Башкин Матвей Семёнович. Феодосий косой Смотреть что такое "Башкин, Матвей Семёнович" в других словарях

Наряду с этим господствующим течением в духовной жизни русского общества на поверхность ее выбирались струи, которые шли вразрез с ним и производили как бы водовороты в сознании русского общества. К таким явлениям надо отнести ереси Матвея Башкина, Феодосия Косого , игумена Артемия. Эти ереси показывают, что не все русские люди того времени склонны были сосредоточиваться в убеждении правости и спасительности национального православия, что некоторые способны были к анализу и критике основных его догматов и к смелым построениям религиозных истин в совершенно новом направлении.

Великим постом 1553 года к попу Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Семенович Башкин и, не ограничиваясь обычным покаянием, вступил с ним в беседу о вере. Беседа эта продолжалась на подворье у попа и в доме самого Башкина. Башкин своими речами привел в великое смущение священника. Между прочим он говорил: весь закон Христов содержится в словах: «возлюби ближнего своего, как сам себя, а мы де Христовых рабов у себя держим; Христос всех братьею нарицает, а у нас де на иных и кабалы, на иных беглыя, а иных нарядные, а на иных полныя; а я де благодарю Бога моего, у меня де что было кабал полных, то де есми все изодрал, да держу своих добровольно». Матвей поучал попа, что обязанность священников «посещати нас почасту и о всем наказывати, как нам самим жити и людей у себя держати, не томити». Боясь, как бы не попасть в беду от таких собеседований, Симеон сказал о недоуменных вопросах Башкина и развратном им толковании апостола товарищу своему, известному священнику Сильвестру, а тот доложил об этом царю. Башкина схватили и поручили допросить его двум старцам Иосифо-Волоколамского монастыря. Башкин сначала не хотел признаваться ни в какой ереси, но затем его постиг гнев Божий: начал он страшно бесноваться, извешивать свой язык и кричать разными голосами. Пришедши в разум, он услышал страшный глас Богородицы, приказывавший ему во всем сознаться и выдать своих единомышленников. Башкин и сделал это письменно. Из посланий митрополита Ма-кария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаем, в чем состояла ересь Башкина и его последователей: 1) «Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают; 2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют; 3) святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор - сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть; 4) божественные плоти Христовы воображение и Пречистые Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют; 5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха; 6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют; 7) вся божественная писания баснословие наричют, апостол же и евангелие не истинно излагают». Легко видеть, что Башкин и его товарищи прониклись крайними протестантскими идеями, распространявшимися тогда по всей Европе. Сам Башкин признался, что «злое учение он принял от литвина Матюшки, оптекаря, да Ондрюшки Хотеева - латынников». Так и Русь не осталась без влияния реформационных идей эпохи. Впрочем, это влияние было уничтожено в самом же начале энергичными мерами. По соборному определению, Башкин и его товарищи, два брата Борисовы, посажены были в пожизненное заключение. Матвей Башкин оговорил в ереси между прочим Феодосия Косого. Феодосий Косой был беглый дворовый человек одного московского боярина, постригшийся в монахи в Белозерском монастыре. О его учении мы узнаем из полемических сочинений, написанных против его ереси монахом Зиновием Оттенским («Истины показание к вопросившим о новом учении», «Послание многословно») и другим неизвестным автором. Из этих свидетельств видно, что учение Косого было развитием тех самых радикальных взглядов, которые ранее распространялись жидовствующими. Феодосий учил, что Бог един, а не троичен, что Иисус Христос, основатель религиозного общества, не есть Бог; подобает духом поклоняться Богу, а не внешним образом; вся внешняя церковь с ее иерархией, таинствами, богослужениями и учреждениями представляет из себя позднейшее человеческое предание и измышление. Феодосий советовал в храмы не ходить, ибо они кумирницы, молебнов не петь, молитвы у священников не требовать, не каяться к ним и не причащаться от них, ладаном не кадиться, на погребение не отпеваться, по смерти не поминаться; кресты и иконы сокрушать, ибо они суще идолы; святых на помощь не призывать и мощам их не поклоняться, постов не соблюдать, писаний отеческих не читать. Истинное христианство состоит не в делах внешней набожности, а единственно в исполнении заповеди Иисуса Христа о любви к ближним. Не признавая Иисуса Христа Богом, Феодосий признавал его, однако, Божиим посланником, который вместо Ветхого Завета установил свой Новый Завет. Иисус Христос отменил обряды, предписал поклоняться Богу духом, а на место обрядов дал новую нравственную заповедь о любви к ближним, как к самим себе. В своем религиозном свободомыслии Феодосий доходил до признания, что люди всех вер - одно у Бога: и татары, и немцы. Нет никакого сомнения в том, что за подобное учение Феодосий дорого бы поплатился, если бы, схваченный и посаженный в заключение, он не спасся бегством в Литву в 1554 году.

В связи с делом Башкина вскрылось, что религиозное вольнодумство в протестантском духе охватило у нас довольно значительное число людей и не отпадавших прямо от православия. Наиболее интересным из них является игумен Троицкого монастыря Артемий. Башкин и разные другие лица показали на него, что он отрицательно относился к иконному поклонению, проповедовал, что, чего не написано в евангелие и апостоле, того и содержать не нужно, не проклинал новгородских еретиков, хвалил латинян, не хранил поста. Троицкий келарь свидетельствовал, что Артемий говорил: петь панихиды и обедни по умершим нет пользы, этим они не избудут муки. Монах Игнатий показывал, что Артемий смеялся над поющими акафисты: - только и знают выкрикивать: «таки Иисусе, таки Иисусе; радуйся, да радуйся». По всем данным, Артемий представлял довольно распространенный у нас тип критиков существующего порядка, которые не идут далее разговоров и острых слов, оставаясь служителями этого порядка. И Артемий был не один. В том же Троицком монастыре четыре монаха были изобличены, как ученики Артемия; затем в ереси обвинялись: монах Савва Шах, монах Соловецкого монастыря Иосаф Белобаев, епископ рязанский Кассиан и некоторые другие. Артемий со своими единомышленниками был осужден собором в 1554 году и послан для заключения в Соловки. Из Соловков он бежал, однако, в Литву и здесь, раскаявшись в своих заблуждениях, писал полемические сочинения против Феодосия Косого с товарищами и против местных еретиков. Розыски о еретиках продолжались и в последующие годы, до 1557 года включительно. Неизвестно только, к каким результатам они привели.

Ереси Башкина, Феодосия Косого и других не породили у нас на Руси могучего реформационного движения, как породили аналогичные учения на западе. Но во всяком случае они показывают, что и в XVI веке Русь не была так изолирована духовно от запада, как это может показаться с первого взгляда. Главнейшие духовные течения запада просачивались и в нашу Русь; и у нас появлялись критики-обличители признанного порядка, выступавшие со смелыми религиозно-философскими построениями на началах рационализма.

В середине XVI века спокойствие церкви вновь было нарушено, «прозябе ересь и явися шатание в людях». Это новое проявление религиозного свободомыслия в прямой связи с ересью жидовствующих не стоит и в основе его лежат совершенно иные социальные мотивы; однако, известную идейную преемственность к религиозному брожению конца XV века за ним все же отрицать нельзя. Как у жидовствующих, так и в новых проявлениях ереси мы имеем дело с христианским рационализмом, основывающимся на критическом толковании т. н. священных писаний, но элементы независимой светской мысли проявляются как там, так и здесь весьма слабо.

