Конспект логопедического занятия на тему: «Составление распространенных предложений. Конспект занятия по обучению грамоте «Составление предложений с помощью моделирования Конспект составление предложений с заданным количеством слов

Тураева К.А., учитель-логопед.

Тема: Речь. Предложение. Слово. Закрепление.

Цель: закрепить знания учащихся по теме.

Образовательные:

закрепить знания учащихся по теме “Речь. Предложение. Слово”.

Развивающие:

  1. развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
  2. развивать умение отвечать полным предложением.
  3. развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность, дифференцировать на слух набор слов и предложения.
  4. активизировать умение различать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию;
  5. работать над совершенствованием интонационной стороны речи;
  6. развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.

Оборудование: зеркала; индивидуальные сюжетные картинки; цифры 3, 5, 6 у каждого ребенка; индивидуальные полоски для составления схем предложений; индивидуальные карточки с точкой; поощрительные наклейки.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Логопед приветствует детей, раздает зеркала. Уточняет назначение зеркал.

  3. Артикуляционная гимнастика (3 мин).
  4. Упражнения подобраны в соответствии с фонетическими нарушениями группы (у большинства нарушен звук [р]).

    Упражнения для губ:

    “Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).

    Упражнения для язычка:

    “Почистим верхние зубки”, “Парус”, “Маляр”, “Грибок”.

    Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

  5. Основная часть (8 мин).
  6. А) Беседа на повторение.

    А теперь отложим зеркала.

    Дети убирают зеркала на край парты.

    Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

    Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

    Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

    Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

    Какие знаки могут стоять в конце предложения? /В конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак/.

    Когда мы ставим вопросительный знак в конце предложения? /Когда спрашиваем/.

    А восклицательный знак когда ставим? /Когда радуемся/.

    Б) Членение рассказа на предложения.

    Логопед раздает детям карточки с точкой.

    Логопед читает рассказ без пауз.

    Была глубокая осень. Лес выглядел хмурым и неприветливым. Почти каждый день шел дождь. Низкие тучи ползли над вершинами деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.

    Вам понравился рассказ? Вам всё было понятно? Я хорошо его читала? /Нет/.

    А что было неправильно? Что я делала не так? /Не было пауз/.

    Да. А теперь вы внимательно послушайте рассказ ещё раз и в конце каждого предложения поднимите точку. Понятно задание? /Да/.

    Как мы определим конец предложения на слух? К чему мы будем прислушиваться? /Будет пауза и голос понизится/.

    Хорошо. Слушаем внимательно и поднимаем точку в конце каждого предложения.

    Логопед читает рассказ.

    Дети выполняют задание.

    Логопед раздает детям карточки с цифрами.

    Молодцы. А никто не посчитал, сколько предложений в рассказе? /Нет/.

    Тогда я ещё раз прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений и покажите цифру.

    Повторное прочтение рассказа.

    Дети показывают цифру, обозначающую число предложений в рассказе.

    Что мы слушали сейчас с вами? /Мы слушали рассказ/.

    А о чем был этот рассказ? /Об осени./

    Правильно. А что обязательно есть у каждого рассказа, а у нашего нет? /Заглавие/.

    Давайте вместе придумаем ему название. /Осень/.

    Хорошо. Молодцы. Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений/.

    Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

    Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

    Как определить границы предложения? /Будет пауза и голос понизится/.

  7. Пальчиковая гимнастика (2 мин).
  8. А теперь давайте отдохнем и потренируем наши пальчики!

    “Крючки”, “Кулачки”, “Стряхнули капельки водички”, “Пальчики здороваются”, “Ёжик”, “Замок”.

  9. Основная часть (продолжение) (11 мин).
  10. В) Загадка. Работа в тетради. Составление схем.

    1. – Хорошо, молодцы! Откроем тетради, но ничего пока писать в них не будем!

    Прослушайте и отгадайте загадку.

    Листья желтые летят.

    Под ногами шелестят.

    Солнце уж не припекает.

    Когда все это бывает? /Осенью/

    2. – Теперь прослушайте ещё раз и запомните первое предложение.

    Логопед читает загадку.

    Кто запомнил? /Листья желтые летят/.

    Да, начертим схему к этому предложению.

    Дети чертят схему в тетрадях, логопед – на доске.

    С чего начинаем чертить? /С уголка/.

    Что значит уголок? /Начало предложения, пишем с заглавной буквы/.

