Дзен буддизм — Энциклопедия буддизма. Смотреть что такое "Дзен" в других словарях В чем смысл философии дзен

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Со словом «дзен» у многих из нас возникают ассоциации с Востоком. Мы все чаще встречаем его в современных научно-популярных и художественных произведениях, фильмах, сериалах, в лентах соцсетей, названиях статей.

Предлагаем вместе разобраться: что значит «поймать дзен»? В статье ниже мы поговорим о том, что такое дзен, как мы «познаем» его с точки зрения обычного человека, далекого от восточной культуры, а также с точки зрения восточной философии.

Что есть дзен?

Но для начала человеку нужно принять несколько истин и обязательно понять их, пропустить через себя:

  • Любой подвержен желаниям, привязанностям, а значит – страданиям.
  • Они существуют из-за законов причинно-следственной связи, проще говоря, любое событие в настоящем – это карма за поступки в прошлом.
  • Желания и привязанности преодолимы.
  • Отказавшись от крайностей – полного аскетизма и праздной, безнравственной жизни – можно обрести счастье и свободу.


Чтобы постичь дзен, нужно работать над собой: путем медитаций отказаться от суетности окружающей природы, созерцать собственный дух, успокоить ум, погрузиться внутрь себя – на поиски Дао или частички внутреннего Будды.

В практике дзен для этого используются весьма нестандартные методы. Так, например, наилучшей медитацией можно считать монотонную работу. Такой работой может быть даже мытье посуды, главное – выполнять ее не для достижения цели, а для самого процесса.

Другой часто используемый инструмент, позволяющий выйти за грани «разумного» – заставить ученика отказаться от обычного, «непробужденного» мышления и перейти к интуитивному, природному, – это коан.

Коаном в дзен-буддийской практике называют задачи, упражнения, вопросы, которые парадоксальны, абсурдны по своей сути, но помогают ученику покинуть границы абстрактной мысли. Он, спустя продолжительное время созерцания, должен прийти к решению, постижению состояния дзен.

Примером коана могут быть вопросы:

  • Знаешь ли ты звук хлопка одной ладони?
  • Как ты выглядел, когда твои родители еще не появились на свет?


Дзенская традиция видит внутренний свет человека и помогает ему вырваться наружу, освободившись от оков физического тела. Постичь его значит познать любовь, свободу и спокойствие.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам познать самим на практике, что это такое – «поймать дзен».

Ответ на вопрос о том, что такое дзен, должен знать каждый человек, начинающий знакомство с буддизмом. Это понятие формирует сильную личность, способную на разумный анализ своих поступков и созерцание их со стороны. Целью этого процесса должно стать истинное .

Дзен – что это?

В буддизме существует несколько ключевых принципов – таких, как вера, стремление к самоопределению и уважение природы. Большинство буддийских школ имеют общее понятие о понимании того, что такое энергия дзен. Они считают, что она раскрывается в таких аспектах, как:

  1. Знания и мудрость, передающиеся не на письме, а от учителя к ученику во время личного общения.
  2. Таинство Дао – безымянного источника существования земли и неба.
  3. Отрицание усилий по осознанию дзен: считается, что чем больше силишься его понять, тем быстрее он удаляется от сознания.
  4. Множество способов постичь дзен: на протяжении всей истории человечества дзен передается совершенно бессознательно от человека к человеку через эмоции, прикосновения, шутки.

Что такое дзен-буддизм?

Дзен-буддизм – важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, процесс формирования которой завершился в Китае в V-VI веках. У себя на родине, а еще во Вьетнаме и Корее он по сей день остается самой популярной монашеской формой религии. Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен» - философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем. Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии. Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

Дзен и Дао

Оба направления произошли из одного учения, поэтому различия между ними минимальны. Дао никто не сможет выразить словами, потому что оно выражает естественность человеческого существования. Дзен-состояние же абсолютно реально, но его совершенно точно можно описать. В основных книгах учения - работах мудрецов, комментирующих коаны и сутры, эти знания и хранятся.


Дзен-буддизм – основные идеи

Глубина и сила этого учения поражает, особенно если человек лишь начинает знакомство с ним. Не представляется возможным до конца понять, что означает дзен, если отрицать тот факт, что пустота – настоящая суть и цель просветления. Это учение опирается на природу ума, которую невозможно выразить словами, но можно осознать. Его основные принципы:

  1. По своей натуре каждый человек равен Будде и он может открыть в себе просветляющую основу.
  2. Состояние сатори можно достичь только через полный покой.
  3. Получение отклика от своего , который находится внутри человека.

