Город спарта сейчас. Откуда взялись спартанцы

Σπαρτιᾶται ) или гомеи (ὅμοιοι или ὁμοῖοι «равные») - сословие в Спарте , мужчины, обладавшие полными гражданскими правами. Представляли собой сословие профессиональных воинов, для которых военная служба была единственной обязанностью. Зарождение сословия приходится на время реформ Ликурга в VIII в. до н. э. , заложивших основы спартанского государства.

Уклад спартиатов

Для воспитания граждан была создана всеобщая система воспитания - агогэ . Все мальчики из семей граждан с семилетнего возраста попадали в закрытые полувоенные школы - агелы , где обучались до 18-20 лет. Основное внимание при обучении уделялось физической подготовке, военному делу и идеологии. Условия были весьма суровы, недостаток питания и комфорта должны были приучить юношей к лишениям, связанным с военной службой. Наставники поощряли соперничество и соревнования между обучающимися, выявляя таким образом потенциальных лидеров .

Никто не мог стать гражданином, не пройдя обучение в агеле. Исключениями являются спартанские цари (не обязанные проходить такое обучение) и историк Хилон , получивший гражданство за величайшие заслуги перед Спартой. Закончив обучение, спартанец получал гражданские права и становился членом сисситии . Однако он по-прежнему находился под контролем воспитателей и старших товарищей по сисситии. Лишь достигнув 30 лет, спартиат получал право на частную жизнь и мог покинуть казарму. Однако и здесь он не мог быть полностью свободен: гражданин должен был иметь семью и детей, холостяки и бездетные сурово порицались .

Военная служба была главной и безусловной обязанностью граждан, она же была единственной возможностью выдвинуться и занять более заметное общественное положение. Все другие занятия, кроме связанных с войной, были запрещены или считались неподобающими гражданину.

Гражданин, достигший возраста 60 лет и добившийся уважения в обществе, мог быть избран в герусию - совет старейшин .

Место в структуре общества

В военно-аристократическом государстве Спарты спартиаты являлись правящим сословием. Однако, в силу своей немногочисленности и необходимости поддерживать функционирование государства, сами спартиаты были далеко не свободны в своих занятиях - вся их жизнь с детства и до старости была строго регламентирована законами и обычаями, а обязанности, возложенные на них, должны были выполняться неукоснительно, под страхом изгнания или лишения гражданства.

Упадок спартиатов

К V-IV вв до н. э. сословие стало приходить в упадок. Его численность сильно сократилась из-за множества войн, в которые была вовлечена Спарта, а низкая рождаемость (из-за поздних браков и замкнутости сословия) не могла возместить потери. Кроме того, в ходе завоевательных войн спартанцы познакомились с образом жизни окружающих народов. Роскошь, удобства и свобода жизни произвели на них впечатление, и Ликурговы установления, несколько сотен лет державшие Спарту в экономической и идеологической изоляции, стали постепенно забываться.

Поражение Спарты в битве при Левктрах нанесло непоправимый ущерб численности спартиатов и положило конец гегемонии Спарты в Элладе, а последовавший захват Эпаминондом Фиванским Мессении, земли, принадлежавшей спартиатским родам, стал сильным ударом по спартанской экономике. Спарта из могущественного государства, распространявшего своё влияние на всю Элладу, превратилась в силу локального значения. Военное сословие потеряло своё значение и Спарта перешла от профессиональной армии к армии-ополчению, такой же, как у других греческих полисов. (Как раз наоборот - именно в это время в Элладе получило широкое распространение военное наёмничество, а армия архаической и классической Спарты была типичным ополчением из полноправных граждан и периэков).

Пожалуй, нет такого человека, который не слышал бы о древнем городе-государстве Спарте. Упоминая эту страну, непременно думаешь о силе, мужестве и гордости населявших ее людей. История и культура Древней Спарты вот уже несколько тысячелетий не оставляет в покое ученых, пытающихся понять основы величия и причины падения одного из первых государств на планете. Попробуем разобраться в этом и мы.

Географическое положение

Без ответа на вопрос, где находилась древняя Спарта, невозможно понять все выгоды социально-экономическогои политического размещения этого государства. Она находилась на юге Пелопонесского полуострова в области Лакония (нынешняя территория Греции). Ее просторы омывались двумя морями - Егейским и Ионическим - открывавшими для спартанцев пути в военно-морских походах и легкой переправе наживы после завоевательских войн. На момент своего расцвета территория Спарты занимала около 8 тысяч квадратных километров. Это была самая великая держава тех времен, что и позволяло ей на протяжении нескольких веков не строить укрепления и оборонные стены.

Необычное название

Свое имя город получил в честь жены древнегреческого мифологического персонажа Лакедемона - Спарты. В исторических документах философа Плутарха сказано, что Лакедемон был царем Лаконии. Он считал, что его отец Зевс, а мать - плеяда Тиагеда. Правил долго, и в связи с этим возник синоним к слову «Спарта» - Лакедемон. Правда, про его политические или военные успехи историк не оставил фактов.

Основание страны

Древняя история Спарты начинает свою страницу с ХІ века до нашей эры, когда территорию Лаконии заселяют ахейцы, вытесняя при этом живший там народ лелег, и проводят войны по завоеванию близлежащих городов - Аргоса, Аркадии и Мессении. Спартанцы проявили небывалое мягкосердечие, не уничтожив побежденных. Они превратили их в рабов и назвали илотами, что в буквальном переводе означает «пленные».

Законы Ликурга

Право Древней Спарты неразрывно повязано с именем Ликурга - древнеспартанского общественного деятеля. О его жизни известно мало, а вот о его законах говорят до сих пор, потому что именно на них был построен правовой институт Спарты. Законы были в форме ретр - коротких форм правовых изречений, передававшихся из уст в уста. Они заучивались на память. Существовало 4 ретры: 1 большая и три малых. Одна из малых ретр запрещала издавать законы в письменной форме. Это делалось для того, чтобы правящая аристократия не ограничивала свои возможности рамками текста закона, а всегда могла повернуть формулировку документа в свою сторону. Ретры Ликурга строго ограничивали и контролировали все сферы жизни спартанцев.

Ограничения, контролируемые ретрами

Чтобы избежать социального неравенства, спартанцы не использовали денежных единиц. Все материальные сделки осуществлялись с помощью обмена. Нельзя было производить коммерческие манипуляции с землей. Чтобы не свести человека с пути истинного предметами роскоши, спартанцам запрещено было использовать красивые вещи или украшения. Также было запрещено производить эти предметы.