    Как мы отделяем слова в предложении? /Мы отделяем слова пробелом/.

    Сколько слов в предложении? /В предложении три слова/.

    Да, как пишутся слова в предложении? /Слова в предложении пишутся раздельно/.

    Правильно. Поэтому мы как их будем чертить на схеме? /Будем чертить через пробел/.

    Что означает точка? /Точка означает конец предложения/.

    А стрелочка? / Стрелочка показывает понижение голоса/.

    Хорошо. А какое будет первое слово в предложении? /Листья/.

    А последнее слово какое? /Летят/.

    А второе слово? /Желтые/.

    3. Самостоятельная работа.

    Молодцы. Я ещё раз читаю загадку, а вы запомните теперь второе предложение.

    Логопед читает загадку.

    Кто запомнил? /Под ногами шелестят/.

    Хорошо, а теперь самостоятельно начертите схему этого предложения.

    Дети выполняют задание.

    4. – Послушайте четвертое предложение. Как оно звучит? /С вопросом/.

    Да. А теперь каждый по очереди скажите это предложение. /Когда всё это бывает?/.

    Я спрашиваю? /Да/.

    Какой знак поставим в конце? /Поставим вопросительный знак/.

    Начертите схему этого предложения.

    Дети чертят схему самостоятельно.

    А теперь давайте скажем это же предложение так, чтобы наш голос понизился, чтобы оно стало повествовательным. /Когда всё это бывает/.

  11. Физминутка (2 мин).

А теперь немножко отдохнем. Встали все.

Игра “Если слово – хлопнем, если предложение – топнем”.

Если услышите слово – хлопните, а если предложение – топните.

День. Пошел мелкий дождь. Месяц. Осень. Мы идем гулять. Светит солнышко. Грибы. Ты любишь осень? Я люблю лето. Лист. Какая хорошая погода! Тучи. На небе появилось много туч.

Присаживаемся. А как вы определили, где слово, а где предложение? /В предложении много слов/.

7. Основная часть (продолжение) (11 мин).

Г) Дид.игра “Это предложение?”

Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Оно красиво звучит? /Нет/.

А сделайте так, чтобы оно красиво звучало.
Мальчик, открыть, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Петя, купить, шар, красный, мама.

Девочка, положить, книга, стол, на.

Дети верно составляют предложения.

Ребята, а почему то, что я называла, нельзя назвать предложением? /Там слова не связаны по смыслу, не порядку/.

Д) Работа с индивидуальными картинками.

Логопед раздает детям картинки и полоски для составления схем предложений.

Мальчики играют.

Девочка стеллит постель.

Медведь чистит ботинки.

Мальчик одевает носки.

Мальчики ловят рыбу.

Девочка пьет чай.

Рыба плавает.

Дети читают книгу.

Птицы клюют зерно.

Кабан ест банан.

Ребята, вам нужно составить предложение по картинке и выложить из полосочек схему этого предложения.

Как мы обозначаем начало предложения? /Начало обозначаем уголочком/.

А что ставим в конце предложения? /В конце предложения ставим точку/.

Дети придумывают предложение и выкладывают его схему из полосок.

Хорошо. Что мы составляли? /Мы составляли предложения/.

Что выкладывали? /Мы выкладывали схемы/.

Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

Е) Дидактическая игра “Составь предложение”.

А теперь придумайте предложение, в котором 2 слова.

Дети придумывают предложения.

  1. Итог занятия (2 мин).

Чем мы занимались сегодня на занятии?

Что мы вспомнили сегодня на занятии?

Что Вам понравилось на занятии?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося и раздает поощрительные наклейки.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 3»
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими
интеллектуальные нарушения, 5 класс
Тема занятия: «Составление предложений разными способами»
Цель занятия: закреплять умение правильно строить предложения.
Задачи занятия:
Обучающие:
 Обобщить знания о «предложении»;
 Закреплять навык составления предложений по вопросам с опорой на
картинку;
 Закреплять навык составления предложений путем перестановки слов;
 Закреплять умение правильно записывать предложение.
Коррекционно­развивающие:
 Развивать грамматически правильную речь детей (умение согласовывать слова
разных частей речи);
 Формировать навыки языкового анализа и синтеза;
 Развивать умение анализировать предложение (определять количество слов в
предложении, определять последовательность слов);
 Развивать навык чтения;
 Расширять активный и пассивный словарь по теме «Весна»;
 Развивать логическое мышление;
 Развивать слуховое восприятие;
 Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:

