Отменят ли Платон? «Платон» - не друг! За федеральные трассы заплатят все Частники исчезнут как класс.

Многим останутся памятные дни в ноябре 2015 года, когда на дорогах можно было встретить вереницы дальнобойщиков, проводивших акции протеста, по схеме «улитка», против ввода платы за пользование федеральными дорогами для большегрузных автомобилей с разрешенной массой более 12 тонн. Суть была как всегда проста, когда низы не могут, а верхи не хотят, но революции не случилось… Плата для большегрузов была введена, с 15 ноября 2015 года. Это значит, что жизнь автомобилистов дальнобойщиков несколько усложнилось. У них появились новые права и обязанности, а за невыполнение своих обязанностей и новые штрафы. Именно об оплате по системе «Платон» и о штрафах если этого не делать, мы и поговорим в нашей статье.

Появление нового оператора участвующего в сборе средств за пользование федеральными дорогами

Еще в августе 2014 года было подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1662-р председателем правительства Медведевым Д.А. При этом необходимо заметить, что уже в данном распоряжении были упомянуты участники ООО «РТ-Инвест» и предприниматель Игорь Ротенберг. Последний упомянут на сайте компании «РТ-Инвест».
То есть произошло неслыханное по щедрости лоббирование интересов, когда вне конкурса и тендера были назначены исполнители для важного и денежного проекта. Интересно и то, что фактически взносы в федеральный бюджет, на ремонт дорог, собирают «частники», имеющие отношения к государству постольку поскольку. Ну что же, председателю правительства однозначно виднее как быть, нежели простым смертным.

Как можно осуществить оплату для большегрузов за пользование федеральными дорогами

Так как оператор уже есть, то необходимо заключить с ним правовые отношения. Сделать это можно тремя способами:

Зарегистрироваться на сайте системы «Платон»;
- оформить договорные отношения в ближайшем офисе системы;
- воспользоваться терминалом самообслуживания (лишь для оплаты, карту или устройство получить невозможно)

При этом исходя из того куда вы обратитесь и что предпочтете, вам могут выдать либо бортовое устройство, многоразового использования. Либо маршрутную карту – одноразовую.
При этом выдача устройства или карты будет проводиться по факту проверки всех предоставленных данных, а это для физического лица:

Адрес электронной почты.
Номер мобильного телефона.
ИНН.
Банковские реквизиты.
Отсканированное свидетельство о регистрации транспортного средства.

Для юридических лиц все гораздо сложнее. В итоге устройство или карта будет выдана в офисе сразу, а при регистрации через сайт примерно через 5 дней. По факту прихода все в тот же офис. Именно поэтому пойти в офис предпочтительней.

Здесь надо заметить, что лучше взять многоразовое устройство, оно станет универсальным, в отличии от карты. Устройство не требует прописывать маршрут в отличии от карты. В этом случае оплата будет взиматься на основании определения местонахождения (маршрута движения) транспортных средств, при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Единственное о чем осталось сказать, так это то, что оплату можно произвести через банк либо через банковскую карту. В будущем, появиться возможность внести оплату через терминалы наличными средствами.

Куда и как устанавливается устройство для считывания оплаты за проезд (использование) федеральных дорог для большегрузов более 12 тонн

Теперь о технической части, то есть об устройствах обеспечивающих определение ТС, а также производящих передачу данных и расчет во время поездки. (зачисление и списание оплаты).
Устройство системы «Платон» должно быть подключено к бортовой сети автомобиля во время всей поездки. Оно должно стоять максимально близко к лобовому стеклу, для возможности обеспечения связи с ним. При этом не рекомендуется устанавливать последнее вблизи обогрева стекла. Такое требование связано с уменьшением помех при передаче сигнала.

Главный показатель работы устройства это горящий зеленым цветом светодиод. Именно он сигнализирует о том, что все в порядке. Если он не горит, то это причина для беспокойства, так как в этом случае на водителя большегруза могут наложить штраф, о котором мы и поговорим далее.

Сумма оплаты каждого километра за пользование дорогами федерального значения большегрузов более 12 тонн (по системе Платон)

Первоначально планировалось, что сумма составит 3,5 рубля за километр пути. Однако после акций протеста дальнобойщиков правительство несколько снизило ставки. Так тариф для большегрузов при движении по федеральным трассам общего пользования до 29 февраля 2016 года составит 1,53 руб. за километр пройденного пути, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года – 3,06 руб. Однако до 2018 года не дотерпели.
Москва, 2016 год, 2 ноября. Минтранс РФ подготовил проект постановления, согласно которому тариф системы «Платон» будет поднят до 3,73 рубля за 1 км.

