Храм в радонеже официальный. Радонеж

Преображенская церковь стиля ампир построена в 1834-1840 гг. на средства прихожан и пожертвования. Кирпичное неоштукатуренное здание с применением белого камня в деталях обладает характерной для своего времени композицией. Бесстолпный одноапсидный четверик храма с боковыми портиками дорического ордера увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкают трапезная и трехъярусная со шпилем колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона. Стены апсиды и трапезной обработаны квадровым рустом, колокольни - сдвоенными пилястрами. Карнизы деревянные. Интерьеры украшают деревянные резные иконостасы: главный пятиярусный в формах эклектики, 1890 гг., и двухъярусный придельный с чертами псевдорусского стиля, 1862 г. Стены и своды покрывает масляная живопись, исполненная в храме в 1870г., в трапезной И.М. Малышевым в 1863г.; поновлена и прописана в 1960-х гг. Кирпичная церковная ограда с деревянной решеткой восстановлена в 1969г. по образцу прежней, 1855 г. Впервые Радонеж упоминается в 1328 году. Указом Правительства РСФСР от 31 октября 1989 года селу Городок было возвращено его древнее имя - Радонеж.



Церковь Преображения в селе Радонеж была построена в 1836-1842 гг. Село Радонеж на реке Паже имеет древнюю историю и широко известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский. Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим, откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты. Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре, а Варфоломей отправился с ними - присматривать и помогать престарелым родителям.

В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата. Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела - Сергия Радонежского и Михаила Малеина.

В XVIII веке село приобрело новое название - Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах. Основной объем - четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной - небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.

Трехъярусная колокольня украшена парными колоннами и увенчана шпилем. В 1855 году храм окружили новой кирпичной оградой с металлическими решетками. Эта ограда была частично разрушена в советское время, в 1969 году восстановлена.

Древнее село с начала XIX века привлекало внимание исследователей. Во многом благодаря тому, что еще в 1820-х годах удалось восстановить историю села, в 1960-х годах было принято решение о сохранении его памятников, в том числе храма Преображения. В 1974 году храм был поставлен на государственную охрану. В 1988 году рядом с храмом был установлен памятник Сергию Радонежскому по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева. В 1989 году село Городок было переименовано в Радонеж. Сейчас сюда стекается множество паломников, посещающих места, связанные с житием одного из самых почитаемых и прославленных русских святых - Преподобного Сергия Радонежского. Под горой находится родник Сергия Радонежского, там же устроена купель.

Источник: http://hramy.ru/regions/r50/sergposad/radonezh/radpreob.htm



В свое время Радонеж имел важное стратегическое значение, благодаря своему расположению на дороге, соединявшей Москву с Ростовом, Угличем, Переславлем и Александровской слободой. В первые десятилетия после татарского нашествия в Радонеже сидели татарские баскаки. В летописях Радонеж упоминается в завещании Московского князя Ивана Калиты (1288 - 1340 гг), отписавшего Радонеж вместе с волостью своей второй жене Ульяне. После ее смерти Радонеж отошел к ее внуку князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, а затем - к его сыну Андрею Владимировичу Радонежскому. Последний превратил Радонеж в укрепленный городок, выстроив в нем деревянный кремль и окружив его крепостными валами.

В конце XV века князь Иван III переводит из Троицкого монастыря в Радонеж ярмарку. Примерно в 1530-х годах в Радонеже появляется ям - почтовая станция; во времена Ивана Грозного на станции было до 40 ямщиков. Но процветать Радонежу оставалось недолго - в смутное время городок подвергается разорению польскими войсками Сапеги во время похода на Троице-Сергиев монастырь (1608-1610). После этого Радонеж уже никогда не восстанавливается в прежнем значении.

Центральная достопримечательность нынешнего Радонежа - Преображенская церковь с колокольней, постройка которой относится к первой половине XIX века. Рядом с церковью стоит памятник преподобному Сергию Радонежскому, установленный относительно недавно - в 1988 году. Преображенская церковь стоит на холме, под которым протекает речка Пажа; на речке стоит деревянная часовенка, а чуть дальше за ней - родник. Небольшая парковка перед церковью почти всегда забита легковыми автомобилями и экскурсионными автобусами. На небольшом расстоянии от церкви еще ряд поросших деревьями холмов, в которых не сразу признаешь древние крепостные валы. Место это очень живописное, здесь можно приятно погулять летом, прокатиться на лыжах зимой. Если же Радонеж покажется малопривлекательным в качестве самостоятельной цели для поездки, то его посещение можно удобно совместить с поездкой в Сергиев Посад, Хотьково и Абрамцево.

