Антропонимическая характеристика русских фамилий. Что такое ономастика Как называется наука которая изучает собственные имена

Фамилия - наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только горстки аристократов. А всей массе простого народа "предков не полагалось". Но миллионы людей вправе гордиться своими предками, их трудом.

Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег и товарищей. Со страниц газет, из радио- и телеэфира мы принимаем их еще в большем количестве - сотни и даже тысячи. Это связано с важнейшей социальной функцией фамилий. Так как же появились российские фамилии?

Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы, называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова

Anatropous - "человек" и oputa - " имя". Антропонимика является одной из разновидностей специального раздела - ономастики, название которого переводится с греческого как "искусство давать имена". Ономастика изучает не только личные имена людей, но и названия населенных пунктов, рек, стран, звезд и другие имена собственные.

По мнению ученых, российские фамилии можно разделить на следующие основные группы:

1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских.

Подавляющее большинство русских фамилий образовано от христианских православных имен, содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного святого, т.е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью в строго определенный день года. Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство личных имен, т.е. имен христианских, заимствовано из древнееврейского, древнегреческого и латинского языков.

Очень часто в Древней Руси человека называли не только полным крестильным именем, а также одной из его производных форм, относящихся к типу имен, которые условно называются уменьшительными. В действительности такие имена были просто обиходными, или внутрисемейными. По традиции, после того как имя, крестильное или мирское, переходит в состав отчества и становится фамильным прозвищем, для окружающих во многих случаях становится непонятным смысл основы прозвища и нередко для толкования фамилии выбирается более понятная для современников основа. фамилия имя антропонимический

  • 2. Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские . Мирские имена пришли из языческих времен, когда имен церковных не существовало: многие из них были просто именами собственными, другие возникли как прозвища, но потом их основа забылась и они стали просто именами. Третьи имена суеверные родители давали своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем: тут-то и появились князья по имени Батрак и Голик, священники по имени Черт и Сатана и, наконец, многочисленные Дураки и Оболтусы, которые таковыми не являлись. Одна была забота у родителей: пусть ребенок благополучно избежит тех бед, которые забирает на себя данное ему имя. Имея официальное христианское имя, люди получали также мирские древнерусские имена: Медведь, Кобыла (имя родоначальника царской династии), Ворона, Телега, Лопата, Дуб, Орех, Болото, Кисель, Солома, Мочало (размоченные волокна липы), Рогожа и т.д. Все они не отражали каких-либо качеств их носителя, а были, как правило, обособленными от их первоначального значения. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от мирского имени отца. Популярность мирских имен была столь высока, что в результате к середине XIX столетия, когда процесс формирования русских фамилий практически завершился, оказалось, что фамилии, образованные от нецерковных имен, составляют значительную их часть. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших дней.
  • 3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался. Профессиональные прозвища существовали на Руси с незапамятных времен. После принятия христианства, то есть с появлением обязательных крестильных имен, выполняли функцию дополнительных прозваний, и в официальных документах помогали выделить конкретного человека в массе людей, носивших такое же крестильное имя, а в обиходе нередко полностью заменяя крестильные имена, которые были менее многочисленны и поэтому часто повторялись. Эти прозвища дополняли крестильные имена и, в некотором смысле, выполняли функцию фамилий до середины XVIII века. В условиях, когда основная часть хозяйств на Руси имела "натуральный" характер, а понятие "образованный" для большей части населения просто не существовало, мастера-ремесленники сильно выделялись из общей массы крестьян и пользовались в народе большим уважением, а потому и прозвище это быстро приживалось в применении к их потомкам. Естественно, фамилии такого типа возникали, прежде всего, в средних слоях общества - в среде купцов, ремесленников и мастеровых. Но иногда, причем уже в XVI веке "профессиональные" фамилии получали и представители дворянства.
  • 4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия - городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.).

Во времена, когда фамилий не существовало, такой тип прозвищ наиболее четко обозначал нового человека, появившегося в среде местных жителей, поэтому именно такие прозвища раньше всего начали выполнять функцию фамильных, то есть семейных имен. Фамилии, восходящие к географическим названиям, принадлежат к одной из групп наиболее древних русских фамилий; некоторые из них прослеживаются вплоть до XV века. Доля дворянских и знатных фамилий в этой группе гораздо больше, чем в любой другой. Такие прозвища, как и нецерковные имена, выполняли долгое время роль второго, мирского имени.

