Выбор читателей
Популярные статьи
ОНА – МУЖЧИНА — Папесса Иоанна
Европейское средневековье… Мрачная, жестокая эпоха. Культ грубой силы, бесконечные войны и смуты, разгул религиозного фанатизма, и при этом почти поголовная безграмотность и варварские, скорее языческие порядки и обычаи.
В Католицизме, как и в Православии, представительницы слабого пола не могут становиться священниками и проводить службы (мессы). Тем более удивительно, как в IX веке от Рождества Христова, когда за малейшее подозрение в ереси отправляли на плаху, главой всех католиков стала… женщина.
Звали этого понтифика Иоанном. Или Иоанной. Папессой Иоанной.
Иоанна Ангеликус, предположительно родившаяся в 822 году, была дочерью миссионера из германского Майнца (по другой версии – из Англии). В ту пору женщина, пусть хоть маленькая девочка, считалась существом более близким к дьяволу, нежели к Богу, поэтому для надлежащего эффекта своих проповедей миссионер переодел Иоанну в мальчиковое платье и стал выдавать за своего сына и помощника. После смерти отца повзрослевшая Иоанна решила навсегда остаться «мужчиной» – ведь женщинам не дозволялось учиться даже чтению и письму, а Иоанна унаследовала от просвещённого отца тягу к знаниям и намеревалась продолжить образование. Аббат монастыря близ города Фульда поразился эрудированности юного странника и с радостью взял его в послушники. В монастыре Иоанна страстно влюбилась в одного из братьев и открылась ему, а молодой человек ответил ей взаимностью. Вместе любовники покинули монастырь и отправились в греческий Афон – там находились лучшие духовные семинарии Европы.
В дороге её возлюбленный заболел и умер. Иоанна вновь осталась совершенно одна и без средств к существованию, но ей удалось самостоятельно добраться до Афона и выучиться на богослова. Видимо, тогда у девушки и созрел рискованный план – сделать карьеру в самом Риме, центре Христианства и столице общественно-политической жизни Европы.
В Вечном Городе по достоинству оценили глубокие знания дерзкого и целеустремлённого, но при этом необычайно обаятельного монаха. Иоанна получает работу нотариуса при папском совете – должность важная и ответственная, тогдашний нотариус был и секретарём, и архивариусом, и бухгалтером. И вот уже Иоанна облачается в кардинальскую мантию. Следующий шаг – кардинал курии, то есть архиерей высшего ранга, член папского совета.
В 855 году умер папа Лев IV. Как это часто бывает, враждующие группировки не смогли поделить власть и избрали папой самого молодого члена совета, который со всеми ладил и отличался образцово-показательной набожностью.
Так на святой престол взошёл Иоанн VIII.
Неизвестно, что успела сделать Иоанна за период своего понтификата – провела ли реформы, направленные на укрепление могущества церкви, приструнила ли старых кардиналов, погрязших в интригах и заговорах, привнесла ли что-либо новое в католическую доктрину. Но можно не сомневаться, что Иоанн VIII был одним из самых энергичных и интеллектуальных наместников Бога на нашей грешной земле.
А вот Иоанна Ангеликус в первую очередь была обычной женщиной, не чуравшейся простых человеческих удовольствий. На втором году своего папства она забеременела. Скрывать растущий живот под просторными папскими одеяниями было несложно; наверняка Иоанна продумала, где и как она будет рожать и чем объяснит своё временное отсутствие.
В день Вознесения Господня 857 года ничто не предвещало беды. Праздничная процессия чинно продвигалась от Колизея к базилике Святого Климента. Впереди в окружении кардиналов и архиепископов на белом коне ехала Иоанна, за ней следовала многотысячная паства. Вдруг у Иоанны начались преждевременные схватки. На глазах у всего Рима побледневший понтифик упал с коня, стал кричать и корчиться в муках, и вскоре из-под окровавленной сутаны показался младенец… Озверевшая толпа, возмущенная таким святотатством, немедля растерзала и бедную Иоанну, и её ребёнка. Так трагически оборвалась жизнь и царствие самого загадочного первосвященника в истории Христианства.
Впервые рассказ об авантюристке, пробравшейся на папский трон, был упомянут в монографии «Хроника пап и императоров», вышедшей в XIII веке из-под пера доминиканского монаха по имени Мартин. Позже появились и другие «официальные источники», причём каждый автор обязательно добавлял кое-что от себя, меняя даты, факты, а то и вовсе имя главной героини (Иоанна становилась то Анной, то Агнессой). Ни доказать, ни опровергнуть достоверность этой легенды теперь уже невозможно, хотя всё это время образ «папы в юбке» будоражил умы многих учёных и деятелей искусств. А.С. Пушкин тоже не смог пройти мимо столь нетривиальной истории и набросал черновик будущей пьесы об Иоанне, но внезапная смерть не позволила поэту осуществить свой замысел.
Ватикан, конечно же, от папы-женщины упорно открещивается. Однако вплоть до XVI века каждый новоизбранный папа проходил пикантный обряд: его усаживали в специальное кресло с прорезью (sedes stercoraria), и уполномоченный кардинал ощупывал понтифика на предмет его принадлежности к мужскому полу.
). Подобное явление отмечено также при папе Александре VI Борджиа (1492-1503), который назначил на пост главного казначея (бухгалтера-аудитора) курии свою любовницу Джулию Фарнезе , а её младший брат Алессандро Фарнезе, не имея духовного сана, чуть позже, в 1493 году, в возрасте 25 лет получил пост кардинал-казначея курии и одновременно епископа сразу трех епархий; мало того, именно этот кардинал занял впоследствии (через двух пап) папский престол под именем Павла III (1534-1549). Известен также интересный факт, связанный с военным походом Александра VI во время междоусобиц с родом Сфорца, когда его младшая дочь Лукреция Борджиа находилась in loco parentis, то есть «на месте родителя» - она занимала трон Св. Петра в отсутствие отца по его же назначению.
Первым писателем, узнавшим о легенде, был доминиканский хронист Жан де Майи (Jean de Mailly) (Archiv der Gesellschaft fur altere deutsche Geschichte, xii, 17 sq., 469 sq.), от которого другой доминиканец - Стефан де Бурбон (Etienne de Bourbon, ум. 1261) - позаимствовал её для своей работы о «Семи дарах Св. Духа» («Seven Gifts of the Holy Ghost»).
По этой версии, предполагаемая папесса жила около 1104 года, имени же её не указано. Согласно тексту, чрезвычайно талантливая женщина, одетая мужчиной, стала нотариусом в курии, затем кардиналом и, в конце концов, папой; однажды ей пришлось выезжать верхом на коне, и по этому поводу она разродилась сыном; потом её привязали к конскому хвосту, таскали по городу, забросали камнями до смерти и похоронили там, где она умерла, надпись на её могиле гласит: «Petre pater patrum papissae prodito partum» («О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»). В её правление, как добавляет легенда, появились четыре трёхдневных поста (Ember days, по три дня зимой, весной, летом и осенью), названные в её честь папессиными постами («fasts of the popess»).
