Родительское собрание: «Воспитание в труде. Родительское собрание "воспитание в труде" Родительское собрание воспитание человека труда

Общешкольное родительское собрание

ТЕМА . Трудовое воспитание одно из составляющих единого воспитательного процесса.

ЦЕЛЬ:

сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей.

ХОД СОБРАНИЯ

Смахтина Н.И.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы сегодня проводим общешкольное родительское собрание, на котором будем говорить о трудовом воспитании как одном из составляющих единого воспитательного процесса. Позвольте представить наших гостей. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Без труда человек становится пустым местом, - говорят в народе. Важная воспитательная задача и школы, и семьи в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого ребёнка основывалось на трудовом успехе.

В нашей школе трудовое воспитание является одним из ведущих направлений воспитательной работы, в которых успешно реализуются следующие формы воспитания:

  • учебный труд ;
  • общественно-полезный труд;
  • бытовой труд
  • производительный труд

Учебный включает в себя труд умственный и физический. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно-полезный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым; изготовление игрушек для дошкольников; создание и ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке; восстановление исторических памятников.

Бытовой (самообслуживающий) труд направлен на удовлетворение бытовых потребностей коллектива за счет личных трудовых усилий.

Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, в раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории. В процессе трудового обучения, общественно-полезного и производительного труда учащиеся следят за порядком на рабочем месте, убирают за собой после работы.

Производительный труд организуется руководителями школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит работа производственной бригады.

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, коллектива от которого тоже ждут помощи и что его помощь нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Я предоставляю слово заместителю директора по ВР Жеуровой О.Ю.

Жеурова О.Ю.

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце положительное отношение к труду. Труд для нас является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела - не перечислить. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучить детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что именно родители должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять.

Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, вы, уважаемые родители, воспитываете привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о близких, формируя, тем самым, благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни - я сам почищу картошку".

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или учёным. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Самая главная награда для ребенка - то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Доброе слово родителей - очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Ведь если вы приготовили обед, это обычное дело, правда? А вам приятно услышать похвалу, знать, что вы доставили кому-то удовольствие. Поэтому доброе слово всегда уместно, если ребенок красиво накрыл стол, аккуратно застелил кровать, вовремя поливает цветы.

Но если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. Если ваш ребенок хорошо поработал - помог разобрать кладовку, убрать зимние вещи, починил утюг, особенно, если он для этого отказался от прогулки, телевизионной передачи, то дайте ему почувствовать, что вы считаете его взрослым.

Награда за труд - это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребенок сможет выполнить что-то еще более сложное, а значит, и интересное.

Работая с детьми, мы учителя, сталкиваемся с тем, что дети 9-11 лет не умеют выжать тряпку, помыть доску, парту. А ведь школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе и в школе. В процессе самообслуживания у учащихся воспитывается чувство коллективизма, формируются прочные санитарно-гигиенические навыки. Школьники начинают ощущать себя организаторами своего быта.

С поступления ребёнка в школу учителя вовлекают его в жизнь и дела нового коллектива. Простейшей формой такого включения ребят в коллективную деятельность является дежурство. В педагогической литературе оно рассматривается как составная часть общественно полезного труда по самообслуживанию, школьники при этом выступают в качестве организатора порядка в классе, в школе. Дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоуправления. В последнее время мы сталкиваемся с тем, что не все родители относятся к этому положительно. Некоторые стараются оградить своего ребёнка от выполнения какой-либо работы в школе. Готовясь к родительскому собранию, мы провели анкетирование среди обучающихся 3-11 классов. Прошу вас обратить внимание на результат. На вопрос « Как ты относишься к участию в трудовых делах класса, школы?»

38% опрошенных ответили, что участвуют с удовольствием

36 % Участвую, потому что это приносит пользу

24 % Участвую, потому что заставляют

12% Избегают участия

Доставляет ли тебе удовольствие коллективный труд в кругу своих одноклассников?

  1. Да, безусловно 51%
  2. Иногда/ с некоторыми 46%
  3. Нет, никогда 3%
  4. Другой ответ 0%

На вопрос при каких условиях труд тебе будет приносить радость и/или удовольствие?

