Занятие в детском саду о храме. Конспект занятия в детском саду для старшей группы к празднику пасха

Развивающие задачи: развивать речь, память, воображение, творчество детей.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей такие качества, как честность, умение радоваться за успехи другого; продолжать воспитывать любовь и уважение к ближнему.

Словарная работа: храм, церковь, Святой, Ангел, Покров Божьей Матери, Амофор, Пасха, Светлое Христово Воскресение, Рождество, Пресвятая Троица, мудрецы, вертеп, союз, договор, православный календарь.

Материал: перекидной календарь природы, картинки с изображением времён года и наиболее значимых годовых христианских праздников (не менее 20), аудиозапись А. Вивальди «Времена года», запись колокольного звона, макет вертепа, ёлка, снежинка, стрелки для обозначения маршрута передвижения, конверты с заданиями, макет цветка с разрезными лепестками, иконка «Пресвятая троица», 4 мольберта с листами, обозначающими поры года; на каждого ребёнка: по одному яйцу (макет), краски, кисти № 4, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа: рассматривание альбомов с разными временами года и репродукций, икон с изображением основных церковных праздников в каждом сезоне года; викторина загадок о временах года «В страну загадок»; дидактическая игра «Сложи картинку»; чтение рассказа А. Шишкова «Четыре времени года».

Используемые методы и приёмы: наглядные (показ и рассматривание иллюстраций); словесные (беседа, вопросы, аудиозапись, использование художественного слова, поощрение); игровые (сюрпризный момент, игровые задания, имитация путешествия); практические (моделирование, творческие задания).

Ход занятия

(Звучит аудиозапись колокольного звона - «Благовест».)

Воспитатель (В.). Дорогие дети, вы слышите необычно красивую музыку? Как она называется? (Ответы детей.) Это колокольный звон. Где мы его слышим? (Ответы детей.) Верно, мы слышим его в храмах и церквях. А скажите, что такое храм? Храм - это дом Божий, где присутствует сам Господь Бог. Как вы думаете, у нашего Господа Бога есть помощники? (Дети размышляют.)

Конечно, есть - это святые люди, которых мы видим на иконах в церквях и дома, и верные Господни слуги - ангелы. Отгадайте загадку:

Ты всегда меня хранишь,

Днём и ночью Ты не спишь,

Мой защитник и Учитель -

Добрый… (ангел мой хранитель).

В. Верно, ребята, Он всегда и везде с нами - наш добрый Ангел-хранитель. Давайте попросим помощи у нашего верного друга и помощника: «Святой Ангел-хранитель, моли Бога о нас».

(Слышен нарастающий звук колокольчика, который всё более и более усиливается.Появляется Ангел.)

Ангел.

Днём и ночью я не сплю.

С вас, ребята, глаз я не свожу.

И хочу проверить ещё раз,

Как внимательны вы все сейчас.

Вот вам в дар -

Этот божий календарь.

(Ангел вручает детям календарь природы, где на отдельных листах отмечены четыре времени года.)

Ангел. А к нему конверт. (Даёт конверт с заданием.)

В. Спасибо, добрый Ангел-хранитель. Давайте, ребята, прочитаем, что написал наш Ангел.

Задание: «Вам в подарок календарь природы. Нужно правильно узнать пору года, которая изображена на листке календаря, назвать её признаки и основные церковные праздники, которые отмечают православные христиане в каждой поре года. Только тогда я, Ангел-хранитель, переверну лист календаря и дам вам следующее задание».

В. Открываем календарь… На первой странице картинка с изображением осени. Какая пора года сейчас, ребята? (Ответы детей.) Конечно, сейчас на улице осень. Расскажите нашему Ангелу-хранителю, какая она, осень. Я начну, а вы за мной продолжайте называть признаки осени.

Пришла осень богатая… (Дети продолжают говорить эпитеты к слову «осень» - щедрая, красивая, золотая, багряная, разноцветная, хмурая, дождливая, грустная и т.д.)

В. (обращаясь к Ангелу). Вот, сколько слов об осени знают наши дети.

Ангел. Вы порадовали меня, молодцы, дети. А церковные осенние праздники знаете?

В. Ребята, скажите, какой осенний традиционный праздник отмечают православные христиане, который связан с рождением нашей группы «Свечечка»? (Дети рассказывают о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.)

Да, ребята, это было так. Покров Пресвятой Богородицы - один из самых значимых церковных праздников. А вы умеете молиться Божией Матери? (Ответы детей.) Тогда давайте вместе помолимся.