Какой статьей регламентируется штраф за неоплату проезда (использование) федеральных дорог большегрузными автомобилями более 12 тонн

Под новый закон необходимо было дополнить и КоАП новой статьей или пунктом, что и было сделано. Так с 15 ноября 2015 года появилась статья 12.21.3 «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»

Теперь осталось изучить статью и постановление № 504 от 14.06.2013 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» на предмет того, что же является нарушением, и какой штраф в этом случае будет взят с водителя.

Что является фактом неоплаты при пользовании федеральными дорогами для большегрузов более 12 тонн?

Начнем с постановления, вернее даже прилагаемых к нему правил «Правила взимания платы в счет возмещения вредя, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования… ». В них есть пункт 12, который мы и процитируем:

Движением без внесения платы считается:

движение транспортного средства при выключенном или неисправном бортовом устройстве без внесения владельцем транспортного средства денежных средств оператору и информирования оператора в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;
движение транспортного средства при отсутствии бортового устройства без внесения владельцем транспортного средства денежных средств оператору и информирования оператора в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;
отклонение транспортного средства от планируемого маршрута и (или) времени (даты) движения по такому маршруту при отсутствии бортового устройства без информирования оператора в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;
продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства оператору.

Что-либо здесь комментировать излишне. Как говориться написано русским по белому, и добавить нечего. Так все понятно. Теперь о штрафе за подобные отступления от правил.

Штраф за неоплату пользования федеральными дорогами большегрузов более 12 тонн

Снова возвращаемся к нашей нововведенной статье КоАП 12.21.3 РФ и смотрим ее пункты:

Здесь надо заметить, что законодатели не остановились на этом и пошли дальше, а именно прописав 2 пункт в этой статье, который предусматривает более суровое наказание в случае повторного нарушения. Итак, смотрим часть 2:

Остается добавить, что повторное нарушение считается в течение года со дня вступления в силу постановления, согласно КоАП 4.6 РФ.

Хронология развития событий после забастовок дальнобойщиков за отмену взимания платы с грузовиков (большегрузов) с разрешенной массой более 12 тонн

15 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал документ предусматривающий поправки к Кодексу об административных правонарушениях, по которым за неуплату проезда по системе "Платон" юридическое лицо (собственник фуры) должно заплатить 5 000 рублей штрафа, а за повторное нарушение – 10 000 рублей. Это значительно меньше установленных изначально сумм – ранее юридическое лицо предполагалось штрафовать на 450 000 рублей за первое нарушение и на 1 000 000 рублей – за второе.
Также согласно поправкам, от выплаты штрафа освободят большегрузы, въехавшие из-за рубежа, если автомобиль прошел не более 50 километров от границы, а водитель успел оплатить дорожный сбор по системе "Платон" после фиксации нарушения, но до рассмотрения дела.

Также в 20 числах декабря 2015 года президент внес предложение об упразднении транспортного налога для грузовиков более 12 тонн. Изменение было рассмотрено правительством в 2016 году, но так и не принято.

Можно ли заплатить штраф за "Платон" со скидкой в 50 процентов

С начала 2016 года в КоАП РФ появились нововведения в статье 32.2 КоАП РФ, которые допускают возможность оплаты по некоторым статья связными с нарушениями ПДД скидку в 50 процентов. К этим статьям КоАП РФ можно отнести и штрафы по системе "Платон".
То есть если водителю выписали штраф, не важно на какое лицо, будь то физическое или юридическое, штраф за нарушение требований платного проезда для большегрузов можно заплатить со скидкой в 50 процентов. Здесь главное соблюсти сроки. Заплатить не позднее 20 дней с момента вынесения постановления и не ранее чем штраф попадет в базу данных ГИБДД.

Вопрос ответ по теме «Взимание платы с грузовиков более 12 тонн и штраф в случае неуплаты платежа»

Вопрос: Возьмут ли штраф, если деньги были внесены, но устройство «Платон» было отключено во время поездки?
Ответ: Да, возьмут. Первоначально штраф составит от 5000 рублей. Повторно от 50000 рублей.

Вопрос: Возьмут ли штраф с водителя, который пользуется не своим устройством, но ездит на своем автомобиле, в случае если счет устройства не позволял оплатить проезд?
Ответ: Да, возьмут. Штраф будет выписан в первую очередь собственнику ТС.

Владельцы грузовиков с разрешенной максимальной массой превышающей 12 тонн обязаны вносить плату в качестве компенсации за вред, который наносят их автомобили дорогам общего пользования. Система «Платон» разрабатывалась, исходя из принципа, «пользователь платит», согласно которому за разрушение дорог общего пользования должны платить те, кто наносит им наибольший ущерб в результате осуществления своей коммерческой деятельности.

