Тату лиса: значение и фото. Лис, животное

Содержание: Образ лисы - воплощение хитрости без коварства . Такому восприятию способствовали многочисленные сказки и легенды, в которых лиса неизменно пыталась обмануть главного героя. Этот хищник стремился к своей цели, используя хитрые уловки но, не прибегая к крайним мерам.
Вместе с тем, в символике восточных народов лиса практически обожествлялась.
Лиса - красивое небольшое хищное животное с ярким пушистым хвостом. Многие находят этого зверя очень милым.
Внешняя привлекательность животного, образ полный иногда противоположных смыслов объясняют популярность татуировок с лисой.

Кому подойдет? Символ подойдет целеустремленным личностям, способным к нестандартному мышлению .
Ум, скорость и обаятельность - неотъемлемые качества символа и человеку, который его выбрал придется им соответствовать.

Места и стиль татуировки. Изображение лисы универсально и отлично смотрится на мужчинах и девушках.
Выделить самый популярный стиль очень сложно. Может показаться, что должны преобладать фото ярких цветных татуировок, но на удивление черно-белые эскизы пользуются почти такой же популярностью.
Геометрический тату стиль - когда небольшие фигуры, состоящие из прямых линий, вместе складываются в одно изображение смотрится очень эффектно.

Значение символа

Общее значение, несмотря на свою многозначность, в большинстве случаев несет положительное значение.
Такая татуировка в современном значении:
  • Совмещение зла и добра;
  • стремление к развитию одновременно в уме, ловкости и смекалке;
  • целеустремленность;
  • мудрость и уверенность
Значение татуировки зависит от выражения мордочки и положения зверя в эскизе.
Оскал - скорее коварство, чем хитрость.
Если основной акцент в тату делает на морде зверя - любопытство и ловкость.
Лисий хвост - ловкость и проворство.
Прищуренные - хитрость и смекалка.
Изогнутое тело - обольстительность и привлекательность.
Лиса, свернувшаяся в клубок - нежность и уязвимость.

Символ в истории: На Руси , её называли плутовкой и обманщицей.
В ряде западных стран , во времена "святой" инквизиции она символом дьявола.

Лиса в китайском стиле:
Мужчины в Китае такой татуировкой украшали свое тело в качестве защитного "оберега". Лиса здесь символизировала удачу и долголетие. Существовала даже пословица «где не водится лис, не стоит основывать деревни».
Китайская лиса для женщин - символ хитрой и коварной разлучницы. Считалось, что этот символ помогает соперницы в обольщении мужчин и разрушает семьи.

Девятихвостый лис - это символ перевоплощения. Существует миф согласно которому лиса раз в 1000 лет способна перевоплощаться в юношу или девушку удивительной и ни с чем не сравнимой красоты.
Количество хвостов в символе может быть или 3 или 9. В современном значении - это защита от денежных неудач и любовных фиаско.


В японском стиле - изначально символ плодородия и процветания. Считалось, что лис помогает Инари (богиня рисовых полей). Фигурки риса можно было встретить в жилище почти каждого земледельца.
Сейчас символ означает тягу с саморазвитию одновременно в разных направления: смекалка, скорость, силу духа и наблюдательность.

Лиса в кельтском стиле . Здесь символ считается надежной защитой от воров и грабежа. Считалось, что татуировка этого зверя способствует развитию интуиции у воинов.
Для кельтов символ означал мудрость и знание о потусторонних мирах.

В ряде индейских племен , лиса считалось священным животным. Прямо, как корова в Индии. На самом деле такое отношение со стороны индейцев не удивительно. Ведь лиса помогла накопить много знаний о полезности тех или иных трав.
Ценилась хитрость и осторожность лисицы. Тату с оскалом зверя являлась символикой шаманов и "врачей".

Для северных народов , лиса олицетворение новой жизни. Считалось, что символ помогает будущим матерям.
У скандинавов существует миф, согласно которому лиса смогла обхитрить бога коварства и обмана по имени Локки. Лиса смогла украсть у него огонь.
В символике этих народов встречается изображение браслета из двух лисиц. Таким браслетом пользовались шаманы и прорицатели. Считалось, что он развивает интуицию и позволяет распознать ложь.

У Египтян образом лисицы обозначали посредника между небом и землей, бога Толока.

В Перу - символизирует возможность управлять человеческим сознанием.
В Корее - женский шарм и привлекательность, иногда распущенность.
В Древнем Риме - символ дьявола.

Значение для девушек и мужчин

Перед тем, как вы определитесь с эскизом и местом для своей будущей татуировки, давайте вспомним, что существует несколько разновидностей лис. Самыми привычными для нас являются рыжие лисы .

Более суровый вид у черно-бурых лисиц. Внешний вид белых лисиц - воплощения дружелюбия и игривости. Их изображение подойдет для веселого эскиза.

Маленькая лисичка с большими ушами называется фенёк . Этот зверь обитает в пустынях Северной Африки, а не в лесах, как все прочие его собраться.

Серая лиса - очень красивый и грациозный зверь. К традиционной рыжей окраске добавляется "плащ" серого цвета и черный кончик хвоста. Выражение мордочки такого зверя всегда спокойно и немного нагловато.

Девушки чаще выбирают изображение грациозной и изящной хищницы с изогнутым телом. Считается, что символ помогает представительницам прекрасного пола в нелегком деле обольщения сильной половины человечества.
Мужчинам же знак придает сил на пути к своей цели.
Вместе с этим, важно помнить, что основное значение символа - это хитрость. Причем хитрость не как крайняя мера, а как стиль жизни. Человек с этим символом будет хитрить, даже если это не требуется, просто из "любви к искусству".

Для девушек татуировка с лисой несет значение хитрости и обольщения. Лиса, которая свернулась в клубок - робкая, нежная и немного застенчивая девушка. Ветреность и непостоянство, тоже можно назвать отличительными чертами этого знака.
Для женщин символ лисы означает двойственность. Как сам зверь может быть диким или домашним. Так и человек с такой татуировкой может быть преданной женой или развратной обольстительницей.
Двойственность символа проявляется и в характере: девушка может выглядеть милой, игривой и нежной. Но, обидчикам такой особы придется очень не легко.

