описывают шесть дней создания земли, неба, воды, животного и растительного мира, и в завершении – человека. Помимо этого, упоминания о сотворении мира можно найти в Книге Иова, Книге Притчей Соломоновых, Псалтыре, а также в книгах пророков. Частичные описания сотворения мира есть также в книгах Нового Завета и некоторых книгах Ветхого Завета, которые не считаются каноническими. В нашей статье мы будем упираться на две первые главы «Бытия», созданные Моисеем, который считается основоположником ветхозаветного Пятикнижия.

В Средние Века описание сотворения мира интерпретировали и буквально и небуквально. К примеру, Василий Великий в своем «Шестодневе» писал о действительном сотворении мира в течение шести 24-часовых дней, а богослов Августин утверждал, что понимать сотворение необходимо только аллегорически. В современной теологии отказались от буквального истолкования творения мира в силу многих научных исследований, подтвердивших возраст Вселенной и жизни на Земле реальными цифрами, противоречащими библейским текстам. Общепринято, что сотворение мира и человека – это космогонический миф, который можно интерпретировать лишь с точки зрения художественного написания.

Шесть дней сотворения мира

Итак, как же описано сотворение мира в библейских книгах? Давайте рассмотрим каждый день поэтапно:

  • День 1. В книге «Бытие» начало творения представляет собой создание земли Богом. Земля была пустой, безжизненной, лежащей в бездонной тьме, но на поверхности ее была вода, над которой носился Божий Дух. Увидев, что тьма покрывает все вокруг, Бог создал свет, и отделил его от тьмы, тем самым, создав день и ночь.
  • День 2. Так как земля была безжизненна, Богу потребовалось создать небо, которое в «Бытии» названо «твердью». Воздушное пространство по замыслу Богу должно было отделять воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью, то есть таким образом Бог разграничил околоземное и околонебесное пространство. Была создана атмосфера планеты.
  • День 3. Следующие творения Бога принято называть сушой, морями и растительным миром. Собрав всю воду в определенные места, Бог создал моря, а явившуюся сушу назвал землей. Земля принесла свои плоды: зелень, траву, которая давала семена, плодородные деревья, семена из плодов которых падали на землю и произрастали снова.
  • День 4. В этот день Богом были созданы солнце, звезды и луна. Необходимы были эти «светильники» для управления днем и ночью, а также для определения дней, годов и времен. «Светильники» должны были также по задумке Бога быть проводниками различных знамений.
  • День 5. Чтобы увидеть, как Бог создал мир, достаточно прочитать в «Бытии» описание пятого дня. Он ознаменовался сотворением царства рыб, пресмыкающихся и птиц, которым Бог повелел плодиться и размножаться, наполняя воду и небо.
  • День 6. Последний день сотворения мира был отдан созданию животного мира и самого человека. Когда Богом были сотворены «скот, гады и звери земные», он решил поставить над всем этим свой венец творения – человека. Как Бог создал человека? Он сделал его по образу и подобию своему из земного праха, вдунув ему в лицо Дыхание Жизни. Создав на востоке Рай, он поселил там человека и приказал ему возделывать и хранить Райский сад, дать названия всем животным и птицам. Как бог создавал женщину? Когда человек попросил Бога создать ему помощника, то Бог усыпил его и, вынув из его тела ребро, создал женщину. Человек прилепился к ней своей душою и с тех пор не расставался никогда.

Таким образом, в течение шести дней задумал и сотворил Бог землю, животных и людей. Седьмой день Бог благословил как выходной, в который по христианской традиции не стоит заниматься физическим трудом, а нужно посвящать Богу.

Небо и землю .

Земля первоначально была безводна и пуста (неустроенна) . Тьма была над бездною; и дух Божий носился над водою.

Бог дал устройство миру вещественному в шесть дней Словом Своим.

В первый день Бог создал свет.

Бог сказал: «да будет свет»; и стал свет. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро: день один .

Во второй день Бог создал твердь, или видимое небо.

Бог сказал: «да будет твердь посреди воды». И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом .

В третий день Бог отделил воду от земли и создал собрания вод на земле, сушу и растения.

Бог сказал: «да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями . Потом сказал Бог: «да произрастить земля зелень , траву, сеющую семя , и дерева плодовитые ». И произвела земля зелень, траву и дерева.

В четвертый день Бог создал светила небесные: солнце, луну и звезды.

Бог сказал: «да будут светила на тверди небесной». И стало так .

