Не пропускают пищу в гортань. §39

Инструктивная карта

1. Карточка №1

Какие органы дыхания человека вы знаете? У вас на столах лежат перечни органов. Подчеркните из них те, которые, по вашему мнению, можно отнести к органам дыхания.

Носовая полость -желудок

Сердце -носоглотка

Гортань -язык

Головной мозг -трахея

Бронхи -ребра

Диафрагма -легкие

2. Карточка №2

Органы дыхания

Дыхательные пути Легкие

Верхние Нижние


  1. Таблица
Органы дыхания и их функции

Название органов

Выполняемые функции

1.

3.

4.

5.

6.

^ 4. Терминологический словарь

Дыхательные пути – это органы, по которым воздух попадает в легкие.

Горта́нь (лат. larynx ) – это орган, соединяющий глотку с трахеей и содержащий голосовой аппарат. Она расположена на уровне 4-6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу - с трахеей.

Надгорта́нник - эластичный хрящ гортани . Имеет вид тонкого листа-пластинки. Располагается сразу же за корнем языка . Покрыт слизистой оболочкой .

Трахея - дыхательное горло, непосредственное продолжение гортани. Имеет вид трубки длиной 11-13 см, состоящей из 16-20 хрящевых полуколец, соединённых плотной волокнистой соединительной тканью. Трахея выстлана слизистой оболочкой.

Бронхи - ветви дыхательного горла у человека. Деление трахеи на два главных бронха происходит на уровне IV-V-го грудных позвонков. Правый главный бронх толще, короче, более вертикальный, чем левый.

Альвеола - концевая часть дыхательного аппарата в лёгком , имеющая форму пузырька. Альвеолы участвуют в акте дыхания , осуществляя газообмен с лёгочными капиллярами .

Плевра представляет собой гладкую оболочку. Наружный листок плевры выстилает стенки грудной полости, внутренний покрывает лёгкое и его анатомические структуры (сосуды, бронхи и нервы). Плевральная полость - щелевидное пространство между наружним и внутренним листками плевры, окружающими каждое легкое.


  1. Исследование на проходимость носовых ходов.

  1. Эксперимент на выяснение роли надгортанника.

  1. Исследование «Как образуются звуки».

  1. Физминутка.

  1. Карточка №3 (на отметку «3») Подпишите органы дыхания, обозначенные цифрами.

  1. Тест на усвоение знаний (на отметку «4»)
по теме «Строение органов дыхания»

  1. Не пропускает пищу в гортань.

  2. Не дают трахее сужаться.

  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.

  4. Поверхностный слой воздухоносных путей.

  5. Выстилает наружную поверхность легких.

  6. Основной орган дыхания человека.

  7. Внутри содержит голосовые связки.

  8. Самая длинная часть воздухоносного пути.

  9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.

Шифр для ответов.

А) слизистая оболочка Е) надгортанник

Б) легкие Ж) гортань

В) бронхи З) хрящевидные полукольца

Г) трахея И) плевра

Д) носовая полость

10. Кроссворд (на отметку «5»)

Кроссворд по теме «Дыхательная система»

По горизонтали:

1. Детская инфекционная болезнь;

4. Лимфатические образования глотки;

8. Инфекционная болезнь лёгких;

9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие;

11. Рентгеновское обследование лёгких;

12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой;

13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у курильщиков.

По вертикали:

2. Заболевание глоточных миндалин;

3. Воспаление гайморовых пазух;

5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами;

6. Лёгочный пузырёк;

7. Лёгочная или пристеночная оболочка;

10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения

урок обобщения знаний 8 классе по теме: «Дыхание»

Кротова Е.Е.-учитель биологии ССШ№2 г.Актобе
Тема урока:
Цели и задачи:
Закрепить и повторить, проверить знания о дыхательной системе её строении, функциях.
Продолжить формировать умения работать с таблицами, тестами и схемами.
Оборудование: Таблицы, тесты.

I. Разминка.
1.Как называется наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток.
(Анатомия)
2. Как называется наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем.
(Физиология).
3. Как называется наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека.
(Психология).
4. Перечислите неорганические вещества, входящие в состав клетки. (вода, соли).
5. Перечислите органические вещества, входящие в состав клетки.
(белки, жиры, углеводы).
6. Перечислите органоиды клетки.
(ядро, рибосомы, клеточный центр, митохондрии)
7. Какие системы органов вы знаете?
(Пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, эндокринная, нервная).
8.Из каких органов состоит кровеносная система?
(Сердце, кровеносные сосуды).
9. Из каких органов состоит дыхательная система?
(Носовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие).

II Конкурс: «Строение органов Дыхания»
Подписать органы дыхания на рисунке обозначенные цифрами.

III конкурс. « Что это такое?»
1 участник команды отрывает лепесток от ромашки, на котором написан термин. Участник должен ответить, что означает этот термин.
ТЕРМИНЫ: чихание, кашель, Жизненная ёмкость лёгких, плевра, плевральная полость, голосовая щель, дыхательный центр, легочные пузырьки, диффузия.

IV конкурс: Конкурс капитанов.
1. Каков механизм вдоха и выдоха? Какую роль играют при этом рёбра, межрёберные мышцы, диафрагма?
2. Как и почему происходит газообмен в легких?

3. Как и почему происходит газообмен в тканях?

V конкурс. Домашнее задание.
1. Из истории табакокурения.
2. О распространении курения в России и первых мерах борьбы с вредной привычкой.
3. Борьба курения в нашей стране и зарубежных странах.

1 вариант.
1Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы

(I-XII) и зашифруйте их:

1. Слизистая оболочка 6. Надгортанник
2. Легочные пузырьки 7. Гортань
3. Легкие 8. Хрящевые полукольца
4. Бронхи 9. Плевра
5. Трахея 10. Носовая полость

I. -Не пропускает пищу в гортань.
II.- Не дают трахее сужаться.
III.- Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает.
IV.- Поверхностный слой воздухоносных путей.
V. - Начальная часть воздухоносного пути.
VI.- Выстилает наружную поверхность лёгких.
VII. -Покрывает стенку грудной полости изнутри.
VIII. -Внутри содержит голосовые связки.
IX.- Самая длинная часть воздухоносного пути.
X.- Путь вдыхаемого воздуха после гортани до лёгочных капилляров (последовательно).
XI. - Место газообмена между лёгкими и кровью.
XII. -Место диффузии газов.

