Храм лурдской божией матери. Римско-католическая церковь лурдской божией матери Приход матери божией лурдской римско католической церкви

Четырехгранная башня взлетает в высоту на 32 метра. Окна на разном уровне, затейливое крыльцо, маленькие башенки по углам, фасад, облицованный грубо отесанными гранитными плитами… Сразу и не поймешь, что это. Старинный замок? Или родовое гнездо благородного семейства? И только кресты, расположенные на крыше необычного здания, открывают секрет: перед нами католический храм.

Храм с удивительной историей

Община французов-католиков, в свое время проживавшая в Санкт-Петербурге, долгие годы не имела своего храма. Небольшая часовня, обустроенная в церкви святой Екатерины, не вмещала всех желающих. Французы обратились с соответствующим прошением к властям, и в октябре 1898 года Николай II дал разрешение на возведение еще одного храма в Санкт-Петербурге.

Сразу после этого начался сбор средств на постройку и поиск подходящего участка. Его нашли довольно быстро – в Ковенском переулке, рядом с фабрикой экипажей, принадлежавшей Карлу Крюммелю. Проект храма заказали у Леонтия Бенуа, сына знаменитого придворного архитектора Николая Бенуа. Изначально здание должно было представлять собой базилику с тремя нефами, башней и пристроенным домиком для семьи священника. Возведение храма началось в декабре 1903 года. Строительство велось только на пожертвования, поэтому скоро стало понятно, что из-за постоянной нехватки средств, проект необходимо удешевлять. К работе над новым проектом Бенуа привлек архитектора Мариана Перетятковича. В это время французская компания «Батиньоль», строившая Троицкий мост, передала в дар храму неиспользованный финский гранит. Здание стало приобретать иные очертания. Бенуа предложил сделать железобетонный свод, а облицовку выполнить из пожертвованного гранита. Петербургский завод «Железобетон» предоставил цемент.

В итоге возникло здание, построенное в традициях классической романской архитектуры с элементами северного модерна. Массивное основание переходило в четырехгранную колокольню, которая, в свою очередь, увенчивалась куполом.

Новая церковь была освящена в декабре 1909 года. С 1938 года и вплоть до 1991 года католический храм был единственным действующим в Санкт-Петербурге и Ленинграде. Приход благополучно избежал послереволюционных репрессий, богослужения не свершались только в военные годы.

В наши дни

Ремонтно-восстановительные работы проводились в церкви в 1940-х и в 1960-х годах. При этом приглашенные из Латвии мастера заново выполнили роспись свода, стен и алтарной части храма, колонны облицевали искусственным мрамором. В бывшей церкви, располагавшейся при евангелической больнице, приобрели орган и установили его на хорах.

При очередной реставрации в 1990-х годах было смонтировано звукоусилительное оборудование, произведен ремонт в цокольном этаже, сооружен новый алтарь, установлены скамьи, выложены мозаичные витражи. Убранство храма представлено изящными морскими раковинами, скульптурами, мраморным бюстом Иисуса Христа, четырнадцатью стояниями Крестного Пути.

В храме, кроме богослужений, проводятся встречи прихожан с интересными людьми, демонстрируются фильмы и театральные постановки.

Закладка французской католической церкви в СПБ. 28 июня, состоялась торжественная закладка французской католической церкви. Новая каменная церковь будет построена в Ковенском переулке, на месте старой деревянной, и будет выведена в романском южнофранцузском стиле. Церковь строится по проекту академика Л. Н. Бенуа, под наблюдением строительного комитета от французской колонии; подрядчиком состоит инженер полковник Н. В. Смирнов; общий вид ее был помещён в «Зодчем» за 1902 г., табл. 59. Необходимые средства на постройку церкви собрали между собою члены колонии; кроме того, фирма «Батиньоль» пожертвовала массу гранитных плит и другого материала, оставшегося от постройки Троицкого моста, а черноморский завод - цемент. (СПБ. Вед.).

Арх. М. М. Перетяткович построил, по проекту, разработанному совместно с Л. Н. Бенуа, церковь «Notre Dame de France». Выделяясь совершенно новым для современных построек подобного типа католических церквей в России силуэтом, сочной и богатой обделкой, наковкой камня, эта новая постройка в южнофранцузском романском стиле свидетельствует о тщательном стремлении строителя проникнуться духом этого стиля. Правда, в узеньком Ковенском переулке церковь эта малозаметна; но, с другой стороны, поставленная на более видном месте, она рисковала бы, пожалуй, слишком бросаться в глаза своей характерностью и выдержанностью стиля.

Перед революцией в столице жило 3700 французов-католиков, которые молились, как правило, в Екатерининской церкви на Невском. Во французском посольстве уже в 1860 е возник замысел отдельного храма для соотечественников, и тогда же арх. Н. Л. Бенуа создал проект здания в готическом стиле. Однако лишь в октябре 1898 послу гр. Монтебелло удалось, благодаря русско-французскому сближению, добиться Высочайшего разрешения на строительство французами собственного костела. Сперва для него отвели Манежную площадь, но из-за протестов Православной Церкви и общественности летом 1900 был куплен за 67 тыс. руб. участок подальше от центра, в Kовенском переулке. Здесь, в том же году, по проекту арх. О. И. Тибо-Бриньоль, члена общины, из дерева была выстроена небольшая временная приходская церковь.

