История лютеранства. Что такое лютеранство? Лютеранская церковь определение

ЧТО ТАКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО?

Многие, наверное, слышали, это слово - "лютеранство" - и знают, что это вероисповедание является традиционным для скандинавских народов, одним из основных вероисповеданий Германии и распространено также в других странах. Кто-то из россиян, возможно, знаком с духовными традициями российских немцев и финнов и знают, что и здесь в России лютеранство имеет давнюю историю - более 400 лет (см. также наш очерк " Лютеранство в России "). В России всегда пользовалась уважением благотворительная деятельность лютеран, их служение милосердия. Известно, что в России лютеране создавали и финансировали большое число самых разных благотворительных и просветительских учреждений и обществ: благотворительные кассы, школы для бедных детей и сирот, евангелические об-ва помощи бедным, учебные заведения для глухонемых и слепых, больницы и т. п. <…>.

Но что это такое - лютеранство? Многие люди задают этот вопрос на фоне сегодняшнего многообразия христианских вероисповеданий и подчас не всегда могут найти достаточно материалов по этой теме. Этот краткий историко-богословский очерк публикуется в надежде, что он поможет всем интересующимся данным вопросом пополнить свои знания об этом вероисповедании.
Лютеране - это христианская церковь, одно из главных христианских вероисповеданий, существующих в мире. Как и все христиане, лютеране веруют в Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Лютеране признают все канонические книги Библии (Ветхий и Новый Завет) Словом Божьим, написанным святыми людьми под воздействием Святого Духа. Это Священное Писание является для лютеран высшим авторитетом, единственным источником вероучения и лучшим учебником христианской жизни.

Может сразу возникнуть вопрос, откуда эта христианская церковь берет такое название, "лютеранская" ? Это название происходит от фамилии Лютер. Мартин Лютер (1483-1546 гг.), монах Римско-католической церкви, доктор богословия Виттенбергского университета в Германии, при внимательном изучении Библии смог увидеть в Слове Божьем некоторые ключевые истины, которые были хорошо известны древнехристианской церкви, но со временем в силу разных обстоятельств развития церкви на Западе были оставлены без внимания и почти забыты. Лютер, а также другие богословы начали возрождение авторитета этих божественных истин, возрождение подлинно библейского учения о вере и христианской жизни. Это событие известно в истории как Реформация церкви в XVI веке, в ходе которой многие христиане в Германии, а впоследствии и во многих других странах, получили возможность восстановить истины божественного откровения и освободиться от некоторых злоупотреблений, бытовавших в Западной церкви в те времена. Их оппоненты дали им прозвище "лютеране", по имени виднейшего из реформаторов. Первоначально насмешливое, это название со временем было воспринято многими последователями Реформации и существует по сей день. Одна из двух государственных церквей Германии, а также государственные церкви во всех скандинавских странах являются церквями лютеранского вероисповедания.

