"черный принц" подводного флота. "черный принц" подводного флота У подводников принято считать, что есть субмарины везучие, а есть невезучие и просто бедовые

1978 год ноябрь
Сформирован экипаж на базе 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ. Экипаж после обучения был подчинен командованию 80-й ОБрСПЛ КТОФ;

1980 год 23 февраля
Заложена в цехе ССЗ им. Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре. По другим данным - 29.02.1980;

1980 год 7 сентября
Спущена на воду. По другим данным - 07.10.1980. Переведена в плавдоке из г.Комсомольск-на-Амуре в пос.Большой Камень (Приморский край) на ЗСО "Восток". Экипаж подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1980 год ноябрь
Вошла в состав 72-й ОБрСРК КТОФ в г.Большой Камень (Приморский край);

1981 год 3 апреля
В заливе Петра Великого при выполнении учебно-боевых задач (командир - кап.2р. Терехин В.А.) столкнулась (по другим данным, столкновение произошла во время испытаний в ноябре 1980 года) с неустановленной АПЛ (точных данных по второму участнику аварии нет, в различных источниках предполагается, что это были или американские АПЛ типа "Стёрджен" или "Лос-Анжелес", а также по некоторым данным - китайская АПЛ типа "Хань"). Удар пришелся в левый борт нашей АПЛ. Был поврежден легкий корпус и большая часть оборудования, которое находилось в месте удара в межкорпусном пространстве. Была повреждена цистерна биологической защиты по всей длине реакторного отсека. Для аварийного ремонта поставлена в док в бухте Чажма;

1981 год июль
Зачислена в состав 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск). Перешла к месту постоянного базирования;

1982 год 25 мая
Во время постановки учебной мины в б.Саранная, волнорезом ТА смяло ноги мичману БЧ-3;

1982 год 7 - 27 сентября
Совершила подледный трансарктический межфлотский переход из бухты Крашенинникова (г.Вилючнск) в губу Западная Лица (г.Заозерск) в западном направлении (командир - кап.2р. Терехин В.А.). В Чукотском море на борт прибыл старший перехода - командир 13-й ДиПЛ контр-адм. Федоров Ю.А.. В походе принимал участие писатель и историк Реданский В.Г.;

1982 год 3 декабря
Перечислена в состав КСФ. Включена в состав 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Западная Лица (г.Заозерск);

1983 год 22 мая - 9 июня
Выполнила задачи исследовательского похода с 505-м экипажем (командир - Безвербный П.Н.). Поход проходил совместно с РПК К-44 проекта 667БДР . Подо льдом находилась 12 суток. Проводилось исследование ледовых условий, акустическая калибровка районов, измерение уровней помех, определение дальности обнаружения, определение демаскирующих признаков, запись шумов океана и шумов подводных лодок. По результатам похода группа подводников поощрена в приказе ГК ВМФ. Командир экипажа награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени;

1983 год октябрь - ноябрь
Выполнила задачи БС (командир - Терехин В.А.). 30.10 у атлантического побережья Северной Америки, во время наблюдения за фрегатом ВМС США McCloy (типа Bronstein), проводившим испытания протяженной буксируемой антенны системы TASS, ПЛ намотала на винт около 400 метров ее длины. К-324 потеряла ход и была вынуждена всплыть в надводное положение. В течении 10 суток американские эсминцы Peterson и Nicholson (типа Spruance) безуспешно пытались отрубить антенну проходя за кормой ПЛ. Затем подошло советское судно "Алдан", которое отбуксировало ПЛ на о. Куба для снятия с винта кабеля антенны системы TASS;

1985 год октябрь
Перечислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1985 год 29 мая - 1 июля
Участвовала в операции "Апорт" по вскрытию районов патрулирования ракетных и многоцелевых АПЛ ВМС стран НАТО и выявлению тактических приемов сил ПЛО вероятного противника к северу от Ньюфаунлендской банки. В ходе операции установила три контакта с ПЛАРБ и ПЛА ВМС США. Общее время слежения - 28 часов;

1986 год 27 января
Прибыла на СРЗ "Нерпа" (г.Вьюжный) для среднего ремонта и модернизации под КР "Гранат";

1987 год 8 апреля - 1990 год 28 сентября
На СРЗ "Нерпа" (г.Вьюжный) прошла средний ремонт;

1990 год весна
Выполнила задачи БС с 188-м экипажем на борту (старший - ЗКД кап.1р. Рахматуллин Р.З.);

1992 год
Перечислена в состав 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1994 год
Перечислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1995 год
Выполнила задачи БС с 188-м экипажем на борту (старший - ЗКД кап.1р. Филатов В.П.). Возвращена досрочно из-за аварийной ситуации;

2000 год
Исключена из боевого состава флота, передана в ОРВИ для демонтажа и утилизации и в губу Ура (г.Видяево) поставлена на отстой. Вошла в состав 346-го ДнПЛ СФ;

2005 год
На СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск) произведена выгрузка ОЯТ на плавтехбазу "Имандра";

2005 год - 2006 год (приблизительно)
Утилизирована при финансировании правительства Норвегии на ФГУП "СРЗ "Нерпа". Сформирован ректорный блок и в дальнейшем переведен для временного хранения на плаву в ПДХ "Сайда".

Вспоминает бывший командир «К-324» Вадим Терехин (Владивосток)

У подводников принято считать, что есть субмарины везучие, а есть невезучие и просто бедовые. Таковой можно считать многоцелевую атомную подводную лодку «К-324» (по классификации НАТО - Viktor 3, у нас этот тип субмарин значится под шифром «Щука»), которую преследовали злоключения на протяжении всей службы в боевом составе флота.

Так, еще во время заводских испытаний летом 1981 г. у о. Аскольд «Щуку» таранила в район 4-го реакторного отсека неизвестная атомная подлодка (по некоторым данным - китайская ПЛА типа «Хань», которая, как утверждает Япония, затонула. Сами китайцы на сей счет хранят гробовое молчание). Потом были взрыв аккумуляторной батареи и объемный пожар в 1-м торпедном отсеке, где находился полный боезапас - 24 обычные торпеды и 2 с ядерным боезарядом. И только какое-то невероятное чудо уберегло «К-324» и ее экипаж от гибели и ядерной катастрофы: отсек был полностью разрушен, но торпеды не сдетонировали. Бывало, атомоход внезапно стремительно проваливался на глубину к той роковой отметке, откуда лодки уже не всплывают - их, словно скорлупу, раздавливает дикое давление воды. Причем ЧП преследовали «Щуку» даже после вывода ее в отстой. А началось все, говорят, с того, что при спуске со стапеля на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре о киль ПЛА не разбилась бутылка традиционного шампанского. Четыре раза подряд(!), что считается недобрым предзнаменованием...

Описать все злоключения «К-324» за 20 лет ее службы в составе Тихоокеанского, а затем Северного флота - не хватит и целой газеты. А посему мы остановимся только на одной из жизни этой субмарины. Истории захватывающей, просто невероятной, достойной приключенческой повести.