Символ подходит для девушек, которым свойственен эгоизм и уверенность в своих силах. Изображение лисы подходит человеку с чертами характера:

  • Хороший ум;
  • Хладнокровие;
  • Грация;
  • Сексуальность;
  • Хитрость, вызывающая восторг окружающих;
  • Пластика;
  • Храбрость;
  • Желание выделиться из толпы.
Для мужчин значение меняется на ловкость, смекалку и целеустремленность. Иногда мужчины, выбирают изображение ли’са (Лис - самец лисы).

Выразить пол животного в эскизе не сложно, если использовать фантазию. Например, можно изобразить животное одетое в смокинг или с огромной сигарой в руках, для последнего, конечно лучше всего подойдет изображение в мультипликационном виде. Но, неплохо конечно, учитывать значение и этого символа.

Татуировка с лисОМ означает - «одна любовь на всю жизнь». Т.к. и в живой природе эти звери правда являются "однолюбами".

Место на теле: где бить лису?

Руки - наверное, самое популярное место для таких татуировок. Лиса отлично смотрится на плечах, запястьях или предплечье.

В ряде западных стран такая татуировка распространена в бизнес среде. Считается, что этот знак поможет развить необходимые для предпринимателя качества.


Татуировка с изображением лисы на ногах - женская татуировка. Символичные и знаковые для человека тату редко располагают на ногах. В основном цель таких тату - украшение.

Тату небольших размеров лучше располагать на стопах, голени или икрах. Крадущаяся лиса будет эффектно смотреться в области бедра .


Огромное количество фото и эскизов с изображением лисы, вы найдете в нашем .

Значение в тюрьме:

В местах лишения свободы, как известно, свое особое отношение к тату-культуре.
Аббревиатура «Л.И.С.» - «Любовь и смерть»
Изображение лисы означает хитрость заключенного, его склонность к коварству. Иногда, такой символ является знаком опытного карточного игрока или шулера.

Видео

Пятиминутный видео ролик: девушке делают татуировку с изображением морды лисы на ноге:

Видео-коллаж из фотографий и эскизов для тату с изображением лисы:

В славянском гороскопе, насчитывающем 16 животных, Крадущийся лис покровительствует 1937, 1953, 1969, 1985, 2001, 2017 годам. Этот хищник символизирует огонь – стихию, способную разрушать и созидать.

По древнему зороастрийскому гороскопу, состоящему из 32 животных-тотемов, 28 год цикла возглавляет лиса (1933, 1965, 1997). Он следует за годом Орла и предшествует году Дельфина. Цвет года – голубой; его покровитель – Веда – дух ветра, развеивающего печаль. Это время благоприятное для тех, чей тотем – хищник. Знаменуется рождением людей с неординарной судьбой.

Согласно кельтскому гороскопу, даты рождения «лисиц» — с 18 марта по 14 апреля. Бодрые, смелые и энергичные, они могут приспособиться к меняющимся обстоятельствам, извлечь выгоду из текущей ситуации. Сильные духом, но в то же время и сострадательные.

Если говорить о привычном для нас зодиакальном гороскопе, то лиса может быть символом знака Телец – из-за хитрости, ему присущей.

Проявление тотема в мифологии

В мифологических и сказочных сюжетах лисица может выступать как положительным, так и отрицательным персонажем.

В Китае животное символизировало загробную жизнь. Японцы почитали лису как духа дождя и посланника бога риса Инари, символ долголетия.

В древнегреческом мифе говорится о неуловимой тевмесской лисице-людоеде, справиться с которой смог лишь пес Лайлапс. В скандинавской мифологии эта хищница сопровождает хитроумного и коварного бога огня Локи.

У древних славян лиса почиталась как воплощение богини судьбы и урожая Макоши. Это животное – популярный персонаж русских народных сказок («Лисичка-сестричка», «Лиса Патрикеевна», «лиса-кума»), причем не всегда отрицательный.

В христианстве лиса ассоциировалась с нечистой силой из-за своего ярко-рыжего меха, напоминающего огонь ада, и хитрости.

Описание тотема

Символика знака: плодородие, обольщение, хитрость, коварство, проницательность, изощренный ум, изобретательность.

Период активности: ночь, вечерние и предрассветные сумерки.

С древнейших времен и по наши дни с лисицей ассоциируется хитрость и изобретательность. Она активна в сумеречное время, когда людям открыт доступ в мир волшебства, это означает, что тотем поможет вам познакомиться с ним ближе.

Острый слух дает возможность лисице услышать невысказанное. Превосходное зрение поможет не только разглядеть суть любого человека, но и увидеть посланцев из волшебного мира. Прекрасное обоняние этой хищницы откроет способности к занятию ароматерапией.

Лисица – олицетворение женской магии. Она поможет представительницам прекрасного пола развить женственность, эффективно использовать свои творческие способности.

Охотница лиса может передвигаться бесшумно, от нее человек может перенять это свойство – появляться и уходить незамеченным. Теплый и густой мех надежно защищает животное от холода. Поэтому она научит, как спасаться от всего того, что кажется холодным – взглядов, слов, ощущений, черпая тепло и уют в собственной душе.

Лисица поможет вам стать гармоничной личностью, покажет, как действовать в своих интересах. Под ее влиянием вы перестанете зависеть от мнения окружающих, начнете заботиться не только о других, но и о себе, прекратите заниматься «самокопанием». Жизнерадостная и активная, она покажет, как жить с удовольствием, находя радостные моменты в каждом прожитом дне.

Антитотем, обладающий противоположными качествами, — это серый кролик либо ласка . Отличительное свойства этого грызуна – обжорство, ненасытность, тупость. Ласка отличается приспособленчеством и подхалимством, жадностью, похотливостью.

Говоря о совместимости тотемов между собой, следует вспомнить образ жизни и привычки этих животных. Так, лиса-хищница будет комфортно чувствовать себя в компании волка или тигра, а вот выстроить отношения, допустим, с домашней птицей петухом ей будет уже сложнее.

Знаменитости, родившиеся в год Лисы: Антонио Вивальди, Ганс Христиан Андерсен, Иван Крамской, Юрий Гагарин, Уолт Дисней.

Характеристика человека, родившегося в год Лисы

Внешность

Люди-«лисы» часто имеют тонкие черты и узкий овал лица. Они худые и изящные, могут обладать вкрадчивым голосом.