Особенности семейной жизни в Спарте

Как рассказывает история Древней Спарты, семейная жизнь также подпадала под око закона Ликурга. Мужчина мог жениться только после 16 лет, но с семьей он проводил мало времени. Основную часть жизни занимала не семья, а воинская служба. Дети родителям не принадлежали. С 7 лет их забирали из семей и воспитывали в них боевой дух: плохо кормили, выдавали один хитон на год, а после окончания школы юноши должны были пройти своеобразный экзамен - порку палками, во время которого не разрешалось ни кричать, ни просить о помощи. Особенностью спартанского брачно-семейного права является развод. Правда, только мужчина мог попросить старейшин разорвать семейные узы. Это происходило в двух случаях: если женщина изменяла супругу или была бесплодна.

Аскетизм - всему голова

Жизнь Древней Спарты была подчинена контролю и порядку во всем. О спартанском аскетизме до сих пор ходят легенды. Даже аристократы пытались ограничивать себя в еде. Девочек с самого детства воспитывали как будущих матерей и жен для военных. Те же в свою очередь на сражение всегда одевали темно-красный хитон, чтобы в случае ранения никто не смел упрекнуть воина в слабости от кровоизлияния. Часто, они предпочитали тихую смерть на поле боя, ведь попросить помощи у медика считалось грехом. Чего стоит одна только легенда о том, что слабых и неразвитых детей спартанцы скидывали с вершины горы. В эту историю многие верили на протяжении трех тысячелетий, пока ученые не опровергли этот факт тем, что в ущелье горы были найдены только кости взрослых людей.

Государственный строй Спарты

Создание лестницы государственного строя также приписывают Ликургу. Несмотря на то, что большинство ученых относят спартанцев к малограмотным народам, государственный строй Древней Спарты был намного продвинутее, чем у других древнегреческих государств.

Спартой правило 2 царя: представители разных династий пользовались огромным уважением среди подданных. Цари правили войском, но на войну отправлялся только один из монархов, другой оставался в городе и руководил мирной жизнью, занимался обеспечением тыла провизией и подготовкой оружия для будущего подкрепления армии.

Названия, как и обязанности у царей были разные:

  • басилей - правитель, не задействованный в военных действиях,
  • архегат - воинствующий спартанец-царь.

Эти два правителя входили в состав герусии - собрания старейшин, которые методом обсуждения решали насущные проблемы государства. Поскольку представители двух враждующих семей постоянно находились в ссорах и распрях, то они начали терять свое влияние на подданных. Со временем они стали представительной монархией, а реальная власть была сосредоточена в руках у эфоров. Но это нисколько не мешало царям Древней Спарты иметь свой собственный почет и получать неплохие доходы от местного населения в виде наделов земли, жертвенной пищи и благотворительных денег.

Герусии, как пережиток прошлого

В герусию избирались 28 мужчин старше 60 лет. Они занимались обсуждением важных государственных дел, при некоторых царях даже могли наложить на его решения вето. Со временем, этот законодательный орган упустил возможность влиять на политическую систему, а перешел на судебную практику. Они рассматривали криминальные дела, выносили приговоры, обсуждали, как лучше наказать виновного, особенно жестоко расправлялись с изменниками родины.

Народные собрания (апеллы)

В состав собраний входили мужчины, которым исполнилось 30 лет, и рожденных в аристократических семьях. На собрании выбирали эфоров, кто из царей отправится в военный поход, кто займет престол, если не было престолонаследника. Также окончательное решение по лишению гражданства изменников принималось здесь. Они же принимали решение о присвоении человеку гражданства, если тот изъявлял такое желание. Правда, мудрость не позволила участникам апеллы договориться о методах голосования, ведь, чаще всего, прав оказывался тот, кто громче крикнет или подговорит других для отстаивания своего мнения.

Эфоры

Самые могущественные представители власти выбирались раз в 8 лет. Всего на этот период их выбиралось 5 человек. Чтобы отдать честь и прославить в веках эфоров, апеллы называли календарный год в честь каждого из них. Они контролировали все виды деятельности и всех представителей власти.

Во время военных действий двое эфоров сопровождали царя, чтобы не дать ему возможности нажиться на военных делах или, что намного хуже, проявить свою трусость на поле боя. Часто эти люди превращались в диктаторов, так как отсутствие письменных законов не могло ограничить их желаний. Они даже могли изгнать царя, чтобы не выполнять его приказы. Для этого они время от времени проводили предсказания жрецов. Если правление царя устраивало эфоров, то предзнаменование чаще всего оказывалось хорошим, а если нет, то предсказание приводило к быстрому изгнанию или убийству царя.

Чем особенна Спарта?

Особенности Древней Спарты ассоциируются только с военным делом. В этой стране впервые были разработаны тактические размещения солдатов, что часто приводило к победам. С самого рождения спартанец воспитывался для битвы, поэтому в страшный бой шел с венком на голове, чтобы в случае смерти быть достойным к погребению. Для этих людей были непонятными такие качества как трусость, слабодухость или безразличие к судьбе своей страны.

Дезертиров презирали, но сохраняли им жизнь, чтобы они мучились до конца жизни за содеянное ранее преступление против страны. Им нашивали специальные повязки, делали прически, чтобы никто с ними даже не мог заговорить. Дети изменников также не могли строить собственные семьи, поскольку они уже с рождения были запятнаны нелюбовью к Спарте. Даже люди, которые были заинтересованы книгами или искусством, объявлялись в этой стране трусами, а вскоре и изгоями. Может, поэтому в Спарте не родился ни один известный художник или философ.

Илоты

Илотами называли крестьян Древней Спарты. Илоты - это местное население, которое было захвачено спартанцами еще на заре становления государства. Поскольку спартанцы были заняты в военных походах, илоты занимались обработкой государевых земель, уходом и сбором урожая. Правда, они отдавали не всю часть урожая, а только некоторую его долю. Эта часть была фиксирована, и современными словами ее можно назвать налогом. Исторических документов о его размере не сохранилось. Это позволяло илотам жить хотя и бедно, но не умирать с голоду.

