Сценарий занятия в технологии ситуация. Конспект занятия по художественно эстетическому развитию "Узорных дел мастера" (разработан на основании деятельностного метода Л.Г

Игровая технология «Ситуация»- новый педагогический инструмент.

Подготовила Силифанова Галина Михайловна

Игровые технологии в ДОУ

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.

Актуальность

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.

Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование.

Игровая деятельность выполняет различные функции:

Развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес) ;

Коммуникативную (освоение способов общения) ;

Самореализации в игре;

Игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности) ;

Диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) ;

Коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей) ;

Социализации (включение в систему общественных отношений) .

Главными чертами игры являются:

1. свободная развивающая деятельность;

2. творческий, импровизационный, активный характер;

3. эмоциональная сторона деятельности;

4. наличие правил, содержания, логики и временной последовательности

развития.

Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.

У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы.

Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так? », специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Дидактическая игра по математике с геометрическими фигурами.

Задачи : Развивать умение определять на ощупь предметы, показывать их; закреплять представление детей о свойствах предметов (форма, цвет, размер, материал, назначение).Развивать мышление, сообразительность. Закреплять и расширять пространственные представления. Группировать материалы по одинаковым признакам.

Материал: Чудесный мешочек с набором геометрических фигур(большие, маленькие, пластмассовые, деревянные, матерчатые), три обруча (красный, зеленый, синий).

Ход игры:

К нам в гости пришли сказочные герои Маша и Медведь и принесли с собой мешок полный геометрических фигур. Ребята, наши гости просят им помочь разобрать эти фигуры и построить по картинкам.

Дети становятся в круг и на ощупь не открывая мешочек, называют предмет, который им попался, определяют его размер, форму, материал. Потом необходимо геометрические фигуры разделить на группы так, чтобы в каждой группе были одинаковые предметы,Посчитать сколько обручей нужно приготовить, если в каждом обруче должны лежать только одинаковые предметы, сколько предметов будет лежать в каждом обруче.

Догадаться и назвать, по каким признакам можно разделить предметы на три группы (деревянные, пластмассовые, матерчатые).

Положить в красный обруч деревянные предметы (фигуры), в синий обруч- пластмассовые фигуры, в зелёный обруч- матерчатые предметы.

Поиграем: Встаньте слева от меня, у кого пластмассовые геометрические фигуры, справа- деревянные, впереди меня - матерчатые фигуры. В конце игры ребятам предлагается сконструировать по рисунку из геометрических фигур здание.

Итог занятия: поставленные задачи выполнены. Дети научились определять на ощупь предметы, называть их размер, форму, материал и их назначение. Умеют группировать предметы по сходству признаков.

«Роль дошкольного образования» - Билингвальный частный детский сад. Экономические доводы. Рост рабочих мест. Соглашение. Роль негосударственных ДО. Социальная инфраструктура. Проблема шаговой доступности. Навыки. Индивидуальный подход. Инвестиции и ясли. Дошкольное образование.

«Финансирование дошкольного образования» - Компенсация родительской платы. Присмотр и уход за детьми. Совещания. Частные образовательные организации. Прогнозируются расходы. Учредитель. Комплекс мер по организации питания. Уход за детьми. Среднемесячный размер платы. Финансирование дошкольного образования. Количество детей. Состав расходов. Расходы.

«Технологии обучения дошкольников» - Закаливание. Подвижные и спортивные игры. Технологии обучения здоровому образу жизни. Особый вид человеческой деятельности. Развивающие технологии. Информационные технологии. Исследовательское обучение. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Познавательно-исследовательская деятельность. Классификация детских игр с правилами.

«Инновации дошкольного образования» - Инновационный проект для детского сада. Нововведение. Этапы осуществления проекта. Инновации в ДОУ. Рабочие учебные программы. Дошкольное образование – традиции и инновации. Метод проектов в ДОУ. Название проекта. План работы над проектом. Волшебная астрономия.

«Инновационные технологии» - По организационным формам. Инновационные технологии в дошкольном образовании. По подходу к ребенку. Определяют новые методы формы средства технологии. Игровые технологии. Управляемость. Условия эффективности инновационной работы. По уровню применения. Аспекты понятия «педагогическая технология». Проблемное обучение.

«Дошкольное образование» - Повышение профессиональной компетентности кадров. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА: проблемы, задачи и пути развития. Выстраивание системы дошкольного образования – необходимость, обусловленная общественным запросом. Оценочно-результативный этап. Обеспечение преемственности дошкольного и общего среднего образования.