«Шатание в людях» несомненно существовало в течение всех пятидесяти лет, протекших со времени казни последних «жидовствующих» до появления новых еретиков; оно только не выходило наружу и оттого не оставило заметных следов в истории. Чистой случайностью было то, что один из многих «шатающихся» русских людей Матвей Семенович Башкин, может быть, неуравновешенный и беспокойный человек по своей натуре, наткнулся на доносчика-попа, вздумавшего на обнаружении ереси построить свое возвышение в церковной иерархии. Иначе ересь Башкина и его друзей могла бы остаться скрытой.

Судя по всему, Башкин был человек по-тогдашнему образованный. Он принадлежал к привилегированному сословию («боярский сын»), но добровольно отказался от сословных прав. Почувствовав социальную неправду, он стал искать путей к ее исправлению. Его мысль естественно обратилась к вопросам религии и здесь заблудилась. «Неудобные словеса о божестве», в которых его обвинили, были, в сущности, только сомнениями, но не отрицанием. Впрочем, и в этих сомнениях он не до всего дошел своим умом. Во время следствия над ним выяснилось, что «совращен» он был двумя «латинниками», из которых один оказался действительно иноземцем, литвином по национальности и по профессии аптекарем, а другой, по имени Андрей Хотеев, вероятно был русским. О них, впрочем, больше ничего не известно.

В великий пост 1554 года Матвей Башкин пришел к священнику московского благовещенского собора Симеону с просьбой «поновить» его, т.-е. исповедать. Как выяснилось затем, исповедь была только предлогом завязать прения о вере и «посрамить» невежественного в богословских вопросах попа. Может быть, Башкин хотел также и «просветить» своего духовника, научить его «истинной» христианской вере, потому что в заключение беседы он весьма проникновенно говорил о высоком призвании духовных пастырей.



Не удовольствовавшись первой беседой, Башкин является к Симеону на дом, а затем приглашает его к себе. «В душе его было какое-то волнение - говорит H. Костомаров, у которого мы, главным образом, заимствуем фактические сведения о Башкине {Н. И. Костомаров. «Исторические монографии и исследования», кн. I, т. I, стр. 240, ср. его же «Русская история в жизнеописаниях», I отд., вып. 2, СПБ, 1874, стр. 448.}, - жажда добра, стремление перелить слово в дело; в то же время он был недоволен тем, что вокруг себя мало находил приложения евангельских истин к жизни». Он требовал, чтобы духовенство подавало мирянам примеры кротости и человеколюбия. В числе многих сомнений, вызванных в нем чтением священного писания, главное место занимает вопрос о кабальной зависимости крестьян. Владение людьми, по его мнению, стоит в прямом противоречия с евангелием. В апостоле написано, - говорил он, - что весь закон содержится в словах: возлюби ближнего своего, как самого себя. Вместо этого среди людей наблюдается взаимная вражда. Они поедают друг друга. Мы держим у себя рабами таких же христиан, как и мы. А Христос всех называет братьями. Сам Башкин всех своих рабов отпустил на волю, изорвав кабальные записи. «Держу людей у себя, - пояснял он, - добровольно; хорошо ему у меня - он и живет, а не нравится - он в праве итти, куда хочет». Духовенство обязано следить за тем, чтобы неправды не было и особенно учить тому, как держать у себя людей, чтобы все было по справедливости. И самого Симеона Башкина обличал в том, что он слишком занят суетой мирской, не знает от нее покоя и вовсе не заботится о душах своих прихожан.

Естественно, что поп Симеон в таких речах усмотрел разврат и соблазн. Так же посмотрело на дело и то духовное начальство, к которому Симеон обратился, тем более, что о вольномыслии Башкина неясные слухи ходили и ранее. Донесли царю и формулировали донос с полной определенностью: Башкин, мол, и его соумышленники превратно толкуют сыновнюю сущность Иисуса христа («испражняют владыку нашего христа, непщуют сына божия быти»), умствуют неподобающе о преславном таинстве евхаристии, о литургии, о церкви и вообще о всей православной вере. Видимо, сомнения Башкина, которые он, уверенный в полной своей правоте, не постеснялся представить царю, показались последнему невинными, хотя духовенство авторитетно разъяснило, что это самая настоящая ересь, потому что Башкина сначала не тронули. И только когда в дело вмешался митрополит Макарий следствию был дан ход по-настоящему. Вместе с Башкиным были арестованы братья Григорий и Иван Борисовы и еще два человека, оставшихся неизвестными, - Игнатий и Фома по имени.



Как водится, был созван собор. Председательствовал на нем митрополит Макарий. Заседала вся знать духовная: один архиепископ, пять епископов и много «честных» архимандритов, «преподобных» игуменов и «священных» протопопов. «Еретиков» обвиняли в том, что они утверждали неравенство христа со отцом и духом, т. е. отрицали его божественность, что считали хлеб и вино причастия простыми продуктами потребления, отрицая таинственное превращение их в тело и кровь, что затем отвергали церковь, поклонение иконам, покаяние, предания жития святых и деяния святых соборов, и «даже дерзали сомневаться в действительности евангельских и апостольских событий». Сначала обвиняемые начисто от всего отперлись, уверяя в полном признании ими всех положений православия. Тогда сам царь православный начал их «премудре испытывати». Руками ли присяжных палачей, или собственными царскими руками производилось это премудрое испытание, из современных известий не видно, но эффект не заставил себя ждать. Башкин «богопустным гневом обличен бысть»: в течение многих часов говорил он непонятные и страшные вещи, а когда «в разум прииде», признал все, в чем его обвиняли, и назвал своих сообщников. Из этих сообщников одни и под пытками продолжали во всем запираться, другие же, подобно Башкину, наговаривали на себя самих и на своих товарищей.

На этом прерываются те скудные сведения, которые дошли до нас о Башкине и его товарищах. Собор признал их, конечно, виновными и осудил. Но какова была судьба главного из осужденных Башкина, каков был приговор, - неизвестно. Можно лишь догадываться, приняв во внимание нравы и обычаи того времени, что если несчастного и не постигла смерть в муках огненных, то сырое подземелье какой-нибудь монастырской тюрьмы и жестокость богомольных тюремщиков с успехом заменили костер и плаху. Что касается соумышленников его, то известно, что приговор в отношении их гласил: «неисходно им быти», т. е. они подвергались вечному заточению в монастырских тюрьмах.

Дело это, однако, имело свое продолжение. Под пытками Башкин проговорился, что его учение одобряли заволжские старцы. Заволжские старцы и без того издавна уже находились под сильным подозрением. Быть может, Башкин назвал и имена тех из «старцев», которых он наиболее почитал. Суду предаются - бывший троицкий игумен Артемий, его друг монах Порфирий, провозглашенный впоследствии святым, Феодорит и др. Все это, надо думать, были люди далекие от действительной ереси и если грешившие некоторым вольнодумством, то вольнодумством весьма умеренного свойства. Феодорит, например, обличал пьянство, разврат и сребролюбие среди монашествующих, не стесняясь их положением на иерархической лестнице. Так же поступали и подлинные еретики; основание достаточное, чтобы безобидный в иных отношениях «святой» попал в лапы московской инквизиции.

Несколько серьезнее были обвинения, выдвинутые против Артемия. Он и игуменство свое был вынужден оставить из-за еретических мнений, вынесенных им, повидимому, из Пскова, откуда был родом. А затем, когда происходил суд над Башкиным с соучастниками, он не признал в их учении никакой ереси. Это расценивалось, как соучастие. Он, между прочим, также не признавал достойными осуждения, а тем паче сожжения, Курицына, Рукавого и других новгородских еретиков. Другие пункты обвинения гласили: Артемий в постные дни ел рыбу (даже не мясо, а только рыбу!); будучи в Пскове, хвалил немецкую веру; не придавал значения крестному знамению; отрицал значение панихиды для спасения грешников, а следовательно отсекал у грешников надежду на спасение и этим уподобился Арию; и т. д. и т. д.

