Проектная деятельность проект. Родительское собрание (совместно с детьми) «Готовим детей к школе

1. Паспорт проекта
2. Вид проекта
3. Актуальность проекта
4. Цель и задачи проекта
5. Принципы реализации проекта
6. Этапы проекта
7. Ожидаемый результат деятельности
8. Поэтапный план реализации проекта
9. Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
10. Заключение
11. Список литературы

Паспорт проекта

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2014 года – май 2015 года)

Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учителя и ученики начальных классов.

База внедрения проекта: подготовительная к школе группа №6 МКДОУ «Светлячок».

Проект разработала: Венгеренко Анна Васильевна, педагог-психолог, первой квалификационной категории, МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 «Светлячок» г. Михайловки.

Основная образовательная область: «Социализация».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Цель проекта: Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.

Принципы реализации проекта:

  • Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
  • Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  • Единство содержания форм и методов работы;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители- сотрудники»;
  • Принцип доступности;
  • Принцип системности и последовательности.

Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.

Актуальность проекта:
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей при осуществлении реформы образования невозможно.
Не секрет, что здоровье нации сейчас в катастрофическом состоянии. По свидетельствам медиков, не более 10% детей рождаются здоровыми. Это же подтверждается в нормативном документе о недопустимости перегрузок детей, где сказано, что в 1-й класс приходят 80-90 % детей, имеющих те или иные отклонения физического характера, а 18-20 % — имеют нарушения психического здоровья. К перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию.
Возраст, в котором наши дети идут в школу (6 – 7 лет) сложен для ребенка, так как является переходным. В этом возрасте у ребенка происходит активное анатомо-физическое созревание организма. Возрастает физическая, а также эмоциональная выносливость. Поэтому именно в этом возрасте ребенок становится готов к активной учебной деятельности.
Но разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов.
Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.
Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе - недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.
Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья? Ответы на эти и многие другие вопросы Вы, уважаемые родители сможете найти у нас, в «Школе для родителей будущих первоклассников».
В рамках работы данной программы был разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы проект «На пороге школы».
Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями и учениками начальных классов.
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Этапы работы над проектом:
I этап – диагностико — аналитический (сентябрь 2014 г.)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2013г.)
Защита проекта в виде досуга «Путешествие в страну Знаний».
Создание презентации «Первый раз — в первый класс!»
Оформление папки с материалами проекта.

Ожидаемый результат:

  • наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
  • сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
  • эмоционально положительное отношение к школе.

Поэтапный план реализации проекта:

I этап – диагностико — аналитический (июнь — сентябрь 2014 г.)

Мероприятия:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме (июнь, июль, август, сентябрь);
2. Подбор диагностического материала для детей (июнь, июль, август, сентябрь);
3. Оформление уголков, буклетов, папок — раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога» (июнь, июль, август, сентябрь);
4. Разработать положение о портфолио воспитанника ДОУ (июнь, июль, август, сентябрь);
5. Разработать положение о смотре — выставке «Портфолио группы» (июнь, июль, август, сентябрь);
6. Подбор информации для создания информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты «Любимый ребёнок» (июнь, июль, август, сентябрь);
7. Анализ результатов первично диагностики, проведенной педагогом – психологом детей подготовительной к школе группы (сентябрь).
8. Вёрстка и печать первого выпуска газеты «Любимый ребёнок» (сентябрь).
9. Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе (сентябрь).
10. Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы (сентябрь).
11. Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу» (сентябрь).

