Сантьяго Калатрава-испанец удививший мир. Архитектура Сантьяго Калатравы – будущее наступило Строительные материалы которые использует сантьяго калатрава

Испанский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Его эстетику иногда определяют как «био-тек».


Мост Женщины в аргентинском Буэнос-Айресе - единственная работа Сантьяго Калатравы в Южной Америке.Местный бизнесмен Гонзалес решил совместить культурное с прогрессивным и полезным и пригласил Сантьяго Калатраву возвести в Буэнос-Айросе футуристичный пешеходный мост. Калатрава, выработавший к тому времени фирменную стилистику мостов, решил построить в Аргентине модификацию знаменитого одноопорного моста. Главной его особенностью (помимо, собственно, опоры, повёрнутой, впервые в его практике, не к берегу, а...

Местный бизнесмен Гонзалес решил совместить культурное с прогрессивным и полезным и пригласил Сантьяго Калатраву возвести в Буэнос-Айросе футуристичный пешеходный мост. Калатрава, выработавший к тому времени фирменную стилистику мостов, решил построить в Аргентине модификацию знаменитого одноопорного моста. Главной его особенностью (помимо, собственно, опоры, повёрнутой, впервые в его практике, не к берегу, а в направлении моста) стала подвижная центральная часть. Она способна поворачиваться на 90 градусов, тем самым обеспечивая пропуск крупногабаритных судов.


Выставки искусств пытались проводить в Милуоки ещё с 1872 года. В 1881 году выставки проводились уже в местном выставочном зале. Вскоре после этого Александра Митчелл пожертвовала всю свою коллекцию для строительства первой в истории города постоянной галереи искусств.В 1994 году, после долгих поисков, комиссия музея принимает решение заказать проект будущего здания Сантьяго Калатраве, чьи нестандартные идеи произвели сильное впечатление на неё. Павильон Квадраччи разместился на 13 200 квадратных метрах. З...

В 1994 году, после долгих поисков, комиссия музея принимает решение заказать проект будущего здания Сантьяго Калатраве, чьи нестандартные идеи произвели сильное впечатление на неё. Павильон Квадраччи разместился на 13 200 квадратных метрах. Здание имеет солнцезащитный экран, состоящий из подвижных элементов, которые при поднимании и опускании создают эффект парящей птицы. На осуществление этой задумки Калатраве потребовалось 72 стальных «пера» длиной от 8 до 32 метров. Вес всей конструкции составил аж 90 тонн. Но несмотря на свою массивность, «крылья» выглядят практически невесомыми, да и «взмах» осуществляют всего за 3,5 минуты.

Кстати, в целях безопасности на «крыльях» установлены датчики, постоянно контролирующие скорость и направление ветра. И если ветер более трёх секунд дует со скоростью 10 метров в секунду, система автоматически складывает солнцезащитный экран.


Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе(Auditorio de Tenerife) считается одним из самых значительных произведений современной архитектуры. Он построен в 2003 году и является работой Сантьяго Калатравы.Творение Калатравы расположилось на берегу Санта-Крус-де-Тенерифе на площади в 23 000 квадратных метра. Четверть этого пространства (6471 кв.м.) отдана непосредственно под нужды оперного театра. Остальная (и большая) часть отведена под террасы.Но главный элемент, привлекающий так много внимания к зданию Концертн...

Творение Калатравы расположилось на берегу Санта-Крус-де-Тенерифе на площади в 23 000 квадратных метра. Четверть этого пространства (6471 кв.м.) отдана непосредственно под нужды оперного театра. Остальная (и большая) часть отведена под террасы.

