Сингапурская система обучения в татарстане. Сингапурская система обучения


Если в классе 40 человек, вас ждет успех

В 2008 году консалтинговая компания McKinsey назвала школьную систему Сингапура самой эффективной в мире. Международная компания International Institute for Management Development объявила, что сингапурская система образования более всего соответствует требованиям, которые предъявляет к выпускникам школ глобальная экономика – так называемая «экономика знаний».

Можно по-разному относиться к таким заявлениям. Но результаты сингапурских школьников говорят за себя. В городе-государстве Сингапуре 350 школ. И каждая из них может быть названа успешной. Сингапурские школьники – лидеры всех международных сравнительных исследований PIRLS, TIMSS, PISA.

По данным исследования PIRLS, уровень функциональной грамотности у выпускников из Сингапура – один из высочайших в мире. Его юные граждане показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. А с 1995 года они демонстрируют лучшие знания в международном исследовании TIMSS.

В России внимательно наблюдают за сингапурской школой. Именно из Сингапура к нам пришла идея Национальной системы учительского роста, которая сейчас апробируется в России.

В Сингапуре один из самых молодых учительских корпусов в мире (средний возраст – менее 40 лет) и… самые большие классы: не менее 40 человек. То, как учителя работают с этими классами, на первый взгляд, противоречит тому, что принято в России. Но иногда это противоречие – только кажущееся…

Особенность первая: конструируй это!

В основе системы, по которой строятся занятия в сингапурских школах, - коммуникативность и сотрудничество учеников. Плюс – строго заданный алгоритм.

Школьники привыкают к нему с детского сада. Уже там малыши работают над совместными проектами. В рамках этого алгоритма их учат задавать вопросы и даже спорить с воспитателями.

В сингапурской системе урок выстраивается из разнообразных элементов, как в конструкторе «Лего». В русском переводе их называют «структурами». Каждая структура (всего их 250) имеет жесткие рамки и собственное название. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности. На следующем уроке педагог рассыпает конструкцию и собирает ее иным способом.

В 2013 году Министерство образования и науки Республики Татарстан подписало соглашение с сингапурской компанией «Educare Co-operative Limited (Educare)», которая владеет авторскими правами на эту методику. Учителям из Татарстана предложили обучиться по методикам компании в Сингапуре. Сегодня во всех районах республики подготовлены учителя-тьюторы и сотни учителей-методистов. Важная деталь: по этой системе проводятся уроки не только в образцовых школах Казани, но и в сельских школах и в школах малых городов. Систему применяют для того, чтобы повысить мотивацию школьников и сделать уроки более увлекательными.

Особенность вторая: не думай над планом урока

Педагоги хвалят готовый алгоритм, с которым легче составлять планы уроков. «Это как на конвейере: задача первая, вторая, третья... - говорят методисты, которые работают с этой системой в Татарстане. - Все раскладывается на модули. При каждом шаге педагогу объясняется, что делать». Достаточно внести в план номера структур, которые будут использованы в тот или иной момент.

Одно из требований алгоритма: подобрать материал так, чтобы ученики могли давать самые короткие ответы на вопрос.

Опросить надо всех. У каждого ребенка должно хватить времени на ответ, даже если на него в сингапурской системе дается не более 30 секунд. Оптимальный вариант ответа – 10-20 секунд. Время всегда засекается. В кабинете обязательно должны находиться часы.

Особенность третья: учись подсказывать

Класс разбивается на пары или на группы. Учитель задает вопрос. Каждый ученик должен ответить и помочь с ответом своему соседу. Только при этом условии пара или группа получит от учителя хорошую оценку. Подсказки делаются по команде учителя.

Авторы методики предлагают делить учеников в классе на четыре уровня успеваемости. Их рассаживают так, чтобы они оказывали друг другу помощь. Если в классе 40 человек, образуются группы по 8 учеников. Дети подсказывают друг другу? Очень хорошо!

Педагог становится модератором дискуссии. Ему легче проверять пройденный материал и выделять время для объяснения нового.

…Урок математики в одной из школ города Азнакаево Республики Татарстан. На интерактивной доске задания: «Сумма чисел 7 и 4» или «Уменьшить 45 на 3». За одним столом, лицом друг к другу, сидят четыре ученика. Каждый пишет свой ответ. По команде педагога дети обмениваются между собой листками с ответами. Они зачитывают их друг другу, затем с помощью преподавателя проверяют свои решения.

А вот уроки физики и химии. Это уже больше напоминает тренинги для взрослых. Четверо старшеклассников садятся за стол лицом друг к другу и начинают выполнять задание учителя. Когда время истекает, они по очереди произносят свои ответы и обсуждают их достоинства и недостатки.

Учитель задает вопрос: «Каковы характеристики электротока?». Мальчики и девочки из четверки отвечают коротко, по одному слову. Если ответ должен быть длинным, то один говорит, а другой слушает. В любой момент педагог может спросить: «Как твой сосед ответил на мой вопрос?». Тогда надо не ошибиться. Умение слушать чужие ответы – тоже важно для жизни.

«Работа с несколькими группами по четыре человека и проще для учителя, и эффективнее для проверки знаний, чем фронтальная – с целым классом, - говорят учителя. – При правильном расчете времени педагогу удается опросить удается весь класс: раньше мы такого не могли себе позволить».

Ученикам во время урока приходится думать, говорить, отвечать, дополнять друг друга, обмениваться мнениями. Плюс сингапурской методики: хорошо развивается устная речь.

«Эта методика подходит для актуализации знаний, для повторения, потому что идет полный охват класса, – отмечает учитель физики лицея № 4 города Азнакаево Гульназ Харисова. – Такую работу лучше проводить именно для того, чтобы посмотреть усвоение. А вот новую тему, на мой взгляд, нужно объяснять фронтально».

Особенность четвертая: посоветуйся с партнером

Ученикам и учителям пришлось выучить непривычное для российской школы слово «партнер».

«Партнер по лицу» - это тот, кто сидит напротив тебя. «Партнер по плечу» - тот, кто сидит рядом.

«Внимание! Говорят партнеры по плечу, – объявляет педагог. –А теперь послушаем мнение партнеров по лицу».

…В классе - тишина: дети выполняют задание. Они записывают ответы на маленьких листочках. По знаку учителя они берут свои листочки и разбегаются по классу. Ученики встают лицом друг к другу и поднимают руку.

Вскидывать руку – один из главных жестов, отличающих работу на уроке по сингапурской системе. Поднятая в нужный момент рука тоже считается «структурой» и называется «High five». Этим жестом привлекают к себе внимание и дают понять, что готовы говорить.

Дети зачитывают друг другу ответы, потом находят себе новые пары и делятся своими ответами с ними.

«Групповая работа – не новость для российской школы, – отмечают учителя после урока. - Но мы никогда не добивались того, чтобы каждый член группы, отвечая, вносил в ответ что-то свое. В сингапурской системе ученики равноправны. Каждый должен дать свой короткий ответ».

Главный недостаток: нумерация по головам

Методисты из Сингапура действуют последовательно: они нумеруют все - от школьных столов до самих детей. Дети кажутся колесиками и винтиками внутри постоянно складываемых и рассыпаемых кубиков – структур сингапурской методики.