Они подчинялись только одному человеку - своему хозяину. Но их права и обязанности регламентировались на государственном уровне. От раба классического образца илот отличался правом иметь семейную жизнь и возможностью копить деньги. У него был свой дом, который передавался по наследству. В криминальном праве с илотами не церемонились. Его могли казнить, высечь или ампутировать часть тела за малейшую оплошность. Чтобы не нажить себе внутреннего врага, спартанцы стремились, чтобы число илотов не превышало полумиллиона человек.

Культура

Культура Древней Спарты не отличается разнообразием. Люди, которые были неспособны заниматься военным делом, презирались. Занятие искусством, письмом, философией высмеивалось. Население было малограмотным, и даже несмотря на то, что в военных школах преподавалось чтение и письмо, будущие воины могли пропускать уроки ради оттачивания своих физических сил. Единственным элементом культуры были патриотические песни. Они заучивались наизусть и воспевались во время военного похода.

Исполнять патриотические песни разрешалось не всем. Слова в этих песнях довольно просты, но каждая фраза направлена на то, чтобы поднять боевое настроение человека. Важным показателем культуры являлась религия. Спартанцы верили в древнегреческих богов. Без религиозного культа не совершался ни один поход, и не начиналась ни одна битва. Перед боем богам делали жертвоприношение, чтобы они находились на стороне воинов во время битвы. После окончания сражения вне зависимости от результатов воздавалась религиозная хвала богам.

Олимпийские игры Древней Спарты

Честью для любого спартанца было принимать участие в Олимпийских играх. Многие годы они были первыми по количеству побед. Спортсмены Спарты придерживались спортивного режима, интенсивно тренировались. Не принимали участие в кулачных боях. Ведь в случае проигрыша нужно было признать свою слабость, что не сопоставлялось с принципами морали спартанцев. Именно на Олимпиадах европейские города-страны начали брать пример с физической подготовленности спортсменов из Спарты.

Город Спарта в Греции

Греческий город Спарта находится в южной части полуострова Пелопоннес, в области Лакония. В Древней Греции Спарта (или Лакедемон) была городом-государством, современный же город был заложен в 1834 году. В нем проживает более 18 000 человек, а площадь Спарты составляет около 85 км 2 . Телефонный код Спарты: +30(2731).

Спарта привлекает в основном любителей истории, однако сохранившихся памятников совсем немного, так что времени на ознакомление с ними уйдет совсем немного. Многие туристы едут в Спарту, чтобы прикоснуться к истории и побывать в таком исторически важном месте.

Отели города Спарта

Чтобы вам легче было ориентироваться в отелях Спарты, мы предоставим небольшой обзор, состоящий только из проверенных отелей с хорошими рейтингами и большим количеством положительных отзывов.

Так, например, в центре Спарты находится современный отель Maniatis 3* со стильными номерами, из которых открывается вид на город, и элегантно оформленными общими зонами. Туристы очень ценят расположение отеля, поскольку от него легко добраться до главных достопримечательностей города.

Еще один отель с хорошими отзывами – находящийся рядом с национальной библиотекой Dioscouri 3*. Из номеров открывается живописный вид на город и на хребет Тайгет, что очень радует туристов. Также гости отеля ценят высокое качество питания отеля Dioscouri.

Один их самых востребованных отелей Спарты – Menelaion 3*, расположенный в неоклассическом здании в самом центре города. Шикарные, оформленные в классическом стиел номера, безусловно, нравятся туристам, как и великолепные блюда средиземноморской кухни, которые готовятся только из свежих продуктов и подаются в изысканном обеденном зале.

Транспорт в Спарте

Основным видом транспорта в Спарте являются автобусы, также распространен прокат автомобилей. Кстати, сдать арендованное авто можно в любом другом пункте проката либо в аэропорту, если срок аренды более трех дней. Междугородные автобусы связывают Спарту как с ближайшими деревнями, так и с более отдаленными крупными городами. Стоимость поездки зависит от расстояния. Так, например, до Каламаты билет стоит 4,4 евро, до Коринфа – 10 евро, до Афин – 16,8 евро. Автобусы ходят по расписанию и достаточно часто.

Добраться до Спарты можно несколькими способами: на самолете можно долететь до Афин, Араксоса или Каламаты а затем на автобусе непосредственно до Спарты. Аэропорт Каламата – самый ближний, но он не такой популярный. Оптимальный вариант – все же через Афины, куда прилетают и регулярные, и чартерные рейсы со всего мира в больших количествах. Из аэропорта Афину нужно доехать до автовокзала (удобно это сделать на автобусе X93), а там уже купить билет на автобус до Спарты.

Спарта на карте полуострова Пелопоннес

Как видно на карте, Спарта находится на юге Пелопоннеса. Чтобы разглядеть расположение получше, вы можете приблизить или отдалить карту.

Достопримечательности Спарты: что посмотреть

Спарта является визитной карточкой области Лакония. Город был основан еще в начале XI в. до н.э. и всегда отличался независимостью. О легендарных «спартанских» законах знают все, даже те, кто далек от истории. Туристам, которые хотят открыть для себя этот город, сыгравший немаловажную роль в истории Греции, здесь будет интересно.

Помимо сохранившихся памятников архитектуры, гости города отмечают большие красивые парки и площади.

Основными местами посещения туристов являются руины древнего города Спарты, расположенные в окрестностях современного города, а также гробница царя Спарты Леонида. Недалеко от Акрополя можно увидеть впечатляющий своими размерами древний театр.

Также в Спарте можно посмотреть на печально знаменитую скалу, с которой сбрасывали больных и хилых детей, чтобы оставить в живых только сильных, здоровых и выносливых.

Среди развлечений в Спарте можно отметить традиционные спортивные состязания Спартафлон, которые проводятся в последние выходные сентября. Поучаствовать могут не только местные жители, но и туристы.

Пляжи Спарты

Хотя Спарта и находится не на побережье, пляжная инфраструктура в последние годы сильно развивается в этом регионе. Ближайшими являются пляжи в Мессинийском и Лаконийском заливах. Пляжи небольшие, но очень уютные и оборудованные всем необходимым для приятного отдыха: здесь можно не только позагорать и покупаться, но и позаниматься спортом (теннис, волейбол, баскетбол, виндсерфинг), а также взять напрокат катамараны или парашюты.

Спарта была самой жестокой цивилизацией в истории человечества. Примерно на рассвете истории Греции, пока она еще проходила через свой классический период, Спарта уже переживала радикальные социальные и политические революции. В итоге спартанцы пришли к идее полного равенства. Буквально. Именно они разработали ключевые концепции, которые мы частично используем и по сей день.