16% опрошенных ответили если работать сообща

11 % Если буду работать один

22% Если мне это будет интересно

21% Если труд будет вознагражден (оплачен)

30% Если труд принесет пользу другим

Какие чувства и эмоции вызывает у тебя объявление, что завтра субботник?

  1. Желание помочь- 21%
  2. Энтузиазм-28%
  3. Надо - значит надо – 18%
  4. Равнодушие – 15%
  5. Огорчение – 7%
  6. Возмущение- 11%

Кто, по-твоему, должен следить за порядком в классе, стирать с доски, убирать кабинет и территорию школы?

1. Дворник, технички -51%

2. Учителя- 3%

3. Ученики- 42%

4. Все вместе- 4%

Понимая важность трудовой деятельности педагогический коллектив нашей школы всегда уделял особое внимание трудовому воспитанию. Первые навыки любви к труду наши ученики приобретают в начальной школе на уроках труда, рисования, в группах продленного дня.

Всевозможные поделки и другие творческие работы, создаваемые ребятами на данных уроках, не только развивают их творческие способности, учат правильно организовывать сам процесс труда и творчества, но и имеют огромное воспитательное значение. Вся система уроков труда в начальной школе адаптирована к системе общешкольных мероприятий. Так, младшие школьники готовят поделки к Дню матери, Дню учителя, Новому году, Дню защитника Отечества, Международному дню 8 Марта, Дню Победы (подарок ветеранам), выставкам. Каждый такой урок несет радость не только ребенку, но и всем, кто его окружает. Учебная деятельность по труду, рисованию в начальной школе получает дальнейшее развитие в системе дополнительного образования. Для детей в школе на протяжении уже нескольких лет успешно работают кружки « Стиль жизни», «Цветоводство», «Юный флорист» и др.

На уроках технологии для девочек с 5 класса обучение ведется по нескольким направлениям: кулинария, шитье, рукоделие, этика и эстетика домоводства. Девочки не только приобретают навыки по этим направлениям, но и успешно применяют их на практике. На ежегодных выставках декоративно – прикладного искусства отмечаются работы наших учащихся. В прошлом учебном году работы Анпилоговой Александры и Петровой Софии стали призёрами областной выставки декоративно-прикладного искусства.

Мальчиков на уроках технологии обучают конструированию, резьбе по дереву, выпиливанию, выжиганию, токарным и слесарным работам. Большое значение на этих уроках придается воспитанию дисциплины, любви и уважения к труду, людям труда. Навыки, приобретенные на уроках технологии, позволяют ребятам самостоятельно произвести мелкий ремонт школьной мебели, изготовить своими руками спортивный инвентарь, отремонтировать некоторые узлы сантехники, украсить стены декоративно-прикладными изделиями и поделками.

Отдельно нужно сказать об организации трудовой бригады. В июне месяце из учащихся 8,10 классов формируется трудовая бригада. Ребята помогают в косметическом ремонте школы, моют окна, ремонтируют мебель в своих классах, благоустраивают школьный двор. За свой труд они получают денежное вознаграждение.

Трудовое воспитание в школе выходит за рамки учебного процесса. Наши ученики участвую в экологических акциях по уборке городской территории, сажают деревья, убирают воинское захоронение на Ст.кладбище.

Еще один пример трудового воспитания – это участие наших учеников в социальных проектах «Чистый берег», «Мы – будущее страны», «Протяни руку помощи» и других. Для успешного участия в этих проектах было необходимо, чтобы ребята ориентировались в потребностях и сложностях современной общественной жизни человека, имели представление о значении труда в жизни каждого. Наши школьники успешно справляются с поставленной перед ними задачей. Главной целью участия в этих проектах остается бережное отношение не только к школе, но и к своему городу, а в целом – к своей стране.

Уважаемые родители, я предоставляю слово начальнику центра занятости населения Гатиловой Ольге Евгеньевне

Слово предоставляется Носиковой Е.Г.

Слово предоставляется педагогу-психологу Сергеевой С.В.

Жеурова О.Ю.

Наше собрание подходит к концу. И в заключении хочу привести высказывание выдающегося химика Д.И.Менделеева «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Трудолюбие – результат трудового воспитания, трудового обучения и профориентации, оно выступает как важнейшее нравственно – личностное качество. Развить это качество в наших детях - насущная задача школы.


Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся. Ей не принято отводить конкретные часы (как музыке, физкультуре). Труд — одно из важных составляющих учебно-воспитательной работы в государственных учебных заведениях. Воспитательная трудовая деятельность планируется педагогом, имеет цель, задачи, методы. Помимо этого, педагоги активно используют мероприятие, как эффективную форму воспитания. Мероприятия по трудовому воспитанию проводятся на базе школы (детского сада), так и вне ее стен.

Темы мероприятий по трудовому воспитанию берутся не случайно. Выбирая тему, педагог руководствуется:

  • Поставленной задачей;
  • возрастом детей;
  • местом проведения;
  • конечной целью.

Тема должна интересно звучать, иметь позитивное настроение, нести в себе содержание и цель мероприятия.

Мероприятия по трудовому воспитанию

«Зачем нужны мероприятия в таком не очень радостной деятельности, как трудовое воспитание?» — такой вопрос задают порой студенты педагогических колледжей, а так же молодые родители. Сначала скажите себе, зачем вообще нужны мероприятия? Зачем детские сады и школы тратят дополнительное время (часто еще средства­) на проведение тематических праздников, бесед, экскурсий, родительских гостиных и прочих интересных моментов? Какая цель у них?

Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи , закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.

Трудовое воспитание многие сегодня воспринимают, как нечто неважное, скучное и рутинное. Цель мероприятий – перевернуть это понятие в сторону позитива, пользы и разнообразия.

Мероприятий и досуг по трудовому воспитанию в школе

Трудовое воспитание в школе – больная тема, как для педагогов, так и для родителей учащихся. Министерство образования утверждает законы, программы и требования, а родители, порой, с этим в корне не согласны. Добиваться идеального баланса в своей деятельности школа старается средствами различных мероприятий, которые проводят совместно с учащимися или родителями.

Составляя план мероприятий по трудовому воспитанию, педагоги включают в него все формы:

  • беседа;
  • экскурсия, как внеклассное мероприятие;
  • классные часы (темы классных часов ниже);
  • родительские собрания;
  • кружки декоративно-прикладного и технического творчества;
  • посещение дней открытых дверей в профессиональные ВУЗы;
  • родительские собрания;
  • консультации для родителей;
  • конкурсы между классами.

Примерные темы мероприятий по трудовому воспитанию в общеобразовательной средней школе

Форма мероприятия Тема
Классные часы. Беседы 1. «Мой дом - наведу порядок в нем»
2.«Без труда ничего не даётся»
3. «Мои обязанности в семье» (с учащимися 1 -4-х классов)
4. «Роль знаний в выборе профессии»
5. «Мир профессий и твое место в нем»
6. «Влияние темперамента на выбор профессии»
7. «Способность к труду - главное качество человека» (с учащимися 5-8-х классов)
8. «Первые шаги при устройстве на работу»
9. «Трудовые права молодежи»
10. «Личное и общественное в выборе»
11. «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни» для учащихся 9-х классах
Родительские собрания 1. «Слагаемые выбора профессии»
2. «Дороги, которые выбирают наши дети»
3. «Воспитание трудолюбия в семье»
4. Как воспитать себе помощника?» (в начальной школе)
5. «Приобщение младших подростков к полезному труду».
Консультации для родителей 1. «Каким трудом можно заниматься с ребенком дома»
2. «Ошибки и затруднения в выборе профессии»
3. «Оценка способности ребенка к выбору профессии»
4. «ССУЗы и ВУЗы г. Москвы и Московской области и условия поступления в них» (пример)
Проведение конкурсов, месячников, декад 1. «Самая чистая школа»
2. «Самый чистый класс»
3. «Самая оригинальная клумба»
Оформление информационных стендов внутри общеобразовательной школы 1. «Твоя профессиональная карьера»
2. «В мире профессий»
3. «В помощь выпускнику»
4. «Выбери свою профессию»

Беседы по трудовому воспитанию в детском саду

Беседа, как средство трудового воспитания в ДОУ является важной, но не основной его формой. Маленьким детям трудно что-то представить со слов. Им нужен пример, часто, наглядный . Такие беседы проводят после прочтения сказки, рассказа, или просмотра мультфильма («Морозко» (средняя группа), Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (подготовительная), Мультфильм «Вовка в тридевятом царстве» (старшая группа).

