Колонии Франции (Французская колониальная империя). Французская империя Французская империя в начале xix

Уже в декабре 1799 года была принята новая конституция Франции . Формально Франция оставалась республикой с весьма сложной разветвленной структурой власти. Исполнительная власть, права и полномочия которой были значительно расширены, вручалась трем консулам. Первый консул – а им стал Наполеон Бонапарт – избирался на 10 лет. Он сосредоточил в своих руках фактически всю полноту исполнительной власти. Второй и третий консулы обладали правом совещательного голоса. Консулы на первый раз были поименно определены в тексте конституции.

Все мужчины, достигшие 21 года, пользовались избирательным правом, но выбирали не депутатов, а кандидатов в депутаты. Из их числа правительство отбирало членов местной администрации и высших законодательных органов. Законодательная власть была распределена между несколькими органами – Государственным советом, Трибунатом, Законодательным корпусом – и поставлена в зависимость от исполнительной власти. Все законопроекты, пройдя эти инстанции, попадали в Сенат, члены которого утверждались самим Наполеоном, а затем шли на подпись к первому консулу.

Правительству принадлежала и законодательная инициатива. Кроме того, конституция предоставляла первому консулу право вносить законопроекты прямо в Сенат, минуя законодательные органы. Все министры были подчинены непосредственно Наполеону.

Фактически это был режим личной власти Наполеона, но навязать диктатуру удалось лишь сохранив основные завоевания революционных лет: уничтожение феодальных отношений, перераспределение земельной собственности и изменение ее характера.

Новая конституция в истории Франции была одобрена плебисцитом (всенародным голосованием). Итоги плебисцита были предопределены заранее. Глосование проходило публично, на глазах у представителей новой власти; многие тогда уже голосовали не за конституцию, а за Наполеона, который приобрел значительную популярность.

Наполеон Бонапарт (1769 -1821) – выдающийся государственный и военный деятель того времени, когда буржуазия была еще молодым, восходящим классом и стремилась закрепить свои завоевания. Это был человек, обладавший непреклонной волей и незаурядным умом. При Наполеоне выдвинулась целая плеяда талантливых военачальников (Мюрат , Ланн , Даву ,Ней и многие другие).

Новый плебисцит 1802 года пожизненно закрепил за Наполеоном Бонапартом пост первого консула. Ему было предоставлено право назначать себе преемника, распускать Законодательный корпус, единолично утверждать мирные договоры.

Усилению власти Наполеона Бонапарта способствовали беспрерывные, успешные для Франции войны. В 1802 году день рождения Наполеона был объявлен национальным праздником, с 1803 года на монетах появилось его изображение.

Первая империя (1804-1814)

Власть первого консула все более принимала характер единоличной диктатуры. Логическим результатом было провозглашение Наполеона Бонапартав мае 1804 года императором Франции под именем Наполеона I . Его торжественно короновал сам римский папа.

В 1807 году был упразднен Трибунат – единственный орган, где существовала оппозиция бонапартистскому режиму. Был создан пышный двор, восстановлены придворные титулы, введено звание маршала империи. Обстановка, нравы, быт французского двора имитировали старый дореволюционный королевский двор. Исчезло из обихода обращение «гражданин», зато появились слова «государь», «ваше императорское величество».

В 1802 году был издан закон об амнистии дворян эмигрантов. Возвратившаяся из эмиграции старая аристократия постепенно упрочивала свои позиции. Более половины назначенных в наполеоновское время префектов по своему происхождению принадлежали к старой знати.

Наряду с этим французский император, стремясь упрочить свой режим, создавал новую элиту, она получила от него дворянские титулы и была всем ему обязана.

С 1808 по 1814 годы было пожаловано 3600 дворянских титулов; раздавались земли как во Франции, так и за ее пределами – земельная собственность была показателем богатства и общественного положения.

Однако возрождение титулов не означало возврат к старой феодальной структуре общества. Сословные привилегии не восстанавливались, законодательство Наполеона закрепляло юридическое равенство.

Всех своих братьев Наполеон сделал королями в покоренных Францией странах Европы. В 1805 году он объявил себя королем Италии. В расцвете своего могущества в 1810 году Наполеон I из-за бездетности императрицы Жозефины начал поиски новой жены в одном из царствующих домов феодальной Европы. В браке с русской принцессой ему было отказано.

Но австрийский двор дал согласие на брак Наполеона I с австрийской принцессой Марией-Луизой. Этим браком Наполеон надеялся войти в скмью «легитимных» монархов Европы и основать свою династию.

Наполеон стремился решить острейшую с начала революции внутриполитическую проблему – отношения между буржуазным государством и церковью. В 1801 году был заключен конкордат с папой Пием VII. Католичество объявлялось религией большинства французов. Отделение церкви от государства уничтожалось, государство вновь обязывалось обеспечить содержание служителям культа, восстановить религиозные праздники.

Папа в свою очередь признавал распроданные церковные земли собственностью новых владельцев и дал согласие на то, чтобы высшие церковные чины назначались правительством. Церковь ввела особую молитву за здравие консула, а затем императора. Таким образом, церковь стала опорой бонапартистского режима.

В годы Консульства и империи в истории Франции демократические завоевания революции в большинстве своем были ликвидированы. Выборы и плебисциты носили формальный характер, а декларации о политической свободе стали удобной демагогией, прикрывавшей деспотический характер правления.

В момент прихода Наполеона к власти крайне тяжелым было финансовое положение страны: казна пуста, государственные служащие уже давно не получали жалованья. Упорядочение финансов стало одной из первоочередных задач правительства. Увеличением косвенных налогов правительству удалось стабилизировать финансовую систему. Прямые налоги (с капитала) были сокращены, что отвечало интересам крупной буржуазии.