ОТВЕТ:
I-6; II-8; III-10; IV-1;V-10; VI-9; VII-9; VIII-7; IX-5; X-5,4,3,2; XI-2; XII-2.

2 вариант.
Из перечня сосудов, тканей, процессов (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их:

1. Гемоглобин. 6. Межклеточная жидкость
2. Кислород. 7. Легочные капилляры.
3. Углекислый газ. 8. Капилляры в тканях.
4. Диффузия. 9. Эритроциты.
5. Клетки тканей. 10. Лейкоциты.

I.- Что выходит из крови в легкие?
II.- Что проникает из лёгких в кровь?
III. -Что поступает из тканей в кровь?
IV.- Что проникает из крови в ткани?
V. - Пигмент в крови.
VI. - Место окисления органических веществ.
VII. - Потребители кислорода.
VIII. - Физическое явление – причина газообмена в лёгких.
IX.- Клетки - разносчики кислорода.
X. -Продукт распада органических веществ.
XI. - Путь кислорода после отделения эритроцита (последовательно).
XII. - Место образования углекислого газа в организме.

ОТВЕТ:
I-3; II-2; III-3; IV-2; V-1; VI-5; VII-5; VIII-4; IX –9; X-3; XI-8,6,5;XII-5.

3 вариант.
Из перечня (1-7) выберите и зашифруйте правильные и полные ответы на вопросы
(I-XVI).
1. Вдох
2. Выдох.
3. Жизненная емкость.
4. Плевральная щель.
5. Сокращение дыхательных мышц.
6. Расслабление дыхательных мышц
7. Плевра.

I. - Тонкая плёнка на поверхности лёгких.
II. -Обеспечивает вентиляцию легких.
III. - Следствие сокращения мышц диафрагмы.
IV. -Следствие расслабления мышц диафрагмы.
V. -Следствие опускания рёбер.
VI. -Следствие поднятия рёбер.
VII. -Измеряется спирометром.
VIII.- Причина увеличения грудной полости.
IX. - Причина уменьшения грудной полости
X. -Причина повышения давления в лёгких.
XI. - Причина понижения давления в лёгких.
XII. - Следствие повышения давления в лёгких.
XIII. - Следствие понижения давления в лёгких.
XIV.- Показатель физического развития человека
XV. - Пространство между плеврами.
XVI.- Уменьшается у курящих.

ОТВЕТ:
I –7; II-1,2; III-1; IV-2; V-2;VI-1;VII-3; VIII-5; IX-6; X-6; XI-5; XII-2; XIII-1; XIV-3; XV-4; XVI-3.

VII конкурс: Чайнворд «Дыхание».

Д
ы
х
а
н
и
е

Итог урока. Выставление оценок

Тема урока: "Дыхание"
ЗАДАЧИ:
повторить, закрепить, расширить знания учащихся по данной теме;
развить образную память, логическое мышление, речь учащихся;
воспитывать умение работать в группах с учётом личностных интересов учащихся.

ОБОРУДОВАНИЯ: карточки с названием команд, карточки с номерами 1, 2, 3 для работы с устным тестом, таблица “Органы дыхания”, макет гортани, таблицы с зашифрованными словами. презентация-игра

ВЕДУЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
1. Повторение.
2. Отработка и закрепление навыков.
3. Развитие умения согласованно работать в коллективе.
ФОРМА УРОКА: Групповая.
ПЛАН УРОКА:
1. Знакомство с правилами ведения урока.
2. Репродуктивная работа групп.
3. Подведение итогов.

ХОД УРОКА
Класс делится по принципу жеребьёвки на четыре команды, которые в течение урока должны отработать несколько разнообразных заданий и получить за верные ответы (действия) звёзды. За правильный, полный ответ команда получает одну звезду, за не полный - ползвезды. Если отвечающая команда дала не полный (не правильный) ответ, то дополнить (ответить)может любая из команд. В зависимости от объёма предоставленной информации на вопрос дополняющая (отвечающая) команда получает пол звезды или целую. Чем больше команды наберут звёзд, тем итоговая отметка будет выше. Участники команд, набравшие меньшее количество звёзд, имеют право самому активному ученику увеличить итоговую оценку на один балл.

ЗАДАНИЕ №1.
Дать определение термину, которым названа команда:
АЛЬВИОЛА
СПИРОМЕТР
СУРФАКТАНТ
НАДГОРТАННИК

ЗАДАНИЕ №2.
Работа у доски с таблицей (макетом) по вопросам:
Особенности строения и функции носовой полости.
Особенности строения и функции гортани.
Особенности строения и функции трахеи.
Особенности строения и функции лёгких.
ЗАДАНИЕ №3.
Карточками 1, 2, 3 указать верный ответ на устный тест.
А) Жизненная ёмкость лёгких у женщин равна:
1. 3500мл.
2. 2700мл
3. 2000мл
Б) Орган звукообразования
1. Гортань
2. Носоглотка
3. Трахея
В) С наружи лёгкие покрыты плеврой:
1. Лёгочной
2. Пристеночной
3. Альвеолярной
Г) Гортань в виде
1. Квадрата
2. Круга.
3. Треугольника
Д) Дыхательный объём равен:
1. 500 мл.