Источник: http://explorado.ru/towns/radonej



Радонеж, связанный с именем Преподобного Сергия (1314-1392) и неотделимый от начальной истории Троицкой Лавры, - это одно из наиболее значимых исторических мест Российского государства. История Радонежа началась в VIII-IХ веках, когда на крутой излучине левого берега реки Пажи стояло родовое поселение охотников и рыболовов финно-угорского племени меря. К ХIII веку рядом с бывшим мерянским городищем выросло славянское земледельческое селение. Оно могло называться как именем Радонег, так и производным от него именем Радонеж.

В письменных источниках Радонеж впервые упоминается в духовной грамоте великого Московского князя Ивана Калиты (1325-1340) как село Радонежское. Великий князь завещал село своей жене княгине Ульяне с младшими детьми. Житие Преподобного Сергия, составленное в начале ХV века, свидетельствует, что при Иване Калите в "весь, глаголемую Радонеж" переселились многие жители Ростова, который тогда подчинялся Москве. В их числе был знатный, но обедневший боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями: старшим Стефаном, средним Варфоломеем и младшим Петром. Стефан и Пётр избрали мирскую жизнь в супружестве и на службе у великого князя. Варфоломей же, с юных лет особо приверженный духу иночества и служению церковному, мечтал удалиться в монастырь. Тем не менее, по просьбе родителей он остался с ними, утешая их в старости и немощи. Так, в послушании родителям и в заботе о них прошла мирская жизнь Варфоломея в селе Радонежском. Лишь по кончине Кирилла и Марии, принявших иноческий постриг в небольшом Покровском монастыре в Хотькове и там же погребённых, Варфоломей приступил к исполнению заветного намерения. Оставив отчий дом на младшего брата, Варфоломей отправился на "взыскание места пустынного". Здесь, на Маковце, Варфоломей с помощью старшего брата основал скромную Троицкую пустынь - основу будущей великой Лавры. Владел Радонежьем тогда Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый (1353-1410), один из героев Куликовской битвы в 1380 году, и, конечно же, неоднократно посещал Троице-Сергиев монастырь, присылая пития "в потешение старцу с братьями".

При князе Владимире село Радонежское превратилось в городок Радонеж. Пролегавшая рядом с городком оживлённая Переславская дорога снабжала товарами местный торг, позволяла собирать в пользу князя торговые и проездные (мытные) пошлины. Серпуховскому князю Владимиру Храброму наследовал его четвёртый сын Андрей Владимирович (1410-1426). Получив в наследство наряду с сельскими волостями "Радонеж с тамгою и с мыты...", князь Андрей Радонежский сделал этот городок столицей своего маленького княжества. Унаследовав Радонеж, князь стал владетелем земель вокруг Троице-Сергиева монастыря. По примеру отца князь помогал Троицкой обители, основателя которой знал с самого детства. В 1422 году, в 30-летнюю годовщину памяти Преподобного Сергия, князь Андрей передал монастырю три ближайших села, тем самым создав материальную основу дальнейшего существования обители. Князь участвовал в торжестве обретения мощей Преподобного Сергия, в строительстве белокаменного Троицкого собора. В 1426 году он стал усыпальницей князя. Так проявилась историческая и духовная связь Радонежа и Свято-Троицкого монастыря. В 1456 году Радонеж с волостями возвратили московским государям, и он получил новый статус и название - село Городок. В годы Смуты начала ХVII века Городок наряду с другими сёлами вокруг Троице-Сергиева монастыря был разорён и запустел, часть его жителей укрылись за неприступными для врагов стенами Троицкой обители. Храм, конечно же, был сожжён. В 1616 году царь Михаил Фёдорович в уважение памяти Преподобного Сергия Радонежского передал запустевшее село Городок во владение Троице-Сергиева монастыря. В вотчине владений Троице-Сергиева монастыря (с 1744 года - Лавра) село Городок находилось вплоть до 1764 года, когда во исполнение указа императрицы Екатерины II о секуляризации церковного землевладения было переведено в собственность государства, каковым считалось вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Ныне напоминанием о древнем городе, существовавшем с тех далёких времён, являются оплывшие крепостные валы да церковь в честь Преображения Господня, что стоит на западной окраине села, на краю откоса, обращённого одной стороной к речке Паже, другой - к древнему городищу. Во времена князя Владимира Храброго на её месте стояла охранная башня Радонежской крепости. Преображенской церкви в с. Радонежском предшествовала церковь Рождества Христова, упомянутая в Житии Преподобного Сергия. Именно при Христорождественской церкви, согласно Житию Преподобного, поселилась семья боярина Кирилла, когда переехала из Ростова в село Радонежское. Преображенская церковь в Городке была построена в Троице-Сергиевом монастыре в начале правления царя Михаила Фёдоровича при возрождении запустевшего в Смутное время знатного села. Из брёвен царской повалуши, деревья которой были срублены в окрестностях Троицкой обители, архимандрит обители Дионисий с братией присылает в Радонеж на строительство храма. Из этих-то брёвен в 1618 году и была собрана деревянная церковь, посвящённая празднику Преображения Господня, с приделами Преподобных Сергия Радонежского и Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича. Всё убранство церкви - образа, свечи, книги и колокола на небольшой колокольнице - предоставил монастырь. Первого настоятеля Преображенской церкви звали Симеон. Он присутствовал непосредственно при заключении 1 декабря 1618 года в деревне Деулино мирного договора между Московским государством и Речью Посполитой. Там он провёл обряд крестоцелования. Село Городок и соседнее село Воздвиженское вошли в историю под названием "Хованщина" - мятежа московских стрельцов во главе с начальником Стрелецкого приказа князем Иваном Хованским в 1682 году. После того как в сентябре этого года князю Ивану Хованскому и его сыну Андрею по приказу царевны Софьи Алексеевны в селе Воздвиженском отрубили головы, их тела похоронили "на Городце", то есть на погосте, где ранее стояла Афанасовская церковь. Память об утраченном храме и заброшенном погосте при нём сохранилась в топониме Афанасовский Луг.