Игры по трудовому воспитанию в ДОУ для детей средней и старшей группы (4-6 лет)

Как уже было сказано, игровая деятельность в дошкольном возрасте – ведущая. Средствами игр закрепляется информация, полученная в ходе беседы. Игры могут быть дидактическими (используемые в образовательной деятельности), а могут быть сюжетно-ролевые. Каждая игра, направленная на , должна соответствовать его возрасту. Цель таких игр – формирование положительного отношения к труду.

В средней группе дети начинают знакомиться с понятиями «профессия» и «работа». Узнают, как и зачем взрослые люди трудятся. В списке профессий для ознакомления присутствуют те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Это повар, дворник, няня, учитель, музыкант, художник, маляр, водитель, продавец, парикмахер. Они должны понимать суть труда (менеджер, стилист и прочие в это список не попадают) . В старшей группе дети могут играть под руководством воспитателя, так и самостоятельно. Для самостоятельных сюжетно-ролевых игр в группах организовываются игровые зоны: парикмахерская, магазин, больница, мастерская и т.д.

Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет

Вид игры Тема игры. Ее цель
Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий.
Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Сюжетно-ролевая игра «Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Читайте еще: Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

В процесс трудового воспитания включаются не только воспитатели, но и все сотрудники ДОУ. Во время музыкальных занятий можно поиграть в такую игру:

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры . Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.

Мероприятия по трудовому воспитанию для дошкольников подготовительной группы

Дети подготовительной группы имеют ясное представление о труде взрослых, о его назначении. Они обладают достаточными умениями и навыками выполнения простейших видов работ. Методическая работа по трудовому воспитанию ведется согласно перспективному и календарному планированию.

Игры и мероприятия по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет

Форма мероприятия Тема, цель
Игры на развитие навыков самообслуживания 1. Игровое упражнение «Все делаем по порядку» - учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду
2. «Путешествие в страну чистоты» - воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность
3. Соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре
4. Соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым
5. «Одень куклу» - закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду
6. Игра – соревнование «Кто опрятней и аккуратней» - закрепить привычку следить за своим внешним видом, без напоминания и контроля взрослого.
Игры по ХБТ (хозяйственно бытовой труд) 1. Сюжетно-ролевая игра (С.Р.И) «Семья» - приучать детей с ответственностью выполнять свои обязанности
2. Игра - соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым.
3. Игра – соревнование «Кто лучше очистит участок от снега» - воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности.
Игры на формирование представлений о профессиях и труде взрослых 1. С.Р.И. «Нефтяники» - воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.
2. С.Р.И. «Космонавты» - расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить правильно распределять роли.
Беседы по трудовому воспитанию, направленные на развитие навыков самообслуживания, представлений о профессиях и ХБТ 1. «Кто трудится в детском саду» - учит различать профессии взрослых по существенным признакам.
2. «Порядок в шкафу» - формировать умение трудится индивидуально, проявлять самостоятельность.
3. Рассматривание иллюстраций « Стирка кукольного белья» - закреплять последовательность стирки кукольного белья.
4. « Моя одежда и обувь» - воспитывать аккуратность; умение самостоятельно оценивать свой внешний вид.
5. «… И зубной порошок!» - Закрепить умение осознанно без напоминания взрослого следить за К.Г.Н.
6. «Культура поведения во время приема пищи» - закреплять навыки культурного поведения за столом.
7. «Чистота тела» - закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Досуг 1. Досуг «Что такое личная гигиена» - закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены.
2. Физкультурный досуг «23 февраля – красный день календаря» - формировать у детей интерес к разным военным профессиям, их взаимосвязи. Воспитывать уважение к защитникам родины.
Темы, предложенные нами – примерные, рекомендованные программой трудового воспитания в детском саду. Темы могут варьироваться, новые игры постоянно создаются активными педагогами детского сада.



