"Курс, подъем!", или обычный день студента Военно-воздушной академии. Гора Сампо и мельница Сампо из «Калевалы Что же есть "Сампо"

САМПО САМПО

в финской и карельской мифологии источник изобилия, чудесная мельница. Согласно рунам, С. выковал Ильмаринен «из пушинки лебединой, из кусочка веретёнца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки» в качестве свадебного выкупа (вена) за дочь хозяйки Похьёлы, к которой сватался кузнец (иногда за Вяйнямёйнена, который попал во власть хозяйки Похьёлы). С. намалывает столько хлеба, соли и денег, что хватает на еду, припасы и устройство пиров. Похищение С. из Похьёлы - центральный сюжет финского и карельского эпоса (ср. добывание культурных благ у хозяев иного мира в германо-скандинавской мифологии и др.): Вяйнямёйнен отправляется в Похьёлу в сопровождении Ильмаринена, Еукахайнена и др., усыпляет её жителей и добывает С. из-под горы (из глубины в «девять саженей»). Он увозит С. на лодке, но пробуждающаяся хозяйка Похьёлы настигает похитителей; во время борьбы С. разбивается, обломки тонут в море (потому море, согласно народным верованиям, богаче, чем суша). По другому варианту, часть обломков прибивает к земле: они влияют на урожай.
Руны о С. исполнялись во время календарных праздников. По мнению У. Харва и других исследователей, представления о С. соотносятся с образом мирового столпа в финно-угорской мифологии.
Лит.: Krohn К., Kalevalastudien, IV - Sampo, Hels., 1927; Kuusi М., Sampo-eepos, Неls., 1949.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Смотреть что такое "САМПО" в других словарях:

    - «САМПО», СССР Финляндия, Суоми фильм/Мосфильм, 1958, цв., 97 мин. Легенда. По мотивам финского эпоса «Калевала». Пятеро старцев просят вековечного кователя Ильмаринена сделать для народа Калевалы волшебную мельницу сампо, чтобы она сама без зерна … Энциклопедия кино

    В карело финской мифологии волшебная мельница, символ вечного изобилия … Большой Энциклопедический словарь

    САМПО, в карело финской мифологии волшебная мельница, символ вечного изобилия … Энциклопедический словарь

    сампо - Японский треугольный сюрикен. [ГОСТ Р 51215 98] Тематики оружие холодное Обобщающие термины сюрикены … Справочник технического переводчика

    сампо - самоподготовка … Словарь сокращений и аббревиатур

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сампо (значения). А. Галлен Каллела «Создание Сампо» … Википедия

    "Сампо" - СÁМПО, балет в 3 актах 11 картинах (по мотивам карело финского нар. эпоса Калевала). Комп. Г. Н. Синисало, сцен. И. В. Смирнов. 27.3.1959, Петрозаводский т р, балетм. И. В. Смирнов, дирижёр И. Э. Шерман, худ. A. A. Шелковников; Илмаринен – … Балет. Энциклопедия

    САМПО - сюрикен с тремя остриями … Энциклопедия вооружений

    сампо - Самоподготовка. После сампо рванем в самоход. Армейский жаргон … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

    Сампо - (фин.) – источник изобилия, чудесная мельница, которая намалывает хлеб, соль и деньги. По мифу, ее выковал Ильмаринен в качестве свадебного выкупа за дочь хозяйки Похьёлы, к которой он сватался. (Вариант: за Вяйнямяйнена, попавшего в плен к… … Мифологический словарь

Книги

  • Сампо-Лопарёнок , С. Топелиус. Сакариас Топелиус - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он вошел в историю финской и мировой литературы, прежде…

Обычный день студента проходит примерно так: университет, работа, если таковая имеется, еда, свободное время, сон. Как правило, они еще и жалуются, что на три последние пункта времени не хватает. А как проходит будний день у курсантов военной академии? Об этом корреспонденту «P.S. - 5 сов» рассказал один из студентов, который пожелал не раскрывать своего имени.

6:00. Подъем

Защитники Родины каждый день, кроме воскресенья, просыпаются в 6 утра. В воскресенье у них выходной, поэтому встают поздно - в 7.

Просыпаемся мы под команду: «Курс, подъем!» Открываем все окна и откидываем одеяла с постели, чтобы проветрить комнату. Ровно через 5 минут мы должны стоять в спортивной форме на улице. На зарядку ходят все, никаких исключений. На улице нас ждет небольшая пробежка, обычно километра в 3, и стандартный комплекс упражнений, - рассказывает курсант.