Однако Годфрид Буссерский, не сомневавшийся в реальности персонажа, помещает её на 100 лет раньше. В записи медиоланской хроники за 784 год значится:
В год от Р. Х. 784 был папа Иоанн женщиной, и был он тевтонцем, и вследствие этого установлено, что более никто из тевтонцев не может быть папой.
Другая версия, появившаяся в третьей редакции «Хроники пап и императоров» Мартина Поляка (англ. Martin of Troppau , лат. Martinus Polonus ), возможно, вставлена самим автором, а не последующим переписчиком. Посредством этой очень популярной работы легенда наиболее распространилась в следующей форме:
После Льва IV (847-55) Св. Престол 2 года, 5 месяцев и 3 дня занимал англичанин Иоанн из Майнца (англ. John of Mainz , лат. Johannes Anglicus, natione Moguntinus ). Он был, как утверждается, женщиной. Ещё в детстве эта женщина была привезена своим другом в Афины, в мужской одежде, и там показала такие успехи в учёбе, что никто не мог с нею сравниться. Она прибыла в Рим, стала преподавать там науки и этим привлекла внимание учёных людей. Она пользовалась величайшим уважением за прекрасное поведение и эрудицию и в конце концов была избрана в папы. Забеременев от одного из своих верных слуг, она родила дитя во время шествия от собора св. Петра к Латерану, где-то между Колизеем и базиликой св. Климента . Она умерла почти в тот же момент, и говорят - похоронена на том самом месте. Теперь папы избегают этой дороги в своих процессиях; многие думают, что это из-за отвращения.
Здесь впервые появляется имя «Иоанна», которое и сейчас приписывают папессе. Мартин Поляк жил при курии в качестве папского капеллана (chaplain) и пенитенциария (penitentiary, исповедника) (ум. 1278), потому его папская история была широко читаема, и легенда получила всеобщее признание. Одна из рукописей его хроники повествует о судьбе папессы иначе: после родов Иоанна была тотчас низложена и отбывала епитимью много лет. Её сын, как добавляется, стал епископом Остии и похоронил её после смерти.
Последующие хронисты дали папессе и девичье имя: одни зовут её Агнессой (Agnes), другие Гильбертой (Gilberta). Ещё более далёкие вариации находятся в работах разных хронистов, например, в «Универсальной хронике Меца» («Universal Chronicle of Metz»), написанной ок. 1250, и в позднейших редакциях книги XII (?) века «Чудеса города Рима» («Mirabilia Urbis Romae»). По последней, папессе было видение, где предлагалось выбрать либо временное бесчестие, либо вечную кару; она предпочла последнее и умерла при родах посреди улицы.
В XV веке, после того, как начала развиваться историческая критика, некоторые учёные, такие, как Эней Сильвий (Aeneas Silvius) (Epist., I, 30) и Платина (Vitae Pontificum, No. 106), указывали на бездоказательность рассказа о папессе. С XVI века католические историки начали отрицать существование папессы: например, Онофрио Панвинио (Vitae Pontificum, Venice, 1557), Авентин (Aventinus) (Annales Boiorum, lib. IV), Бароний (Annales ad a. 879, n. 5) и другие.
Некоторые протестанты, например, Блондель (Blondel) (Joanna Papissa, 1657) и Лейбниц («Flores sparsae in tumulum papissae» в «Bibliotheca Historica», Göttingen, 1758, 267 sq.), тоже признавали, что папесса никогда не существовала. Многие протестанты, однако, использовали этот сюжет в своих атаках на папство. Даже в XIX веке, когда несостоятельность легенды была определена всеми серьёзными историками, некоторые из протестантов (например, Kist, 1843; Suden, 1831; Andrea, 1866) пытались, движимые антиримским настроением, доказать историчность папессы. Даже Хазе (Hase) («Kirchengesch.», II, 2nd ed., Leipzig, 1895, 81) не смог удержаться от замечания по этому поводу, язвительного и совершенно не относящегося к истории.
«Petre pater patrum papissae prodito partum» - несогласованный набор латинских слов, оканчивающийся на: «предаю рождённое». Stephen of Bourbon приводит другой текст: «Parce, Pater Patrum, Papisse Prodere Partum». Chronica Minor XIII в. (точнее, поздняя вставка в неё), а также Flores Temporum (1290) и историк Theodoric Engelhusius (1426) приводят третий вариант: «Papa, Pater Patrum, Papisse Pandito Partum». Известен ещё один вариант, происхождение которого неясно: «Papa Pater Patrum Peperit Papissa Papellum» (тоже бессмысленный).
Основные доказательства полной мифичности папессы таковы:
Сюжет о Римской папессе, видимо, имеет более раннего двойника в Константинополе. Действительно, в письме к Михаилу Керуларию (1053) Лев IX говорит, что не может поверить тому, что слышал, а именно, что Константинопольская Церковь видела евнухов, а то и женщин, на епископском престоле (Mansi «Concil.», XIX, 635 sq.).
Относительно происхождения всей легенды о папессе Иоанне предлагались разные гипотезы.
Сюжет о папессе Иоанне был неоднократно разработан в мировой литературе. Он привлек внимание и А. С. Пушкина , который предположительно в 1835 году написал наброски сюжета к пьесе «Папесса Иоанна» в трех действиях. Эти наброски были на французском языке .
В качестве основного мотива поэт подчеркивал «страсть к знаниям» (la passion du savoir ), в результате которой Иоанна, дочь простого ремесленника, убегает из дома учиться в университете, защищает диссертацию и становится доктором. Впоследствии она становится настоятелем монастыря, где вводит строгий устав, вызывающий жалобы монахов; затем она попадает в Рим и становится кардиналом, но, когда после смерти папы её избирают на папский престол, она начинает скучать. В третьем действии появляется испанский посланник, её старый товарищ по учёбе, который грозит ей разоблачением; она становится его любовницей и умирает во время родов, согласно традиционной легенде. Таким образом, предполагавшееся произведение примыкало к серии драматических замыслов Пушкина середины 1830-х гг., рисующих человека низкого происхождения, который пробивает себе дорогу в феодальном обществе.
В начало жизненного пути будущей папессы Пушкин включил диалог с «демоном знания»; завершив план, он сделал такую заметку (по-французски): «Если это драма, она слишком будет напоминать „Фауста “ - лучше сделать из этого поэму в стиле „Кристабель“ или же в октавах». («Кристабель » - поэма С. Кольриджа). Не исключено, что Пушкин разочаровался в своём замысле или счёл, что этот текст не может рассчитывать на публикацию по цензурным причинам; возможно, однако, что он просто не успел его осуществить до своей смерти в 1837 году .
