Раскопки артура эванса. Открытие артура эванса

Когда в 1870 году археолог-самоучка, целеустремленный мечтатель и удачливый коммерсант Генрих Шлиман открыл Трою и исследовал первые культурные слои на холме Гиссарлык, он и не думал, что протоптал новую тропинку в вопросах поиска и исследования археологических памятников древних цивилизаций. Несмотря на то, что многие специалисты критиковали, а порой и осуждали методы ведения раскопок Шлиманом, он первым показал всему миру, что литературные произведения прошлого, мифы и легенды имеют свое историческое подтверждение в реальной жизни.

Артур Эванс и легенда о Минотавре

До Шлимана весь мир воспринимал произведения Гомера лишь только как красивую легенду, но немецкий почитатель древнегреческого автора опроверг эти взгляды и заставил заговорить о себе.

Безоговорочно поверил Шлиману английский археолог Артур Эванс. Отправляясь на Крит, он уже не сомневался, что легенда о Минотавре, живущем в загадочном лабиринте дворца на острове в Средиземном море, это не миф, а вполне реальная история.

Задолго до начала раскопок Эванс неоднократно посещал Крит в поисках свидетельств о далекой цивилизации. В ходе двух поездок на остров он собрал огромную коллекцию критских каменных печатей, которые местные жители именовали «молочные камни», а девушки использовали как оберегающие амулеты. На них были вырезаны загадочные символы, которые научное сообщество того времени, да и сам Эванс, воспринимали за письменность.

Как всегда это бывает, путь к одному из величайших открытий в истории человечества был наполнен трудностями и всевозможными препятствиями. Крит находился в составе Османской империи, и турецкие власти, негативно и даже враждебно относившиеся к Великобритании, не разрешали англичанину осквернить их землю какими-то раскопками.

Изменение политической ситуации позволило науке сделать шаг вперед, и в 1898 году, после того как Крит получил автономию, у Артура Эванса в руках оказалось разрешение на ведение раскопок.

Но было еще одно но… Перед тем, как начать исследования, Эванс купил землю, чтобы не было никаких претензий со стороны турецких властей.

Визит к Минотавру

Два года ушло на подготовку к работам, и ранней весной, 16 марта 1900 года, наняв 32 работников и заручившись поддержкой архитектора Файфа и шотландского археолога Дункана Маккензии, англичанин начинает раскопки. На тот момент 48-милетний Артур Эванс уже имел за плечами огромный опыт музейной работы, выпустил несколько трудов по этнографии, вел продолжительные раскопки на Сицилии.

Но Эванс не был первооткрывателем дворца Кносса. В то время, когда он обивал пороги учреждений в надежде получить у чиновников и властей Турции разрешение на ведение исследований, Минос Калокеринос, юрист, коммерсант, а по совместительству еще и археолог-любитель, нанял рабочих, и, копая траншеи на Крите, наткнулся на огромный дворец. Раскопки любителя истории и древностей прекратились через три недели, и позже Эванс назовет их дилетантскими, принесшими больше вреда, чем пользы.

Археологические раскопки под руководством Эванса уже в первые две недели подарили исследователям уникальнейшие находки еще неизвестной науке культуры. Из земли на свет стали появляться стены, расписанные великолепными фресками, у основания дворца была найдена керамика и глиняные таблички с надписями. Опыт Эванса и трудолюбие нанятых работников позволили к концу первого сезона освободить от большой толщи земли четвертую часть дворца.

Прогуливаясь по причудливому сплетению комнат и залов открытого дворца, английский археолог воскрешал в своем сознании легенду о Минотавре и могущественном царе Миносе. Уже дома, анализируя результаты первого года работы, Эванс предложил, что он открыл дворец влиятельного критского царя, а культуру назвал минойской.

К 1905 году дворец был полностью раскопан, но Эванс неоднократно возвращался к кратковременным раскопкам вплоть до 1930 года. По их результатам вышло множество научных трудов, а на туристических и историко-археологических картах появилась новая удивительная и уникальная достопримечательность – царя Миноса, который и сейчас поражает своим великолепием, монументальностью и красотой неповторимых художественных образов фресок и росписей.

Результаты последних исследований

В последние десятилетия археологи вновь вернулись к исследованиям Кносского дворца, и в ходе раскопок не только дополнили знания о великолепном памятнике древней цивилизации на острове Крит, но и сделали удивительные научные открытия.

Современные археологи сопоставили дневники Артура Эванса с данными новых исследований, и пришли к выводу, что большие пифосы в совершенно пустых помещениях дворца, которые были обнаружены еще экспедицией Эванса в начале ХХ столетия, ни что иное как усыпальницы царей Минойской цивилизации.

Как видим, казалось бы, уже давно исследованный и изученный памятник археологии, хранит в себе еще множество тайн и загадок, открытие которых еще не раз удивят человечество своей сенсационностью.

Наука не является л никогда не будет являться накопченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Л. Эйнштейн

Честь открытия крито-микенской культуры принадлежит английскому археологу Артуру Звансу. Поразительно, что до начала XX столетия об этой замечательной культуре человечество абсолютно ничего не знало.