Именно в Спарте впервые прозвучали идеи самопожертвования во имя всеобщего блага, высокой ценности долга и прав граждан. Вкратце, целью спартанцев было стать максимально идеальными людьми, насколько это в силах простого смертного. Вы не поверите, но каждая утопическая идея, о которой мы до сих пор задумываемся и сегодня, черпает свои истоки еще со спартанских времен.

Самая большая проблема, связанная с изучением истории этой удивительной цивилизации, состоит в том, что спартанцы оставили очень мало записей, и не оставили после себя монументальных построек, которые можно было бы исследовать и анализировать.

Тем не менее, ученые знают, что спартанские женщины наслаждались правом на свободу, образование и равенство в такой высокой степени, в какой не могли похвастать женщины никаких других цивилизаций того времени. Каждый член общества, женщина или мужчина, господин или раб, играл свою особенную ценную роль в жизни Спарты.

Именно поэтому невозможно говорить о прославленных спартанских воинах, не упомянув об этой цивилизации в целом. Воином мог стать каждый, это не было привилегией или повинностью для отдельных социальных сословий. На роль солдата проходил очень серьезный отбор среди обязательно всех граждан Спарты без исключения. Из тщательно отобранных претендентов воспитывали так, чтобы из них выросли идеальные воины. Процесс закалки спартанцев порой был сопряжен с очень жесткими способами подготовки и доходил до крайне экстремальных мер.

10. Спартанских детей с ранних лет воспитывали для участия в войнах

Почти каждый аспект жизни спартанцев находился в подчинении у города-государства. Это касалось и детей. Каждый спартанский младенец представал перед советом инспекторов, которые проверяли дитя на наличие физических недостатков. Если что-то казалось им выходящим за рамки нормы, ребенка изымали из общества и отправляли на погибель за стены города, скидывая с ближайших холмов.

В некоторых счастливых случаях эти покинутые дети находили свое спасение среди случайных странников, проходящих мимо, или же их забирали к себе «гелоты» (низшее сословие, спартанские рабы), работающие на ближайших полях.

В раннем детстве те, кто переживал первый отборочный этап, купались в ванных с вином вместо . Спартанцы верили, что это укрепляет их силу. Кроме того среди родителей было принято игнорировать плач детей, чтобы те привыкали к «спартанскому» образу жизни со младенчества. Такие воспитательные приемы настолько восторгали иноземцев, что спартанских женщин часто приглашали в соседние края в качестве нянечек и медсестер за их железные нервы.

Вплоть до 7 лет спартанские мальчики жили в своих семьях, но после этого их забирало само государство. Детей переселяли в общественные бараки, и в их жизни начинался тренировочный период под названием «агоге». Целью этой программы было воспитание из юнцов идеальных воинов. В новый режим входили физические упражнения, обучение различным хитростям, безусловной верности, военному искусству, рукопашному бою, развитие терпимости к боли, охота, навыки выживания, навыки общения и уроки морали. Их также учили читать, писать, слагать стихи и ораторствовать.

В 12 лет всех мальчиков лишали одежды и всех других личных вещей, кроме единственного красного плаща. Их обучали спать на улице и делать себе постель из тростниковых ветвей. Кроме того мальчиков поощряли копаться в мусоре или воровать себе еду. Но если воришек ловили, детей ждало суровое наказание в виде порки.

Спартанские девочки жили в своих родных семьях и после 7-летнего возраста, но они тоже получали знаменитое спартанское воспитание, в которое входили уроки танцев, гимнастики, метание дротиков и дисков. Полагалось, что именно эти навыки помогали им лучше всего подготовиться к материнству.

9. Дедовщина и драки среди детей

Одним из ключевых способов вылепить из мальчиков идеальных солдат и развить в них истинно суровый нрав считалось провоцирование к дракам друг с другом. Более взрослые парни и учителя часто затевали ссоры среди своих учеников и побуждали их вступать в драки.

Главной целью агоге было воспитать в детях устойчивость ко всем тяготам, которые будут ждать их на войне, - к холоду, голоду или боли. И если кто-то проявлял хоть малейшую слабину, трусость или смущение, они сразу же становились объектами жестоких насмешек и наказаний от своих же товарищей и учителей. Представь, что в школе над тобой кто-то издевается, а учитель подходит и присоединяется к обидчикам. Это было очень неприятно. А чтобы «добить», девочки пели всякие обидные речевки про провинившихся учеников прямо во время церемониальных собраний перед высокопоставленными сановниками.

Даже взрослые мужчины не избегали поруганий. Спартанцы ненавидели полных людей. Именно поэтому все граждане, включая даже царей, ежедневно участвовали в совместных приемах пищи, «сисситиях», которые отличались нарочитой скудностью и пресностью. Вместе с ежедневными физическими нагрузками это позволяло спартанским мужчинам и женщинам держать себя в тонусе на протяжении всей жизни. Те, кто выбивался из общей струи, подвергались общественному порицанию и даже рисковали быть изгнанными из города, если не спешили справиться со своим несоответствием системе.

8. Состязания на выносливость

Неотъемлемой частью Древней Спарты и вместе с тем одной из ее самых отвратительных практик было Состязание на выносливость – Диамастигосис. Эта традиция была призвана чтить память случая, когда жители из соседних поселений поубивали друг друга перед алтарем Артемиды в знак почитания богини. С тех пор человеческие жертвоприношения совершались здесь ежегодно.

Во времена правления полумифического спартанского царя Ликургуса, жившего в 7 веке до нашей эры, ритуалы поклонения святилищу Артемиды Орфии были смягчены и включали только порку мальчиков, проходящих агоге. Церемония продолжалась до тех пор, пока они полностью не зальют своей кровью все ступени алтаря. Во время ритуала алтарь был усыпан шишками, до которых дети должны были добраться, и собрать их.

Старшие ребята ожидали младших с палками в руках, избивая детей безо всякого сострадания к их боли. Традиция по своей сути была посвящением маленьких мальчиков в ряды полноценных воинов и граждан Спарты. Последний выстоявший ребенок получал великие почести за свою мужественность. Нередко во время такой инициации дети погибали.

