Библиотека - что такое? Определение, история библиотеки. Типология библиотек как общетеоретическая проблема Виды специальных библиотек

Книга - это предмет, сопровождающий человечество с давних времен. Поэтому то, что люди придумали хранилища для книг, неслучайно. Наши далекие предки стремились сохранить накопленную за столетия мудрость и передать её нам - потомкам. Современный человек эту традицию продолжает. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой библиотека. Для выполнения каких функций она предназначена? Какова ее история?

Слово и его значение

Само понятие «библиотека» является составным существительным, и образовалось оно от двух греческих слов - «библио», что означает «книга», и «тека», то есть «хранилище». Соответственно, дословный перевод слова «библиотека» с языка эллинов - «книгохранилище».

Действительно, сегодня даже ребенку не составит труда определить значение слова «библиотека». Что такое библиотека и для чего она нужна? Это учреждение, где хранятся печатные и письменные собрания произведений, предназначенные для общественного пользования. Подобные книгохранилища имеются в каждом городе. Они могут быть универсальными или включать в себя произведения определенной направленности. Классификация таких учреждений представлена ниже.

В библиотеках осуществляется работа справочно-библиографического характера, а именно: подсчет имеющихся книжных единиц, систематизация изданий, помощь населению в выборе нужных материалов, консультирование читателей. Подобные организации представляют собой неотъемлемый элемент развитого государства. Ведь именно они отражают потребность народа в сохранении и приумножении, накоплении знаний, интеллектуальном и культурном развитии. Это в первую очередь касается литературы национальной, ведь преимущественно именно она представлена в библиотеках каждой конкретной страны.

Возникновение самых первых библиотек

Кому и когда пришло в голову создать подобную сокровищницу человеческих знаний? Исследования ученых указывают на то, что впервые это случилось на Древнем Востоке. Сегодня миру известно, кому принадлежала самая известная и обширная библиотека - её создателем стал Ашшурбанипал из Ниневии. В ней хранится собрание клинописных табличек из дворца последнего царя Ассирии.

Наиболее известная библиотека периода Античности - Александрийская. Она была основана в начале III в. до н.э., и в мире эллинов являлась центром культуры, науки и образования. Фонды Александрийского книгохранилища насчитывали около 750000 свитков!

К сожалению, более чем 1500 лет назад она оказалась разрушена. Согласно одной из версий, это случилось во время захвата Александрии турками-османами. В начале XXI века она была восстановлена. Сегодня Александрийская библиотека - одно из ключевых учреждений подобного рода в Египте, расположенное на берегу Средиземного рода, все в той же Александрии.

Средневековая библиотека

Что такое библиотека, ясно. Ответ на вопрос о ее создателе, тоже представлен выше. Но необходимо сказать пару слов и о периоде Средневековья. В это время популярностью начали пользоваться заведения, при которых действовали скриптории или мастерские, где переписывались рукописи. Таким образом осуществлялось увеличение числа экземпляров книг. После того как в XV веке Иоганн Гутенберг создал технологию книгопечатания, необходимость в скрипториях отпала, а количество библиотек начало стремительно увеличиваться. Очередной виток в истории развития библиотек дало Новое время: повсеместное распространение грамотности привело к увеличению книголюбов.

Типы библиотек

Итак, если с вопросами о том, что представляет собой библиотека, что такое книгохранилище, все определено, то нераскрытой остается тема, касающаяся видов учреждений подобного рода. В настоящее время они представлены в великом множестве: существуют региональные, национальные, специальные, публичные и учебные (при школах, институтах и университетах). Разумеется, в каждой из них набор материалов будет разным.

Библиотеки для детей

Детская библиотека, которая начала складываться в России еще с XIX века, благодаря деятельности книговеда А. Д. Торопова, открывшего в конце девятнадцатого столетия первое московское общедоступное учреждение с собранием произведений для детей, к настоящему моменту включает три основные составляющие. А именно:

  1. Адаптированные издания.
  2. Произведения, специально созданные для юных читателей.
  3. Книги, изначально предназначавшиеся для взрослых, но со временем прочно утвердившиеся в списке детской литературы.

В XX веке произошло отделение детских библиотек от публичных, что было связано с повышением внимания к необходимости изучения детской души, мыслей, чувств и эмоций. Продуктивная работа психологов, писателей и педагогов того периода породила большое количество статей, заметок, очерков и разнообразных публикаций на тему развития ребенка и, как следствие, повлекло за собой осознание необходимости библиотечного обслуживания подрастающего поколения. При этом детские книгохранилища были явлением качественно новым. Школьная библиотека к началу двадцатых годов имелась практически в каждом учебном заведении.

Сегодня детским библиотекам удалось избавиться от таких элементов, как преобладание идеологии над свободным выбором, авторитарность, проявляющаяся в навязывании сотрудниками населению определенных списков литературы. И все же на месте старых проблем возникли новые. Так как 72% семей имеют доход ниже прожиточного минимума, а 40% семей тратят деньги только на еду и бытовые нужды. В такой ситуации у ребят не остается возможности на минимальное культурное развитие. И семейная библиотека (книг, передающихся из поколения в поколение, можно увидеть сегодня далеко не в каждом доме) и коллекция из новых, только что купленных изданий, им может только сниться.