В пятый день Бог сотворил животных пресмыкающихся, рыб и птиц.

Бог сказал: «да произведет вода пресмыкающихся , душу живую, и птицы да полетят над землею по тверди небесной». И сотворил Бог рыб, и животных пресмыкающихся, и всякую птицу. И благословил их , сказав: «плодитесь и размножайтесь».

В шестой день Бог создал животных четвероногих, живущих на суше.

Бог сказал: «да произведет земля душу живую, скотов, гадов и зверей земных». И стало так.

Наконец в шестой же день Бог сотворил человека, мужчину и женщину.

По сотворении мира, Бог воззрел на все, что он создал, и увидел, что все хорошо весьма.

В седьмой день Бог почил от всех дел своих , благословил день седьмой и освятил его, то есть назначил, чтобы разумные твари в этот день особенно прославляли Его. (.)

Сотворив мир, Бог стал промышлять о мире, то есть хранить его и управлять им. Такое действие Божие называется промыслом Божиим. Посему Бог называется Вседержителем и Царем неба и земли.

Сотворение человека. Рай земной. Заповедь Божия. Имена животных. Сотворение жены. Благословение Божие мужу и жене

Бог при самом сотворении человека благоволил показать Особенное Свое попечение о нем. Прежде сотворения человека был совет между Богом Отцом, Сыном Божиим и Духом Святым. Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему И по подобию Нашему , и да владычествует он над рыбами Морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею». После сего совета Бог сотворил человека по образу своему . Бог создал тело человека из праха земного , и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою.

Для человека Бог насадил рай (прекрасный сад) в Эдеме , на востоке ; и произрастил в нем всякое дерево приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла . И поселил Бог человека в этом раю с тем, чтобы он возделывал его и хранил.

И заповедал Бог человеку: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь; потому что в день, в который вкусишь от него, умрешь» .

И сказал Бог: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

Бог привел к человеку всех животных, чтобы он дал им имена. Человек нарек имена животным , но для него не нашлось помощника подобного ему.

Навел Бог на человека крепкий сон и, когда он уснул, Бог взял одно из ребер его, из этого ребра создал жену и привел ее к человеку. Тогда человек сказал: «вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо она взята от мужа . Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть ".

Бог благословил мужа и жену и сказал им: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». И назначил Бог в пищу людям траву с семенем и плоды дерев , а зверям, птицам и пресмыкающимся – зелень травную.

Адам и жена его были наги и не стыдились . (.)

Грех прародителей и последствия его. Суд Божий и обетование о Спасителе. Наказание за грех

Прежде человека Бог сотворил бесплотных духов, которые называются Ангелами, то есть вестниками Божиими.

Один из этих светлых духов ложно вообразил себя равным Богу, возгордился, не стал повиноваться Богу и возмутил против Бога многих других духов. Возмутившихся духов, которые сделались злыми духами, Бог лишил света и блаженства и низверг с неба. Главный из них называется диаволом и сатаною .

Диавол позавидовал блаженству людей и захотел погубить их. Однажды жена была близ запрещенного дерева познания добра и зла. Диавол вошел в змея, который был хитрее всех животных, и сказал ей: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте плодов ни от какого дерева в раю»? Жена отвечала: «плоды с дерев мы можем есть; только плодов дерева, которое среди рая, Бог сказал, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Искуситель сказал жене: «нет, не умрете; но знает , что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И увидела жена, что это дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз, и что привлекательно это дерево, потому что дает знание, и она взяла плодов его и ела; также дала мужу своему, и он ел. Тогда у них обоих открылись глаза, и они узнали, что они наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания.

Когда наступила вечерняя прохлада дня, услышали они голос Бога, ходящего в раю, и скрылись между деревьями. Бог воззвал к Адаму: «где ты»? Он отвечал: «я услышал голос Твой в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог спросил его: «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть»? (Бог спрашивал человека, как бы незнающий, чтобы расположить его к раскаянию) Адам, думая сложить часть своей вины на жену, даже на самого Бога, сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод с этого дерева, и я ел». Бог спросил жену: «что ты это сделала»? Жена сказала: «змей обольстил меня, и я ела».

Тогда Бог произнес такой суд на искусителя, на жену и на мужа.

Он сказал змею: «за то, что ты сделал это, проклят ты. Будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту».