Во времена оккупации Спарты Римской Империей традиция Диамастигосиса не исчезла, но утратила свою основную церемониальную значимость. Вместо этого это стало просто зрелищным спортивным мероприятием. Люди со всей империи стекались в Спарту, чтобы посмотреть на жестокую порку молодых парней. К 3-му столетию нашей эры святилище было превращено в обычный театр с трибунами, с которых зрители могли удобно наблюдать за избиениями.

7. Криптерия

Когда спартанцы достигали 20-летнего возраста или около того, те, кто был помечен в качестве потенциальных лидеров, получали возможность поучаствовать в Криптерии. Это была своего рода секретная полиция. Хотя в большей степени речь шла о партизанских отрядах, которые периодически терроризировали и оккупировали соседние поселения гелотов. Лучшие годы этого подразделения пришлись на 5 век до нашей эры, когда у Спарты было примерно 10 000 мужчин, способных воевать, а мирное население гелотов превосходило их на считанные единицы.

С другой стороны спартанцы постоянно находились под угрозой бунта со стороны гелотов. Эта постоянная угроза и была одной из причин, почему Спарта развивала такое милитаризированное общество и ставила на первое место воинственность своих граждан. Каждый мужчина в Спарте по закону должен был быть с детства воспитан в качестве солдата.

Каждую осень молодые воины получали шанс проверить свои навыки во время неофициального объявления войны вражеским поселениям гелотов. Члены Криптерии выходили на задания по ночам, вооруженные только ножами, и их целью всегда было убийство любого гелота, встреченного на своем пути. Чем крупнее и сильнее попадался враг, тем лучше.

Эта ежегодная бойня проводилась, чтобы приучить соседей повиновению и снизить их численность до безопасного уровня. Только те мальчики и мужчины, которые участвовали в таких набегах, могли рассчитывать на получение более высокого ранга и привилегированного статуса в обществе. Все остальное время года «секретная полиция» патрулировала окрестности, все так же казня любого потенциально опасного гелота без каких-либо разбирательств.

6. Принудительная женитьба

И хотя это сложно назвать чем-то откровенно ужасающим, но принудительные браки к 30 годам сегодня многие бы сочли неприемлемым и даже пугающим. До 30 лет все спартанцы жили в общественных бараках и служили в государственной армии. При наступлении 30-летнего возраста их освобождали от военного долга и переводили в запас до 60 лет. В любом случае, если к 30 годам кто-то из мужчин не успевал найти себе жену, их женили насильно.

Спартанцы считали брак важным, но не единственным способом для зачатия новых солдат, поэтому девочек выдавали замуж не раньше 19 лет. Претенденты должны были сначала тщательно оценить здоровье и физическую форму своих будущих спутниц жизни. И хотя часто решался между будущим мужем и тестем, девушка тоже имела право голоса. Ведь по закону спартанские женщины имели равные с мужчинами права, причем даже намного большие, чем в некоторых современных странах по сей день.

Если мужчины Спарты женились до своего 30-летия и все еще во время прохождения военной службы, они продолжали жить отдельно от жен. Но если же мужчина уходил в резерв все еще холостым, считалось, что не исполняет свой долг перед государством. Холостяка ждали публичные насмешки по любому поводу, особенно во время официальных собраний.

А если по какой-то причине у спартанца не могло быть детей, он должен был найти своей жене подходящего партнера. Случалось даже, что у одной женщины было несколько сексуальных партнеров, и все вместе они воспитывали общих детей.

5. Спартанское оружие

Основную массу любой древнегреческой армии, включая спартанскую, составляли «гоплиты». Это были солдаты в громоздких доспехах, граждане, на чье вооружение уходили приличные средства, чтобы они могли участвовать в войнах. И в то время как воины из большинства греческих городов-государств не обладали достаточной военной и физической подготовкой и оснащением, спартанские солдаты умели воевать всю свою жизнь и всегда были готовы отправиться на поле боя. Пока все греческие города-государства строили защитные стены вокруг своих поселений, Спарта никак не заботилась об укреплениях, считая своей главной защитой закаленных гоплитов.

Основным оружием гоплита, вне зависимости от его происхождения, было копье для правой руки. Длина копий достигала около 2,5 метров. Острие этого оружия было сделано из бронзы или железа, а рукоятка из кизилового дерева. Использовалось именно это дерево, потому что оно отличалось необходимой плотностью и прочностью. Кстати, кизиловая древесина настолько плотная и тяжелая, что даже тонет в воде.

В левой руке воин держал свой круглый щит, знаменитый «гоплон». 13-килограмовые щиты использовались в основном для защиты, но иногда применялись и в ударных техниках ближнего боя. Щиты изготавливались из дерева и кожи, а сверху покрывались слоем бронзы. Спартанцы помечали свои щиты буквой «лямбда», которая символизировала Лаконию, регион Спарты.

Если ломалось копье или сражение становилось слишком тесным, гоплиты с передовой брались за свои «ксипо», короткие мечи. Они были длиной в 43 сантиметра и предназначались для ведения ближнего боя. Но спартанцы больше предпочитали таким ксипо свои «копис». Эта разновидность меча наносила врагу особенно мучительные рубящие раны за счет своей специфической односторонней заточки по внутренней грани клинка. Копис использовали в большей степени как топор. Греческие художники часто изображали спартанцев именно с кописами в руках.

Для дополнительной защиты солдаты носили бронзовые шлемы, покрывающие не только голову, но и заднюю часть шеи и лицо. Также среди доспехов были нагрудные и наспинные щиты из бронзы или кожи. Голени солдат защищали специальные бронзовые пластины. Предплечья были закрыты таким же образом.

4. Фаланга

Существуют определенные признаки того, на какой стадии развития находится цивилизации, и среди них как раз то, как народы воюют. Племенные сообщества обычно сражаются хаотично и бессистемно, каждый воин размахивает своим топором или мечом, как ему вздумается, и ищет личную славу.

Но более продвинутые цивилизации сражаются согласно продуманным тактикам. Каждый солдат играет определенную роль в своем отряде и подчиняется общей стратегии. Так воевали римляне, так же сражались и древние греки, к которым относились спартанцы. По большому счету знаменитые римские легионы были сформированы именно по примеру греческих «фаланг».

Гоплиты собирались в полки, «локхои», состоящие из нескольких сотен граждан, и выстраивались в колонны по 8 и более рядов. Такое построение называлось фалангой. Мужчины стояли плечом к плечу в тесных группах, защищенные со всех сторон товарищескими щитами. В промежутках между щитами и шлемами стоял буквально лес из копий, торчащих пиками наружу.