Характер

Живой ум, интеллект, хитрость и предусмотрительность – вот главные качества таких личностей. Они способны разобраться с самыми запутанными делами и помочь выйти из тупика другим. «Лисы» распутывают интриги, разоблачают заговоры и обман. Не полезут за словом в карман: их шутки и замечания могут быть довольно обидными. Неслучайно среди родившихся под покровительством этого тотема много политиков, адвокатов по семейному праву, сыщиков, исследователей.

Такие люди крайне осторожны, порой даже до трусости. Могут выйти из-под удара, подставив под него более сильного человека. Но не стоит обвинять «лисицу» в том, что она действует только в собственных интересах: ей свойственно желание заботиться о ближних и помогать им.

Этот человек не будет сворачивать горы на своем пути, а предоставит сделать это другим людям, более смелым и «пробивным». Ее цель в жизни – указывать на правильный путь, а не преодолевать преграды. «Лиса» умеет оценить другого человека по достоинству, но и к себе требует уважительного отношения.

Веселые и общительные, эти личности легко завязывают дружбу. Они – одни из лучших родителей среди тотемных животных, много времени проводят с семьей и детьми, оберегают и опекают их. Выстраивая супружеские отношения с такими людьми, следует помнить, что их жизнь никогда не бывает ординарной, она наполнена сюрпризами, невероятными поворотами, происшествиями, переменами. Не каждому под силу выдержать столь бурное существование, поэтому в личной жизни «лисы» нередко бывают одиноки.

«Лисы» хорошо осваиваются в коллективе, на работе часто проявляют себя как компетентные специалисты, ответственно подходя к выполнению порученного задания.

Тотем лиса дает возможность развить в себе такие же таланты маскировки и невидимости, уникальную сообразительность. Важно научиться вести грамотный процесс медитации, чтобы получить всю силу этого животного и его способности.

Возможно вам также понравится:

Тотемное животное гагара — характеристика и значение Тотемное животное газель — характеристика и значение Тотемное животное термит — характеристика и значение Медитация для раскрытия тотемного животного Тотемное животное Олень – Мягкость – характеристика и значение

Лиса, Лисица - В мифопоэтических традициях образ Лисы выступает как распространённый зооморфный классификатор, нередко функционирующий и в языковой сфере [ср. рус. «лиса» - о хитром человеке; англ. fox - «хитрец» (при основном значении - «лиса») и т. п.]. Символические значения, связываемые с Лисой в разных традициях, образуют единый и весьма устойчивый комплекс лишь отчасти мифологизированных значений (хитрость, ловкость, пронырливость, сообразительность, льстивость, вороватость, обман, лицемерие, осторожность, терпеливость, эгоизм, себялюбие, жадность, сладострастие, злонамеренность, злоумышленность, мстительность, одиночество). С образом Лисы обычно соотносится представление о чем-то сомнительном, фальшивом; Лиса нередко оказывается неудачницей, попадает впросак и т. п. Поэтому она не связывается с мифологическими персонажами высших уровней (ср. редкое исключение - Лиса как одна из ипостасей Диониса и как вестница японской богини урожая и риса Инари , обладающая колдовскими чарами и способностью воплощаться в человека).
Лиса может характеризоваться магическими способностями. Так, в китайской сказочной традиции Лиса в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной Лисой - тремя звёздами в созвездии Скорпиона (ср. также созвездие Лисички, лат. Vulpecula, называемое в некоторых традициях «Лиса с гусем»). Широко распространены истории о превращении Лисы в человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит Лиса, сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается Лисой и убегает из дома. В Северо-Восточной Азии при обилии сказок о хитростях и проделках Лисы. существуют сюжеты, связывающие ее с вороном , творцом мира, создателем солнца, луны, звёзд, земли, культурным героем; в них Лисе противостоит ворону как (отчасти) хтоническое животное. Особенно показателен мотив измены ворона Кутха с Лисой своей жене в мифах ительменов. Изменение Лисой своего облика объясняет её роль как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола (в христианской символике; в китайской и японской традициях рассказы о Лисе обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах и т. п.), с одной стороны, и функцию Лисы как трикстера (обманщицы, шутницы и т. п.), соперничающего с другим трикстером (поедание мяса у Койота, обман Ворона у народов Северо-Восточной Азии) или животным, пользующимся особым престижем (медведь) или известностью (волк , заяц, петух и т. п.),- с другой. Именно в этой функции Лиса становится одним из персонажей животного эпоса в двух главных его формах - фольклорно-сказочной и литературной (иногда даже поэтической). В русской фольклорной традиции Лиса является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок. Так же Лисица имеет отчество Патрикеевна, потому что символом святого Патрика в Ирландии является именно она.
В Западной Европе складывается начиная с 11 в. эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением Лисы). Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце 12 в. появилась немецкая, а в сер. 13 в. нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»), Сходные циклы о Лисе известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве ее в жизнь людей; в китайской мифопоэтической традиции Лиса считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от Лисы придавалось особое значение), в Америке (ср. отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Лис). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на Лис и приёмы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с Лисой или с началом охоты на неё, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля); были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны Лисы.
В большинстве мифологий лисица – это символ хитрости и плутовства.
Лисица в корейской мифологии обладает способностью околдовывать людей; самые опасные лисицы это столетние: они иногда превращаются в злых женщин и нередко ночью показывают ложные огни, вследствие которых путешественники теряют дорогу и погибают; или же лисицы эти очаровывают людей до того, что они начинают хворать и постепенно сходят с ума.

