Письмо об используемой системе налогообложения. Как получить уведомление о применении УСН? Достаточно ли справки о применении осно для подтверждения правомерности вычета

Письмо о применении УСН для контрагента – важная часть деловой жизни предпринимателя. Таким образом он вправе сообщить деловому партнеру о причинах, по которым он не включает НДС в стоимость своей продукции или услуг.

ФАЙЛЫ

Трудность заключается в том, что каждый руководитель сам вправе выбирать форму налогообложения, переходить с одной на другую. А контрагенты, с которыми он работает, не всегда готовы к смене условий. Они могут быть не в курсе произошедших изменений в форме налогообложения той организации, с которой взаимодействуют, либо сотрудничество между сторонами только налаживается.

По этим причинам письмо о применении УСН для контрагента является полезной бумагой для организации плодотворного делового общения.

Обязательно ли использовать такой бланк письма

Приведенная форма не является унифицированной. Согласно существующему законодательству таких форм для письма о применении УСН для контрагента вообще не существует. Есть формулировка «свободная форма» и ряд прилагающихся требований. Для того чтобы все их соблюсти, удобнее ориентироваться именно на приведенные бланки, так как они удобны, в них соблюдается деловой стиль изложения, упомянуты все детали.

Составные части

Письмо чаще всего состоит из шапки, вводной части, основной и завершения документа. Шапка содержит сведения о:

  • Полном наименовании организации. Той, которая направляет письмо своему контрагенту.
  • Основных реквизитах. В крупных компаниях выпускаются специальные бланки, сразу с указанием адреса, телефона, ИНН, ОГРН, КПП. Письма делового содержания имеет смысл располагать именно на них.
  • Произведенном запросе. Имеет смысл сослаться в самом начале на номер и дату запроса, который поступил в организацию. Это считается хорошим тоном в деловом общении – напоминать о том, что контрагент запрашивал данные и какого числа он это делал. Кроме того, это оберегает обе стороны от возникновения путаницы при большом потоке поступающей документации.
  • Номер и дату текущего документа. Естественно, если в организации для удобства принята такая нумерация.

Основная часть обычно имеет введение в виде ссылки на поступивший от контрагента запрос. После мотивировки идет сообщение основных данных, а именно:

  • С какого времени и где зарегистрирована компания, какую систему налогообложения она использовала с момента открытия.
  • При факте изменения системы налогообложения – когда это изменение произошло.
  • Ссылка на подтверждающие документы. Их копии прикрепляются к письму. Приложениями могут быть налоговая декларация, уведомление о прекращении деятельности по одной из систем налогообложения.
  • Документ будет иметь больше доверия, если копии уведомлений будут заверены ИФНС России.

Обязательное содержание заключительной части – подпись руководителя учреждения (например, генерального директора) либо его доверенного лица, с должностью и расшифровкой подписи.

Налоговые режимы

В Российской Федерации, помимо основного налогового режима, в рамках которого выплачивается НДС, существует ряд специальных режимов. К ним относят:

  • УСН. Расшифровывается как «упрощенная система налогообложения».
  • Единый сельскохозяйственный налог.
  • Патентная система налогообложения.
  • Единый налог на вмененный доход по определенным видам деятельности.
  • СН при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый кодекс точно описывает каждый из них. Вместе с тем, там сказано, что «упрощенцы» НДС не выплачивают (статья 366.11).

Информационное письмо

Как известно, для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, предпринимателю достаточно обратиться в налоговую инспекцию по месту своего расположения. Отказать в переходе она никому не имеет права.

Для того чтобы запросить информацию о поданной заявке на переход, а также узнать, была ли предоставлены декларация от его имени, налогоплательщик (ИП, ООО, ОАО) может направить свой запрос в налоговую инспекцию. А она должна ответить ему, используя специально предусмотренную для этого форму 26.2-7 «Информационное письмо».

Именно оно является главным из приложений к письму о применении УСН для контрагента. Однако, для того чтобы его получить, организации или индивидуальному предпринимателю стоит самостоятельно создавать запрос в налоговую инспекцию.

Важно! Налогоплательщик не обязан запрашивать информационное письмо в налоговой инспекции. Однако для полноценного делового общения в некоторых случаях, это бывает необходимо.