(Все поворачиваются к иконе Божией Матери, читают молитву «Богородице Дева, радуйся…».)

Ангел. Молодцы, справились, ребята. Переворачиваю первый листок календаря. Вот вам следующее задание. (Даёт конверт с заданием.)

В. Сейчас вам нужно отправиться в путешествие в ту пору года, которая изображена на листе календаря, и рассказать о христианском празднике. Кроме того, проявить своё терпение, смирение и умение украсить рождественскую ёлку. Идти в зиму нужно по указанным стрелочкам. (На полу или стенах висят стрелки, ведущие к зимней картине.)

(Звучит аудиозапись музыки А. Вивальди «Времена года». Дети идут. Останавливаются около макета вертепа - пещеры, где родился Спаситель.)

В. Не холодно вам, ребята? В какую пору года мы с вами пришли согласно календарю природы? Скажите, какой радостный христианский праздник мы отмечаем зимой? (Ответы детей.) Конечно, ребята, это светлый праздник Рождество Христово. Кто назовёт дату этого праздника? (7-го января.) Правильно, ребята. 7 января христиане отмечают Рождество Христово. А знаете, в каком городе произошло это событие?

Кто первый узнал о рождении Иисуса Христа?

Кто пришёл ещё на поклон к Иисусу Христу?

Кто же указал им путь к пещере Спасителя?

Ангел. Вижу, все постарались, так давайте отдохнём около рождественской ёлки. Представим себе, что мы снежинки. Для начала понаблюдаем, как падают снежинки на землю (бросает снежинку из бумаги, следит за её полётом). Теперь мы выполним упражнение «Снежинки» - повторяйте движение за мной. (Проводится физкультминутка.)

Подул слабый ветер, снежинки медленно закружились в воздухе. (Дети медленно кружатся на месте, руки - в стороны.)

Подул сильнее ветер. (Ускоряют движение.)

Ещё сильнее… (Кружатся быстрее.)

Ветер утихает, снежинки медленно падают на землю… (Дети приседают, руками обхватывают колени.)

Ветер перестал.

Затем подул сильный ветер. Началась метель. (Дети выполняют покачивания из стороны в сторону в положении сидя на полу.)

У - у - у - у - у - у (с нарастающим звуком).

Снежинки покатились по земле (Делают на полу движение лодочки - 2 раза.)

Ангел. Молодцы, ребята, вы заслужили похвалу.

(Звучит аудиозапись колокольного звона «Благовест». Ангел переворачивает листок календаря и даёт конверт с новым заданием.)

В. (читает). Назовите время года, изображённое на календаре. (Показывает детям календарь.) Какое время года мы видим? (продолжает читать.) А вот вопрос второй, слушайте: какой самый главный христианский праздник отмечают христиане весной? (Пасха.) Верно, как по-другому называется Пасха? (Ответы детей.) Правильно, ребята. Светлое Христово Воскресение. В народе говорят:

Светлое Христово Воскресение

Для всех людей Спасение.

Ребята, расскажите, как вы дома отмечаете этот праздник?

(Дети рассказывают о празднике. Воспитатель при необходимости задаёт наводящие вопросы.)

Что люди пекут дома и красят? (Пекут пироги и красят пасхальные яйца.)

Для чего несут их в церковь? (Для освящения.)

После освящения что с ними делают? (Угощают родных, близких.)

В. Молодцы, дети, на Пасху люди угощают друг друга куличами и яйцами.

Ангел. А вы, ребята, знаете, какими должны быть православные христиане? Если знаете, вот вам условия игры, которая называется «Цветок добра». (Даёт воспитателю конверт. Воспитатель открывает его.)

В. Ребята, наше новое задание - составить цветок христианина. Присаживайтесь вокруг сердцевины цветка. Каждому в руки я даю лепесток цветка. Вы по одному называете слово, которое говорит о том, каким должен быть православный христианин, и прикладываете свой лепесток к сердцевине цветка. Можно, ребята, я назову слово первой? Терпеливый!

(Дети играют под музыку А. Вивальди «Времена года».)

Ангел. Такими, ребята, как вы называли слова, оставайтесь всегда. Вы умеете рисовать красками? Вот вам новое задание. (Вручает конверт с заданием воспитателю.)

В. (читает задание). Дорогие дети, нам нужно раскрасить пасхальные яйца узорами. Времени на это всего пять минут. Сумеем раскрасить пасхальные яйца? Тогда молодцы.