Первый шаг к открытию крито-микенской (ее называют также Эгейской) культуры сделал Генрих Шлиман. Поверив в реальность существования гомеровского мифа, он начал искать легендарную Трою. Ему на редкость повезло. Ознакомившись с западным побережьем Малой Азии, Шли май решил, что древняя Троя расположена на холме Гиссарлык. Здесь все совпадало с описанием Гомера, а прямо на поверхности Земли он обнаружил остатки древних строений. Раскопки начались в 1871 г., Шлиман нашел множество каменных орудий, керамических изделий и посуды. Во время раскопок 1873 г. было обнаружено большое здание с кладом золотых вещей, которое Шлиман принял за дворец царя Приама.

Как выяснилось позже, это была не гомеровская Троя, а поселение, возникшее на тысячелетие раньше. До конца своих дней (Шлиман умер в 1890 г.) он так и не узнал, что, раскопав до самых нижних слоев холм Гиссарлык, он открыл гораздо более древнюю, чем гомеровская Троя, культуру.

В марте 1900 г., уже после смерти Шлимана, на Крите начал вести раскопки археолог, имеющий за плечами богатый опыт музейной работы, этнографических и археологических исследований в Сицилии, Артур Эванс. В древнегреческих преданиях рассказывалось о морской Критской державе. Историкам были известны великолепные критские печати из стеатита (камня с изображениями животных и нерасшифрованных письменных знаков), которые местные жители Крита использовали как амулеты. Это наводило на мысль, что на Крите, как и в других районах Восточного Средиземноморья, могли быть сделаны ценные археологические находки.

Уже первые месяцы работы в Кноссе дали потрясающие результаты: были обнаружены развалины огромного дворца с великолепными фресками, античные вазы п статуэтки. Но найденные Эвансом произведения прикладного искусства были совсем не похожи на известные ранее. «Поразительно, ничего греческого, ничего римского», - писал Артур Эванс спустя лишь несколько дней после начала раскопок. Вскоре ученый понял, что перед ним совершенно новая, доселе неизвестная культура, существовавшая па Средиземноморье на целые тысячелетия раньше знаменитых творений классической Греции.

Бережно вскрывал Эванс слой за слоем на склоне горы Юктас, расположенной в 4 км к югу от побережья, и ему открылся огромный дворец, состоявший из массы помещении, окружавших обширный центральный двор. Соединенные множеством переходов, коридоров и лестниц, они поразительно напоминали Лабиринт из древнегреческого мифа о Тесее (рис. 19).

Благодаря археологическим раскопкам в Кноссе и в других древних поселениях Крита, на Кикладских островах (рис. 20), Балканском полуострове и в Малой Азии мир узнал о существовании могучей морской державы в Средиземноморье в III-II тыс. до н. э.

Артур Эванс разделил древнейшую историю Крита на три периода (назвав их по имени легендарного критского царя минойскими): раннеминойский (3000-2000 гг. до н. э.), среднеминойский (2000-1600 гг. до н. э.) и позднеминойский (1000-1200 гг. до н. э.). Первый из этих периодов известен также как ранний бронзовый век.

Яркому развитию культуры в Восточном Средиземноморье способствовало его благоприятное географическое положение - изрезанные берега с удобными для мореходства заливами и бухтами.

Бассейн Эгейского моря издревле был населен (рис. 21). В плодородной Фессальской равнине, расположенной па севере Греции, еще в неолитическую эпоху VI-IV тыс. до н. э. было множество поселений. В период, переходный к бронзовому, там уже были целые города, укрепленные оборонительными степами.

Вторым центром неолитической культуры был Крит. Одно из самых ранних поселений располагалось на том же месте, где спустя несколько тысячелетий был воздвигнут Кносский дворец. Раскопки, проведенные Дж. Эвансом (сыном Артура Эванса) в конце 50-х годов, обнаружили под центральным двором дворца н к северу от него неолитические слои толщиной 7 м - больше, чем все слои бронзового века. И, что удивительно, в самом древнейшем слое были найдены остатки прямоугольных домов, построенных из обожженных (а не сырцовых) кирпичей. Неолитическая керамика Крита имела много общих черт с керамикой Греции и Малой Азии, что указывает на постоянные связи Крита с соседними странами. В среднепеолитическом периоде на Крите были широко распространены вазы с гравированным орнаментом и искусно выточенные из пестрого камня полированные сосуды. В них находят некоторое сходство с египетской керамикой. Уже в это время на Крите появились вазы с росписью по темному фону, что характерно для более поздних времен. О высоком культурном уровне первых поселенцев на Крите свидетельствует находка в ранненеолитических слоях Кносса фигурки обнаженного мужчины. С большим мастерством выточена она из целого куска мрамора. С конца IV - начала III тыс. до н. э. в Восточном Средиземноморье наступает период халколита (модно-каменного) века. Он приблизительно соответствует по времени раннеминойскому периоду (по А. Эвансу).

