Выбор читателей
Популярные статьи
Классный час по теме: «Трудные жизненные ситуации».
(Понятие трудной жизненной ситуации и стресса.)
Цель: знакомство с понятиями «трудная жизненная ситуация» и «стресс», осознание стрессовых ситуаций и способов поведения в них, знакомство с методами снятия напряжения.
1. Введение.
Притча «Шалаш».
В океане корабль попал в сильнейший шторм. Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде увидеть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один корабль не появлялся. Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен, выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.
Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем. Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. Человек был в отчаянии.
- Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.
Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.
- Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.
- Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.
Обсуждение:
- Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?
- Что помогло ему вернуться домой?
- Можно ли назвать его счастливым человеком?
Сейчас я еще раз прочитаю эту притчу, а вы подумайте и запишите (Посчитайте на пальцах) в микрогруппах, сколько трудных жизненных ситуаций пришлось на долю этого человека?
(Заметки для ведущего. Радость также может вызывать стресс. Однако это положительный стресс, и он не требует совладающего поведения.)
2. Актуальность проблемы. Оценка уровня информированности.
- Что такое стресс?
- Какие проявления стресса вы знаете?
- Что может вызывать у человека стресс?
-
Как можно определить, что человек находится в стрессовой ситуации?
(Стресс - это вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения и перенапряжения)
(Ведущий дает ответы на поставленные ответы. При работе используется разработанная А. Маслоу пирамида потребностей):
V. Потребности самоактуализации (потребности в реализации своих потенциалов, в понимании смысла жизни)
IV. Потребности в самоуважении (потребность в достижении, одобрении, признании, в принятии себя, положительной самооценке)
III. Потребности в социальных связях (потребность в социальной включенности, принадлежности к группе, любви и доверии)
II. Потребности в безопасности (защита от страдания, боли, разрушения, неустроенности)
I. Физиологические потребности (голод, жажда, сон, активность).
(Ели не реализовал себя, то приобретает вредные привычки: или спивается, наркоман, суицид, тиран)
3. Разминка.
Упражнение «Эмоциональная гимнастика».
Участникам предлагается:
- походить как - младенец, глубокий старик, лев, балерина;
- посидеть как - пчела на цветке, наездник на лошади, падишах, пассажир в «Мерседесе »;
- попрыгать как - кузнечик, кенгуру;
- нахмуриться как - осенняя туча, рассерженный учитель, разъяренный отец;
- улыбнуться как - кот на солнышке, само солнышко, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто ты увидел чудо;
- испугаться как - ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака;
- позлиться как - ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; человек, которого ударили.
4. Работа по теме занятия.
4.1. Упражнение «Трудные жизненные ситуации». Работа проводится в микрогруппах с их обсуждением.
- Напишите на листке бумаги 5 трудных жизненных ситуаций, случившихся в вашей жизни недавно. Подумайте и запишите ответы на следующие вопросы:
- Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности?
- Почему вы считаете их трудными?
- В чем вы видите причину трудной жизненной ситуации?
Участники друг за другом называют разнообразные трудные жизненные ситуации, которые ведущий записывает на ватмане. Затем ведущий выясняет, сколько участников также записали аналогичную ситуацию в свой список. Таким образом, мы получим список трудных жизненных ситуаций, наиболее часто встречающихся в тренинговой группе.
3.2. Упражнение «Автобус» .
Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (все члены группы) скучивается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе. Задача игрока - прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в автобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга, есть просто плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!», придающими игроку дополнительные силы.
Каждый проходящий через «автобус» должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражнении, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жизни - этот «автобус».
- Тяжело было двигаться в полном автобусе?
- Случалось ли вам в жизни также прорываться через некие преграды?
- Что мешало и что помогало вам?
3.3. Упражнение «Меня выбила из колеи ситуация, когда...».
В соответствии с выделенными в упражнении «Трудные жизненные ситуации» стрессовыми ситуациями участники делятся на 4-5 групп и начинают в группе обсуждать ситуацию, которая произошла с ними, а также свои чувства и поведение в ней. Одновременно во время групповой работы участники заполняют таблицу:
ситуация | Чувства и эмоции | Поведение |
|
Обсуждение (ведущий фиксирует ответы участников на ватмане):
Все участники делятся на микрогруппы, и каждая получает для обсуждения свою стрессовую ситуацию. Затем обсуждение четырех-пяти ситуаций ведется в общем круге.
- Какие мысли у вас возникали в трудной жизненной ситуации?
- Какие чувства вы испытывали при этом?
- Как вы вели себя в стрессовой ситуации?
- Испытывали ли вы при обсуждении трудных жизненных ситуаций напряжение?