Всего в теме 15 презентаций

Конспект образовательной деятельности

детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода

Л. Г. Петерсон воспитателя СП «Детский сад №1»

ГБОУ СОШ №5 Хазовой Елены Геннадьевны.

Тема: Зимние развлечения.

Цель: закрепление знания детей о свойствах снега.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: презентация с летними и зимними пейзажами; презентация с летними и зимними развлечениями, поднос со снегом.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

− Ребята! Вы помните лето?

− Какая была погода летом?

− В какие игры вы любили играть летом?

− А сейчас какое время года?

− Ребята Незнайка живет в Цветочном городе, где всегда лето. Он никогда не видел зимы. Поможем Незнайке узнать о зиме и зимних развлечениях?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра: «Какими словами можно рассказать о зиме?»

Дидактические задачи: активизировать и обогащать словарный запас детей
прилагательными: холодная, снежная, морозная;

существительными: снегопад.

Дети встали вокруг стола, на котором разложены картинки.

Зимой холодно. Значит, какая зима? (Холодная).

Зимой много снега. Значит, зима какая? (Снежная).

Если зимой стоят морозы, то зима какая? (Морозная).

Как называется явление природы, когда на землю падает много – много снежинок? (Снегопад).

2.2. Игра: «Выбери картинку»

Дидактические задачи: продолжить обогащать словарь детей новыми словами. Развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление.

Ребята, вам надо по очереди подойти к доске и выбрать картинку, которая относятся к зиме. Внимательно посмотрите и нажмите на понравившуюся картинку. Расскажите, в какие игры можно играть зимой.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Без чего зимы не бывает?»

Дидактические задачи:

1 . создать мотивационную ситуацию для упражнения;

2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Дети стоят около стола.

Воспитатель спрашивает: без чего зимы не бывает?

Ответы детей: без снега.

Правильно, без снега. Придумайте про снег свою загадку.

Дети предлагают свои варианты. Выслушиваю все.

− Ой, ребята, мы с вами не сумели составить загадку.

− А почему как вы думаете? (потому, что не знаем свойства снега).

Физкультминутка:

Рано утром в парк ходили, (ходьба на месте)

Там снеговика лепили. (махи руками)

А потом с горы катились, (волнообразные движения руками)

Веселились и резвились. (прыжки)

В Таню кинули снежком, (произвольные движения)

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой! (возвращаемся на места)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра: «Без чего не бывает зимы?»

Дидактические задачи:

1. закреплять представления о признаках зимы, свойствах снега.

2. развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление.

3. развивать образность, эмоциональность речи, формировать умение детей использовать сравнения, обогащать и активизировать словарь, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, совершенствовать умения высказываться логично и связно, умение анализировать и делать выводы.

4. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить того, кто знает».

Дети подходят к столу, на котором стоит поднос со снегом. Воспитатель предлагает детям потрогать снег.

Какой снег если его возьмёшь в руку? (Холодный.) Холодный, как что? Что еще бывает холодным? (Лёд, мороженое.) Какой снег на ощупь? (Мягкий.) Как что? (Как вата.) Какой по цвету? (Белый.) Как что? (Как сахар.) Какой по весу? (Лёгкий.) Как что? (Как пух.) А теперь посмотрим, получилась ли у нас загадка:

Холодный, но не лёд, белый, но не сахар,

Лёгкий, но не пух, мягкий, но не вата.

Что это такое? (Снег.)

− Молодцы, ребята! Чтобы придумать загадку, вам необходимо было вспомнить свойства снега.

− Благодаря вам Незнайка узнал, что такое снег.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Придумай рассказ по картинке о снеге ».

Дидактические задачи: формировать умение детей составлять небольшие рассказы творческого характера. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительное с прилагательным. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Ребенок подходит к интерактивной доске выбирает картинку с зимними пейзажами и придумывает небольшой рассказ.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя. А теперь ребята вы можете составить загадку о снеге?

− А почему? (потому, что узнали свойства снега)

− Что нового вы сегодня узнали?

− Кому смогли помочь?