Сегодня детские библиотеки стараются бороться с неграмотностью и «неприкаянностью», обеспечивая выполнение компенсаторной функции и выполняя роль одновременно и детских кружков, и клубов по интересам, и кинотеатров. Однако действовать в условиях регулярного уменьшения финансирования подобным учреждениям с каждым годом становится все сложнее.

Электронная библиотека: что такое?

Относительно новым явлением для книжного мира является понятие электронной (или цифровой) библиотеки. Этот термин не имеет универсального, общепринятого научного толкования, но может быть определен как совокупность упорядоченных коллекций электронных разнородных документов, которая для пользовательского удобства снабжена вспомогательными средствами поиска и навигации.

Преимущество использования таких библиотек заключается в том, что для использования материалов, хранящихся в них, не нужно покидать стены дома: требуемый файл можно скачать на компьютер или любой другой электронный носитель, открыть и прочитать. В настоящее время электронные библиотеки делятся на 2 группы:

  1. Бесплатные . Например, «Библиотека Максима Мошкова», «Военная литература», ImWerden и многие другие.
  2. Коммерческие полнотекстовые базы данных. А именно: «Научная Электронная Библиотека», «Интегрум-Техно», «Публичная библиотека» и так далее.

Самая большая электронная научная библиотека

Это почетное звание принадлежит Всемирной цифровой библиотеке, торжественное открытие которой состоялось в апреле 2009 года. Учредитель данного проекта поистине глобального масштаба - Библиотека Конгресса США. Проект включает многочисленные сокровища культуры, науки и образования самых разных стран мира, в том числе и России. В ней имеются архивы и материалы на семи языках. К этой библиотеке сегодня имеют доступ миллионы людей со всей планеты.

Самая крупная библиотека в России

Российская государственная библиотека, которая в прошлом носила имя Ленина, является не только самым крупным книгохранилищем в стране, но и второй по величине в мире после вышеупомянутой Библиотеки Конгресса США. Созданная на основе Румянцевского музея, Российская государственная библиотека располагается в Москве, насчитывает в своих фондах 42 миллиона единиц, а общая длина её книжных полок равняется 275 километрам.

Следовательно, с учетом этих положений, типологизация библиотек должна быть основана на функциях (назначение и задачи)как наиболее принципиальному признаку. Из всех групп функций библиотек в данном случае действенны основные (типообразующие) – содействие научной деятельности, содействие учебной деятельности, содействие профессионально-производственной деятельности, содействие самообразованию и организации досуга. Именно эти функции и определяют характер удовлетворяемых библиотекой информационных потребностей.

В современном российском библиотековедении в основном принято различать два типа библиотек:

1) универсальные библиотеки (УБ): выполняют все или почти все типообразующие функции с некоторым приоритетом какой-либо из них на базе, как правило, универсального фонда;

2) специальные библиотеки (СБ): явно специализируются на выполнении какой-либо типообразующей функции на базе, как правило, специального (отраслевого, тематического) фонда.

В обобщенном виде современная типология российских библиотек представлена в приложении в таблице 1.

Федеральный закон о библиотечном деле не устанавливает типы библиотек, а лишьвыделяет их виды по признаку порядка учреждения и формы собственности (государственные, муниципальные, общественных объединений, частные и др.). Этот признак важен для закона как юридического документа, регулирующего общие вопросы организации библиотечного дела, но не может быть единственным и даже главным для научной группировки всего многообразия библиотек.

1.4. Типология библиотек в зарубежном библиотечном деле

В Международном терминологическом стандарте ИСО (международная организация по стандартизации) выделены такие типы библиотек: общие, специальные, научные, справочные, национальные, депозитарные, авторского права, публичные.

Стандартом ИСО по библиотечной статистике выделяютсянациональные, вузов, специальные, главные неспециализированные, публичные, школьные, передвижные библиотеки.

Документы ЮНЕСКО по библиотечной статистике предлагают для учета национальные, публичные, школьные, вузов библиотеки.

В зарубежной практике, чаще всего, различают четыре типа библиотек: публичные, в т. ч. национальные, содержащиеся государством и местными органами за счет налогоплательщиков; библиотеки университетов и колледжей, содержащиеся за счет бюджета соответствующего учебного заведения; школьные, содержащиеся либо органами государственного образования, либо частными лицами; специальные, право собственности на которые имеют: а) государство – в научных, исследовательских государственных учреждениях; б) независимые научные общества и ассоциации; в) частные кампании и фирмы. Среди специальных библиотек больше всего обслуживающих науку, технику, бизнес, т. е. научно-технических.

Таким образом, в данной типологии типообразующим признаком является признак ведомственной принадлежности.

В библиотечной практике США выделится такие типы библиотек, как национальные, научные фундаментальные, публичные, школьные, специальные. В Англии принято различать два основных типа библиотек: научные и общедоступные. В ФРГ типами библиотек признаны национальные и центральные отраслевые, региональные, вузов, специальные, публичные, школьные. В Дании типами библиотек считаются публичные, школьные, научные (вузов и специальные). В Венгрии различают четыре типа библиотек: публичные, вузовские, школьные, специальные.

В целом следует признать, что в зарубежной библиотечной теории и практике нет единства в типологизационном делении библиотек.

Литература

1. Виноградова, Е. П. Типология и классификация библиотек: терминологические признаки, методы / Е. П. Виноградова // Библиотековедение. – 2007. – № 6. – С. 11–14.

2. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996 – 1997. Ч. 2. Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. – М., 1997. – 256 с.