II этап – реализация проекта (октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.)
Мероприятия:
1. НОД:
— Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»;
— Рисование на тему: «Что тебе понравилось в школе»;
— Рисование на тему: «Зарисовки о школе»;
— Конструирование на тему: «Портфель».
2. 1.Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»;
2.2. Пальчиковые игры « Кто быстрее соберёт портфель»;
2.3. Дидактические игры на школьную тематику.
2.4. Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа».
3. Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах.
4. Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.
5. Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе.
6. Цикл бесед с использованием коррекционных сказок «Лесная школа», автор М.А. Панфилова.
7. Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
8. Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу», «Лесная школа».
9. Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах;
10. Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д. 11. Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Наши папы и мамы — школьники».
12. Слушание и заучивание песен о школе.
2. Мероприятия:
2.1. «Путешествие в страну Знаний» (Развлечение для детей подготовительной к школе группы, посвященное дню знаний) (1Сентября).
2.2. Родительское собрание «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ИЛИ ТОЛЬКО ВПЕРЕД!» (с приглашением учителя начальных классов МКОУ СОШ №7) (сентябрь).
2.3. День пожилого человека в детском саду «НАМ ГОДА – НЕ БЕДА» (1 октября).

2.3.1.АКЦИЯ «ДОРОГИМ И БЛИЗКИМ» (сентябрь).
(Для участия в акции необходимо сделать своими руками открытку и принести её в дошкольное образовательное учреждение, которое посещает ребёнок до 19 сентября 2014 г.)
2.3.2. Беседы с детьми. Темы:
— «Дружная семья»
— «Дедушкин портрет»
— «Бабушкины руки»
2.3.3.Творческая мастерская «Детская мастерилочка».
2.3.4. Фотовыставка на тему « Нам года – не беда!»
2.3.5. Участие в конкурсе рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка».
2.3.6. Выставка творческих работ «Бабушкин сундучок».
2.3.7.Тематический утренник с приглашение в ДОУ дедушек и бабушек.
2.4. День Отца («Праздник отцов» в подготовительной группе) (октябрь).
2.5. День Матери (семейный творческий конкурс «Мамочка и я — лучшие друзья», посвященный Дню Матери) (октябрь).
2.6. Мини-проект «Дед Мороз шагает по планете» (декабрь).
2.7. «Православные праздники на Руси как традиционные ценности русского народа» (Тематические вечера в кругу семьи) (в течение года).
2.8. «Есть такая профессия – Родину защищать» (спортивно - музыкальный праздник«Наши защитники») (23 февраля).

III этап – итоговый (май 2015г.)
Мероприятия:
1. Защита проекта в виде досуга «Путешествие в страну Знаний».
2. Оформление презентации проекта «Первый раз — в первый класс!».
3. Оформление папки с материалами проекта.

Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике

Практическая значимость:
В нашем детском саду накоплен определённый опыт взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающий высокую психологическую готовность детей к обучению в школе и их беспроблемную адаптацию к школьному образовательному процессу. С сентября 2012 года в МБДОУ «Светлячок» начала функционировать «Школа для родителей будущего первоклассника», занятиями которой руководит автор предлагаемого вашему вниманию проекта – педагог-психолог, Венгеренко Анна Васильевна.
Содержание программы «Школа для родителей будущего первоклассника» технологично и при желании педагогов, родителей и административном сопровождении педагогического процесса воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения.
Практическая значимость проекта «На пороге школы» в рамках работы «Школы для родителей будущего первоклассника» в детском саду заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы. Проект может быть рекомендован педагогам, психологам в проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации.
В ходе реализации проекта планирует тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.

Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «На пороге школы», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности, является продолжение работы в «Школе для родителей будущих первоклассников». Я с удовольствием буду продолжать работать в этом направлении с родителями, воспитателями и детьми.

Список литературы
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987
2. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. :НПО «Образование», 1996
4. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
5. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб: Речь, 2007
6. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. – М. : Генезис, 2008
8. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/Д: Феникс, 2005
9. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
10. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. – М. : 2005
11. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. — СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008
12. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб. : Речь, 2008
13. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002
14. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлов и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 316 – 439 с.
15. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» — журнал « Воспитатель ДОУ» 2012
16. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
17. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
18. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. — Спб. : Питер, 2004.-205с.
19. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт. -сост. М. Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.
20. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
21. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. — Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
22. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.- 224с.
23. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009. – 48 с.
24. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, — 112с.
25. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» — журнал « Воспитатель ДОУ» 2012
26. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
27. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлов и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 316 – 439 с.