У народов Европы лиса олицетворяла также такие порочные качества, как лицемерие, коварство и злобное лукавство. Китайцы и японцы добавили к этому отrалкивающему символическому
портрету некоторые пикантные штрихи, объявив лису эротическим символом обольщения и наделив ее мистической способностью к трансформации.
В мифолоrии коренных народов Америки образ лисы оценивается в целом положительно. Калифорнийские индейцы возвели серебристую лисицу в paнr культурноrо rероя, а чибча¬муиски устpaивали в честь ряженоrо лиса Фо развеселый праздник, отмечая ero приход ритуальными попойками. В Китае покровительницей лис считалась добрая Вися Юаньцзюнь «Госпожа лазоревой зари»).
В Японии белый лис был священным животным боrа риса Инари. Однако все эти примеры ¬ лишь исключение из общеrо правила, так как в большинстве культур лиса являет обманчивый лик дeмоническоrо существа.
Окрас лисьеrо меха всеrда вызывал acсоциации с огнем. Связь оrненно¬рыжей лисицы с ryбительной стихией оrня отчетливо прослеживается в мифах мноrих народов. Китайцы верили, что лисы по ночам высекают пламя собственным хвостом; скандинавы сделали лису спутницей Локи, хитроrо и KOBapHoro боrа оrня; римляне, видевшие в лисах злобных дeмонов оrня, во время цереалий (празднеств в честь боrини плодородия Цереры) привязывали к хвостам плененных животных зажженные факелы и rоняли нeсчастных по полям. Как ни странно, они полаrали, что травля подпаленных зверюшек защитит их посевы от оrня, хотя библейский rерой Самсон давно доказал обратное. В Ветхом Завете содержится pacсказ о том, как Самсон, желая примерно наказать злокозненных филистимлян, изловил однажды 300 лисиц, связал их попарно хвостами, привязал к каждой паре по зажженному факелу и выпустил всю пылающую свору на вражескую жатву.
В мифолоrии Китая, Кореи и Японии лисы заклеймены как опасные оборотни. Даром перевоплощения владеет китайский демон rуй и оборотень Цзин, японский вампир кокитено и корейский символ коварства ¬ старый лис кумихо. Живут демонические существа поблизоси от заброшенных моrил. Способность к оборотничеству приходит к ним с возрастом: к пятидесяти rодам лиса приобретает способность превращаться в женщину, к ста rодам ¬ в мужчину, а к тысячелетнему юбилею она отращивает девять хвостов и достиrает бессмертия. Ритуал перевоплощения, описанный в древних китайских трактатах, выrлядит следующим образом: рыжая бестия кладет себе на rолову человеческий череп и кланяется созвездию Большой Медведицы до тех пор, пока не превратится в человека. Наибольшую опасность среди оборотней представляют китайские женщины¬ лисы, непревзойденные соблазнительницы, крадущие жизненную энерrию человека посредством половых сношений с ним. По свидетельству мудреца Цзи Юня, эти дьяволицы столь ненасытны в любовных утехах, что моryт быстро свести в моrилу caMoro цветущеrо мужчину.
Свое рыжее чудище есть и в древнегреческой мифолоrии. Злобная тевмесская лиса, пожиравшая детей и разорявшая окрестности Фив, выrлядит символом нeуловимости, так как именно этим качеством наrрадили ее боrи. Лиса¬ людоедка творила свои черные дела до тех пор, пока ее след не взял медный пес Лайлапс, нa¬деленный божественным даром настиrать любоrо зверя. В итоrе возникло неразрешимое противоречие, yrpожавшее aвторитету олимпийских боrов. Парадоксальную поrоню прекратил Зевс, превративший необыкновенных животных в сияющие созвездия.
В христианской релиrии лиса изображается пособницей caмoro Сатаны: во¬ первых, из¬за ее дьявольских уловок, а во¬ вторых, из¬за оrненно¬рыжеrо меха, напоминающеrо пуrливым обывателям об адском пламени. Ассоциации лисы с нeчистым духом наиболее заметны в Bepx-ней Австрии, rде бытовало недоброе пожелание: «Лис тебя побери!»
В сатирической литературе лиса персонифицирует ловкого обманщика (средневековый «Роман о Лисе», мноrочисленные сказки и басни).
В истории символический образ хищнoro зверя наделен более боrатым coдepжанием. Мессенский rерой Аристомен (VII век до н.э.), поднявший знамя восстaния против завоевателей ¬спартанцев, своим чудесным спасением был обязан именно лисе. В одном из боев он, раненный в rолову, попал в плен. Спартанцы, озлобленные понесенными потерями, обрекли вождя повстанцев и 50 ero товарищей на страшную смерть: всех их, одноrо за дpyrим, живыми сбросили в пропасть Кэадас. Растяrивая удовольствие, палачи казнили Аристомена последним, но как раз это ero и спасло: упав на груду разбитых тел, rерой по неимоверному стечению обстоятельств остался жив и даже невредим. Но ero paдость быстро сменилась rорьким разочарованием: оrлядевшись по сторонам, Mecсенец обнаружил, что из rлубокоrо каменнoro мешка, куда он попал, не было выхода. Аристомена ожидала участь куда более rорькая, чем та, что постиrла ero товарищей. Трое суток пролежал он среди мертвых тел, тщетно призывая смерть, как вдруr неизвестно откуда появилась лисица и принялась обrладывать трупы. Бывалый воин притворился мертвым и терпеливо дожидался удобноrо момента, а коrда лиса приблизилась, внезапно вскочил и ухватил ее за хвост. Испyrанное животное бросилось наутек, чему Аристомен нисколько не препятствовал, но хвоста при этом не выпускал, обороняясь от острых зубов зверька обмотанным вокpyr левой руки плащом. Проследовав за своей невольной спасительницей сетью запутанных подземных лазов, находчивый rерой выбрался на свободу. Вскоре Аристомен вновь возrлавил Сопротивление, поверrнув BparoB в полное смятение своим неожиданным воскресением из мepтвых.
Если для Аристомена лиса явилась символом спасения, то для ирландских дворян ropмaнcтoнoв она была родовым проклятием и знамением смерти: всякий раз, кorда рыжих вестниц несчастья замечали в парке усадьбы ropMaHcToHoB, кто¬либо из их семейства вскоре отдавал Боry душу.
В российской истории символическим лисьим хвостом обзавелся бывший боевой rенерал Михаил Лорис¬Меликов (1825¬1888), совмещавший в последние rоды царствования Александра II обязан¬
ности министра внутренних дел и шефа жандармов. Министр Лорис¬Меликов всячески заиrрывал с либеральной оппозицией, но жандарм Лорис¬ Меликов в то же самое время жестоко преследовал политических противников режима. В pycском обществе такой двойственный курс «министра от жандармерии» метко окpeстили политикой «лисьеrо хвоста и волчьей пасти».
"Лис пустынш" ¬ почетное прозвище талантливоrо немецкоrо rенерала Эрвина Роммеля (1891-1944), в течение двух лет успешно воевавшеrо против превосходящих сил анrличан в Северной Африке. Заметая след, танковый корпус Роммеля, словно лис, петлял по африканским пустыням, внезапно появляясь там, rде ero меньше Bcero ожидали. Отрезанный от баз снабжения, лишенный подкреплений, талантливый cTpaTer тем не менее умудрялся наносить противнику поражение за поражением. 21 июня 1941 rода Роммель одержал самую блестящую из своих побед: ero танки, израсходовавшие почти весь оrневой боезапас, буквально на последних каплях rорючеrо ворвались в порт Тобрук ¬ сильно укрепленный опорный пункт анrличан. Тоrда-то заслуrи Роммеля по достоинству оценили и друзья, и враrи: немецкое командование присвоило ему звание rенерал¬лейтенанта, а анrличане нарекли неуловимоrо танкиста «лисом пустыни».
В современной Великобритании нeбывалая шумиха поднялась вокpyr закона о запрете псовой охоты налис. Представители анrлийской аристократии, возмущенные покушением на их старинные привилеrии, подняли настоящую бурю протеста. Небольшая rpуппа разбушевавшихся rpаждан даже прорвалась в здание британскоrо парламента, сорвав заседание палаты общин. Если парламентариям yдaстся отстоять пресловутый закон, то aнглийским лордам, не мыслящим cвoero cyществования без травли бедных лис, придется удовольствоваться бескровной «охотой на лис». Как известно, в спорте «охотой на лис» называется совершенно безобидная радиоиrpа, заключающаяся в том, что человек, вооруженный ручным пеленrатором, ищет спрятанные в лесу передатчики «лисы»). Вот за такую «охоту» даже настоящие лисы проrолосовали бы в парламенте всеми четырьмя лапками.
В российской rородской rеральдике лиса является «rоворящей» эмблемой, указывающей на те районы, rде издавна занимались добычей лис и выделкой их шкур. В отличие от rерманской rеральдики с ее строrими канонами в русских rербах ли.сы изображены по¬разному: идущими, беrущими или стоящими на месте. За иллюстрациями можно обратиться к rербам Саранска, Cypryтa, Ceprиевска, Тотьмы, Мезени и друrих ropoдов.