Школьники говорят: если при входе в класс на каждом столе установлена бирка с номером или будет лежать листок бумаги, на котором указаны номера сидящих учеников: 1, 2, 3, 4…- значит, будет урок по сингапурской системе. Одна из структур системы даже называется Numbered Heads Together, «пронумерованные головы (работающие) вместе». Детей разбивают на четверки, сажают лицом к лицу, каждая группа выполняет собственное задание и обменивается мнениями.

Школьник, который входит в класс и садится за стол рядом с цифрой 1, должен приучиться к тому, что на этом уроке он будет «номер один». Потом появятся номер два, номер три и так далее. Каждый раз дети садятся на разные места, так что на разных уроках они будут разными номерами.

Другой вариант занятия: класс делится на четные и нечетные номера. «Четные номера, обратитесь к нечетным!» – говорит учитель. Или: «Нечетные номера, выполняйте задание». Или: «Четные и нечетные партнеры обмениваются своими заданиями». Некоторые считают, что зацикленность на нумерации - главный недостаток сингапурской системы. За это ее и ругают.

Но недаром считается, что лучше всего в Сингапуре преподается математика: в США даже есть понятие «Сингапурская математика»(Singapore Math). Многие задания в сингапурской программе по математике можно сформулировать так: «посмотри и расскажи». Ученики обсуждают математические понятия, формулируют свои идеи и слушают соседей, ищут несколько способов решения той или иной задачи.

«Вам нравится, когда вас называют нечетными номерами? – спрашиваю у школьников, которые только что закончили урок. «А что в этом обидного?» – удивляются они.

«Да ведь дети не весь урок занимаются под номерами, - объясняют мне педагоги из Татарстана. – Это только один из его элементов. Номера используются в тот момент, когда учителю нужно рационально использовать время урока, например, распределяя между учащимися задания. А когда дети начали отвечать, педагог обращается к ним только по имени».

Сомнение: Сингапур или Выготский?

Методисты из Сингапура признались коллегам из России, что для своей системы они взяли лучшее, что было в российском образовании. Только пропустили это через американский опыт и довели до технологии в Азии. Российские методисты согласны, что методика очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова.

«На мой взгляд, методика принципиально ничем не отличается, - сказал мне после урока учитель истории Ильдар Шарифуллин. – Только английскими названиями структур, из которых строится урок. Я использовал методику для опроса по домашнему заданию, актуализации пройденного, установления связи между старым и новым параграфом.

Середину урока, предназначенную для изучения нового материала, я проводил по традиционному методу. Пользуясь старыми методиками, я бы опросил по истории и обществознанию всего двух-трех человек. Сейчас же трудятся все: групповая работа сочетается с индивидуальной».

Будут ли знания, полученные на таких уроках, соответствовать федеральным стандартам? Педагоги уверены, что сингапурская методика позволяет полностью соблюсти ФГОСы.

Внедрят ли эту методику в других школах России?

В России по сингапурской методике пытались с 2013 года работать в Удмуртии, с 2015 году – в Тюмени. После этого в школах всерьез испугались, что систему из Сингапура захотят внедрить по всей России.

Не внедрят.

Во-первых, у нас тоже такое уже есть.

Во-вторых, у нас есть СанПиНы, которые не дозволяют почти ничего из того, на чем базируется методика. Например, столы должны быть расставлены в классе строго традиционным образом: их нельзя сдвигать, нельзя усаживать детей на уроке за круглый стол. А при сингапурской системе школьные столы сдвигаются по два, четверо школьников сидят за ними лицом друг к другу. Двое из них оказываются спиной или боком к школьной доске. Урок сосредотачивается не у доски. Центр урока – сами дети. Это и есть основа «сингапурской системы».

В Татарстане решили использовать сингапурскую систему для того, чтобы улучшить результаты в отдаленных сельских школах и в школах с низкими результатами обучения. И – добились своего.

Начальник отдела реализации государственных программ и проектов Министерства образования и науки Республики Татарстан Татьяна Алексеева, выступая на конференции в Москве, рассказала, что в регионе после нескольких лет работы стало в 10 раз меньше выпускников, которые не получили аттестат.

Оказалось, мы уже кое-что знаем о причинах лидерства сингапурских школьников в международных исследованиях PIRLS, PISA, TIMSS. Сингапурская методика отлично подходит для того, чтобы увлечь учебой отстающих.


Фото Вадима Мелешко

«Использование сингапурской методики на уроках в начальной школе»

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конфуций

В связи с введением стандартов второго поколения обновилось содержание предметных областей. Педагоги могут выбрать программу, соответствующую их профессиональным качествам, индивидуальным особенностям, психолого- педагогическим возможностям класса.
Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения детей. Находясь в таком поиске, я много читала различной педагогической литературы, смотрела мастер-классы видео уроки, которые выкладывались на портале изучала различный материал, а так, же применяла все на практике были успехи и неудачи. И так полгода. Я узнала о сингапурской методике. И изучив сингапурскую методику я стала вводить элементы сингапурской методики в урок. Мне очень понравился этот метод эффект от использования на уроках и вне уроков технологии сингапурской методики. У ребят повысилась мотивация к изучению предмета, они стали активнее работать на уроке. Причем здесь происходит полное увлечение всех учеников не зависимо от их уровня знаний.
Поэтому выбор темы опыта работы «Применение элементов сингапурской технологий на современном уроке» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках.Для меня Сингапурская методика обучения - это обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур.
И на фоне этого возник данный опыт.

Актуальностьопыта

Актуальность моего опыта работы состоит в том, что традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Использование сингапурских обучающих структур актуально тем, что они:

Способствуют росту интереса к предмету

    Ускоряют процесс обучения

    Улучшают качество усвоения материала

    Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию

    Способствую сотрудничества учителя и ученика

Развивают коммуникативную компетенцию

2.Концептуальность.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.

3. Противоречия
В ходе работы над опытом были выявлены следующие противоречия:

Существующей объективной необходимостью формирования коммуникативных умений у младших школьников и недостаточными уровнемсформированности коммуникативных навыков школьников;

Требованиями программы организовать работу в паре и группах затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;

Создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося и мотивации к обучению у учащихся;

Между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью;

Необходимостью плодотворного сотрудничества с родителями по формированию коммуникативных умений у младших школьников и недостаточной подготовкой родителей в области данного вопроса.

Поэтому формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Как решить создавшуюся проблему?...Какими средства? ….Какие методы, технологии формирования использовать?... Как активизировать? ….

Наличие теоретической базы опыта

Почему именно Сингапур? - спросите вы. Дело в том, что практика взаимообучения в школе оказывает свое влияние на то, что юные граждане Сингапура показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. «Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии». Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт. Главное – коллективное, или кооперативное, обучение, система Выготского, они сами это признают. Сингапурские методы обучения активно изучают и применяют на своих уроках наши коллеги из Татарстана.

Ведущая педагогическая идея

Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве, где ведущая педагогическая идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения

Главная цель, которую я поставила, начиная работать над опытом – это совершенствование коммуникативной компетенции и активизация речемыслительной деятельности учащихся.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие
задачи :
* изучить методы, способствующие формированию коммуникативных учебных действий на уроках

    проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;

    Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;

    На основании изученных сингапурских технологий, разработать систему творческого преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов в обучении говорению.

Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению.