Присаживайтесь за столы, приступайте к работе. Время пошло, и не забывайте, что красками нужно пользоваться аккуратно.

Ангел. Есть поговорка: «Торопись медленно».

(Звучит музыка А. Вивальди, дети расписывают яйца. Ангел наблюдает за работой детей.)

Ангел. Молодцы, ребята, у вас развита не только память, но и воображение, даже можно сказать творчество.

(Звучит «Благовест», переворачивается листок календаря.)

Ангел. Вот вам ещё конверт. (Даёт его воспитателю.)

В. Здесь в конверте лежит иконка. Это подарок от Ангела-хранителя. (Достаёт иконку «Пресвятая Троица».) Назовите, ребята, эту иконку? (Ответы детей.) Посмотрите внимательно на календарь? Когда мы отмечаем праздник Пресвятой Троицы? (Ответы детей.)

Ангел. Вижу, знаете вы поры года, знаете, какие церковные праздники празднуют христиане осенью, зимой, весной и летом.

В. Календарь природы у вас есть. Нам нужно сделать и календарь церковных праздников.

Ангел. Вот вам картинки, на которых изображены христианские праздники. Вам необходимо выбрать праздник, соотнести его с временем года и выбранную картинку разместить на нужный мольберт.

(Дети с помощью воспитателя (при необходимости) выбирают и прикрепляют свои картинки в ту пору года на календарь, куда она подходит, называют её и праздник.Ребята создают православный церковный календарь.)

Ангел. Молодцы, ребята, такими и должны быть православные христиане. И помните, что всё в этом мире устроено разумно и премудро. Не забывайте церковные праздники и чтите их.

В. Давайте поблагодарим Бога за всё. Слава Богу за всё!

(Ангел прощается и уходит.)

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • познакомить детей с внутренним устройством храма;
  • дать представление о расположении и назначении главных частей храма (иконостас, царские ворота, главные иконы храма, алтарь – святое место, престол);
  • расширять словарный запас детей названиями храмовых светильников: семисвечник, лампада.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать благоговейное отношение к храму и его святыням;
  • воспитывать благодарность к труду рук человеческих, создавших красивое убранство для храма;
  • поддерживать в детях желание помогать и бережно относиться к труду людей, прислуживающих в храме.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию образного и символического восприятия внутреннего убранства православного храма;
  • способствовать развитию чувства прекрасного и священного.

Материал к занятию:

1. Стихотворения Е. Санина о храме и его устройстве.

2. Небольшие карточки к дидактической игре «Мы в храме или около него».

3. Наша жизнь с Богом. С.-П. Христианское просветительское общество «Кредо» 2000г.

4. Детский молитвослов. Изд-во «Духовный сад». С. Николо-Погост 2004г.

Ход занятия:

1 часть: Беседа

Ребята, Мы уже говорили о том, что Церковь – это Храм, Дом Божий, куда мы приходим для встречи с Богом. На службе всегда торжественно и красиво, мерцает свет от свечей и лампад, звучит молитвенное пение и люди приходя на Богослужение успокаиваются, на душе у них воцаряется мир и душевная радость. Давайте вспомним, как надо себя вести в храме?

– Что нужно сделать, когда мы входим в храм? (перекреститься, поклониться алтарю, приложиться к главной иконе или святыне храма)

– Какие правила необходимо соблюдать во время литургии? (сохранять тишину, быть внимательными, не смотреть по сторонам)

– Как правильно креститься? (не спеша, повторяя про себя слова молитвы «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»)

– Что должны помнить о внешнем виде мальчики и девочки? (девочки одевают юбочки и платочки, а мальчики без головных уборов)

Необходимо помнить, что хорошее поведение любит Господь и люди уважают тех, кто ведет себя достойно. Вы уже познакомились с внешним видом храма, Сегодня я расскажу вам о том, как храм устроен внутри.

Когда-то давно храм называли книгой для тех, кто не умел читать. Любой человек, посмотрев на изображения Библейских историй, Святых сразу мог понять, о чем рассказывает дом Божий. Сейчас мы с вами попробуем точно так же «почитать»…и познакомимся с тем, что мы видим в нашем Храме.

Начнем мы с загадки. Послушайте внимательно:

Столик высокий, крышка с наклоном

Чтобы удобней было иконам

Из металла витой

Как называется он?..

Правильно, аналой . Это место для главной иконы храма, давайте на нее посмотрим. Что здесь изображено?