Если налоговики отказывают в предоставлении информации

Если налоговая инспекция отказывает обратившемуся юридическому лицу в предоставлении информации, то она нарушает положения 21 статьи Налогового кодекса. Информировать всех желающих о правах, обязанностях и других нюансах налогообложения – прямая обязанность ее работников. В том числе эти разъяснения могут быть оформлены в письменном виде, в данном случае – информационного письма о применяемой организацией системе налогообложения.

Пути взаимодействия

Что касается переписки с контрагентом, то здесь ситуация достаточно щепетильная. Некоторые организации довольствуются минимальным составом предоставленной документации, другие – более расширенным. Бывают такие участники хозяйственного оборота, которые формулируют запросы на не существующие в природе документы. Таким образом, у организации есть три пути взаимодействия с контрагентом, который предъявляет повышенные требования к основаниям для приложений к письму о применении УСН:

  • Прекратить сотрудничество.
  • Предоставить все бумаги, которые в своем запросе упомянул контрагент.
  • Договориться, убедив делового партнера уменьшить список требуемых документов до выполнимого.

Доступный для скачивания образец письма о применении УСН для контрагента можно найти в верхней части этой статьи.

Случаи, когда в ФНС подают заявку на получение справки 39 :

  1. Предоставление информации контрагенту.
  2. Участие в тендере, конкурсе, аукционе.
  3. Оформление кредита (для банка).
  4. Решение внутренних вопросов.

Существует перечень определенных реквизитов :

В запросе можно указать :

  1. Способ получения выписки (лично/по почте). Если способ получения не указан – оформленный документ отправляется заказным письмом по почте.
  2. Дату, на которую должна быть оформлена справка. Если дата отсутствует, тогда документ составляется на момент регистрации прошения.

О том, как составить запрос в налоговую о предоставлении информации, читайте , а из вы узнаете об особенностях оформления запроса в ИФНС об отсутствии задолженности.

Способы подачи

Запрос в налоговую службу может быть представлен лично или уполномоченным лицом непосредственно по месту регистрации налогоплательщика, по почте или в электронном виде.

В случае предоставления прошения лично, целесообразно иметь два экземпляра – один для ФНС, второй – с датой регистрации, для налогоплательщика .

При оформлении прошения в электронном виде (по телекоммуникационным каналам), налогоплательщику отправляется два электронных документа:

  • Подтверждение налоговым органом о дате получения запроса.
  • Квитанция о приёме прошения к рассмотрению.

Сроки получения

Справка предоставляется в течение пяти рабочих дней с момента регистрации запроса в органах ФНС.

Причины отказа в предоставлении

Причинами в отказе могут выступать :

Способы забрать готовую справку

Оформленный документ можно получить:

  1. Лично . При выдаче инспектор проверит наличие документов, удостоверяющих личность налогоплательщика или уполномоченного лица. Один экземпляр справки выдаётся получателю, второй – остаётся в органах налоговой службы. На нем ставится отметка о выдаче, дата, фамилия, имя, отчество и подпись получателя.

    В случае, если налогоплательщик не получил справку лично в течение пяти рабочих дней, ФНС отправляет документ по почте по адресу, указанном в запросе.

  2. По почте . В случае, когда заявитель в запросе указал способ получения «по почте».
  3. В электронном виде . При направлении запроса по телекоммуникационным каналам связи.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, пеням и штрафам разработана с целью повышения качества исполнения государственной функции, создания комфортных условий для плательщиков налогов, определяет сроки и последовательность действий ФНС, её территориальных органов и должностных лиц.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
  • Приказ ФНС России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.

Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает несколько налоговых режимов. Наряду с общим налоговым режимом, в рамках которого подлежат уплате налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль, существуют и другие режимы. К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.

В соответствии со ст. 346.11. НК РФ организации и индивидуальные предприниматели , применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не уплачивают за исключением случаев, указанных в законе. Требования к налогоплательщикам и ограничения для налогоплательщиков установлены в статьях 346.12. и 346.13. НК РФ.

В соответствии со ст. 346.13. НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер, что означает, что для перехода на упрощенную систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель, изъявившие такое желание и удовлетворяющие требованиям для перехода на упрощенную систему налогообложения, должны в определенный срок уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Никакого разрешения на применение упрощенной системы налогообложения не требуется. Налоговая инспекция не может отказать налогоплательщику в переходе на упрощенную систему налогообложения, на что указал Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.

