Конспект поздняя осень в средней группе. Конспект нод на тему "поздняя осень"

Конспект комплексного занятия на тему: «Осень» в средней группе



Цели и задачи: уточнить и систематизировать признаки и особенности осени, научить видеть красоту осени. Учить выразительному чтению стихотворений. Закрепление знаний детей о признаках осени. Учить правильно пользоваться кисточками, природным материалом.
Умение работать в коллективе.
Материал : ватман, набор картинок, корзинка, листочки (природный материал), клей, подставка для кисточек, кисточки, тарелочки, салфетки.

Сюрпризный момент (ёжик сидит под деревом и смотрит на нас)
Воспитатель в костюме осени.
Время года отгадай:
Собирают урожай, разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные нивы, тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают, грибники в леса спешат, листья желтые летят. Ежик листья собирает.
Свою норку утепляет.
- о каком времени года говорится в стихотворении?
- о чем говорится в стихотворении?
- что собирают в огороде? В саду? В лесу?
- что происходит с птицами осенью? С животными?
- а какие месяца осени вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- молодцы, ребята!
- многие поэтылюбили писать стихи об осени. Наши дети, тоже знают стихотворения про осень.
Лето миновало
Осень наступила
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое,
Если дождик льется
Это время года осенью завется.
- молодцы! Вы так много знаете об осени. А давайте мы с вами составим осенний пейзаж.
Я буду говорить стихи, а вы кладите картинку.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, богрянный.
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты
(какую картинку можно подобрать?)
Грибочек, грибок
Маслянной бок
Серебрянная ножка
Прыгай в лукошко.
(какую картинку можно подобрать?)
Птицы улетели
Гуси, грачи, журавли.
(какую картинку можно подобрать?)
Дни стали холоднее
Надо одеваться теплее
(какую катринку модно подобрать?)
Посмотрите какой осенний пейзаж у нас получился.
Игра «Правильно- неправильно»
Я вам буду говорить предложения, а вы будете говорить правильно или нет.
Осенью мы ажаем картошку, огурцы (почему?)
Листья осенью облетают. Они разноцветные- желтые, красные, коричневые (правильно)
С юга прилетают птицы зимой(не правильно, почему?)
Молодцы!
Физминутка.
Осень в гости к нам пришла.
Свои краски принесла: желтые и красные,
листочки разные
ветер дунул- раз, два, три,
полетели посмотри.
Покружились и упали
Землю листьями услали.
Ребята! Посмотрите, какие листья упали в мою карзинку.
- давайте мы с вами поиграем, игра называется
«С какого дерева листок»
С рябины- рябиновый,
С тополя- тополевый,
С клена- кленовый,
С березы- березовый.
Молодцы! Всё знаете! А давайте мы нашей осени сделаем «Осенний ковер».
Раз у меня упали в корзинку много листочков, мы сделаем на ковре листопад.
Коллективная аппликация.

Образовательная область: развитие речи

Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая

Тема: Поздняя осень

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;

Задачи: воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей.Обогащать словарный запас. Развитие речи. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Упражнять детей в подборе синонимов (осенью небо серое, хмурое, пасмурное).

Методические приемы:

1. Дети входят, встают полукругом.

Воспитатель:

Ребята, послушайте загадку.

«Природа скинула наряды,

Стоят деревья без листвы,

Седые, плотные туманы,

К нам в этом месяце пришли!

Ответ: Ноябрь

Воспитатель: ребята, а ноябрь – это месяц какого времени года?

Ответ: поздней осени

Воспитатель: - правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - осени. Обратите внимание на картину – «осенний лес» и подумайте, какая она бывает?

Игра «Опиши осень»

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая

Дети садятся на свои места.

На дворе поздняя осень, а как же называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь) - Какие изменения происходят в природе осенью?

Ответы детей: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, дует ветер, солнце светит, но не греет.).

3. Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три! (звучит музыка, дети проходят по группе, на полу лежат осенние листья).

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как вы думаете, что мы можем услышать в осеннем лесу?

Ответы детей: шуршат листья под ногами, хрустят ветки, хрустит лед, дует ветер и т.д.

Воспитатель: Вы ответили правильно, а теперь представим себя листочками.

ФИЗМИНУТКА

«Листочки»

Осенние листочки закружились,

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели,

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Все листочки в воздух он поднял.

Весело они летели,

И на землю сели.

Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Ответы: Улетели в тёплые края

Воспитатель: Почему они от нас улетели?

Ответы: Стало холодно и голодно

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?