2. 1000мл.
3. 1500 мл.
Е) Прививки делают от
1. Курения
2. Гриппа
3. Туберкулёз
Ж) Газ, практически не изменяющийся по количеству во вдыхаемом и вдыхаемом воздухе:
1. О2
2. СО2
3. N
З) Количество воздуха, оставшееся после максимального выдоха
1. Дыхательный объём
2. Резервный объём
3. Остаточный объём
И) Носовая полость снабжена
1. Ресничками
2. Сосудами
3. Связками
К) Альвеолы - это:
1. Лёгочные пузырьки
2. Лёгочные мешочки
3. Лёгочные капсул
ЗАДАНИЕ №4.
В конвертах для каждой команды находятся карточки со словами, нужно выбрать определённые по данному вопросу 5 слов.
1. НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ (реснички, слизь, согревание, ноздри, полость).
2. ГАЗООБМЕН В ЛЁГКИХ И ТКАНЯХ (клетка, вдох, Ж. Ё. Л. , дыхательный объём альвеолы).
3. ЛЁГКИЕ (сурфактант, 100м2, 2 доли, грудная клетка, плевральная полость).
4. ТУБЕРКУЛЁЗ (лёгкие, прививка, бактерия, кашель, воздушно-капельный путь).
ЗАДАНИЕ №5.
В таблицах “Зашифрованные слова” найти пять слов по данной тематике.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (ГРИПП, туберкулёз, ларингит, курение, бронхит)
ГОРТАНЬ (ВОРОНКА, звукообразование, надгортанник, связки, щель)
ТРАХЕЯ (ПРОСВЕТ, пищевод, полукольца, связки, мышцы)
ДЫХАНИЕ (ВОЗДУХ, газообмен, лёгкие, диафрагма, выдох)
ЗАДАНИЕ №6.
2*2. Работают по две команды. Первая пара команд по заданию № 5, вторая по блиц опросу на количество верных ответов и только одна команда за это задание получает звезду (затем команды меняются).
1. Длина трахеи 9-11см
2. Орган звукообразования гортань
3. Первый орган дыхания носовая полость.
4. Плевра, покрывающая лёгкие лёгочная
5. Количество воздуха при дыхательном объёме 500 мл
6. Жизненная ёмкость лёгких у мужчин 3500 мл
7. Воздух, содержащийся в альвеолах альвеолярный
8. Вид дыхания, при котором мы делаем вдох и выдох внешнее
9. Количество альвеол в одном лёгком 350 млн
10. Между голосовыми связками голосовая щель

1. Имеет хрящевые полукольца трахея
2. Связывает в носовой полости пыль слизь
3. Дыхание, при котором клетки используют О2 внутреннее
4. Количество воздуха в резервном объёме 1500 мл
5У мужчин- 3500, у женщин- 2700мл ЖЁЛ
6. Контролирует вход в гортань надгортанник
7. Между полукольцами трахеи проходит пищевод
8. Функция ресничек в носовой полости очищение
9. Структурные единицы лёгких альвеолы
10. Оболочка, отделяющая грудную полость от брюшной диафрагма
ЗАДАНИЯ №
Разгадать ребус
ГОРТАНЬ
ГАЗООБМЕН
СУРФАКТАНТ
НОСОГЛОТКА

ГАЗЕЛЬ, 2 О, РЫБА, СМЕНКА,
ГОРА, ТАХТА, ЛАНЬ
СУРОК, УФА, ОКА, ТАНК, Т
НОСОК, ГЛОБУС, УТКА
ЗАДАНИЕ №8

Презентация- игра.
Устно ответить на вопросы:

1. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, а без О2- не более 10-20 мин. Почему?
2. Лёгкие не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. За счёт чего это происходит?
3. Почему велико значение выдоха в жизни людей?
4. Почему в Арктике и Антарктике, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями?

Знаково-символические средства в обучении биологии

Словесная форма представления информации в процессе обучения не универсальна и не оптимальна, что объясняет стремление преподавателей более широко использовать на уроках разнообразные графические средства. Разнообразие форм представления информации активизирует процесс усвоения материала, учит ребят быстро разбираться в таблицах, схемах, диаграммах, самостоятельно их составлять.

Одна из педагогических новаций последнего времени состоит в использовании знаково-символических систем (ЗСС). Они выполняют ориентировочную функцию, значительно облегчая усвоение учебного материала. Применение ЗСС в процессе обучения биологии развивает логическое мышление учащихся, облегчает усвоение материала при изучении сложных биологических понятий.

Использование ЗСС сводится к моделированию явлений и процессов с помощью знаков-символов и включает ряд этапов.

Подготовительным этапом в моделировании служит предварительный анализ на основе знаний соответствующего предмета. Само моделирование – это перевод реальности на знаково-символьный язык с учетом адекватности, автономности, условности, обобщенности, морфизма и структурности. При преобразовании модели должен быть выделен инвариант, который сохраняется в результате всех преобразований. Последний этап в моделировании – сопоставление полученных результатов с реальностью.

Чтобы лучше увидеть общие черты изучаемых систем, процессов и явлений (иначе – действий), надо отвлечься от ненужных в данном случае свойств предметов, перейти на этап материализованного действия и оперировать с моделями, свободными от всех других свойств, кроме нужных в данном случае. Это может быть какая-то графическая схема, образная или знаковая модель, которая поможет ученику усвоить суть изучаемых действий.

Построение и работа с моделями реальных действий составляет обязательный и очень важный этап их изучения.

Целенаправленная учебная деятельность начинается с выяснения необходимости введения конкретного научного понятия и определения его строения. Чтобы его изучать, надо его овеществить, материализовать, т.е. построить некоторую его модель (предметную или знаково-символическую).

Умению составлять схему и пользоваться ею надо учить.

Учителю следует организовать полноценный переход от контроля со стороны педагога к взаимному контролю учащихся (работа в парах – статических, динамических, вариационных, в малых группах или опосредованный самоконтроль с помощью программированных заданий).

Как пример применения моделирования в учебном процессе мы предлагаем урок биологии «Дыхательные движения» в теме «Дыхание» (9-й класс), которая изучается на протяжении 5 уроков. Урок рассчитан на 80–90 мин.

С помощью ЗСС особенно динамично, на наш взгляд, формируются биологические понятия, отражающие морфолого-анатомическое строение органов дыхания. Эти особенности строения легко иллюстрируются в статических схемах.

Для отражения функциональных процессов ЗСС менее эффективны. Здесь нужны схемы, отражающие динамику биологических процессов и целостность в функционировании. В этом помогает применение компьютерной техники.

Урок «Дыхательные движения» проходит эффективнее, если к его проведению привлекается учитель информатики.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания по теме «Значение дыхания. Воздухоносные пути»

1. Биологический диктант (программированный контроль). Сопоставьте органы дыхательной системы с их признаками и зашифруйте их.

Органы

1. Слизистая оболочка.
2. Легочные пузырьки.
3. Легкие.
4. Бронхи.
5. Трахея.
6. Надгортанник.
7. Гортань.
8. Хрящевые полукольца.
9. Плевра.
10. Носовая полость.

Признаки

А. Не пропускает пищу в гортань.
Б. Не дает трахее сужаться.
В. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов.
Г. Образует поверхностный слой воздухоносных путей.
Д. Выстилает наружную поверхность легких.
Е. Покрывает стенку грудной полости изнутри.
Ж. Внутри содержит голосовые связки.
З. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до легочных капилляров.
И. Место газообмена между легкими и кровью.

2. Вопросы для фронтальной беседы (использование опорного конспекта).