Авторы: Венгеренко Анна Васильевна, педагог-психолог первой квалификационной категории;
Станкевич Ольга Витальевна, воспитатель первой квалификационной категории;
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 «Светлячок» городского округа г. Михайловка Волгоградской области.

Образовательный проект

«Мы готовимся к школе»

Составитель:

Педагог-психолог

Зубковская О.В.

Пояснительная записка

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

ФГОС ДО подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Сроки реализации: декабрь-май

Вид проекта : познавательно – творческий

Возраст детей : подготовительная группа

Участники проекта: воспитатели, педагог-психолог, дети подготовительной группы, родители.

Цель: создание условий для формирования представления о школе и положительного отношения к школьному обучению у старших дошкольников.

Задачи:

Формировать мотивацию учения и интереса к процессу обучения;

Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

Способствовать снятию чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

Повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;

Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

Основной этап. Реализация проекта: (таблица)

Заключительный этап.

Выставка рисунков детей «Что мне понравилось в школе».

Ожидаемый результат:

Формирование у детей мотивационной готовности к школе;

Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

Благоприятное течение адаптационного периода в школе.

Таблица. Реализация проекта.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка».

Просмотр мультфильмов на тему: «Школа»

Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

Беседа с детьми

    «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

    Рассматривание школьных принадлежностей.

Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.

    Игра «Собери портфель»

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.

    Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизировать словарь, классификация предметов, развитие речи.

    Просмотр мультфильма «Остров ошибок», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе

10. Час загадок и ребусов о школе.

Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.

    Консультация педагога-психолога (родительское собрание) «Психологическая готовность к школьному обучению».

    День открытых дверей в школе.

    Родительское собрание с участием педагога-психолога «Готов ли Ваш ребёнок к школе?»

    Стендовая информация для родителей «Заповеди первоклассника», «Готовим будущего первоклассника», «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»

Развитие волевых качеств детей

    Часы общения по детским рисункам «Кем я хочу стать, или все работы хороши», «Крепкое тело – крепкий дух!», «С чего начинается дружба», «Мой портфель»

    Обсуждение пословиц и поговорок о трудолюбии.

    Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.

Использованная литература:

1. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в Педагог-психологно-образовательной работе с детьми» - журнал « Педагог-психолог ДОУ» 2012

2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Педагог-психолог ДОУ» №4/2013

3. Нартова-Бочавер С.К. «Скоро в школу». – М., 2012

Приложения

Рисование «Мой будущий портфель!»

Цель: Создание условий для развития умения фантазировать на школьную тему, представлять и изображать в рисунке свой будущий школьный портфель, закреплять технические изобразительные умения, воспитывать творчество, заинтересованность школьными принадлежностями.

Заповеди первоклассника

    Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

    Попросили - дай, попытаются отнять - старайся защищаться.

    Не дерись без обиды. Не обижай без дела.

    Сам ни к кому не приставай

    Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

    Играй честно, а если водить, то отваживайся.

    Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

    Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на него не обижайся за отметки. Делай уроки, а какие будут оценки, такие и будут.

    Не ябедничай за спиной у товарищей.

    Не будь грязнулей, дети не любят грязнуль, не будь и чистюлей.

    Почаще говори: «Давай дружить, давай играть, водиться, вместе домой пойдем».

    И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.

    Иди в школу и пусть она тебе будет в радость, а я буду тебя ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Психологическая готовность к школьному обучению

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - один из важнейших этапов психологического развития в период дошкольного детства.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям со взрослыми и сверстниками

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

    интеллектуальную готовность;

    мотивационную готовность;

    волевую готовность;

    коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка
Самооценка дошкольника формируется :

Под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
- под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Волевая готовность предполагает наличие у ребёнка:

    способность ставить перед собой цель,

    умение принять решение о начале деятельности,

    наметить план действий,

    выполнить его, проявив определенные усилия,

    оценить результат своей деятельности,

    а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику.

