Техническая невозможность установки приборов учета воды. Как доказать, что счетчики в квартире установить невозможно? К вопросу установки приборов учёта в многоквартирных домах

По данным статистики, к середине прошлого года приборами учета было обеспечено порядка 70 % российских квартир. При этом, согласно законодательству*, уже с начала этого года граждан, не исполнивших требования по установке счетчиков, с первыми платежками ждут неприятные сюрпризы - введены повышающие коэффициенты к нормативам. Однако мало кто знает, что уберечься от санкций можно: если получится доказать, что поставить приборы не получится по техническим причинам.

Газовая революция?

Прежде всего, мы напоминаем, что повышающие нормативы не затронут тех, кто не поставил счетчики на газ. Кроме того, уже сейчас есть планы Правительства внести изменения в закон об энергосбережении, предусматривающие отмену необходимости устанавливать квартирные газовые счетчики. При этом отдельные источники, в частности, Российское агентство правовой и судебной информации со ссылкой на РИА Новости сообщает, что еще в конце прошлого года Президент России Владимир Путин подписал закон, отменивший требования по установке. РАПСИ отмечает, что с 1 января приборы учета необходимы только для тех квартир, максимальный объем потребления природного газа в которых составляет более 2 кубометров в час. Таким образом, пользоваться счетчиками не обязательно тем, кому газ нужен исключительно для приготовления пищи.

Дорогое тепло

Между тем, собственники жилых помещений обязаны установить в своих квартирах счетчики воды, отопления и электричества, а также общедомовые счетчики**. Отказ следовать требованиям законодательных актов повлечет за собой дополнительные траты, связанные с повышением нормативов. Если конструктивные особенности дома, построенного в постсоветский период с вертикальными системами отопления, не позволяют установить квартирные счетчики, это не освобождает жильцов от санкций, потому что в таком случае должны стоять общедомовые приборы учета. Если их нет, законодательство предусматривает применение повышающих коэффициентов на отопление:
. с 1 января по 30 июня 2015 года до 1,1;
. с 1 июля по 31 декабря 2015 года до 1,2;
. с 1 января по 30 июня 2016 года до 1,4;
. с 1 июля по 31 декабря 2016 года до 1,5;
. с 2017 года до 1,6.

Тушите свет

Аналогичным образом изменятся коэффициенты на горячее и холодное водоснабжение и электроснабжение. С учетом того, что оплата коммунальных услуг складывается из двух составляющих: платы за услуги, израсходованные в квартирах, а также при пользовании общедомовым имуществом, повышающие коэффициенты при отсутствии счетчиков будут применяться к нормативам расхода и в квартирах, и на общедомовые нужды.

Не так страшен счет…

Однако следует учесть, что закон*** предусматривает освобождение потребителей от применения повышающих коэффициентов к нормативам. Основанием для этого является отсутствие технической возможности установить счетчик, и это распространяется как на квартирные, так и на общие приборы. Таким образом, счетчик установить невозможно, если:
. установка прибора учета по проектным характеристикам дома или квартиры невозможна без реконструкции, капитального ремонта внутридомовых инженерных систем или без создания новых инженерных систем;
. при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к нему или месту установки, предъявляемых законодательством;
. в месте, где необходимо установить прибор учета (на любой энергоноситель), невозможно соблюсти требования законодательства об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании к условиям эксплуатации счетчика. К неудовлетворительным условиям относятся отклонение температурного режима, влажности, наличие электромагнитных помех, затопление помещений, невозможность обеспечения доступа для снятия показаний, обслуживания прибора, его замены.
Результаты обследования фиксируются актом ( ), копии которого вручаются каждому лицу, присутствующему при проведении анализа. При наличии такого документа повышающие коэффициенты не будут применяться.

* Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»
** Федеральный Закон от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении…»
*** Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627

Разработаны критерии, по которым она определяется.

Например, считается невозможным установить приборы учета, если для этого требуется провести реконструкцию, капремонт существующих или создать новые внутридомовые инженерные системы (внутриквартирное оборудование). Аналогичный вывод делают, если нельзя соблюсти обязательные метрологические и технические требования к прибору учета либо требования к условиям его эксплуатации (в частности, из-за техсостояния инженерных систем, влажности, температурного режима, электромагнитных помех, затопления помещений).

Регистрационный N 23933

Индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета теплоэнергии не устанавливаются в многоквартирных домах с вертикальной разводкой инженерных систем отопления.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета отражаются в акте.