1. Почему без воздуха человек не может прожить даже 10 минут?
2. Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите, какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей до легких?
3. Как правильнее дышать – носом или ртом?
4. Если кролику в носовую полость ввести трубочку, то через некоторое время он погибнет. Почему?
5. Что произошло бы с человеком, если бы у него не было мерцательного эпителия?
6. Почему голос у мужчин грубее и ниже, чем у женщин?
7. У млекопитающих и птиц тоже есть голосовые связки, многие птицы чудесно поют. Почему же животные не разговаривают?
8. Объясните исчезновение феноменального голоса Робертино Лоретти.
9. Назовите имя певицы, голос которой имел диапазон от баритона до колоратурного сопрано.

II. Объяснение новой темы

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его при окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. Движение грудной клетки, перемещение воздуха – лишь внешнее проявление дыхания у животных и человека.

Рассмотрим механизм дыхательных движений(использование опорного конспекта).

1-й блок – «Вдох». Вдох начинается с автоматического возникновения ритмических импульсов в дыхательном центре (ДЦ). Они вызывают сокращение дыхательных мышц (ДМ) – межреберных мышц и диафрагмы. Ребра поднимаются, диафрагма натягивается и объем грудной полости (ГП) увеличивается. (Учащиеся вместе с учителем делают глубокий вдох .)

Легкие механически следуют за движением грудной клетки, растягиваются и расширяются. Давление (Р) внутри легких падает и становится ниже атмосферного, поэтому воздух втягивается в легкие. Происходит вдох.

2-й блок – «Выдох» . После вдоха межреберные мышцы и мышцы диафрагмы (ДМ) расслабляются, ребра опускаются вниз, диафрагма втягивается в грудную полость. Объем грудной полости уменьшается, происходит механическое сжатие легких. Давление в грудной клетке становится выше атмосферного. Происходит выдох.

Как видим, механизмы вдоха и выдоха различаются между собой, но их объединяет, во-первых, автоматия, во-вторых, то, что руководит обоими процессами дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге. Поэтому блоки «Вдох» и «Выдох» объединены сигналами «ДЦ» и «Автоматия».

(Учитель вместе с учащимися еще раз разбирают механизм двигательных движений, делают глубокий вдох и выдох. Далее учитель демонстрирует работу органов дыхания на аппарате Дондерса. )

3-й блок. При относительном покое человек совершает в среднем 16 дыхательных движений (вдох + выдох) в одну минуту.

Учащиеся записывают в тетрадь определение: количество воздуха, проходящее через легкие за одну минуту, называется легочной вентиляцией.

В плохо проветриваемых помещениях частота дыхательных движений возрастает в два и более раз, т.к. нервные клетки дыхательного центра чувствительны к углекислому газу, содержащемуся в крови. Таким образом, дыхательные движения регулируются нервным и гуморальным путем.

О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»:

«...Ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его – и наяву, и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свежим воздухом. Есть – на открытом воздухе, а спать – непременно. Привыкайте относиться к воздуху как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман... Пейте только проточный воздух... Держитесь в своей болезни политики открытых дверей».

Задание: восстановить в нужной последовательности графическую информацию, иллюстрирующую механизм дыхательных движений.

(Опорный конспект убирается. Учащимся предлагается выполнить задание с помощью компьютера. Один из учащихся выполняет его на магнитной доске, используя таблички с отдельными фразами 1-го и 2-го блоков опорного конспекта .)

Проверка выполнения задания и общее обсуждение.

Значение правильного дыхания (сообщение учителя или учащегося).

Правильнее всех дышат певцы, музыканты, играющие на духовых инструментах, спортсмены, йоги. Они в полной мере используют возможности грудной клетки, дыхательных мышц и диафрагмы.

От правильного дыхания зависят здоровье и продолжительность жизни человека. Причина возникновения многих болезней – в неправильном дыхании. Из трех возможных типов дыхания (глубокого, грудного и поверхностного) человек на практике использует лишь один, который сопровождается внутренним массажем только определенной группы органов. В других органах, не получающих необходимых стимулов, обмен веществ отклоняется от нормы, появляется риск возникновения заболеваний.

Малая подвижность приводит к недостаточному дыханию тканей. Кислородное голодание сердечной мышцы вызывает болевые ощущения в области сердца. Слабый приток кислорода к мозгу может вызвать головные боли, головокружение.

Выполняя предлагаемые дыхательные упражнения, вы включаете процесс обмена веществ во всех органах.

Упражнение 1. Глубокое дыхание

Глубокое дыхание своеобразным внутренним массажем воздействует на брюшную полость, тем самым снижается вероятность заболеваний желудка, двенадцатиперстной кишки, кишечника, желчного пузыря и желчевыводящих протоков, селезенки, поджелудочной железы, почек, передней доли печени.

Встаньте прямо, сделайте медленный глубокий вдох. Во время вдоха максимально выпячивайте живот вперед. После вдоха задержите дыхание на 1 с, а затем, выполняя глубокий медленный выдох, постарайтесь максимально втянуть в себя живот.

Продолжительность вдоха и выдоха должны быть равны. Постепенно увеличивайте продолжительность вдоха и выдоха. Дышите через нос.

Выполнять упражнение необходимо 20–25 раз через 2–2,5 ч после еды или натощак. Наибольший оздоровительный эффект достигается при занятиях на свежем воздухе.

Это упражнение, кроме массажа органов брюшной полости, успокаивает, предохраняет от возникновения нервных стрессов.

Упражнение 2. Грудное дыхание

Грудное дыхание влияет на работу сердца, печени, селезенки, легких, тренирует мышцы, предохраняет от возникновения простудных заболеваний.

Для выполнения этого упражнения встаньте прямо, руки опустите и разведите в стороны на 5 см от туловища. После этого сделайте глубокий грудной вдох. Старайтесь, чтобы грудная клетка поднялась как можно выше и максимально расширилось пространство между ребрами, особенно в подмышечной области.

После того, как сделали медленный грудной вдох, задержите дыхание на 1 с, а затем делайте медленный выдох, стремясь выдохнуть как можно больше воздуха. Продолжительность вдоха и выдоха должны быть равны. Во время выполнения упражнения дышите через нос.

Упражнение выполняется натощак или спустя 2 ч после еды. Повторяйте его 20–25 раз. Старайтесь со временем увеличивать продолжительность вдоха и выдоха.