3. Столяров, Ю. Н. Классификация и типология библиотек / Ю. Н. Столяров // Шк. б-ка. – 2003. – № 4. – С. 16–24.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы причины многообразия библиотек и необходимости их типологизации?

2. Почему проблемы типологии библиотек актуальна для российского библиотековедения?

3. Каковы признаки типологизации библиотек?

4. Какие основные типы образуют российские библиотеки?

5. Какие подходы к группировке библиотек используются за рубежом?

2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ:

ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ

2.1. Понятие «универсальная библиотека»

Универсальная библиотека (УБ) – библиотека, удовлетворяющая универсальные информационные потребности пользователей и имеющая для этого фонд документов (терминологический словарь «Библиотечное дело», 1997).

УБ – библиотека, удовлетворяющая разнообразные информационные потребности на основе фондов, сформированных без тематических и видовых ограничений (ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: термины и определения»).

Обобщая эти определения, в развернутом виде УБ можно охарактеризовать как библиотеку, удовлетворяющую разнообразные информационные потребности пользователей и содействующую их всестороннему развитию, самообразованию, учебно-профессиональной подготовке и научной деятельности, имеющую, как правило, универсальный по составу фонд, являющуюся региональным культурным и информационным центром, центром библиотечного краеведения и региональной библиотечной системы.

УБ представляется наиболее перспективной моделью библиотечного учреждения будущего. Национальная программа поддержки и развития чтения предполагает разработку стандарта многофункциональной библиотеки нового типа – «Российской библиотеки XXI века».

2.2. Из истории создания универсальных библиотек

Термин «универсальная библиотека» впервые появился в зарубежном библиотековедении в развитие идеи Г. В. Лейбница, Г. Нодэ и других выдающихся библиотечных деятелей эпохи Просвещения по созданию «энциклопедической библиотеки». Первой библиотекой такого рода в Европе в конце XVIII века стала университетская библиотека в Геттингене (Германия). Ее фонды включали всю мировую научную литературу того времени. К созданию универсального по составу и полноте охвата мировой научной литературы стремились и отечественные научные библиотеки – Библиотека Академии наук, библиотека МГУ, Императорская Публичная библиотека в Санкт-Петербурге.

В XIX в. намечается отход научных библиотек от принципа возможно более полного охвата всей мировой литературы отдельными библиотеками. Сейчас, оставаясь ориентированными в комплектовании на универсальное многоотраслевое знание, даже самые крупные библиотеки руководствуются теми или иными принципами ограничения (региональные – приоритет региону, вузовские – профилю вуза и т. п.).

В России в 1990-е гг. социальная востребованность УБ возросла, что связано с их популярностью у студенчества, а, в свою очередь, на них повлиял образовательный бум и тенденции гуманитаризации технического знания и технизации гуманитарного образования.

2.3. Типологические черты УБ

Типологическими чертами УБ следует признать следующие:

1) функциональная универсальность – этим библиотекам присущи все основные (типологические) функции;

2) региональностькомплексный типообразующий признак, отражающий такие параметры функционирования УБ, как:

– подчинение деятельности библиотеки интересам региона (региональная направленность деятельности);

– региональный масштаб деятельности;

– создание документно-информационного фонда о регионе и обеспечение доступа к нему;

– функционирование в качестве центров библиотечного обслуживания региона (их фонды – наиболее масштабные, они – организатор координации библиотек региона);

– финансовая и административная принадлежность региону.

3) тематическая универсальность фонда, запросов, СПА.

2.4. Функции УБ

УБ выполняют все или почти все типообразующие функции (т. е. обладают универсальным набором типообразующих функций) с некоторым приоритетом какой-либо из них на базе, как правило, универсального фонда.

2.5. Виды УБ

В соответствии с приоритетом типообразующей функции УБ делятся на три вида:

1)универсальные научные библиотеки (по приоритетности функции содействия научно-производственной деятельности);

2) общедоступные (публичные) библиотеки (по приоритетности функции содействия самообразованию и досугу);

3) универсальные служебные библиотеки (по приоритетности функции содействия самообразованию и профессионально-производственной деятельности).

Наглядно типологическая характеристика и видовое многообразие УБ представлено в приложении в таблице 1.

Литература

1. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996–1997. Ч. 2. Карташов, Н. С. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов. – М., 1997. – 256 с.

2. Чуприна, Н. Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике / Н. Т. Чуприна. – М. : Либерея, 2004. – 117 с.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие УБ.

2. Каковы типологические черты УБ?

4. Охарактеризуйте функции УБ.

5. Назовите основные виды УБ.

3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕДОСТУПНЫЕ (ПУБЛИЧНЫЕ) БИБЛИОТЕКИ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДА

3.1. Значение и видовые особенности общедоступных (публичных)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек - Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.

    доклад , добавлен 10.10.2014

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

    Возникновение одной из первых публичных библиотек в Восточной Европе, расположенной в Санкт-Петербурге, - Российской национальной библиотеки. Современные условия хранения книг и других печатных изданий. Основные проблемы библиотеки в настоящее время.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 - начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.

    реферат , добавлен 17.11.2003

    История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Кооперация как всякое сотрудничество нескольких лиц для достижения какой-либо общей им цели, особенности проявления и технологии реализации данного процесса в сере библиотечного дела в современной России. Корпоративные проекты публичных библиотек.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2012

    Определение научной библиотеки, ее значение и классификация. Виды научных библиотек и их характеристика: универсальная, специальная и отраслевая библиотека. Местонахождение, ведомственная принадлежность и структура Российской национальной библиотеки.

