Коррекционные занятия устное развитие школьников. Гладкая В.В

Цель: коррекция зрительно-пространственной ориентации, оптического гнозиса и зрительного внимания.

Оборудование: компьютер, разрезная картинка, сундучок, дидактический материал к играм «Космодром», «Повтори за мной», зашумлённая картинка, таблица Шульте, коробка с сюрпризом, кукла Лунтик.

Продолжительность занятия : 25 минут.

План занятия:

  1. Оргмомент (психогимнастика) - 1 минута.
  2. Разминка (гимнастика для пальчиков, кинезиологические упражнения, массаж БАТ) – 4 минуты.
  3. Работа по теме – 18 минут.
  4. Итог занятия – 2 минуты.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Имитация мимики:

  • Представь себе, что ты увидел что–то красивое.
  • Сзади на тебя подул холодный ветер. Ты рассердился.
  • Ветер стих и на поляне расцвёл душистый цветок. Понюхай его.

2. Разминка.

  • Гимнастика для пальчиков (колечки, « ленивые» пальчики, повтори за мной).
  • Кинезиологический комплекс упражнений для коррекции межполушарного комиссура («кулак – ребро – ладонь», «ухо – нос»).
  • Массаж БАТ (кончик носа, мочки ушей, ямки за ушами, теменная область, «третий глаз», точка у большого пальца).

3. Работа по теме.

Игротренинг по коррекции зрительно – пространственной ориентации (повтори за мной).

Проба Хеда: Вот моя правая рука, покажи свою такую. Повтори за мной (указательный палец правой руки к носу, ладонь правой руки к подбородку, ладонь напротив груди). Это моя левая рука. Дотронься левой рукой до правого уха. Что у тебя за спиной, перед тобой, справа от тебя, слева от тебя, над головой, под ногами.

Учитель: К нам в гости прилетел Лунтик с волшебным сундучком. В нём задания, которые необходимо выполнить, чтобы Лунтик мог вернуться на свою планету.

Учитель: Рассмотри картинку, что здесь изображено (зашумлённая картинка).

Ребёнок называет предметы (ведро, чайник, рыба, мяч, ёлочка).

Учитель: Собери картинку (разрезная картинка).

Ответь на вопросы. Что изображено на картинке? Откуда мальчик катится? С какой руки упала варежка? Где находится собака по отношению к мальчику? Что у мальчика на голове? Что находится под ногами у мальчика? Что находится слева от мальчика? Что находится справа от мальчика?

Учитель: Сосчитай быстро от 1 до 20 по таблице.

Ребёнок зрительно отыскивает цифры и называет их по порядку.

Учитель: Где находится цифра 1, в каком ряду, в какой колонке? И т.д.

Ребёнок отыскивает и называет координаты заданных цифр.

Учитель: Нужно помочь Лунтику составить карту звёздного неба.

Ребёнок раскладывает на листе предметы согласно инструкции учителя. Сверяет с эталоном карты. Приложение 1 (слайд1).

Инструкция учителя к карте звёздного неба:

  1. В центре листа расположи ракету оранжевого цвета.
  2. В верхнем правом углу расположи треугольник красного цвета.
  3. Над ракетой расположи квадрат коричневого цвета.
  4. Слева от ракеты расположи кольцо зелёного цвета.
  5. В верхнем левом углу расположи облако белого цвета.
  6. Под ракетой расположи цветок.
  7. В нижнем правом углу расположи летающую тарелку фиолетового цвета.
  8. В нижнем левом углу расположи круг синего цвета.
  9. Справа от ракеты расположи звезду жёлтого цвета.
  10. Покажи самую маленькую фигуру и назови её. (Квадрат коричневого цвета).
  11. Покажи самую большую фигуру. (Звезда жёлтого цвета).
  12. Как, расположена звезда по отношению к ракете? (Справа от ракеты).
  13. Как, расположена звезда по отношению к летающей тарелке? (Звезда расположена над летающей тарелкой).

Учитель : Игра «Космодром». Чтобы Лунтик мог улететь домой на Луну нужно на своём поле расположить точно также космические корабли как у диспетчера. Приложение 1 (слайд2). Если нарисуешь всё правильно – корабль взлетит. Молодец! Со всеми заданиями ты справился. А где Лунтик? Да он улетел.

4. Итог.

Учитель : Ты хорошо потрудился. Лунтик решил тебя отблагодарить и оставил тебе сюрприз. Но ты должен его отыскать по инструкции (дойди до двери, поверни направо, найди на полке шкафа коробку с синим бантом, в ней находится сюрприз). Занятие закончено. Можешь отдыхать. До свидания.

Список используемой литературы.

  1. А.И. Корнев. Нарушения чтения и письма. СПб.: Речь, 2003 г.
  2. О.А. Степанова. Профилактика школьных трудностей. М., Т.Ц., «Сфера», 2003 г.
  3. А.Ф. Ануфриева. С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. «Ось – 89», Москва, 2005 г.
  4. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., Т.Ц., «Сфера», 2001 г.

Все картинки, размещенные в работе, являются ссылками на оригиналы большего размера.

Готовые конспекты занятий и НОД по различным предметам и темам, предназначенным для коррекционных классов и групп всех типов. Рабочие программы коррекционных занятий «на все случаи жизни». Адаптированные для детей всех категорий коррекционной педагогики занятия по развитию речи, по математике, окружающему миру и другим предметам и учебным дисциплинам. Конкретный опыт педагогов, специализирующихся по социальной педагогике. Проверенные пути и методы адаптации и воспитания непростых дошкольников и учеников, в процессе их непосредственного обучения.

Составляйте конспекты занятий в коррекционных группах вместе с МААМ.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 3071 .
Все разделы | Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах

Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями речи) Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи) Театрализованная деятельность по сказке «Заюшкина избушка» . Цель : Развитие речи посредством театрализованной деятельности. Коррекционно -развивающие...

Тема"Цветы" Цель : уточнить и расширить знания о цветах, местах их произрастания, строении. Задачи : Коррекционно - образовательные : упражнять в словообразовании с использованием уменьшительно - ласкательных суффиксов, образовывать относительные прилагательные, учить подбирать...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья»

Публикация «НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в...» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема: Деревья. Задачи: Образовательные: - Расширить знания детей о деревьях. - продолжать учить правильно держать карандаш - Формировать навык...

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) «Мама - солнышко моё» НОД в старшей группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) по теме «Мама – солнышко моё» Цель: Расширить представления детей о празднике – Дне матери. Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Познание» «Речевое...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Новый год» Тема: «Новый год» Возраст: 5 лет Цель: Уточнение и обобщение знаний об особенностях праздника Новый год. Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: - Развитие грамматического строя речи, - Обогащение словаря прилагательными, глаголами - Формиррвание умения подбирать...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Рыбы» Тема: «Рыбы» Возраст: 5 лет Цель: формировать представления по теме «Рыбы» Задачи: 1.Коррекционно-образовательные: - Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - Конспект развлечения в младшей группе для детей с нарушением зрения «Поможем ежику»

Развлечение в младшей группе для детей с нарушением зрения на тему: «Поможем ежику» коррекционно - образовательные: - Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности; - Закреплять представление о фруктах и овощах; - Учить различать и называть...

