Женские костюмы московской руси. Русская народная одежда на примере Нижегородской губернии


Уже где-то выпал первый снежок, и хочется закутаться в тёплую шубку. Но пока ещё не грянули трескучие морозы, можно надеть и короткую шубку, которая будет красиво смотреться…


Разглядывая новые осенне-зимние коллекции дизайнеров, восхищаешься, какие удивительные и фантазийные идеи воплощаются в одежде и аксессуарах. А сколько идей можно почерпнуть из народных костюмов, особенно у нас в России. Ведь до середины XIX века, в разных губерниях, а то и в разных деревнях, одежда была определённого кроя и пошива, а уж о вышивках и палитре и говорить-то непросто – такие они были у всех разные. Поэтому дизайнерам весьма полезно заглянуть в гардероб русских женщин старого времени.


Давайте и мы посмотрим, что пригодилось бы нам сейчас из этого гардероба, когда только-только наступили прохладные дни.



Душегрея. Душегрея – самобытная русская одежда, которую носили женщины разных сословий. Это короткая, чуть ниже талии, и редко до середины бёдер, одежда. Шили душегреи из дорогих и нарядных тканей, в основном это были бархат, парча.


Душегреи вышивались золотыми и серебряными нитями растительными узорами, цветами, гроздьями винограда. Край обшивался золотой бахромой. Надевали их поверх сарафана. Для небогатых женщин душегрея не была повседневной одеждой. Её надевали только на праздник.


Душегрею называли ещё по-другому – «шугай». Это была уже короткая зимняя шубка. Наш русский язык чрезвычайно богат и чуток, ведь иногда есть очень похожие слова, а означают они разные предметы. В старину женская одежда чаще всего была просторной, а шугай, можно сказать, чуть ли не единственная приталенная одежда.





Шугай, как и душегрея, имел узкий по крою перёд с разрезом, который делали чаще по диагонали. Нижняя часть спинки шугая - в виде баски, которая собиралась на талии в трубчатые складки. Рукава – длинные, к запястью суживающиеся, от кисти до локтя собирались в мелкие складки, по краю оторачивались беличьим мехом. Одежда достаточно короткая, изредка доходила до середины бёдер.


Шугай шили на меху или вате и носили как внакидку, так и в рукава. В разных местах России шугай называли по-разному – «епанечкой», «трубалеткой» (из-за трубчатых складок сзади), а то и «сорокотрубкой».

17Фев

Повойник, шугай, понёва. Старорусский look Элины Глушковой

Оренбургский платок, шугай, понёва — это вещи не из кино «Иван Васильевич меняет профессию», а из шкафа Элины Глушковой. Она их носит, вызывая у прохожих культурный шок.

Фото из личного архива Элины Глушковой

Элина Юрьевна Глушкова — великолепный знаток русского костюма. О ней я написала несколько статей в «Волгоградской правде» (http://www.vpravda.ru/News/FamilyClub/21983, http://www.vpravda.ru/News/Society/38447). Мы не теряем друг друга, переписываемся в соцсетях. Время от времени опять я пристаю к ней с вопросами. Она всегда открыта.

Недавно целый текст для «Волгоградки» — не текст, а поэму!) — посвятили павловопосадскому платку. С чем носить, его история. Да ещё Элина дала мастер-класс — какими способами платок завязывать, как его выбирать. http://vpravda.ru/News/FamilyClub/40269?utm_source=dlvr.it&utm_medium=facebook

Многое из наших диалогов, стихи Элины и её книга остаётся за рамками публикаций. Пусть побудет здесь. А фотографии её «образов» могу бесконечно рассматривать.

— Элина, мир меняется, жизнь идёт вперед. Зачем сейчас, в 21 веке, носить хоть и русскую, но экзотику?

— Просто нравится до мурашек, шью, ношу, и мне от этого хорошо. И окружающим интересно. Это мое уважение к своей истории и к самой себе. Корни, которые привязывают к родной земле.

— Вот вы всегда так отвечаете… А я хочу понять, с чего всё началось?

— Русский костюм входил в мою жизнь с самого детства, но постепенно. В детском саду мама мне шила модную одежду по журналу «Рижская мода для детей», но я ещё любила носить платочки «как Алёнушка»… Вокруг была минималистическая мода 60-х, но были русские сказки в книжках и на экране. Может быть, поэтому русский костюм для меня сказочно хорош? Не знаю.