Аварийное всплытие

Поход «К-324» к берегам Америки осенью 1983 г. устроил переполох на всю Атлантику. На исходе октября американские СМИ громыхнули на весь мир сенсацией, опубликовав снимки аварийно всплывшей в Саргассовом море у берегов США советской многоцелевой ПЛА «К-324». Лодка лежала в дрейфе, дав дифферент на нос и оголив частично корму с гребным винтом.

Надо сказать, что в то время холодная война была в самом разгаре, и на выпады американцев, в т.ч. и по поводу рыскающих у берегов США атомных субмарин СССР с ядерным на борту и представляющих смертельную угрозу Америке «и всему свободному миру», военно-политическое руководство СССР не реагировало. А что можно было сказать, если в Москве толком не знали, что же приключилось в Саргассовом море с находившейся на боевой службе «К-324»?

На самом деле американцев волновал не сам по себе факт всплытия нашей субмарины. Причина столь нервной реакции крылась совсем в другом. В том, ЧТО оказалось намотанным на винт «К-324». Обстановка складывалась весьма серьезная. И на острие этого противостояния волею случая оказались командир «К-324» капитан 2-го ранга Вадим Терехин и его экипаж, в руках которого в те дни была судьба всего мира.
Так что же случилось с советской субмариной в конце октября 1983 г. в Саргассовом море?

Нечаянный улов в $500 тысяч

Это была первая боевая служба в Атлантике «К-324», которая незадолго до этого перешла с Камчатки подо льдами Арктики на Северный флот и была включена в его состав. Два рубежа довольно сложной противолодочной обороны НАТО наши подводники прошли скрытно. Во всяком случае, слежки за собой не обнаружили. Однако дней через пять услышали работу гидроакустических буев. Это свидетельствовало о том, что их засекли. Докладывать на КП флота об этом не стали. Потому что это минус командиру за потерю скрытности. Капитан 2-го ранга Терехин надеялся, что ему удастся оторваться «от ушей» супостата. И случай подвернулся. В нужную сторону шло какое-то большое судно. «К-324» удачно пристроилась под его днищем и четверо суток следовала к своей позиции в Саргассовом море. В результате этого маневра противник потерял контакт с нашей лодкой.

Прибыв в Саргассово море, «К-324» заняла позицию в 38 милях от базы ВМС США Джексонвилл. Здесь находилась судоверфь, где янки строили ПЛАРБ типа «Огайо». Как раз в это время, по данным нашей разведки, должен был проходить испытания 5-й корабль этого типа лодок «Флорида». У кромки территориальных вод США ее выход контролировал рзк (разведывательный корабль) Северного флота «Находка». Замысел нашего командования был такой: как только разведчики обнаружат покидающую базу «Флориду», они тотчас должны передать контакт с ней экипажу «К-324», чтобы уже подводники работали с американской субмариной - писали ее характеристики, элементы маневренности и т.п. Кроме того, «К-324» должна была осуществить разведку американских систем дальнего акустического обнаружения наших кораблей. Через некоторое время терехинцы получили шифрорадиограмму: выход «Флориды» задерживается на несколько суток, смените район дежурства, следуйте в такой-то квадрат. Подводники перешли в указанный район. Гидроакустик обнаружил какое-то судно. На нашей подлодке решили, что это рыболовный траулер. Потом экипажу Вадима Терехина снова приказали сменить район. Вместе с этим «рыбаком», поднырнув под него, наши ребята поменяли позицию.

Как позже выяснится, терехинцы «присоседились» под днище фрегата ВМС США «Макклой» (McCloy), который как раз и искал «К-324» с помощью новейшего суперсекретного буксируемого гидролокатора (это несколько сот метров специального кабеля, на конце которого в капсуле находится умная гидроакустическая начинка). Советская разведка охотилась за этой новой американской системой дальнего обнаружения чужих подводных лодок, но добыть ее пока не удавалось.

Затем курсы лодки и фрегата разошлись. «Макклой», так и не обнаружив русскую субмарину (таившуюся под ним), вернулся в базу. И тут янки пришли в ужас: оказалось, что они каким-то непонятным образом утратили свою суперсекретную дорогостоящую буксируемую антенну. Командира фрегата вышестоящие начальники «драли» так, что он проклял тот день и час, когда решил пойти на службу в ВМС США. В конце концов было сделано заключение: антенна оторвалась в результате начавшегося сильного шторма. Хотя в это все равно верилось с трудом: уж больно надежно она была закреплена, танком не оторвать! Танком-то оно, возможно, действительно не оторвать, а вот подводной лодкой, да еще советской...

«С 00 до 8 часов утра 25 октября я нес вахту в центральном посту, - вспоминает бывший командир «К-324» капитан 1-го ранга запаса Вадим Терехин. - Скорость 12 узлов, идем на глубине около 100 метров. В 3 часа решил попить чаю. Только присел, завибрировал корпус и раздался сигнал аварийной тревоги. Сработала аварийная защита турбины. Мы потеряли ход. Лодка у нас одновальная, поэтому ситуация весьма серьезная! Под килем более 4 тысяч метров. Держим глубину на подруливающих устройствах на тихом ходу под электромоторами 3-4 узла. Около двух часов пытались разобраться: что же случилось? Пытались запустить турбину, но это не удалось. Механик капитан 2-го ранга Анатолий Седаков понимал, что случилось что-то с винтом, но что? Если бы намотали рыбацкую сеть - ничего подобного не произошло бы, винт ее порвал бы. Значит, это было что-то другое. Тем временем подошло время сеанса связи с КП Северного флота. Около 5 часов утра дал команду всплыть под перископ. Однако на перископной глубине лодка не удержалась, нас выбросило на поверхность. Мы продули все ЦГБ (цистерны главного балласта. - Прим. авт.) и всплыли в крейсерское положение. Понятно, что таким образом нарушили скрытность. Бушевал сильный шторм. Выбраться на мостик не представлялось возможным. В перископ удалось разглядеть какую-то петлю на кормовых стабилизаторах сантиметров 10 в диаметре. Судя по всему, этот невесть откуда взявшийся трос и накрутился на винт. Предположили, что это какой-то кабель военного назначения. Когда удалось наладить связь, дали радио на КП флота, доложили об аварийном всплытии, ситуацию. Затем дважды пытались уйти под воду. Тщетно.

Причем второй раз стали так стремительно проваливаться на глубину, что мысль мелькнула: все, конец! Ведь на 140 метрах, на которых мы уже были, продуть цистерны тяжело. С трудом, но удалось предотвратить падение лодки на запредельную глубину. Всплыли. Шторм не унимается. Лодку водоизмещением в 7,5 тысячи тонн бросало на волнах, как пустую жестяную банку. В отсеках все, что было не закреплено и даже что крепилось, посрывало с мест и разбросало по палубе. Получили радио. КП Северного флота перевел нас на связь с ЦКП ВМФ. Ситуация очень серьезная. В Москве долго думали, что делать. Генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов был болен, а ответственность за возможные последствия из-за нашего нештатного всплытия никто не хотел брать на себя».