Во что же веруют лютеране? Как уже было сказано выше, лютеране веруют в Троицу, т. е. единого Бога в трех ипостасях: в Отца, Сына и Святого Духа. Как и все христиане, лютеране верят согласно Библии, что Бог Отец является Творцом всего мира и всего, что в мире, в том числе и человека, высшего из всех творений, которого Он сотворил "по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1:27). Человек находился в присутствии Божьем, был свят, праведен и безгрешен и обладал вечной жизнью, но в результате грехопадения образ Божий в человеке исказился, человек отдалился от Бога, стал грешен и согласно праведному закону Божьему должен был умереть, "ибо возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23). После грехопадения первого человека никто из людей живших на земле, уже не мог исполнить праведного Закона Божьего так, как того желает Бог, "потому что все согрешили, и лишены славы Божией" (Рим. 3:23).
Лютеране веруют согласно Библии, что Бог добр, человеколюбив и милостив, и по Своей великой милости, чтобы спасти человека от греха и от кары за него, Он совершил великое и благое дело. Бог искупил нас от грехов наших через Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Лютеране веруют, что Иисус Христос есть истинный Бог, Сын Божий, предвечно рожденный от Отца. Иисус Христос - вторая ипостась Троицы. Одновременно Иисус Христос является настоящим жившим на земле человеком, родившимся от девы Марии. Святое Евангелие говорит нам, что Иисус Христос пришел, чтобы вместо нас понести заслуженное нами наказание, пострадать и умереть, сполна уплатив Своей драгоценной кровью цену искупления за грехи всех людей, ибо "Он есть умилостивление... за грехи всего мира" (1 Ин. 2:2). Будучи всемогущим, вечным Богом, неподвластным смерти, на третий день после своей смерти на кресте Христос победоносно воскрес "для оправдания нашего" (Рим. 4:25). В Библии говорится, что Христос, совершив Собою очищение грехов наших, "пребывает одесную Бога" (1 Пет. 3:22). Бог Отец, посадив воскресшего Христа одесную Себя на небесах, "поставил Его выше всего" (Еф. 1:22).
Одним из основных принципов лютеранского вероучения является восстановленная в ходе Реформации следующая евангельская истина. Искупление, которое Иисус принес всем людям - благодаря которому любой человек может стать праведным в глазах Бога в своей жизни и войти в жизнь вечную и в Царство Небесное после своей временной, физической смерти - дается человеку по одной лишь вере во Христа. Спаситель Сам сказал о Себе: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11:25). Евангелие говорит нам, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Эта Благая Весть, Евангелие благодати Божьей о спасении через веру в Иисуса Христа является главным содержанием всего Священного Писания и основой христианского упования (кстати, именно поэтому большинство лютеранских церквей в мире называются "евангелическо-лютеранскими" или просто "евангелическими", например, Евангелическая церковь Германии, Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии и др.)
Лютеране веруют, что согласно Библии обрести спасение можно исключительно через веру, ибо в Писании сказано: "Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8-9). Таким образом, только благодаря вере во Христа можно обрести вечную жизнь. В то же время, согласно Библии эта вера не должна быть мертвой, а должна побуждать верующего христианина жить и поступать так, чтобы в этой временной жизни своими делами прославить Бога и послужить своему ближнему, повинуясь повелениям Закона Божьего, которые были кратко сформулированы Самим Иисусом Христом в заповедях любви: "Возлюби Господа Бога твоего..." и "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк. 12:30-31).
Лютеране также верят, что подверженный греху человек может прийти к осознанию своей греховности и к вере во Христа исключительно благодаря работе Святого Духа Божьего, третьей ипостаси Троицы. Христос сказал: "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6:44). Дух Святой возрождает, освящает верующего человека, обновляет его сердце, ум и волю, чтобы человек мог жить для славы Божьей и любить Бога. Дух дает верующему силы жить новым человеком, по-христиански, сопротивляться своей ветхой греховной природе и поступать праведно по отношению к другим людям.
Лютеране также верят, что Дух Святой собирает всех христиан на земле в единой, святой, вселенской христианской церкви, которая является множеством всех освященных Духом людей, которые в сердце своем поистине уповают на Иисуса Христа. Главой христианской церкви согласно Библии является Христос, а церковь является Его Телом (Кол. 1:18). Несмотря на то, что в наше время в силу различных обстоятельств развития христианства существуют разные христианские церковные сообщества, лютеране признают христианами всех людей, признающих триединство Бога и признающие Иисуса Христа Спасителем.
Лютеране считают, что признаками истинной церкви являются верное преподавание Слова Божьего и совершаемые согласно установлению Христа таинства - установленные Иисусом Христом священнодействия, при которых в видимых, материальных знаках таинственно сообщаются невидимые небесные блага Нового Завета. Лютеране признают, что Христос установил два таинства: Таинство крещения и Таинство святого причастия.
Крещение, будучи "банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3:5), дает отпущение грехов, освобождает от смерти и дьявола и дарует вечное блаженство всем верующим в Слово и обетование Божье, ибо "кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:5). Лютеране крестят младенцев, потому что они тоже способны веровать, ибо вера сотворяется в человеке Богом, а не самим человеком.
В Таинстве святого причастия лютеране принимают в хлебе и вине истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, которые присутствуют там согласно словам установления, сказанным Христом: "...сие есть Тело Мое, которое за вас предается... сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Лк. 22:19; Мф. 26:28). В этом таинстве Бог дарует прощение грехов, жизнь и блаженство и укрепляет веру человека.
Лютеране также веруют в то, что при втором пришествии Христа произойдет окончательное низвержение дьявола и всякого зла. В этот последний день Бог воскресит всех умерших: "все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия" (Ин. 5:28 и сл.) Умершие верующие пойдут в "воскресение жизни", т. е. в вечную жизнь. Туда же пойдут верующие, живущие в тот момент. Умершие неверующие пойдут в "воскресение осуждения", т. е. в вечную смерть. Туда же пойдут и неверующие, живущие в тот момент.
В качестве изложения истинной христианской веры лютеране признают три древних христианских Символа веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский. Для сохранения истинного и полного единодушия в учении все церкви лютеранского вероисповедания признают лютеранские исповедные книги, написанные деятелями Реформации для правильного истолкования Слова Божьего: Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы, Трактат о власти и примате папы, Краткий и Большой Катехизисы Лютера и Формула Согласия. Лютеране широко пользуются духовными трудами отцов древней церкви, а также многовековым духовным наследием всей христианской церкви в целом.
Лютеране признают, что все христиане имеют право, в силу духовного священства, свидетельствовать о Спасителе, однако к публичному проповедническому служению приходят те, кого призывает Сам Бог, ибо "никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом" (Евр. 5:4). Они преподают и проповедуют Слово Божье, приобщают святых таинств, а также осуществляют власть ключей, отпуская грехи кающимся. Эти священнослужители в лютеранских церквях называются пасторами (лат. pastor - "пастырь", "пастух"). В тех лютеранских церквях, где сохраняется традиция апостольской преемственности (напр., в скандинавских странах) происходит рукоположение епископов, т. е. "смотрителей" церкви в данной стране или регионе.
В устройстве богослужения в лютеранских церквях в разных странах допускается определенная свобода, поэтому оно не всегда может иметь один и тот же вид среди разных народов и культур. Однако в литургии, главном воскресном богослужении, обычно присутствуют: общая исповедь, отпущение грехов, чтение Св. Писания, проповедь, чтение Символа веры, Причастие (там, где оно совершается каждое воскресенье), молитвы, пение гимнов (как правило, под органную музыку).

