Храмы луксора. Луксорский храм – памятник древнеегипетской архитектуры эпохи Нового царства Храмовый комплекс в луксоре был посвящен

Ипет-Исут, Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ипет-Реc, Луксорский храм - развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Карнакский храм

Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.

Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

Центральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны (фото реконструкции справа) с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченные изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.

  • Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
  • Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

храмовый комплекс в Карнаке При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей . Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Луксорский храм - Храм Амон-Ра

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.

Со временем, Луксорский храм пришел в упадок и был занесен слоем песка, мусора и грунта , из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен.

На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.

Сюрпризы раскопок не прекращаются и в наше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконструкции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

Карнакский храм и Луксорский храм - это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности "Города живых" и "Города мертвых" . Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь - Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье "Луксор Город мертвых - Долина Царей и храм царицы Хатшепсут".

Факты о Луксорском храме Амон-Ра

  1. Декоративное убранство . Колонные и стены гипостиля были украшены многоцветными рельефами со сценами подвигов царей, битв и религиозных обрядов. Портреты фараонов дошли до нас искаженными или стесанными, а иероглифы, обозначавшие их имена, были переписаны фараонами последующих династий. Таким способом каждый новый правитель стремился увековечить память о своем роде и возвеличить себя самого.
  2. Пилоны . Для возведения массивных башен (пилонов) каменные блоки втаскивали наверх по насыпи из земли и кирпича, покрытой илом. Такая насыпь сохранилась у центральной части наружного пилона, оставшегося незаконченным.
  3. Аллея сфинксов . Вдоль дороги, ведущей от причала к пилонам входа, сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов с телом льва и головой барана (священного животного Амона). В дни праздников по аллее проносили статую Амона, царя всех богов. Торжественная процессия сопровождала божество до пристани – там начиналось ритуальное плавание по Нилу до храма в Луксоре и обратно.
  4. Центральная ось . Главные залы и дворцы располагались симметрично вдоль дороги, ведущей к святилищу. После завершения работ вокруг храма возводили ограду. К ней пристраивали ворота, устанавливали памятные знаки.
  5. Строительство . Каждую новую часть сооружения засыпали землей, создавая площадку, куда поднимали каменные плиты и балки. После завершения работ постройку откапывали, и ее архитектурные формы представали взору зрителей.
  6. Волшебный зал . Огромный колонный зал перекрывала каменная крыша. Синие потолки были расписаны желтыми звездами и парящими коршунами. Свет проникал через решетки центрального нефа. Диаметр каждой из 12 колонн, поддерживавших свод – 3,6 метров. За ними располагались еще 7 рядов по 9 колонн. Уходя в полумрак, этот каменный лес создавал впечатление бесконечного пространства.
  7. Наружный пилон . К наружному пилону (высота 42,6 м) прикреплялись мачты из корабельного леса. На них развевались огромные флаги, и вход в храм был виден издалека.
  8. Наружный двор . Возле павильона фараона Тахарки (не сохранился) останавливалась основная часть торжественной процессии: пройти внутрь могли только посвященные.
  9. Внутренний двор . Входом во внутренние дворы служили пилоны, перед ними устанавливали обелиски.
  10. Священное озеро . Искусственное озеро на территории храмового комплекса играло важную роль в ежедневных обрядах купаний и омовений. В нем также разводили водоплавающих птиц для церемонии жертвоприношения.
  11. Святилище . В глубине храма находилось маленькое темное святилище со статуей бога. Амона, стоявшей на ладье.
  12. Садовый павильон . В старейшей части комплекса находился Садовый павильон фараона Тутмоса III. Его стены были расписаны изображениями животных, птиц и растений.
  13. Обелиск царицы Хатшепсут . Обелиск из асуанского гранита с верхушкой, облицованной электром (сплав золота с серебром), доставили в Карнак на барже. С помощью насыпей и рычагов его опустили в вырытую в песке яму. Высота мемориального сооружения – около 30 метров.