По просьбе настоятеля патера А. Кюни акад. Л. Н. Бенуа сочинил в 1902 проект трехнефной базилики в романском стиле с отдельной высокой башней-колокольней. По этому проекту, отличавшемуся живописной композицией, здание 23 июня 1903 и было заложено в присутствии посла гр. Монтебелло. Оно возводилось на пожертвования и доходы от лотереи. Прежде всего была выстроена крипта с временным перекрытием, что позволило сразу начать богослужение. Теперь это нижний зал костела.
Французская фирма Батиньоль пожертвовала общине много финского гранита, оставшегося от постройки Троицкого моста , а Черноморский завод - цемент, что, в конечном итоге, привело к изменению первоначального проекта. В 1908 Л. Н. Бенуа и его ученик М. М. Перетяткович составили новый вариант, предложив вместо нефов зал, перекрытый железобетонным сводом, и фасад, облицованный грубоколотым гранитом, что придало зданию облик в стиле модерн. Измененный проект потребовал повторного утверждения, при этом возникли юридические трудности, преодоленные благодаря вмешательству французского посольства. Строительством руководил сам Перетяткович, главным подрядчиком был опытный инженер С. Н. Смирнов, конструкции исполнило товарищество "Железобетон". На 30-метровой колокольне повесили колокол, отлитый на заводе К. Орлова. Чаши для святой воды были сделаны из морских раковин.
Освящение костела во имя Французской Божией Матери (Notre Dame de France) произвел 22 ноября 1909 епископ Ян Цепляк в присутствии членов дипкорпуса и представителей власти.

Внутри костел был оформлен прилегающими готическими колоннами. Запрестольный образ "Жанна д’Арк - защитница Франции" написал в 1916 известный художник-академист Э. К. Липгарт (в 1957 образ заменили картиной "Вручение ключей ап. Петру" Захарова). В храме хранятся частицы Креста Господня и некоторые святыни, переданные после закрытия собора св. Екатерины.
В этой церкви отпевали представителей семьи Бенуа и многих петербуржцев французского происхождения. Община перед революцией насчитывала 1500 прихожан. Престольный праздник сегодня отмечается 11 февраля, ранее отмечался 15 августа, в день Успения.
Церковь не действовала в 1922-1923, но затем не закрывалась (ибо по-прежнему была приписана к французскому посольству) и долгое время была единственной действующей католической церковью в Ленинграде. В ней в эти годы молились главным образом поляки.
Во время блокады богослужения прекратились и только осенью 1945 возобновились. С этого времени храм носит имя Лурдской Божией Матери. В 1997 интерьер украсили витражи на библейские сюжеты, изготовленные И. Байковой.