Этими словами Бог сказал змею: «ты будешь низким, презренным и ненавистным животным »; – сказал диаволу, который был в змее: «ты будешь вечно мучиться в удалении от Бога; у тебя будет постоянная борьба с людьми; Семя жены, Спаситель, Который родится от Пресвятой Девы, победит тебя совершенно, а ты сделаешь Ему ничтожное зло ». Эти слова Господа в горестном состоянии согрешивших, но каявшихся во грехе, прародителей были первою утешительною, радостною вестью, первоевангелием о Спасителе.

Жене Бог сказал: «ты в болезни будешь рождать детей; будешь иметь влечение к мужу твоему, и он будет господствовать над тобою».

Адаму сказал: «за то, что ты послушал голоса жены твоей, и ел от дерева, от которого Я запретил тебе есть, проклята земля за тебя ; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе, и ты будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб (до пота будешь трудиться, чтобы приобрести хлеб), доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят. Ты прах, и в прах возвратишься».

Адам, веря обещанию Божию, что от жены произойдут все люди, которые будут жить на земле, и Сам жизнодавец, Спаситель, нарек имя жене своей: Ева (жизнь).

Чтобы люди тверже помнили и верили, что придет на землю Спаситель и прольет кровь Свою за грехи их, Бог повелел им приносить Ему в жертву животных. Жертвы эти должны были прообразовать крестную жертву Иисуса Христа.

Чтобы люди не вкушали более плодов дерева жизни, Бог изгнал их из сада Эдемского, поставил у него Херувима и пламенный обращающийся меч, чтобы охранять путь к дереву жизни. ( гл.)

Обещав грешным людям Спасителя, Бог стал постепенно приготовлять их к принятию Его, а люди для спасения своего должны были веровать в обещанного Спасителя и ожидать Его. Это приготовление Богом людей к принятию Спасителя и спасение их верою и обещанного Богом Спасителя называется Ветхим Заветом (древним, старым союзом Бога с людьми).

Православная издревле считает от сотворения мира до Рождества Христова 5508 лет. Это число лет от сотворения мира до Рождества Христова принимали отцы пятошестого собора (Деян. Соб. т. XVII, р. 123). Такое летосчисление основывается на греческом переводе Библии, сделанном 70 толковниками. Посему здесь годы от сотворения мира считаются по летосчислению 70 толковников, как оно означено в русском переводе Библии

О существе и существенных свойствах Божиих Божественное откровение сообщает нам такое понятие: Бог есть Дух вечный, неизменяемый, вездесущий, всеведущий, премудрый, всеблагий, который дает всем столько добра, сколько кто принять может, всеправедный, всемогущий, вседовольный и всеблаженный. Как чистейший Дух, Бог не имеет тела и ничего вещественного в Себе

Небо и земля, вместе взятые, обыкновенно означают целое творение Божие. В этом месте под небом, основываясь на толковании блаженного Августина, святого Григория Богослова и святого Иоанна Дамаскина, разумеют небеса небес, мир невидимый, духовный и жилище блаженных, а под землею – первоначальное вещество, из которого потом Бог создал мир вещественный (Запис. на кн. Быт. М. Ф., Начерт. Биб. Ист. М. Ф. Догм. Богосл. М. Макария, § 64)

Землею здесь названо вещество видимого мира вообще. Эта первоначальная земля, то есть всеобщее вещество мира, была, по свидетельству книги Бытия, безвидна и пуста (по русскому переводу), невидима и неустроенна (по славянскому переводу), была нечто пустое и ничтожное, изумляющая пустота (по некоторым другим переводам). Это значит, что первоначальное вещество мира не имело определенных качеств, видов и форм. Далее в книги Бытия это же вещество названо бездною, потому что занимало собою необъятное пространство, не разграниченное разнообразием вещей, и названо водою, потому что не имело никакой твердости и постоянных образов, и в этом отношении приближалось к свойству жидких веществ. (Зап. на кн. Быт. Начерт. Биб. Ист.)

Полагают, что вместе с созданием света последовало некоторое движете в первосозданном веществе, подобно тому, какое ныне примечается в телах небесных, разделившее вещество на множество частей и отделившее светлое вещество солнца от вещества темных тел небесных, то есть планет. Первый период сего движения, вместе с предшествовавшим ему мраком, составил то, что в Святом Писании в первый раз названо вечером и утром, и днем не только первым, но единым, и как бы единственным. В первый день мира, равно и в следующие два дня, те действия, которые ныне производит солнце, производил первосозданный неустроенный свет, занимавший часть небесного пространства, то есть та масса светлого вещества, из которого в четвертый день Бог создал солнце. (Начерт. Библ. Ист. Запис. на кн. Бытия М. Ф.)

