Выбор читателей
Популярные статьи
АННОТАЦИЯ
основной
образовательной программы
специальность 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия»
Квалификация: Химик. Преподаватель химии.
Срок обучения: 5 лет (дневная форма обучения)
Цели программы: формирование у выпускника компетенций, необходимых для эффективного и успешного выполнения профессиональной деятельности в области химической теории, химического синтеза, экологии, фармацевтической и медицинской химии, экспертизы, стандартизации и сертификации, компьютерных технологий.
Виды профессиональной деятельности выпускника по специальности «Фундаментальная и прикладная химия»:
Реализация ООП подготовки по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, которые имеют базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимаются научной и/или научно-методической деятельностью. 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют ученые степени кандидата или доктора наук. При этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора имеют 20% преподавателей.
К образовательному процессу привлечено около 20% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений г. Ростова-на-Дону: Южный научный центр РАН, Эколого-аналитический центр ЮФУ, Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» и др.
Материально-техническая база химического факультета ЮФУ обеспечивает: проведение лекций - аппаратурой для демонстрации иллюстративного материала; выполнение лабораторных работ по общим и специальным дисциплинам - химическими реактивами, лабораторной посудой и учебно-научным и научным оборудованием в соответствии с реализуемой научной тематикой лабораторий; проведение семинарских занятий - компьютерами для проведения вычислений и использования информационных систем, занятия по иностранному языку – лингафонными кабинетами.
На 4 курсе предусмотрена производственная химико-технологическая практика, которая проводится на химических предприятиях и фирмах области, в лабораториях научно-исследовательских институтов и научно-образовательных центрах (НОЦ), входящих в состав Южного федерального университета:
ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» , Ростов-на-Дону,
Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, Ростов-на-Дону,
Экспертно-криминалистический региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического Таможенного управления, Ростов-на-Дону,
Региональный лабораторный центр Ростовской геолого-разведовательной экспедиции, Ростов-на-Дону,
НКТБ «Пьезоприбор», Ростов-на-Дону,
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ростовской области,
ООО «Дрожжевой завод», Ростов-на-Дону,
Азовский НИИ Рыбного Хозяйства, г. Ростов-на-Дону
ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», г. Новошахтинск, Ростовская область,
ОАО Ростовский виноводочный завод,
Химическая лаборатория ОАО Ростсельмаш,
ЮНЦ РАН, Ростов-на-Дону.
Выпускники по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» трудоустраиваются:
В лабораториях государственных и негосударственных научных центров, ведущих исследования в области химии и смежных областях (в биохимии, геохимии, нефтехимии, экологии, фармацевтике);
В исследовательских и аналитических лабораториях различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических, горнодобывающих и газодобывающих);
В научно-исследовательских институтах Российской академии наук; а также в учреждениях системы высшего, среднего и среднего профессионального образования.
Самый простой вариант трудоустройства для человека с химической специальностью – преподавание и научная деятельность. Простой он потому, что чаще всего не требует дополнительных навыков, переобучения и смены рода деятельности. Специалист продолжает заниматься исследованиями, разработкой новых материалов и технологий, развивает науку, либо передаёт полученные знания следующему поколению студентов. Правда, для преподавательской деятельности может потребоваться педагогическое образование или хотя бы курсы. Решение о найме руководство учебного заведения принимает на основе внутренних правил и устава.
После окончания Казанского государственного университета я поступил в аспирантуру Института органической и физической химии имени А. Е. Арбузова, защитился в 2015 году. Наша кандидатская степень аналогична западной постдокторантуре, с ней уже можно уехать работать за границу. Можно строить карьеру по старинке, например, расти от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. Развиваться по новому – это выигрывать гранты, в том числе международные, патентовать технологии, создать собственное производство. Повышать квалификацию лучше в зарубежных вузах: поступить в аспирантуру или ещё во время учёбы использовать немецкую службу академических обменов DAAD, собирать полезные контакты. Потом те, у кого есть интерес и перспективы, открывают свою лабораторию или бизнес, уходят менеджерами в другие компании.
Недалека от академической химия и работа в лаборатории. Дополнительного обучения и новых навыков тут тоже не потребуется: лаборант химического анализа в основном исследует состав и химические свойства различных веществ. Он может быть занят в сфере экологии или контроля качества, фармацевтике или даже криминалистике.