Всё получилось не вдруг. Даже не знаю, как… Но, когда в моду начали входить удлинённые юбки и платья, у меня были длиннее всех. Бабушки на лавочках меня хвалили: «Молодец, срамотой не мелькаешь!»

— То, что вы носите, — это копии старинной русской одежды или авторские вариации?

— Традиционный народный костюм мне очень нравится! Он – НАСТОЯЩИЙ! Но как ни пытаюсь сделать точно, сползаю в современные технологии и рационализм. Профессия портного сказывается…

На фото Элина в шугае из полусукна костюмно-платьевого, архаичной юбке.

Возможно и потому, что копировать – это скучно. Возможно, что профессия архитектора повлияла – хочется улучшить композицию, убрать что-то или добавить. Ну, распирает меня сделать на свой вкус! Думаю, что ищу современный русский костюм. Иногда изменений получается очень много, но я честно называю такой костюм стилизованным или авторским. Некоторые любители этнографии клеймят позором отступления от народных образцов, но копировать веками эти образцы – разве нормально?

— Вот-вот…

— Костюм строится по таким же «золотым» сочетаниям, как и в архитектуре. Расстояния и ритм между полосками, вышитыми узорами, пропорциями костюма — совершенно точно вписывается в эти пропорции. Занимаясь творчеством, я стараюсь почаще «отключать голову». Я стараюсь жить как чувствую. В интернете большинство отзывов о моём творчестве – положительные. Спасибо всем добрым людям на добром слове!

— На вашей странице есть и видео по шитью…

— Я специально делаю учебные фильмы по традиционному и современному русскому костюму предельно компактными, в режиме ознакомления, а кому нужно поподробнее — делают «стоп» или смотрят многократно. Можно записать заголовки и получится инструкционная карта. Я сама не смотрю фильмы по рукоделию, если более 10 минут, некогда.

Хочу рассказать короткую свежую историю. Одноклассник (не рукодельник!) наткнулся на мой фильм по вышивке борушки и, узнав фамилию, посмотрел. Пишет: «Я смотрел и покрывался мурашками! Это русское так за душу берёт или мастерство?..» Какая неожиданная и приятная оценка!

— Действительно, приятно.

— Я очень благодарна всем, кто смотрит мои фильмы. На YouTube уже почти 240 тыс просмотров. В самом начале публикаций я сказала знакомой, что желаю 1млн просмотров. А она мне: «А хохо не охохо?!»

А вот четверть желаемого уже есть! Я не честолюбива. Но хочу, чтоб русское продолжало жить и развивалось, потому что то, что не развивается — канонизируется, покрывается пылью на полках музеев и постепенно исчезает.

— Стало быть, у вас современный подход к русскому костюму…

— Да, меня порой за это упрекают… Я глубоко чту старину, но желание привнести современные черты идут из глубины сердца, потому что именно современный русский костюм органичен на улицах городов, приемлем на современной скорости.

Порой меня называют «популяризатором». Для некоторых это бранное слово… Но много женщин, посмотрев фильмы, сшили себе длинные пышные юбки и порадовались, что они вообще это смогли осилить. Купив павловопосадский платок, задумались о повойнике. Это маленькая однослойная шапочка, которая не дает платку соскальзывать. А сшив повойник, оценили его удобство под платком. Пусть это маленькие шаги, но он сделаны в сторону русской традиции. Потом людям хочется больше смотреть литературу о народном костюме и они даже присылают мне интересные ссылки. Вот это моя радость!

— Что так нравится - удобный крой?

— ВСЁ- и его удобный крой, и красота, и то, что я в нём ни на кого не похожа. Мне просто в нём хорошо и радостно! Просто уютно, потому что он родной!

Казачья парочка с казачком, ткань — тафта полушёлковая

— Из чего состоит ваш зимний комплект?

— Мой зимний комплект состоит из чёрного мехового жакета (каракульча, сама шила!), бордового тёплого повойника, посадской шали, орнебургского платка, замшевых сапог на меху приглушённого красного цвета, шерстяных массивных юбок. Конечно, есть и спортивные ботинки, и тёплый трикотаж. Но когда в них долго ходишь, начинает давить обыденность…

— А весенне-осенний?

