Значение слова аарон в библейской энциклопедии никифора. Православная абхазия Израиль покидает Синай и отправляется в путь


  • Исцелитель - берет на Себя заботу о благосостоянии народа при условии, что народ будет Ему верен.

  • Податель жизни в виде , исторжении воды из камня: только Господь Промыслом Своим чудесным образом ведет народ по пустыне.

  • Победитель - в , преградивших путь народу Божию. Одерживают победу те, кто обращается к Богу с молитвой (Моисей стоял в молитве, с воздетыми руками).

  • Третья книга Пятикнижия - Левит говорит об освящении человека, о полной отдаче его Богу. Основная мысль книги:«Итак, будьте святы, потому что Я свят, говорит Господь».

    Четвертая книга Моисея, Числа, посвящена судьбам Церкви и народа Божия. Еврейское название "Вай-Едаввер" ("и сказал"), или "Бемидбар" ("В пустыне") дано по первой строке "И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской...". Латинское название "Numeri", греческое "Аритмой" и русское "Числа" связано с обилием в ней исчислений народа по коленам и родам. Книга Чисел рисует общину, сосредоточенную вокруг святыни. Основные темы: служение Господу как необходимости для осуществления будущего спасения; соблюдение порядка в народе Божием; предостережение от заблуждений и неверия.

    Перепись населения и посвящение левитов

    После сооружения скинии по указанию Господа была произведена народная перепись - как знак близости сражений за землю обетованню: "И было всех вошедших в исчисление сынов Израилевых - по семействам их, от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля ... шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят". (Числ.1:45-46) При этом левиты не были исчислены в общей переписи, т.к. их служение было не воинским, а молитвенным, духовным. Во время Бог дал заповедь о посвящении Ему всех первенцев мужского пола; теперь Господь объявил представителей колена Левия принадлежащими Себе и замещающими первенцев из других колен Израиля.

    "Языческие жрецы рассматривались как существа, одаренные магической властью, происходящие от богов, владеющие сокровенными знаниями и силами. Иначе понимается священство в ветхозаветной Церкви.Потомки Аарона и все прочие левиты предлагаются Богу как жертва и дар , как замена первенцев, посвященных Творцу. Поскольку весь Израиль еще не в состоянии быть «царством священников», некая часть народа (левиты) замещает его перед лицом Ягве. Тем самым левиты становятся предстоятелями народа Божия , совершителями от лица Церкви жертвы-трапезы и других видов богослужения.

    Такое понимание священства удержалось и в новозаветной Церкви, но с одним важным изменением.«Царственное священство всего Израиля оставалось обетованием» (прот. Н. Афанасьев "Церковь Духа Святого"). Левиты постепенно превратились в замкнутую, наследственную касту. Между тем благодатный дар Нового Завета заключался в исполнении обетования. Все члены Церкви, «живые камни» ее здания (1 Петр 1,5) - ее «священство святое». Иерархический же строй ее обусловлен различием дарований (1 Кор 12,28) и необходимостью сохранения порядка в общине. Священник как предстоятель Церкви в таинстве Евхаристии может быть избран не только из определенного колена: им имеет право стать любой, кто поставлен Церковью." (А.Мень. Исагогика. Введение в Ветхий завет)
    ***

    Израиль покидает Синай и отправляется в путь

    После проведения переписи, посвящения левитов и празднования второй в истории Пасхи, в 20-й день второго месяца второго года после (и спустя год после дарования ) израильтяне покидают Синай и отправляются в странствование по пустыне, получив знак от Бога в виде поднявшегося над скинией облака присутствия Божия : "В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. ...По повелению Господню отправлялись сыны Израилевы в путь, и по повелению Господню останавливались: во все то время, когда облако стояло над скиниею, и они стояли; и если облако долгое время было над скиниею, то и сыны Израилевы следовали этому указанию Господа и не отправлялись" (Числ.9:15-23)

    Израильтяне начали ощущать себя как войско: представители каждого колена шли под своим знаменем в определенном порядке, а во главе шествия левиты несли . "Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!" (Числ.10:35-36).

    Слова этой молитвы Моисея в новозаветную эпоху повторяются в православной молитве Честному Животворящему Кресту Господню : "Да воскреснет Бог, и рассеются враги Его , и да бегут от лица Его все ненавидящие Его..."

    Ропот против Моисея

    Разобщенные и соперничающие колена, а также примкнувшие к ним иноплеменники с трудом привыкали к мысли о единстве и пониманию своей миссии и цели, а тяготы странствия по пустыне (где они питались одной лишь ) начали вызывать массовое недовольство Моисеем и ропот на самого Господа. Положение в стане исторгает из души Моисея молитву-жалобу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят: «дай нам есть мяса». Я один не могу нести всего народа сего » (Числ.11:11-14).


