Что такое касты в экономике. Индийские касты

Индия - страна уникальной культуры, глубокой философской мысли и крайне резких социальных контрастов. Традиция деления коренных народов на касты сложилась в незапамятные времена. И она до сих пор сильна и имеет место в современном обществе. Хотя, конечно, соблюдается уже не столь категорично, как раньше.

Определение понятия

"Что такое каста?" - спросите вы. Во-первых, в данном случае слово не имеет никакого отношения к российским рэперам из Ростова-на-Дону, чья группа носит аналогичное название. Во-вторых, обратимся, как всегда в таких случаях, к наиболее компетентным источникам - толковым словарям. В них сказано, что слово это иноязычного происхождения. Так что такое каста? Согласно словарям, в переводе на русский - это происхождение, порода, сословие. Так в Индии называются социальные группы, на которые делится всё её население.

Возникновение

Возникла сословная иерархия очень давно, примерно в период с 1500 по 1200 года до нашей эры. Первые народы, заселившие Индию, составляли 4 варны (ещё одно объяснение, что такое каста), признанные позже основными: первая - священники, вторая - воины, третья - торговцы и скотоводы с земледельцами. Четвёртая, самая низшая, включала в себя слуг и разнорабочих. Особенностью варн являлась их практически полная сословная непроницаемость. То есть представители низших никогда не могли проникнуть в более высокие. А что такое каста в более поздние времена? Такое же жёсткое закрепление определённой сословной принадлежности. Отличие же заключалось в том, что изнутри эти группы стали делиться на более мелкие, с уже собственными внутренними границами, ещё более жёсткими и требовательными. И какие бы политические и идеологические изменения ни происходили в стране, поколебать систему они не могли. Таким образом, что такое Это фундаментальные основы организации всего общества.

Каста и карма

Индусы верят в непреложность закона кармы. И в то, что человек проживает несколько жизней, повинуясь закону перевоплощения. Только благодаря ему можно изменить к лучшему свою судьбу. Если индус строго соблюдал законы и требования своей касты, то в следующей жизни он переходит на уровень выше. Если же законы эти нарушались, то в следующем воплощении человек вместо семьи священнослужителей рождался в крестьянской. И, влача тяжкое существование, искупал прегрешения прошлых жизней. Вспомните песню Высоцкого на эту тему! Сущность учения изложена в ней очень чётко. И особенно страшно оказаться среди неприкасаемых.

Что такое каста - определение понятия - мы выяснили. Но, наверное, мало кто знает вот о каких нюансах. Чем выше ступень социальной лестницы, занимаемая человеком, тем строже критерии отбора для его окружения. Например, если представителю высокой касты на улице стало плохо, простолюдины не имеют права ему помочь. Ведь прикоснувшись, они запачкают, осквернят того своим прикосновением. Известны случаи, когда представители знатных семей погибали именно потому, что рядом не оказывалось никого из равных им по рождению. Если заключаются браки между представителями разных каст, это идёт за счёт понижения статуса от высокого к рангу ниже, и никогда наоборот. Ещё интересна такая деталь. В каждом регионе страны существует своя кастовая система, и далеко не всегда в соседних географических областях подбираются эквиваленты. И только брахманы везде и всюду одинаковы. Если говорить о метафизике, о духовном плане, то кастовость распространена в философских учениях и считается одной из ступеней просветлённости. И тут уже возможны беспрепятственные переходы от низших уровней к высшим, которые осуществляются под руководством опытных наставников. Кстати, для древнейших времён характерно было в первую очередь именно такое понимание кастового разделения.

КАСТА

(португ. casta - род, вид, порода) - группа людей, осознающая свою общность, заключающая браки только между собою, имеющая круг традиционных занятий, а также специфич. обычаи, обряды, мифологию, расселенная чересполосно с др. такими же группами, но ограничивающая с ними общение и включенная в иерархическую систему, т. е. занимающая определенное положение на шкале социального престижа. К. возникали у многих народов на ранних этапах истории, но сохранились в развитом обществе, а в нек-рых отношениях - до сего дня, только в Индии и ряде стран, имеющих общую с Индией судьбу или подвергшихся индийскому влиянию (Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри Ланка, нек-рые о-ва Индонезии). Особая роль К. в сфере индийской цивилизации связана с тем, что К. стала одним из важнейших элементов этики индуизма. Система кастовой иерархии получила обоснование в представлениях о карме и о сансаре. Согласно индуизму, от того, как человек исполняет обязанности (дхарма, одно из значений), предписываемые его К., зависит, родится ли он в следующий раз в более высокой или в более низкой К. Т. обр., кастовый статус живущего человека представляется как заслуженный им в прежней жизни и способный быть измененным лишь в жизни последующей. Зародыш К. видят в четырех еарнах, возникших еще в др.-инд. об-ве. Появлявшиеся затем в процессе разделения труда более мелкие группы (джати), как правило, ассоциировались с одной из четырех варн или же воспринимались как находящиеся даже ниже шудр ("неприкасаемые"). Джати появились, согласно легенде, от смешанных браков родителей из разных варн. Исторически увеличение числа социальных групп и статусов с четырех до нескольких тысяч произошло с разделением труда и усложнением социальной стратификации в условиях сохранения племенного сознания. Число К. увеличивалось также за счет реальных племен, ассимилированных индуизмом и включенных в индоарийское об-во. В К. превращается любая социальная группа - профессиональная, конфессиональная, - возникающая в данном об-ве. В наст. вр. в Индии около 3К. Считается, что они отличаются друг от друга по степени ритуальной "чистоты", однако реальный статус зависит от многих факторов, в т. ч. от материального положения группы. К. включает как богатые, так и бедные семьи, но в целом сохраняется соответствие кастового и социально-экономического статуса: чем К. выше, тем ее члены в сумме богаче, грамотнее, обладают более высокими постами и т. п. К. можно разделить на высшие (брахманские, воинские, 8% населения), средние (торговые, землевладельческие, 22%), низшие (земледельческие и ремесленные, 39%), "неприкасаемые" (17%); остальное население не входит в систему К. (мусульмане, христиане и пр.). На протяжении истории было много попыток преодолеть кастовое раздробление об-ва. Одной из таких попыток было учение буддизма.
Индусские отшельники (санньяси) могли происходить из любых К. и считались вышедшими из кастовой системы. Учение бхакти также исходило из того, что любовь к богу может и должна объединять людей всех К., и т. обр. отнимало у системы К. религ, обоснование. Основатели сект бхакти (Басава, Валлабхачарья, Чайтанъя и др.) принимали в число учеников и последователей людей всех К., однако сами эти секты превратились вскоре в разновидность К. В новое и новейшее время К. подрывается процессами модернизации, и за ослабление ее влияния выступают все те, кто считает себя сторонниками прогресса. Однако антикастовую пропаганду ведут и индусские шовинисты (коммуналисты), к-рые считают институт К. отклонением от чистого индуизма. Они выступают за сплочение всех индусов в борьбе с др. конфессиональными группами за установление в Индии "индусского правления". Вступающие в Раштрия сваямсевак сангх должны публично и письменно заявить о своем выходе из К. Несмотря на все эти усилия, кастовая этика продолжает господствовать в вопросах брака, в быту, проявлять себя в экономия, и политич. жизни. В современной Индии принадлежность к К. не фиксируется в переписях населения, официально не принимается во внимание при приеме на работу и учебу, дискриминация по мотивам кастовой принадлежности, так же как религиозной и этнической, запрещена и карается как уголовное преступление. Однако фиксируется принадлежность к наиболее угнетенным, бывшим неприкасаемым К., к-рые занесены в особый список. Для "списочных" К. резервируются места в государств, учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах и органах местного самоуправления с целью способствовать поднятию их материального и культурного уровня. В нек-рых штатах Индии резервируют места также для низших и средних К. Религиозность и низкий жизненный уровень большинства индийского населения способствуют закреплению кастового мировоззрения (социальной пассивности, фаталистического отношения к жизни). Рост самосознания К. приводит к обострению межкастовых конфликтов, в к-рых иногда выражаются классовые противоречия.
Л. Алаев


Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. - М.: Республика . М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский . 1996 .

Синонимы :

Смотреть что такое "КАСТА" в других словарях:

    - (исп. casta род, от лат. castus чистый). Замкнутый класс народа, который передает свое состояние, занятие, нравы и обычаи потомкам, не имеющим права переменить образа жизни своих предков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    См. сословие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. каста общество, сословие; эта, брахман, шудр, вайшья, кшатрия Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    КАСТА, касты, жен. (португ. casta от лат. castus чистый) (книжн.). 1. В Индии и других странах Востока общественная группа, строго обособленная происхождением, профессией и привилегиями своих членов. Каста браминов. 2. перен. Всякая замкнутая… … Толковый словарь Ушакова

    - (caste) Группа людей, связанных между собой индуистскими религиозными верованиями и традициями. В целом кастовая система, первые описания которой мы находим в Манавадхармашастре (книге Ману законы) (200 г. до н.э. – 200 г. н. э.), была связана с … Политология. Словарь.

    - (португ. casta род, поколение, происхождение) эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с. традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной… … Новейший философский словарь

    КАСТА, ы, жен. 1. В странах Востока: обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов, иногда также и религиозной общностью. К. брахманов. 2. Узкая общественная группа, к рая отстаивает свои привилегии… … Толковый словарь Ожегова

    Жен. род народного сословия, состояния; употр. о народах, которых сословия, по вере своей, отделяются одно от другого, напр. об индийцах. Кастовый, сословный, относящийся к касте. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (от португальского casta выражающего понятие санскр. терминаjati=рождение, род, сословие) общеупотребительное у всех европейскихнародов название многочисленных подразделений (сословий, даже племён илирас), на которые распадается туземное… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от португ. casta род, поколение) англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа, члены к рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. В широком … Энциклопедия социологии

    каста - Группа функционально и обычно морфологически обособленных особей в колонии общественных насекомых (К. рабочих особей, солдат, цариц и т.п.). [Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо русский толковый словарь генетических терминов 1995 407с.] Тематики… … Справочник технического переводчика

    каста - Замкнутая группа людей, обособившаяся вследствие выполнения специфических социальных функций, наследственных занятий и профессий, что часто связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности, и имеющая отношение… … Словарь по географии

Книги

  • Каста Дива, Op. D1 No. 1 , Ф. Шопен , Репринтное нотное издание "Casta Diva, Op. D1 No. 1" . Жанры: Airs; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные запатентованные… Категория:

Содержание статьи

КАСТЫ, термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в свои ряды. Главные характеристики индийской касты: эндогамия (заключение браков исключительно между членами касты); наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в другую касту); запрещение разделять трапезу с представителями других каст, а также иметь с ними физический контакт; признание твердо закрепленного места каждой касты в иерархической структуре общества в целом; ограничения на избрание профессии; автономия каст в регулировании внутрикастовых социальных отношений.

ИСТОРИЯ

Происхождение варн.

Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н.э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. См. также МЕТЕМПСИХОЗА.

Устойчивость каст.

На протяжении всей индийской истории кастовая структура демонстрировала удивительную стабильность перед изменениями. Даже расцвет буддизма и принятие его в качестве государственной религии императором Ашокой (269–232 до н.э.) не сказались на системе наследственных групп. В отличие от индуизма, буддизм как доктрина не поддерживает кастового деления, но в то же время и не настаивает на полном уничтожении кастовых различий.

Касты в современной Индии.

Индийским кастам, буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы.

Широко распространено мнение, что в современном индийском государстве касты утратили свое прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Позиция, занятая ИНК и правительством Индии после смерти Ганди , отличается противоречивостью. Более того, всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората придали новую значимость корпоративному духу и внутренней сплоченности каст. Вследствие этого кастовые интересы стали важным фактором во время избирательных кампаний.

ПРИРОДА КАСТ

Как организующая основа общества каста характерна для всей индуистской Индии, но имеется очень мало каст, которые бы встречались повсеместно. В каждой географической области возникла своя, отдельная и независимая лестница строго ранжированных каст, для многих из них не найдется эквивалента на соседних территориях. Исключение в этом региональном правиле составляет ряд каст брахманов, которые представлены на обширных пространствах и всюду занимают высшее положение в кастовой системе.

Брахманы.

В типичной сельской местности высший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10% населения. Среди этих брахманов присутствуют некоторое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в местных святилищах и храмах. Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу, хотя возможна женитьба на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной подкасте из соседней местности. Брахманам не полагается ходить за плугом или выполнять определенные виды работ, связанные с ручным трудом; женщины из их среды могут прислуживать в доме, а землевладельцы обрабатывать наделы, но только не пахать. Брахманам позволительно также работать поварами или домашними слугами.

Брахман не вправе употреблять кушанья, приготовленные вне его касты, но из рук брахманов могут принимать пищу члены всех других каст. В выборе еды брахман соблюдает множество запретов. Члены касты вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну) придерживаются вегетарианства уже с 4 в., когда оно становится массовым; некоторые другие касты брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, входящих в рацион низших каст.

Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса, за исключением тех, которые считаются «нечистыми». Брахманы-священнослужители, а также члены ряда религиозных орденов часто узнаются по «кастовым знакам» – нарисованным на лбу белой, желтой или красной краской узорам. Но такие отметины указывают только на принадлежность к основной секте и характеризуют данного человека как поклоняющегося, например, Вишну или Шиве, а не как субъекта определенной касты или подкасты.

Брахманы в большей мере, чем остальные, придерживаются занятий и профессий, которые предусматривались их варной. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, ученые, учителя и чиновники. Еще в первой половине 20 в. в некоторых районах брахманы занимали до 75% всех более или менее важных государственных должностей.

В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности; так, они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера. Среди брахманских каст нет полного равенства, но даже низшая из них стоит над остальными самыми высокими кастами.

Кшатрии.

Вслед за брахманами наиболее видное иерархическое место занимают кшатрийские касты. В сельской местности они включают, например, помещиков, возможно связанных с бывшими правящими домами (например, с раджпутскими князьями в Северной Индии). Традиционными в таких кастах занятиями являются работа управляющими в поместьях и служба на различных административных должностях и в войсках, но ныне эти касты уже не пользуются прежней властью и авторитетом. В ритуальном отношении кшатрии стоят сразу за брахманами и тоже соблюдают строгую кастовую эндогамию, хотя допускают брак с девушкой из более низкой подкасты (союз, называемый гипергамией), но женщина ни в коем случае не может выйти замуж за мужчину подкасты ниже ее собственной. Большинство кшатрий употребляют мясо; они вправе принимать пищу от брахманов, но не от представителей каких-либо других каст.

Вайшьи.

Третья категория «дваждырожденных» каст включает торговцев, лавочников и ростовщиков. Эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.

«Чистые» шудры.

Члены вышеперечисленных «дваждырожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких каст, называемых «чистыми» кастами шудр. Хотя такие касты входят в четвертую варну, это не означает, что они занимают низшую ступень в социальной иерархии: существует много районов, где крестьянская каста, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играет важнейшую роль роль в решении социальных и политических вопросов. В давнее время крестьянские касты шудр признавали политическое господство кшатриев, правивших в данной местности, но сегодня эти отношения отошли в прошлое, и превосходство помещиков-кшатриев признается лишь в ритуальном плане, и то не всегда. Крестьяне нанимают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию через членов торговых каст. Отдельные индивиды из «чистых» шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, помещиков, торговцев. Все крестьянские касты эндогамны, и даже при примерно равном их статусе, как это наблюдается во многих районах, внекастовые браки не разрешаются. Правила, касающиеся приема пищи, у каст землепашцев менее строгие, чем у «дваждырожденных», они употребляют в пищу мясо. Их предписания оставляют также гораздо большее пространство для социальных актов, разрешая, например, замужество вдов и разведенных женщин, что строжайше запрещено в среде «дваждырожденных».

Низшие шудры.

Ниже тех шудр, которые заняты сельским хозяйством, стоят многочисленные касты, профессия которых носит сугубо специализированный характер, но в целом считается менее почтенной. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом; впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством. Члены многих ремесленных и других профессиональных каст искони находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких каст, которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой. Эта оплата производится каждым двором в деревне, запросы которого удовлетворяются данным представителем профессиональной касты. Например, у кузнеца свой круг клиентов, для которых он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и другие металлические изделия, за что ему, в свою очередь, выдают определенное количество зерна.

Неприкасаемые.

Те, чья профессия требует физического прикосновения к клиенту (например, парикмахеры или люди, специализирующиеся на стирке белья), обслуживают членов каст выше их собственной, но гончары или кузнецы работают на всю деревню, вне зависимости от того, к какой касте принадлежит клиент. Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, и, хотя эта работа очень важна для общины, те, кто ею занимается, считаются неприкасаемыми. Во многих отношениях они находятся за пределами индусского общества, их называли «отверженными», «низкими», «зарегистрированными» кастами, а Ганди предложил эвфемизм «хариджаны» («божьи дети»), который получил широкое хождение. Членам этих каст запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Характер кастовых барьеров таков, что считается, будто хариджаны продолжают осквернять членов «чистых» каст, даже если они давно оставили свое кастовое занятие и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, например земледелием. Хотя в других социальных условиях и ситуациях, например, находясь в промышленном городе или в поезде, неприкасаемый может иметь физический контакт с членами более высоких каст и не осквернять их, в своей родной деревне неприкасаемость неотторжима от него, чем бы он ни занимался.

Экономическая взаимозависимость.

Различные профессиональные касты экономически взаимозависимы, и их функции скорее взаимодополняемы, чем конкурентны. Каждая каста имеет право выполнять определенные работы, заниматься которыми запрещено другим кастам. Ее члены в любой данной местности образуют обычно тесно спаянную группу родственников, которые не соперничают в борьбе за оказание услуг другим кастам, а по взаимному согласию делят между собой клиентуру. По этой причине они находятся в выгодном положении по отношению к членам каст, стоящих на верхних ступенях кастовой иерархии, которым запрещено менять по своему усмотрению кузнеца, парикмахера или человека, стирающего им белье.

Отсутствие конкуренции не относится к лицам, обрабатывающим землю. Хотя существуют традиционные крестьянские касты, выходцы из которых никогда не станут гончарами или ткачами, землепашество не является исключительно наследственным занятием и представитель любой касты может заниматься обработкой земли. Всюду, где группа ремесленников становится слишком многочисленной и ей не хватает клиентуры, или где появление товаров машинного производства порождает безработицу, те, кто уже не может жить за счет традиционной профессии, как правило обращаются к крестьянскому труду и становятся сельскохозяйственными рабочими либо арендаторами.

Особые отношения по линии патрон – клиент между высшими, владеющими землей кастами и профессиональными кастами ремесленников и разнорабочих называются системой «джаджмани». Джаджману, что на хинди означает патрон-землевладелец, люди из других каст оказывают услуги в обмен на определенное количество зерна, получаемого ежегодно.

Иерархия.

Жесткая иерархия и экономическая взаимозависимость каст имеют самое тесное отношение к тому факту, что касты и подкасты эндогамны и представляют собой наследственные группы. Однако на практике человек из высокой касты может быть принят в более низкую касту; так, в случае отступающего от правила неравного брака между членами двух разных каст лицо, которое выше по статусу, не имеет иного выбора, как проситься в среду его (или ее) спутника жизни. Такая мобильность всегда однолинейна и направлена сверху вниз.

