Описание памятника богдана хмельницкого. “Богдану Хмельницкому, единая неделимая Россия"

23 июля (11 июля - ст.ст.) 1888 года в Киеве был открыт памятник Богдану Хмельницкому.

Подсчитано, что по частоте изображений на старинных киевских почтовых карточках этот памятник занимает второе место, уступая первенство памятнику князю Владимиру.






Инициатива создания памятника Богдану Хмельницкому принадлежала историку Николаю Костомарову. Было это еще в 1840-х годах, но лишь в 1860 году было получено императорское разрешение и создан
комитет. А сбор средств по всероссийской подписке начался с 1870 года. Собрали 37 000 рублей. Однако для осуществления масштабного проекта, созданного скульптором Михаилом Микешиным, необходимо было в 3 раза больше .


В 1879 году в ажную помощь оказало Морское ведомство. Из выделенного им металлолома (1600 пудов) в Петербурге были отлиты скульптуры гетмана и коня. Спустя год их перевезли в Киев и временно разместили во дворе дома Присутственных мест. Киевляне шутили по этому поводу: " Приехал Богдан в Киев без пачпорта. Вот его и заарештували" .

" Под арестом" скульптуры оставались несколько лет - установка памятника задерживалась. Были затруднения с выбором места. Еще в 1869 году решили поставить памятник на нынешней Бессарабской площади. И даже площадь назвали в честь Богдана Хмельницкого (официально это имя оставалось за ней вплоть до 1910-х годов). Но в 1870-х там уже сформировался торг. Михаил Микешин и общественность настаивали на установке памятника на его нынешнем месте.


Но… возникли возражения духовенства. По задумке автора своей булавой гетман должен был указывать на Польшу - неустанно грозя "ляху клятому". Но в таком случае задняя часть коня была бы обращена к Стене Непорушной Святой Софии, что недопустимо. Решили повернуть памятник, так чтобы гетманская булава указывала на Москву и символизировала... сами додумывайте что. Но, и тут возникла проблема. Дело в том, что согласно устоявшейся традиции, миллионы паломниковпри выходе из Михайловского монастыря крестились на кресты Святой Софии, а тут на этой линии оказывался хвост лошади. Но вопрос с духовенством удалось согласовать. Хотя на Москву гетман и не указует, но где-так. Утверждение же Википедии о Швеции, вообще, не выдерживает критики. С таким же успехом можно было написать Швейцария.
Наконец, в 1881 году бронзовую фигуру поставили посреди площади на временном кирпичном подножии и... все замерло. Несмотря на то что первоначальный проект был изменен. С уществует даже легенда, что император Александр II при рассмотрении проекта, вначале одобрительно хмыкнул, увидев, что конь гетмана сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы , а потом произнес: "Эти народы повергнуты, но они существуют в нашем государстве. Их на памятнике не изображать". Но на стоящих в непроизвольных позах белоруса, великоросса и украинца денег все равно не хватило, как и на постамент.

Несколько лет бронзовый всадник простоял, со всех сторон окруженный деревянной обшивкой. Вид у него был крайне непрезентабельный. Рассказывали, что однажды на обшивке появилась стихотворная надпись мелом как бы от имени Богдана:

Змилуйтеся, добрі люди!

Коли цій нуді кінець буде?

Зніміть з мене цю буду собачу,

Нехай я трохи світа побачу!

Только в 1886 году дело сдвинулось с мертвой точки. Приближалось празднование 900-летия крещения Руси. Святая София и площадь перед ней должны были стать одним из важнейших мест проведения торжеств. А тут такое беззобразие по центру. На помощь тогда пришел главный городской архитектор Владимир Николаев. Это он разработал скромный, но приемлемый проект пьедестала. Из первоначального проекта остались лишь надписи: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах надписи убрали, заменив на поныне существующую «Богдан Хмельницкий. 1888».

И з городской казны были выделены средства , а управа Киевской крепости передала гранит, который остался от строительства опор Цепного моста, дело сдвинулось. Владимир Николаев трудился для города бесплатно и за счет сэкономленных средств вокруг памятника обустроил ограду с фонарями.