Рекомендуемая форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Указанным приказом также утверждена форма № 26.2-7 Информационное письмо, в котором налоговый орган в ответ на запрос налогоплательщика сообщает, подавал или нет налогоплательщик заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения или нет, предоставлял налогоплательщик декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или нет. Налогоплательщик не обязан запрашивать, получать или иметь указанное письмо. Достаточным подтверждением того, что налогоплательщик находится на упрощенной системе налогообложения, является заявление налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой налогового органа в принятии или с приложением почтового документа об отправке уведомления в налоговую инспекцию. Информационное письмо – лишь дополнительное подтверждение факта направления налогоплательщиком уведомления в инспекцию. Возможно, Ваш контрагент имеет в виду эту «справку».

Налоговый орган также не прав, отказывая в даче разъяснений. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение от налоговых органов бесплатной информации о действующем законодательстве о налогах и сборах, действующих подзаконных актах в указанной сфере, право на разъяснения в области своих прав и обязанностей и в области полномочий налоговых органов и должностных лиц. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т.ч. письменно) налогоплательщика о различных вопросах, относящихся к действующему законодательству о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов. Согласно ст. 111 НК РФ выполнение организацией или индивидуальным предпринимателем письменных разъяснений налогового органа исключает ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения, явившиеся следствием исполнения разъяснений налогового органа. Право разъяснять налоговое законодательство предоставлено также Министерству финансов РФ.

Налоговый орган, безусловно, не прав, отказывая в консультации. Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам право на получение бесплатных разъяснений налогового законодательства. Указанному праву коррелирует обязанность налоговых органов разъяснять налогоплательщикам (гражданам и организациям) положения законодательства о налогах и сборах, предоставлять формы деклараций и разъяснять порядок их заполнения.

В отношении документов, которые один контрагент должен предоставить другому, требования у разных участников хозяйственного оборота совершенно разные. Некоторые требуют предоставить минимум документов, другие составляют длинные перечни, в которые включают, в том числе, несуществующие документы. Побудить контрагента не требовать какой-либо документ и заключить договор и работать без указанного документа в подавляющем большинстве случаев невозможно. Таким образом, в отношениях с контрагентами возможны три пути. Первый – это предоставить все документы, которые затребовал контрагент, второй – это убедить контрагента сократить список требуемых документов, найдя консенсус, третий путь – отказаться от сотрудничества с таким контрагентом.

В рассматриваемом случае необходимо уточнить, что именно контрагент имеет в виду под «справкой». Если речь идет об информационном письме налогового органа, ссылка на форму которого дана выше, т.е. о таком письме, в котором налоговый орган подтверждает, что налогоплательщик предоставил в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то, возможно, имеет смысл подать в налоговую инспекцию запрос в свободной форме о выдаче такого информационного письма. Если же контрагент твердо настаивает на предъявлении уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, то стоит учитывать, что налоговые инспекции ранее выдавали уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения № 26.2.- 2 на основании приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», который был отменен приказом Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» (в настоящее время не действует) и с момента принятия указанного последним приказа уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения налоговыми органами не выдаются, т.к. не предусмотрены действующими приказами.

Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

Чем поможет эта статья: Вы сможете представить контрагентам документ, объясняющий, почему ваша компания не выписывает счета-фактуры. От чего убережет: От штрафов за несдачу упрощенных деклараций и неверного расчета налогов.

Важная деталь Запрос в ИФНС можно подать одновременно с уведомлением о переходе на упрощенную систему.

Ваша компания применяет упрощенку. А значит, НДС не платит. Однако нередко, не получив от поставщика счет-фактуру, покупатель просит как-то подтвердить, что компания действительно находится на упрощенке. В том числе выдать бумагу о том, что вы сдаете в ИФНС декларации.

Так вот, о том, что ваша компания находится на упрощенной системе и сдает налоговые декларации, скажет информационное письмо из ИФНС по форме № 26.2-7. Совсем недавно новый бланк утвердили сотрудники ФНС России в приказе от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829 @ . И кстати, такую же бумагу вам будет нелишне получить, если ваша компания перешла на упрощенку недавно. Так вы убедитесь, что ИФНС не затеряла уведомление о переходе на этот спецрежим.

Как составить запрос и передать его в ИФНС

Как отправить запрос в ИФНС

Запрос вы можете принести в ИФНС лично или послать по почте. Некоторые операторы связи позволяют отправлять запросы в произвольной форме по Интернету. Воспользоваться такой возможностью, конечно, получится, только если ваша компания сдает налоговые отчеты по ТКС.