10. /родительские собрания/воспитание и труд.docx
11. /родительские собрания/выбор профессии.docx
12. /родительские собрания/причины детской агрессивности.docx
13. /родительские собрания/школьная форма.docx Влияние родительского авторитета на воспитание подросткаЦел и
Семинар родителей и детей ц е л ь: повысить уровень ориентации учащихся в мире профессий
Дружба и ответственностьЦел и
Дурные привычки. Курение
Проблема насилия в семье ц е л ь
Роль положительных эмоций в воспитании. Развитие чувства юмора у детей ц е л и
Роль семьи в воспитании детей ц е л ь
Родительское собрание: «Воспитание в труде» Цели
Выбор профессии (классный вечер для учащихся 9 классов и их родителей) Задачи
Повседневная одежда и школьная форма (родительское собрание) Задачи
скачать docx

Родительское собрание: «Воспитание в труде»

Цели:

– получить информацию об организации труда в семьях учащихся;

– сформировать у родителей представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания.

Подготовка к собранию:


  • Провести анкетирование учащихся в классе.
В о п р о с ы а н к е т ы:

Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения?

Ты выполняешь их сам, или тебя нужно просить?

Что ты знаешь о работе своих родителей?

Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?


  • Подготовить анкеты для родителей.
Х о д с о б р а н и я

Классный руководитель (беседа) . Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основой для человеческой жизни, для создания ее благополучия.

Первое, о чем в особенности должны помнить родители, – это насколько подготовлен ваш ребенок к участию в трудовой жизни. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни. Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудовых качеств человека – это подготовка и воспитание будущего гражданина.

Второе: трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. Научить творческому труду – особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд становится для него основной формой проявления личности и таланта. Творческий труд совершенно невозможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые боятся усилий, боятся, так сказать, трудового пота, которые на каждом шагу только и делают, что соображают, как бы поскорее отделаться от работы.

Третье: в труде воспитываются нравственные качества – ответственность, взаимопомощь. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами чужого труда – безнравственный человек. И, наоборот, совместные трудовые усилия, работа в коллективе, взаимопомощь формируют человеческие отношения. Эти отношения состоят не только в том, что человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других хочет того же.

Четвертое: неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы и другие физические качества. Главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека.

Пятое: необходимо указать еще на одно обстоятельство. Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни.

В трудовом воспитании важным является следующее: перед ребенком должны ставиться посильные задачи, не обязательно на короткий период. Они могут носить длительный характер, даже продолжаться месяцами и годами. Важно то, что ребенку должна быть представлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы и за качество. Меньше будет пользы, если вы скажете ребенку: «Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или этак». Лучше будет, если вы на долгое время поручите ребенку поддерживать чистоту в определенной комнате, а как он будет это делать – предоставьте решать и отвечать ему самому. В первом случае вы поставили перед ребенком только физическую задачу, во втором случае вы поставили перед ним задачу организационную: последняя гораздо выше и полезнее.

Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем эффективнее она будет в педагогическом отношении. Многие родители не учитывают этого обстоятельства и поручают детям выполнение того или иного задания, размножив его на много мелких трудовых задач. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отдалены от игры.

Примерный перечень домашних обязанностей.

(Каждая семья может скорректировать этот список в зависимости от условий и в соответствии с возрастом детей.)

1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире.

2. Вытирать пыль.

3. Накрывать на стол перед обедом.

4. Следить за солонками и горчичницами.

5. Следить за письменным столом.

6. Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и содержать книги в порядке.

7. Складывать газеты и журналы в определенном месте.

8. Кормить и ухаживать за домашними животными.

9. Производить полную уборку в своей комнате или уголке.

10. Следить за своей одеждой, пришивать пуговицы, вешалки.

11. Отвечать за порядок в шкафу на кухне.

12. Помогать матери или сестре по хозяйству (уточнить).

Распределяя обязанности, нужно всегда помнить, что дети учатся в школе, и значительную долю их свободного времени занимает выполнение школьных домашних заданий. Родители должны осторожно подсказывать, как лучше выполнить ту или иную работу. Ребенок должен уметь выполнять и такие работы, которые не вызывают у него особого интереса, которые кажутся в первый момент ненужными и скучными. Вообще он должен осознать, что решающим моментом в трудовом усилии не занимательность, а его польза, необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо, без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость.