Но главный элемент, привлекающий так много внимания к зданию Концертного зала, в состав бесчисленных холлов и террас не входит, он над ними возвышается (на 58 метров). Это… вторая крыша. Выполненная в форме волны и вылитая из бетона, она, по большей части, имеет декоративное назначение (ведь у оперного театра имеется своя крыша). Однако, есть у неё и полезные свойства. Во внутреннюю часть крыши встроены лампы, которые в тёмное время суток дают великолепное мягкое освещение. Причём свет распределён таким образом, что подсвечивается как основное здание, так и площадки, прилегающие к нему. Также бетонная волна, просматриваясь практически с любой точки в городе, может служить ориентиром для туристов и жителей Тенерифе.


Гар-де-Сент-Экзюпери - железнодорожная станция из стали и бетона близ Лиона, Франция, часть аэропорта Лион-Сент-Экзюпери.Вокзал был спроектирован известным архитектором Сантьяго Калатрава. Примерная стоимость – 750 млн франков. Открыт 3 июля 1994 года.Если присмотреться, общий силуэт здания ж/д станции напоминает взлетающую птицу (что символично, учитывая, что в нескольких сотнях метров от вокзала стоит аэропорт). Правда, обычная птица навряд ли взлетела, будь у неё «крылышки» весом 1300 тонн. «Крылья» зак...

Если присмотреться, общий силуэт здания ж/д станции напоминает взлетающую птицу (что символично, учитывая, что в нескольких сотнях метров от вокзала стоит аэропорт). Правда, обычная птица навряд ли взлетела, будь у неё «крылышки» весом 1300 тонн. «Крылья» закрывают основное здание вокзала размером 120х100 метров. Помимо птицы на станции можно найти и силуэты людей. Они скрываются в колоннах, поддерживающих навес над подходящими к вокзалу железнодорожными путями.


Витой небоскрёб Turning Torso в Мальмё при высоте 190 метров является самым высоким жилым зданием в Скандинавии и вторым по высоте в Европе. По вертикали небоскрёб Turning Torso разделён на девять пятиугольных сегметов, поворот каждого из которых составляет 10 градусов по часовой стрелке. Нагрузка от 54-х этажей идёт на вертикальное ядро, которое поддерживают внешние рамки из стали (см. третий снимок). Вид на это замечательное здание со стороны пролива Эресунд Вы можете увидеть на втором снимке. HSB Turnin...

Взяв за основу скульптуру, состоящую из 7 кубов, слегка повёрнутых друг относительно друга, разработал проект TurningTorso(«Поворачивающееся туловище»), насчитывающий уже 9 кубических секций, разница между углом поворота 1-ого и 9-ого блоков которого составляла 90 градусов. Только если в скульптуре «кубы» были «закручены» относительно изогнутого стального стержня, то в доме – относительно внутренней осевой железобетонной конструкции, в которую были помещены лифты и лестницы.

Чтобы дом был устойчивым, его фундамент пришлось углубить в землю на 18 метров, три из которых «закрепили» в скальном основании. Чтобы здание было во всех смыслах инновационным, его снабдили автономными источниками энергии: ветровой электростанцией и солнечными батареями.


Железнодорожный вокзал Льеж-Гийемен в бельгийском городке Льеж является основной транспортной артерией, проходящей через город и одним из главных высокоскоростных железнодорожных узлов страны.Одна из последних реализованных работ Сантьяго Калатравы – это вокзал Льеж-Гийемен в Бельгии. Его открытие состоялось в сентябре 2009 года. Перед Калатравой стояла задача – построить современное здание, которое могло бы принимать не только обычные пригородные поезда, но и скоростные серии TGV (для обеспечения быстрой...

Одна из последних реализованных работ Сантьяго Калатравы – это вокзал Льеж-Гийемен в Бельгии. Его открытие состоялось в сентябре 2009 года. Перед Калатравой стояла задача – построить современное здание, которое могло бы принимать не только обычные пригородные поезда, но и скоростные серии TGV (для обеспечения быстрой доставки пассажиров до соседних стран – Франции, Великобритании, Голландии и Германии). На вокзале должны появиться платформы большей длины и ширины, да и доступ поездов к ним должен стать удобнее. Также важным моментом было предусмотреть сообщение вокзала с сетью автомагистралей. В этой связи Калатраве пришлось позаботиться о строительстве мостов и виадуков и дополнительного парковочного пространства на 800 машиномест (всего вокзал располагает 1500 мест).