Церковь Преображения Господня с середины ХVII века оставалась единственным храмом села Городок. Вплоть до ХIХ века она была деревянной и, конечно же, неоднократно реконструировалась то из-за ветхости, то из-за очередного пожара. Существующая каменная церковь построена в 1836-1840 годах. Её архитектура традиционна для приходских церквей того времени. Тем не менее Преображенская церковь в Радонеже признана одним из лучших образцов стиля ампир. Автором проекта церкви предположительно был выходец из семьи крепостных крестьян А.Г. Григорьев (1782-1868), признанный ведущим архитектором московского ампира. В 1854 году вокруг храма построили каменную ограду с металлическими решётками и четырьмя угловыми башенками. В 1860-х годах колокольню, стоявшую отдельно от церковной трапезной, соединили с ней узким переходом. На колокольне имелось 7 колоколов, главный из которых весил более 202 пудов (более 3,3 тонны). В церкви сохранились деревянные иконостасы, украшенные резьбой и позолотой: пятиярусный - в храме, двухъярусный - в приделе Преподобного Сергия Радонежского, что в трапезной. Иконы для иконостасов написаны лаврскими художниками во второй половине ХIХ века. На стенах и сводах фрагментарно сохранилась масляная живопись 1870 года, исполненная художником Сергиевского посада И.М. Малышевым (1802-1880). Выходец из бедной семьи лаврского служителя, Малышев при поддержке Лавры обучился основам живописного искусства, затем окончил Академию художеств в Петербурге. Став свободным художником, он жил в Сергиевском посаде, выполнял заказы Лавры и даже членов императорской семьи.

Трудные времена для церкви Преображения Господня, её служителей и прихожан наступили в 1930-х годах. В декабре 1934 года власти запретили производить колокольный звон в церквах села Городок и соседнего с ним Воздвиженского. Два года спустя общину верующих села Городок вынудили сдать в пользу государства ризы с хранившихся в Преображенском храме икон Божией Матери Казанской и Смоленской. Наконец, распоряжением властей Московской области весной 1941 года Преображенскую церковь якобы по просьбе общего собрания жителей Городка закрыли и превратили в сельский клуб. Ходатайство бывших прихожан об открытии церкви, поданное властям в январе 1943 года, было признано нецелесообразным. Перемены к лучшему для Преображенского храма начались в 1974 году, когда её передали в ведение Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Музей развернул в церкви экспозицию, посвящённую истории древнего Радонежа. Следствием популяризации истории Радонежа стали признание Преображенской церкви памятником и проведение неотложных реставрационных работ.