Выступление на родительском собрании педагога-психолога:

«Готов ли Ваш ребенок к школе?»
Тест для родителей.

Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?

Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?

Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д.?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

Просмотр мультфильмов на школьную тему

Цель: Обогащать детей сведениями об обучении в школе, получении знаний, дружбе и взаимопомощи. Воспитывать интерес к школе, желание идти учиться.

Час загадок и ребусов о школе

Цель : Развивать логическое мышление, догадливость, сообразительность, знание школьных принадлежностей, школьных наименований. Воспитывать положительные эмоции от игр на тему «школа», желание быть школьником.

Загадки:

    Все рисунки вмиг сотрет,

Если в ход она пойдет. (Стирательная резинка)

    Все листочки скреплены,

Не рассыплются они.

Держит крепко, как прищепка,

Металлическая... (скрепка)

    Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (букварь)

    В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, -

За спиной красивый... (ранец)

    Отметки, замечания

Учитель пишет в нем.

Уроков расписание

Мы тоже в нем найдем.

Хранит и бережет его

Примерный ученик.

«Пятерок» в нем полным-полно,

Как документ... (дневник)

    Он учится лишь на «четыре» и «пять»,

Всем детям пример лишь с него нужно брать

«Пятерки» его украшают дневник.

Скажите, ребята, кто тот ученик? (Отличник)

    Шел урок, а он молчал -

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел... (звонок)

    Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь)

    День сентябрьский, осенний,

В школе нынче праздник.

От волнения рассеянный

Мальчишка-...(первоклассник)

Беседа «Чем школа отличается от детского сада»

Программное содержание: Систематизировать и расширять представления детей о школе. Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг другу. Развивать связанную речь (активизировать использование в речи сложных предложений, расширять словарный запас, упражнять в составлении рассказов) .

Демонстрационный материал: карточки с изображением школьных принадлежностей

Содержание:

Педагог-психолог помещает на стенд картину «В школу».

Задаёт вопросы: -Как можно назвать эту картину?

Придумайте ей название.

Почему?

Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники) .

Что находится у школьников в портфелях?

Как можно назвать все эти предметы одним словом?

В какое время года дети идут учиться?

Чем отличается школа от детского сада?

Как вы думаете, в школе дети дружат между собой?

Да. В школе тоже дети дружат между собой.

Вы тоже там найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь.

А зачем друзья нужны в школе? Пословицы о дружбе

Давайте вспомним пословицы о дружбе.

Гусь свинье не товарищ.

Друга ищи, а найдешь - береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Сытый голодному не товарищ.

Друзья - не разлей вода.

Старый друг лучше новых двух.

Друг денег дороже.

Друга за деньги не купишь.

Педагог-психолог: ребята, я совсем забыла. Сегодня со мной в детский сад пришел портфель. Шла я утром в детский сад и увидела его на дороге, на нашей улице…

Как она называется?

Педагог-психолог: ребята, кто хочет открыть наш портфель? (Дети открывают портфель) Педагог-психолог: (достает из портфеля пенал) что это такое? (Это такая сумочка, где носят карандаши, ручки, ножницы)

Это пенал. Это такой важный предмет, он нужен всем школьникам. Пенал они носят в портфеле. В нем лежат авторучки, ластик, линейка, фломастеры. Все они имеют свое место. Это так удобно. Не надо искать ручку по всему портфелю, а можно просто вынуть пенал и достать ее.

Отгадывание загадок

Педагог-психолог: Следующий школьный предмет мы узнаем, отгадав загадку:

Я – в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка, Можешь и нарисовать. Что такое я?

Дети: Тетрадь! (Педагог-психолог достает из портфеля тетрадь)

Педагог-психолог: Отгадаем следующую загадку

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) .

Педагог-психолог: (достает из портфеля книгу). Правильно. В портфеле есть и книга. Школьники по ним учатся.

Педагог-психолог: все вы готовы идти в школу. Сегодня вы еще раз показали, отгадываете загадки, играете и отвечаете на вопросы.