В своей практике, для достижения поставленных целей и задач я использую такие обучающие структуры, как Конэрс, Хай-файв, Раунд Робин, Мик ПэаШэа, СтеЗе класс, Тим Чир МИКС-ФРИЗ-ГРУП, МИКС ПЭА ШЭА, КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД, СТЁ ЗЕ КЛАСС, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН, ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН, РАУНД ТЭЙБЛ

Я познакомлю вас с некоторыми структурами сингапурской технологии обучения.

Уровень методического обоснования

Обучающие структуры Сингапурской технологии (слайды)

Данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель. Причем их можно использовать и на классных часах и на внеклассных мероприятиях.

1. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.

ТАЙМД ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Например:
- Что мы изучали на прошлом уроке? Начинает тот, кто выше ростом.
- Что мы узнали о творчестве С.Я. Маршака на прошлом уроке?

Начинает тот, у кого длиннее волосы.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Начинает тот, у кого глаза светлее.

МИКС ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пары, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).

ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН - «все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой ученики по одному ЗАЧИТЫВАЮТ свои ответы по кругу, а ВСЕ остальные ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.

Например:

Задание: Составить числа из заданных цифр.

Участник №1 зачитывает все числа, которые он написал сам и собрал у друзей, а другие участники слушают внимательно и ставят галочку, если это число есть у них. Если участник №1 зачитывает новое число, которое нет у кого- то, то его продолжают записывать после второй прочерченной линии, продолжая нумерацию.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

Например:

Тихо встали, задвинули стульчики, вышли.(Включаю музыку -дети смешивают под музыку,останавливаю,-замирают,спрашиваю- дети образуют пару.

Чему равна сторона квадрата,если периметр 8см(2)

Во сколько раз 15 больше 3 (5)

Сколько месяцев составляет одна четвертая года?(3)

Сколько сотен в числе 423?(4)

Спасибо.

Тихо сели на свои места.

Поблагодарите друг друга.

КОНЭРС - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа и доказывают свой выбор.

Например:

Раздать карточку с названиями предметов . Участники распределяются в две группы:

- Одушевленные и неодушевленные

По количеству слогов:

По первой букве

По количеству букв

Поблагодарите друг друга.

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Takeoff - Touchdown) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.

2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал. Они позволяют ученикам обдумать материал, связать его с предыдущими знаниями и порефлексировать о приобретенном академическом материале для развития критического и креативного мышления.

ДЖОТ ТОТС - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

Например

Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги

Накаждомлисточкебумаги:

    Придумайте правильную слова с суффиксом -ик-

    Проговорите громко это слово для участников вашей команды и запишите на одном листочке бумаги

    Положите на центр стола лицевой стороной вверх

    Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки

Когда отведённое время заканчивается, команда просматривает записанные идеи вместе. СТЁ ЗЕ КЛАСС - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Например

Вспомните и запишите сельскохозяйственные профессии. (время)

Время вышло. Прочертите линию после последней записанной профессии.

В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей.

Задача: встретиться с несколькими одноклассниками и собрать как можно больше вариантов профессий.

Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите вторую линию, теперь уже после последнего числа, которое вы скопировали у друзей.

Для управления классом используются такие стратегии, как сигнал тишины, таймер, мэнэджмэт и т.п.

ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз» – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

Обучающие структуры можно использовать на всех этапах урока. Использование обучающих структур сингапурской методики на различных этапах урока считаю приемлемым, детям интересно.

Оценивание на уроках

с использованием обучающих структур Сингапурской технологии

Следует отметить, что обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность учащихся.

Для рефлексии можно использовать так называемые «чиры» - специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.

«Цветные поля».

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Алгоритм:

1. Ученик, выполняя письменную работу

2. На полях делает пометки разным цветом. Эти цвета имеют смысловую нагрузку (обращение к учителю):

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно»
«Кубик»

Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы:
Что было трудного?
Что не удалось на уроке?
Почему я ошибся?
Что было непонятного?
Что было интересного?
Что было полезного и нужного?
Что получилось лучше всего? и т.п.
Дети отвечают на вопрос, который им выпал. Кубиков может быть два: кубик успехов и кубик неудач. Тогда их ребенок бросает по очереди.

Систематическая работа с применением сингапурских обучающих структур даёт положительные результаты:

Учащиеся проявляют больше самостоятельности;

Начинают свободнее общаться, высказывать свою точку зрения;

Возрастает интерес к предмету, особенно к экспериментальной части;

Учащиеся уходят от заучивания, осознано воспринимают информацию.

Таким образом, используя выше приведённую технологию, можно решить вопрос повышения мотивации к обучению у учащихся и ряд вопросов по реализации ФГОС.

В результате применяемых технологий мои ученики достигли следующих результатов:

уровень обученности моих учащихся вырос, качество знаний по предметам повысилось на 4%. (Слайд)

Возрос интерес учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня по русскому языку, математике, окружающему миру. За истекший период мои воспитанники стали победителями и призерами различных конкурсов и олимпиад, как: «Дина», « », «Всероссийская дистанционная олимпиада для учащихся 1-4 классов», «Фестиваль проектов «_____».

(слайд 15) А так же я активно делюсь своим опытом с коллегами на научно-практических семинарах школьного методического объединения, педагогических советах.

Вывод

На основе рефлексии собственного педагогического опыта мною были сделаны следующие выводы:

Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главный на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник.

Обучающие структуры развивают личность каждого ученика, заставляют его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышают его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияют на здоровье организма,

Развивают в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность,

-ученики чаще проявляют инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Улучшается психологический климат в классе.

Наблюдается положительная динамика в посещаемости библиотеки (количество учащихся посещающих школьную библиотеку выросло в 3 раза);

Отмечается высокая активность учащихся в реализации проектов,

Проявление коллективного творчества у учащихся при создании образовательных продуктов (создание проектов, презентаций, выпуск газет и др.);

Налажено продуктивное взаимодействие с родителями.

В ходе использования данной методики у школьников повышается учебная и познавательная мотивация, снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач. В группе выше уровень обучаемости, эффективности усвоения и актуализации знаний. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка. Кроме этого у ребят формируются познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Однако есть в применении обучающих структур сингапурской технологии и некоторые трудности, или минусы.

Этой методике надо сначала научить. Для этого учитель должен найти время на обучение методики на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Данная методика позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества, рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что любой опыт - успешный или не очень - бесценен, так как дает нам возможность проверить все на практике. Опыт помогает нам остановиться и поразмышлять о том, почему у нас появился такой опыт. Опыт дает нам основания двигаться дальше, пробовать и рисковать. Знание и применение современных тенденций в методике обучения позволяет сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной, поможет выполнить главную задачу учителя сегодня – найти эффективные средства обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Я считаю, что опыт, приобретенный мною за период использования сингапурской методики, приносит большие результаты т.к.:

Организация ситуаций общения на уроке, применение новых педагогических технологий и творчество учащихся в тесной взаимосвязи с учителем способствуют совершенствованию коммуникативной компетенции и активизации творчества учащихся;

Повышается успеваемость;

Учащиеся перестают быть пассивными слушателями и становятся активными участниками учебного процесса.

Включайся! Исследуй! Применяй!

Спасибо!