В конце октября - начале ноября 1983 г. мир вновь стоял на грани ядерной войны. Экипаж советской ПЛА «К-324» в Саргассовом море случайно завладел одним из важнейших секретов ВМС США - суперсовременной антенной, предназначенной для обнаружения подводных лодок. Американцы были в ярости и предпринимали такие действия, чтобы отбить свой секрет, что дело чуть не дошло до вооруженного столкновения, которое могло перерасти в войну между двумя сверхдержавами... Вот как об этом вспоминает бывший командир «К-324», капитан 1-го ранга в отставке Вадим Терехин, ныне проживающий во Владивостоке.

«Лодкой не рисковать»

«...Главный штаб ВМФ наконец дал шифровку, в которой просил определить: что за трос намотала лодка на винт? И тут же приказал не рисковать кораблем и людьми. А что мы можем сделать, если корабль без хода и шторм бушует? Под вечер 26 октября стихия немного поутихла, я взял автомат, зацепился страховочным концом и стал пробираться на корму. Вплотную приблизиться к стабилизаторам и винту было невозможно. Метров с 6-7 стал стрелять по кабелю. Летят искры, пули его не берут. Значит, бронированный. Вторую попытку сделал мичман. Он с топором пробрался на корму, сел верхом на моток кабеля и как рубанет! Топор полетел в одну сторону, мичман - в другую. Что делать? Решили ждать, когда шторм совсем утихнет. Пока ждали, показался канадский авиалайнер. Мы сразу поняли: сейчас сообщит американцам и нам добавится головная боль. И точно, минут через 40 два противолодочных «Ориона» ВМС США были тут как тут. Забросали нас гидроакустическими буями, обложив со всех сторон, как охотники волка красными флажками. Когда эта пара улетела на базу, их тут же заменила другая. И так более 10 суток. Да еще вертолеты постоянно висели над нами.

В ночь на 27 октября получаем радио из Москвы: к вам направлены разведкорабль «Находка» и с Кубы спасательное судно «Алдан» для оказания помощи. Прикинули: «Находка» - суденышко небольшое, проку с него мало. А «Алдану» до нас шлепать не менее 10-11 суток...

Командир группы ОСНАЗа старший лейтенант Сергей Арбузов, прикомандированный на «К-324», из радиоперехвата узнал, что американцы штурмом захватили Гренаду, и теперь два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон» полным ходом следуют к нашей лодке. Я объявил боевую тревогу. Мы без хода, беспомощны, что ждать от янки, неизвестно. Тем более что Арбузову удалось узнать, что «К-324» зацепила и оборвала сверхсекретную суперсовременную буксируемую кабель-антенну системы ГАС TASS, которую испытывал американский эсминец «Макклой». Так невольно мы похитили большой секрет ВМС США. Стало ясно, что американцы попытаются отбить этот кабель».

Противостояние на грани фола

Подойдя к беспомощной русской субмарине, американцы стали зажимать ее в клещи: с двух сторон опасно маневрировали на расстоянии 30 м. При этом издевательски-вежливо предлагали помощь. Командир «К-324» Терехин приказал вывесить сигнал на перископ: «Спасибо, не нуждаемся! Прекратите опасное маневрирование! Имею на борту опасный груз!». А груз действительно был опасный: торпеды и ракеты с ядерными боеголовками дальностью стрельбы 3 тыс. км, запросто достающие Вашингтон. Между тем их корабли могли если не специально, то из-за волны ударить атомоход и серьезно повредить его, а то и потопить. Эсминцы, зайдя с кормы «К-324», пытались крючьями зацепить кабель-антенну. Такую же операцию производили и висящие над лодкой вертолеты. Но это не удалось сделать. Была настоящая борьба нервов, грозящая вот-вот перерасти в боевые действия.
Особенно критической ситуация сложилась 5 ноября. Янки подняли сигнал: готовим к спуску десантно-штурмовые средства! На борту эсминцев появились бойцы, демонстративно облачающиеся в костюмы аквалангистов.
Атомоход «К-324» - территория суверенного государства. Находится в нейтральных водах. Если американцы действительно решатся на захват лодки - это война! Капитан 2-го ранга Терехин пригласил на совет старпома, замполита, особиста и минера. Было ясно: если начнется штурм, подводникам не отбиться. На всякий случай командир «К-324» приказал минеру подготовить атомоход к подрыву и затоплению. Экипаж планировалось пересадить на плоты, а затем на подошедший разведкорабль «Находка».

Когда американцы стали готовить десантно-абордажную группу, командир послал в кормовую надстройку восемь офицеров с автоматами и гранатами. Приказал: стрелять, если янки решатся на штурм. Для острастки подводники демонстративно продули кормовые балластные цистерны давлением в 200 атмосфер. Пузыри с шумом до неба! Для борьбы с десантом в сложившихся условиях это тоже оружие!

Тут как раз Москва шифровку прислала: не поддаваться на провокации, ситуация складывается чрезвычайно опасная! Терехин тогда еще не знал, что все силы НАТО приведены в повышенную боеготовность и только ждали приказа начать боевые действия. Мир оказался на грани войны. В другой шифровке за подписью Главкома ВМФ СССР Горшкова приказывалось во что бы то ни стало сохранить «трофейную» антенну и с оказией отправить в Москву. Жесткое противостояние двух сверхдержав продолжалось до 7 ноября. Но американцы так и не рискнули взять русскую субмарину на абордаж.

Янки остались с носом

8 ноября подошло спасательное судно «Алдан». Спустили водолазов. На ступице винта «К-324» обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным. Что касается кабеля длиной 420 м, то целые сутки наши ребята выбирали его из воды с помощью электрошпиля и размещали в 1-м отсеке. После чего ЦКП ВМФ дал указание: следовать на буксире на Кубу.

Легко сказать - следуйте! Завести буксир оказалось не так просто: янки до последнего не хотели отпускать советскую субмарину с «добычей». «Алдан» встал на ветер, «К-324» - под ветер. С помощью резиновых плотиков наши моряки стали заводить буксирную драгу, на что ушло около 10 часов. И когда почти все было готово, американский офицер с борта эсминца «Питерсон» расстрелял плотики из карабина. Стали делать все заново. И янки опять расстреляли-потопили наши плотики с буксиром. На «Алдане» остался последний комплект плотиков. Что делать? На сей раз операцию заводки буксира решили прикрыть кораблем разведки «Находка». Получилось! И аварийную «К-324» повели к берегам Кубы. Эсминцы ВМС США эскортировали лодку до территориальных вод острова Свободы.

Кубинцы встретили советских подводников радушно. Выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день секретный кабель самолетом был отправлен в Москву. А вот выплавлять металл из ступицы винта «К-324» двум кубинским братьям-газорезчикам пришлось четверо суток. Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу. И только потом получили приказ возвращаться домой. Пришли в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки особисты забрали вахтенный журнал и все другие документы. Говорят, все официальные документы по эпопее «К-324» в Саргассовом море засекречены по сей день. И с нашей, и с американской стороны.

Вадим Александрович, вас наградили за то, что хотя и нечаянно, волей случая, но выполнили, по сути, работу разведчиков, добыв суперсекрет ВМС США?
- Слава богу, не наказали! В нашем случае это была лучшая награда!

подводная лодка X серии

    Заложена 31 декабря 1934 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 550/8. 10 апреля 1935 года подводная лодка спущена на воду, 31 октября 1936 года вступила в строй и 4 ноября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    К началу советско-финляндской войны «Щ-324» находилась под командованием капитана 3 ранга Коняева Анатолия Михайловича в составе 22-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ.