Как долго ждать ответ от налоговиков и в каком виде

Подготовить информационное письмо по форме № 26.2-7 налоговики обязаны в течение 30 календарных дней после того, как получили от вас запрос. Такой срок предусмотрен пунктом 93 Административного регламента ФНС, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н .

Важная деталь: запросить данные о декларации за 2012 год имеет смысл не раньше 2 апреля 2013 года. То есть пока не истечет срок, предусмотренный для сдачи отчета в ИФНС. Этот вывод следует из формы № 26.2-7 .

А какие сведения ревизоры приведут в письме, если ваша компания до упрощенки применяла другой режим налогообложения? В этом случае налоговики предоставят данные только о тех декларациях, которые вы сдавали именно на упрощенке (письмо ФНС России от 4 июля 2011 г. № ЕД-4-3/10690 @).

Ну а отдадут вам информационное письмо по форме № 26.2-7 таким способом, который вы сами выбрали в запросе. То есть лично в руки представителю компании или по почте. А вот получить ответ по ТКС не получится. Дело в том, что электронного формата для такой формы чиновники не утверждали. Если же вы забыли отметить, каким способом хотите получить письмо, то налоговики отправят его по умолчанию почтой.

Какие еще запросы можно направлять в налоговую инспекцию, будучи на упрощенке

Вам может понадобиться любая другая информация, связанная с упрощенкой. Например, узнать мнение ИФНС по спорному вопросу. Или вы только устроились бухгалтером в компанию. И хотите на всякий случай выяснить, какой объект налогообложения заявляла компания в налоговой инспекции - «доходы» или «доходы минус расходы».

Важная деталь В инспекции можно запросить сведения и о том, какой объект налогообложения выбрала ваша компания - «доходы» или «доходы минус расходы».

Получить ответы на все эти вопросы можно, направив в инспекцию запрос в произвольной форме. Составьте его точно так же, как запрос о применении упрощенки и подаче деклараций.

Если речь идет о сверке платежей, то налоговики должны выдать документ строго установленной формы. Это акт совместной сверки, утвержденный приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494 @ .

А вот на другие запросы налоговики подготовят ответ в произвольной форме - в течение 30 календарных дней.

Справка об общей системе налогообложения - образец ее, а также письма о применяемом режиме для представления контрагенту прикреплены к настоящей статье в виде файлов для скачивания. Рассмотрим ситуации, когда требуются подобные документы, и реквизиты, которые нужно в них отразить, а также другие возможности, риски и спорные моменты, связанные с этим.

Информационное письмо или уведомление о применении общей системы налогообложения (ОСНО) и образец его заполнения

Представленное контрагентом оформленное по предложенному ниже образцу письмо об общей системе налогообложения— простой способ удостовериться в том, что он уплачивает налог на добавленную стоимость (НДС).

Налогоплательщику на ОСНО (некоторые подробности об этом режиме можно узнать из статьи по ссылке: Налогообложение при ОСНО - виды налогов) для получения вычета по НДС необходим счет-фактура (ст. 169 Налогового кодекса РФ). Этот документ может быть выставлен:

  • Контрагентом, который уплачивает НДС, применяя ОСНО. В этой ситуации иногда прибегают к такому способу подтверждения, как получение справки (письма, уведомления) от контрагента о том, что он действительно применяет ОСНО.
  • Лицом, применяющим спецрежим налогообложения (единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенную систему налогообложения (УСН) и др.) и не являющимся плательщиком НДС. Такие налогоплательщики в отдельных случаях обязаны, а по общему правилу не ограничены в возможности начисления НДС при условии соблюдения обязанности по уплате налога (п. 3 ст. 175 НК РФ). В этом случае, кроме четкого выделения НДС в договоре, актах, счетах-фактурах, желательно получение письменного подтверждения того, что контрагентом действительно начислен и уплачен НДС по нужным операциям.

Итак, при получении запроса контрагент может представить от собственного имени справку-письмо о системе налогообложения ОСНО по образцу, который в заполненном виде можно скачать по ссылке: Образец заполнения информационного письма-уведомления о применении ОСНО .

