Сценарий литературно-музыкальной композиции к дню победы "есть память, которой не будет конца". Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы Звучит стихотворение «Жди меня» К.Симонова

Аннотация

Методическая разработка «Война - печальней нету слова» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны. Автор исходит из того, что программному изучению литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения учащихся с миром искусства слова.

В представленном сценарии отражена история литературы (в частности, поэзии) в годы Великой Отечественной войны, ее вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение.

Литературная гостиная предполагает в качестве участников и зрителей старшеклассников - учащихся 10-11 классов.

Методическая разработка сопровождается презентацией.

Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной работы, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам педагогических вузов при прохождении практики по внеклассной работе.

Цели:

  • формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;
  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.

Оборудование:

  • компьютер и видеопроектор;
  • проекционный экран;
  • презентация «Война - печальней нету слова»

Оформление аудитории (гостиная как форма внеклассного мероприятия предполагает камерность, поэтому помещение не должно быть большим, аудитория рассчитана приблизительно на 50 зрителей).

  • Стенды с фотографиями и краткими биографиями поэтов, о которых пойдет речь в гостиной;
  • Книжная выставка «Поэзия фронтовых лет».

Участники и зрители мероприятия - учащихся 10-11 классов.

Сценарий

Вступительное слово руководителя: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями литературной гостиной. Литературная гостиная существует у нас уже много лет. Меняются ее руководители, участники, постоянно обновляется репертуар. Но неизменно одно - среди ее участников всегда люди творческие, увлеченные, которые любят и ценят художественное слово, пробуют свои силы в стихосложении, читающие, поющие. Это учащиеся нашей школы.

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем одну из наших программ, посвященную поэзии Великой Отечественной войны.

Первый ведущий: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Второй ведущий: Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.

Третий ведущий: Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Первый ведущий: Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

Василий Иванович, газете нужны стихи.

Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Второй ведущий: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

Слайды №№ 2,3 Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

Третий ведущий: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Первый ведущий: Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой. Не получится так, как пелось в довоенных бравурных песнях: «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов, широко тиражируемых в печати и декламируемых по радио.

Второй ведущий: В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.

Третий ведущий : Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов.

Чтец: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей… О своем поколении, поколении, которому на момент начала войны было не больше двадцати, писали Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Булат Окуджава.

Слайд № 4

Звучит песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

(Примечание: песня может быть исполнена участниками гостиной)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Чтец : О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт-фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые».

Слайд № 5

Звучит названное стихотворение Д. Самойлова «Сороковые»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Слайд № 6

Чтец: Семен Гудзенко после войны написал стихотворение, в котором была такая строка: «Мы не от старости умрем - от старых ран умрем». За что получил в свой адрес большой поток критики. Его упрекали в безысходной тоске, печали, ноющей жалобе.

Семен Гудзенко был тяжело ранен в 1942 году и умер в 1953 в буквальном смысле слова «от старых ран», проведя во время войны и после нее много месяцев в госпиталях.

Звучит стихотворение Семена Гудзенко «Мое поколение».

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

Только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-

У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

И не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели

Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,

Все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-

Пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,

Чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,

Матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.

Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -

Все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

Чтец: У Николая Некрасова, русского поэта 19 века, есть стихотворение, в котором автор, размышляя об «ужасах войны, о каждой новой жертве боя», выражает свое сочувствие матери погибшего солдата. Он пишет:

Увы, утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но в мире есть душа одна-

Она до гроба помнить будет.

Что может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.

Слайды №№ 7, 8 (поочередно)

«Зинка»

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Чтец: Сиротство и вдовство - это еще одна трагедия войны. С пронзительной болью об этой беде написал Сергей Викулов поэму «Одна навек».

Слайд № 9

Звучит отрывок из поэмы С.Викулова «Навек одна»:

… Едва хватило силы

принять дрожащею рукой конверт...

И вдруг: "Дедуся, милый!"

"Ах!" и к его щеке щекой!

И закружилась с ним в обнимку:

"Он жив! Он жив!"

"Ну, дай-то Бог!"

Старик растроганно слезинку смахнул и вышел за порог,

Дивясь, что сумка легче стала...

Она ж, присев возле стола,

Сперва конверт к губам прижала

И лишь потом надорвала...

"Любимая!.." и лист неровный вдруг задрожал в ее руках,

И в голубых её огромных

Предчувствием разлился страх,

И стал белей бумаги палец,

Следивший дрожко за строкой.

"Любимая, мы отступаем!

Уже все наши за рекой.

Здесь только мы, а мост не взорван!

А мост уже в руках врага!

И наш комбат сказал: "Позор нам!" и

"Добровольцы, два шага вперед!"

И мы, кто нас в живых осталось...

Мы разом все к нему!!!

"Что ж, браво...", бросил он устало,

И четверых по одному из строя вызвал.

Третьим с краю стал я...

И он, суров и прям,

сказал: "На смерть вас посылаю, пишите письма матерям.."

В распоряженьи вашем час"

И вот, посуше выбрав место,

Я и пишу.. в последний раз.

Пишу тебе, прости, что почерк так не разборчив,

ты должна понять,

Мне часа мало очень, чтоб все сказать

Мне жизнь нужна!!!

И я спешу, спешу и сразу же хочу о главном:

Минет срок, и ты, конечно, выйдешь замуж,

Я понимаю, я жесток, но Ты.. ведь кто тебя осудит?