За все эти прегрешения, но, главным, образом, за то, что Артемий, стоя духовно и нравственно неизмеримо выше своих судей, представлялся им опасным человеком, он был осужден на строгое одиночное заключение в Соловецком монастыре. «Он должен был жить одиноко в келье; не следовало допускать монахов и бельцов беседовать с ним, запрещалось ему переписываться с другими, что бы то ни было от кого-нибудь принимать, или пересылать кому-нибудь, не иметь с людьми сообщения, но сидеть в затворе и молчать. Один пресвитер по указанию настоятеля должен был надзирать над ним и испытывать, когда он будет каяться: истинно ли его покаяние, а сам игумен, по временам, должен читать ему поучения от божественного писания и наставлять его во всем, что нужно для его обращения. Ему не позволялось читать других книг, кроме молитвенных, какие укажет игумен с монастырским собором. Следовало наблюдать даже за тем сторожем, который будет приставлен к нему, чтобы обвиненный не совратил его. Даже и над священником, который будет приставлен для его обращения, игумен должен надзирать, чтобы он не увлекся еретическими убеждениями…» {Н. Костомаров. «Исторические монографии и исследования», кн. I, т. I, стр. 247.}.

Надо полагать, что режим, примененный к Артемию, не был смягчен для других осужденных по этому замечательному процессу, независимо от того, были ли они тоже сосланы в Соловки, или в Суздальский монастырь, как ученый монах Савва Шах, или как Феодорит в Кирилло-белозерский монастырь. Впрочем, исключительно суровые условия заключения и крайние предосторожности, принятые против Артемия, своей цели не достигли: он ухитрился в скором времени бежать из Соловков.

Основываясь на детальном анализе дошедших до нас данных о суде над Артемием, Н. Костомаров пришел к выводу, что как этот монах, так и Башкин с товарищами были осуждены невинно, т. е. были, в сущности, не столь далеки от православия, как это вытекало из сурового приговора. Вполне вероятно, что в своих еретических взглядах Артемий дальше религиозного либерализма не шел, но относительно Башкина сомнений, во всяком случае, не может быть. Как писал о нем «православный и христолюбивый и боговенчанный царь и великий государь князь всея Руссии самодержец», Матвей Башкин, по крайней мере до вынужденного пытками покаяния, был «богопротивный и лукавый безбожный еретик и отступник православныя веры». Выставленные против него пункты обвинения отнюдь не столь трафаретны и искусственны как обвинения, на основании которых был осужден Артемий. Начиная с отрицания таинства евхаристии и кончая утверждением, что иконы - «идолы окаянные», а божественные писания содержат в себе «баснословия», все свидетельствует, что он в религиозных своих взглядах находился под влиянием пришедших с Запада - может быть, действительно, через литовского аптекаря или лекаря - радикальных теорий, связанных с реформационным движением. Бесспорно, во всяком случае, то, что его религиозные сомнения были сильно окрашены социальными мотивами, совершенно несовместимыми с принадлежностью к «святой соборной, апостольской церкви».

Еще сильнее эти социальные мотивы проявляются в учении Феодосия Косого, «дело» которого находилось в тесной связи с процессом Башкина и представляло собою, повидимому, его непосредственное продолжение.

Косой по своему происхождению принадлежал к угнетенным слоям Московской Руси, к тяглому сословию, среди которого назревали к тому времени мятежные настроения. Он был холоп - «раб единого от слуг царевых». Не снеся тягостей рабства, он бежит от своего господина, т. е. прибегает к единственному выходу, имевшемуся на лицо: в бегах все недовольные и угнетенные тогда обретали желанную волю. Ему в вину ставили то, что при побеге он совершил кражу: взял коня и одежду. Но еще его сторонники, ссылаясь, между прочим, на пример израильтян при бегстве из Египта, взявших с собою находившееся в их пользовании имущество, вполне убедительно доказывали, что никакой кражи здесь не было: на коне Косой ездил и работал, следовательно, конь принадлежал ему, одежда же и другие вещи, хотя и получены были от господина, но выслужены им, т. е. являются вознаграждением за его труд. Эти сторонники его шли даже дальше, они восхваляли его за то, что он, применив ум и мужество, сбросил с себя цепи рабства. Тем самым они подчеркивали свое отрицательное отношение к существовавшему социальному порядку.

Вместе с другими мятежными холопами Косой ищет спасения в монастыре: поступление в монахи освобождало беглых от преследований. То обстоятельство, что в качестве прибежища он избирает один из монастырей Белозерского края, свидетельствует, что этот холоп уже в то время был обуреваем религиозными сомнениями; принадлежал к числу искателей правды. Его привлекала, конечно, слава белозерских пустынников, как людей, стоявших в оппозиции господствующей церкви и учивших новым путям спасения. Имеются известия, что одно время учителем его был вышеупомянутый «еретик» Артемий. Но ученик далеко оставил за собой учителей, и о нем-то уж во всяком случае нельзя сказать, что обвинение его в ереси было раздуто.

Ко времени суда над Башкиным и Артемием, Косой пользовался уже известностью, как «всех учитель изряден», и имел многих последователей. О его поимке в современных известиях говорится как о событии примечательном. Вместе с другими захваченными еретиками его привезли в Москву вскоре по окончании процесса Артемия и заключили на время следствия в один из монастырей. Он, однако, не стал дожидаться суда и неминуемого костра, а «приласкался» к страже и, воспользовавшись «послаблением от них», бежал сначала в северные края, а затем пробрался в Литву.

Подобно тому, как в свое время Иосиф Волоцкий сочинил «Просветитель», чтобы дать широкой публике опровержение еретических учений жидовствующих, так и ересь Феодосия Косого нашла правоверного обличителя. В этой роли выступил монах Отенского монастыря Зиновий, сочинивший огромную книгу под названием «Истины показание к вопросившим о новом учении». Здесь именно и находим мы единственное связное изложение взглядов Косого - «новое учение».

Прежде всего, из разглагольствований Зиновия Отенского мы узнаем о том, как учил Косой, о методах его пропаганды. Выведенные в книге последователи Косого говорят: «Попы и епископы - ложные учителя: они учат, а книг в руках не держат. Косой же - учитель истинный: он держит в руке книгу и всякое слово свое подтверждает чтением, и место, откуда прочел, показывает». Косой, следовательно, как это в обычае у сектантов и наших дней, пользовался авторитетом «священных» писаний для подтверждения всякого своего слова. Естественно, что «книга» тут играла роль исключительно подсобную, а главное заключалось в произвольных толкованиях текстов, выдергиваемых и прочитываемых по мере надобности. Благодаря этому приему, живое, понятное и простое слово подставлялось на место сухой и неудобопонятной книжной премудрости. И поскольку это слово соответствовало неоформившимся еще, но жгучим и настоятельным запросам темной массы слушателей, оно действовало с непреодолимой силой. Зиновий, конечно, не выдумал, заставляя сторонников Косого говорить, что «новое учение от многих приемлемо и похваляемо». Иначе и быть не могло, принимая во внимание наличие умственного брожения, неизбежно устремившегося в религиозное русло, и искусство пропагандиста.

Пропагандистом, таким образом, Косой был действительно незаурядным. Но и самое содержание его учений, дошедшее до нас, вероятно далеко не полностью, свидетельствуют о критическом и пытливом складе его ума.