ООД по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе групп «Юные космонавты» оод по развитию зрительного восприятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. На тему: «Юные космонавты» Коррекционно-развивающие задачи: 1.Расширить и закрепить знания детей о космосе, о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия...

Специфической формой организации обучения в коррекционной школе VIII вида являются индивидуальные и групповые коррекцион-ные занятия. К ним относятся: логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК), занятия по развитию психомоторики и сенсор­ных процессов. Занятия проводятся во внеурочное время с одним или группой учеников (2-5) по расписанию. Занятия проводят специ­алисты - логопед, психолог, дефектолог; по ЛФК - учитель физкуль­туры или медсестра, имеющие сертификат на право заниматься лечеб­ной физкультурой. На эти занятия направляются учащиеся с выра­женными речевыми, двигательными и сенсорными нарушениями.

Логопедические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимым учебно-дидактическим материа­лом»

В начале каждого учебного года логопед в присутствии учителя, который вносит свои дополнения к характеристике речи учащихся, проводит индивидуальное первичное обследование речи всех вновь поступивших учащихся в данную школу, в первую очередь первоклас­сников. По заявкам классных руководителей проверяются и отдель­ные учащиеся старших классов.

В результате составляются списки всех учеников школы, нуждаю­щихся в логопедических занятиях. Дети с выявленными дефектами речи обследуются более подробно. Для учета особенностей речи и ре­зультатов работы на каждого ученика заполняется речевая карта.

В первую очередь логопедическими занятиями охватывают детей со сложными и многообразными речевыми нарушениями, требующи­ми длительной специальной логопедической работы.

За критерий распределения учащихся по очередности логопедиче­ских занятий принят характер речевого нарушения и его значение для успешности обучения ребенка в школе. Например, легкое нарушение

Глава 11. Другие формы обучения 193


произношения отдельных звуков (горловое произношение «р», меж­зубное и боковое произношение свистящих и др.) и легкое заикание, не травмирующие учеников, могут считаться не требующими срочной логопедической помощи. В дальнейшем этих детей можно включить в группу, работающую над однородными дефектами речи.

Через неделю после начала учебного года логопед начинает заня­тия по коррекции речи с уже обследованными первоклассниками, од­новременно продолжая проверять речевое развитие учеников других классов.

Логопедические занятия желательно проводить во внеурочное время. Первые занятия, преимущественно индивидуальные, помога­ют логопеду сориентироваться в составе своих учеников. Постепенно он объединяет их в небольшие группы из 3-5 человек по признаку однородности речевого нарушения.

Групповые занятия помогают преодолеть негативизм, замкнутость и другие особенности характера детей, возбудить у них интерес к за­нятиям путем организации различных игр. Такая форма работы по­зволяет варьировать специальные упражнения, удлинять время заня­тий каждого ребенка, не переутомляя его. На фоне групповой работы необходимо индивидуализировать задания отдельным учащимся. Ло­гопед должен практиковать перевод детей из одной группы в другую, так как темп продвижения учащихся, несмотря на однородность рече­вого нарушения, часто бывает различным.

С учащимися, имеющими тяжелые дефекты речи, занятия ведутся индивидуально по установленному плану. По мере успешности кор­рекции речевого дефекта эти учащиеся начинают заниматься в груп­пах»

Составив списки обследованных детей и заполнив речевые карты, логопед планирует свою работу на год и заводит журнал учета посе­щаемости. В конце года он отчитывается о выполнении плана работы.

□ общее количество детей, обследованных логопедом;

□ общее количество детей, нуждающихся в логопедической помо­
щи;

□ количество детей, посещающих логопедические занятия и рас­
пределение их по видам речевых нарушений;

п количество детей, занимающихся индивидуально и в группах. Число групп;

194 Раздел второй


П успешность продвижения учащихся в исправлении нарушений речи: сколько детей посетило занятия за год и с какими резуль­татами (с нормальной речью, с улучшением, без изменения), сколько детей оставлено под наблюдение логопеда, сколько пе-, редано учителям для закрепления результатов; □ влияние логопедической работы на повышение успеваемости

учащихся.

Каждое занятие логопеда, планируемое заранее и имеющее свои задачи, состоит из подготовительной части (речевая гимнастика), ос­новной, в которую входит знакомство с новыми приемами работы, новыми упражнениями и т. д„ 9 и итоговой, которая может включать речевые игры, разучивание стихов, т о е. быть этапом закрепления, ав­томатизации достигнутого.

Отдельные учащиеся, особенно младших классов, часто имеют раз­личные физические недостатки (сколиозы, парезы) и нуждаются в их коррекции. Для них организуются занятия лечебной физкультурой (ЛФК).

Таким образом, перечисленные коррекционные занятия призваны создавать условия для сглаживания индивидуальных недостатков учащихся, что позволит им успешно овладевать знаниями, трудовыми умениями и навыками, готовиться к самостоятельной жизни.

В Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите организационные формы обучения, принятые в коррекцион-
ной школе VIII вида.

2. Определите цель и раскройте специфику организации проведения учеб­
ных экскурсий в младших и старших классах.

3„ Раскройте этапы проведения предметных уроков. Почему эти уроки рас­сматриваются как наиболее коррекционно значимые для обучения млад­ших умственно отсталых школьников?

4. Почему домашняя работа рассматривается как одна из организационных
форм обучения? В чем заключается коррекционная значимость выполне­
ния домашних заданий учащимися коррекционных школ VIII вида?

5. Какие приемы обеспечивают самостоятельность выполнения домашних
заданий учащимися? Как при этом осуществляются индивидуальный и
дифференцированный подходы?

6„ Какие индивидуальные и групповые коррекционные занятия приняты в коррекционной школе VIII вида? Почему они рассматриваются как специ­фические формы организации учебного процесса?

7. Раскройте цели и организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Глава 11. Другие формы обучения 195


1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учите­
ля / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Книга для учителя вспомогательной школы / под ред. Г. М. Дульнева. М.:
Учпедгиз, 1955.

3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. Пособие для
учителя / под ред. В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1982.

4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /
под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1985.

5. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофре­
нов. М.: Педагогика, 1969.

6. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педа­
гогика, 1977.

7. Пороцкая Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе: пособие
для учителя. М.: Просвещение, 1977.