— Весенне-осенний – кафтан, бархатная кичка и куча повойников, платки, безрукавки, шугай, лёгкие шерстяные и плотные шёлковые юбки, русские сапоги на небольшом каблуке. Есть и навершник с клетчатой понёвой (прямая юбка на верёвочке). Хотя и плащ обычный есть, и курточки, и ветровочки, и несколько спортивных костюмов.

Кафтан — это свободная верхняя одежда из домотканой толстой шерстяной ткани, на подкладке. На фото Элина надела свой кафтан по мотивам восемнадцатого века.

— Русские сапожки… Это какие?

— Средние по объёму, т. е. не тугие в голенище, потому что надеваются без застёжки, каблук средний или низкий, нос средний и может быть немного загнут. У меня есть сценические красные сапоги такого типа. А уличные сапоги — на молнии для удобства.

А ещё русские сапоги бывали с кожаными аппликациями (у татар переняли!).

— Что народ вокруг говорит?

— Прохожие глазеют, но без вызова. Бывает, подходят и говорят комплименты. Бывает, в транспорте подходят пообщаться.

Бывают иногда казусы. Села я однажды в маршрутку. Сижу лицом к салону. Один из пассажиров, молодой человек лет до 30, как уставился на меня, так и глазел всю дорогу. Когда ему позвонили по сотовому, всё косил на меня вытаращенными глазами, бубнил в трубу и громко приговаривал «Обалдеть! Обалдеть…» Ну что ж, запомнил меня на всю жизнь… Хоть я и ехала на выступление нашего ансамбля «Волжский хуторок», но на мне было всё то же, будничное: кафтан, кичка с шалью, широкая удлинённая юбка. Ради выступления я только надела юбку понаряднее и накрасилась. А так, всё как обычно…

— Много ли у вас единомышленников и подражателей?

— Единомышленников много, в основном — в интернете. Конечно, мы с «Сарафанным клубом» — одна шайка чудачек! Может быть и подражатели есть, но я всех призываю не копировать, а выбирать приемлемое, добавляя своё.

— К джинсам и брюкам как относитесь?

— К джинсам и брюкам отношусь хорошо, имею в своём гардеробе в избытке. Это же практичная и недорогая рабочая одежда, удобная. Как же без неё?

— А валенки носите?

— Валенки не имею и не ношу, потому что погода у нас тёплая. Хотя нравятся.

— Какие украшения предпочитаете, какие серьги и бусы, может, что-то ещё?

— Серьги и бусы предпочитаю из натуральных камней (обожаю своё янтарное ожерелье в три ряда!), но ношу и имитацию (пластмасса, прессованые камни и кораллы, стекло). Деревянные бусы имею разные. Несколько ниток жемчуга разного калибра.

— Принимаете ли заказы на исполнение русских моделей?

— Заказы на исполнение русских моделей не принимаю, но иногда продаю излишки через интернет. Почти всё уже продала.

— А если шить самим, где брать ткани подходящие?

— А если шить самим, то ткани вполне можно купить в магазине и через интернет. Есть богатые отделы льняных тканей прямо в центре города, люблю магазин итальянских тканей «Брависсимо». А в интернете продают даже ткани ручного ткачества и с ручной набойкой. В большом ассортименте ткани из Кореи, выполненные по нашим этнообразцам (грамотно осваивают наш бездонный рынок!).

— Ваши кумиры? Ваши любимые образцы русского костюма?

— Кумиров не имею, но с большим почтением отношусь к центру «Русские начала», современным собирателям (например, Сергей Глебушкин) и мастерам по русскому костюму, которые не только изучают, умеют, но и продают. Да они всю Россию оденут, только купите! Нравится сценический образ Надежды Бабкиной, Кубанского казачьего хора.

Я рада, что всё русское было, есть и будет. При этом меня не распирает от гордости. Я ничего не проповедую. Просто я так живу и хочу помочь другим более чётко увидеть их путь и открыть новые возможности. Я вижу, что это всё будут носить. Отдаваясь творческому потоку, мы открываемся для безусловной любви. Будьте художниками!

Верхнее фото. Кичка под костюм с вологодским кружевом. Внизу тамбурная вышивка «Древо жизни» на кумачовой рубахе.

Элина Глушкова

БАЛЛАДА О ЖИВОМ УЗОРЕ

Я люблю вышивать и шить

С погружённым в раздумья взором

И кладу аккуратно нить,

Покрывая судьбу узором.