Косой признавал только единого бога-творца. Божественное происхождение Иисуса он отрицал. «Если бы бог, - говорил он, - захотел воплотиться в человеческий образ, то неужели он избрал бы такой странный способ для этого? Подобает ли ему лежать в женском чреве? Достойно ли бога пребывать в таком нечистом месте и выйти на свет таким проходом?». Эта апелляция к здравому смыслу слушателя, напоминающая зубоскалов-безбожников позднейших времен, подкреплялась также и авторитетом писания. Ведь еще апостол Петр сказал, что Иисуса сотворил бог, а по символу православной веры выходит, что он его родил . Вообще же говоря, все иудейско-христианское учение о первобытной чистоте и бессмертии людей, о грехопадении и утрате образа и подобия божия и о необходимом вследствие этого искуплении и обновлении - сплошная легенда, не выдерживающая критики. Человек - такое же смертное животное, как и прочие живые существа, и никаких исключений из основного закона жизни не может быть. Как было до пришествия христа, что люди жили, размножались и умирали, пользовались здоровьем, если здоровое в них было вещество, или впадали в недуги, а после смерти истлевали, так и теперь, после этого пришествия, все продолжает итти изначальным естественным ходом. Какое же тут обновление или воздвижение человеческого естества?! Да, наконец, зачем это необыкновенное воплощение, - спрашивал Косой православных, - если по вашему же преданию бог мог своей рукой сотворить человека, а своим словом сотворил все сущее? Он мог бы своею рукою или же своим словом обновить свой образ и подобие в человеке.

Косой рекомендовал своим приверженцам чтение книг ветхого завета, именуя их «столповыми». Но это делал он не из тайной приверженности к иудейскому закону, как полагали некоторые чрезмерно дальновидные исследователи, а потому, что в этих книгах находил подтверждение своему учению об единобожии и потому, что в них вообще содержались многие вещи, соответствовавшие его мятежным стремлениям. Вспомним, какую роль в старину играли библейские рассказы во всех стихийных народных движениях Запада. Библейскую же легенду, как это видно из многих его высказываний, Косой, подобно христианской легенде, подвергал порою весьма едкой критике. Одно его сомнение о соответствии Адама образу божию говорит нам достаточно о том, что он не был свихнувшимся в иудейство начетчиком.

В библии находил Косой подтверждения и другим своим еретическим учениям, представлявшим сами по себе мало оригинального. Выступая, например, против поклонения иконами, он ссылался на обличение идолов Давида. Иконы, - говорил он, - такие же идолы. У них как и у идолов, написаны очи, уши, и ноздри, и уста, и руки, и ноги, и не могут ими действовать. Вы, мол, именуете себя православными; а на самом деле вы - идолопоклонники: построили церкви-капища и утвердили на стенах изображения мертвых. Такие же доводы находит он и в «премудрости соломоновой», ловко оборачивая их против своих врагов. Он отрицал затем всякие чудеса от икон и мощей. В мощи он вообще не верил и находил в разных священных книгах и историях достаточно оснований против поклонения мертвым и непогребения их. Мощи христианских святых он, между прочим, сравнивал с египетскими мумиями.

Также восставал он и против построения церквей и поклонения святым, какими бы праведниками ни были они при жизни. «Они, - говорил он, - называют себя Русью православною, а на самом деле они человекослужители и идолопоклонники, ибо понастроили церквей и в них утвердили, как идолов, на досках намалеванные изображения мертвых, а мертвецов этих положили в церквах в ковчеги, назвали их преподобными, праведными и святыми, поют им каноны, читают жития их, молятся мертвым и просят от них помощи, зажигают свечи, кадят ладаном и этим отводят людей от бога к мертвецам». Таким образом, Косой не верил ни в какое предстательство душ умерших перед богом за живых. Но верил ли он вообще в загробную жизнь, в ад и рай, в страшный суд и воскресение мертвых? Не говорил ли он, если не публично, то в сердце своем, как говорил еретический митрополит Зосима: кто умер, тот умер, я ничего больше нет? Судя по всему, Косой этот «небытный» взгляд разделял вполне.

Всякий внешний богослужебный культ Косой отвергает. Монах сам, он отрицает монашество. Все это - человеческие обычаи и предания, от которых нужно попросту «отскочити». Долой монастыри и церкви, долой епископов и попов, долой молитвы, покаяния, посты, исповедь, причастие, крещение, отпевание, поминание! От религии остается голая вера в бога-отца людей и любовь к ближнему, как единое правило человеческого поведения. Но эта любовь к ближнему, в противоположность традиционной христианской любви, не является, призывом к смирению и примирению со злом. Нет, Косой зовет именно к сопротивлению, к активной борьбе со злом. Надо не только «кресты и иконы сокрушати», но и по мере сил уничтожать все, стоящее на пути к братству людей.

Беглый холоп московского боярина, подобно западным религиозным бунтарям, утверждает национальное и социальное равенство. Все люди одинаковы - и татары, и немцы, и русские, поэтому не должно быть войны. Властей предержащих не должно быть. Не подобает «земских властей боятися и дани даяти им». Имущество должно быть общим, как это было в общинах первых христиан.

Если в ереси Башкина можно с большим основанием предполагать прямое влияние извне, то относительно «духовного анархизма» Феодосия Косого такое предположение недопустимо. В его взглядах следует видеть самостоятельный, но ранний и еще незрелый плод того крестьянского движения, которое неоднократно прорывалось наружу в эпоху смуты в XVII веке.

Как мы сказали выше, Косой бежал в Литву, как ранее его бежал осужденный на неисходное пребывание в Соловецкой тюрьме бывший игумен Артемий. Поведение этих двух представителей российского свободомыслия XVI века на чужбине, в обстановке большой сравнительно религиозной и политической свободы, весьма показательно. Артемий круто повернул назад к православию и в своих литературных выступлениях стал защищать те самые догматы, против которых он, повидимому, боролся на родине. Наоборот, Феодосий Косой, если и подверг пересмотру свои взгляды, то в сторону согласования их с западным религиозным радикализмом. Повидимому, он умер в скором времени «своей смертью». Его ученика Фому, прибывшего вместе с ним за границу, человека пламенного, красноречивого и ученого, за то постигла жестокая участь. Когда Иван Грозный зимою 1563 года овладел Полоцком, он приказал потопить Фому в проруби реки Зап. Двины.

Наряду с этим господствующим тече­нием в духовной жизни русского общества на поверх­ность ее выбирались струи, которые шли вразрез с ним и производили как бы водовороты в сознании русского общества. К таким явлениям надо отнести ереси Матвея Башкина, Феодосия Косого, игумена Артемия. Эти ере­си показывают, что не все русские люди того времени склонны были сосредоточиваться в убеждении правости и спасительности национального православия, что неко­торые способны были к анализу и критике основных его догматов и к смелым построениям религиозных истин в совершенно новом направлении.