Акции протеста за отмену «Платона» начались сразу после введения системы – в ноябре 2015 года. Владельцы транспортных средств требовали отмены «Платона» для грузовиков. Владельцы машин протестовали против штрафов, тарифов и несправедливости (по мнению забастовщиков) введения «дополнительного налога» - ведь они уже платят транспортный налог.

Из-за массовых забастовок, направленных на отмену «Платона», из-за неготовности владельцев грузовиков работать по новым принципам (многие собственники многотонников не успели пройти регистрацию и получить бортовые устройства) было решено отложить наложение штрафов за нарушения на полгода, вплоть до 1 мая 2016 года. Изменили и размер штрафов: изначально планировалось, что штрафы будут взиматься со всех лиц, участвующих в процессе грузоперевозки, а размер штрафа при первом нарушении составит до 450 тысяч рублей (для юрлиц), а при повторном нарушении до 1 миллиона рублей. Размеры штрафов были существенно снижены. Для собственников большегрузов, а также для водителей транспортных средств, которые принадлежат иностранным перевозчикам, сейчас предусмотрены одинаковые размеры штрафов: при первом нарушении штраф составляет 5000 руб., при повторном нарушении – 10 000 руб.

Кроме снижения штрафов, хорошими новостями для владельцев большегрузов стало и изменение тарифов системы «Платон». Перед запуском системы постановлением правительства было установлено временное снижение тарифов на 59% от предусмотренного ранее – 3,73 рубля за каждый километр, пройденный транспортным средством по трассам общего пользования. Величина минимального тарифа составила 1,5293 руб./км. На период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года предполагалась постепенная индексация в два раза, до платы 3,06 рубля за каждый пройденный километр, однако и эта индексация была отложена до 2017 года.

При этом протесты и споры вокруг системы «Платон» не утихают и даже приводят к позитивным для владельцев большегрузов изменениям. Многие собственники многотонников пристально следят за происходящими изменениями, о чем сообщают новости «Платона» сегодня. При этом, ясно, что надеяться на отмену «Платона» нельзя. В ближайшее время можно лишь ожидать усиление внимания властей к системе, а также опвышения как платы самой по себе, так и штрафов за бесплатное использование дорого.

26 апреля 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15 апреля 2016 г. №310, согласно которому пользователи системы «Платон» получили право на отсрочку платежа. Внесение платы может быть отсрочено на один календарный месяц, но при выполнении некоторых условий: автомобиль и собственники зарегистрированы в России, в автомобиле установлено бортовое устройство, у собственника отсутствуют действующие штрафы за неуплату, а также в течение полугода до этого не было задолженности по уплате.

Кроме того, 3 июля 2016 года в статью 28 НК РФ были внесены изменения, согласно которым владельцы большегрузов могут уменьшить транспортный налог, начисленный на каждый многотонник, зарегистрированный в системе «Платон», на уплаченный сбор в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам. Данный порядок был введен с 1 января 2016 года и будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно. Это, к слову, одна из немногих льготу по транспортному налогу для юрлиц на сегодня.

Отменят «Платон» или нет, вопрос, скорее, риторический. Согласно последним новостям, об отмене «Платона», несмотря на активные протесты владельцев транспортных средств, говорить не приходится. В декабре 2016 года на официальном сайте «Платона» были опубликованы итоги работы системы, согласно которым, несмотря на массовое недовольство, 87% автомобилей российских перевозчиков уже снабжены бортовыми устройствами (выдано 581 тысяча бортовых устройств). За время работы «Платона» на ремонт дорог регионов было направлено 22,9 млрд рублей, были выделены денежные средства на строительство и реконструкцию 31 моста в 19 субъектах страны.

Правительство России не обсуждает введение моратория или отмену системы «Платон», взимающей с 15 ноября плату с большегрузов массой выше 12 т за проезд по федеральным трассам, сообщило в четверг агентство ТАСС со ссылкой на вице-премьера Аркадия Дворковича.

Он сообщил, что кабинет министров изучает варианты исключения негативного влияния взимания платы за проезд с большегрузного транспорта на малый бизнес.

Дворкович рассказал, что в письме, направленном премьер-министру Дмитрию Медведеву от имени нескольких ассоциаций производителей, говорится о грядущем росте цен в канун Нового года в связи с внедрением системы. «Это не так. Эффект от внедрения системы на цены может быть, но минимальный и по всем расчетам, по подавляющему большинству товаров речь идет о десятых долях процента», — отметил Дворкович.