Содержание статьи

ЛЮТЕРАНЕ, протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии. См. также ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Учение.

Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где – по мнению реформаторов – средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства.

Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу. Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание – не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа.

Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Многое в лютеранском вероучении восходит к Апостольскому , Никейскому и Афанасьевскому символам веры . См. также СИМВОЛ ВЕРЫ.

Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство – крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.

Вероучительные тексты.

Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch , 1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизиса (Большой и Малый катехизисы , Großes und Kleines Katechismen , 1529); Аугсбургское исповедание (Augsburgische Konfession , 1530) и Апологию Аугсбургского исповедания (Apologie der Konfession , 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона; Апостольский , Никейский и Афанасьевский символы веры ; Шмалькальденские статьи (Schmalkaldische Artikel , 1537); и Формулу согласия (Konkordienformel , 1577).

Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия , хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В соответствии с Формулой согласия , исповедания веры суть «просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил». Библия, с другой стороны, есть «единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех учениях». Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями.

Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие в совокупности и составляют слово Бога.

Богослужение.

В лютеранских церквах нет установленных литургических форм, обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском исповедании : «Для истинного единства христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались учрежденные людьми единообразные обряды». Вот почему лютеране, опираясь на авторитет Книги согласия , рассматривают богослужение как диалог между Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не единообразие.

Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия. В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены оригинальные гимны – протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь – облачения, распятия, свечи.

Церковное устройство.

Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви.

В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций) уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные структуры – в масштабах государства или международные и обычно носят название церкви.

Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан), которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто как публичное утверждение в должности, связанной с христианской проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят, что пастор – это должность, а не сан.