Профессия фармацевта формально требует получения диплома о соответствующем образовании, но значительную часть времени он занимается именно химическими исследованиями, ставит опыты и оценивает результаты влияния произведённых веществ на организм. А при работе в экспертно-криминалистической или судебно-химической лаборатории химику предстоит заниматься таким же анализом веществ, просто с другой целью – результаты его работы используют иначе.
Какой бы профиль ни был у промышленного предприятия, почти на каждом необходим отдел контроля качества, где оценивают химический состав выпускаемой продукции и её соответствие требованиям и нормам. Чтобы не открывать собственную лабораторию, эту часть производства нередко отдают на аутсорс. Но есть направления, где без профильных специалистов просто не обойтись: это химическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная, стекольная промышленность, производство пластмасс и синтетических тканей, нефтегазопереработка и многие другие. следят за соблюдением технологических процессов, контролируют качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Промышленная сфера идеальна для начинающих химиков, которым необходим опыт. На многих предприятиях есть крупные лаборатории, развита система наставничества. Первые доступные должности – лаборант, оператор и аппаратчик. При желании дослужиться можно и до руководящих позиций инженера-технолога и заведующего лабораторией.
Другой неоспоримый плюс в том, что только на производстве можно найти вакансии для специалистов со средним профессиональным образованием.
Дмитрий Горбачёв
Предприниматель
Я попал на малое керамическое предприятие без профильного химического образования, лишь сейчас учусь в аспирантуре Томского политехнического университета. Работал руководителем, но кризис 2008 года заставили глубоко вникать в технологию, читать книги, журналы, посещать конференции – получать прикладные знания по химии. О карьере можно говорить, когда есть избыток возможностей в работе. Например, можно самостоятельно изучать новые техпроцессы, внедрять их на предприятии и после 3-5 таких циклов перейти на новый виток карьеры или поменять статус в компании. Продолжая научно-исследовательскую деятельность, сотрудник может посещать конференции, семинары, публиковаться и писать диссертацию за пределами предприятия. Это будет качественный скачок, возможно, даже с переходом в другую компанию. Но ничто не мешает совмещать одно с другим: основную работу технологом в большой компании с консалтингом и работой по совместительству в малой компании. Главное, чтобы они не пересекались на рынках сбыта. Такой вариант даёт деньги и опыт.
Если бездушным пластмассам вы предпочитаете ботанику, то стоит поискать должность агрохимика. Это всё, что связано с плодородием почв и мелиорацией, удобрениями и повышением урожайности растений. В ходе лабораторных исследований определяется содержание микроэлементов, белков, жиров, углеводов, витаминов и аминокислот, минеральный состав почвы, наличие органики, солей и микроорганизмов, и, соответственно, необходимый состав удобрений.
На основе методик химического анализа почвы и растений, методов лабораторного и полевого опыта, меченых атомов, спектроскопии и хроматографии агрохимики ищут идеальный состав удобрений, которые бы благотворно сказывались на росте и развитии полезных культур, способствовали восстановлению плодородного слоя почвы и при этом благоприятно отражались на экологии.
Эта ниша необычайно востребована, и высококвалифицированный специалист легко найдёт работу, ведь экспорт удобрений в России занимает третье место по объёму после топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а доля страны на мировом рынке минеральных удобрений достигает 8,4 %. Правда, крупные компании-производители удобрений есть не в каждом регионе, поэтому может потребоваться переезд.
Казалось бы, как химик может стать поваром или ? Но профильное химическое образование уже не редкость в требованиях к таким вакансиям. Технологи пищевого и бродильного производств даже при поступлении в вуз сдают профильный экзамен по химии, а в их учебной программе присутствует общая, органическая, неорганическая, биологическая, физическая, пищевая, аналитическая и коллоидная химия.
Даже если процесс приготовления пищи вам совсем не близок, можно устроиться на крупные пищевые производства, где химики исследуют качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Но даже здесь своя специфика – потребуется изучить ГОСТы, нормативы и правила выпуска продуктов питания. Бумажной работы будет много: химик экономически обосновывает изменение технологического процесса, составляет регламенты и нормативно-техническую документацию.