 Воспитывать умение слушать учителя­логопеда и действовать в соответствии
с инструкцией;
 Воспитывать умение действовать в группе;
 Воспитывать интерес к занятию;
 Воспитывать доброжелательные отношения между учениками во время урока.
Формируемые базовые учебные действия:
Познавательные:
­ делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале;
­ читать; писать;
­ работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, предъявленных на бумажных
носителях).
Коммуникативные

:
­ вступать в контакт и работать в коллективе;
­ обращаться за помощью и принимать помощь;
­ слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности.
Регулятивные:
­ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
­ адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из­за парты и т. д.);
­ принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
­ активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
­ соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных

критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Личностные:
­ осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
­ положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
­ самостоятельность в выполнении учебных заданий,
договоренностей;
поручений,
­ понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах на уроке.
Оборудование: схемы предложений, сюжетные картинками по теме «Весна»,
картинка с изображением подснежника, карточки с заданиями, фасоль.
Этап занятия
Действия учителя
Деятельность
учащихся
1.Организационный
этап
2.Актуализация
знаний
Добрый день! Садитесь на
места. Скажите, какое сейчас
время года? Давайте еще раз
вспомним и назовем признаки
прихода
Какие
изменения произошли
в
природе?
А теперь вспомним, о чем мы
говорили на предыдущих
занятиях? Что делали?
весны.

Что такое предложение? Из чего
оно состоит? Вспомним правило
написания предложения.

Дети
называют
признаки весны,
изменения
в
природе.

отвечают

Дети
(составляли
предложения,
определяли
количество слов).

на
Отвечают
вопросы.
Вспоминают
правило написания
предложения
(Первое слово
пишется с большой
буквы,
в конце
предложения

ставится точка)
Дети составляют
предложение по
картинке,
выкладывая схему
предложения на
парте,
соответственно
количеству слов.
Затем
каждый
зачитывает свое
предложение,
указывает сколько
в нем слов.
Один записывает
предложение
на
доске, остальные в
тетради, применяя
правило написания
предложения.
Затем
второй
ученик записывает
предложение на
доске, остальные в
тетради.

3. Постановка цели и
задач урока.
4.Повторение,
обобщение
пройденного
материала

Сегодня мы будем продолжать
составлять
предложения
разными способами, определять
количество слов в предложении,
правильно
записывать
предложения. Так как наступила
весна,
предложения будем
составлять на тему «Весна».
1. Начнем с того, что составим
предложение по
вопросам с использованием
картинки (раздаю каждому свою
картинку).
Подхожу к каждому, наблюдаю,
помощь
оказываю
при
составлении,
определении

количества слов.

Карточки
(выдаются
картинками):

вместе
вопросами
с

1. Кто? Что сделали? Где?
Что?
2. Кто? Что делают? Какие?
Что?
3. Кто? Что сделали? что?
4. Где? Кто? Что делают?
Что?
5. Кто? Что сделали? Какие?
Что?
Предложения:
Дети повесили на дереве
скворечник.
Ребята пускают бумажные
кораблики.
Ученики
скворечник.
На участке дети сажают
деревья.
Девочки нашли первые цветы.
Давайте
предложения.
смастерили
запишем

Дети читают по
очереди каждый
свое предложение,
затем называют его
правильно,
выкладывают схему
на столе.
2. Теперь поиграем в игру
«Найди ошибки». Я прочитаю
вам предложения, подумайте,
как нужно переставить слова.
Скажите предложение верно.

зачитываю
Каждому
предложения,
где нарушена
логическая последовательность
слов.
Шустрые крошки клюют
воробьев.
По ручьям бегут быстрые
улицы.
С сосулек капает крыша.
Страны возвращаются из
теплых птиц.
На почках появляются первые
деревья.
Если необходимо, оказываю
в
помощь
составлении
предложения,
выкладывании
схем.

Физкультминутка
Ребята,
3.
мы с вами
вспоминали, что сейчас тает
снег и по дорожкам текут ручьи,
и можно пускать кораблики.
Давайте соберем кораблик из
фасоли.
4. Чтобы выполнить следующее
задание, нужно разделиться на 2
команды.
Каждой команде раздаю слова
на карточках, из которых нужно
сложить предложение.
На пригорках зацветают
первые цветы.
Над полями раздаётся
жужжание первых жучков.
Дети выкладывают
кораблик
из
фасоли.