После ребята отправляются в казармы. Им дается полчаса, чтобы умыться, побриться, заправить кровати, привести себя и форму в порядок тем, кто не успел вечером, и уже в 7:15 стоять на утреннем осмотре у старшины подразделения.
- Он проверяет наш внешний вид, как выглядит наша форма, обувь, а также как заправлена кровать. Если у кого-то что-то не так, то старшина высказывает замечание и отправляет переделывать, - говорит студент.

Затем у курсантов начинается завтрак, а за ним подъем государственного флага на плацу под гимн Российской федерации.

9:00. Учебные занятия

Студенты Военно-воздушной академии учатся каждый день, кроме воскресенья. Обычно у них три пары, по 1,5 часа каждая. На занятия они ходят в повседневной форме зеленого цвета, а вот во время экзаменов надевают парадную синюю форму.

В 14:00 заканчиваются учебные занятия, и курсантам дается 10 минут, чтобы сменить рабочую одежду, почистить обувь и помыть руки перед обедом.

14:10. Обед

На обед нам дается 30 минут. Можно сказать, что у нас небольшой шведский стол: какой суп захотел, такой и взял себе. Обычно дают борщ, гречневый суп, гороховый, также есть вторые блюда, компот, чай и какая-нибудь сладкая булка.

После студентам дается личное время: на отдых, сон, чистку одежды. В 15:25 у курсантов начинается самоподготовка или, как ее называют, «САМПО». На САМПО готовятся к занятиям, ходят на консультации к преподавателям, занимаются самостоятельно в аудиториях.
В 19:30 САМПО заканчивается, и курсантам дается 10 минут, чтобы привести себя в порядок перед ужином.

19:40. Ужин

На ужин «зеленым» дается только 20 минут. После у курсантов есть время для личных потребностей, с 20:00 до 21:00.
- В это время мы можем поговорить с родными и близкими. Кстати, телефоны находятся у командиров групп и их выдают на час только в личное время, а после опять забирают.

21:05. Вечерняя прогулка

Вечерняя прогулка длится всего 15 минут. Курсанты дышат свежим воздухом, ходят строем и поют «Катюшу», «Марусю», «Идет солдат по городу» и другие военные песни.
В 21:20 начинается двадцатиминутная вечерняя поверка. Старшина обходит личный состав и подводит итоги по прошедшему дню.

С 21:40 у нас вечерний туалет. Нам дается только 20 минут, поэтому нужно действовать очень быстро: искупаться, побриться, привести себя и форму в порядок. Времени на это, конечно, мало, но жизнь в таком темпе научила нас действовать быстро, - говорит курсант.

22:00. Отбой

После 16-часового дня наступает долгожданный отбой. Мечта курсанта - приложиться к подушке. Во время отбоя дежурит проверяющий по курсу, смотрит за порядком и проверяет личный состав.
А на следующий день - подъем в 6:00 и все повторяется заново: зарядка, уборка корпусов, завтрак…

А вы бы хотели связать свою жизнь с военным делом?

Кристина ПОШАТАЛОВА.
Фото из официальной группы

Что такое Сампо, неясно до сих пор. Известно только то, что оно наделено огромной благодетельной силой, ибо с его помощью можно получать хлеб; вот почему два народа оспаривают друг у друга эту «драгоценность». Известные карельские исследователи эпоса «Калевала» Э. Киуру и А. Мишин в своей книге «Фольклорные истоки «Калевалы», изданной в Петрозаводске в 2001 году, писали: «В «Калевалу» Элиас Лённрот постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямейнена».

Таинственность, окружающая образ Сампо, довела самого Элиаса Лённрота до весьма оригинального предположении, о чём он писал в письме академику Гроту. Леннрот предполагал, что имя Похьёлы означает не Лапландию, а Биармию, и что Сампо есть «истукан» верховного бога биармийцев Юмаллы (в «Калевале» он известен под именем Укко), наделённого большой магической силой. Биармийцы называли «истукан» Сампо, от русских слов "сам бог".

Попытки вразумительного объяснения, что же такое «Сампо», предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и даже как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что Сампо - древняя каменная зернотёрка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие.