Педагог-психолог с портфелем и дети садятся на ковер.

Игра «Что лежит в портфеле»

Предлагаю поиграть и узнать, что же может лежать в школьном портфеле. Педагог-психолог вешает портфель за спину, подходит к одному ребенку и говорит: «Я портфель, а ты кто? »

Ребенок: Я – пенал.

Педагог-психолог: Идем вместе. Друг за другом дальше.

Педагог-психолог хлопает его по плечу и говорит: «Я - портфель». Затем ребенок хлопает его по плечу и говорит: «Я - пенал, а ты кто? ». Ребенок отвечает. Игра продолжается до тех пор, пока все дети паровозиком не сделают круг по ковру. Педагог-психолог: молодцы, ребята, скоро вы пойдете в школу, а сейчас вы еще в детском саду, но мы с вами еще много раз будем говорить о школе, а сегодня наша встреча подошла к концу.

С началом школьного обучения меняется весь жизненный уклад не только ребенка, но и всей семьи. С целью создания условий для взаимодействия семьи и детского сада в вопросах подготовки детей к школе в учреждении создан родительский клуб “Готовим ребенка к школе”.

Цель работы клуба:

Повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

  • выявить интересы, потребности родителей, уровень их педагогической грамотности.
  • познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
  • формировать у родителей практические навыки в воспитании и развитии детей.

Формы работы с родителями:

- “Круглый стол”

Беседа с элементами дискуссии

Семинары-практикумы

Игровой тренинг

Организация совместных развлекательных праздников, КВН, викторин.

Создание “Портфолио” ребенка

Интеллектуальный конкурс детско-родительских проектов “Хочу все знать”

Тема "Слагаемые успешности первоклассника"

Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме готовности детей к школе.

Задачи:
1. Раскрыть систему готовности детей к обучению в школе для родителей детей подготовительных групп и показать роль семьи и детского сада в становлении будущего первоклассника.
2. Привлечь родителей к активному участию в дискуссии по проблеме подготовки детей к переходу из детского сада в школу.

Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

1 вопрос - Особенность развития детей старшего дошкольного возраста

2 вопрос - Что же такое “готовность к школе”?

  1. Старший дошкольный возраст (6-7 лет) отличается бурным развитием и перестройкой в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в весе, росте, изменяются пропорции тела, идет смена зубов.

Родители отмечают изменения в поведении своего ребенка. Многие удивляются: “Ребенка будто подменили” “Я совсем не узнаю своего ребенка” Раздражительность, упрямство, повышенная неврозность - что это? Речь идет о возрастном кризисе развития ребенка 7 лет.

  1. В последнее время (полгода-год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
  2. Часто грубит, старается переговорить взрослого.
  3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
  4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.
  5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
  6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
  7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение
  8. Кривляется,поясничает, говорит писклявым голосом
  9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
  10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Как справится с кризисом семи лет:

Кризис- это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые детские болезни.

Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Подумайте, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно относитесь к его мнениям, постарайтесь его понять.

Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен.

Как больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

  1. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям.

Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он вооружившись ранцем и букетом отправится в школу.

Ребенок переходит к систематической учебной деятельности.

Возникают отношения “ученик-учитель” (слушать и выполнять указания учителя)

Приобретается статус ученика.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не готов к обучению в школе.

Представления о готовности ребенка к школе у многих родителей заключается в том, чтобы научить ребенка читать, писать, считать до школы. Такие представления ошибочны. Некоторые “Заботливые родители” недоумевают “Мы так много занимались с нашим ребенком? Почему он плохо учиться?

Сегодня требования государства к дошкольному образованию заключается в организации образовательного процесса направленного на развитие интегративных личностных качества дошкольника, которые помогут ему приобрести знания, умения и навыки при обучении в школе.

Какими качествами должен обладать ребенок при поступлении в школу? (дискуссия)

Все эти качества можно разделить на 3 группы готовности ребенка к школе.