В основе идеи соблюдения социальной дистанции между кастами лежат концепции осквернения и ритуальной чистоты. Многими видами деятельности, от отправления религиозных обрядов и вознесения молитвы до приготовления пищи, дозволяется заниматься только в состоянии ритуальной чистоты. Так, человек, принадлежащий к высокой касте, может быть осквернен не только преднамеренным действием, например сексуальной связью с неприкасаемой, но и непредумышленно, в частности съев пищу, приготовленную лицом с более низким ритуальным статусом, или даже разделив трапезу с лицом другой высшей касты, утратившим, однако, свою ритуальную чистоту. Осквернение заразно, и семья или кастовая группа обязаны не терять постоянной бдительности в отношении любого контакта с потенциальным носителем скверны. Члены касты в высшей степени нетерпимы к отклоняющемуся от нормы поведению со стороны собратьев по касте и отлучают любого, кто не соблюдает принятых норм. Большинство каст имеет свои региональные советы, которые занимаются вопросами, затрагивающими благосостояние и особенно престиж касты. Эти советы функционируют также как судебные инстанции и имеют право расследовать и наказывать за проступки, при необходимости изгоняя нарушителя из касты. Возвращение в нее возможно во всех случаях, кроме особо вопиющих, при условии уплаты нарушителем штрафа и прохождения им обряда очищения. Будучи предельно строгими относительно соблюдения правил и запретов внутри собственной касты, индусы обычно терпимо относятся к нормам поведения, принятым в других кастах.

Индийская кастовая система за пределами Индии.

Эта система распространена по всей стране, за исключением нескольких окраинных племенных районов, например Нагаленда. Она преобладает также на большей части территории Непала, куда иммигранты из Индии принесли с собой социальный порядок, в принципе повторяющий тот, что существовал в средневековой Индии. На кастовой основе во многом организовано и коренное население главных непальских городов, где проживают невары, но идея каст не распространилась на народности горных районов и приверженцев тибетского буддизма.

В Бангладеш кастовая система продолжает функционировать в среде сохранившихся там индуистов, и даже в мусульманской общине страны существует аналогичная стратификация.

В Шри-Ланке буддисты-сингалы и индуисты-тамилы тоже расколоты на касты. Хотя на острове нет брахманов или других «дваждырожденных», здесь, как и в Индии, сохраняются разделение труда по кастовому признаку и взаимные обязательства ритуального и экономического свойства.

Вне Индии идеи и практика, заложенные в кастовой системе, господствуют, нередко в модифицированной и ослабленной форме, всюду, где осело значительное число индийцев, например в Малайзии, Восточной Африке и на Фиджи.

ТИПИЧНЫЕ ИНДИЙСКИЕ КАСТЫ

Ниже следует описание нескольких типичных профессий или занятий, с которыми связана деятельность различных групп каст. Для рассмотрения вопроса взяты две крупные области: Северная и Южная Индия. В каждом подразделе сначала дается профессия, а затем перечисляются относящиеся к ней касты.

КАСТЫ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ

Парикмахер.

(Касты: хаджджам, най, нхави, напит и др.) Парикмахеры состоят из многих каст и имеются в большинстве индийских деревень, поскольку их услуги необходимы для поддержания чести и чистоты двора, где живет семья, принадлежащая к высокой касте. Индусский цирюльник не только бреет, стрижет и делает маникюр клиенту, но также обслуживает празднества и убирает после них, помогает священнослужителю при свадебных церемониях и обряжении покойника, а также выполняет множество других важных дел. Парикмахер-мусульманин или хаджджам, как правило, производит обрезание мальчиков. Лица этой профессии могут выступать в качестве камердинера, посыльного или свахи, а их жены оказывают подобные услуги женщинам. Парикмахеры посещают множество домов и пользуются славой сплетников и льстецов. В некоторых районах Северной и Восточной Индии их относят к высоким кастам, и сами они считают себя брахманами или кшатриями; в других районах их причисляют к низшим кастам.

Кузнецы.

(Касты: лохар, камар и др.) Кузнецы монополизируют услуги, без которых не обойтись крестьянину. Нередко они приписывают себе божественное происхождение и статус брахманов. Их претензии признаются редко, потому что для крестьян-индуистов железо таит в себе силу черной магии, и кузнецы вызывают либо благоговейный страх, либо презрение, так как в них видят хозяев дьявольского металла. Кузнецами бывают и магометане, и индусы, причем последние подразделяются в зависимости от типа применяемых мехов, которыми раздувают горн, или по каким-то другим подобного рода основаниям.

Брахман.

Этот термин несет иную нагрузку, нежели названия профессиональных каст, ибо все брахманы повсюду в стране остаются «брахманами», и отдельные бытующие названия, вроде сарасват, гаур, канауджья, майтхил и уткал, относятся главным образом к местностям или религиозным сектам. Десятки охватывающих духовную элиту каст, которые известны под общим именем «брахман», составляют ок. 5% всего населения Индии. Однако они обладают большим влиянием, что объясняется интеллектуальной специализацией и принадлежностью к высшим кастам. Брахманы всегда оказывались среди видных чиновников, литераторов и мыслителей, они часто относились к разряду помещиков, иногда становились полководцами и царями. Внутри каждой брахманской касты обычно отделяют тех, кто пошел по линии наследственной духовной профессии, от тех, кто делает светскую карьеру. Среди брахманов-священнослужителей существует дальнейшая градация; выше всех стоят ученые богословы и философы, на ступеньку ниже домашние семейные духовные наставники, еще ниже жрецы в храмах, и последнюю ступень занимают служители культа, которые отправляют похоронный ритуал или совершают религиозные церемонии для членов низших каст.

Все брахманские касты при выполнении обрядов и служб опираются на древний санскрит. Друг от друга эти касты отличаются используемыми языками и диалектами, проживанием в разных регионах, связью с разными сектами, обладанием «собственными» книгами священных вед, заучиваемых на память и т.д. Члены этих каст в Кашмире едят свинину и баранину, в Бенгалии и Гоа – рыбу, но брахманская культура в целом признается в качестве модели ортодоксального индуизма, его ритуалов и учености. Брахманы традиционно почитаются как существа божественного происхождения.

Плотник.

(Касты: бархай, кхати, сутар и др.) Он изготавливает и чинит деревянные плуги, повозки, деревянные компоненты жилища, мебель (когда она имеется). Комплекта инструментов для работы с деревом в деревне нет ни у кого другого: плотник выполняет дело, являющееся его наследственной монополией. Почти все плотники заявляют, что их род происходит от бога созидания Вишвакармана. Многие носят священный шнур, ведут более или менее строгий образ жизни и претендуют на статус брахманов. Несмотря на то, что эта их претензия не пользуется широким признанием, кастам плотников обычно присущ высокий статус. В современной Индии многие члены этих каст заняты на промышленных предприятиях.