Чтобы создать целостный внутренний образ, подросткам предлагается, пользуясь таблицей, составить и написать фразу: «Стресс для меня - это..,» Каждый выбирает для себя из таблицы определенную ассоциацию, мысль, чувство и стратегию поведения. Фраза строится по алгоритму:
«Стресс для меня - это... (ассоциация), когда я думаю... (мысль), когда я чувствую... (чувства) и действую как... (стратегия поведения)».
Участники зачитывают свои фразы, делятся своими выводами, говорят о том, с чем согласны и не согласны, что открыли нового, что поняли.
4. Отработка практических навыков.
Упражнение «Массаж». Группа делится на две подгруппы (юноши, девушки). Одна подгруппа садится на стулья, другие участники встают у них за спиной. Садящие на стульях закрывают глаза. Включается тихая, расслабляющая музыка. С первыми звуками музыки участники начинают делать массаж человеку, сидящему перед ним на стуле. Через 1 минуту участники по знаку ведущего передвигаются по кругу. После прохождения всего круга, участники меняются местами.
Обсуждение:
- Какие чувства вы испытывали во время упражнения?
- Можно ли использовать массаж для снятия напряжения в трудной жизненной ситуации?
-
Помогает ли этот способ в разрешении проблемы?
-
Какие еще способы можно использовать для снятия напряжения?
5.Завершение работы. Рефлексия.
Что вам понравилось?
Что особенно запомнилось в работе?
6.Домашнее задание.
Цель: осознание уровня собственной эффективности преодоления проблем.
Разработка рабочего листа «Навыки поведения, способствующие эффективному преодолению стресса». Ведущий вместе с участниками разрабатывают и записывают на листе бумаги «навыки поведения, способствующие эффективному преодолению стресса». В конце занятия необходимо дать участникам домашнее задание: разработать рабочие листы «имеющиеся у меня навыки», «навыки, которые необходимо развивать».
ситуация | Чувства и эмоции | Поведение |
|
Классный час:
« Подростки XXI века в кризисных ситуациях»
«Жизнь не может быть настолько тяжела,
чтобы ее нельзя было облегчить своим отношением к ней»
Э. Глезгоу
Цель: научить старшеклассников реально оценивать себя, находить пути решения выхода из трудных жизненных ситуаций; дать практические рекомендации, как вести себя в нестандартных ситуациях, и по самовоспитанию, самовосстановлению.
Ход классного часа.
Трудные ситуации... Они подстерегают нас повсюду. Особенно, когда в жизненных отношениях с другими людьми противопоставляешь себя им, испытывая при этом ту или иную степень своей обособленности, ведь мы «не похожи друг на друга»). Разумеется, все это лишь конфликты, создаваемые негативным отношением... к себе. Постарайтесь относиться к себе положительно. Появится тот фактор, который, в конечном счете, и способствует творческому отношению к миру, к себе, проявлению творческих способностей вообще.
Разминка «Мои сильные стороны»
У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. Передавая друг другу поросенка, назовите это качество, или то положительное качество, которое вы бы хотели выработать в себе.
А теперь, давайте, определим, реально ли вы на самом деле оцениваете свои силы и возможности с помощью методики определения самооценки.
Инструкция: отвечая на вопросы, укажите, как часты для вас перечисленные ниже состояния, по следующей шкале:
Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда – 0 баллов
Цели и задачи: - познакомить ребят с языком жестов - дать представление о психологических основах самозащиты - показать самые различные способы выхода из трудных ситуаций - научить говорить «нет»
Оборудование: - листочки со сценариями, пословицы на доске, пустые бланки таблиц для работы в четвёрках.
Объявление темы классного часа.
Для того, чтобы узнать тему, предлагаю сыграть в игру «пантомима». Я буду загадывать характеры людей, а мои помощники будут вам их изображать. Ваша задача – узнать, какого человека я загадала.
Застенчивый
Рассеянный
Вы правильно отгадывали, а кто скажет – почему? (Дети показывали признаки характера)
Все верно, но не всегда за мимикой, жестами скрывается настоящий характер человека.
Мы сегодня на классном часе разберем очень важную тему: «Пытаемся выйти из трудной ситуации»
Мы живём с вами в тревожное время. Когда добро и честь путают со злом и насилием. Иногда трудно разобраться, где твой друг, а где враг.
А как можно защититься от врага?
Самооборона – это не только умение дать физический отпор, но и ваша внимательность, находчивость, наблюдательность. Хулиганы обходят стороной тех людей, которые могут за себя постоять. Если вы глядите робко, неуверенно, то любой увидит в вас жертву. Ваш внешний вид должен говорить об уверенности в своих силах.
Вырабатывайте прямую осанку, уверенный вид, устойчивая поза говорят окружающим, что вы нелёгкая добыча.
Самозащита – это уверенность в себе и отказ стать жертвой, а не только физическая готовность противостоять сопернику. Вы знаете, чего хотите, а чего нет, вот и высказывайте это внятно.