Вы придумали очень интересные истории, вспомнили свойства снега и помогли Незнайке узнать, что такое зима и зимние развлечения.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ». Ф.И.О. педагога: Жлудова Инна Александровна Дошкольная организация: ГБОУ «Гимназия № 1257» Дошкольное отделение Должность: воспитатель Тема: «В лес за грибами». (Познавательное развитие, речевое развитие) Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Цель: уточнить представления об особенностях внешнего вида и местах произрастания грибов (боровик (белый гриб), подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, лисички, мухомор, бледная поганка); учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам; закреплять знание строения грибов и правил их сбора. Ход образовательной ситуации: 1. Введение в ситуацию Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя. – Кто из вас был в лесу? – Что можно делать в лесу? – А вы хотите сейчас очутиться в лесу? – Закройте глазки… Звучит запись «Голоса леса». Воспитатель ставит несколько макетов деревьев. Дети открывают глаза. – Вот и лес! Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес. Ой, я слышу, чей-то плач? Посмотрите, на пенёчке сидит старичок-Лесовичок. – Почему ты плачешь? – Меня заколдовала злая Баба Яга, за то, что я добрый, забочусь о лесе, о его обитателях: животных, насекомых, деревьях, грибах, цветах, ягодах. Наступила грибная пора, мне нужно запасти грибочки на зиму, а я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя! – Хотите помочь Лесовичку вспомнить всё о грибах и заготовить на зиму съедобные грибы? – Сможете? 2. Актуализация знаний Дидактические задачи: актуализировать знания детей о правилах сбора грибов, строении гриба. Дети подходят к столу с карточками, на которых изображены картинки правильного и не правильного сбора грибов. Воспитатель рассказывает, что сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – нужно уважать хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Далее предлагает выбрать карточки, на которых изображено, как правильно собирать грибы. Нужные карточки прикрепляются на мольберт (фланелеграф и т.п.) и воспитатель, дополнительно, даёт объяснение к каждой, если ребёнок затрудняется в формулировке. Пример объяснения: 1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес; 2. Не раскапывать палкой грибницу-она может высохнуть, не покрытая листвой; 3. Не собирать грибы у проезжей части (дороги); 4. Не срывать старые и очень маленькие грибы. 5. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их- можно повредить грибницу. Мы повторили правила сбора грибов и можем вместе с Лесовичком войти в лес. Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками в воздухе перед собой.) Мы идем грибы искать (Начинают загибать по одному пальчику от мизинца.) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел Потому и потолстел. Воспитатель приглашает детей подойти к своим столам и сложить грибочки для старичка-Лесовичка. На столах, для каждого ребёнка, лежат 2 ножки и 2 шляпки. Например: ножки: белый гриб, подосиновик и шляпки от них. Грибочки у детей разные, попадаются и несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка. – Какие красивые грибочки у вас получились. А из каких частей состоит гриб? 3. Затруднение в ситуации Дидактические задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для различия съедобных и несъедобных (ядовитых) грибов; 2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. – Вы помните, что старичок-Лесовичок хочет насушить грибочков на зиму? А все ли из этих грибочков он может засушить? (Нет, только съедобные грибы.) – Значит, какие грибочки мы ему отдадим для сушки? Выслушиваются все ответы детей, среди которых могут быть противоречивые версии. – Смогли мы договориться и выбрать только съедобные грибы? (Нет.) – Почему не смогли? (Потому что не знаем точно, какие грибы – съедобные, а какие – несъедобные.) 4. «Открытие» нового знания Дидактические задачи: 1) учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам; 2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. – Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает, прочитать в книге...) – Ребята, вы помните, что мы попали не в обычный, а сказочный лес! Грибы в нём растут на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. А вырастают они не после дождя, а после правильно отгаданных загадок, которые написаны в этой волшебной книге, которая называется «Лесная грамота». Эта книга поможет нам не только узнать много нового о грибах, но и наполнить лес грибами для старичка-Лесовичка. Воспитатель загадывает загадки. Заколдованный старичок-Лесовичок даёт неправильные ответы. Дети называют грибы по описанию, а воспитатель проговаривает, где растёт этот гриб, как он выглядит, съедобный он или нет. Грибы после отгадки ставятся на пол среди макетов деревьев (можно предложить отгадавшим загадку детям, поставить грибок). В процессе отгадывания загадок воспитатель хвалит детей. 