Рядом с Аналоем стоит подсвечник , для чего он нужен? (Что бы ставить свечи и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться с просьбами).

А сейчас мы познакомимся с вами с самой важной частью храма.

Перед вами иконостас .

Иконостас – такое обозначение рая с изображениями святых и ангелов, которые незримо присутствуют в Храме и молят Бога за людей. Расскажите, кого вы здесь видите?

За иконостасом находится самое святое и самое таинственное место в Храме – алтарь. В алтарь могут заходить только священнослужители, мужчины, участвующие в службе.

Что бы войти в Алтарь нужно пройти через Царские врата .

Ах, какая красота -

Эти Царские врата!

В них невидимо, как встарь,

Сам Христос идет в алтарь!

Через Царские врата к нам незримо выходит Сам Иисус Христос, поэтому люди кланяются когда они открываются и закрываются.

Алтарь немного напоминает пещеру, где родился Иисус Христос, а еще Алтарь сравнивают с Царством Небесным, где находится Бог, Святые, Богородица, ангелы и все хорошие люди.

Посреди алтаря находится Престол : четырехугольный стол.

На престоле невидимо присутствует Сам Господь. К престолу прикасаются и целуют его только священники. На престоле находятся: Св. Евангелие, Напрестольный крест, Семисвечник и другие священные предметы. Они все очень красиво украшены.. Сравните моё домашнее Св. Евангелие и то которое на престоле… Св. Евангелие священник читает на службе, крестом благословляет всех молящихся в храме.

Священный светильник, посмотрите, он стоит посередине алтаря -это такой подсвечник, на котором горят семь свечей, поэтому он так и называется – семисвечник .

За Престолом семь лампад

Очень празднично горят.

Видно, каждая лампада

Здесь гореть бывает рада.

Ребята, кто служит в Храме? (Священник ) Священник знает всё о храме и умеет правильно обращаться к Богу с молитвами о людях.

Во время службы священник выходит с кадилом. В кадиле уголек и ладан. Вспомните, что волхвы принесли в подарок младенцу Христу? Ладан – это смола дерева. От ладана идет дым с приятным запахом – он обозначает невидимое присутствие Благодати Бога. Священник кадит икону, потом людей, а люди наклоняют голову и невидимый голубок – Святой Дух садится на нее.

Во время литургии священник выносит Святую Чашу, в которой содержится Святая частичка. Священник причащает людей и люди причащаясь, становятся лучше и добрей.

Обобщение

Ребята, сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы поняли то, о чем мы говорили.

Дидактическая игра «В храме и около него».

Всем детям предлагается выбрать по одной небольшой карточке с изображением различных частей православного храма, предметов церковного убранства и церковной утвари: свечи, лампадка, купол, изображение креста, колокольни, иконостаса, семисвечника, паникадила и др.

В процессе игры детям дается команда собраться в две группы: одна группа как бы «около храма», другая группа детей – «в храме», в зависимости от того, изображение какого предмета или части здания имеется у него на карточке. Ориентирами для сбора групп могут две крупные карточки: одна – с полным изображением храма, другая – с общим внутренним видом храма.

Выигрывает та группа, которая соберется быстрее.

В конце занятия дети изготавливают книжки-раскладушки с внутренним устройством храма. По ходу художественно-продуктивной деятельности дети закрепляют новые понятия.

По окончанию воспитатель хвалит детей и дарит поощрения в виде голубков.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Конкурс методических разработок

«Свет истины»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема:

«По дорожке в Божий храм…»

Клюева И.А.

Ардатов, 2016

Цель: духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление и приобщение к православной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о храме, как «Доме Божьем», его значении в жизни православных крестьян;

Углублять и уточнять знания детей о святых местах России, родного города

Познакомить с составными частями православного храма.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к истории и православной культуре родной страны;

Обогащать словарный запас воспитанников понятиями духовно-нравственной культуры;

Формировать умения детей в продуктивной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры

Воспитывать духовно – нравственные ценности, доброе отношение к окружающим людям.

Материал к занятию: мультимедийная установка (экран, ноутбук); видеофильм «По дорожке в Божий храм…»; презентация с иллюстрационным материалом; свеча; аудиозапись церковного хора; материал для изготовления макета храма: одна большая и две маленьких пластиковых бутылок, пластилин, клей ПВА, манная крупа, гуашь белого цвета, кисточки для клея и рисования, материал для декорирования (цветная бумага, блестки, бисер).