Наиболее вероятное объяснение загадке Сампо дал профессор В. H. Дёмин. В своей интерпретации Сампо он исходил из дошедшего до наших дней мифе о Золотом веке человечества. Золотой век - эпоха справедливости и благоденствия, которую античные авторы однозначно связывали с северной Гипербореей. Эта удивительная страна в глубокой древности располагалась на обширных пространствах европейского Севера, включающих в себя и территорию современной Карелии.

По мнению В. Н. Дёмина, в памяти северных народов остались смутные воспоминания о Золотом веке. У карело-финских народов, например, оно запечатлелось в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо. У древних саамов она называлась Сайво и представляла собой страну изобилия, существующей в потустороннем мире.

В русском фольклоре также имеются воспоминания о чудесной мельнице - символе вечного изобилия и счастья. Это - известный сюжет о волшебных жерновках. Герой добывает их на небе, взобравшись туда по стволу огромного дуба.

Ясно одно. За образом Сампо скрывается некое легендарное знание, по мнению наших далёких предков настолько важное, что память о нём свято ими оберегалась - интересно, что не только нашими предками, но и предками практически всех народов Земли. Образ мельницы является неким обобщённым символом, известным многим народам.

В исландских и норвежских преданиях герой по имени Амлоди является владельцем сказочной мельницы, которая некогда исторгала из себя золото, мир и изобилие. Вращать это гигантское сооружение призваны были две великанши, Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было недостаточно, чтобы сдвинуть его с места. Затем мельницу похитил морской царь Мизингер и погрузил на свой корабль.

Мельница продолжала молоть, даже когда корабль начал тонуть. Она вращалась и на дне морском, перемалывая камни и песок, одновременно с этим создавая огромный водоворот Мальстрим.

Любой человек, знакомый с содержанием «Калевалы», увидит здесь знакомые мотивы. Подобно мельнице Феньи и Меньи, Сампо также в конце концов крадут и грузят на корабль, после чего она разлетается на куски.

Согласно преданиям индейцев чероки, «у людей Юга была кукурузная мельница, однако люди с Севера, завидовавшие их процветанию, разрушили мельницу и украли кукурузную муку. Возвращаясь обратно, они просыпали муку, оставляя позади себя белый след. Теперь на этом месте находится Млечный путь». В одном из сохранившихся мифов племени атцеков говорится, что «когда мельница перемолола кости людей, погибших во время всемирного потопа, в муку, а боги напустили в неё крови, то получилась плоть нынешних людей». Похожая «мельничная» тема всплывает и в Японии, и в Центральной Америке, у племени маори Новой Зеландии и т. д.

Американский исследователь Г. Хэнкок, изучив все известные фольклорные источники, в которых присутствует образ «мельницы», пришёл к удивительному выводу, что за этим образом скрывается знание, описывающее некое глобальное событие космического масштаба и известное многочисленным культурам древности. Он пришёл к выводу, что образ «мельницы» - символическое изображение разрушительных космических процессов, свидетелями которых являлись древние народы.

Кстати, некоторые исследователи выдвигают весьма экстравагантную гипотезу, согласно которой слово «сампо» происходит от санскритского «скамбха», что означает «каркас вселенной».

В «Атхарведе», одном из древнейших произведений индийской литературы, есть целый гимн, посвященный Скамбхе, «в которой заключена земля, атмосфера, небо, огонь, луна, солнце и ветер... Скамбха сохраняет небо и землю. В Скамбху входит всё сущее...»

Однако, познакомившись с комплексом идей, которые связывались с образом «мельницы», уже не считаешь древнеиндийское значение этого слова особенно странным. В этом образе символически обозначен некий космический механизм, влияющий на земную жизнь и сменяющий земные эпохи.

Именно поэтому «мельница» всегда ломается. Это символическое изображение смены эпох, глобальных космических изменений, отражающихся на Земле в виде потопов и оледенений. Именно поэтому, наряду с «мельницей», множество мифов со всех концов древнего мира живописует геологические катастрофы с яркими подробностями. Реальные события, происходившие на Земле, стали источником нескончаемых преданий о наводнениях и оледенениях, вулканических извержениях и опустошительных землетрясениях. Поэтому неудивительно, что все наши ранние цивилизации сохранили живейшие воспоминания о грандиозных катаклизмах, которые пережили их предшественники.


Фольклор часто называют коллективной памятью народа, сохранённой в художественных образах. К произведениям такого рода относят и знаменитый карело-финский эпос «Калевала». Современным читателям он известен как фольклорный материал, который был собран и структурирован финским лингвистом Элиасом Лённротом в XIX веке. Карелы и финны на протяжении многих веков бережно хранили старинные руны, возраст которых исчисляется тысячами лет, и теперь «Калевалу» считают одним из древнейших произведений в масштабах всего человечества. Время появления большей части сюжетов эпоса невозможно установить даже примерно.