8. Постовская В. А. Предметные уроки и экскурсии в I-IV классах вспомога­
тельной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Педагогический контроль за усвоением школьниками знаний и ов­ладением умениями является составной частью обучения. Выделяют следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. К те­кущему контролю можно отнести как наблюдения, так и опрос учащихся по ходу изучения учебной темы, выполнение самостоятель­ных работ, содержащих небольшой вопрос, входящий в изучаемую те­му. Периодический контроль проводится обычно после изучения про­граммной темы, раздела, а итоговый - в конце учебной четверти, го­да. Число письменных контрольных работ по основным предметам (русский язык, математика) регулируется соответствующими доку­ментами.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значи­тельные трудности уже в процессе знакомства с новым учебным мате­риалом, еще более сложен для них период формирования, сохранения и применения знаний и умений. Это объясняется особенностями, как присущими их развитию вообще, так и индивидуальными. Не зная

196 Раздел второй


этих трудностей, учитель не может руководить процессом усвоения учащимися знаний и умений. Чтобы обучение было эффективным, не­обходим постоянный контроль за его результатами. Только распола­гая сведениями об овладении учениками знаниями и умениями, учи­тель сможет правильно организовать их познавательную деятель­ность, оказать им своевременную помощь.

Совершенствуя свое мастерство, учитель ищет пути выработки у учащихся прочных знаний и умений. Без контроля за качеством ус-ноения учебного материала учитель не может корректировать процесс обучения, не может решать образовательные задачи, стоящие перед коррекционной школой VIII вида.

Учащиеся не всегда достаточно четко представляют, насколько ус­пешно продвигаются в учении. Они без должной критичности оцени­вают свои знания, умения, не могут объективно судить об уровне по­нимания, сохранения в памяти учебного материала. Только учитель может сообщить детям критерии оценок качества знаний и умений, показать каждому уровень овладения им учебным материалом. Контролируя продвижение детей на занятиях, сообщая им результаты проверок их письменных работ, знакомя с оценками за устные ответы, учитель тем самым воспитывает у учащихся способность адекватно оценивать свои успехи и неудачи, правильно судить о своих возмож­ностях в усвоении знаний.

Формируя правильное отношение учащихся к достигнутым ими результатам в учении, учитель стимулирует их усилия на преодоление трудностей, воспитывает желание овладеть знаниями, совершенство­вать успехи, ликвидировать отставание. Проверка и оценка знаний и умений, приобретаемых школьниками, помогает решать воспитатель­ные задачи, стоящие перед школой.

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся на­рушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объеме. Остальные дети могут знако­миться с программой в целом, а усцешно усваивать только часть зна­ний и умений.

Стремление ученика достигнуть более высоких результатов в уче­нии проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивос­ти, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недоста­точный уровень умственного развития могут помешать ученику иметь ощутимые достижения в овладении программным материалом. По­этому перед учителем-олигофренопедагогом коррекционной школы не стоит задача дать всем детям даже приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно того, что некоторые из них получат началь-

Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 197


ные навыки чтения, письма, счета, овладеют минимумом знаний об окружающей действительности, жизни общества, привыкнут нахо­диться и трудиться в коллективе, окажутся способными по окончании школы включиться в общественное производство, существовать само­стоятельно, обеспечивая себя, свою семью. Таким образом, будет ре­шена главная задача коррекционной школы VIII вида - сделать из ученика самостоятельного человека, способного адаптироваться в об­ществе. После окончания школы выпускники, как правило, не продол­жают обучения.

Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к порученно­му делу - одна из важнейших задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Осуществляя индивидуаль­ный подход, поощряя всех учеников, в том числе и «слабых», учитель помогает им получить удовлетворение от проделанной работы, благо­даря чему они не чувствуют своей ущербности»

Но встречаются и такие учащиеся, которые относительно легко ов­ладевают новым материалом, быстро справляются с заданиями. От­сутствие напряжения в учебной работе порождает легковесное отно­шение к учению, поверхностность суждений, пренебрежение к «сла­бым» ученикам. Мастерство учителя проявляется в подборе этим детям таких заданий, которые заставят их трудиться, прилагать уси­лия к получению хороших отметок, иначе внутренняя пассивность, равнодушие могут привести к тому, что ученик отвыкнет с напря­жением выполнять умственные действия. Снижение познавательной активности приведет к отставанию по всем учебным предметам, к не­желанию посещать занятия (чаще всего общеобразовательные).

На уроке, во внеурочное время (при подготовке домашних зада­ний) учитель и воспитатель наблюдают за деятельностью школьни­ков, обращая внимание на быстроту включения каждого ученика в ра­боту, умение сосредоточиваться, активно трудиться, быть самостоя­тельным в выполнении заданий, доводить работу до конца. При этом учитель выявляет, каждый ли школьник стремится участвовать в об­щей работе, беседе, нравится ли ему отвечать учителю, когда он чувст­вует себя более уверенно: отвечая «с места» или у доски. Многие дети на уроке не поднимают руки, хотя знают материал, другие тянут руки (особенно в младших классах), но не готовы дать ответ.

Учитель обращает внимание на отношение каждого учащегося к ответам одноклассников: вслушивается ли в ответы одноклассников, реагирует ли на правильность, неправильность чужих ответов, зави­дует ли хорошим отметкам, похвале, полученной другим ребенком, радуется неудаче других учеников и т. д,

198 Раздел второй

Учитель выясняет, как ученик относится к собственным успехам, неудачам, как долго радуется хорошей отметке, как долго огорчается из-за замечания учителя, что сильнее оказывает на него стимулирую­щее воздействие - похвала или порицание.

Учитель не только наблюдает, но и организует такую деятельность детей, которая позволяет проверить качество усвоения знаний и уме­ний. Проверка и оценка (не обязательно сопровождаемая отметкой, хотя дети очень любят их получать) должны удовлетворять ряду пе­дагогических требований.

С помощью проверки знаний и умений следует выявлять индиви­дуальные особенности познавательной деятельности школьников, чтобы подчинить обучение решению задач коррекции. Объектив­ность результатов проверки и оценки знаний и умений должна быть следствием знания учителем возможностей детей. Необходимо регу­лярно проверять и оценивать все этапы усвоения изучаемых учебных тем, все стороны учебной деятельности детей.

Учителя школы придерживаются единых требований в оценке зна­ний и умений детей (выполнения работ в тетрадях, на доске, устных ответов, поведения детей, манеры общения), что придает более ров­ный, спокойный характер всей учебной деятельности школьников.

Для получения в обучении умственно отсталых школьников более высоких результатов важно их доверие к учителю. Поэтому оценка, заключенная в словах такого учителя, его эмоциональное отношение к результатам являются сильнейшим стимулом повышения результа­тивности учебного труда ребенка. Опытные дефектологи эмоциональ­но относятся к деятельности школьников, они демонстративно раду­ются хорошим работам, огорчаются из-за плохих. Правильное от­ношение учащихся к отметкам формирует учитель на первых годах обучения. Иногда отметка может быть чуть-чуть завышена, но ребе­нок должен почувствовать радость успеха, чтобы потом стремиться к нему снова и снова, поэтому даже самый «слабый» ученик должен когда-нибудь получить хорошую отметку.