5. Фамилии, принадлежавшие православному духовенству. Такие фамилии появлялись на протяжении XVII -XIX вв. в среде русского православного духовенства. Искусственные фамилии иногда давались вместо уже имеющихся или присваивались в духовных училищах ученикам, ранее не имевшим фамилий. Поскольку православные священники могли вступать в брак, то их искусственные фамилии наследовались детьми и таким образом получали дальнейшее распространение. Изобретательность людей, дававших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны и необычны, но и нередко очень живописны. Зачастую они давались вопреки традициям русской языковой культуры, поэтому легко узнаваемы в общей массе российских фамилий. Такие фамилии образовывались от названия местности, города или села, откуда прибыл ученик, от имен святых, от названий церковных праздников, от экзотических животных и растений, от имен античных богов и героев и т.д. Кроме того, необычайно популярны были и фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста. Самую многочисленную группу семинарских фамилий составляют фамилии "географические". Сравнительно немногие фамилии из них произведены от имен епархиальных и вообще больших городов, так как не было оснований при большом числе учеников - уроженцев этих городов давать кому - либо одному из них фамилию, по имени общего для них всех города. Поэтому в основной массе семинарских "географических" фамилий, записанных в Российских Епархиальных Ведомостях, упоминается едва ли не больше половины общего числа российских сел и уездных городов; фамилии же, произведенные от названий губернских городов и просто крупных городов, означают большей частью пришельцев из других епархий.

После анализа и исследование происхождение имен и фамилий, мы хотим рассказать про историю и значение наших.

Слово ономастика произошло от греческого слова, в переводе обозначающего «имя». Как наука ономастика изучает имена собственные, т.е. имена людей, названия животных, народов, географических объектов. Та часть ономастики, которая посвящена изучению названий рек, гор, поселений и прочего, выделяется в отдельную науку – топонимику.

Собственные имена охватывают значительную часть нашей жизни. Имена даются не только всему, что создает человек, но и географическим объектам, включая и те, что находятся за пределами земного шара. Происхождение названий рассматривается в комплексе, как с точки зрения этимологии, так и с точки зрения логики.

Среди имен собственных можно проследить специфические особенности их сохранения и передачи. Именно поэтому их исследования важны с научной точки зрения. Происхождение названий может быть полностью забыто, и само название может никак не связываться с другими словами того же языка. Однако при всем при этом имя собственное сохраняет свое социальное значение, т.е. служит понятным указанием на определенный предмет.

Имена собственные могут быть очень устойчивы. Часто на них не влияет ни революционные изменения в языке, ни даже полная смена одного языка другим. Например, в русском языке по-прежнему существуют названия подобные названиям рек Волга или Дон, которые с точки зрения русского языка не имеют какого-либо значения. Однако после этимологических разъяснений можно проследить их скифское происхождение. Благодаря таким исследованиям становится возможным восстановление характера языка, преобладавшего в момент создания какого-либо названия, а также выяснение многих других аспектов.

Так ономастика собирает ценнейший материал для истории, позволяя прослеживать пути миграции народов и давая представление о том вкладе, который внесли в построение культуры не только существующие сейчас, но и уже исчезнувшие народы. В качестве примера можно сказать, что анализ происхождения названий русских городов (например, Вышний Волочек) позволяет судить о существовавших в той эпохе транспортных путях, а исследования названий различных географических объектов на Восточно-Европейской равнине показывают влияние скифской культуры на русский язык.

Таким образом, ономастические исследования в большей мере направлены на выявление путей миграций и мест расселения народов в былые времена, а также на определение существовавших тогда контактов между культурами и исследование древних языков. Зачастую только по ономастическим исследованиям можно судить об исчезнувших языках и народа.

Однако этим поле деятельности ономастики не заканчивается. В литературных произведениях содержится очень богатый материал для изучения имен собственных, нацеленных отражать разные стили и творческие методы. Достаточно упомянуть целый набор «говорящих» имен и названий, таких как Скотинин, Собакевич или Чичиков, имена

Собственные имена людей (Пётр Николаевич Амехин, Иван Калита , Игорь Кио , Рюрик ) исследует антропонимика .