Образование французской католической общины
Город Святого Петра по своему этническому составу всегда отличался от других городов Российской Империи. Первая католическая община города, сформировавшаяся к 1710 г., в основном состояла из немцев, французов, поляков и итальянцев. Каждая национальная группа имела своих старост (синдиков), своих проповедников, но молились все в одном храме. В городе изначально не было какого-то обособленного, огражденного высоким забором района, где разрешалось селиться иностранцам и иноверцам, как это было, например, в Москве, в Немецкой слободе. Хотя в Санкт-Петербурге существовала Французская слобода, Финская, Немецкая и другие, почти 30 лет католическая церковь находилась в Греческой слободе.
Открытие в 1783 г. нового, вместительного храма св. Екатерины на Невском проспекте стало благом для растущей католической общины, на долгие годы создав условия для удовлетворения духовных нужд. Даже значительный приток французов-католиков после революционных событий 1789 г. не вызвал необходимости в строительстве нового храма.
В 1825 г. католики-французы учредили в городе благотворительное общество, которое возглавила супруга посла, а в 1887 г. на Васильевском острове были построены и освящены здания приюта и богадельни с часовней, в которой служил французский священник. Вплоть до 1905 г. приют расширяли и достраивали, а рядом была построена двухэтажная больница для неимущих. Президенты Франции Эмиль Лубе и Феликс Фор во время своих визитов посещали и приют, и больницу.
К началу XX века произошли значительные изменения в численности отдельных национальных групп католической общины Санкт-Петербурга. Польская диаспора стала самой многочисленной (ок. 40 тыс.); в основном это были крестьяне, выходцы из западных земель. Французов к тому времени насчитывалось уже около 3 тыс., немцев - около 2 тыс. Кроме них, были также католики-литовцы, латыши, белорусы, итальянцы. Церковь св. Екатерины во время богослужений по воскресным и праздничным дням уже не могла вместить всех верующих.
Французская община решила организовать свой приход и на свои средства построить в городе новую церковь. Но правительство всегда неохотно соглашалось на строительство новых иноверческих храмов. Большую помощь общине оказал посол Франции в России маркиз де Монтебелло. В своем обращении в МВД посол обосновал необходимость строительства в Петербурге католической церкви для французов тем, что еще Петр I при основании города разрешил строительство инослав-ных храмов, а также тем, что храм св. Екатерины не вмещает верующих.
МВД, в ответ на просьбу верующих, выдвинул следующие условия: храм будет в подчинении митрополита Могилевской архиепархии; кандидатуры настоятеля и викария будут предварительно согласованы с МВД; метрические книги должны вестись на русском языке; синдики избираются из числа прихожан.
Положительный отклик дал на просьбу французов и митрополит Могилевской архиепархии Симон Козловский (при условии финансовой самостоятельности церкви, начиная с момента строительства, а также того, что вновь образующийся приход не будет претендовать на имущество храма св. Екатерины).
Условия были приняты и 14 октября 1898 г. МВД выдало разрешение на строительство французской церкви в Санкт-Петербурге, а 19 октября прошение подписал и сам Государь.
Новый храм
24 ноября 1900 г. в конторе Петербургского нотариуса Владимира Петровича Бабичева на ул. Гороховой была официально оформлена купчая, согласно которой купец 1 гильдии В. Т. Максимов продал свой дом со всеми прилегающими к нему строениями Обществу французских граждан. Продаваемая земля находилась по адресу: Литейная часть, второй участок по Ковенскому пер. под номерами (по табелям 1900 г.) - 299, и полицейским - 7. При оформлении купчей присутствовали также: настоятель нового храма, священник ордена доминиканцев о. Амвросий Кюни, синдики той же церкви французские граждане профессор Август Гютине и Георгий Ложье. Эти господа объявили Бабичеву, что совершают купчую крепость на следующих условиях: Государь император Высочайшим повелением, данным 3 августа сего года, соизволил разрешить жительствующим в Санкт-Петербурге французским гражданам, образующим новый приход, приобрести у купца Максимова участок земли под строительство католической церкви. Итак, французская община получила в собственность участок площадью 270,2 кв. саженей. Максимов получил за свое имущество 67 тыс. руб. Все расходы по оформлению купчей взяли на себя покупатели.
Это было первое приобретение французской общины, которая была совершена ее первым настоятелем, служившим ранее в храме св. Екатерины (до 1896 г.), и первыми избранными синдиками. Ковенский переулок (до 1858 г. - Хлебный пер.) находился в одном из центральных районов столицы и получил свое название от уездного города Ковно -ныне Каунас. Переулок был тихий, спокойный и малоизвестный среди горожан, хотя пересекает известные всем улицы - нынешнюю ул. Восстания и Лиговский проспект. Участок представлял собой почти правильный квадрат, слева от него возвышался только что построенный пятиэтажный доходный дом (Ковенский, 9), а справа (Ковенский, 5) была Экипажная фабрика Карла Крюммеля с большим открытым двором и постройками, выходившими на улицу. Используя одну из построек, находящуюся на купленной земле, французы устроили в ней временную часовню. Настоятель о. Кюни сам ее освятил во имя Пресвятой Девы Марии. К 1 января 1901 г. Могилевская католическая консистория выдала настоятелю - о. Кюни метрическую книгу. С того момента в столице начал существовать еще один католический приход.
На протяжении всех этапов строительства верующие испытывали существенные материальные трудности, поскольку французы не смогли заплатить Максимову за участок требуемую сумму - 67 тыс. - сразу. В 1900 г. они заплатили 25 тыс., а остальные 42 тыс. оформили как закладные на 1 год с предоставлением приходу права заложить недвижимость в том случае, если не смогут выплатить ему деньги в срок.