К вопросу установки приборов учёта в многоквартирных домах

Установлены его форма и порядок заполнения.

Во вновь построенных домах техническая возможность установки приборов учета должна иметься в любом случае.

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"

Регистрационный N 23933

С 1 сентября 2012 г. вводятся новые правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах.

Как избежать повышающего коэффициента, если нет возможности поставить ИПУ?

Согласно им в помещениях должны быть установлены индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, природного газа). Исключение — техническая невозможность такой установки.

Разработаны критерии, по которым она определяется. Например, считается невозможным установить приборы учета, если для этого требуется провести реконструкцию, капремонт существующих или создать новые внутридомовые инженерные системы (внутриквартирное оборудование). Аналогичный вывод делают, если нельзя соблюсти обязательные метрологические и технические требования к прибору учета либо требования к условиям его эксплуатации (в частности, из-за техсостояния инженерных систем, влажности, температурного режима, электромагнитных помех, затопления помещений).

Индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета теплоэнергии не устанавливаются в многоквартирных домах с вертикальной разводкой инженерных систем отопления.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета отражаются в акте. Установлены его форма и порядок заполнения.

Во вновь построенных домах техническая возможность установки приборов учета должна иметься в любом случае.

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"

Регистрационный N 23933

Приложение N 1

Критерии
наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее — прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Кто должен составлять акты о невозможности установки счетчиков?

Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

С 1 сентября 2012 г. вводятся новые правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах.

An error occurred.

Согласно им в помещениях должны быть установлены индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, природного газа). Исключение — техническая невозможность такой установки.

Разработаны критерии, по которым она определяется. Например, считается невозможным установить приборы учета, если для этого требуется провести реконструкцию, капремонт существующих или создать новые внутридомовые инженерные системы (внутриквартирное оборудование). Аналогичный вывод делают, если нельзя соблюсти обязательные метрологические и технические требования к прибору учета либо требования к условиям его эксплуатации (в частности, из-за техсостояния инженерных систем, влажности, температурного режима, электромагнитных помех, затопления помещений).

Индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета теплоэнергии не устанавливаются в многоквартирных домах с вертикальной разводкой инженерных систем отопления.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета отражаются в акте. Установлены его форма и порядок заполнения.

Во вновь построенных домах техническая возможность установки приборов учета должна иметься в любом случае.

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"

Регистрационный N 23933

Во многих квартирах до сих пор отсутствуют счетчики потребления коммунальных ресурсов, и люди оплачивают по нормативу — чаще всего больше, чем платили бы по показаниям прибора учета. Но есть и те, у кого счетчик установить негде просто физически, слишком мало места, конструкция внутриквартирных сетей не позволяет, снимать показания будет трудно, трубы старые. Как юридически грамотно первым оснастить свое жилье счетчиками, а вторым отказаться от этого? Тему обсуждаем с директором МБУ «Контакт-центр при главе города Ульяновска» Денисом Седовым.

— Денис Константинович, что такое критерии наличия технической возможности установки прибора учета и какое значение они имеют для конкретного жильца конкретной квартиры?

— Установка приборов учета потребления коммунальных ресурсов регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Во-первых, это Закон №261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении…». Во-вторых, это Правила предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 года. И, в-третьих, Приказ №627 от 29.12.2011 года, который называется «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядка ее заполнения».

Закон вводит обязанность потребителей устанавливать приборы учета — как общедомовые, так и индивидуальные. Правила регламентируют процедуру учета потребления ресурсов, а Приказ с этим длинным названием определяет, при каких условиях есть возможность установки счетчиков и при каких она отсутствует. Но критерии, подчеркну, разработаны не столько для определения возможности собственно установки прибора, сколько для определения, может ли прибор учета использоваться при расчете платы за коммунальные услуги. Вот такой нюанс.

— Это что, уже установленный прибор могут признать не пригодным для расчета платежей?

— Получается так — исходя из того, соответствует ли сам прибор, место его монтажа и условия эксплуатации прописанным в Приказе критериям. Первый из них можно назвать абсолютным: технические условия для установки приборов учета априори существуют в домах, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона «Об энергосбережении…». Это 27 ноября 2009 года. Есть особенности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии, для которых необходима горизонтальная разводка внутридомовых инженерных систем, тогда как в большинстве эксплуатируемых сегодня многоквартирных жилых домов она вертикальная. Заведомо существуют условия для оприборивания не только во вновь построенных после 27 ноября 2009 года домах, но и введенных на эту дату в эксплуатацию после капитального ремонта или реконструкции. То есть законодатель фактически обязывает застройщиков оприборивать такие дома еще до их заселения, и будущим жильцам беспокоиться на этот счет уже не надо.