Нам всем навевают глухую тоску вечера.
Нам кажется вечер предвестником горькой утраты.
Ещё один день, точно плот по реке, во «вчера»
Уходит, уходит… ушёл… И не будет возврата.
(Мария Семёнова)
Через пару недель после того злополучного дня на берегу реки, меня начали посещать души (или точнее – сущности) умерших, мне незнакомых людей. Видимо мои частые возвращения к голубому каналу чем-то «разбередили» покой, до того спокойно существовавших в мирной тишине, душ... Только, как оказалось позже, далеко не все из них были по-настоящему так уж спокойны… И только после того, как у меня побывало огромное множество самых разных, от очень печальных до глубоко несчастных и неуспокоенных душ, я поняла насколько по-настоящему важно то, как мы проживаем нашу жизнь и как жаль, что задумываемся мы об этом только тогда, когда уже слишком поздно что-то менять, и когда остаёмся совершенно беспомощными перед жестоким и неумолимым фактом, что уже ничего и никогда не сможем исправить...
Мне хотелось бежать на улицу, хватать людей за руки и кричать всем и каждому, как это дико и страшно, когда всё становится слишком поздно!.. И ещё мне до боли хотелось, чтобы каждый человек знал, что «после» уже не поможет никто и никогда!.. Но, к сожалению, я тогда уже прекрасно понимала, что всё, что я получу за такое «искреннее предупреждение», будет всего лишь лёгкий путь в сумасшедший дом или (в лучшем случае) просто смех… Да и что я могла кому-либо доказать, маленькая девятилетняя девочка, которую никто, не хотел понять, и которую легче всего было считать просто «чуточку странной»…
Я не знала, что я должна делать, чтобы помочь всем этим несчастным, страдающим от своих ошибок или от жестокой судьбы, людям. Я готова была часами выслушивать их просьбы, забывая о себе и желая, как можно больше открыться, чтобы ко мне могли «постучаться» все, кто в этом нуждался. И вот начались настоящие «наплывы» моих новых гостей, которые, честно говоря, поначалу меня чуточку пугали.
Самой первой у меня появилась молодая женщина, которая сразу же мне чем-то понравилась. Она была очень грустной, и я почувствовала, что где-то глубоко в её душе «кровоточит» незаживающая рана, которая не даёт ей спокойно уйти. Незнакомка впервые появилась, когда я сидела, уютно свернувшись «калачиком» в папином кресле и с упоением «поглощала» книжку, которую выносить из дома не разрешалось. Как обычно, с большим удовольствием наслаждаясь чтением, я так глубоко погрузилась в незнакомый и такой захватывающий мир, что не сразу заметила свою необычную гостью.
Сначала появилось беспокоящее чувство чужого присутствия. Ощущение было очень странным – как будто в комнате вдруг подул лёгкий прохладный ветерок, и воздух вокруг наполнился прозрачным вибрирующим туманом. Я подняла голову и прямо перед собой увидела очень красивую, молодую светловолосую женщину. Её тело чуть-чуть светилось голубоватым светом, но в остальном она выглядела вполне нормально. Незнакомка смотрела на меня, не отрываясь, и как бы о чём-то умоляла. Вдруг я услышала:
– Пожалуйста, помоги мне…
И, хотя она не открывала рта, я очень чётко слышала слова, просто они звучали чуть-чуть по-другому, звук был мягким и шелестящим. И тут я поняла, что она говорит со мной точно так же, как я уже слышала раньше – голос звучал только в моей голове (что, как я позже узнала, было телепатией).
– Помоги мне… – опять тихо прошелестело.
– Чем я могу вам помочь? – спросила я.
– Ты меня слышишь, ты можешь с ней говорить… – ответила незнакомка.
– С кем я должна говорить? – поинтересовалась я.
– С моей малышкой, – был ответ.
Её звали Вероника. И, как оказалось, эта печальная и такая красивая женщина умерла от рака почти год назад, когда ей было всего лишь тридцать лет, и её маленькая шестилетняя дочурка, которая думала, что мама её бросила, не хотела ей этого прощать и всё ещё очень глубоко от этого страдала. Сын Вероники был слишком маленьким, когда она умерла и не понимал, что его мама уже никогда больше не вернётся… и что на ночь теперь его всегда будут укладывать уже чужие руки, и его любимую колыбельную будет петь ему какой-то чужой человек… Но он был ещё слишком мал и не имел ни малейшего понятия о том, сколько боли может принести такая жестокая потеря. А вот с его шестилетней сестрой дела обстояли совершенно иначе... Вот почему эта милая женщина не могла успокоиться и просто уйти, пока её маленькая дочь так не по-детски и глубоко страдала…
– Как же я её найду? – спросила я.
– Я тебя отведу, – прошелестел ответ.
Только тут я вдруг заметила, что, когда она двигалась, её тело легко просачивалось через мебель и другие твёрдые предметы, как будто оно было соткано из плотного тумана... Я спросила, трудно ли ей здесь находиться? Она сказала – да, потому что ей давно пора уходить… Ещё я спросила, страшно ли было умирать? Она сказала, что умирать не страшно, страшнее наблюдать тех, кого оставляешь после себя, потому, что столько ещё хочется им сказать, а изменить, к сожалению, уже ничего нельзя... Мне было очень её жаль, такую милую, но беспомощную, и такую несчастную... И очень хотелось ей помочь, только я, к сожалению, не знала – как?
На следующий день я спокойно возвращалась домой от своей подруги, с которой мы обычно вместе занимались игрой на фортепиано (так как своего у меня в то время ещё не было). Как вдруг, почувствовав какой-то странный внутренний толчок, я, ни с того ни с сего, свернула в противоположную сторону и пошла по мне совершенно незнакомой улице... Шла я недолго, пока не остановилась у очень приятного домика, сплошь окружённого цветником. Там, внутри двора, на маленькой игровой площадке сидела грустная, совершенно крошечная девочка. Она была скорее похожа на миниатюрную куклу, чем на живого ребёнка. Только эта «кукла» почему-то была бесконечно печальной... Сидела она совершенно неподвижно и выглядела ко всему безразличной, как будто в тот момент окружающий мир для неё просто не существовал.
– Её зовут Алина, – прошелестел внутри меня знакомый голос, – пожалуйста, поговори с ней...