Название :

Местонахождение : Луксор (Египет)

Создание : конец XV в. до н.э

Заказчик / Основатель : при фараоне Аменхотепе III










  1. Святилище , перед которым расположено несколько небольших культовых помещений. Почти все они украшены колоннами. В одном из юго-восточных помещений находится рельеф, на котором изображена сцена рождения Аменхотепа III. Эта тема представляет собой развитие мотива, который уже встречался в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
  2. Гипостильный зал с 32 колоннами , имеющими закрытые папирусообразные капители и расчлененные на отдельные «стебли» стволы. Благодаря видимой абаке в колоннах такого типа, особенно в месте стыка каменных бутонов и абаки, с большой силой проявляется опорная роль колонны.
  3. Двор , размером 45 на 51 м, обнесенный с трех сторон колоннадами с двумя рядами колонн. Всего в колоннадах 64 колонны.
  4. Первый пилон.
  5. Центральная колоннада , построенная на месте проектируемого огромного двора. При Аменхотепе III двор построить не успели, а возвели только колоннаду из 14 колонн с раскрытыми папирусообразными капителями. Высота колонн - 20 м. Так как их абаки почти не видны из-за капителей, колонны не кажутся слишком массивными. Благодаря закрытости абаки колоколом капители в колоннах такого типа создается видимый интервал между капителью и архитравными балками, и тем самым маскируется опорная роль колонны.

В Луксоре перед храмом также было найдено множество блоков, декорированных во времена Эхнатона, и доказывающих, что он не обошел вниманием этот комплекс.

Рамсес II расширил храм Аменхотепа III до 245 м, добавив к нему двор, окруженный со всех сторон колоннадами с двумя рядами колонн, общее число которых - 74. Колонны моностильные, с нерасчлененными на отдельные «стебли» стволами. В интерколумниях в южной части двора были поставлены огромные статуи Рамсеса II. В северо-западной части двора расположено святилище фиванской триады богов: Амона-Ра, Мут и Хонсу. Ось этого двора отклоняется от оси всего остального храма. Перед вторым пилоном Рамсес II поставил две колоссальные статуи и два обелиска, один из которых в 1831 г. был перевезен в Париж и установлен на площади Согласия.

Во времена правления Шабаки перед пилоном с двух сторон от обелисков были поставлены 4 ряда по 5 колонн, образующие небольшой двор. Отсюда начиналась мощеная аллея сфинксов, соединяющая Луксорский храм с Карнаком.

Во время пребывания в Египте Александра Македонского в храме были проведены восстановительные работы. Перед главным святилищем храма была сооружена новая часовня для барки Амона.

В римский период около храма возник военный лагерь, а сам храм стал центром римского императорского культа. В Средние Века передний двор был частично перестроен и превращен в мечеть.

    Источники:

  • Т. Саваренская “История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды”. Москва. Стройиздат. 1984 г.
  • “Description de l’Egypte, ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Egypte pendant l’expédition de l’armée française. Atlas géographique”. 1818

План
1. Общая характеристика периода строительства выбранного памятника искусства.
2. Общая характеристика архитектурно-художественного памятника.
3. Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника.
4. Анализ архитектурных особенностей изучаемого архитектурно-художественного памятника, сохранившихся памятников скульптуры, рельефных и живописных памятников.
5. Заключение.
6. Иллюстрации
Список литературы

Введение
Каждая эпоха оставляет за собой след. Это памятники культуры и искусства. Живопись, скульптура, архитектура могут многое рассказать о жизни предыдущих поколений, о том, что они думали, что чувствовали, каким представляли мир. На формирование художественных взглядов влияют многие факторы и потому каждый исторический памятник это - своего рода повествование о временах, когда он был создан. Внимательный зритель сможет узнать много интересного, вглядываясь в живописные полотна, скульптуры, особенности архитектурно сооружения.

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре один из самых ярких архитектурных памятников Древнего Египта.

Анализ архитектурно-художественных особенностей луксорского храма станет для нас увлекательной экскурсией в Египет времён Нового Царства.
Общая характеристика периода строительства выбранного памятника искусства.

Храмовый комплекс Ипет-Рес в Луксоре - подлинная каменная летопись египетского зодчества периода Нового Царства. В это время большое культовое строительство велось во всей стране, от истоков Нила до его дельты. Наибольшее количество храмов было воздвигнуто на восточном берегу Нила - в Фивах, в древних Ипет-Сут и Ипет-Рес, современных Карнаке и Луксоре.