Понятие “Готовность к обучению в школе” включает: (слайд)

Физиологическую (или физическую) готовность

Социальную или личностную готовность

Психологическую готовность

Физическая готовность: здоровый, физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Социальная или личностная готовность: эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

Психологическая готовность: Любознательный, активный; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками.

Так значит сейчас важно нам взрослым, педагогам и родителям объединить усилия для развития способностей детей, развитию их интегративных качеств.

Одним из видов деятельности, которая способствует такому развитию является проектно-исследовательская деятельность. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок учиться ставить цель, планировать свою деятельность по достижению цели, делать выводы. У ребенка развиваются интеллектуальные способности.

Презентация конкурса “Хочу все знать”.

Объявление смотра- конкурса “Мое портфолио”.

Приложение2 -презентация.

До новых встреч в клубе!

« »

Время проведения: октябрь.

Форма проведения: встреча.

Продолжительность: 1-1,5 часа .

Задачи:

Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.

Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.

Анализ стереотипов родительского поведения.

План проведения:

1. Вступительное слово (введение в проблему).

2. Самостоятельное определение родителями готовности ребенка к школе «А вам пора в школу».

4. Выступление медсестры «О вопросах здоровья».

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

Подготовительный этап

· Оформление памяток «Рекомендации родителям» (приложение 2), « Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу» (приложение 1).

· «Оформление компонентов готовности ребенка к школе.

· Организация выставок методической литературы и дидактических игр по теме собрания.

· Разработка проекта решения родительского собрания.

Ход собрания:

1. Выступление первого воспитателя.

Уважаемые родители! Тема нашего родительского собрания «Готовим детей к школе. Что это значит?»

Какими забавными крошками пришли наши дети в детский сад! Быстро и незаметно пролетели дошкольные годы. Они были долгими, наполненные открытиями, заботами, радостями, трудностями, иногда тревогами.

И теперь, вспоминая тот день, когда вы впервые взяли на руки сына или дочь, вам трудно бывает удержаться от восклицания: - «Да ведь это было как будто вчера!» Вы с грустью обнаруживаете, что время пролетело очень быстро!

Итак, ваш ребенок на пороге школы! Он с радостью и быть может с затаенной тревогой ждет дня, когда этот порог ему доведется переступить. Этот день подведет черту под всей предыдущей жизнью ребенка и разделит ее на две, пока неравные части:дошкольник и школьник.

Дошкольное детство не вернешь. И нам очень жаль, что приближается день, когда придется расставаться с нашими самыми лучшими воспитанниками! Вашему сыну, вашей дочери предстоит еще пройти сложный путь становления и роста. Не уповайте на то, что впереди еще много времени. Поверьте, когда настанет пора зрелости, вы с тем же удивлением обнаружите, - годы минули быстро!

Уважаемые родители! Предлагаю Вам выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски: черная, синяя, красная. Прошу выбрать одну полоску. Если вы выбрали черную полоску – это означает сильное беспокойство в связи с приближающимся обучением; если выбрали синюю полоску – это умеренное беспокойство; а если выбрали красную полоску, то это означает ощущение радости, чувство уверенности.

Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе -новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого « надо » ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к

школе являются:

· Физическое здоровье ребёнка.

· Развитый интеллект ребёнка.

· Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

· Выносливость и работоспособность.

· Аккуратность и дисциплинированность.

· Хорошая память и внимание

· Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

Я хочу вам задать вопрос, дорогие родители: как вы думаете, что должен уметь ребенок к 1 сентября ?

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм.

Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни В. Шаинского, Ю. Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все эти произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

Успех ребёнка в школе зависит от:

Психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;

Развития процессов: мышления, памяти, внимания;

Развития речи и фонематического слуха.

Психологическая готовность к школе возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка - дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, с взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.

Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением.

Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:

– О ком или о чём произведение?

– Кто понравился и чем?

– Как бы ты поступил на месте героя?

– Продолжи сказку (рассказ).

– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?

– Нарисуй свой рисунок.

