Падения гос тимуридов. Империя тимуридов

Тимуриды - династия потомков Тимура, правившая в Мавераннахре, Иране и Индии.

В год смерти Тимура (1405) его сын Шахрух владел Хорасаном; из внуков Тимура Пир-Мухаммед, сын Джехангира, правил в Афганистане, Омар и Абу-Бекр (сыновья Мираншаха) - в Азербайджане и Багдаде, Пир-Мухаммед, Рустем и Искендер (сыновья Омар-шейха) - в Фарсе и Эраке Персидском; сын Мираншаха, Халиль-Султан, стоял в Ташкенте с войском, собранным для похода на Китай.

Тимур назначил своим наследником Пир-Мухаммеда, сына Джехангира; но он не был признан. Халиль-Султан овладел Мавераннахром, но добровольно признал верховную власть Шахруха, провозглашенного султаном в Герате (1405-1447).

Багдада Тимуриды лишились уже в 1405 году, Азербайджана - в 1408 году (победа Кара-Юсуфа, предводителя Кара-Коюнлу; остальные области постепенно подчинил своей власти Шахрух. Пир-Мухаммед в 1406 году был разбит Халиль-Султаном и в 1407 году убит, после чего Шахрух занял Афганистан. В 1409 году он завоевал Мавераннахр и назначил там правителем своего сына Улугбека, в 1414 году усмирил восстание Искендера и назначил правителем Фарса своего сына Ибрагима (1414-1435; после него сын его Абдаллах, 1435-1445).

Шахрух совершил несколько походов на Азербайджан и в 1436 году подчинил себе эту страну; правителем ее в качестве вассала Шахруха был назначен Джехан-шах (сын Кара-Юсуфа). Шахрух и его сыновья заботились о поднятии благосостояния своих владений и покровительствовали просвещению (восстановление Мерва в 1410 году; обсерватория и астрономические таблицы Улугбека).

В конце царствования Шахруха смуты возобновились, и после его смерти государство распалось; Улугбек в 1449 году был убит своим собственным сыном. Хорасаном овладел внук Шахруха, Абу-л-Касим Бабур (1450-1457), Мавераннахром - внук Мираншаха, Абу-Сеид (1451-1469).

Джехан-шах, отложившийся от Тимуридов, в 1452 году захватил Фарс, в 1458 году - Хорасан, но уступил эту область Абу-Сеиду, который на короткое время (1458-1468) восстановил единство государства Тимуридов. Попытка воспользоваться смертью Джеханшаха (1467) для завоевания Адербейджана была причиной гибели Абу-Сеида: он был взят в плен и убит Узун-Хасаном, предводителем племени Ак-Коюнлу.

Сын Абу-Сеида, Ахмед (1469-1494), владел только Мавераннахром; иранские владения Тимуридов перешли во власть другого потомка Тимура (через Омар-шейха), Хусайна Байкары (1469-1506), двор которого (в Герате) остался одним из центров просвещения.

Ахмед и Гусейн были последними сильными владетелями из династии Тимуридов; владения Тимуридов были завоеваны кочевыми узбеками, предводитель которых Шейбани в 1500 году захватил Мавераннахр, в 1507 году - Хорасан. Племянник Ахмеда Бабур после нескольких попыток вытеснить Шейбани-хана из Мавераннахра утвердился в Кабуле (1504), откуда в 1511 году, после смерти Шейбани, вновь завоевал Мавераннехр, но уже в 1512 году окончательно очистил страну и впоследствии основал империю Великих Моголов в Индии.