Особо следует остановиться на роли плохих отметок в воспитании прилежания учащихся. Такая оценка, как двойка (мы не исключаем и единицу), не просто неприятна ученику, она его обычно раздражает, выводит из себя. Ребенок сердится, весь гнев его направлен против учебного материала, против учителя.

Во всех случаях учитель должен объяснить, за что ученик получил ту или иную отметку. Он должен так комментировать отметку, чтобы ученик понял, что же он сделал хорошо, что плохо, что надо сделать, чтобы результаты стали лучше. Комментарий должен быть кратким,

Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 199


Работая с учеником, учитель всегда отмечает его успехи, даже ма­лейшие: не умел - научился, не знал - запомнил и т. д. Вот за это, пусть маленькое, достижение учитель может завысить отметку. Если же ученик старается, прикладывает силы, а продвижения нет, учитель ни в коем случае не должен ставить ему двойку. Возможно, учитель не смог найти подход к этому школьнику, чтобы он сумел овладеть ма­териалом, тогда это вина его; ученику вообще этот материал недосту­пен - тогда учитель вдвойне виноват. Он незаслуженно обижал ре­бенка, предъявлял ему непосильные требования.

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся по всем указанным (и не названным здесь) направлениям, организует для них провероч­ные самостоятельные работы (с тетрадью, учебником, контурной кар­той и др.), проводит опрос, а полученные результаты фиксирует.

Применяя все виды контроля, учитель должен помнить, что одно­временно он продолжает обучать ребенка. Учитель в коррекционной школе VIII вида всегда помогает учащимся подготовиться к проверке, спокойно ее встретить.

2. УСТНЫЙ ОПРОС В СИСТЕМЕ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Устный опрос позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений учащихся, при этом они повторяют и закрепляют знания, умения, совершенствуют диалогическую и монологическую формы речи.

При составлении плана (конспекта) урока учитель намечает учени­ков, которые будут опрошены. Это позволяет ему заранее составить задания, соответствующие индивидуальным особенностям учащихся. Многие из них во время опроса теряются, не могут сосредоточиться на задании, не умеют быстро актуализировать имеющиеся у них знания, им мешает присутствие одноклассников. Поэтому учитель заранее планирует такие приемы работы, которые должны помочь детям под­готовиться к выполнению контрольных заданий. Перед началом оп­роса учитель может предложить им прочитать, просмотреть соответ­ствующие тексты, повторить правило, определение, вспомнить поря­док рассуждений и т.д. Разрешает открыть учебники, тетради, повторно рассмотреть демонстрационную таблицу, взять в руки необ­ходимый раздаточный материал.

Устный опрос может проводиться в начале урока, в таком случае он не только служит целям контроля, но и готовит школьников к ус-

200 Раздел второй


воению нового материала, позволяет увязать изученный материал с тем, с которым они будут знакомиться на этом же или последующих уроках.

Во время устного опроса задания могут предлагать не только учи­тель, но и другие ученики. Чтобы задать вопрос однокласснику, нужно свободно владеть материалом, поэтому оценки заслуживают как отве­чающий ученик, так и спрашивающий.

Задания могут быть предложены и в письменном виде. Заранее подготовленные вопросы учитель выписывает на доске, давая время на подготовку к ответу, либо заносит на карточки, учитывая возмож­ности каждого учащегося. Все ученики класса готовятся к ответу, но опрашивает учитель только тех, которых наметил.

Опрос может быть индивидуальным и фронтальным. Во время ин­дивидуального опроса отвечает один ученик, остальные слушают его, наблюдают за его действиями (работа с раздаточным материалом, географической картой и пр.). Во время фронтального опроса орга­низуется беседа, в которую учитель включает всех учащихся класса. В этом случае оцениваются ответы тех школьников, которых заранее наметил учитель.

Во время индивидуального устного опроса самым трудным для учителя оказывается не работа с учеником, а привлечение активного внимания остальных учащихся класса к ответу товарища. При устном опросе задание дается классу, а вызывается для ответа один из школьников. Так как поставленный учителем вопрос обдумывают все дети, учитель может вовлекать всех в работу с отвечающим. Приемы, которыми может воспользоваться учитель, разнообразны. Так, он просит школьников внимательно выслушать отвечающего, оценить полноту, точность его ответа, предложит задать дополнительные во­просы, повторить ответ и т. д.

Крайне редко следует пользоваться комбинированным (уплотнен­ным) опросом. Внимание умственно отсталых школьников легко рас­сеивается, их отвлекают посторонние разговоры, приготовления к от­вету опрашиваемых. Складывается такая ситуация, когда учащиеся, получив задание, не могут на нем сосредоточиться: ни те, кого спра­шивает учитель, ни те, кто за ними наблюдает.

Умственно отсталого ребенка радует получение всякой отметки (не обязательно пятерки), за исключением двойки. Особенно он бывает доволен, когда отметка проставлена не только в классном журнале, но и в его дневнике. Чем больше отметок поставит учитель, тем с боль­шим воодушевлением будет трудиться ученик.

Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 201


Отметка должна следовать непосредственно за ответом ученика. В отдельных случаях учитель может сразу отметку не поставить, но предупредить ученика, что тот должен через некоторое время допол­нить свой ответ, оформить работу в тетради и т. п. Иногда учитель предупреждает двух-трех учеников, что будет наблюдать за их рабо­той во время всего урока и в конце поставит отметку.

Но, к сожалению, до последнего времени учителя продолжают пользоваться так называемым поурочным баллом - заканчивая урок, объявляют отметки почти всем детям, присутствовавшим на уроке. Комментарии при этом не даются или даются недостаточно аргу­ментированно»

Во время устного опроса учитель проявляет максимум терпения и выдержки, ведь некоторые дети долго думают над ответом, медленно, с трудом произносят фразы, пишут и т. д. Ни в коем случае учитель не должен перебивать ученика, заканчивать за него предложение, под­сказывать ему. Если учитель позволит себе быть несдержанным, вме­шиваться в ответ ученика, перебивать его, прекращать опрос, не дож­давшись от него ответа, ребенок перестанет готовиться к ответам на вопросы учителя, не будет стремиться участвовать во фронтальной беседе.

Отвечая учителю, школьник может допускать ошибки, неверно формулировать предложения и т. д. Все неправильности, неточности в ответах детей следует исправлять, к чему привлекается весь класс: «Кто заметил ошибку?» «Все ли верно в ответе...?» «Как сказать об этом лучше (точнее, полнее)?» Когда учитель не уверен, что другие учащиеся смогут правильно ответить, он сам формулирует ответ. Же­лательно не повторять ошибки ученика, важно добиваться от него правильного ответа.

3- ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Кроме устного опроса, учитель проводит самостоятельные пись­менные работы. Письменная проверка знаний и умений экономит время, позволяет легко использовать индивидуальный и дифференци­рованный подходы, дает учителю возможность при проверке работ спокойно анализировать выполнение заданий школьников»

Основные виды письменной проверки: классные и домашние рабо­ты, списывание, диктанты, сочинения, изложения, решение арифме­тических примеров и выполнение задач, чертежей, рисунков и т е д. Наиболее достоверные результаты можно получить, проводя пись­менные работы в классе.

202 Раздел второй


При проверке домашнего задания учитель не может знать, на­сколько самостоятельно выполнял его ученик. Но существуют прие­мы, позволяющие уточнить, как работал ребенок. Например, учитель в классе предлагает повторно выполнить то задание (или его часть), которое было дано детям накануне. Следует учесть, что не имеет смысла предлагать школьникам работу, аналогичную домашней, так как им будет трудно установить аналогию, что помешает проверить факт самостоятельности учащихся в выполнении домашнего задания.

Учитель может вызвать к доске школьника и предложить ему, пользуясь учебником, рассказать, как он выполнял упражнение, ре­шал арифметическую задачу дома.

Письменные проверочные работы на уроках, например, русского языка, математики, могут быть небольшими, отнимать мало времени. С их помощью учитель уточняет усвоение детьми какого-то частного вопроса. Как правило, они следуют за фронтальной работой, когда данный вопрос обсуждался и закреплялся.

Самостоятельные работы отличаются от тренировочных тем, что после их завершения результаты проверяются не сразу. Учитель мо­жет попросить повторить правило, которыму руководствовались школьники, выполняя работу, вспомнить ее последовательность, но полученные ответы, конкретные результаты обсуждаются после про­верки работ на другом уроке, тогда как после тренировочной работы непосредственная проверка и исправление ошибок обязательны.

Тренировочные самостоятельные письменные работы могут про­веряться после их выполнения не только путем коллективного обсуж­дения результатов, но и организацией взаимопроверки. Учитель пред­лагает ученикам по мере завершения самостоятельной работы садить­ся парами и проверять работы. Они рассматривают сделанное, находят различия, один рассказывает, почему он так выполнил зада­ние, другой слушает. Выяснив, у кого ошибка, дети подчеркивают ее, иногда сообщают учителю, кто допустил ошибку, почему.

Умение спокойно обсуждать работу, выслушивать друг друга, при­нимать точку зрения одноклассника, отказываясь от своего варианта выполнения задания, приходит не сразу. Этому надо учить долго и прежде всего своим примером. Учитель вникает в то, как работал уче­ник, просит детей помочь разобраться в его рассуждениях и т. д. Такая деятельность вызывает у них интерес и приносит положительные ре­зультаты.

Письменные проверочные работы могут занимать целый урок. Учитель, хорошо зная состояние знаний и умений учащихся, обычно может предсказать, с каким результатом они будут выполнены. Иног-

Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 203


да школьники во время контрольной мобилизуются быстрее, чем обычно. Но таких детей немного. Большинство же учащихся испыты­вают страх перед контрольной работой, и результаты их деятельности хуже, чем на обычном уроке. Поэтому в контрольные работы принято включать не самые трудные задания, которые дети уже выполняли.

Контрольная работа может быть составлена таким образом, чтобы каждый ребенок успешно ее выполнил. Поскольку учителю известно, какими знаниями располагает тот или иной ученик, он включает в со­держание материал, доступный ученику, но заключающий в себе и преодолимые трудности. Но, подбирая доступные вопросы, задания, создавая такие условия, когда ребенок обязательно справляется с по­рученным, учитель иногда способствует тому, что ученик начинает за­вышать самооценку. Он начинает думать, что учится успешно, у него отметки не ниже тройки, он все может, в том числе учиться не в кор-рекционной школе, а в обычной, и т. п. Иногда такого рода иллюзии появляются и у родителей. Отсюда могут следовать необоснованные претензии к школе, к будущему трудоустройству ребенка и пр. Если же дети выполняют единую работу, по ее результатам бывает видно, кто есть кто. Следует учесть, что и единую для всего класса работу молено сделать дифференцированной. Так, некоторые школьники, выполняя ее, могут получить разрешение пользоваться счетным материалом, счетами, таблицами, словариками, образцами и пр. Но учитель, пони­мая, что работа, выполненная с такой помощью, не может высоко оце­ниваться, снижает отметку. А в своих записях либо в самой работе, ес­ли она итоговая и должна остаться в документах ребенка, поясняет, почему»

Контрольная работа может проводиться по вариантам в зависи­мости от того, на сколько групп разделил учитель учеников класса, обычно по трем основным, исключая детей, которые занимаются по индивидуальной программе (таких может и не быть). Эти варианты имеют разную степень сложности, т. е. их содержание соотносится с возможностями учеников, составляющих группы. Контрольная рабо­та может иметь и один вариант, над которым и работают все ученики класса (кроме тех, кто занимается по индивидуальной программе).

После выполнения контрольной работы любого вида учитель ее проверяет, анализирует ошибки, ищет их причину. Ошибки бывают разные: школьник неверно понял задание, не связал задание со спосо­бом его выполнения, пропустил при выполнении промежуточные эта­пы и т. д. Часть ошибок бывает обусловлена недостатками внимания, неумением переключаться с одного способа работы на другой,

204 Раздел второй


Для удобства такого анализа учитель выписывает, классифицирует ошибки каждого ученика. В дальнейшем ему предстоит, обучая учени­ков новому материалу, параллельно ликвидировать пробелы в их зна­ниях. Если о допущенных детьми ошибках будет знать только учитель, исправить их эффективно не удастся. Важно, чтобы ученик понял, в чем заключаются пробелы в его знаниях. Очень часто школь­ники, получив тетрадь с проверенной работой, проявляют интерес только к ее оценке. Даже старшеклассники не обращают внимания на исправления, внесенные учителем в их работу. Поэтому нужно приме­нять специальные приемы, чтобы воспитать у школьников желание разобраться в ошибках, пробудить интерес к их исправлению. Работа эта длительная и во многом зависит от деятельности учителя.