    Вечером 28 ноября 1939 года подводная лодка вышла на дозорную позицию к острову Тийскери, но с началом «Зимней войны» субмарине было приказано вернуться в Таллин и быть в оперативном резерве командования. 4 декабря «Щ-324» вновь вышла в море к острову Логшер (позиция №8). В первый же день пребывания у знака Фесторнэ, подводная лодка обнаружила в перископ на расстоянии 3-4 кбт неизвестную субмарину в надводном положении. Предполагая о присутствии в этом районе «С-1» командир отказался от атаки и донес об этом в штаб флота. Только после того, как было выяснено, что «С-1» находится в Ботническом заливе, стало ясно, что подводная лодка принадлежит противнику. (Это оказалась «Ветехинен», вышедшая со стоянки Хусё в район Либавы с задачей перехватить ледокол «Ермак», прошедший балтийские проливы). Днем 9 декабря «Щ-324» вновь обнаружила неприятельскую субмарину, которая в этот раз была уверенно опознана как подводная лодка типа «Ветехинен». (Финка возвращалась в базу после неудачной охоты на «Ермак»). Во время выхода в атаку «Щ-324» по вине торпедистов, потеряла плавучесть и ушла на глубину 15 метров. Выровняв подводную лодку, командир обнаружил, что цель уходит от него к шхерному фарватеру у знака Фесторнэ, где она скрылась. Четырехдневные ожидания в этом районе не дали результатов. Вражеская подводная лодка больше не появлялась.

Подводная лодка «Щ-324». День Военно-морского флота. 1939 год.

Командир ПЛ «Щ-324» Г.И. Тархнишвили (справа) и боцман Г.Я Назаров.

    Днем 17 декабря «Щ-324» обнаружила финский ледокол типа «Сампо», который, обнаружив перископ, ушел в Абосские шхеры. В это же время подводная лодка обнаружила два транспорта, шедшие в восточном направлении в большом удалении друг от друга. Был атакован первый транспорт, но выпущенная торпеда выскочила на поверхность и отвернула вправо. Опасаясь циркуляции торпеды, командир лодки вынужден был погрузиться, и транспорт ушел. Через некоторое время было атаковано второе судно, но выпущенная торпеда прошла мимо.

    31 декабря субмарина вышла на позицию в Ботническом заливе в районе Южного Кваркена (позиция № 10-расширенная). Наряду с борьбой с судоходством противника, подводной лодке была поставлена задача ежедневно доносить командованию о состоянии льдов. Находясь на позиции, подводная лодка неоднократно встречала финские корабли и суда. Днем 13 января она обнаружила конвой из трех транспортов («Аннеберг», Хебе» и «Боре I»), сторожевого корабля, тральщика и сторожевого катера. С дистанции 4 кабельтовых «Щ-324» атаковала один из транспортов, но торпеда прошла за его кормой, а лодку выбросило на поверхность, и она подверглась безуспешной контратаке сил эскорта. По официальной советской версии «Щ-324» всплыла и стала отвечать огнем из своих 45-мм орудий. В перестрелке один из снарядов с лодки попал в глубинную бомбу сторожевика «Аура II» (бывшая яхта президента Финляндии, 550 тонн). Взрыв боезапаса мгновенно уничтожил корабль и он пошел ко дну с 25 членами экипажеа во главе с лейтенантом Терё. По финской версии корабль погиб от самопроизвольного взрыва глубинной бомбы при контратаке подводной лодки. После гибели сторожевика финны прекратили преследование «Щ-324».

    Дальнейшее патрулирование проходило в условиях низких температур и сильного шторма (15 января температура воздуха –18°С, волнение моря 11 баллов). 18 января 1940 подводная лодка докладывала, что на борту осталось 9 тонн топлива и тонна пресной воды. 19 января «Щ-324» получила «добро» на возвращение. У маяка Стурброттен лодка погрузилась и дальше шла подо льдом, пройдя в таких условиях в общей сложности 31,3 мили, при этом командир субмарины не имел лоции Южного Кваркена и эхолота, что позволяло бы уточнять счисление по характерам глубин. У маяка Свенска-бирн «Щ-324» всплыла, и 21 января благополучно завершила боевой поход, ошвартовавшись в Либаве. При плавании во льдах на подводной лодке были повреждены антенны, стойки, барбеты и волнорезы, носовая часть погнута, були деформировались.

    21 апреля 1940 года «Щ-324» стала Краснознаменной, весь её экипаж награжден орденами и медалями, а командир удостоен звания Героя Советского Союза.

    22 июня 1941 года лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Тархнишвили Георгия Иорамовича в составе 7-го Дивизиона 2-й Бригады ПЛ КБФ. В середине июня субмарина завершила средний ремонт и находилась в бухте Локса в оргпериоде.

    Утром 24 июля 1941 года подводная лодка вышла из Таллина в Померанскую бухту (позиция № 1). За время патрулирования субмарина трижды встречала одиночные суда противника, но атаки срывались из-за неправильного маневрирования. Утром 12 августа «Щ-324» благополучно вернулась в Палдиски.

    15 августа подводная лодка перешла в Кронштадт, откуда вечером 2 ноября вышла на позицию у входа в Финский залив с задачей прикрытия эвакуации Ханко (позиция «А»), а с 10 ноября субмарина должна была действовать в районе Мемель-Виндава (позиция № 3). До утра 4 ноября подводная лодка шла совместно с конвоем на Ханко. В ночь на 5 ноября с неё получено донесение о выходе в указанный район. Больше лодка на связь не выходила, в базу она не вернулась.

    Летом 2015 года «Щ-324» была обнаружена и идентифицирована на дне командой финских дайверов «Subzone», которая опиралась на информацию рыбаков, рвавших сети в этом районе. В середине октября 2015 года исследовательские группы «Поклон кораблям Великой Победы» и «Divers of the Dark» провели мемориальные мероприятия на месте гибели субмарины.

    Подводная лодка погибла 6 – 10 ноября 1941 года в западной части Финского залива, носовой частью подорвавшись на немецкой мине EMC заграждения «Апольда I», которое занимало часть позиции субмарины. Гибель застала корабль в подводном положении. Судя по поднятому и немного повернутому в сторону командирскому перископу, в последний момент подлодка брала пеленги с находящегося неподалеку маяка Бенгшер. Взрыв мины привел к детонации запасных торпед, полностью уничтожив два носовых отсека. Вероятно, после взрыва выживших среди моряков подлодки не было; кормовой люк остался закрытым.

    Вместе с «Щ-324» на глубине 60 м покоится и её экипаж (

Вокруг фильма "Загадка черного принца" крутилось много прибрежной пены.