Для составления проекта настоятель храма решил обратиться к профессору архитектуры Леонтию Николаевичу Бенуа (1856-1928). Леонтий (в крещении - Людвиг) происходил из знаменитого рода Бенуа. Отец Леонтия Бенуа - Николай Леонтьевич - тоже был архитектором. Именно он построил в Санкт-Петербурге храм Посещения Пресвятой Девы Марии на католическом кладбище. Николай Леонтьевич Бенуа был также синдиком храма св. Екатерины на Невском проспекте. Именно к его сыну, обрусевшему французу, крещеному в лоне Католической Церкви, и обратился настоятель храма о. Кюни со своей просьбой. Сам архитектор впоследствии вспоминал об этом так:
"Тогдашний настоятель новой французской церкви приехал ко мне спросить, нет ли у нас проекта моего отца, который тот делал для французов в конце 60-х годов?
Я помнил, что этот проект делали в греческом стиле. Просмотрев все старые отцовские папки, нашел лишь небольшой набросок. Я сделал эскиз базилики в романском стиле, в три нефа с трансептом, но очень небольших размеров, с башней, затейливым входом и небольшим домиком сбоку - жильем для священника, вроде кельи. Эскиз понравился, и меня просили сделать проект, что я исполнил, приложив еще перспективный вид, с которого была исполнена почтовая открытка. Средства были весьма небольшие, если не сказать никаких. Решено было построить лишь крипту и перекрыть временно, чтобы сразу служить".
28 декабря 1902 г. заложен и освящен архиепископом Могилев-ским Болеславом Иеронимом Клопотовским (1848-1903 гг.) фундамент строящегося храма французской католической общины, именуемый в Петербурге как "Notre Dame de France". В течение всего периода строительства в храме велось служение. На должность инженера был приглашен Оскар Иосифович Тибо-Бриньоль (1850-1903 гг.).
К концу года нижний этаж храма был закончен и там стали проводить богослужения. Зал площадью около 300 кв. м. занимал полуподвальное помещение, снаружи облицованное кирпичом. Он имел два входа со стороны Ковенского переулка, а внутри все помещение было разделено двумя рядами мощных столбов, поддерживающих своды. Столбы должны были служить опорами для колонн верхнего трехнефного зала. В дневное время зал освещался светом, проникавшим сквозь окна. На стекла была нанесена специальная бумага, с помощью которой имитировались витражные стекла. Пол был покрыт красно-черной керамической плиткой, У южной стены по центру зала возвышался на трех ступенях алтарь. За алтарной стеной находились ризница и классы воскресной школы, имеющие отдельные входы со двора церковного участка. В одноэтажном кирпичном доме, оставшемся от купца Максимова, поселились настоятель, органист и сторож. В таком виде французская церковь Девы Марии в Санкт-Петербурге просуществовала почти шесть лет.
Окончание строительства (1907-1909 гг.)
Прошло около 4 лет после того, как был построен нижний этаж церкви... К тому времени умер архиепископ Клопотовский, освятивший закладной камень церкви; уехал из России посол Франции маркиз де Монтебелло, не стало и архитектора Тибо-Бриньоля, наблюдавшего за строительством. В начале 1907 г. во Францию, на родину, уезжает на лечение и уже не возвращается настоятель храма.
Французская община, в лице своих синдиков (старост) обращается к Леонтию Бенуа с просьбой переработать свой первоначальный проект церкви с целью удешевления, несмотря на то, что по этому проекту уже сооружен нижний этаж здания. Известный архитектор, имея в то время множество заказов, решил привлечь для разработки нового проекта своего ученика по Академии художеств, выпускника 1906 г., поляка по национальности, католика Мариана Перетятковича (1872-1916 гг.).
За 10 лет своей деятельности он осуществил 11 проектов, в числе которых - деревянный храм св. Казимира за Нарвской заставой и "французский" храм. Сложную конструкцию Бенуа Перетяткович заменил на единое пространство с железобетонным сводом. Товарищество "железобетон" пожертвовало значительную часть цемента и само взялось за изготовление сложных железобетонных конструкций. Надо сказать, что после открытия церкви почтовое ведомство России выпустило еще одну открытку, посвященную новой церкви. На ней изображено чердачное помещение храма, где хорошо видны мощные железобетонные стропила, поддерживающие свод церкви.
Фасад здания, опять же в целях экономии, предполагалось декорировать обычным красным кирпичом, но община вновь получила дар, причем на этот раз от своих земляков-французов. Дело в том, что в 1903 г. отметивший свое двухсотлетие Петербург получил от французского строительного общества "Батиньоль" своеобразный подарок - Троицкий мост, один из красивейших мостов через Неву. Уже в процессе строительства по желанию городских властей в его конструкцию были внесены некоторые изменения, в результате чего осталось неиспользованным большое количество валаамского гранита. Руководство строительной фирмы "Батиньоль" предоставило церкви оставшийся гранит, которого было немало. Использование гранита для облицовки здания придало церкви совершенно иной образ. Талантливый молодой архитектор М. Перетяткович, оставив при изменении проекта своего учителя некоторые детали, свойственные романскому стилю, сумел органично привнести в него господствующий в то время в Петербурге стиль "северный модерн".
Во время второго этапа строительства, вместо уехавшего на родину настоятеля о. Амвросия Кюни, с ноября 1907 г. эту должность стал исполнять француз, священник доминиканского ордена 29-летний о. Иоанн Амудрю (1878-1961 гг.). Причем вначале его назначение было временным, до прибытия постоянного настоятеля.
Итак, к концу 1907 г. полностью сменилась "команда" занимавшаяся сооружением храма - как заказчик-настоятель и синдики церкви, так и исполнитель-архитектор. В разгар строительства (1908-1909 гг.) работами руководил инженер Н. В. Смирнов.