Великим постом 1553 года к попу Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Семенович Башкин и, не ограничиваясь обычным покаянием, вступил с ним в беседу о вере. Беседа эта продолжалась на подворье у попа и в доме самого Баш­кина. Башкин своими речами привел в великое смуще­ние священника. Между прочим он говорил: весь закон Христов содержится в словах: «возлюби ближнего свое­го, как сам себя, а мы де Христовых рабов у себя дер­жим; Христос всех братьею нарицает, а у нас де на иных и кабалы, на иных беглыя, а иных нарядные, а на иных полныя; а я де благодарю Бога моего, у меня де что было кабал полных, то де есми все изодрал, да держу своих добровольно». Матвей поучал попа, что обязанность свя­щенников «посещати нас почасту и о всем наказывати, как нам самим жити и людей у себя держати, не томити». Боясь, как бы не попасть в беду от таких собеседо­ваний, Симеон сказал о недоуменных вопросах Башки­на и развратном им толковании апостола товарищу своему, известному священнику Сильвестру, а тот доло­жил об этом царю. Башкина схватили и поручили доп­росить его двум старцам Иосифо-Волоколамского монас­тыря. Башкин сначала не хотел признаваться ни в какой ереси, но затем его постиг гнев Божий: начал он страш­но бесноваться, извешивать свой язык и кричать разны­ми голосами. Пришедши в разум, он услышал страш­ный глас Богородицы, приказывавший ему во всем сознаться и выдать своих единомышленников. Башкин и сделал это письменно. Из посланий митрополита Ма-кария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаем, в чем состояла ересь Башкина и его последова­телей: 1) «Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают; 2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют; 3) святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор - сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть; 4) божественные плоти Христовы воображение и Пречистые Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют; 5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха; 6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют; 7) вся божественная писания баснословие на­ричют, апостол же и евангелие не истинно излагают». Легко видеть, что Башкин и его товарищи прониклись крайними протестантскими идеями, распространявши­мися тогда по всей Европе. Сам Башкин признался, что «злое учение он принял от литвина Матюшки, оптекаря, да Ондрюшки Хотеева - латынников». Так и Русь не осталась без влияния реформационных идей эпохи. Впрочем, это влияние было уничтожено в самом же начале энергичными мерами. По соборному определе­нию, Башкин и его товарищи, два брата Борисовы, посажены были в пожизненное заключение. Матвей Башкин оговорил в ереси между прочим Феодосия Косого. Феодосий Косой был беглый дворовый человек одного московского боярина, постригшийся в монахи в Белозерском монастыре. О его учении мы узнаем из полемических сочинений, написанных против его ереси монахом Зиновием Оттенским («Истины показание к вопросившим о новом учении», «Послание мно­гословно») и другим неизвестным автором. Из этих сви­детельств видно, что учение Косого было развитием тех самых радикальных взглядов, которые ранее распрост­ранялись жидовствующими. Феодосий учил, что Бог един, а не троичен, что Иисус Христос, основатель рели­гиозного общества, не есть Бог; подобает духом покло­няться Богу, а не внешним образом; вся внешняя церковь с ее иерархией, таинствами, богослужениями и учреждениями представляет из себя позднейшее человеческое предание и измышление. Феодосий советовал в храмы не ходить, ибо они кумирницы, молебнов не петь, молитвы у священников не требовать, не каяться к ним и не причащаться от них, ладаном не кадиться, на погребение не отпеваться, по смерти не поминаться; кресты и иконы сокрушать, ибо они суще идолы; святых на помощь не призывать и мощам их не поклоняться, по­стов не соблюдать, писаний отеческих не читать. Истин­ное христианство состоит не в делах внешней набожнос­ти, а единственно в исполнении заповеди Иисуса Христа о любви к ближним. Не признавая Иисуса Христа Бо­гом, Феодосий признавал его, однако, Божиим послан­ником, который вместо Ветхого Завета установил свой Новый Завет. Иисус Христос отменил обряды, предпи­сал поклоняться Богу духом, а на место обрядов дал новую нравственную заповедь о любви к ближним, как к самим себе. В своем религиозном свободомыслии Фео­досий доходил до признания, что люди всех вер - одно у Бога: и татары, и немцы. Нет никакого сомнения в том, что за подобное учение Феодосий дорого бы попла­тился, если бы, схваченный и посаженный в заключе­ние, он не спасся бегством в Литву в 1554 году.

В связи с делом Башкина вскрылось, что религиоз­ное вольнодумство в протестантском духе охватило у нас довольно значительное число людей и не отпадав­ших прямо от православия. Наиболее интересным из них является игумен Троицкого монастыря Артемий. Башкин и разные другие лица показали на него, что он отрицательно относился к иконному поклонению, про­поведовал, что, чего не написано в евангелие и апостоле, того и содержать не нужно, не проклинал новгородских еретиков, хвалил латинян, не хранил поста. Троицкий келарь свидетельствовал, что Артемий говорил: петь панихиды и обедни по умершим нет пользы, этим они не избудут муки. Монах Игнатий показывал, что Арте­мий смеялся над поющими акафисты: - только и знают выкрикивать: «таки Иисусе, таки Иисусе; радуйся, да радуйся». По всем данным, Артемий представлял до­вольно распространенный у нас тип критиков сущест­вующего порядка, которые не идут далее разговоров и острых слов, оставаясь служителями этого порядка. И Артемий был не один. В том же Троицком монастыре четыре монаха были изобличены, как ученики Арте­мия; затем в ереси обвинялись: монах Савва Шах, монах Соловецкого монастыря Иосаф Белобаев, епископ рязан­ский Кассиан и некоторые другие. Артемий со своими единомышленниками был осужден собором в 1554 году и послан для заключения в Соловки. Из Соловков он бежал, однако, в Литву и здесь, раскаявшись в своих заблуждениях, писал полемические сочинения против Феодосия Косого с товарищами и против местных ерети­ков. Розыски о еретиках продолжались и в последую­щие годы, до 1557 года включительно. Неизвестно толь­ко, к каким результатам они привели.

Ереси Башкина, Феодосия Косого и других не поро­дили у нас на Руси могучего реформационного движе­ния, как породили аналогичные учения на западе. Но во всяком случае они показывают, что и в XVI веке Русь не была так изолирована духовно от запада, как это может показаться с первого взгляда. Главнейшие духовные те­чения запада просачивались и в нашу Русь; и у нас появлялись критики-обличители признанного порядка, выступавшие со смелыми религиозно-философскими по­строениями на началах рационализма.

С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. 2.

Д. И. Иловайский. История России. Т. 2, 3. М„ 1884, 1890.

А. Новицкий. История русского искусства с древнейших времен. М„ 1903.

И. Э. Грабарь. История русского искусства. Вып. 5, 6, 7.

М. Красовский. Очерк истории московского периода древнерусско­го церковного зодчества. М., 1911.

II. А. Рожков. Обзор русской истории с социологической точки зре­ния. Ч. 2. Вып. 1. СПб., 1905.

А. И. Соболевский. Образованность Московской Руси XV-XVII вв. СПб., 1892.

Е. Е. Голубинский. История Русской церкви. Т. 2. Полутом 1. М., 1900.

М. Н. Сперанский. История древней русской литературы. 2-е изд. М., 1914.