Успешные войны и протекционистская политика способствовали росту экспорта. Наполеон навязывал европейским государствам выгодные для Франции условия торговли. Все рынки Европы в результате победного шествия французской армии были открыты для французских товаров. Протекционистская же таможенная политика защищала французских предпринимателей от конкуренции английских товаров.

В целом время Консульства и империи было благоприятным для промышленного развития Франции.

Установившийся во Франции при Наполеоне Бонапарте режим получил название «бонапартизм ». Диктатура Наполеона являлась особоц формой буржуазного государства, при которой сама буржуазия оказалась устраненной от непосредственного участия в политической власти. Лавируя между различными социальными силами, опираясь на мощный аппарат государственного управления, власть Наполеона получила определенную самостоятельность по отношению к общественным классам.

Стремясь объединить вокруг режима большинство нации, представить себя выразителем общенациональных интересов, Наполеон взял на вооружение рожденную Французской революцией идею единства нации. Однако это уже была не защита принципов национального суверенитета, а пропаганда национальной исключительности французов, гегемонии Франции на международной арене. Поэтому в области внешней политики для бонапартизма характерен резко выраженный национализм. Годы Консульства и Первой империи отмечены почти беспрерывными кровопролитными войнами, которые вела наполеоновская Франция с государствами Европы. В завоеванных странах и вассальных от Франции государствах Наполеон вел такую политику, которая была направлена на превращение их в рынок сбыта для французских товаров и в источник сырья для промышленности Франции. Наполеон неоднократно говорил: «Мой принцип – Франция прежде всего ». В зависимых государствах в интересах французской буржуазии затормаживалось экономическое развитие путем навязывания невыгодных торговых сделок и установления монопольных цен на французские товары. Из этих государств выкачивались огромные контрибуции.

Уже к 1806 году Наполеоном Бонапартом была образована огромная империя, напоминавшая о временах Карла Великого. В 1806 году были разгромлены Австрия и Пруссия. В конце октября 1806 года Наполеон вошел в Берлин. ЩЗдесь 21 ноября 1806 года он подписал декрет о континентальной блокаде, который сыграл большую роль в судьбах европейских стран.

Согласно декрету во всей Французской империи и зависимых от нее странах строжайше запрещалась торговля с Британскими островами. Нарушение этого декрета, контрабанда английскими товарами карались жестокими репрессиями вплоть до смертной казни. Этой блокадой Франция стремилась сокрушить экономический потенциал Англии, поставить ее на колени.

Однако своей цели – экономического сокрушения Англии – Наполеон не достиг. Хотя хозяйство Англии переживало в эти годы трудности, но они не носили катастрофический характер: Англия владела обширными колониями, имела хорошо налаженный контакт с Американским континентом и, несмотря на все запреты, широко использовала контрабандную торговлю английскими товарами в Европе.

Тяжелой оказалась блокада для экономики европейских стран. Французская промышленность не могла заменить более дешевых и качественных товаров английских предприятий. Разрыв с Англией породил экономические кризисы в европейских странах, что приводило к ограничению сбыта в них французских товаров. Блокада в известной степени способствовала росту французской промышленности, но очень скоро стало ясно, что и французской промышленности не обойтись без английских промышленных изделий и сырья.

Блокада надолго парализовала жизнь таких больших портовых городов Франции, как Марсель, Гавр, Нант, Тулон. В 1810 году была введена система лицензий на право ограниченной торговли английскими товарами, но стоимость этих лицензий была высока. Наполеон использовал блокаду, как средство охраны развивающейся французской экономики и как источник доходов казны.

В конце первого десятилетия XIX века начался кризис Первой империи во Франции. Проявлением его были периодические экономические спады, растущая усталость широких слоев населения от беспрерывных войн. В 1810-1811 годах во Франции начался острейший экономический кризис. Сказывались отрицательные последствия континентальной блокады: не хватало сырья, промышленных изделий, росла дороговизна. Буржуазия переходила в оппозицию к бонапартистскому режиму. Последний удар по наполеоновской Франции нанесли военные поражения 1812-1814 годов.

16-19 октября 1813 года под Лейпцигом состоялось решающее сражение между армией Наполеона и объединенной армией союзных государств Европы. Сражение под Лейпцигом получило название битвы народов. Армия Наполеона была разгромлена.

31 марта 1914 года союзная армия вступила в Париж. Наполеон отрекся от престола в пользу своего сына. Однако Сенат под давлением европейских держав принял решение вновь возвести на французский престол династию Бурбонов – графа Прованского, брата казненного Людовика XVI. Наполеона пожизненно сослали на остров Эльбу.

30 мая 1814 года в Париже был подписан мирный договор: Франция лишалась всех территориальных приобретений и возвращалась к границам 1792 года. Договор предусматривал созыв международного конгресса в Вене для окончательного решения всех вопросов, связанных с крушением наполеоновской империи.

План
Введение
1 Консульство и империя (1799-1814)
2 Расцвет консульства во Франции
3 Эпоха империи во Франции 1804-1814

Введение

Первая Французская империя (1804-1815) (Le Premier Empire) - Эпоха империи Наполеона Бонапарта во Франции.