По его мнению, ряд компаний желают повысить цены накануне новогодних праздников в связи с повышенным спросом и пытаются связать этот рост цен с внедрением системы. Он подчеркнул, что случаи необоснованного повышения цен будут «контролироваться и расследоваться антимонопольной службой в установленном порядке».

В четверг, 10 декабря, газета «Коммерсантъ» сообщила , что объединения производителей продовольствия и розничной торговли премьер-министра России Дмитрия Медведева установить тестовый режим работы «Платона» с нулевым размером платы за проезд фур, так как возникшие проблемы с системой приводят к повышению себестоимости товаров.

Производители предложили перевести систему в режим постоплаты и разработать альтернативные способы взимания платы с большегрузов и контроля ее сбора. Соответствующее обращение к Медведеву подписали 20 организаций, в том числе и Национальная мясная ассоциация, «Руспродсоюз», Рыбный союз, «Союзмолоко», Зерновой союз, Ассоциация компания розничной торговли и Союз независимых сетей.

«Платон» начал функционировать 15 ноября. С этого дня фуры грузоподъемностью свыше 12 т должны платить 1,53 рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. С 1 марта 2016 года плату планируют повысить до 3,06 рубля за 1 км.

Собранные средства предполагается направить в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями. Стоимость системы составила 29 млрд рублей, собираемость за 13 лет должна составить 1 трлн рублей.

Внедрение системы «Платон» сопровождалось техническими накладками и вызвало резкие протесты дальнобойщиков. 4 декабря дальнобойщики акцию на МКАД.

Оператором «Платона» является компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) — совместное предприятие Игоря Ротенберга и инвестфонда «РТ-инвест» (25,01% принадлежит «Ростеху»). 3 декабря пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предположение о том, что Игорь Ротенберг стал оператором системы благодаря дружбе его отца, миллиардера , с Владимиром Путиным.

9 декабря Медведев о том, что введение системы взимания платы с грузовиков принесет дополнительные инвестиции в дороги. «У нас же общим местом является ругать российские дороги. Деньги-то где на них брать?» — спросил он.

Предполагается, что в 2016 году «Платон» соберет в виде платежей за проезд около 40 млрд рублей. Эти деньги власти обещают тратить на ремонт федеральных трасс.

Платон – новая система взимания платы с владельцев большегрузных автомобилей, масса которых превышает 12 тонн. Введение такого вида сбора обусловлено негативным влиянием грузовых автомобилей на дорожное покрытие, что ведет к его износу и разрушению. Несмотря на многочисленные митинги и протесты, волной прокатившиеся по стране, система была введена в эксплуатацию и процесс взимания платежей с собственников фур начался.

За несоблюдение условий использования системы, в частности, за передвижение по трассам с неисправным или выключенным бортовым устройством, а также с отсутствием на маршрутной карте денежных средств, на лиц, допустивших нарушение, будут налагаться штрафы. Изначально предполагалось взимание штрафов со всех лиц, участвующих в грузоперевозках: так, водителю грузового автомобиля пришлось бы заплатить 5 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю, являющемуся владельцем транспортного средства – 40 тысяч рублей, юридическому лицу – 450 тысяч рублей.

Впоследствии депутаты Государственной Думы приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, согласно которым размер штрафных санкций для собственников большегрузных автомобилей был снижен до 5 тысяч рублей (т.е. практически в 100 раз), а для водителей – отменен вообще (за исключением водителей грузовиков иностранных перевозчиков). За повторное нарушение правил грузоперевозок размер штрафа удваивается.

Кроме того, введено ограничение на количество правонарушений, за совершение которых автовладелец будет привлекаться к ответственности – в сутки может быть выписано не более одного штрафа, независимо от того, сколько раз камеры дорожного видеонаблюдения зафиксировали транспортное средство, не передающее данные о своем маршруте на сервера системы.

Ранее начисление штрафов за проезд по автодорогам России (за исключением Москвы и Московской области) с неисправным или ненастроенным бортовым устройством – до мая 2016 года. Эта мера была предпринята в связи с тем, что многие водители грузовых автомобилей отмечали наличие технических неисправностей и сбоев в системе, а также иных проблем, связанных с реализацией разработанного механизма по сбору и передаче данных о пройденном пути фуры.

Итак, протесты дальнобойщиков против внедрения системы Платон, а также против установления для лиц, нарушивших правила ее использования, огромных штрафов, принесли свои плоды. Отменять систему не будут – об этом заявил вице-премьер А. Дворкович; однако добиться уменьшения размера штрафов все же получилось – сумма, подлежащая уплате за проезд большегрузных автомобилей с выключенным или неисправным бортовым устройством, была снижена почти в 100 раз для владельцев транспортных средств, и отменена полностью для их водителей.
gastroguru © 2017