    Даже родные брат и сестра Моисея, Аарон и Мариам начинают оспаривать его авторитет: «Одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам?» . Сам Бог ответил на это, противопоставляя пророческому дару, которым могли наделяться и другие израильтяне, Свою особую близость с Моисеем, величайшим среди пророков Ветхого Завета: "И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?" (Числ.12:1-8)

    Происходит наказание за ропот: в стане возникает пожар (но огонь стихает по молитве Моисея), затем Бог посылает в пустыню стаю перепелов, но вожделенное мясо не идет людям на пользу и многие погибают. Мариам на семь дней поражает проказа - знак отделения от общины (по закону, прокаженные находились «вне стана»).

    Разведка Земли обетованной и ее последствия

    Когда израильтяне достигли пустыни Фаран в северо-восточной части Синайского полуострова, Моисей посылает в Ханаан 12 разведчиков - предводителей каждого колена:"Народ, в лице своих самых авторитетных представителей - князей, должен был убедиться в том, что действительно исполняется обетование о даровании ему наилучшей, наиплодороднейшей из всех земель. Люди, постоянно во всем сомневающиеся, должны были наконец своими глазами узреть Святую землю - и возблагодарить Господа, заранее «вкушая верой» ее плоды. ...Именно вере, т. е. доверию Богу и Его обетованиям, учился Израиль в пустыне . То же относится и к каждому верующему в его земных странствиях" (Щедровицкий)

    Возглавил отряд Осия из колена Ефрема (сына ). До этого он уже проявил себя как военачальник в и как помощник Моисея (вдвоем они поднимались на гору Синай для получения ), а сейчас Моисей дал ему особое благословение, изменив его имя с Осия на Иисус Навин (Навин = cын Нава, или Нуна):

    "Ошеа, Гошва или Осия означает "освобождение / спасение" . К этому термину Моисей присоединяет имя Иеговы, "Иаг" , предуказывая в Иисусе Навине Божие орудие для спасения Израиля . Имя Иагошеа ("Господь спасает") произносится также как Иешуа. Наше чтение Иисус взято из греческого перевода. По разуму св. отцов и учителей Церкви, преемник Моисея, введший Израиль в землю обетования, былпрообразом Иисуса Христа , отверзшего верующим в Него врата Царства Небесного" (Лопухин. Толковая Библия).

    В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа: Iosue (англ. Joshua - "Джошуа " ) вместо Iesus (англ. Jesus -"Джизус" ), в то время как в греческой (и русской) православной традиции оба имени произносятся как "Иисус " (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как в западной традиции это излишне). (спасибо вики).

    Еврейская транскрипция Йехошу́а бин-Нун ; по-арабски Йуша бин Нун. Знатокам Стамбула имя Йуша может быть знакомо, и вот почему: "Гробница святого Юши (тур. Hazret-i Yuşa Türbesi) на вершине Холма Юши на азиатском берегу Босфора является местом паломничества турецких суфиев, полагающих, что Юша - это Иисус Навин. Вопрос о том, как могила пророка Юша оказалась в Бейкозе, остаётся открытым (любителям "Новой хронологии" на радость, ведь они полагают, что Голгофа находится именно там, а Иерусалим = Константинополь). Традиционное расположение гробницы Иисуса Навина - в Палестине .

    Но вернемся к развед.миссии израильтян: "И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на ней дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда." (Числ.13:18-21).

    Через сорок дней разведчики вернулись, осмотрев южные земли Ханаана в районе Хеврона, где

    "срезали виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое" - этот сюжет с гигантской виноградной кистью впоследствии пользовался популярностью у живописцев:

    Никола Пуссен, "Осень. Дары земли обетованной"

    Результаты разведки привели к замешательству израильтян, а призванные вдохновить народ разведчики начали сеять панику: "Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед , и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие... Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее . А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас ." (Числ.13:28-34 ).

    Иными словами, народ встретился с новым искушением - страхом перед неизвестностью и активными действиями. Иисус Навин пытался призвать сородичей к безоговорочному доверию Богу (которое одно только и может прогнать страх): "если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее - эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь ; не бойтесь их" (Числ.14:8-9).

    Народ упорствует, звучат призывы восстать против Моисея, Аарона и Иисуса, вернуться в Египет - после чего Бог уже во второй раз (после ) грозит уничтожить маловеров, чтобы произвести новый избранный народ от Моисея: "доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?" , и снова Моисей в молитве просит сохранить израильтян, несмотря на их угрозы побить его камнями: "Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе".