После контрольной работы принято проводить урок, посвящен­ный исправлению ошибок. Но за один урок это сделать невозможно. Поэтому значение этого урока в другом. Учитель, раздав проверенные тетради, просит рассмотреть исправленные ошибки, сказать, на какое они правило, подумать, почему появилась такая ошибка. Затем он вы­ясняет, как рассуждал тот или иной ученик по поводу появления ошибки. На последующих уроках учитель отводит время на повторе­ние, работает над тем учебным материалом, который послужил ис­точником ошибок. Но при этом активную роль играют сами учащиеся. Учитель требует припомнить, кто допустил ошибку, работает с учени­ком у доски, подключает класс к составлению заданий для этого уче­ника и т. д о

Итоговые контрольные работы по русскому языку (контрольное списывание, диктанты, грамматический разбор), по математике (арифметические примеры, задачи, задания на узнавание и вычерчи­вание геометрических фигур) проводятся в специальных тетрадях, которые сохраняются в течение учебного года в местах, доступных для администрации школы, других учителей, среди них должна быть и тетрадь анализов этих работ. Работа над ошибками проводится в обычных, рабочих тетрадях. Нормы оценок письменных работ уча­щихся по русскому языку и математике разработаны (см. Приложе­ние 2).

1. Определите цель и задачи проверки и оценки знаний и умений учащихся.

2. Перечислите виды контроля, определите коррекционную и воспитываю­
щую значимость оценивания полученных учащимися знаний, сформиро­
ванное™ умений и навыков.

Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 205


3. Раскройте приемы проведения устного опроса учащихся, роль отметки в
стимулировании их познавательной активности.

4. Почему в коррекционной школе VIII вида все виды письменных работ
подлежат проверке?

5. Раскройте дифференцированный подход к оцениванию тренировочных и
контрольных письменных работ.

6. Раскройте нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной)
школы VIII вида (см. Приложение 2). В чем заключается стимулирующая
роль отметки?

1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под. ред.
В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедаго­
гики. М.: Академия, 2006.

3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофре­
нопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2006.


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Исключение этих людей из сферы производительного труда внутри общества подчеркивает их дефективность и тем са­мым еще более усугубляет недостатки их развития. И наобо­рот, подготовка и включение аномальных детей в общест­венный труд позволяет наиболее успешно компенсировать недостатки их развития. В такой постановке вопроса труд выступает и как средство социального воспитания, и как од­на из главных задач обучения и воспитания аномальных де­тей 1 .

Задачи и содержание профессионально-трудового обучения

1. ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

По данным Управления специального образования Министерства образования Российской Федерации, к 2006 г. у нас функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в разви­тии с контингентом 289 000 человек. Дальнейшая судьба выпускников таких школ достаточно проблематична, так как на рынке труда в но­вых экономических условиях, сложившихся к настоящему времени, они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающи­мися сверстниками. Это объясняется тем, что помимо низких позна­вательных возможностей учащиеся имеют, как правило, сопутствую­щие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к ква­лификационным умениям. Особенности памяти и мышления умствен­но отсталых учащихся затрудняют формирование у них технико-тех­нологических знаний.

1 Дульнев L М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969. С. 9.

Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения 207


Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способнос­тей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюд­ной пользой для себя и окружающих.

Задачи трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью умственно отсталых учащихся наиболее успешно могут быть решены в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде коррек-ционных школ VIII вида. Как показывает практика, правильно со­зданные в них условия, формы и содержание профессионально-тру­довой подготовки позволяют ученику освоить в соответствии с его возможностями трудовые умения и навыки, профессиональные про­граммы, сформировать общую культуру личности, способствовать ее социализации и решению сопутствующих социально-бытовых, досу-говых, нравственно-этических проблем. Эта среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы конкурировать на рынке труда в доступных для него областях.

В процессе трудовой подготовки умственно отсталого школьника корригируются не только элементарные, но и высшие психические функции, личность в целом. Тем самым решаются следующие задачи: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отноше­ния к труду и формирование соответствующих качеств личности (уме­ния работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверж­дения, ответственности); коррекция и компенсация средствами трудо­вого обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

В то же время без решения на государственном уровне не только декларативного провозглашения права умственно отсталых выпуск­ников коррекционных школ на труд, но и действенного обеспечения реализации этого права, гарантирующего их трудоустройство, невоз­можно избежать многих проблем их социальной адаптации и реаби­литации, возникающих в настоящее время. Как показали исследова­ния 60-х годов, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР, эф­фективное развитие умственно отсталого ребенка возможно только в таком труде, который специально организован для решения этой педагогической задачи. Это положение убедительно подтвердила и практика работы вспомогательных школ.

Трудовое обучение умственно отсталых школьников нацелено на развитие их способности самостоятельно и на профессиональном

208 Раздел третий


уровне выполнять несложные виды работ на массовых производст­венных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. Однако основная задача трудового обучения - дать школьникам на­чальное профессиональное образование, т. е. вооружить их доступны­ми техническими и технологическими знаниями, профессиональны­ми навыками и умениями, которые необходимы для работы по опре­деленной специальности.

Знания, полученные школьниками на уроках труда, не просто по­вышают общий уровень интеллектуального развития, а создают осно­ву для формирования умений правильно регулировать свою деятель­ность (ориентироваться в полученном задании, планировать и конт­ролировать свою работу). Правда, коррекционная школа VIII вида не дает своим воспитанникам политехнического образования, но боль­шинство учебных программ по труду включают, кроме изучения ос­новной, знакомство со смежными профессиями. Например, картонаж­ное дело изучается вместе с переплетным; слесарное дело включает ознакомление с работой сверловщика, токаря, фрезеровщика; обуче­ние нескольким специальностям предусматривает программа сельско­хозяйственного труда.

У подавляющего большинства умственно отсталых учащихся мо­гут быть сформированы навыки выполнения несложных трудовых операций, но медленнее, чем у их нормально развивающихся сверст­ников. Кроме того, наблюдается существенное отставание и в разви­тии способности к переносу навыков. Поэтому необходимо значи­тельно увеличить сроки трудового обучения. Помимо всего, из-за ин­теллектуальной недостаточности таких школьников у них сложно сформировать обобщенные умения - способность выполнять трудо­вые задания не только в определенной ситуации, но и при ее измене­нии.

Относительно низкий уровень сознания и оценки собственного по­ведения, наблюдаемый у выпускников коррекционной школы VIII ви­да, во многих случаях проявляется в неадекватных поступках, нега­тивных качествах личности (несоблюдение чувства дистанции с кадровыми рабочими и руководителями, предъявление необоснован­ных претензий, дурашливость, назойливость, робость и т. п.). Недос­татки в общении затрудняют молодому рабочему возможность адап­тироваться в производственном коллективе. Эта проблема не менее важна, чем овладение профессиональными умениями и навыками. Та­ким образом, задачу воспитания поведенческих умений и соответст­вующих черт характера следует рассматривать как одну из основных. В трудовом обучении ее можно решить более успешно, поскольку в

Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения 209


процессе коллективного производительного труда учащиеся вступают в деловые контакты, обусловленные ходом работы, а во время произ­водственной практики они общаются с сотрудниками предприятия. В обоих случаях учитель имеет возможность влиять на эти контакты и тем самым формировать поведенческие и прежде всего коммуника­тивные умения. Их основу составляют такие качества, как чувство собственного достоинства, настойчивость и в то же время скромность, сдержанность. Одновременно преодолеваются грубость, безответст­венность, нетерпеливость и другие неприятные и мешающие работать в коллективе качества.