Тем, кто при дыхании активно использует живот, для успешного выполнения этого упражнения надо одной рукой надавить на живот, чтобы исключить его участие в дыхании.

Упражнение 3. Поверхностное дыхание

Поверхностное дыхание влияет на работу коры головного мозга, верхних дыхательных путей, органов зрения, слуха, обоняния, укрепляет иммунную систему организма, нормализует работу половых органов. Такое дыхание помогает быстро снять усталость и апатию, увеличивает работоспособность человека.

Встаньте прямо, сделайте короткий вдох только за счет максимального подъема плеч вверх. Затем сделайте сразу выдох, опуская плечи вниз. Во время движения плеч воздухом заполняется верхняя область легких.

Упражнение повторяется 30–60 раз. Его нужно выполнять 2–3 раза в день на голодный желудок или через 2,5 ч после еды.

Выполнять комплекс этих упражнений необходимо всем ежедневно, чтобы помочь себе сохранить здоровье на долгие годы.

Особенно много приемов дыхания разработали йоги. Дыханию они отводят едва ли не главное место в системе физического и психического совершенствования человека. Йоги убеждены, что, управляя дыханием, можно излечивать недуги, побеждать в себе страх, преодолевать боль. Выполняя дыхательные упражнения, йоги одновременно занимаются самовнушением.

Дыхание и движение

Правильно дышать – это значит дышать ритмично и без задержки. Ритмичность дыхания поддерживается ритмичностью движения. Всякое движение, при котором уменьшается объем грудной клетки, должно совпадать с выдохом, а вдох – с движением, которое способствует увеличению грудной клетки. Этим достигается глубина вдоха и выдоха. Поэтому при гимнастических упражнениях, когда разводите руки в стороны, разгибаете ноги или туловище, делайте вдох, а когда сводите руки, сгибаете туловище и ноги – выдох.

С выдохом совпадают наиболее сильные, резкие и быстрые движения. Опытный боксер, например, делает удар на выдохе. Обычно выдох немного продолжительнее вдоха, а во время пения он может длиться в 30–50 раз дольше вдоха. Во время движения часто нарушается ритм и бывает необходима задержка дыхания. Пловец в момент гребка должен задержать дыхание – это увеличивает обтекаемость тела и облегчает его движение в воде.

4-й блок . При вдохе и выдохе в спокойном состоянии через легкие проходит около 500 см 3 воздуха. Наибольший объем воздуха, который может выдохнуть человек после самого глубокого вдоха, составляет в среднем 3500 см 3 . Это жизненная емкость легких. У разных людей она различная. Ее определяют при медицинском обследовании с помощью специального прибора – спирометра (демонстрация прибора и его работы).

Объем воздуха в легких

1500 см 3 остаточный воздух – количество воздуха, которое остается после максимального выдоха.

1500 см 3 – резервный воздух – количество воздуха, которое можно выдохнуть после спокойного выдоха.

500 см 3 – дыхательный объем – количество воздуха, которое можно вдохнуть или выдохнуть при спокойном дыхании.

1500 см 3 – дополнительный воздух – то количество воздуха, которое можно вдохнуть после спокойного вдоха.

5-й блок . Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе не одинаково. Если во вдыхаемом воздухе содержится 21% кислорода, 79% азота, 0,03% углекислого газа, небольшое количество водяных паров и инертных газов, то в выдыхаемом воздухе – 16% кислорода, 4% углекислого газа, незначительное количество водяных паров, 79% азота и инертных газов. Чем объясняется различное содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?

6-й блок . Различный состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха объясняется обменом газов в легочных пузырьках. Концентрация углекислого газа в венозных капиллярах легочных пузырьков гораздо выше, чем в воздухе, заполняющем легочные пузырьки. Углекислый газ из венозной крови поступает в легочные пузырьки и во время выдоха выводится из организма. Кислород проникает в кровь и вступает в химическое соединение с гемоглобином – кровь из венозной превращается в артериальную.

В каком круге кровообращения это происходит? (В малом .)

Из капилляров большого круга кровообращения кислород поступает в ткани. В артериальной крови кислорода больше, чем в клетках, поэтому он легко диффундирует в них и используется в окислительных процессах. Углекислый газ из клеток поступает в кровь. Таким образом, в тканях органов происходит превращение артериальной крови в венозную.

Куда поступает кровь по венам большого круга кровообращения? (В правое предсердие, затем в правый желудочек, оттуда в легкие . Работа с таблицей «Круги кровообращения». )

III. Закрепление пройденного материала (работа в парах за компьютером или групповая работа по карточкам).

Вариант 1

1. Сколько воздуха (м 3) расходует на дыхание класс из 35 человек в течение 45 мин урока, если один ученик в среднем делает 16 вдохов в минуту по 500 см 3 воздуха за каждый вдох?

2. Какое значение имеет герметичность стенок грудной полости в механизме вдоха?

Вариант 2

1. В течение урока (45 мин) класс из 35 человек расходует 12,6 м 3 воздуха, 1 ученик поглощает с каждым вдохом 500 см 3 . Сколько вдохов делает в среднем за 1 мин каждый ученик этого класса?

2. Как связаны функции кровеносной и дыхательной систем?

Вариант 3

1. В течение урока (45 мин) класс из 35 человек расходует 12,6 м 3 воздуха, 1 ученик делает в среднем 16 вдохов в 1 мин. Какой объем воздуха он поглощает с каждым вдохом?

2. Какова роль дыхательной и кровеносной систем в поддержании постоянства состава внутренней среды организма?

Вариант 4

1. Во время урока класс расходует на дыхание 12,6 м 3 воздуха. Один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 мин по 500 см 3 воздуха за вдох. Сколько в данном классе человек?

2. Какие, виды физической работы и спорта одновременно развивают и мышцы сердца, и дыхательные мышцы?

Вариант 5

1. Один ученик в среднем делает 16 вдохов в 1 мин по 500 см 3 воздуха за вдох. Какое время понадобится классу из 35 человек, чтобы израсходовать на дыхание 12,6 м 3 воздуха?

2. Каковы общие признаки натренированности легких и сердца в результате физических упражнений и физического труда?

Вариант 6

1. Сколько воздуха (м 3) расходует на дыхание класс из 26 человек в течение 30 мин урока, если один ученик в среднем делает 15 вдохов в 1 мин по 550 см 3 воздуха за вдох?

2. У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда происходит потеря сознания – наступает «горная болезнь». Почему?