    Молитва Моисея услышана: "прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, искушали Меня уже десять раз , и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их ; все, раздражавшие Меня, не увидят ее". В Землю Обетованную, к которой подошли так близко, не войдет никто из поколения вышедших из Египта, за исключением тех, кто младше 20 лет, а также оставшихся верными Иисуса Навина и Халева (также участника разведки из колена Иудина). Разведчики, распространявшие демотивационные речи в народе, "умерли, быв поражены Господом".

    Поскольку народ Израиля оказался не готов, морально и духовно, освободиться от психологии рабства, взять за себя ответственность и сражаться за свое будущее, уповая на Бога, своего Избавителя - Бог назначает срок, за который народ должен будет обрести эту зрелость и веру: "По числу сорока дней , в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною." (Числ.14:20-34). Число сорок символически означало "срок, достаточный для совершения чего-либо"; фактически странствования продлились еще 38 лет, но вместе с предшествующим периодом от начала Исхода - как раз сорок лет.

    Еще один интересный комментарий: "Эту ночь великого ропота и противления, ночь с 8 на 9 число месяца Ав (соответствует июлю-августу), Бог назначил для поста и плача всем поколениям сынов Израиля, вплоть до окончательного избавления в конце времен. В эту ночь при каждом последующем отступлении народа возобновлялся также и прежний гнев Божий и свершались новые кары: именно в ночь на 9 Ава был разрушен вавилонянами первый Храм (586 г. до н.э.), а римлянами - второй Храм (70 г. н.э.). За разрушением Храма всякий раз следовало лишение народа государственности и изгнание из Святой земли." (Щедровицкий)

    Упомянутые десять раз, когда народ роптал против Господа : 1) при Чермном море; 2) в Мерре (где была горькая вода); 3) в пустыне Син (где жаловались на голод, перед явлением манны и перепелов); 4) при несоблюдении закона о неоставлении манны до утра; 5) при несоблюдении закона о несобирании манны в субботу; 6) в Рефидиме (где жаловались на жажду, и Моисей извлек воду из скалы); 7) при Синае (золотой телец); 8) в Тавере (где ропот был наказан пожаром в стане); 9) в Киброт-Гаттааве (где пали евшие перепелов); 10) в Кадес-Варни (откуда были посланы разведчики).

    Поскольку с первого раза евреи категорически не понимали волю Господа, они решились на военную вылазку в сторону Ханаана вопреки прямому указанию Господа и предупреждению Моисея, и без благословения в виде Ковчега завета (который всегда должен был сопутствовать израильтянам); были разбиты войсками амаликитян и ханаанеев и вернулись с поражением.

    Восстание Корея и расцветший жезл Аарона

    Новая волна политической борьбы возмущения в народе и оспаривания духовной власти Моисея и первосвященнической - Аарона началась с восстанием левита Корея, которого поддержали также "и Дафан и Авирон... сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? " (Числ.16:1-3 ).

    "«Все общество, все святы» … Весьма интересно, что подобными методами пропаганды из века в век пользуются тоталитарные властители: они без устали повторяют, что якобы народ в целом «безгрешен», «всегда прав» или «угоден Богу». Все это им «дает основание» попирать нравственные заповеди - «во имя народа». То же относится ко всякого рода лжеучителям, внушающим своим приверженцам уверенность в их особой избранности и святости…" (Щедровицкий)

    И снова по молитве Моисея и Аарона Бог не поражает весь народ, но подчеркнуто сверхъестественная кара постигает зачинщиков: Корей, Дафан и Авирон проваливаются под землю, а их сподвижников поглощает огонь из кадильниц, которые они воскурили, посягнув на право, данное только священническому роду Аарона.


    Чтобы еще раз наглядно показать, что Богу угодно видеть своими священниками только Аарона и его потомков, был поставлен "божественный эксперимент": в скинии перед Ковчегом завета возложено по жезлу (сухому деревянному посоху) от каждого колена, а жезл Аарона представлял левитов. На следующий день жезл Аарона"расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали ", и впоследствии, как явственное свидетельство богоизбранности рода Аарона, хранился в Ковчеге завета вместе с другими святынями.

    Образ "неоплодотворенного плодоношения" жезла Аарона в Средние века сделал миндаль символом девственной чистоты. Интересно (и для меня довольно неожиданно!) христианское толкование этого образа: чудесно процветший Ааронов жезл считается символом Богородицы и часто встречается в иконографии и гимнографии, являясь атрибутом как Аарона, так и Иосифа Обручника (по св. Иерониму, Иосиф был избран в мужья для Марии по аналогичному жребию - его жезл, оставленный в Храме, расцвел).

