Библиотечный урок по творчеству А. Барто «По ступенькам детства

Урок - путешествие по теме "Творчество Агнии Львовны Барто"

Назначение материала: предлагаю Вашему вниманию урок - путешествие по теме "Творчество Агнии Львовны Барто". Для 1-3 классов. Материал будет полезен учителям начальных классов при проведении уроков литературного чтения; при подготовке внеклассных занятий, посвященных творчеству Агнии Львовны Барто.
Цели:
- расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;
- формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
- побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
Задачи занятия:
- закрепление полученных знаний в игровой форме;
- введение новых слов в лексику детей;
- формирование полного ответа на вопрос;
- формирование умения работать в группе;
Оборудование: презентация, портрет А.Л. Барто,инфографический плакат, выставка книг, стихотворение «Мы не заметили жука», «Веревочка», аудиозапись стихов поэтессы.

Ход урока
I.Орг. момент.
- Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
- Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.
II.Формулировка темы и постановка цели.
- Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие.
- Какие цели мы поставим перед собой, прежде чем отправимся в путешествие?
Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)
-Итак, отправляемся в путешествие. (На доске появляется автобус или самолет, в зависимости от того, что выбрали учащиеся. Дети имитируют средство передвижения.)
III. Актуализация знаний.
1 остановка «Детство»
- Недавно вы были совсем маленькими детьми. И, наверняка, мама читала вам сказки, стихотворения. Вы тогда еще и не задумывались над тем: «А кто же автор этих чудесных стихов?»
- Сейчас мы на несколько минут унесемся в страну раннего детства. И я думаю, что каждый из вас узнает знакомые строки.(Дети рассказывают стихотворения):
1. Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч.

2. Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.

3. Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

4. Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.

Давно ли вы знаете эти стихи?
А кто написал их?
-Значит, вы знакомы с поэтессой А.Л.Барто. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого замечательного человека, услышим много стихотворений. Проследим, чему учат эти стихотворения, актуальны ли они в наше время!
-Сейчас мы отправимся в путешествие в классную мини библиотеку. Внимание на доску.Дети рассматриваю книги, рассказывают, кто какие читал.(Инфографический плакат "Творчество А.Л.Барто)
- Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?
- А.Л. Барто писала стихи для детей.
- Я вижу, что вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях?
IV. Работа с новым материалом.
Рассматривание портрета писательницы.
- Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова: « Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!».
- Это - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек - стихи Агнии Барто.
-«Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: "Почитать тебе Барто?" - и он кивнет головой. Барто - это для него значит - понятные, веселые и интересные стихи, это значит - он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. (С. Михалков)».
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
- Перенесемся в другую библиотеку.
Дети имитируют передвижение.
- 1925 год. Библиотека балетной школы.
Мы оказались в просторном зале. На стульях сидят мальчики и девочки. У стены стоит учительница. Перед детьми стоит маленькая худенькая девочка лет 16. Она читает стихи, обращаясь к человеку с бородкой. Когда она закончила читать, человек встал, поблагодарил и с улыбкой сказал:
-А еще у вас стихи есть? Только не такие грустные. Знаете, вам надо писать стихи – веселые и смешные.
-Хорошо, я подумаю, Анатолий Васильевич.
Это была А. Л. Барто и народный комиссар просвещения Луначарский.
Так Агния Барто задумалась о своем будущем.В итоге она стала детской писательницей веселых стихотворений.
-Давайте познакомимся со стихотворением «Веревочка».

Верёвочка
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.

Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.

Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!-
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!

Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.

Он ужасно возмутился,
И сказал сердито он:
- Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?

Встала бабушка с кровати -
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.

Лида скачет по квартире
И сама считает вслух.
Но пока ей удается
Досчитать всего до двух.

Лида просит бабушку:
- Немножко поверти!
Я уже допрыгала
Почти до десяти.

Ну,- сказала бабушка,-
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.

Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. -
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!

Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе...

Доскакала до угла.
- Я б не так еще могла!

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.

Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.

Ребята, в какое время года можно играть с веревочкой?
-Как вы думаете, какое настроение передает это стихотворение читателю: грустное, веселое, озорное или серьезное?
-Почему поэтесса озаглавила стихотворение «Веревочка», а не «Весна», «Девочки»?
Приготовимся к выразительному чтению этого стихотворения. (Выразительное чтение)

2 остановка «Школа»
- Ребята, как вы думаете, учатся ли в школе дети, похожие на героев стихотворения Барто?
У каждого из вас есть любимые игрушки, расставаться с ними не хочется, но они занимают лучшее место в вашей комнате.
-А почему? (потому что мы теперь школьники)
- А что же чувствует школьник, собираясь в первый класс, на свой первый в жизни урок, мы ответим прослушав стихотворение «В школу».

«В школу»
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
- Знакомо ли вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе? (тревога, волнение)
- А.Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных ситуациях, о чем мечтают, что любят и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости и умеет весело обо всем пошутить.
Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.

Физминутка:
По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!
Правая,
Левая!
Плавая,
Бегая,
Мы растем смелыми,
На солнце загорелыми!