В России продолжаются попытки внедрить чуждые нам методики образования

Началось всё в 2011 году со знакомства генерального директора организации EduCare, президента профсоюза учителей Сингапура Майка Тирумана (на фото ) с руководством республики Татарстан при посредничестве журналистки Тины Канделаки, прокладывавшей в ту пору свой так и не сложившийся путь к посту министра образования России. Майк Тируман начал свою интервенцию в Россию со слов: «В чем разница между образованием в Сингапуре и в России? 20-25 лет отставания», – отставания, безусловно, на его взгляд, российского.

После запланированных масштабных тренингов 30 тысяч педагогов Татарстана должны были понять, как по-настоящему они должны обучать российских детей, чтобы «догнать Сингапур».

В 2013 году всё это уже претворилось в трехлетнюю программу «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан», в рамках которой действовали десять «тьюторов, способных самостоятельно обучать коллег новому подходу». Сейчас сингапурской моделью охвачен весь Татарстан, подготовлено 77 учителей-тьюторов и 346 тьюторов-методистов во всех районах республик, 200 тренеров-методистов обучили более 17 тысяч учителей.

«Высокоуровневый» сингапурский образец

До реформы 1979 года сингапурское образование состояло из элитарной английской школы и разрозненной сети национальных школ с родным языком обучения; при общем преобладании китайского населения, доминировали китайские школы, нередко финансируемые из материкового Китая.

Отец-основатель Сингапура Ли Куан Ю взял курс на «повышение качества» собственного населения и провозгласил: «Все должны учить английский, а родной язык должен стать вторым языком».

Это вызвало гневные протесты общественности и обвинения его в космополитизме, размывании национального самосознания, ведущего к утрате национальной идентичности и т.п., но так и не остановило процесс.

Для перевода всей системы образования на принципы билингвизма пришлось снизить стандарты устного и письменного английского, что привело к появлению сингапурского диалекта «singlish».

В 1979 г. в начальной и средней школе Сингапура ввели потоковое обучение – группирование школьников по способностям для того, чтобы дать каждому ребенку возможность окончить среднюю школу и трудоустроиться в дальнейшем в соответствии с видом его аттестата.

В 1992 г., когда выяснилось, что многие дети по окончании начальной школы не могут сдать переводной экзамен, для них ввели специальный технический поток, в котором больше учили английскому языку и совершенствованию технических навыков – затем они получали право поступать в Институт технического образования.

В 2004-08 гг. стало ясно, что поточная система в начальной школе уничтожает мотивацию – её отменили и заменили изучением предметов по собственному выбору младшеклассника и по рекомендации школы.

В средней школе потоки сохранили, но дали право ученику приналечь на учёбу и претендовать на переход в поток более высокого уровня.

Сейчас обучение в Сингапуре включает в себя трёхлетнее дошкольное, шестилетнее начальное и четырёхлетнее школьное.Все детские сады в Сингапуре – частные, зачастую – конфессиональные. Дошкольное образование продолжается с 3 до 6 лет: ясли, первый (K1) и второй (K2) год; в программу входят общение, родной язык (китайский, малайский или тамильский), английский, счет.

В начальной школе два этапа: основной (1-4 класс) и ориентационный (5-6 классы). В программе английский язык, родной язык, математика, основы гражданственности, рисование, музыка и физическая культура; с 3 класса вводятся естественные науки. По окончании обучения в начальной школе ученики сдают выпускной экзамен (PSLE), на основании которого учеников распределяют в среднюю школу.

Направления обучения в средней школе: специальное, «экспресс» (углублённый английский), академическое, техническое, а также интегрированная и профессиональная программа обучения. Продолжительность обучения – 4 года, по академическому профилю и интегрированной программе – 5-6 лет. Помимо обязательных школьных занятий ученики должны посещать дополнительные кружки актерского мастерства, спортивные секции и др.

По окончании специального и экспресс-направления после сдачи экзамена выдаётся аттестат о полном среднем образовании O-уровня (O-Level), дающий право на поступление в технологический или централизованный институт; после нормального академического и нормального технического профилей – аттестат о среднем образовании N-уровня (N-level) более низкого уровня, дающий право на поступление в колледжи, институты или политехникумы.

Сейчас на 5 миллионов жителей в Сингапуре приходится всего 350 школ; на одного педагога – более 40 школьников. Для успешного претворения новой программы была создана эффективная система продвижения по службе и поощрения учителей: вдвое сокращено их количество и пропорционально этому повышена зарплата.

Другими словами, для детей снижена планка требований и уровень достижений, для педагогов – увеличена нагрузка и зарплата.

Суть сингапурской методики

В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Тируман не скрывает, что в основу методики также заложены идеи известного русского психолога Льва Выготского и советских педагогов Давыдова и Эльконина; отечественные специалисты подчёркивают, что эти приёмы присутствуют и в методиках педагогов 90-х. гг. – «Драмогерменевтике» П.М. Ершова и социоигровой методике В.М. Букатова и Е.А. Ершовой.

Методика представляет собой набор структур (тезисов и формул) – тринадцать основных, всего около двухсот пятидесяти. По требованию компании «Educare» педагог должен использовать только английские названия структур, которые весьма своеобразны: «мэнэдж мэт» (управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться); «хай файв» (концентрация внимания на поднятой ладони учителя); клок баддис («друзья по времени»); «тэк оф – тач даун» («встать – сесть»); «джот тост» («запишите мысль»); «тик – тэк – тоу» (составить предложение с обязательными словами в схеме); «сте зе класс» («перемешай класс», ученикам разрешается свободно бродить по классу); «конэрс» (распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам); «сималтиниусс раунд тейбл» (все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку); «куиз – куиз – трейд» («опроси – опроси – обменяйся карточками»); «таймд пэа шэа» (два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени); «микс пэа шэа» (произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (релли робин) или в полных ответах); «микс фриз групп» (смешивание учащихся под музыку), «тим чир» (время разминки).

На время урока имена отменяются – детей нумеруют (структура Numbered Heads Together, «пронумерованные головы, работающие вместе»), разбивают на четвёрки, сажают лицом к лицу, каждая группа получает задание и шумно его выполняет.

Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый из детей по очереди играет роль учителя, потом педагог подводит итоги – считается, что это формирует у школьников командный дух и самостоятельность.

Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен составлять планы, искать пути донесения информации, а лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленные на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик».

Важно также понимать, что дети «натаскиваются» на автоматизм выполнения действий по иноязычной команде.

Оценка образования

Для мотивирования российского образования на очередную модернизацию сингапурские реформаторы приводят результаты исследований, проведённых по инициативе Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA). Это – исследования PISA, PIRLS и TIMSS, которые «позволяют выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных «международным сообществом».

Организационно за проект международного тестирования отвечает бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США), задания готовят в центре данных в Гамбурге (Германия); в России сбор данных при активном участии Минобрнауки РФ и Рособрнадзора проводит Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Основные выводы, к которым пришли американские, австралийские, немецкие, голландские и японские исследователи, составляющие организационное ядро проекта, это то, что в мировом образовании лидирует группа стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур), а российские школьники «не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира, но испытывают затруднения в применении знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме».

Исходя из «приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом», результаты России в сравнении с остальными странами, на которые опирается господин Тируман, выглядят не лучшим образом.