Памятник Богдану Хмельницкому находится на Софиевской площади в Киеве. Он посвящен одному из самых известных гетманов Украины, руководившим войной, целью которой было освобождение страны от польского гнета. Правой рукой, держа гетманскую булаву, Богдан Хмельницкий показывает на север, туда, где находится Москва.

История этого архитектурного памятника достаточно богата и многообразна. Идея об его основании возникла еще в 1868 году и была приурочена к объединению Украины и России. Разработкой проекта занимался известный в то время скульптор Михаил Микешин. Согласно замыслу создателя, скульптурная группа должна была включать конную статую самого гетмана, установленную на гранитной скале, под копытами его лошади распростертый труп иезуита, который покрывает изорванное польское знамя. За конем предполагалось поместить фигуру польского пана, падающего со скалы, еще ниже – труп еврея-арендатора, из последних сил вцепившегося в награбленную им из церкви утварь. Скала, выполненная из гранита, должна была находиться на пьедестале в форме пирамиды, на котором с трех сторон расположились бы бронзовые барельефы. Ниже статуи Хмельницкого на переднем плане планировалось разместить 5 фигур: поющего кобзаря и его слушателей.

В 1870 году с позволения царя началась подписка для сбора средств, которые пошли на сооружение этой сложной композиции. Однако деньги жертвовались киевлянами неохотно. В результате этого в целях экономии и из-за «неполиткорректности» данного проекта, власти отказались от большей части элементов первоначального проекта строительства памятника, и на постаменте остался один Богдан Хмельницкий.

На возведение памятника морским ведомством было пожертвовано 1600 пудов старой корабельной меди. В 1879 году конная статуя гетмана была отлита в Петербурге. Но денег на сооружение пьедестала не было, поэтому на протяжении долгих лет Хмельницкий простоял на Софиевской площади на обычном кирпичном постаменте, который был торжественно открыт 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси. Является одним из символов Киева, памятником искусства XIX века.

За геополитическую актуальность оставили отвечать булаву гетмана - по замыслу она должна была угрожающе торчать в сторону недружественной Польши. Но оказалось, что если булаву направить в ту сторону, то в другую будет торчать то другое - зад лошади. И здесь, по легенде, получилось очень неудобно, потому что с противоположной стороны от Польши оказался Михайловский Златоверхий монастырь. После этого всю композицию развернули, и гетман начал угрожать ни в чем тогда не винной Швеции.
А вот на Москву, вопреки распространенному мнению он указывает в ту сторону - мол, ребята, нам туда, - Богдан Хмельницкий не указывал никогда.

Сферическая панорама Софийской площади перед памятником.

    Памятник Богдану Хмельницкому: Памятник Богдану Хмельницкому (Белая Церковь) Памятник Богдану Хмельницкому (Донецк) Памятник Богдану Хмельницкому (Збараж) Памятник Богдану Хмельницкому (Киев) Памятник Богдану Хмельницкому (Кировоград) Памятник… … Википедия

    Памятник украинскому историческому и политическому деятелю, гетьману Богдану Хмельницкому. Торжественно открыт 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900 летия принятия христианства. Является одним из символов Киева … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Памятник Александру II. Памятник Памятник Александру II Памятник Александру II Страна … Википедия

    Памятник Памятник гетману Мазепе Пам ятник гетьману Мазепі Страна Украина … Википедия

    Город, столица УССР (с 1934). Один из крупнейших промышленных, культурных и научных центров СССР; центр Киевской области. Крупный узел железнодорожного, шоссейного и воздушного путей сообщения. Расположен на живописных берегах среднего… … Большая советская энциклопедия

    В Донецке числится 262 памятника истории и культуры, к ним относятся скульптуры, мемориалы, памятные знаки, мемориальные доски. 18 посвящены Октябрьской революции 1917 года, 9 гражданской войне, 30 искусству, 30 труду, 37 братских могил,… … Википедия

    Столица Украины. Название Киев впервые упоминается в летописи под 860 г. Структура названия позволяет видеть в нем притяжательную конструкцию, образованную от др. русск. личного имени Кий (палка, дубинка) с помощью суффикса ев и понимать его… … Географическая энциклопедия

    Столица УССР (с 1934). Расположена на живописных берегах среднего течения р. Днепр. Основан в VI VII вв. как центр восточно славянского племени полян. Название связывают с именем легендарного основателя Кия. В русских летописях впервые… … Художественная энциклопедия