Некоторые представители династии прославились как учёные и литераторы. Улугбек был великим астрономом и математиком; Хусайн Байкара (под псевдонимом Хусайни) и Бабур - известными поэтами.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимуриды

Площадь 4 600 000 км² (1405) Форма правления абсолютная монархия (эмират) Династия Тимуриды Великий эмир 1370-1405 Тамерлан (первый) 1506–1507 Бади аз-Заман Мирза (последний)

Официальное название государства [ | ]

Официальные языки государства [ | ]

В государствах Тимуридов в документации использовались только два языка: персидский и тюркский . Тюркский язык был родным для Тимуридов. Нефритовая чаша Улугбека (с ручкой в виде надкусывающего край льва) хранится в Британском музее и на ней выгравирована надпись на тюркском языке (Карами Хакка нихоят йукдур), что означает «Щедрость Бога бесконечна». Персидский историк Мирхонд передает подробный рассказ со слов провожавшего Улугбека хаджи Мухаммед-Хисрау. В частности он сообщает "…Улугбек посмотрел на огонь и сказал по-тюркски : Сен хам бильдин («ты тоже узнал»)…

Последний Тимурид Мавераннахра Захираддин Мухаммад Бабур - выходец из города Андижан, писал в своих мемуарах: «Жители Андиджана - все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным». «Мемуары Бабура написаны на той разновидности турецкого языка, которая известна под названием тюркского языка, являющегося родным языком Бабура», - писал английский востоковед Е. Дениссон Росс.

Религия [ | ]

В государствах Тимуридов государственной религией считался ислам. Почти все Тимуриды имели мусульманских суфийских духовных наставников. У Амир Темура было несколько наставников: Мир Сайид Барака, Саид Кулял. У деда Бабура Абу Саида духовным покровителем был Ходжа Ахрар.

Столицы [ | ]

При Амир Темуре (1336-1405) столицей был город Самарканд, при Шахрухе было две столицы: Самарканд и Герат. Первый ритуал коронации проходил в Балхе, а затем с 1405 года стал проводиться в Самарканде.

Символика [ | ]

В качестве символа государства Тимуридов обычно называют «три соединенных круга», причем сам флаг был синим, а круги серебряными . Также упоминаются штандарты с золотым полумесяцем . Главным духовным наставником Тимура потомком пророка Мухаммеда , шейхом были вручены Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда он пришёл к власти в 1370 году .

Выпуск монет [ | ]

Тимур и его потомки выпускали монеты в более чем 40 городах, Мирзо Улугбек выпускал монету-танга, где помимо тамги Темура в виде трех колец, была тюркоязычная надпись: «Духовным покровительством Темура гурагана, Улугбек гураган, мое слово»

Ибн Арабшах о тюркском происхождении Тимуридов [ | ]

Ибн Арабшах подчеркивает тюркское происхождение Тимура и его окружения. Он пишет: «Сколько было у арабов племен и колен, столько же было и у тюрков. Каждый из вышеупомянутых визирей, являясь представителями одного племени, были светочью мнений и освещали свод умов своего племени. У одного племя назывался арлат, второго - жалаир, третьего - кавчин, четвертого - барлас. Темур был сыном четвертого племени».

Управление [ | ]

Империя Тимуридов представляла собой мусульманскую монархию, глава которой носил имя эмир . Распоряжения эмира назывались фармāном . Главе государства помогал Высший государственный совет, где правой рукой эмира был «амир-и-диван ». Регионы (Вилайет) управлялись наместниками вали . Судебная система была шариатской , где правосудие вершили кади . Управление областями доверялось как военачальникам Тимура из разных тюркских племен, так и представителям его семьи в лице детей и внуков. Современный исследователь из Принстонского университета Сват Соучек (Svat Soucek) в своей монографии про Тимура считает что «Родным языком Тимура был тюркский (чагатайский), хотя, возможно, в некоторой степени он владел и персидским благодаря культурному окружению, в котором жил. Он практически точно не знал монгольского, хотя монгольские термины не совсем ещё исчезли из документов и встречались на монетах» .

В числе племен пользовавшихся доверием Тимура упоминаются тюркизированные роды монгольского происхождения . Из рода дулат происходил пользовавшийся полным доверием Тимура эмир Давуд. Среди особенно близких Тимуру эмиров упоминаются, однако, не только барласы , но и представители других родов; одним из них был Акбуга из рода найман .