Коаны дзен-буддизма

Коаны – короткие поучительные истории или диалоги, схожие с сурами Корана. Они раскрывают сущность вопросов, возникающих как у новичков, так и у опытных религиозных последователей. Коаны дзен создавались с целью придать психологический толчок ученику, мотивировать его. Ценность каждого из таких рассказов раскрывается в его решении:

  1. Мастер задает ученику коан, для которого он должен найти правильный ответ. Каждое утверждение делается с целью вызвать у неопытного последователя буддизма противоречие.
  2. Находясь в медитативном или близком к нему состоянии, ученик достигает сатори – просветления.
  3. В состоянии самадхи (единства познания и познающего) человек понимает, что такое настоящий дзен. Многие считают его близким с ощущением катарсиса.

Дзен-медитация

Медитация – особое психо-физическое состояние человека, которого проще всего достичь в атмосфере глубочайшей тишины и сосредоточенности. В буддистских монастырях необходимости в предварительной подготовке к погружению в нее не было, потому что члены общин изначально ограждали себя от всяких соблазнов. Монахи отвечая на вопрос о том, что такое дзен-медитация, говорят, что это ощущение чистого сознания без содержания. Достигнуть его можно, выполнив следующую очередность действий:

  1. Сначала нужно сесть на полу, лицом к стене, подложив под ягодицы подушку или сложенное в несколько слоев одеяло. Его толщина не должна помешать принять удобную устойчивую позу. Одежда для медитации подбирается свободная, чтобы не стеснять движения.
  2. Для удобной посадки рекомендуется принять или полулотоса.
  3. Следует закрыть глаза и абстрагироваться от проблем и мыслей.
  4. Когда пустота заменит ментальный шум, появится чувство ни с чем не сравнимой расслабленности и удовлетворенности.

Что значит «постичь дзен»?

Желающий найти ответ на интересующий его вопрос обращается к этой восточной технике, как правило, находясь в отчаянии. Он стремится познать дзен после того, как простые способы разрешения дилеммы были исчерпаны. Для некоторых этот процесс представляет собой своеобразный пост с воздержанием от еды, взаимоотношений с противоположным полом и активной трудовой деятельности. Большинство же буддистов придерживаются более традиционных способов осознания тонкой материи дзен:

  1. Следование советам первых учителей буддизма. Они рекомендовали сохранять покой даже в сложных ситуациях и отречься от жизненных неприятностей.
  2. Нахождение источника зла. Если религиозного человека одолевает череда неудач и проблем, то он должен искать причину превратностей судьбы в себе или своих врагах.
  3. Пересечение границ классического мышления. Правила дзен гласят, что человек слишком привык к благам цивилизации, чтобы познать свою сущность. Ему нужно выйти из зоны комфорта, чтобы услышать голос души.

Дзен-буддизм - книги

Каждая религиозная школа и методика научного познания имеет свои литературные труды, позволяющие понять его концепцию даже неискушенным новичкам. Философия дзен также предполагает знакомство с целой библиотекой книг, в которую входят:

  1. Коллектив авторов с комментариями Алексея Маслова «Классические тексты дзен» . В одну книгу вошли работы первых наставников чань-буддизма, которые затрагивают все сферы человеческой жизни – как в древности, так и в современной жизни азиатских стран.
  2. Сюнрю Судзуки, «Сознание дзен, сознание начинающего» . Она раскрывает содержание бесед опытного наставника с его американскими учениками. Сюнрю удалось не только осмыслить, что такое дзен, но и научиться сосредотачиваться на главных целях.
  3. Вон Кью-Кит, «Энциклопедия дзен» . Книга посвящена трудностям понимания бытия, простейшему уяснению его закономерностей и понятий. Путь дзен, по мнению автора, завершается мистическим опытом переживания Абсолюта – вспышки постижения вне времени и пространства.
  4. Тит Нат Хан, «Ключи дзен» . Работа японского автора содержит исключительно комментарии к сутрам и коанам южного буддизма.
  5. Миямото Мусаси, «Книга пяти колец» . Воин Мусаси 300 лет назад написал монографию об управлении государством, людьми и собственными эмоциями. Средневековый вехтовальщик считал себя учителем дзен, поэтому книга написана в формате беседы с учениками-читателями.

В этой статье описаны основные правила, принципы и философия Дзен-буддизма.

Существует множество направлений различных религий. У каждого из них есть свои школы и основатели, учителя и традиции. Одно из таких учений — это Дзен. В чем его сущность и какие характерные черты? Ответ на этот и другие вопросы ищите в статье.