3 остановка « Добрая душа»
-У меня в руках книга. Что вы можете сказать о ней по обложке?(Дети должны назвать автора, название книги, по иллюстрации определить, какие произведения о детях здесь собраны.)
-Как вы думаете, кто является главным героем этого произведения?
-Из названия стихотворения мы можем предположить какой это герой?
-В нашем учебнике тоже есть отрывок стихотворения из этой книги. Давайте его прочитаем.
Показательное чтение учителем.
Беседа по прочитанному отрывку стихотворения.
-Вам понравился Вовка? Хотите ли вы иметь такого друга?
-Что вы можете сказать о Вовке?
-Выберите из данных слов те, которые помогут вам описать характер мальчика? Грустный, добрый, недружелюбный, приветливый, злой, неунывающий, весёлый?
О каких добрых делах рассказывается в этом отрывке?
-А как в вашей семье принято встречать утро? Какие слова вы для этого используете?

4 остановка «Игротека»
1.- Сейчас мы с Вами поучаствуем в викторине «Звездный час с Агнией Барто». (Использование тренажора)
2.Игра «Доброе сердце»
Дети садятся в круг, и « по цепочке» каждый продолжает слова учителя: « Быть добрым, это …»
После игры на плакате открываются слова: добро, доброта, добрый, добрая душа. Ребята читают их. Предлагается прочитать про себя, а затем вслух строки:
Быть добрым совсем не просто,
Но доброта не зависит от роста.
V. Закрепление знаний.
- Подходит к концу наше путешествие. Возвращаемся в свой класс.
(Дети имитируют движение)
- Как называется страна, по которой мы путешествовали?
(Дети предлагают названия.)
- Что нового узнали?
VI. Итог урока:
1.Дисскусия
- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
-Достигли ли мы поставленных перед собой целей?
- Какое стихотворение вам понравилось больше всего?
2.Домашнее задание: нарисовать рисунок к любимому стихотворению А.Барто

План – конспект

урока чтения в 3-а классе

на тему «А. БАРТО. УЕХАЛИ» .

Цель урока:

познакомить учащихся со стихотворением А. Барто «Уехали».

Задачи урока:

1) учить детей интонационно, выразительно передавать эмоциональный смысл читаемого стихотворения А. Барто «Уехали»

2) корригировать и развивать эмоциональные психические процессы детей через анализ собственных ощущений, чувств и эмоций при чтении стихотворения А. Барто «Уехали»

3) воспитывать ответственность по отношению к животным, которых мы приручили, побуждать брать пример с героев стихотворения А. Барто «Уехали»

Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями и умениями

Оборудование:

Колонки

Проектор

2) Средства наглядности:

Напечатанный текст «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

Подборка иллюстраций «настроение собаки» (печальный, довольный, злой, радостный);

Презентация «Эмоции»;

* портрет;

* карточки для индивидуальной работы;

Учебник: Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители, (стр. 69 - 71).

I . Организационный момент .

Приветствие гостей.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Сядьте ровно, ножки вместе,

Руки положи на стол.

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

Приветствие «Здравствуйте!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

· желаю (соприкасаются большими пальцами);

· успеха (указательными);

· большого (средними);

· во всем (безымянными);

· и везде (мизинцами);

· Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Какое сейчас время года? Сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите.

Какой скоро наступит праздник? Расскажите стихи.

Какое время года было до зимы? Сколько осенних месяцев вы знаете? Назовите.

Кто помнит стихи про осень? Расскажите.

Какое время года наступит после зимы? Сколько весенних месяцев? Назовите.

Какое сегодня число, день недели?

Какое произведение вы читали на прошлом уроке? Как оно называется? («Удивительная верёвка»)

Кто герои этого произведения? О ком это произведение? (котёнок, мальчик, люди)

Что произошло с котёнком? (котёнок оказался в канале с водой)

Как окружающие люди отнеслись к этому происшествию? Было ли им жалко котёнка? Переживали ли они за его судьбу? (…)

Как начали действовать люди? Пытались ли они помочь котёнку? (…)

Найдите в тексте отрывок, где описывается то, как люди спасали котёнка.

Какова была дальнейшая судьба котёнка? Что с ним произошло в конце рассказа? (паренёк забрал котёнка домой)

Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это

(Дети читают найденные отрывки текста)

Как вы думаете, почему мальчик так поступил? Почему забрал котёнка домой? (…)

Один из героев романа Антуана де Сент – Экзюпери ответил бы на этот вопрос такой фразой «Мы в ответе за тех, кого приручили ».

(На доску выносится фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили»)

Что значит, ребята «приручили»? (сделать ручным; создав в ком-нибудь чувство привязанности)

Должны ли мы быть в ответе за тех, кого приручили? И что это означает? (…)

III . Сообщение темы урока.

Постановка учебно – познавательной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, после прочтения которого, мы попытаемся согласиться или не согласиться с предложенной фразой писателя.

(Учитель вновь актуализирует внимание детей на фразе, зафиксированной на доске)

Но сначала давайте послушаем песню, которая подскажет нам, о ком новое произведение. (Учащиеся просматривают отрывок и слушают песню о собаке из к/ф «Приключения Электроника»)

Кто такой Электроник? (робот)

Кто его создал? (Профессор Громов)

О ком поют дети? (о собаке)

Откройте учебник на стр. 69

(Дети открывают книги)

Это стихотворение написала детская поэтесса Агния Барто. Прочитайте его название (…)

Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? Чем на уроке мы сегодня будем заниматься? (…)

IV . Изучение нового материала.