Справка о применении общей системы налогообложения и ее образец для контрагента

Для того чтобы письмо или справка действительно выполняли функцию подтверждения применения ОСНО и (или) других систем налогообложения, как показывает практика, необходимо выполнение ряда требований:

  1. Возможность точно установить, от кого исходит информация. В этом помогут фирменный бланк с реквизитами, скрепление подписей печатью при ее наличии (подробнее о том, каким образом могут выглядеть бланк и печать фирмы, можно узнать из нашей статьи по ссылке: Фирменный бланк и печать организации - образцы для ООО).
  2. Указание на применение одного из универсальных режимов — общего или УСН. Желательно указать, с какого времени применяется система налогообложения (это особенно важно, если переход осуществлен недавно), при возможности приложить копии документов, которые могут подтвердить указанную информацию (например, копии налоговых деклараций по НДС, налогу на прибыль).
  3. Указание на применение специальных режимов — при их совмещении с ОСНО или УСН.

Справка — более формализованный документ по сравнению с письмом. Нередко справка составляется на бланке путем рукописного или печатного заполнения реквизитов. Целесообразно изготовление типового бланка такого рода при наличии большого числа контрагентов.

Примерный бланк подобной справки можно скачать по ссылке: Образец справки о применяемой системе налогообложения ОСНО .

Получение справки о применяемой системе ОСНО из налогового органа

На практике встречаются ситуации, когда при совершении операции на крупную сумму или вступлении в длительные отношения покупатель просит поставщика предъявить справку о применении ОСНО из налогового органа.

Запросы налогоплательщиков о предоставлении информации подпадают под несколько видов норм:

  • закон «О порядке рассмотрения обращений…» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее — закон № 59-ФЗ);
  • закон «Об обеспечении доступа…» от 09.02.2009 № 8-ФЗ;
  • подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В общем плане рассмотрение обращений урегулировано законом № 59-ФЗ. В соответствии со ст. 7 закона № 59-ФЗ в подобном документе должны в обязательном порядке содержаться:

  1. Наименование органа-адресата.
  2. Наименование (Ф. И. О.) лица, обращающегося с запросом.
  3. Адрес для направления ответа.

Обращение, содержащее просьбу о предоставлении сведений о том, что организация, от которой исходит запрос, применяет ОСНО, должно быть подписано. В противном случае невозможно установить, от кого оно исходит. Скреплять подпись должностного лица печатью, в том числе при ее наличии, необязательно, т. к. это не влияет на возможность установления заявителя.

Ответ на обращение должен быть дан в течение 30 дней (ст. 12 закона № 59-ФЗ).

Может ли такое письмо быть заменено копией уведомления налогового органа о том, что налогоплательщик прекратил применять спецрежим? Рассмотрим этот вариант подробнее.

Подтверждение перехода со специального режима на ОСНО

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не исчисляют и не уплачивают НДС, за исключением некоторых специально оговоренных в НК РФ случаев (ввоз товаров в РФ и др.). При этом нужно принимать во внимание, что по всем направлениям работы не применяют ОСНО только организации на УСН, а пользователи ЕНВД, ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога), ПСН (патентной системы налогообложения) вправе совмещать свою деятельность с ОСНО.

Если контрагент, применявший спецрежим, перешел на ОСНО, то оформление отказа от спецрежима производится следующим образом:

  • Путем направления уведомления, сообщения в налоговый орган — при УСН (пп. 5, 6 ст. 346.13 НК РФ), ЕСХН (пп. 5, 6 ст. 346.3 НК РФ). В этом случае налоговый орган не выдает документ, подтверждающий переход.
  • Путем снятия с регистрационного учета — при ПСН, ЕНВД. При этом при прекращении патента согласно п. 4 ст. 346.45 НК РФ уведомление налоговым органом не выдается. При отказе от ЕНВД налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 346.28 НК РФ обязан выдать уведомление о снятии с учета. Форма такого документа под номером 1-5-Учет утверждена приказом ФНС РФ от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Отметим, что при представлении копии уведомления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД невозможно сделать вывод о переходе на ОСНО. В случае если режим ЕНВД применялся наряду с УСН, при отказе от ЕНВД происходит возврат на УСН.

ВАЖНО! Бланк уведомления по форме 1-5-Учет не содержит указания, на какой режим налогообложения переходит лицо, заявившее о снятии с учета по ЕНВД.

Можно ли получить справку из налоговой инспекции, минуя контрагента

Случается, что справка о применении ОСНО контрагентом необходима, а ответ на соответствующий запрос от него не поступает. Вместе с тем потребность в таком документе может быть острой, например, у бюджетных организаций, которые подконтрольны вышестоящим и контролирующим органам. Как поступить в таком случае? Можно ли получить информацию из налогового органа? Такими вопросами задаются налогоплательщики.