Освещает лучина ночь.

Не дождутся меня полати.

Я крестьянская чья-то дочь

И привычно снимаю лапти.

Утром взглянет на строчку мать

И, забыв о вечерней брани:

«Ей на ярмарке надо взять

Дорогущей узорной ткани.

Пожалела бы дочь глаза.

Да не станет сидеть без дела».

Покрестяся на образа,

Разукрашенный плат надела.

Тот платок вышивала я,

Бисер тонкой иглой низала,

Вспоминая струю ручья,

Бахрому по краям вязала.

Я не знаю, что в этом есть,

Но мой труд так похож на отдых,

Почитаю его за честь,

Надевая на нитку звёзды.

Прикасался к моей душе

Тот, кто трогал такие вещи.

Ярким шёлком, как дождь в траве,

Растекаются цветом песни.

В каждой ниточке – звук любви.

Заплетаю лучи в косицы.

Родниковый глоток водицы.

Я пришла в эту жизнь учить.

Моя школа – прекрасный повод.

Продолжаю в искусстве жить,

Но за стенкой не лес, а город.

Я во сне вижу чей-то двор

И резные, старые ставни,

Всё вплетаю живой узор

В рукотворные нити ткани.

Кто идёт по пути творца,

Будет вечен в своих твореньях

И не будет ему конца

В тех божественных отраженьях.

Непрерывная жизнь течёт

Через все человечьи судьбы.

Дочь крестьянская ночью ткёт

И улыбкой играют губы.

Воспевает влюблённый бард

Живоносный узор поляны.

Бог-отец всем счастливым рад.

Не просите набить карманы.

Сотворите свою мечту,

Посадите с друзьями рощу.

Я во сне свою нить пряду,

Не считая тот труд за ношу.

Всё свиваю живую нить,

Напоённую светом солнца.

Продолжает в холстине жить

Вкус кристальной воды колодца.

Вышивая кайму крестом,

Спрячу символы Дня и Ночи.

Как в письме, лишь на вид простом,

Прочитает их, кто захочет.

Много жизней в моей груди

Бьётся сердце ткацкого стана.

Не просите, друзья мои,

Торговать красотой не стану.

Ангел водит моей рукой,

Выплетает узор цепочкой,

Где написано мне судьбой

Рукодельничать вместе с дочкой.

Мы посмотрим на мир вокруг,

Нарисуем узоры сердцем

И из наших умелых рук

Выйдет образ тот полотенцем.

Мы с любовью сажаем сад,

Строим дом своими руками.

Светлый духом сильней стократ.

Созидаем наш мир сердцами.

…Несколько слов о моих стихах. Книга «За мной летите, открываю двери» появилась независимо от моего логического ума. Я просто записывала то, что само собой рифмовалось в моём мозгу. Никакого сочинительства не происходило. Я воспринимаю эти стихи как Божий дар, который через меня был послан людям.

2 августа 2003 года я в компании знакомых приехала на Кавказ посетить дольмены в районе Лазаревского и на реке Пшада и провела там две недели. Перед посещением первого дольмена, утром, я плавала в море и молилась: «Господи, ну почему мы так по-дурацки живём?! Как быть? Что делать? Дай мне информацию, и я поделюсь ею с людьми». После возвращения домой, эзотерик из нашей компании начала мне звонить и настойчиво предлагать заняться писательством. Я отмахивалась, говоря, что графоманством не страдаю, но через месяц после поездки всё-таки поддалась на уговоры и села на диван с блокнотом и карандашом.

Моей целью было опровержение предчувствий знакомой дамы, но вдруг я испытала шок – мысли начали рифмоваться сами собой! Первым ощущением было, что я сошла с ума, так необычно всё происходил о, но стихи записала. В течение небольшого промежутка времени я посетила трёх ясновидящих с одним и тем же вопросом «всё ли в порядке с моей головой» и получила одинаковые ответы, что всё в полном порядке, что это моё «Высшее Я», которое всё знает, даёт информацию. (Позже знакомая невролог сказала, что я правильно сделала, что не обратилась к официальной медицине – полечили бы радикально…).

Я понимаю не всё, что пишу, но чувствую, что эта книга даёт возможность мне и вам двигаться в правильном направлении, осмысливать и изменять свою жизнь.