Пастух-скотовод.

(Касты: ахир, гоала и др.) Многие из этих больших и встречающихся повсеместно североиндийских каст считаются потомками племен, не говоривших на арийских языках и обитавших в древние времена на периферии индийской цивилизации. В мифах о пастушеских кастах утверждается, что они происходят от Кришны, божественного пастуха, и имеют высокий статус кшатриев. Теперь они живут скорее земледелием, нежели разведением крупного рогатого скота. Приобщенные к крестьянскому труду, ахиры уже давно ориентируются на выращивание гужевого скота, а также разводят молочных коров, поскольку потребление говядины индусам запрещено и ее едят только мусульмане и члены низших каст.

Земледелец и воин.

(Касты: бхуинхар, гуджар, джат, коли, кунби, курми, лодха, маратха, патидар, раджбанси, раджпут и др.) Касты, традиционно занимающиеся земледелием (и от случая к случаю причастные к военным столкновениям), очень велики и многочисленны, нередко насчитывая миллионы членов. Взятые вместе, земледельческие касты составляют самую крупную из группировок профессиональных каст в Индии.

Каждая из названных каст тяготеет к одному или двум штатам. Ареал расселения гуджаров простирается от Кашмира до Раджастхана, джаты живут в Пенджабе, раджпуты и лодха сосредоточены в Уттар-Прадеше, бхуинхары (или бахханы) – в Бихаре, курми – в обоих этих штатах, раджбанси – в северной части Бенгалии, коли и патидары – в штате Гуджарат, кунби и маратха, образующие ряд связанных между собой каст, – в Махараштре.

В ряде областей при правлении Великих Моголов и англичанах престолы занимали гуджары, джаты, маратха и особенно раджпуты – «сыновья царей». Раджпуты, как и индусские княжеские династии из других влиятельных крестьянских каст, обычно носят священный шнур и считают себя потомками кшатриев, или сословия воинов у древних ведийских ариев. Бхуинхары в этом отношении составляют исключение и претендуют на происхождение от брахманов. На самом же деле эти касты в своем большинстве – потомки позднее появившихся племен, совершавших нашествия или переселявшихся на их земли, или сильных коренных земледельческих народов.

Рыбак и лодочник.

(Касты: бхой, багди, джалия, кайбартха, коли, маллахи и др.) Формирование этих каст происходило на базе автохтонного населения. Среди них багди, джалия и кайбартха пользуются известностью в приморском штате Западная Бенгалия, маллахи – на равнине Ганга, бхои и коли – в Западной Индии. Из их среды рекрутируется также перевозчики и лодочники. Обнаруживается частичное совпадение с занятиями более высоких каст водоносов, однако в целом рыбацкие касты, поскольку они сопричастны к лишению жизни живых существ, стоят в одном ряду с другими низшими кастами.

Садовник.

(Касты: араин, качхи, мали и др.) Члены этих каст, как и типично землепашеских, тоже заняты возделыванием полевых культур, но специализируются на интенсивных отраслях земледелия. Качхи особенно известны как мастера-огородники в долине Ганга. Большинство мали ориентируется на производство цветов и фруктов, но в Западной Индии они, как и мусульмане араины во всем Пенджабе, выращивают интенсивными методами те же культуры, что и другие группы населения.

Козопас и овцевод.

(Касты: дхангар, гадария и др.) Выпас животных возможен на малоценных землях многих деревень, а также в менее населенных и засушливых районах в целом. От животных получают не только руно, но и баранину и козлятину, потребляемую мусульманами и невегетарианским большинством индусов. Содержание мелкого рогатого скота, как и крупного, обычно сочетают с занятием земледелием. Однако социальное положение членов указанных каст, как правило, ниже, чем у тех, кто занимается разведением коров.

Ювелир.

(Касты: сонар, сварнакер и др.) Этих каст много, но они обычно весьма малочисленны. В принципе, речь идет о тех горожанах, ремесло которых тесно переплетается с жизнью села. Золотых дел мастера стараются подчеркнуть свою близость с брахманами, часто прямо причисляя себя к ним или утверждая, что они образуют специализированную группу, отделившуюся от священнослужителей. В Северной Индии такие их притязания воспринимаются благосклонно, что обеспечивает ювелирам очень высокий статус. Их преуспевание базируется на том, что деревенские жители любят приобретать тяжелые женские украшения из низкосортного серебра и золота.

Кожевник.

(Касты: дхор, чамар, чамбхар, махар и др.) Живой крупный рогатый скот для индусов высших каст – это самые священные животные, мертвый скот – самые оскверняющие. Поэтому к числу наименее престижных кастовых занятий относится уборка останков падшего скота.

Одну из особенно крупных кастовых групп в Индии образует множество различных эндогамных каст кожевников, называемых общим именем «чамары». Чамары сдирают с животных шкуру и очищают скелет, дубят кожи, изготавливают обувь и кожаные ведра и т.д. За чамарами укрепилась репутация поедателей мертвечины, хотя теперь они обычно утверждают, что в последнее время оставили эту практику ради получения более высокого статуса. Традиционные касты кожевников составляют существенную часть трудовых ресурсов в Северной Индии, в том числе значительную прослойку городского рабочего люда.

Кастовое размежевание между кожевниками нередко повторяет профессиональное разделение труда. Например, в Махараштре уборщики и обработчики скелета – члены большой касты махаров, торговцы костями – манги, дубильщики кож – дхоры, а сапожники – чамбхары.

Торговец.

(Касты: арора, банья, бохра, кхатри, кходжа, лохана, махаджан, марвари, вани, ванья и др.) Члены торговых каст представлены во многих деревнях и занимаются ростовщичеством и операциями с зерном, в городах же они выступают как поставщики всех видов товаров. Несмотря на территориальную дифференциацию, на севере Индии касты купцов-индусов подпадают под обобщающий термин «банья» или, много реже, «махаджан», тогда как мусульманские торговые группы известны как кходжа и бохра.

Все эти касты обладают, как правило, очень высоким социальным статусом, однако их претензии, по индусской линии, на отождествление с древними «дваждырожденными» сословиями формулируются весьма неоднозначно. Большинство индусских и джайнских торговых каст характеризуется аскетизмом, приверженностью вегетарианству и набожностью. Их члены занимают видное положение в банковском деле, административном аппарате, в сфере промышленности.

Гончар.