Рассмотренные задачи трудового обучения (овладение професси­онально-трудовой деятельностью, воспитание и коррекция) взаимо­обусловлены и могут эффективно решаться только в комплексе. Так, низкий уровень воспитанности учащихся существенно мешает трудо­вому обучению и повышает опасность травматизма. Более того, если школьник, овладевший программным материалом по труду, недоста­точно воспитан, то его трудовую подготовленность нельзя считать за­вершенной. Формирование трудовых знаний и особенно практиче­ских умений способствует моральному становлению личности, так как в результате трудовой умелости возникает чувство морального удов­летворения, а это служит фундаментом нравственного развития лич­ности школьника.

В ряде методических публикаций авторитетных авторов (С.В.Коноваленко , Н.П.Локалова , И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова и др.) к коррекционным занятиям ставятся задачи, но темы занятий при этом не определяются (занятия просто обозначаются номером - «Занятие 1» или «Урок 1», «Занятие 2» и т. д.). И это, безусловно, логично, так как для коррекционной работы важны именно задачи, на решение которых направлена деятельность учителя-дефектолога.

Однако в сложившейся образовательной практике к учителю-дефектологу предъявляется требование записывать темы коррекционных занятий в журнал. Формулирование тем занятий вызывает у практиков определенные затруднения, о чем свидетельствует наш опыт работы в системе повышения квалификации и переподготовки учителей-дефектологов.

Изучение существующей практики и методической литературы выявило отсутствие единого подхода к формулированию тем коррекционных занятий. Анализ содержательного наполнения используемых формулировок тем позволил выделить такие варианты:

1. Формулировка содержит указание на материал учебной программы по какому-либо предмету («Счет в пределах 20», «Правописание слов с корнем -вод-» и т. п.).

2. Формулировка содержит указание о направленности занятия на развитие психических процессов:

§ на развитие отдельного психического процесса («Развитие внимания», «Развитие мышления», «Развитие памяти» и т. п.);

§ на развитие определенного вида, формы, свойства отдельного психического процесса («Развитие устной речи», «Формирование произвольного внимания», «Формирование словесно-логического мышления» и т. п.);

§ на развитие познавательной деятельности в целом («Развитие познавательной деятельности», «Развитие познавательных процессов» и т. п.).

3. В формулировке отражен материал знакомства с окружающим миром («Дары леса», «В гостях у осени», «Моя семья», «Дикие животные» и т. п.).

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основании:

1.Закона «Об образовании»

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.Учебного плана образовательного учреждения

Структура документа.

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; список литературы.

Специфика программы

Цели обучения коррекционной школы VIII вида - это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

Коррекционно-развивающие занятия - это курс специальных занятий (игр, упражнений, этюдов), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Эти занятия отличаются от других уроков тем, что ученикам предлагаются задания внеучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что весьма привлекательно для школьников. Обучение происходит непроизвольно, т.е. ребенок овладевает каким-то знанием, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно незаметно для себя самого.

На этих уроках не ставятся отметки, хотя оценивание, конечно, осуществляется. Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности (связанной с боязнью получить плохую оценку) создают на уроках коррекционных занятий особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые занятия.

Учащихся с ограниченными возможностями здоровья отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Цель коррекционной работы - коррекция познавательной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи коррекционной работы:

    развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;

    формирование умственного плана действий и речевых функций;

    развитие произвольности психической деятельности.

Выбрана групповая форма работы, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.

Система коррекционной работы , направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, разделена на 4 основных блока :

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

    становление умения владеть средствами общения;

    формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

    формирование коллективного обсуждения заданий;

    установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

    способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

    приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

    формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

    становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

    расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

    умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;

    произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;

    произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);

    навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

4. Развитие пространственных представлений:

    формирование умений различать геометрические формы;

    усвоение учащимися понятия величины;

    ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;

    овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;

    совершенствование координаций движений в пространстве;

    формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.

Программа коррекционно-развивающих занятий в начальной школе рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

При планировании и проведении занятий с учащимися начального звена с ограниченными возможностями здоровья были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

    Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).

    Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.

    Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».

    Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».

    Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.

Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

    Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.

Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).

При планировании была соблюдена общая для всех занятий структура построения занятия.

Схема построения коррекционно-развивающего занятия

1. Введение в занятие

2. Основное содержание занятия

3. Заключительный этап занятия

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия , которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.

В качестве примера можно предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, встречаясь друг с другом, улыбаются и произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия; или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.

Следующее обязательное упражнение - «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети имеют возможность, во-первых, обменяться информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценить в баллах свое настроение.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра , которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Коммуникативные игры, используемые в начале и в конце занятия, имеют некоторое специфическое отличие. Условно мы могли бы назвать их «Игра-энергизатор» (на начальном этапе) и «Игра-оптимизатор» (в заключительной части занятия), целью которых является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижная. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым, и действовать в соответствии с ними, выполнять действия по образцу, организовывать свою деятельность, самостоятельно планируя способы достижения цели.

Упражнения по развитию произвольности и пространственных представлений, как правило, проводятся в письменной форме, поэтому у каждого ребенка обязательно должна быть тетрадь в клетку и простой карандаш. Это самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности я объединила не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования. Поэтому в классе обязательно должны быть цветные карандаши, фломастеры и бумага.

Завершает основной этап процедура домашнего задания. Чаще всего - это небольшие творческие работы. Например, после занятия, посвященного умению ориентироваться в помещении по плану, ребятам предлагается нарисовать план своей комнаты, а на следующем занятии дается возможность рассказать о ней. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя проведение коммуникативной «игры-оптимизатора» либо релаксационного упражнения. И та и другая игра способствуют расслаблению детей в конце работы и формируют положительное отношение к занятию в целом.

Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.

Учебно-методический комплекс

Вид методического пособия

Наименование

Программа.

Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», 2007г.

Ю.В. Останкова

«Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития»

Т. В. Бойко- Волгоград: «Учитель», 2012

«Развиваем речь. Жадные разбойники. Весёлые чистоговорки и логопедические игры»

Ю. В. Гурин- Санкт-Петербург: «Литера», 2006

Диагностический материал

«Диагностика эмоционально-личностного развития детей»

Н.Д.Денисова - Волгоград: «Учитель», 2013

Программы, дидактические материалы

«Курс комплексного развития младшего школьника»

В.Н.Карандашев - Волгоград: «Учитель», 2012

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

Хухлаева О.В. - М., 2003

Дидактические материалы

Коррекция обучения и развития школьников.