    реферат , добавлен 06.11.2010

    Действующие нормативные документы, затрагивающие интересы библиотек и библиотечных работников Беларуси. Кодекс профессиональной этики библиотекаря. Создание на базе библиотек публичных центров правовой информации. Инфраструктура библиотечной системы.

    В основе построения любой классификации лежат свойства рассматриваемых объектов. Мы уже отмечали, что для библиотеки характерно множество признаков. Исходя из положений системного подхода, их можно разделить на две группы, определяемые внешней и внутренней средой.

    Каждый из элементов внешней среды библиотеки выступает в качестве основания для выделения одного или нескольких классификационных признаков. В числе важнейших элементов внешней среды, генерирующих классификационные признаки, необходимо назвать общество в целом и государство, определяющее формы собственности, механизм учреждения и финансирования его институтов, административно-территориальное деление и другие атрибуты деятельности библиотек.

    Среди наиболее значимых признаков классификации библиотек, определяемых внешней средой, нередко называют их социальное (общественное) назначение. Основываясь на социальном назначении библиотек, которое заключается в удовлетворении информационных потребностей пользователей, можно выделить три рода библиотек: общие, специальные и личные (рис. 5.1).

    Рис. 5.1. Классификация библиотек по социальному назначению

    Библиотеками, удовлетворяющими общие информационные потребности, являются НБ, областные универсальные библиотеки, ЦБС публичных библиотек; самостоятельные публичные библиотеки, не вошедшие в ЦБС, а также публичные библиотеки разных предприятий, организаций и учреждений.

    В связи с тем что возникновение особенных информационных потребностей обусловлено четырьмя основными видами деятельности человека: научной, учебной, производственной и управленческой, то на основе их на следующем уровне деления можно выделить четыре группы потребностей: производственные, научные, учебные и управленческие. В соответствии с каждой группой потребностей можно обозначить четыре вида библиотек: производственные, научные, учебные и управленческие. Продолжая дальнейшую дифференциацию потребностей по видам деятельности, среди производственных библиотек необходимо выделить технические, сельскохозяйственные, медицинские, военные и другие подвиды. Среди библиотек, содействующих удовлетворению научных информационных потребностей, предлагаем разграничить академические библиотеки, обеспечивающие научные потребности фундаментальной науки, и библиотеки отраслевых НИИ и КБ, способствующие проведению прикладных научных исследований. Учебные библиотеки в зависимости от вида удовлетворяемых потребностей можно разделить на библиотеки высших и средних специальных учебных заведений, школ и внешкольных заведений, а также - учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов. Среди управленческих по названному критерию выделяют библиотеки, удовлетворяющие потребности, связанные с законодательной, исполнительной и судебной деятельностью, а также библиотеки политических партий и объединений, в результате деятельности которых формируются органы и политика управления (рис. 5.2).

    Рис. 5.2. Классификация специальных библиотек по социальному назначению

    Еще одним критерием классификации библиотек, формируемых обществом, являются их учредители. В соответствии с данным критерием можно выделить библиотеки, создаваемые индивидом (личные) и учреждаемые обществом (общественные). На следующем уровне деления среди библиотек, учреждаемых обществом, следует отличать библиотеки, учреждаемые государством, и негосударственные библиотеки.

    В Беларуси библиотеки, учреждаемые государством, в свою очередь, можно разделить на библиотеки республиканских и местных органов власти. Учредителями библиотек на республиканском уровне выступают разные министерства и ведомства (министерства культуры, образования, здравоохранения, обороны, внутренних дел и другие, государствен-

    ньіе комитеты по науке и технологиям, физической культуре и спорту и другие, администрация президента, прокуратура и т.д.), а на местном - областные, районные, городские, поселковые, сельские органы власти и самоуправления. На последнем уровне деления данная классификация может включать библиотеки конкретных государственных предприятий, организаций и учреждений.

    Негосударственные библиотеки в соответствии с учредителями делятся на библиотеки негосударственных предприятий, организаций и учреждений. Среди библиотек негосударственных организаций можно выделить профсоюзные библиотеки, библиотеки разных партий и объединений, общественных фондов и т.д. К библиотекам негосударственных учреждений следует относить, например, библиотеки коммерческих вузов и других негосударственных учебных заведений. Схематически первые уровни деления классификации общественных библиотек представлены на рис. 5.3.

    Рис. 5.3. Классификация общественных библиотек в соответствии с учредителями

    Государством определяется также ряд критериев, по которым можно проводить классификацию библиотек. Важнейшими среди них являются форма собственности, статус учреждений, степень их доступности, административно-территориальное деление.

    Конституцией Республики Беларусь в стране определены две формы собственности: государственная и частная, поэтому в соответствии с этим критерием на первом уровне деления можно выделить государственные и частные библиотеки. К частным библиотекам в данном случае целесообразно относить библиотеки всех предприятий, организаций и учреждений, доля государственной собственности в которых составляет менее 50%, а также самостоятельные библиотеки, финансируемые за счет частных средств, в том числе благотворительных взносов и пожертвований.