его,
Каждая команда
составляет свое
предложение.
Зачитывает
называет
количество слов в
предложении. Один
из учеников первой
команды

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР

Тема: Речь. Предложение. Слово. Закрепление.

Цель: закрепить знания учащихся по теме.

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания учащихся по теме «Речь. Предложение. Слово».

Развивающие:

    развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

    развивать умение отвечать полным предложением.

    развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность, дифференцировать на слух набор слов и предложения.

    активизировать умение различать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию;

    работать над совершенствованием интонационной стороны речи;

    развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.

Оборудование: зеркала; индивидуальные сюжетные картинки; цифры 3, 5, 6 у каждого ребенка; индивидуальные полоски для составления схем предложений; индивидуальные карточки с точкой; поощрительные наклейки.

Ход занятия

    Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей. Уточняет назначение зеркал.

    Артикуляционная гимнастика (3 мин).

Упражнения подобраны в соответствии с фонетическими нарушениями группы (у большинства нарушен звук [р]).

Упражнения для губ:

«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).

Упражнения для язычка:

«Почистим верхние зубки», «Парус», «Маляр», «Грибок».

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

    Основная часть (8 мин).

А) Беседа на повторение.

Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

Какие знаки могут стоять в конце предложения? /В конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак/.

Когда мы ставим вопросительный знак в конце предложения? /Когда спрашиваем/.

А восклицательный знак когда ставим? /Когда радуемся/.

Б) Членение рассказа на предложения.

Логопед раздает детям карточки с точкой.

Логопед читает рассказ без пауз.

Была глубокая осень. Лес выглядел хмурым и неприветливым. Почти каждый день шел дождь. Низкие тучи ползли над вершинами деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.

Вам понравился рассказ? Вам всё было понятно? Я хорошо его читала? /Нет/.

А что было неправильно? Что я делала не так? /Не было пауз/.

Да. А теперь вы внимательно послушайте рассказ ещё раз и в конце каждого предложения поднимите точку. Понятно задание? /Да/.

Как мы определим конец предложения на слух? К чему мы будем прислушиваться? /Будет пауза и голос понизится/.

Хорошо. Слушаем внимательно и поднимаем точку в конце каждого предложения.

Логопед читает рассказ.

Дети выполняют задание.

Логопед раздает детям карточки с цифрами.

Молодцы. А никто не посчитал, сколько предложений в рассказе? /Нет/.

Тогда я ещё раз прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений и покажите цифру.

Повторное прочтение рассказа.

Дети показывают цифру, обозначающую число предложений в рассказе.

Что мы слушали сейчас с вами? /Мы слушали рассказ/.

А о чем был этот рассказ? /Об осени./

Правильно. А что обязательно есть у каждого рассказа, а у нашего нет? /Заглавие/.

Давайте вместе придумаем ему название. /Осень/.

Хорошо. Молодцы. Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений/.

Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

Как определить границы предложения? /Будет пауза и голос понизится/.

    Пальчиковая гимнастика (2 мин).

А теперь давайте отдохнем и потренируем наши пальчики!

«Крючки», «Кулачки», «Стряхнули капельки водички», «Пальчики здороваются», «Ёжик», «Замок».

    Основная часть (продолжение) (11 мин).

В) Загадка. Работа в тетради. Составление схем.

1. – Хорошо, молодцы! Откроем тетради, но ничего пока писать в них не будем!

Прослушайте и отгадайте загадку.

Листья желтые летят.

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? /Осенью/

2. – Теперь прослушайте ещё раз и запомните первое предложение.

Логопед читает загадку.

Кто запомнил? /Листья желтые летят/.

Да, начертим схему к этому предложению.

Дети чертят схему в тетрадях, логопед – на доске.

С чего начинаем чертить? /С уголка/.

Что значит уголок? /Начало предложения, пишем с заглавной буквы/.

Как мы отделяем слова в предложении? /Мы отделяем слова пробелом/.

Сколько слов в предложении? /В предложении три слова/.

Да, как пишутся слова в предложении? /Слова в предложении пишутся раздельно/.

Правильно. Поэтому мы как их будем чертить на схеме? /Будем чертить через пробел/.

Что означает точка? /Точка означает конец предложения/.

А стрелочка? / Стрелочка показывает понижение голоса/.

Хорошо. А какое будет первое слово в предложении? /Листья/.