В том случае, когда интерес недостаточен, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно использовать метод просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Ее так нужно произнести, чтобы ребенку казалось, что он исполнит просьбу по собственному доброму желанию, не побуждаемый к этому никакими принуждениями. Нужно говорить: «У меня к тебе просьба. Хотя это и трудно, и у тебя всякие другие дела…»

Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять им не следует. Форму просьбы лучше выбирать в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием ее выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, используйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если и в этом случае не будет результата, тогда следует прибегать к принуждению. Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Но в любом случае, никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользу и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Немаловажная проблема для родителей – это так называемые ленивые дети. Здесь следует отметить, что лень, то есть неприятие трудовых усилий, только в очень редких случаях объясняется плохим состоянием здоровья, физической слабостью, вялостью духа. Большей частью лень у ребенка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого раннего возраста родители не воспитывают у ребенка силу воли, не приучают его преодолевать препятствия, не формируют у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычку трудиться.

Способ борьбы с ленью единственный – постепенное втягивание ребенка в область труда. Но лень, как часто это бывает, не единственный недостаток. Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без увлечения, без интереса, не задумываясь о конечном результате. Они работают только потому, что хотят избежать неприятностей, упреков и т. д. Такая работа часто очень напоминает усилия «рабочей лошади», когда не надо задумываться, для чего эта работа, как она выполнена и, в итоге, дети привыкают относиться к труду некритически, не заботясь о качестве выполненной работы. А высокое качество нужно требовать всегда, если оно для ребенка посильно и доступно его пониманию. Не нужно при этом ругать ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать, нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново.

При этом никогда не нужно выполнять работу за ребенка, только в редких случаях, когда часть задания явно ему не по силам. Мы решительно не рекомендуем применять в решении поставленных трудовых задач какие-либо поощрения или наказания. Сам процесс деятельности должен доставлять ребенку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание хорошо выполненной работы должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы, не следует хвалить ребенка в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу или за невыполненную работу. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была все-таки выполнена. Домашнее хозяйство представляет собой очень удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характера будущего гражданина-хозяина.

Еще один немаловажный аспект трудового воспитания – бюджет семьи. Зачастую родители заботятся только о том, чтобы у ребенка все было, чтобы он был хорошо накормлен, хорошо одет, снабжен игрушками и удовольствиями. Все это они делают по безграничной своей доброте и любви, отказывая себе во многом, даже в самом необходимом, а ребенок даже не знает об этом и постепенно привыкает думать, что он лучше всех, что его желание для родителей – закон.

В такой семье дети часто ничего не знают о работе отца или матери, не знают, насколько она трудна. Тем более они ничего не знают о работе других людей. Они помнят только о своих желаниях и их удовлетворении. Это очень неправильный и вредный путь воспитания, от которого, прежде всего, страдают близкие. Здесь можно воспользоваться следующими советами:

1. Как можно раньше ребенок должен узнать, где работают отец и мать, в чем состоит эта работа, насколько она трудна, что производят они на работе. Вообще, как можно раньше ребенок должен хорошо понять, что те деньги, которые родители приносят домой, заработаны трудом, усилием и напряжением.

2. Ребенок должен знать семейный бюджет. Сколько зарабатывают родители, участвовать при распределении этих денег, должен знать, в чем нуждается семья в первую очередь, кому из членов семьи, что более необходимо.

3. Если семья не испытывает материальных затруднений, нельзя допускать, чтобы ребенок гордился этими условиями перед другими. Но если семья, по разным причинам, с трудом удовлетворяет свои потребности, нужно добиваться, чтобы ребенок не завидовал другим детям. Именно в такой семье нужно воспитывать терпение, стремление изменять обстоятельства.

4. Немаловажное значение имеет воспитание честности. Честность – не врожденное, а приобретенное качество личности, прежде всего, в семье. Честность – это открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное. Если ребенок хочет яблоко и открыто об этом заявляет, это будет честно. Родители должны внимательно следить за воспитанием честности у ребенка. Если вы дали какое-либо поручение, то обязательно проверьте деликатно, чтобы не обидеть ребенка.

Заботливость, бережливость, ответственность – это основные качества, которые и формируются в сочетании с трудовым воспитанием. Родители должны помнить, что, воспитывая хорошего и честного хозяина, они тем самым воспитывают и хорошего гражданина. Важно, чтобы отношения внутри семьи строились в спокойном и, в то же время, дисциплинированном порядке, чтобы не было излишней нервозности, нытья, а больше было бодрости и дружного стремления улучшить всем вместе жизнь семьи.

Педагогический практикум для родителей

1. Предложить родителям ответить на вопросы анкеты. Вопросы аналогичны тем, на которые отвечали ученики.