Перед северным фасадом Преображенской церкви раскинулась обширная площадь. Западнее площади, на краю склона, обращённого к древнему Радонежскому городищу, возвышается необычного вида памятник, установленный на круглой насыпи полутораметровой высоты. На плоской вершине насыпи застыла трёхметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова старца накрыта надвинутым на лоб куколем, глаза прикрыты. Его руки молитвенно сложены на груди и охраняющим куполом над головой фигурки отрока Варфоломея. В руках отрока - образ ветхозаветной Троицы. Жестом руки старец как бы благословляет и в то же время охраняет отрока, которому предстоит долгий и трудный путь духовного совершенствования и служения Православной Церкви, народу и Отечеству. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: "Сергею Радонежскому благодарная Россия". Памятник работы скульптора В.М. Клыкова открыли в мае 1988 года в честь 1000-летия Крещения Руси. В октябре следующего, 1989 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж. С открытием памятника Преподобному Сергию Радонежскому и с возвращением древнему Радонежу его исторического имени открылась новая глава в истории Преображенской церкви. Переданная в ведение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, она стала центром подчинённого ей небольшого Радонежского подворья.

Из брошюры: Радонежское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - ООО "Русский печатный дом, 2017 г.

Исторически и географически лучше всего осматривать сразу Хотьково, Радонеж, Деулино и Троице-Сергиеву Лавру. Географически потому, что все это относительно рядом, а исторически - потому что родители Сергия Радонежского жили в Радонеже, основали монастырь в Хотьково, там же и похоронены, а Сергий Радонежский был основателем Троице-Сергиевой Лавры. А в селе Деулино был подписан мирный договор, ставший окончанием польско-литовской интервенции, т.н. "деулинский мир".

Поездки в Лавру и в Хотьковский монастырь я уже описывала (см. ссылки в конце рассказа), теперь дошла очередь до Радонежа и Деулина. Земля Радонежская вообще богата историей, на ней велись кровопролитные сражения, плелись интриги, она сильно пострадала от многих войн, но опять возродилась.

Жаль, что в Радонеже сохранилась только церковь Преображения Господня, построенная в 19 веке, и памятный знак Сергию Радонежскому – место обязательной фотосъемки местных молодоженов, а ведь когда-то тут были и церкви, и хорошо укрепленная крепость, и многометровые валы, а на одном из городских кладбищ были похоронены князья Хованские, казненные первым Романовым по обвинению в измене…

Радонежская церковь Преображения Господня

Когда едешь от Хотьково на машине (а мы еще и попали туда аккурат на Троицу), на высоком пригорке среди бескрайней зеленой равнины видишь сначала много-много автомашин, а уже потом – церковь. Она построена в 1836-42 гг. на средства прихожан. Я не буду утомлять вас описанием церкви с точки зрения архитектуры, скажу лишь, что здание белого (ранее она была нежно-голубого) цвета имеет довольно традиционную для церквей того времени архитектуру, с одной из сторон к церкви пристроена трехъярусная колокольня, с другой – трапезная.

Дул довольно сильный ветер, было солнечно, но надвигалась грозовая тучища, поэтому для прогулки по окрестностям я укуталась в курточку с капюшоном, надела платок (праздник все-таки) и темные очки. Хорош же у меня был видок.

Прямо на входе – магазин, где помимо иконок-крестов-масел-свечек продавали почему-то и сумки, и ремни, и прочую дребедень. Пришлось протискиваться между двумя большими прилавками. Внутри было довольно нарядно: на полу зеленая свежескошенная травка, возле особо значимых икон – срубленные молоденькие березки в трехлитровых банках. Только что закончилось венчание, и счастливые новобрачные стояли в уголке. Правда, я подумала сначала, что закончилось крещение, но увидели на входе автомашину с кольцами на крыше, и поняли, что это было.

В алтарной части церкви – пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского – двухъярусный. Этот придел построен на том самом месте, где в 15 веке стоял дом родителей Сергия Радонежского. Иконы для церкви написаны местными мастерами в 19 в. Местами сохранилась стенная роспись, а в углу – копия "Явления отроку Варфоломею" в натуральную величину (оригинал можно лицезреть в Третьяковской галерее).

У церкви стоит деревянный крест, перенесенный сюда из Москвы – с могилы Святой Матрены Московской. За церковной оградой, прямо у дороги – несколько старых могил, заросших травой. Поодаль стоит памятный знак Сергию Радонежскому.