История [ | ]

Империя Тимуридов образовалась на территории современных республик: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана, Туркменистана, Ирана, Афганистана, Пакистана, северной Индии, Ирака и Азербайджана. В 1370 году в Балхе состоялся курултай , избравший Тамерлана эмиром Турана. Ядром государства стали территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и северного Афганистана. В 1376 году Империя Тамерлана поглощает Хорезм , а в 1384 - Сеистан и Забулистан (юго-западный Афганистан). К 1393 году юго-западные владения Тамерлана достигают Багдада . В 1395 году его войско предпринимает поход против Золотой Орды (Дешт-и-Кипчак), а в 1398 году против Делийского султаната . В 1401 войска Тамерлана захватывают Дамаск , а в 1402 году наносят поражение турецкому султану , в результате которой в Самарканд привозят трофейный Коран Усмана .

Начавшуюся междоусобицу смог остановить тимурид Абу-Сеид , власть которого распространялась на территории Узбекистана и северного Афганистана. Именно он пригласил в Узбекистан кочевых (номинальных) узбеков Абу-л-Хайра . На западе (на территориях Ирана и Азербайджана) продолжалась война с туркменскими объединением Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . При преемниках Абу-Сеида империя Тимуридов разделилась на две части: Мавераннахр - столица Самарканд и Хорасан со столицей в Герате.

Ренессанс [ | ]

Тимуриды Турана покровительствовали наукам и искусствам. Строятся мраморные купольные мавзолеи (Гур Эмир , мавзолей Ходжи Ахмеда Яссеви , Аксарай , Чашма-Айюб), мечети (Биби-ханым), медресе (медресе Улугбека), китабхане и даже Обсерватория Улугбека . Высокого уровня достигает поэзия (Лутфи , Алишер Навои), которая пронизана идеями суфизма (тарикат Яссавия (Мир Сайид Береке), Накшбандия , шейх Джами) и повествует о всепоглощающей любви. Широкую известность приобретает искусство миниатюры (гератская школа Бехзада). Вместе с тем развивается историческая наука (Хафизи Абру), математика (Аль-Каши) и астрономия Мирзо Улугбек и (Кази-заде ар-Руми).

Тимуриды-поэты [ | ]

Многие Тимуриды писали стихи, в основном на родном тюркском, а также на персидском языках. В числе известных Тимуридов-поэтов можно назвать: Мирзо Улугбека, Султан Хусейна Байкару, Бабура.

Армия [ | ]

В период своего могущества армия Тимуридов могла выставить до 200 тыс. солдат. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи (хазары ) и дивизии (тумэны). Среди воинских званий были эмиры , сардары , юз-баши. Еще у Тимура при осаде Урганча в 1379 году появились первые пушки, а ко времени Бабура , благодаря туркам-османам, у тимуридов появляется огнестрельное оружие (пушки , пищали), которое было закуплено в Османской империи .

Примечания [ | ]