Я подошла к калитке и попробовала открыть. Ощущение было не из приятных – как будто я насильно врывалась в чью-то жизнь, не спрашивая на это разрешения. Но тут я подумала о том, какой же несчастной должна была быть бедная Вероника и решила рискнуть. Девчушка подняла на меня свои огромные, небесно-голубые глаза и я увидела, что они наполнены такой глубокой тоской, какой у этого крошечного ребёнка просто ещё никак не должно было быть. Я подошла к ней очень осторожно, боясь спугнуть, но девочка совершенно не собиралась пугаться, только с удивлением на меня смотрела, как будто спрашивая, что мне от неё нужно.
Я подсела к ней на край деревянной перегородки и спросила, почему она такая грустная. Она долго не отвечала, а потом, наконец, прошептала сквозь слёзы:
– Меня мама бросила, а я её так люблю... Наверное, я была очень плохой и теперь она больше не вернётся.
Я растерялась. Да и что я могла ей сказать? Как объяснить? Я чувствовала, что Вероника находится со мной. Её боль буквально скрутила меня в твёрдый жгучий болевой ком и жгла так сильно, что стало тяжело дышать. Мне так хотелось им обеим помочь, что я решила – будь что будет, а, не попробовав, не уйду. Я обняла девчушку за её хрупкие плечики, и как можно мягче сказала:
– Твоя мама любит тебя больше всего на свете, Алина и она просила меня тебе передать, что она тебя никогда не бросала.
– Значит, она теперь живёт с тобой? – ощетинилась девчушка.
– Нет. Она живёт там, куда ни я, ни ты не можем пойти. Её земная жизнь здесь с нами, кончилась, и она теперь живёт в другом, очень красивом мире, из которого может тебя наблюдать. Но она видит, как ты страдаешь, и не может отсюда уйти. А здесь она уже находиться дольше тоже не может. Поэтому ей нужна твоя помощь. Ты хотела бы ей помочь?
– А откуда ты всё это знаешь? Почему она разговаривает с тобой?!.
Я чувствовала, что пока ещё она мне не верит и не хочет признавать во мне друга. И я никак не могла придумать, как же объяснить этой маленькой, нахохлившейся, несчастной девчушке, что существует «другой», далёкий мир, из которого, к сожалению, нет возврата сюда. И что её любимая мама говорит со мной не потому, что у неё есть выбор, а потому, что мне просто «посчастливилось» быть немножечко «другой», чем все остальные…
– Все люди разные, Алинушка, – начала я. – Одни имеют талант к рисованию, другие к пению, а вот у меня такой особый талант к разговору с теми, которые ушли из нашего с тобой мира уже навсегда. И твоя мама говорит со мной совсем не потому, что я ей нравлюсь, а потому, что я её услышала, когда больше никто её услышать не мог. И я очень рада, что хоть в чём-то могу ей помочь. Она тебя очень любит и очень страдает оттого, что ей пришлось уйти… Ей очень больно тебя оставлять, но это не её выбор. Ты помнишь, она тяжело и долго болела? – девочка кивнула. – Вот эта болезнь и заставила её покинуть вас. А теперь она должна уйти в свой новый мир, в котором она будет жить. И для этого она должна быть уверена, что ты знаешь, как она тебя любит.
Девочка грустно на меня посмотрела и тихо спросила:
– Она живёт теперь с ангелами?.. Папа мне говорил, что она теперь живёт в таком месте, где всё, как на открытках, что мне дарят на рождество. И там такие красивые крылатые ангелы... Почему она не взяла меня с собой?..
– Потому, что ты должна прожить свою жизнь здесь, милая, а потом ты тоже пойдёшь в тот же мир, где сейчас твоя мама.
Девочка засияла.
– Значит, там я её увижу? – радостно пролепетала она.
– Конечно, Алинушка. Поэтому ты должна быть всего лишь терпеливой девочкой и помочь твоей маме сейчас, если ты её так сильно любишь.
– Что я должна делать? – очень серьёзно спросила малышка.
– Всего лишь думать о ней и помнить её, потому, что она видит тебя. И если ты не будешь грустить, твоя мама наконец-то обретёт покой.
– Она и теперь видит меня?– спросила девочка и её губки начали предательски дёргаться.
– Да милая.
Она на какой-то миг замолчала, как бы собираясь внутри, а потом крепко сжала кулачки и тихо прошептала:
– Я буду очень хорошей, милая мамочка… ты иди… иди пожалуйста… Я тебя так люблю!..
Слёзы большими горошинами катились по её бледным щёчкам, но лицо было очень серьёзным и сосредоточенным… Жизнь впервые наносила ей свой жестокий удар и, казалось, будто эта маленькая, так глубоко раненная, девчушка вдруг совершенно по-взрослому что-то для себя осознала и теперь пыталась серьёзно и открыто это принять. Моё сердце разрывалось от жалости к этим двум несчастным и таким милым существам, но я, к сожалению, ничем больше не могла им помочь… Окружающий их мир был таким невероятно светлым и красивым, но для обоих это уже не мог больше быть их общий мир...
Жизнь порой бывает очень жестокой, и мы никогда не знаем, в чём заключается смысл приготовленной нам боли или потери. Видимо, это правда, что без потерь невозможно осмыслить того, что по праву или по счастливой случайности, дарит нам судьба. Только вот, что же могла осмыслить эта несчастная, съёжившаяся, как раненный зверёк, девчушка, когда мир вдруг обрушился на неё всей своей жестокостью и болью самой страшной в жизни потери?..
Я ещё долго сидела с ними и старалась, как могла, помочь им обеим обрести хоть какой-то душевный покой. Я вспомнила своего дедушку и ту жуткую боль, которую принесла мне его смерть… Как же должно было быть страшно этой хрупкой, ничем не защищённой малышке потерять самое дорогое на свете – свою мать?..
Мы никогда не задумываемся о том, что те, которых по той или иной причине отнимает у нас судьба, переживают намного глубже нас последствия своей смерти. Мы чувствуем боль потери и страдаем (иногда даже злясь), что они так безжалостно нас покинули. Но, каково же им, когда их страдание умножается в тысячи раз, видя то, как страдаем от этого мы?!. И каким беспомощным должен себя чувствовать человек, не имея возможности ничего больше сказать и ничего изменить?..
Папесса Иоанна - легендарная личность, женщина (Мирское имя: Жильберта или Жанна), якобы занимавшая папский престол под именем Иоанн VIII, между Львом IV (умер в 855) и Бенедиктом III (умер в 858). В принятом в настоящее время списке римских пап имя Иоанн VIII носил реальный папа, правивший несколько позже - в 872-882.
Женщина-папа в образе Вавилонской Блудницы
Сторонники легенды утверждают, что после этой истории каждый новоизбранный понтифик до Льва X проходил процедуру определения пола с помощью прорезного стула, известного как Sella Stercoraria (лат. навозное кресло); в процедуру будто бы входило выражение Mas nobis dominus est! (лат. Наш избранник муж!). Такое кресло до сих пор хранится в Ватиканском музее.