Вариант 7

1. В течение 30 мин класс из 26 человек расходует примерно 6,4 м 3 воздуха. Один ученик поглощает с каждым вдохом 550 см 3 . Сколько вдохов делает в среднем каждый ученик этого класса за 1 мин?

2. Почему при глубоком продолжительном дыхании может наступить остановка дыхания и потеря сознания?

Вариант 8

1. В течение получаса класс из 26 человек расходует примерно 6,4 м 3 воздуха. Один ученик делает в среднем 15 вдохов в 1 мин. Столько он поглощает воздуха за один вдох?

2. У одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита с двух сторон. Хотя оба легких при этом остались невредимыми, ковбой все же умер от удушья. Почему?

Вариант 9

1. За 30 мин урока класс расходует на дыхание примерно 6,4 м 3 воздуха. Один ученик делает в среднем 15 вдохов в 1 мин, поглощая за 1 вдох 550 см 3 воздуха. Сколько в данном классе учеников?

2. Частота дыхания у собаки в жару резко возрастает. У человека этого не наблюдается. Почему?

Вариант 10

1. Один ученик в среднем делает 15 вдохов в 1 мин по 550 см 3 за вдох. Какое время понадобится классу из 26 человек, чтобы израсходовать на дыхание 6,4 м 3 воздуха?

2. Когда человек долго и непрерывно дует (например, раздувая угли), то бывает, что у него темнеет в глазах, и он даже может потерять сознание. Почему?

Вариант 11

1. Какой объем воздуха расходует человек в течение года жизни, если он совершает 16 вдохов в 1 мин, каждый раз вдыхая по 550 см 3 воздуха?

2. Все знают, что рыба, вытащенная из воды, задыхается (засыпает). Чем это можно объяснить, ведь содержание кислорода в атмосфере гораздо выше, чем в воде?

Вариант 12

1. Какой объем чистого кислорода (м 3) расходует на дыхание человек в течение 1 года жизни, если в среднем он делает 16 вдохов в 1 мин, каждый раз вдыхая по 500 см 3

2. Почему без воздуха, без дыхания человек жить не может?

Вариант 13

1. Какой объем углекислого газа (м 3) выдыхает человек в течение 1 года жизни, если в среднем он делает 16 выдохов в 1 мин, каждый раз вдыхая по 550 см 3 ?

2. Назовите физическое явление – причину газообмена в легких и тканях?

Проверка и обсуждение заданий. Выставление оценок в контрольные карточки и сдача их учителю.

Проверенное домашнее средство для лечения простуд, ОРВИ и Ангин без вмешательства врачей и долгих походов по поликлиникам…

Знание анатомии и физиологии любого органа полезна как для обычного человека, так и для врача. Для обычного человека, знание строения гортани (ларинкс – в переводе на латинский язык), помимо глотки – помогает понять, как появляется голос, почему он меняется в пубертатном периоде.

Анатомия помогает понять, что происходит в момент, когда человек кашляет или в дыхательные пути попадает инородное тело.

Мало кто знает, что есть носовая часть глотки, ротовая и гортанная части глотки.

Гортанная часть глотки, начинается от входа в гортань до входа в пищевод. На передней стенке гортанной части глотки находиться вход в ларинкс.

Анатомия глотки состоит только из мышечной составляющей, артерий, вен и нервов. Для врача анатомия глотки и других структур, которые входят в понятие «горло» помогает в лечении различных ЛОР-заболеваний, при проведении оперативных вмешательств.

Знание анатомии глотки и других структур позволяет не нарушить кровеносные и венозные сосуды, нервы при трахеотомии или других операциях. Ведь если нарушить иннервацию органа, то он больше не сможет выполнять свои функции.

Где находится гортань?

Гортань находится в передней области шеи. Относительно позвоночника она находится на уровне 4-7 позвонков шеи. С фронтальной стороны она покрыта подподъязычными мускулами.

Важно знать! С боков к органу прилегает щитовидная железа, а сзади – гортанная часть глотки, которая переходит в пищевод.

Когда человек глотает, надгортанник смещается с помощью над- и подъязычных мускулов. Строение гортани мужчины отличается от женщины (она значительно больше у мужчин).

Основу органа составляют хрящи, которые крепятся связками и мускулами.

Знания, где находится ларинкс, помогают правильно сделать коникотомию, крикоконикотомию, трахеотомию.

Данные медицинские манипуляции направлены на возобновление дыхательной функции человека при попадании инородного тела.

Отзыв нашей читательницы - Алины Епифановой

Недавно я прочитала статью, в которой рассказывается о том, что частые ПРОСТУДЫ, АНГИНЫ, НАСМОРК показатели сбоя в иммунной системе. А с помощью натурального элексира «ЗДОРОВ», можно укрепить иммунитет, защитить организм от вирусов. Ускорить процесс выздоровления в несколько раз.

Я не привыкла доверять всякой информации, но решила проверить и заказала одну упаковку. Изменения я заметила уже через неделю: постоянные головные боли, слабость, сонливость, заложенность носа, ком в горле прошли. Простуда больше меня не беспокоит. Попробуйте и вы, а если кому интересно, то ниже ссылка на статью.

В данном случае, человек не может откашлять инородное тело и начинает задыхаться, возникает асфиксия, которая приводит к потери сознания и смерти.

Функции органа

Различают несколько функций гортани: защитная и голосовая. Защитная функция заключается в том, чтобы согревать и увлажнять воздух, который проходит с нижнего отдела глотки в трахею. Кроме того, воздух очищается от пыли и нейтрализуются газообразные примеси.

Ларинкс препятствует попаданию инородных частиц в трахею путем сокращения надгортанника. Когда попадает инородное тело, происходит спазм голосовой щели и вызывается кашель, иногда наблюдается рвотный рефлекс.

Это связано с тем, что реакция на кашель и рвоту (дыхательный и рвотный центры очень близко друг к другу) находятся в столбе мозга.

Для лечения и профилактики воспаленного горла при ангине(тонзиллите), фарингите, простуде и гриппе, наши читатели успешно используют эффективный метод, на основе натуральных компонентов. Мы пообщались с людьми, которые действительно испробовали этот метод на себе и решили предложить его вам.

Голосовая функция осуществляется путем выхода воздуха из легких наружу, что приводит к колебанию голосовых связок и возникновением определенного звука. Звук формируется через прохождение резонансных полостей.