Учение Дзен: направление какой религиозной философии?

Учение Дзен: направление религиозной философии под названием буддизм

Дзен — это неточное название религии, претерпевшее изменения уже в наши дни, и это не совсем религия. Сначала эту философию называли Дзэн. В переводе с японского Дзен означает: 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань . Это слово переводится, как «правильно мыслить» , «сосредоточиться внутренне на чем-либо» .

Учение Дзен — это направленность религиозной философии от Будды. Оно следует наследию Махаяны, которое зародилось в Поднебесной и после этого о нем узнали на всем Дальнем Востоке (Вьетнам, Корея, Япония). Но последователи считают, что Дзен — это философия именно японского буддизма, которую привезли в эту страну из Китая в двенадцатом веке.

Что такое Дзен-буддизм: определение, основные идеи, суть, правила, принципы, философия



После 12 века традиции японского и китайского Дзена находили свое место в жизни отдельно друг от друга, но до сегодняшнего дня они сохранили единство и обрели свои особенности. Японский Дзен преподается в нескольких школах - Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

  • Слово Дзэн своими корнями уходит в санскритско-палийскую эпоху «дхьяна/джхана».
  • Китайцы раньше произносили «дзэн», как «чань».
  • Японцы произносили правильно «Дзэн», так название и звучание этого слова дошло до наших дней.
  • Сейчас Дзен — это популярная философия и практика буддийской направленности.
  • Преподается эта философия в школах-дзен. Существует еще и иное официальное название этой религии — «Сердце Будды» или «Ум Будды». Правильными считаются оба варианта.

Основные идеи и суть учения Дзен заключаются в следующем:

  • Дзэну невозможно научиться . Учителя подсказывают только пути, благодаря которым последователь может достичь просветления.
  • Стоит отметить, что мастера этой религии не употребляют в своей лексике «достигать просветления» . Правильно будет так: «прозреть и увидеть свое собственное «я»», чтобы изменить себя в лучшую сторону.
  • Невозможно указать один путь для всех, так как каждый человек индивидуален — со своими представлениями о жизненных позициях, опытом и условиями проживания. Человек должен найти свой вход, не подменяя сознание специальным выполнением практических занятий или следованием идеям.
  • Человеческий язык, образы и слова бессмысленны. С их помощью невозможно достичь прозрения. Такое состояние станет доступным благодаря традиционным дзен-методическим указаниям и даже раздражителям извне — резкому воплю, сильному удару и так далее.

Принципы Дзен-буддизма заключаются в четырех истинах:

  1. Жизнь — это страдание . Когда человек это поймет, он будет воспринимать все как должное. Люди несовершенны и мир не идеальный. Если вы хотите достигнуть Дзен, то это нужно принять. Будда это узнал и принял. Он понял, что человеку во время жизни приходится пережить многое: страдания, болезни, лишения, неприятные ситуации, горе, боль.

Следующие 3 истины заключаются в желаниях:

  1. Желание привязанности. Будда утверждал, что главная причина психоэмоционального расстройства — это привязанность к своим желаниям. Если не можем что-то получить, то нам и жизнь не мила. Но не стоит из-за этого злиться и раздражаться, нужно принять.
  2. Окончание страданий. Если избавиться от привязанности к желаниям и освободиться от мук, то разум очистится от тревог и беспокойства. Это душевное состояние на санскрите называется нирваной.
  3. Прохождение пути к окончанию страданий . Нирваны достичь просто, если вести размеренную жизнь. Следуйте Восьмеричному пути, который представляет собой самосовершенствование в своих желаниях.

Учитель должен видеть свою природу, чтобы научить этому своих учеников. Кроме этого он должен увидеть реальное состояние ученика. Только так мастер сможет дать правильные советы и указания к толчку пробуждения.

Философия Дзен-буддизма состоит из учения о трех ядах. Именно из-за них появляются в жизни человека все неприятности, терзания и заблуждения. К такому злу стоит отнести следующее:

  • Человек не понимает свою природу — ум замутнен, присутствует постоянное беспокойное внутреннее состояние и даже проявляется тупость.
  • Присутствует отвращение к конкретным ситуациям, вещам — представление чего-либо, как самостоятельное зло, жесткие взгляды на жизнь.
  • Непомерная привязанность — к чему-то приятному, цепкость за ненужные вещи в этой жизни.