«Калевалу» можно рассматривать как языческую книгу. Культурная среда, в которой жили поэты древних времён, была тесно связана с шаманами. Волшебники и колдуны играли очень важную роль не только в религиозной, но и в социальной жизни древних карел и финнов. Язычники, которые в своё время жили на территории современной Финляндии и Карелии, поклонялись огню и солнцу, а все их заклинания подчёркивали любовь к свету. Природные явления у них считались отражением духа человеческого и почитались в особенной степени.
Основой колдовства шаманов было понимание сил природы. С их помощью они пытались лечить болезни и насылать на недругов проклятия. Согласно преданиям, первые шаманы переняли способность колдовать у некого племени великанов, которое, в свою очередь, состояло из предков северных народов. Обрывочные сведения о таинственных великанах можно найти в сказаниях и песнях, которые не вошли в основной текст эпоса. Из них следует, что карело-финские племена появились благодаря Калеву – древнему великану, у которого было целых двенадцать сыновей.
Обычаи, традиции и знания передавались из поколения в поколение посредством рунопевцев. Древние сказители обычно были просто одарёнными личностями, однако нередко их специально обучали этому мастерству. Будущие рунопевцы запоминали сказания и песни от представителей старших поколений и хранили их в своей памяти. Через время приходил их черёд передавать руны новым поколениям. Считалось, что рунопевцы были носителями особого знания, которым боги поделились с людьми, но скрыли от непосвящённых в мифах и сказаниях. В мифологических образах «Калевалы» можно отыскать упоминания о нормах поведения, происхождении всего живого и великих катаклизмах, которые случались в далёком прошлом. Карелы и финны всегда почитали хранителей коллективной памяти своих народов.
Древние герои эпоса отличались мудростью. Одними из главных персонажей являются отец рун Вяйнямейнен и кузнец Ильмаринен. Примечательно, что Вяйнямейнен позиционируется как сильнейший из героев по причине того, что он был самым мудрым человеком. В этом и проявляется основная особенность карело-финского мировосприятия, в котором геройство заключалось не в военных подвигах, а в силе духа. В их понимании дух имел куда большую важность, а сила была лишь следствием мудрости. Без мудрости любая сила считалась бесполезной.

В эпосе «Калевала» описаны взаимоотношения между двумя народами, один из которых жил в стране Похьёле, а другой – в Калеве. Однажды они поссорились из-за сокровища Сампо. К сожалению, до сих пор не ясно, что же представляет из себя окутанное пеленой неизвестности Сампо. В рунах упоминается о благодетельной силе, которой обладает это таинственно нечто, поскольку с его помощью можно было получать хлеб. Быть может, Сампо представляет собой какую-то волшебную мельницу?
Исследователи предприняли множество попыток объяснить, что же на самом деле представляло собой Сампо. Мельница, музыкальный инструмент, торговое судно – догадок было действительно много, однако наиболее правдоподобным выглядит предположение о зернотёрке. Каменная зернотёрка у карелов и финнов в древности олицетворяла счастье и благоденствие. Тем не менее, все трактовки образа говорят лишь о неспособности современных людей понять послание, заложенное в рунах. Сказания нельзя объяснить с позиции рационализма, а вот интуитивная традиция здесь была бы весьма кстати, однако в современном мире люди мыслят по-другому, да и всякие магические штуки интересуют их всё меньше и меньше.
Таинственность, которая окружала образ Сампо, заинтересовала и Элиаса Лённрота. Финский этнограф предполагал под этим обозначением подразумевали не мельницу, а истукан верховного божества Укко, название которому жители Похьёлы дали от русских слов «сам» и «бог».
Существует ещё одно объяснение загадки Сампо, связанное с известным мифом о «Золотом веке» человечества, который стал эпохой благоденствия и справедливости. Античные историки связывали этот период истории с так называемой «Гипербореей», которая представляла собой страну, в которой обитал блаженный народ. По одному из предположений, она могла располагаться и на территории современной Карелии. У финно-угорских народов воспоминания о тех временах запечатлелись в образе упомянутой мельницы Сампо, у других же народов представления могли различаться. Тем не менее, за этим символом скрывается что-то по-настоящему важное, о чём было известно почти всем народам нашей планеты. Образ мельницы в таком случае выступал просто как обобщённый символ. Какое же сообщение может передать мельница?