Консульство и империя (1799-1814)

После переворота 18 брюмера единственную власть во Франции представляло временное правительство, состоявшее из трёх консулов (Бонапарт, Сийес, Роже-Дюко). На двух комиссиях из членов Советов Пятисот и Старейшин лежала обязанность составить новую конституцию. Консулы - или, точнее, консул Бонапарт, так как два других были не более чем его орудиями, - действовали с решительностью самодержавной власти. Париж отнесся к перевороту совершенно спокойно, не выразив ничем своего недовольства и даже явно сочувствуя новому порядку; в провинции кое-где протестовали некоторые лица из провинциальной магистратуры, но протест не был силен. Французская и даже заграничная биржи отнеслись к перевороту с полным доверием; вместо обычного в подобных случаях понижения биржевых ценностей, они в самые дни 18 и 19 брюмера начали повышение французских 5 % государственных ценностей, перед переворотом с трудом продававшихся по 7 франков за 100. Повышение продолжалось с колебаниями в течение всех следующих месяцев и достигло в конце 1800 года 44 франков. 20 брюмера состоялось постановление об изгнании из Франции 34 якобинцев, вскоре, однако, отмененное. В многочисленных заявлениях нового правительства говорилось о его верности принципам революции; была подтверждена обязательность республиканского календаря; оставлен в силе декрет об эмигрантах, «которых отечество навсегда извергает из своей среды». Чтобы доказать своё миролюбие, консулы обратились к Англии и Австрии с мирными предложениями.

К 22 фримера VIII года комиссии, вырабатывавшие конституцию, закончили свои работы; проект Сиейса был переделан согласно с желаниями Бонапарта, являющегося главным автором конституции. Это была вполне монархическая конституция, сохранявшая лишь призрак народной власти. Конституция, вручая верховную исполнительную власть трем консулам, назначала на 10-летний срок первым консулом - Бонапарта, вторым - Камбасереса и третьим (на 5-летний срок) - Лебрена. Первый консул получал, прямо или в слегка замаскированном виде, право назначать на все государственные должности, не исключая членов законодательного корпуса, трибуната, государственного совета и сената (см. Конституции французские). Конституция должна была быть подвергнута народному голосованию (плебисциту), и это было почти единственным проявлением народного суверенитета.

При подаче голосов народом не допускались прения; голосование было открытое. 3 011 000 голосов было подано за конституцию, только 1 562 против неё; за голосовала почти вся парижская интеллигенция, профессора разных учебных заведений, художники, адвокаты, в том числе немало бывших монтаньяров. Новый порядок был введён в действие ещё до плебисцита, которому подвергалась конституция уже действовавшая. Вся власть отныне была в руках Бонапарта. Он сформировал министерство, в которое вошли Талейран в качестве министра иностранных дел, Люсьен Бонапарт (министр внутренних дел), Фуше (министр полиции).

2. Расцвет консульства во Франции

Задача Бонапарта была трудной. Предстояло создать почти совершенно заново все управление, восстановить финансы, находившиеся в крайне запутанном положении, при полном отсутствии кредита, и как-нибудь покончить со второй коалицией. Одной из первых мер Бонапарта было запрещение, 27 нивоза VIII года (17 января 1800 года), «на время войны», 60 политических периодических изданий в Париже; сохранены были всего 13, и то с подчинением министру полиции и с угрозой запрещения в случае появления в них статей, «не обнаруживающих должного уважения к социальному порядку, к народному суверенитету, к славе армии… и к державам, дружественным республике, хотя бы эти статьи были извлечением из иностранных журналов»; появление новых журналов было поставлено в зависимость от предварительного разрешения. Полицейские преследования политических противников отличались при консульстве (как впоследствии при империи) крайней грубостью.

Подавляя, таким образом, все проявления политической свободы, Бонапарт энергично проводил в жизнь положительную часть своей программы. Она состояла в создании твёрдой, крайне централизованной власти, в покровительстве промышленности, особенно земледелию, в примирении с новым порядком вещей всех тех элементов старого общества, которые только могут с ним примириться (в особенности церкви), в улучшении финансов. Законом 28 плювиоза VIII года (17 февраля 1800 года) «о разделении территории и администрации» сохранено и упрочено разделение Франции на департаменты и введено новое деление на округа (arrondissements). Во главе департамента поставлен назначаемый правительством префект; при нём учреждены совет префектуры и генеральный совет, и те, и другие назначаемые правительством из предлагаемых избирателями списков департаментских нотаблей (избиратели избирали из своей среды одну десятую часть лиц, являвшихся коммунальными нотаблями; эти последние из своей среды тоже одну десятую - то есть на всю Францию около 50000 человек - департаментских нотаблей, из коих и замещались департаментские должности). В округах при супрефектах состояли тоже назначаемые правительством окружные советы. В городах городским хозяйством должны были заведовать назначаемые мэры.

Таким образом все управление сверху донизу делалось строго централизованным, возвращаясь вполне к дореволюционным временам; префекты занимали место интендантов старой монархии, но были облечены гораздо более реальной властью и действовали под гораздо более действительным контролем центрального правительства. 18 марта 1800 года состоялся закон о судебной организации Франции, проникнутый теми же стремлениями. 7 февраля 1801 года этот закон, ввиду роялистского покушения на жизнь Бонапарта (см. Наполеон), был пополнен законом об особых трибуналах для всех случаев, когда правительство сочтет необходимым направить дело в порядке исключительной подсудности. Важным законодательным актом был гражданский кодекс 1804 года, впоследствии (1807) переименованный в кодекс Наполеона (Code Napoléon); за ним уже во время империи последовали кодексы гражданского и уголовного судопроизводства (1806), торгового права (1807), уголовных законов (1810); во всех этих законодательных актах было довольно строго проведено созданное революцией равенство перед законом и уничтожены остатки феодализма. Гражданский кодекс допускал развод по простому желанию супругов, но очень расширял в семье власть мужа и отца, безусловно подчиняя ей жену и детей; незаконным детям запрещалось отыскивать отца. В области уголовного права Наполеоновское законодательство безусловно возвращалось к дореволюционным традициям, щедро рассыпая смертную казнь, восстановляя такие наказания, как отсечение отцеубийцам перед казнью правой руки, клеймение плеча, приковывание к каторжникам тяжёлого ядра; эти наказания были окончательно отменены лишь в 1832 году.