Поэтому правила Дзен-буддизма гласят:

  • Успокой свой ум . Будь спокойнее, не нервничай по пустякам, чтобы жизнь протекала умиротворенно и слажено.
  • Освободись от жестких взглядов. Поймите, что зло человек создает вокруг себя своими руками. Если мы будем по-другому смотреть на жизнь, то и все вокруг нас поменяется.
  • Освободитесь от привязанности . Поймите, что хорошего понемногу, иначе жизнь потеряет вкус и яркие краски. Не должно быть неутолимой жажды к приятному. Все хорошее в меру.

Ученикам даются разные советы, но такие, чтобы они были понятны конкретному человеку. Например:

  • Занимайтесь медитацией, чтобы усмирить и успокоить свой ум. При этом старайтесь и следуйте всем советам учителя.
  • Не старайтесь достичь умиротворения и просветления, а отпускайте все, что происходит вокруг вас.

Последователи практики Дзен много занимаются медитацией в положении сидя и выполняют простую работу. Это может быть выращивание каких-то культур в горах или обычная уборка. Основная цель — это успокоить свой ум и объединить мысли. Затем прекращаются самовзбалтывания, исчезает помутнение разума (мастера Дзэн считают, что у современных людей у всех помутнен разум) и стабилизируется беспокойное состояние. После просветления легче видеть свою природную сущность.

Японский и китайский Дзен: это одно и то же?



Японский или китайский Дзен

Японский и китайский Дзен — это одно и то же, но со своими характерными отличительными особенностями.

Чань-буддизм — китайцы так называют религию Дзен . Многие последователи в начале своего пути не могут понять чань-буддизм. Кажется, что это что-то недостижимое, иррациональное и даже мистическое. Но прозрение Дзен наделяется универсальными характерными чертами.

Влияние Дзен на культурное наследие Японии заставляет признать эту школу важной и актуальной в изучении идей дзен-буддизма. Она помогает раскрыть пути развития философии и мысли.

Психологические аспекты, психотерапия Дзен-буддизма: практика



Психотерапия Дзен буддизма

Для достижения сатори человек не должен сидеть просто под деревом Бо и ждать снисхождения, просветления. Выстраиваются особые взаимоотношения с мастером и проводится конкретная система процедур. Поэтому важны психологические аспекты и психотерапия Дзен буддизма, чтобы освободить личность для духовного развития.

  • Многие психологи используют в своей практике основы Дзен буддизма.
  • Особенно хорош тот психолог, который окрылен идеями Дзен и знаком с ними не понаслышке.
  • Люди сложные по своей натуре. Кто-то обладает навязчивыми идеями отомстить другому человеку, другой стремится быстрее попасть в будущее или, наоборот, тревожится о том, что может произойти, а третий поглощен своим прошлым.
  • Человек может сам повторять действия, которые причиняют ему неприятности, но на подсознании и в словах, он хочет вырваться из этого круга.

Психология Дзен показывает, что все эти пристрастия и фиксации мешают жить и переживать настоящее. Настоящий и правильный Дзен-путь приведет к просветлению и правильному осознанию человеком бытия.

Дзен-буддизм, как философия и искусство жизни: примеры



Дзен буддизм — философия и искусство жизни

Главная цель Дзен-буддизма — это достижение просветления или сатори. Для европейцев такая философия и искусство жизни, как Дзен — это что-то недостижимое. Но в этом учении нет ничего сверхъестественного. Это обычные навыки, которые отточены мастерами Дзен до совершенства.

Вот примеры такого искусства жизни:

Наставник разговаривает со своим учеником:

- Утверждаешься ли ты в истине?
- Да, мастер.
- Что ты делаешь для своего воспитания?
- Я ем, когда я голодный, и ложусь спать, когда я уставший.
- Но так делает каждый человек. Получается, что ты не воспитываешь себя, а живешь так же как и все люди?
- Нет.
- Почему?
- Потому, что при употреблении пищи они заняты не едой, а отвлекаются на разговоры и другие посторонние предметы; когда они отдыхают, они не погружаются в сон совсем, а видят много снов и даже переживают эмоции во сне. Поэтому они не такие как я.

Объясняя этот пример-притчу, можно сказать, что обычные люди испытывают постоянный страх и смешанные чувства неуверенности в себе, а также живут в не настоящем, а иллюзионном мире. Люди думают, что они испытывают вкус и что-то чувствуют, а не действительно переживают все эмоции.

Еще один пример философии Дзен раскрывает другая притча:

Мастер данного учения рассказывает о себе: «Когда я еще не познал Дзен, реки для меня были реками, а горы — горами. С первыми знаниями Дзен реки перестали быть реками, а горы — горами. Когда я полностью постиг учение и сам стал учителем, реки снова стали реками, а горы — горами» .