  1. Subtelny, Maria E. Timurids in Transition: Turko-Persian Politics and Acculturation in Medieval Iran. - Brill, 2007. - P. 260. - ISBN 978-9004160316 .
    • Manz, Beatrice Forbes (1999). The Rise and Rule of Tamerlane . Cambridge University Press , p.109. ISBN 0-521-63384-2 . Limited preview в «Книгах Google ». p.109 .
      "In almost all the territories which Temür incorporated into his realm Persian was the primary language of administration and literary culture. Thus the language of the settled "diwan " was Persian."
    • B.F. Manz, W.M. Thackston, D.J. Roxburgh, L. Golombek, L. Komaroff, R.E. Darley-Doran. "Timurids" Encyclopaedia of Islam "Brill Publishers" 2007;
      "During the Timurid period, three languages, Persian, Turkish, and Arabic were in use. The major language of the period was Persian, the native language of the Tajik (Persian) component of society and the language of learning acquired by all literate and/or urban Turks. Persian served as the language of administration, history, belles lettres, and poetry."
    • Bertold Spuler. CENTRAL ASIA v. In the Mongol and Timurid Periodse (англ.) . Encyclopaedia Iranica . Проверено 14 сентября 2017.
      ... Like his father, Olōğ Beg was entirely integrated into the Persian Islamic cultural circles, and during his reign Persian predominated as the language of high culture, a status that it retained in the region of Samarqand until the Russian revolution 1917... Ḥoseyn Bāyqarā encouraged the development of Persian literature and literary talent in every way possible...)
    • Robert Devereux (ed.) "Muhakamat Al-Lughatain (Judgment of Two Languages)" Mir "Ali Shir Nawāi; Leiden, "E.J. Brill" 1966:
      ...Nawa"i also employs the curious argument that most Turks also spoke Persian but only a few Persians ever achieved fluency in Turkic. It is difficult to understand why he was impressed by this phenomenon, since the most obvious explanation is that Turks found it necessary, or at least advisable, to learn Persian – it was, after all, the official state language – while Persians saw no reason to bother learning Turkic which was, in their eyes, merely the uncivilized tongue of uncivilized nomadic tribesmen.)
    • David J. Roxburgh. The Persian Album, 1400-1600: From Dispersal to Collection. Yale University Press, 2005. pg 130:

Империя Тимуридов в период наивысшего расцвета Столица Самарканд (1370-1405)
Герат (1405-1507)
Язык(и) персидский (делопроизводства, культуры, поэзии и межнационального общения)
тюркский (язык дворца, делопроизводства, поэзии, военного дела и войск)
Религия Государственная: Ислам суннитского толка
Остальные: шиизм , исмаилизм , зороастризм , несторианство , тенгрианство , буддизм , индуизм .
Денежная единица динар Площадь 4,500,000 км² (в период расцвета) Население Несколько десятков миллионов человек (в период расцвета) Форма правления Теократическая абсолютная монархия Династия Тимуриды Официальный язык персидский Великий эмир 1370-1405 Тамерлан (первый) 1506–1507 Бади аз-Заман Мирза (последний)

Официальное название государства

Официальные языки государства

В государствах Тимуридов в документации использовались только два языка: персидский и тюркский . Тюркский язык был родным для Тимуридов.

Юридические документы государства Тимура, были составлены на двух языках: персидском и тюркском. Так, например, документ от 1378 года, дающий привилегии потомкам Абу Муслима , жившим в Хорезме , был составлен на чагатайском тюркском языке .

Нефритовая чаша Улугбека (с ручкой в виде надкусывающего край льва) хранится в Британском музее и на ней выгравирована надпись на тюркском языке (Карами Хакка нихоят йукдур), что означает «Щедрость Бога бесконечна». Персидский историк Мирхонд передает подробный рассказ со слов провожавшего Улугбека хаджи Мухаммед-Хисрау. В частности он сообщает "…Улугбек посмотрел на огонь и сказал по-тюркски : Сен хам бильдин («ты тоже узнал»)…

Последний Тимурид Мавераннахра Захираддин Мухаммад Бабур - выходец из города Андижан, писал в своих мемуарах: «Жители Андиджана - все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным». «Мемуары Бабура написаны на той разновидности турецкого языка, которая известна под названием тюркского языка, являющегося родным языком Бабура», - писал английский востоковед Е. Дениссон Росс.

Религия

В государствах Тимуридов государственной религией считался ислам. Почти все Тимуриды имели мусульманских суфийских духовных наставников. У Амир Темура было несколько наставников: Мир Сайид Барака, Саид Кулял. У деда Бабура Абу Саида духовным покровителем был Ходжа Ахрар.

Столицы

При Амир Темуре (1336-1405) столицей был город Самарканд, при Шахрухе было две столицы: Самарканд и Герат. Первый ритуал коронации проходил в Балхе, а затем с 1405 года стал проводиться в Самарканде.

