Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: Знакомство с предложением. план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Знакомство с предложением

Цели:

    Закреплять понятия слово.

    Учить подбирать слова по ситуативным цепочкам.

    Познакомить детей с предложением: показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.

    Формировать связность и четкость высказывания.

    Учить составлять схемы предложения.

    Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

Оборудование: предметные картинки; наборы полосок для составления схем предложений.

Словарная работа: журналист, интервью.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Прежде чем вы пройдете к своим рабочим местам назовите слова-действия, слова признаки, слова-предметы живые и неживые.

Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить.

Игра «Подбери нужные слова»

Логопед: Какими словами можно поприветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, доброе утро...)

Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен, благодарю вас...)

Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший…)

Успокоить? (Не волнуйся, не переживай, все буде хорошо…)

Ребята, вы знаете кто такие журналисты? (Ответы детей.) Журналисты – это люди, работающие на телевидении, радио. Они пишут статьи, берут интервью у людей. Интервью – это когда задают вопрос и на него получают ответ.

Вы бы хотели стать журналистами?(Ответы детей.) тогда этому нужно учиться. Журналисты говорят грамотно, полным предложением, умеют правильно составлять предложения. Вы хотите этому научиться? Я вас приглашаю в школу журналистов.

А сейчас мне нужны мои помощники. (Логопед заранее договорился с детьми.)

Скажите, что делает Полина? (Полина читает книгу.)

Что делает Сережа? (Сережа открывает дверь.)

Диана, Саша, Игорь, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Диана станет словом Полина, Саша – словом читает , а Игорь – словом книгу . Диана скажет свое слово и даст руку Саше. Саша даст руку Игорю и произнесет слово, читает. Какое слово должен сказать Игорь?(Книгу.) Что мы узнали о Полине? (Полина читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: читать, книга, Полина. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Полина читает книгу.)

Максим, Маша, Руслан подойдите ко мне. Подружите между собой слова волк, догоняет, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Волк догоняет зайца.)

Проверяем игра « Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Логопед: Какое слово первое? (Волк.)

Назовите второе слово.(Догоняет.)

Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.)

Сколько слов в предложении?

Сейчас слово волк уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.)

- «Живые слова» , разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили…(предложение). В предложении все слова…(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)

Молодцы, ребята. Вы сказали предложение. А сейчас и мы станем деревьями.

Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.

Логопед: Ребята, обратите внимание на эти полоски. Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголком – начало предложения(заглавную букву.) Короткими полосками мы будем обозначать слова в предложении, их количество. Первая короткая полоска тоже с уголком – она обозначает заглавную букву.

Придумайте предложение со словом малина , а я выложу столько полосок, сколько слов в предложении.

Какое это слово? (Указываю на первую полоску.)

Назовите второе слово, третье слово.

Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова, что обозначает уголок? (Заглавную букву.)

А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный». Когда я буду называть слова – поднимите короткую полоску, а когда назову предложение – поднимите длинную полоску.

Я думаю, ребята, настало время показать, какими мы стали журналистами.

Ребята – журналисты, задайте вопрос своему товарищу. Следите за тем, чтоб ответы были полными.

Затем дети меняются ролями.

Молодцы, ребята! Вы настоящие журналисты.

Оборудование: игрушки (мяч, кукла, флажок, котенок, собачка).

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы будем говорить об игрушках, какие они и что с ними можно делать. Говорить будем громко, отчетливо, ясно произнося каждое слово. (Берет мяч и показывает детям). Что это? Дети. Мяч. Воспитатель. Скажите про мяч два слова, какой он. Дети. Мяч красивый; мяч большой; мяч красный. Воспитатель. Скажи, Сережа, сколько слов про мяч сказала Люба. Сережа. Люба сказал про мяч два слова. Первое слово - «мяч», второе - «красный». Воспитатель (роняет мяч на пол). Дети, скажите еще два слова про мяч. Воспитатель. Скажи, Галя, сколько слов про мяч сказал Гена. Галя. Гена сказал про мяч два слова. Первое слово - «мяч», второе - «покатился». Воспитатель (сажает куклу на стульчик). Скажите про куклу два слова. Света. Красивая кукла. Я сказала про куклу два слова. Первое - красивая», второе - «кукла». Воспитатель (ставит на стол флажок). Теперь скажите про флажок два слова. (Эти предложения дети также разобрали по словам, определили место их в предложений). Воспитатель (подходит к игрушке-котенку, нажимает на кнопку - котенок издает писк). Скажите про котенка два слова. (Эти предложения также разбираются по словам). Воспитатель. Валя, подойди и нажми кнопку у собачки. Скажи про собачку предложение из двух слов. Валя. Собака лает. Я сказала два слова: первое - «собака», второе - «лает». Воспитатель. Сегодня мы говорили про игрушки двумя словами. В школе будут говорить так: «Мы учились составлять про игрушки предложения из двух слов. Замечали, какое первое, какое второе слово в предложении». А кто знает загадки про эти игрушки? Сережа. Его бьют, а он не плачет. Только выше, выше скачет. (Мяч.) Гена. На праздник я его несу, я с ним шагаю и пою. (Флажок.) Марина. С хозяйкой дружит, дом сторожит. На чужих лает, в дом не пускает. Дети. Собака.