Это свидетельство того, что после просветления то что здесь и сейчас начинает восприниматься по иному. Мы принимаем тени за правдоподобные вещи, а находясь в это время в темноте, невозможно познать свет. Для Дзена важно, чтобы человек познал себя изнутри, а не своим умом. Дзэн должен проникнуть в глубину человеческой души и его существа.

Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен?



Среди людей можно услышать: «Познал Дзен» . Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен? Это означает: «состояние постоянной медитации» и «абсолютный невозмутимый ум» . Но если человек об этом говорит и даже утверждает, что он знает что такое Дзэн, то он живет обманутым. Узнать суть Дзена дано только избранным людям и учения этой философии построены так, что человек не будет о себе говорить в таком ключе.

Состояние Дзен — это спокойствие изнутри, светлый ум и душа. Дзен внутри человека — это невозмутимость. Человека, который познал Дзен, невозможно вывести из равновесия. Кроме этого он может самостоятельно помочь своему оппоненту обрести внутреннее спокойствие.

Как достичь состояния Дзена?

Вход в состояние Дзена — это вовсе не игра. Последователь сосредотачивается на своей обыденной жизненной позиции. Чтобы достичь состояния дзена, должно быть все вокруг в соответствии.

  • Гармоничность во всем — это самое главное.
  • Вы уверены и знаете, что можете этого достичь.
  • Все проблемы вокруг пропадают , особенная энергетика наполняет окружающий мир. Появляется что-то идеальное, помогающее решать проблемы.
  • Ваше умение соответствует поставленным задачам — все гармонично получается. У людей, которые знакомы со спортом, такой миг называется «быть в зоне». В науке такой процесс называется «потоком».
  • Вы должны почувствовать себя как во сне . В «потоке» теряется время и сознание. Вы словно растворяетесь во всем вокруг. Ребенку легче входить в состояние Дзена, взрослым — сложнее. Они понимают определение времени. Но маленькому человеку с его неустойчивой психикой сложнее вырваться обратно в быстротечность, поэтому для ребенка состояние Дзена может быть опасным.

Когда вы погрузитесь в состояние Дзена, вы поймете, что не нужно ничего планировать. Именно привычка намечать разные планы «душит» творчество в каждом из нас. Нет ничего более пробуждающего и тонизирующего, чем быть в «потоке», специально созданными своим разумом «зоне» или «белом моменте».

Что такое Дзен медитация?



Дзен медитация — это медитативная техника расслабления от Будды. Она самая популярная техника в мире — это сердце буддийского учения. К преимуществам Дзен медитации стоит отнести следующее:

  • Обучение хорошей концентрации
  • Возможность самопознания
  • Получение спокойствия и радости
  • Улучшение здоровья
  • Появление сила воли
  • Увеличение внутренней энергии

Предупреждение: Если вы все сделаете правильно, то внутри вас произойдет эмоциональная буря. Такое состояние может наблюдаться через несколько дней или недель практики. Ваши подавленные эмоции поднимутся вверх — в сознание. В этот момент важно не бороться с ними, а дать возможность выплеснуться. После этого наступит умиротворенность, ясность ума и радость.

Техника выполнения Дзен медитации:



Существует две основных техники Дзен медитации: промежуточной и расширенной:



Две основных техники Дзен медитации

Совет: Не пытайтесь искусственным путем осознать тайну Дзен. Не зацикливайтесь на вдохе и выдохе. Самое главное будет происходить между этими процессами: раскроются тайны Вселенной, вы познаете себя и так далее. Просто правильно медитируйте и все произойдет естественным путем.

Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, отличие, особенности

Касательно понимания Дзен-буддизма стоит отметить, что если пытаться понять, то это будет не Дзен-буддизм. Человек должен постигнуть действительность в том как она есть. Если говорить об отличиях Дзен-буддизм от буддизма, то разницы нет никакой, так как такая практика и есть буддизм. Все практики буддизма делятся на:

  • Саматхи — успокоение ума и тела, понимание покоя и умиротворенности.
  • Випассану — позволяет наблюдать за появлением феноменов ума. Человек открывает что-то новое для себя в чувствах, мыслях, эмоциях.

Все практики буддизма помогают уму избавиться от страданий, освободиться от неправильных взглядов, взрастить правильное мировоззрение. Просто Дзен помогает приобрести важные элементы правильного мышления и образа жизни, устранив разрушение ума. Не нужно следовать правилам, важно понять мироустройство. В буддийской практике нет правил, предположений, гипотез. Если человек научится постигать Дзен, то он избавится от заблуждений и будет жить в спокойствии и умиротворении.

