О запретах на праздник успения пресвятой богородицы. Успение Богородицы – история праздника 28 августа успение пресвятой богородицы что

28 августа (15 августа по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 14-й седмицы по Пятидесятнице (четырнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы . Завершение Успенского поста . В этот высокоторжественный день не совершается память святых, но празднуется день целого ряда чудотворных образов — икон Божией Матери.

Успение Пресвятой Богородицы . Один из главных православных праздников, на Руси издревле именующийся «Богородичной Пасхой». В этот день мы ежегодно вспоминаем блаженную кончину единственной из дев, почитающейся выше всех Небесных сил бесплотных. «Честнейшую херувим» и «славнейшую серафим». Пресвятой Владычицы, которая, по церковному преданию, после погребения была телесно вознесена на Небеса.

На иконах, изображающих Успение Божией Матери, всегда возвышается Христос, держащий на руках младенческую фигурку в пеленах, символизирующую душу Богородицы. Эта детская фигурка являет образ духовного «рождения в смерти».

Как говорит о смысле этого события преподобный Иоанн Дамаскин , «не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа... Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью».

Успение Пресвятой Богородицы. Фото: www.pravoslavie.ru

Как особо отметил в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл :

Совершенно не случайно в нашей Церкви все самые главные соборы и обители названы в честь Успения Пресвятой Богородицы. И Киево-Печерская Лавра, и Почаевская Лавра, и главный храм Троице-Сергиевой Лавры — Успенский собор, и Успенский собор в центре Святой Руси, в Кремле, и кафедральные соборы во многих и многих городах наименованы в честь этого таинственного и священного события, стоящего как бы на грани миров видимого и невидимого. Царица Небесная, перешедшая из этой жизни в ту жизнь, всех нас укрепляет в надежде: мы не исчезнем с физической смертью, мы будем жить...

Этот великий двунадесятый праздник завершает не только Успенский пост, но и весь богослужебный год. А потому именно в день Успения все православные христиане с особым благоговением восклицают апостольские слова: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» , испрашивая поддержки в новом церковном году.

Также 28 августа празднуется день чудотворного образа Софии, Премудрости Божией (Новгородской) , а также чтимых икон Успения Божией Матери: Киево-Печерской (1073), Овиновской (1425), Псково-Печерской (1472), Семигородной (XV), Пюхтицкой (XVI) . Также сегодня празднуется день следующих икон Пресвятой Богородицы, явленных в разные годы: Ацкурской (I), Цилканской (IV), Владимирской-Ростовской (XII), Моздокской (XIII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII), Влахернской и Бахчисарайской .

Поздравляем всех православных христиан с высокоторжественным праздником Успения Божией Матери! Пресвятая Богородица, помогай нам!

Я стараюсь всегда соблюдать церковные праздники! Чтобы и в делах и в семье все складывалось благополучно.

Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери.

К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.
Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа - она лежит на смертном одре, по сторонам от нее - плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси - это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Отмечают праздник ежегодно в один и тот же день - 28 августа. Так как Успение Пресвятой Богородицы приходится в 2017 году на понедельник, то, согласно Уставу Православной Церкви, этот день не постный. Разрешено вкушать любую пищу.

Запреты

Существует множество суеверий и народных обычаев, связанных с Успением. Многие из них «запрещают» людям заниматься обычными домашними делами. Прижившиеся языческие страшилки вносят смуту в умы даже православных людей, которые годами ходят в храм.

Ничем этот день не отличается от других дней, за исключением того, что мы особо почитаем Пресвятую Богородицу, прославляем Ее Успение.

«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое», - поется в тропаре праздника.

Главное, что должен вынести из этого события каждый верующий, - возможность победы жизни над смертью, добра над злом, веры над неверием. Именно об этом говорит Святая Церковь своим чадам посредством праздничного богослужения.

Образ Успения Пресвятой Богородицы - это квинтэссенция земной жизни, это личная Пасха… Это возвращение к Богу.

Совершая разные чудеса, Господь указывал, что истинное чудо для человека - возвращение к Богу, обожение, потому что наша подлинная родина - Небо, а не эта временная земля.