Помимо того, что «перерождённый» Льеж-Гийемен отвечает всем поставленным требованиям, он ещё и поражает воображение своим дизайном. Здание вокзала своими формами напоминает волны, а если рассматривать его в совокупности с железнодорожными путями, то и целый водопад (который особенно эффектно смотрится в вечернее время, когда включается белая подсветка).

Отличительной особенностью вокзала Льеж-Гийемен является отсутствие у него стен. По сути, от внешнего мира станцию укрывает лишь огромная волнообразная крыша. Её прозрачность позволяет не только любоваться пассажирам панорамами города в ожидании поезда, но и символизирует главную идею вокзала – открытость и доступность.


Kashey
Скажи что

Современная архитектура - дело тонкое и кропотливое, хотя на первый взгляд может показаться совсем иначе. И с данным утверждением лично знаком испанский архитектор и скульптор Сантьяго Калатрава. Среди его работ - многочисленные футуристичные сооружения, которые разбросаны по различным континентам нашей планеты. Каждый его проект - шедевр, понять который может лишь истинный ценитель стиля.

Сантьяго Калатрава: биография

Будущий архитектор родился в городе Валенсии 28 июля 1951 года. С детства он проявлял творческие способности, поэтому отправился учиться в Школу архитектуры, искусства и ремесел в своем родном городе. Дальнейшее образование Сантьяго Калатрава получал в Цюрихе, в Швейцарской высшей технической школе. Там он получил свой первый диплом инженера и решил остаться в этом городе для дальнейшего творческого развития. Будучи совсем молодым, он открыл в Швейцарии собственную мастерскую, где выступал в роли архитектора и инженера одновременно. После удачно выполненного первого проекта - ангара для завода компании Jakem, мастер смог открыть филиал в Париже.

Дальнейшая работа

В 1983 году архитектор Сантьяго Калатрава получает очень серьезное и важное задание. Ему нужно спроектировать железнодорожный вокзал, который будет расположен в пригороде Цюриха. С задачей мастер справился на «раз-два» и сразу же приступил к своему следующему, куда более важному проекту. Хотя стоит сказать, на начальных этапах сам Калатрава не думал, что данный заказ сыграет решающую роль в его карьере. Он всего лишь проектировал мост под названием «9 октября» в своей родной Валенсии. За ним последовала целая цепочка мостов, которые архитектор построил для европейских стран, американских и азиатских. Позднее Сантьяго Калатрава спроектировал еще несколько железнодорожных станций в Европе и вскорости сумел открыть третий филиал своей компании - в городе Валенсии.

Истоки вдохновения

Несмотря на то, что все работы архитектора выполнены в футуристичном, можно сказать, неземном стиле, основаны они на естественных формах, которые встречаются в природе. Как утверждает сам Сантьяго Калатрава, он очень любит наблюдать за целостностью живого мира, который его окружает. Его творческий разум цепляют не только красивые пейзажи, горные склоны и бесконечные морские просторы. Он ищет нечто тонкое, то, что даст ему толчок создать новый шедевр в людях, животных, в их формах и повадках, в их цветах и настроении, и всегда находит. Именно поэтому все его творения, даже невзирая на полный отрыв от всего земного, смотрятся невероятно органично и уместно в любом антураже. Они будто частица природы, которая имеет такие же естественные формы, изгибы и цвета.