Вниз стоит пойти, чтобы набрать воды из источника, во всяком случае, мы туда пошли именно затем. По довольно крутой лестнице спускаемся вниз, осматриваем малюсенькую деревянную часовню, а затем по тропинке подходим к источнику. Тут столпилось уже человек 50, большинство – с пятилитровыми пластиковыми бадьями.

Источник представляет собой 2 струйки воды, текущие прямо из двух металлических труб, уходящих в землю, и одна бутыль наполняется довольно долго – во всяком случае, когда при мне одна дама попросила набрать водички в небольшую бутылку без очереди, ее не пустили с гневным окриком, что, мол, все тут час с лишним стоим. Мы не стали стоять, я лишь попрыгала вокруг, снимая речушку Пажу, густо заросшую растительностью, и мы потопали обратно. Места красивейшие – не зря именно тут рисовал с натуры Васнецов.

Памятный знак преподобному Сергию Радонежскому

В 1988 г. на окраине села на невысоком округлой формы холме был установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев).

"На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: "Сергию Радонежскому благодарная Россия".

Историческая справка

Скорее всего, Радонеж был основан в 11 веке как славянское поселение, а его название представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег. Есть мнение, что название соседнего города Хотьково происходит от имени Хотонег или Хотобуг.

В разное время Радонеж входил в Ростово-Суздальское, а потом и во Владимирское княжества, а когда Русь попала под власть Золотой Орды, в Радонеже сидели ханские наместники, собиравшие дань, что свидетельствует о его важности. В 14 веке город вошел в состав Московского княжества.

В 1332 г. (по другим данным – в 1328 г.) в Радонеж переезжает ростовский боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями Стефоном и Варфоломеем. Второму сыну суждено стать одним из величайших священников Руси по имени Сергий Радонежский… Боярин и его жена основали в Хотьково в 1330-е годы Покровский монастырь, который стоит там и поныне, а в 1342 г. сыновья боярина ушли на речку Кочуру неподалеку от Радонежа и основали там пустынь, где Варфоломей принял постриг 7 октября 1342 г. (по другим данным – 7 октября 1337 г.). Первым настоятелем разросшегося Троицкого монастыря стал игумен Митрофан, настоятель Покровского монастыря, принявший постриг Сергия Радонежского.

Именно благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. По преданию, Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву, после которой удельный серпуховский князь Дмитрий стал великим русским князем. Икона, которой было совершено благословление, сейчас хранится в Третьяковской галерее, в честь нее назван Донской монастырь Москвы (про него у меня есть отдельный рассказ).

Старец предсказал князю победу и дал в помощь монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму (помните знаменитую картину "Поединок Пересвета с Челубеем"?). Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды. В 1389 году Дмитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 (по другим источникам – в 1422 г.) году он был причислен к лику святых. Мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1613 г. русским царём был избран Михаил Фёдорович Романов (1596-1645). Но Польша не признала его царём, и в апреле 1617 г. сын короля Польши Сигизмунда III королевич Владислав выступил с войсками на Москву. Началось так называемое Смутное время. Именно в эти годы были полностью разорены Радонеж и его окрестности.

Троице-Сергиев монастырь, опоясавшийся в середине 16 в. мощными крепостными стенами, подвергся 16-месячной осаде отрядов Лжедмитрия II, но не сдался. На этом злоключения монастыря не закончились: в 1617 году польский королевич Владислав после неудачного штурма Москвы второй раз пытался захватить монастырь, но игумен монастыря к этому времени обзавелся своими стрельцами и пушкарями. Королевич отошел дальше по дороге к деревне Рогачево и приступил к переговорам, т.к. надвигались морозы, а польское войско было истощено. Поляки через парламентёров сообщили о прекращении военных действий и желании мира с Москвой.

"В ночь с 19 на 20 ноября в Троице-Сергиев монастырь прибыли московские послы во главе с боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. С польской стороны послами были князь Новодворский (хе-хе!), гетман Лев Сапега и староста Александр Гонсевский. Поляки добивались, чтобы переговоры велись в стенах крепости, намереваясь разведать её укрепления. Но русские послы настояли на том, чтобы местом переговоров было с. Деулино. 1 декабря 1618 г. послы подписали договор о перемирии между Россией и Речью Посполитой на 14 с половиной лет. В историю этот договор вошёл под названием Деулинский".