1. Лучший гриб для сушки: Шляпа на макушке Цветом буроватая, А снизу – беловатая… Ростом он – весьма велик, Гриб мясистый – …(Боровик, белый гриб) Белый гриб растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. Шляпка мясистая, упругая. Низ шляпки, как губка - губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого- желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. на изломе белый, так он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами. 2. Полюбуйтесь-ка друзья! Под березой вырос я. И всегда лишь под березой Сможете найти меня. (Подберёзовик) Подберёзовик - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета. 3. В красной шляпке, словно гном, Я под осиной выбрал дом. (Подосиновик) Подосиновик с красной шляпой, ножка высокая. Подберёзовик и подосиновик похожи. Серьёзное отличие в том, что подосиновик на изломе синеет, а подберёзовик нет. 4. На пеньке сидят братишки Все в веснушках шалунишки. Эти дружные ребята Называются … (опята) Опята - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». Где любят расти опята? Верно, на пеньках, особенно на берёзовых, сухих пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать. 5. Ходят в рыженьких беретах Очень дружные сестрички Золотистые … (лисички) Лисички - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Растут семьями-кругами. 6. Шляпа темная с полями, Мох под ножкой кружевами. Самый главный гриб лесной Как на троне под сосной! Шоколадно – бурый гриб, К скользкой шляпке лист прилип Воротник ажурный тонок Гриб такой зовут …(Маслёнок) Маслята, уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями? Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему? Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята. 7. Бледная она стоит, У нее съедобный вид. Принесешь домой - беда, Будет ядом та еда. Знай, что этот гриб - обманка, Враг наш - бледная.. . (Поганка) Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Его нельзя даже брать в руки. Это очень опасно. На них может остаться яд. Шляпка в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху. 8. Этот гриб в лесу растет Не клади его ты в рот! Он совсем не сладкий Крапинки на шляпке Красный, словно помидор Несъедобный …(Мухомор) -Это самый известный ядовитый гриб. А почему его так называют? -Потому что его мухи боятся, а если на него сядут, то падают замертво. -Но есть животные, которые им лечатся от болезней. -Правильно, это лоси. Они глотают гриб целиком. Мухомор красив на вид, Только очень ядовит. Он растет как украшенье, Не для праздничных столов. Для лосей он угощенье, Съел один - и стал здоров. Для людей же этот гриб, Очень, очень ядовит. – Так какие грибы мы отдадим старичку-Лесовичку для сушки? (Дети называют съедобные грибы) – Какие не отдадим? Почему? (Мухомор, бледную поганку, т.к. они ядовитые.) Молодцы ребята! И наш Лесовичок вспомнил многое о грибах! Давайте добавим ещё два правила сбора грибов. Воспитатель добавляет на мольберт (фланелеграф) 2 карточки. 1. Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса; 2. Не собирать незнакомые грибы. 5. Включение нового знания в систему знаний. Часть 1 Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение. Ну а сейчас, давайте зайдём в наш сказочный лес. Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес». Мы идем в осенний лес. Дети идут высоко поднимая колени А в лесу полно чудес! Останавливаются в лесу Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями Это очень хорошо. Хлопают в ладоши Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы Вот сидят маслята Показывают рукой на маслята На пеньке – опята. Показывают рукой на опята Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком в сторону мухомора. Украшай осенний бор. В процессе игры дети подходят к макетам деревьев и грибам, расставленным между ними. (съедобные грибы по 2 -3 грибочка на каждого ребёнка). Часть 2 Дидактические задачи: 1) закреплять представление о том, какие грибы можно собирать и употреблять в пищу, а какие нет. 2) закреплять умение сравнивать и различать грибы по внешним признакам. 3) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». Дидактическая игра «Съедобный грибок принеси в кузовок». Воспитатель предлагает детям в нашем сказочном лесу собрать для Лесовичка грибы. Осторожно их сорвать и положить в корзинку, проговаривая их названия. -Будьте внимательны, не трогайте ядовитые грибы! Звучит музыка «Голос леса», дети расходятся по лесу, ищут грибы. - Давайте посмотрим, все ли собрали только съедобные грибы? - А почему вы эти грибочки не положили в лукошко? - Молодцы! Часть 3 Дидактические задачи: прилагательные от глаголов. формировать умение образовывать - Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу? - Правильно. Их нужно приготовить. Напомним старичку-Лесовичку как? Упражнение «Какие грибы». - Если грибы сварить, то они будут варёные, - а если грибы пожарить, тогда они будут жареные, - если засолить, они будут солёные, - если замариновать, они будут маринованные, - засушить- сушённые. - Умники! Теперь Лесовичок приготовит себе множество вкусных грибных блюд! 6. Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя. - Кому вы сегодня помогли? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь старичкуЛесовичку вспомнить, как называются разные грибы, как они выглядят, где растут и запасти на зиму много вкусных, съедобных грибочков, потому что узнали, какие грибы съедобные, а какие несъедобные (ядовитые). ВОЗМОЖНО УСЛОЖНИТЬ ЧАСТЬ 3 В ПУНКТЕ 5. Дети не только проговаривают, но и кладут съедобные грибы из общего кол-ва вырезанных съедобных и несъедобных грибов (отбирая съедобные по одному), если варёные – в кастрюлю, жаренные – на сковородку, солёные – в бочку, маринованные - в банку, сушёные – на верёвочку. Тогда будет дидактическая игра - упражнение «Какие грибы».

Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Старший воспитатель

МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

Елена Анатольевна Тимофеева.

Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по нашему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация».

Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторов, которые при этом должны учитываться. Каждый ребенок, его семья, воспитатель, каждая группа детского сада – индивидуальны, поэтому педагогическая технология (в отличие, например, от технологии изготовления автомобиля) должна использоваться педагогом не как догма и самоцель, а как инструмент для проектирования и рефлексии своей деятельности.

С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.

Известно, что термин «технология» подразумевает обеспечение получения определённого результата. И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.

Напомним, что технология деятельностного метода известна с середины 90-х годов прошлого века. Автор адаптированного к дошкольному образованию варианта Людмила Георгиевна Петерсон. Непосредственно технология «Ситуация» описана в программе «Мир открытий».

Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию , и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество. Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.

Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями, («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для саморазвития на протяжении всей жизни.

Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.

Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п. ситуации могут возникать, наполняться содержанием, продолжаться на протяжении одного дня, недели, месяца.

Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, понятием, а может идти от события, праздника, чтения книги или разглядывания картинки. В ней интегрируются разные занятия и свободная деятельность детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают ее и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием. В ситуации могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы. Однако при всём разнообразии возникающих ситуаций они все вписываются, то есть являются составными частями единой структуры – рефлексивной самоорганизации, которая в учебной, а затем и в трудовой взрослой деятельности представляет собой механизм саморазвития.

Структуру технологии «Ситуация» данного вида схематично можно представить следующим образом. Дети движутся в игровой ситуации к своей «детской» цели, встречают затруднение, находят выход (что-то узнают, осваивают какое-то новое действие, способ) и продолжают своё движение к цели с того момента, где у них произошло затруднение.

В целом технология объединяет в себе несколько этапов. Все они важны и необходимы!

Этап 1. «Введение в ситуацию»

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Например:

Взрослая цель

Детская цель

ОС «Поможем маме-кошке»

Научить делать кошку с помошью оригами

Помочь маме кошке найти котят

ОС «Путешествие в страну музыки»

Знакомство с музыкальным знаком «пауза»

Спасти музыкальные инструменты

ОС «Загадочная посылка»

Знакомство со звуками В, Вь и буквой В

Открыть посылку

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.

Этап 2. « Актуализация».

На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Этап 3. « Затруднение в ситуации».

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.

Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка» .

Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знения реализуются в практической деятельности детей.

Этап 6. «Осмысление (итог)».

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избекгать.Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.

В нашем учреждении мы применяем данную технологию в образовательных ситуациях открытия новых знаний. Работаем с данной технологией с сентября 2016 года.

Проводя наблюдение образовательного процесса, мы увидели, что у детей не всегда получается ставить «детскую» цель. Часто дети не готовы сказать, что они чего-то не знают, не умеют. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. А это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Педагогический коллектив пришёл к выводу, что необходимо найти такую технологию, которая будет работать на решение данных проблем.

  1. Педагогический час «Деятельностный подход в работе с дошкольниками». На данном мероприятии были освещены основные позиции деятельностного подхода в образовании, дана структура образовательной деятельности.
  2. Семинар-практикум «Проектирование образовательной деятельности, способствующей личностному развитию воспитанников». Воспитателями и специалистами были освоены способы проектирования образовательной деятельности.
  3. Семинар «Технология «Ситуация» - технология деятельностного типа». На мероприятии были озвучены этапы структуры технологии «Ситуация», проанализированы несколько готовых ситуаций.
  4. Просмотр примеров образовательной деятельности, организованной по технологии «ситуация», подготовленных творческой группой педагогов.
  5. Практикум «Конструирование образовательных ситуаций». В ходе деловой игры воспитателями и специалистами были разработаны «Ситуации» по различным направлениям развития.
  6. Открытые просмотры образовательной деятельности всех педагогов учреждения, посредством взаимопосещения, с последующим обсуждением с точки зрения применения технологии «Ситуация».
  7. Создание банка видеоматериалов для использования в работе «Школы начинающего воспитателя», для демонстрации опыта на городских мероприятиях.