Во второй день Бог разделил воды твердью. Можно думать, что то были воды, содержавшие в себе вещество темных тел небесных, то есть планет, которые теперь, плотнее сложась около своих центров и заключась в постоянных пределах, оставили более удобопроницаемое для света пространство, или твердь. Твердь же означает у священного писателя не только воздушное небо, которое носит облачные воды, но и звездное, на котором в продолжение творения поставлены и утверждены на определенных друг от друга расстояниях светила. (Начерт. Библ. Ист. М. Ф.) Впрочем, на повествование книги Бытия о первых двух днях творения мира существуют и другие толкования. В виду различных толкований библейского повествования о сотворении Богом мира, должно помнить, что творение мира есть тайна, которую мы, по слову Апостола, разумеваем верою (.), что достоверность Святого Писания простирается далее пределов нашего разумения (блаженный Августин)

Вода по своей плотности и тяжести занимает средину между воздухом и землей, поэтому при первоначальном образовании земного шара, естественно, должна была покрывать всю поверхность его. Но, по слову Творца, одни части земной поверхности понизились, а другие поднялись, вследствие этого вода собралась в низменный части земной поверхности, а возвышенный части земной поверхности осушились

Низшие породы растений, не имеющие ни листьев, ни цветов, ни плодов, каковы: водоросли, лишаи, мхи

В четвертый день созданы светила, по всей вероятности, через совершенное сосредоточение в определенных местах и чрез совершенное образование масс светящегося вещества, с утверждением для этих небесных тел постоянных законов и круга деятельности (Начерт. Биб. Ист. Запис. на кн. Быт.)

Собственно – многородящих, под которыми разумеют животных микроскопических, насекомых, животных, живущих в воде, и земноводных

Растения появились на Земле раньше, чем Солнце на небе, а рыбы и птицы - раньше наземных организмов. Библейское понятие «род» соответствует линнеевскому. Новейшие данные науки подтверждают сотворённость нашего мира.

Разделение суши и вод. Сицилия, XII век

День первый (сотворение Космоса, света).

После сотворения мира ангелов Бог создал Землю и Космос, «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною». Над тёмным бесформенным веществом прозвучал глагол Творца: «Да будет свет». Земля осветилась прекрасным днём Божиим. Первозданный свет наполнял пространство, но он исходил не от Солнца или другого светила, их пока не было.

«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Свет и тьма стали чередоваться. «И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

День второй (создание тверди).

Бог создаёт твердь - воздушное пространство над Землёй. «И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй».

Атмосфера - непременное условие для жизни, она необходима для дыхания организмов и защиты от жёсткого космического излучения. Без атмосферы мы не видели бы радующего глаз голубого небосвода: даже днём небо зияло бы чернотой и ослепляло палящим солнечным светом.

День третий (явление суши и сотворение растительной жизни).

Вся Земля была покрыта водой, и сказал Господь: «Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так». Материковая земная кора возвысилась и освободилась от воды.

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое». И произошло новое чудо - на Земле появилась жизнь. Зазеленели земные просторы, покрылись лесами и лугами. «И был вечер, и было утро: день третий».

День четвёртый (создание светил небесных).

Господь создаёт из первосотворённого вещества Вселенной небесные светила: Солнце, Луну и звёзды. И сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи<...> И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды<...> И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый».


Создание светил. Сицилия, XII век

С этого дня чередование дня и ночи определяется уже не пульсациями первозданного света, а восходами и закатами Солнца. Поскольку Бог творил всё совершенным. Луна появилась не ущербной, но полной, а продолжительности дня и ночи были равны. Жизнь мира началась с полнолуния, в весеннее равноденствие.

С 1 марта 5508 г. до Р.Х. (по старому стилю) ведётся православная пасхалия. Соотношение периодов обращения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли таковы, что их взаимное расположение возвращается к исходному каждые 532 года, и с этим периодом пасхалия повторяется. Как совпало равноденствие с полнолунием в первые дни мира, так они совпали в последний раз и в 1940 г. по Р.Х., спустя 14 циклов по 532 года.