История.

О том, как родилось «лютеранство» см. также ЛЮТЕР, МАРТИН; РЕФОРМАЦИЯ. Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец, в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.

Развитие лютеранской идеологии.

Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами.

К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия.

В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства, казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и возникла т.н. диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют неоортодоксией).

Лютеране в Северной Америке.

Лютеране были среди первых поселенцев в североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью. Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода, характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100 отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран, исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и Лютеранская церковь – Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов). Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в Северной Америке.

Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей.

Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий. См. также РЕФОРМАЦИЯ.

ЛЮТЕРАНЕ
протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство - старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.
Учение. Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где - по мнению реформаторов - средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства. Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу. Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание - не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа. Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Многое в лютеранском вероучении восходит к Апостольскому, Никейскому и Афанасьевскому символам веры. Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство - крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.
Вероучительные тексты. Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch, 1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизиса (Большой и Малый катехизисы, Groes und Kleines Katechismen, 1529); Аугсбургское исповедание (Augsburgische Konfession, 1530) и Апологию Аугсбургского исповедания (Apologie der Konfession, 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона; Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры; Шмалькальденские статьи (Schmalkaldische Artikel, 1537); и Формулу согласия (Konkordienformel, 1577). Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия, хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В соответствии с Формулой согласия, исповедания веры суть "просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил". Библия, с другой стороны, есть "единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех учениях". Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями. Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие в совокупности и составляют слово Бога.
Богослужение. В лютеранских церквах нет установленных литургических форм, обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском исповедании: "Для истинного единства христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались учрежденные людьми единообразные обряды". Вот почему лютеране, опираясь на авторитет Книги согласия, рассматривают богослужение как диалог между Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не единообразие. Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия. В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены оригинальные гимны - протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь - облачения, распятия, свечи.
Церковное устройство. Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви. В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций) уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные структуры - в масштабах государства или международные и обычно носят название церкви. Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан), которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто как публичное утверждение в должности, связанной с христианской проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят, что пастор - это должность, а не сан.
История. О том, как родилось "лютеранство"
см. также
ЛЮТЕР Мартин ;
РЕФОРМАЦИЯ .
Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец, в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.
Развитие лютеранской идеологии. Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами. К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия. В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства, казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и возникла т.н. диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют неоортодоксией).
Лютеране в Северной Америке. Лютеране были среди первых поселенцев в североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью. Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода, характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100 отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран, исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и Лютеранская церковь - Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов). Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в Северной Америке. Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей. Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий.
См. также
КНИГА СОГЛАСИЯ ;
ЛЮТЕР Мартин ;
РЕФОРМАЦИЯ .
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране. СПб, 1994 Христианство: Словарь. М., 1994 Очерки истории западного протестантизма. М., 1995 Лютеранская церковь в Советской России (1918-1950 гг.): Документы и материалы. М., 1997 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ЛЮТЕРАНЕ" в других словарях:

    Последователи Лютера, который отрицает священную иерархию и вообще все таинства, за исключением крещения и причащения, допускает совершенную свободу чтения и толкования священного Писания, отвергает почитание святых и проч. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Мн. Те, кто исповедует лютеранство. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · Лолларды · Гуситы Реформистские церкви Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм … Википедия

    Католики и лютеране празднуют Пасху - В христианском понимании Пасха символизирует собой избавление от зла и начало новой жизни. В 2006 году лютеранская и католическая церкви отметят Пасху 16 апреля, раньше, чем православная. Пасха не имеет постоянной календарной даты и каждый год… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ГНЕЗИО-ЛЮТЕРАНЕ - религ. партия в Германии в 1547 1552 гг., объединявшая тех лютеран (гл. обр. приходских пасторов), кто принципиально отвергали Аугсбургский Интерим и Лейпцигский Интерим. 4 июля 1546 г. папа Римский Павел III по предварительной договоренности с… … Православная энциклопедия