1. Творчество

Детская поэтесса Агния Барто

и характерные черты ее стиля

Детская поэтесса Агния Барто - один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку. Она имеет особый дар говорить с детьми. Поэтесса всю жизнь посвятила детям, их воспитанию и проблемам. Поэтому она в своих стихах рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Чаще всего это совсем не примерные дети, среди них есть ребята, совершающие не образцовые поступки. Шутливо рассказывает она о разных поступках героев, не забывая видеть и хорошие их черты. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.

Основная масса стихотворных произведений Агнии Барто написана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. В своих произведениях Агния Барто как будто разговаривает с ребёнком на простом бытовом языке, без излишних описаний и лирических отступлений, причём при прочтении стихов создаётся ощущение, что беседу ведёт ровесник ребёнка. Стихотворения Агнии Барто всегда на современную тематику и посвящены описанию истории, случившейся совсем недавно. Для стиля Агнии Барто очень характерно называть своих персонажей по имени. Известные стихотворения Агнии Барто – «Мы с Тамарой», «Наша Таня горько плачет» и «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение». Мало кто знает, что Агния Барто – это псевдоним поэтессы: её настоящее имя – Гетель Лейбовна Волова. Барто – фамилия первого мужа поэтессы поэта Павла Барто. Именем Агнии Барто была названа одна из малых планет, расположенная между орбитами Юпитера и Марса, а также один из кратеров на Венере.

Просмотр презентации на тему «Творчество ».

Чтение воспитанниками наизусть стихотворений для маленьких.

2. Первичное эмоциональное восприятие произведения

Как вы думаете, ребята, стихотворение с названием «Уехали» - грустное, печальное или весёлое, радостное? (…)

Отложите книги в сторону и послушайте всё произведение в целом. Подумайте, почувствуйте, какие эмоции вы испытываете во время прослушивания стихотворения, какое у вас настроение…

(Прослушивание аудиозаписи стихотворения)

Понравилось стихотворение? (…)

О ком это стихотворение? Кто его главный герой? (щенок)

3. Физкультминутка.

Сейчас мы с вами представим друг друга щенками. Встаньте возле своих парт.

Вы все видели, как маленькие щенята играют со своими хвостами – бегают за ними по кругу. Попробуйте изобразить это (Дети встают возле парт)

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел

(Дети кружатся вокруг себя. Учитель начинает читать считалку.)

(Дети рассаживаются по местам)

3. Словарная работа. Первичное чтение .

Откройте начало стихотворения. Сейчас наша задача поработать над смысловым значением стихотворения, незнакомыми словами и выражениями. Я буду читать стихотворение по частям – вы следить, после меня читаете вы.

Учитель читает первое четверостишие (настроение жизнерадостное, голос громкий)

Щенка корми молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком –

Ему пощупать нос.

О чём это четверостишие? (…)

Можно ли сказать, что здесь описывается то, как заботились о щенке? (…)

Каким образом заботились о щенке? Какие слова говорят о том, что о щенке заботились? Найдите эти слова в тексте (кормили, вставали ночью, бежали, пощупать нос)

Что значит бежали босиком, когда ночью бегают босиком? (когда часто и ненадолго встают, устают и не одевают обувь)

Зачем щупают нос щенку? (проверяют, не заболел ли)

Кто ещё такую заботу проявляет в жизни? Заботились ли о вас так когда – нибудь? (мама так заботится о малыше)

Как вы думаете, что щенок чувствовал в этот момент? Был ли он доволен, рад? (…)

На доску выносятся две иллюстрации (довольная собака, злая собака)

Какая из этих картинок верно передаёт настроение щенка? Почему? (…)

Верная иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается

С каким настроением прочитаем этот отрывок? (радость, забота)

________________________

Учитель читает второе четверостишие (настроение немного задумчивое, голос громкий)

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Чему мальчики учили щенка? Чему учат собак? (дрессируют, учат командам)

Какое настроение у щенка в этом четверостишии? Найдите эти слова в тексте (расстроенный слегка)

Почему щенок был расстроенный? (наверное, ему трудно было учиться)

Что значит слегка расстроенный? Почему так сказано? Нравилось ли щенку проводить время с ребятами? (немного расстроенный, потому что ему было трудно, но он хотел учиться, ему нравилось всё же поводить время с детьми)

Что значит «шагал на поводу»? Что такое «повод»? (поводок для собаки)

У всех ли собак есть поводки? (только у тех, у которых есть хозяева)

Можем ли мы предположить, что щенок был горд за то, что у него есть хозяева, есть поводок, что он кому то нужен? (…)

Попробуйте при чтении передать слегка расстроенное настроение щенка

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает третье четверостишие (настроение бодрое, в конце четверостишия пауза, настроение задумчивое, неясное, голос стихает)

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пёс,

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увёз.

Привязался ли щенок к ребятам? Стал ли он их считать своими хозяевами? Где об этом сказано в четверостишие? (на чужих ворчать привык)

Значит, щенок стал различать «своих» и «чужих»? Как собаки относятся к «чужим»? Как относятся к «своим»? (…)

- Если щенок воспринимал ребят, как «своих», защищал их, можно ли сказать, что ребята приручили щенка? (…)

Учитель акцентирует внимание детей на ключевой записи на доске

Как заканчивается это четверостишие? Какими словами, прочитайте (…)

Что мог бы, по вашему мнению, почувствовать щенок, когда все ребята уехали? (…)

На доску выносятся две иллюстрации (весёлая собака, грустная собака)

Как вы думаете, какая из картинок лучше показывает настроение щенка теперь? Почему? (…)

Прочитайте этот отрывок

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает четвёртое четверостишие (настроение беспокойное, темп речи быстрый)

Он ждал: когда начнут игру?