Всех народов мира.

Тевмесская лисица

(др.-греч. ἀλώπηξ Τευμησσοῦ ) — персонаж древнегреческой мифологии. Чудовищная лисица, нападавшая на жителей Беотии. Выросла на погибель фиванцев по гневу Диониса. Было предопределено судьбой, что никто не сможет её настигнуть. Каждый месяц фиванцы отдавали одного из юношей лисице на съедение. Кефал по просьбе Амфитриона выпустил против лисицы собаку, от которой никто не мог убежать. Зевс превратил обеих в камень. Предположительно, история излагалась в поэме «Эпигоны».

По рационалистическому истолкованию, был человек по имени Лис, захвативший Тевмесский холм, его убил Кефал. Википедия. Читать ещё

Басни Эзопа

— «Ворон и лисица», «Лев, волк и лисица», «Лев, медведь и лисица», «Лисица», «Лисица и виноград», «Лисица и козёл», «Лисица и маска», «Орёл и лисица». Викитека.

«ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ» , сборник арабских народных сказок (окончательная редакция 15—16 веков). Эти сказки якобы рассказывала персидскому шаху Шахрияру его жена Шахразада в течение 1001 ночи, чтобы отсрочить свою казнь. На европейские языки сказки переведены в 18 в. На сюжет сказок написана симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада».

«ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ» , памятник средне-вековой арабской литературы, сборник сказок, сложившийся в основном к 15 веку (рукописи относятся к 17—19 векам). Переведён на многие языки мира, оказал влияние на фольклор и письменные литературы многих народов.

Осипова К. Т. ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ

«ТЫ́СЯЧА И ОДНА́ НОЧЬ», па-мят-ник ср.-век. араб. ли-те-ра-ту-ры. Со-б-ра-ние ска-зок и но-велл, объ-е-ди-нён-ных об-рам-ляю-щим сю-же-том о прави-те-ле Шах-рия-ре, ре-шив-шем уби-вать жен-щин из-за их ковар-ст-ва; пы-та-ясь спа-стись, Шахразада (Шехерезада), мудрая дочь визиря, каждую ночь рассказывает Шахрияру увлекательные ис-то-рии; в ито-ге он да-ру-ет рас-сказ-чи-це жизнь и же-нит-ся на ней. Ос-но-ву па-мят-ни-ка, ве-ро-ят-но, со-став-ля-ет соз-дан-ный в 10 в. араб. пе-ре-вод сб-ка «Ты-ся-ча ска-зок» (на пех-ле-ви; не сохр.), ко-то-рый, в свою оче-редь, вос-хо-дит к инд. ис-точ-ни-кам. Клас-сич. ва-ри-ант па-мят-ни-ка сло-жил-ся в 14-15 вв., од-на-ко его по-пол-не-ние но-вы-ми ис-то-рия-ми про-дол-жа-лось вплоть до 19 в. (на-зва-ние сб-ка из-на-чаль-но не от-но-си-лось к ко-ли-че-ст-ву ре-аль-ных но-чей, но обо-зна-ча-ло не-оп-ре-де-лён-ное мно-же-ст-во). Ис-хо-дя из лексич. и сти-ли-стич. осо-бен-но-стей сб-ка, в нём вы-де-ля-ют неск. цик-лов: ин-до-иран-ский (вол-шеб-ные сказ-ки, рас-ска-зы о бла-го-чес-ти-вых и свя-тых лю-дях, сказ-ки о жи-вот-ных), ба-гдад-ский (рас-ска-зы о доб-ром и мо-гу-ще-ст-вен-ном пра-ви-те-ле, за-ро-див-шие-ся в тор-го-во-ре-мес-лен-ной сре-де, во-пло-тив-шие меч-ту; ис-то-рич. и бы-то-вые анек-до-ты), ка-ир-ский (ге-ро-ич. эпо-пеи, плу-тов-ские рас-ска-зы). Отд. ме-сто за-ни-ма-ют скаочные цик-лы «Пу-те-ше-ст-вия Син-д-ба-да», «Сейф аль-Му-лук» и др. В Ев-ро-пе па-мят-ник стал из-вес-тен с 18 в. бла-года-ря со-кра-щён-но-му франц. пе-ре-во-ду А. Гал-ла-на (изд. в 1704-17); его рус. пе-ре-вод из-дан в 1763-74. Пер-вый рус. пе-ре-вод с араб. ори-ги-на-ла вы-пол-нен М. А. Са-лье (т. 1-8, изд. в 1929-39). Сказ-ки поль-зо-ва-лись ши-ро-кой по-пу-ляр-но-стью как на Вос-то-ке, так и на За-па-де, ока-за-ли влия-ние на фольклор и лит-ру, лег-ли в ос-но-ву филь-мов («Вол-шеб-ная лам-па Алад-ди-на», реж. Б. В. Ры-ца-рев, 1967; и др.).