Энтузиазм строителей был так велик, что они и сами "не заметили", как возвели стены здания под кровлю. И тут произошел неожиданный конфуз. Оказалось, что почти построенное здание церкви не соответствует проекту, утвержденному государем в 1903 г. По воспоминаниям Л. Бенуа: "изменив весь фасад с облицовкою небольшими гранитными камнями, начали строить. Одновременно проект нужно было подать на переутверждение. С этим делом французы замешкались, а мы тем временем фасад вывели, получился скандал чуть не до мирового. Таскали к градоначальнику, в строительное отделение Министерства Внутренних Дел. Французы обратились к послу и в конце концов через П. А. Столыпина получили утверждение, чем дело было ликвидировано."
За два строительных сезона была построена не только церковь, но и значительно перестроен существующий кирпичный дом. Из одноэтажного он превратился в двухэтажный и значительно увеличился в глубину церковного участка. Здесь были квартиры для настоятеля, викария, органиста, сторожа и хозяйки.
Итак, для французских католиков, проживающих вдали от родины, наступил долгожданный день - день освящения новой церкви. Это событие состоялось 22 ноября 1909 г., в воскресенье, в день памяти св. Цецилии. В ноябре этого года Могилевская архиепархия с центром в Петербурге существовала без митрополита - предыдущий, Апполинарий Внуковский, умер в мае того же года, а новый, Викентий Ключинский, был назначен только в 1910 г. Поэтому на освящение храма приехал епи-скоп-суффраган архиепархии, председатель Духовной Коллегии епископ Ян Цепляк (1857-1926). Встречал высокого гостя молодой настоятель-о. Иоанн Амудрю. Именно он, призванный для временного исполнения должности настоятеля настоятеля, сумел за эти два года не просто духовно окормлять общину, но стать организатором этого строительства. О. Иоанн Амудрю (в миру Морис-Мария Феликс) родился в 1878 г. в небольшом французском городке Дол, в семье адвоката. Вступил в орден доминиканцев, учился в монастыре ордена в Иерусалиме. По окончании учебы получил степень доктора теологии. После рукоположения (1901 г.) был профессором апологетики в Иерусалиме, а затем - теологии в Оттаве, в Канаде (1903-1907 гг.).
Епископ Ян Цепляк освятил новую церковь и во время торжественной мессы произнес проповедь на французском языке. На освящении храма присутствовало много гостей, в том числе представители французского посольства. В последнем за 1909 г. номере (№ 52) популярного в России журнала "Нива" была помещена фотография нового храма с коротким комментарием к ней.
Итак, в Петербурге стала действовать шестая приходская католическая церковь (причем это был первый "не польский" храм). В России еще в трех населенных пунктах находились французские приходы, имеющие свои церкви: в Москве (храм св. Людовика), в Одессе и в Макеевке (Донбасс). В начале 1914 г. в Петербурге была освящена первая немецкая католическая церковь во имя св. Бонифация, но с началом I Мировой войны немецкий приход перестал существовать, а храм отошел к польскому приходу. Судьба французской церкви сложилась удачней, хотя события 1917 г. существенно "потрепали" общину.
Двойное название храма
Хотелось бы особо остановиться на названии новой церкви и на том, когда же прихожане отмечали свой храмовый праздник.
Отметем сначала те названия, которые были явно ошибочны. "Костел французского посольства" - такое название храма мы читаем в "Ежегоднике общества архитекторов-художников" за 1910 г. такое светское название возникло скорее всего потому, что средства массовой информации того времени, периодически освещая процесс строительства, часто упоминали представителей французского посольства или самого посла, хотя роль последних состояла в согласовании различных документов на всех этапах строительства. Церковь была построена на средства прихожан и по праву принадлежала только им. Но это название церкви встречалось в различной справочной литературе до начала 90-х годов.
Второе название храма, которое можно встретить у современных историков церкви в различных сообщениях и докладах, касающихся жизни Католической Церкви в предвоенном Ленинграде - храм Лурд-ской Божией Матери. Церкви с таким названием в Ленинграде просто не существовало.
Правильное название "французского" храма по-русски звучало так: "Французская церковь во имя Божией Матери". Так ее называли в дореволюционных столичных справочниках ("Весь Петербург-Петроград 1910-1917 гг."), такое название мы встречаем в церковных письмах, документах того времени. Культ Пресвятой Девы Марии, Богородицы, у французов был очень высок. Так, в начале XX века из 80 кафедральных соборов Франции около 30 были освящены во имя Богородицы (Париж, Марсель, Реймс, Руан, Страсбург и др.), а самым почитаемым праздником в честь Богоматери считался праздник Успения Богородицы (15 августа).
И все-таки, когда петербургские французы отмечали свой храмовый праздник? Ни в одном архивном документе я не нашел прямого ответа на этот вопрос, но некоторые свидетельства указывают на то, что праздник Успения Богородицы и был храмовым праздником (по свидетельству старых прихожан, именно перед этим днем в храме проводилось торжественное 40-часовое богослужение, а, согласно сохранившимся книгам денежных сборов, наибольшая сумма пожертвований, что свидетельствует, соответственно, о наибольшей посещаемости храма в эти дни, приходилось на три праздника - Рождество, Пасху и праздник Успения Божией Матери). Почему же, казалось, эта церковь не называлась "Французской церковью Успения Божией Матери"? Видимо, одна из причин в том, что в Петербурге уже был храм Успения, поэтому, чтобы избежать путаницы, название было упрощено (утверждение о названии храма автор считает одной из версий).
Фасад