Ты выйдешь верность мне храня.

И у тебя сынишка будет, пусть не похожий на меня,

Пусть... но я хочу, чтобы мальчонка был у тебя на все горазд!

Чтобы соломенная челка на лбу, и крапинки у глаз.

Чтоб узнавала средь мальчишек, ты даже издали его

И чтоб однажды он услышал рассказ твой грустный про того,

Кто так хотел (прости мне это признанье!)стать его отцом!

Да вот не вышло! Сгинул где-то... не важно где, он был бойцом.

И ты, однажды, ты поведай ему, оставив все дела,

Что он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была!

Чтоб снова добрым людям в лица ударил свет, рассеяв тьму,

Чтоб он, курносый, мог родиться и чтоб легко жилось ему,

Чтобы его по утру тропка то в лес, то к озеру вела,

Чтоб гром гремел, летела лодка вперед! И радуга цвела!

Чтоб гасли молнии как спички, ударив в радугу-дугу,

Чтоб чья-то девочка с косичкой ждала его на берегу...

Любимая... и тишина... и снова

Кричу из дыма и огня: ЛЮБИМАЯ!!!

Но это слово услышишь ты уж без меня...

Первый ведущий: Война не вмещается в оду,

И многое в ней не для книг.

Я верю, что нужен народу

Души откровенный дневник.

Второй ведущий: В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. Для того, чтобы по-настоящему оценить общественное, литературное и духовно-нравственное значение этого явления, необходимо хотя бы в самых общих чертах вспомнить о том, что у темы любви в советской поэзии была трудная история, связанная с подчеркиванием значимости только общественной тематики и недооценки личной, особенно интимной, жизни человека.

Третий ведущий: Возрождению любовной лирики в поэзии военных лет во многом способствовал цикл стихов Константина Симонова «С тобой и без тебя», написанный в 1941-1942 годах.

Слайды № № 10, 11

Чтец: На сегодняшний день для меня самыми близкими стихами военной поры являются стихи Константина Симонова из сборника «С тобой и без тебя». Я узнала об этом сборнике на уроке литературы, когда мы знакомились с лирикой Великой Отечественной войны. Стихи меня поразили. Поразили силой чувства, откровенностью, а еще тем, что такие интимные стихи были опубликованы в годы войны. Мне стало интересно, имеют ли они под собой фактический материал. И я обратилась к биографии Симонова, из которой узнала, что цикл «С тобой и без тебя» посвящен актрисе Валентине Серовой. Она стала женой поэта накануне войны, в 1941. Остальные подробности их взаимоотношений в стихах.

Звучат стихи из сборника «С тобой и без тебя»:

Слайды №№ 12,13

Чтец: «»

Мне хочется назвать тебя женой

За то, что так другие не назвали,

Что в старый дом мой, сломанный войной,

Ты снова гостьей явишься едва ли.

За то, что я желал тебе и зла,

За то, что редко ты меня жалела,

За то, что, просьб не ждя моих, пришла

Ко мне в ту ночь, когда сама хотела.

Мне хочется назвать тебя женой

Не для того, чтоб всем сказать об этом,

Не потому, что ты давно со мной,

По всем досужим сплетням и приметам.

Твоей я не тщеславлюсь красотой,

Ни громким именем, что ты носила,

С меня довольно нежной, тайной, той,

Что в дом ко мне неслышно приходила.

Сравнятся в славе смертью имена,

И красота, как станция, минует,

И, постарев, владелица одна

Себя к своим портретам приревнует.

Мне хочется назвать тебя женой

За то, что бесконечны дни разлуки,

Что слишком многим, кто сейчас со мной,

Должны глаза закрыть чужие руки.

За то, что ты правдивою была,

Любить мне не давала обещанья

И в первый раз, что любишь,— солгала

В последний час солдатского прощанья.

Кем стала ты? Моей или чужой?

Отсюда сердцем мне не дотянуться...

Прости, что я зову тебя женой

По праву тех, кто может не вернуться.

Чтец: «Далекому другу»

И этот год ты встретишь без меня,

Когда б понять ты до конца сумела,

Когда бы знала ты, как я люблю тебя,

Ко мне бы ты на крыльях долетела.

Отныне были б мы вдвоем везде,

И, отраженьем в ледяной воде

Твое лицо бы на меня смотрело.

Когда бы знала ты, как я тебя люблю.

Ты б надо мной всю ночь, до пробужденья,

Стояла тут, в землянке, где я сплю,

Одну себя пуская в сновиденья.

Когда б одною силою любви

Мог наши души поселить я рядом,

Твоей души сказать: приди, живи,

Незрима будь, будь недоступна взглядам.

Но ни на шаг не покидай меня,

Лишь мне понятным будь напоминаньем:

В костре - неясным трепетом огня,

В метели - снега голубым порханьем.

Незримая, смотри, как я пишу

Листки своих ночных нелепых писем,

Как я слова беспомощно ищу,

Как нестерпимо я от них зависим.

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу,

Свое ты редко здесь услышишь имя.

Но если я молчу - я о тебе молчу,

И воздух населен весь лицами твоими.

Они кругом меня, куда ни кинусь я,

Все ты в мои глаза глядишь неутомимо.

Да, ты бы поняла, как я люблю тебя,

Когда б хоть день со мной тут прожила незримо.

Но ты и этот год встречаешь без меня...