Фессалия, сыгравшая большую роль в развитии неолитической культуры в Восточном Средиземноморье и III тыс. до н. э., постепенно уступает позиции Кикладам и Криту, который к концу раннеминойского периода становится подлинным властителем Эгейского бассейна. Важнейшим культурным центром является Троя - крупный укрепленный центр па его восточном берегу.

С наступлением бронзового века появились изделия из металла. О мастерстве умельцев этого периода ярко свидетельствует найденный Г. Шлиманом «клад Приама». В большом серебряном сосуде, зарытом у городской стены Трои, было обнаружено около 9000 предметов из золота, серебра и электрума (сплава серебра и золота). Поражает тонкость, с которой выполнены украшения. Так, диадемы состоят из многочисленных сплетенных из тонкой проволоки цепочек, завершающихся схематически исполненными фигурками идолов из золотого листа.

На Крите в раннеминойский период начинает формироваться характерный архитектурный стиль. На юге острова, в плодородной долине Мессары, в слоях, относящихся к первой половине 1.11 тыс. до н. э., был откопан большой жилой дом, состоящий из целого ряда маленьких прямоугольных помещений, соединенных друг с другом. Стены дома построены на каменном фундаменте из сырцового кирпича, укрепленного деревянными брусами. Такая хорошо продуманная система строительства применялась с целью противостоять частым на Крите землетрясениям. Она сохранилась до конца мннойской эры. Дом этот был, вероятно, двух- или даже трехэтажным. Возможно, некоторые его помещения освещались с помощью световых колодцев - открытых двориков, прорезывающих здание сверху донизу.

Благодаря многочисленным находкам, сделанным в критских гробницах, стала хорошо известна керамика Крита в раннеминойский период. Это - разнообразные кубки па высоких конусообразных ножках из прокопченной глины, кувшины, раскрашенные темно-коричневым орнаментом из горизонтальных п вертикальных полос с изображениями животных. Но раз находили сосуды в виде быка с маленькой фигуркой акробата.

Необычайного изящества достигли критские мастера в обработке камня. Особенно хороша конической формы вала, найденная в могиле в Маронее (Восточный Крит). Крышка украшена только вырезанными рядами спирален, вписанными в форму круга. На крышке другой пиксиды изображена скульптурная фигурка собаки. Длинноногая и узкомордая, по-видимому, охотничья, собака лежит и естественной позе. В раннеминойский период появились широко известные критские печати. Некоторые из них с изображениями животных.

Расцвет крито-микенской культуры наступил во II тыс. до н. э. Об этом красноречиво говорят раскопки на Крите. Только благодаря многолетней кропотливой работе нескольких поколений археологов мы узнали о величайшей культуре, существовавшей четыре тысячелетия назад. Правда, до нас не дошло никаких письменных свидетельств, если не считать иероглифические знаки на глиняном диске из Феста и таблички с линейным (слоговым) письмом А, которые еще не расшифрованы полностью.

На Крите период расцвета эгейской культуры разделяют на эпохи Старых и Новых дворцов.

Старые дворцы, названные так в отличие от воздвигнутых спустя 300 лет Новых, изучены сравнительно слабо. Исследованию Старых дворцов мешают заменившие их Новые. В Фесте, расположенном на южном берегу Крита, границы Нового дворца не совпали полностью со Старым. Итальянские археологи раскопали там часть западного двора, где находилась зрелищная площадка для ритуальных игр с быком. Стены из сырцовых кирпичей на каменном фундаменте укреплены деревянными балками. В открытых помещениях найдено множество красивых ваз, больших, наподобие бочек, расписанных сосудов, используемых для хранения продуктов.

Старый дворец в Фесте несколько раз перестраивался, иногда изменялась планировка помещений. Может быть, правильнее говорить о трех пли даже четырех разных дворцах, сменявших друг друга. Причиной разрушения были землетрясения.

Старые дворцы, несомненно, были мпогоэтажными. В это время существовали ужо города, занимавшие значительную площадь вокруг дворцов.

В эпоху Старых дворцов высокого расцвета достигает искусство. Особое восхищение вызывают вазы стиля Камарес - светлая полихромная роспись наносилась по темной поверхности вазы (рис. 22). На поздних вазах появляются изображения живых существ и прежде всего рыб. Высоко было мастерство критских ювелиров. К этому времени относится миниатюрное золотое украшение из фигурок пчел, расположенных по краям шарика, изображающего медовый сот, который они держат в своих лапках.

Старые дворцы в Кноссе, Фесте, Маллии были разрушены сильным землетрясением около 1700 г. до н. э. Восстановить их оказалось невозможно. Руины были засыпаны, а на их месте воздвигнуты Новые дворцы.

Новые дворцы также пережили несколько строительных периодов. Крупные перестройки производились около 1600 г. до н. э., после очередного сильного землетрясения. К настоящему времени откопаны и частично реставрированы четыре Новых дворца: в Кноссе, Фесте, Маллии и находящийся неподалеку от маленького селения Като Закрое.