В 1801 году при содействии правительства было основано общество поощрения национальной промышленности. Значительно улучшены пути сообщения как сухопутные, так и речные; закон об охране лесов XI года спас их от нерасчётливого истребления. 7 нивоза VIII года (25 декабря 1799) церковные здания были возвращены церкви; 15 июля 1801 года заключён с папой Пием VII конкордат, в силу которого законом 18 жерминаля Χ года (8 апреля 1802) восстановлена государственная церковь во Франции; епископы должны были назначаться первым консулом, но получать утверждение от папы; последней важной в этом направлении мерой, принятой уже при империи, была отмена республиканского календаря и восстановление календаря христианского (1 января 1806 года). Католическая церковь настолько примирилась с новым порядком вещей во Франции, что папа согласился венчать Наполеона на царство. Впоследствии отношения их вновь испортились, так что папа отлучил Наполеона от церкви.

Заговоры против Наполеона, расстрел герцога Энгиенского, изменения в конституции Χ года (признание Бонапарта пожизненным консулом), конституция XII года, признавшая Наполеона императором, коронация Наполеона в 1804 году - см. Наполеон I.

3. Эпоха империи во Франции 1804-1814

С 1804 года началась новая эпоха в истории Франции - эпоха империи, которая, впрочем, была прямым продолжением предыдущей, ибо Наполеон и во время консульства в действительности был правителем государства. Царствование Наполеона было наполнено, с некоторыми перерывами, войнами, сперва чрезвычайно счастливыми для Франции, хотя и с отдельными неблагоприятными эпизодами (Трафальгарское сражение); Франция распространила свою власть и влияние почти на всю Европу, оставив глубокий след в её внутренних порядках. Начиная с неудач в Испании (см. Испано-португальская война 1807-1814 гг.) и продолжая войной с Россией в 1812 году, счастье изменило империи (см. Наполеоновские войны и Наполеон I). Тем не менее экономический баланс царствования Наполеона не может считаться безусловно неблагоприятным для Франции. Оно закрепило многие завоевания революционной эпохи и создало чрезвычайно благоприятные условия для развития земледелия и промышленности.

В эту эпоху во Франции (в основном при активном содействии правительства) сильно распространилась культура некоторых растений, до тех пор неизвестных или мало известных во Франции; важнейшим из них был картофель, введение которого началось ещё до революции, но шло медленно. Площадь обрабатываемых земель увеличилась весьма значительно; виноделие с 1790 по 1810 гг. увеличилось в полтора раза; вывоз скота с суммы 4,5 млн франков в 1790 году поднялся к 1812 году до 9 млн; прядильная, ткацкая, шелковая промышленность получили громадный толчок и усилились в несколько раз; фабричная промышленность, весьма слабая до революции, была очень развита к концу царствования Наполеона. Кроме различных внутренних мер, принимавшихся для этих целей, Наполеон считал нужным прибегать к высоко покровительственному, частью прямо запретительному таможенному тарифу. Вывозная торговля Франции в первую половину царствования Наполеона быстро росла: в 1802-04 гг. вывоз в среднем равнялся 351 млн франков, в 1805-07 гг. - 402 млн франков, и только во вторую половину начал падать, составляя в 1808-10 гг. 343, в 1811-12 гг. 356 млн франков. Ввоз, затрудняемый тарифами и политическими событиями сильно колебался из года в год, но в общем падал (в 1802-465 млн франков, в 1812-257 млн франков). См. Континентальная система.

Франция вступила в эпоху колониальных захватов значительно позже Португалии и Испании. Путешествия французских мореплавателей в Африку, Северную и Южную Америку в конце 16 – первой трети 17 вв. не сопровождались установлением контроля над новооткрытыми землями. Лишь в 1530-х король Франциск I (1515–1547) решил приступить к активной колониальной политике. В 1534 была организована экспедиция к берегам Канады, однако попытка начать ее колонизацию в 1542–1544 окончилась неудачей. Провалились и попытки французских гугенотов закрепиться на побережье Бразилии (1555–1560) и Флориды (1562). Религиозные войны (1562–1598) почти на полстолетия приостановили французскую заморскую экспансию.

По их окончании французы в начале 17 в. вернулись к планам колонизации Канады. 27 июля 1605 на берегу залива Фанди они основали Фор-Руаяль (колония Акадия), положив начало своей колониальной империи; 3 июля 1608 в устье Св. Лаврентия была построена крепость Квебек (колония Новая Франция). Заморская политика Франции активизировалась при кардинале Ришелье (1624–1642), который действовал через патронируемые им торговые компании: французы в 1624 вывели поселение на северо-восточном побережье Южной Америки (Гвиана); в Вест-Индии они в 1627 заняли часть о.Сент-Кристофер, а в 1635 – о-ва Мартинику, Гваделупу и Доминику; в Африке в 1638 создали поселение Сен-Луи в устье р. Сенегал, в 1642 построили Фор-Дофин на южной оконечности о. Мадагаскар и высадились на о. Реюньон (Бурбон) в Индийском океане; была также сделана попытка закрепиться на западном побережье Индии (в Сурате). После смерти Ришелье Франция продолжила свою экспансию в Карибском бассейне: в 1643–1650 был занят о. Сент-Люсия, в 1648 – о.Сен-Бартельми и часть о.Сен-Мартен, в 1650 – о. Гренада; в 1653 началась активная колонизация Гвианы, в 1659 – западного берега о. Гаити (Эспаньола).