Позиция ФНС РФ

Существует вариант обращения в налоговый орган с целью выяснить, исполняет ли третье лицо обязанности налогоплательщика на ОСНО. ФНС РФ его не поддерживает, опасаясь массовой практики обращений.

При этом главный фискальный орган страны аргументирует свою позицию ссылкой на подп. 3 п. 17 административного регламента ФНС РФ, утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н: сотрудники налоговых органов не вправе давать правовую оценку каких-либо обстоятельств и событий. Таким образом, возможность прямой формулировки вопроса о том, надлежащим ли образом выполняются обязанности по уплате налогов, исключается. Тем не менее существуют варианты запросов, на которые налоговые органы обязаны дать ответ.

Нормы НК РФ о налоговой тайне

Вероятность получения ответа по существу поставленных вопросов зависит от того, является ли соответствующая информация налоговой тайной. К этой категории относятся любые сведения, за некоторым исключением. В ст. 102 НК РФ в перечень изъятий включаются данные:

  • о нарушениях налогового законодательства (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ);
  • применяемых налогоплательщиком специальных режимах (подп. 7 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Таким образом, об этих 2 параметрах деятельности контрагента налоговый орган обязан сообщить в силу закона. По ответу на вопрос о спецрежимах можно будет сделать вывод о том, применяет ли контрагент ОСНО. При этом нужно учитывать, что только применение УСН полностью исключает возможность применения ОСНО.

Запрос необходимо оформить по тем же правилам, что указаны выше, четко изложив в нем вопросы. Кроме того, при его составлении следует учесть позицию Минфина РФ, который является вышестоящим органом по отношению к ФНС РФ.

Позиция Минфина РФ

Минфин РФ в своем письме от 20.08.2013 № 03-02-08/33970 со ссылкой на определение ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10 указал, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, поэтому запрос о применении ОСНО также не должен быть оставлен налоговым органом без ответа. При этом особо было отмечено, что подобного рода обращения заслуживают внимания, если они продиктованы осмотрительностью при определении контрагента.

Таким образом, по мнению ВАС РФ и Минфина РФ, запрос в налоговый орган можно направить по всем 3 параметрам:

  • о применении контрагентом ОСНО;
  • привлечении контрагента к налоговой ответственности;
  • применении спецрежимов.

Существует судебная практика и позиция Минфина РФ, подтверждающие правомерность подобного запроса и обязанность налоговых органов отвечать по существу поставленных запросов.

Итак, письмо или справка получены. Независимо от того, кем представлена справка — контрагентом или налоговым органом, неизбежно возникает вопрос: достаточно ли такого документа для того, чтобы полностью обезопасить себя от претензий со стороны проверяющих?

Достаточно ли справки о применении ОСНО для подтверждения правомерности вычета

Формально для предоставления вычета по НДС достаточно документов, подтверждающих проведение хозяйственной операции, и счета-фактуры. На практике при налоговой проверке этих документов, а также справки о применении ОСНО может быть недостаточно. Если налогоплательщик предъявляет к вычету НДС, который не уплачен его контрагентом в бюджет, могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с необходимостью подтверждения правомерности вычета, для чего потребуется доказывание 2 аспектов:

  • выполнения проверочных мероприятий по контрагенту;
  • реальности проведенной хозяйственной операции, ее соответствия деловой цели.

Получение справки о применении ОСНО является только одним из элементов первой группы действий. При этом в письмах ФНС РФ, посвященных данной проблематике, например от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@, от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104, такой документ не упоминается. Главный фискальный орган страны предписывает налогоплательщикам в первую очередь проведение проверки реальности существования контрагента.

ВАЖНО! Непроведение проверки контрагента само по себе не повлечет доначисление налогов. Как отмечается в письме ФНС РФ от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, налоговые органы должны отходить от формального подхода и обращать внимание на порядок выбора контрагента, признаки согласованности действий и т. п. Неуплата поставщиком налогов в бюджет сама по себе не влечет налоговой ответственности для покупателя, предъявившего НДС к вычету.

Итак, справка о применении ОСНО — документ, форма и обязанность представления которого не регламентированы законодательством. Такого рода письмо может быть представлено как налогоплательщиком, так и налоговым органом по запросу. Кроме такого письма, осмотрительному налогоплательщику может понадобиться большое количество других документов для проверки благонадежности контрагента и подтверждения собственной добросовестности.

gastroguru © 2017