Чтец: «На час запомнив имена…»

На час запомнив имена,—

Здесь память долгой не бывает,—

Мужчины говорят: «Война...» —

И наспех женщин обнимают.

Спасибо той, что так легко,

Не требуя, чтоб звали милой,

Другую, ту, что далеко,

Им торопливо заменила.

Она возлюбленных чужих

Здесь пожалела, как умела,

В недобрый час согрела их

Теплом неласкового тела.

А им, которым в бой пора

И до любви дожить едва ли,

Все легче помнить, что вчера

Хоть чьи-то руки обнимали.

Я не сужу их, так и знай.

На час, позволенный войною,

Необходим нехитрый рай

Для тех, кто послабей душою.

Пусть будет все не так, не то,

Но вспомнить в час последней муки

Пускай чужие, но зато

Вчерашние глаза и руки.

В другое время, может быть,

И я бы прожил час с чужою,

Но в эти дни не изменить

Тебе ни телом, ни душою.

Как раз от горя, от того,

Что вряд ли вновь тебя увижу,

В разлуке сердца своего

Я слабодушьем не унижу.

Случайной лаской не согрет,

До смерти не простясь с тобою,

Я милых губ печальный след

Навек оставлю за собою.

Чтец: Самым известным стихотворением из сборника «С тобой и без тебя» и, пожалуй, самым известным стихотворением Симонова является «Жди меня». Я думал над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я понял, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.

Звучит стихотворение «Жди меня» К.Симонова.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Первый ведущий: Много замечательных стихотворений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.

Чтец: Прекрасное лето 1941 года,21 июня, суббота. По всем школам страны - выпускной, а завтра, завтра будет война… Этой памятно-трагической дате посвящено стихотворение Вадима Шефнера «22 июня».

Слайд № 14

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,

Средь весёлых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зелёных

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться -

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их - напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед.

Слайд № 15

Второй ведущий: По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» в действующей армии служило свыше тысячи писателей - 1215. Из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250. 475 писателей с войны не вернулись.

Третий ведущий: В память о тех, кто не пришел с войны, звучит эта песня.

Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли».

Скачать разработку:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«АИСТ - ПТИЦА ВЕСЕННЯЯ»
(О ПОЭТЕ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЕ А. СТОВБЕ).

Описание: данный материал предназначен для учащихся старших классов при проведении внеклассного мероприятия на тему «9 мая – День Победы», может быть использован также на факультативных занятиях или фрагментарно – на уроках.
Цель: познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвёл в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР; воспитывать у школьников уважение к военным традициям и людям, прошедшим тяжёлый путь войны.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