Так, по итогам 2011 г. (средний балл TIMSS – 500) – чтение, 4 класс: Гонконг-Китай – 571, РФ – 568, Сингапур – 567; математика, 8 класс: Сингапур – 606, Корея – 605, Гонконг – 602, Тайпей-Китай – 591, Япония – 585, Северная Ирландия – 562, Бельгия – 549, Финляндия – 545, Англия – 542, РФ – 542; математика, 8 класс: Корея – 613, Сингапур – 61,1 Тайпей-Китай – 609, Гонконг-Китай – 586, Япония – 570, РФ – 539 и т.д.

Чему нас хочет научить господин Тируман

Майк Марияппа Тируман, генеральный директор Educare International Consultancy Limited, президент Singapore Teachers Union (STU) не жалеет сил и денег, колеся по России с докладами, выступлениями, презентациями на тему: «Думающие школы, обучающаяся нация», в которых разъясняет, насколько отличаются «пассивные ученики индустриального века» от эталонных «заинтересованных обучающихся XXI века».

Его выкладки гласят, что современное российское образовательное пространство регрессивно, детство должно быть компетентным, поэтому взрослые детям не нужны, и в целом повторяют «дорожную карту» скандально известного ювенального форсайт-проекта «Детство-2030» (2010 г.).

По мнению Майка Тирумана, «роль учителя как передатчика готовых знаний изжила себя. Необходимо научить школьника думать самостоятельно. Педагог становится фасилитатором (обеспечивающим групповую коммуникацию), он помогает детям добывать знания самостоятельно. При традиционном обучении весь фокус приходится на учителя, тогда как нужно перенести фокус на ученика. Именно школьник говорит, делает, презентует, а не учитель».

В частности, в детских садах Сингапура не стоит задача обучать детей игре – считается, что дети сами этому научатся, но зато они вместе с педагогами «создают проекты» и «развиваются под наблюдением» (в том числе, под видеозапись); главное достижение на этом этапе – способность детей задавать вопросы и …спорить.

Сегодня идеальный ученик «по-тирумански» - это высококвалифицированный пользователь сети интернет, предприимчивый и инициативный, умеющий учиться без учителя, способный по условному знаку и заученной команде к смене вида деятельности, направленности интересов и активности.

Образование «по-сингапурски» – это технологичное производство интеллектуального продукта под определённый заказ.

Но самый главный признак сингапурской модели – кастовое образование.

Каждому – по способностям

Планируя новую систему образования, руководство Сингапура подходило к процессу крайне утилитарно: никаких лишних расходов. Создавалась так называемая «меритократическая» система («власть достойных»), для чего реализовывалась политика крупных вложений в развитие «человеческих ресурсов» посредством образования, подготовки и переподготовки рабочих и учащихся.

В инструкциях Минобра Сингапура тех лет говорилось, что «в школах должен царить кастовый дух», главный лозунг призывал: «Отсортировать народ и выбрать лучших, с кем и идти дальше». В итоге сложилась модель: образование – это инвестиции в формирование навыков (компетенций) для производства рабочей силы.

Соответственно этому и определились приоритеты сингапурского образования: конкурентоспособность; определение ключевого сектора экономики на данном этапе; формирование у школьников именно тех навыков, которые сейчас необходимы для производства; обучение – только базовым дисциплинам; специализация – отсроченная, в зависимости от спроса.

Получение академических знаний и духовно-нравственное воспитание в качестве главной цели заявлены не были.

Глобальное образование

Основное требование информационного общества – образование должно отвечать «требованиям глобальной экономики» (так называемая «экономика знаний»), что привело к созданию Единой мировой (глобальной) образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах.

Всемирный Банк как один из заказчиков глобальной образовательной политики нацелен на интернационализацию образования, создание единого образовательного пространства (Болонская система), оптимизацию инфраструктуры образовательной сферы, организацию системы «независимого контроля качества знаний» (ЕГЭ, PISA, PIRLS, TIMSS), интеграцию национальных образовательных систем образования в мировую систему высшего образования.

Идеальным продуктом такой Глобальной образовательной системы должен стать работник, обладающий базовыми навыками заданного уровня (письмо, счёт, чтение), определённым складом мышления, способный чётко и адекватно выполнять поставленные задачи, социально адаптивный, готовый легко переучиваться и перепрофилироваться.

Другими словами, международному рынку нужны смышленые и выносливые исполнители с исходными навыками не выше среднего уровня, которые способны по условному сигналу менять профессиональную и жизненную программу.

Реакция системы образования

Образовательная среда – место, где творческие амбиции становятся профессиональным двигателем: всегда найдутся педагоги, готовые ухватить новинку и сделать что-то, что может удивить коллег.

В Татарстане учителя уже показывают открытые уроки и отчитываются в использовании в своей работе структур «раунд тэйбл», «классбилдинг», «тимбилдинг», «конэрс», «таймд пэа шэа», «эй ай гард», «куиз куиз трейд», «сте зе класс» и т.п., а также «чир» - специальных упражнений, с помощью которых ученики «благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день».

Из отзывов российских учителей:

«Сингапурская система – это для Сингапура, хватит нам экспериментов в образовании. Сколько можно с ног на голову все переставлять. Сначала из школьной программы уберут классиков русской литературы, потом будем не уроки проводить, а играть, деля детей на группы по цвету глаз, по длине волос, по цвету рубашек. Раньше группы были по умственным способностям – это был главный критерий. Из этой новомодной системы можно взять на вооружение только отдельные элементы для проведения игр, соревнований».

«Группы по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Так это ж мой прошлый урок. Только Сингапур ни при чём. «Драмогерменевтика» Ершова и «Социоигровая методика» Букатова, вполне себе русских педагогов».

«Есть такой жест, который применяется в сингапурской методике, который называется «хай фай»: рука педагога поднимается ввысь, уста произносят эти два слова. Бугульминские учителя сочли, что жест похож на «Хайль Гитлер!», и разбомбили эту методику в пух и прах. Руссовед школы сказала, что применение данного жеста в стране, победившей фашизм, выглядит богохульственно».

«Уроки даём. Проверяют. Советуют. Пронумеровали столы. Напечатали 1.2.3.4. Дети у нас – "партнёры по плечу". Нет имён – взамен №1, № 2...»

«В понедельник буду давать урок по этой системе. Душа не лежит к этой ерунде не только у меня, но и у детей. Согласна с коллегами – жест "хай фай" нельзя применять в нашей стране. Разбирая роман Замятина "Мы", говорим о "нумерах". Вот мы и дожили до этих №1, №2. Как бороться с системой?»

«А зачем "хай фай", когда есть просто метод поднятой руки?
Он наш, и не нужен Сингапур!»

Продвижение в России

В России помимо Татарстана сингапурскую методику пытались в 2013 г. внедрить в Удмуртии.

В 2014 г. продвижением программы занялся один из агентов изменений российского образования Московский институт образовательной политики «Эврика», который организовал поездку российских педагогов в Сингапур с посещением адвентистской школы, а затем провёл ряд семинаров с сингапурскими специалистами на своей базе в Москве.

В 2015 г. полигоном для сингапурских испытаний стала образовательная система Тюмени.

Также в 2015 г. в Москве на конференции МГО профсоюза и АНО «Профзащита» на тему: «Перспективы развития современных образовательных систем. Что можно сделать сегодня?» – Майк Тируман провёл презентацию сингапурской модели и призвал внедрить её не только в Москве, но и во всей России.