2. Предоставить возможность родителям сравнить свои ответы с ответами своих детей. Сделать выводы.

3. Предложить родителям по группам сформулировать выводы по поставленной проблеме трудового воспитания.

Примерные выводы: (возможно дополнение) .


  • Определить детям постоянные обязанности, которые им будут по силам.

  • Не платить детям деньги за выполненную работу.

  • Не забывать хвалить или благодарить детей, если поручение выполнено хорошо.

  • Не наказывать детей за невыполненные задания.

  • (другие).
Итог собрания. Для выяснения эффективности проведенного собрания классный руководитель предлагает родителям на последующих встречах обсудить возникающие проблемы, чтобы совместно находить оптимальный выход, и в заключение зачитывает стихотворение:

Не позволяй душе лениться!

Не позволяй душе лениться!

Чтобы в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап.

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды.

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет!

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай до темна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь.

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Н. Заболоцкий

Литература

Макаренко, А. С. О воспитании. – М., 1990.

Составлено и проведено А.Л. Потаповой

Цели:

— сформировать у родителей отчетливое представление о роли и возможностях трудового воспитания младших школьников;

— оказать помощь родителями в поиске путей и способов трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Участники: родители учащихся второго класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

I. За неделю до родительского собрания классный руководитель проводит анкетирование учащихся и родителей, делает его анализ.

Анкета для учащихся

1. Помогаешь ли ты дома?

2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому?

3. Какие это поручения?

4. Охотно ли ты их выполняешь?

5. Поощряют ли тебя за это родители? Как?

6. Наказывают ли тебя родители за невыполнение поручения? Как?

7. Выполняешь ли ты вместе с родителями какую-либо работу?

8. Если «да», то какую?

Анкета для родителей

1. Помогает ли вам ребенок по дому?

2. Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому?

3. Если поручения существуют, то какие?

4. Охотно ли ваш ребенок их выполняет?

5. Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей (поручений)? Если «да», то каким способом?

6. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Если «да», то каким способом?

7. Выполняете ли вы вместе с ребенком какую-либо работу?

8. Если «да», то какую?

II. Классный руководитель изучает научно-методическую литературу по проблеме трудового воспитания младших школьников в семье, вырабатывает свои представления о форме, ходе, решении родительского собрания.

III. Классный руководитель продумывает способы активизации участия родителей в обсуждении рассматриваемой проблемы.

Оформление, оборудование, инвентарь:

— на доске написаны слова К.Д. Ушинского: «...Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»;

— в центре классной доски изображено дерево без листьев и плодов;

— таблички в форме листьев дерева с надписями «Цели», «Задачи», «Домашние поручения», «Полезные советы», «Труд не понарошку»;

— вырезанные из картона «яблоки», к которым приклеены картинки с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности.

I. Вступительное слово классного руководителя. Сообщение темы родительского собрания

На доске изображено дерево. Классный руководитель обращает внимание родителей на это дерево.

Уважаемые родители! В данный момент на этом дереве нет ни листьев, ни плодов. Но они могут появиться в любой момент, если наше обсуждение проблемы трудового воспитания детей окажется продуктивным. У меня есть таблички-листики с названиями этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно я буду листики прикреплять к изображению дерева. Итак, тема нашего собрания — «Без трудов нет и плодов».

II. Определение целей и задач трудового воспитания в семье

Осуществить трудовое воспитание детей учитель может только с родителями. С первых дней обучения в школе он обращает особое внимание на их трудовую подготовку, самостоятельность, исполнительность, готовность браться за дело и доводить его до конца. Если ребенок не приучен к труду, самостоятельности, то в работе с ним возникают осложнения — он отстает от других детей, требует постоянного внимания к себе, его надо систематически приучать к труду дома и в школе. Конечно, каждая семья имеет свои особенности, и учитель находит наиболее действенные меры трудового воспитания ребенка. Самое важное в том, чтобы создать благоприятные условия, которые побуждали бы детей к труду, исполнению своих обязанностей в семье, заботе о других. Не поучения, укоры и замечания нужны, а жизненно необходимые дела, исполнение обязанностей в быту, без которых семья не может обойтись.