Колониальная политика приобрела еще больший размах при Людовике XIV (1661–1715), прежде всего благодаря усилиям контролера финансов Ж.-Б.Кольбера. Французы интенсифицировали свое проникновение на п-в Индостан: они создали торговые фактории на западном (Сурат; 1668) и на восточном побережье Индии (Масулипатам; 1669), в Бенгалии (Чандернагор; 1673); в 1674 приступили к строительству крепости Пондишери на Коромандельском берегу, ставшей столицей их индийских владений. Франция продолжила укрепление своих позиций в Индийском океане, в Северной Америке, в Вест-Индии и в Западной Африке: в 1664–1671 развернулась колонизация Реюньона; в 1664 на Гаити возникла колония Сен-Доменг, в 1697 Испания признала западную часть острова французским владением; в 1682 была провозглашена власть Людовика XIV над бассейном р.Миссисипи (Луизиана), который стал активно осваиваться с 1699; в Канаде к концу 17 в. французы установили контроль над долиной р.Св. Лаврентия и районом Великих озер; в 1697–1723 значительно расширились их владения в Сенегале.

Первым серьезным испытанием для колониальной политики Франции стала война за Испанское наследство (1701–1713), в результате которой ей пришлось уступить Англии часть Канады (Акадия, Новая Шотландия, о. Ньюфаундленд) и о. Сен-Кристофер. В 1710-х французы лишились торговых факторий в Сурате и Масулипатаме. Правда в 1715 им удалось занять о. Маврикий (Иль-де-Франс).

Новый всплеск колониальной экспансии относится ко второй четверти 18 в. Главным ее объектом стала Индия: в 1723 французы приобрели Янаон в устье р. Годавари, в 1725 – Маэ на Малабарском побережье, в 1739 – Карикал на Коромандельском берегу. Во второй половине 1740-х они начали наступление в Восточном Декане: к 1751 под их контролем оказались княжества Карнатик и Хайдерабад. В Индийском океане в 1756 были приобретены Сейшельские о-ва. Но в итоге неудачной для нее Семилетней войны (1756–1763) Франция утратила большую часть своих заморских земель в пользу Великобритании: все владения в Индии (кроме Чандернагора, Пондишери, Маэ, Янаона и Карикала), Канаду, о. Кейп-Бретон, Луизиану, ряд островов в Вест-Индии (Доминика, Сент-Винсент, Гренада, Тобаго) и почти весь Сенегал.

Франция смогла несколько восстановить свои колониальные позиции в 1780–1790-х: благодаря Войне за независимость США она вернула о. Тобаго и сенегальское побережье (Версальский мир 1783); в эпоху Директории и Консулата Испания уступила ей восточную часть Гаити (1795) и Западную Луизиану (1800). Однако попытка утвердиться в Египте в 1798–1801 провалилась. Восстание негров на Гаити привело к изгнанию французов с острова в 1803. В том же году Луизиана была продана США. После падения Наполеоновской империи в 1814 Франция лишилась стратегически важных островов в Вест-Индии (Сент-Люсия, Тобаго) и Индийском океане (Сейшелы, Маврикий). К 1815 она сохранила лишь часть побережья Гвианы, Гваделупу, Мартинику, крохотные острова Сен-Пьер и Микелон у берегов Канады, устье Сенегала, Реюньон и пять городов в Индии.

Франция возобновила колониальную экспансию лишь в самом конце эпохи Реставрации (1815–1830), приступив в июне-июле 1830 к завоеванию Алжира. Правительство Луи-Филиппа (1830–1848) в 1830-х почти полностью отказалось от активной колониальной политики, но в 1840-х изменило свой курс: в 1840–1845 был установлен протекторат над рядом островов Восточной Полинезии (Маркизские о-ва, восточная часть островов Общества и западная часть архипелага Туамоту), в 1841 началось подчинение Коморских о-вов в Индийском океане, к 1847 завершилось завоевание Алжира. При Второй империи (1852–1870) колониальная политика резко активизировалась: в 1853 французы захватили о. Новая Каледония; в 1855–1867 значительно расширили свои владения в Сенегале; в 1858–1862 завоевали Восточную Кохинхину (Южный Вьетнам); в 1861 оккупировали несколько районов Северной Сахары; в 1862 заняли порт Обок на африканском берегу Баб-эль-Мандебского пролива; в 1863 установили протекторат над Камбоджей (официально признан Сиамом (Таиландом) в 1867); в 1867 аннексировали Западную Кохинхину. Усилилось французское проникновение в Египет (концессия на строительство Суэцкого канала в 1854), на Ближний Восток (военная экспедиция в Сирию в 1860), в Китай (широкие торговые привилегии по Пекинской конвенции 25 октября 1860) и в Центральную Америку (неудачная попытка в 1862–1867 создать Мексиканскую империю во главе с французским ставленником Максимилианом Габсбургом).

После установления Третьей республики (1875) Франция в 1880-х – начале 20 в. приняла активное участие в колониальном разделе мира. Основными объектами ее интересов стали Африка, Дальний Восток и Океания. В Северной Африке, хотя французы и проиграли англичанам борьбу за Египет (1882), они в 1881–1882 установили протекторат над Тунисом, в 1882 захватили область Мзаб на севере Сахары, в 1899–1900 – ряд южно-марокканских оазисов, а в 1912 навязали протекторат марокканскому султанату.

В Западной Африке, развивая наступление на бассейн Нигера в восточном (из Сенегала) и северном (от гвинейского побережья) направлениях, они в 1883–1898 овладели долиной Верхнего и Среднего Нигера, в 1892–1894 – Дагомеей, в 1886–1895 – землями между Сенегалом и Берегом Слоновой кости (Французская Гвинея), в 1898–1904 – районом к северу от Сенегала (Аукер, Эль-Джуф), в 1898–1911 – обширными территориями к востоку (Аир, Тенере) и к северу от Нигера (Азавад, Ифорас). Под французский контроль попала большая часть Западного Судана площадью в 4,7 млн кв. км. В 1895 колонии Сенегал, Гвинея, Судан и Берег Слоновой кости были объединены во Французскую Западную Африку; в 1899 в ее состав вошла Дагомея, в 1904 – Мавритания.