При изучении большого количества фольклорных источников многие исследователи приходили к выводу о том, что «мельница» в понимании древних людей описывала какое-то глобальное событие, связанное с космосом. Образ вполне безобидного сооружения может символизировать разрушительные космические процессы, свидетелями которых приходилось становиться древним народам. Тут же возникла гипотеза происхождении самого слова «сампо». Ряд исследователей утверждает, что оно образовано от санскритского «скамбха», которое в одном из произведений древнеиндийской литературы истолковывают как «каркас вселенной». Народы, которые когда-то проживали на территории современной Индии, заключали в значении упомянутого слова описание некоего космического механизма, который сменял земные эпохи.
Как известно, любая мельница рано или поздно ломается. В случае с Сампо это может быть символическим изображением глобальных катастроф, таких как потопы и оледенения, ведь большое количество древних мифов посвящено именно глобальным катаклизмам, которые описаны подробно и очень ярко. Источниками нескончаемых преданий о катастрофических изменениях земного климата обычно основаны на реальных событиях. Канувшие в небытие цивилизации сохранили воспоминания о тех грандиозных катаклизмах и передали их последующим поколениям. Теперь о них знают и современные люди.

Могут ли катаклизмы общемирового масштаба произойти в будущем? Не исключено. Быть может, в данную минуту человечество и стоит на грани какой-нибудь катастрофы. Всё дело в том, сумеют ли люди прислушаться к сообщениям своих предков, переданных в различных сказаниях. Многие мифы прямо намекают на то, что периодическое и почти полное уничтожение человечества является неотъемлемой частью жизни на планете Земля. Правы ли древние? Кто знает…

Сампо Самоподготовка. После сампо рванем в самоход. Армейский жаргон

Cловарь современной лексики, жаргона и сленга . 2014 .

Смотреть что такое "сампо" в других словарях:

    САМПО - «САМПО», СССР Финляндия, Суоми фильм/Мосфильм, 1958, цв., 97 мин. Легенда. По мотивам финского эпоса «Калевала». Пятеро старцев просят вековечного кователя Ильмаринена сделать для народа Калевалы волшебную мельницу сампо, чтобы она сама без зерна … Энциклопедия кино

    САМПО - в карело финской мифологии волшебная мельница, символ вечного изобилия … Большой Энциклопедический словарь

    САМПО - в финской и карельской мифологии источник изобилия, чудесная мельница. Согласно рунам, С. выковал Ильмаринен «из пушинки лебединой, из кусочка веретёнца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки» в качестве свадебного выкупа (вена) за дочь… … Энциклопедия мифологии

    САМПО - САМПО, в карело финской мифологии волшебная мельница, символ вечного изобилия … Энциклопедический словарь

    сампо - Японский треугольный сюрикен. [ГОСТ Р 51215 98] Тематики оружие холодное Обобщающие термины сюрикены … Справочник технического переводчика

    сампо - самоподготовка … Словарь сокращений и аббревиатур

    Сампо - У этого термина существуют и другие значения, см. Сампо (значения). А. Галлен Каллела «Создание Сампо» … Википедия

    "Сампо" - СÁМПО, балет в 3 актах 11 картинах (по мотивам карело финского нар. эпоса Калевала). Комп. Г. Н. Синисало, сцен. И. В. Смирнов. 27.3.1959, Петрозаводский т р, балетм. И. В. Смирнов, дирижёр И. Э. Шерман, худ. A. A. Шелковников; Илмаринен – … Балет. Энциклопедия

    САМПО - сюрикен с тремя остриями … Энциклопедия вооружений

    Сампо - (фин.) – источник изобилия, чудесная мельница, которая намалывает хлеб, соль и деньги. По мифу, ее выковал Ильмаринен в качестве свадебного выкупа за дочь хозяйки Похьёлы, к которой он сватался. (Вариант: за Вяйнямяйнена, попавшего в плен к… … Мифологический словарь

Книги

  • Сампо-Лопарёнок , С. Топелиус. Сакариас Топелиус - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он вошел в историю финской и мировой литературы, прежде… Купить за 182 руб
  • Сампо-Лопарёнок , Топелиус Сакариас. Сакариус Топелиус (Zacharias Topelius, 1818-1898) - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он вошел в историю…
gastroguru © 2017