Стилистика

Для начала предлагаем обратить внимание на мастеров, которые в свое время послужили основой для дальнейшего творческого развития Калатравы. Их работы, конечно же, принципиально отличаются от тех, которые мы сейчас рассматриваем. Но есть нечто общее, что объединяет их, какие-то отдельные детали, моменты, технологии. Каким же словом можно охарактеризовать все проекты, которые создал Сантьяго Калатрава? Стиль определяется как био-тек, или же романтический хай-тек. Это современная нео-органическая архитектура, выразительность конструкций которой достигается путем копирование природных форм. При этом стоит отметить, что четкая имитация в данном случае отсутствует. Подобные попытки осуществлялись, но в результате оказалось, что в сооружении есть множество нефункциональных отсеков. В целом этот стиль находится в стадии разработки и не имеет четких границ пока что. Считается, что он либо подвластен творцу, либо же нет.

Сантьяго Калатрава: проекты

В работах этого замечательного испанского архитектора прослеживается явное влияние Ле Корбюзье, они так же лаконичны и целостны. Но в то же время проекты Калатравы куда более пластичны, в них больше природы и естественности. Стоит сказать, что огромное влияние на технику исполнения оказывает его второе увлечение - скульптура. Он придает пластичность любым формам, и на первый взгляд кажется, что внешний вид - главный козырь всех его построек. Однако инженерное образование позволило Сантьяго сооружать не просто красивые здания, а еще и функциональные. Это, пожалуй, самое уникальное сочетание в мире, когда учтены и эстетические аспекты, и практические. Давайте же рассмотрим, какие проекты этого автора стали его визитной карточкой, благодаря чему он прославился и чем покорил сердца людей.

Жилое здание «Поворачивающееся туловище», Мальме, Швеция

Вдохновение автор черпал из собственной же скульптуры, которая называется «Закручивающееся тело». Она изображает человека, который готовится метать диск. Это здание второе по высоте в Европе и первое - в странах Скандинавии. Оно состоит из девяти блоков, которые располагаются друг на друге, смещенные под определенным углом. В результате получается, что верхний блок смещен относительно нижнего ровно на 90 градусов.

«Город искусств и наук», Валенсия, Испания

Этот комплекс был выстроен в 1998 году на дне осушенной реки Турия. В данном случае Калатрава сотрудничал с архитектором Феликсом Кунделой, и совместная работа двух талантов превзошла все ожидания. «Город искусств и наук» - архитектурный комплекс, состоящий из пяти зданий, автором трех из которых стал Сантьяго. Его гордость в этом проекте - Оперный театр и театральная сцена. Конструкция по форме напоминает рыбу, широко открывшую рот. Интереснейшая деталь сооружения - это крыша-плавник. Также в рамках данного комплекса архитектор соорудил здание, напоминающее человеческий глаз. Там расположены кинотеатр, планетарий и театр лазерных постановок. Ну и третья часть комплекса - это сад-галерея.

Зал Аудиторио-де-Тенерифе, о. Тенерифе, Испания

Это сооружение по праву считается арт-объектом, оно невероятно красивое и очень нестандартное. По форме напоминает то ли рыбу, то ли космический корабль. Его стены плавно перетекают в крышу, постепенно меняют свою высоту и ширину. Здание примечательно тем, что не имеет фасада - на него можно смотреть с любого ракурса, и во всех случаях оно будет прекрасным.

Мост «Арфа Давида», Иерусалим, Израиль

На территории Иерусалима это первый подвесной мост. Его мачта и полотно уравновешены между собой с помощью 66 струн, диаметр каждой из которых составляет 5 см. общая высота конструкции составляет 118 метров, длина - 360 метров, а ширина - 14,82 метра. На мосту двустороннее автомобильное движение, а также пешеходные тротуары.

«Сияющая жемчужина Афин», Афины, Греция

В 2004 году Калатрава принялся реконструировать Афинский спортивный комплекс, и его обновления стали для города настоящим шедевром. В частности, он обновил стадион для легкой атлетики. Сооружение состоит из 200-метровых арок из стали, которые поднимаются на высоту 60-ти метров. По форме эта конструкция напоминает параболу, или же изображает узор, по которому летит легкоатлетический диск. Над всем этим великолепием возвышается купол из ламинированного стекла. Наряду с такой «бионикой» Сантьяго спроектировал пешеходные дорожки, сады и обрамил все это в сводчатые арки.