В Центральной Африке, продвигаясь на восток от устья р. Огове (северо-западный Габон), французы в 1880 установили протекторат над долиной Конго от Браззавиля до впадения Убанги, а в 1883–1885 подчинили все правобережье Конго (Французское Конго). Развивая экспансию на север, они в 1890–1891 вышли к оз. Чад и к 1894 взяли под контроль междуречье Убанги и Шари (колония Верхний Убанги). По соглашению с Великобританией 21 марта 1899 в сферу французского влияния попала область Вадаи между Чадом и Дарфуром. В 1899–1900 французы захватили области Баргими (низовья Шари) и Канем (восточнее оз. Чад), а в 1900–1913 продвинулись еще далее на север вплоть до нагорья Тибести, подчинив Борку, Боделе и Тиббу (северная часть совр. Чада). В 1910 колонии Габон, Среднее Конго и Убанги-Шари-Чад составили Французскую Экваториальную Африку, занимавшую огромную территорию от р. Конго до Сахары (2,5 млн кв. км).

В Восточной Африке французы в 1882–1888 значительно расширили свою небольшую колонию Обок у выхода из Баб-эль-Мандебского пролива (Французское Сомали). В то же время их попытка утвердиться в долине Верхнего Нила окончилась неудачей (Фашодский конфликт с Великобританией 1898).

В конце 1870-х – начале 1880-х Франция взяла курс на захват островов у восточного побережья Африки: в 1886–1909 она подчинила Коморский архипелаг, в 1892 утвердилась на о-вах Глорьез в Мозамбикском проливе, а в 1895 захватила Мадагаскар.

На Дальнем Востоке главным объектом французской экспансии стал Индокитай. В результате франко-китайской войны 1883–1885 французы установили протекторат над Северным и Центральным Вьетнамом (Тонкин, Аннам). В 1887 Кохинхина, Камбоджа, Аннам и Тонкин образовали Французский Индокитай. В 1893 в его состав вошли Лаос и все левобережье Меконга, уступленные Франции Сиамом (Бангкокский договор 3 октября 1893). В 1907 Сиам также передал ей провинции Баттамбанг и Сиемреап к западу от оз. Тонлесап (совр. Западная Кампучия).

Франция включилась в борьбу великих держав за контроль над Китаем. В апреле 1898 она добилась от китайского правительства передачи ей в аренду на 99 лет бухты Гуанчжоувань на северо-востоке п-ва Лэйчжоу и признания сферой своего влияния пограничных с Французским Индокитаем провинций Юньнань, Гуанси и южной части Гуандуна.

В бассейне Тихого океана Франция сконцентрировала свои усилия на захвате Полинезии и Южной Меланезии. В 1880-1889 она подчинила восточно-полинезийские острова Таити, Тубуаи, Гамбье, восточную часть архипелага Туамоту и западную часть о-вов Общества, в 1886 утвердилась на западно-полинезийских островах Уоллис и Футуна. В 1906 был установлен совместный франко-британский кондоминиум над южно-меланезийскими островами Новые Гебриды.

К 1914 французская колониальная империя уступала по величине лишь Великобритании: ее территория составляла 10 634 тыс. кв. км; на ней проживало более 58 млн. чел. После победы в Первой мировой войне, получив мандат на управление бывшими германскими колониями Камеруном и Того (Версальский мир 1919) и находившимися прежде под властью Турции Сирией и Ливаном (Севрский мир 1920), Франция увеличила площадь Империи на 625 тыс. кв. км с населением 5,5 млн.чел.

Структура и система управления Французской колониальной империи.

Французские заморские владения (France d"outre-mer) делились на две категории: 1) протектораты и подмандатные территории, бывшие в ведении Министерства иностранных дел; 2) колонии, управлявшиеся Министерством колоний; Алжир обладал особым статусом – он считался составной частью Франции и подчинялся Министерству внутренних дел. Главным должностным лицом в протекторате и на подмандатной территории был генеральный резидент или верховный комиссар, который ведал внешними сношениями и обороной и контролировал туземную администрацию; судебные дела коренного населения рассматривались туземными судами, французская юрисдикция распространялась только на иностранцев. В колонии вся полнота власти принадлежала губернатору; при нем функционировал консультативный орган из французских чиновников и местной знати; здесь и европейцев, и туземцев судили по французским законам. При Министерстве колоний действовали Высший колониальный совет, куда входили губернаторы и по одному представителю от каждой территории, и Инспекция колоний. Старые заморские владения (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Алжир, Сенегал, Реюньон, пять городов в Индии, Кохинхина) имели представительство в Национальном собрании (парламенте) Франции – 19 депутатов и 7 сенаторов.

Существовало два типа колоний: «поселенческие», являвшиеся объектом активной европейской колонизации (Алжир, Мадагаскар, Новая Каледония), и «эксплуатируемые», служившие прежде всего поставщиками природных ресурсов (Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка). Французы обладали монополией на предпринимательскую деятельность и торговлю в колониях, не допуская никакой иностранной конкуренции. Если до Первой мировой войны они мало интересовались экономическим развитием своих заморских владений, то после нее они приступили к их интенсивному освоению, пиком которого стали 1930-е. Были предприняты шаги к экономической ассимиляции колоний с Францией. В 1928 часть заморских территорий получила право не облагаемого налогами ввоза товаров в метрополию, другая часть – значительные таможенные льготы. Развернулась широкомасштабная экспансия французского капитала в колонии (до 75% всего вывоза капитала). Создавалась экономическая инфраструктура (железные дороги, шоссе, телеграфная связь, объекты коммунального хозяйства), строились промышленные предприятия; появилась система здравоохранения, система начального, среднего и даже высшего образования (некоторые специалисты получали подготовку во Франции). В то же время экономика колоний, ориентированная на потребности метрополии, часто носила монокультурный характер. Существовало значительное неравенство в оплате труда европейцев и местного населения и огромный разрыв между их уровнем жизни.