Подумайте и разыграйте в парах ситуацию, когда незнакомый человек предлагает вам что-то дурное, а вы должны ему уверенно отказать.(5 мин.)
Самые удачные ответы будем записывать на доске.
Вызываются 4 пары и разыгрываются ситуации:
«К вам подошли подростки и просят деньги..»
« Вам предлагает взрослый прокатиться на джипе..»
« Вам предлагают заработать денег..»
« Незнакомый человек утверждает, что его прислали родители и он должен проводить вас домой…»
Записываем самые удачные ответы на доске. (Не приставай ко мне. Нет, я с вами никуда не пойду. Нет, я вас не знаю, отойдите от меня»).
Кроме того, бывают ситуации, когда к вам никто не обратился, но вы чувствуете, что-то нехорошее может произойти. Как будете действовать? Коллективное обсуждение.
« Вы подошли к дому, а за вами идёт незнакомец».
« Вы вошли в подъезд, а на вашем этаже стоит незнакомец».
«Вы собираетесь ехать на лифте, а к вам в лифт входит незнакомец».
Советы:
Если за вами идёт незнакомец, не входите в подъезд, задержитесь на улице.
Если вы в лифте, а к вам вошёл незнакомец, то лучше покинуть лифт, будьте начеку, используйте кнопку диспетчера, сделайте прыжок.
Если вы заметили незнакомца на вашем этаже, выйдите из подъезда, дождитесь соседей и попросите вас проводить.
Очень часто, попадая в трудные и опасные ситуации, даже самый сильный человек испытывает страх. Уверенность при отпоре агрессорам - это результат длительных тренировок.
Храбрость – это не врождённое качество человека, а приобретённое. В любом случае вам необходимо брать инициативу в свои руки, идти в наступление, а не ждать развития событий. Перед лицом опасности вашим желанием должно быть желание выжить и победить. Нападающий человек рассчитывает на ваш страх и полную неспособность защищаться. Всякое затруднение и промедление, вызванное вашим упорством, может привести к тому, что хулиган умерит свой пыл, растеряется. И появится возможность спастись.
Работа в парах и заполнение таблицы.
Что надо делать | Что нельзя делать |
Вовремя заметить опасность | Надеяться на других |
Не ждать подсказок, действовать самому | Нервничать и суетиться |
Учиться быстро принимать решение | Показывать, что ты боишься |
Уметь подчиниться, если это спасёт жизнь | |
Стараться импровизировать, находить новые решения | |
Не сдаваться до конца | |
Не отчаиваться даже в самых безнадёжных случаях |
Дети по очереди высказываются, учитель комментирует сказанное, вносит поправки.
^ Вывод: Памятки «Правило 5 «нельзя», «Надо уметь ответить «Нет»
Я прошу послушать стихотворение и подумать, правильно ли поступил герой. Инсценировка стихотворения.
« Находчивый Дима».
Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон-
Вдруг проснулся телефон,
Трубку снять скорей просил.
« Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома -позови!
Своё имя назови!»
« Папы с мамой дома нет!»-
Дима произнёс в ответ.-
А зовут меня Димон!»
Засмеялся телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл потом второй…
В дверь звонок: « Димон, открой!»
Прибегает Дима к двери:
« Кто там»? – « Папа!»-
« Нет, не верю:
Папа мой в командировке.
Вы меня надули ловко-
Я узнал вас: вы звонили.
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
« Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик-
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка - Буратино!
Может, рядом есть Мальвина?
Так держись - достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Но находчивый Димон
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
« Можешь не стараться,
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифры 01, А ещё 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри-
Ждут тебя ударные Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар,
ждёт со «скорой» санитар!
А захочешь смыться-
Ждёт тебя милиция!»
Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!
Проводится беседа по содержанию этого стихотворения.
^ Телефоны экстренных служб
112 – для мобильных телефонов
01 – пожарная служба
02 – полиция
03 – скорая помощь
04 – служба газа
Закрепление.
Подумайте и восстановите пословицы . Объясните их смысл.
Не всякому слуху верь….(запирай крепче дверь).
Хороший замок -…(надёжный друг).
Больше верь своим очам….(нежели чужим речам).
Не каждый больной….(что стонет).
Кто много болтает…(тот беду на себя накликает).
Что вы узнали сегодня? Какие выводы сделали для себя?
Рефлексия
Трудные ситуации... Они подстерегают нас повсюду. Особенно, когда в жизненных отношениях с другими людьми противопоставляешь себя им, испытывая при этом ту или иную степень своей обособленности, ведь мы «не похожи друг на друга». Разумеется, все это лишь конфликты, создаваемые негативным отношением... к себе.