    Расцветший жезл Аарона как прообраз Пресвятой Богородицы:


    • рождение Девы Марии от безплодных родителей (в католической традиции - через непорочное зачатие): «произрастение сухого жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеова, Анна ныне растити начинает Божественный жезл, прозябший Таинственный Цвет - Христа, всех Зиждителя» .

    • рождение от Девы Марии Господа через непорочное зачатие от Св. Духа:«прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий Чистое Божественное Рождество, яко безсеменно зачнеши и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, Младенца питающи всех Бога» (Канон в честь введения во Храм Пресвятой Богородицы)

    • непорочность самой Богородицы: «тайный жезл, цвет неувядаемый процветший» , «цвет нетления», «неувядаемый цвет», «отрасли неувядаемые розга (ветвь)».

    Жезл Аарона - лишь один из ветхозаветных прообразов Богородицы . Пример отражения в иконографии: икона"Богоматерь с пророками" : вокруг Марии мы видим Моисея, Исайя, Иакова и Аарона с расцветшим жезлом в руке.
    И еще:"Расцветший жезл - мертвое дерево, вновь обретающее жизнь, - может рассматриваться как центральный символ всей Библии. Ибо это - знак воскресения из мертвых и Мессии, и народа Божьего, и, наконец, души каждого человека. Аарон - прообраз Христа, «Первосвященника вовек» . Именно его жезл и расцвел, что ознаменовало будущее воскресение Мессии." (Щедровицкий)

    Грех Моисея и Аарона

    Среди испытаний, пережитых в районе Кадеса, маловерие коснулось и самих Моисея и Аарона, когда народ снова охватило волнение по поводу нехватки воды.

    "И сказал Господь Моисею, говоря: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду : и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды , и потекло много воды, и пило общество и скот его.

    И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему ." (Чис.20:7-12)


    Мне вначале было совсем не очевидно, чем именно здесь так сильно провинился Моисей, а тем более Аарон; ниже комментарии, раскрывающие эту тему; кроме того, нужно вспомнить особую духовную связь между этими братьями-пророками, начавшуюся с Исходом, когда Аарон был "устами" Моисея.

    "Теперь Моисей получает повеление «сказать» скале - в отличие от похожего события в Рефидиме, когда он должен был «ударить в скалу» (Исх.17:6). Источающая воду скала - образ «каменного сердца», которое под воздействием Духа становится источником «воды живой». ...Однако Моисей, измученный многолетним противлением отцов (т.е. поколения Исхода), не удержался от того, чтобы излить гнев на их сыновей (нового поколения, выросшего за 40 лет в пустыне). В данном случае - гнев собственный, а не Божий. Это - единственный случай, когда Моисей обратился к народу со своими, а не Господними, словами." (Щедровицкий)


    "Рассматриваемое с точки зрения проявления Божественного Правосудия, осуждение на смерть старца Моисея и Аарона может быть рассматриваемо в то же время и с точки зрения божественного милосердия: влияние смертного начала - плоти стало уже брать в Моисее перевес над его несокрушимым прежде духом. Дальнейшее пребывание устаревшего вождя с молодым, полным сил и необузданной энергии, израильским народом могло бы оказаться и не по силам для законодателя, и не в прежней мере благотворным для народа. То же нужно сказать и об Аароне..." (Лопухин. Толковая Библия).

    В то время (уже на исходе 40-летнего странствия по пустыне) израильтяне приблизились к границам царства Едомского (Едом, или Эдом, к югу от Ханаана и Мертвого моря, где жили идумеи - потомки , сына Авраама и брата Иакова) и попросили у местного царя разрешения пройти по его территории, но он не пропустил их. Можно провести параллель с историей прародителей израильтян и идумеев; подобным образом Иаков, возвращаясь в Ханаан с обретенной на чужбине семьей и стадами, приветствовал своего брата Исава. Идумеи могли бы помочь израильтянам или даже воссоединиться с ними, но не сделали этого; тем не менее, они остаются братским народом, с которым не благословляется война, и израильтяне идут в обход, вдоль юго-восточных границ Едома.

    В этих краях Аарон посвящает в первосвященники своего сына Елиазара и принимает свою смерть на горе Ор - по слову Господа, так и не увидев земли обетованной. Мариам, сестра Моисея и Аарона, умирает еще раньше, в Кадесе.

    Гора Ор находится на территории современной Иордании:




    (Фото: romti.livejournal.com/1644084.html)

    В Исламе Аарон почитается как пророк, была дочерью священника Матфана).