Панчатантра

— (санскр. पञ्चतन्त्र, Pañcatantra , буквально «пять принципов или текстов») — памятник санскритской повествовательной прозы. Сложился к III—IV векам н. э., имеет более давние фольклорные истоки; при этом самые ранние сохранившиеся санскритские рукописи «Панчатантры» относятся к XI столетию. Авторство, история создания книги, степень её «фольклорности» и «литературной обработки» представляет собой до сих пор не разрешённую научную проблему. Традиция называет автором некоего брахмана Вишнушармана, будто бы жившего в V—VI веках, который по просьбе одного раджи научить его мудрому управлению государством и составил этот сборник аллегорических поучительных рассказов. Википедия. Читать ещё

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

«ПАНЧАТАНТРА» («Пять книг»), сборник басен, сказок, притч, сложившихся в Индии в первые века н. э. Через персидские и арабские переводы стал достоянием мировой литературы.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

«ПАНЧАТАНТРА» (санскр. — пятикнижие), памятник санскритской повествовательной литературы (около 3-4 веков). Составляющие «Панчатантру» книги басен, сказок, притч и новелл нравоучительного характера, построенные по типу так называемой обрамлённой повести, отражают социальные отношения древней Индии. Памятник имеет свыше 200 переводов и переложений в литературах Азии и Европы.

Серебряный С. Д. ПАНЧАТАНТРА // Большая российская энциклопедия. 2017

«ПАНЧАТА́НТРА» (санскр. - «[Кни-га, имею-щая] пять раз-де-лов»), со-би-ра-тель-ное на-зва-ние инд. лит. па-мят-ни-ка, со-хра-нив-ше-го-ся в нескольких вер-си-ях под разл. за-гла-вия-ми. Соз-да-на на сан-ск-ри-те ок. 3-4 вв.; до-шед-шие до нас вер-сии не стар-ше 11 в. Пред-став-ля-ет со-бой сб-ки на-зи-дат. и раз-вле-кат. по-ве-ст-во-ва-ний (ба-сен о жи-вот-ных, ска-зок и притч), при-чём од-ни ис-то-рии «встав-ле-ны» в дру-гие. «П.» открывает-ся и за-кры-ва-ет-ся «об-рам-ляю-щим» рас-ска-зом (как пра-ви-ло - о муд-ре-це, при-гла-шён-ном обу-чать прин-цев), от-сю-да и при-ня-тое в отеч. ли-те-ра-ту-ро-ве-де-нии её оп-ре-де-ле-ние как «об-рам-лён-ной по-вес-ти». Вклю-ча-ет не-ма-ло «бро-дя-чих сю-же-тов», из-вест-ных у мн. на-ро-дов. В нау-ке нет еди-но-го мне-ния об ис-то-рии фор-ми-ро-ва-ния «П.» - о со-от-но-ше-нии в ней фольк-лор-но-го и ав-тор-ско-го на-чал; о том, был ли не-кий пер-во-на-чаль-ный текст, позд-нее ра-зо-шед-ший-ся в вер-си-ях, или «П.», на-по-до-бие тек-ста фольк-лор-но-го, из-на-чаль-но су-ще-ст-во-ва-ла в разл. вари-ан-тах. В Ин-дии «П.» не-од-но-крат-но пе-ре-ла-га-лась на мн. язы-ки. В 6 в. од-на из вер-сий пе-ре-ве-де-на на пех-ле-ви, за-тем с пех-ле-ви на сир. язык. Этим пе-ре-во-дом вос-поль-зо-вал-ся Ибн аль-Му-каф-фа , соз-дав-ший на араб. яз. кн. «Ка-ли-ла и Дим-на» (8 в.), ко-то-рая не-од-нократ-но пере-ла-га-лась на язы-ки Ев-ро-пы, в т. ч. на цер-ков-но-сла-вян-ский яз. (кн. «Сте-фа-нит и Их-ни-лат», 1081). «П.» ле-жит в ос-но-ве кн. «Хиопадеша» (12 в.). К нач. 20 в. на-счи-ты-ва-лось св. 200 пе-ре-ло-же-ний «П.» на де-сят-ки язы-ков. Сю-же-ты и ком-по-зи-ция «П.» ока-за-ли зна-чит. влия-ние на ев-роп. ли-те-ра-ту-ру.

«Ляо-Чжай-Чжи-И»

(«Ляо-Чжай»; в западных переводах — «Повести о странном из кабинета Ляо») — название книги китайского новеллиста Пу Сун-лина, по прозвищу Лю-цюань (1622—1715), родом из провинции Шаньдун.

Пу Сунлин, автор «Ляо-Чжай», получил классическое образование и принадлежал к бюрократическому сословию ученых. 16 тт. его произведений заключают более 400 новелл, которые не представляют собой оригинального жанра, а являются лишь блестящей стилизацией фантастических китайских новелл VIII—IX вв. Тематика «Ляо-Чжай», ограниченная почти исключительно родной провинцией писателя и его же эпохой, использует фантастику народных сказок. Лисицы-оборотни, бесы, волшебники, странные случаи — вот основные мотивы «Ляо-Чжай», и недаром первоначально книга называлась иначе: «Гуй-ху чжуань», то есть истории о бесах и лисицах. «Ляо-Чжай» черпает свои сюжеты также из даоизма (одного из религиозных течений Китая).

Сугубо-изощрённый, насыщенный литературными условностями и цитатами язык «Ляо-Чжай» был рассчитан конечно не на широкую массу, а на очень узкий круг читателей, и весь интерес книги для знатоков классики заключался именно в этой литературной изысканности, превратившей материал народного по существу эпоса в книгу для немногих эстетов из числа образованных верхов феодальной бюрократии. Новеллы «Ляо-Чжай» неоднократно переводились на иностранные языки. Наиболее совершенным представляется перевод В. М. Алексеева, опубликованный в 1922 и 1923 гг. под названиями «Лисьи чары» и «Монахи-волшебники». Википедия. Читать ещё

Ренар (лис)

— Ренар (фр. Renard, Рейнеке) — герой французской средневековой сатирической эпопеи — «Романа о Лисе» («Roman de Renard»), памятника французской городской литературы конца XII—XIV вв. Этот эпос пользовался огромной популярностью и у соседних с французами германских народов (фламандцы, голландцы, немцы, англичане), которые внесли существенный вклад в развитие образов поэмы. Википедия.