К первой резонансной полости относится пространство под надгортанником, морганиевы желудочки, ротовая часть глотки, носовая часть глотки, рот и нос. Ко второй – легкие и бронхи.

Относительно мутации голоса, которая происходит в пубертатном периоде, можно сказать следующее: гортань становится мощнее, увеличиваются связки, меняется голос. Данное явление более характерно для мальчиков, длится от нескольких месяцев до одного года.

Чтобы пища не попадала в гортань, надгортанник закрывает вход в нее при глотании, будь это слюна или пища. Это все происходит рефлекторно (безусловный рефлекс), при нарушении иннервации, возможно попадание слюны в гортань, что вызывает кашель.

Анатомия

Согласно анатомической структуре, гортань выглядит как сложная мозаика из хрящей и связок, но в совокупности представляет собой важный орган, с помощью которого человек может говорить.


Есть два вида хрящей:

непарные: щитовидный, также сюда относят перстневидный и надгортанный хрящи; парные: черпаловидный, также сюда будет относиться рожковидный, клиновидный.

Щитовидный хрящ анатомически напоминает вид щита. Состоит из верхней щитовидной вырезки, она отлично чувствуется, если потрогать через кожу (так называемый отступ гортани).

Щитовидный хрящ имеет отверстие, через которое проходит гортанная артерия. Там, где есть щитовидный хрящ, анатомически находится щитовидная железа.

Перстневидный хрящ выглядит как перстень, состоит из пластинки и дуги. Надгортанный хрящ (надгортанник) – находится сзади и снизу корня языка.

Черпаловидный хрящ относится к парным хрящам. Анатомия хряща подразумевает основание с суставной поверхностью и верхушку. В верхней части есть холмик, а в нижней – гребешок, ниже которого есть продолговатая ямка, куда крепиться голосовая мышца.

Кроме того, различают мышечный, голосовой отростки, к последнему крепиться голосовая связка и одноименная мышца. Хрящи гортани соединяются с помощью связок и суставов. Различают: щитоподъязычную мембрану, срединную, латеральную щитоподъязычную связки.

Щитовидный хрящ с надгортанником связаны перстнещитовидным суставом и связкой. Сустав имеет перстнещитовидную суставную капсулу, которая при креплении образует рожково-перстневидную связку. В результате щитовидный хрящ может двигаться вверх и вниз. Из-за этих действий натягиваются голосовые связки.

Со стороны перстнещитовидной связки есть фиброзно-эластическая мембрана. Соединение перстневидного и черпаловидного хряща происходит путем перстнечерпаловидного сустава, суставной капсулой и перстнечерпаловидной связкой.

Строение гортани человека включает также мышцы:

мускулы, которые обуславливают двигательную функцию гортани; мускулы, которые задействуют отдельные хрящи гортани.

Вторая группа мускулов помогает менять положение надгортанника во время глотания, дыхания.

Анатомия кровоснабжения: гортань кровоснабжается верхней и нижней гортанной артериями. Иннервация гортани проводится одноименными нервами. Анатомия лимфооттока: лимфа отводится от гортани к передним и боковым шейным лимфоузлам. Иннервация гортани проводится одноименными нервами.

Вы все еще думаете, что избавиться от постоянных простуд и заболеваний горла невозможно?

Судя по тому, что вы читаете эту статью - вы не по наслышке знаете что такое:

сильная боль в горле даже при глотании слюны… дерущий кашель… постоянное ощущения комка в горле… осипший голос…. озноб и слабость в теле… заложенность в носе и отхаркивание соплей… потеря аппетита и сил…

А теперь ответьте честно себе на вопрос: вас это устраивает? Сколько сил, времени и денег вы уже «слили» на неэффективное лечение? Ведь рано или поздно ситуация УСУГУБИТСЯ. И все может закончиться плачевно…

Пора наконец-то покончить с этой проблемой! Согласны? Именно поэтому мы решили опубликовать эксклюзивную методику Елены Малышевой, в которой она рассказала о методах лечения и профилактики заболеваний ГОРЛА и ПРОСТУДЫ. Читать статью->

Ирина Коваль

Горло - человеческий орган, который относят к верхним дыхательным путям.

Функции

Горло помогает продвижению воздуха к дыхательной системе и пищи по пищеварительной системе. Также в одной из частей горла расположены голосовые связки и защитная система (предотвращает попадание пищи мимо своего пути).

Анатомическое строение горла и глотки

Горло имеет в себе большое количество нервов, важнейших кровеносных сосудов и мышц. Выделяют две части горла - глотку и гортань. Продолжает их трахея. Функции между частями горла поделены следующим образом:

Пищу в пищеварительную систему и воздух в дыхательную систему продвигает глотка. Голосовые связки работают благодаря гортани.

Глотка

Другое название глотки - фаринкс. Она начинается в задней части ротовой полости и продолжается дальше вниз шеи. Форма глотки - перевернутый конус.

Более широкая часть располагается в основании черепа для прочности. Узкая нижняя часть соединяется с гортанью. Наружная часть глотки продолжает наружную часть рта - на ней довольно много желез, которые вырабатывают слизь и помогают увлажнять горло во время речи или приема пищи.

У глотки есть три части - носоглотка, ротоглотка и отдел глотания.

Носоглотка

Самая верхняя часть глотки. У нее есть мягкое небо, которое ее ограничивает и при глотании защищает нос от попадания в него пищи. На верхней стенки носоглотки есть аденоиды - скопление ткани на задней стенке органа. Носоглотку с горлом и средним ухом соединяет специальный проход - евстахиева труба. Носоглотка не настолько подвижна, как ротоглотка.

Ротоглотка

Средняя часть глотки. Находится сзади ротовой полости. Основное, за что отвечает этот орган - доставка воздуха к органам дыхания. Речь человека возможно благодаря сокращениям мышц рта. Еще в ротовой полости расположен язык, который способствует движению пищи в пищеварительную систему. Самые важные органы ротоглотки - миндалины, именно они чаще всего задействованы в разных болезнях горла.

Отдел глотания

Самый нижний из отделов глотки с говорящим названием. Имеет комплекс сплетений нервов, которые позволяют поддерживать синхронную работу глотки. Благодаря этому воздух поступает именно в легкие, а пища именно в пищевод и все происходит одновременно.

Гортань

Гортань располагается в теле следующим образом:

Напротив шейных позвонков (4-6 позвонки). Сзади - непосредственно гортанная часть глотки. Спереди - гортань образуется, благодаря группе подъязычных мышц. Вверху - подъязычная кость. Сбоку - гортань прилегает своими боковыми частями к щитовидной железе.