В эпоху, когда критское искусство достигло своей вершины, Кносский дворец превосходил по размерам и богатству все другие. Поэтому Кносс в 1600-1400 гг. до н. э. следует рассматривать как главный столичный город. Дворец расположен в шести километрах от северного побережья острова, поблизости от современного центра Крита - города Гераклиона. Несколько сотен различных помещений дворца общей площадью около 10 тыс. м 2 образовали грандиозный ансамбль на невысоком плато, расположенном на склоне горы Юктас. Сложный, запутанный план дворца со множеством лестниц, связывающих три его этажа, поразил воображение греков и подсказал им миф о таинственном Лабиринте, откуда нет выхода. Название происходит от греческого слова «лабрис» - двулезвийный топор - одна из наиболее распространенных священных эмблем критской религии.

Несмотря на кажущийся беспорядок в расположении комнат, в планировке Кносского дворца существует определенная система. Центром дворца служит большой двор размером 50×30 м. Он как бы разделяет дворец на западную и восточную частя. Входы имелись со всех четырех сторон дворца.

Главным фасадом дворца была его западная сторона. Она облицована гипсовыми плитами. Правда, западный вход во дворец не выглядел внушительно. Это - открытый вестибюль, разделенный колоннадой, что часто встречается в критской архитектуре. Далее шел знаменитый коридор процессий, украшенный фресками, изображавшими шествие девушек и юношей, несущих дары. Отсюда можно было попасть на центральный двор.

Западную часть нижнего этажа дворца занимали огромные кладовые Кносса - 22 длинных и узких зала, заполненных огромными глиняными бочками (пифосами), украшенными рельефными орнаментами. В них хранились оливковое масло, вино и иные припасы. В полу кладовых с зерном были сделаны обширные ямы прямоугольной формы, облицованные камнем. Пространство между складами и центральным двором, как предполагают, служило местом религиозных обрядов, когда пользовались светильниками - эти комнаты не имели естественного освещение. Невдалеке находилось специальное помещение для предметов культа (статуэтки богинь со змеями и другие вещи).

Наиболее интересно юго-восточное крыло дворца. Оно хорошо сохранилось. Здесь были жилые помещения, занимавшие в общей сложности четыре этажа, из них два нижних заглублены в землю. Одно из помещений получило название зала двойного топора - изображение лабриса преобладает в росписях па стенах. Из зала двойного топора по небольшому коридору можно пройти в помещение под названием комнаты царицы.

На верхних этажах дворца, по-видимому, находились официальные парадные залы, о чем свидетельствуют остатки лестниц (рис. 23), колонн, а также стен. На сохранившейся части степы изображена критская красавица, известная сейчас под именем «Парижанка».

Планировка дворца была продуманной и целесообразной. Может вызвать удивление, что жилые комнаты располагались в подвальном помещении - в нижнем этаже дворца, заглубленном на несколько метров в землю. На это есть, однако, важная причина. Помещения, вырытые в земле, почти не страдают от землетрясений, способных разрушить любое здание. Критяне за двухтысячелетнюю историю пережили огромное число землетрясений и, естественно, убедились в том, что единственным спасением является сооружение жилых помещений и в особенности спален в земляном массиве.

К северо-западу от Кносского дворца находился так называемый Малый дворец, имевший культовое назначение, о чем свидетельствуют найденные там предметы. Близ минойского Кносса были и другие сооружения, принадлежавшие приближенной знати или служившие загородной резиденцией царя.

Остальные дворцы Крита строились по той же схеме, что и Кносский. Находившийся в 22 км к востоку от Кносса небольшой дворец в Маллии имел обширный двор, бывший местом религиозных церемоний. Большое впечатление производит Новый дворец в Фесте, расположенный в долине Мессары, обрамленной снежными горами. Интересной особенностью его внутреннего дворика была окружающая его с четырех сторон внушительная колоннада. Возможно, в этом можно видеть зачатки формирования греческого архитектурного стиля I тыс. до н. э.

Четвертый из больших дворцов Крита - дворец Като Закрое - раскопан лишь в прошлом десятилетии. Площадь его около 7000 м 2 . Планировка напоминает Кносс. Во дворце Като Закрое обнаружены таблички с линейным письмом и замечательные вазы. Дворец погиб в результате сейсмической катастрофы, сопровождавшейся пожаром.

Упомянем о богато украшенной росписями царской вилле в Агиа-Триаде, служившей, очевидно, резиденцией правителей Феста. На вилле найден клад медных слитков, имеющих форму бычьих шкур и весящих около 29 кг. Это - наиболее древние «деньги» в Средиземноморье.

Все критские дворцы были разрушены. Причем разрушение было настолько полным, что большинство культурных центров острова так и не смогло от пего оправиться. Многие исследователи датируют эту катастрофу около 1500-1450 гг. до н. э.

Вот как описывает ученик А. Эванса, английский археолог Дж. Пендлбери картину последних минут существования Кносского дворца: «Заключительная сцена разыгралась в помещении, которое воссоздаст перед нами наиболее драматическую обстановку из всех раскопанных строений - в «тронном зале». Этот зал был найден в состоянии полного беспорядка. В одном углу лежал опрокинутый большой сосуд от масла; культовые сосуды, казалось, были в употреблении в момент наступления катастрофы. Все имело такой вид, будто царь в смятении поспешил сюда, желая в последний момент совершить какую-нибудь религиозную церемонию, чтобы спасти свой парод» ( Дж. Пендлбери. Археология Крита (перев. с англ.). М. ИЛ, 1950, стр. 250).