Башня «Монжуик», Барселона, Испания

Это более давнее творчество Сантьяго Калатравы, которое датируется 1991 годом. Телекоммуникационную башню «Монжуик» построили для трансляции Олимпийских игр, которые проходили в Барселоне в 1992 году.

По форме она напоминает некий узелок, хотя сам автор говорил, что за основу он взял атлета, держащего кубок в руках. Благодаря форме и высоте этой башни, часто ее используют как солнечные часы.

Валенсиец Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava) - удивительный архитектор. Его творчество никто не критикует, им восхищаются коллеги, его здания обожает публика, далекая от архитектуры. Cегодня 67-летний архитектор Сантьяго Калатрава (р.28.07. 1951) знаменит на весь мир. Где только он не возводит белоснежные ажурные здания-миражи, прославляя родную Испанию, - в Канаде, Китае, США, Швейции, Венеции и так далее.

Шедевр современной архитектуры - Оперный театр Аудиторио-де-Тенерифе (Auditorio de Tenerife) - одно из самых известных зданий в Испании и достопримечательностей Канарских островов. 2003.

Калатрава родился под счастливой звездой: практически всю свою творческую жизнь с конца 1970-х до 2010-х он строит, как видит, при этом труд его востребован и высоко оценен. Он изучал живопись, рисунок и архитектуру в родной Валенсии, потом получил серьезное инженерное образование в Цюрихе. Там начал собственную архитектурную практику, и до сих пор в Швейцарии реализовано его построек больше, чем где-либо.

Проект моста в Денвере, часть программы South Terminal Redevelopment для международного аэропорта в Денвере (DIA). 2016.

Калатрава очень много проектировал для Америки. Милуоки гордится парадным павильоном Музея искусств с раскрывающимися солнцерезами, Нью-Йорк - пересадочной станцией на Граунд Зеро, площадка создана на месте трагически разрушенных башен Всемирного торгового центра. Чикаго - гигантским белым «сверлом» Сhicago Spire. Небоскреб высотой 610 метров признан самым высоким жилым зданием в США.

Американцы не только любят Калатраву, они устраивают ему музейные выставки и напряженно размышляют о его творчестве. Каждый раз они сравнивают Калатраву с . Оба архитектора производят очень зрелищные формы, которые обладают сильным эффектом. Но Гери со своими закрученными титановыми лентами занят «кожей» здания, его оболочкой. В то время как Калатрава сосредоточен на «скелете». Ребра, суставы и сухожилия его конструкций невероятно артистичны.

Небоскреб «Поворачивающийся торс», Мальмё, Швеция. 1999–2004.

Барочный театральный архитектор, как называют его многие исследователи, мастер не ограничивает себя инженерной надобностью, никакого «форма следует функции» в опусах Калатравы не сыщешь днем с огнем. Еще со студенческих лет основной лабораторией по выработке формы являлся для него рисунок обнаженной натуры. Это его ноу-хау - исследовать анатомию, смотреть, как работают все «механизмы» человеческого тела в движении и переносить наблюдения в архитектурный объем. Постройка, которую едут смотреть студенты архитектурных школ со всего мира, - небоскреб в шведском городе Мальмё, так и называется - «Поворачивающийся торс».

Восточный вокзал в Лиссабоне, Португалия. 1993–1998.