Рейнеке—Лис (Reineke Fuchs), Роман о Лисе средневековый (сер. 13 в.), центральный персонаж европейского фольклора (немецкого, голландского, французского) и во всех главный герой хитрый пройдоха, обманщик и лицемер Лис—Ренар. В 940-х годах некий монах литературно обработал сказания, в 1150-х годах народное творчество было систематизировано (собрано) в первую поэму, что и послужило началом литературного цикла.

Существует текст 1180 года «Рейнгардт Лис» — в дальнейшем повествования о лисе неоднократно обновлялись и переводились на европейские языки. Большинство произведений XII-XIV веков являются вариантами эпического романа о лисе.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

«РОМАН О ЛИСЕ» («Роман о Р е н а р е»), сатирическая поэма, памятник городской литературы, сложившийся во Франции в 12—13 веках. В образах животных поэма показывает горожан и феодалов, ведущих борьбу друг против друга. «Роман о Лисе» послужил основой созданной в Германии поэмы «Рейнеке—Лис », впоследствии обработанной В. Гёте (1794).

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

«РЕЙНЕКЕ—ЛИС» , см. «Роман о Лисе».

«РОМАН О ЛИСЕ» («Roman de Rehart»), памятник французской литературы середины 13 века. Рассказывает о борьбе хитрого Лиса—Ренара с жадным и глупым Волком—Изегримом. Содержит элементы сатиры на знать и духовенство. Известны обработки романа на основных западно-европейских языках.

Ершова И. В. РОМАН О ЛИСЕ // Большая российская энциклопедия. 2017

«РОМА́Н О ЛИ́СЕ», «Ро-ман о Ре-на-ре» («Ro-man de Renart»), ср.-век. франц. лит. па-мят-ник. Соз-дан в 1170-1260-х гг. на ста-роф-ран-цуз-ском яз. учё-ны-ми кли-ри-ка-ми (сре-ди ав-то-ров - Пьер де Сен-Клу, Ри-шар де Ли-зон, Рют-бёф ) для ис-пол-не-ния жонг-лё-ра-ми. Со-став-лен 8-слож-ным сти-хом; со-сто-ит из глав («аван-тюр»), объ-е-ди-нён-ных в 27 час-тей («вет-вей»); при-чис-ля-ет-ся к т. н. жи-вот-но-му эпо-су. Сре-ди ис-точ-ни-ков «Р. о Л.» - фольк-лор-ные сказ-ки о жи-вот-ных и ср.-век. об-ра-бот-ки гре-ко-ла-тин-ских ба-сен [по-эма «Бег-ст-во плен-ни-ка» («Ecbasis cap-tivi») мо-на-ха из Ту-ля, 10 в.; по-эма «Изег-рим» («Ysengrimus») Ни-вар-да из Ген-та, 12 в.; и др.]. Гл. ге-рой - лис Ре-нар, ко-то-рый вы-сту-па-ет в ро-ли фольклорного «хит-ре-ца», шут-ни-ка-на-смеш-ни-ка или сам пре-вра-ща-ет-ся в объ-ект са-ти-ры. «Р. о Л.», со-че-таю-щий анек-до-тич-ность и ко-мизм в ду-хе фаб-льо и на-зи-да-тель-ность и са-ти-рич. па-фос, род-ст-вен-ные бас-не, от-ме-чен ан-ти-ры-цар-ской на-прав-лен-но-стью: объ-ек-та-ми па-ро-дии в нём ста-но-вят-ся ры-цар-ский ро-ман и жес-та , а так-же сис-те-ма цен-но-стей кур-ту-аз-ной ли-те-ра-ту-ры . «Р. о Л.» по-лу-чил ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние и не-од-но-крат-но пе-ре-ра-ба-ты-вал-ся: нем. вер-сия, соз-дан-ная в кон. 12 в. Ген-ри-хом Ли-це-ме-ром; англ. по-эма «Рей-нард-лис» У. Кэкс-то-на и др. Из-вест-ность сни-ска-ла по-эма «Рей-не-ке-лис» И. В. Гё-те , на-пи-сан-ная на ос-но-ве ниж-не-не-мец-ко-го пе-ре-ло-же-ния 15 в.

На тему Рейнике написаны сотни книг, песни и даже воздвигли памятник лисе в городе Хюлсте, в Нидерландах.

Басни Крылова

Подражая Эзопу, в период с 1809 по 1843 годы Иван Андреевич Крылов (1769—1844) русский писатель, поэт, баснописец, переводчик, сочинил и переработал около 200 басен. В их числе басни с лисой — «Ворона и лисица», «Лиса и осёл», «Добрая лисица» и многие другие.

Н. В. Гоголь назвал басни Крылова "... книгой мудрости самого народа".

Иллюстрации — Басни Крылова в нач. школе. 1949

Русские народные сказки

Сказки народов мира

Появляется забавный Братец Лис из книги «Сказки дядюшки Римуса» американского писателя Джоэля Чандлера Харриса (1848—1908).

Украинский писатель Иван Франко (1856—1916) в 1890 году пишет сказку «Лис Микита».

Шведский писатель Ян Улоф Экхольм пишет про лисёнка — Людвига Четырнадцатого в своей книге «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.».

Множество сайтов посвящено лисам, один из них — Список вымышленных лис:

  • Премудрая жена Лисица — мнимая праведница из «Сказания о куре и лисице» (памятнике русской литературы XVII века).
  • Лис и Кот из сказки К. Коллоди «Пиноккио».
  • Лиса Алиса из сказки А. Н. Толстого «Буратино».
  • Лис — верный друг Маленького Принца в одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери.
  • Изумительный мистер Лис из одноименной книги Роальда Даля.
  • Сильвия — женщина, превратившаяся в лисицу (роман Дэвида Гарнетта «Женщина-лисица»). Википедия. Читать ещё

Лиса в географических названиях

Лисий нос — крупный дачный посёлок у одноимённой ж.-д. станции, в 24 км. к западу от Ленинграда. Название производят от бывшего на этом месте «Села Лисичьего на Корином носу», упомянутого в окладной книге Водской пятины Великого Новгорода за 1500 год ...