Интеграция образовательных областей:

Духовно-нравственная культура;

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Художественно- эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей.

Здравствуйте, ребята, хотите я вам покажу красивый фильм.

(Дети рассаживаются полукругом. Идет показ видеоролика «По дорожке в Божий храм»).

После просмотра воспитатель продолжает разговор:

О чем этот фильм? (Ответы детей). Ребята, этофильм о мире сказочного детства, радости света, любви к Божьему храму. (Слайд 1). А какие звуки вы еще услышали при просмотре фильма? Слышали ли вы когда-нибудь колокольный звон? Ребята, а где и когда можно услышать колокола? (Ответы детей). (Слайд 2). Колокольный звон возвещает о начале церковной службы, собирая верующих в храм, призывает людей соединиться в молитве в общем доме. Ребята, а почему я назвала храм – домом? Кто в нем живет? (Ответы детей). - Да, храм или церковь - это дом Божий. Здесь присутствует сам Бог. А ещё в храме невидимым образом присутствуют ангелы и святые. Все они смотрят на нас и молятся вместе с нами. (Слайд 3). Ребята, а давайте представим, что мы ангелочки и поиграем (дети выполняют соответствующие движения на слова воспитателя):

К нам сегодня в детский сад

Прилетели ангелочки:

Становились на носочки

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись,

Крылышки расправили –

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду,

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами,

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

Воспитатель:

Ребята, а какие люди приходят в храм? А для чего люди ходят в церковь? (Ответы детей ). Люди приходят помолиться Богу, поблагодарить Его за доброту, просят помощи или прощения у Бога за плохие поступки. А вы когда - нибудь были в храме, в церкви? Вы, наверное, уже знаете, как подобает себя вести в храме?

(Ответы детей).

Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает:

Нужно быть скромно одетым: девочки в юбочках и платьицах, с платочками на головах, а мальчикам нужно снимать свои кепки и шапки. Не следует шуметь и громко разговаривать, потому, что мы можем помешать людям, которые стоят с нами рядышком и молятся Богу.

Воспитатель:

Дети, обратите внимание на людей находящихся в храме. (Слайд 4). Кто- то стоит и задумался о чем - то, а кто - то ставит свечу и, наверно, тоже думает о чем - то. Свеча - символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. (Слайд 5).

Воспитатель показывает свечу детям и рассказывает:

Проводится игра «Свеча желаний». Дети стоя передают свечу и делятся своими пожеланиями.

Воспитатель:

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви.Издавна храмы строили в самых красивых местах. Посмотрите, пожалуйста, на слайд (слайд 6) здесь вы видите храм Василия Блаженного, построенный в далёкие-далёкие времена. Сверху донизу этот храм украшен лепными узорами, а его башни – круглыми куполами и все они разные. А самая высокая башня увенчана золотым куполом. А это Казанский собор (слайд 7), который был выстроен в честь Казанской Иконы Божией Матери. Храм Христа Спасителя в Москве (слайд 8), который был построен как благодарность Богу за помощь и заступничество.

Воспитатель:

Ребята, кто знает, какой храм есть в нашем поселке Ардатове? (Ответы детей). В нашем поселке возведен собор Божией Матери «Знамение». (Слайд 9). Были времена, когда наш собор, как и многие другие церкви, закрывают. Помещение собора используют в качестве производственного цеха. Купола сняты, вся церковная утварь утрачена. Спустя некоторое время, собор иконы Божией Матери "Знамение" возвращают православным верующим. После проведения ремонтных работ местные жители, да и гости поселка, увидели собор во всем своем первоначальном благолепии. Сейчас храм каждый день открыт для своих прихожан.

Как вы думаете, чем отличается здание церкви от других построек нашего города? (Слайд 10). (Ответы детей). - Правильно, у всех церквей есть купола с крестами и колокольни.Что по своей форме напоминает купол? (форму луковицы, пламя свечи) . Купол заканчивается главой, на которую ставится крест. Все православные христиане поклоняются кресту. (Слайд 11).

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что люди, которые строят церкви, храмы назывались в древние времена зодчие, а в наше время архитекторы. Я вам сейчас предлагаю побыть немного зодчими и архитекторами и построить храм.

Но прежде, чем мы приступим к выполнению работы надо пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика «Строим храм »

Тук-тук молотком тут и там

Дети строят новый храм. Молоточком по гвоздикам застучали, И гвоздики в доски быстро забивали

Строят крышу и крыльцо –

Получилось хорошо

Вот идет маляр с ведром Он покрасит Божий дом.