5 (100%) 21 votes

Наконец наша задумка материализовалась! Для получения последнего недостающего элемента качественной статьи редакция сайта «Старообрядческая мысль» обратилась за советом к нашей прихожанке Елене Соколовой – профессиональному дизайнеру народного костюма.

Читайте, скачивайте и рассказывайте друзьям: мы дополнили заметку иллюстрациями из нашего архива, а с автором можно связаться через нашу редакцию по e-mail [email protected] , напрямую по e-mail [email protected] , либо найти прямой контакт в проекте .

Подборка литературы в отличном качестве – см. ниже.

История сарафана на Руси

Косоклинный сарафан – это наплечная одежда комплекса русской женской одежды северных губерний России: Архангельской, Новгородской, Псковской, Тверской, Костромской, Северодвинской, а также некоторых центральных областей России (Нижегородской, Смоленской и др.).


Выступление старообрядческого хора знаменного пения в Рогожской слободе в Москве

Северорусский женский костюм состоял из домотканой прямой льняной рубахи, косоклинного сарафана, душегреи (коротёны), головного убора (девичьего – повязка и платок, женского – кичка, кокошник, повойник, платок), шали, кожаной обуви – сапожек (лапти были рабочей обувью).

Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.

Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376г.) Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.

В разных областях России сарафаны имели различное название в зависимости от их типа, кроя, вида ткани или способа ее окрашивания:

1) По способу кроя: лямошник, косоклинный, клинник и т.п.;
2) По способу окрашивания ткани: набивник, маренник, кубовый и т.п.;
3) По виду ткани: сукман, штофник, кумашник, атласник, кашемирник, ситцевик, пестрядинник и др.

Наиболее древними считаются косоклинные туникообразные сарафаны, представляющие собой узкую (в ширину ткацкого станка 35-40 см) ткань, перегнутую по плечам с вырезом для горловины, в боковые швы которой вставлены клинья (см. схемы 1,2) .


Выкройка косоклинного туникообразного сарафана для домотканого отреза. Оригиналы схем

Такой сарафан напоминает закрытое платье с рукавами или без рукавов, без плечевых швов, с круглым или квадратным вырезом горловины с небольшим разрезом впереди, окантованным бейкой или тесьмой с застежкой на петли и пуговицы.

Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для летних использовали набивные льняные полотна. Для будничных сарафанов годился и неотбеленный холст.


Непостановочная семейная сцена на Рогожском во время ежегодного праздника Недели св. Жен-Мироносиц в 2013 году

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной фабричной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.

Косоклинные сарафаны шили распашные (с застежкой по центральной линии переда) и глухие (не имевшие разреза по центральной линии переда). Сквозная застежка оформлялась петлями из шнура, пуговицами, тесьмой, золотным кружевом, которые одновременно являлись отделкой переда сарафана. Сарафаны 16-17 веков всегда закрывали грудь.

Спереди по бокам, а сзади всю спинку закладывали частыми сборками под обшивку. Сарафаны, как правило, шили на подкладке из холста, ситца, низ подшивали другой тканью, т.к. он быстро изнашивался.

В низ сарафана часто вшивали монетки для утяжеления и придания ему скульптурной монументальности. Для этой же цели служила и металлическая бахрома.


Современным модницам не хватает не только бахромы с поясом, но и ремень бы иной раз оказался весьма кстати…

Перед распашного сарафана состоял из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроенные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.

Особенностью косоклинного распашного сарафана было то, что клинья его по бокам сходились ёлочкой. У глухого сарафана клинья продольные (см. схемы 1,4) , т.е. кроятся не под углом 45 градусов. Сарафаны – клинники могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.


Выкройка русского косоклинного распашного сарафана: клинья по бокам сходятся ёлочкой

Глухой косоклинный сарафан (глухарь, сукман, костолан, шушун, шушка, насов) существовал в трех вариантах: с длинными узкими рукавами, которые имели прорехи для рук; с фальшивыми рукавами, очень узкими, пришитыми только со стороны спинки к проймам. Эти рукава при работе подтыкали за пояс или завязывали на спинке.

По типу кроя косоклинные сарафаны бывают с косыми продольными клиньями (см. схему 1) , со скошенными под углом 45 градусов клиньями (см. схему 3,4). В целом, крой всех русских сарафанов очень функционален и экономичен, так как никаких кусочков от раскроя, как правило, не остается.