Огромной популярностью в последнее время пользуется , ведь собственные небольшие пивоварни есть почти при каждом крупном ресторане. Химику для такой работы потребуется пройти курсы, где расскажут о практической части: приёмке солода, его переработке и дроблении, производстве охмелённого сусла в варочном цеху, контроле процессов брожения и фильтрации пива.
А если у химика есть поварской талант, то он может освоить редкую и интересную профессию повара молекулярной кухни. В основе молекулярной кухни лежит изучение физико-химических процессов, происходящих с продуктами при готовке. Порой процесс приготовления таких блюд кажется неправильным с точки зрения классической кулинарии. Например, недостаток времени тепловой обработки компенсируется более высокой температурой. И тут нельзя однозначно сказать, кто быстрее и проще освоит эту профессию: инженер-химик научится кашеварить или повар освоит химические законы.
Многим кажется, что парфюмер – это человек с идеальным нюхом, способный определить любые ноты аромата и на интуитивном уровне чувствующий, как их смешивать, чтобы добиться особенного результата. Но по факту любой профессиональный парфюмер по образованию всё-таки химик. У запаха есть формула, и мастер своего дела должен её знать и уметь точно воспроизводить – только так можно добиться стабильности аромата на протяжении всего срока годности.
Опытные парфюмеры считают, что химик легко освоит эту новую для себя профессию при наличии природных данных и предрасположенностей. Карьера парфюмеров начинается на химических факультетах. Затем они устраиваются помощниками к именитым мастерам, поступают в одну из парфюмерных школ в России и за её пределами, а также в прославленные вузы, лучшие из которых, например, институт ISIPCA (Institut Supérieur International du Parfum de la Cosmétique et de l’Aromatique), базируются в Европе.
Единственное, что может всерьёз помешать химику освоить ароматную профессию – это частые простуды и головные боли.
Кто ещё может легко продавать реагенты, колбы и пробирки, оборудование и приборы, как не вчерашний химик с базой контактов коллег – потенциальных потребителей. В качестве технически сложного товара всё чаще приглашают профильных специалистов, которые понимают принципы его использования и могут оценить все преимущества.
Справиться с этим может не каждый, ведь талант продажника никто не отменял. Но порой проще научить химика продавать, чем продавца – пользоваться специфическим оборудованием. Поэтому химик может поискать себя в продажах агропромышленных товаров и удобрений, стекла, керамики и продуктов нефтепереработки, фармацевтических препаратов и многого другого.
Чаще всего химики ищут карьерные перспективы в слишком серьёзных областях. Но при наличии харизмы и творческого начала из скучных формул может получиться настоящее шоу!
Создатель такого проекта Виктор Соколов – по образованию учитель русского языка и литературы, но его привлёк формат яркого химического научного шоу, когда что-то взрывается, бурлит, шипит и дымит. Знаний в области химии и физики у него не было, поэтому к сотрудничеству он пригласил экспертов, которые и разрабатывают опыты для выступлений и телешоу.
Виктор Соколов, создатель шоу «Точка науки»
Химическое образование не очень популярно и не считается модным, зато необычайно востребовано на рынке труда. Производства расширяются и модернизируются, открываются новые направления, где химики раньше не требовались, например, молекулярная кухня или высокотехнологичные продажи. Поэтому, в зависимости от предпочтений соискателя и его желания развиваться и осваивать новые навыки, он может получить совершенно непредсказуемую профессию, зарплату, которая для него приемлема, и работу, которая доставляет удовольствие.
При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!
Какие профессии существуют в сфере химических технологий? Об этом и не только будет рассказано в данной статье.
Химия объединяет большое количество самых различных специалистов. Это ученые, технологи, преподаватели, лаборанты и многие другие профессионалы. Без химии просто невозможно представить ни одного современного технологического устройства. Практически все окружающее нас оборудование так или иначе связано с этой наукой. Многие люди, в особенности школьники, абитуриенты или студенты, задаются вопросом о том, куда можно устроиться трудиться, кем работать. Химическая технология предполагает множество самых разных вариантов. Сюда относится, например, пищевая выпускающие разного рода продукцию заводы и многие другие предприятия.