На снимке: К-324, ССВ-506 "Находка", эм USS Peterson (DD-969)

Я решил опубликовать рассказ, которым со мной любезно поделился непосредственный участник событий - к3р Александр Воробьев :
Первый раз посмотрел в интернете фильм "Загадка черного принца" 22 февраля 2012 года, спустя 28 лет после этого события, непосредственным участником которого я являлся.
В то время я был кап. 3-го ранга и находился на борту ССВ-506 в качестве наставника командира БЧ-4 (лейтенанта из студентов). Одновременно имея образование радиоразведчика (окончил Академию Связи, факультет радиоразведки, группа КГБ), консультировал по вопросам разведки командира ССВ-506 кап.3-го ранга Л. Шутова.
Я крайне удивлен выдумками автора фильма, который свалил в кучу все противоречивые события 1983 года, а особенно "геройством" командира К-324.


С 23 по 28 октября 1983 года мы находились в Гаване с задачей пополнения запасов и отдыха экипажа. События в Гренаде начались 25 октября, а 27 октября все было закончено. Фидель Кастро объявил в стране чрезвычайное положение и привел ВС в повышенную БГ, но на этом все закончилось, возможно по совету Москвы.
Аэродром в Гренаде строили по проекту Англичан, а рабочие были в основном кубинцы, которые и оказали достойное сопротивление, но силы были не равны.Длина взлетной полосы аэродрома не позволяла принимать стратегические бомбардировщики СССР.
Полагаю, что эти события никак не связаны с выходом К-324 на БС. Сам кап.2-го ранга Терехин заявил, что ему поставлена задача разведки системы гидроакустики ВМС США. С этой задачей К-324 справилась успешно, вывела из строя гидроакустику американского корабля.
29 октября мы вышли из Гаваны и направились в район Норфолка, где должна произойти смена с нашим разведкораблем, кажется ССВ-501. Мы не встретились с кораблем и не смогли получить весточки с Родины, а на это время мы были в море более 6 месяцев. Нам приказали полным ходом следовать в точку аварии К-324. Когда до лодки оставалось 40-50 миль я установил УКВ ЗАС связь с лодкой, переговорил с командиром БЧ-4, а потом пригласили на связь своим командиров. Узнав о том, что к-324 намотала на винт кабель-тросс, командир СВ-506 предложил отправить на помощь 2 катера с аварийно-спасательными группами, деферентовать лодку и попробывать с помощью газовых резаков убрать кабель. Командир К-324 был назначен, приказом из Москвы, старшим группы,и он согласился с планом, но начало работ перенес на 4 часа позже, ссылаясь на разницу во времени. Вот это обстоятельство и стало решающим так как через 4 часа в район прибыл эсминец ВМС США "Петерсон" (USS "Peterson"). Мы доложили об этом факте в Москву, нам приказали прекратить работы и не подпускать эсминец к лодке. Вот и началась карусель вокруг лодки, благо маневренность и скорость ССВ-506 позволяли отжимать эсминец от лодки. Все это продолжалось до подхода второго эсминца ВВС США, далее соревноваться в маневрах было бесмысленно, тем более американцы подняли вертолет и производили фотосъемки лодки. Вскоре мы перехватили радиограмму слудущего содержания:"Современная лодка ВМФ СССР потерпела аварию 200 миль юго-западнее Бермудских островов. ВМС США предоставилась прекрасная возможность по всестороннему изучению ТТХ лодок этого класса". Думаю, что вот эта телеграмма говорит о всех "заслугах" перед Родиной командира К-324 кап. 2-го ранга Терехина.
О погоде. Погода была великолепная, волнение моря 1балл (видно на фото), температура 23-25 град. Никогда на широте 30 град. северной не бывает в конце октября 50 град. жары. Здесь подводники лукавят, стараясь показать как им было тяжело.

Получаем указания следовать в район острова Куба. Лодка должна идти самостоятельно на дополнительном винте, который служит для подруливания при маневрах. Доп. винт позволял идти со скоростью 1-2 узла. Вот тут и началось самое интересное. кап. 2-го ранга Терехин категорически отказался идти на Кубу, так как у него на борту ядерное оружие. Формально он был прав, но приказ есть приказ. Лодка по всей видимости не имела прямой связи с Москвой, кроме одностороннего быстродействия на передачу. Космическая связь в этом районе маловероятна, а КВ связь для К-324 на прием не проходит, поэтому команды шли с ССВ-506, который имел прямую связь с Москвой. В результате повторного приказания лодка взяла курс к берегам Кубы. Командир К-324 утверждает,что на эсминце "Петерсон" был поднят сигнал к высадке десанта. Никаких сигналов подобного рода не было. Захват лодки, чего опасался Терехин, в присутствии советского разведчика ССВ-506-это катастрофа, это война, на что силы ВМС США без решения президента и конгресса не пойдут. Это мы часто нарушали международные правила, сближаясь с авианосцами и лодками ВМС США до недопустимого расстояния, опасно маневрировали чтобы изучить радиотехническое оборудование и сделать фотоснимки до последней заклепки, а еще вовремя поднять документацию о боевой деятельности противника. Американцы не делали секретов о своей боевой подготовке и после приборок выбрасывали за борт целофановые мешки. Мы все это поднимали на борт и находили очень интересные документы, например планы БП 2 флота ВМС США на месяц. А во время ракетных стрельб ПЛАРБ мы вообще не реагировали на команды покинуть район стрельбы. Нам надо было поднять укупорки, которые всплывыали при пуске ракеты. Возможно эти укупорки могли дать информацию о составе твердого топлива ракет, которое американцы начали использовать раньше СССР. Они тоже старались поднять их, но куда там, мы поднимали 80% всех укупорок и доставляли их на базу.
Теперь о возможности приближения иностранной ПЛ с целью снятия гидроакустической станции на конце кабель-тросса. Полагаю, что это абсурдное заявление Терехина. Во-первых возможно станции вообще не было, и сам кабель-тросс мог использоваться в качестве гидроакустической системы аналогично буксируемым связным антеннам типа "ласточка" и "фосфор", используемых на наших атомоходах. Во-вторых К-324 с 3-го ноября двигалась своим ходом и возможность срезать что-то не реально.
Все эти выдумки командира к-324, в том числе и угроза ядерной войны является попыткой оправдать свои безграмотные действия. Ведь очевидно, что К-324 была обнаружена противником и американский корабль вел слежение за лодкой. Сам командир узнал об этом слишком поздно и попытка оторваться от преследования и привела к катастрофе. Возможно Терехин хотел "поднырнуть" под американца и зацепил кабель-тросс.