(Касты: кумхар, кумбхар, кумор и др.) Мастеров из многих имеющихся региональных каст обычно отличают по типу гончарного круга, которым они пользуются, и по виду домашнего животного, на котором перевозят продукцию (чаще всего им бывает осел). Гончары, занимающие в каждом конкретном районе место где-то в середине кастовой иерархии, с гордостью проводят аналогию между своей работой и созидательным божественным трудом. В то же время их товары необходимы широкой массе крестьянских дворов. Индусская праздничная трапеза порождает потребность в одной-двух единицах посуды одноразового пользования (если посуда не металлическая) для каждого из присутствующих. Гончары-индусы удовлетворяют эти запросы, изготавливая по очень низкой цене сотни неглазированных, без ручки, чашек, которые можно использовать один раз и выбросить; мусульмане специализируются на производстве более долговечных изделий. Гончары встречаются не в каждой деревне и стараются обосноваться там, где имеется нужная им глина.

Маслоделы.

(Касты: тели, тили и др.) В эту профессиональную категорию входят касты мусульман, индусов и лингаятов. Традиционная работа маслоделов – получение из семян горчицы, кунжута или арахиса масла для пищевых и косметических целей, а также жмыха на корм скоту. Касты маслоделов отличаются между собой типом деревянного пресса, которым они пользуются, числом животных, приводящих в движение пресс и т.д. Эти касты принято считать низкими, хотя некоторые из них, кто не занимается непосредственно отжимкой масла, но обрабатывают его, относятся к довольно высокой категории каст.

Нищенствующий монах.

(Касты: байраги, факир, госаин, косвами, джоги и др.) Милостыня приносит ее подателю божественное благословение, вне зависимости от вероисповедания и кастовой принадлежности его самого и ее получателя. Факирские касты охватывают как индусов, так и мусульман, байраги включают вишнуитов, другие касты – приверженцев второго направления в современном индуизме, шиваизма. Небольшие по численности, но делящиеся на множество сект и, видимо, отличающиеся пестротой происхождения, касты подобного рода встречаются повсеместно, во всех областях Индии, и часто занимают скромное, но почетное место в жизни деревенской общины. Многие нищие на улицах индийских городов отнюдь не принадлежат к традиционным категориям нищенствующих монахов – это одиночки из других каст, вынужденные изменить своей традиционной профессии.

Мусорщик.

(Касты: бханги, чандал, чурха и др.) Как уборщики мусора, помоев и фекалиев из домов и с улиц, эта наиболее оскверненная группа каст находится на самом дне индусской иерархии. Мусорщики часто жалуются на то, что происходят из очень высоких каст, но в какой-то момент случайно были осквернены. Считается, что они занимаются черной магией и обладают способностями медиумов. Часто они поклоняются богине-матери, занимающей нижние места в индуистском пантеоне. Мусорщики наиболее преуспели как уборщики ночных нечистот в городах и поселках, слишком бедных, чтобы построить канализацию.

Писец.

(Касты: каяштха, прабху и др.) «Бюрократические» профессии существовали с самых древних времен, но специализированные касты канцелярских служащих появились только в конце долгого периода мусульманского господства. Поддерживаемые кастами писцов мифы об их происхождении говорят о том, что они сложились на основе брахманских и других индусских каст высокого статуса, которые оказались настолько неортодоксальными, что пошли на тесное сотрудничество с правившими Моголами. За последние столетия многие писцы стали богатыми помещиками. Члены данной касты занимают крепкие позиции в администрации и во всех современных профессиях, требующих определенного уровня образования, но их доля в общей массе населения невелика.

Портной.

(Касты: дарзи, шимпи и др.) В Древней Индии не пользовались шитой одеждой. Старинное платье состояло из отдельных кусков ткани, которой обвертывали тело. Но неоднократные нашествия из Средней Азии плюс влияние ислама и Запада способствовали тому, что рубашки, майки, пиджаки и сшитые шапки и в меньшей степени брюки сделались привычным элементом мужского гардероба.

Касты портных, и мусульманские, и индусские, складывались медленно, на протяжении столетий, и процветали всякий раз, как менялась мода. По-видимому, в касту портных приходили или переходили, среди прочих, торговцы текстилем и набойщики тканей, и статус портновских каст определяло прежнее положение их членов.

Стиральщик белья (прачка).

(Касты: дхоби, парит и др.) Хотя всякий в состоянии попытаться восстановить чистоту своего заношенного платья, широко распространено мнение, что для стирки одежды, которую надевала и, следовательно, осквернила женщина во время месячных, необходимо пригласить стиральщика (точнее, его жену). Члены этой касты выполняют также ряд обязанностей в специальных церемониях: очищении дома после рождения ребенка, символической защите идола во время процессии, массировании маслом жениха и т.п.

Стирающие белье составляют десятки каст, отличающихся иногда способами его кипячения, глаженья и т.п. (техника массажа у всех одинаковая). В южных областях Индии они занимают среднее место в кастовой структуре, в которой располагаются выше парикмахеров, а на севере страны, где к ним реже прибегают для почетных церемониальных услуг, ставятся намного ниже, непосредственно над кожевниками и неприкасаемыми мусорщиками.

Водонос.

(Касты: бхисти, дхимар, джхинвар, кахар и др.) Касты, которые традиционно занимаются доставкой воды в дом, считаются «чистыми» слугами и находятся на средней или выше средней ступени иерархической лестницы. Водоносы-мусульмане пользуются козьими мехами, водоносы-индусы – только глиняными или металлическими сосудами. Многие из этих каст в Северной Индии предоставляют ряд других услуг, которые так или иначе связаны с их прямым ремеслом: носят паланкины в процессии, выращивают водяные каштаны, служат перевозчиками на реках, иногда промышляют рыболовством. Джхинвары – каста водоносов в штате Пенджаб, дхимар и кахар – в долине Ганга.

Ткач.

(Касты: кори, кошти, джуги, джулаха, сали, танти и др.). Многочисленные касты ткачей характеризуются отчетливо выраженной специализацией. Она зависит от того, используется ли шерсть, шелк или хлопок, какой обработке подвергается сырье, какие виды текстиля производят и т.п. Касты, изготавливающие более дорогостоящую мануфактуру, располагаются в городах, а те, кто выпускает грубые изделия, часто домотканые, обычно работают в деревне. Джуги и танти – основные ткаческие касты в Бенгалии, кошти и говорящие на телугу сали – в Махараштре, кори – в Уттар-Прадеше, мусульмане джулаха – в Пенджабе. У ткаческих каст разный социальный статус: от неприкасаемых или почти неприкасаемых до почетного места среди самых высоких каст. Ни одно другое ремесло не пострадало от конкуренции машинной промышленности в такой степени, как ткачество, и большинство кустарей вынуждены были оставить свое традиционное занятие и уйти на фабрики или искать другие способы заработка.