В архивах Сантьяго Калатравы сотни акварельных рисунков, изображающих фигуры на коленях, кувыркающихся атлетов и изгибающихся красавиц. Еще один характерный элемент - крыло. Летящие мосты-крылья, построенные в разное время в Буэнос-Айресе, Барселоне, Севилье, Бильбао, - особая тема для архитектора. Облака просвечивают сквозь легкие ажурные конструкции. Мосты, как и почти все постройки Калатравы, имеют белый цвет и заставляют смотреть в небо. Оптимальное положение его зданий - над водой. Калатрава парит над городской суетой в диалоге с мирозданием.

Политехнический университет, кампус центра инновации, науки и технологии строительства, Флорида, США. 2014. Совместно с Festina Lente LLC.

Музей науки и техники. Город искусств и наук (City of Arts and Sciences) в Валенсии. Архитектурный комплекс из пяти сооружений на осушенном дне реки Турия. 1991-2005.

L"Hemisfèric - кинотеатр IMAX, планетарий, театр лазерных постановок. Город искусств и наук (City of Arts and Sciences) в Валенсии. 1991-2005.

В ноябре 2015 года испанский архитектор Сантьяго Калатрава получил Европейскую награду в области архитектуры European Prize. Премию вручают дизайнерам-новаторам за вклад в архитектурное наследие и историю Европы. Среди победителей предыдущих лет - создатели официального сайта Дании BIG, норвежская студия TYIN Tegnestue, Марко Касагранде, основатель экспериментальной исследовательской дизайн-студии Casagrande Laboratory. Калатрава, пожалуй, одно и самых известных имен среди обладателей награды. Ниже - 8 причин, почему работы Калатрава выделяют его среди других профессионалов.

«Струнный мост», Иерусалим, Израиль. Фото: Palladium Photodesign

1. Он легко сочетает архитектуру, искусство и инженерию

Способность Калатрава оборачивать транспортную инфраструктуру в значимый для города объект, пожалуй, одна из его сильных сторон. Его парящий «Струнный мост» в Иерусалиме - яркий тому пример. Мост стал современной эмблемой города и одновременно прекрасным решением проблемы загруженного трафика.


Корпус Политехнического университета Флориды, США. Фото: Alan Karchmer

2. Он подстраивает дизайн под климатические условия

Архитектура Калатрава всегда вписывается в контекст окружающей среды. Это ярко иллюстрирует Здание разработок, науки и технологии в Политехническом университете Флориды. Субтропический климат центральной Флориды обусловил «крылатую» форму здания. Именно перегородки создают тень внутри самого строения. Большая белая пергола пропускает дневной свет и при этом защищает от палящего солнца.


«Мост мира», Калагри, Канада. Фото: Alan Karchmer

3. Он не боится отклониться от собственного стиля

Многие любители и профессионалы архитектуры без труда распознают работы Калатрава благодаря его любви к использованию блестящей белой стали, бетона и извивающихся скелетовидных форм. Пешеходный мост в Канаде доказал, что испанец готов и с удовольствием отклоняется от своих предпочтений в архитектуре. Для моста архитектор выбрал яркий малиновый цвет, который контрастирует с зелено-голубыми пейзажами вокруг.


Железнодорожная станция Liège-Guillemins, Льеж, Бельгия

4. Ему удается сочетать форму и функциональность на высочайшем уровне

Калатрава доказал, что, несмотря на замысловатые архитектурные формы, не должна страдать функциональность. Гигантские белые арки образуют свободный вход без колонн и преград. В результате получается театральный и при этом очень практичный вход и выход со станции.


Станция вокзала Saint-Exupéry, Лион, Франция. Фото: Paolo Rosselli

5. Он понимает силу эффектного силуэта

Создание транспортного узла - будь то остановка поезда или терминал аэропорта - задача очень сложная. Нужно сделать по-хорошему запоминающееся место, которое бы вызывало эмоции у всех людей, прибывающих из других городов. Калатрава понимает это как никто другой и каждый раз впечатляет вновь прибывших внешним видом станции Saint-Exupéry возле аэропорта Лиона. Парящая черная крыша напоминает птичий клюв. Станция стала достопримечательностью города с момента её открытия в 1994 году.