Второй эсминец ВМС США оставил район и ушел 2-3 ноября. Буксир "Алдан" прибыл 6-7 ноября. При заведении буксирных концов никаких эксцессов и стрельбы по плотикам не было, а вот насчет сигарет "Памир"-это очень интересная история. Команды буксиров "Алдан" и"Агатан", базируясь в Гаване по сути дела были брошенные экипажи. Полуголодные, грязные, без сигарет и бритвенных принадлежностей героически по 1-1,5 года выполняли бесменно поставленные задачи. Только заходящие в Гавану развед.корабли оказывали им помощь дешевыми сигаретамим, мылом, зубной пастой, консервами, мукой и.т.д. А вот уходя в дальний поход командиру к-324 надо было бы подумать о запасе сигарет и "стрелять" у мичмана-командира буксира, и у моряков сигареты-это позор. Моряки с "Алдана" поделились с героями-подводниками последним.
7 ноября 1983 года группа в составе к-324, ССВ-506, м.б. "Алдан" и эм."Петерсон" шла к острову Свободы. Американцы первыми поздравили нас с 66 годовщиной Октябрьской Революции. Никаких мегафонных поздравлений лично Терехину не было. Это очередная выдумка. Если американцы хотят поздравить персонально командира советского корабля то они сбрасывали в воду пенал, в котором находилась большая фотография корабля и поздравление командиру с указанием его звания и фамилии. Так в 1979 году был поздравлен командующим 16 эскадры ПЛАРБ кап.1-го ранга Д. Виноселов-командир ССВ-502. Вечером американцы организовали салют, мы все приняли в этом участие, в т.ч. и К-324.
При подходе к тер. водам Кубы эм."Петерсон" поблагодарил за совместное плавание и ушел. Нас встречали два катера с группой генералов на борту. Старший из них принял доклад кап.3-го ранга Шутова, заявил, что на корабле имеется гидроакустическая станция, поэтому приказал командиру ССВ-506 находиться на входе в бухту Ниппе и не допустить прорыва вражеских пл. Мы этим и занимались хотя на корабле гидроакустической станции не было.
Срезав легкий корпус, лодка была освобождена от кабель-тросса. Поступило приказание забрать на борт кабель и опять началась мышиная возня. Терехин отказывался отдавать кабель, ссылаясь на то, что он является его алиби. Все-таки кабель (возможна его часть) был загружен на наш борт и был доставлен в Североморск. Наш поход продолжался 8 месяцев, оценка за БС-отлично. После похода я ушел на повышение в штаб СФ.
Наград за БС К-324 не получила. Более того по моим данным командир К-324 был отстранен от должности.

Как так, «сухопутная» Россия даёт изрядную фору вековечным «законодателям» и лидерам в морском деле?! Трудно себе представить, но нашу уникальную и по многим своим параметрам до сих пор непревзойдённую атомную субмарину проекта 671 РТМ адмиралы НАТО в своих документах назвали на удивление романтично: «Чёрный принц». По сути, короновали, признали лучшей в мире эту атомную подводную лодку (АПЛ) русских!

34 года морской выслуги

В служебных документах в России эта подлодка именовалась более традиционно и привычно для русского уха - «Щука». Впрочем, среди моряков России, кроме этого кодового названия, прижилось и красивое натовское имя «Чёрный принц». Насколько хищно красива эта чёрная подводная лодка, покрытая по внешнему корпусу толстым слоем звукопоглощающей резины - настолько совершенны внешние обводы корабля! Вдобавок корму венчает абсолютно непривычная для «потаённых судов», высоченная и роскошная «корона». Громадная обтекаемая многотонная «бульба» - гондола для выдвижной антенны гидроакустической системы «Скат». Её «микрофон» на стальном тросе и электрокабеле вытягивается из «бульбы» вслед за лодкой на расстояние полторы сотни метров. Зачем бы это? Чтобы собственные шумы лодки не мешали её же чуткой аппаратуре акустиков! Как говорится, против своего же неизбежного акустического фона закинуть «гидроакустическую удочку» подальше от собственных механизмов. Чем меньше своих помех, тем точнее координаты цели.

«Чёрный принц» изначально предзнаменовался как атомоход для уничтожения подводных атомоходов противника любого класса. Несколько поколений подводных крейсеров проекта АПЛ 671 были вооружены вначале противолодочными сверхзвуковыми ракетоторпедами «Вьюга», затем «Водопад», подводным ракетным комплексом «Шквал» (с невероятной подводной скоростью - 200 узлов!). От такой «Щуки» не увернёшься! Это, однако, совершенно не означало, будто «Чёрный принц» не мог бороться и с надводными кораблями, на борту хватало торпед и для подобных целей! С получением новых крылатых ракет «Гранат» с ядерной боеголовкой подлодки могли успешно атаковать как авианосцы, так и любые цели на берегу. С этого момента АПЛ 671 РТМ стала в полном смысле многоцелевой. Добавьте сюда наличие первых боевых информационно-вычислительных систем, абсолютные рекорды по бесшумности и завидной скорости под водой (до 31 узла на глубинах в сотни метров!), уникальная акустическая система (глаза и уши АПЛ под водой), высокая многомесячная автономность - можно себе представить, какую головную боль доставляли эти подводные крейсеры потенциальным противникам.

Мой старинный приятель - капитан первого ранга, челябинец Александр Мохирев, как раз и служил-воевал на такой лодке. На АПЛ проекта 671 РТМ - К-324, а большей частью на К-218. Морской выслуги у него с лихвой - 34 года! Хотя календарных лет поменьше. «Как это получилось?», - вы спросите. С учётом боевых походов - многомесячных «автономок» в мировом океане, в реальных столкновениях с противником календарный год с боевой выслугой далеко не совпадают. Как говорят, «год за два». А то и за три… Словом, ребята из этих экипажей у пирсов родных баз не загорали, а мили мировых морей да океанов на свой ходовой винт наматывали отнюдь не туристами будучи! Силу и славу российского флота продолжали…

В подводный флот из… глубины Сибири

Судьбе было угодно, что мы встретились не на базах подфлота в Вилючинске на Камчатке, не в губе Западная Лица на пункте базирования Северного флота (там служил герой этих строк), а в Челябинске. Довольно случайно, пару десятков лет назад. Ходили на работу по одним и тем же коридорам Челябинского Дома печати. Даже и подумать тогда не мог, что этот невысокий, по-мужски сдержанный и по-спортивному подтянутый человек - офицер-подводник с геройской биографией! А её начало было вполне сухопутным. Вдали от морей-океанов, в посёлке Яшкино Кемеровской области. Школу закончил отлично, в 16 лет. Поскольку настырный парнишка сам себя определил в первый класс вслед за более старшими дружками в неполные свои шесть лет.

В то время в сухопутном Яшкино среди ребят вдруг появилась повальная мечта о профессии военного моряка. А ещё приятель-земляк, курсант знаменитого Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища уговаривал: «Чего ты здесь киснешь?! Давай к нам, не пожалеешь!». Действительно, не пожалел в своей жизни об этом выборе ни секунды.

В элитном училище молодого сибиряка, будущего подводника заметили сразу, был лучше многих и в учёбе, и в спорте (чемпион Черноморского флота по боксу), и на практике на боевых кораблях. А практику проходил на новейшем тогда ракетном крейсере АПЛ 667 БДРМ, который вооружён стратегическими ядерными ракетами миасских конструкторов из ГРЦ имени В. Макеева. Конечно, не мог курсант-подводник тогда предположить, что судьба приведёт его именно на Урал, где после службы он будет работать на заводе морским военпредом.

Учёба в Севастополе - история особая, не для слабачков. Сложные и часто опасные практические занятия, вырабатывающие умение бороться за живучесть корабля при возможных авариях на АПЛ; теория и практика реакторного дела на стендах и атомных реакторах Учебного центра в ядерном Обнинске; сложные экзамены, которые принимали ведущие учёные-физики; недели на полигонах, где учились науке выживаемости в снегах, тайге, тундре и пустынях; физподготовка по программе морпехов…

Победила Камчатка

И вот один из лучших выпускников, отличник боевой и политической подготовки, лейтенант-инженер с правом свободного выбора места службы выбирает не курортный Севастополь, ставший за годы учёбы родным, а… далёкий-предалёкий Вилючинск - базу современных АПЛ на Камчатке! К чему такие подвиги, когда служба и в Севастополе могла бы сложиться у отличного морского лейтенанта-инженера очень даже неплохо?