Занятие в старшей группе на упражнение в подборе слов для характеристики предмета

Программное содержание. Закрепление знаний о слове: слова разные, они звучат, произносятся друг за другом. Учить детей вслушиваться в слова, сходные по звучанию. Упражнять в самостоятельном подборе слов и четком произнесении звуков в них. Подбор разных слов к предмету (существительных - названий игрушек, прилагательных к слову мишка).

Ход занятия

Педагог показывает детям двух играющих мишек. - Посмотрите на эти две игрушки. Что можно про них сказать? - Это мишки. - Верно, это мишки. Только этот мишка какой? - Большой. - А этот? - Маленький. - А как можно назвать этого маленького мишку по-другому? Ведь они разные, а мы и одного и другого называем одним словом мишка. (Педагог жестом показывает на мишек, подчеркивая разницу в величине.) - Какое другое слово можно подобрать для этого мишки? (Показывает на меньшего.) Каким словом можно его назвать, чтобы показать, что он маленький? - Мишенька,- предлагает Саша. - Правильно, мишенька. Какое ласковое слово предложил Саша, и звучит оно приятно: «Мишенька»! Молодец, Саша. А как по-другому можно сказать? - Мишутка,- говорит Таня. - Удачное слово: мишутка! - Медвежонок,- добавляет Толя. - Очень хорошо! Теперь-то понятно, о каком мишке мы говорим. Если скажем слова мишенька, мишутка или медвежонок, значит, мы говорим об этом маленьком мишке, а большой будет просто мишка. Педагог убирает маленького медвежонка в сторону, а большого сажает на край стола. - Посмотрите, дети, на мишку и подумайте, как можно сказать про него, какой он. Я вспомнила такое слово: любимый; мишка любимый. Теперь предлагайте ваши слова: мишка какой? - Плюшевый, хороший, неуклюжий, косолапый, лохматый, коричневый, большой, красивый. - Вот сколько разных, интересных слов вы подобрали к слову мишка! - А это что за зверек? (Показывает игрушку-мышку) Правильно, это мышка, маленький зверек, живет под полом. Мишка и мышка. Это разные животные, и называю я их тоже по-разному, вслушайтесь в эти слова: мишка - мышка. - М-иии-шка. М-ыы-шка. (При произнесении этих слов интонационно подчеркивается разница в звучании ы и и.) - Вот какие интересные по звучанию слова нам встретились, произнесем все вместе, еще раз. Очень хорошо! - А вот еще два слова, они похожи друг на друга и не похожи, послушайте: кит-кот, к-ии-т, к-оо-т. Произнесите их так же. (Слова произносятся детьми 2-3 раза.) - А вот как по-разному и в то же время похоже звучат еще два слова - мак и рак: ммм-ак, рррр-ак. Произнесите эти слова. (При назывании слов кит - кот усиливается произнесение гласных звуков, при произнесении слов мак - рак внимание детей акцентируется на первых согласных звуках.) - Я назову, дети, одно слово, а вы подберите к нему другое, похожее по звучанию,- говорит педагог,- резина. - Корзина,- говорит кто-либо из детей. Педагог. Шина. Ребенок. Машина. И т. д. Особо поощряются самостоятельные поиски детей в нахождении уже двух созвучных слов. Далее детям предлагается игра «Отгадай, из какой песни слова?». Один ребенок выходит из комнаты. Педагог договаривается с остальными детьми, из какой песни они назовут слова и в какой последовательности будут предлагать их водящему. Кто-то из детей называет слова из песни «Солнечный круг»: «Пусть всегда будет солнце». Дети делятся на четыре отряда, каждый отряд произносит лишь одно слово, но не в том порядке, как в песне. Водящий определяет название песни и произносит слова в нужном порядке. Кто-нибудь из детей у доски графически изображает последовательность произнесения слов в песне, а остальные - у себя на столах при помощи счетных палочек.