Особенности архитектуры и культуры Древнего Египта были обусловлены географической изолированностью Египта. Народ Египта с подозрением относился к чужеземцам. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и являлись олицетворением хаоса, угрожающего гармонии египетского государства. Географические и климатические особенности государства сформировали особое мировоззрение местного населения.
Огромное место в жизни египетского государства играла религия. Именно религия оказала огромное влияние на искусство и архитектуру Египта. Особенно важны два момента: сложение египетского пантеона богов и заупокойный культ. Ключевой фигурой был Амон. Фараон провозглашался сыном Амона. Именно в честь Амона воздвигаются самые грандиозные святилища. Храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.

Какими же были основные черты храмовой архитектуры Нового царства? Прежде всего, надо отметить, что в начале этой эпохи происходит отделение места погребения от заупокойного храма. Храм строился в пределах нильской долины, располагаясь на ровном участке. Погребение переносилось за горный хребет и устраивалось в выдолбленной в скале пещере. Весь участок, занятый храмом, окружала высокая массивная стена. К храму от Нила вела широкая мощёная дорога, заставленная правильными рядами сфинксов из красного песчаника. Погребение производилось тайно, и вход в гробницу тщательно маскировался с целью предохранения от ограбления. Большая часть гробниц фараонов Нового царства сосредоточена в уединённой Долине Царей (Гибан-эль-Молук) на левом, западном берегу Нила. Особенно грандиозный размах в период Нового царства храмовое строительство получило на противоположном от Дейр-эль-Бахри, восточном берегу Нила, в столице Египта - прославленных Фивах. Хотя храмы Нового царства очень разнообразны по оформлению фасада, по построению внутреннего пространства и декору интерьеров, в основе их планировки лежал один и тот же принцип. Храмовый участок, имевший форму вытянутого прямоугольника, был обнесён мощной стеной. К расположенному на фасаде входу вела широкая дорога, обставленная по сторонам статуями сфинксов. Своеобразие этих скульптур заключалось в том, что каждая из них представляет собой самостоятельное произведение, но все статуи повторяют друг друга; поэтому они не рассчитаны на длительное рассмотрение, не требуют ни обхода, ни остановки. Ряд повторяющихся скульптур направлял движение молящегося, создавал настроение торжественности перед входом в храм. Затем на пути входящего вставала преграда. Вход в храм оформлялся в виде пилона - двух высоких башен с узким проходом между ними. Башни эти были очень велики и массивны, их боковые стороны имели лёгкий наклон. Египетский мастер, учитывая своеобразие зрительного восприятия, по которому абсолютно прямая высокая стена вблизи кажется падающей вперёд, скашивал поверхность пилона, благодаря чему пилон при рассмотрении вблизи кажется идеально прямым. Перед пилоном стояли колоссальные статуи фараона, обрамлявшие вход. Вся поверхность пилона покрывалась рельефами, прославлявшими военные подвиги фараона. В период Нового царства излюбленным стал углублённый рельеф; такая техника позволяла лучше детализировать фигуры, вместе с тем, она предохраняла рельеф, расположенный на наружной стене, от выветривания и повреждения. Глубоко врезанные контуры усиливали светотеневую моделировку и делали изображение более пластичным. Пройдя через вход, посетитель попадал в открытый ярко освещенный солнцем двор, обрамленный со всех сторон колоннадой. За двором находился многоколонный гипостильный зал; расположенные в несколько рядов колонны разделяли пространство зала на проходы - нефы. Центральный неф, более высокий, чем боковые, имел в крыше окна, которые освещали зал неярким ровным светом. За большим залом иногда располагались залы меньшего размера. Композиция замыкалась одной или несколькими молельнями, в которых стояли статуи божеств. Молельни не имели окон и освещались только искусственным светом. Хотя в зависимости от времени строительства, местоположения и, наконец, от творческой индивидуальности зодчего, руководившего постройкой, облик храма менялся, почти все храмы, сооружённые в период Нового царства, построены по данному каноническому плану.