Итак, выяснив полное название храма в Ковенском переулке, ее "национальность", ее двоих "родителей"-авторов, и "крестного", освятившего церковь - епископа Яна Цепляка, можно познакомиться с этим творением снаружи и внутри. Тем более, что сохранились две фотографии 1910 г., дающие полное представление о внешнем виде и о части интерьера, а за прошедшие 90 лет храм практически не изменился.
Современный петербургский знаток архитектуры "северного модерна" искусствовед Б. М. Кириков считает, что основная тема фасада новопостроенной церкви навеяна двумя французскими храмами - памятниками архитектуры французской романтики XII в. - Нотр Дам ла Гранд в Пуатье и Сен-Фрон в Периге. Весь фасад церкви можно разделить условно на три неравные по значимости и по размерам части, облицованные с улицы грубо сколотыми гранитными камнями. Надо сказать, что фасад нашего храма лучше "смотрится" в утренние часы (до 8.00). Дело в том, что церковь находится на северной стороне переулка и в течение дня находится в тени. А рано утром, в солнечный день, лучи солнца придают фасаду необычный колорит.
Левая часть, центральная, самая широкая и средняя по высоте. Здесь в виде перспективного портала расположен главный и единственный с фасада вход в верхнюю церковь.
Портал имеет вид арки, декорированный двумя колоннами. Левее от главного входа, на уровне панели, расположена арочная двухстворчатая, дубовая, с коваными петлями дверь, ведущая в нижний зал храма. Над главным порталом, на уровне хоров верхней церкви, расположено узкое, четырехметровое полуциркульное окно с диагональной расстек-ловкой. Выше его, на высоте 18 метров, на фасаде помещен овальный медальон с горельефным изображением Богоматери со Христом. И венчает эту часть фасада фронтон с небольшим латинским крестом на вершине. Слева, на верху этой части, находится тонкая угловая гранитная башенка с пучком длинных полуколонок и черепичным верхом. За ней, кстати, "спрятана" большая квадратная вентиляционная труба.
Следующая, средняя часть фасада - доминанта всей церкви - 30-ти метровая колокольня. Она выделяется не только высотой, но и тем, что слегка выступает вперед от общего фасада. Колокольню тоже можно условно разделить на три части, но уже по вертикали. Нижняя часть - основание - доходящая по высоте до уровня медальона на главном фасаде и заканчивается декоративным наличником из камня. Внизу колокольни, на уровне панели расположен второй вход в нижний зал церкви. Выше входа, на разных уровнях - три узких арочных окна. Средняя часть колокольни представляет из себя квадратную в плане застекленную колоннаду из вытянутых колонн без капителей. И третья часть, завершающая - это восьмигранный барабан с арочными окнами, увенчанный граненым заостряющимся кверху куполом с крестом.
Купол облицован металлической "черепицей", а на кресте восседал металлический петух. Именно здесь, в восьмигранном барабане висит бронзовый колокол, звон которого был слышен за несколько кварталов от церкви. На внешней стороне колокола, между орнаментами можно прочитать следующую надпись: "Вес 5 пудов (80 кг.). Лит в С.-Петербурге в заводе К. Орлова". Приводится в движение колокол вручную, с хоров церкви.
И последняя, третья часть фасада, примыкающая к колокольне справа, решена в виде прямоугольной стены высотой 10 метров, также облицованная гранитом. Внизу, почти во всю стену, - двустворчатые кованые ворота, ведущие через сквозное помещение в один из двух двориков церкви. Здесь можно было держать коляску, бричку или автомобиль. Сверху, над воротами, декоративный медальон из камня, а еще выше - арочное окно.
В верхнюю церковь был еще один вход, служебный. Им пользовались священнослужители. Они, не выходя на улицу, через ризницу могли попасть в церковь.
Интерьер
Рассмотрев внимательно храм снаружи, пройдем теперь в новый молитвенный зал, расположенный на втором этаже. Поднявшись по 7 (сегодня их уже 5) гранитным ступеням главного входа, мы попадаем на паперть церкви. От нее вправо и влево ведут одинаковые по длине и ширине лестничные марши на второй этаж. Поднявшись по левой лестнице и пройдя через большие деревянные арочные двери мы сразу попадаем в молитвенный зал (см. план церкви). Французы пользовались этим входом в большие праздники, при большом скоплении прихожан. В обычные дни они поднимались по правой лестнице, на площадке было две двери: большие, арочные вели в церковь, а поменьше - вели еще на одну лестницу, на балкон хора.
Так как есть фото интерьера, сделанное в 1910 г., именно оттуда и мы продолжим осмотр храма с верхней точки. Сам балкон - просторный и светлый, с большим окном посередине. Он состоит из двух боковых вспомогательных помещений и одного большого. Со стороны молитвенного зала эти помещения выделены двумя малыми и одной большой аркой. Надо сказать, что здесь, в интерьере, особенно бросается в глаза такой стилевой элемент, как арочное построение: арочные окна, двери, своды, отдельные элементы всех 4-х стен. На балконе тогда еще отсутствовал орган - его здесь не было ни до революции, ни, тем более, в 1920 - 1930-е гг. Его заменяла хорошая фисгармония.
Подойдем теперь к деревянной балюстраде, отделяющей балкон от молитвенного зала. Зал церкви - обширный (площадь - 440 кв. м., высота -12 метров), освещенный высокими (в половину стены) окнами. Он перекрыт железобетонным сводом пролетом 16 м. Стены декорированы готическими колоннами. Под окнами, в нишах, за декорированными решетками, установлены батареи парового отопления. Существовало и печное - по одной печи в боковых приделах, в ризнице и часовне. На стенах, под окнами, небольшие настенные светильники.
В центре зала, ближе к алтарю висит большая лампада. Видимо, в вечернее время больших богослужений у французов не было, ибо имеющегося электрического освещения явно недостаточно. Напротив балкона находится алтарная часть храма - пресвитерий. Она выделена большой аркой и отделена от общего зала деревянной балюстрадой. Слева от нее большая дверь в ризницу, с арочным украшением в стене, а симметрично ей, справа, вход в часовню. Пресвитерий, ризница и часовня находятся на более высоком уровне (2 ступени), чем общий зал.