В результате какого события окончательно разрушилась столица Крита? Большинство исследователей придерживаются версии, что это было повое нашествие микенских греков, неожиданно напавших на остров, или же восстание критян против иноземного владычества. На наш взгляд, факты, собранные археологами, свидетельствуют, что Кносский дворец разрушен землетрясением. Высокая сейсмическая активность бассейна Эгейского моря позволяет рассматривать землетрясение как наиболее вероятную причину разрушения критских дворцов. Дополнительные факты дает археология. Замечание Дж. Пепдлбери о том, что тронный зал был в полном беспорядке, а в его углу лежал опрокинутый - большой сосуд из-под масла, - прямое указание на сейсмическую причину катастрофы. Второй факт в пользу нашего предположения - пожар. Из истории катастрофических землетрясений, случившихся за период жизни человеческого общества, известно, что в большинстве случаев, когда происходил подземный толчок в городе, вспыхивал пожар. Неожиданный подземный толчок разрушает печи, опрокидывает лампады, обрушивает деревянные перекрытия домов, чем и способствует возникновению пожара.

История критских дворцов наглядно свидетельствует, что главным врагом Критского государства III и II тыс. до н. э. были не набеги кочевых племен, а землетрясения. Всеми исследователями было отмечено полное отсутствие оборонительных сооружений вокруг критских городов. Это особенно контрастно заметно при сравнении с одновременно существовавшим с ними греческим городом Микены, расположенным на возвышении и обнесенным мощнейшими каменными стенами.

Против главного своего врага (землетрясения) критяне принимали предохранительные меры. Еще 5000 лет назад сооружались дома со специальными конструкциями, предохранявшими от разрушения при подземном толчке.

Землетрясения много раз наносили огромный ущерб Криту. Но критяне в какой-то степени приспособились к этим коварным ударам природы. Только геологическая катастрофа, происшедшая около 1400 г. до н. э., смогла остановить пульс Минойской державы. Однако почему же именно эта катастрофа оказалась губительной, тогда как другие сейсмические катаклизмы такой роковой роли не играли?

Здесь необходимо сказать несколько слов об особенностях сейсмических катастроф. Их своеобразие в том, что от землетрясения разрушаются только искусственные постройки, причем преимущественно многоэтажные каменные дома. Вся же остальная окружающая человека естественная среда землетрясения практически не замечает - в полях продолжает зреть урожай, домашний скот по-прежнему пасется на лугах. Легкие сельские постройки если и разрушаются, то восстановить их не стоит большого труда. Флот на воде (если не было сильного цунами) также остается целым. В этих условиях восстановить заново разрушенный дворец не представляет большого труда. Землетрясение не прерывало пульса развивающейся цивилизации.

Катастрофа XV в. до н. э. была, несомненно, иного рода. На этот раз бедствия постигли всю страну. Очевидно, помимо подземных ударов, были еще и другие природные явления, оправиться от которых Критская держава уже не смогла.

Сейчас мы знаем, что извержение Санторина сопровождалось обильным пеплопадом и огромными цунами. Насколько гибельными для населения Крита были эти явления, мы расскажем в одной из следующих глав.

Елена Попельницкая

АРТУР ЭВАНС: ЛАБИРИНТ МИНОТАВРА

Потакая своим прихотям, он исказил облик древнейшего в Европе Кносского дворца, расположенного на острове Крит, отняв у потомков возможность изучать подлинные развалины, а не приукрашенный «новодел». Но именно Артур Эванс открыл миру европейскую цивилизацию бронзового века - предшественницу Греции и Рима, ровесницу Древнего Египта и Вавилона

Воспетый в греческих мифах и античных поэмах остров Крит расположен в Эгейском море между Грецией, Египтом и Малой Азией. В одной из его пещер якобы родился Зевс. Возглавив богов-олимпийцев, он одержал победу над своим отцом Хроносом, а позднее в образе златорогого быка переплыл море, похитил красавицу Европу и доставил ее на Крит. Сын Зевса и Европы - Минос, правил Критом, а его жена Пасифая стала матерью Минотавра. Этот кровожадный человек с головой быка жил во дворце Лабиринте, творении зодчего Дедала, и лакомился юношами и девушками, поставляемыми «к его столу» жителями подвластных Криту земель. Чудовище убил сын афинского царя Тесей, которому посчастливилось выбраться из Лабиринта с помощью клубка, врученного царевной Ариадной. Таков миф. Однако могучая держава Миноса существовала не только в мифах и легендах. Гомер упоминает этого царя как реально жившего мудрого правителя, а греческий историк Фукидид в V веке до н. э. писал, что Минос создал критский военный флот, господствовавший в Эгейском море. В ходе археологических раскопок англичанина Артура Эванса на Крите некоторые из этих легенд, казалось бы, нашли неожиданное подтверждение, а сенсационное открытие Генрихом Шлиманом легендарной Трои общественность вообще перестала чему-либо удивляться. Эванс не побоялся пойти «по следам» осмеянного и возвеличенного Шлимана, заявившего, что великий Гомер не выдумал Трою, а описал реально существовавший город, остатки которого вполне могут отыскать археологи… если не поленятся проштудировать текст «Илиады». Выводы Эванса о приоритетной роли Крита в развитии европейской цивилизации вызвали неприятие ученых, считавших античную Грецию единственной в своем роде. Но со временем именно точка зрения Эванса, став хрестоматийной, вошла во все учебники древней истории… Будущий исследователь родился 8 июля 1851 года в имении Нэш Миллс в графстве Хетфордшир, недалеко от Лондона. Предки и родственники Артура Эванса были людьми небогатыми, но образованными. Отец Артура - Джон Эванс, начал трудовой путь в двенадцать лет на бумажной фабрике своего дяди Дж. Дикенсона. Женитьба на кузине Гарриет, будущей матери нашего героя, сделала молодого человека полноправным партнером в семейном бизнесе. Гарриет родила мужу пятерых детей и скончалась в 1858 году.