В 1836-1842 гг. в селе на средства прихожан была выстроена каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной. Здание имеет традиционную для приходских церквей ХVII-ХХ вв. трехчастную продольно-осевую композицию. Ее основу составляет бесстолпный односветный четверик храма, завершенный восьмиоконной ротондой. Над ротондой возвышается небольшой барабан с восьмигранной чашей и крестом. С востока к храму примыкает полуциркульная в плане абсида, а с северной и южной сторон — четырехколонные портики дорического ордера. С запада к храму пристроена прямоугольная трапезная с двускатной крышей. За трапезной возвышается трехъярусная колокольня, завершенная шпилем с небольшим крестом. Абсида храма и трапезная украшены квадровым рустом. Первый и второй четверики колокольни декорированы плоскими спаренными пилястрами, завершенными в первом четверике триглифо-метопным фризом, а во втором — треугольным фронтоном. Цилиндрический ярус звона, как и в четвериках, прорезают четыре арочных проема. Во всех ярусах простенки между ними обработаны спаренными пилястрами. Алтарную часть храма закрывает пятиярусный иконостас, а юго-восточный угол трапезной, где располагается придел преподобного Сергия Радонежского, двухъярусный иконостас. Иконы в них написаны местными мастерами во второй половине XIX в. Фрагментарно сохранившаяся стенная роспись относится к 1870-м годам.
В 1855 г. вокруг церкви была воздвигнута кирпичная ограда с металлической решеткой и круглыми башенками по углам. В 1860-е годы стоявшая отдельно колокольня была соединена с трапезной узким переходом.

Памятник преподобному Сергию Радонежскому

Одна из наиболее ярких местных достопримечательностей – памятник преподобному Сергию Радонежскому. Он был создан по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р. И. Семержиева и установлен рядом с храмом 29 мая 1989 года — в честь 1000-летия Крещения Руси и в честь 600-летия со дня упокоения Преподобного Сергия здесь, напротив храма Преображения. Это первый памятник Русскому святому с 1917 года.
«На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: «Сергию Радонежскому благодарная Россия».

Часовня блаженной Матроны Московской

Рядом с храмом построена часовня блаженной Матроны Московской, в которой находится необычный крест, стоявший некогда на могиле святой блаженной старицы.

Крепостные валы XV века

Сейчас на территории бывшего детинца располагается кладбище.

Источник Сергия Радонежского

В с. Радонеж отрок Варфоломей (Сергий Радонежский) прожил семь лет. Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения, но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле. Находящийся здесь источник назван его именем.

Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери

Слабый родник освященный во имя Пресвятой Богородицы иконы Казанской находится в километре от дороги ведущей на село Радонеж. Святой источник обустроен, выход воды у стены купальни со стороны лестницы. Слив родниковой воды по металлической трубе из кирпичной подпорной стенки у небольшого углубления. Съезд на дорогу в поле, в сухую погоду и только. Купель обустроена для купания в холодное время года
Дорога к часовне проходит через поле. В дождливое время автомобиль лучше оставить на съезде с дороги, чтобы не завязнуть и иметь возможность прогуляться и насладиться красотой и простором пейзажа. На съезде с дороги установлен знак, указывающий дорогу к часовне и купальне.

Крепостные валы XV века. Преображенская церковь.
Источник Сергия Радонежского. Преображенская церковь.
Преображенская церковь. Памятник преподобному Сергию Радонежскому. Радонеж.
Часовня блаженной Матроны Московской.
Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери.

Источник Сергия Радонежского.
Преображенская церковь.
Источник Сергия Радонежского.
Преображенская церковь. Радонеж. Радонеж.

Памятник преподобному Сергию Радонежскому.
Часовня блаженной Матроны Московской.
Радонеж.
Радонеж. Радонеж. Источник Сергия Радонежского.
Преображенская церковь.
Памятник преподобному Сергию Радонежскому. Преображенская церковь.
Преображенская церковь. Радонеж. Преображенская церковь.

Преображенская церковь. Преображенская церковь. Часовня блаженной Матроны Московской.

Памятник преподобному Сергию Радонежскому.
Преображенская церковь. Часовня блаженной Матроны Московской.
Источник Сергия Радонежского.
Преображенская церковь.

Написать и рассказать о Радонеже меня сподвигла поездка в это замечательное место. 15 сентября 2012 г. мы поехали путешествовать семьей по Радонежскому краю. Маршрут был такой "Радонеж - Хотьково - - ".