В 1920–1930-х в ряде французских владений были проведены отдельные реформы. В 1919 и 1937 некоторые группы населения Алжира обрели право на получение французского гражданства. Было несколько расширено самоуправление Туниса (1922), Французской Западной Африки (1925), Индокитая (1928), Сирии и Ливана (1930). В 1936 правительство Народного фронта заключило с местными властями Сирии и Ливана соглашение об отмене мандата к 1939, однако оно не было выполнено. В отличие от Великобритании, Франция стремилась максимально ограничить участие коренного населения в управлении заморскими территориями.

Распад французской колониальной империи.

Уже в 1920–1930-х в ряде французских владений обозначился подъем национального движения, прежде всего в странах Средиземноморья и Индокитая. Поражение Франции в 1940 привело к значительному падению ее авторитета в колониях. Перед лицом угрозы со стороны Японии режим Виши был вынужден согласиться на оккупацию Индокитая японскими войсками при сохранении французской колониальной администрации. В этих условиях руководство «Свободной Франции» во главе с Ш.де Голлем решило проводить более гибкий курс по отношению к заморским территориям. Осенью 1941 оно пообещало предоставить после войны независимость Сирии и Ливану. Но в ноябре 1943 Ливан, а в январе 1944 Сирия, не дожидаясь окончания войны, объявили об отмене французского мандата. В январе-феврале 1944 на Браззавильской конференции губернаторов африканских колоний был взят курс на реформирование колониальной империи. Первая послевоенная конституция, принятая в октябре 1946, провозгласила создание равноправного сообщества метрополии и ее заморских владений – Французского союза; он включал заморские департаменты (Алжир, Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), заморские территории (Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка, Французское Сомали, Мадагаскар, почти все владения в Океании, пять городов в Индии, о-ва Сен-Пьер и Микелон), присоединившиеся государства (Марокко, Тунис, Индокитай) и подопечные территории (Того, Камерун, Новые Гебриды). Во главе Союза стояли президент Франции, Верховный совет с консультативными функциями, состоящий из представителей метрополии и зависимых территорий, и Ассамблея (парламент), половина членов которой избиралась от Франции, а другая половина – от ее владений; было расширено представительство последних и в Национальном собрании. Франция обязывалась содействовать зависимым народам в достижении политической самостоятельности. Тем не менее на местах практически вся власть продолжала оставаться в руках губернаторов.

Реформа не смогла остановить распада колониальной империи. В августе 1945 Вьетнам, а в октябре 1945 Лаос объявили о ликвидации французского господства. В феврале 1946 Франция была вынуждена вернуть Китаю Гуанчжоувань, в апреле 1946 признать независимость Сирии, в декабре 1946 – Ливана. Ее попытка восстановить свою власть в Индокитае в ходе кровопролитной Индокитайской войны 1946–1954 потерпела полный крах, и летом 1954 на Женевской конференции ей пришлось признать политическую самостоятельность Камбоджа, Лаоса и Вьетнама. В начале 1950-х Франция лишилась своих индийских владений: в мае 1950 она передала под управление Индии Чандернагор (официально в 1952), в ноябре 1954 – Пондишери, Маэ, Янаон и Карикал (официально в 1962). Французское правительство всеми силами пыталось удержать Алжир, но в 1954 там вспыхнула война за независимость (1954–1962). Подъем освободительного движения в Тунисе и Марокко заставил метрополию в марте-апреле 1956 отказаться от протектората над этими странами. В июне 1956 Национальное собрание предоставило заморским территориям широкое внутреннее самоуправление, однако кризис французской колониальной системы продолжал углубляться.

Приход в власти Ш. де Голля в мае-июне 1958 привел к кардинальному изменению колониальной политики Франции. В целях сохранения влияния метрополии в странах Французского союза он был преобразован во Французское сообщество, участники которого получили право самостоятельно определять свой политический статус – остаться зависимой территорией или стать государством-членом Сообщества с полной внутренней автономией, но делегирующим метрополии вопросы обороны, финансов и внешних сношений. Последний вариант в конце 1958 избрало подавляющее большинство французских владений в Африке. Только Гвинея отказалась войти в Сообщество и 2 октября 1958 добилась независимости, что способствовало усилению центробежных тенденций. В 1960 процесс обретения государственного суверенитета во Французской Африке принял лавинообразный характер: 1 января независимость получил Камерун, 27 апреля – Того, 20 июня – Федерация Мали, вскоре распавшаяся на Сенегал и Мали, 26 июня – Мадагаскар, 1 августа – Дагомея (совр. Бенин), 3 августа – Нигер, 5 августа – Верхняя Вольта (совр. Буркина Фасо), 7 августа – Берег Слоновой кости (совр. Кот д"Ивуар), 11 августа – Чад, 13 августа – Центральноафриканская республика, 15 августа – Конго, 17 августа – Габон, 26 ноября – Мавритания. С признанием политической самостоятельности Алжира в марте 1962 (Эвианские соглашения) французская колониальная империя практически перестала существовать. В июле 1975 с зависимым статусом покончили Коморские о-ва (кроме о. Майотта), в июне 1977 – Французская территория афаров и исса (бывш. Французское Сомали; совр. Джибути); в июле 1980 был отменен франко-британский кондоминиум над Новыми Гебридами (совр. Вануату).

К настоящему времени Франция сохраняет лишь ничтожную часть своей бывшей заморской империи (чуть более 1% ее площади): Сен-Пьер и Микелон, Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта, Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, тихоокеанский остров Клиппертон и несколько необитаемых островов в южной части Индийского океана.