Джон Эванс был женат еще дважды. Он вошел в историю как крупный британский антиквар и нумизмат, почетный член многих научных обществ и университетов, знаток латыни и трудов античных авторов. Эванс-старший - автор монографий о древних каменных и бронзовых орудиях Британии, а книга «Монеты древних британцев», изданная в 1864 году и считающаяся нумизматическим бестселлером, принесла ему высшую награду Академии наук Франции. В 1892 году за заслуги перед наукой Джон Эванс был посвящен королевой Викторией в рыцари. Его дом в Нэш Миллс напоминал музей. До самой своей кончины (в 1908-м) отец оказывал финансовую поддержку Артуру, оплачивая его археологические раскопки на Крите. Старший сын, в свою очередь, был любящим и заботливым братом для младших братьев и сестер. Одна из них, Джоанна, ставшая известным британским историком искусства, в 1943 году опубликовала посвященную брату книгу «Время и выбор: история Артура Эванса». Впервые на Балканы Артур попал вместе с братом Льисом в 1872 году. Это была настоящая юношеская эскапада, исполненная риска и опасности - оба брата обладали авантюрным складом характера. Они обзавелись парой пистолетов, а нужными визами, судя по всему, не обзавелись... Поэтому, сначала вполне открыто прибыв в Пешт, Эвансы незаметно покинули город, и успешно избежав встреч с полицией и пограничной охраной, пробрались через Карпаты в Румынию, а затем - в Болгарию. Приключение осталось без последствий, если не принимать во внимание, что Артур всерьез «заболел» Балканами, и это на несколько последующих лет предопределило его дальнейшую судьбу. До 1874 года молодой человек учился в Оксфорде, специализируясь на вопросе пребывания немусульманских народов в составе Турецкой империи, но обучение так и не завершил. Потерпев весной 1875-го неудачу в попытке получить стипендию, он отправился в Геттингенский университет, где прослушал курс лекций в летний семестр, а затем решил посвятить себя журналистике, и не где-нибудь, а именно на Балканах. В августе 1875 года, во время восстания православных сербов против турецкой оккупации, братья Эвансы прибыли в Боснию и Герцеговину. Эту поездку Артур описал в книге, изданной год спустя и подаренной им британскому премьер-министру Гладстону. Тот направил Эвансу письмо с благодарностью, а выступая в британской палате общин по «восточному вопросу» и говоря о жестокости турок, процитировал отрывки из его книги. Эванс вновь отправился на Балканы - уже как корреспондент газеты «Манчестер Гардиан». Поселившись в Рагузе (Дубровнике), он выезжал в центры восстания в Герцеговине и в штаб-квартиру турок в Боснии. «Балканская эпопея» продолжалась до 1882 года, когда австрийские власти арестовали энергичного британца по подозрению в шпионаже и участии в восстании в Далмации…

Полную версию читайте в журнале Личности №36

Артур Джон Эванс

THE GRANGER COLLECTION

Эванс (Evans) Артур Джон (8.7.1851, Наш-Милс, Хартфордшир, - 11.7.1941, Юлбери, близ Оксфорда), английский археолог. В 1899-1930 (с перерывами) вёл раскопки на о. Крит, где открыл остатки дворца в Кносе и подробно изучил культуру эпохи бронзы (дворцовые и хоз. комплексы, произведения иск-ва, глиняные таблички с пиктографич. и линейным письмом). Неизвестную прежде доэллинскую культуру Э. назвал минойской культурой и предложил её периодизацию. По археол. данным Э. реконструировал государственный строй, религию и этапы развития критского общества.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (Evans, Arthur John) (1851–1941), английский археолог, более всего известный своими раскопками и исследованиями древнеминойской цивилизации на Крите. Сын сэра Джона Эванса, известного собирателя древностей, Артур родился в Нэш-Миллз (Хертфордшир, близ Лондона) 8 июля 1951 и получил образование в Хэрроу, Оксфорде и Гёттингене, получив диплом с отличием по специальности новейшая история. Летом 1871 и 1872 путешествовал по Балканам, в 1873 – по Финляндии и Лапландии. Вновь прибыв на Балканы в 1875 в качестве корреспондента «Манчестер Гардиан» («Manchester Guardian»), Эванс оставался там до 1882, когда австрийские власти арестовали его за участие в восстании в Далмации; по освобождении вернулся в Англию. В 1884 был избран хранителем оксфордского музея Ашмола, который, в основном его усилиями, приобрел известность как археологический музей. После 1909 Эванс был почетным хранителем музея.