Примеры разработанных в учреждении ситуаций с затруднениями.

Ситуация 1. Открытка для мишки. Цель: познакомить с новой техникой изобразительного творчества «граттаж». По ситуации необходимо нарисовать для бурого медведя изображение северного сияния. В группе в уголке творчества нет обычных материалов для рисования, аппликации и т.д. Дети находят специально приготовленные листы бумаги и палочки-зубочистки. Исследуя предметы, дети пытаются найти новый способ изображения. Воспитатель по просьбе детей рассказывает о новой технике.

Ситуация 2. Мама кошка потеряла котят. Цель: познакомить со способом изготовления «кота» в технике оригами. Дети находят в группе плачущую кошку, изготовленную в технике «оригами». Кошка «рассказывает», что потерялись ее котята. Дети решают помочь кошке и изготовить котят. Воспитатель обращает внимание, что кошка необычная и дети делают вывод, что котята должны быть похожи на маму, т.е. сделаны тем же способом (складыванием бумаги). Дети получают бумагу и пытаются сделать поделку. Обращаются к воспитателю за помощью.

Ситуация 3. Экскурсия в мини-музее. Цель: познакомить с новым экспонатом музея, старинным предметом «рубелем». Дети проводят для гостей группы экскурсию в своем музее, рассказывают про экспонаты. Доходят до незнакомого предмета – экскурсия прерывается. Чтобы ее продолжить, необходимо получить новые знания о новой предмете. Дети высказывают мнение о том, где можно получить необходимую информацию. На полке рядом с рубелем находят диск. Просмотрев его получают знания о новом экспонате. Теперь экскурсию можно продолжить.

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.

Наблюдая образовательный процесс, мы видим сияющие глаза детей полные желания узнать, что-то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп.
  3. Официальный сайт НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики», раздел «Воспитателям» https://www.sch2000.ru/vospitatelyam/undermenu.php

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ» Тимофеева Елена Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска Белетей Светлана Валерьевна, воспитатель МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

Некоторые факты Технология деятельностного метода (ТДМ) разработана в середине 90-х гг. XX века. Технология «Ситуация» – это адаптированный вариант ТДМ Людмилы Георгиевны Петерсон для дошкольного образования Программа дошкольного образования «Мир открытий»

С–6 Словарь С.И. Ожегова: Технология (от греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – это научное описание способа производства, то есть совокупности тех процессов, которые обеспечивают получение определенного производственного результата. Педагогическая технология – научное описание способа достижения педагогического результата, то есть совокупности тех правил, педагогических приемов и способов организации взаимодействия с детьми, которые обеспечивают достижение поставленной педагогом цели.

Ж.-Ж. Руссо Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности. «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты» Жан-Жак Руссо

Структура технологии деятельностного метода «Ситуация» Образовательная ситуация «открытия» нового знания (ОНЗ) 1) Введение в ситуацию. 2) Актуализация знаний и умений. 3) Затруднение в ситуации: 4) «Открытие» нового знания: 5) Включение нового знания в систему знаний. 6) Осмысление.

Введение в ситуацию Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели»).

Введение в ситуацию Взрослая цель Детская цель ОС «Поможем маме-кошке» Научить делать кошку с помошью оригами Помочь маме кошке найти котят ОС «Путешествие в страну музыки» Знакомство с музыкальным знаком «пауза» Спасти музыкальные инструменты ОС «Загадочная посылка» Знакомство со звуками В, Вь и буквой В Открыть посылку

Актуализация знаний и умений Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

Затруднение в ситуации Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности. Фиксация затруднения и выявление его причины. Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

В результате у детей формируются следующие установки: «Ошибаться – не страшно» «Каждый имеет право на ошибку» «Я имею право чего-то не знать, не уметь» «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» «В затруднении содержится возможность» «Я могу!» «Я умею!» «Я хороший, умный, сильный!!!» «Я заслуживаю уважения!» «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

«Открытие» нового знания Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. Фиксация нового знания в речи и знаково. Создание ситуации успеха.

Включение нового знания в систему знаний Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, свойства. Самостоятельная проверка по эталону (образцу). Индивидуальные затруднения в играх. Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным. Ситуация успеха в совместной деятельности.

Осмысление Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем или самими детьми условий, которые позволили добиться этой цели.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности … Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения… Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать… Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать… Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно!

Спасибо за внимание. Удачи в профессиональной деятельности!


gastroguru © 2017