Речевое развитие детей 6-7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3,5-7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов.

Сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл – телевизор, компьютер. При этом в компьютерной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребёнка, а ребенок из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности.

Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д. (Родителям раздаются памятки «Что должен знать и уметь ребенок перед школой» (приложение 1).

Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.

Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.

Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.

Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисть руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями:

раскрашивание;

вырезывание;

штриховка;

лепка;

застёгивание и расстёгивание пуговиц;

завязывание и развязывание лент;

перекладывание мелких игрушек;

закручивание и раскручивание гаек;

перебирание крупы;

мозаика.

Я хочу предложить вам игры со счётными палочками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребёнка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счётные палочки, но и карандаши, спички или соломинки. Ребёнку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на ровной поверхности. В процессе игры необходимо пояснять, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т. п., пусть ребёнок пофантазирует и придумает свою картинку. Когда ребёнок уже запомнил ту или иную геометрическую фигуру, можно предлагать ему задания такого типа:

– Верно ли, что та фигура, которую я сложила, называется треугольник?

– Сравни рисунок в книге и рисунок на столе: всё ли правильно?

Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?

Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И ни в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.

2. Выступление второго воспитателя.

Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребёнка желание многое узнать и многому научиться, воспитание в детях самостоятельности, интереса к школе, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами. Я хочу вас познакомить с памяткой «Как преодолеть страх перед школой».

1.Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже не вольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».

2.Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе.

3.Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.

4.Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

5.Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый.

6.Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Итак, некоторые практические рекомендации.

Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

Ни в коем случае не прощайтесь, "предупреждая": "смотри, не балуйся", "веди себя хорошо" и т.п.

Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

Ребята очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Предлагаю вашему вниманию карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

«Вот пойдёшь в школу, там тебе...» «Ты, наверное, будешь двоечником!...» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!...» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному».

Если вам очень захочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации. (Родителям раздаются памятки «Рекомендации родителям», буклет «Скоро в школу» (приложение 2).

3. Выступление медсестры «О вопросах здоровья».

Особое внимание хочется обратить на вопросы здоровья. В настоящее время нет практически абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию. Закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Если ребенок не будет обладать физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.

Перед школой необходимо установить режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе. Особенно важное значение режим дня приобретает для первоклассника не только из – за увеличения нагрузки, но еще и потому, что у ребенка появятся новые обязанности, которые потребуют от него собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Врачи утверждают, что режим дня – лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим может помочь сохранить нормальную работоспособность в течение дня и всего учебного года.

Для нормального психического развития ребенка необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша. Ребенок в этом возрасте еще не способен себя оценить. Оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравится. Будьте осторожны, оценивая работу первоклашки. И еще, в силу незрелости мозга ваш ребенок пока еще очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя подразнивать. Подшучивать над ним.

Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20-25 минут – это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.

4. Подведение итогов родительского собрания.

В соответствии со статьей («Закона об образовании»), родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития своего ребенка. Дошкольное учреждение - помощник в реализации данных задач.

Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!

Так давайте объединим усилия детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Решение родительского собрания

по теме « Готовим детей к школе. Что это значит? »

от 18.10.2013 года.

1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

2. Создать для детей благоприятные условия в преддошкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т.п.).

3. Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно – досуговой и спортивной направленности.

4. Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.

5.Подготовить консультацию «Домашние игры с детьми по подготовке к школе».

6. Разместить в родительском уголке памятки для родителей будущих первоклассников.

Приложение 1.

1. Свои фамилию, имя и отчество.

2. Дату рождения и возраст.

3. Ф.И.О. родителей, их место работы, должность.

4. Адрес (поселок, улица, номер дома, квартиры).

5. Знание диких, домашних животных.

6. Знание растений, деревьев, мебели, цветов, посуды, одежды, игрушек, насекомых, птиц (например: береза, осина, липа, тополь, клен, ель – это деревья).

7. Знать месяцы, времена года, дни недели.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.

2. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

4. Различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

5. Различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки.