(Дети стучат кулачком о кулачок, имитируя стук молотка).

(Пальцы рук выпрямлены, ладонью одной руки стучат по пальцам другой руки)

(Изображают руками крышу, хлопают в ладоши)

(Пальцы шагают по ногам) (Имитируют покраску кистями рук).

Воспитатель:

Посмотрите, у меня на столе необходимые материалы и инструменты для изготовления нашей поделки. Сейчас я буду рассказывать, последовательность изготовления храма, а вы будете внимательно слушать. (Во время работы звучит спокойная музыка. Макет храма изготавливается из трех пластиковых бутылок: одной большой и двух меньше одинакового размера. Вся поверхность бутылок обмазывается пластилином, затем посыпается мукой, смазывается клеем ПВА, покрывается белой гуашью. Купола и крест изготавливаются из пластилина, украшаются бисером. Далее все части макета собираются, оформляется панорама).

По окончании дети вместе с педагогом рассматривают свою работу, оценивают ее. При этом отмечается: аккуратность работы, правильность выполнения.

Воспитатель:

Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы, зодчие. Каждый из вас вложил в наш храм частичку своей души.

Воспитатель:

Богу приятно, когда мы приходим в церковь, в Его дом сами, без принуждения и с радостью. Господь особенно сильно любит детей, таких как вы. Ваши души чистые, а сердца светлые, поэтому ваши молитвы, искренние и простые, доходят до Небес.

Я уверена, что вы полюбите Божий храм, будете молиться Богу, как взрослые. А дома вместе с родителями я хочу вам предложить почитать детскую библию и посетить в ближайшие церковные праздники храм.

Да хранит Вас Господь! - сотни раз повторю,
Каждый день Ваш хранит, каждый шаг. Спасибо всем!

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказать о храме как о доме Божием. Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира с творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

Развивающие:

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.

Воспитательные:

Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексной образовательной деятельности по духовно - нравственному и художественно - творческому воспитанию на тему «Православный храм»

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказать о храме как о доме Божием. Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира с творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

Развивающие:

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.

Воспитательные:

Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к семье.

Материал для занятия:

  1. презентация
  1. мультимедийный проектор,
  2. экран,
  3. компьютер.
  4. листы бумаги формата А 4,
  5. краски

План занятия:

  1. Начало занятия – слушание звон колоколов №54
  2. Дать понятие «православные христиане».
  3. Беседа на тему: «Православный храм» в сопровождении презентации
  4. Физкультминутка.
  5. Дети рисуют храм Божий и слушают музыку № 52 «Вокализ» Рахманинов.
  6. В конце занятия создаётся выставка детских работ.

Ход занятия

Педагог:

Ребята, у нас сегодня с вами будет необычное занятие. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно, что мы услышим.

(Педагог включает аудиозапись, колокольного звона. Дети закрывают глаза и слушают запись, представляя себе происходящее.)

Педагог:

Ребята, вы слышали такую музыку? Где она звучит? Это музыка колоколов. Где можно услышать колокольный звон? (Ответы детей.) Правильно, голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, которых в нашем городе много.

Сегодня на занятии мы познакомимся с православным храмом. Я хочу вам рассказать, кто такие православные христиане.

Большинство людей, которые живут в России - православные христиане. Христианами являются почти все наши бабушки и дедушки – наши предки. Что значит быть христианином? Христиане верят в Бога Иисуса Христа и живут так как Он повелел. (Слайд №2) Христиане крестят своих детей, и ребёнок становится христианином.(Слайд №3) Христиане учат детей верить в Бога, любить его, надеяться, что Бог всегда помогает человеку. Христиане молятся Богу и Божией Матери. (Слайд №4). Молитва - разговор с Богом. (Слайд №5)

Христиане строили особо красивые дома, посвящённые Богу, - храмы. Храм – это дом Божий. По - другому его называют церковь. Каждый храм имеет своё название, имя. Самый большой храм в России - храм Христа Спасителя. Находится он в Москве. (Слайд №6) Христианский православный храм легко узнать, сверху всегда есть купола и кресты. (Слайды № 7,8). Под куполом церкви находятся колокола.(Слайд №9). Как вы думаете для чего колокола звонят? Они зовут людей в Храм для молитвы. Христиане ходят в дом Божий – храм для того, чтобы молиться Богу. Молиться - значит разговаривать с Богом. (Слайд №10,11) Все христиане составляют одну большую церковную семью. Кто же является отцом этой большой христианской семьи? Её отцом является Сам Бог Христос!