Общая характеристика храмового комплекса в Луксоре
Храмовый комплекс в Луксоре (Ипет-Рес) - культовый памятник.
Построен в честь бога Амон-Ра
Начало строительства - XIV век до н.э. при фараоне Аменофисе
Размер храмового комплекса - 208 метров в длину и 54 метра в ширину

Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника
Луксорский храм - храмовый комплекс, построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонов. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длину и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память. Сегодня храм в Луксоре, это в большой степени развалины. Луксорский храм пришёл в упадок. Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войска Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись и Египет уже не мог им противостоять. Со временем храм был занесён слоем песка, мусора и грунта. Многие учёные утверждают, что именно благодаря этому храм в Луксоре не был полностью разрушен. Но даже то, что мы можем увидеть сегодня, говорит о былом величии храма.

Анализ архитектурных особенностей изучаемого архитектурно-художественного памятника, сохранившихся памятников скульптуры, рельефных и живописных памятников.
Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусств. Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм, Внутренние палаты, Южный покой) – одно из самых изысканных творений египетских зодчих. В конце лета, когда Нил выходил из берегов и вода становилась красной, как кровь, начинался фестиваль OPET. Божественные образы Амона (бог солнца), его супруги Мут (богиня войны) и сына Хонсу (бог Луны) пышной процессией путешествовали из Карнакского храма в Луксорский, для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи.

К храму вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 метров. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - два брата близнеца Хори и Сути.

Рассмотрим план храма Ипет-Рес: в нём нетрудно выделить три основные части.

Первая - вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 метров высоты с капителями в виде цветущего папируса).

Вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесённый двухрядной колоннадой.

Третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские «заросли» каменного папируса имело и «световую драматургию» от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешёченные проёмы, к таинственному полумраку искусственно освещённой молельни. Некоторые учёные считают, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

В Луксорском храме гармоничная ясность замысла скрашивает все «чрезмерности». Для него характерна исключительно чёткая планировка. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный зал с 32-мя колоннами, выполненными в форме связок папируса. Этот зал соединялся с большим перистилем - открытым двором, обнесённым портиками, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала. В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений.

К северной части перистильного двора примыкала центральная, или процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших «стеблей» папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона-Ра: центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу. Их сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, процессии священных животных и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон («Южный покой Амона»).
В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. одна из них, изображающая Рамзеса II, сидящем на престоле, называлась «Солнце властителей стран иноземных». У ног владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура Нефертари, любимой жены фараона. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II: две средние статуи были выполнены из чёрного гранита и представляли фараона сидящим, четыре были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим. Высота каждой статуи около 20 метров. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Стены и колонны покрыты рельефами, посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Тут же изображена и сама битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, вереницы воинов.

От могучего пилона Луксорского храма Амона-Ра к Карнакскому вела аллея сфинксов. Первоначально они были с головой барана - священного животного бога Амона, и телом льва. Во времена XX династии они были заменены сфинксами с человеческими головами. Эта аллея вскоре разделилась на две: правая вела к храму Мут, а левая - к храму Хонсу. Луксорский храм таким образом оказывался включённым в Карнакский комплекс.

Храм Ипет-Рес до сих пор поражает пропорциональностью, гармонией, совершенством форм, а также оригинальными фресками, рельефами и древними письменами.

Некогда входной пилон был украшен шестью монументальными статуями. Сегодня можно увидеть только три огромных статуи (до 20 метров высотой): фараона Рамзеса II, Нефертари (его супруги) и один из двух гранитных обелисков.
Даже Александр Македонский оставил свой след в истории Луксорского храма - в честь него к задней стороне здания был присоединён гранитный храм. Христианская эра внесла свои коррективы - в это время гипостильный зал храма служил христианской церковью, причём оставался ею и некоторое время после.

В настоящее время Луксорский храм находится на стадии раскопок. Вплоть до 19 века исторический памятник был погребён под слоем песка. В конце концов над ним была построена мусульманская мечеть, которая, несмотря на процесс раскопок, сохранена и является частью исторического комплекса. Здание храма не просто огромно - в высоту его колонны достигают 70 метров, а внутри ранее помещалась целая деревня.

Архитекторы и научные работники посвящают годы восстановлению величественного здания, а также аллеи, соединяющей два храма - Луксорский и Карнакский. В длину аллея сфинксов достигает 2 километров и в настоящее время большая её часть уже восстановлена.