Небоскреб Turning Torso, Мальмё, Швеция. Фото: Werner Huthmacher

6. Ему по силу любой архитектурный тип

Калатрава хорошо известен как архитектор общественных зданий. Но он хорошо показал себя как создатель коммерческих и жилых проектов, которые достойны награды. За счет своей необычной формы небоскреб в Мальмё стал первым «скрученным» зданием, которое появилось более 10 лет назад. Оно было удостоено награды Совета по высотным зданиям и городской среде.


Торговый центр на станции PATH, Нью-Йорк. Фото: James Ewing

7. Ему удается вписать здание в сложный пейзаж

Иногда Калатрава строит здание на месте «чистого листа», где нет ничего - например, как в случае с творческим пространством в Валенсии. А иногда сам пейзаж делает архитектору вызов. Так получилось с торговым центом в Нью-Йорке, с одной стороны которого - парковая зона, с другой - небоскребы и транспортные узлы.


Мост через Гранд-Канал, Венеция, Италия. Фото: Palladium Photodesign

8. Он смело сочетает старое и новое

Многие мосты, которые создал архитектор, стали знаковыми для архитектуры городов, в которых они находятся. Но многие из этих городов молодые и современные. Калатрава очень хорошо удается вписать современные объекты в старинную архитектуру. В случае с мостом в Венеции архитектор ушел от своего «театрального» стиля и сделал прозрачный и легкий по конструкции объект.

Его стиль легко узнаваем: романтический хай-тек или био-тек – так окрестили его критики. В работах испанского архитектора и скульптора Сантьяго Калатравы угадывается вдохновленность творчеством Ле Корбюзье, но Калатрава пластичней и больше увлечен природой, хоть и так же лаконичен. Его опыт скульптора помогает видеть, чувствовать и воплощать пластику формы в архитектурных объектах. «Архитектура – суть скульптура, в которую можно зайти», говорит архитектор.

В сочетании форма-функция может показаться, что главенствующее место архитектор отводит форме, но его инженерный опыт умело подводит под эффектную форму правильно просчитанную, продуманную функциональную «начинку».

1. Жилое здание Turning Torso. Мальм, Швеция, 2005 г.

Вдохновением послужила скульптура самого автора «Закручивающееся тело», которая изображает человека, готовящегося к метанию диска. 2-е по высоте здание в Европе (190 м, 54 этажа) и самое высокое здание Скандинавии, состоящее из 9 блоков, смещенных под определенным углом, что дало возможность повернуть верхний блок относительно нижнего на 90 градусов. В 2005 г. Turning Torsoбыло признано лучшим жилым зданием в мире на архитектурной выставке в Каннах.

2. Архитектурный комплекс «Город искусств и наук» на осушенном дне реки Турия. Валенсия, Испания, 1998 г.

Один из самых значительных проектов Калатравы был запроектирован и построен в соавторстве с Феликсом Кунделой.

Комплекс «Город искусств и наук» состоит из 5 зданий, названных по их каталонским названиям, 3 из которых запроектировал Калатрава:

El Palau de les Arts Reina Sofía - оперный театр и сцена для театральных постановок. Формой напоминает рыбу с открытым ртом. Самой интересной деталью является крыша-плавник – дугообразная конструкция из ламинированной стали длиной 270 м и весом в 3 т.

L"Hemisfèric - Кинотеатр Imax, планетарий, театр лазерных постановок. За образную основу взят человеческий глаз.

L"Umbracle - Галерея/сад

Город Искусств и Наук – своеобразная дань Калатравы родной стране и природным явлениям, в которых он постоянно черпает вдохновение.

3. Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе. Санта-Круз-де-Тенерифе, Испания, 2003 г.