А сейчас я предлагаю вам нарисовать православный храм.

Посмотрите из каких частей он состоит.(Слайд12) Основная часть здания. Барабан. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба.

Купол, который по форме напоминает пламя горящей свечи. Ребята, посмотрите, на что похожи купола? (Слайд 13)

(Ответы детей.)

Правильно вы заметили, что один купол похож на луковицу - купол луковичной формы, второй на шлем богатыря – шлемообразная форма купола, а третий купол самый древний -шатровой формы, похож на шатер. Купол имеет симметричную форму и рисуется, как и все симметричные предметы, от середины. На куполе всегда есть крест. (Слайд14).

Но прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физминутку.

(Педагог с детьми проводит физминутку, затем предлагает сесть за столы.)

Дальнейшая работа: (по выборы педагога) Либо рисовать храм самостоятельно, либо в рабочей тетради ст.21.

СЛАЙД 15

(Дети приступают к рисованию, педагог индивидуально помогает детям, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма. По окончании работы развешиваются на доске и рассматриваются.)

Во время рисования звучит музыка на слайде.

Педагог:

Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось изобразить церковь - каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какая работа понравилась вам больше всего? (Ответы детей.) Из каких частей состоит православный храм? (Ответы детей: купол, барабан, крест, окошки, основная часть здания.) Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы, зодчие.


Елена Стороженко

нтеграция образовательных областей

Задачи приоритетной образовательной области : "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Задачи приоритетной образовательной области-: Формировать у детей представление о храме как «Доме Божьим» ;

Познакомить с устройством храма ;

Воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры ;

Задачи образовательной области в интеграции- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры Предпосылки учебной деятельности : проявляют умение слушать; проявляют интерес к участию в таинствах, участвуют в разговорах во время беседы; отвечают на вопросы педагога; проявляют положительные эмоции во время общения.

Оборудование для педагога :иллюстрации с изображением храмов г . Михайловска и г. Ставрополя. Иллюстрация Храма Христа Спасителя (вывешены в группе ,аудиозапись Пасхального Перезвона.

Оборудование для детей : Листы бумаги,цв. карандаши.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап )

Образовательная область (вид деятельности) (характеристики)

Коммуникативный Беседа о православных храмах правилах поведения в них . Настроить детей на экскурсию в Домовой храм "Свято-Никольского "детского сада. Закрепить знания детей православных храмах и правилах поведения в них .

Воспитатель :

Дорогие ребята,у нас с вами сегодня необычное занятие , мы отправимся с Вами в наш домовой храм . Храм ещё называют Домом Божьим. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей) .Перед началом любого благого дела нужно помолиться. Читаем молитву "Царю Небесный"

Храм - это дом Божий , дом молитвы. Бог Вездесущий,т. е он присутствует везде,он всегда с нами, если мы этого хотим, но в православном храме особенно ,православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью. Первым христианским храмом была та сионская горница, в которой Господь совершил Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями, перед тем, как его распяли на кресте. И все мы, крещенные и живущие в вере православной , можем, подобно апостолам Христовым, в храме духовно соединяться со Христом, причащаться Его Тела и Крови, наследовать жизнь вечную.

Каждый храм строится или во имя каких-то святых событий или во имя какого-то Святого. А наш храм во имя какого святого? Правильно , Святого Николая Чудотворца.

Ребята,а что вы помните о Николае Чудотворце? Давайте поговорим о правилах поведения в храме .

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)

Восприятие

Музыкально-художественный Беседа о правилах поведения в храме .

Чтение стихотворения Игумена Виссариона (Остапенко,загадки о внутреннем убранстве Храма , беседа о внутреннем убранстве храма

Прослушивание аудиозаписи колокольный звон Знакомить с произведениями православных авторов

Развивать слуховое внимание, умение различать звучание колоколов Побуждать детей проявлять желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания о православной культуре .

Побуждать к познанию нового, традиций обычаев Русской Православной Церкви

Для того,чтобы начать разговор о правилах поведения в храме ,я предлагаю Вам прослушать стихотворение батюшки Игумена Виссариона (Остапенко,слушайте :

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони :

Не нужны тебе они.

Со смиреньем, как мытарь,

На святой взирай алтарь,

Где Дух Божий обитает,

Благодатью их питает.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Слушай пение и службу,

Разорви с бесами дружбу,

Козни их не принимай,

Слову Божию внимай.