Секрет подобного выбора вполне прост. На Камчатской флотилии только-только начали первыми на флоте России вводить в строй новейшие АПЛ проекта 671 РТМ, он же «Чёрный принц». Эти лидерные АПЛ такого проекта первоначально спускали на воду на верфях завода в Комсомольске-на-Амуре. Потому они и «прописались» на Камчатской флотилии.

Конечно, служба на таком атомном подводном крейсере новейшего проекта - мечта каждого истинного подводника. Альтернатива у офицера флота Мохирева была невеликой: либо карьера на тёплом Чёрном море, либо служба на холодном далёком полуострове, но при этом первопроходческое освоение новой АПЛ. Победили, конечно, «Чёрный принц» и Камчатка.

«Золотая рыбка» и «Ревущая корова»

Позволю небольшой экскурс по жаргону моряков.

«Золотая рыбка» - это один из типов АПЛ (проект 661, АПЛ К-162), имеющих рекордную, запредельную по тем временам цену. В этой опытно-экспериментальной подводной лодке, прозванной убийцей авианосцев, сделанной целиком из титана, было применено около 400 (!) совершенно новых, революционных технических решений. Потому и цена её велика. Такие понятия, как «экономия средств» и «оптимизация расходов», уходили на второй план, когда речь шла о самом существовании нашей страны в условиях холодной войны. По словам специалистов, деньги, потраченные на лодку всей страной, «Золотая рыбка» отработала с лихвой! К-162, внезапно появляясь и незаметно исчезая, навела немалый шухер в стане супостатов.

«Хиросима» - так прозвали лодку К-19, наверное, самую невезучую советскую АПЛ со стратегическими ядерными ракетами. Через полгода после спуска на воду произошла первая авария атомного реактора в Северной Атлантике. 14 моряков в борьбе за жизнь корабля переоблучились и погибли. Лодку отбуксировали, оба реактора вырезали и вместе с топливом затопили на Новой Земле. Через восемь лет «Хиросима» столкнулась под водой в Баренцевом море с рыскавшей в разведке у наших берегов американской АПЛ SSN-615 «Гэтоу». Обе АПЛ получили серьёзные повреждения. Ещё через три года на борту злосчастной «Хиросимы» севернее Ньюфаундленда вспыхнул пожар. Погибло 28 моряков. После ремонта на заводе «Звёздочка», при входе в бухту базы Гаджиево злополучная АПЛ загорелась теперь на глазах у всех. Обошлось без жертв, пожар ликвидировал экипаж и подоспели портовые службы. «Хиросима» своё печальное прозвище оправдывала и дальше, неприятностей хватало…

«Ванька Вашингтон» - это прозвище получила ещё одна наша АПЛ 667А («Ашка»). Уж очень-очень она своими обводами походила на знаменитый базовый американский проект АПЛ «Джордж Вашингтон».

Ревущей коровой прозвали другую АПЛ, из не самых удачных проектов - за рекордно-запредельную шумность под водой. Обидно, конечно, зато правда! Ясно, что служба на такой «Ревущей корове» не является для достаточно амбициозного выпускника-отличника одного из ведущих высших военно-морских инженерных училищ страны великой удачей… Но для моего героя эта «корова» едва не стала местом его службы… Впрочем, по порядку.

О вреде красных «карасей»

Две ошибки перед прибытием на Камчатку совершил лихой лейтенант-отличник Мохирев. Эдаким «перцем» явился представляться начальнику штаба дивизии АПЛ. Замечу, старому служаке. «Прибыл согласно предписанию служить на АПЛ проекта 671 РТМ». «Почему прибыл на службу с опозданием в неделю?». «Задержка авиарейса вышла», - не будешь же сознаваться, что к маме в Сибирь по дороге повидаться заезжал. Когда ещё придётся увидеться: где Сибирь, а где Камчатка! А тут ещё старый морской волк увидал на ногах новичка неуставные красные «караси» (так на флоте называют носки) и для пущего форсу - лаковые штиблеты! Красные «караси» подействовали на служаку, как красная тряпка на быка. Это была последняя капля, переведшая доклад новоприбывшего офицера в начальственный вой сирены! «Будет тебе служба на 671 РТМ, держи карман шире! На «Ревущую корову», марш!!!».

Есть, оказывается, по логике начальства, прямая связь между цветом «карасей» и службой на «Ревущей корове».

Но Мохиреву всё-таки повезло, здравый смысл в итоге восторжествовал! Видимо, была учтена отличная учёба, такими перспективными офицерами не разбрасываются! К тому же на следующее утро «стиляга» явился в штаб в уставных «карасях» и обычных флотских ботинках.

Полярный марафон

Проект 671 РТМ среди моряков также ещё именовался ласково - «Рабочая лошадка». Эти АПЛ почти постоянно в походах, в далёких морях-океанах месяцами. В базе или на заводе - только во время профилактических работ… Мой герой имел заслуженное продвижение по службе, стал командиром турбинной группы. Пятый отсек, пар с двух атомных реакторов идёт на турбину, а на ходовой винт поступает до 31 тысячи «лошадей». Очень серьёзное хозяйство. Причём, для вероятного манёвра всегда нужно иметь запас мощности, запас хода. Ведь остановленные реакторы моментально до необходимой мощности не разгонишь. Нагляден только один, понятный и неспециалисту пример - один только главный упорный подшипник (ГУП) вала винта весит… почти двести тонн!

В начале восьмидесятых для оптимального распределения многоцелевых АПЛ между флотами было решено перегнать с Камчатской базы на Северный театр АПЛ проекта 671 РТМ через Северный полюс. Подо льдами Арктики. АПЛ К-218, К-255 и К-324 первым пришлось освоить такие трансполярные переходы. На К-218 как раз и служил в то время мой герой. Конечно, в Беринговом проливе отряд уже поджидали наготове американские противолодочные самолёты «Орион». Закидали весь пролив гидроакустическими буями. Не спрячешься! Но случилось невероятное, благодаря умению советских моряков американцы в океане наши АПЛ… потеряли! Хотя такие подлодки, не иголка в стогу!

Бывал Мохирев и на «крыше мира», на Северном полюсе. Пробили для себя полынью, всплыли. Поразила полная тишина и яркое сверкание полярного дня. А тут и хозяин Арктики, белый медведь «знакомиться» к краю полыньи подошёл. Решили гостя сгущёнкой угостить. Бросили закупоренную банку и увидели оригинальный метод вскрытия консервы: один удар могучей лапы, банка всмятку.

В Арктике не раз «чёрные принцы» обеспечивали подводные пуски стратегических ракет. «Стратегу» АПЛ 667 БДРМ полынью в паковом льду пробивали и охраняли его, чтоб никто на него не посягнул. Заодно под водой пуски супер-ракет через оптику посмотрели.