В 2016 г. в поддержку сингапурской модели как единственно верного пути для российского образования выступила Высшая школа экономики (ВШЭ).

Принципы сингапурской методики уже вошли в Федеральные Государственные стандарты (ФГОСы) для начальной школы, и только неповоротливость образовательной системы (сродни армейскому: «Получив приказ, не спеши его выполнять – жди отмены») не позволяет пока нам прочувствовать их во всей красе.

Русский вариант сингапурского кастового образования на основе портфолио детей в 2015 году в пилотном режиме в программе «Модернизация детского движения в Забайкалье» попытался ввести в систему образования Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив; в 2017 г. предполагалось распространить эту систему на всю Россию.

Почему это продвигается

Если абстрагироваться от конкретного государства и попробовать понять причины навязывания России инородной методики, то картина складывается интересная.

Есть заказчик новой системы образования («экономики знаний») – Всемирный банк. Есть транснациональный заказ – выращивание производительной силы с определёнными когнитивными (умственными) и поведенческими характеристиками: нужны послушные, выносливые и исполнительные – тот самый «служебный человек», о котором не так давно рассказывал в Совфеде директор института Курчатова Михаил Ковальчук.

Групповая методика, на которой базируется сингапурская модель, приучает ученика к работе исключительно в команде, когда действует коллективный разум и нивелируется критичность индивидуума.

Исключение из процесса образования учителя как «детоводителя», имеющего доступ к формированию мировоззренческих и ценностных установок ученика, делает обучаемых инертной массой, которая может быть легко управляемой и моделируемой извне.

Замена педагогов интернет-технологиями создаёт систему незримого управления массами в нужном контексте, неконтролируемого создания новых поведенческих стереотипов и формирования чуждых мотиваций.

«Компетентностный подход», ставший базовым критерием в современных европейских образовательных программах, банально скрывает в себе привычное для нас формирование навыков, но при этом означает замену этими навыками прежних академических знаний.

Непрерывность образования, о которой сейчас говорят всё настойчивее, означает вовсе не возможность для пенсионера научиться компьютерной грамотности, но – способность работника по первому требованию законодателя оперативно переучиваться и кардинально менять профессию или вид деятельности.

«Экономика знаний» означает дифференцированный подход к материальным затратам на образование, поэтому новая идеология предполагает, что тратить деньги можно только на тех, кто отработает затраченное, а объём вложений должен определяться перспективностью завтрашнего работника; всё это может развиваться только в ситуации кастового образования.

Итак, сингапурская методика – единый образовательный стандарт системы Глобального образования, призванный унифицировать национальные образовательные системы, установить для них потолок развития и узаконить кастовое образование.

Прикрывая свои истинные намерения мешаниной из старых советских методик и теорий (а ничего нового Запад до сих пор не сочинил), называя это своим прорывом и уличая Россию в косности и отсталости, подтверждая эти оценки результатами рейтингов, которые сами придумали и сами же оценили, транснациональные заказчики новой реальности целенаправленно уничтожают традиционное образование.

Россия – большая страна, и применив к ней эту методику, можно через какое-то время получить неограниченный объём дешёвой производительной, а попросту, рабочей силы – послушной, исполнительной и неприхотливой.

Людмила Аркадьевна Рябиченко – председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»

Специально для Столетия

15.04.2018

Подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере образования между Министерством образования Московской области и компанией Educare International Consultancy (Республика Сингапур)

22 февраля 2018 года пресс-центр министерства образования Московской области сообщил о том, что министр Марина Захарова и генеральный секретарь правления сингапурской компании Educare (Educare International Consultancy PTE LTD) Майк Тируман подписали соглашение о сотрудничестве. В соответствии с соглашением, сингапурские тренеры компании Educare обязались провести обучение педагогов Московской области.

«Часто мы слышим о лидерстве сингапурской системы образования, поэтому я рада, что подписано соглашение с нашими зарубежными коллегами», - заявила Захарова. По мнению министра, при поддержке Educare подмосковные учителя узнают «последние тенденции в мировой системе образования».

Отвлекаясь от основной канвы статьи, хотел бы отметить, что как таковой единой мировой системы образования не существует. И некорректно одну из множества систем образования - а именно сингапурскую - причислять к «последним тенденциям в мировой системе образования».

Что же происходило вслед за подписанием соглашения?

В ходе двухдневного тренинга Майк Тируман отобрал наиболее заинтересованных педагогов, которые затем прошли стажировку у тренеров Educare. Их обучение проходило с 23 по 28 февраля 2018 года в гимназии № 11 города Королёв. Прошедшие через тренинги российские педагоги получили сертификаты Educare.

Сразу же после этого им дали задание провести обучение коллег из собственных школ. Этим они занимались до 5 марта под присмотром наставников из Educare. Таким образом, значительное число педагогов из Подмосковья были подготовлены к преподаванию по сингапурской методике обучения.

Еще раз подчеркну, что установление лидерства сингапурской или иной образовательной системы - вопрос неоднозначный. Есть большое число различных международных тестов. Результаты тестирования по различным тестам для одной и той же страны могут существенно различаться. Сингапур стабильно показывает высокие результаты в рейтинге PISA (тестирование чтения, математической, естественнонаучной и компьютерной грамотности) и TIMISS (тестирование математических и естественнонаучных знаний).

При этом Россия также показывает достаточно высокие результаты в этих рейтингах. Особенно в TIMISS, где наша страна стабильно оказывается в десятке лидеров. В рейтинге PIRLS (тестирование качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы) Россия в 2016 году заняла первое место, обойдя Сингапур. В рейтинге уровня образования в странах мира, составленном ООН в 2016 году, Сингапур находился лишь на 36-м месте, уступая России, которая занимает 34-е место.

Как можно видеть, если опираться на рейтинги, то нет никаких оснований считать, что сингапурская система обучения значительно лучшей нашей. Поэтому представления о мировом лидерстве сингапурской образовательной системы, мягко говоря, сильно преувеличены.

Оговорив это, давайте посмотрим, какими знаниями делятся тренеры из Сингапура с российскими учителями.

В статье «Сингапурская система помогает слабым школам», размещенной на сайте «Учительской газеты» 23 ноября 2017 года, говорится о том, что в 2013 году министерство образования и науки Республики Татарстан подписало соглашение с сингапурской компанией Educare. В этой же статье со ссылкой на учителей из Татарстана опубликована краткая информация об особенностях используемой сингапурской методики.

Вот что в ней говорится:

«В основе системы, по которой строятся занятия в сингапурских школах, - коммуникативность и сотрудничество учеников. Плюс - строго заданный алгоритм ».

Далее статья рассказывает о том, что в сингапурской системе урок строится из различных элементов и даже приводится сравнение с конструктором «Лего». Такие элементы на русском называются «структурами». «Каждая структура (всего их 250) имеет жесткие рамки и собственное название. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности. На следующем уроке педагог рассыпает конструкцию и собирает ее иным способом ».

Говорится, что все структуры пронумерованы. Поэтому в план занятий достаточно внести номера структур, чтобы потом их использовать на уроке.