Когда зажгут костёр?

Привык он к яркому костру.

К тому, что рано поутру

Труба зовёт на сбор.

В этом четверостишии становится понятным, где проходило действие. Костёр, труба зовёт на сбор, то есть собирает всех – это происходит в летнем пионерском лагере. Скажите, почему ребята уехали? (у них закончилась смена, закончилось время отдыха, они поехали по домам)

Попробуйте во время чтения передать настроение беспокойства

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает пятое двустишие (настроение беспокойное, быстрый темп речи стихает)

И лаял он до хрипоты

На тёмные кусты.

Что значит «лаять до хрипоты»? (…)

Почему так щенок вёл себя? (…)

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает шестое четверостишие (грустное, голос тихий)

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг.

Он целый час лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом

И даже есть не мог.

Что мог чувствовать щенок в этот момент? (ему было грустно, одиноко)

Найдите и прочитайте слова в тексте, подтверждающие это (…)

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает окончание стихотворения (настроение радостное, голос громкий, темп речи ускоряется)

Ребята вспомнили о нём –

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

Как встретил щенок вернувшихся ребят? (он обрадовался)

Найдите слова в этом четверостишии, описывающие радость щенка (…)

На доску выносятся две иллюстрации (весёлая собака, злая собака)

Какая из картинок теперь отражает настроение щенка? (…)

Подходящая иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается

Во время чтения передайте радость, восторг

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

4. Физкультминутка .

Посмотрите, ребята, сколько в одном стихотворении заложено чувств и эмоций. Поэтому мы с вами сразу не смогли сказать, грустное оно или весёлое.

Сей час мы с вами отдохнём – сделаем зарядку. Но зарядка эта необычная. Эта зарядка для лица.

Самомассаж лица (биологически активных зон)

Где ты, носик, носик, носик?

Где ты, лобик, лобик, лобик?

Где вы, щечки, щечки, щечки?

Я водичкою умоюсь.

Стану чистеньким я очень.

Мышцы лица мы подготовили. Теперь попробуем поупражняться в выражении эмоций. Я вам приготовила весёлых человечков, которые изображают различные эмоциональные настроения. Ваша задача – угадать, что показывает человечек и попытаться повторить это.

Презентация «Эмоции»

V . Игра «Не зевай!»

Оборудование: мяч.

Описание игры. На доске написано слово. До определенного момента оно закрыто полоской бумаги. Вызванный ученик поворачивается спиной к доске, учитель в это время открывает слово. Ученик поворачивается лицом к буквам, подбрасывает мяч и читает слово, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к классу и называет слово, которое прочитал. Следующему ученику предъявляется новое слово.

VI . Первичное закрепление.

Самостоятельное чтение учащихся

Коррекционная работа со слабыми воспитанниками (Аскеровой С. и Мирзоевой Ш.): найти и подчеркнуть все буквы Бб в предложенных словах; чтение страницы букваря .

Возвращаемся к работе над произведением.

Активизация внимания детей.

Чтение по четверостишиям 2 -3 раза с комментариями учителя.

VII . Заучивание наизусть 1 столбика стихотворения.

VIII . Подведение итогов урока.

Итак, подведём итоги. Закрыли учебники. Посмотрели на меня, на доску.

Дети организуют порядок на рабочем месте

С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто запомнил автора стихотворения?

Кто главный герой стихотворения?

Что с ним произошло?

Как вы относитесь к происходящим в произведении событиям? Какие чувства вы испытывали во время прочтения стихотворения?

Чем закончилось стихотворение? Как вы думаете, что дальше произошло с щенком?

Какая картинка подойдёт к тому, чтобы передать эмоции щенка в будущем?

Активизируется внимание детей к иллюстрациям на доске.

Подходящая картинка остаётся, остальные снимаются.

А что, по вашему мнению, могло бы произойти, если бы дети не вернулись за щенком? (Он мог бы грустить, заболел бы, мог бы погибнуть…).

На доску выносится иллюстрация «злая собака»

Мог бы щенок в дальнейшем стать таким, если бы дети его бросили?

Активизируется внимание детей на доске к ключевой записи

Попробуйте теперь ответить на вопрос, который мы задали в начале урока: всегда ли мы должны быть ответе за тех, кого приручили? Почему?

Что может произойти с теми, кого мы бросаем?

IX . Информация о домашнем задании.

Дома необходимо потренироваться в чтении этого стихотворения с выражением. Стр. 69 – 71 читать.

УМК «Школа России» Предмет: Литературное чтение Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова Класс: 2 Учитель: Небреева Майя Григорьевна Тип урока : открытие новых знаний

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. Барто «Верёвочка»

Тема Образовательные: Формировать умение вчитываться в речь автора, анализировать текст и находить языковые средства выразительности; Воспитывать бережное отношение к литературному наследию; умение работать в группе. Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на вдумчивое чтение художественной литературы. Оборудование: презентация, карточки для детей. Формировать УУД : Познавательные УУД 1Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 2. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать стихотворение. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф орми руем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Предметные:

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; о ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, п рогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию ( Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в текст : составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Технология проведения

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.
План-конспект урока литературного чтения
Тема: А. Л. Барто «Верёвочка»

Цели: обучающая:

развивающая:

воспитывающая: воспитывать любовь к чтению, слову.