Цели урока:

  • формировать умение составлять полные ответы на вопросы, соблюдая правильный порядок слов;
  • совершенствовать навыки языкового анализа;
  • расширять знания детей о птицах;
  • развивать понимание и использование в речи предлогов.

Оборудование: мультимедийная установка, приложение 1, карточки с текстом “Ворона”.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Орг. момент. (Слайд 2.)

– Посмотрите, какие фотографии я недавно получила. Что на них изображено? (грудка, лапы, хвост, крыло, голова.)

– Как все эти слова можно объединить? (Это части тела)

– Чьи это части тела? (Это части тела птиц)

– Можете ли вы по данным фрагментам угадать названия птиц? Назовите, кого узнали.

2. Запись числа и темы урока.

3. Основная часть.

Игра “Полный ответ”. (Слайд 3.) На экране появляются изображения птиц.

(Сорока, синица, дятел, грач, ласточка, скворец, кукушка.).

– Назовите картинки. Как одним слово сказать, кто изображен на картинках?

– Дайте правильный, полный ответ на мой вопрос. Посчитайте количество слов в предложении.

– Какие птицы зимуют в наших краях?

– Какие птицы улетают зимовать в тёплые края?

– На какое дерево садится ворона после дождя?

– Какая птица подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц?

– Какую птицу называют лесным доктором.

– Каким был ваш ответ? Объясните почему?

4. Физминутка.

Лебеди летели
И на воду сели,
Сели-посидели
И снова полетели.

– Словарная работа. (Слайд 4.)

– Отгадайте загадку:

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Зовут ее …(ворона)

– Подберите родственные слова к слову ворона (ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, проворонить…), запишите слова, выделите корень

Работа со скороговоркой.

ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЕНКА.

– Прочитайте. Почему трудно понять. Что нужно сделать, чтобы стало понятнее. Запишите предложение правильно. Повторите скороговорку в быстром темпе. (спросить 2-х, 3-х учеников).

Работа с текстом “Ворона”. (Слайд 5.)

– Прочитайте текст:

Ворона

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и черные.

Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ.

(Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.)

– Сколько слов в этом предложении?

– Каким был ваш ответ: полным или кратким?

Запись предложения в тетрадь, комментированное письмо.

Где живут вороны? Работа с предложением аналогичная. (Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях .)

5. Работа с предлогами.

(Слайд 6, 7.)

Отгадайте загадку: На шесте дворец,

Во дворце певец,
А зовут его …(скворец)

Скворец сидит на скворечнике.

Скворец вылетел в скворечник.

– Рассмотрите внимательно картинки. Прочтите предложения к ним и исправьте допущенные ошибки. Запишите предложения в тетрадь.

6. Итог урока.

– Что вы делали сегодня на уроке?

– Какими были ваши ответы?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3, 2/ Н.Э.Теремкова – М.: издательство “ГНОМ и Д”, 2008.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Предложение

Транспорт

Коррекционно-образовательные цели. Дать детям понятие о предложении.

Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки.

Коррекционно-развивающие цели . Развивать слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику, ко­ординацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Сюжетные картинки, схема предло­жения, карточки с графическим изображением слов - пред­метов, действий, признаков.

I . Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет водный транспорт; воздушный, наземный.

II . Работа с предложением

1. Логопед называет предложение:

Девочка читает сказку.

– Вам понятно, что я сказала?

– Про кого вы узнали?

– Что вы узнали про девочку?

– Что она читает?

Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически: мальчик, ехать, автобус.

– Понятно вам то, что я хотела сказать?

– Вам было не понятно, так как я назвала три слова, между которыми не было «согласия». Эти слова не составили предложение.

– Давайте соединим эти слова так, чтобы между ними появилось согласие.

Логопед произносит предложение:

Мальчик едет в автобусе.

– О ком вы узнали?

– Что вы узнали о мальчике?

– Где едет мальчик?

– Слова стали жить «в согласии», получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предло­жение. (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.)

2. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: Попеременно хлоп. в ладоши и ударяют кулачки

Паровоз и два коня, Загибают пальчики на обеих руках.