На критские древности Эванс обратил внимание в 1893, изучая ювелирные изделия, относящиеся к доисторической микенской цивилизации, незадолго до этого открытой Генрихом Шлиманом при раскопках Микен и Орхомена. Эванс стал собирать резные каменные печати, в первую очередь те, что имели символы, которые он считал письменностью. В 1894 он обследовал Крит в поисках новых печатей, которые часто находили на острове, причем местные женщины использовали их в качестве амулетов (т.н. «молочных камней»); тогда же он принял решение раскопать древний Кносс и начал переговоры о работах на участке вблизи Кандии, где в 1878 были обнаружены стены и микенская керамика. Турецкие власти препятствовали археологическим раскопкам, но в 1898 Крит получил автономию в составе Османской империи, и в марте 1900 Эванс смог приступить к раскопкам. В первую же неделю он обнаружил украшенные фресками стены, домикенскую керамику и глиняные таблички с надписями; к концу сезона от земли была освобождена четверть комплекса Кносского дворца, который напомнил ученому о древнегреческих рассказах про лабиринт царя Миноса и навел его на мысль назвать дворец Дворцом Миноса, а всю цивилизацию – минойской. Отчеты об этих и последующих археологических раскопках (Эванс продолжал их до 1930) были незамедлительно опубликованы и обеспечили сделанному открытию мгновенное признание. Одновременно с раскопками Эвансу удавалось осуществить реконструкцию дворца с целью его сохранения.

Первый том главной работы Эванса Дворец Миноса в Кноссе (The Palace of Minos at Knossos) увидел свет в 1921, последний, четвертый – в 1936. Здесь собраны не только данные о раскопанном Эвансом дворце, но имеется энциклопедический свод сведений обо всех сторонах минойской цивилизации Крита с зарисовками древностей из Маллии, Феста и многих других памятников, обнаруженных на острове. В основу работы положена разработанная Эвансом хронологическая схема минойской цивилизации, делящейся на раннюю, среднюю и позднюю. При этом он постарался учесть развитие минойской архитектуры, живописи, керамики, способов обработки камня и металла. Предложенная ученым хронология, а также ее соотношение с хронологией Египта и материковой Греции подверглись критике еще до завершения работы Эванса до сих пор являются предметом споров.

Изучение Эвансом минойского иероглифического письма, которое первоначально привлекло его внимание к Криту, началось в 1894 и нашло наиболее полное выражение в его работе Scripta Minoa, I (1909), содержащей каталог и исследование каменных печатей и иных документов. Полная публикация глиняных табличек с надписями линейным письмом Б из Кносского дворца при жизни Эванса так и не появилась, хотя в 4 томе Дворца Миноса он дал описание основных категорий документов. Вскоре после публикации Scripta Minoa, II (1952), осуществленной Джоном Майрсом, последовала успешная расшифровка Майклом Вентрисом линейного письма Б – как древнемикенского диалекта греческого языка.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

Scripta Minoa, 1 - 2, Oxf., 1909 - 1952;

The Palace of Minos, v. 1 - 5, L., 1921 - 1936.

Литература:

Evans J., Time and Chance. The story of Arthur Evans and his forebears, L., 1943.

ЭВАНС Артур Джон
(Evans, Arthur John)