Одно из требований к составлению плана - подбор материала таким образом, чтобы ученики давали самые короткие ответы на вопросы. Между тем в советской школе, как и в школе российской, которая пока еще очевидным образом опирается на советское наследство, всегда ценились развернутые ответы. Они показывают глубину знаний ученика, его понимание темы и умение формулировать мысли. В угоду чему надо переходить с развернутых ответов на ответы предельно короткие?

Далее в статье говорится: «Опросить надо всех. У каждого ребенка должно хватить времени на ответ, даже если на него в сингапурской системе дается не более 30 секунд. Оптимальный вариант ответа - 10–20 секунд. Время всегда засекается. В кабинете обязательно должны находиться часы ».

Одним из важных элементов сингапурской системы является то, что класс разбивается на пары или на группы. После того, как учитель задает вопрос, каждый ученик должен ответить на него, а также помочь с ответом своему соседу. И только в этом случае пара или группа получит от учителя хорошую оценку. При этом подсказки делаются по команде учителя. В сингапурской системе почти все действия учеников делаются по команде (именно по команде) учителя.

Далее говорится: «Авторы методики предлагают делить учеников в классе на четыре уровня успеваемости. Их рассаживают так, чтобы они оказывали друг другу помощь. Если в классе 40 человек, образуются группы по 8 учеников...

Педагог становится модератором дискуссии. Ему легче проверять пройденный материал и выделять время для объяснения нового ».

В обсуждаемой системе методисты действуют последовательно: они нумеруют всё. Нумеруются школьные столы, дети и так далее. Дети кажутся колесиками и винтиками внутри постоянно складываемых и рассыпаемых кубиков - структур сингапурской методики.

Из вышесказанного можно сделать заключение, что тренеры Educare обучают российских учителей методике проведения школьных занятий. И при этом «сингапурский» урок, на котором учитель является «модератором» учебного процесса, противопоставляется классическому, привычному нам уроку.

Между тем интересно ознакомиться с мнением преподавателя университета Маккуори (одного из ведущих австралийских университетов) Аманды Вайс. Она утверждает, что в отчетах об успехах школьников Сингапура ничего не говорится о роли частного обучения. При этом, по словам Вайс, 60 % старшеклассников и 80 % учащихся младших классов в Сингапуре пользуются услугами репетиторов и специальных коучинговых колледжей, а половина сингапурских родителей ежемесячно тратит не менее 500$ на дополнительное обучение каждого ребенка. Преподаватель называет эти цифры поразительными. Аманда Вайс утверждает, что именно частным обучением и индивидуальной работой со школьниками объясняются их высокие результаты.

Так что же получается? Не методике проведения школьных занятий, а занятиям с репетиторами Сингапур обязан успехами в международных тестированиях?

В отличие от сингапурской системы, где всё занятие строится строго из ограниченного (пусть и не малого) числа элементов, учитель в России имеет широкие возможности для творческого проведения занятий с детьми. Я видел множество самых разнообразных сценариев школьных уроков, которые включали интенсивную работу в группе, быструю проверку знаний каждого ученика в классе, составление учениками задания друг для друга и т. д. Российские учителя не хуже сингапурских умеют изобретать «структуры». Но одно дело, когда педагог проявляет творчество и сам отвечает за результат. Другое дело - когда ему сверху навязывают чужое «достижения», зажимающие педагога в строгие рамки, ограничивающие его творчество.

Интересные замечания по поводу сингапурской методики высказаны в статье «Пример Сингапура - учителям наука» на сайте электронного СМИ «Педсовет» (статья размещена 11 декабря 2017 года). Процитирую несколько критических замечаний автора.

«Для тех, кто не знает: есть такая сингапурская модель образования, во многом «подпитывающая» нынешние успехи страны в экономике и науке. И руководство РТ (Республики Татарстан - С.Т.), посетив Юго-Восточную Азию, решило немедленно внедрять и продвигать эту модель - как они ее понимают.

А восприняли они ее, будучи неспециалистами в педагогике, на уровне внешних признаков. Что нормально. И педагогическое начальство, конечно, сделало «под козырек». Что, увы, естественно. И вот ныне учителей периодически собирают в помещении, где столы составлены квадратиками на 4 персоны, а по сцене расхаживают с хищным видом организаторы (порой и иностранцы - на хорошее дело никаких государственных денег не жалко). А значит, в ближайшие 4–6 часов попавшим «под Сингапур» предстоит рисовать картинки, расчерчивать на четырехугольники листы А4, по команде изображать нечто вроде «ручейка» и по сигналу ведущего поднимать вверх руки, демонстрируя управляемость и послушание.

Не знаю, как кому, а мне эти детсадовские упражнения для взрослых до боли напоминают характерные приемы сетевого маркетинга с примесью тимбилдинга.

Судите сами:

  • выполняется большое число несложных заданий (очевидная цель - создать у реципиентов ощущение успеха);
  • этапы и процедуры именуются звучными и непонятными аудитории иностранными терминами (например, «хай файв», «клок баддис», «мэнэдж мэт» - каково?);
  • ведущий настойчиво повторяет одни и те же словесные конструкции («хай файв» и вовсе произносится всякий раз, когда ученики начинают шуметь и разговаривать, то есть каждые 3–4 минуты);
  • шоу ориентировано исключительно на командные и групповые действия в ущерб индивидуальным; невероятно монотонное, «конвейерного» типа действо вдобавок отличается чрезмерной (с учетом запланированного результата) длительностью ».

Чтобы быть объективным, я должен сказать, что есть разные отзывы о сингапурской методике. Некоторые учителя говорят, что методика хорошая, нужно просто уметь правильно пользоваться. Например, в статье Дмитрия Мзалевского «Это как - можно ходить по классу и разговаривать вслух?» приведено такое мнение педагога:

«Систему приняли не все. Учителя, ученики, родители говорили, мол, это не работает, это неэффективно. Но учитель должен быть гибким и открытым к экспериментам... Многое зависит от профессионализма учителя и его умения найти правильное применение этим методикам. Если применять их неправильно, не понимая основ, всё превратится в фарс. Сингапурские технологии как топор: можно человека убить, а можно прекрасный дом построить. А потому главной проблемой этой системы является не сама система как таковая, а профессиональная подготовка учителя ».

На это хочется возразить: позвольте, если тренеры из Сингапура не обучили учителей, как правильно применять представленную ими методику, если учителя не понимают, как приспособить ее к своему предмету и нужно ли это делать, то подобные тренинги - это и есть фарс. Еще больший фарс - это когда прошедшие пятидневный тренинг педагоги, ни разу еще не применявшие полученные знания на практике, начинают учить «сингапурке» своих коллег. Заявление о том, что проблема здесь в учителях, а не в тренерах, выглядит как попытка валить с больной головы на здоровую.

Стоит обратить внимание и на то, как Educare продвигает сингапурскую модель урока в России. Секретарь правления сингапурской компании Educare Майк Тируман заявил в 2011 году, что разница между сингапурской и российской образовательной системой - «20–25 лет отставания». По сути, противопоставляются две методики: сингапурская и российская, при этом российская объявляется устаревшей и не соответствующей последним тенденциям в сфере образования. И это при том, что рейтинги такого разрыва не показывают. То есть данное утверждение абсолютно голословно и рассчитано на некритически мыслящую аудиторию. И таковая находится не только среди педагогов, но и среди чиновников от образования.