Убранство храма в 1910 г.
В пятигранной апсиде пресвитерия, опять же на возвышении (2 ступени), находится главный алтарь храма на котором свершается ежедневная месса. Как и весь храм, алтарь выполнен строго и без излишеств. Оштукатуренный и раскрашенный под мрамор, трехметровый алтарь выделяется своей средней частью с двумя пилонами из грубо сколотого гранита с темным греческим крестом в овальном медальоне посредине. Столешница алтаря выполнена из белого полированного мрамора, в центре ее, у дарохранительницы, установлена реликвия св. Креста Господня, место которой обозначено квадратом темного мрамора. Боковые полки для больших алтарных свечей и чуть выступающая вперед дарохранительница, расположенные над алтарем, облицованы так же, как и алтарь, под искусственный мрамор.
Запрестольный образ небольшой, почти квадратный. И хотя на фотографии 1910 г. он почти не различим, тем не менее, его изображение легко угадывается по видимому силуэту. Да, это фрагмент всем известного образа Рафаэля Санти - "Сикстинская Мадонна". Несоразмерность большой заалтарной стены и относительно малой по размерам иконы говорит о том, что она здесь временно, и, возможно, перенесена из нижней церкви. Слева, в пресвитерии, стоит деревянный "недостроенный" амвон. У него еще не хватает верхней части - акустического "козырька". В алтарной части можно еще разглядеть висящую слева лампаду, по-видимому, такая же висела и справа.
Слева, перед входом в ризницу, на постаменте возвышается статуя Воскресшего Христа (чуть выше человеческого роста), гипсовая, раскрашенная. В левой руке Спасителя - деревянный крест. На фотографии не видно, но на горизонтальной перекладине имеется надпись на латинском языке "IN HOC VINCES" - "с этим (знаком) победишь". Крест, который в дохристианское время был символом позора и физической смерти, в руках Христа стал символом вечной жизни и победы над смертью. Перед статуей можно разглядеть большой напольный подсвечник, так знакомый по православным церквам, в который вкладываются зажженные тонкие свечи, лежащие тут же на лотке. Здесь же молится коленопреклоненный священник.
"Рассмотрев" эту часть храма, спустимся с балкона и войдем в молитвенный зал. При входе обращаем внимание на большие морские раковины по углам, наполненные освященной водой. На воскресных и праздничных богослужениях, когда собиралось значительное количество прихожан, входящих встречал швейцар. Одет он был в красочную ливрею, на голове - треуголка, а в руке - бутафорская алебарда (из всей этой амуниции на сегодня осталась только алебарда). В холодную и мокрую погоду (что для Питера было обычным) он приглашал пройти в швейцарскую, которая находилась тут же, при входе (именно поэтому чаще пользовались правым входом, а не левым). Там можно было снять калоши и просушить верхнюю одежду. Следить за чистотой обуви особенно было необходимо, ибо пол в церкви был покрыт дубовым паркетом, всегда блестел и требовал тщательного ухода.
На этом обязанности швейцара не оканчивались. Во время богослужения он находился в центре зала. Если кто-то из прихожан во время службы начинал громко разговаривать или какими-то своими действиями мешал окружающим, швейцар подходил к "нарушителю", вставал рядом и трижды стучал древком алебарды в деревянный пол. Этого условного знака было достаточно для восстановления тишины в храме.
Привычных всем церковных деревянных лавок в храме не было. Стояли венские стулья в комплекте с мягкими подколенниками. На спинках стульев были укреплены латунные, начищенные до блеска таблички, на которых были выгравированы имена, фамилии или инициалы владельцев этих мест. Удивительно, что до сегодняшнего дня сохранились, видимо, почти все эти таблички - около 190 штук (примерно такое же количество сидячих мест и сегодня). Причем некоторые надписи, быть может, удивят читателей своей фривольностью - мадам Натали, мадам и мсье Ложье и т. д. Надо, во-первых, учесть, что это была самая маленькая община в Петербурге - 1200 человек в 1910 г. (для сравнения, в церкви св. Екатерины в то время было ок. 20 тыс., в Успенском храме - ок. 10 тыс., в храме св. Станислава - ок. 8 тысяч прихожан). Кроме того, здесь мы наблюдаем традиции и обычаи западных стран. Дело в том, что за пользование этими именными местами владельцы вносили определенную плату на содержание храма - своего рода "гарантированное пожертвование".
Подойдя ближе к алтарной части храма, мы увидим слева и справа боковые приделы - алтари, которые слегка углублены относительно основного зала. Левый, восточный придел был посвящен легендарной героине Франции и всех французов, живущих вдали от родины - Жанне д"Арк. Она была беатифицирована как раз в 1909 г., и под этим алтарем возвышалась статуя Орлеанской Девы. Западный придел, у входа в часовню, был посвящен святому Иосифу. Его скульптура тоже возвышалась под алтарем.
Сами алтари были простые, из крашеного дерева. Вторым немолитвенным помещением (кроме швейцарской) в новой церкви была ризница. Достаточно просторная (ок. 30 кв. м.), освещаемая большим арочным окном, выходящим в церковный двор, с высоким потолком, имеющая три двери - в алтарь, в молитвенный зал и через винтовую лестницу в церковный двор. Имеется масса встроенных шкафов, антресолей и кладовок для хранения литургической одежды, церковной утвари для пасхальных и рождественских праздников. Сохранился большой, во всю стену деревянный шкаф - стол с массой больших и малых ящиков, полок для литургических книг. Ризница служила не только для подготовки священников к богослужениям, но и церковной канцелярией, где священник принимал мирян по вопросам исполнения различных треб.