Символы Дзен-буддизма и их значение: фото

В буддизме, как и в Дзен-буддизме много разных символов. Но в Дзен самым важным и значимым считается Энсо — круг просветления и свободы. Такой символ Дзен-буддизма делают в виде татуировок, рисуют на стенах домов, особенно в Китае и Японии, и украшают его изображением интерьеры.

Энсо означает просветление, силу, изящность, пустоту, вселенную . Сам круг — это непрерывные кармические перерождения, а внутренне пространство — знак освобождения от жизненных тягостей.



Символ Дзен-буддизма

Этот символ может изображаться с цветком лотоса внутри, как свидетельство того, что человек стал белее, величественнее и неотделимым от природы — умиротворенной и спокойной.



Символы Дзен-буддизма с лотосом

На самом деле в круге Энсо можно изображать символы или даже Будду. Это все равно будет иметь правильно значение Дзен — просветление, очищение и умиротворение.

Коаны Дзен-буддизма: примеры

Коаны Дзен-буддизма — это небольшие повествования с вопросами и диалогами. Они могут не иметь логики, но будут понятны человеку, который хочет познать Дзен. Цель коана заключается в создании психологического импульса для ученика, который должен понять и достичь просветления. Это своего рода притча, но коан не нужно переводить или понимать, он служит к пониманию истинной реальности.

Вот примеры коанов:



Коаны Дзен-буддизма: примеры

Коан Дзен-буддизма: пример

Коан Дзен-буддизма

Не пытайтесь понять Дзен-буддизм. Он должен быть внутри вас, это истинная ваша сущность. Практикуйте самодисциплину, познавайте радость существования, верьте, принимайте и тогда вы сможете постигнуть Дзен и принять его в себя.

Видео: Беседа с Джинен-Мастером Дзен об истинне и медитации

Дзен - это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении. Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад. Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как "непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты".

Считается, что истина дзен живет в каждом из нас. Нужно просто заглянуть внутрь и найти ее там, не прибегая к посторонней помощи. Практика дзен останавливает любую мыслительную деятельность при помощи концентрации мысли на том, чем вы заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.

Жизнь в стиле дзен

- Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?
- Все потому, что я не прекращаю практику дзен.
- Дзен – что это?
- Ничего особого. Познать дзен – это просто. Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать - сплю. А в остальном - следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.
- Но разве не все делают то же самое?
- Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть - ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать - ты пытаешься решить все мировые проблемы. Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю. У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.

Задача для практикующего дзен-буддизм - увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.

Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет. Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно. Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.

Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.

Что такое дзен? 10 правил дзен-буддизма для достижения гармонии

- Будьте внимательны ко всему, что вы делаете в настоящий момент . Если вы моете чашку, мойте чашку. Вкладывайтесь на 100% разумом и сердцем в то, чем занимаетесь прямо сейчас, и тогда вы достигнете по-настоящему хороших результатов. Ум всегда будет острым и свежим, если вы научитесь концентрироваться на настоящем моменте. Это несложно, надо просто напоминать себе о том, чтобы быть внимательным. Когда вы едите, осознавайте вкус и фактуру пищи – кстати, так очень легко похудеть, потому что вы больше не будете автоматически съедать лишнего. Когда спускаетесь по лестнице, сосредоточьтесь на спуске, не думайте о бумагах, которые ждут вас в офисе, или о человеке, живущем в другом городе. Монахи практикуют медитацию при ходьбе, – они осознают, как их ступни касаются или отрываются от земли. Отличный способ избавиться от мыслей – слушать свое дыхание. А когда такая внимательность войдет в привычку, ваш КПД возрастет в несколько раз. Вы научитесь легко сосредотачиваться, ни на что не отвлекаться. Станете великим переговорщиком, тонко чувствующим собеседника. И вообще, в работе вам не будет равных. (Но для вас, дзенствующего, амбиции не имеют значения.)

- Действуйте, а не только рассуждайте . Вот настоящий секрет успеха. На Востоке слова без практики не имеют цены: мастерства можно достичь, если каждый день класть кирпичи, но не чтением книг об этом. Бодхидхарма просил своих учеников сжигать писания, чтобы они не становились рабами слов вместо того, чтобы практиковать учение, выраженное словом. Знание – это карта, на которой указана конечная цель, но, чтобы ее достигнуть, нужно самому пройти весь маршрут.