В ранних христианских сочинениях подчеркивается: «Бессмертная душа обитает в смертном жилище - так и христиане находятся среди тленного мира, ожидая небесного нетления».

Земная жизнь дана человеку как некий экзамен перед входом в Вечность. И от того, как человек подготовится к этому экзамену, зависит его будущая бессмертная жизнь.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что главным критерием последнего Страшного суда, который ожидает каждого человека перед входом в Вечность, будет только любовь. С человека не спросится, сколько он прочитал молитв, сколько соблюдал постов, сколько сделал поклонов. С каждого из нас будет спрошено, помогли ли мы ближнему, накормили ли голодного, одели ли нагого, ведь в зависимости от того, как в своей жизни мы проявили свою любовь к ближним и в какой мере, Бог так же засвидетельствует Свою любовь и к нам. И если в нас не было любви, мы, к сожалению, никак не сможем войти в любовь Божию и пребывать в ней.

Именно об этом нам напоминает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, являясь по сути праздником величайшей радости, утверждения вечной жизни с Иисусом Христом.

История праздника: что произошло в этот день

После вознесения Христа Спасителя Пресвятая Богородица жила в Эфесе в доме родителей апостола Иоанна Богослова.

Пресвятая Дева денно и нощно молилась о том, чтобы поскорее встретиться со своим Божественным Сыном. И вот однажды во время уединенной молитвы Богородице явился Архангел Гавриил с вестью, что через три дня наступит конец ее земной жизни и она встретится с Господом.

Перед переходом в мир иной все апостолы чудесным образом оказались возле ложа Матери Божией, где она, молясь, ожидала долгожданной Встречи. И сам Господь с сонмом Ангелов явился, чтобы забрать ее душу.

Апостолы похоронили тело Богородицы в пещере в Гефсимании и три дня пребывали подле пещеры в молитве. Опоздавший апостол Фома очень сокрушался, что не успел поклониться святым останкам Приснодевы. Апостолы решили приоткрыть могилу, чтобы утешить Фому. Открыв гроб, все были изумлены: тела Богородицы не обнаружили. Таким образом, они убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо.

В тот же день Пресвятая Дева явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни».

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.
Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились.
Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Проповедь на Евангельское чтение
Митрополит Сурожский Антоний

Митрополит Сурожский Антоний

Сегодняшнее евангельское чтение нам го­ворит, что создал Господь целый мир – прекрасный, дивный, оградил его Своей крепо­стью и Своим провидением, все приготовил в нем, чтобы он был местом Царства Божия, т. е. Царства взаимной любви, Царства ра­дости. И мы знаем, что мы, люди, сделали из этого мира: место, где страшно жить, где льется кровь, где совершаются бесчеловеч­ные, жестокие поступки – и не только в ши­роком, мировом масштабе, но в масштабе се­мьи, в масштабе прихода, в масштабе самых близких друзей.

И Господь из поколения в поколение посылал Своих вестников: патриархов, пророков, ангелов, посылал апостолов, и проповедников, Предтечу и, наконец, Сам пришел напомнить нам, что мир был создан для любви; и так же, как в притче, виногра­дари взяли, вывели из виноградника и убили сына.

Так и человечество отнеслось к воплощен­ному Сыну Божию. И когда я говорю «человечество», я говорю не о других, а о нас са­мих, потому что нам вручена жизнь, чтобы из нее сделать торжество любви, братства, гармонии, веры и радости, и мы это не дела­ем, потому что думаем только о себе самих. В ответ на всё, что сделал для нас Бог: со­творил нас, открыл Себя нам, излил на нас всю Свою любовь, отдал нам Своего Сына на жизнь и на смерть, мы не отзываемся почти ничем иным, кроме как мгновенным «Спасибо!» и таким же мгновенным забвением.

Вот о чем нам говорит сегодняшнее Еван­гелие: оглянитесь на всё, что вы слышали в течение всего Поста, что вы видели в ночь Воскресения Христова, что было сказало вам во все последующие недели всеми святы­ми, святыми земли Русской, святыми земли сей, Евангелием о любви и о человечестве! Взгляните на все это и поставьте перед со­бой вопрос: не виноградарь ли я, не один ли я из тех, кто каждый раз, как Христос вступает в жизнь, каждый раз Его отстраня­ет: отойди, уйди с моего пути, выйди из моей жизни – я хочу быть Богом, хозяином, я хочу править всем.