Фаланги отличались очень организованным передвижением благодаря ритмичным аккомпанементам и кричалкам, которые спартанцы интенсивно учили в юном возрасте во время тренировок. Случалось, что греческие города сражались между собой, и тогда в бою можно было увидеть зрелищные столкновения сразу нескольких фаланг. Битва продолжалась до тех пор, пока один из отрядов не закалывал другой до смерти. Это можно было бы сравнить с кровавой стычкой во время матча по регби, но в древних доспехах.

3. Никто не сдается

Спартанцы воспитывались чрезвычайной преданности и презирали трусость превыше всех прочих человеческих недостатков. От солдат ожидалось, что они будут бесстрашными в любых обстоятельствах. Даже если речь пойдет о последней капли и до последнего выжившего. По этой причине акт капитуляции приравнивался самой нестерпимой трусости.

Если в каких-то невообразимых обстоятельствах спартанскому гоплиту приходилось сдаться, он потом кончал жизнь самоубийством. Древний историк Геродот вспоминал двух неизвестных спартанцев, которые пропустили важный бой и со стыда покончили собой. Один повесился, другой пошел на верную искупительную смерть во время следующего же сражения во имя Спарты.

Спартанские матери были знамениты тем, что часто говорили своим сыновьям перед боем: «Возвращайся со своим щитом, или не возвращайся вовсе». Это означало, что их либо ждут с победой, либо мертвыми. К тому же если воин лишался собственного щита, он также оставлял без защиты и своего товарища, что ставило под удар всю миссию, и было неприемлемым.

Спарта считала, что солдат полностью выполнил свой долг только тогда, когда он умер за свое государство. Мужчина должен был погибнуть на поле боя, а женщина обязана была рожать детей. Только те, кто исполнял этот долг, имели право быть похоронены в могиле с выгравированным на надгробии именем.

2. Тридцать тиранов

Спарта славилась тем, что она всегда стремилась распространить свои утопические взгляды и на соседние города-государства. Сначала это были Мессениане с запада, которых спартанцы покорили в 7 – 8 веке до нашей эры, обратив их в своих рабов гелотов. Позднее взор Спарты устремился даже на Афины. Во время Пелопоннесской войны 431 – 404 годов до нашей эры спартанцы не просто подчинили себе афинян, но и унаследовали их морское превосходство в регионе Эгейского моря. Такого раньше не случалось. Спартанцы не стали равнять с землей славный город, как им советовали коринфяне, а вместо этого решили слепить завоеванное общество по своему образу и подобию.

Для этого они установили в Афинах «про-спартанский» олигархат, бесславно известный как режим «Тридцати тиранов». Главной целью этой системы была реформация, а в большинстве случаев полное уничтожение основополагающих афинских законов и порядков в обмен на провозглашение спартанского варианта демократии. Они провели реформы в области властных структур и понизили в правах большинство общественных сословий.

Было назначено 500 советников, призванных исполнять судебные обязанности, ранее принадлежавшие всем гражданам. Спартанцы также избрали 3 000 афинян, чтобы «разделить с ними власть». На деле у этих местных управленцев просто было несколько больше привилегий, чем у остальных жителей. Во время 13-месячного режима Спарты 5% населения Афин умерло или просто скрылось из города, было конфисковано много чужого имущества, и толпы сподвижников старой системы управления Афинами были отправлены в ссылку.

Бывший ученик Сократа Критиас, лидер «Тридцати», был признан жестоким и совершено негуманным правителем, который вознамерился превратить покоренный город в отражение Спарты любой ценой. Критиас вел себя, как будто он все еще находился на посту в спартанской Криптее, и казнил всех афинян, которых считал опасными для установления нового порядка вещей.

Для патрулирования города было нанято 300 знаменосцев, которые в итоге запугивали и терроризировали местное население. Около 1500 самых выдающихся афинян, не поддерживающих новое правительство, насильно приняли яд – цикуту. Интересно, что чем более жестокими были тираны, тем больше сопротивления они встречали со стороны местных жителей.

В итоге спустя 13 месяцев жестокого режима произошел успешный переворот, который возглавил Трасибулус, один из немногих граждан, сбежавших из ссылки. Во время афинской ресторации 3 000 вышеупомянутых изменников получили амнистию, но остальные перебежчики, включая тех самых 30 тиранов, были казнены. Критиас погиб еще в одном из первых боев.

Погрязшее в коррупции, предательстве и насилии, короткое правление тиранов обусловило сильное недоверие афинян по отношению друг к другу даже в течение последующих нескольких лет после падения диктатуры.

1. Знаменитое Фермопильское сражение

Наиболее известное сегодня по серии комиксов 1998 года и фильму 2006 года «300 спартанцев», Фермопильское сражение, произошедшее в 480 году до нашей эры, стало эпической бойней между греческой армией во главе со спартанским царем Леонидасом I и персами под руководством царя Ксеркса.

Изначально конфликт возник между этими двумя народами еще до воцарения упомянутых военачальников, во время правления Дариуса I, предшественника Ксеркса. Он немало расширил пределы своих земель вглубь европейского континента и в какой-то момент устремил свой алчущий взор на Грецию. После смерти Дариуса Ксеркс почти сразу же после вступления в свои права царя начал подготовку к вторжению. Это была величайшая угроза, с которой когда-либо сталкивалась Греция.

После долгих согласований между греческими городами-государствами, сборная сила примерно из 7 000 гоплитов была отправлена защищать Фермопильский проход, через который персы собирались продвинуться на территорию всей Эллады. По какой-то причине в экранизациях и комиксах те самые несколько тысяч гоплитов не были упомянуты, включая и легендарный афинский флот.

Среди нескольких тысяч греческих воинов были и воспетые 300 спартанцев, которых Леонидас повел в бой лично. Ксеркс собрал для своего вторжения армию из 80 000 солдат. Относительно малочисленная защита греков объяснялась тем, что они не хотели отправлять слишком много воинов далеко на север страны. Другой причиной был более религиозный мотив. В те дни как раз проходили священные Олимпийские игры и самый важный ритуальный фестиваль Спарты, Карнея, во время которого кровопролитие было запрещено. В любом случае Леонидас осознавал, какая опасность грозит его войску и созвал 300 самых своих преданных спартанцев, у которых уже родились наследники мужского пола.