Святитель Иоанн Златоуст, обращая наше внимание на то, что растительность была сотворена в третий день, а Солнце - только в четвёртый, указывает причину: для того чтобы мы не подумали, что Солнце производило день и что растения своим происхождением обязаны не Творцу, а небесному светилу.

День пятый (сотворение водных организмов и птиц).

По творческому слову Создателя вода производит живую душу (живые организмы). «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её». К пресмыкающимся в Писании отнесены все организмы, которые перемещаются, касаясь брюхом земли, а к птицам - все обитатели воздушной стихии (в т. ч. насекомые), объединённые Божиим даром полёта.


Сотворение водных организмов и рыб. Сицилия, XII век


Библейское понятие рода вошло в классификацию организмов, произведённую в XVIII в. шведским исследователем Карлом Линнеем и взятую за основу современными учёными. Систематизацию биологических видов Линней рассматривал как отражение Божественного плана сотворения.

Создание существ «по роду» означает также преемственность поколений, сохранение в них основных видовых признаков и невозможность трансформации одних организмов в принципиально другие. Вот как об этом писали богопросвещённые святые отцы.

Святитель Афанасий Великий : «Каждая созданная вещь по роду, в собственной сущности своей, какою сотворена, такою есть и пребывает».

Святитель Василий Великий : «Природа коня делает преемником коню, льва - льву, орла - орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих преемствах, продолжает до скончания Вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств животных. Напротив того, природа их, как недавно созданная, протекает вместе со временем».

: «Начальный вид живых существ воспроизведён на будущее время последующими поколениями данной природы».

: «Всякая рыба и птица, и всякий гад, какими были несколько тысяч лет назад, такими и остаются ныне с теми свойствами, какие получили от Творца в начале».

Сотворение животных было не преобразованием материи (как появление суши, звёзд), а в полном смысле чудом Божиим, подобным сотворению первобытного вещества (в Библии также употреблён глагол бара , означающий творчество, доступное только Богу). Животные состоят из химических элементов земли, но они живые, имеют душу, хотя и смертную.

«И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый». 

День шестой (создание животных на суше и человека).

Подобно сотворению водных существ и птиц Господь создаёт и обитателей суши. «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (гады - змеи, ящерицы и пр.).


Сотворение мира. Италия, XIII век


Созданная планета была прекрасна, не хватало лишь венца творения - человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они<...> над всею землёю», - сотворению человека предшествовал Совет Пресвятой Троицы («сотворим»). Здесь вновь употреблён глагол бора, что свидетельствует о чудесном появлении первого человека, о том, что он не произошёл от какого-либо прежде него сотворённого животного. Человек - высшее создание Божие, принципиально иное в сравнении с бессловесными тварями.

«И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

О продолжительности дней творения. Развитие во второй половине XIX в. эволюционных идей вступило в противоречие с библейским повествованием о сотворении мира. С распространением идей биологической эволюции возникли и укрепились представления о длительных периодах развития материи. Сначала в связи с позицией Дарвина эволюция понималась как направленный Богом процесс развития изначально сотворённых организмов. Затем, с отходом общества от Бога, эволюцию стали понимать как историческое саморазвитие материи, доказывающее отсутствие Создателя. В умах людей роль Творца заменил «всемогущий» естественный отбор.

Казалось бы, для согласования библейского Сотворения мира с эволюционными представлениями учёных достаточно отождествить библейские дни с геологическими эпохами: дни-эпохи появления Земли, жизни в воде, затем жизни на суше. Но если принять, что мир появился в результате эволюции, тогда под чудесным созданием мира из ничего придётся понимать Большой взрыв Вселенной, под сотворением животных - самоорганизацию бездушной материи, под сотворением человека из земли - эволюцию обезьяны. Тогда получится, что не было ни Адама, ни Евы как личностей, а было эволюционирующее стадо обезьян. Приняв идею эволюции, с необходимостью придётся считать, что смерть и тление были в мире ещё до грехопадения Адама. Но в Писании сказано: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Под «хорошо весьма» святые отцы согласно понимали в том числе отсутствие смерти и тления в первозданном мире, которых не будет и по всеобщем воскресении.

Святитель Иоанн Златоуст : «Как тварь сделалась тленною, когда тело твоё стало тленным, так и когда тело твоё будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственно ему».

Преподобный Симеон Новый Богослов : «Определение Адаму смерти и тления стало законом естества, вечным и неизменным».

Блаженный Феофилакт Болгарский : «Грех и смерть вошли в мир через одного человека Адама, и опять же одним Человеком, Христом, устранены». 