Радонежская земля - место особое. Здесь находится много исторических и святых мест. Ездить - не переездить. Это и Мураново, и Хотьково, и Воздвиженское, Гефсиманский скит, Сергиев Посад и Ахтырка. Среди этих замечательных мест свое особое место занимает Радонеж.

Радонеж - село в Сергиево-Посадском районе Московской области, в 55-ти км. от Москвы. Место необыкновенно живописное, особенно сейчас - осенью. Здесь мы нашли те великолепные пейзажи, которые воспели в своей живописи В. Поленов, И. Левитан, М. Нестеров. Местность холмистая, дороги извилистые.


О Радонеже известно, что

  • расположен он на открытом холме, на берегу реки Пажи. На месте здесь раскопок обнаружено древнее городище, относящееся к началу нашей эры.
  • Славянское поселение возникло еще в XI веке.
  • Радонеж был расположен на Переяславской дороге, ведшей через Москву в Ростов. Входил в Ростово-Суздальское, а в XV веке вошел в Московское княжество.
  • В 1328 году в Радонеж переселился ростовский боярин Кирилл - отец Сергия Радонежского, который впоследствии основал Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа.
  • Пришел в упадок в царствование Грозного. В Смутное же время был окончательно разорен.
  • В XVIII веке село получило новое название – Городок. А в 1989 году село Городок было опять переименовано в Радонеж.

В Радонеже несколько достопримечательностей:
Преображенская церковь построена в 1836-1842 годах.







Рядом с храмом установлен крест, стоявший на могиле святой блаженной старицы Матроны Московской.

Памятник Сергию Радонежскому. Установлен 29 мая 1988 года - в честь 1000-летия Крещения Руси и в честь 600-летия со дня упокоения Преподобного Сергия здесь, напротив храма Преображения. Представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика с образом Троицы. Это первый памятник Русскому святому с 1917 года. Почитается как икона.




Крепостные валы XV века. Сейчас на территории бывшего детинца располагается кладбище. На фото - вид на валы.


Святой источник Сергия Радонежского. Спускаться к нему надо по лестнице. Те, кто не взял с собой емкости для святой воды, могут купить их в сувенирой лавке тут рядом.







Село в Сергиево-Посадском районе Московской области, в 55 километрах от Москвы.

Cело Радонеж находится в южной части Сергиево-Посадского района, между 59-м км Ярославского шоссе и платформой "Абрамцево" Северной железной дороги. Географически Радонеж располагается у основания южного склона Клинско-Дмитровской гряды, на левом берегу речки Пажи. На его месте много веков назад существовало древнеславянское городище. Археологические раскопки указывают на существовавшее в Радонеже поселение дьяковской культуры (начало н. э.), затем на славянское поселение более позднего времени. Древнейшая археологическая находка на территории Радонежа - бронзовая поясная подвеска в виде медведя, амулет. Подобные предметы находили, главным образом, в Прикамье, относятся они к VII - VIII векам и свидетельствуют о финно-угорском присутствии. В районе Радонежа существовало, по-видимому, поселение племени меря, ассимилированное впоследствии славянским населением, пришедшим в эти земли в IX-X веках. Название Радонеж происходит, вероятнее всего, от притяжательной формы собственного древнеславянского имени Радонег.

В первые десятилетия монголо-татарского ига в Радонеже находились татарские баскаки, о чем свидетельствует как местный фольклор, так и названия урочищ «Ханская пустошь» и «Баскаково». Первое письменное свидетельство о селе Радонежском и Радонежской волости относится к 1336 году. Они упоминаются в завещании великого Московского князя Ивана Калиты как передаваемые в собственность его второй жене Ульяне. На тот момент Радонеж был одним из крупнейших поселений на северо-восточных границах Московских земель. Удачное географическое расположение в излучине Пажи, на высоком холме, на пути из Москвы в Ростов Великий обусловливало его стратегическую важность. Городище являлось укрепленной усадьбой княжеского наместника с примыкавшим к нему посадом. В 14 веке, при внуке княгини Ульяны - герое Куликовской битвы князе Владимире Андреевиче (1353-1410) Серпуховском в Радонеже находилось торжище и таможенная застава. При его сыне Андрее Радонежском(1380-е - 1426) город стал центром небольшого удельного княжества и достиг наивысшего расцвета. В то время Радонеж превратился в укрепленный детинец с высокими земляными валами, окруженными рвом, и деревянной крепостью с башнями. У стен его располагался подол, кладбище и церковь Рождества.