— А что с домами, построенными до ноября 2009 года?

— Для домов, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, критерии установлены в Приложении 1 к Приказу. Для заключения об отсутствии технической возможности установки счетчика достаточно выявления хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного жилого дома или помещения невозможна без реконструкции, капительного ремонта внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования или без создания новых систем и оборудования;

— при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством России об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

— в месте, в котором подлежит установка прибор учета, невозможно обеспечить требования к условиям эксплуатации прибора, которые необходимы для его надлежащего функционирования. В том числе из-за технического состояния внутриквартирного оборудования, влажности, температурного режима, электромагнитных помех. Или невозможно обеспечить доступ для снятия показаний, обслуживания счетчика, его замены.

Если в ходе обследования будет выявлено, что указанные выше обстоятельства отсутствуют, значит техническая возможности для установки соответствующего прибора учета имеется.

— Кто это обследование проводит?

— Согласно Приказу во время обследования могут присутствовать собственник жилого помещения (а если подана заявка на установку индивидуального прибора учета, то его присутствие необходимо), представитель РСО, представитель обслуживающей общее имущество организации, который обеспечит, если потребуется, доступ к границе сетей, где обычно и устанавливается прибор, иные лица. При этом присутствие представителей органов власти не является обязательным. По результатам обследования составляется акт — его форма приведена в Приложении №2 к Приказу, в котором и делается вывод о наличии технической возможности для установки счетчика либо о ее отсутствии. В случае, если у кого-то из участников обследования будет особое мнение о его результатах, запись о нем вносится в акт. По одному экземпляру акта вручается каждому из присутствующих.

— На чье имя гражданин подает заявку?

— Пунктом 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении…» обязанность по установке приборов учета, их эксплуатации и замене возложена на ресурсоснабжающие организации (РСО), которые не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, поскольку он является публичным. Порядок заключения договора и его существенные условия утверждены Приказом Минэнерго России №149 от 17 апреля 2010 года. После получения от заказчика заявки РСО должна провести осмотр объекта с целью проверки технической возможности установки прибора. При ее наличии РСО направляет заказчику подписанный со своей стороны договор и технические условия, которые заказчику предстоит выполнить перед установкой счетчика. А при отсутствии технической возможности заказчику направляется отказ в заключении договора. Если же собственник помещения обращался не к РСО, а к какой-то иной фирме, то она не обязана ни договор подписывать, ни составлять акт обследования на наличие возможности для установки прибора, и этот момент может всплыть уже потом, когда установленный счетчик будет вводиться управляющей организацией (исполнителями) в эксплуатацию. Исполнитель и может обнаружить, что смонтированный прибор учета не пригоден для использования при расчете платы за коммунальную услугу. Обнаружит, иначе говоря, как раз то, для чего и были разработаны критерии наличия или отсутствия технической возможности для установки приборов учета. И он же может составить акт об этом.

— В законе предусмотрено и принудительное оприборивание домов и квартир. Как оно осуществляется в этом случае?

— Да, сроки для добровольной установки приборов учета всех видов, кроме тепловых, истекли, и РСО должны делать это принудительно, предоставляя собственникам рассрочку на пять лет в оплате работ по оприбориванию. Из смысла нормативно-правовых документов следует также, что в случае непригодности по каким-либо причинам объекта к установке счетчиков ресурсники должны сами выполнить все работы по подготовке, скажем, внутриквартирных инженерных систем к оприбориванию, после чего монтировать уже и собственно приборы учета. Это может сильно повысить расходы собственников на оснащение своего жилья приборами учета. Представить это работающим на практике, впрочем, довольно сложно. Скорее, РСО сделает заключение об отсутствии технической возможности установки прибора.