    По юридическому статусу различают самостоятельные и несамостоятельные библиотеки. К самостоятельным относят библиотеки, зарегистрированные в соответствующих органах государственной власти как самостоятельные организации с правом юридического лица. Все остальные, . т.е. являющиеся структурными подразделениями каких-либо организаций,

    предприятий и учреждений, являются несамостоятельными. К самостоятельным библиотекам в Беларуси относятся Национальная библиотека Беларуси, отраслевые республиканские библиотеки, областные библиотеки, ЦБС публичных библиотек, публичные библиотеки, не вошедшие в ЦБС. Остальные библиотеки, в том числе школьные, других учебных заведений, библиотеки-филиалы ЦБС и иные являются несамостоятельными.

    Органами государственной власти также определяется процедура присвоения разным организациям, в том числе библиотекам, статуса научных учреждений. Научными считаются библиотеки, осуществляющие научную деятельность в области библиотековедения и смежных дисциплин. По правилам дихотомии все остальные библиотеки необходимо считать вненаучными (употребляем это слово в связи с отсутствием более удачного термина).

    Одной из старейших и часто применяемых является классификация библиотек по административно-территориальному делению. Данный критерий нестабилен, так как административно-территориальное деление каждой страны время от времени под влиянием ряда факторов меняется: появляются новые территориальные единицы, площадь государства, уменьшается или увеличивается, изменяется структура административно-территориального деления, возникают новые населенные пункты, а другие - прекращают свое существование. В соответствии с современным административно-территориальным делением Беларуси можно выделить следующие библиотеки: республиканские, областные, районные, городские, поселковые и сельские.

    Действующими в государстве нормами также определяется степень доступности библиотек. В соответствии с данным критерием выделяют общедоступные библиотеки и библиотеки с ограниченным доступом. Под общедоступностью необходимо понимать право и возможность для каждого члена общества посещать библиотеку и пользоваться ее услугами без каких либо ограничений по расовым, национальным, религиозным, физическим либо иным признакам. Л.В. Солоненко предприняла попытку провести дальнейшую классификацию общедоступных библиотек. Общедоступными в первую очередь считаются публичные библиотеки. Однако и их общедоступность необходимо понимать с учетом ряда ограничений. Так, публичные библиотеки обслуживают на абонементе только жителей своего населенного пункта (района, микрорайона города); многие из них под предлогом заботы о сохранности фондов отказывают в своих услугах студентам. Практически все публичные библиотеки республики не приспособлены для обслуживания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, что также снижает уровень их общедоступности.

    Библиотеки, функционирующие в структуре предприятий, организаций и учреждений, работают в режиме ограниченного доступа и обслуживают, как правило, только своих сотрудников. Вместе с тем степень доступности в библиотеках данной группы разная. Например, режим доступа в школьную библиотеку более благоприятен, чем в библиотеку промышленного предприятия, а тем более военного ведомства. Это также может служить критерием для дальнейшей дифференциации библиотек данной группы.

    Следует разграничивать критерий доступности и критерий платности. В соответствии с последним выделяют платные и бесплатные библиотеки. Пользование услугами большинства общественных библиотек явля-

    ется бесплатным. К платным относятся библиотеки, действующие на коммерческой основе и взимающие разовую или абонентскую плату за пользование услугами. Это, например, библиотеки коммерческих вузов и других негосударственных учебных заведений.

    В качестве внешней среды для отдельных библиотек выступает также государственная система библиотек. В зависимости от выполняемых функций, в системе можно выделить центральные и низовые библиотеки. С учетом того, какая система является объектом классификации, одна и та же библиотека в разных ситуациях может выступать то центральной, то низовой. Так, ЦБ в составе ЦБС является центральной по отношению к другим библиотекам системы, что и отражено в ее названии. Но в системе библиотек области она уже будет низовой, а место центральной займет областная библиотека.

    В пределах республиканской системы библиотек также существует разграничение сфер деятельности. В зависимости от территории, которую охватывает сфера обслуживания библиотеки, различают республиканские, областные, районные, городские, сельские, а также библиотеки отдельных предприятий, организаций и учреждений.

    Исходя из понимания библиотеки как четырехэлементной системы, элементами внутренней среды, генерирующими классификационные признаки, являются библиотечный фонд, контингент пользователей, персонал и материально-техническая база.

    Основными критериями классификации библиотек, определяемыми библиотечным фондом, являются содержание и форма документов, общий объем фонда и запрограммированная активность его использования.

    Классификация библиотек по содержанию собранных ими документов является одной из наиболее традиционных и устоявшихся. В соответствии с ней принято выделять универсальные и отраслевые библиотеки (рис. 5.4).

    Рис. 5.4. Классификация библиотек по основным признакам фонда

    Универсальными являются те из них, которые располагают фондом по разным отраслям знаний, а фонд отраслевых сключает документы по одной либо нескольким отраслям. Отраслевые библиотеки, в свою очередь, можно разделить на гуманитарные, технические, медицинские и др. К универсальным традиционно относят НББ, областные и публичные библиотеки. Универсальными по составу своих фондов также являются библиотеки университетов и школ. К отраслевым в первую очередь относят специальные библиотеки отдельных предприятий, учреждений и организаций. Вместе с тем данный критерий является одним из самых нечетких, так как в любой библиотеке есть хотя бы несколько универсальных справочных изданий, что фактически делает универсальной ее саму. Библиотеки средних специальных учебных заведений можно отнести к специальным с большой долей условности, так как в этих заведениях, кроме специальных, изучают и общеобразовательные дисциплины и соответственно комплектуют по ним фонд литературы.