Обряд подтверждения пола избранного папы и стул, который для этого использовался
В 1601 г. папа Климент VIII особым декретом объявил легенду о папессе Иоанне выдумкой. В середине XVII в. протестантский историк Давид Блондель окончательно развеял миф, расценив его как сатиру на правление папы Иоанна XI.
ВАРИАЦИИ ЛЕГЕНДЫ
Первым писателем, узнавшим о легенде, был доминиканский хронист Жан де Майи (Jean de Mailly), от которого другой доминиканец - Стефан де Бурбон (Etienne de Bourbon) - позаимствовал её для своей работы о «Семи дарах Св. Духа» («Seven Gifts of the Holy Ghost»).
По этой версии, предполагаемая папесса жила около 1104 года, имени же её не указано. Согласно тексту, чрезвычайно талантливая женщина, одетая мужчиной, стала нотариусом в курии, затем кардиналом и, в конце концов, папой; однажды ей пришлось выезжать верхом на коне, и по этому поводу она разродилась сыном; потом её привязали к конскому хвосту, таскали по городу, забросали камнями до смерти и похоронили там, где она умерла. В её правление, как добавляет легенда, появились четыре трёхдневных поста: по три дня зимой, весной, летом и осенью, названные в её честь "папессиными постами".
Однако Годфрид Буссерский, не сомневавшийся в реальности персонажа, помещает её на 100 лет раньше: "В год от Р. Х. 784 был папа Иоанн женщиной, и был он тевтонцем, и вследствие этого установлено, что более никто из тевтонцев не может быть папой."
Вторая версия: Мартин Поляк
Другая версия, появившаяся в третьей редакции «Хроники пап и императоров» Мартина Поляка, возможно, вставлена самим автором, а не последующим переписчиком. Посредством этой очень популярной работы легенда наиболее распространилась в следующей форме:
"После Льва IV Св. Престол 2 года, 5 месяцев и 3 дня занимал англичанин Иоанн из Майнца. Он был, как утверждается, женщиной. Ещё в детстве эта женщина была привезена своим другом в Афины, в мужской одежде, и там показала такие успехи в учёбе, что никто не мог с нею сравниться. Она прибыла в Рим, стала преподавать там науки и этим привлекла внимание учёных людей. Она пользовалась величайшим уважением за прекрасное поведение и эрудицию и в конце концов была избрана в папы. Забеременев от одного из своих верных слуг, она родила дитя во время шествия от собора св. Петра к Латерану, где-то между Колизеем и базиликой св. Климента. Она умерла почти в тот же момент, и говорят - похоронена на том самом месте. Теперь папы избегают этой дороги в своих процессиях; многие думают, что это из-за отвращения. "
Согласно легенде, папесса Иоанна родила ребенка, участвуя в шествии
Последующие хронисты дали папессе и девичье имя: одни зовут её Агнессой (Agnes), другие Гильбертой (Gilberta). Ещё более далёкие вариации находятся в работах разных хронистов, например, в «Универсальной хронике Меца» и в позднейших редакциях книги «Чудеса города Рима». По последней, папессе было видение, где предлагалось выбрать либо временное бесчестие, либо вечную кару; она предпочла последнее и умерла при родах посреди улицы.
ПАПЕССА ИОАННА - ПРАВДА, ИЛИ МИФ?
Женщина-папа на средневековых иллюстрациях
Основные доказательства полной мифичности папессы таковы:
1. Ни один современный ей исторический источник - среди всех историй папства - ничего о ней не знает; более того, нет ни единого упоминания о ней до середины XIII века. Сейчас немыслимо представить, что появление «папессы», будь оно историческим фактом, оказалось упущенным из виду всеми историками X-XIII веков.
2. В современной истории папства нет места, куда эта легендарная фигура могла бы поместиться. Между Львом IV и Бенедиктом III, куда её помещает Мартин Поляк, она вставлена быть не может, поскольку Лев IV умер 17 июля 855 года, и сразу же после его смерти духовенством и римским народом был избран Бенедикт III. Впрочем, с одной оговоркой - если её пребывание на престоле не было супер-коротким, как например у Сизинния или у Иоанна Павла I.
3. Ещё менее вероятно, что папесса могла бы быть помещена в списке пап около 1100, между Виктором III (1087) и Урбаном II (1088-99) или перед Пасхалием II, как предполагается в хронике Жана де Майи.
Что о женщине-папе думают протестанты?
Некоторые протестанты тоже признавали, что папесса никогда не существовала. Многие, однако, использовали этот сюжет в своих атаках на папство. Даже в XIX веке, когда несостоятельность легенды была определена всеми серьёзными историками, некоторые из протестантов пытались, движимые антиримским настроением, доказать историчность папессы.
Что могло послужить основой для легенды о женщине-папе
Сюжет о Римской папессе, видимо, имеет более раннего двойника в Константинополе. Действительно, в письме к Михаилу Керуларию Лев IX говорит, что не может поверить тому, что слышал, а именно, что Константинопольская Церковь видела евнухов, а то и женщин, на епископском престоле.
Относительно происхождения всей легенды о папессе Иоанне предлагались разные гипотезы.
Возможно, что сильно порицаемые женственные слабости папы Иоанна VIII в отношениях с греками могли вырасти в эту легенду. В письмах и хрониках того времени этот папа трижды многозначительно называется не то «мужественным», не то «мужеподобным».
Другие историки указывают на деградацию папства в X веке, когда многие папы носили имя Иоанн; потому такое имя, чувствуется, вполне подходит легендарной папессе. Одни видят видит в рассказе сатиру на Иоанна IX; другие - сатиру на Иоанна XI, а третьи примеряют рассказ к Иоанну XII. Некоторые же рассуждают о пагубном влиянии женщин на папство в X в. вообще.
Возможно также, что сюжет о папессе Иоанне - это отголосок старых римских сказок, оригинально связавшийся с определёнными древними памятниками и своеобразными обычаями. Древняя статуя, откопанная в правление Сикста V на улице возле Колизея, - фигура с ребёнком - была всенародно принята за изображение папессы. Также было замечено, что папа не ходит по этой улице во время торжественного шествия (возможно, по причине её небольшой ширины). Далее обратили внимание, что при формальной инаугурации перед Латеранским собором новоизбранный папа уселся на мраморное кресло. Это кресло представляло собой не что иное, как древнее туалетное сиденье (bath-stool), каких было много в Риме; иногда оно использовалось папой для отдыха. Но простонародное воображение увидело в этом знак, что таким образом будто бы проверяют пол папы, в целях впредь предотвратить попадание женщины на престол св. Петра.