На сцене полукругом стоят солдаты, звучит одна из афганских песен.
Ведущая. Аист, по народному преданию, - птица, несущая людям счастье, радость и надежду. Удивительная птица, самая любимая в моём народе. Птица с родной Украины залетела так далеко от сивого Днепра и не вернулась домой.
В е д у щ и й . Аист - литературный псевдоним поэта Александра Стовбы, офицера Советской Армии, погибшего двадцати двух лет в Афганистане. Наш рассказ о нём и о его любимой девушке - Ларисе Шабатько. Лора, Лориетта, Лорентина... Это ей Саша посвящал свои стихи.
1-й солдат. Был предпоследний день марта 1980 г. В ночном ущелье душманы окружили взвод Аиста. Вражеская засада напоминала жестокий обруч удава. Александр Стовба и ещё четверо солдат решительным ударом разрубили стягивающееся кольцо, прикрыли отход товарищей, а сами остались в ущелье, в западне.
На сцену выходит Лариса.
Лариса. В нашем Днепропетровске мы росли вместе, до десяти лет, по-детски дружили. Затем родители Саши переехали в другой город. Снова встретились через годы... С трепетом и надеждой я чувствовала, что между нами зарождается что-то большое и настоящее. Такое чувство, теперь осознаю, к человеку приходит только раз в жизни. Он звал меня ласково Лора, Лориетта, Лорентина.
На сцену выходит Аист.
Аист.
Лора, Лориетта, Лорентина,
Песня ветра, петая не раз,
Моих мыслей чайка-бригантина
Ищет пристань твоих милых глаз.
Лорентина, Лора, Лориетта,
Ты любовь моя, моя мечта,
Паутинка солнечного света,
Как ты для меня свята.
Сто дорог пройду, сто перевалов,
Шар земной - он и велик, и мал.
Твоим именем, под музыку привалов,
Назову всё то, что отыскал.
2-й солдат.
Очнулся Саша от яростной боли, казалось, разрывающей всё тело на части. Где он? Что с ним? Кто-то грубой ногой перевернул его набок. Саша был ранен в живот, две пули прошли у сердца, две обожгли левую руку... Но и этого душманам оказалось мало. На огне палачи затерзали юных солдат.
А Саше какими-то жгучими щипцами окровавили правую руку, а на левой разрезали пястковые кости, разрезали ноги выше колен, закручивали жилы, отрезали ступни ног.
Александру Матросову
У офицеров и солдат
В бою тяжелом время сжато...
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя.
О подвига полет бессмертный!
Ты бросился на выстрел первым,
Друзей и Родину любя.
И, смяв атакой рубежи,
Пошла вперед родная рота.
А ты у вражеского дота
В снегу, недрогнувший, лежишь.
Отчизны юный гражданин,
Мы за тобой идем по следу.
Ты отдал жизнь за День Победы,
А мог дожить и до седин.
Л а р и с а.
У Саши была глубоко лирическая, поэтическая душа. Он любил хранить дорогие для нас обоих вещи, время от времени обращаться к ним. Весной я выслала ему белый цветок ландыша. И как обрадовалась, когда через два года узнала, что Саша сберег его, не потерял. Помнил: этого цветка касались мои руки.
Цветок любви
Цветок любви - он быстро вянет в доме,
Теряя аромат полей и цвет.
Лежит он, как закладка в книжном томе
Прочитанных когда-то мною лет.
Но чуть затронешь памяти страницы -
И все, чем жил, чем мучился, страдал,
Такой в душе вдруг пробуждает шквал -
И оживают голоса и лица.
А рядом - он свидетелем безмолвным,
Не тронутый ветрами перемен,
Цветок полей, оставшийся влюбленным,
Полученный за поцелуй в обмен.
Чей это дар и где его владетель?
Кто знает, на какой поляне рос
Моей судьбы нечаянный свидетель,
Под корень скошенный в июльский сенокос?!
Беру, волнуясь, хрупкий стебелек.
В нем мига тайна, тайная краса...
И начинаю верить в чудеса,
Целуя необычный василек.
Аист.
Что делать?
В этом звездном мире.
Любовь по прежнему
Осталась в силе...
По-прежнему любовь - надежда
По-прежнему любовь - тоска
И ты со мной нежна, как прежде,
И до смущения робка.
Лариса.
Во время нашей разлуки с Сашей снова появился мой знакомый парень, с которым я когда-то встречалась. Он говорил, что если мы срочно не распишемся, то никогда больше не увидимся. Мы тайно расписались. Сейчас я не нахожу себе оправдания. Саше я после томительного молчания написала, что в его любовь, такую быстро загоревшуюся, не верю. Писала ему неискренне, просто чтобы как-то оправдать себя. Жизнь с нелюбимым человеком тяготила меня, ночи напролет втайне плакала, вспоминая Сашеньку, и в один из осенних дней решилась написать ему. Я ждала ответа, молила небо и землю о прощении. И Саша мне ответил. Дрожащими от волнения руками я вскрыла конверт и прочла свой заслуженный приговор: «Лора! Будь хорошей женой!»
Аист.
Когда ты одиночеством раздавлен,
Разлукой заперт в четырех стенах
И бывшим другом навсегда оставлен,
Упрек обиды не храни в глазах.
Раскрой окно - волшебная прохлада
Осенней ночи обовьет, любя,
Взволнованное сердце. И досада
Оставит возмущенного тебя.
4-й солдат.
За горы отошла жесточайшая из ночей. Саша полз, приближаясь к дороге, когда услышал за собой торопливые шаги бегущих. Это были душманы. Они приближались к израненному открыто, ничего не боясь. Но он ещё выстрелил, дважды выстрелил! Двоих убил, но третий успел бросить в него нож, а затем выстрелил два раза в уже остановившееся сердце...
5-й солдат.
Утром, в ущелье близ реки, товарищи Саши нашли среди камней его простреленную шапку. Но тела нигде не было. Разразившийся дождь почти смыл следы крови, ведущие в сторону дороги. Больше шести часов потребовалось, чтобы настичь мёртвого Сашу.
6 - й солдат.
Саша был почти у дороги. Возле него валялись два трупа душманов.
Саша лежал, обратив лицо к небу, где навсегда для него исчезли звёздные миры. Израненная рука, в последний миг потянулась к сердцу, и друзьям показалось, что Саша сжимал в ладони запершийся след своего метеорита.
Аист.
Метеорит живёт мгновенье,
Сгорая в дымной синеве.
Его отвесное паденье
Сквозь смерть направлено к Земле.
И я готов, летя сквозь годы,
Метеоритом в синей мгле
Сгореть, сжигая все невзгоды,
Во имя мира на Земле!
Юноша и девушка поют песню А. Рыбникова, А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду».

Фронтовой концерт

Дети заходят под марш.

Вед. Добрый день гости, ветераны, взрослые и дети! 9 мая! Счастливый и радостный день! 72 года назад советский народ одержал великую победу над фашистской Германией. Этот день помнят деды, знают внуки, и каждый человек гордится нашей победой.

Я знаю от папы, я знаю от деда

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Майский праздник –

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Песни фронтовые,

Награды боевые,

Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов

И салют в полнеба,

Огромный, как Победа.

Песня «Этот праздник большой-День Победы»

Вед. 1. Ранним утром 22 июня 1941 года была остановлена мирная жизнь только одним коротким,но страшным словом – война!

Музыка «Священная война»

Вставай народ! Услышав клич земли,

На фронт солдаты Родины ушли

С отцами рядом были их сыны.

И дети шли дорогами войны.

Дети под марш проходят и садятся.

За Днепр и Волгу шли солдаты в бой.

Сражались за любимый край родной.

За каждый город, каждое село.

За все, что на земле моей росло.

За детскую улыбку, светлый класс.

За Мир, за счастье каждого из нас!

Вед. Отстоять свою Родину, не упасть духом, не потерять веру в себя, на фронте помогала песня.

Пусть узнают юные солдаты,

Как однажды, в предрассветный час,

Песни взяли в руки автоматы.

Им наград не вешали на грудь,

Их портретов не было в газете,

Но прославлен их нелёгкий путь,

И народ, воспевший песни эти!