    В зависимости от видов документов, составляющих фонд библиотек, целесообразно выделять универсальные и специализированные библиотеки. Универсальными в данном случае являются библиотеки, фонд которых состоит из различных видов документов, а к специализированным относятся библиотеки, фонды которых содержат отдельные виды документов. Специализированные, в свою очередь, делятся на библиотеки произведений печати, микроформ и электронные. Среди библиотек произведений печати можно выделить библиотеки патентов, стандартов и др. Как и предыдущий, данный критерий классификации тоже не является четким, потому что в большинстве библиотек наряду с основными, имеются, хотя и в небольшом количестве, другие виды документов.

    Классификация библиотек по объему фонда предусматривает их распределение по группам в зависимости от количества документов. В соответствии с данным критерием ЮНЕСКО дифференцирует публичные библиотеки на четыре группы: имеющие до 2000 томов, от 2001 тома до 5000 томов, от 5001 тома до 10 000 томов и более 10 000 томов. Для школьных библиотек ЮНЕСКО по данному признаку предлагается другая классификация. В последнем варианте в связи с ростом объемов фондов библиотек ЮНЕСКО изменены количественные параметры границ и уже выделены библиотеки, имеющие до 5000 томов, от 5001 тома до 10 000 томов, от 10 001 тома до 20 000 томов и более 20 000 томов. ЕС в рамках программы “UBECON 2000” предлагает иную группировку библиотек в зависимости от объема их фондов. В Беларуси не существует четкой, закрепленной в регламентирующих документах дифференциации библиотек по данному признаку, поэтому между классами не могут быть установлены необходимые количественные границы.

    Заранее заданная активность использования фондов библиотек является основанием для выделения библиотек-депозитариев и библиотек- репозитариев. Правда, вторая часть из названной дихотомии при обозначении библиотек практически никогда не используется.

    Основными признаками классификации библиотек, определяемыми контингентом пользователей, являются их возраст, физические возможности и количество (рис. 5.5).

    Рис. 5.5. Классификация библиотек по основным признакам контингента пользователей

    В зависимости от возраста пользователей необходимо выделять библиотеки универсальные и специализированные. К универсальным относятся библиотеки, обслуживающие различные возрастные категории пользователей. Это в первую очередь соответствующие виды публичных библиотек. Специализированными необходимо считать библиотеки, обслуживающие пользователей определенной возрастной группы: детей, юношество или взрослых. Таких библиотек большинство. Так, детскими являются ЦБС детских публичных библиотек, детские библиотеки-филиалы смешанных ЦБС, школьные библиотеки, библиотеки внешкольных и детских организаций. Юношество обслуживается таким видом специализированных библиотек, как библиотеки ПТУ и ССУЗов. Остальные библиотеки, т.е. научные, производственные и управленческие, обслуживают только взрослых пользователей.

    В зависимости от психофизиологических возможностей пользователей также необходимо выделять универсальные и специализированные библиотеки.

    К универсальным в данном случае относятся библиотеки, обслуживающие разные группы пользователей, выделенные по указанному параметру, а к специализированным только те, которые ориентиро-

    ваны на работу с определенными категориями пользователей. Среди них выделяют библиотеки для лиц без физических ограничений и лиц с определенными видами ограничений в физическом и психическом развитии. Большинство библиотек Беларуси в данном случае необходимо относить к специализированным, так как они ориентированы на обслуживание пользователей, не имеющих ограничений в психофизическом развитии, и поэтому не могут считаться универсальными в соответствии с названным параметром. Даже публичные библиотеки республики, которые по своему статусу должны обслуживать разные категории пользователей, не располагают фондами, предназначенными для людей с нарушением зрения, разными формами психических заболеваний. Они также, как мы уже отмечали, архитектурно и технологически не приспособлены для обслуживания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Еще один из видов специализированных составляют библиотеки для слепых и слабовидящих, которые в республике представлены системой БѳлОИЗ. Особый вид специализированных включает библиотеки для лиц с нарушениями психического развития, в том числе - соответствующих спецшкол.

    Классификация библиотек по количеству пользователей, как и классификация по объему фонда, часто используется в статистических группировках, а также в регламентирующих документах. Так, при определении типовых штатов ЦБС Республики Беларусь объединены в четыре группы ЦБС, ЦБ которых имеют менее 1750 пользователей, 1750-2449 пользователей, 2450-3849 пользователей и более 3850 пользователей. В постановлении по отнесении библиотек к группам по оплате труда руководителей предложена классификация ЦБС на четыре группы: 10-25 тысяч, 25-45 тысяч, 45-75 тысяч и более 75 тысяч пользователей. Для библиотек других видов разграничения произведены по иным количественным границам.

    В отличие от фонда и контингента пользователей признаки персонала значительно реже применяются при классификации библиотек. Первейшим среди них является наличие в библиотеке штатных сотрудников. Такой критерий классификации, например, является важнейшим в немецкой библиотечной статистике, которая выделяет библиотеки с персоналом и без штатного персонала.

    При классификации библиотек в зависимости от количества штатных сотрудников выделяют группы библиотек, не имеющие штатных сотрудников, с одним сотрудником, с 2-5 сотрудниками и так далее в зависимости от целей исследования.