(1851-1941), английский археолог, более всего известный своими раскопками и исследованиями древнеминойской цивилизации на Крите. Сын сэра Джона Эванса, известного собирателя древностей, Артур родился в Нэш-Миллз (Хертфордшир, близ Лондона) 8 июля 1951 и получил образование в Хэрроу, Оксфорде и Геттингене, получив диплом с отличием по специальности новейшая история. Летом 1871 и 1872 путешествовал по Балканам, в 1873 - по Финляндии и Лапландии. Вновь прибыв на Балканы в 1875 в качестве корреспондента "Манчестер Гардиан" ("Manchester Guardian"), Эванс оставался там до 1882, когда австрийские власти арестовали его за участие в восстании в Далмации; по освобождении вернулся в Англию. В 1884 был избран хранителем оксфордского музея Ашмола, который, в основном его усилиями, приобрел известность как археологический музей. После 1909 Эванс был почетным хранителем музея. На критские древности Эванс обратил внимание в 1893, изучая ювелирные изделия, относящиеся к доисторической микенской цивилизации, незадолго до этого открытой Генрихом Шлиманом при раскопках Микен и Орхомена. Эванс стал собирать резные каменные печати, в первую очередь те, что имели символы, которые он считал письменностью. В 1894 он обследовал Крит в поисках новых печатей, которые часто находили на острове, причем местные женщины использовали их в качестве амулетов (т.н. "молочных камней"); тогда же он принял решение раскопать древний Кносс и начал переговоры о работах на участке вблизи Кандии, где в 1878 были обнаружены стены и микенская керамика. Турецкие власти препятствовали археологическим раскопкам, но в 1898 Крит получил автономию в составе Османской империи, и в марте 1900 Эванс смог приступить к раскопкам. В первую же неделю он обнаружил украшенные фресками стены, домикенскую керамику и глиняные таблички с надписями; к концу сезона от земли была освобождена четверть комплекса Кносского дворца, который напомнил ученому о древнегреческих рассказах про лабиринт царя Миноса и навел его на мысль назвать дворец Дворцом Миноса, а всю цивилизацию - минойской. Отчеты об этих и последующих археологических раскопках (Эванс продолжал их до 1930) были незамедлительно опубликованы и обеспечили сделанному открытию мгновенное признание. Одновременно с раскопками Эвансу удавалось осуществить реконструкцию дворца с целью его сохранения. Первый том главной работы Эванса Дворец Миноса в Кноссе (The Palace of Minos at Knossos) увидел свет в 1921, последний, четвертый - в 1936. Здесь собраны не только данные о раскопанном Эвансом дворце, но имеется энциклопедический свод сведений обо всех сторонах минойской цивилизации Крита с зарисовками древностей из Маллии, Феста и многих других памятников, обнаруженных на острове. В основу работы положена разработанная Эвансом хронологическая схема минойской цивилизации, делящейся на раннюю, среднюю и позднюю. При этом он постарался учесть развитие минойской архитектуры, живописи, керамики, способов обработки камня и металла. Предложенная ученым хронология, а также ее соотношение с хронологией Египта и материковой Греции подверглись критике еще до завершения работы Эванса до сих пор являются предметом споров. Изучение Эвансом минойского иероглифического письма, которое первоначально привлекло его внимание к Криту, началось в 1894 и нашло наиболее полное выражение в его работе Scripta Minoa, I (1909), содержащей каталог и исследование каменных печатей и иных документов. Полная публикация глиняных табличек с надписями линейным письмом Б из Кносского дворца при жизни Эванса так и не появилась, хотя в 4 томе Дворца Миноса он дал описание основных категорий документов. Вскоре после публикации Scripta Minoa, II (1952), осуществленной Джоном Майрсом, последовала успешная расшифровка Майклом Вентрисом линейного письма Б - как древнемикенского диалекта греческого языка. В 1911 Эванс был посвящен в рыцари.
Умер Эванс в Боарс-Хилл (близ Оксфорда) 11 июля 1941.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ЭВАНС Артур Джон" в других словарях:

    Эванс (Evans) Артур Джон (8.7.1851, Наш Милс, Хартфордшир, ‒ 11.7.1941, Юлбери, близ Оксфорда), английский археолог. В 1899‒1930 (с перерывами) вёл раскопки на о. Крит, где открыл остатки дворца в Кносе и подробно изучил культуру эпохи бронзы… … Большая советская энциклопедия

    - (Evans) (1851 1941), английский археолог. Открыл и исследовал минойскую культуру на острове Крит … Энциклопедический словарь

    Эванс, Артур Джон (Evans) - (1851 1941) английский археолог, открывший в Кносе на о. Крит остатки большого дворца, известного по мифам как «лабиринт». Найденные предметы дали Э. возможность исследовать древнейшую в Европе критскую культуру; он расшифровал большую часть… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Артур Джон Эванс англ. Arthur John Evans … Википедия

    ЭВАНС (Evans) Артур (полн. имя Артур Джон) (8 июля 1851, Неш Миллс, графство Хертфордшир 11 июля 1941, Иолбури, близ Оксфорда), английский археолог, первооткрыватель критской цивилизации, руководитель раскопок Кносса (см. КНОСС) на о. Крит. Сын… … Энциклопедический словарь

    - (1851 1941) английский археолог. Открыл и исследовал минойскую культуру на о. Крит … Большой Энциклопедический словарь

    Статуя Сэра Артура Эванса во дворце Кносс, Крит, Греция Сэр Артур Джон Эванс (англ. Sir Arthur John Evans, 1851 1941) британский археолог, открыватель Минойской цивилизации. Содержание 1 Биография … Википедия

    - (англ. Evans) английская фамилия, происходящая от валлийского имени Ifan и широко распространённая в Уэльсе. Известные носители Эванс, Алекс фотомодель. Эванс, Артур (1851 1941) британский археолог, открыватель Минойской… … Википедия

    Статуя Сэра Артура Эванса во дворце Кносс, Крит, Греция Сэр Артур Джон Эванс (англ. Sir Arthur John Evans, 1851 1941) британский археолог, открыватель Минойской цивилизации. Содержание 1 Биография … Википедия

Книги

  • Археология Крита , Пендлбери Дж. , Джон Пендлбери (1904 1941), английский археолог, ученик и продолжатель исследований А. Эванса в Кносе на острове Крит. Первоначально изучал египетскую археологию, в частности памятники… Категория:
gastroguru © 2017