Косоклинный сарафан с косыми и скошенными продольными клиньями

Туникообразный косоклинный сарафан постепенно вытеснил понёву. Она осталась основным видом женской одежды южных губерний и некоторых центральных районов России. В этих областях (Воронежской, Курской, Тульской, Рязанской) глухие сарафаны туникообразного типа были девичьей одеждой, женщины же носили только понёвы.


НОСТАЛЬГИЯ: кадр с ежегодной Рогожской ярмарки по случаю дарования старообрядцам религиозных свобод. Праздник проходит спустя две недели после Пасхи

Шушуны (туникообразные сарафаны) наряду с более поздними видами сарафанов (лямошниками) просуществовали до 20 века, но носили их лишь пожилые. Для нашего времени глухой косоклинный сарафан сохранен в среде старообрядцев, которые с уважением и любовью относятся к русскому национальному костюму и не расстаются с ним в своей повседневной жизни.

Современный старообрядческий сарафан


«Хочешь уничтожить русский народ – разврати женщину» . Эти слова приписывают Генриху Гимлеру, одному из идеологов Третьего рейха. Так он говорил о русских женщинах, славившихся своей целомудренностью и высокой нравственностью.

Современный старообрядческий сарафан – великолепный образец настоящей русской женской одежды. Он удобен, функционален, красив. Сарафан своей колокольной формой сберегает энергию Земли, так необходимую для поддержания женского здоровья (женщины, носящие длинные платья и сарафаны трапециевидной формы, практически не имеют женских болезней).


Современные старообрядки в глухих косоклинных сарафанах

Сарафан преображает каждую женщину, носящую его, делает ее величественно красивой, стройной, статной и молодой. Традиционный женский наряд привлекает внимание не к фигуре, а к лицу, глазам, всему облику, подчеркивая высокую одухотворенность.

Рядом с женщиной в правильном благородном русском сарафане затихают споры, мужчины не позволяют себе сказать «резкое словцо»…

Когда, слегка приподняв полу сарафана давно забытым жестом, такая женщина выходит из автобуса или не спеша идет по ступенькам лестницы, лица людей светлеют, забывается суета жизни и становится ясно: Русь жива, и у нее великое и светлое будущее!


Репетиция выступления детского хора на паперти Покровского храма

Выкройка косоклинного сарафана

Предлагаем всем любителям русского стиля одежды и читателям сайта «Старообрядческая Мысль» выкройку-схему современного старообрядческого сарафана, который украсит любую женщину (см. схему 5) .


Современная простая выкройка для одношовного косоклинного старообрядческого сарафана

Ингредиенты

В настоящее время ткани производятся шириной 80, 90, 150 см и даже 160 и 180 см. Поэтому, если вы хотите сшить современный сарафан по типу косоклинного, совсем не обязательно собирать его при помощи клиньев: ведь клинья были необходимы при шитье из узкой домотканой ткани шириной 35-40 см.

Есть простой способ шитья сарафана с одним только швом: с таким кроем справится даже начинающая портниха, а опытная сошьет его за два часа. Этот способ шитья сарафана подходит для женщины среднего роста (это 165 см).

Для более высокого роста длина сарафана будет укороченной (не до пола), или необходимо будет применить другой крой. Для такого сарафана подходят как легкие шелковые, так и тяжелые шерстяные ткани и парча, однако рисунок ткани не должен быть продольным (не иметь четкого направления по долевой нити).

Способ приготовления


Сарафан – неотъемлемый элемент старообрядческой свадьбы

Нужно взять 3 метра ткани при ширине 150 см, сложить ткань пополам так, чтобы получилась два квадрата со сгибом (одной общей стороной). Положить в угол, где находится сгиб ткани, заготовку выкройки верха сарафана, отмелить проймы и линию низа, плавно округлив по лекалу. Выкроить сарафан. На нем будет только один шов – по центру переда, который нужно застрочить и украсить тесьмой, галуном, кружевом, шнуром, пуговицами.

Для роста более 165 см надо брать ткань шириной 160-180 см или пришивать оборку к низу сарафана, на что дополнительно требуется еще 1 м ткани. Проймы сарафана обрабатываются косой бейкой в цвет сарафана или контрастной. Из оставшихся треугольных «косынок» выкраиваются две лямки переда и головной убор (косынка, повойник и т.д.).