    По слову ап. Павла, Аарон как первосвященник - предшественник Иисуса Христа ; но священство Аарона, основанное на законе - преходяще, ему на смену идёт Иисус Христос - священник "по чину Мелхиседека" (Евр. 7).
    ***

    Медный змей

    У границы царства Едомского хананеи из города Арада выступили против израильтян. Но израильтяне побеждают их по молитве Господу и предают их города "заклятию " (объявленное "заклятым" подлежало уничтожению и не могло быть добычей; впрочем, согласно Щедровицкому , под заклятием подразумевалось не уничтожение народа, а изгнание с захваченной территории).

    Вскоре поднимается очередная волна малодушия: "и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (т.е. манна небесная!)". Как постоянно подчеркивается в ветхозаветных текстах,восстание против воли Бога всегда приводит к трагическим событиям : на этот раз на стан нападают огненные змеи (евр. "ха нахашим ха серафим" - название может указывать на смертельное воспаление от укусов).

    Это приводит к покаянию : "И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив." (Чис.21:5-8 )

    У многих народов, включая израильтян, змей был символом темных демонических сил (в частности, искусивший Еву ). Египтяне изображали поверженного змея в знак победы над ним Солнца. Возможно, медный змей, пригвожденный к знамени, был понятным для народа знаком победы над змеями. Впоследствии медный змей, евр. "Нехуштан" , стал одним из символов израильских блужданий по пустыне и спасительного действия Бога . Он хранился в скинии, а после в построенном вместо нее Храме. В какой-то период израильтяне начали поклоняться ему, как идолу, и при царе Езекии он был уничтожен.

    В Новом Завете Христос сравнивает Свой крест с медным змеем, вознесенным в пустыне, подобно знамени спасения: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3,14). Таким образом, Медный змей - это прообраз Иисуса Христа , принявшего на Себя грехи человечества; укусы змеев представляют раны, которые наносит грех, а исцеление возможно только по вере, при обращении ко Кресту Христову - как получали исцеление израильтяне, глядя на медного змея.


    Федор (Фиделио) Бруни. Медный змий, окончательный эскиз одноименной картины (1839).

    Весь сорокалетний период странствования Израиля по пустыне можно разделить следующим образом:


    • от Египта до Синая - 2 месяца

    • у горы Синай - чуть больше года

    • странствование по пустыне от Синая до степей Моавитских - 38 лет,

    • в степях Моавитских в преддверии Земли обетованной - около 10 месяцев.

    Перечисление мест, где останавливались израильтяне (те, что определены на карте, отмечу курсивом ):

    • Станы в Египте : город Раамсес - исходный пункт; Сокхоф , в дне пути от Раамсеса; Ефам , близ крепости того же имени; Пигахироф, пред Ваал-Цефоном и Мигдолом, близ Чермного моря.

    • Станы по пути к Синаю : Мерра (где была "горькая вода"); Елим; стан у Чермного моря; стан впустыне Син ; Дофка у египетских рудников; Алуш; Рефидим (где случилась битва с амоликитянами); на равнине Эр-Раха у горы Хорив / Синай .

    • Станы по пути от Синая к земле обетованной : Киброт-Гаттаава ("гробы похотения" - где погибли объевшиеся перепелов); Асироф ; Кадес (в пустыне Фаран).


    Осев в северной части пустыни Фаран в оазисе Кадеш (греч. Кадес), израильтяне, вопреки воле Моисея, предпринимают военную вылазку в сторону Негева (южн. Палестина), но встречают сопротивление хананеев. После этого они возвращаются в пустыню к заливу Элат и оттуда, минуя Едом, направляются в Заиорданье, на равнины Моава.


    • Станы во время 38-летнего странствования по пустыне : Фимна; Риммон-Фарец; Ливна; Рисса; Кегелаф; на горе Шафер; Харада; Макелоф; Тахаф; Тарах; Мифка; Хашмона; Мосероф; Бене-Яакан; Хор-Агидгад; Иотвафа; Аврона; Ецион-Гавер ; Кадес

    • Последние станы от Кадеса : у горы Ор, у пределов земли Эдомской; Салмон; Пунон ; Овоф;Ийм-Аварим , на пределах Моава; Дивон-Гад ; Алмон-Давлафаим; на горах Аваримских , пред г.Нево ; на равнинах моавитских , у Иордана, против Иерихона.

    ***Продолжение следует...

    This entry was originally posted at

    От Маахи, дочери Фалмая, царя гессурского.

    Первенец Давида Амнон полюбил Фамарь, сестру своего сводного брата Авессалома. Страсть полностью завладела Амноном. Хитростью, сказавшись больным, он заманил девушку к себе в дом. «И когда она поставила пред ним {кушанье}, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя. Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия. И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе. Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди. И Фамарь сказала ему: нет, брат; прогнать меня - это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею. На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила» (2 Цар 13:11–19).