Так говорит каждый из нас: не так дерзко, не так богохульно, но поступками, но сло­вом гнилым. Нам надо опомниться. Я мно­го раз говорил, что мы спасены, потому что мы Богом любимы – но не только любовью Божией, а нашим ответом на эту любовь! Если мы хотим только пожать плоды Кре­ста, распятия, страстных дней и ничего Богу не отдать, и ничего не отдать ближнему, за которого Бог умер, кроме мгновенного воспоминания, то мы чужды тому, что Гос­подь для нас совершил.

Станем же перед лицом сегодняшнего Евангелия, предупреждения, напоминания и поставим себе вопрос: где моя благодар­ность? Воплощаю ли я ее не только в словах, которые так редки, но в поступках?.. Произ­несем над собой суд и начнем новую жизнь. А благодарность Богу заключается в том, что­бы быть Ему радостью и ближнему нашему укреплением, спасением и радостью. Начнем сегодня приносить плоды того, что мы сегод­ня от Бога Христом услышали.

Во вторник, 28 августа, православные отметят большой церковный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Иначе его привыкли называть второй Пасхой. Дата не меняется: каждый год празднования происходят именно этого числа.

Успение Пресвятой Богородицы является одним из двунадесятых праздников. Им заканчивается церковный год. В храмах поминают Деву Марию, вспоминают о ее кончине. Этим праздничным днем заканчивается Успенский пост.

Что означает праздник Успение Пресвятой Богородицы

Название праздника можно перевести со старославянского. «Успение» означает «сон, кончина». Это по своей сути день смерти Пресвятой Богородицы, а праздничный он лишь потому, что православные радуются событию — Дева Мария перешла в Царство Небесное, воссоединилась с Господом.

В Евангелие нет данных о жизни Девы Марии после Вознесения Иисуса Христа, ее Сына. Лишь немного рассказывается о ее земной жизни и кончине. Согласно Писанию, когда Пресвятая Богородица молилась, к ней явился Архангел Гавриил и сообщил, что в скором времени она предстанет перед Господом. По прошествии трех дней Марии не стало, и на прощание с ней пришли родственники, близкие и апостолы со всего света.

Праздник появился не сразу — его стали отмечать с шестого столетия. Дата установлена императором Византии Маврикием: на основании его эдикта отмечать Успение Пресвятой Богородицы стали 15 августа (по новому стилю — 28). В наше время с праздничным днем связывают различные традиции с обычаями, к тому же дата припадает на период жатвы — время, когда начинают готовиться к зиме. В конце августа в храмах ранее и сейчас освящают пшеничные колосья, приступают к овощной консервации. Также это время сбора калины, яблок, груш.

Что нужно делать на Успение Пресвятой Богородицы?

С праздничным событием связывают различные традиции, и некоторые из них сохранены до сегодняшнего дня. Например, нужно собирать урожай, нести в храм на освящение колосья. До сегодняшнего дня сохранена одна из традиций — наряжают «дожинку» в сарафан. Этот наряженный последний сноп несут в село, при этом по дороге поют песни, ставят под иконами. Затем устраивают гуляния, отмечают уход лета, варят медовуху, водят хороводы. А 29 числа наступает Ореховый Спас, когда в лесу собирают орехи, заготавливают на зиму. Говорят, что в день Успения Пресвятой Богородицы улетают птицы и не квакают лягушки.

В праздник нельзя заниматься физическим трудом, выполнять трудную работу, особенно если она не обязательная. Не работают на садовых участках, на огородах, не разводят огни, не пользуются режущими предметами, а хлеб ломают. Говорят, если в праздник появится радуга, то наступит теплая и затяжная осень.

Нельзя в праздник произносить матерные слова, ругаться с близкими, даже босыми ногами ступать на землю. Издавна верят: если молодая девушка к Успению Пресвятой Богородицы не встретила свою любовь, то будет одинокой до весны.

gastroguru © 2017