А последнее слово какое? /Летят/.

А второе слово? /Желтые/.

3. Самостоятельная работа.

Молодцы. Я ещё раз читаю загадку, а вы запомните теперь второе предложение.

Логопед читает загадку.

Кто запомнил? /Под ногами шелестят/.

Хорошо, а теперь самостоятельно начертите схему этого предложения.

Дети выполняют задание.

4. – Послушайте четвертое предложение. Как оно звучит? /С вопросом/.

Да. А теперь каждый по очереди скажите это предложение. /Когда всё это бывает?/.

Я спрашиваю? /Да/.

Какой знак поставим в конце? /Поставим вопросительный знак/.

Начертите схему этого предложения.

Дети чертят схему самостоятельно.

А теперь давайте скажем это же предложение так, чтобы наш голос понизился, чтобы оно стало повествовательным. /Когда всё это бывает/.

    Физминутка (2 мин).

А теперь немножко отдохнем. Встали все.

Игра «Если слово – хлопнем, если предложение – топнем».

Если услышите слово – хлопните, а если предложение – топните.

День. Пошел мелкий дождь. Месяц. Осень. Мы идем гулять. Светит солнышко. Грибы. Ты любишь осень? Я люблю лето. Лист. Какая хорошая погода! Тучи. На небе появилось много туч.

Присаживаемся. А как вы определили, где слово, а где предложение? /В предложении много слов/.

7. Основная часть (продолжение) (11 мин).

Г) Дид.игра «Это предложение?»

- Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Оно красиво звучит? /Нет/.

А сделайте так, чтобы оно красиво звучало.
Мальчик, открыть, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Петя, купить, шар, красный, мама.

Девочка, положить, книга, стол, на.

Дети верно составляют предложения.

Ребята, а почему то, что я называла, нельзя назвать предложением? /Там слова не связаны по смыслу, не порядку/.

Д) Дидактическая игра «Составь предложение».

А теперь придумайте предложение, в котором 2 слова.

Дети придумывают предложения.

    Итог занятия (2 мин).

Чем мы занимались сегодня на занятии?

Что мы вспомнили сегодня на занятии?

Что Вам понравилось на занятии?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося и раздает поощрительные наклейки.

Цели урока:

  • формировать умение составлять полные ответы на вопросы, соблюдая правильный порядок слов;
  • совершенствовать навыки языкового анализа;
  • расширять знания детей о птицах;
  • развивать понимание и использование в речи предлогов.

Оборудование: мультимедийная установка, приложение 1, карточки с текстом “Ворона”.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Орг. момент. (Слайд 2.)

– Посмотрите, какие фотографии я недавно получила. Что на них изображено? (грудка, лапы, хвост, крыло, голова.)

– Как все эти слова можно объединить? (Это части тела)

– Чьи это части тела? (Это части тела птиц)

– Можете ли вы по данным фрагментам угадать названия птиц? Назовите, кого узнали.

2. Запись числа и темы урока.

3. Основная часть.

Игра “Полный ответ”. (Слайд 3.) На экране появляются изображения птиц.

(Сорока, синица, дятел, грач, ласточка, скворец, кукушка.).

– Назовите картинки. Как одним слово сказать, кто изображен на картинках?

– Дайте правильный, полный ответ на мой вопрос. Посчитайте количество слов в предложении.

– Какие птицы зимуют в наших краях?

– Какие птицы улетают зимовать в тёплые края?

– На какое дерево садится ворона после дождя?

– Какая птица подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц?

– Какую птицу называют лесным доктором.

– Каким был ваш ответ? Объясните почему?

4. Физминутка.

Лебеди летели
И на воду сели,
Сели-посидели
И снова полетели.

– Словарная работа. (Слайд 4.)

– Отгадайте загадку:

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Зовут ее …(ворона)

– Подберите родственные слова к слову ворона (ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, проворонить…), запишите слова, выделите корень

Работа со скороговоркой.

ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЕНКА.

– Прочитайте. Почему трудно понять. Что нужно сделать, чтобы стало понятнее. Запишите предложение правильно. Повторите скороговорку в быстром темпе. (спросить 2-х, 3-х учеников).

Работа с текстом “Ворона”. (Слайд 5.)

– Прочитайте текст:

Ворона

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и черные.

Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ.

(Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.)

– Сколько слов в этом предложении?

– Каким был ваш ответ: полным или кратким?

Запись предложения в тетрадь, комментированное письмо.