Сиротюк А.Л.. - М., 2002

«Мир фантазии».

«Мир логики»

Гин С, Москва, «Вита-пресс» 2001

Учебное пособие

«Практическая психология образования»

Дубровина И. В, Москва, ТЦ «Сфера» 1998

Справочник

«Справочник психолога начальной школы»

Истратова О.Н,. Экзакусто Т.В: Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003

Справочник

«Справочник по групповой психокоррекции»

Истратова О.Н..- Ростов н/Д: Феникс, 2006

Программа

“Познай себя”

Лазарев М.Л. - М., 1993

Пособие для родителей

«Игры, ребусы, загадки для дошкольников»

Линго Т.И. - Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г

«90 уроков психологического развития младших школьников»

Локалова Н.П. - М., 1995

Тесты и коррекционные игры.

«Игротерапия общения»

Панфилова М.А.: - М., 2002;

«Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы».

Самоукина Н.В. М.: Новая школа, 1993;

«Обучение через движение».

СполдингДж. - М., 1992;

Дидактические материалы

«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников».

Тихомирова Л. Ф.:. Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г

«Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении»

Шилова Т.А.,. - М.: Айрис дидактика, 2005

Справочник

«Энциклопедия интеллектуальных игр»

Анашина Н.Ю..- Ярославль: Академия развития, 2006

«Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет)».

Ганичева И.В.- М., 2004

«Комплексные занятия»

Т. М. Бондаренко - Воронеж: «Учитель»,2006

Дидактический материал

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: трафареты, пазлы; шнуровки; раскраски; головоломки.

Физ.минутки

Речевые разминки

Игровые упражнения; игрушки.

Психологические тренинги

Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты.

«Мировые головоломки»

серия брошюр «Хочу в школу»

журналы «Непоседа»

брошюры «Отгадай, реши, раскрась»

кроссворды

тексты релаксаций.

VIII вида»

в 1 классе

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к планированию коррекционно-развивающих занятий для 1 класса.

Тематическое планирование составлено на 2013-2014 уч. год для 1 класса.

Тематическое планирование составлено на основе программы Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», 2007г.

Цель курса:

Задачи курса:

Ожидаемые результаты:

Учащиеся неодинаково достигают поставленных целей, поэтому разделились на 3 уровня обучаемости. К первому уровню я отнесла детей, которые самостоятельно могут выполнять упражнения, активны и заинтересованы на занятиях. Это Бисенгалиева А., Ескулаева С., Нутышов Е., Щербаков К.

Ко второму уровню я отнесла учащихся, которые пользуются небольшой помощью учителя, не всегда активно включаются в работу, но сохраняющие интерес к уроку - Аткасова С., Котельникова И., Мухамбетов А.

Ну и, наконец, к третьему уровню относятся ребята, испытывающие трудности при выполнении заданий, часто пользуются помощью учителя и часто теряют интерес к изучаемому материалу. Это Абулхасов А., Абулхасов М., Кляченко Д. Поэтому работа чаще проходит по уровням, чтобы учащиеся этой группы не чувствовали себя хуже других.

Уровни обучаемости:

% учащихся:

Тематика занятий

I четверть

День знаний.

Тестирование с целью выявления уровня сформированности познавательных процессов.

Формирование представлений о цвете.

Формирование представлений о форме.

Формирование представлений о величине.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие пространственной ориентации (право-лево, верх-низ).

Развитие произвольного внимания.

II четверть

Развитие устойчивости внимания (концентрация, объем).

Развитие мышления (обобщение, выделение существенных признаков).

Развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Развитие воображения.

Развитие мышления.

III четверть

Развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Развитие объема внимания.

Развитие наблюдательности.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие зрительной памяти.

Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Развитие воображения.

Произвольность поведения.

Развитие устойчивости внимания.

Развитие моторики.

IV четверть

Развитие слуховой памяти.

Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Развитие мышления.

Развитие воображения.

Развитие пространственной ориентации.

Развитие мелкой моторики.

Повторение. Внимание. Мышление. Память.

Кол-во часов

Примечание

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Астраханской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Харабалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

во 2 классе

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к планированию коррекционно-развивающих занятий для 2 класса.

Тематическое планирование составлено на 2013-2014 уч. год для 2 класса.

На изучение данного курса отводится 2 часа в неделю.

Тематическое планирование составлено на основе программы Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий в школе», 2007г.

Цель курса:

Обучение, воспитание и развитие у младших школьников комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Задачи курса:

Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей младшего школьного возраста;

Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе;

Развитие внимания, аналитического мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции;

Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

Ожидаемые результаты:

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

Учащиеся неодинаково достигают поставленных целей, поэтому разделились на 3 уровня обучаемости. К первому уровню я отнесла детей, которые самостоятельно могут выполнять упражнения, активны и заинтересованы на занятиях. Это Богданенко С., Турченко Ю., Кульсейтова М.

Ко второму уровню я отнесла учащихся, которые пользуются небольшой помощью учителя, не всегда активно включаются в работу, но сохраняющие интерес к уроку - Куширов Т., Избасаров В., Батырова С., Дадян М.

Ну и, наконец, к третьему уровню относятся ребята, испытывающие трудности при выполнении заданий, часто пользуются помощью учителя и часто теряют интерес к изучаемому материалу. Это Спасова И. Поэтому работа чаще проходит по уровням, чтобы учащиеся этой группы не чувствовали себя хуже других.

Уровни обучаемости:

% учащихся:

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Вводное занятие. Обследование.

Внимание. Упражнения на развитие концентрации внимания.

Внимание. Упражнения на развитие произвольного внимания.

Внимание. Упражнения на развитие объема внимания.

Восприятие. Упражнения на развитие точности восприятия.

Восприятие. Упражнения на развитие представлений о временах года.

Мышление. Упражнения на развитие логического мышления.

Память.

Память. Упражнения на развитие слуховой памяти.

Воображение. Упражнения на развитие зрительного воображения.

Воображение. Упражнения на развитие вербального воображения.

Произвольность поведения.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи. Чистоговорки.

Развитие речи. Заучивание стихов.

Внимание. Концентрация внимания.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Графический диктант. Пространственная ориентация.

Развитие зрительной памяти.

Упражнения на развитие устной речи.

Мышление. Упражнения на развитие логического мышления.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом.

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Упражнения на развитие слуховой памяти.

Упражнения на развитие мышления.

Упражнения на развитие логического мышления.

Развитие внимания, памяти в процессе восприятия.

Развитие речи. Чистоговорки. Частоговорки.

Развитие речи. Заучивание стихотворений.

ТЕСТИРОВАНИЕ. Уровень развития познавательной сферы.

Кол-во часов

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Астраханской области

gastroguru © 2017