Расположенное в 153 километров к северу от Афин, ущелье Фермопилы представляло собой отличную оборонительную позицию. Шириной всего в 15 метров, зажатое между практически вертикальными скалами и морем, это ущелье создавало большое неудобство для численной армии Персии. Такое ограниченное пространство не позволяло персам, как следует, развернуть всю свою мощь.

Это дало грекам значительное преимущество наряду с уже построенной здесь оборонительной стеной. Когда Ксеркс наконец-то прибыл на место, ему пришлось ждать 4 дня в надежде, что греки сдадутся. Этого не произошло. Тогда он отправил своих послов последний раз, чтобы призвать врага сложить оружие, на что Леонидас ответил «приди и возьми его сам».

На протяжении 2 следующих дней греки отразили многочисленные персидские атаки, включая бой с элитным отрядом «Бессмертных» из личной гвардии персидского царя. Но преданные местным пастухом, который указал Ксерксу о тайном обходном пути через горы, на второй день греки все же оказались окруженные врагом.

Столкнувшись с такой неприятной ситуацией, греческий военачальник распустил большинство гоплитов, кроме 300 спартанцев и еще нескольких избранных солдат, чтобы дать последний бой. Во время последней атаки персов славный Леонидас и 300 спартанцев пали, с честью выполнив свой долг перед Спартой и ее людьми.

До сего дня в Фермопилах существует табличка с надписью «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». И хотя Леонидас со своими людьми погиб, их совместный подвиг вдохновил спартанцев собраться с духом и в ходе последующих греко-персидских войн свергнуть злостных оккупантов.

Фермопильское сражение навсегда закрепило за Спартой репутацию самой уникальной и сильной цивилизации.

На фото театр Древней Спарты, расположен на юго-западном склоне Акрополя, ниже храма Афины.

Спарта - один из самых известных городов Греции. В наши дни это довольно небольшой населенный пункт на полуострове . Но во времена Древней Греции тут находился город-государство, вошедший в историю отвагой своих воинов. Античные авторы иногда называли его Лакедемон, а его жителей - лакедемонянами. Лакония - сокращенное название области.

История

Древняя Спарта достигла пика расцвета и могущества в 404 г. до н. э. после победы над Афинами во Второй Пелопоннесской войне.

Лакония сыграла важнейшую роль в истории Древней Греции. С юга и востока она омывается морем, а от врагов на суше была защищена горными хребтами. Плодородная долина крупнейшей в Лаконии реки Эвротас превратила Лаконию в цветущий район растениеводства и разведения скота. Общую картину благополучия портили только периодические землетрясения. Спарта была самым крупным городом Лаконии, остальным было до нее далеко по всем показателям.

Во 2 тыс. до н. э., в период микенской цивилизации, Лакония была населена греческой племенной группой ахейцев. В конце 2 тыс. до н. э. в Лаконию с севера вторглось другое древнегреческое племя - дорийцы, подчинившие ее себе. Именно они основали Спарту. Дорийцы стали главным населением Лаконии, образовав сословную группу спартиатов, обладавших всеми гражданскими правами, всех прочих превратив в государственных рабов-илотов или свободных, но не граждан - периэков из других городов Лаконии.

Фактически, вся страна представляла собой военный лагерь, превратившись в необычайно милитаризованное государство. Внедрение этого образа жизни обычно приписывается Ликургу, хотя кто это был - бог, мифический герой или историческая личность - так и не ясно.

Многие историки считают, что Спарта возникла сравнительно поздно, после нашествия дорийцев, произошедшего предположительно между 1150 и 1100 гг. до н. э. Первоначально захватчики поселились в городах, которые они завоевали, а нередко и разрушили, или возле них, но через столетие они создали собственную столицу у реки Эвротас.

Начиная с этого периода, история Лаконии полностью совпадает с историей ее столицы - города-государства Спарты, - основанной около X в. до н. э. Спарта, название которой может значить «разбросанная» (предлагаются и другие толкования), состояла из поместий, рассыпанных по территории, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал Акрополем.

Спарта была городом, уникальным для античного мира. Достаточно упомянуть хотя бы тот факт, что спартанцы не возводили стен для защиты своего города, более полагаясь на силу своих воинов и талант полководцев. Стены появились только во II в. до н. э. при тиране Набиде.

Наиболее интенсивно древняя Спарта застраивалась в VI в. до н. э. В то время на спартанском Акрополе были возведены храм Афины Полиухос, или Меднодомной, упоминаемый древнегреческим писателем-географом Павсанием, святилище царя Леонида I - героя греко-персидских войн, трон Аполлона и многие другие памятники архитектуры.

Однако все же Спарта сильно отставала от других греческих полисов в архитектурном плане: это был скорее типично провинциальный город, чем роскошная столица. Причину такой нарочитой скромности следует искать в «законах Ликурга», созданных самим спартанским законодателем или же приписываемых ему и в первую очередь направленных против роскоши.

Застройка города, очевидно, производилась без какого-то определенного плана, для особо значимых сооружений подбирались места повыше, на холмах.

Остатки Древней Спарты находятся к северу от современной Спарты, в районе местного стадиона. Сама местность представляет собой огромную оливковую рощу: деревья проросли прямо сквозь руины.

В греко-персидских войнах 499-449 гг. до н. э. Спарта сыграла одну из ключевых ролей. Она еще больше укрепила свои позиции после победы над Афинами в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э., став самым влиятельным полисом Греции.

Однако к V-IV вв. до н. э. Спарта начала приходить в упадок: чтобы удержать свое ведущее положение, ей пришлось вести множество войн, знать была развращена роскошью, катастрофически упала рождаемость из-за поздних браков и замкнутости сословия спартиа-тов. Закат Спарты начался с поражения в Битве с Фивами при Левктрах в 371 г. до н.э. Лакедемоняне потеряли свою репутацию непобедимых, авторитет Спарты упал.

Спарта так никогда и не смогла восстановиться и вернуть себе былое влияние, и в 146 г. до н. э., как и вся Греция, легендарный город стал частью Римской империи. В 396 г. город был уничтожен вестготами Алариха. Начиная сXIII в. политическим и культурным центром Лаконии стала соседняя Мистра.

В силу особенностей развития своей истории Лакония не входит в число районов Греции, богатых историческими памятниками. Более всего известны руины одной только древней Спарты.