Этнонимика

Названия народов и племён.

Космонимика

Наименования зон космического пространства - созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный Путь , Плеяды , Галактика Андромеды ) анализирует космонимика. Весьма часто термин космоним употребляют как синоним астрониму .

Астронимика

Названия космических объектов, или отдельных небесных светил (Солнце, Луна , Юпитер , комета Галлея , малая планета (астероид) Веста, карликовая планета Церера, звёзды Толиман или Сириус ) изучает астронимика.

Зоонимика

Собственными именами животных, их кличками (Шарик, Мурка, Квадрат, Звёздочка, Донгуз ) занимается зоонимика.

Хрематонимика

Собственные имена предметов материальной культуры (алмаз Орлов, меч Дюрандаль, пушка Гамаюн ) стали объектом изучения хрематонимики.

Теонимика

Собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог , Зевс ) изучает теонимика.

Карабонимика

Изучает собственные имена кораблей, судов и катеров (Аврора , Варяг , Бородино , Память Меркурия и т. д.). Термин предложил Алексушин в противовес предложенным ранее терминам наутонимика и каронимика.

Эргонимика

Изучает наименования деловых объединений людей. Например, эмпоронимы - названия магазинов, фирмонимы - названия фирм. Сюда же относятся названия парикмахерских, баров, кафе, бильярдных клубов, благотворительных организаций и др.

Прагматонимика

Изучает наименования товаров и других результатов практической деятельности людей. Например, парфюмонимы - названия парфюмерной продукции, ароматов (Chanel , J"adore, Lauren ), чоконимы - названия шоколадной продукции (Кара-Кум , Метелица, Ласточка ).

Функции ономастики

Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов . Исследование имён собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции - служить простым индивидуализирующим указанием на определённый предмет - имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, то есть при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср., например, такие названия рек в русском языке, как скифское «Дон», финно-угорские «Москва», «Волга» и т. д.).

Отсюда - огромная устойчивость имён собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного языка, но даже при полной смене языка одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путем этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер языка, на котором было впервые создано соответствующее наименование.

Историческая ономастика

Ономастика даёт, таким образом, ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях. Анализ географических названий южной части Восточно-Европейской равнины приводит к положительному решению вопроса о скифском вкладе в русский язык. Анализ названий русских городов по Великому водному пути (типа «Вышний Волочёк ») позволяет установить особенности речного транспорта соответствующей эпохи и т. д. Топонимика (особенно гидронимика) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Литература

В России исследования по ономастике публикуются во всероссийском журнале «Вопросы ономастики », издаваемом и Уральским государственным университетом им. А. М. Горького , где создана крупнейшая научная школа в области топонимики .

См. также отдельные работы:

  • Алексушин Г. В. Имя твое неизвестно… // Таможня. - 2007. - № 17. - С. 30-31. (по таможенной карабонимике).
  • Алексушин Г. В. С самарскими именами на борту. История Самарской губернии - в названиях кораблей // Свежая газета. - Самара, 2007. - № 1. - С. 14. (по региональной карабонимике).
  • Алефиренко Н. Ф. О природе ономастической семантики // Ономастика Поволжья: Тез. докл. VIII междунар. конф. Волгоград, 8-11 сент. 1998 г. / Отв. ред. В. И. Супрун. - Волгоград: Перемена, 1998. - С. 165-168.
  • Баранов И. Ю . Русские женские имена в эргонимии // Ономастика Поволжья: Тез. докл. XII междунар. конф. - Казань, 2010.
  • Баранов И. Ю. // Слово и текст в культурном сознании эпохи: Сб. научных трудов. Часть 4. - Вологда: Легия, 2010.
  • Березович Е. Л. Топонимия Русского Севера: Этнолингвистические исследования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. - 340 с.
  • Березович Е. Л. Этнолингвистическая проблематика в работах по ономастике (1987-1998) // Известия Уральского гос. ун-та. Гуманитарные науки. - 1999. - № 13. - Вып. 2.
  • Березович Е. Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 532 с.
  • Бондалетов В. Д. Русская ономастика: Учеб. пособие. - М .: Просвещение , 1983. - 224 с. - 45 000 экз.
  • Бояркин В. Д. Фразеологические единицы с ономастическим компонентом в современном русском литературном языке: Дисс. … канд. филол. наук. - Л. , 1987. - 220 с.
  • Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. - М .: Наука, 1974. - 382 с.
  • Восточнославянская ономастика / Отв. ред. А. В. Суперанская. - М .: Наука, 1972. - 367 с.
  • Восточнославянская ономастика: исследования и материалы / Отв. ред. А. В. Суперанская. - М .: Наука, 1979. - 350 с.
  • Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике. - Екатеринбург, 1998. - 375 с.
  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I-IV. - М ., 1955.
  • Дмитриева Л. И., Щербак А. С. Ономастика Тамбовской области. Опыт энциклопедии: В 2 ч. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001-2002.
  • Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур. - М .: Р. Валент, 2001. - 200 с. - ISBN 5-93439-046-5 .
  • Историческая ономастика / Отв. ред. А. В. Суперанская. - М .: Наука, 1977. - 308 с.
  • Катанов Н. Ф. Указатель собственных имён к словарю В. В. Радлова. - СПб. , 1868.
  • Климкова Л. А. Диалектолого-ономастическая работа в вузе и школе (Методические рекомендации). - Арзамас, 1988. - 91 с.
  • Ковалёв Г. Ф. Инструкция по собиранию регионального ономастического материала // Край Воронежский: история и традиции. - Воронеж, 1996. - С. 64-65.
  • Кондратьева Т. Н. Метаморфозы имени собственного: Опыт словаря. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1983. - 111 с.
  • Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. - Волгоград: Перемена, 2004. - 288 с. - ISBN 978-5-86547-087-8 .
  • Курилович Е. Положение имени собственного в языке // Курилович Е. Очерки по лингвистике. - М .: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. - С. 251-266.
  • Лебедева Е. С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся // Русский язык в школе. - 2000. - № 2.
  • Лосев А. Ф. Философия имени. - М .: МГУ, 1990. - 269 с.
  • Матвеев А. К. Методы топонимических исследований. - Свердловск: УрГУ, 1986. - 100 с.
  • Матвеев А. К. Субстратная топонимия Русского Севера: В 3 ч. Ч. 1, 2. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.
  • Намитокова Р. Ю. В мире имён собственных: Лингвистические беседы по краеведению. - Майкоп: Адыгейское кн. изд-во, 1993. - 184 с.
  • Намитокова Р. Ю. Региональная ономастика: Учебно-методическое пособие. - Майкоп, 2005. - 70 с.
  • Никонов В. А. Имя и общество. - М .: Наука, 1974. - 278 с.
  • Отин Е. С. Словарь коннотативных собственных имён. - Донецк: Юго-Восток, 2004. - 412 с. - ISBN 966-8278-87-9 .
  • Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М .: Наука, 1978. - 198 с.
  • Русская ономастика и ономастика России. Словарь / Под ред. О. Н. Трубачёва. - М .: Школа-пресс, 1994. - 288 с. - ISBN 5-88527-066-X .
  • Рут М. Э. Образная номинация в русском языке. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. - 144 с. - ISBN 5-7525-0223-3 .
  • Рут М. Э. Русская народная астронимия. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1987. - 67 с.
  • Рут М. Э. Звёзды рассказывают о Земле. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. - 47 с. - ISBN 5-7525-0137-7 .
  • Рут М. Э. Имена и судьбы. - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. - 125 с. - ISBN 5-7529-0657-1 .
  • Сафаралиева Э. Я. Как тебя зовут? - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994.
  • Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. Т. 1-7. - М ., 1974-2003.
  • Суперанская А. В. Как Вас зовут? Где Вы живёте? - М .: Наука, 1964. - 94 с.
  • Суперанская А. В. Ударение в собственных именах в современном русском языке. - М .: Наука, 1966. - 360 с.
  • Суперанская А. В. Структура имени собственного. Фонология и морфология. - М .: Наука, 1969. - 206 с.
  • Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. - М .: Наука, 1973. - 366 с.
  • Суперанская А. В. Имя - через века и страны. - М .: Наука, 1990. - 190 с. - ISBN 5-02-011018-3 .
  • Суперанская А. В., Сталтмане В. Э., Подольская Н. В., Султанов А. Х. Теория и методика ономастических исследований. - М .: ЛКИ, 2007. - 256 с. - ISBN 978-5-382-00204-0 .
  • Супрун В. И. Краеведческая ономастика // Духовная культура: проблемы и тенденции развития. - Сыктывкар: Изд-во Сыкт. гос. ун-та, 1994.
  • Супрун В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. - Волгоград: Перемена, 2000. - 172 с. - ISBN 5-88234-390-9 .
  • Ташицкий В. Место ономастики среди других гуманитарных наук // Вопросы языкознания . - М ., 1961. - № 2.
  • Унбегаун Б. Русские фамилии / Пер. с англ. Общ. ред. Б. А. Успенского. - М .: Прогресс, 1989. - 443 с. - ISBN 5-01-001045-3 .
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I-IV. - М ., 1964-1973.
  • Флоренский П. А. Имена. - СПб. : Авалонъ, 2007. - 332 с. - ISBN 978-5-94860-067-3 .
  • Чичагов В. К. Из истории русских имён, отчеств и фамилий (вопросы русской исторической ономастики XV-XVII вв.). - М .: Учпедгиз, 1959. - 130 с.