На самом деле человек, выбравший своим направлением химию, совершенно точно найдет, куда устроиться работать. Та же специальность "химическая технология" включает в себя много направлений и подвидов. Об основных профессиях в этой сфере будет рассказано далее. Итак, информация для тех, кто выбрал направление "химическая технология".
Зарплата и общее количество обязанностей - вот два основных критерия, интересующие абитуриентов больше всего. Что можно рассказать о представленной профессиональной сфере? Какие здесь существуют виды работ?
Специальность включает в себя два основных направления: практическое и теоретическое. Что можно рассказать о первом? Сюда относятся, как правило, работники производственных предприятий. Это аналитики (речь идет о специалистах по контролю над качеством производимой продукции) и прочие лица.
В обязанности этих профессионалов входит исследование состава сырья, выявление брака, работа с разного рода синтетическими волокнами, удобрениями и т.д. Химики-технологи могут работать на металлургических комбинатах, в нефтяной или газовой сфере, в медицинских организациях и т.д.
А чем занимаются теоретики? Они развивают науку и двигают технологии вперед. Место работы теоретиков - лаборатория, университет (факультет химической технологии) и прочие научно-исследовательские учреждения.
К вопросу о зарплате нельзя подойти с однозначных позиций. Естественно, зависит многое от того, где именно работает специалист, в каком регионе и т.д. Однако совершенно точно нельзя сказать, что специалисты в сфере химии получают мало. Вот некоторые данные о средних доходах химиков-технологов в России:
При этом самыми высокооплачиваемыми считаются рабочие места в Москве и Санкт-Петербурге.
Это особенная, сложная и непростая сфера. Именно поэтому нельзя не упомянуть о качествах и чертах характера, которыми должен обладать соответствующий специалист.
Стоит также отметить, что вопрос о том, какой тип личности должен иметь профессионал, несомненно, важнее, чем вопрос, где и кем работать. Химическая технология - специальность, предполагающая следующие качества работника:
Стоит также сказать, что работнику понадобятся хорошая память, развитая ручная моторика, отличное зрение, обоняние и многое другое.
Безусловно, отменные качества личности для работы важны. А что можно сказать о знаниях и навыках, необходимых для качественного осуществления работы?
Сюда можно отнести:
Безусловно, выше были названы лишь самые основные и обобщенные моменты. Если необходимо узнать что-то более подробно о какой-либо узкой сфере, придется обратиться к специальным должностным инструкциям и прочим документам; они же и дадут ответ на вопрос, кем работать.
Вузы предоставляют самые разные варианты образования по специальностям. Так, помимо простого направления "химия", существуют еще и такие виды, как "химическая технология и биотехнология", "химическая защита", "аналитический контроль над качеством химических соединений" и многое другое.
Какие именно учебные учреждения предоставляют возможность получить образование по рассматриваемым специальностям? Можно выделить такие вузы России:
Таким образом, выше было рассказано обо всех самых основных моментах относительно специальности "химическая технология". Кем работать, зарплата и доходы работников, обучение - все подобные тезисы были раскрыты выше.
Информация по специальности
Кафедра органической химии химико-технологического факультета готовит дипломированных специалистов по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия», специализации «Органическая химия» и «Фармацевтическая химия». Коллектив кафедры - высококвалифицированные преподаватели и научные сотрудники: 5 докторов наук и 12 кандидатов химических наук.
Профессиональная деятельность выпускников
Выпускники готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, научно-производственной, педагогической, проектной и организационно-управленческой. Специалист-химик специальности «Фундаментальная и прикладная химия» будет готов решать следующие профессиональные задачи: планирование и постановка работы, которая включает исследование состава, строения и свойств веществ и химических процессов, создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий, решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии; подготовка отчета и научных публикаций; научно-педагогическая деятельность в вузе, в среднем специальном учебном заведении, в средней школе. Успевающие студенты, занимающиеся научной работой, могут пройти стажировку, принять участие в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также представить результаты научной работы для публикации в российских и зарубежных научных журналах. В распоряжении обучающихся имеются химические лаборатории, оснащенные современным оборудованием и компьютерный класс, с необходимой литературой и доступом к полнотекстовым электронным базам данных.