Выступление старообрядческого хора в Московском международном Доме музыки в 2014 году

Этот простой в исполнении современный русских сарафан разработан старообрядцами на основе старинного нижегородского сарафана «сорочий хвост». Он красив, подходит для любой комплекции и одинаково применим как на природе, так и в городской жизни.

Автор статьи с удовольствием ответит на вопросы читателей и проконсультирует всех желающих в случае возникновения вопросов. Обращаться можно в редакцию проекта (e-mail [email protected] ) или напрямую по e-mail [email protected] . Оригиналы схем-выкроек от Елены Соколовой, использованные в качестве иллюстраций-пояснений к тексту можно скачать по данной ссылке .

При подготовке статьи использовались материалы В.А. Соколовой из книги “Русские традиции. Народный костюм.” СПБ.:СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2012

Материал по теме: безценные книги!


Поделитесь статьёй со знакомыми: надо пользоваться хоть какими-то преимуществами цифровой эпохи…

Лучшая тематическая подборка для думающих и ищущих: предлагаем для скачивания коллекцию книг по целому спектру вопросов, связанных с культурой, традициями и обычаями наших предков. Многие из них будут интересны широкому кругу лиц, а иные удивят даже профессионала.

Видео-лекция по теме

Для простоты мы сохранили эскизы иллюстраций обложек. По ссылкам ниже скачивается тематический ZIP архив с Яндекс-диска:


СКАЧАТЬ: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА
Книга Русская народная одежда Пармон Ф.М..djvu
Книга Костюм в России XV – Начало XX века 2000.pdf
Книга Русская народная одежда Работнова И.П..pdf
Книга Народная одежда в восточнославянских традиционн.
Книга Русская народная одежда и современное платье
Книга Русский народный костюм – Ефимова Л.В..djvu
Книга Традиционный костюм новгородского края Васильев.
Книга Народный костюм Воронежской губернии Пономарев.
Книга Поэзия народного костюма Мерцалова М.Н.1988.pdf
http://vk.com/wall-56924145_3378
СКАЧАТЬ: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Книга Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма
Книга Быков А.В. Народный костюм вологодской области
Книга Гринькова Н.П. Народный костюм Вологодской области
Книга Гринькова Н.П. Очерки по развитию русского костюма
Книга Губанова Е.Н., Ожерельева О.В. Женский костюм
Книга Зеленин Д.К. Русский народные обряды со старой обувью (1913)
Книга Иванова А. Северный русский народный костюм
Книга Игры и развлечения – книга 1955 года
Книга Каршинова Л.В. Русский народный костюм
Книга Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского севера
Книга Маковцева Л.В. Руссский народный костюм
Книга Пармон Ф.М. Русский народный костюм
Книга Решетников Н.И. Народный костюм и обрядность
Книга Сабурова Л.М. Одежда русского населения Сибири
Книга Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм – энциклопедия
Подборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3378
СКАЧАТЬ: ВЫШИВКА
Книга Сборник великорусских и малороссийских узоров
Книга Русская вышивка и кружево.Ефимова Л.В., Белогор
Книга Строчка и вышивка.Гумилёвская М.Н.pdf
Книга Изобразительные мотивы в русской народной вышив.
Книга Народная вышивка Тверской земли Калмыкова Л.Э
Книга Тверская вышивка в собрании Загорского музея
Книга Маслова Г.С. – Орнамент русской народной вышивки
Книга Вышивка Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., Щетинин
Книга Шитье, ткани, кружева.djvu
Подборка книг по народной вышивке http://vk.com/wall-56924145_2409

СУПЕР РЕДКОСТЬ!