У гортани есть скелет. У скелета есть непарные и парные хрящи. Хрящи соединены суставами, связками и мышцами.

Непарные: перстневидный, надгортанный, щитовидный.

Парные: рожковидные, черпаловидные, клиновидные.

Мышцы гортани, в свою очередь, тоже делятся на три группы:

Сужают голосовую щель четыре мышцы: щиточерпаловидная, перстнечерпаловидная, косая черпаловидная и поперечная мышцы. Расширяет голосовую щель только одна мышца - задняя перстнечерпаловидная. Она является парной. Напрягают голосовые связки две мышцы: голосовая и перстнещитовидная.

У гортани есть вход.

Сзади этого входа - черпаловидные хрящи. Они состоят из рожковидных бугорков, которые находятся сбоку слизистой оболочки. Спереди - надгортанник. По бокам - черпалонадгортанные складки. Они состоят из клиновидных бугорков.

Полость гортани делится на три части:

Преддверие - растягивается от преддверных складок до надгортанника, складки образуются слизистой оболочкой, а между этими складками - преддверная щель. Межжелудочковый отдел - самый узкий. Растягивается от нижних голосовых связок до верхних связок преддверия. Сама узкая его часть именуется голосовой щелью, а создается она межхрящевой и перепончатой тканями. Подголосовая область. Исходя из названия понятно, что находится снизу голосовой щели. Расширяется и начинается трахея.

У гортани три оболочки:

Слизистая оболочка - в отличии от голосовых связок (они из плоского неороговевающего эпителия) состоит из многоядерного призматического эпителия. Фиброзно-хрящевая оболочка - состоит из эластичных и гиалиновых хрящей, которые окружены волокнистой соединительной тканью, и обеспечивает вся эта конструкция каркас гортани. Соединительнотканная - связующая часть гортани и других образований шеи.

Гортань ответственна за три функции:

Защитная - в слизистой оболочке есть мерцательный эпителий, а в нем находится много желез. И если пища попала мимо, то нервные окончания осуществляют рефлекс - кашель, который выводит пищу обратно из гортани в рот. Дыхательная - связана с предыдущей функцией. Голосовая щель может сжиматься и расширяться, тем самым направляя потоки воздуха. Голосообразовательная - речь, голос. Характеристики голоса зависят от индивидуального анатомического строения. и состояния голосовых связок.

На картинке строение гортани

Заболевания, патологии и травмы

Существуют следующие проблемы:

Ларингоспазм Недостаточное увлажнение голосовых связок Тонзиллит Ангина Ларингит Отек гортани Фарингит Стеноз гортани Паратонзиллит Фарингомикоз Абсцесс ретрофарингеальный Склерома Абсцесс парафарингеальный Поврежденное горло Гипертрофированные небные миндалины Гипертрофированные аденоиды Травмы слизистых Ожоги слизистых Рак горла Ушиб Перелом хрящей Травма соединения гортани и трахеи Удушье Туберкулез гортани Дифтерия Интоксикация кислотой Интоксикация щелочью Флегмона

Сопутствующие проблемы, которые вызывают боль в горле:

Курение Вдыхание дыма Вдыхание пыльного воздуха ОРЗ Коклюш Скарлатина Грипп

Для установления точной причины боли и раздражения в горле и для назначения подходящего лечения незамедлительно обращайтесь к врачу.

А) Щитовидный В) Надгортанник

Б) Перстневидный Г) Клиновидный

2. Давление в плевральной полости относительно атмосферного:

А) Выше В) Равно атмосферному

Б) Ниже Г) На вдохе выше, на выдохе ниже

3. Максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после самого глубокого вдоха:

А) Дыхательный объем В) Резервный объем

Б) Жизненная емкость Г) Мертвое пространство

4. Гуморальная регуляция дыхания связана с уровнем концентрации:

А) Кислорода В) Азота

Б) Углекислого газа Г) Оксида азота (IV)

5. Центр дыхания находится в отделе головного мозга:

А) Промежуточном В) Продолговатом

6. Ускорять или замедлять дыхательные движения можно за счет импульсов, возникающих в отделе мозга:

А) Мозжечке В) Продолговатом

Б) В коре больших полушарий Г) Среднем

7. Плевра – это:

А) Оболочка легких из эпителиальной ткани

Б) Оболочка легких из соединительной ткани

В) Внутреннее содержимое легких

Г) Внутренняя эпителиальная оболочка трахеи

8. Хоаны – это:

А) Носослезный канал

Б) Костно-хрящевая перегородка носовой полости

В) Внутренние отверстия, через которые носовая полость сообщается с носоглоткой

Г) Слизистая оболочка верхнего носового хода

9. Ворота легких – это:

А) Верхушка легких

Б) Основание легких

В) Место входа бронхов, нервов и сосудов

Г) Тонкий слой эластических волокон

10. Функция плевральной жидкости состоит в том, что она:

А) Улучшает газообмен в легких

Б) Защищает легких от микроорганизмов

В) Препятствует спадению альвеол

Г) Уменьшает трение при дыхательных движениях

Часть Б. Вашему вниманию будут представлены тесты по вышеуказанной тематике на установление последовательности, соответствия, а также множественные тесты с тремя правильными вариантами ответа.

1. Функциями носовой полости являются:

А) Очищение воздуха от пыли и микроорганизмов

Б) Газообмен

В) Согревание и увлажнение воздуха

Г) Образование звука

Д) Расположение вкусового анализатора

Е) Расположение обонятельного анализатора

2. Определите последовательность прохождения воздуха через дыхательные пути при вдохе:

А) Бронхи Г) Трахея

Б) Гортань Д) Носовая полость

В) Носоглотка Е) Легкие

4. Определите последовательность механизма выдоха:

А) Торможение центра вдоха

Б) Растяжение легких

В) Возбуждение центра выдоха

Г) В рецепторах стенок альвеол возникает возбуждение

Д) Происходит выдох

Е) Расслабление дыхательных мышц, опускание ребер

Ж) Уменьшение объема грудной клетки

5) Пищеварение. Обмен веществ.

Часть А. Вашему вниманию будут представлены тематические тесты в рамках школьной программы. Каждый тест состоит из нескольких вариантов ответа. Вам необходимо выбрать только ОДИН правильный ответ.

gastroguru © 2017