К сожалению, стены великолепной колоннады храма сохранились лишь на треть, но на них можно рассмотреть рельефы, описывающие проведение праздника Опет, посвящённому Амону Ра. В центре изображений расположены священные ладьи богов, сопровождаемые жрецами, веселящиеся по поводу праздника люди и, разумеется, сам фараон. Как величайший мудрец и талантливый архитектор, Аменхотеп, сын Хапу, был обожествлён при жизни и пользовался признанием и славой. На трёх его статуях, сохранившихся по сей день, высечены истории, рассказывающие о его жизни.

Знамениты и фрески храма. Одни из самых важных ценностей считаются рельефы, посвящённые рождению фараона от самого бога небес. Амон-Ра долго искал и нашёл прекраснейшую женщину на Земле Мутемуйу, жену фараона Тутмоса IV. Приняв вид супруга самой прекрасной из женщин, бог Амон-Ра проник на её ложе, и они зачали будущего фараона Аменхотеп III. Красавица царица, однако догадалась, что отцом ребёнка стал сам бог Амон-Ра, а посланец богов Тот подтвердил её догадки, сообщив ей благую весть, что он станет матерью сына бога.
Весь пантеон богов постарался что-либо сделать для новорождённого, каждый преподнёс дары, ограждающие дитя от бед, и все предрекают тысячелетнее процветание рода: бог Хатхор из глины вылепил для младенца особую «жизненную силу», богиня родов Месхенет приняла новорождённого на кирпичах в зале рождений. Эти кирпичи символизируют четырёх великих богинь, выполняющих роли повитух и кормилиц: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Хатхор и Мут дают новорождённого сына отцу, который берёт его на руки, тем самым, по египетским законам, признаёт своё отцовство. Ребёнка кормят божественным молоком. Это молоко разрешено испить при рождении царя, его коронации и после смерти, чтобы обрести власть и в миру потустороннем, обрести право на воскрешение. Имя ребёнка вносится богами в храмовые списки жизни.

Заключение
На сегодняшний день Луксорский храмовый комплекс входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно миллионы туристов приезжают увидеть этот великолепный архитектурный памятник. Даже в соседстве с современной городской инфраструктурой, которая окружает Луксорский храм, он не становится менее притягательным. В вечернее время храм эффектно подсвечивается, что только добавляет ему мистической загадочности. Хотя и при лунном свете храм обретает таинственный ореол.

Луксорский храм - святилище древних богов вновь и вновь поражает воображение не только совершенством пропорций и грандиозностью, но и внутренней гармонией, незыблемостью и каким-то неземным спокойствием. Мощные колонны, величественные фигуры царей, уста которых замерли в загадочной полуулыбке, таинственные иероглифы, высеченные в камне помогают перенестись во времена давно минувших дней. Кажется, что образы этих великих фараонов обретают новую жизнь каждый вечер с закатом солнца, когда с необычайным искусством подсвеченный храм, словно мираж возвышается над берегом Нила.

Иллюстрации




Храм Амона Ра в Луксоре на сегодняшний день является одним из известнейших памятников древнеегипетской культуры. Храм в свое время являлся вторым по значимости храмом Древнего Египта. Мрамор, колонны, огромные пилоны, статуи фараонов высотой 14 метров, обелиски, рельефы, иероглифы и многое другое ожидает путешественника в этом прекрасном сооружении.

Как и храм в Карнаке Луксорский храм посвящен богу Амону. Находясь всего в трех километрах южнее Карнакского храма, храм Амона в Луксоре обычно оставался в тени славы главного храма столицы.

Судя по оставленным иероглифам, строительством храма занимались братья Гори и Сути. Но основные сооружения выполнил зодчий Аменхотепа III Аменхотеп, сын Хапу. О славе этого архитектора ходили легенды еще при его жизни, поэтому даже сохранились его статуи с жизнеописанием.