«Подарок» Дядюшки Сэма

Довелось некоторое время служить и на К-324, «сестрёнке» К-218. В конце 1983 года крейсер К-324 нёс боевую службу под самым боком США. Было поручено на полигоне ВМС США следить за фрегатом «Макклой», испытывавшим новейшую систему подводного наблюдения «TASS», направленную против русских АПЛ. Её «глаза» - длинная, буксируемая фрегатом, низкочастотная гидроакустическая антенна. Сверхчувствительный «шланг», от которого, по проекту системы, подводной лодке в толще океана спрятаться практически невозможно. К-324 удалось, оставаясь незамеченной, записать ценную информацию о работе системы «TASS». Внезапно все испытания фрегат прекратил и ушёл из квадрата. Пора было уходить и К-324, но не тут-то было. Из-за непонятной сильнейшей вибрации пришлось турбину остановить и всплывать, лишившись хода. В надводном положении обнаружилась причина - на ходовой винт… намоталось сотни четыре метров бронированного «шланга» - сверхсекретного акустического кабеля. Неожиданный «ценный подарочек» от Дядюшки Сэма!

Конечно, наша АПЛ, всплывшая на секретном пентагоновском полигоне, была моментально обнаружена, к великому ужасу американцев. Десять дней шла психическая и физическая осада АПЛ, лишившейся хода. По сути, беззащитная «лёгкая добыча». «Калашниковым» от эсминца не отобьёшься, а на применение ядерного оружия или обычных торпед по взявшим АПЛ «в клещи» кораблям санкций из Москвы не поступало… Командир В. А. Терёхин приказал приготовить лодку, на случай попытки её захвата, к взрыву. Освободить винт от «шланга» не могли ни наши водолазы, вооружённые резаками и кувалдами, ни американские эсминцы, вплотную проходившие у кормы АПЛ, которые рассчитывали оборвать драгоценный для обеих сторон «шланг» своими ходовыми винтами. Любопытная ситуация: и русские, и американцы добивались одного и того же - снять кабель с ходового винта АПЛ. Только для нас это нужно было, чтобы восстановить ход и уйти в глубину, а для американцев - чтобы вернуть свой кабель.

Американское командование осознало, наконец, что мирным путём «шланг» не вернуть. Но, с другой стороны, не третью же мировую войну из-за проклятого обрывка кабеля начинать?! Так и отпустили АПЛ восвояси со сверхсекретным «сувениром». К-324 вместе с ценнейшим трофеем была благополучно отбуксирована на Кубу. А экипаж долго не знал: чего ожидать от Родины. Трибунала и прочих «оргвыводов» или всё-таки наград? Как водится, в верхах спустили всё на тормозах…

К счастью, мой герой непосредственно в этой эпопее не участвовал, его К-218 в это время был в «автономке» на другой стороне «шарика». Но друзья-кореша, с не чужой для него К-324, все детали этой истории противостояния флотов сверхдержав рассказали ему по секрету уже дома. На базе Западная Лица и во всех леденящих подробностях.

Нырнул и - «ведро на голову»!

Взаимная охота, противостояние в глуби океанов с АПЛ вероятного противника для «Чёрного принца» дело не такое уж и редкое, - вспоминает капитан первого ранга Александр Мохирев. - С любопытствующими натовскими подлодками мы не раз встречались в незримой дуэли под водой, естественно, на уровне акустического контакта. И в Атлантике, и в Баренцевом море, и в море Лаптевых, и даже вблизи наших баз на полигоне ВМФ Северного флота… Что тут необычного, ведь проект 671 РТМ как раз и создавался для борьбы с чужими подводными лодками! Потому в него заложены рекордные показатели по малошумности, скорости под водой, невозможности обнаружить подводный крейсер по тепловому следу, большая глубина погружения, мощнейшая гидроакустическая станция, информационно-аналитический компьютерный комплекс, высокая автономность, суперскоростное ракетно-торпедное оружие и многое другое. Но это необходимые технические предпосылки победных подводных дуэлей! Не забывай старую русскую поговорку «Голь на выдумки хитра».

Показателен лишь один пример. В Баренцевом море акустик АПЛ сообщил: «За нами следят. Засёк акустические импульсы». Как оказалось впоследствии, это британская новейшая атомная субмарина проводила разведку у наших берегов. К-218 выходит на полный подводный ход, скорость на пределе - 31 узел. Англичане сели на хвост, продолжают гнаться. В разгар погони наша АПЛ вдруг… исчезает. Британцы безрезультатно мечутся в этом квадрате - куда же подевались русские?! А К-218 полностью «вырубила» ход до нуля, чтобы не создавать ни малейшего шума. А сама лодка «провалилась» в глубину ещё метров на сто! «Ведро с головы» резко сброшено, у акустика АПЛ все цели: дальние и ближние, как на ладони! Мгновенно роли поменялись. «Дичь» превратилась в «охотника»! Англичане «пролетают» поверху мимо АПЛ К-218, под водой, ведь резко не затормозишь - инерция однако. «Чёрный принц» из абсолютной подводной тишины своими акустическими системами крепко цепляет британца за довольно шумный «хвост». Так и идёт следом, в кильватер за враждебной АПЛ, невидимый и неслышимый «Чёрный принц» в облаке чужих шумов.

И такой «тандем» под водой продолжался больше суток! Хватка у «Чёрного принца» надёжная. Из её «объятий» никакими эволюциями в пространстве - резкими поворотами, любой подводной акробатикой не вырвёшься! Захват - есть захват, особенно, если компьютерная информационная система на шаги вперёд многое нашим подводникам подсказывает.

Так и были вынуждены в очередной раз незваные и посрамлённые обиженные гости уйти восвояси. Как говорится, не солоно хлебавши. А сам этот русский фокус - резко нырнуть и надёжно затаиться, поджидая в такой засаде, в полной акустической тишине свою «дичь», а затем кинуться за ней в беспроигрышную погоню, именуется на языке подводников так - крутануться с ведром на голове. А потом резко его «снять», моментально став всё слышащим и всё видящим оком! Как сами боги морей и океанов, Посейдон-Нептун.

Не раз подобные хитрые подводные танцы позволяли русским морякам и свою боевую задачу выполнить, и Флот России не опозорить.

Место встречи - Парад Победы

Ежегодно мы с моим другом Александром Мохиревым встречаемся 9 Мая на площади в Челябинске, на празднике Победы. Вот уже десяток лет, как Сан Саныч возглавляет морскую часть колонны ветеранов вооружённых сил, проходящую по площади в общем «каре-коробочке». Даже и убелённым сединами ветеранам военной службы, чтобы чётко печатая шаг в строю, браво пройти перед тысячами зрителей, требуется несколько предварительных тренировок. Капитану первого ранга Мохиреву и на долгих тренировках приходится командовать коллегами по флотской службе. А на параде он по традиции правофланговый, по нему равняют шаг его товарищи.

Вот и нынче мы с ним встретились в День Победы. В этом году к его наградам на кителе добавилась ещё одна. Эта медаль - памятный знак от Всероссийского союза ветеранов - Александру особенно дорога. Она напоминает юность и годы учёбы в военно-морском училище. На золотом ободке написано: «За оборону Севастополя. 75 лет».

Так держать, товарищ капитан первого ранга!

gastroguru © 2017