    Аугсбургский рейхстаг Аугсбургское исповедание (лат. Confessio Augustana, нем. … Википедия

    АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ - [лат. Confessio Augustana, от лат. названия г. Аугсбурга Augustae Vindelicorum, нем. Augsburgische Konfession, в рус. лютеран. обиходе Августана], основной вероисповедный документ для лютеран. С 1580 г. входит в Книгу согласия наряду с… … Православная энциклопедия

    лютеранство - лютеранство, одно из основных и наиболее крупных по численности последователей течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическо лютеранскими церквами. Лютеранство названо по имени… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · … Википедия

ВО ЧТО ВЕРЯТ ЛЮТЕРАНЕ?

Самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, это то, чтобы мы чтили Его как Бога: чтобы все свое упование возложили только на Него, чтобы мы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Ему.


Грех человека состоит как раз в том, что он на такое не способен, что он больше думает о себе, чем о Боге, что его сердце не принадлежит целиком и полностью Господу. Грех - это не отдельные поступки, а отдаленность человека от Бога, в обращенности человека к себе самому.


В большинстве религий, и во многих христианских Церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере стать угодным Богу, должен работать над собой, что грех должен быть преодолен внутренними силами человека. Из-за таких призывов человек снова и снова обращается к самому себе. Спасение становится его делом. Он уповает, по крайней мере, отчасти на себя самого. И поэтому он не может все свое упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким образом, чем благочестивее и религиознее человек, тем больше он полагается на свои собственные силы, и тем дальше он от Бога. Это замкнутый круг. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями, действительно, становится лучше, он все равно, тем самым, отдаляется от Бога. И эта трагедия неизбежна, потому что человек так устроен. Все вокруг учит нас, что, если мы хотим чего-то достичь, к этому нужно приложить усилия, нужно что-то изменить в себе. В лютеранском учении это называется законом. Исполняя закон внешне, человек может выглядеть очень праведным, но так как эта праведность достигается за счет усилий самого человека, то она уводит его от Бога, и потому такая праведность это порождение греха.


Выход из этого замкнутого круга дал нам Сам Бог в Иисусе Христе: через Его смерть и Воскресение Бог простил нас, принял нас. Принял без всяких условий, раз и навсегда. Рассказ об этом называется Евангелием. Евангелие полностью переворачивает привычное мировоззрение. Если человек постигает Евангелие, то он уже больше не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасен. Спасен без всяких заслуг. Своим спасением он обязан только Самому Богу. Свое спасение и все самое лучшее и самое великое человек теперь видит не в себе, а только в Боге. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Христа, отказ от того, чтобы самому спасать себя, - полное доверие Богу. Верующий оказывается праведным, - именно тогда, когда отказывается от достижения своей праведности и принимает то, что он, такой какой он есть, - праведный или неправедный - принят Богом. Словно бы без оглядки бросается человек в раскрытые объятия Бога, уже не думая о себе. Это праведность Евангелия, праведность веры. Праведность, основанная не на собственных достижениях и поступках, а только на прощении Бога. Верующий не спрашивает себя: «А достаточно ли я сделал для своего спасения, искренне ли я покаялся в грехах, твердо ли я верю?». Верующий думает только о Христе, о том, что сделал Он.


Верить - значит понимать, что ничто из того, что внутри меня не может стать причиной моего спасения.


Верить значит: среди всех сомнений и искушений смотреть вне себя, - на распятого Христа и только на Него.


Это и есть исполнение того, что требует Бог: целиком и полностью уповать на Него, быть сосредоточенным только на Нем, только в Нем, а не в себе самом искать спасения. Поэтому только вера (а не дела, не работа над собой) спасительна. Вернее: не сама вера, а то, во что мы верим - Бог, как Он открылся нам в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.
Вокруг этого центрального утверждения (исповедания), этой радикальной сосредоточенности на Иисусе Христе и формируется все остальное вероучение лютеранской Церкви, при этом оно сохраняет большинство традиционных догм христианства.

ЛЮТЕРАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Не искать собственных заслуг, но, признав свою беспомощность перед грехом, полностью довериться Богу - верить. Из-за своей греховности человеку такое очень трудно, практически невозможно. Поэтому необходимо снова и снова возвещать ему Евангелие, обращая его взгляд вне себя - на крест Иисуса Христа. Снова и снова человеку нужно провозглашать данное ему от Бога прощение. Снова и снова напоминать, что не он сам спасает себя, что его спасение - заслуга единственно Христа. В этом и есть главный смысл лютеранского богослужения. Весь ход богослужения и все устройство каждого церковного здания подчинено этой цели.
Рассказ (возвещение) о спасении осуществляется в разных формах, прежде всего - в проповеди.
Поэтому в каждой церкви стоит кафедра, с которой пастор или проповедник читает свою проповедь. Проповедь - это возвещение Евангелия в живой и свободной форме, ориентирующееся на актуальную ситуацию верующих, доступное и понятное им. Поэтому проповедь и является центром лютеранского богослужения.
Второй центр - это Таинство Причастия (Евхаристии), которое совершается на лютеранских богослужениях регулярно (в некоторых общинах каждую неделю или даже чаще). Алтарь, стоящий в каждой церкви, является столом для этой священной трапезы. Таинство Причастия для лютеран является таким же Словом прощения, «сказанным» в особо материальной форме. Принимая в Причастии хлеб и вино, собравшиеся вкушают Тело и Кровь Христовы. Это значит, что сама Божья любовь материальным, ощутимым образом прикасается к ним, что они в буквальном смысле принимают в себя провозглашенное Богом в смерти Иисуса Христа прощение. Поэтому на алтаре, как правило, стоит освещенное свечами распятие, напоминающее о крестной смерти Спасителя. Также на алтаре лежит Библия, которая является древнейшим и авторитетнейшим свидетельством о Христе.
Алтарь открыт (к нему может подойти каждый: взрослый и ребенок, женщина и мужчина): Христос призывает на Свою трапезу всех; всех зовет Он услышать и вкусить Слово спасения. К Причастию в лютеранской Церкви обычно приглашаются все христиане, независимо от их принадлежности к той или иной Церкви, если они признают, что в этом Таинстве они принимают Тело и Кровь Христовы.
Нередко в церкви можно увидеть доску с цифрами. Это номера песнопений из специальных сборников, которые находятся в руках у прихожан. На каждом богослужении, как правило, звучит несколько церковных песнопений. Эти песнопения написаны христианами различных времен и народов. Это свидетельства их веры, их молитвы и их исповедания, к которым своим пением присоединяемся сегодня и мы.
В лютеранской церкви во время богослужения принято сидеть на скамьях или стульях, чтобы ничто не мешало сосредоточенному восприятию проповеди. Подниматься со скамей или опускаться на колени принято только во время молитвы или в особо важные и торжественные моменты литургии.
Часто после проповеди собираются денежные пожертвования на общинные или благотворительные нужды.


Ведет богослужение обычно рукоположенный пастор или проповедник. Однако он не обладает какой-то особой «благодатью», он не отличается от остальных верующих. Пастор - это получивший соответствующее образование человек, которому от имени Церкви официально поручено осуществлять публичную проповедь Евангелия и преподание Таинств.


Сосредоточенность на многообразном провозглашении Евангелия (рассказе о прощении и спасении, которые Бог дарует человеку), открытость, простота, скромность и вместе с тем бережное сохранение древних традиций христианской Церкви - вот главные черты лютеранского богослужения.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483-1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. Его учили в монастыре, что только тот спасется, кто сможет искренне и глубоко покаяться в своих грехах перед Богом. Лютер неизменно спрашивал себя: «А откуда мне знать, что мое покаяние достаточно искренно и глубоко, откуда мне знать достаточно ли я сделал для своего спасения?». В конце концов, его ответом стало: «Я не знаю, достаточно ли мое покаяние, я не знаю, достоин ли я спасения. Скорее всего, нет. Но я знаю одно: Христос умер за меня. Могу ли я сомневаться в силе Его Жертвы? Только на нее, а не на себя, буду я уповать». Это открытие потрясло и вдохновило многих из его современников. Внутри западной средневековой Церкви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и проповедь. Так начинается Реформация. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви, какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы, свободно звучала проповедь Евангелия. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранской Церкви.