ЮЖНОИНДИЙСКИЕ КАСТЫ

Большинство профессиональных каст Южной Индии выполняет те же функции, что и на севере. Вместе с тем такие касты, как производители пальмового вина, играют видную роль на юге, а некоторые касты священнослужителей и землевладельцев обладают своими региональными особенностями. Ниже приводится описание ряда наиболее важных каст в Южной Индии.

Корзинщик.

(Касты: бавури, беллара, эрула, гудала, меда, параян и др.) Плетение корзин – традиционное занятие нескольких южноиндийских каст. Их социальный статус неизменно очень низкий, и некоторые из них считаются неприкасаемыми. Многие касты, занимающиеся изготовлением корзин, бамбуковых матов, ширм, опахал и других предметов из расщепленного тростника или бамбука, формировались на базе отсталых лесных племен. Эти этнические группы вынуждены были взяться за данное занятие после того, как создание заказников и сокращение площади леса заставило их активизировать экономические контакты с более развитым земледельческим населением. Корзинщики сохранили полукочевой образ жизни, они переходят от деревни к деревне, предлагая свою продукцию крестьянам. Обычно эти касты не прерывают былую связь с лесом, где заготавливают бамбук и тростник. Большинство корзинщиков овладело и другими профессиями. Термин «пария» (изгой) происходит от слова «параян», кастового названия неприкасаемых корзинщиков из штата Керала.

Брахман.

Положение большинства брахманских каст в Южной Индии почти такое же, как в Северной Индии, но ввиду того, что значительные территории на юге никогда не были завоеваны мусульманами, привилегии и верховенство брахманов сохранилось там в неизменном виде. Брахманы областей, где говорят на дравидских языках, делятся на тамильских, телугу (или андхра) и карнатакских, причем в число последних включают жрецов шивалли, говорящих на языке тулу. Эта региональная группа брахманов делится также на шиваитов и вишнуитов. Особое положение занимают брахманы намбудири, живущие в штате Керала и составляющие там земельную аристократию.

С ликвидацией правления местных князей брахманы намбудири стали проявлять большой интерес к политике, и член этой касты стал в Керале (и вообще в стране) первым коммунистом, занявшим пост главного министра штата. В других южноиндийских штатах, особенно в Тамилнаде и Карнатаке, оформилось мощное движение против занятия в правительствах штатов наиболее важных постов брахманами.

Крестьянин.

(Касты: бант, кург, камма, надувар, найяр, оккалига, реди, веллал, велами и др.) Возделывание земли не является монополией какой-то одной группы каст, и пахотные угодья многих деревень Южной Индии поделены между разными кастами, которые придерживаются сходной агротехнической практики. Но определенные касты, особенно те, которые имеют высокий социальный статус и обладают большим политическим весом, традиционно остаются главными собственниками земли. Члены этих каст презрительно относятся к любому физическому труду, кроме хлебопашества. В штате Андхра-Прадеш касты реди, кама и велами вовлечены в обработку основной части возделываемых площадей. В Карнатаке сходное положение с оккалигами, в округе Южная Канара того же штата важной земледельческой группой являются банты, а в штате Керала – найяры. Поскольку во многих частях Южной Индии не встречаются настоящие касты кшатриев, землевладельцы из среды крестьянских каст располагаются в иерархии каст сразу за брахманами, и на протяжении веков из их рядов выходили правители и местные вожди.

На уровне брахманов влияние санскритских традиций породило единообразие ценностей и обычаев на всей территории Индии. Однако не утратили силы различия между господствующими на местах крестьянскими кастами. Так, реди, велами, курги и веллалы придерживаются патриархальной семейной организации, а у найяров и бантов наследование имущества осуществляется по материнской линии. Семейная система найяров отличается в некоторых отношениях от ортодоксальной индуистской. До недавнего времени общепринятым обычаем у них была полиандрия, а легкость развода и повторный брак вдовы остаются нормальным явлением, в то время как в других местах подобная практика явно осуждается высшими индусскими кастами.

Священнослужитель.

(Касты: джангам, куруккал, пандарам, пуджари и др.) Помимо брахманов, в Южной Индии имеется несколько других каст, традиционно выполняющих профессиональные религиозные функции. В значительной части Карнатаки (Тамилнад), например в храмах, посвященных Шиве, обряды совершают жрецы секты лингаятов джангамы; как правило, брахманы в такие храмы не заходят. На дому джангамы возлагают на себя ритуальные обязанности только ради прочих членов лингаятской секты, брахманы же обслуживают также и небрахманские жилища. Джангамы тоже вольны выбирать любую из неоскверняющих профессий, и многие занимаются сельским хозяйством. Другой класс наследственных священнослужителей, называемых пуджари (по выполняемой ими функции отправления богослужения «пуджа»), встречается среди нескольких низших каст. Их религиозная деятельность ведется преимущественно в святилищах женских божеств, которым приносят в жертву животных.

Виноделы.

(Касты: гамалла, идига, изхаван, шанан, тьян, ята и др.) Во многих местностях Южной Индии самый популярный напиток – сок пальмы, который пьют и свежим и перебродившим; заготовка этого сока – традиционное занятие каст, составляющих в некоторых районах заметную часть населения. Обычно виноделы не имеют собственных деревьев и работают вместе с лавочниками, которые вносят плату за аренду и акцизные сборы. Часто виноделы просто нанимаются к ним на сезонную работу. Некоторые из более крупных каст виноделов, как тьяны на Малабарском берегу (штат Керала), занимаются также земледелием или отдельными видами ремесел. Поскольку брахманы и другие высшие касты отрицательно относятся к употреблению алкогольных напитков, кастовый статус виноделов невысок. В Керале существует официальное правило, по которому изхаванам отводится самое низкое положение в обществе. В то же время отдельные тьяны на Малабарском берегу в период британского господства достигли почетного положения и пользовались уважением. Впрочем, это не улучшило ситуацию в отношении места их общины в иерархической социальной структуре.

Каменщик и землекоп.

(Касты: одде, ваддар и др.) Каста бродячих землекопов, рабочих каменоломен, прудокопателей, проходчиков колодцев и дорожных строителей разбросана по всей Южной Индии. Веками говорящие на телугу ваддары, встречающиеся в наши дни на юге до района Мадурая в Тамилнаде, всегда активно участвовали в сооружении фортификаций, проведении ирригационных работ, прокладке железных и прочих дорог. В кастовой иерархии они стоят сразу перед неприкасаемыми, их жизненный уровень тоже очень низкий. Большинство общин ваддаров не располагает постоянными поселениями и имеет в своем распоряжении примитивные хижины, расположенные недалеко от места работы.