Притча: Как-то раз несколько лягушек захотели устроить соревнование по бегу. Их целью было добежать до вершины высокой башни. Много зрителей собралось, чтобы посмотреть соревнования и подбодрить участников… Итак, забег начался. Сказать по правде, никто из зрителей не допускал даже мысли о том, что лягушки могут добежать до вершины. Со всех сторон можно было услышать такие слова: «Ах, как тяжело!!! » и такие: «Они НИКОГДА не достигнут вершины!» или: «У них не получится, башня слишком высокая!»
Одна за другой лягушки начали сходить с дистанции, кроме одной, которая упорно карабкалась все выше. Все продолжали кричать: «Это слишком тяжело!!! Никто не в силах справиться с этим!» Все больше лягушек теряли последние силы и покидали соревнование. Но одна лягушка продолжала настойчиво продвигаться к цели. Она никак не хотела сдаваться!
В конце концов не осталось никого, кроме этой лягушки, которая с невероятными усилиями единственная достигла вершины башни! После соревнования другие участники захотели узнать, как ей это удалось! Одна из лягушек-участниц подошла к победительнице, чтобы спросить, как ей удалось достичь таких невероятных результатов и прийти к цели. И оказалось победившая лягушка была ГЛУХОЙ!!!
Ситуация 1. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...
Ситуация 2. Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».
Ситуация 3. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с от цом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды
Вопросы: Ребята, а можно ли избежать конфликтов с родителями? А какие способы вы знаете? Значит, из любой конфликтной ситуации есть выход? А сколько выходов может быть? (1, 2, несколько) А для решения проблем нужно выбрать…. Да, один верный, а этот выбор от кого зависит? Правильно, от самого человека.
Ребята очень часто в жизни бывают такие ситуации что не всегда правы родители. Вы пытаетесь себя защитить ругаясь и выкрикивая свои обиды, а родители вас не слышат в такой ситуации лучше всего перейти на доброжелательный тон и попробовать поговорить объяснить ситуацию, рассмотреть каждую проблему, только тогда вы достигнете взаимопонимания.
Всегда помни о силе слова. Любое слово, написанное или произнесенное, оказывает влияние на твои поступки! И потому: ВСЕГДА будь настроен ПОЗИТИВНО! И прежде всего: Будь просто ГЛУХ, когда тебе говорят, что ТЫ не можешь осуществить Свои Мечты! Всегда думай о том, что: И ТЫ можешь всего добиться!
Ситуация 1 Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?
Ситуация 2 В класс пришла новая девочка очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед учителями и одноклассниками – мальчишками. Посыпались записки, звонки с предложениями встретиться, сходить в кино и т.д. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравиться. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если такая «песня» будет продолжаться, то ей в этой школе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. И вообще, с кем хочет, с тем и будет встречаться. Как добиться понимания?
Ситуация 3..На эту девчонку из 7-А сначала никто не обращал внимания, хотя она появлялась на каждой переменке везде, где был 9-А. Становилась возле окна и терпеливо ждала. Потом кто-то заметил, что ждала она, пока появится Димка Синицын. Это был самый обычный девятиклассник, ничего примечательного. Но девочка эта видела в нем что-то необыкновенное, от чего ее глаза загорались и сама она словно расцветала в его присутствии. Она смотрела на Димку, как загипнотизированная, не замечая насмешек и издевательств пацанов. Димка страшно злился. Проходя мимо, он тихо цедил сквозь зубы: «Дура, иди в класс». И девочка, опустив голову, покорно уходила. И учителя с этой девочкой проводи беседы, и девчонки из 9-го класса, и подружки - ничего не помогало. Пока родители не догадались перевести ее в другую школу. Памятка: «Помоги себе сам» Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все, или применяй юмор, нежность, компромисс, анализ, ультиматум, разрыв связи. Если ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй изменить ее. Если тебе плохо, поговори с кем-нибудь об этом. Позвони другу, знакомому, на "Телефон доверия". Найди в себе что-то хорошее. Это хорошее всегда есть. Помни: все наши недостатки - это продолжение наших достоинств. Познай себя! У каждого из нас есть мечта!
Памятка: «Помоги себе сам» Определи, что тебе в этом мире интересно. Найди единомышленников. Идеальный вариант - обратись к родителям, мудрым учителям. Добрые книги помогут тебе разобраться в себе. Бог дает испытания по силам. Значит, ты можешь преодолеть свои проблемы. Готовь себя к трудностям жизни! Помни: только сильный, уверенный в себе человек может преодолеть все!
Статьи по теме: | |
Уровень жизни в южной корее
Андрей Ланьков В современной политике, особенно – политике... Где в мире самое лучшее образование
Выбирая страну для обучения, хочется иметь какие-то ориентиры, поэтому... Русское население Казахстана: социально-демографические трансформации (90-е г
Перепись населения Республики Казахстан, проведенная в 1999 году,... |