    I губернский город Киевской губернии, на восточном ее краю, на правом берегу Днепра, под 50°27 северной широты и 0°12 восточной долготы от Пулково, в 1554 верстах от СПб., в 945 верстах от Москвы и в 612 верстах от Одессы (по железной дороге).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Столица Украины (с 1934), город герой, центр Киевской области, порт на р. Днепр. Железнодорожный узел. 2630 тыс. жителей (1996). Центр машиностроения (в том числе станкостроение, транспортное машиностроение, точное приборостроение, электротехника … Энциклопедический словарь

Каждый, кто попадает на Софиевскую площадь Киева, не может не заметить ещё один шедевр, расположены там. Это – памятник самому известному гетману Украины, поднявшему народ на освободительную войну, Богдану Хмельницкому.

Впервые идея об установке подобного памятника появилась ещё в ХІХ веке, точнее – в 1868 году. Проект был предложен наиболее именитому скульптору того века - Михаилу Микешину. Первоначальная композиция должна была включать гораздо больше персонажей, символизирующих как угнетателей украинского народа, так и сам народ. Так, под копытами коня гетмана должен был лежать труп иезуита, прикрытый порванным польским флагом, за конём – фигура польского шляхтича, падающего со скалы, чуть ниже должна была располагаться фигура убитого еврея-арендатора, мёртвой хваткой держащего церковное добро. Скала из гранита, на котором планировалось разместить памятник, должна была стоять на мощном пьедестале, украшенном с трёх сторон барельефами. Спереди композиция дополнялась фигурами поющего кобзаря и его слушателей. В 1870 году было получено разрешение на сбор средств для памятника, однако поскольку дело шло туго, да и сама композиция была признана не политкорректной, было решено ограничиться скульптурой одного гетмана. В немалой степени сооружению памятника помогло Морское ведомство, подарившее более полутора тонн списанной корабельной меди, из которой в 1879 году и отлили статую гетмана на одном из петербургских заводов.

Поскольку средств на постамент уже не было, долгие годы памятник простоял на пьедестале из обыкновенного кирпича. И только в 1888 году, по случаю празднования девятисотлетия крещения Киевской Руси, у памятника появился достойный постамент, на котором и по сей день высится фигура поистине неординарной личности.

В рамках празднования 900-летия Крещения Руси . Является одним из символов Киева, произведением искусства XIX века .

Памятник
Памятник Богдану Хмельницкому

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве
50°27′12″ с. ш. 30°30′59″ в. д. H G Я O L
Страна
Местоположение Киев
Скульптор Михаил Микешин
Архитектор Владимир Николаев
Дата основания
Строительство
Материал бронза
Памятник Богдану Хмельницкому на Викискладе

История

Идея создания памятника возникла в обществе по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова в 1840-х годах. После получения разрешения от императорского правительства в 1860 году был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем - профессором университета, главой Киевской археографической комиссии . Первый проект памятника, созданного известным скульптором Михаилом Микешиным , был весьма резким - конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтича , еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря . Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем , Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.

С 1870 года начался сбор средств с всероссийской подпиской. Из-за того, что собранная сумма оказалась небольшой (лишь 37 тысяч рублей), а также из-за сомнений генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова относительно целесообразности антипольского и антиеврейского памятника, комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита статуя (проект Микешина в металле реализовали П. Велионский и А. Обер), на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома . Портретные черты и особенности одежды Хмельницкого были воспроизведены с помощью консультации Владимира Антоновича .

В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет стояла во дворе дома Присутственных мест, потому что на постамент, предусмотренный проектом, не хватило средств. Лишь в 1885 году Владимир Николаев создал более дешёвый проект постамента и воплотил его в жизнь. Камни для постамента подарила управа Киевской крепости . Сам Николаев при этом работал бесплатно, и вдобавок на сэкономленные деньги спроектировал ещё изгородь с фонарями.

Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял своё место, оказалось, что конь очень невежливо повёрнут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору . Поэтому постамент был развёрнут, и гетманская булава , которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции . А вот на Москву , вопреки другой распространённой легенде, Богдан не указывал никогда. О московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Волим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах они были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888». Эту надпись можно видеть и сейчас.

gastroguru © 2017