М.К.ЛЮБАВСКИЙ....................................................................................................................................................... 3

К ЧИТАТЕЛЯМ..................................................................................................................................................................... 6

М. К. ЛЮБАВСКИЙ (1860-1936)..................................................................................................................................... 7

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................. 13

Лекция первая.............................................................................................................................................................. 14

Доисторическое население Восточной Европы* и его культура......................................................... 14

Ледниковый период в восточной Европе и первые следы человека............................................................ 14

Культура палеолитической эпохи........................................................................................................................ 14

Культура неолитической эпохи............................................................................................................................. 15

Трипольская культура.............................................................................................................................................. 17

Начатки металлической культуры; медь и бронза.......................................................................................... 19

Железная культура.................................................................................................................................................... 19

Вопрос об этнографической принадлежности доисторических культур восточной Европы........... 20

Лекция вторая.............................................................................................................................................................. 22

Скифы и сарматы и вопрос об их народности............................................................................................... 22

ГРЕЧЕСКИЕ колонии................................................................................................................................................ 22

Известия Геродота о Скифии................................................................................................................................ 22

Скифы и славяне. Иранские элементы в Скифии.............................................................................................. 23

Сарматы в Скифии; их племена............................................................................................................................ 26

Сарматы и славяне.................................................................................................................................................... 27

Народность сарматов............................................................................................................................................. 28

Лекция третья.............................................................................................................................................................. 30

СКИФО-САРМАТСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ; СОСЕДИ СКИФОВ И САРМАТОВ 30

СКИФО-САРМАТСКИЕ курганы........................................................................................................................... 30

Кульобская могила..................................................................................................................................................... 31

Чертомлыцкая могила.............................................................................................................................................. 31

Быт скифов и сарматов.......................................................................................................................................... 33

Греческое влияние на быт скифов и сарматов.................................................................................................. 34

Обратное влияние скифов и сарматов на быт греческих колоний.............................................................. 35

Северные соседи скифов и сарматов................................................................................................................... 36

Славянская прародина.............................................................................................................................................. 36

Местожительство литвы...................................................................................................................................... 37

Область распространения финнов. Иранское влияние................................................................................... 37

Лекция Четвертая..................................................................................................................................................... 39

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ В ВОСТОЧНОЙ.............................................................................. 39

ЕВРОПЕ И СЛАВЯНСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ................................................................................................ 39

НАШЕСТВИЕ гуннов и вытеснение населения степей.................................................................................... 39

Известия современников о наружности и быте гуннов.................................................................................. 39

Аттила и его стан..................................................................................................................................................... 40

Распадение державы Аттилы; болгары и авары в южных степях восточной Европы....................... 40

Начало расселения славян........................................................................................................................................ 41

Вопрос о народности гуннов; мнение Д. И. Иловайского................................................................................ 42

Разбор мнения Д. И. Иловайского.......................................................................................................................... 43

Хазары и подчинение им славян............................................................................................................................. 45

Район славянской оседлости в восточной Европе, по летописи................................................................. 46

Лекция пятая................................................................................................................................................................ 49

МАТЕРИАЛЬНАЯ........................................................................................................................................................... 49

И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СЛАВЯН В ЭПОХУ ИХ РАССЕЛЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ 49

Материальный быт славян в эпоху их совместной жизни............................................................................ 49

Иранское и готское влияние на быт славян до их расселения....................................................................... 50

Материальный быт славян по расселении в восточной Европе.................................................................. 51

Торговля восточных славян..................................................................................................................................... 51

Религия славян............................................................................................................................................................. 52

Славянские языческие праздники........................................................................................................................... 53

Нравы славян............................................................................................................................................................... 54

Общение с иноплеменниками и его последствия............................................................................................... 55

Финское влияние......................................................................................................................................................... 55

Родо-племенной быт................................................................................................................................................. 56

лекция шестая............................................................................................................................................................ 58

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НАКАНУНЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИХ ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ................................................................................................................... 58

Теория родового быта............................................................................................................................................. 58

Теория общинного быта у славянофилов............................................................................................................ 58

Теория племенного быта.......................................................................................................................................... 59

Теория Сергеевича относительно образования земель.................................................................................. 60

Теория задружно-общинного быта...................................................................................................................... 60

Теория торгового происхождения городовых волостей............................................................................... 62

Односторонность всех теорий.............................................................................................................................. 62

Остатки родового быта......................................................................................................................................... 63

Остатки племенных организаций......................................................................................................................... 65

Городовые волости и варяжские княжения...................................................................................................... 65

Общие выводы............................................................................................................................................................ 66

Лекция седьмая.......................................................................................................................................................... 67

ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН..................................................................................................... 67

ПОД ВЛАСТЬЮ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ РУССКОГО;................................................................................. 67

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ РУССКОГО государства....................................................... 67

ПЕРВЫЕ достоверные известия об объединении восточных славян......................................................... 67

Подготовка этого объединения. Владычество хазар..................................................................................... 67

Прорыв кочевников в южные степи восточной Европы в IX веке............................................................... 68

Последствия этого вторжения для славян........................................................................................................ 68

Объединение восточных славян под властью киевских князей..................................................................... 69

Вопрос о варягах-руси.............................................................................................................................................. 69

Мнение о славяно-балтийском происхождении варягов и руси................................................................... 70

Теория туземного происхождения руси.............................................................................................................. 70

Теория готского происхождения руси................................................................................................................ 71

Данные источников о скандинавском происхождении варягов-руси.......................................................... 71

Научные заслуги антинорманистов...................................................................................................................... 73

Роль варяжских князей в объединении восточных славян.............................................................................. 74

Внешняя деятельность первых князей.................................................................................................................. 74

Внутренняя деятельность первых князей............................................................................................................ 76

Слабость государственного объединения восточных славян....................................................................... 77

Начало объединения национального..................................................................................................................... 78

Лекция восьмая......................................................................................................................................................... 79

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ СТРОЕ....................................................................................................... 79

И КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА В ЭПОХУ ОБРАЗОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА РУССКОГО........................................................................................................................................... 79

СЛИЯНИЕ варягов и славянских купцов; «русь» как общественный класс.............................................. 79

Выделение княжеской дружины; старшая и младшая дружины................................................................ 79

Начало княжеского землевладения; княжеские холопы.................................................................................. 80

Люди.............................................................................................................................................................................. 81

Христианство у восточных славян и причины его распространения....................................................... 81

Синкретизм верований............................................................................................................................................. 82

Общие последствия распространения христианства................................................................................... 83

Церковь и ее задачи; воздействие на княжескую власть............................................................................... 83

Начатки просвещения.............................................................................................................................................. 84

Культурное влияние Византии; церковное искусство..................................................................................... 85

Лекция девятая........................................................................................................................................................... 88

МЕЖДУКНЯЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ......................................................................................................... 88

В XI И XII ВЕКАХ И УСТАНОВЛЕНИЕ НА РУСИ ОБЛАСТНОГО СТРОЯ.............................. 88

ОБЩИЙ характер политического объединения восточных славян; единовластие великого князя до половины XI века. 88

Родовое владение Русской землей......................................................................................................................... 88

Разложение родового порядка княжеского владения..................................................................................... 89

Власть великого князя над родичами и ее упадок............................................................................................. 90

Новое географическое размещение русского населения................................................................................. 92

Политическое и экономическое разобщение разных частей Руси............................................................... 93

Обособление областей и возвышение веч главных городов........................................................................... 94

Общие итоги политического формирования Руси к концу XII века............................................................ 96

лекция десятая........................................................................................................................................................... 98

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ.................................................................................. 98

КИЕВСКОЙ РУСИ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА В СТЕПЯХ ПОЛОВЦЕВ.................................. 98

РАССТРОЙСТВО внешней торговли.................................................................................................................... 98

Развитие княжеского сельского хозяйства и землевладения........................................................................ 98

Зарождение боярского и церковного хозяйства и землевладения............................................................... 99

Зарождение и укрепление идеи частной собственности на землю........................................................... 100

Развитие института рабства............................................................................................................................ 100

Закупы и изгои.......................................................................................................................................................... 101

Оседание княжеской дружины в областях и превращение ее в высший земский класс..................... 102

Роль оседлого боярства в установлении областного строя...................................................................... 103

лекция одиннадцатая........................................................................................................................................ 105

УПРАВЛЕНИЕ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ В ЭПОХУ................................................................................... 105

областного строя....................................................................................................................................................... 105

ВЕЧЕ, его состав и функции................................................................................................................................. 105

Функции князя............................................................................................................................................................ 107

Княжеские доходы с населения........................................................................................................................... 107