Специалисты будут:
Студенты приобретают знания в области основ неорганической химии, органической химии, физической и коллоидной химии, аналитической химии, планирования органического синтеза, химии алициклических и каркасных соединений, катализа в органическом синтезе, химии элементорганических соединений, фармацевтической химии, современных методов анализа и контроля качества лекарственных средств, основ медицинской химии, основ технологии фармацевтических препаратов, основ фармацевтического анализа. В ходе практических занятий обучающиеся получают навыки работы в современной химической лаборатории, осваивают методы получения и анализа новых соединений. Студенты владеют навыками работы на газо-жидкостном хроматографе, инфракрасном спектрофотометре, ультрафиолетовом спектрофотометре. Студенты проходят углубленное изучение иностранного языка (в течение 3 лет).
В процессе обучения студенты осваивают методы работы на аналитическом оборудовании кафедры «Органическая химия»:
Хромато-масс спектрометр Finnigan Trace DSQ
ЯМР спектрометр JEOL JNM ECX-400 (400 МГц)
ВЭЖХ/МС с времяпролетным масс-спектрометром высокого разрешения с источником ионизации ESI и DART, с диодноматричным и флуориметрическим детекторами
Система препаративной флэш-хроматографии с УФ и ELSD детекторами Reveleris X2
Инфракрасный-Фурье спектрометр Shimadzu IRAffinity-1
Жидкостный хроматограф Waters с УФ и рефрактометрическими детекторами
Дифференциальный сканирующий калориметр ТА Instruments DSC-Q20
Автоматический C,H,N,S анализатор EuroVector EA-3000
Сканирующий спектрофлуориметр Varian Cary Eclipse
Автоматический поляриметр AUTOPOL V PLUS
Автоматический прибор для определения температуры плавления OptiMelt
Высокопроизводительная вычислительная станция
В процессе обучения предусмотрена ознакомительная и химико-технологическая практики в лабораториях предприятий:
Успевающие студенты, занимающиеся научной работой, могут пройти стажировки, принять участие в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также представить результаты научной работы для публикации в российских и зарубежных научных журналах. Специалисты, получившие подготовку по специальности «Фундаментальная и прикладная химия», востребованы в лабораториях государственных научных центров и частных компаний, в исследовательских и аналитических лабораториях различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических и газодобывающих), в экспертно-криминалистических лабораториях; в таможенных лабораториях; диагностических центрах; санитарно-эпидемиологических станциях; организациях экологического контроля; центрах сертификационных испытаний; предприятиях химической промышленности, черной и цветной металлургии; в учебных заведениях системы среднего профессионального образования; отделах охраны труда и производственной санитарии; метеорологических станциях.
Присваивается квалификация «Химик. Преподаватель химии» по специализации «Органическая химия» или «Фармацевтическая химия». Зачисление по результатам ЕГЭ: химия, математика и русский язык. Срок обучения: 5 лет (очно). Возможно поступление в аспирантуру.
Студенты данной специальности помимо общих предметов изучают такие дисциплины, как квантовая, физическая, аналитическая химия, органическая и неорганическая химия и многое другое. Студенты изучают химические реакции в биологических процессах, учатся наблюдать за химическими реакциями и управлять ними. Кроме теоретической базы, студенты имеют возможность отработать навыки в лабораториях университетов, а также пройти практику на различных предприятиях, заводах, в научно-исследовательских институтах.
После выпуска из университета у молодых специалистов есть два пути дальнейшего развития. Они могут податься в науку, то есть продолжить обучение и заниматься изучением химических реакций, а также разрабатывать новые способы управления ними, в стенах научно-исследовательских университетов. Второй вариант развития подразумевает работу на предприятиях, фабриках, заводах в качестве технологов, экспертов, консультантов. Специалист без опыта обычно сначала получает должность лаборанта, помощника технолога, и только со временем, когда у него имеется достаточно опыта, сам становится химическим технологом. Нередко выпускники находят себя в фармацевтике или косметологии.
Статьи по теме: | |
«Глаза к чему снятся во сне?
Увидеть глаз - это предупреждение против козней Ваших недругов, следящих... Сонник: к чему снится цвет
Часто говорят, что цветные сны свойственны только эмоциональным,... Если видишь во сне Шея, что значит?
Шея во сне является символом власти, почестей и наследства.Боли в... |