В ходе раскопок Британской школы в Афинах, проводившихся в 1906-1910 и 1924-1929 гг., были обнаружены остатки нескольких зданий, в том числе святилище Артемиды Орфии, храм Афины Меднодомной и театр.

Центральное сооружение - конечно же, Акрополь, который являлся центром как военной, так и культурной жизни местных жителей. Без него считалось невозможным возводить остальные здания. Спартанский Акрополь состоит из агоры (придуманной древними комбинации рыночной площади, биржи, места переговоров и оглашения решения властей), сооруженной уже в эпоху Древнего Рима.

Храм Артемиды Орфии, Орфосии-Владычицы, как ее называли в Спарте - Лигодесмы, или Обвязанной ивами, - был построен в X в. до н.э. вскоре после возникновения Спарты. Это одна из немногих построек подлинных спартанского периода. В храме сохранилось изображение Артемиды Орфии, причем в вертикальном, не низвергнутом положении. Храм явно был уничтожен наводнением. В наши дни проведена его реставрация.

Был в Спарте и свой театр, сооруженный на самом высоком из спартанских холмов, причем очень большой: он рассчитан на 16 тыс. зрителей. Первоначальное сооружение было построено из дерева, позже были возведены стены из известняка, а сцена - из белого мрамора. К нашему времени от театра сохранились лишь хоры, сцена и еще несколько фрагментов.

Сохранилась также длинная арочная галерея, где располагались лавки ремесленников.

Гордостью Археологического музея Спарты является коллекция римской мозаики. Тут же находятся находки, сделанные во время археологических работ на руинах Спарты: мраморная голова воина с Акрополя, барельефы с изображениями змей из святилища Аполлона, керамические маски - атрибут ритуальных танцев в святилище Артемиды.

Неподалеку от города располагалось святилище Менелая и Елены, чьи руины сохранились до наших дней.

Город Спарта, что стоит рядом с обломками построек древнего города, практически не сохранил следов своего былого величия. Полностью перестроенный в первой половине XIX в., сегодня это административный центр нома Лакония, центр сельскохозяйственного района долины реки Эвротас и резиденция православного епископа.


Общая информация

Местонахождение : юг Греции.
Административное местоположение : ном Лакония, периферия Пелопоннес, децентрализованная администрация Пелопоннес, Западная Греция и Иония.
Основан : XI-X вв. до н. э.
Язык : греческий.
Этнический состав : греки.
Религия : православие.

Цифры

Площадь : 84,5 км 2 .
Население: 16 239 чел. (2011).
Плотность населения : 192,2 чел/км 2 .
Высота над уровнем моря : 210 м.
Удаленность : 213 км к юго-западу от г. Афины.

Климат и погода

Средиземноморский.

Зима мягкая и прохладная, лето жаркое и сухое.

Средняя температура января : +9,6°С.

Средняя температура июля : +28,5°С.

Среднегодовое количество осадков : 700 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 65%.

Достопримечательности

Археологический комплекс руин Древней Спарты

    Храм Артемиды Орфии (X в. до н. э.)

    Леонидаион - погребение царя Леонида I (V в. до н. э.)

    Акрополь с храмом Афины Полиухос, или Меднодомной (VI в. до н. э.)

    Театр (I-II вв.)

    Алтарь Ликурга

    Северные и Южные врата

  • Статуя царя Леонида

Современная Спарта

    Музеи Археологический (1876)

    Музей олив и оливкового масла

    Художественная галерея Джона Кумантариоса

За пределами Спарты

    Византийская церковь с монастырем Св. Николая (X в.)

    Церкви Св. Софии Евангелистрии, Св. Златоуста и Св. Афанасия (XI-XIV вв.)

    Замок барона де Нивелета (XIII в.)

    Монастырь Перивлепту (XIV в.)

    Святилища Аполлона, Менелая и Елены

    Пещеры Дирос

Любопытные факты

    Уже в древности Спарта являлась туристической достопримечательностью: из Рима сюда приезжали изучать спартанскую таможню и государственное устройство, непривычное для эпохи римского завоевания Греции.

    Законы Ликурга превратили Спарту в образцовый пример деспотического тоталитарного милитаристского государства, контролировавшего жизнь граждан от рождения до смерти. При рождении ребенка государство определяло, вырастет ли из него здоровый гражданин или его следует сбросить с горы. Первые годы жизни мальчик проводил дома. С семи лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре. В 20 лет молодой спартиат присоединялся к фидитии - обществу сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участвовать в народном собрании, но практически все время проводил в гимнасии (спортзале), лесхе (клубе) и фидитии (столовой). На надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне».

    Многие современные историки считают, что государственное устройство Спарты, приписываемое одному Ликургу, на самом деле образовалось путем постепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодатель, вероятнее всего, был не реальным историческим лицом, а выдуманным устроителем спартанской жизни.

    Древнегреческий писатель и географ II в. Павсаний был автором,вероятно, первого в истории путеводителя. Его труд «Описание Эллады» разбит на 10 глав по названиям греческих областей, в том числе Лаконии. Он представляет собой справочник достопримечательностей Древней Греции, снабженный сопутствующими легендами. В географическом отношении «Описание Эллады» и в наши дни может служить путеводителем.

    Одна из достопримечательностей Спарты - якобы та самая скала, с которой сбрасывали детей, «отбракованных» комиссией, решавшей, кто из детей сильный и может жить, а кто слаб и от него следует избавиться немедленно. Однако достоверных свидетельств того, что ущелье Спарты заполнено костями младенцев, археологи не нашли. Сейчас считается, что это, скорее всего, миф.

    Так как в период, к которому большинство историков относят Троянскую войну (около 1200 г. до н. э.), Спарта еще не возникла, миф о похищении Парисом Елены, супруги спартанского царя Менелая, был, вероятно, приписан Спарте. В соседних Терапнах, где существовал крупный город микенской эпохи, находилось святилище Менелайон, где довольно долго отправлялся культ Менелая и Елены.

    Первая зафиксированная победа спартанцев в Олимпии - первое место некоего Аканфа в беге на 15-й Олимпиаде в 720 г. до н. э. Более столетия спартанские атлеты доминировали на Олимпийских играх, добившись за это время 46 побед из 81.

    В последнюю субботу-воскресенье сентября в Спарте проводятся традиционные спортивные соревнования Спартафлон, обычно собирающие массу зрителей.

gastroguru © 2017