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ

Отдельные лютеранские Церкви, каждая из которых является самостоятельной, сегодня наиболее распространены в Германии, Скандинавии, Балтии и США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 70 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Также большинство Лютеранских Церквей находится в полном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) Церковью и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с представителями Православия.


Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхеффер, Рудольф Бультман - вот лишь некоторые знаменитые имена. Каждый из них был убежденным лютеранином.
Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи связывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь.
Уже в шестнадцатом веке лютеране появляются в России. До Октябрьской революции 1917 года лютеранство было второй по числу верующих Церковью в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской Церкви был сам император Российской Империи. В советское время лютеранская Церковь на территории России была практически полностью уничтожена. Лишь немногочисленные разрозненные общины сумели уцелеть.
Сегодня происходит сложный и трудоемкий процесс возрождения лютеранской Церкви в России и поиска ею новых путей проповеди Евангелия в совершенно новой для нее ситуации современного мира.


Евангелическо-лютеранская Церковь - это собрание людей, глубоко затронутых событием жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Лишь в этом событии они видят основу и центр своей духовной жизни.
Евангелическо-лютеранская Церковь - это сообщество людей, которые сознают всю глубину своей вины перед Богом, всю свою греховность, но в то же время дерзновенно уповают на любовь Бога и Его прощение.
Евангелическо-лютеранская Церковь - это традиционная Церковь, признающая и принимающая основные христианские вероучения:
- о троичности Бога
- о Божественности Иисуса Христа
- о необходимости Таинств (Крещения и Причастия).
Но, в то же время, это Церковь, постоянно стремящаяся к новому осмыслению древних истин, не боящаяся размышлять о богословских проблемах, ставить новые, порой «неудобные» вопросы и искать на них свои ответы.
Евангелическо-лютеранская Церковь признает истинность других христианских Церквей, возвещающих Иисуса Христа, открыта к диалогу с ними и готова учиться у них.
В своем учении, богослужении и обычаях Евангелическо-лютеранская Церковь ориентируется на формы и традиции, выработанные на протяжении тысячелетий в западном христианстве.
Члены Евангелическо-лютеранской Церкви - это не фанатики, а обыкновенные люди, не замыкающиеся исключительно в своем кругу, а готовые к общению. Люди живущие нормальной повседневной жизнью, умеющие ценить радости окружающего мира и не отказывающиеся от них.

Самой беззастенчивой формой извлечения доходов, которую ис-пользовала католическая церковь в XV — начале XVI века, была продажа индульгенций — особых свидетельств об «отпущении» грехов. Церковь готова была за деньги простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе. Массовая продажа индульгенций приобрела особен-но широкий размах в связи с началом строительства собора Св. Петра в Риме, потребовавшего огромных затрат.

Человеком, бросившим вызов этой порочной практике, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483-1546). 31 октября 1517 г. , в соответствии с принятым в те времена обычаем , Лютер прибил к дверям церкви в г. Виттенберг знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается на-чалом Реформации .

В 1520 г. Лютер сделал ещё более решительный шаг, выступив с опровержением основ-ных догматов католической церкви с осуждением гос-подствовавших в ней нравов.

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство . Его последовате-лей называют также евангельскими христианами , или евангелистами. Материал с сайта

Основной смысл лютеранства сводился к идее об «оправдании верой», что означало отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека . Спасе-ние души провозглашалось индивидуальным делом ве-рующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуж-дался ни в каких толкованиях, а тем более в формальных решениях церкви для подтверждения своей истинности. Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом и, та-ким образом, ненужность церкви как особой организации. Религи-озная жизнь сосредоточивалась в церковных общинах, возглавляе-мых проповедниками — пасторами. На место роскошных католиче-ских храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая пышных обрядов и украшений. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

gastroguru © 2017