Вот такой получилась новая французская церковь - просторной и светлой. Обилие дерева в интерьере каменного храма придавало ей особый, домашний уют, а отличная акустика помогала священнику и хору торжественно проводить богослужения. "Церквулька вышла живописною, и когда будут средства, можно будет добавить убранства, особенно внутри, чем достигнем большей камерности," - так писал о своем детище академик архитектуры Леонтий Бенуа.
90 лет спустя
Неподалеку от бурлящего Невского проспекта и шумного Московского вокзала есть небольшой Ковенский переулок, всегда малолюдный и спокойный. Сворачивающему в него прохожему сразу бросается в глаза стройная башня, увенчанная невысоким шпилем. Если призвать на помощь фантазию, можно представить себе, что это - маяк, возвышающийся над морем петербургских крыш. И в каком-то смысле это действительно так - храм Лурдской Божией Матери в течение долгих десятилетий был одним из немногих маяков веры, свет которого, пробиваясь сквозь мрак невежества и запустения, озарял собой самые отдаленные уголки огромной страны. Люди сюда приезжали из-за тысяч километров, чтобы окрестить ребенка, обвенчаться, исповедоваться и принять причастие - ведь, кроме московского храма св. Людовика, отсюда и вплоть до самого Тихого океана не было больше ни одной церкви!
Теперь времена, конечно, изменились - в одной лишь Северной Столице действует шесть храмов, и еще три - в окрестностях. Но храм на Ковенском его прихожане любят по-прежнему, и 28 ноября 1999 г. множество верующих пришли на торжественную мессу, чтобы совместной молитвой отметить 90-летний юбилей освящения своей церкви.
Уже за час до мессы в храме стали собираться люди. Одни молились, другие с интересом разглядывали приуроченные к юбилею стенды, повествующие об истории возникновения прихода; строительстве здания; священниках, в нем работавших; снабженные, кроме того, фотографиями, зачастую уникальными. Автором этой экспозиции является ризничий храма Александр Константинович Шикер, прекрасный знаток истории Католической Церкви в Санкт-Петербурге и храма Лурдской Божией Матери, в частности.
Следует отметить, что к юбилею приход подготовился основательно - еще в 1997 г. в храме завершились масштабные реставрационные работы, включавшие в себя капитальный ремонт, восстановление декоративного убранства внутренних помещений и установку в окнах 10 мозаично-расписных витражей с библейскими сюжетами. Согласно проекту архитекторов Л. Бенуа и М. Перетятковича внутреннее убранство должно было гармонировать с архитектурным стилем храма и включало в себя комплекс скульптур, горельефов и витражей, однако из-за начала Первой мировой войны витражи так и не были изготовлены. Идея вернуться к первоначальному замыслу возникла у настоятеля храма о. Павла Одиныиа в 1991 г. Средства на изготовление окон были пожертвованы прихожанами. Работа над созданием витражей началась в 1994 г. Эскизы и роспись стекла с обжигом были выполнены И. Байковой. Мозаично-расписные витражи общей площадью 70 квадратных метров были сделаны по старинной технологии с применением свинцовой оплетки и специального стекла, сваренного в смальтоварочном цехе Академии художеств.
Ровно в полдень раздался звон колокольчика, зазвучали первые аккорды органа, и из ризницы показалась процессия духовенства и ми-нистрантов во главе с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. После каждения алтаря настоятель прихода приветствовал архипастыря, поздравив его с 10-летием епископской хиротонии. Затем к верующим обратился архиепископ. "Если бы не этот храм, не священники, которые здесь в трудные годы государственного атеизма самоотверженно служили Богу и людям, кто знает, может быть, я бы не был здесь сегодня с вами, как ваш пастырь", - сказал архиепископ, вспоминая то время, когда, будучи студентом Ленинградского политехнического института, он приходил сюда на мессу.
В проповеди, произнесенной после чтений из Священного Писания, владыка вновь коснулся славной истории храма, призвав верующих молиться о тех многочисленных священниках и мирянах, что свидетельствовали о вере в этих стенах, и многие из которых заплатили за свои убеждения свободой или жизнью.
Затем состоялась церемония принятия таинства миропомазания 29 прихожанами. Это уже вторая конфирмация в текущем году - в феврале это таинство приняли 49 верующих, что свидетельствует о многочисленности прихода. В то время как архиепископ совершал миропомазание, хор прекрасно исполнил гимн "Veni Creator Spiritus". Необходимо отметить высокий уровень исполнения литургических музыкальных произведений, характерных для храма Лурдской Божией Матери. Торжественные богослужения, совершаемые зачастую, как и в этот раз, по-латыни, привлекают не только католиков, но и ценителей старинной западной культуры, которую уже трудно, к сожалению, встретить в других храмах.
Завершилась месса Евхаристической процессией, в которой приняли участие 36 девушек в белых платьях. Порядок проведения процессий имеет в этом приходе характерную особенность - прежде, чем вернуться в пресвитерий, архиепископ, несущий Дароносицу, вместе с духовенством направился в находящуюся напротив ризницы часовню, где перед алтарем со статуей Марии он прочитал литанию Лурдской Божией Матери - Покровительнице прихода.
90 лет по человеческим меркам - более чем почтенный возраст. Что же касается храмов, то где-нибудь в Италии или Франции и несколько столетий - немного. Другое дело в России, где вихрь богоненавистничества уничтожил все католические храмы, кроме двух, один из которых - Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке. Поэтому, сколько бы ни открывалось новых храмов, этот всегда будет занимать особое место в истории Католической Церкви, оставаясь маяком веры, каковым он и был на протяжении 90 лет своего существования.

gastroguru © 2017