СКАЧАТЬ:
Материалы по истории русских одежд 1884 года в четырех томах отличного качества
СКАЧАТЬ: КРУЖЕВО
Книга Кружевные салфетки. М. Панаите 1960.pdf
Книга Плетение кружев. Исакова К.В.1959.pdf
Книга Народный орнамент в композиции художественных
Книга Русское кружево Третьякова Е.И. 1995.pdf
Книга Русское кружево. Узоры и сколки. Давыдова С.А.pdf
Книга Кружево своими руками Кршижановская И. 1993.pdf
Книга Вяжем кружево фриволите вып.1 Курбатская Н.С.
Книга Вяжем кружево фриволите вып.2 Курбатская Н.С.
Книга Вяжем кружево фриволите вып.3 Курбатская Н.С.
Подборка книг по работе с кружевом http://vk.com/wall-56924145_3537
СКАЧАТЬ: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
Книга История культуры Древней Руси. Том 1.1951.djvu
Книга История русской материальной культуры
Книга Карельское народное искусство. Косменко А.П.
Книга Крестьянское искусство Воронов В.С.1924.pdf
Книга Народная роспись по дереву. Барадулин В.А.1987.pdf
Книга Народное искусство Тверской земли. Калмыкова Л.
Книга Народное искусство. Материалы и исследования
Книга Народные художественные промыслы и ремесла
Книга Русская народная живопись Жегалова С.К.1984.pdf
Книга Русское народное искусство Круглова О.В.1996.pdf
Подборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3346
СКАЧАТЬ: ДЕРЕВО, РЕЗЬБА
Книга Русская народная резьба по дереву Соболев Н.Н.
Книга Русская изба.Иллюстированная энциклопедия.pdf
Книга Деревянная архитектура русского севера.pdf
Книга Домовая резьба Буриков В.Г. Власов В.Н.1992.djvu
Книга Русское деревянное зодчество Ащепков Е.А..pdf
Книга Русь деревянная.Ополовников 1981.pdf
Книга Деревянное зодчество. Толковый словарь.pdf
Книга Плотничное искусство Дементьев А.А.1902.pdf
Книга Крестьянин плотник и строитель А. Жирнов 1927 г.
Подборка книг по работе с деревом (резьба, плотничное искусство) http://vk.com/wall-56924145_3076
СКАЧАТЬ: КУЛЬТУРА, ЭТНОГРАФИЯ
Книга Древняя Русь. Город, замок, село.1985.djvu
Книга Развитие этнического самосознания славянских народов.
Книга Русская этнография. Зеленин Д. К.
Книга Восточнославянский этнографический сборник
Книга Русские. Историко-этнографический атлас 1970.djvu
Книга Русские Александров В.А. Власова И.В.Тишков В.А.
Книга Фольклор и народное искусство русских
Книга Древняя Русь. Быт и культура Колчин Б.А.
Книга Фольклор и этнография Русского Севера Путилов Б.
Подборка книг по русскому фольклору, этнографии и археологии http://vk.com/wall-56924145_3285.

Ссылка на авторские иллюстрации к статье – выкройки Елены Соколовой

Ссылка на папку с архивом материалов к данной статье

Избранные статьи от сайт:


Вот еще всяко-разно о русской верхней одежде:

"...Основные черты русского народного костюма.
Виды одежды и особенности кроя.

Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством сохранила, отработанные веками устойчивые формы, определяющие её своеобразие. До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое. Для русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая выражается в целом ряде принципов и качеств. Народному костюму свойственна рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту.

Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (полики, ластовицы). В этом специфическом крое присутствует определённая архаика. К типичным чертам можно так же отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма.

Верхняя сезонная женская одежда, за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя, с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках. Сезонную одежду женщины носили с платками. Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже и надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана, так же, как и массивные длинные халатообразный из сукна с большим полу крытым воротником. Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.

............................................................
"...Формы и конструкции каждого костюма находятся в прямой зависимости от вида материала, его пластических свойств, рисунка, фактуры, цвета. Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линия, продуманная конструкция, подчинение декора покрою, соответствие материала и формы назначению костюма для современного специалиста являются примером дизайнерского подхода к созданию современных образов. Покрой народной одежды прост и экономичен. Создавая одежду, народные мастера старались использовать материал полностью, цельными полотнищами, не резать его.

В вопросе эстетического решения костюма народ исходил из красоты материала, из формы и конструкции вещи. Так народная одежда из холста или шерсти, сохраняя натуральный цвет волокон, являлась хорошим фоном для орнаментации. Верхняя одежда из сукна (войлока) или овчины декорировалась в основном аппликациями из цветной кожи, сукна или нашивками из шерстяных шнуров, кистей. Одежда из тонких тканей украшались, как правило, вышивкой, которая располагалась по линиям швов, краям, соединяя отдельные части в единое целое, подчеркивая красоту формы костюма и тела человека. Нарядную одежду изготавливали также из цветных узорных тканей...."

gastroguru © 2017