Чувство ответственности и необходимости труда побуждает у детей совместная работа со взрослыми — родителями, учителями. Сам факт работы вместе со взрослыми, участия в деле для ребенка — особое доверие, которое требует большой ответственности. Трудолюбие воспитывается тогда, когда труд приносит радость, успех, когда он — желаемая необходимость. Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у детей в повседневных практических делах. Их приобретение имеет большое психологическое и воспитательное значение для детей — у них повышается интерес к труду и деловым занятиям, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать свои трудовые умения и навыки.

В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества (трудолюбие, дисциплинированность, желание доводить начатое дело до конца и т.п.). У детей младшего школьного возраста важно заложить стремление быть трудолюбивым. Поэтому существует ряд целей и задач трудового воспитания детей:

— способствовать усвоению знаний о роли труда в жизни людей;

— воспитывать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать у детей стремление выполнять любую работу старательно;

— формировать общетрудовые умения и навыки.

При постановке цели труда важно в воображении детей представить картину того, какую пользу принесет их труд, как он изменит и преобразит действительность (уборка игровой площадки, сбор ягод для подкормки птиц зимой, посадка деревьев и др.). Но главное — непосредственное участие детей в труде. Только в процессе труда, при активном участии ребенка воспитывается трудолюбие, формируются трудовые умения и навыки. Даже самый непривлекательный, тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным.

Классный руководитель прикрепляет листья «Цели», «Задачи» на изображение дерева.

Родители вносят свои предложения об ориентирах трудового воспитания. Мнения родителей записываются на доске напротив приклеенных табличек-листиков.

III. «Труд не понарошку»

Классный руководитель прикрепляет к дереву табличку- листик «Труд не понарошку». Больших усилий от учителя требует работа с детьми, у которых родители воспитывают потребительское, беззаботное отношение к тому, что добывается трудом взрослых. Родители не всегда задумываются над последствиями такого воспитания. Добрые намерения, стремление дать ребенку как можно больше благ, освободить от забот о себе, домашнем хозяйстве, младших и старших наносят вред воспитанию личности. Ребенок привыкает беспечно и равнодушно относиться к материальным ценностям, привыкает к праздности и безответственности. «Привычка праздной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни. Поэтому важно, чтобы дети приучатись с юных лет работать», — отмечал Л.Н. Толстой. Не случится ли так, что, привыкнув к поблажкам, ребенок, став взрослым, будет избегать труда.

Классный руководитель анализирует результаты анкетирования. Например, говорит о том, что у детей есть постоянные поручения по дому, но не все выполняют их охотно и т.п.

IV. «Домашние поручения»

У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности: самому заправлять постель, следить за состоянием обуви и одежды, подавать на стол хлеб, мыть посуду и т.п. Родители должны терпеливо учить, показывать, не ругать и не наказывать за некачественно выполненную работу. Больше помогать и поощрять, давать возможность ребенку испытать удовольствие от выполненной работы. Домашние дела — прекрасная тренировка для ребячьих рук.

Родители предлагают варианты поручений, используемых в практике воспитания своих детей. Классный руководитель прикрепляет табличку-листик «Домашние поручения», а затем анализирует результаты анкетирования родителей. Например, отмечает то, что родители и дети часто работают вместе, наиболее распространенными поручениями являются помощь в уборке квартиры, забота о младших, мытье посуды, уход за домашними животными и др. Отмеченные поручения записываются на доске напротив таблички-листика «Домашние поручения».

V. Классный руководитель прикрепляет на изображение дерева табличку-листик «Полезные советы».

Родители делятся своими советами, которые записываются на доске напротив соответствующего листика. Затем классный руководитель по мере необходимости дополняет список своими советами. По мнению педагога, полезными могут быть такие советы.

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместно.

4. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности.

5. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

VI. «Удивительный плод». Итог собрания

Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания в семье словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи — это трудолюбие». И тогда наше дерево будет плодоносить.

Классный руководитель помещает на изображение дерева «яблоки» с фотографиями участия детей в различных видах трудовой деятельности.

2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы педагога и предложения родителей, высказанные на собрании.

3. Предложить родительскому комитету школы обсудить на своем заседании проблему трудового воспитания детей в семье.

Литература

Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников. М., 1985.

Кушаев И.А. Мир детства. М., 1988.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. М., 1987.

gastroguru © 2017