    За бесчестье сестры Авессалом убил Амнона и, спасаясь от гнева отца, бежал к своему деду в Гессур. Давид тяжело переживал смерть первенца, но и сильно тосковал по Авессалому. Благодаря посредничеству его племянника и вое-начальника Иоава, между отцом и сыном состоялось примирение, однако неполное. Давид разрешил Авессалому вернуться в Иерусалим, но не разрешил показываться себе на глаза.

    Со временем Давид смягчился, но было уже поздно. За несколько лет жизни в Иерусалиме Авессалом успел «вкрасться в сердце» многих израильтян. Он собрал войско и занял Иерусалим, а Давид бежал. Однако в сражении в Ефремовом лесу войско Давида одержало победу. Царь приказал не трогать самого Авессалома, но Иоав умертвил его. Давид горько оплакивал сына: «Сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар 18:33).

    Фраз.: «посыпать главу пеплом» - знак скорби, отчаяния, признания своей виновности и раскаяния; нередко употребляется в шутливом контексте в связи с мелкими житейскими неудачами и незначительными провинностями.

    Лит.: У. Фолкнер, роман «Авессалом, Авессалом!»

    Цит.: Р. Олдинтон, «Смерть героя». «Насилие и убийство неминуемо порождают новые насилия и убийства. Разве не этому учат нас великие греческие трагедии? Кровь за кровь. Прекрасно, теперь мы знаем что к чему. Убивать ли в одиночку или скопом, в интересах одного человека, разбойничьей шайки или государства, - какая разница? Убийство есть убийство. Поощряя его, вы насилуете человеческую природу. А миллион убийц, которых подстрекают, восхваляют, которыми восхищаются, навлечет на вас разгневанные легионы грозных Эвменид. И те, кто уцелеет, будут горько расплачиваться до самой смерти за непростимую свою вину. Все это неважно? Вы намерены гнуть свое? Надо плодить еще детей, они скоро восполнят потери? Так получите еще одну славную, веселую войну, и чем скорей, тем лучше...

    О Авессалом, сын мой Авессалом! Благодарение богу, у меня нет сына. О Авессалом мой, Авессалом, сын мой!»

    Изобр.: Г. Доре, «Смерть Авессалома», 1864 - 1866. Ю. Карольсфельд, «Гибель Авессалома», 1850-е.

    Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Православная Богословская энциклопедия
  • Словарь библейских образов
  • Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  • Богословско-литургический словарь
  • Ааро́н – († 1445 до Р.Х.) первый ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея, потомок Левия, сын Амрама и Иохаведы (; ) . Бог назначил Аарону говорить к народу вместо его косноязычного брата, Моисея. Аарон должен был стать «устами» Моисея () и его пророком () . Аарон был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей. Моисей получает от Бога повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники. Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство () . Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение устанавливаются Самим Богом (). Священников Израиля называли «домом Аарона» () .

    В Новом Завете образ первосвященства Аарона раскрывается с двух сторон.

    Во-первых, говорится о первосвященстве Аарона как прообразе Первосвященства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Христос не присвоил Себе служение первосвященника, но был призван Богом: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» () . Подобно Аарону, Иисус Христос должен был принести жертву за грехи для умилостивления: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» () .

    Во-вторых, указывается на преимущество первосвященства Иисуса Христа, Который, Сам будучи совершенным Богом и совершенным человеком, единожды принес совершенную Жертву за грехи – Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» () .

    В Новом Завете первосвященство Христа сравнивается с первосвященством Мелхиседека, которому отдается преимущество в сравнении с первосвященством Аарона.
    Мелхиседек («Царь правды») – царь и первосвященник Салима, отождествляемого в с Иерусалимом, вышедший с дарами навстречу Аврааму после его победы и благословивший его. Как священник Мелхиседек выше священников-левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань. Он прообраз благодатного Первосвященства Иисуса Христа, превышающего ветхозаветное священство по чину Аарона. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник () , Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос несравненно и выше Авраама или его потомков. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни () .

    «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (К ) .


    Краткая форма имени Аарон. Арн, Эрн, Арни, Рон, Ронни.
    Синонимы имени Аарон. Арон, Эйрон, Эрон, Арон, Эррон, Аррон, Арроне, Ааро, Харун.
    Происхождение имени Аарон. Имя Аарон еврейское, иудейское, египетское.