    В соответствии с параметрами материально-технической базы библиотек также можно выделить ряд критериев классификации. Например, в зависимости от технического состояния зданий различают библиотеки, требующие капитального ремонта, текущего ремонта и не требующие ремонта. Данная классификация активно используется в библиотечной статистике. Библиотеки классифицируются в зависимости от площади занимаемых помещений. В соответствии с данным критерием можно выделить библиотеки, имеющие площадь до 50 кв. м, 50-100 кв. м и т.д. Техническая оснащенность библиотек также является основанием для определения многих признаков их классификации. Только в соответст-

    вии с одним из них - наличием доступа в компьютерные сети - можно выделить три группы: библиотеки, не имеющие доступа в компьютерные сети, библиотеки, имеющие доступ в локальную сеть, и библиотеки, имеющие доступ в Интернет.

    Так как фасетная классификация позволяет более полно отразить значимые, с точки зрения исследователя, признаки библиотек, и они на равных условиях могут быть положены в ее основу, мы построили такую классификацию библиотек в соответствии с названными выше признаками (см. табл. 5.2). Предложенный нами перечень классификационных признаков, которые определяются факторами внешней и внутренней среды деятельности библиотек, не является исчерпывающим; соответственно не может быть исчерпывающим и перечень выделенных классов библиотек. В зависимости от задач, которые стоят перед исследователем, спектр критериев классификации можно расширить, либо классификация может быть продолжена на более мелких уровнях деления по уже выделенным признакам. Это позволит определить новые классы библиотек.

    Таблица 5.2

    ФАСЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БИБЛИОТЕК*

    В основу положена библиотечная система Республики Беларусь

    bgcolor=white>1. Общественные 1.1. Государственные республиканских органов власти:

    Министерства культуру Министерства образования Министерства здравоохранения Министерства сельского хозяйства

    Министерства внутренних дел

    Министерства обороны Гэсударственного комитета по науке и технологиям Гэсударственного комитета по физической культуре и спорту Администрации Президента других министерств и ведомств;

    местных органов власти и самоуправления:

    областных органов власти и самоуправления районных органов власти и самоуправления городских органов власти и самоуправления поселковых органов власти и самоуправления сельских органов власти и самоуправления

    1 2 3
    и повышению

    квалификации

    управленческие

    законодательных органов власти

    исполнительных органов власти

    судебных органов власти партийных организаций и объединений 3. Личные

    Учредители

    1 2 3
    1.2. Негосударственные

    негосударственных

    организаций

    негосударственных

    предприятий

    негосударственных

    учреждений

    Государство Форма собственности Го сударственные Частные
    Юридический статус Самостоятельные

    Несамостоятельные

    Научный статус Научные

    Вненаучныѳ

    Административно

    территориальное

    Республиканские

    Областные

    Районные

    Городские

    Поселковые

    Сельские

    Доступность Общедоступные С ограниченным доступом,
    Платность

    обслуживания

    Платные

    Бесплатные

    Система библиотек Статус Центральные
    Зона обслуживания Республиканские

    Областные

    Районные

    Городские

    Поселковые

    Сельские

    Предприятий,

    организаций и

    учреждений

    1 2
    Элементы внутренней среды библиотеки
    Библиотечный Содержание

    документов

    Универсальные

    Отраслевые

    Форма документов 1. Универсальные

    2. Специализированные

    произведений печати

    микроформ

    электронные

    Объем фонда Менее 2000 экз. 2001 - 5000 экз. 5001 - 10 000 экз. Более 10 000 экз.
    Запрограммированная активность использования Репозитарные Депозитарные "
    Контингент

    пользователей

    Возраст

    пользователей

    1. Универсальные

    2. Специализированные:

    детские юношеские для взрослых

    Психо

    физиологические

    возможности

    пользователей

    1. Универсальные

    2. Специализированные

    для лиц, не имеющих ограничений в развитии для слепых и слабовидящих для лиц с нарушениями психики

    Количество

    пользователей

    Менее 1750 пользователей 1750 - 2449 пользователей 2450 - 3849 пользователей Более 3850 пользователей
    1 2 3
    Персонал Наличие штатного персонала С персоналом

    Без штатного персонала

    Количество

    сотрудников

    Без сотрудников С одним сотрудником С 2 -5 сотрудниками С 6 - 10 сотрудниками С 10 - 50 сотрудниками С 51 - 100 сотрудниками Более 100 сотрудников
    МТБ Техническое состояние здания Требует капитального ремонта

    Требует текущего ремонта

    Не требует ремонта

    Площадь помещений До 50 кв. м 51 -100 кв. м 101 - 500 кв. м 501 - 1000 кв. м Более 1000 кв. м
    Степень доступа в компьютерные сети Не имеющие доступа в сеть

    Имеющие доступ в локальную сеть Имеющие доступ в Интернет

    Выделенные нами в предлагаемой фасетной классификации ряды могут быть использованы при построении более сложных иерархических и многоаспектных видов классификации. В качестве примера такого многофункционального подхода к использованию предложенной классификации предлагаем разработанную на ее основе классификацию библиотек, предназначенную для национальной библиотечной статистики. Она построена по принципам многомерной классификации и с учетом специфики библиотек Беларуси.