Душой с Богом примирись,

О всем мире помолись.

И скажу я от души :

Выйти с храма не спеши ,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай .

Не гляди по сторонам -

Не полезно это нам.

Приложись потом к Кресту,

Обещанье дай Христу,

Что исправиться намерен ,

И пребудь обетам верен.

Хоть старушка, хоть девица -

Не посматривай на лица,

Очи в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Время даром не губи,

Службу Божью полюби.

И пока душа в груди,

На молитву приходи.

Понравилось вам стихотворение?

Вы запомнили,как нужно вести себя в храме ?

Мы с вами его обязательно ещё будем повторять,а теперь начнём наше путешествие. Начнем мы с загадки. Послушайте внимательно :

Столик высокий, крышка с наклоном

Чтобы удобней было иконам

Из металла витой

Как называется он?.

(Аналой)

Правильно , аналой. Это место для главной иконы храма , давайте на нее посмотрим. В нашем храме это икона Николая Чудотворца.

Рядом с Аналоем стоит подсвечник,а как вы думаете, для чего он нужен? (Что бы ставить свечи и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться с просьбами).Свеча-это наша жертва Богу.

А сейчас мы познакомимся с вами с самой важной частью храма .

Перед нами иконостас.

Иконостас – такое обозначение рая с изображениями святых и ангелов, которые всегда присутствуют в Храме и молят Бога за людей. Давайте рассмотрим его подробнее. Какие святые вам уже знакомы?

За иконостасом находится самое святое и самое таинственное место в Храме – алтарь . В алтарь могут заходить только священнослужители, мужчины, участвующие в службе.

А чтобы войти в Алтарь нужно пройти через Царские врата.

Ах, какая красота -

Эти Царские врата!

В них невидимо, как встарь,

Сам Христос идет в алтарь!

Через Царские врата к нам незримо выходит Сам Иисус Христос, поэтому люди кланяются Царские врата открываются открываются и закрываются.

Алтарь немного напоминает пещеру, где родился Иисус Христос, а еще Алтарь сравнивают с Царством Небесным, где находится Бог, Святые, Богородица, ангелы и все хорошие люди.

Ребята, кто служит в Храме ? (Священник) . Священник знает всё о храме и умеет правильно обращаться к Богу с молитвами о людях. А как зовут нашего батюшку, который служит в нашем храме ?

Во время службы священник выходит с кадилом. В кадиле уголек и ладан. Вспомните, что волхвы принесли в подарок младенцу Христу? Ладан – это смола дерева. От ладана идет дым с приятным запахом – он обозначает невидимое присутствие Благодати Бога. Священник кадит икону, потом людей, а люди наклоняют голову и невидимый голубок – Святой Дух садится на нее.

Во время литургии священник выносит Святую Чашу, в которой содержится Святая частичка крови и тела Христова. Священник причащает людей и люди причащаясь, становятся лучше и добрей.

Ребята, а какой великий православный праздник приближается? Правильно , Пасха или праздник Воскресения Господне А как традиционно отмечают этот светлый праздник. А почему красят яйца? А вы знаете, что Пасху празднуют ещё 40 дней,а первые 7 дней называют Светлой Седмицей и каждый, прийдя в храм может позвонить в колокола. А теперь выходим из храма и идём в группу . Я хочу чтобы вы послушали пасхальный перезвон. (Включаю аудиозапись) .Какой он радостный или грустный?

Давайте вспомним о чём мы каких священных атрибутах в храме мы говорили .

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)

Игровой Православная викторина Закрепить полученные знания Заинтересовать детей, приобщать к изучению Православной культуры .

Творческо-продуктивный Рисование Изобразить православный храм Развивать воображение, уметь воплощать на свои впечатления об окружающем мире в продуктивной деятельности.

Православная викторина :

1. Когда священник проходит с этим по храму разносится приятный аромат и люди наклоняют голову (Кадило)

2. Место для главной иконы (аналой)

3. Во время причастия священник выносит. (Святую Чашу)

4. самое святое и самое таинственное место в Храме (Алтарь)

5. А чтобы войти в Алтарь нужно пройти через. (Царские врата) .

Молодцы,ребята правильно всё запомнили .

Домашнее задание. Дома с родителями вспомнить,прихожанами какого храма вы являетесь и изобразить этот храм . И как всегда,по завершении любого мероприятия молитва (Достойно Есть) .





gastroguru © 2017