Я бы с песни начал свой рассказ,

С той нехитрой песни сокровенной,

Что, как символ радости неслась

Над Софией, Будапештом, Веной.

Пешим ходом и в грузовике,

Жарким днём и зимнею порошей,

Мы её носили в вещмешке,

Самой ценной, самой лёгкой ношей.

Композиция «В лесу прифронтовом»

Танец «Песенка фронтового шофера»

Ой, ты, песня, песня огневая,

Пусть трепещут от тебя враги.

Ты звучи, звучи, не умолка,

Победить скорей нам помоги.

И летят снаряды в тьму густую,

И огнем окрашен небосвод.

Защищаем мы страну родную.

И "Катюша" нам в бою поет!

Песня «Катюша»

Ведущая. В дни войны песня была оружием, клятвой, паролем и мечтою. Мечтою о встрече с родными и друзьями, о встрече с местами, где они жили. Запели солдаты о красоте природы, о березах, о реке, и каждый вспомнил свою родную сторонку. Словно какое-то волшебное слово перенесло его в родные края.

Композиция «Синенький платочек»

Танец «Яблочко»

Ведущий : Особенным этот день стал для жителей Ленинграда, переживших страшную 900 дневную блокаду города.

Проходят дни и месяцы, и годы, но в памяти останется всегда

Война, что принесла лишения, невзгоды, и детство ваше забрала.

Присев на скамеечку в сквере, где слышится смех детворы,

Вам вспомнится трудное детство далекой блокадной поры.

Пусть солнце вам ласково светит и звонко поют соловьи.

А дети на нашей планете вовек не узнают войны.

Песня (Взрослые)

Песня «Победа далась нелегко»

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Вед. Давайте встанем, помолчим. Почтим память героев Великой Отечественной. Всех, чьи жизни унесла в суровый час война.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Победы ветер был не за горами

Он несся к нам сквозь дым, огонь и шквал

И каждый человек в тылу, на фронте

Её прихода с нетерпеньем ждал!

Песня «Дорога на Берлин»

Победой кончилась война,

Те годы – позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

2-й ребёнок :

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Ребенок :

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Песня «О мире»

1-й ребенок

Есть солнце, которое с песней проснется

И песней веселой по свету несется.

2-й ребенок

У Солнца - веснушки, у солнца - игрушки,

Ему не нужны автоматы и пушки.

3-й ребенок

Мечтает о счастье оно и танцует,

Улыбки цветов на асфальте рисует.

Танец «Я рисую этот мир»

1-й ребенок

Солнце светит так красиво,

Солнце ярко светит нам!

Детям нужен мир счастливый,

Нужен мир для пап и мам!

2-й ребенок

Взрослые, вас просят дети,

Чтобы мир вы берегли,

Чтоб светило солнце детям

В каждом уголке земли.

Ведущий Мы поздравляем всех ветеранов и гостей с большим праздником. Счастья вам, добра и мирного неба над головой (Дети дарят

цветы ветеранам.)

Песня «День Победы»

Под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт и ничто не забыто» к празднику 9 мая для старшего дошкольного возраста Цель праздника: 1. Знакомство с государственным праздником Днём Победы. 2. Приобщение к культурному наследию народа, воспитание в детях.

Литературно-музыкальная композиция "О Том, Чья заповедь - любовь!" Цель: формирование православной культуры дошкольников как средства.

Сценарий литературно-художественной композиции «Мой любимый край» (подготовительная группа) Дети под музыку входят в зал, перестраиваясь в хороводы, останавливаются у центральной стены. Вед. Почти в самом центре Мурманской области.

Сценарий литературно-игровой композиции «Чтобы помнили» ко Дню 9 мая Литературно- игровая композиция «Чтобы помнили» ко дню открытых дверей(21.04.15) для детей 2 класса А, МБОУНОШ №5 г. Тулы. Воспитатель гпд.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Белые Журавли» памяти солдат погибших на фронтах разных войн Блок 1. История праздника «Белые Журавли» (Скорбная музыка на фоне слова ведущего) Ведущий: От неизвестных и до знаменитых, Сразить.

Сценарий литературной гостиной, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

«ПО ДОРОГАМ ПАМЯТИ»

На сцену выходят шестеро ведущих – ребят, готовящихся провести экскурсию в школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. У каждого в руках по несколько треугольников – писем времён ВО войны.

1 ведущий Ребята, сегодня мы проводим экскурсию в нашем школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

2ведущий И познакомим всех с новой экспозицией писем «Весточки с фронта и на фронт», которые собирали долго и трепетно.

Видеоролик «70-летию Победы посвящается» (без звука)

1 ведущий Великая Отечественная война.

2ведущий – Тысяча четыреста восемнадцать дней!

3ведущий Тридцать четыре тысячи часов

4ведущий И двадцать семь миллионов погибших советских людей.

5ведущий От Москвы до Берлина 2600 километров

6ведущий 27 миллионов погибших на 2600 километров

1ведущий Это значит, 10 тысяч четыреста убитых на один километр

2ведущий 10 человек на каждый метр земли

3ведущий 19 тысяч убитых ежедневно

4ведущий 800 человек в час

5ведущий 13 человек каждую минуту

2ведущий Вдумайтесь в эти цифры!

6ведущий Мы помним и чтим память тех, кто шёл в бой за Родину!

1ведущий Тех, кто согревал дыханием стужу блокадных ночей.