Символика

В качестве символа государства Тимуридов обычно называют «три соединенных круга», причем сам флаг был синим, а круги серебряными . Также упоминаются штандарты с золотым полумесяцем . Главным духовным наставником Тимура потомком пророка Мухаммеда , шейхом Мир Сейид Береке были вручены Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда он пришёл к власти в 1370 году .

Выпуск монет

Тимур и его потомки выпускали монеты в более чем 40 городах, Мирзо Улугбек выпускал монету-танга, где помимо тамги Темура в виде трех колец, была тюркоязычная надпись: «Духовным покровительством Темура гурагана, Улугбек гураган, мое слово»

Управление

Империя Тимуридов представляла собой мусульманскую монархию, глава которой носил имя эмир . Распоряжения эмира назывались фармāном . Главе государства помогал Высший государственный совет, где правой рукой эмира был «амир-и-диван ». Регионы (Вилайет) управлялись наместниками вали . Судебная система была шариатской , где правосудие вершили кади . Управление областями доверялось как военачальникам Тимура из разных тюркских племен, так и представителям его семьи в лице детей и внуков. Современный исследователь из Принстонского университета Сват Соучек (Svat Soucek) в своей монографии про Тимура считает что «Родным языком Тимура был тюркский (чагатайский), хотя, возможно, в некоторой степени он владел и персидским благодаря культурному окружению, в котором жил. Он практически точно не знал монгольского, хотя монгольские термины не совсем ещё исчезли из документов и встречались на монетах» .

В числе племен пользовавшихся доверием Тимура упоминаются тюркизированные роды монгольского происхождения . Из рода дулат происходил пользовавшийся полным доверием Тимура эмир Давуд. Среди особенно близких Тимуру эмиров упоминаются, однако, не только барласы , но и представители других родов; одним из них был Акбуга из рода найман .

История

Империя Тимуридов образовалась на территории современных республик: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана, Туркменистана, Ирана, Афганистана, Пакистана, северной Индии, Ирака и Азербайджана. В 1370 году в Балхе состоялся курултай , избравший Тамерлана эмиром Турана. Ядром государства стали территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и северного Афганистана. В 1376 году Империя Тамерлана поглощает Хорезм , а в 1384 - Сеистан и Забулистан (юго-западный Афганистан). К 1393 году юго-западные владения Тамерлана достигают Багдада . В 1395 году его войско предпринимает поход против Золотой Орды (Дешт-и-Кипчак), а в 1398 году против Делийского султаната . В 1401 войска Тамерлана захватывают Дамаск , а в 1402 году наносят поражение турецкому султану , в результате которой в Самарканд привозят трофейный Коран Усмана .

Начавшуюся междоусобицу смог остановить тимурид Абу-Сеид , власть которого распространялась на территории Узбекистана и северного Афганистана. Именно он пригласил в Узбекистан кочевых (номинальных) узбеков Абу-л-Хайра . На западе (на территориях Ирана) продолжалась война с туркменскими объединением Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . При преемниках Абу-Сеида империя Тимуридов разделилась на две части: Мавераннахр - столица Самарканд и Хорасан со столицей в Герате.

Ренессанс

Тимуриды Турана покровительствовали наукам и искусствам. Строятся мраморные купольные мавзолеи (Гур Эмир , мавзолей Ходжи Ахмеда Яссеви , Аксарай , Чашма-Айюб), мечети (Биби-ханым), медресе (медресе Улугбека), китабхане и даже Обсерватория Улугбека . Высокого уровня достигает поэзия (Лутфи , Алишер Навои), которая пронизана идеями суфизма (тарикат Яссавия (Мир Сайид Береке), Накшбандия , шейх Джами) и повествует о всепоглощающей любви. Широкую известность приобретает искусство миниатюры (гератская школа Бехзада). Вместе с тем развивается историческая наука (Хафизи Абру), математика (Аль-Каши) и астрономия Мирзо Улугбек и (Кази-заде ар-Руми).