Бертран Рассел в «Истории западной философии» указывает на то, что в основу легенды легла история Мароции, дочери римского сенатора Теофилакта, из рода графов Тускулума, являвшихся в начале Х века наиболее влиятельными римлянами, в роде которых титул папы стал почти наследственным. Мароция сменила нескольких мужей подряд и неведомое количество любовников. Ее внуком её был Иоанн XII, который стал папой в 18-летнем возрасте и своей беспутной жизнью и оргиями, местом которых стал вскоре Латеранский дворец, окончательно подорвал авторитет папства.
В книге "Священный вертеп" Таксиля Лео, посвящённого какраз истории папства описывается этот эпизод. Вот как это выглядит в книге:
Папесса Иоанна
Несмотря на энергичные протесты некоторых фанатиков, существование папессы Иоанны установлено и неопровержимо доказано. Сменив Льва четвертого, она восседала на святом престоле под именем Иоанна восьмого около двух лет.
Чтобы не обнаружить своего пола, она была вынуждена сохранять в строжайшей тайне свои любовные похождения и благодаря этому завоевала безупречную репутацию среди населения; слава о ее высокой добродетели так прочно утвердилась в Риме, что ее единодушно избрали папой.
Впрочем, она занимает достойное место среди жестоких и порочных пап, ибо добродетель её не что иное, как маска, которую она лицемерно носила с самых ранних лет, дабы утолить своё необузданное честолюбие.
Смерть Иоанны была трагична: в день вознесения, которое, как обычно, знаменуется крестным ходом, папесса в парадном облачении первосвятителя, в порфире, во главе процессии верхом на коне, согласно установленному ритуалу, окруженная свитой епископов и сановников, вельможами и многотысячной толпой, торжественно направилась в базилику святого Петра.
По пути родовые схватки одолели её с такой силой, что она упала с лошади. Терзаясь, она каталась по земле и издавала нечеловеческие вопли. Наконец, разорвав покрывавшие её священные одежды, в страшных конвульсиях она разрешилась от бремени.
Рассвирепевшие священники не только не позволили оказать ей помощь, но, окружив её плотной цепью, как бы желая укрыть от любопытных взоров толпы, проклинали, осыпали грязными ругательствами, пока она не испустила дух.
Во время ее предсмертной агонии эти изверги задушили ребенка, которого она произвела на свет.
Главный аргумент христианских писателей, настойчиво отрицавших существование папессы Иоанны, основан на том, что бог никогда не допустил бы такого вопиющего позора и потому престол святого Петра, учреждённый самим Иисусом, не могла занимать распутная девка.
Довод, конечно, солидный?
Нам остаётся только повторить тот самый вопрос, который некогда задал историк Морис Лашатр: «Как мог терпеть создатель все преступления, богохульства и гнусности епископов Рима?.. Как мог творец допустить, что святой престол растоптали в грязи папы-еретики, вероотступники, блудодеи и убийцы?»
Бароний, один из самых рьяных защитников папства, вынужден признать, что папы Бонифаций шестой и Стефан седьмой являются мерзкими извергами, опозорившими своими деяниями дом господень; он их обвиняет в том, что они превзошли самых жестоких гонителей церкви.
Епископ Женебрар утверждает, что «в течение двух веков святой престол занимали чудовищно распутные папы, их следовало бы называть апостатическими, а не апостолическими; церковными делами управляли женщины, престол первосвященника все эти годы находился в спальне куртизанки». И действительно, Теодора и Мароция, наглые блудницы, фактически распоряжались всем Римом как хотели: они сажали на трон святого Петра своих возлюбленных или сыновей, и летопись сообщает об этих женщинах такие возмутительные подробности, что ваш покорный слуга не рискует их привести.
Это все история, господа клерикалы. Это ваша история!
Великие тайны и загадки Средневековья Вербицкая Анна
Папесса Иоанна - наместница святого Петра. Мифы и факты
Увлекательный исторический роман Донны Вулфолк-Кросс и снятый на его основе фильм пользуются необыкновенной популярностью. Миллионы читателей и зрителей поверили в то, что более двух лет католическую церковь возглавляла женщина. Несомненно, книга претендует на реалистичность, и небезосновательно. История о том, что в IX (а по некоторым сведениям, в XII в.) женщина восседала на папском престоле, была известна в Европе в XIII в. Хроники того времени рассказывают об этом довольно подробно, хотя в более ранних летописях упоминаний о таком неординарном событии почему-то нет. Точнее, они есть, но явно дописанные позже и другим почерком. В XIII–XV вв. история о женщине-Папе считалась доказанным историческим фактом, опровергнуть который Ватикан попытался только в XVI в. В существовании папессы даже сами священнослужители были уверены настолько, что в кафедральном соборе Сиенны среди бюстов Римских Пап водрузили и ее изображение.
В XII в. о понтифике-женщине упоминает папский историк Мартин Шкотт. В «Хрониках Пап и императоров», датированной XIII в., папский исповедник Мартин Полоний (Поляк) записывает, правда в довольно общих фразах, историю папессы Иоанны. Это сочинение было популярно и многократно переписывалось. В большинстве копий сохранилась и запись об Иоанне. Все это можно было бы считать легендой, если бы не факт, который утвердил многих в истинности данных, записанных Полонием. Б 12 7 6 г. после смерти Папы Адриана V его преемник взял имя Иоанн XXI. Предыдущий Папа Иоанн был записан в хронологии под номером XIX. Куда же подевался Иоанн XX? Появилась версия, что этот Папа был очень быстро смещен преемником. Но возникали и другие догадки - Папа Иоанн XX оказался женщиной и церковники постарались забыть этот порочащий их факт. Иоанн XXI, видимо, решил восстановить хронологию, подхлестнув таким образом интерес к личности Иоанна XX. Позже о папессе Иоанне упоминали в своих работах некоторые средневековые историки и даже Петрарка и Боккаччо.
Кроме записей есть свидетельства и о вещественных доказательствах существования женщины-Папы. Мы уже упоминали о соборе Сиенны, где бюст Иоанны простоял до начала XVII в. Но при Папе Клименте VIII женскую фигуру было приказано переделать в мужскую и на памятнике появилась надпись, утверждающая, что это фигура Папы Захария. Английский епископ в своих записях упоминал, что видел статую Иоанны на одной из площадей Болоньи. Некоторые исследователи утверждают даже, что в соборе Святого Петра есть фреска, на которой изображена беременная женщина, облаченная в одежды Папы.
Косвенным подтверждением существования папессы могут служить и многочисленные лубочные картинки, народные частушки, байки и поверья. Иоанна даже стала одной из наиболее важных фигур в картах Таро, где ее изображение помещают рядом с императором, императрицей и Папой.