Примечания

См. также

  • Список российских ономастов

Ономастика программного обеспечения

Ссылки

  • «Ономастика России» (Проверено 25 августа 2012)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ономастика" в других словарях:

    - (от греческого onoma «имя») раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть О., посвященная изучению географических названий, обычно… … Литературная энциклопедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Ономатология Словарь русских синонимов. ономастика сущ., кол во синонимов: 7 антропонимика (2) … Словарь синонимов

    - (от греческого onomastikos относящийся к наименованию), 1) собственные имена различных типов антропонимы, топонимы и др. (смотри Антропонимика, Топонимика). 2) Раздел лексикологии, изучающий собственные имена … Современная энциклопедия

Происхождение человеческих имен изучает антропонимика — один из разделов науки ономастики.

У каждого народа имеется свой особый «набор» имен. Но и внутри этого «набора» имеются свои «малые наборы» имен - в зависимости от района, социального происхождения, образования, наконец, даже года рождения.

Так, Иннокентий — это типично «сибирское» имя, так же, как и фамилии от «их» (Долгих, Сухих). До XX пока «простонародные» женские имена в России были Агафья, Фекла, Матрена, в то время как Тамара или Елена были именами «благородными», а имя Валентина считалось привилегией монахинь и в миру почти не употреблялось. После Октябрьской революции появились имена Аэлита, Октябрина, Вилена, Нинель, Азурита и даже Идея, Руина, Энергия.

Антропонимика как наука об именах людей

Русские имена являются бесценным источником и для историков, и для социологов, и для лингвистов. Поэтому антропонимика как наука, изучающая имена людей — объект пристального внимания многих ученых.

Русь приняла христианство около тысячи лет назад. Но неканонические имена оставались у русских на протяжении многих веков вплоть до конца 17 века - только к этому времени языческие имена были полностью запрещены. Однако и в самом официальном списке христианских имен то и дело попадаются имена славян, скандинавов, скифов.

Приведем несколько ярких примеров, звучащих порой курьезно. Православная церковь канонизировала трех скифов, погибших за веру, по имени Инна, Пинна и Римма. Окончание на гласную «а», как правило, характерно для женских имен. И священники стали давать имена мужчин-скифов… женщинам, крестя их как «рабу божию Римма» и «рабу божию Инна». С тех пор и поныне эти имена остались женскими.

В святцах есть имя Зотик, от греческого «Зотикос». Но суффикс -ик в русском языке имеет уменьшительно-ласкательное значение. Вот почему в живом языке и в документах стало употребляться имя Зот. Подобная же история произошла со словом зонтик, превратившемся в зонт, хотя источник его - голландское «зондек», то есть «покрышка от солнца».

В святцах числится Тамарь Великая. На Руси имя Тамарь не употреблялось - око превратилось в Тамару.

Подобный рассказ об удивительных превращениях имен потребовал бы, пожалуй, целой книги. А ведь у каждого народа есть своя система имен, своя «именная» история. Причем принципы наименования в различных языках отличаются от русской именной системы.

gastroguru © 2017