- Совершайте прямые действия . Многочасовые раздумья на тему "что будет, если…" – это не про дзен. Он простой, прямой и непосредственный. Поэтому, если вы хотите что-то сказать или сделать, просто скажите или сделайте, не усложняя. Например, обнимите отца со словами: "Знаешь, папа, я очень тебя люблю". Или скажите начальнику, что вам нужно повысить зарплату. (Или обнимите начальника со словами: "Знаешь, папа, тебе нужно повысить мне зарплату".)

- Расслабьтесь . Это самое приятное в повседневном дзен. Правда, если мир иллюзорен, стоит ли напрягаться? Зачем беспокоиться, если события нельзя изменить? А если можно – беспокоиться тем более не о чем. Позвольте себе немножечко пожить, как трава, поплыть по течению… Примите себя и свои проявления: недостатков не существует, это люди их придумали. Вы совершенны. И перестаньте себя за все укорять. Укоряя себя, вы укоряете божественное начало, Абсолют в себе, как будто он может быть несовершенен. Это все равно что упрекать луну за то, что она недостаточно желтая, а солнце чересчур горячее.

- Отдыхайте . Используйте тихие мгновения, возникающие в течение дня, как время самонаблюдения и спокойствия, медитации или непродолжительного сна. Даже молодым людям пойдет на пользу короткий послеобеденный отдых. Выучите какое-нибудь из упражнений цигун или научитесь дышать животом. Созерцайте что-нибудь приятное. Не забывайте перезаряжать внутренние батареи.

- Слушайте свое сердце . Каждый раз обращайтесь к нему, когда принимаете важное решение. Дон Хуан предупреждал: если у твоего Пути нет сердца, он убьет тебя. Перестаньте заниматься тем, что вам не нравится, и займитесь любимым делом. Если до сих пор вы не выбрали Путь, вспомните о своих мечтах. О самых сокровенных детских желаниях. Может, это как раз то, что вам сейчас нужно?

- Принимайте вещи такими, какие они есть . Приспосабливайтесь к ним. События происходят так, как происходят, а мы делим их на плохие и хорошие вместо того, чтобы взглянуть на факты прямо. Знаете, все что угодно может стать источником конфликта, угрозы или насилия. Но может – сострадания, любви и радости. Все зависит от угла зрения. Наблюдайте за жизнью и двигайтесь согласно ее течению: это поможет вам жить и развиваться.

- Будьте открыты . Слушайте людей не только головой, но всем сердцем, и не ради того, чтобы продолжить свой монолог, когда возникнет пауза. Воспринимайте новые идеи и принципы независимо от того, каким умудренным и опытным вы себя чувствуете. Откройтесь навстречу переменам и неожиданным возможностям – иногда то, что кажется отклонением от пути, оказывается кратчайшей тропой к вашей цели. Продолжайте искать новых друзей, не отгораживайтесь от незнакомцев – кто-то из них может изменить вашу жизнь и оказать огромную помощь.

- Находите смешное в повседневной жизни . Дайте волю своему чувству юмора, не относитесь ко всему слишком серьезно. Серьезность – это способ сделать простые вещи сложными. Почитайте руководство для начинающего медитатора: "Вас подставили. Вас кинули на все ваши бабки до цента. Все деньги – иллюзия. У вас ничего нет. И не было". Или: "Не бойтесь остаться наедине с собой. Вы не кусаетесь".

- Просто будьте . Войдите в свое чистое существование без границ. Дзен не содержит ничего, что сковывает человеческую природу. Среди историй о дзене есть такая: ученик приходит к Учителю и просит показать ему путь к освобождению. "Кто же тебя неволит?" – спрашивает Учитель. "Никто", – отвечает ученик и тут же достигает просветления.

Дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на - «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) - одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V-VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. Укрепившись в XII веке в Японии и став одной из влиятельных школ буддизма. Это учение о просветлении, чья философия больше всего приводит к освобождению и полному просветлению, без лишних слов, а более прямо и практично.

Дзен зародился от соединения ведического знания с даосским, в результате чего вышло уникальное течение, которое отличается необычайным естеством, красотой и жизненностью, парадоксальностью и простотой. В виде текста в этом учении присутствуют коаны, являющиеся притчами-загадками без логически аргументируемого ответа. Они парадоксальны и абсурдны на первый взгляд обывателя. Мировоззрение и философия Дзен очень тесно переплетается с кодексом чести воина. Много канонов Бусидо – кодекс чести самурая, основывается на этом мировоззрении. Более чёткое определение Бусидо даётся в этом высказывании:
Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до, «путь воина») - кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII-XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно оформилось в XVI-XVII вв. уже как кодекс самурайской этики. Взято из Википедии