Где живут вороны? Работа с предложением аналогичная. (Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях .)

5. Работа с предлогами.

(Слайд 6, 7.)

Отгадайте загадку: На шесте дворец,

Во дворце певец,
А зовут его …(скворец)

Скворец сидит на скворечнике.

Скворец вылетел в скворечник.

– Рассмотрите внимательно картинки. Прочтите предложения к ним и исправьте допущенные ошибки. Запишите предложения в тетрадь.

6. Итог урока.

– Что вы делали сегодня на уроке?

– Какими были ваши ответы?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3, 2/ Н.Э.Теремкова – М.: издательство “ГНОМ и Д”, 2008.

Логопедическое занятие в 1 классе

Тема логопедического занятия :

«Составление предложений из отдельных слов, данных в беспорядке»

Посмотрели мы налево, посмотрели мы направо.

Опустили глазки вниз. А теперь подняли вверх.

Посмотрели друг на друга…..за работу принялись!

1.- Я тебе читаю четверостишие, а ты по описанию догадайся, о какой букве идёт речь и найди эту букву на столе:

Буква очень важная, воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут. Как будто нет важнее тут. / В

Буква эта как книжная полка…..кричит всем вдогонку:

Друзья, не спешите, вы книги на полку ко мне положите…»/ Е

В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб.

И поэтому с небес нам светила буква …/ С

У меня про эту букву вдруг сложилась песенка:

ННННННН-получилась песенка / Н

Всем известна буква…, буква очень славная.

Да к тому же эта буква в алфавите главная/ А

- Какое слово можно составить из этих букв? / ВЕСНА

Сегодня мы поговорим о весне, выполним интересные задания с буквами и словами.

2. Характеристика звуков. Положи цветные камушки-фишки на соответствующие буквы и объясни, почему ты так положил.

Сколько букв, звуков в этом слове? Сколько слогов? На какой вопрос отвечает это слово, кто или что, почему?

3. Игра на слуховое внимание «Погреми…»

А сейчас мы поиграем, я тебе буду называть слова, если слово подходит к описанию весны, ты погремишь погремушкой, если нет - отдыхаешь: ласковая, тёплая, хмурая, солнечная, морозная, тёмная, шумная, говорливая, журчащая, голосистая, скучливая, пасмурная, снежная.

Одна из примет весны, это возвращение птиц в родные дома. И я предлагаю тебе построить скворечник. А кто будет в нём жить? (скворец)

4. Задание на развитие мелкой моторики: «Строим скворечник»

Строить скворечник будем из цветных крышек: большим пальцем и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Физ.мин. «Птички»

5. Словесная игра «Я, ты, мы, вы, они» - изменение предложения с добавлением местоимения:

Я строю скворечник. Ты строишь скворечник…….

А сейчас скажи наоборот, с передачей мяча:

Зимой снег чистый, а весной он - ….. грязный.

Зимой дни холодные, а весной - …….. тёплые.

Зимой солнце тусклое, а весной – ……. яркое.

Зимой погода часто пасмурная, а весной - …….. солнечная.

6. Динамическая пауза. Коррекция зрения «Птички» /на компьютере.

7. Работа над предложением: «Составь из предложенных слов предложение».

Во мне есть много разных слов. Ты разобраться в них готов?

Рассказ читаешь или стих, я обязательно есть в них!

Но перепутав все слова, понять не сможешь ты меня.

Подул сильный, порывистый, весенний ветер и перепутал все слова.

(Наступила, ранняя, тёплая, весна, долгожданная.

Гнёзда , вьют, птенцов, и, птицы, высиживать)

Б) Составить схему предложения (магнитные полоски).

В) Найти главные члены, определить, на какие вопросы они отвечают, поставить соответствующие символы (м.р, ж.р, слово-действие + подчеркнуть 2 палочками, слово-признак)

8. -А сейчас минутка чистописания: дописать буквы в словах составленного тобой предложения. Прочитать предложение (напечатанного на карточке)

Какие задания на уроке были тебе интересны, а какие затруднительны?

Это тебе сюрприз от скворца в благодарность за построенный скворечник. Спасибо за занятие.

На__туп__ла до__гож__анная ве__на.

Пт__цы вьют гнёз__а и высиж__вают __тенцов.

П__иле__аю__ перелётны__ п__ицы.

С гор побе__али гово__ливы__ руч__йк__.

gastroguru © 2017