Аллея сфинксов и пилоны

Луксорский храм в Египте воплотил в себе множество исторических эпох: завоевания, борьба за власть, религиозные войны. Здесь есть и храм Александра Македонского, прозвавшего себя сыном Амона, есть и крепость, возведенная римскими завоевателями. Римляне плотно поглотили храм в своем строении. Так пилоны стали служить главным входом в лагерь, а сам храм делил постройку на две части – западную и восточную. Не обошлось и без изменений в храме. Здесь были сооружены перегородки, и обустроена капелла, посвященная существовавшему в то время культу императора. Стены были украшены изображениями императора и легионеров.

Колонны

Здесь же можно увидеть христианскую часовню, появившуюся, судя по всем, в первых веках нашей эры. В некоторых местах храма бога Амона в Луксоре можно заметить разрушение изображений древних богов, применявшееся как раз в религиозной борьбе того времени.

Статуя Рамзеса II стоя

Храм не пропустил влияния и мусульманской религии. Завоевавшие Египет арабы построили здесь мечеть Абу-эль-Хагаг. Мечеть построили на крыше храма, потому что когда шло ее возведение, Луксорский храм Древнего Египта был присыпан песком, и его верхнюю часть использовали в качестве фундамента. На сегодняшний день, после расчистки, мечеть выглядит как верхняя надстройка.

Статуя Рамзеса II сидя

Храм имеет форму прямоугольника, вытянутого вдоль Нила. В плане выделяется четкость сооружения и почти полная симметричность. Центральное здание в длину занимает 190 метров. Примечательно обилие колонн, находящихся в храме Амона Ра в Луксоре: в залах, в вестибюле, в центральной колоннаде. Всего здесь 151 колонна, каждая из них украшена цветком папируса. Здесь же имеются и рельефы, повествующие о легендарной жизни Аменхотепа III .

Гранитный обелиск

Расширением Луксорского храма занимались и при Рамсесе II . Был построен новый пилон, установлены статуи Рамсеса II в стоящих и сидящих позах. Строители возвели и новые колоннады двора, гранитные обелиски.

Мечеть Абу-эль-Хагаг

Строительство храма уравновесило общий ансамбль древних Фив. Расположенный на юге вместе с храмом Аменхотепа III , он компенсировал влияние северных храмов – Карнакского и Хатшепсут , что подчеркивало идеальность, красоту, богатство столицы Египта.

После разрушения города ассирийцами в 663 году нашей эры столица была перенесена, и до 1930-х годов храм Амона в Луксоре находился под завалами песка, пока не начались раскопки. И хотя его текущее положение не отражает всей былой красоты, даже эти останки не позволяют усомниться в искусности и мастерстве древних строителей.

Луксорским храмом называют храм верховного бога Древнего Египта Амона-Ра, расположенный на территории современного египетского города Луксор. Ранее здесь находилась южная часть Фив, столицы Древнего Египта времён XI-XXI династий. В 2,5 км. к северу находится главное святилище Египта Фиванского периода – Амона-Ра.

Луксорский храм был вторым по значению храмом Египта. Сегодня это один из наиболее известных и посещаемых исторических памятников страны. С 1979 года храм является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История постройки

По возрасту храм в Луксоре уступает Карнакскому. Начало возведения Луксорского святилища связывают с именем Аменхотепа III (правил в 1388-1351 гг. до н. э.). Это было время великого экономического и политического расцвета древнеегипетской цивилизации. Аменхотеп III вёл беспрецедентное по масштабам храмовое строительство, от эпохи его правления остались великолепные скульптуры, замечательные ювелирные изделия и множество других произведений искусства, составляющих сейчас гордость лучших музеев мира.

Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя.

Работами руководил знаменитый египетский зодчий Аменхотеп. Выходец из простой семьи, Аменхотеп смог стать царским писцом и управляющим всеми царскими работами, то есть одним из первых сановников государства. При дворе Аменхотеп пользовался непререкаемым авторитетом, а после смерти по приказу фараона был обожествлён. Сохранились статуи, изображавшие Аменхотепа, несколько из них найдено в Карнаке. Также известны имена мастеров, участвовавших в строительстве - братьев-близнецов Гори и Сути.

При Аменхотепе III была отстроена основная часть храма – центральное здание, ведущая к главному входу колоннада, просторный перистиль (двор, обрамлённый колоннами).