Преподобный Григорий Синаит : «Текучая ныне тварь не создана первоначально тленною, но после грехопадения подпала тлению».

Святитель Лука Симферопольский : «Дарвинизм, признающий, что человек посредством эволюции развился из низшего вида животных, а не является продуктом творческого акта Божества, оказался только предположением, гипотезой, уже устарелой и для науки. Эта гипотеза признана противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида».

Можно ли считать биологическую эволюцию научным фактом, ради согласования с которым необходимо изменить наше понимание Библии? Современные биологи всё чаще отводят эволюции скромное место одной из неподтвердившихся гипотез. Приведём основные факты, отвергающие идею эволюционного появления органического мира.

1. Отсутствие доказательств возможности развития живого из неживого . Учёным-эволюционистам не удалось даже приблизиться к решению проблемы возникновения первых живых существ. Чрезвычайная сложность макромолекул (белки, ДНК), гениальность устройства и функционирования самых простых одноклеточных форм жизни исключают случайное появление живого. Бездушной материи свойственно лишь разрушаться, но не совершенствоваться. Научно разработанные непротиворечивые гипотезы самозарождения жизни отсутствуют.

2. Гипотеза о возможности трансформации одних биологических видов в принципиально другие опровергнута открытиями генетиков . В конце XX столетия русские генетики академики Ю. П. Алтухов, Ю. Г. Рычков, Л. И. Корочкин открыли явление генетического мономорфизма (Госпремия РФ 1996 г.). Это основополагающее научное достижение раскрыло тайну стабильности видов. Оказалось, что характерные признаки вида как уникального образования контролируются генами, которые не могут изменяться (мономорфны), они составляют до 70-80 % генома. Мономорфные гены настолько важны для жизнедеятельности, что любые, даже малейшие изменения в них, летальны для организма. Оставшиеся 20-30 % генов изменчивы (полиморфны), их вариации обеспечивают адаптацию к природным условиям. Полиморфные гены могут быть одинаковыми у совершенно разных видов, но виды чётко различаются наборами мономорфных генов. Это открытие опровергает основное положение гипотезы эволюции о способности видов к значительной трансформации, так как все возможные вариации ограничены группой близких видов.


Заслуженный профессор МГУ академик РАН Ю. П. Алтухов, один из авторитетнейших учёных мира по проблеме вида и видообразования, заключает, что «места для дарвинизма и неодарвинизма как научных теорий не остаётся, а ответ на вопрос, кто же создал жизнь во всём её удивительном многообразии, мы находим лишь в одном месте, в Книге Бытия».

3. Одно из основных положений гипотезы эволюции - о генетической изменчивости популяций - оказалось неверным . Академики Ю. П. Алтухов и Ю. Г. Рычков доказали генетическую стабильность популяций, их неспособность к эволюции видов. Популяции генетически устроены так, что ревностно, вплоть до своей гибели, сохраняют характерные признаки вида.

4. Отсутствие палеонтологических доказательств эволюции. Гипотезу эволюции нельзя считать научно подтверждённой, поскольку нигде в геологических пластах мы не видим, как существа одного вида массово и постепенно превращаются в существ другого вида . Среди необъятного множества ископаемых останков отсутствуют истинно переходные формы. Самые простые животные - губки, черви, кишечнополостные - в отложениях появляются сразу оформленными, а необходимые переходные формы от них к рыбам, от рыб к земноводным и рептилиям, а от тех к птицам и млекопитающим не обнаружены.

Не прослеживается происхождение человека от древних обезьяноподобных предков. Люди появляются в истории планеты неожиданно и сразу развитыми. Среди самых древних каменных инструментов обнаружены культовые орудия - самые первые люди имели религиозные представления и были уже развитыми. Генетики доказали, что всё современное человечество происходит, по всей вероятности, от одного мужчины и одной женщины (учёные назвали их Y-хромосомный Адам и митохондриальная Ева).

5. Открытия в палеобиологии не оставляют времени на эволюцию . К удивлению учёных, обнаружилось, что в костях динозавров и прочих древних организмов ещё не распались такие нестойкие белки, как гемоглобин, сохранились клетки костного мозга, эритроциты, прозрачные гибкие кровеносные сосуды. Приписывание этим органическим структурам миллионов лет противоречит и опыту учёных, и целому ряду достоверных научных фактов.