2ведущий Тех, кто улетел вместе с дымом из бухенвальдских печей.

3ведущий Тех, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну.

4ведущий Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.

5ведущий Тех, кто ради правого дела сердце отдать был готов.

6ведущий - Этот список бесконечен, а жизнь так коротка...

4ведущий - Нельзя упрятать прошлое в чулан, историю страны нельзя забыть -

Год сорок первый – скрипка и орган, печаль и боль,… оборванная нить…

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «О героях былых времён». В руках у всех фотографии погибших героев ВО войны.

Выходят 2 девушки: в чёрном и белом.

Девушка в белом - Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить! Война…кресты…черные эсэсовские мундиры…

Девушка в черном - Без прошлого не бывает будущего.

Б - Значит ты мое прошлое? Значит это все, было со мной?

Ч - Смотри. Вглядись в эти лица. Обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и ты. Но только их детство было перечеркнуто страшным словом ВОЙНА!

Б - Они очень хотели жить. Хотели любить. Мечтали, надеялись, верили…

Ч - Но война не знает жалости - она живет по своим законам. Что сделали эти ребята?

Б Они не считали себя героями, просто они жили, жили так, как подсказывало им сердце.

Инсценировка «Солдат и Пастушок»

Ведущий 3 раскрывает треугольник и читает:

«Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который гонят к спокойным пастбищам на восток, у перекрёстка в селе останавливается машина. Выходит Солдат».

Выходит солдат – водитель, протирает тряпкой руки. К нему подходит Пастушок.

Пастушок

Дяденька, дайте два патрона.

Водитель

На что тебе патроны?

Пастушок

А так… На память

Водитель

На память патронов не дают. Но я тебе могу дать оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

Пастушок

Ну вот! Что с них толку?

Водитель

Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толк? Может тебе дать зелёную бутылку с зажигательной смесью? Или гранату? Может тебе отцепить от тягача противотанковую пушку? Не ври и говори всё прямо!

Пастушок

Отец, дядя, старшие братья ушли в партизаны, а меня не взяли. (Хлестнул кнутом по траве). Говорят, маленький, а как скотину пасти, то большой, а я все лощинки и тропинки на сорок километров в округе. Я ловок и смел и могу защищать свою Родину!

Водитель

Это – обойма от моей винтовки. Она записана на меня. Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в цель, куда надо. Как тебя зовут?

Пастушок

Яшкой меня кличут.

Водитель

Послушай, Яша. Ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой кринки стрелять будешь? (Отдаёт патроны)

Пастушок (подпрыгивает от радости и весело, загадочно кричит):

Главное – патроны, а уж стрелять-то из чего найдём.

Водитель

Ой, нет! Этот паренёк заложит обойму не в пустую кринку.

1ведущий

Письма с фронта. Весточки из родного дома, В них – вся правда о войне, о чувствах людей, которые 4 года находились между жизнью и смертью.

2ведущий

Каждое письмо для родных было радостью, а ответное вдохновляло бойцов на новые подвиги

3ведущий

Посмотрите, какие они интересные, без конвертов, свёрнутые треугольником.

4 ведущий

Листочки истончились, пожелтели от времени. Письма были тонкой ниточкой, связывающей близких и любимых людей друг с другом.

5 ведущий

Строки военных писем несут на себе живое дыхание страшного времени, о многом рассказывают и многому учат.

6 ведущий

Учат тому, как беречь свою Родину, своё доброе имя.

1 ведущий

Эти пожелтевшие треугольники - фронтовые письма служат каждому из нас напоминанием о том ужасном испытании для человеческих судеб, что зовётся войной.

2 ведущий

Треугольники-птицы-

Оригами войны,

Горьких судеб страницы

И страшны, и нежны.

Далеки расстоянья

От фронтов до тылов.

Письма – связь расставаний

Через магию слов

Ведущий 4 разворачивает письмо.

Выходят на сцену 3 детей

1 Из счастливого детства я шагнула в смерть. А от мамы у меня осталась одна пуговица от её кофты. А в печи две булки тёплого хлеба.

2 Отца разорвали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына уведите, чтобы не смотрел!»

3 Мама не сразу умерла. Долго лежала на траве. А я твердила: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы вместе домой пойдём!»

5 ведущий - Память… Из неё никогда не сотрётся то, что принёс с собой безжалостный фашизм. Никогда. Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов и их приемников. Миллионы беззащитных людей задушены в газовых камерах фашистских концлагерей, расстреляны и замучены, затравлены собаками.

Стихотворение В. Калинченко «Я вспоминаю как человека»

Я эту собаку запомнил, как человека…

Случилось такое в сорок четвертом. Зимой.

Игрался спектакль «Охота XX века»

перед шеренгой, застывшей от страха,

немой.

У коменданта была привязанность к догам.

И был экземпляр - казался слоном.

среди всех.

Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога.

И вот этот зверь шагнул величаво на снег.

И вывели жертву…

Стоял мальчишка, продрогнув.

Куда тут бежать? Он давно ослабел.

Комендант наклонился, подал команду догу,

и тот в два прыжка расстояние преодолел.

Обнюхав смертника, прошелся спокойно.

рядом.

Был он великолепен в размашистом, легком шагу!

Вернулся дог к коменданту.

и честным собачьим взглядом.

сказал человеку пес:

«Ребенок ведь - не могу…»

Лагфюрер пожал плечами:

ему-то разницы нету.