Тимуриды-поэты

Многие Тимуриды писали стихи, в основном на родном тюркском, а также на персидском языках. В числе известных Тимуридов-поэтов можно назвать: Мирзо Улугбека, Султан Хусейна Байкару, Бабура.

Армия

В период своего могущества армия Тимуридов могла выставить до 200 тыс. солдат. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи (хазары ) и дивизии (тумэны). Среди воинских званий были эмиры , сардары , юз-баши. Еще у Тимура при осаде Урганча в 1379 году появились первые пушки, а ко времени Бабура , благодаря туркам-османам, у тимуридов появляется огнестрельное оружие (пушки , пищали), которое было закуплено в Османской империи .

Примечания

  1. НАДПИСЬ ТИМУРА 1391 г.
  2. Чехович О. Оборона Самарканда в 1454 году // Общественные науки в Узбекистане, № 4. 1960, с.37-38
  3. Josef W. Meri. Medieval Islamic Civilization: Volume 1. - New York, London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2005. - 1088 с.
  4. Timurid dynasty | Asian history (англ.) , Encyclopedia Britannica
  5. On this day in history - Tamerlane - History Hop (англ.) , History Hop . Дата обращения 29 октября 2018.

Официальное название государства

Символика

Управление

Империя Тимуридов представляла собой монархию, глава которой носил имя султан . Распоряжения султана назывались фирманом . Главе государства помогал Высший государственный совет, где правой рукой эмира был «амир-э-диван ». Регионы (Вилайет) управлялись наместниками вали . Судебная система была шариатской , где правосудие вершили кади .

История

Империя Тимуридов образовалась на территории бывшего Чагатайского улуса Монгольской империи. В 1370 году в Балхе состоялся курултай , избравший Тамерлана эмиром Турана. Ядром государства стали территории Узбекистана (без Хорезма), Таджикистана и северного Афганистана. Столицей государства стал Самарканд . В 1376 году Империя Тамерлана поглощает Хорезм , а в 1384 - Сеистан и Забулистан (юго-западный Афганистан). К 1393 году юго-западные владения Тамерлана достигают Багдада . В 1395 году его войско предпринимает поход против Золотой Орды (Дешт-и-Кипчак), а в 1398 году против Делийского султаната . В 1401 войска Тамерлана захватывают Дамаск , а в 1402 году наносят поражение турецкому султану , в результате которой в Самарканд привозят трофейный Коран Усмана .

Начавшуюся междоусобицу смог остановить тимурид Абу-Сеид , власть которого распространялась на территории Узбекистана и северного Афганистана. Именно он пригласил в Узбекистан кочевых (номинальных) узбеков Абу-л-Хайра . На западе (на территориях Ирана и Азербайджана) продолжалась война с туркменскими объединением Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . При преемниках Абу-Сеида империя Тимуридов сужается до размеров Мавераннахр

Тимуриды - поэты, ученые



Некоторые представители династии прославились как учёные и литераторы.

Тимуридский Ренессанс

Тимуриды Турана покровительствовали наукам и искусствам. Строятся мраморные купольные мавзолеи (Гур Эмир , мавзолей Ходжи Ахмеда Яссеви , Аксарай , Чашма-Айюб), мечети (Биби-ханым), медресе (медресе Улугбека), китабхане и даже Обсерватория Улугбека . Высокого уровня достигает поэзия (Лутфи , Алишер Навои), которая пронизана идеями суфизма (тарикат Накшбандия , шейх Джами) и повествует о всепоглощающей любви. Широкую известность приобретает искусство миниатюры (гератская школа Бехзада). Вместе с тем развивается историческая наука (Хафизи Абру), математика (Аль-Каши) и астрономия (Кази-заде ар-Руми).

Армия Тимуридов

В период своего могущества армия Тимуридов могла выставить до 200 тыс. солдат. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи (хазары ) и дивизии (тумэны). Среди воинских званий были эмиры , сардары , юз-баши. Ко времени Бабура у тимуридов появляется огнестрельное оружие (пушки , пищали), которое было закуплено в Османской империи .