Иван Кривушин

Литература:

Черкасов П.П. Судьба империи. М., 1983
Керов В.Л. Французская колонизация островов Индийского океана: XVII–XVIII вв. М., 1990
Глущенко Е.А. Строители империй. Портреты колониальных деятелей. М., 2003
Parker L.K. French colonies in the Americas. New York, 2003
La France d"outre-mer (1930–1960): temoignages d"administrateurs et de magistrates . Paris, 2003
Singer B. Cultured force: Makers and defenders of the French colonial empire . Madison, 2004.



П отеряв свои американские колонии, вытесненная из Индии, Франция вознаградила себя завоеванием огромных территорий в Африке, а также захватом Индокитая. Французская колониальная империя, вторая по величине, была создана в сравнительно короткий срок - между 1880 и 1918 годами.

Территория империи в момент ее наибольшего расширения (после первой мировой войны) составила около 12 млн. кв. км, а население - более 60 млн. человек.

Начало французским колониальным захватам было положено в XVI веке. Франции пришлось вести трудную и в общем безуспешную войну с такими ее конкурентами, как Испания и Португалия. Наконец в начале XVII века Франции удается обосноваться в Канаде (Квебек, Монреаль). Вслед за тем она захватывает острова у берегов Америки и среди них Мартинику, Гваделупу, часть Гаити и др.

В том же XVII веке французы делают первую попытку закрепиться в Африке (Сенегале) и Мадагаскаре (отсюда их вскоре же выгнали мальгаши - коренное население Мадагаскара), пробиваются в Индию.

Семилетняя война, завершившаяся Парижским миром 1763 года, сокрушила Французскую империю. От нее остались жалкие остатки - Мартиника, Гваделупа, клочок земли в Сенегале. Канада, Индия и многие другие территории были потеряны в пользу Англии.

Новая активизация колониальной политики Франции приходится на послереволюционный период. В 1830 году Франция начинает завоевание Алжира. Но дело шло туго: Алжир оказывал сопротивление. Война заняла около 20 лет.

В 50-60-х годах XIX века Франция пробивает себе путь в Индокитай, захватывает Кхмер (Камбоджу), расширяет владения в Сенегале, покоряет Мавританию, утверждается на островах Тихого океана (Маркизские, Таити).

Крайний размах аннексионистская (колониальная) политика приобретает во Франции с 1881 года. Причины, как полагают, заключаются в быстром развитии финансового капитала при ослаблении промышленного. Отсюда неизбежная потребность к вывозу капитала из страны туда, где его приложение может принести наибольшие выгоды (из-за дешевизны сырья и рабочих рук).

В 1881 году французская армия вторгается в Тунис. Продвигаясь вглубь Африки, Франция захватывает ее центральные области, лежащие в бассейнах рек Конго и Нигер, пробирается к истокам Нила. В конце концов создается огромная колониальная империя Франции в Африке: Сенегал, Гвинея, Судан, Мавритания, Нигер и другие в Западной Африке; французское Конго, Чад, Габон в Экваториальной Африке; Алжир, Тунис и Марокко в Северной Африке.

Продвижение Франции сопровождается, как обычно, истреблением враждебных племен (например, на Мадагаскаре, в Марокко и др.), оттеснением коренных

жителей на неплодородные земли, установлением полного контроля французской администрации (иногда прикрываемого номинальной властью местных князьков).

В 1886 году завершается завоевание Индокитая, в 1895 году Франция захватывает наконец Мадагаскар и т. д.

С лабость промышленного капитала во Франции служила помехой установлению тесного экономического контакта между метрополией и ее колониями (несмотря на все их богатства). Импортно-экспортные операции с колониями составляли что-нибудь около 10-12% французской внешней торговли (по сравнению с 40% английской).

Отведя колониям роль сырьевой базы для своей промышленности, Франция насаждала крупные сельскохозяйственные имения, сгоняя для работы местное население.

Практиковалось повсеместное налоговое обложение при полном понимании, что туземное население, ведя натуральное хозяйство, не располагает деньгами. При невзносе налога полагалась отработка на плантациях. И в этом была вся суть.

Основная масса французских колоний была поделена на четыре генерал-губернаторства: Французской Западной Африки, Французской Экваториальной Африки, Мадагаскара, Индокитая.

С амым населенным (и самым богатым) среди генерал-губернаторств считался Индокитай. Для удобства управления его поделили на несколько частей: Кохинхина (Южный Вьетнам), Тонкий (Северный Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа, Лаос. Генерал-губернатор Индокитая располагал верховной властью в отношении всех местных резидентов. Французские власти управляли Южным Вьетнамом непосредственно. В Камбодже и Аннаме они допустили существование местных династий.

В особое положение был поставлен Алжир. Он находился в ведении министерства внутренних дел (а не колоний). Правительственные акты, касающиеся Алжира, чаще всего имели подпись президента республики.

Страна делилась на три департамента (Северный Алжир) и Южную территорию. Гражданское управление департаментами возглавлялось префектами (и генеральными советами), но туземное население должно было обращаться по своим делам к военным властям (дивизионным генералам). Коренные алжирцы считались не «гражданами», но только «подданными» Франции.

Французское гражданство давалось алжирцам в виде исключения. Только после первой мировой войны (в 1919 г.) закон предоставил право гражданства тем коренным алжирцам, которые участвовали в войне или имели французские знаки отличия, располагали земельной собственностью, читали и писали по-французски.

В Тунисе и Марокко французское правительство сохранило местных монархов. Тунисский бей оставался номинально главой страны, но ни одно его распоряжение не имело силы без визы (согласия) французского резидента. То же было и в Марокко, где сохранялась номинальная власть султана.

gastroguru © 2017