Это здание в стиле постмодернизма можно скорее отнести к арт-объектам, настолько оно необычно внешне. Форма, напоминающая не то рыбу, не то космический корабль; изогнутая крыша, высота которой изменяется на протяжении всей длины; боковые окна, словно полузакрытые веками глаза. Здание интересно еще и тем, что у него нет главного фасада – с любой стороны оно смотрится интересно и законченно.

4. Мост «Арфа Давида». Иерусалим, Израиль, 2008 г.

Первый подвесной мост в Иерусалиме. Общая длина – 360 м, ширина – 14,82 м, высота конструкции – 118 м. Мачта и полотно моста уравновешивают друг друга с помощью 66 струн диаметром 5 см, каждая из которых натянута между мачтой и своим сегментом моста. По мосту ходит иерусалимский трамвай и есть пешеходное движение.

5. Реконструкция Олимпийского комплекса. Афины, Греция, 2004 г.

«Звездой» комплекса является Олимпийский легкоатлетический стадион «Сияющая жемчужина Афин», который и стал символом игр. 200-метровые стальные арки, поднимающиеся на 60 м в высоту, выполнены по подобию параболы летящего легкоатлетического диска и поддерживают свод гигантского купола из ламинированного стекла. Также Калатрава предложил благоустроить комплекс за счет пешеходных дорожек и бульвара с живописной аркадой, обновить велодром оригинальной кровлей и сводчатыми стальными козырьками над входами.

6. Телекоммуникационная башня MontjuїkTower. Барселона, Испания, 1991 г.

Телекоммуникационная башня высотой 136 м, которая была построена для телевизионных трансляций Олимпийских игр 1992 г. в Барселоне. По образу башня напоминает «узелок», хотя вдохновлялся архитектор фигурой атлета, держащего в руках Олимпийский Огонь. Учитывая форму и высоту башни, ее также используют как солнечные часы.

7. Реконструкция художественного музея, павильон «Квадраччи». Милуоки, США, 2001 г.

Павильон «Квадраччи» стал первой работой Калатравы в США. Он напоминает птицу, а также интересен тем, что является подвижной высокотехнологичной структурой: «крылья» размахом в 66 м складываются в неблагоприятную погоду и раскрываются в солнечный день. Тем самым регулируется инсоляционный и температурный режим в здании. «Крылья», возвышающиеся над озером Мичиган, получили название – «Солнечный бриз» и стали одним из символов штата Висконсин.

8. Мост Аламильо, Севилья, Испания, 1992 г.

Одно из первых крупных творений архитектора. Идеей создания моста была демонстрация высоких стремлений при подготовке Сивильи к всемирной выставке ЭКСПО. Изначально Калатрава предложил сделать 2 симметричных моста, но из-за слишком высоких затрат на постройку проект был изменен. Мост состоит из единственной опоры (стрела 142 м выс.), уравновешивающей мостовой переход длиной 200 м при помощи 13 кабелей.

9. Вокзал «Ориенте». Лиссабон, Португалия, 1998 г.

Один из самых крупных транспортных узлов Португалии, а точнее – мультимодальный терминал (метро, автовокзал, аэропорт, ж/д). Как и в других работах Калатравы, в «Ориенте» четко прослеживается природная тема: навес над платформами ж/д станции напоминает лес, а само здание – скелет рыбы. Внутри здания не использовалась отделка – только «голые» бетонные конструкции. Здесь хорошо прослеживается то, что Калатрава мыслит, в том числе, как скульптор: «Отсечь все лишнее, чтобы получить идеальную форму».

10. Sundial Bridge at Turtle Bay, Реддинг, Калифорния, США, 2004 г .

Вантовый мост «Солнечные часы»через реку Сакраменто длиной 213 м открыт для велосипедистов и пешеходов. Поддержку полотну моста образует единая 66-метровая мачта. Благодаря своему дизайну (схожему с дизайном моста «Аламильо») он работает как солнечные часы и является самым большим устройством такого рода в мире.

Текст: Марина Теплова

gastroguru © 2017