Должностные лица по центральному управлению; княжеская дума....................................................... 107

Должностные лица по местному управлению; начало кормления............................................................. 108

Древнерусский суд; его формализм..................................................................................................................... 109

лекция двенадцатая............................................................................................................................................ 111

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА С ПОЛОВИНЫ XI ВЕКА И ДО НАШЕСТВИЯ ТАТАР 111

ДАЛЬНЕЙШЕЕ распространение христианства и его организация на Руси....................................... 111

Церковное зодчество, живопись и скульптура.............................................................................................. 111

Чеканное и ювелирное дело................................................................................................................................... 114

Образованность князей и их заботы о просвещении.................................................................................... 116

Переводная церковная и светская литература.............................................................................................. 116

Самостоятельная церковная и светская литература................................................................................. 117

Христианские идеалы, национальное самосознание и действительность............................................. 120

ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ............................................................................................................................................ 122

ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ И ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РАСПАДЕНИЕ РУСИ;........................................... 122

УСТАНОВЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ПОРЯДКА В СВЯЗИ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИЕЙ 122

БАТЫЕВ погром....................................................................................................................................................... 122

Окончательное разъединение северо-восточной и юго-западной Руси................................................... 124

Ослабление западной и юго-западной Руси...................................................................................................... 125

Новый, удельный порядок княжеского владения............................................................................................ 126

Экономическая жизнь северо-восточной Руси с прибытием татар....................................................... 127

Образование класса перехожих крестьян и дальнейшее развитие княжеского землевладения и хозяйства. 129

Развитие боярского землевладения.................................................................................................................... 130

Развитие церковного землевладения.................................................................................................................. 131

Иммунитеты церковных и боярских имений; сближение их с княжествами......................................... 132

лекция четырнадцатая.................................................................................................................................... 135

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ В УДЕЛЬНУЮ ЭПОХУ............................... 135

ПРЕКРАЩЕНИЕ деятельности городских веч............................................................................................... 135

Зависимость князей от татарского хана; порядок княжеского владения............................................. 135

Власть великого князя Владимирского до конца XIV века........................................................................... 136

Эмансипация Рязани и Твери от подчинения великому князю Московскому и Владимирскому........ 137

Подчинение великим князьям Московскому, Тверскому и Рязанскому удельных князей....................... 138

Внутренняя самостоятельность уделов........................................................................................................... 139

Сближение княжеств с частными вотчинами............................................................................................... 140

Элементы государственности в удельном порядке....................................................................................... 141

Черты феодализма в удельном строе северо-восточной Руси XIII-XV веков; раздробление государственной власти. 142

Происхождение феодальных отношений на Руси.......................................................................................... 143

Закладничество и патронат................................................................................................................................ 144

Переходы бояр и слуг; жалования и кормления.............................................................................................. 145

Черты феодализма в воззрениях, языке и быте удельной эпохи................................................................ 146

лекция пятнадцатая........................................................................................................................................... 148

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ НОВГОРОДА И ПСКОВА 148

Заселение и устроение Новгородской земли силами общества................................................................. 148

Экономические связи Новгорода со своей землей;значение внешней торговли..................................... 149

Состав новгородского общества....................................................................................................................... 149

Возвышение веча и умаление княжеской власти в Новгороде.................................................................... 150

Договоры Новгорода с князьями.......................................................................................................................... 152

Положение князя в Новгороде; кормленые князья.......................................................................................... 153

Вече в Новгороде и Пскове, как орган верховной власти............................................................................. 153

Правительственные советы в Новгороде и Пскове...................................................................................... 154

Должностные лица в Новгороде и Пскове....................................................................................................... 155

Органы местного управления в Новгороде и Пскове..................................................................................... 156

Органы областного и колониального управления........................................................................................... 157

Внутренняя политическая рознь и борьба в Новгородской и Псковской республиках........................ 157

лекция шестнадцатая....................................................................................................................................... 160

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ............................................................................. 160

В УДЕЛЬНУЮ ЭПОХУ............................................................................................................................................... 160

Зодчество в удельную эпоху.................................................................................................................................. 160

Живопись................................................................................................................................................................... 161

Литейное, чеканное, ювелирное и другие художественные ремесла........................................................ 161

Образованность....................................................................................................................................................... 162

Прилив греческих и славянских книг в XIV и начале XV века........................................................................ 163

Литература удельной эпохи................................................................................................................................ 164

Общий уровень духовного развития русского общества в удельную эпоху............................................ 165

Ересь стригольников.............................................................................................................................................. 166

Распространение научных званий....................................................................................................................... 168

лекция семнадцатая........................................................................................................................................... 170

ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОКРУГ НЕЕ СЕВЕРО-.................................................... 170

ВОСТОЧНОЙ РУСИ..................................................................................................................................................... 170

ПОДГОТОВКА нового государственного порядка......................................................................................... 170

Собирательная деятельность московских князей......................................................................................... 170

Причины возвышения Москвы. Прилив населения в бассейн реки Москвы.............................................. 172

Содействие ханов Золотой орды и общественных сил................................................................................ 175

Слабое противодействие Москве со стороны других княжеств............................................................ 176

лекция восемнадцатая.................................................................................................................................... 178

УСТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОДЕРЖАВИЯ................................................................................................................ 178

В МОСКОВСКОЙ РУСИ ВОЗВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТИ......... 178

ОБЩИЙ характер собирательной деятельности московских князей..................................................... 178

Излишек на старейший путь................................................................................................................................ 178

Иван III и установление единодержавия........................................................................................................... 179

Отстройка резиденции великого князя............................................................................................................. 181

Новые титулы великого князя и венчание на великое княжение................................................................ 183

Содействие духовенства возвеличению Московского государя................................................................ 183

Новые взгляды на власть Московского государя........................................................................................... 185

Успех новых идей в московском обществе....................................................................................................... 185

лекция девятнадцатая...................................................................................................................................... 187

БОРЬБА С ПЕРЕЖИТКАМИ УДЕЛЬНОЙ ЭПОХИ ПРИ ИВАНЕ III И ВАСИЛИИ III И УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА.......................................................................................................................................................... 187

Уничтожение права отъезда бояр и вольных слуг........................................................................................ 187

Установление обязательной службы с вотчин.............................................................................................. 188

Государственные права княжат и их уменьшение........................................................................................ 188

Изменение значения великокняжеской думы.................................................................................................... 189

Общественная среда как благоприятное условие для развития московского абсолютизма............ 190

Политическое бессилие московского боярства; местничество................................................................ 190

Общая политика московских государей в отношении боярства.............................................................. 191

лекция двадцатая.................................................................................................................................................. 193

МОНАРХИЧЕСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ И МОСКОВСКОЕ БОЯРСТВО ....................................................... 193

В ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО ............................................................................... 193

РАЗГРОМ БОЯРСТВА И УПАДОК ЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО....................................................................... 193

И ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ.......................................................................................................................... 193

ПРОИЗВОЛ и насилия в малолетство Ивана Грозного................................................................................. 193

Воспитание Ивана Васильевича Грозного........................................................................................................ 194

Первые проявления тирании................................................................................................................................ 195

Пожар 1547 года и перемена в настроении и поведении царя.................................................................. 196

Избранная рада........................................................................................................................................................ 197

Первый Земский собор и издание нового Судебника..................................................................................... 197

Разрыв царя с избранной радой.......................................................................................................................... 198

Опалы и казни........................................................................................................................................................... 199

Учреждение опричнины и ее эволюция.............................................................................................................. 200

Новые опалы и казни............................................................................................................................................... 201

Перетасовка землевладения княжат и последствия этого факта.......................................................... 202