    Имя Аарон упоминается в Ветхом завете, это имя носил брат Моисея – один из первых еврейских первосвященников. Происхождение библейского названия неопределенно, однако древнеегипетское происхождение может указывать на «aha rw», что означает «воин-лев». Или же это имя появилось из египетской мифологии, где Aaru (в русской транскрипции – Иару, Иалу) означал рай, поле Иалу, где праведники обретали вечную жизнь и блаженство после суда Осириса.

    Согласно другим различным теориям, название может быть получено из разных ивритских корней, что означает «высокая гора», «гора силы», «возвышенная» или «просвещенная». Также имя Аарон может сам быть вариантом имени Аран (Харан, Харран, Гаран). Это имя было у старшего брат Авраама в книге Бытия, отец праведного Лота.

    Данное имя использовалось евреями и ранними христианами, а затем стало исключительно еврейским в средние века. Имя Аарон стало популярным в конце 20-го века. В США имя Аарон появилось с начала 21 века, занимало 41-46 позиции. В Англии к началу 21 века достигло 30 позиции, в рейтинге имён появилось в 1985 году, в настоящее время находится в 100-рейтинга среди мужских имён. Самая высокая строчка рейтинга у имени Аарон – 28 место в США в 1994 году, когда имя достигло 28-й строчки. Также «Аарон» является еврейской фамилией.

    Имя Аарон также может звучать несколько иначе. В Англии встречаются варианты произношения - Эйрон, Эрон, Арон, Эррон, Аррон, в Италии – Арроне, у финнов – Ааро, но наиболее часто употребляются – Арон и Аарон. На арабском языке имя звучит как Харун.

    Существует версия, что имя Арина – это женская форма имени Аарон.

    Обладатель имени Аарон – мужественный мужчина, который может быть несколько резок и суров в речах, показывать властное отношение, но это всё скрывает его довольно чувствительный характер. Ему требуется физическая активность, любое движение, мобильность и изменения являются неотъемлемой частью его жизни.

    Он склонен к размышлениям и довольно уравновешенный мужчина. Хорошо себя организовывает и самостоятельно себя дисциплинирует, не ожидая влияния со стороны, но в целом Аарон, в большей степени, интроверт. Рисковать его побуждают чувства, лежащие глубоко внутри, и, чтобы не иметь с ними отношения, не чувствовать обиду и желание взорваться, ему приходится себя контролировать везде и во всём. Но он может взорваться, когда вы меньше всего этого ожидаете. Его гнев подобен молнии, внезапной и шокирующей, но недолгой.

    Точно такое же поведение можно наблюдать и за его финансовой деятельностью. Аарон известен тем, что трясется за каждый процент, терпеливо наблюдая за ростом своего банковского счета, а затем внезапно идёт на щедрые траты, совершенно не скупясь и не рассчитывая получаемый убыток. В компании он может быть чрезвычайно разговорчив, когда субъект его интересует, или же почти абсолютным молчуном, если всё наоборот.

    Аарон - человек со страстью, он либо горько возмущается, либо сильно обожает. Если одна из этих двух страстей не может быть проявлена, он обычно игнорирует с ледяной холодностью происходящее. Родителям такого мальчика жизнь может показаться довольно не лёгкой, поэтому им стоит направить деятельность молодого человека на максимум физической активности, которая будет направлять его избыточную энергию. Общение, как правило, не является его наибольшей силой, поэтому поощряйте его к разговору. Аарон выиграет от обучения, если научить его делиться, он может быть довольно жадным и ревнивым со своими братьями и сестрами. Научите его рано управлять своими карманными деньгами, и это заставит его расти в собственных глазах.

    Обладатель имени Аарон любит власть, деньги, любовь и имущество, а также путешествия, приключения и завоевания. Он не самый изысканный из джентльменов, он чаще не понимает женщин, их логику и последовательность, и он ненавидит осложнения. Чаще Аарон хочет быть господином и требует, чтобы им восхищались и даже почитали. Свобода важна для него, но вот если речь идет о его партнере, он не настолько либерален.

    Если он будет хозяином своей жизни, то захочет подняться в верхние эшелоны и достигнет власти. Работать с большими масштабами, как в материальном, так и социальном отношении - не исключение для него. Его, скорее всего, привлекают профессии, которые позволяют ему проявлять какую-то власть (политическая карьера, правоохранительные органы, военное дело), связанные со сферой бизнеса (финансы, менеджмент, банковское дело, бухгалтерский учет, экономика). Возможно, что его работа будет в большой национальной или международной фирме, связанной с изменениями, инновациями, путешествиями.