Компания Educare активно работает в России с 2010 года. За несколько лет ей удалось закрепиться в нескольких регионах. Начиналось всё в Татарстане. В 2010 году Майк Тируман принял участие во Всероссийском фестивале школьных учителей, проходившем в Казанском федеральном университете.

В 2011 году журналист Тина Канделаки в статье «Новый татарский учитель. Сингапурский вариант» заявила о том, что в Татарстане в качестве эталона образования приняли Сингапур, и что «этому факту мы, безусловно, можем завидовать ». Здесь мы снова встречаемся с Майком Тируманом: «Все лето Майк и его друзья из компании Eduсare, нанятой республиканским правительством, обучали сотни своих татарских коллег в 8 школах Казани ».

В апреле 2012 года представителями компании Educare провели образовательный семинар для преподавателей Института педагогики и психологии КФУ.

В сентябре 2012 года президент Республики Татарстан Рустам Минниханов во время визита в Сингапур посетил школу Hwa Chong Institution. Во время этого визита президента сопровождала Лилия Мухаметшина - представитель компании Educare, который отвечает за сотрудничество с русскоговорящими регионами. К слову, Мухаметшина часто работает в паре с Майком Тируманом. ИА Татар-информ утверждает, что Минниханов остался доволен визитом в Hwa Chong Institution и выразил готовность сотрудничать с Сингапуром в сфере образования. С этого момента начинается победное шествие «сингапурки» в школах Татарстана.

В ноябре 2012 года президент Татарстана встретился с Майком Тируманом в Казанском кремле. Пресс-служба правительства Республики Татарстан пишет: «Стороны обсудили перспективы присутствия компании Educare на образовательном рынке Татарстана, возможность создания в республике эффективной системы методологического коучинга школьных учителей, а также создание системы авторского развития содержания школ с учетом мирового опыта и другие вопросы».

В 2013 году министерство образования и науки Республики Татарстан заключило соглашение с Educare об обучении учителей по сингапурским методикам. В августе 2013 газета «Вечерняя Казань» сообщила о республиканском педсовете в Арске, на котором присутствовали президент Татарстана и Майк Тируман. Сингапурец выступил с критикой «традиционного» школьного образования, заявив, что оно убивает любопытство.

Газета сообщила: «Татарстанцев ждет очередной эксперимент. В августе сингапурцы провели обучение 400 методистов учреждений образований РТ, а в конце сентября лучшие из них приступят к обучению 10 тысяч учителей республики. Плоды этой подготовки школьники могут почувствовать уже в ноябре ».

Educare плотно обосновалась в Татарстане, однако компания не прекращала попыток развить успех и в других российских регионах. В 2013 году она попыталась закрепиться в Ижевске, в 2014 году - во Владивостоке, в 2015 году - в Тюмени, в 2016-м - в Омске.

На сайте образовательного проекта «Эффективная школа» сообщается, что в декабре 2016 года на семинаре для директоров школ в Казани руководитель Института образования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) И. Д. Фрумин встретился с Майком Тируманом, который к этому времени занял пост председателя Educare. НИУ ВШЭ и Educare подписали меморандум о сотрудничестве. Стороны договорились сотрудничать в области профессионального развития работников образования школ с низкими результатами обучения, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях. Кроме того, Майк Тируман получил приглашение участвовать в работе экспертной группы по направлению «Образование», которая занималась разработкой Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2035 года.

В октябре 2017 года Майк Тируман провел семинар для директоров подмосковных школ, на семинаре присутствовала министр образования Московской области Марина Захарова. А в ноябре 2017 губернатор Московской области Андрей Воробьев посетил уже знакомую нам сингапурскую школу Hwa Chong Institution.

Итак, мы видим, что Educare вполне успешно продвигает себя в России. Нет оснований думать, будто это продвижение закончится в Подмосковье. Скорее наоборот - укрепившись в Подмосковье, а затем и в Москве, Educare получит прекрасную возможность зайти в любой российский регион.

Отметим, что «сингапурку» в российских регионах продвигают не отдельные педагоги-энтузиасты, это делается «сверху». Педагогов собирают на тренинги и семинары вне зависимости от того, что они думают по поводу иностранной методики. Очевидно, Майку Тируману и его коллегам из компании Educare удается налаживать контакты с российскими чиновниками.

Как мне кажется, то, чем занимается компания Educare в России, можно назвать «монетизацией» образовательного рейтинга. Высокие результаты Сингапура по некоторым международным рейтингам дают возможность говорить: «У нас самая продвинутая система образования. Хотите, мы и вас научим?» Российский чиновник соглашается, потому что на него производят впечатление результаты международных тестов, история «взлета» Сингапура и презентация школы Hwa Chong Institution.

Но ведь в реальности речь идет не о том, чтобы воспроизвести в России сингапурскую систему образования, а всего лишь о том, чтобы взять из этой системы один маленький кусочек - предложить российскому учителю другую форму проведения урока! В этом бизнес компании Educare. Что нужно сделать для того, чтобы этот бизнес успешно шел? Нужно убедить чиновника, что российские отечественные методики устарели, что они никуда не годятся.

«Сингапурку» насаждают в школы под разговоры об устаревшем, неэффективном и скучном «традиционном» школьном образовании. Формула «традиционное образование убивает любопытство» - это посерьезнее даже, чем знаменитая фраза министра Фурсенко о том, что высшая математика убивает креативность. Это самая настоящая диверсия против российского образования.

Система образования - это не набор образовательных технологий. Она неотделима от общества, от его культуры, ценностей и идеалов. Российские учителя могут изучать сингапурскую систему, брать из нее лучшее. Но навязывать учителям «сингапурку» под предлогом, что отечественные методики плохи - недопустимо.

Скажем просто: сингапурская методика представляет собой набор тезисов и формул, называемых в Сингапуре структурами, для более качественной проработки урока, основных обозначено тринадцать, но на самом деле их несколько десятков.
МЭНЭДЖ МЭТ – управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться.
ХАЙ ФАЙВ – концентрация внимания на поднятой ладони учителя как сигнала начала урока или выдачи задания.
КЛОК БАДДИС – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания за конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться.
ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура знакомства с классом и получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.
ДЖОТ ТОСТ – «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, проговаривая его вслух. Сразу после анализ итогов.
ТИК – ТЭК – ТОУ – развитие критического и креативного мышления у детей в задаче составить предложение с обязательными словами в схеме. Слова отлично заменяются числами, например.
СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ.
КОНЭРС – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.
СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.
ТАЙМД ПЭА ШЭА – два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени.
МИКС ПЭА ШЭА – произвольное смешение класса под музыку, образуя случайную пару, когда музыка заканчивается, и обсуждают тему в коротких ответах (РЕЛЛИ РОБИН) или в полных.
МИКС ФРИЗ ГРУП – смешивание учащихся под музыку, когда она прекращается – замирают и создают группы, количество которых зависит от ответа на заданный вопрос.
Время разминки – структура ТИМ ЧИР – веселое упражнение для поднятия настроения и духа, кричалка. Вдохнуть, стряхнуть, улыбнуться.
Достижения сингапурских структур
Многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к чтению и творчеству у современных школьников, а ведь это самый мощный инструмент в получении знаний по предмету и многостороннему развитию способностей. Сингапурская технология обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся.
Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками.
Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:
Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».
Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.
Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.

gastroguru © 2017