Лисiй носъ — мысъ въ Финскомъ залив ѣ, С.-Петерб. губ. и у., на с ѣв. берегу Невской губы, противъ Кронштадта, отъ котораго отд ѣленъ проливомъ шириною въ 9 вер., изв ѣстнымъ подъ названiемъ с ѣвернаго кронштадтскаго фарватера. Низменный мысъ поросъ хвойнымъ л ѣсомъ, съ прим ѣсью березы и крупныхъ дубовъ. 2 селенiя, изв ѣстныя подъ названiемъ Л. носъ. Станцiя Приморской С.-Петербурго-Сестрор ѣцкой жел. дор.; дачное м ѣсто подъ Петербургомъ.

Лисино (Лисий корпус) — посёлок в Тосненском районе, в 2 км от ж.-д. станции Лустовка. Получил своё название в связи с большим количеством лисиц, водившихся некогда в окрестностях. В XIX веке окружающие посёлок леса были местом царской охоты ... ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Словарь географических названий Ленинградской области. Лениздат. 1974

Лисино — с. С.-Петербургской губ., Царскосельскаго у., бывшее лисинское лѣсное училище и учебное лѣсничество (см.), императорскiй охотничiй павильонъ, школа, лазаретъ, лавка. Дворовъ 12, жит. 92. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907

Лисицы — посёлок в Томской обл.

Лиски — город, районный центр Воронежской области РСФСР, пристань на Дону, железно-дорожный узел. Предприятия по по обслуживанию железно-дорожного транспорта и пищевая промышленность.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

Лисица — река в Томской обл.

Лисья бухта — бухта Чёрного моря, между горными массивами Кара-Даг и Меганом

Лисьи острова — острова у Алеутского хребта в Беринговом море

Лисья гора — гора в пригороде г. Балашиха, Подмосковье

  • Лисьи горы — песчаные бугры близ г. Кингисеппа среди обширного мохового болота. Получили своё название за обилие водившихся здесь лисиц, делавших в буграх норы, где выводили потомство... ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Словарь географических названий Ленинградской области. Лениздат. 1974

Лисья гора — гора в окрестностях города Нижний Тагил

Лисий хвост — перевал, район озера Байкал

Лисаковск , г. (с 1971) в Кустанайской области. Железно-дорожная станция. Горно-обогатительный комбинат (железная руда).

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

Лисец посёлок в Ивано-Франковской обл. (Украина)

Лисичанскъ (Лисья балка) — с. Бахмутскаго у., Екатеринославской губ.; ст. Юго-Восточныхъ жел. дор., при р. С ѣв. Донц ѣ. Дв. 461, жит. 3198. Школа, 2 ярмарки, лавки. Въ 1 вер.— чугунноплавильный заводъ. Казенное штейгеровское (четырехклассное) училище, съ 100 чел. учащихся. Зд ѣсь начата первая разработка каменнаго угля въ губ., в 1796 г., для нуждъ Луганскаго зав., рабочими, переселенцами съ Урала и переименованными (1852) въ горнозаводскихъ крестьянъ. Прежде эта волость снабжала вс ѣ шахты губ. опытными рудокопами. Толщина каменноугольнаго пласта — 28 врш., паденiе 13°. На 2 казенныхъ шахтахъ ежегодно добывается до ½ милл. пд., на 13 крестьянскихъ, разрабатываемыхъ ручнымъ способомъ, артелями — до 200 тыс. пд. Близь села — залежи охры. А. М. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907

Озеро лисицы — село в графстве McHenru (США)

Это далеко не полный перечень географических названий, и всё что начинается на Лис не обязательно "лисьего" происхождения. Например, Лиссабон к лисе отношения не имеет. Происхождение географических названий изучает наука —

ТОПОНИМИКА (от греч. topos — место и onyma — имя название), 1) совокупность географических названий какой-либо территории. 2) Раздел ономастики, изучающий имена собственные, представляющие названия географических пунктов... Советский Энциклопедический Словарь. 1980

P. S.

В ФРГ выходил коммунистический журнал «Рот Фукс» (Красный Лис).

В 80-х годах, в Украинской ССР печатался публистический журнал «Лис Микита».

Материал из Энциклопедия знаков и символов

Лис, лисовин, лиса, лисица

В символике преобладает негативное значение.

В Европейском фольклоре играет роль трюкача, подобную той, которую у североамериканских индейцев играл койот.

Основные значения:

  • пронырливость, хитрость;
  • лицемерие, лукавство, вероломство;
  • долголетие, плодородие.

Лиса может характеризоваться магическими способностями. Так, в китайской сказочной традиции лиса в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной лисой - тремя звёздами в созвездии Скорпиона. Широко распространены истории о превращении лисы в человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит лиса, сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается лисой и убегает из дома. В Северо-Восточной Азии при обилии сказок о хитростях и проделках лисы существуют сюжеты, связывающие её с вороном, творцом мира, создателем солнца, луны, звёзд, земли, культурным героем; в них лиса противостоит ворону как (отчасти) хтоническое животное. Особенно показателен мотив измены ворона Кутха с лисой своей жене в мифах ительменов. Изменение лисой своего облика объясняет её роль как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола (в христианской символике; в китайской и японской традициях рассказы о лисах обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах и т. п.), с одной стороны, и функцию лисы как трикстера (обманщицы, шутницы и т. п.), соперничающего с другим трикстером (поедание мяса у Койота, обман Ворона у народов Северо-Восточной Азии) или животным, пользующимся особым престижем (медведь) или известностью (волк, заяц, петух и т. п.), - с другой. Именно в этой функции лиса становится одним из персонажей животного эпоса в двух главных его формах - фольклорно-сказочной и литературной (иногда даже поэтической).

В русской фольклорной традиции лиса является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок.

В Западной Европе складывается начиная с XI в. эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением лисы). Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце XII в. появилась немецкая, а в сер. XIII в. нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»). Сходные циклы о лисах известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве лис в жизнь людей; в китайской мифопоэтической традиции лис считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от лис придавалось особое значение), в Америке (ср. отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Л.). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на лис и приёмы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с лисой или с началом охоты на неё, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля); были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны лисы.

gastroguru © 2017