Раскрыл кобуру у пряжки с надписью.

«С нами бог».

Но, едва сверкнула вороненая сталь.

пистолета,

в эсэсовское горло впился красавец дог!

… Дога четвертовали,

пустив под лопасти шнека…

Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене.

свой барак…

Но эту собаку.

я вспоминаю, как человека,

единственного человека.

среди фашистских собак.

Ведущий 6

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ведущий 1

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

А вот письмо из блокадного Ленинграда.

Презентация «Блокада Ленинграда».

Ведущий разворачивает письмо.

Инсценировка по рассказу С. Алексеева «Буханка хлеба»

Здравствуй, сынок! Здравствуй, Алёшенька! Держись, милый. Держись, как мы держимся. Из последних сил. Возмездие настигнет врага! Галя и Дуся передают тебе привет. А вот для Тани и Лидочки уже никогда и ничего не будет. Как страшно. Никогда и ничего. Они умерли от голода.

Лёшенька, помнишь двух подружек Надю Реброву и Надю Хохлову, что живут с нами по соседству, на Лиговке. Они такие умницы, трудятся на заводе, что выпускает снаряды для фронта. Две нормы вырабатывают.

Выходят 2 девушки. Медленно идут по сцене.

1 Утром проснусь. Так кушать хочется. Бегу на работу. Так кушать хочется.

2 А я стою у станка и мечтаю о малюсеньком кусочке хлеба. От голода даже голова кружится.

1 Вот бы буханку хлеба.

2 Хоть одну на двоих.

1 Вот бы упала буханка хлеба с неба.

2 Какая страшная и долгая зима. Сугробы снега с человеческий рост. Скрип – скрип.

1 Ой, смотри: машина нас обогнала.

2 А какой запах, или мне кажется?

1 Знакомый, щемящий, кричащий запах.

2 Так это же хлеб. Видишь – машина к булочной едет.

1 вот бы буханку хлеба.

2 Хоть одну на двоих. Да?

Звук бомбёжки. Девушки закрывают глаза и уши руками. Когда открывают глаза, то…

1 Боже мой! Посмотри, Надюша.

2 Снаряд разорвался рядом с мотором. Разнесло кабину. Шофёра убило. Сорвало борт машины.

1 Буханки хлеба. Прямо у ног.

Девушки переглядываются. Стоят молча. Выходят 2 девушки в белом и чёрном.

Ч хватай, бери, не повторится такое чудо.

Б Не трогай. Не смей. В каждой буханке чужая доля

Ч смелей, вы одни, вспомните тех, кто дома.

Б Не смей на чужой беде строить свою удачу.

Нагнулись подружки. Подняли по буханке. Посмотрели друг на друга. И пошли к машине, положили буханки в машину, вскоре появились другие прохожие. И все вместе стали грузить буханки в машину.

До крика, до слёз, до боли хочется людям есть.

1 и 2 Вот бы – буханку. Хоть одну на двоих. Хоть одну на троих. На пятерых, на семерых. Хоть бы – кусочек хлеба.

ведущий 3 - В тишине коридоров музея на меня улыбаясь, глядят

Лица тех, кто себя не жалея из детей превратились в солдат.

ведущий 4 - Я смотрю пожелтевшие снимки той давно отшумевшей войны

И рассвет в серо - розовой дымке веет холодом чёрной зимы.

Ведущий разворачивает ещё одно письмо.

А это письмо с фронта.

Мамочка, родная моя, здравствуй. У меня всё хорошо. Наш авиационный полк перебазировался, то наступаем, то отступаем. На постой я с девчонками Аней, Соней и Наташей устроилась в доме председателя. Здесь так тепло, домашняя еда, можно помыться и выспаться. Молодость берёт своё. И среди окружающего ужаса, крови, смерти находим мы время для любви и мечты.

Выходят 4 девочки: Аня, Наташа, Соня.

Звучит песня «Письмо на фронт» Л. Тимофеевой.

Катя

Вот окончится война, будет яркий солнечный день… Парк отдыха, играет духовой оркестр. А я в белом платье, таком воздушном. Подходит ко мне майор, на меньшее я не согласна. С золотыми погонами, в орденах, приглашает меня на вальс, и мы танцуем, танцуем.

Танцует. К ней присоединяются девочки в гимнастёрках.

Катя продолжает . А потом я выучусь и буду выступать в Большом Театре. Только бы войны больше не было никогда.

Аня

А я после войны вернусь в свою деревню. У нас там так хорошо, красиво! Выйду в поле, а оно всё в цветах: васильки, ромашки. Встану посреди поля, распахну руки, подниму лицо к солнцу…

Соня

Девочки, вы только не смейтесь, ладно? Я после войны пойду учиться на режиссёра, и кино сниму о войне, чтобы помнили все.

Наташа

Молодец, Соня! У тебя всё получится!

Катя (в сторону)

А ещё девчонки мне устроили настоящий День рождения!

Наташа

Кать, а ведь у тебя сегодня День рождения!

Все девчонки : Катюша! Поздравляем!

Наташа

Я хочу сделать тебе подарок, чтобы ты помнила этот день долго – долго, может даже, всегда! Всё. Что у меня есть дорогого,- эта кукла. Дарить ведь надо то, что самому нравится!(Дарит куклу).

Катя

Ой, Натка, ты что? Нет, не возьму ни за что! Я знаю, тебе её дарил наш командир Ефимыч. Ты сама говорила, что это твой талисман.