Объединение боярства........................................................................................................................................... 203

лекция двадцать первая.................................................................................................................................. 205

ОРГАНИЗАЦИЯ............................................................................................................................................................ 205

ВОЕННО-СЛУЖИЛОГО КЛАССА МОСКОВСКОГО....................................................................................... 205

ГОСУДАРСТВА............................................................................................................................................................ 205

Военные потребности Московского государства......................................................................................... 205

Набор военно-служилого класса и общественные элементы, пошедшие на его образование.......... 206

Разделение военно-служилого класса на чины................................................................................................ 207

Денежное жалование и поместья....................................................................................................................... 207

Обязательная служба с вотчин и поместий и ее наследственность....................................................... 208

Успехи церковного землевладения...................................................................................................................... 210

Литературная полемика по вопросу о церковных имуществах................................................................ 210

Соборные определения о церковных имуществах.......................................................................................... 212

Изменение положения крестьян в связи с развитием военно-служилого землевладения.................... 212

лекция двадцать вторая.................................................................................................................................. 214

ОРГАНИЗАЦИИ............................................................................................................................................................ 214

ТЯГЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В МОСКОВСКОМ............................................................................................ 214

ГОСУДАРСТВЕ В XVI ВЕКЕ.................................................................................................................................... 214

Сосредоточение торговли на посадах.............................................................................................................. 214

Посадские люди и их разряды.............................................................................................................................. 214

Начало прикрепления посадских к своему тяглу............................................................................................ 215

Крестьяне-старожильцы и порядчики............................................................................................................. 215

Прикрепление к тяглу крестьян-старожильцев............................................................................................. 216

Прикрепление крестьян перехожих................................................................................................................... 217

Указ 1597 года и его смысл................................................................................................................................... 218

Значение писцовых книг в деле прикрепления крестьян................................................................................ 219

Крестьянская вечность.......................................................................................................................................... 219

Развитие кабального холопства......................................................................................................................... 220

лекция двадцать третья.................................................................................................................................. 222

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ................................................................................................................................. 222

в МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI века.................................................................................................... 222

ВОЗНИКНОВЕНИЕ приказов; перечень главнейших из них......................................................................... 222

Увеличение и усложнение состава думы.......................................................................................................... 224

Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины........................................ 224

Таксация кормов и установление порядка суда и управления в областях.............................................. 225

Губные учреждения................................................................................................................................................. 225

Земские учреждения Ивана Грозного................................................................................................................. 226

Земские соборы........................................................................................................................................................ 227

Успехи в развитии государственного начала................................................................................................. 229

лекция двадцать четвертая......................................................................................................................... 230

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОЙ РУСИ XVI века.................................................................. 230

Подъем потребностей государя и государства............................................................................................ 230

Иноземный ввоз и иноземные мастера в Москве............................................................................................. 230

Зодчество................................................................................................................................................................... 231

Живопись................................................................................................................................................................... 233

Образованность....................................................................................................................................................... 234

Подъем национального чувства........................................................................................................................... 234

Передача из цикла "Час истины", посвящённая вольнодумцам Матвею Башкину и Феодосию Косому.

Участники передачи:

Дмитриев Михаил Владимирович , доктор исторических наук, исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова;
Найденова Людмила Петровна , кандидат исторических наук; Институт российской истории РАН

Биографическая справка

Феодосий Косой - один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя.

«Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых», Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера, принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, ещё до бегства Косой успел завоевать особое уважение; сообщают, что «во мнишестве ему бе угождая господин его». В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием, учеником Нила Сорского.

Назначение Артемия игуменом Троице-Сергиева монастыря поставило Косого в положение руководителя и организатора кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни. Деятельность Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками взяли в Москву на суд. Во время производства следствия Косой бежал в Литву, где нашёл благоприятные условия для пропаганды своего учения.

Об учении Косого можно судить, главным образом, по трудам его противника Зиновия Отенского (см. XVIII, 732-733). Полемический характер сочинений Зиновия повёл к тому, что положительная сторона учения Косого осталась мало выясненной. Критика Косого была направлена прежде всего против внешне-обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Косой называл обряды измышлением человеческим, особой формой идолопоклонства. Поклонение иконам и святому кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей Косой отвергал, к таинствам относился отрицательно. Он учил: «к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися… Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити». Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их «идольскими жрецами, ложными учителями».

Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви: он отвергал догматы святой Троицы и искупления.

Матвей Семёнович Башкин (XVI век) - представитель реформационного движения, вольнодумец-гуманист, основатель «ереси Башкина». Происходил из боярского рода, одним из первых на Руси выступил против холопства.

Первые упоминания о Матвее Башкине относятся к 1553 году. Во время Великого поста он пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Не ограничиваясь покаянием, Башкин ввязался в диспут по некоторым вопросам веры. В частности, он недоумевал по поводу действия крепостной системы, существование которой противоречило христианским догматам.

Также Башкин заявил о неравенстве Иисуса Христа с Богом-Отцом и Святым духом, подверг сомнению ряд евангельских и апостольских истин, усомнился в необходимости храмов и икон. Данное учение, по словам самого Башкина, он перенял от двух «латынников», то есть лютеран. Смущённый данными откровениями Симеон рассказал о своём прихожанине духовному брату Сильвестру. Вскоре жалобницы от обоих священников доходят до митрополита Макария и царя Ивана Грозного.

После того, как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним созывается собор. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся и выдаёт своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому. Решением собора стала ссылка Башкина и братьев Борисовых в Волоколамский монастырь для «вразумления». Башкин прибывает туда 22 декабря 1554 года. Дальнейшая судьба еретика неизвестна. Ряды исследователей считает, что Башкин был сожжён во время опричнины.

Спор со священником

Первые упоминания о Матвее Башкине относятся к 1553 году . Во время Великого поста он пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Не ограничиваясь покаянием, Башкин ввязался в диспут по некоторым вопросам веры. В частности, он недоумевал по поводу действия крепостной системы , существование которой противоречило христианским догматам:

Написано: весь закон заключается в словах - возлюби искреннего своего, как сам себя; если вы себя грызёте и терзаете, то смотрите, чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные (фальшивые), на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня - пусть живёт, а не нравится, пусть идёт куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас, мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить.

Ересь Башкина

Поскольку никаких сочинений Башкина не сохранилось, судить о его учении можно лишь по репликам противников. Так, из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаём, в чём состояла ересь Башкина и его последователей:

1) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают;
2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют;
3) святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор - сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть;
4) божественныя плоти Христовы воображение и Пречистыя Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют;
5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха;
6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют;
7) вся божественная писания баснословие наричют, апостол же и евангелие не истинно излагают.

Соборный суд

После того, как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним созывается собор. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся и выдаёт своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому. Решением собора стала ссылка Башкина и братьев Борисовых в Волоколамский монастырь для «вразумления». Башкин прибывает туда 22 декабря 1554 года . Дальнейшая судьба еретика неизвестна. Ряд исследователей считает, что Башкин был сожжён во время опричнины .

На Соборном суде предстал также старец Исаакий , сторонник Башкина. Вскоре после суда Исаакий скончался.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Башкин, Матвей Семёнович" в других словарях:

    Вольнодумец, дьяк. Выступил против официальной церкви, иконопочитания, а также холопства. Осуждён церковным собором 1553 как еретик, заточён в Волоколамский монастырь. * * * БАШКИН Матвей Семенович БАШКИН Матвей Семенович, русский вольнодумец… … Энциклопедический словарь

gastroguru © 2017