Вор и грабитель.

(Касты: каллар, корава, маравар и др.) Несколько каст называют «преступными», и до недавнего времени они находились под полицейским надзором. Часть из них все еще не оставила склонности к воровству и мелким правонарушениям. Однако есть и другие, которые даже называются каллары («воры»), но теперь перешли к земледелию, и за ними известны лишь отдельные случаи мелких краж. Каллары, одна из самых многочисленных каст южного Тамилнада, давно уже перешли к оседлому образу жизни. У них сохранились некоторые воинственные традиции, и их иногда нанимают сторожами, поскольку знакомство с воровскими приемами помогает им охранять чужое имущество. Маравары, компактно живущие в штате Тамилнад, одно время были профессиональными грабителями и наемниками, но и они с годами обратились к земледельческим занятиям.

Литература:

Видьяланкар С. Происхождение кастовой системы в Индии . – Вестник истории мировой культуры, 1958, № 3
Паниккар К.М. Очерк истории Индии . М., 1961
Касты в Индии . М., 1965
Боги , брахманы , люди . Четыре тысячи лет индуизма . М., 1969
Бишем А. Чудо, которым была Индия . М., 1977
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия . М., 1980
Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи ). М., 1982
Куценков А.А. Эволюция индийских каст . М., 1983
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности . М., 1985



замкнутые, эндогамные (см. Экзогамия и эндогамия) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. Статус социальный) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации - кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система с помощью религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, каждой К. разрешается только определенный род занятий. К. занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т. е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовые группы и одна внекастовая - неприкасаемые. С 1947 г. касстовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной. Каста - понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах: 1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, «открытую» систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества, Для нее, в отличие от «закрытых» кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус, «открытые» социальные границы и высокий уровень социальной мобильности, 2. как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (вьющий, низший и средний К,); 3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории - марксистская и веберовская. В марксизме К. используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения К. считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных К. - эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными К. капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия «класс в себе» - это К., члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и «класс для себя» - К., выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме К. - это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных. Веберовская теория К. альтернативна марксизму. М. Вебер рассматривал К. как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т. е., как и у Маркса, К. у Вебера - это «экономические классы». Однако отношение к собственности в веберозской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к К. порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. К., по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные «возможности жизни», прежде зсего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим - квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре «экономических класса»: К. собственников; К. интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий К. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо «экономических классов» и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и т. п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах (см. Стратификация социальная). В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения К. Здесь К. и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение - только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на К. составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как «постклассовое», подчеркивая то обстоятельство, что К. перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако, несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с К., обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

Важной особенностью формирования феодальных отношений в Индии является постепенное оформление кастового строя. Касты - замкнутые общественные группы, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни, принадлежность к которым членов общества определяется их происхождением и наследуется,- существовали в той или иной форме и у некоторых других пародов древности (например, в Египте с конца Нового царства ). Но в Индии кастовый строй сложился в наиболее законченном виде.

Касты (ВИ, 1957)

Каста - португальское слово (означающее род, племя, происхождение), является переводом слова джати, которым в Индии назывались в феодальный период и называются сейчас замкнутые группы людей, объединённых единством профессии или сословным положением. Зародившись в глубокой древности, касты приняли строгие формы именно в средние века. Ни один человек не мог быть вне той или иной касты. Переход из одной касты в другую не допускался. Всей жизнью касты руководили старшины и кастовые советы (панчаяты).

Варны

Постепенно стало определяться деление всех прежде равноправных свободных на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. Эти общественные группы назывались варнами *. Родоплеменная аристократия, захватившая монополию на прежде выборные общественные должности, составила две привилегированные варны - брахманов, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатриев, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну- вайшьев.

Каста (Тавадов, 2011)

КАСТА (португ. casta - род, поколение, от лат. castus - чистый) - замкнутая группа людей, связанных единством наследственной профессии и общественного статуса. Браки, как правило, заключаются лишь внутри этой группы. Кастовая система является формой социальной стратификации, при которой касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Низшие страты кастовой системы характеризуются понятием «неприкасаемые», поскольку они исключены из практики очищающих ритуалов. В рамках такой иерархической системы каждая каста выступает как ритуально более чистая, нежели расположенная ниже ее. Кастовая система представляет собой пример закрытости социальной, когда доступ к благосостоянию и престижу оказывается закрытым для социальных групп, исключенных из очищающих ритуалов, причем такая ритуальная сегрегация подкрепляется правилами эндогамии...

Каста (Райзберг, 2012)

КАСТА (португ. casta - род, поколение) - 1) обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов; религиозная каста; 2) замкнутая общественная группа людей, связанных выполнением особой работы, социальной функции, которая отстаивает свои привилегии, интересы, затрудняет или запрещает доступ в нее посторонних лиц; 3) привилегированная группа, обладающая особым положением.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 210.

Каста (КПС, 1988)

КАСТА (португ. casta - род, поколение, от лат. castus - чистый) - 1) замкнутая группа людей, связанных единством наследственной профессии и общественного статуса. Касты жрецов, земледельцев, ремесленников, торговцев и др. существовали в ряде стран. Кастовый строй - источник унижения и бедствий для многих людей. Ныне кастовые пережитки еще не преодолены в Шри-Ланке, Японии и др.; 2) (перен .) та или иная социальная группа буржуазного общества, стремящаяся к замкнутости и отстаивающая свои привилегии (например, каста офицерства, аристократов).

Кастовая система в средние века

КАСТОВАЯ СИСТЕМА. Особенностью социальной структуры средневековой Индии была кастовая система. С древности сохранилось деление общества на четыре варны: (жрецы), кшатрии (воины), (ремесленники, земледельцы и торговцы) и (зависимые). Однако, по крайней мере с начала нашей эры, это четырехварновое деление общества превратилось просто в одну из форм классификации различных каст («джати», букв, «рождение» и «происхождение»). Принадлежность к касте определялась происхождением. Кастой была любая группа людей (придерживавшихся эндогамии), претендовавшая на определенный вид труда или социальной деятельности как на свое «кастовое» занятие, имевшая ясное сознание своего противопоставления другим группам. Большинство торгово-ремесленных каст обязано своим происхождением разделению труда...

gastroguru © 2017