Упоминания о ней можно найти и у Пушкина. В черновиках «Сказки о рыбаке и рыбке» исследователи творчества поэта нашли эпизод о том, что старуха хотела стать «римскою папой». Вряд ли такая идея пришла бы в голову великому писателю, если бы он не знал истории об Иоанне. В его записях был найден и черновой вариант пьесы из трех актов «Папесса Иоанна». Пушкин представлял ее как дочь ремесленника, которая настолько хотела учиться, что убежала из дому, поступила в университет, а после защиты диссертации стала настоятелем монастыря. Позже она оказалась в Риме и благодаря своему выдающемуся уму стала сначала кардиналом, а потом и Папой. В третьем акте в Ватикане должен был появиться посол из Испании, который оказался бы ее старым товарищем по университету. Он раскрыл бы ее тайну, они стали бы любовниками, а после Иоанна умерла бы во время родов, как и утверждают некоторые легенды. Но роковой выстрел Дантеса не позволил Пушкину закончить работу над произведением.
В конце XVII в. Барониус, историк Ватикана, написал, что все предыдущие упоминания о папессе Иоанне не стоит воспринимать серьезно, что это всего лишь старинная байка, придуманная врагами Церкви. Впоследствии эта версия поддерживалась как Ватиканом, так и самими верующими и постепенно превратилась в сказку. Но эта сказка так реалистична и необычна, что стоит поговорить о ней более подробно.
Существует несколько версий легенды об Иоанне. Первое различие, которое бросается в глаза, - то, что называют ее по-разному. В разных версиях встречаются имена Жанна, Джоанна (Иоанна), Агнесса или Гильберта. Почти все легенды утверждают, что она была дочерью английского проповедника-миссионера, но год рождения опять-таки указывают разный: 814-й, 818-й, 822-й. Когда мать умерла, девочка отправилась странствовать с отцом. По свидетельствам многих средневековых хронистов, уже тогда она носила мужскую одежду, чтобы избежать домогательств. 12-летняя девочка проявила выдающийся ораторский талант и читала проповеди не хуже отца.
Дальше версии расходятся, и понять, где же кроется истина, практически невозможно. Одни источники утверждают, что девушку хотели выдать замуж, чтобы она растила детей и вела хозяйство. Ранние браки в Средневековье, когда пятидесятилетний человек считался стариком, были обычным явлением. Но Иоанна (будем называть ее так) хотела учиться и сбежала из дому. Она переоделась монахом и отправилась в Грецию, где добилась больших успехов в изучении наук. Там Иоанна и попалась на глаза Папе Льву IV, который принял ее в свое окружение, а умирая, назвал преемником. Другая легенда гласит, что после смерти отца девушка ушла в монастырь и настоятельница, видя интерес подопечной к книгам, назначила ее хранительницей монастырской библиотеки. Вскоре из мужского монастыря в обитель был прислан молодой монах, чтобы выписать некоторые фрагменты из книг. Иоанна полюбила юношу, и в обратный путь молодой монах отправился… с товарищем. Брат Иоанн довольно долго прожил в мужском монастыре, скрывая свою тайну, но влюбленных разоблачили. Они вынуждены были бежать в Грецию. Там они учились, жили отшельниками, но Иоанне вскоре надоело затворничество. Тайком от друга она уехала в Рим, стала проповедовать и была приглашена в канцелярию Папы. После смерти понтифика ее избрали Папой.
Некоторые хроники пишут, что после смерти отца-мис-сионера Иоанна переоделась монахом и отправилась в мужской монастырь, поскольку только там могла получить образование. Естественно, находясь в окружении мужчин, она не могла удержаться от естественных для девушки чувств. Иоанна полюбила молодого монаха, соблазнила его, но влюбленных быстро вывели на чистую воду. Они бежали в Англию и только потом решили направиться в Грецию. Друг Иоанны умер во время путешествия, и девушка на его могиле поклялась исполнить самую дерзкую их мечту. Она отправилась в Рим, преподавала в греческой школе. Молодой датер был настолько талантлив и эрудирован, что Папа взял его в свою канцелярию нотариусом. Вскоре он стал и кардиналом, а после смерти Папы занял его место.
Еще одна история, ставшая весьма популярной, говорит, что Иоанна полюбила молодого монаха. Чтобы не компрометировать его, она переоделась мужчиной. Но вскоре ее возлюбленный умер. Иоанна отправилась в Рим и начала преподавать в школе. Она так прославилась своей просвещенностью, что была избрана Папой.
И наконец, обратимся к уже упомянутой «Хронике Пап и императоров» Мартина Полония. Согласно его записям, в середине IX в. в Афинах появились два молодых человека, которые старательно изучали теологию и философию. Один из них оказался переодетой женщиной. Вскоре наша героиня сбежала в Рим, стала преподавать и прославилась своей ученостью. В 855 г. Иоанна воссела на престол святого Петра.
Дальнейшие события у историков и хронистов сомнений не вызывали - Иоанна забеременела. Кто был отцом ребенка, наверняка сказать не может никто. Возможно, это был ее друг, приехавший из Афин, возможно, один из ее приближенных, раскрывший тайну и шантажировавший папессу, а может быть, им оказался Флорус, племянник Папы Льва IV.
Широкие монашеские одежды надежно скрывали беременность, но Иоанна предпочла уехать из города и провела лето в Остии. Тот год принес жителям Италии множество несчастий - на прибрежные города нападали сарацины, разбойники грабили и убивали на дорогах, тучи саранчи опускались на поля, народ отвернулся от Церкви. Требовалось срочно принимать меры. Бледный и измученный понтифик пообещал организовать крестный ход. Когда шествие вслед за Папой двинулось к Латеранской площади, Папа вдруг упал. Пораженная толпа увидела, что Папа - женщина. Одни хроники говорят, что Иоанну и ребенка забили камнями, а на месте смерти папессы была водружена плита, на которой было выбито: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»). По другой версии, мать и ребенок умерли в родах. На месте смерти Иоанны якобы была построена часовня, которую позже приказали разрушить. По третьей - мальчик выжил, был отдан на воспитание в монастырь и со временем стал епископом Остии. Есть и легенда, по которой Иоанна осталась жива и была отправлена замаливать грехи в монастырь, где жила в почете и умерла от старости. Понтификат Иоанны длился, по одним сведениям, два года, пять месяцев и четыре дня, по другим - два года, семь месяцев и четыре дня.