Ответы: Перелётные

Воспитатель: Назовите этих птиц?

Ответы: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.

Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Ответы: Зимующие

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Ответы: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери?

Ответы: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.

Игра "Помести птицу в свой дом".

Воспитатель: Ребята, где живут птицы?

Ответы: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т.д.

Воспитатель: Соедините линиями какая птица где живёт, поместите её в свой дом. Дети работают возле доски.

Воспитатель: Ребята, мы зашли в лес и сразу почувствовали, что деревья, птицы притаились и ждут как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может, мы станем ветки ломать и срывать кору, может мы взяли с собой рогатки и будем стрелять в птиц? Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья!

Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать на листах бумаги знаки, которые бы обозначали то, что нельзя делать в лесу.

Дети выполняют работы.

Ольга Александровна Сафонова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Поздняя осень»

Конспект непосредственно -образовательной деятельности

по познавательному развитию в средней группе

по теме : “Поздняя осень” .

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская , творческая, музыкальная.

Цель : дать детям знание о приметах осени , называть отличительные черты поздней осени от “золотой” , сравнивать лето и осень . Вызывать интерес у детей к рисованию способом “print” (печать, наносить краску на листья, окуная их в ванночку с гуашью. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Целевые ориентиры : ребенок интересуется окружающим миром и активно действует с ним, эмоционально вовлечен в действие с предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата.

Материалы и оборудование : сюжетная картина на тему “Поздняя осень ” с изображением того, как люди одеты осенью , что идет дождь, появляются лужи; тонированные альбомные листы для рисования; красивые осенние листья простой формы небольшого размера с крепким и длинным черешком – по количеству детей; неглубокие ванночки или тарелочки с гуашевой краской насыщенного желтого, красного, оранжевого цветов; важные салфетки; клеенки для покрытия стола; листья клена, дуба, березы, вырезанные из бумаги. Диск со спокойной музыкой.

Музыкальное сопровождение : диск с музыкой дождя.

Ход непосредственно -образовательной деятельности.

группе висит картина , звучит спокойная музыка. На полу лежат осенние листья ).

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в лес. Посмотрите какой сейчас лес. (Воспитатель показывает картину осенней природы ) .

Деревья стоят голые без листьев.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Плещеева “Осень наступила…” :

Осень наступила ,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Тучи небо хмурят,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит. (включается музыка)

Ребята, а вы загадки умеете отгадывать? (да)

Отгадайте загадку :

Сентябрь, октябрь, ноябрь,

С дождем и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо!

Когда это бывает? (осенью )

Как называется первый осенний месяц ? (сентябрь)

А второй? (октябрь)

Сейчас уже третий месяц осени . Как он называется? (ноябрь)

На улице тепло или холодно?

Часто ли светит солнце?

Дожди часто идут?

А дожди теплые или холодные?

Травка осенью растет или засыхает ?

Что происходит с листьями на деревьях?

Какую одежду носят люди?

Молодцы ребята, хорошо ответили на вопросы!

А сейчас, ребята, я буду говорить предложения, а вы его закончите :

В октябре было тепло, а сейчас -… (холодно)

В октябре листья начинают падать, сейчас -… (опали)

В октябре птицы начинают улетать, а сейчас -… (все улетели)

В октябре солнце немного грело, а сейчас -… (не греет)

В октябре дожди шли редко, а сейчас -… (часто)

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает -… (первый снег)

Теперь мы будем сравнивать лето и осень . Скажите наоборот :

Летом солнце яркое, а осенью (тусклое)

Летом небо светлое, а осенью (хмурое)

Летом день длинный, а осенью (короткий)

Летом деревья зеленые, а осенью (желтые)

Летом люди одеваются легко, а осенью (тепло)

Летом люди выращивают урожай, а осенью (собирают)

Молодцы, ребята!

А сейчас я буду вам говорить предложения. Вы очень внимательно слушайте, нет ли где ошибки :

В ноябре дети носят легкую одежду. (дети одеваются тепло : куртки, сапоги, шапки, штаны, ботинки и т. д.)

В ноябре набухают почки, распускаются листья. (листья все опали, деревья все почти без листьев и т. д.)

В ноябре солнце сильно греет. (солнце совсем не греет)

В ноябре бывают заморозки и снег. (да бывают)

В ноябре птицы прилетают из теплых краёв. (птицы уже улетели на юг)

Молодцы ребята, все дружно отвечали!

Теперь, ребята, я вам расскажу о поздней осени .