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе? Попеременно хлопают в ладоши и

Как узнать? ударяют в кулачки.

3. Составление предложений

– Ребята, посмотрите на картинки и составьте по ним предложения из двух слов. А потом попробуйте ответить на вопросы: что? что делает?

Например: Пароход гудит. Что? - Пароход. - Что делает? Гудит.

Работа проводится по картинкам (Самолет летит. Машина едет. Автобус стоит.)

4. Речь с движением «Самолет»

Пролетает самолет, Смотрят вверх и водят пальцем.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, Отводят руки попеременно и прослеживают

Посмотрел. взглядом.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу Вращательные движения перед грудью и

И внимательно гляжу. прослеживают взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу. Встают на носочки и выполняют

Возвращаться не хочу! летательные движения.

5.Дифференциация понятий «слово», «предложение»

– Послушайте, что я скажу: машина, ехать.

– Что я назвала? (Два слова.)

– А теперь я скажу по-другому: машина едет.

– Что я назвала? (Предложение.)

– Как вы догадались, что в пер­вом случае я назвала слова, а во втором - предложение? (В пер­вом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии.)

6. Графическое изображение предложения Разбор предложения

Машина едет.

– Что обозначает первое слово в предложении? (Предмет.)

– Слова, обозначающие предмет, изображаем одной линией.

– Что обозначает второе слово? (действие).

– Слова, обозначающие действие, изображаем двумя линиями.

Логопед дает графическое изображение предложения на ковролине .

– Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.

– Уголок обозначает начало предложения. А точка обозначает конец предложения. Точка подсказывает нам, что предложение закончилось. Когда вы пишите предложение, то в конце нужно обязательно ставить точку.

– Как покажем начало предложения? (Уголком.)

– Как покажем конец предложения? (Точкой.)

Логопед предлагает составить предложение из двух слов и сделать схемы предложений на столах.

Образец: Пароход плывет. Самолет летит.

Что плывет? Что летит? И т.д.

7. Упражнение «Сложи машину

8. Упражнение «Подбери слово»

– Ребята, я буду задавать вам вопрос, а вы с помощью картинок, отвечайте.

Автобус что делает? Грузовик что делает?

Трамвай что делает? Пароход что делает?

Логопед раздает детям карточки для определения количества слогов в слове. Затем раздает маленькие картинки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах.

10. Работа в тетрадях

Дети пишут под диктовку предложение, затем читают предложения.

11. Закрепление материала

Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов.

Что изображено? (Предложение.)

– Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения - точкой.)

– Что обозначают первое и второе слова в этом предложении (Предмет, действие предмета.)

III . Итог занятия.

– Что нового вы узнали на занятии?

– Что мы учились различать?

– Что вам помогло в составлении предложений?

– Что больше всего понравилось на занятии?

Конспект логопедического занятия

Тема. Предложение. Слово.

Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение работы.

Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Повтори:

СА-са-са- вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ос-ос-ос – у Сани пёс.

Су-су-су –в лесу увидели лесу.

II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.

Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.

1. Вкусное варенье.

2. Иголочка.

3. Лопаточка.

4. Наказать непослушный язычок.

5. Чашечка.

Упражнение на дыхание- «Султанчики».

III. Работа над темой.

Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.

Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?

    Составьте слово из букв.

Если переставить буквы, какое новое слово получится?

    Составление предложений по картинке:

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.

Листья опадают.

Часто идут дожди.

Птицы улетают на юг.

Люди загорают на пляже.

Дети пошли в школу.


Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.)

    Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений.

Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.

VI. Физминутка

Дракоша. (презентация)

VII . Определение границ предложений в тексте.

Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратины.

Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова).
Быть у каждого должна очень умной" голова.

Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?

Есть на пальцах наших ногти, На руках - запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.

Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).

Туловище имеет руки и ноги.

Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.

А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

А, чего нет у животных – лица.

А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

    Образование существительных множественного числа.

Игра с мячом: «Один – много».

А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь - ….

    Согласование существительного с числительным.

Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино

Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

    Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.

не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.

руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

    Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

лицо грустное - /веселое/

волосы темные - /светлые/

волосы длинные- /короткие/

волосы прямые - /кудрявые/

нос большой - /маленький/

толстый -/худой/

высокий- /низкий/

    Многозначность слов.

- Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

VIII. Развитие неречевых процессов.

XI. Итог занятия

gastroguru © 2017