6. Рассказывать рассказы по картинкам.

7. Заучивать наизусть стихи.

МАТЕМАТИКА

1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

3. Цифры от 1 до 10 , знаки + , – , = , монеты достоинством 1 , 5 , 10 копеек.

4. Называть числа в прямом и обратном порядке, называть последующее и предыдущее число.

5. Соотносить цифру и число предметов.

6. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

8. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.

9. Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже).

К началу обучения в школе дети должны уметь:

% строить сложные предложения разных видов; % составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;

% определять место звука в слове; % находить слова с определенным звуком;

% составлять предложение из 3-4 слов; % расчленять простые предложения на слова;

% расчленять слова на слоги (части);

% различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;

% самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

% уметь различать по внешнему виду растения данной местности;

% иметь представление о сезонных явлениях природы;

% знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.

Нужно знать и уметь:

% числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним;

% цифры 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 ; % знаки + , – , < , > , = ;

% называть числа в прямом и обратном порядке; % соотносить цифру и число предметов;

% составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; % пользоваться арифметическими знаками;

% измерять длину предметов с помощью условной меры; % делить круг, квадрат на две и четыре части.

% составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

Критерии психологической готовности ребенка к школе

1. Социально-психологическая готовность к школе:

% учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

% умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).

2. Школьно-значимые психофизические функции:

% развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);

% пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева);

% координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг));

% логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);

% произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

Приложение 2.

1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.

2. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.

3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши только менять: то толстый, то тонкий.

4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).

5. Затем раскрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.

6. Лепите из пластилина – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.

7. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.

8. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы. Кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.

9. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Буклет «Скоро в школу»

1.Проект "Готовимся к школе".Материал будет полезен педагогам-психологам, работающим с дошкольниками по подготовке к школьному обучению.

2.Проект "Я весёлый, я -здоровый".Психогимнастика как фактор сохранения и укрепления психического здоровья дошкольника

3.Проект "Музыка и дети". Волшебная сила музыки (эффект Моцарта).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Проект «Готовимся к школе»

Визитная карточка проекта Тема: «Готовимся к школе » Нормативно –правовое обеспечение: -Закон РФ «Об образовании»; -ФГОС дошкольного образования; -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования. Разработчик проекта: Коржова И.А.- педагог психолог МБОУ «СОШ № 6»

Цели и задачи проекта Цель: Исследование психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе и разработка коррекционно-развивающей программы для работы с детьми. Задачи: Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе; Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы; Разработать программу коррекционно-развивающих занятий; Развивать психологические функции, необходимые для успешного обучения в школе; Разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей; Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка; Соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы.

Сроки реализации, участники проекта: 2013-2014 учебный год Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Технологии реализации проекта: -диагностические методики; -методы, активизирующие у детей развитие психологических функций; -игровые приемы. Материально- техническая база проекта: Программа занятий с детьми «Готовимся к школе»; Стенды «Скоро в школу»; Материал для игр и тестов; Дидактические игры; Игры и упражнения с ИД; Интерактивная доска; Компьютер (ноутбук)

Этапы реализации проекта 1. Подготовительный (сентябрь-октябрь). Цель: включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы. Задачи: определить уровень сформированности у детей школьно-значимых функций; выявить детей, нуждающихся в дополнительных занятиях; подготовить информацию для родителей по теме

2. Основной (ноябрь-февраль). Цель: - включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта. Задачи: -развивать у детей школьно значимые психологические функции; -информировать родителей о методах и приемах коррекции некоторых умений и навыков у ребенка для успешной адаптации в школе. Этапы реализации проекта

3.Заключительный (март-апрель). Цель: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме. Задачи: Определить уровень готовности к школе; Выявить возможные причины дезадаптации в школе Этапы реализации проекта

Ожидаемые результаты мотивация на учебу; развитие произвольности; сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; развитие пространственных представлений; развитие познавательных процессов; проявление самостоятельности.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

gastroguru © 2017