Геннадий Якимчев

Notice: Undefined variable: cause_id in /home/a/acolch14/сайт/public_html/wp-content/plugins/art-get-author-data/art_get_author_data.php on line 64

Счетчики фиксируют количество израсходованного ресурса, благодаря чему пользователи платят только за использованные кубометры. Поэтому большинство собственников недвижимого имущества стараются их установить. Однако бывают ситуации, когда по техническим причинам, установить водомеры не получится. В таких случаях уполномоченными лицами составляется акт о невозможности установления счетчиков на воду,

Здравствуй, дорогой посетитель портала! К сожалению, в статье раскрыт только типовой ответ на интересующий тебя вопрос. Для рассмотрения частной проблемы напиши её нам. Один из наших юристов незамедлительно и совершенно бесплатно проконсультирует тебя.

В каких случаях установить измерительное устройство невозможно

Перед тем как подключать измерительный прибор на горячую и холодную воду, специалисты проводят обследование условий. По результатам проверки будет принято решение о возможности или невозможности подключения индивидуального механизма. В большинстве случаев принимается положительное решение. Присоединить специальный прибор не удастся если:

  1. В результате обследования были выявлены факторы, которые будут влиять на работу измерительного прибора: электромагнитные помехи, повышенная влажность.
  2. После установки водомера снять показания будет крайне сложно.
  3. Для установки потребуется реконструкция внутридомовых инженерных систем.
  4. Разводка внутридомовых инженерных систем расположена вертикально.
  5. Место крепления фиксатора не позволит свободно производить его ремонт или замену.

Требования к месту крепления счетчика указаны в Постановлении Правительства РФ № 354 . Трудности в основном возникают у собственников квартир в старых домах. В новых строениях подобных проблем нет.

Кем проводится проверка и составляется протокол

Кем составляется акт о невозможности установки водомера:

  • специалистом управляющей компании;
  • сотрудником водоканала;
  • владельцем помещения.

Однако документ составленный хозяином квартиры, подлежит проверке. Так как физическое лицо не обладает достаточными знаниями в данной области и могло допустить ошибки. Гражданин может составить этот документ и написать заявление в управляющую компанию, которая обязана принять его и проверить наличие указанных причин. Если основания заявителя нашли свое подтверждение, то лицо освобождается от обязанности оплачивать предоставленные услуги по завышенному тарифу.

Что указывается в протоколе

Составить акт об отсутствии возможности подключить счетчик довольно сложно. Самостоятельно человеку в этом не разобраться. Так как прийти к верному выводу может только лицо, которое обладает специальными техническими знаниями.

В документе указывается следующее:

  1. Данные организации и специалиста, который выехал по адресу. Кроме паспортных сведений, также требуется указать наличие лицензии или разрешения на проведение процедуры.
  2. ФИО и контакты владельца жилища, адрес помещения, в котором проводится проверка.
  3. Сведения о других участниках процедуры.
  4. Вид услуги: водоснабжение.
  5. Характеристика места крепления.
  6. Способ обследования.
  7. Результаты исследования с указанием конкретной причины, из-за которой отсутствует возможность подсоединения.
  8. Предметы, которые использовались в процессе осмотра.
  9. Дата проведения процедуры .
  10. В конце ставиться подпись специалиста, собственника и других лиц.

Данное свидетельство имеет строго установленную форму. Письменный протокол осмотра должен быть оформлен соответствующим образом. При несоответствии оформления протокола либо при допущении нарушений при проведении процедуры, он признается недействительным. Если никаких нарушений не было обнаружено, то свидетельство принимается и фиксируется в регистрационном журнале.

Все лица, владеющие недвижимым имуществом на праве собственности, обязаны подключить специальные приборы учета. За неисполнение данного обязательства им предоставляются коммунальные услуги по завышенным тарифам. Гражданам, у которых нет технической возможности сделать это, следует, не теряя времени, обратится в управляющую компанию с заявлением о составлении акта о невозможности подключения специального технического устройства и о проведении перерасчета.

Здравствуйте! В январском интервью министра ЖКХ края Д.Тюрина было сказано, что тем собственникам, у которых не возможна установка счетчиков холодной и горячей воды, необходимо будет составить акты о невозможности установки счетчиков. Согласно какого постановления и кто должен составлять эти акты?

Ответ юриста:

Здравствуйте, Светлана! В соответствии с Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" составляется акт о наличии (отсутствии) технической возможности установки приборов учета коммунальных услуг (счетчиков). Это делается для того, чтобы у исполнителя коммунальных услуг было законное основание применить повышающий коэффициент к нормативу коммунальных услуг для тех потребителей, которые медлят с установкой счетчиков. Акт составляется представителями управляющей организации (ТСЖ или ЖСК) и собственником квартиры.

gastroguru © 2017