Сторонники того, что легенда правдива, утверждают, что Ватикан стремился скрыть этот порочащий факт и уничтожил документы и хроники, в которых упоминался Папа Иоанн XX. Это утверждение неверно и нелогично, прежде всего потому, что хроники с упоминанием о Папе-женщине в XII–XV вв. встречаются довольно часто. Каков был смысл уничтожать одну часть компрометирующих документов и оставлять другую? В конце XV - начале XVI вв. историки изучали эти документы и пришли к выводу, что… свидетельства нельзя воспринимать всерьез. Энеа Сильвио Пикколомини и Бартоломео Платина во всеуслышание заявили, что легенда о папессе - выдумка от начала и до конца. Почему же она появилась и кому была нужна? Ответ на этот вопрос можно найти все в тех же хрониках. В XIV–XV вв. у Ватикана было достаточно недоброжелателей, начиная от нищенствующих монашеских орденов доминиканцев и францисканцев, тогда еще не признанных официальной Церковью. Они бы не упустили случая опорочить служителей Церкви, которые, откровенно говоря, в большинстве своем были великими грешниками. Эта легенда была впоследствии очень полезна и гуситам, и Мартину Лютеру.
Существует мнение, что миф о папессе возник на основе «Салернской хроники». В ней никакого упоминания о Папе и Ватикане нет, зато рассказана весьма занимательная История о византийской императрице Ирине. Императрица убила своего сына Константина VI, воссела на престол и потребовала, чтобы ее по давней традиции именовали титулом «царь и самодержец», который раньше носили только мужчины. Такое «недостойное поведение» вызвало среди знати волну возмущения. Особенно были недовольны служители Церкви, поскольку император обычно автоматически становился и первосвященником, а такой титул никак не мог принадлежать женщине. Вам сложившаяся ситуация ничего не напоминает? Также не исключен вариант, что прототицом легендарной Иоанны послужила Мароция, два сына которой стали Папами и оба взошли на престол святого Петра под именем Иоанн.
Но наиболее правдоподобную версию происхождения этого мифа предлагает в своем труде «Легенды Средневековья, связанные с Папами» немецкий теолог Игнаций фон Деллингер. Он пишет, что появлением мифа мы обязаны находке неподалеку от Колизея старинной статуи женщины. На постаменте была надпись «Ргорnае pecuniae posuit», что означает «Поставил за свой счет». Также было указано имя - «Рар. Pater Patrum», где первая часть - сокращенная фамилия, а вторая переводится «отец отцов», обычный титул для римлян-язычников. Под церковью Святого Климента, где, как указывал Полоний, похоронена папесса, действительно были найдены остатки языческого храма. Впечатлительным римлянам ничего не стоило превратить буквы «Р» во впечатляющую надпись, разоблачающую Иоанну.
Если аргументы немецкого ученого не кажутся кому-то убедительными, то хронология папства, всегда ведущаяся очень точно и проверенная сотни раз, не оставляет сомнений в его правоте. Дело в том, что преемником Льва IV, согласно летописям, стал Папа Бенедикт III. Его понтификат приходится как раз на те годы - с 855-го по 858-й, - когда, по легенде, должна была править папесса Иоанна. Но в отличие от Иоанны, прямых доказательств существования которой (кроме хроники Полония) не сохранилось, реальность Папы Бенедикта III подтверждает множество неопровержимых фактов. Это и монета, датированная 855 г., где Папа Бенедикт III изображен с императором Лотарем, и документы с его подписью, в частности письмо к епископам Франции. Даже свидетельства извечных соперников Ватикана, византийских священников, - в пользу Бенедикта III. Но в византийских хрониках этого периода ни разу не упоминается Иоанн или Иоанна. А как же хроники Мартина Полония? Не следует забывать, что Полоний не был ни римлянином, ни даже итальянцем. Он мог оставаться в полном неведении относительно баек, популярных среди римлян, и записать очередную сплетню, считая ее достоверной историей.
Ряд неопровержимых доказательств убеждает нас, что история о папессе Иоанне - не более чем миф.
Из книги Тюремная энциклопедия автора Кучинский Александр ВладимировичАртикулы Петра Великого Петр I реформировал в государстве все, что можно было реформировать, в том числе и систему уголовных наказаний. Он внимательно изучил уголовное право стран Западной Европы и стал приспосабливать их к русским условиям. Надо заметить, что система
Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты» (litres)] автора Коггинс ДжекЭпоха Петра Великого Войны, как гражданские, так и межгосударственные, а также династические междоусобицы, которые предшествовали воцарению Петра Великого (1682–1725), мало способствовали развитию военного искусства в России. Стрельцы, XVII век Стрелецкие полки с их
Из книги Евреи в России: самые влиятельные и богатые автора Ребель АлинаПосле Петра Сформированные Петром I основные направления российской экономики преемники развивали с разной степенью успешности. Крепостническая система, намертво сросшаяся с производством и сельским хозяйством, стала главным залогом стабильности в стране. Экономика
Из книги Великие тайны и загадки Средневековья автора Вербицкая АннаГробница Святого Петра - святыня или произведение искусства? Собор Святого Петра в Риме миллионами людей почитается как святыня, воздвигнутая на мощах Первоапостола. Но действительно ли это так? Загадка долгие годы занимала умы ученых и священников. Естественно, прежде
Из книги 100 великих тайн [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай НиколаевичГробница святого Петра 10 февраля 1939 года скончался папа Пий XI. В огромном соборе Святого Петра в Риме собрались тысячи верующих; в едином скорбном порыве они молились за упокой души усопшего понтифика, слившиеся в один громкий плач…В это же самое время в крипте, как раз
Из книги Отражения автора Ступников Александр ЮрьевичПетра (Иордания) Сегодня уже никто точно не знает была ли это столица царства набатеев или их гигантский некрополь, нависший над тайной долиной в никуда. Сами набатеи называли этот город Селла. На иврите «скала».Набатеи были близки по языку к евреям, прошедшим здесь на
Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил Из книги Паломничество на Синай автора Алфеева Валерия Анатольевна Из книги Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы автора Терещенко Александр ВласьевичI. ФЕОДОСИИ, ДОЧЕРИ В. К. ИОАННА III В начале XVI в. находим мы описание одних великокняжеских свадеб, и что замечательно, венчание совершалось весьма часто митрополитами. В. к. Иоанн III, любя меньшую дочь свою, Феодосию, не хотел расстаться с нею и потому не искал женихов ей вне
Из книги Памятники Византийской литературы IX-XV веков автораIII. СВАДЬБА В. К. ИОАННА IV В. к. Иоанн IV по восшествии своем на престол (в 1547 г.) немедленно разослал знатных сановников по всей I России, чтобы они смотрели всех девиц благородных и лучших из них представили бы ко двору. В Новгород был послан окольничий И. Д. Шеин, а в Вязьму кн.
Статьи по теме: | |
Значение имени Дарья (Дарина)
Имя Дарья не является на сегодняшний день часто используемым. Но... Февральская революция Как началось народное движение
Из книги На Кавказском фронте Первой мировой. Воспоминания капитана... Маргарита (Рита) - значение имени, происхождение, характеристики, гороскоп
Карьера, бизнес и деньги Однообразная работа с высокой зарплатой – не... |