Московское княжество было малонаселенным, поэтому в обязанности княжеских наместников входило также привлечение людей на подведомственную им территорию путем предоставления различных льгот. В 1332 году в «весь, глаголемую Радонеж», переселился со своей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл - стесненный обстоятельствами, в надежде на улучшение своего положения. По словам Епифания Премудрого «тот... раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством, но к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность». Подняв на ноги детей, в конце жизни супруги Кирилл и Мария приняли постриг в общежительном Хотьковском Покровском монастыре, расположенном в нескольких километрах от Радонежа. После их смерти, наступившей, предположительно, в 1342 году, их второй сын Варфоломей решил тоже начать иноческую жизнь. Вместе со своим старшим братом Стефаном он ушел на пустынническое житие в леса в районе реки Кончуры и горы Маковец и принял монашеский постриг с именем Сергий 7 октября 1342 года. Вскоре на этом месте появилась Троицкая братская обитель, ставшая впоследствии Троице-Сергиевым монастырем, а затем Лаврой. Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости. Ввиду этого обстоятельства за преподобным Сергием закрепилось имя "Радонежский". Преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1449 году.

Кирилл и Мария Радонежские - родители преподобного Сергия были похоронены в Хотьковском Покровском монастыре и канонизированы в 1992 году.

Князь Андрей Радонежский со всеми сыновьями умер во время эпидемии чумы 1426 года, после чего городок отошёл его племяннику Василию Ярославичу Серпуховскому. Последний во время феодальной войны был на стороне Василия Темного; несмотря на это, московский князь вскоре после смерти Дмитрия Шемяки схватил Василия (придравшись к его спорам с Троицким монастырём) и посадил в тюрьму (1456), где тот умер, просидев в заключении 27 лет. Все его владения, включая Радонеж, отошли к Москве.

Иван III сделал Радонеж центром особого уезда. В 1491 году Иван III перевел в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию. При Василии или вскоре по после его смерти в городе создается ям (почтовая станция), и при Иване Грозном там насчитывалось уже 40 ямщиков. Но в целом в царствование Грозного город приходит в упадок. Окончательное запустение городка Радонеж приходится на Смутное время. Польский воевода Ян Сапега во время похода на Троице-Сергиев монастырь (1608-1610) дотла разорил Радонеж, после чего он больше не оправился. В 1616 году Михаил Фёдорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. В это царствование, на месте Радонежа было 10 дворов крестьянских да 13 дворов бобыльих. Село Радонежский городок, или просто Городок, принадлежало монастырю

(c 1744 —Лавре) до 1764 года, когда церковные земли были секуляризованы и отошли в казну. В 1842 году в селе была выстроена каменная Преображенская церковь.

Из Радонежа происходит первый казанский архиепископ Гурий (Григорий Руготин)

Достопримечательности

Преображенская церковь в Радонеже

Преображенская церковь построена в 1836-1842 годах. Основу составляет бесстолпный четверик, увенчанный ротондой с восемью окнами. В восточной стене храма устроена одна апсида, с северной и южной сторон к нему примыкают портики с четырьям дорическими колоннами. К западу к храму пристроена трапезная, с 1860-х годов соединённая узким переходом со стоящей до того отдельно трехъярусной колокольней. В 1855 году вокруг церкви построена ограда.

Перед алтарной частью храма находится пятиярусный иконостас, в приделе

преподобного Сергия Радонежского в трапезной иконостас двухъярусный. Иконы

местных мастеров второй половины XIX века. Сохранились фрагменты стенной росписи 1870-х годов.

Напротив входа в храм установлен крест, стоявший на могиле святой блаженной

старицы Матроны Московской.

Неподалеку от храма обустроена часовня во имя Казанской Божией матери над святым источником преподобного Сергия Радонежского.

Памятный знак

Памятный знак (скульптор В.М. Клыков, архитектор Р. И. Семержиев) установлен 29 мая 1988 года у входа на территорию бывшего детинца в честь 1000-летия крещения Руси и в честь 600-летия со дня упокоения преподобного Сергия Радонежского. Представляет собой трёхметровую фигуру старца - Преподобного Сергия Радонежского с рельефным изображением в её центре мальчика с образом Троицы - отрока Варфоломея.

Крепостные валы

Сохранились крепостные валы XV века. Впрочем, в настоящее время на территории бывшего детинца располагается кладбище, причем, несмотря на формальный запрет, могилы устраиваются также на самих валах.

gastroguru © 2017