Оборудование: презентация к уроку; аудиозапись стихотворения А. Л. Барто «Верёвочка»

Ход урока.


1 . Мотивация к учебной деятельности .
1) -. Здравствуйте, ребята. Повернитесь назад и посмотрите, кто к нам пришёл. - Как вы думаете, гостей поприветствовать надо? - А теперь садитесь, начнём урок чтения. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.

Делу время, потехе час.

Прочитайте мой рассказ.

Слайд 2

2)Речевая разминка. Выразительное чтение .

Вот у теплой печки кот

Песенку свою поет:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко.

Мур, мур, мур…

(И. Полянская)

Прочитайте «жужжащим» чтением.

Прочитайте с сердитой интонацией.

Прочитайте с веселой.

Прочитайте с грустной.

Чтение хором.

2. Актуализация знаний.

Слайд 3

1) Проверка домашнего задания .

Выразительное чтение стихотворения С. В. Михалкова «Мой щенок».

Какое произведение вы прочитали дома?

Давайте прочитаем стихотворение С. В. Михалкова «Мой щенок».

Чтение стихотворения выразительно.

Ответы на вопросы.

Как девочка относилась к своему щенку?

О чем надо подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку или рыбку?

А ведь не зря мы вчера закончили урок крылатой фразой французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»

2) Постановка проблемы.

Сегодня на уроке будем изучать творчество известной поэтессы и писательницы.

Слайд 4

Вы сами сможете вспомнить её имя, если прочитайте название стихотворения, которое здесь написано.

ОЛЕД ОЛЫБ В ЕРАВНЯ

Кто же может назвать тему нашего урока?

-Творчество А.Л. Барто

Какие цели мы поставил перед собой?

Цели: обучающая: познакомить с биографией и творчеством А.Л.Барто, её произведением «Верёвочка»;

развивающая: развивать навыки выразительного чтения, развивать речь, память и мышление;

воспитывающая: воспитывать любовь к чтению, слову.

Ребята, для того, чтобы достичь целей нашего урока вспомним алгоритм знакомства с новым автором: (дети вспоминают, затем сверяемся с эталоном)

    Познакомиться с биографией.

    Обсудить прочитанное.

Итак, что же первое мы с вами должны сделать?

Узнать биографию А.Л. Барто.

Слайд 6, 7. 8.

3.Проблемное объяснение нового материала

1)Рассказ учителя об А.Л.Барто.

Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 года в семье ветеринарного врача. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

Первая книга была напечатана, когда ей было 19 лет. В годы ВОВ А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье А.Барто – в мае 1945 года погиб её сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она много сделала для чужих детей. А.Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.

Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.

(Работа с выставкой книг)

Слайд 9

С первой целью на уроке мы справились.

Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Вспомним некоторые из них. Постарайтесь узнать, из каких стихов Агнии Барто эти слова.


2) Игра «Вспомни стихи». - По нескольким словам вам нужно угадать стихотворение А. Л. Барто и прочитать его наизусть. (Работа в парах.) СЛАЙД 10 БРОСИЛА, ПОД ДОЖДЁМ, ПРОМОК

ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка,-

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

СЛАЙД 11 УРОНИЛИ, ОТОРВАЛИ, НЕ БРОШУ
МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

СЛАЙД 12 ЛОШАДКУ, ГРИВУ, В ГОСТИ
ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

СЛАЙД 13

ИДЁТ, ВЗДЫХАЕТ, УПАДУ

БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду!

СЛАЙД 14

ПЛАЧЕТ, УРОНИЛА, УТОНЕТ

МЯЧИК

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Слайд 15

А у меня есть задание для всего класса: Весна, Лидочка, прыгалки, скачет.

Знаете ли вы это произведение?

Пока оставим этот вопрос без ответа.

3). Возникает затруднение в деятельности. Дети не знают стихотворение.

Ребята вспомним наш алгоритм, что же мы должны сделать вторым пунктом нашего плана?


4) Прослушиваем аудиозапись стихотворения «Верёвочка»

Откроем учебник на стр.40 - Послушаем стихотворение А.Л.Барто. Слушаем внимательно и следим!

После прослушивания:

Ребята, какое же стихотворение здесь зашифровано?

Слайд 16

5) Словарная работа.

Слайд 17

Что такое верёвочка? (на доске запись-прыгалка или скакалка)

Бульвар- аллея посреди улицы.

Переулок - узкая улица, соединяющая собою две другие.

Тротуар - пешеходная дорожка, примыкающая к проезжей части улицы.

Какое настроение было у вас, когда вы слушали стихотворение? Почему?

6) Физминутка .

С физминуткой я дружу.

Свою спину разогну.

Руки вверх подниму,

А потом их опущу,

А потом попрыгаю,

Раз, два, три.

Ножками подрыгаю,

Раз, два, три.

Ручками похлопаю,

Раз, два, три.

Ножками потопаю,

Раз, два, три.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб вести себя достойно.

4. Первичное закрепление .

1).Анализ по содержанию прочитанного .

А сейчас поработаем над последним пунктом алгоритма.

Обсудим прочитанное.

Чему же хотела научить нас А.Л.Барто?

(Умению радоваться приходу весны, желанию быть здоровыми и весёлыми.)

Про какого же помощника в сохранении здоровья рассказывает А.Л.Барто?

(Про движение.)

Слайд 18

2) Работа над выразительным чтением.

Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение так, как надо его читать, то есть прочитаем его с весенним, радостным настроением. Вы будите читать по цепочке, по 4 строчки каждый. (ученик прочитывает первые 4 строчки)
«Весна, весна на улице, Весенние деньки! Как птицы заливаются Трамвайные звонки…»
Какие, по вашему мнению выразительные слова подметила А. Л.? Зачитайте их.
«Шумная, весёлая, Весенняя Москва, Ещё не запылённая, Зелёная листва».
С каким настроением читаются эти строки? (с весёлым) Что описывается в этом отрывке? (весенняя Москва)
«Галдят грачи на дереве, Гремят грузовики. Весна, весна на улице, Весенние деньки!»
С радостным ли настроением прочитываются эти строки? А где в этом четверостишье слышится больше радости? (в последних 2х строках) Молодцы!
«Тут прохожим не пройти: Тут верёвка на пути. Хором девочки считают Десять раз до десяти.»
Какая преграда встала перед прохожими? (верёвочка) Как вы понимаете эти строки? (девочки прыгают на скакалке и играют в классики)
«Это с нашего двора Чемпионы, мастера Носят прыгалки в кармане, Скачут с самого утра.»
Ребята, скажите, какие самые главные, гордые слова в этом отрывке? (чемпионы, мастера.)
«Во дворе и на бульваре, В переулке и в саду, И на каждом тротуаре У прохожих на виду,
И с разбега, и на месте, И двумя ногами вместе. Вышла Лидочка вперёд, Лида прыгалку берёт…
- Лида, Лида. Вот так Лида! – Раздаются голоса. – Посмотрите, эта Лида Скачет целых полчаса!»
Как же зовут главную героиню стихотворения? Почему именно она является главной героиней? Найдите и прочитайте строчки, которые это докажут. Какие знаки препинания стоят в этом отрывке? Что они выражают? («!» - восторг, удивление и восхищение)
«- Я и прямо, Я и боком, С поворотом, И с прискоком,
И с разбега И на месте, И двумя ногами
вместе… »
Доскакала до угла. -« Я б не так ещё смогла»!
Попробуйте в ритм похлопать сами себе, читая текст в полголоса. (Дети выполняют действие) теперь прохлопайте своему соседу. Теперь кто под мои хлопки вслух прочтёт этот отрывок? Зачем мы сами себе хлопали? (Чтобы уловить ритм прыжков) теперь дочитаем последнее четверостишье.
«Весна, весна на улице, Весенние деньки! С книжками, с тетрадками Идут ученики.»
Мы уже встречали похожие строки? Где? (В начале стихотворения) Найдите эти строчки. Чем они отличаются? Как вы думаете, зачем нужен повтор? (подчеркнуть радость прихода весны) А почему появляются строчки про учеников? (напоминание не только о веселье и играх, но и об учёбе.) Молодцы! Теперь ваша задача найти отрывок, который вам больше всего понравился и приготовиться выразительно прочесть его. (дети выбирают и читают по одному) 3)Составление синквейна Слайды 19 – 20 . Синквейн. Слайд 21 . Синонимы к слову «верёвочка». Работа в парах или группах. Сочинение синквейна.
    Прослушивание синквейнов детей.
    Итог урока .
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения. По желанию: нарисовать иллюстрацию; выучить понравившийся отрывок.

Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

Какое стихотворение мы с вами читали? (Верёвочка)

Кто написал его?

Как вы думаете, достигли ли мы целей нашего урока?

Перед вами лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.

Урок обучения грамоте в 1-м классе «Стихи А.Л. Барто "Помощница", "Игра в слова»

Цели урока:

  • Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением “Помощница”; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
  • Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.

Оборудование:

  • Портрет А.Л. Барто.
  • Карточки с заданиями.
  • Мультимедийный проектор – презентация.
  • Таблицы для оформления доски.
  1. Включение в учебную деятельность.

Учитель. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?

Дети. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие , и довольно необычное.

Что вы узнаете нового, как называется страна, в которой мы побываем, вы скажете в конце путешествия.

Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.

Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)

Учитель. Итак, отправляемся в путешествие . (На доске появляется автобус и самолёт) Дети имитируют средство передвижения. Слайд 1

  1. Постановка целей и определение темы урока.

1 остановка. Слайд 2 (слово библиотека и слова все мы знаем…)
Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека)

Все мы знаем- Чтение- лучшее учение. На уроке почитаем, Много нового узнаем.

В библиотеке выставка книг с произведениями А. Л. Барто. Дети рассматривают книги, рассказывают, кто какие читал, находят книги А. Л. Барто на книжных полках.

Учитель. Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?

Дети. А. Л. Барто писала стихи для детей. Слайд 3 (обложки книг Барто )

Кто догадался, какая тема урока?

4 Слайд с надписью Стихи Агнии Львовны Барто. И портрет

Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.

Цели:

  • познакомиться с творчеством А. Л. Барто;
  • учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

3. Работа по теме урока.

2 остановка. «Детский сад»

Учитель. Всего несколько месяцев назад вы дошкольниками были и ходили… (дети дополняют) в детский сад. В стране, по которой мы путешествуем, тоже есть детский сад.

(Учитель прикрепляет к доске табличку с надписью «Детский сад»)

Учитель. Чем занимаются дети в детском саду?
5 Слайд игра «Продолжи стихотворение»

а)Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко, ...

б) Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу….

В) Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик…
г) Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

д) Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка…..
- О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?

Почему зайка остался на скамейке один?

Как относится девочка к своей игрушке?

Можно ли её назвать хозяйкой?

С каким чувством вы слушали это стихотворение?

Чему учат эти стихи?
(Беречь свои игрушки.)

Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

3 остановка. «Школа». Слайд 6 со словом школа, рисунки детей-школьников)
Стоит дом,
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет.

Дети отгадывают загадку.

(На доске появляется надпись «Школа».)

Учитель. Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)

В школу.

Учитель. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?

Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.Слайд7

Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Физминутка. Слайд 8 со словом физминутка

Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.

г) Работа над стихотворениями “Помощница”, “Игра в слова”.

Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке” (стр.104)

Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.

Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом? Слайд 9 с заголовком помощница и со словами ела конфеты, чай пила,пролила клей, мяукала с кошкой, посидела с мамой, пошла к бабушке)

(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)

Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!

Подготовленные ученики читают наизусть стихотворение «Любочка» (Слайд10 с заголовком Любочка и девочка со скакалкой)

Любочка

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись! - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

Что высмеивает поэтесса?

Что посоветуете этой девочке?

Чтение стихотворения «Игра в слова»
- Что вы слышали нового?

а) чтение по строфам

б) выборочное чтение к иллюстрациям.

в) многозначность слова «ключ» Слайд 11 с заголовком Ключ и картинками дверной ключ, скрипичный ключ,родник

Чему учат эти стихи?

Вывод: учат понимать и любить свой родной язык, родную природу

Г)творческая работа Слайд 12(соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика, поиграйте словами)

Журчат ручьи, Красу несёт!

Весна идёт, Спешат грачи.

4. Рефлексия. Слайд 13

Выберите и продолжите любое предложение.

а) На сегодняшнем уроке я узнал …

Подписи к слайдам:

Урок обучения грамоте в 1-м классе «Стихи А.Л. Барто “ Помощница ", "Игра в слова» Материал подготовила: Сиднева Людмила Алексеевна Учитель начальных классов

Первая остановка Все мы знаем- Чтение- лучшее учение. На уроке почитаем, Много нового узнаем БИБЛИОТЕКА

Стихи Агнии Львовны Барто

Вторая остановка «Детский сад»

Идет бычок качается, Вздыхает на ходу…. Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко,…. .......

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик… Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка……

Третья остановка «Школа»

А Н М О И Ц О П Щ 9 6 3 2 7 8 4 1 5

Помощница Ела конфеты Чай пила Пролила клей Мяукала с кошкой Посидела с мамой Пошла к бабушке

Красу несет! Спешат грачи. Журчат ручьи, Весна идет,

На сегодняшнем уроке я узнал…. На этом уроке я похвалил бы себя за……. Сегодня я сумел……

Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро!


ГБОУ ЛНР «Новодарьевская общеобразовательная школа»

Библиотечный урок по творчеству А.Л. Барто

«По ступенькам детства»

Подготовила: Мусиенко О.В., библиотекарь

Цели и задачи:

    Привлечение ребят к чтению.

    Познакомить учащихся 1-2 классов с жизнью и творчеством А.Л. Барто.

    Развивать навыки и умения выразительного чтения.

    Развитие творческой активности, развитие первоначальных навыков

актёрского мастерства и сценической речи.

    Прививать положительные качества личности: вежливость, желание помочь в трудную минуту.

Ход мероприятия

Ведущий : Сегодня у нас замечательный день, мы с вами встретились, чтобы поговорить и жизни и творчестве Агнии Львовны Барто. Ее стихи многие ваши родители помнят с детства наизусть, и с удовольствием читают их своим детям. А вы еще когда не знали ни одной буквы, и совсем не умели читать, с удовольствием слушали и запоминали ее добрые, звонкие стихи из сборника «Игрушки», в котором собраны 17 стихотворений про любимые игрушки детей. Давайте некоторые из них сейчас вспомним.

Чтение стихов (с игрушками)

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Бычок

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Козлёнок

У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.

Кораблик

Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати, капитан!

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Самолёт

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Флажок

Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажёг.

Ведущий : Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара.

Стихи Агния начала писать еще в детстве, но в будущем видела себя балериной и даже окончила хореографическое училище.


В школу

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы―реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Ведущий : Агния Львовна часто встречалась со своими главными читателями – детьми. Приезжала в школы, детские сады, она узнавала, что интересует детей, что их радует, огорчает, и писала об этом в своих стихах.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

В книжку залетели.

По листкам кружились

С нами подружились.

Двух синиц мы приручили,

Им работу поручили-

Пусть они и врозь и вместе

Прилетают в школу, в класс

И приносят в книжку вести

От читателей, от вас.

Ведущий : Вот такие две веселые синицы могут залететь и в нашу школу, как когда-то залетали в другие школы и рассказывали Агнии Львовне истории о школьниках которых повидали, а она писала про этих ребят свои стихи, веселые, добрые, а иногда высмеивала жадин, ябед, лентяев.


Помощница

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу

Подари, подари...

Люся в комнату вошла,
Села на диванчик
И берётся за дела:
Начинает клянчить.

От зари и до зари,
В летний день и в зимний,
Люся просит: ― Подари,
Мама, подари мне...

Подари мне, подари
Эти бусы―янтари.
Для чего вам бусинки?
Подарите Люсеньке.