(рассказ воспитателя) :

Поздней осенью становится холодно . Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идет холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

(дети по образцу описывают осень )

А сейчас мы с вами, ребята, выучим стихотворение об осени : (заучивание стихотворения)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Давайте пройдем по лесу.

Рассмотрим, ребята, картину поздней осени , где идет дождь, где изображены люди.

Что изображено на картине?

Какое время года? (осень )

Какая погода?

Во что одеты люди?

Как можно назвать картину? (поздняя осень )

Молодцы ребята.

А теперь мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка.

Утро дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу листья нашли

Наклонялись, собирали (равномерное приседание, наклоны вперед)

По дороге растеряли! (ритмичное разведение рук в стороны)

Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Н. Толстого “Осень” :

Осень . Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Воспитатель берет осенний листок .

Ребята, с какого дерева этот лист? (березы)

Какого цвета у березы листья осенью ? (желтые)

Его я окуну в краску желтого цвета. (воспитатель ставит отпечаток на бумаге)

С какого дерева этот лист? (с клена)

Какого цвета у клена листья осенью ? (оранжевые, красные)

Я беру листок клена за черешок и окунаю его в красную краску

Вынимаю листок из ванночки и аккуратно прикладываю к бумаге.

Получается очень красиво.

Теперь выбирайте листья по своему желанию и начинайте рисовать (печатать)

Дети самостоятельно рисуют. По окончанию воспитатель анализирует рисунки детей.

Рефлексия :

Ребята, посмотрите, как стало красиво у нас в группе . Как будто к нам в гости пришла осень . Давайте соберем все наши листья в букет и поиграем с ними. (дети подбрасывают листья вверх и снова их собирают) .

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Божья коровка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в 1 младшей группе. Тема: «Божья коровка»(1 мл. гр.).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Цели: Показать какую роль в жизни человека играют камни с давних времен. Закрепить знания об истории. Формировать эстетическое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. (Познавательно-исследовательская деятельность) Тема: «В лес осенний.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Департамент образования Администрации города Ноябрьска МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Приключения Колобка» Программное содержание: Развивать мышление, восприятие, логику, память, речь. Развивать умение следовать определенным правилам при решении.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни людей и растений; Познакомить с некоторыми свойствами воды: не имеет цвет, без запаха,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Помогите коту Леопольду» Программное содержание: Учить детей складывать квадрат в разных направлениях, четко совмещать стороны и углы; продолжать учить вырезать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Поезд» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию во 2 младшей группе на тему: «Поезд» Виды детской деятельности:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Поздняя осень» для детей подготовительной группы Поздняя осень. Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Вода и её свойства» План – конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Библиотека изображений:

Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей в бумагопластике.

Задачи:

  • Развивать творческие способности в создании птиц.
  • Вовлекать детей в коллективные формы изодеятельности.
  • Учить согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.
  • Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
  • Обогащать и активизировать словарь детей: пегая кобыла, холод вещает, телега, грудень, полузимник, зимники.
  • Развивать фантазию, эстетический вкус, чувство ритма, аккуратность.
  • Воспитывать положительное отношение к осени.

Связь с др.разделами : Ознакомление с окружающим, естественно-научн. представления, МУЗО, развитие речи.

Словарная работа: Грудень, полузимник, листопад; птицы-зимники.

Методические приемы: Вопросы к детям, рассматривание иллюстраций и репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»,прослушивание грамзаписи «Осень» А.Вивальди, П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»,чтение стихов и пословиц.

Предварительная работа : Наблюдения за изменениями в природе на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц и осенних пейзажей, заучивание стихотворений, Дид. игра «Десять птичек-стайка». Слушание грамзаписи «Птицы в лесу».

Литература: О.А.Скоролупова « Осень», Е.К.Брыкина «Творчество детей в работе с разным материалом», Е.Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое».

Ход занятия

Ребята, сегодня утром мне передали письмо. Оказывается, его нам написал лесовичок. Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите, прочтём его вместе.

Чтение письма. (Лесовичок не может понять, какое сейчас время года? На деревьях ещё есть разноцветные листья - это осень, а на земле снег- это зима. Лесовичок просит помочь ребят во всём разобраться).

Ну что, ребята, давайте попробуем помочь лесовичку. Сейчас я покажу вам его рисунки, они помогут определить тему нашего занятия. Но, почему-то они все разрезаны? Ребята, лесовичок решил с вами поиграть. Я попрошу вас подойти и взять по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Распределить ребят на команды по цветам «рубашек». Предложить составить из частей целое изображение.

Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Что у вас получилось? Правильно, осень и зимующие птицы. Если мы эти картинки соединим, то какая получится тема занятия? Да, ребята, мы будем говорить о поздней осени.

Какие осенние месяцы вы знаете?

Сейчас у нас какой идёт месяц?

Что вы можете сказать об этом месяце?

(Правильно - это холодный месяц, можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь- это самое тёмное время года.)

Мы с вами говорили, что люди в старину этот месяц называли по другому. А как? (Грудень, листопад, полузимник). Почему они его так называли? (Эти названия отражают признаки погоды. Грудень-это от груд замёрзшей земли)

Раньше люди наблюдали за изменениями в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц. Какие поговорки и пословицы вы знаете?

  • Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
  • Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.
  • Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.
  • Синица к избе, зима на дворе.
  • Синица пищит, зиму и холод вещает.
  • Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны.

Назовите мне, пожалуйста, признаки поздней осени.

  • Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом. Прилетают зимующие птицы.

Назовите мне птиц-зимников:

  • Свиристель, щегол, сова, клёст, дятел, воробей, ворона, синица, снегирь, сойки, чечётки…

А кто знает загадки про зимующих птиц? (Дети друг другу загадывают загадки и отгадывают их. ) А теперь отгадайте мою загадку:

«Немного зинька ест и пьёт,
а весело живёт». (Синица ).

Давайте, вспомним стихи про эту птичку.

  • «Синичка-воробью сестричка».
  • «Скачет шустрая синичка…»

А сейчас мы превратимся в птичек-Синичкиных подружек.

Пальчиковая игра «Десять птичек-стайка».

Весёлые получились у нас птички. Мы сделаем для лесовичка синичек и отправим их в лес. Садитесь за рабочие столы.

Посмотрите внимательно на синичку. Вспомните все части тела.

Подумайте, какой они формы? Найдите квадрат бумаги нужного вам цвета (с одной стороны - жёлтого, с другой - синего). Методом оригами складываем птицу. (Можно сделать снегиря. Завернуть в квадрат гофрированной бумаги кусочек ваты и концы завязать нитью. Приклеить клюв и крылья - ваша птица готова). В конце занятия полюбоваться птичками.

Вечером мы вместе напишем письмо лесовичку и отправим ему этих красивых птичек.

Литература

  1. Под редакцией Л.А.Парамоновой Программа « Истоки»,
  2. Л.А.Парамонова- «Бумагопластика» .
  3. Журнал «Обруч» № 6, 2000г.
  4. «Обруч» №2, 1997г.
  5. О.А.Скоролупова « Занятия по теме «Осень».
  6. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина «1000 Загадок»
  7. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в средней группе на тему "Осень"

Выполнила : Данилова Олеся Викторовна

Должность: воспитатель

Санкт -Петербург 2013 год

Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об измерениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Оборудование : картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, осенние листья.
Ход занятия:
1. Беседа по теме:
Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени. - После, какого времени года наступает осень? - Назовите осенние месяцы. - Какая сейчас осень ранняя или поздняя? - Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц? - Какую одежду и обувь носят осенью? Почему? - Какая погода бывает осенью, если идёт дождь - дождливая, дует ветер-ветреная, на улице холодно-холодная, пасмурно-пасмурная, сыро, солнечно, ясно? - Какие деревья растут в лесу? (дубы, берёзы, осины, клёны)
2. Игра «Исправь ошибки» (сюрпризный момент, приходит заяц, задаёт вопросы) - Осенние месяцы - февраль, июнь, март? (нет) - Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь? (да) - Осенью погода ясная, солнечная, тёплая? (да) - Когда бывает такая погода: в начале или конце осени? (в начале) - А теперь скажите, какое из двух предложений правильное: «Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии» или «Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги». - Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?
Зайка хвалит детей и показывает письмо.
3. Дидактическая игра.
Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка). - Как готовятся к зиме осенью эти звери? - Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски). - Для чего звери делают запасы на зиму? - Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые).
Зайка хвалит детей и уходит.
4. Физкультминутка.
ЛИСТИКИ.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Присели на корточки)
Дунул ветер – полетели. (побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (встали)
Закружились, полетели. (покружились, побежали)
И на землю снова сели. (присели)
5. Дидактическая игра.
Ребята я принесла вам листики - С каких деревьев сорвал их ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы) - Если у дуба листья дубовые, то у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины).
6. Итог занятия. - О чём мы сегодня с вами говорили? - Что вы узнали об осени? - Кто приходил к нам в гости? - Во что вы сегодня играли?
gastroguru © 2017