Наташа

Да не верю я ни в какие талисманы! Ты моя подруга, и я хочу, чтобы у тебя был самый настоящий день рождения, а какой день рождения без подарка! Возьми, Катюша, пожалуйста!

Аня

А ещё тебе в подарок песня!

Литературно-музыкальная композиция "По дорогам войны". Начальная школа

Харламова Юлия Сергеевна,учитель начальных классов МАОУ "Школа № 26" Г.о.Балашиха.
Цель: Формирование у детей представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
-расширять знания детей о Великой Отечественной войне, показать жизнь многострадального народа.
-воспитывать уважение к защитникам Родины, любовь к Родине,гордость за свой народ,желание защищать свою страну.
-формировать патриотические чувства.
Ход мероприятия:
На фоне медленной мелодии дети инсценируют стихотворение "Если скажут слово Родина "

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
2 ученик:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
3 ученик:
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
4 ученик:
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
1 ученик:
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
2 ученик:
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
3 ученик:
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
4 ученик:
Родина бывает разная,
Вместе:
Но у всех она одна!
Звучит гул серены и голос Левитана о начале войны.
Все дети исполняют песню" Священная война" .
1 ученик: (В военной форме)
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые,
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
2 ученик:
До свидания, города и хаты!
Нас дорога дальняя зовёт!
Молодые,смелые ребята
На заре уходим мы на фронт!
1 ученик: (Инсценирующие первое стихотворение)
Вставай народ! Услышав клич земли.
На фронт солдаты Родины ушли.
2 ученик:
За Днепр, за Волгу ушли солдаты в бой.
Сражались за любимый край родной.
3 ученик:
За каждый город, каждое село.
За все, что на земле моей росло.
4 ученик:
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир,
Вместе:
За счастье каждого из нас!

Звучит"Прощание славянки".Дети в форме перестраиваются под музыку.Остальные машут стоя им платками вслед. Рассаживаются.

Девочка читает стихотворение "До свидания,мальчики." Ю.Окуджава.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
1 ведущий:
22 июня в 3 часа 15 минут немецкие войска перешли границы Советского Союза.Так называлась наша страна.И все: и стар, и млад встали на защиту Отечества.
2 ведущий:
Ваши прабабушки,прадедушки ушли на войну. Тогда они были очень молодые. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки и тоже уходили на фронт.

Исполняется песня "Сыны полков". Музыка: Яков Дубравин Слова: Вольт Суслов.

Ученик читает "Рассказ танкиста".А.Твардовский .



А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

1 ученик:
Кто сказал,что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
2 ученик:
Не зря про путь к Берлину пели
О том, как был нелегок и нескор
Песни вместе с ними постарели,
А в стране остались до сих пор!

Исполняется танец под песню"Смуглянка" .Музыка: Анатолия Новикова.
Слова: Якова Шведова.


1 ведущий:
Шли солдаты на запад,
По дорогам войны.
Выпадал среди залпов,
Может, час тишины.
2 ведущий:
И тогда на привале,
Опустившись в окоп,
Люди письма писали
Тем, кто был так далек.

1 ученик:(солдат)
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой. Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.
2 ученик:(солдат)
Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою,
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, - он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой!
3 ученик:(солдат)
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!

Ведущий 1 :
Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом солдат, женщин, стариков и детей.
Ведущий 2:
Детство, опаленное войной
Оно досталось многим к сожаленью.
Не пролетело мимо стороной
Оборвалось стремительно, в мгновенье.

Ведущий 1: Детство, опаленное войной,
Но не смотря на все невзгоды, беды
Сражались дети, вместе со страной
За радостные минуты, до победы.

Дети инсценируют стихотворение "Дети войны" Лора Тасси

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка:
"Не плачь, не плачь. Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе.
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
Была семья, был дом.Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я."

А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.
Девочка:
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Автор:
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
Девочка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!."

... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

1 ведущий:
Самая страшная веха той войны - блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших...
2 ведущий:
Через Ладожское озеро, зимой, была проложена ледовая трасса - легендарная “Дорога жизни”.
1 ученик:

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
2 ученик:
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда".

На экране видео"Дети войны".

1 ведущий:
Сквозь кровь и пот,
Через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ,
Через трупный смрад.
Отстаивая право на свободу
К ПОБЕДЕ шел, Россия,
Твой солдат!
2 ведущий:
Горит огонь у обелиска,
Березы в тишине грустят
И мы склонились низко-низко -
Тут неизвестный спит солдат.

Танец "Журавли".слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля


1 ведущий:
В Великой Отечественной войне наша страна потеряла более 20 млн.жизней.
2 ведущий:
Неугасима память поколений,
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте ж,люди,встанем на мгновенье,
И в скорби постоим, и помолчим.

Минута молчания под звуки метронома.

1 ученик:
И вдруг светлее стало небо,
Под боем радостной волны,
Пришла к нам весточка: «Победа! »
И нет боёв и нет войны!
2 ученик:
На печке дед заплакал старый,
Слёз не скрывая, как малец.
И улыбнулась даже мама
Улыбкой счастья наконец.
3 ученик:
Война закончилась и заживают раны,
И в День Победы по восторженной стране,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.
4 ученик:
Мы будем храбрыми как деды,
Родную землю защитим!
И солнце яркое Победы
Вместе:
Мы никому не отдадим!

gastroguru © 2017