    Именины Аарона

    Известные люди с именем Аарон

    • Аарон II (правитель Хазарского каганата в 900-930-е годы)
    • Аарон Ванандеци ((IX/X/XI век) армянский писатель-историк, автор «Истории Креста Нины»)
    • Аарон Старший га-Рофе бен Йосеф ((1260-1320) караимский учёный, путешественник, писатель и поэт. Также религиозный философ, практик богословия, законовед и врач.)
    • Аарон Кацир (Качальский) ((1914-1972) израильский учёный, физико-химик и биолог, лауреат Премии Израиля в области биологии за 1961 год)
    • Аарон Фанк, более известный как Venetian Snares ((род.1975) канадский электронный музыкант (жанр – брейккор))
    • Аарон Теренс Даунс ((род.1985) австралийский футболист)
    • Аарон Стэтон ((род.1980) американский актёр)
    • Сэр Аарон Клуг OМ ((род.1926) английский и южноафриканский биохимик. Лауреат Нобелевской премии по химии 1982 года.)
    • Аарон Гейт ((род.1990) новозеландский трековый и шоссейный велогонщик, был призёром Летних Олимпийских игр 2012 года)
    • Аарон Цви Пропес ((1904-1978) израильский общественный и культурный деятель)
    • Аарон Спеллинг ((1923-2006) американский продюсер и режиссёр, под его руководством было создано более семидесяти телесериалов, ста сорока фильмов и театральных спектаклей. Обладатель двух рекордов Гиннесса - как «самый результативный продюсер всех времён и народов» и как «обладатель самого большого дома в мире» - в нём 123 комнаты, а его площадь 3390 м².)
    • Аарон Директор((1901-2004) американский экономист)
    • Аарон Тейлор-Джонсон ((род.1990) английский актёр)
    • Аарон Пол Стертевант ((род.1979) американский актёр, стал трижды лауреатом премии «Эмми»)
    • Элвис Арон Пресли ((1935-1977) американский певец и актёр, американский «король рок-н-ролла». Соединил кантри и блюз, создав новое направление - рокабилли. Достиг мировой популярности не только на песенном поприще, но и в киноиндустрии. Снялся в 31 фильме, а два десятка его саундтреков, по большей своей части, оценивается критиками как крайне слабые. Активно занимался концертной деятельностью, вернул страсть к выступлениям. Элвис Пресли обладатель трёх «Грэмми», один из первых музыкантов, в 1986 году, был включён в «Зал славы рок-н-ролла». Его творчество продолжает пользоваться спросом и по сей день – продаются новейшие издания его записей.)
    • Аарон Кауфман ((род.1982) американский автостроитель, конструктор уникальных автомобилей. Работал механиком в Gas Monkey Garage. TV-персона американского телевидения.)

    Превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волхвов) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней .

    Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода еврейских священнослужителей - коэнов . Священнический сан стал наследственным в его роде - против чего безуспешно восстал Корей , представитель левитов , со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение . Аарон был также верховным судиёй Израиля и учителем народа. Во время пребывания Моисея на Синае Аарон, соблазняемый народом, сделал для него золотого тельца и за это народ был поражён Господом (Исх. ).

    В Библии особенно отмечаются в характере Аарона черты примирительности, кротости и мягкости.

    В христианстве

    Потомками Аарона были отец и мать Иоанна Крестителя праведные Захария (так как он был священником) и Елизавета (Лк. ). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжён закон» (Евр. ), ему на смену идёт Иисус Христос - священник по чину Мелхиседека . В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец , ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона - 1 июля , коптская - 28 марта .

    В исламе

    В исламе Аарон почитается под именем Харуна ибн Имрана, брата Мусы. Как и в Библии, отмечаются черты его характера - Аарон имеет прозвище Абул-Фарадж («отец утешения»). Мусульмане почитают могилу Аарона на горе Аарона (на арабском Джебль-неби-Харун , то есть Гора пророка Аарона ).

    В искусстве

    Изображение Аарона есть в алтарной части Киевской Софии . В византийском и древнерусском искусстве изображение Арона иногда встречается в иконах богородичного цикла («Богоматерь Неопалимая Купина» , «Похвала Богоматери»). С середины XVI века изображение Аарона встречалось обычно в составе пророческого ряда иконостасов .

    Распространённые изобразительные сюжеты:

    • Восстание Корея
    • Расцветший жезл

    См. также

    Источник

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Напишите отзыв о статье "Аарон"

    Ссылки

    • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
    • // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . - М ., 1891-1892.

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Аарон

    – Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
    – Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
    – Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
    Князь Василий опустил голову и развел руками.
    В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
    – Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
    Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
    – Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
    И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
    За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
    – Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
    Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
    – Пьер!… – сказала она.
    Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
    – II n"est plus… [Его не стало…]
    Пьер смотрел на нее через очки.
    – Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
    Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
    На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
    – Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
    Пьер молчал.
    – Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
    Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

    В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

    gastroguru © 2017