В правление Рамзеса II храм значительно расширили. К нему был пристроен ещё один перистиль размером 45 на 51 м. и возведён пилон. Перед входом установили шесть скульптурных изображений Рамзеса и два обелиска.

Сооружение Луксорского храма и постройка Аллеи сфинксов, тянувшейся к Карнаку, придало завершённость и симметричность фиванскому храмовому комплексу, объединив оба храма в единый гармоничный архитектурный ансамбль.

Собственно египетское строительство прекратилось в 663 г. до н. э., когда ассирийские войска царя-завоевателя Ашшурбанипала захватили и разграбили Фивы. Фараоны навсегда перебираются на север страны, и город приходит в упадок.

Тем не менее, в Луксоре продолжали появляться новые постройки. Александр Македонский, провозглашённый жрецами сыном Амона, воздвиг здесь святилище, а в начале нашей эры была выстроена христианская часовня. В то время христиане активно боролись против языческих верований, и многие изображения древних богов несут следы попыток уничтожения.












На территории храма есть также римская крепость. Пилон Рамзеса II стал входом в укрепление, главный зал храма был разделён перегородками. В одном из помещений римляне создали святилище обожествлённого императора, а на стенах поместили изображения императора и легионеров. Последней значительной постройкой в Луксоре стала мечеть Абу-эль-Хагаг. Возраст её свыше 900 лет, а фундаментом ей послужила крыша храма, здание которого было почти полностью занесено песком.

Храмы и сооружения Луксора

Древнейший Луксорский храм - прямоугольное строение длиной 190 м., ориентированное в меридиональном направлении. К святилищу примыкает широкий двор, обрамлённый двойным рядом колонн высотой 20 м. с капителями, имитирующими связки папируса. Путь в святилище лежал через величественный вестибюль с 32 колоннами, а у северного выхода из ансамбля была выстроена галерея, состоящая из 14 монументальных колонн, производящих впечатление удивительной лёгкости из-за своих совершенных пропорций.

Великолепные колоннады – своего рода визитная карточка Луксора. Всего здесь 151 колонна. А, поскольку капители большинства колонн стилизованы под связки или цветы папируса, всё строение напоминает удивительный лес из камня.

Стены святилища внутри украшены рельефными изображениями сцен из жизни Аменхотепа III. Поскольку настоящим отцом фараона считался сам Амон-Ра, на рельефах была представлена вся жизнь Аменхотепа III, начиная от зачатия его богом и заканчивая вручением Амоном сыну атрибутов царской власти.

Величественное зрелище представляют и здания эпохи Рамзеса II – пилон и перистильный двор. Во дворе насчитывалось 74 колонны, у подножия которых были установлены огромные статуи фараона. На внешней стороне пилона были запечатлены сцены войны Рамзеса II с хеттами, а также помещён текст эпоса Пентаура, повествующего о битве у города Кадеша (нынешняя Сирия). Победу в этом сражении Рамзес II считал главным триумфом своей жизни, поэтому эпизоды битвы и эпос Пентаура по его приказу были размещены также в Карнаке и Рамессеуме, поминальном храме фараона.

Перед пилоном установили шесть изваяний Рамзеса II. Четыре, из розового гранита, представляли его стоящим, две из чёрного - сидящим. Да наших дней дошло всего две скульптуры. Здесь же возвышалось два гранитных обелиска 25-метровой высоты. Один из них в 1819 году паша Египта Мухаммед Али преподнёс в дар французскому королю Луи-Филиппу, и сейчас обелиск украшает площадь Согласия в Париже. Второй стоит на том же месте, где его установили по приказу Рамзеса.

Общая длина ансамбля составляет 260 метров. Чтобы увидеть храм Александра Великого и римские постройки, придётся пройти через весь комплекс. А вот мечеть прекрасно видна отовсюду. После того, как археологи в значительной мере расчистили древние здания, мечеть выглядит как надстройка над главным храмом.

Раскопки на территории Луксорского храма продолжаются, и археологи время от времени находят всё новые элементы ансамбля. И хотя нынешнее состояние храма позволяет лишь догадываться о его прежней красоте, Луксорский комплекс по сей день производит неизгладимое впечатление своей гармоничностью и монументальным величием.

gastroguru © 2017