История происхождения до наших дней

Считается, что Дзен зародился в Японии, это так, только до того как возникнуть в Японии, в Китае в V-VI веках н.э. зародилось учение Чань, принесённое из Индии, которое в Китае слилось с Даосизмом. Первым патриархом, согласно общепринятой официальной версии, был Бодхихарма, в Китае известен как Дамо, проживающий в 440–528 или 536 г.г. н.э. Соль учения Бодхихармы сводится в «безмолвном просветлении в созерцании» и в «очищении сердца через два проникновения и четыре действия». Проникновения - это два пути, применяемые адептом параллельно: внутренний, заключающийся «созерцанием своей истинной природы», и внешний проявляющийся через дела, в сохранении спокойствия ума при любых действиях и в отсутствии стремлений, что легло в основу Дзен в Японии в XIIвеке, а ранее вьетнамская школа тхиен (VI век) и корейская школа сон (VI-VII века).

Четыре действия проявляющиеся в проникновении через дела:

    Не испытывать ни к кому ненависти и отказаться от дурных действий. Адепт знает, что после подобных поступков приходит расплата (бао), найти и постигнуть источник зла, избегать озабоченности по поводу жизненных трудностей.Следовать карме в нынешних обстоятельствах. А обстоятельства созданы мыслями и действиями в прошлом, которые в будущем исчезнут. Следовать с полным спокойствием по своей кармеНе привязываться к предметам и явлениям, не иметь стремлений и целей, ведь именно они и есть причина страданий. «Все вещи пусты и нет ничего в них хорошего, к чему бы стоило стремиться».Иметь гармонию с Дхармой и Дао. В Дхарме нет живых существ и она свободна от законов бытия. В Дхарме нет «я», она свободна от ограничений личности. Если адепт понимает и верит в это, его поведение соответствует «жизни в гармонии с Дхармой» Гармония с Дхармой подразумевает также избавление от плохих мыслей и совершения добрых поступков без их обдумывания.

Итак, после Китая это учение распространилось по всей восточной Азии. Где они развивались в основном самостоятельно до сих пор. Так сохраняя единую сущность, они приобрели свои характерные черты в учении и практиках.

Дзен в Японии

Предварительный этап

В 653 году монах Досё приехал из Японии в Китай, изучать философии Йогачары у мастера Сюань-цзяна. В скорости под воздействием Сюань-Цзяна Досё стал адептом Дзен, и по возращении на родину, возродил школу Хоссё, последователи которой стали также исповедовать Дзен.

В 712 году в Японию приехал наставник, практиковавший Чань северной школы Шэнь-Сю. По приезду он способствовал налаживанию тесных связей между школами Кэгон и Винайна.

В IX веке Японию посетил учитель Чань школы Линьцзи И-кьюн, по приглашению императрицы Такибаны Какико. Сначала он обучал императорский двор, затем стал настоятелем храма Дэнриндзи в Киото, построенный для учения Дзен. Вопреки этому учение не стало распространённым, по причине отсутствия решительных действий от самого И-кьюн и через время он снова уехал в Китай. Это был период застоя Дзен в Японии и некоторых фактов угасания Буддизма в целом.

Расцвет Дзен-буддизма

Храм Дзен

Ситуация поменялась в XII – XIII в.в. В Японии появился Эйсай, с детства практикующий аскетизм будучи монахом в храме тэндайской школы. Впервые посетив Китай, в 1168-ом году, Эйсай был ошеломлён Чаньским учением. После этого он обрёл убеждение, что подобное учение поможет возродиться его нации духовно. В 1187 году Эйсай посетил второй раз Китай, эта поездка увенчалась получением «печати просветления» * от учителя Сюйань Хуайчана школы Линьцзи линии Хуань-луна.

В Японии после этого события Эйсай очень активно начал развивать дзенское учение. Он начинает пользоваться поддержкой некоторых представителей высших властей и вскоре становится настоятелем храма Кэнниндзи в городе Киото, который принадлежал школам Сингон и Тэндай. Здесь он активно начал распространять учение школы. Со временем Дзен в Японии стал самостоятельной школой и крепко закрепился. Более того, Эйсай посадил возле храма семена чая, привезённого из Китая, и написал книгу о чае, в которой описал все известные ему сведения о чае. Таким образом он основал традицию японской чайной церемонии.

Дзен занимал высокое положение в Японии, вследствие поддержки императора, тогда этим учением увлеклись члены самурайского рода Ходзё. Сёгун Ходзё Токиёори (1227-1263) помог приехать в Японию значительному количеству учителям, достигнув при жизни сам большого сатори *.

Кликните по изображению для полного просмотра фото

Продолжение следует

gastroguru © 2017