― Игорёк, Игорёк,
Подари мне пузырёк!
Ты же мой товарищ,
Пузырёк подаришь?

Ходит бабушка зимой
В тёплом шарфе с бахромой,
Клянчит, клянчит Люсенька:
― Я мала―малюсенька,
Ты мне шарфик уступи,
А себе другой купи.

Я выросла

Мне теперь не до игрушек―
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой ―
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек―
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

Ведущий : А вы помните, как пришли первый раз в первый класс. Многое давалось не легко, не легко было выводить аккуратно первые буквы, держать в руке ручку и карандаш, научиться поднимать руку, вставать из-за парты.

Стих: «Первый урок»

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,
- Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят: "Иди к доске", -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

Ведущий : Агния Львовна была человеком беспокойным. Особенно ее волновало то, как живут дети. Совсем маленькие и постарше. Умеют ли они быть верными в дружбе, не ссорятся ли по пустякам, помогают ли старшим, любят ли читать, учиться?

Стих: «Мы с Тамарой»

Целый день трезвонит Таня:
- Мы заведуем бинтами,

Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.

Если что-нибудь случится,
Приходите к нам лечиться.

Мы умеем класть компресс:
Мы с Тамарой Красный Крест.

Можем сделать Вам припарки,
Дать целебную траву!
Мы с Тамарой санитарки,
Я недаром вас зову.

Санитарам не везёт:
Есть и марля, есть и йод,
Не хватает пустяков -
Нет ни ран, ни синяков…

Наконец нашлась работа
И для Красного Креста.

Наконец ушибся кто-то.
Санитары! На места!

Почему у Тани вдруг
На лице такой испуг?
Почему у Тани вдруг
Вата валится из рук?

Руки Танины ослабли:
- Ой, у Вовочки порез!

И, увидев крови капли,
Разревелся Красный Крест.

Вот, ребята, йод и вата,
Вот и марля и бинты...
Только я не виновата,
Забинтуй, Тамара, ты!

Целый день трезвонит Таня:
- Мы заведуем бинтами.
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.

Может, сделать Вам припарки?
Дать целебную траву?

Мы с Тамарой санитарки:
Тамара лечит, Я - реву...

Ведущий : Это в школе, а во что же играют, чем занимаются на улице города, во дворах после уроков?

Верёвочка

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.

Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.

Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!-
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!

Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.

Он ужасно возмутился,
И сказал сердито он:
- Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?

Встала бабушка с кровати -
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.

Лида скачет по квартире
И сама считает вслух.
Но пока ей удается
Досчитать всего до двух.

Лида просит бабушку:
- Немножко поверти!
Я уже допрыгала
Почти до десяти.

Ну,- сказала бабушка,-
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.

Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. -
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!

Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе...

Доскакала до угла.
- Я б не так еще могла!

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.

Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.

ЛЮБОЧКА

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

Фу! Какая теснота! -

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну садись! - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

Стих « Почему занят телефон?»

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой -

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики -

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

Андрей, что задано, скажи?..

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!...

Взывает в трубке кто-то:

А по ботанике леса,

Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки...

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке -

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

Ведущий : встреча с книгами Барто в детстве не забывается в течении всей жизни. Приехал как-то в гости к писателям первый космонавт земли Юрий Гагарин. Самые знаменитые писатели окружили его и просят автограф, Агния Барто стояла в стороне, понимая, что ей слабой женщине. Ни за что не протолкнуться к Гагарину. И вдруг космонавт подошел к ней и тихо спросил:

Агния Львовна, а можно я Вам автограф дам? - И вырвав листок из блокнота, написал на нем: « Уронили мишку на пол. Гагарин»

Оказалось, что детский поэт, Агния Барто, знаменитие всех знаменитых писателей и ее стихи в памяти космонавта побывали в космосе.

Ведущий : В годы войны Агния Львовна находилась в городе Свердловске.

Она выступала на радио, ездила на фронт с чтением своих стихов, работала корреспондентом в газете.

В дни войны

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Война
Сигнал тревоги Над страной:
Подкрался враг, Как вор ночной.
Идёт на наши города
Фашистов чёрная орда.
Но мы врага отбросим так,
Так наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.

МОЙ БРАТ УХОДИТ НА ВОЙНУ
Мой брат уходит на войну.
Что мне сказать ему?
Ему я руку протяну,
Его я обниму.
Ему не надо слов моих,
Он будет биться за двоих.

Ведущий : Что бы написать поэму о подростках, которых война заставила рано повзрослеть, она вместе с ними работала на заводе и осваивала профессию токаря. А после войны Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей разлученных войной. Она слышала много рассказов людей о том, какой след в их жизни оставила война, и затем написала книгу «Найти человека».

Ведущий : Для своего внука, Агния Львовна написала книжку «Вовка – добрая душа». Вот одно из стихотворений из этой книги.

«С добрым утром! или шла вчера я по Садовой»

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена -

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

С добрым утром!

С добрым утром!

Я спросила: - Это мне? -

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

С добрым утром!

С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка - есть такой!

Ведущий : Будучи знаменитым поэтом Барто всегда была окружена детьми, понимала их заботы, радовалась и огорчалась вместе с ними. Поэтессы нет с нами, она умерла 1 апреля 1981 г, но ее произведения, ее стихи - мудрые, веселые и беспокойные останутся с нами на долгие-долгие годы.

Презентация выставки книг А.Л. Барто

gastroguru © 2017