Учёным удаётся оживлять бактерии, выжившие в спорах в состоянии консервации в породах мезозоя (согласно эволюционной биологии, 100- 250 млн лет назад). Но функциональность бактериальной ДНК может сохраняться не более сотен или нескольких тысяч лет! Открытия палеобиологов существенно поколебали веру многих учёных в привычные уже миллионы лет существования жизни на Земле, так необходимые для идеи биологической эволюции. Причём, бактерии, восставшие из глубин мезозоя, ничем не отличаются от современных, которые должны были бы значительно измениться за сотни миллионов лет предполагаемой эволюции.

6. Гипотеза о медленном и постепенном формировании земных недр, запечатлевшем эволюцию, опровергнута целым рядом исследований . Учёные всё больше убеждаются в том, что толща осадочных пластов с останками организмов формировалась не постепенно, а катастрофически быстро. Согласно расчётам авторитетного профессора геологии С. И. Романовского, реальное время осадконакопления составляет всего 0,001-0,0001 % от приписываемых этим пластам миллионов лет. Если умножить предполагаемый эволюционистами 1 млрд лет существования жизни на Земле на 0,001-0,0001 %, то мы получим 1-10 тысяч лет - вполне библейский возраст планеты.

Оценивая положение в науке к концу XX столетия, вице-президент Российской академии наук академик В. Е. Фортов сказал: «Факты, которые накопили в последнее время разные научные дисциплины, ставят под сомнение казалось бы незыблемые теории прошлого, такие как дарвинизм, теория самозарождения жизни на Земле, общепринятое начисление геологических эпох. Последние данные палеонтологии и антропологии обнаруживают поразительно много общего с основными положениями Библии».

В Книге Бытия для дней творения употреблено древнееврейское слово йом , основное его значение - день, но иногда оно может обозначать период, продолжительность которого определяется контекстом. В Книге Бытия события подаются так, чтобы показать удивительную скорость творения, его чудесность, там нет и намёка на возможность понимания дней творения как продолжительных периодов. Поэтому под днями Сотворения мира правильнее понимать обычные сутки. Вот как учили об этом святые отцы.

Святитель Амвросий Медиоланский : Моисей «не предвосхищал запоздалого и медлительного творения из стечения атомов, а хотел выразить непостижимую скорость деяния».

Преподобный Ефрем Сирин : «Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновение ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцати часов».

Святитель Иоанн Златоуст : «Во мгновение ока сотворил Он всех скотов и зверей: и льва, и медведя, и быка, и коня, и сколько других полезных и годных на служение людям! Такова мудрость Создателя! Всё сотворил Он в шесть дней: свет, небо, землю, море, солнце, луну, звёзды, горы, морских и земных животных».

Святитель Афанасий Великий : «Каждая из звёзд и каждое из великих светил явились не так, чтобы одно было первым, а иное вторым<...> Из тварей ни одна другой не предшествовала, но всё созданное произведено вдруг в совокупности одним и тем же повелением. Так положено начало бытию четвероногих, птиц, рыб, скотов и растений».

Святитель Василий Великий : «Да произрастит земля. Краткое сие повеление тотчас стало великою природою и художественным образом, быстрее нашей мысли произведя бесчисленные множества растений».

«Вышло повеление, и тотчас реки производят и озёра рождают свойственные себе и естественные породы; и море чревоболезнует всякого рода плавающими животными».

«И бысть вечер, и бысть утро, день един. Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня».

Преподобный Иоанн Дамаскин : «От начала дня до начала другого дня - одни сутки, ибо Писание говорит: И бысть вечер, и бысть утро, день един».

Святитель Филарет Московский : «Шесть дней творения не означают собственно<...> такого продолжения времени, в которое бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворённых в начале неба и земли».

Праведный Иоанн Кронштадтский : «Он говорит, и слово Его тотчас же становится многовидным и многоразличным бытием».

Таким образом, Книга Бытия говорит именно о шестисуточном творении мира. Для создания многообразного растительного и животного мира Всемогущий Бог не нуждался в эволюции тварей, не нуждался Господь и в миллионах лет, для природы было достаточно Его творческого повеления.

День седьмой

После сотворения мира в шесть дней, на седьмой день Господь «почил<...> от всех дел Своих». Глагол «почил» употреблён в том смысле, что окончилось создание новой твари. Но не прекратились дела Промысла Божия - попечение о мире, мудрое руководство нашей жизнью.

gastroguru © 2017