См. также

Напишите отзыв о статье "Тимуриды"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тимуриды

– А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошел. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошел.
– Песенники вперед! – послышался крик капитана.
И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося…» и кончавшуюся словами: «То то, братцы, будет слава нам с Каменскиим отцом…» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим отцом» вставляли слова: «Кутузовым отцом».
Оторвав по солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:
Ах, вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей.
Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
– Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
– Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
– Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]

Убив отца, Абдуллатиф также организовал убийство родного брата Абдулазиза, как одного из соперников за наследие престола, и преданных Улугбеку амиров.

В результате вся власть в Мавераннахре оказалась в руках Абдуллатифа. Ему - названному народом правителем-отцеубийцей, - не довелось долго просидеть на отцовском троне. Спустя полгода против него был организован заговор, и в результате Абдуллатиф был убит. Голова его была отсечена от тела и повешена на портале медресе Улугбека на площади Регистан.

Заговорщики передали власть в Самарканде внуку Шахруха Мирзе Абдулле, а в Бухаре внуку Мираншаха Абу Саиду. Между ними вновь разгорелась борьба за власть.

Постоянные междоусобные разногласия в Мавераннахре и Хорасане пришлись на руку даштикипчакским ханам. В 1451 г. Абулхайрхан с большим войском и при поддержке Абу Саида через Ташкент, Чиназ и Джизак подошел к Самарканду, выступая против Мирзо Абдулло. В Булунгурской степи недалеко от селения Шираз войско Абдуллы потерпело поражение, а сам он был убит. Таким образом, с помощью Абулхайрхана Абу Саид вступил в Самарканд победителем и стал правителем Мавераннахра.

Хорасаном в это время правил внук Шахруха Абулкасым Бабур. Там усилилась политическая раздробленность. По данным письменных источников, Хорасан в период Темуридов распался на одиннадцать мелких владений. Между ними были постоянная борьба и войны. Положение еще более усугубилось после смерти Абулкасыма Бабура в 1457 г. Хотя претендентов на власть в Хорасане и Герате было много, но ни один из них не имел достаточных сил. Воспользовавшись ситуацией, в 1457 г. власть в Герате захватил Абу Саид и вновь воссоединил государство. Однако, объединение это не было прочным. Абу Саиду не удавалось преодолеть раздробленность. Больше всего хлопот ему доставлял Султан Хусейн Байкара, правнук Омаршейха Мирзы. После смерти Абулкасыма Бабура он, утвердившись в Хорезме, начал вооруженную борьбу за наследие Шахруха.

Весной 1469 г. Абу Саид решил присоединить к своим владениям принадлежащие туркменам Азербайджан, Западный Иран и Ирак, однако вскоре погиб в битве с туркменами. После смерти отца наследники Абу Саида не решились бороться против Султан Хусейна и ушли в Мавераннахр. 24 марта 1469 г. Султан Хусейн как правитель Хорасана торжественно въехал в Герат. Произошло окон-чательное разделение государства на две части: Хорасан, где стал править Султан Хусейн и Мавераннахр, где правил сын Абу Саида Султан Ахмад.

Политическая нестабильность

Мавераннахром самостоятельно правили сыновья Абу Саида, сначала Султан Ахмад (1469-1494), затем Султан Махмуд (1494-1495) и, наконец, сын Султана Махмуда - Султан Али (1498-1500). Политическая нестабильность в Мавераннахре в это время усилилась, и он фактически распался на множество почти независимых враждовавших между собой владений. Одновременно с этим усилилась роль духовенства, особенно суфийских шейхов. Одним из них был Ходжа Убайдуллах Ахрар, которому не раз доводилось предотвращать братоубийственные войны между Темуридами. Так было в 1454 г., когда правитель Хорасана Абулкасым Бабур осадил Самарканд и столкнулся с Абу Саидом, и ему удалось их примирить.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

gastroguru © 2017