    1. Общие библиотеки

    1.1. Национальная библиотека Беларуси

    1.2. Областные универсальные библиотеки

    1.3. Районные ЦБС публичных библиотек

    1.3.1. Городские публичные библиотеки

    1.3.2. Сельские публичные библиотеки

    1.4. Городские ЦБС публичных библиотек

    1.5. Публичные библиотеки предприятий, организаций и учреждений

    1.5.1. Публичные библиотеки БелОИЗ *

    1.5.1.1. ЦБ БелОИЗ

    1.5.1.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений БелОИЗ

    1.5.2. Публичные профсоюзные библиотеки

    1.5.3. Публичные библиотеки санаториев и домов отдыха

    1.5.4. Публичные библиотеки других предприятий, организаций и учреждений

    2. Специальные библиотеки

    2.1. Научные библиотеки

    2.1.1. ЦНБ НАН

    2.1.2. Библиотеки отраслевых НИИ НАН

    2.1.3. Библиотеки отраслевых НИИ и КБ

    2.2. Учебные библиотеки

    2.2.2. Библиотеки высших учебных заведений

    2.2.2.1. ФБ Б ГУ

    2.2.2.2. Библиотеки классических университетов

    2.2.2.3. Библиотеки специализированных вузов

    2.2.2.3.1. Библиотеки педагогических вузов

    2.2.2.3.2. Библиотеки технических вузов

    2.2.2.3.3. Библиотеки экономических вузов

    2.2.2.3.4. Библиотеки сельскохозяйственных вузов

    2.2.2.3.5. Библиотеки медицинских вузов-

    2.2.2.3.6. Библиотеки спортивных вузов

    2.2.2.3.7. Библиотеки вузов культуры

    2.2.3. Библиотеки ССУЗов и ПТУ

    2.2.3.1. Библиотеки ССУЗов

    2.2.3.1.1. Библиотеки педагогических ССУЗов

    2.2.3.1.2. Библиотеки технических ССУЗов

    2.2.3.1.3. Библиотеки экономических ССУЗов

    2.2.3.1.4. Библиотеки сельскохозяйственных ССУЗов

    2.2.3.1.5. Библиотеки медицинских ССУЗов

    2.2.3.1.6. Библиотеки спортивных ССУЗов

    2.2.3.1.7. Библиотеки ССУЗов культуры

    2.2.3.2. Библиотеки ПТУ

    2.2.4. Библиотеки школ

    2.2.4.1. Библиотеки общеобразовательных школ

    2.2.4.2. Библиотеки специализированных школ

    2.2.5. Библиотеки внешкольных заведений

    2.2.6. Библиотеки учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов

    2.3. Производственные библиотеки

    2.3.1. Технические библиотеки

    2.3.1.1. РНТБ

    2.3.1.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

    2.3.2. Сельскохозяйственные библиотеки 2.3.2.1-БелСХБ

    2.3.2.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

    2.3.3. Медицинские библиотеки

    2.3.3.1. РНМБ

    2.3.3.2. Областные медицинские библиотеки

    2.3.3.3. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

    2.3.4. Спортивные библиотеки

    2.3.4.1. РНМБФК

    2.3.4.2. Библиотеки предприятий, организаций и учреждений

    2.3.5. Библиотеки учреждений культуры

    2.3.6. Другие производственные библиотеки

    2.4. Управленческие библиотеки

    Виды библиотек

    "...2. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

    1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

    федеральные библиотеки;

    библиотеки субъектов Российской Федерации;

    библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

    2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

    3) библиотеки Российской академии наук, других академий,

    научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

    4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

    5) библиотеки общественных объединений;

    6) частные библиотеки;

    7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации..."

    Источник:

    Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О библиотечном деле"


    Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

    Смотреть что такое "Виды библиотек" в других словарях:

      Список библиотек России - Отпечатанная на пишущей машинке и размноженная на ротаторе российская библиографическая карточка с библиотечным шифром (начало 1990 х годов) В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 78 ФЗ О библиотечном деле … Википедия

      Общероссийский день библиотек - Общероссийский день библиотек, который ежегодно празднуется 27 мая, установлен Указом Президента РФ Бориса Ельцина от 27 мая 1995 г. Об установлении общероссийского дня библиотек по инициативе Российской библиотечной ассоциации (РБА). Этот день… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      ГОСТ 7.60-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения - Терминология ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения оригинал документа: автореферат диссертации: Научное издание в виде брошюры, содержащее составленный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Публичная библиотека - Читальный зал Библиотеки Конгресса, США Библиотека (греч. βιβλιοθήκη, от βιβλίον «книга» и θήκη «место хранения») учреждение, собирающее и хранящее произведени … Википедия

      Библиография - (от греч. biblion kнига и...графия) отрасль научной и практической деятельности, в задачи которой входят информация о произведениях печати и их активная пропаганда в определенных общественных целях. Дисциплина, которая изучает… …

      Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

      Свердловск

      Свердловск (центр Свердловской обл.) - Город Екатеринбург Флаг Герб … Википедия

      Азербайджанская Советская Социалистическая Республика - (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы) Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия

      Дошкольное образование в Великобритании - Дошкольное образование относится к детям в возрасте от 2 лет до обязательного школьного возраста (5 лет в Англии и Уэльсе и 4 в Северной Ирландии). Содержание 1 Историческая Справка 2 … Википедия

    Книги

    • Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту , Евдокимов Владимир Иванович , Чурганов О. А. , В пособии представлены методологические характеристики науки. Рассмотрены типы, формы, виды научных исследований и методика их проведения. Кратко изложены общенаучные и прикладные методы… Категория: Учебники для ВУЗов Издатель: Советский спорт , Производитель:
gastroguru © 2017